загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна,окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ПРОМЫШЛЕННОМ, ЖИЛОМ И НЕ ТОЛЬКО...:
ПОНЯТИЯ:

МОНТАЖ (франц. montage - подъём установка, сборка, от monter - поднимать), сборка и установка сооружений конструкций, технологического оборудования агрегатов, машин (см. Сборка машин, аппаратов, приборов и др. устройств и готовых частей и элементов.
МОНТАЖ в строительстве - основной производственный процесс, выполняемый при возведении зданий и сооружений или и реконструкции, в результате которого устанавливают в проектное положение строительные конструкции, инженерное технологическое оборудование и др. МОНТАЖ технологического оборудования включает также присоединение его к источникам энергоснабжения системам очистки и удаления отходов оснащение приборами, средствами автоматизации и контроля
.


СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ в СССР, организационно обособленные производственно-хозяйственные единицы, основным видом деятельности которых является строительство новых, реконструкция, капитальный ремонт и расширение действующих объектов (предприятий, их отдельных очередей, пусковых комплексов, зданий, сооружений), а также монтаж оборудовани я. К государственным СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ относятся строительные и монтажные тресты (тресты-площадки, тресты гор. типа, территориальные, союзные специализированные тресты); домостроительные, заводостроительные и сельские строительные комбинаты; строительные, (монтажные) управления и приравненные к ним организации (напр., передвижные механизированные колонны, строительно-монтажные поезда и др.).
ПРОЕКТИРОВАНИЕ (от лат. projectus, буквально - брошенный вперёд), процесс создания проекта - прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния. Различают этапы и стадии ПРОЕКТИРОВАНИЯ, характеризующиеся определённой спецификой. Предметная область ПРОЕКТИРОВАНИЯ постоянно расширяется. Наряду с традиционными видами ПРОЕКТИРОВАНИЯ (архитектурно-строительным, машиностроительным, технологическим и др.) начали складываться самостоятельные направления ПРОЕКТИРОВАНИЯ человеко-машинных систем (решающих, познающих, эвристических, прогнозирующих, планирующих, управляющих и т. п.) (см. Система "человек и машина"), трудовых процессов, организаций, экологическое, социальное, инженерно-психологич., генетическое ПРОЕКТИРОВАНИЕ и др. Наряду с дифференциацией ПРОЕКТИРОВАНИЯ идёт процесс его интеграции на основе выявления общих закономерностей и методов проектной деятельности.
ПРОМСТРОЙПРОЕКТ, проектный институт в ведении Госстроя СССР. Находится в Москве. Организован в 1933. В составе института архитектурно-строительные и конструкторские отделы; ПРОМСТРОЙПРОЕКТ возглавляет объединение "Союзхимстройниипроект" с проектными институтами в Киеве, Ростове-на-Дону, Тольятти, Алма-Ате. Разрабатывает проекты (архитектурно-строительные и сан.-технич. части) производственных зданий и сооружений крупнейших промышленных предприятий автомобильной, машиностроит., металлургич., химич. и др. отраслей пром-сти; схемы генеральных планов пром. узлов и упорядочения существующих пром. районов; мероприятия по повышению уровня индустриализации строительтсва за счёт унификации и типизации зданий, сооружений и конструкций и внедрения эффективных строит. материалов; нормативные документы и методич. указания по проектированию пром. зданий и сооружений. Периодически публикует реферативную информацию "Строительное проектирование промышленных предприятий". Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1958)

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

оники к «образной кинопублицистике», составившей основу сов. документального кино. Для 20-х гг. характерны тематич. журнал «Киноправда», документальные фильмы «Шагай, Совет!», «Шестая часть мира» (оба в 1926) реж. Вертова (опыты и достижения к-рого в этой области оказали большое влияние на развитие сов. и мирового кино), новаторские историко-оеволюц. ленты «Падение династии Романовых» (1927) и «Россия Николая II и Лев Толстой» (1928), созданные реж. Э. И. Шуб на основе архивных материалов, а также кинопоэма В. А. Турина «Турксиб» (1929). Фильм «Гидроторф» (1920, реж. Ю. А. Желябужский), получивший одобрение В. И. Ленина, положил начало учебно-производств. и научно-популярному кино. В Москве, Петрограде, Киеве и Одессе в 1918-21 выпускались игровые агитфильмы, имевшие большое значение для становления художеств, кинематографии. Среди них-«Уплотнение» (1918, сценарий Луначарского, реж. А. П. Пантелеев), «За Красное знамя» (1919, реж. В. П. Касьянов), «На Красном фронте» (1920, реж. Л. В. Кулешов), а также антирелигиозный фильм «Чудотворец» (1922, реж. Пантелеев), высоко оцененный В. И. Лениным. В 20-е гг. развивалось художеств, кино в Грузии, Армении, Узбекистане, Белоруссии; первые фильмы (часто экранизации) посвящались борьбе с пережитками прошлого, строительству новой жизни: «Арсен Джорджиашвили» (1921, реж. И. Н. Перестиани), «Намус» (1925, по А. М. Ширванзаде, реж. А. И. Бек-Назаров), «Лесная быль» (1927, по М. Чароту, реж. Ю. В. Тарич) и др. Революционно-приключенческая картина «Красные дьяволята» (1923, по П. А. Бляхину, реж. Перестиани), поставленная в Грузии, стала заметным явлением киноискусства. Для подготовки творческих кадров в 1919 в Москве было создано первое в мире гос. уч. заведение в области кино - 1-я Госкиношкола (с 1925 Гос. техникум кинематографии, ГТК), k-рой руководил Гардин. Вместе с учениками он поставил фильм «Серп и Молот» (1921) - первую полнометражную художеств, картину на революц. тему. Большой вклад в развитие молодой кинематографии внёс режиссёр и один из первых сов. кинотеоретиков Кулешов, снявший с учениками возглавлявшейся им мастерской фильмы «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков» (1924), «По закону» (1926) и др.; в них были применены новые методы постановки, продолжены поиски в области киномонтажа и актёрского творчества.

С наибольшей полнотой и силой новаторская сущность сов. киноискусства проявилась в творчестве реж. С. М. Эйзенштейна. Он создал историко-революц. фильм «Броненосец „Потёмкин"» (1925), в к-ром вооружённое восстание моряков вырастало в обобщённый образ рус. Революции 1905-07. Идею непобедимости народа режиссёр воплотил в монументально-патетической, документально-достоверной, целостной художеств, форме. Новизна монтажных построений, метафоричность киноязыка, классич. стройность композиции отличали этот фильм. Он получил мировую известность и на референдуме Всемирной выставки в Брюсселе (1958) был назван первым в числе 12 лучших фильмов всех времён. В картине «Октябрь» (1927) Эйзенштейн развивал принципы революционно-героич. эпопеи. Смелыми поисками были отмечены его фильмы «Стачка» (1925), «Старое и новое» (1929).

Режиссёр-новатор В. И. Пудовкин создал экранизацию повести М. Горького «Мать» (1926) - одно из лучших произв. мирового экрана, свидетельствующее о высоких достижениях актёрской и изобразит, культуры сов. киноискусства. Разработку историко-революц. темы Пудовкин продолжил в фильмах « Конец Санкт-Петербурга» (1927) и «Потомок Чингисхана» (1929). Заметный след в истории «немого» кино оставили фильм Г. М. Козинцева и Л. 3. Трауберга - «Новый Вавилон» (1929), киноленты энтузиастов совр. темы С. И. Юткевича - «Кружева» (1928), Б. В. Барнета -«Дом на Трубной» (1928), Е. В. Червякова - «Девушка с далёкой реки» (1928), Ф. М. Эрмлера-«Обломок империи» (1929), Ю. Я. Райзмана - «Земля жаждет» (1930), А. М. Роома - «Привидение, которое не возвращается» (1930) и др. Революц. борьбе и становлению нового быта посвящались картины режиссёра старшего поколения Протазанова - «Его призыв» (1925), «Сорок первый» (1927, по Б. А. Лавренёву), «Дон Диего и Пелагея» (1928) и др. Становление сов. кинематографии, школы неотделимо от творчества первых сов. кинодраматургов - Н. Ф. Агаджановой, О. М. Брик, К. Н. Виноградской, Г. Э. Гребнера, Д. Джабарлы, С. А. Ермолинского, Н. А. Зархи, Б. Л. и О. Л. Леонидовых, В. В. Маяковского, В. К. Туркина, В. Б. Шкловского, операторов - А. Д. Головни, А. Н. Москвина, Э. К. Тиссэ, актёров - Н. П. Баталова, О. А. Жизневой, И. В. Ильинского, Е. А. Кузьминой, В. П. Марецкой, Ф. М. Никитина, Н. К. Симонова, В. П. Фогеля, И. П. Чувелёва, М. М. Штрауха. Крупнейший укр. режиссёр А. П. Довженко создал революц. киноэпопею «Звенигора» (1928) и «Арсенал» (1929), поэтич. кинодраму «Земля» (1930) о борьбе за новую социалистич. деревню. В фильмах Довженко совершенствовалось мастерство оператора Д. П. Демуцкого. На студиях Киева и Одессы снимались укр. актёры - И. Э. Замычковский («Два дня», 1927, реж. Г. М. Стабовой), А. М. Бучма («Ночной извозчик», 1929, реж. Г. Н. Тасин) и др. Начавший работу в рус. дореволюц. кино Бек-Назаров в 20-е гг. активно выступал как организатор и режиссёр груз., азерб. и арм. кино (его имя в 1966 присвоено киностудии «Арменфильм»). Одним из зачинателей груз, кино стал актёр и режиссёр Перестиани. Груз, режиссёры Н. М. Шенгелая и М. Э. Чиаурели соединили опыт революционного кинематографа с колоритным, эмоционально насыщенным наследием нац. иск-ва. Шенгелая поставил ист. драму «Элисо» (1928), Чиаурели - драму «Саба» (1929) и памфлет «Хабарда» («Посторонись», 1931). С 1923 начался выпуск мультипликационных фильмов, первыми режиссёрами и художниками к-рых были B.C. и 3. С. Брумберг, А. И. Бушкин, А. В. Иванов, И. П. Иванов-Вано, Ю. А. Меркулов, Н. П. Ходатаев, М. М. Цехановский и др. В 20-е гг. заметно укрепилась производств, база сов. кино. Были реконструированы крупнейшие киностудии страны- «Мосфильм» (осн. в 1924, с 1935 совр. назв.), «Ленфильм» (осн. в 1918, с 1935 совр. назв.). В 1928 была создана Киевская киностудия ВУФКУ (с 1957 Киевская киностудия им. А. П. Довженко), в 1930-«Таджиккино» в Душанбе и др. Одновременно со стр-вом крупных киностудий вводились в строй предприятия по произ-ву киноаппаратуры, химич. материалов и др. К нач. 30-х гг. сов. кинематография представляла собой многонац. и самобытное иск-во. К этому времени было поставлено ок. 1000 «немых» художеств, и более 100 мультипликационных фильмов. Киносеть обслуживала ежегодно около 300 млн. зрителей.

Кадры из фильмов: 1. «Обломок империи». Реж. Ф. М. Эрмлер. 1929. 2. «Чапаев». Реж. Г. Н. и С. Д. Васильевы. 1934. 3.«Пэпо». Реж. А. И. Бек-Назаров. 1935. 4. «Возвращение Максима». Реж. Г. М. Козинцев и Л. 3. Трауберг. 1937. 5. «Мы из Кронштадта». Реж. Е. Л. Дзиган. 1936. 6. «Волга-Волга». Реж. Г. В. Александров. 1-938. 7. «Ленин в Октябре». Реж. М. И. Ромм. 1937. 8. «Трактористы». Реж. И. А. Пырьев. 1939.

Введение звука в кино потребовало коренной технической, а затем и творческой перестройки кинематографии. В 1926-27 лаборатории под рук. П. Г. Тагера в Москве и А. Ф. Шорина в Ленинграде разработали сов. систему звукового кино: в 1929 в Ленинграде открылся первый кинотеатр, где демонстрировались экспериментальные звуковые фильмы. Для подготовки кадров в Ленинграде в 1930 был создан Ин-т киноинженеров звукового кино (ЛИКИ); в этом же году - Гос. техникум кинематографии преобразован в ин-т (ГИК, с 1938 - ВГИК). Появились специализированные киностудии: «Союзкинохроника» (в 1931, с 1944 Центральная студия документальных фильмов), «Мостехфильм» (1933, с 1966 "Центрнаучфильм"), «Союзмультфильм» (1936), «Союздетфильм» (1936, с 1948 Центральная киностудия детских и юношеских фильмов им. Горького) и др.

В 1932 было принято пост. ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций», имевшее большое значение и для подъёма сов. кинематографии. Для работников кино боевой программой стало овладение методом социалистич. реализма. С наибольшей полнотой творческая зрелость сов. художеств, кино проявилась в выдающемся фильме Г. Н. и С. Д. Васильевых «Чапаев» (1934). В романе Д. А. Фурманова режиссёры нашли богатый источник для создания нар.-героич. драмы, где в классически завершённой форме была раскрыта красота и могучая сила рус. революц. характеров, показаны роль народа - творца истории, становление полководца революционной эпохи (в гл. роли Б. А. Бабочкин). Историко-революц. тема получила всестороннее развитие в лучших фильмах 30 - нач. 40-х гг.: «Златые горы» (1931), «Яков Свердлов» (1940) (реж. обоих фильмов Юткевич), «Окраина» (1933, реж. Барнет), «Первый взвод» (1933, реж. В. В. Корш-Саблин), «Последний маскарад» (1934, реж. Чиаурели), трилогия о Максиме-«Юность Максима» (1935), «Возвращение Максима» (1937), «Выборгская сторона» (1939) реж. Козинцева и Трауберга (в роли Максима -Б. П. Чирков), «Мы из Кронштадта» (1936, реж. Е. Л. Дзиган), «Депутат Балтики» (1937, реж. А. Г. Зархи и И. Е. Хейфиц), «Последняя ночь» (1937, реж. Райзман), «Зангезур» (1938, реж. Бек-Назаров), «Щорс» (1939, реж. Довженко), «Всадники» (1939, реж. И. А. Савченко). Опыт постановки историко-революционных фильмов подготовил почву для создания особо важных по своему идейно-художеств. воздействию произв. о В. И. Ленине: «Ленин в Октябре» (1937) и «Ленин в 1918 году» (1939), реж. М. И. Ромм (в роли В. И. Ленина - Б. В. Щукин), «Человек с ружьём» (1938), реж. Юткевич (в роли В. И. Ленина - М. М. Штраух). Авторы этих фильмов показали монументальный, глубоко человечный образ вождя революции В. И. Ленина.

Жизнь страны, её герои-труженики, быт и характеры строителей социализма были представлены в картинах разных жанров. Формирование нового человека стало определяющей темой многих кинокартин того времени: «Путёвка в жизнь» (1931, реж. Н. В. Экк) - первый сов. звуковой фильм; «Встречный» (1932, реж. Эрмлер и Юткевич), «Иван» (1932, реж. Довженко), «Семеро смелых» (1936), «Комсомольск» (1938), «Учитель» (1939) (реж. всех фильмов С. А. Герасимов), «Великий гражданин» (1938-39, реж. Эрмлер), «Член правительства» (1940, реж. Зархи и Хейфиц), «Большая жизнь» (1-я серия, 1940, реж. Л. Д. Луков), «Валерий Чкалов» (1941, реж. М. К. Калатозов). Новые черты в психологии советского человека, его трудовой энтузиазм, нетерпимость к пережиткам прошлого отражены в жизнерадостных комедиях Г. В. Александрова - «Весёлые ребята» (1934), «Волга-Волга» (1938), «Светлый путь» (1940), Барнета - «У самого синего моря» (1936), А. И. Медведкина-«Чудесница» (1937), И. А. Пырьева -«Богатая невеста» (1938), «Трактористы» (1939), «Свинарка и пастух» (1941), К. К. Юдина - «Девушка с характером» (1939), Корш-Саблина -«Моя любовь» (1940), А. В. Ивановского -«Музыкальная история» (1940), «Антон Иванович сердится» (1941) и др. В предвоен. годы создавались картины, показывавшие героич. прошлое сов. народа, его борьбу против чужеземных захватчиков,- «Пётр I» (1937-39, реж. В. М. Петров), «Александр Невский» (1938, реж. Эйзенштейн), «Минин и Пожарский» (1939), «Суворов» (1941) (реж. обоих фильмов Пудовкин), «Амангельды» (1939, реж. М. 3. Левин), «Богдан Хмельницкий» (1941, реж. Савченко) и др. Широкое политич. звучание приобрели антифаш. фильмы: «Профессор Мамлок» (1938, по Ф. Вольфу, реж. Г. М. Раппапорт, А. И. Минкин), «Болотные солдаты» (1938, реж. А. В. Мачерет), «Семья Оппенгейм» (1939, по Л. Фейхтвангеру, реж. Г. Л. Рошаль).

Большие возможности для развития звукового кино открыло обращение к экранизации классич. лит-ры. Были поставлены фильмы: «Иудушка Головлёв» (1934, по М. Е. Салтыкову-Щедрину, реж. Ивановский), «Гроза» (1934, по А. Н. Островскому, реж. Петров), «Пышка» (1934, по Г. Мопассану, реж. Ромм), «Пэпо» (1935, по Г. М. Сундукяну, реж. Бек-Назаров), «Бесприданница» (1937, по Островскому, реж. Протазанов), трилогия М. С. Донского «Детство Горького» (1938), «В людях» (1939), «Мои университеты» (1940), «Медведь» (1938) и «Человек в футляре» (1939) (по А. П. Чехову, реж. обоих фильмов И. М. Анненский), «Маскарад» (1941, по М. Ю. Лермонтову, реж. Герасимов) и др.

Успехи детского кино наиболее полно проявились в фильмах: «Рваные башмаки» (1933, реж. М. А. Барская), «Белеет парус одинокий» (1937, по В. П. Катаеву, реж. В. Г. Легошин), «Дума про казака Голоту» (1937, по А. П. Гайдару, реж. Савченко), «Тимур и его команда» (1940, по Гайдару, реж. А. Е. Разумный), киносказках «По щучьему велению» (1938, реж. А. А. Роу), «Золотой ключик» (1939, по А. Н. Толстому, реж. А. Л. Птушко). Для детей выпускались многочисл. мультипликационные киноленты («В Африке жарко», 1937, реж. Д. Н. Бабиченко; «Колобок», 1937, реж. В. Г. Сутеев; «Дядя Стёпа», 1938, реж. Сутеев; «Мой-додыр», 1939, реж. Иванов-Вано, и др.). Был создан полнометражный объёмный мультфильм «Новый Гулливер» (1935, реж. Птушко). Первую цветную кинокартину «Груня Корнакова» (1936) поставил реж. Экк.

Значительный вклад в киноискусство наряду с режиссёрами внесли: кинодраматурги - М. Ю. Блейман, М. В. Большинцов, В. В. Вишневский, Е. И. Габрилович, А. Я. Каплер, А. Е. Корнейчук, Н. Ф. Погодин, Е. М. Помещиков, Л. Н. Рахманов, А. Н. Толстой; операторы - Б. И. Волчек, А. В. Гальперин, М. Е. Гиндин, А. Н. Гинцбург, В. В. Горданов, Ю. И. Екельчик, А. Н. Кольцатый, Л. В, Косматов, М. П. Магидсон, Ж. К. Мартов, В. Е. Павлов, Б. А. Петров, Ф. Ф. Проворов, В. А. Рапопорт, В. Т. Яковлев; художники - Б. В. Дубровский-Эшке, В. Е. Егоров, Е. Е. Еней, В. П. Каплуновский, И. А. Махлис, В. В. Сидамон-Эристави, Н. Г. Суворов, М. Б. Уманский, И. А. Шпинель; композиторы - И. О. Дунаевский, Д. Б. Кабалевский, Г. Н. Попов, С. С. Прокофьев, А. И. Хачатурян, В. В. Шербачёв, Д. Д. Шостакович и др. Заметных успехов в этот период достигла сов. многонац. реалистич. актёрская школа. Иск-во актёра стало осн. средством воплощения идейно-художеств. замысла кинодраматурга и режиссёра. Яркие образы-характеры в фильмах 30-40-х гг. создали П. М. Алейников, Б. Ф. Андреев, Бабочкин, М. Н. Бернес, Н. И. Боголюбов, В. В. Ванин, Н. Вачнадзе, Э. П. Гарин, О. П. Жаков, М. И. Жаров, Я. Б. Жеймо, А. Карлиев, Н. А. Крючков, М. А. Ладынина, Т. Ф. Макарова, Н. Д. Мордвинов, Г. Н. Нерсесян, Л. П. Орлова, Н.- П. Охлопков, Е. В. Самойлов, Л. Н. Свердлин, С. Д. Столяров, А. К. Тарасова, Н. М. Ужвий, 3. А. Фёдорова, Н. К. Черкасов, Чирков, Штраух, Щукин и др. В лучших произведениях киноискусства утвердился метод социалистич. реализма.

Крупным достижением сов. документального кино были кинопоэмы Вертова «Симфония Донбасса» (1930), «Три песни о Ленине» (1934), фильмы «Челюскин-1» (1934, реж. Я. М. Посельский, авторы-операторы А. М. Шафран и М. А. Трояновский), «Испания» (1939, реж. Шуб), научно-популярного кино - картины «Рукописи Пушкина» (1937, реж. С. И. Владимирский совместно с А. Егоровым), «В глубинах моря» (1938, реж. А. М. Згуриди совм. с Б. Г. Долиным) и др.

С 1931 до начала 40-х гг. кинематография СССР выпустила ок. 500 звуковых художеств, фильмов, в т. ч. св. 120 мультипликационных. Количество киноустановок в 1940 составило 28 тыс., число кинозрителей 900 млн.

В годы Великой Отечеств, войны 1941- 1945 сов. кинематография сыграла большую роль в воспитании боевого духа и высокого патриотизма. Были созданы фронтовые киногруппы, куда входили ветераны-документалисты и молодёжь - выпускники ВГИКа, операторы художеств, кинематографии; регулярно выходили киножурналы и спец. выпуски. Киностудия «Воентехфильм» (организована на базе «Мостехфильма») в 1941-44 создавала военно-инструктивные и учебные фильмы. Наиболее оперативной формой киноискусства стали «Боевые киносборники», состоявшие из короткометражных игровых киноновелл, документально-хроникальных очерков, поев, борьбе народа против нем.-фаш. захватчиков. В их создании участвовали ведущие мастера художеств, кино - Пудовкин, Юткевич, Савченко, Донской, Герасимов, Козинцев и др. Фронтовые операторы самоотверженно снимали боевые действия(Н. В. Быков, Б. В. Вакар, М. И. Сухова, В. А. Сущинский, А. П. Эльберт и другие погибли при исполнении служебных обязанностей) от первых дней войны до взятия Берлина и капитуляции Японии. Документальная «Летопись Великой Отечественной войны» составила более 3,5 млн. м отснятой плёнки. За годы войны было выпущено ок. 100 документальных фильмов, ок. 490 киножурналов. Среди произведений боевой кинопублицистики, поев, событиям войны: «Разгром немецких войск под Москвой» (1942, реж. Копалин, Л. В. Варламов), «Ленинград в борьбе» (1942, реж. В. М. Соловцов, Е. Ю. Учитель, Н. Г. Комаревцев, Р. Л. Кармен), «Черноморцы» (1942, реж. В. Н. Беляев), «День войны» (1942, реж. М. Я. Слуцкий; снимали 160 операторов), «Сталинград» (1943, реж. Варламов), «Орловская битва» (1943, реж. Р. Б. Гиков, Л. Н. Степанова), «Битва за нашу Советскую Украину» (1943, реж. Довженко, Ю. И. Солнцева), «Народные мстители» (1943, реж. Беляев), «Урал куёт победу» (1943, реж. Ф. И. Киселёв, В. Н. Бойков), «Освобождённая Франция» (1944, реж. Юткевич), «Берлин» (1945, реж. Райзман), «Разгром Японии» (1945, реж. Зархи, Хейфиц), «Суд народов» (1946, реж. Кармен).

Кадры из фильмов: 1. «Член правительства». Реж. А. Г. Зархи и И. Е. Хейфиц. 1940. 2. «Радуга». Рчж. М. С. Донской. 1944. 3. «Сорок первый». Реж. Г. Н. Чухрай. 1956. 4. «Летят журавли». Реж. М. К. Калатозов. 1957. 5. «Тихпйдон». Реж. С. А. Герасимов. 1957-58. 6. «Судьба человека». Реж. С. Ф. Бондарчук. 1959. 7. «Отец солдата». Реж. Р. Д.-Чхеидзе. 1965.

Продолжался выпуск художеств, фильмов. Киностудии зап. и центр, р-нов страны эвакуировались в Ср. Азию и Казахстан: «Мосфильм» и «Ленфильм» перебазировались (до 1944) в Алма-Ату, где была организована Центр, объединённая киностудия; «Союздетфильм» стал работать на основе местной студии в Душанбе; Киевская киностудия работала в Ашхабаде. В 1942 был выпущен первый полнометражный художеств. фильм о войне -«Секретарь райкома» (реж. Пырьев). С большой страстностью решаемая здесь тема нар. мстителей-партизан продолжена и развита в фильмах: «Она защищает Родину» (1943, реж. Эрмлер), «Радуга» (1944, по В. Л. Василевской, реж. Донской), «Зоя» (1944, реж. Л. О. Арнштам), «Человек № 217» (1945, реж. Ромм), «Нашествие» (1945, по Л. М. Леонову, реж. Роом) и др. Высокой патриотич. и нравств. силой отличались фильмы о бойцах и командирах Сов. Армии, снятые по сценариям и пьесам К. М. Симонова,-«Парень из нашего города» (1942), «Жди меня» (1943) (реж. обоих фильмов А. Б. Столпер, Б. Г. Иванов), «Во имя Родины» (1943, по пьесе «Русские люди», реж. Пудовкин, Д. И. Васильев), а также «Фронт» (1943, по Корнейчуку, реж. Г. Н. и С. Д. Васильевы), «Подводная лодка Т-9» (1943, реж. А. Г. Иванов), «Два бойца» (1943, реж. Луков), «Март - апрель» (1944, реж. В. М. Пронин), «Подвиг разведчика» (1947, реж. Барнет), «Повесть о настоящем человеке» (1948, по Б. Н. Полевому, реж. Столпер). О преимуществе сов. воен. стратегии над авантюристич. планами нем.-фаш. захватчиков рассказывал фильм «Великий перелом» (1945, реж. Эрмлер). Трудовому героизму, неразрывной связи фронта и тыла, стойкости сов. людей поев, кинокартины: «Машенька» (1942, реж. Райзман), «В 6 часов вечера после войны» (1944, реж. Пырьев), «Большая земля» (1944, реж. Герасимов), «Жила-была девочка» (1944, реж. В. В. Эй-сымонт), «Родные поля» (1945, реж. Бабочкин, А. Ф. Босулаев). Традиции довоенных историко-биографич. фильмов продолжили постановки фильмов: «Георгий Саакадзе» (1942-43, реж. Чиаурели), «Кутузов» (1944, реж. Петров), «Давид-Бек» (1944, реж. Бек-Назаров), «Иван Грозный» (1945, 1-я серия, реж. Эйзенштейн). Историко-революц. событиям были поев, киноленты о Гражд. войне 1918- 1920: «Оборона Царицына» (1942, реж. бр. Васильевы), «Александр Пархоменко» (1942, реж. Луков), «Котовский» (1943, реж. А. М. Файнциммер), а также фильм о нац.-освободит, борьбе в Монголии «Его зовут Сухэ-Батор» (1942, реж. Зархи, Хейфиц). Успехом на фронте и в тылу пользовались сатирич. кинокомедии: «Антоша Рыбкин» (1942, реж. К. К. Юдин), «Новые похождения Швейка» (1943, реж. Юткевич) и др.

Победоносное окончание войны выдвинуло перед киноискусством новые задачи творч. отражения всенар. подвига в битве против фашизма, жизни сов. людей, вернувшихся к мирному труду. В кон. 40- нач. 50-х гг. были созданы картины: «Молодая гвардия» (1948, по А. А. Фадееву, реж. Герасимов), «Сказание о земле Сибирской» (1948, реж. Пырьев), «Далёкая невеста» (1948, реж. Е. А. Иванов-Барков), «Константин Заслонов» (1949, реж. Корш-Саблин, Файнциммер), «Возвращение Василия Бортникова» (1953, реж. Пудовкин). О подъёме сов. киноискусства кон. 50-х гг., притоке новых творч. сил, более углублённом решении военной темы свидетельствовали фильмы «Летят журавли» (реж. Калатозов), «Дом, в котором я живу» (реж. Л. А. Кулиджанов и Я. А. Сегель)- оба в 1957, «Судьба человека» по М. А. Шолохову (реж. С. Ф. Бондарчук), «Баллада о солдате» (реж. Г. Н. Чухрай)- оба в 1959, получившие мировое признание. В лучших фильмах о войне нашли развитие творческие завоевания киноискусства воен. лет -документализм, стремление максимально точно и полнокровно воссоздать реальные события. Рост интереса к ист. прошлому и его выдающимся деятелям и достижениям, к военным подвигам отразился в биографич. фильмах: «Алишер Навои» (1947, реж. К. Я. Ярматов), «Мичурин» (1947, реж. Довженко), «Адмирал Нахимов» (1947, реж. Пудовкин), «Райнис» (1949, реж. Райзман), «Академик Иван Павлов» (1949), «Мусоргский» (1950) (реж. обоих фильмов Рошаль) и др. Актуальной теме борьбы за мир поев, фильмы: «Русский вопрос» (1948, реж. Ромм), «Встреча на Эльбе» (1949, реж. Александров).

Психологии, раскрытие человеческих характеров нового послевоен. поколения нашло отражение в фильмах «Чужая родня» (1956, реж. М. А. Швейцер), «Высота» (1957, реж. Зархи), «Дело было в Пенькове» (реж. С. И. Ростоцкий), «Поэма о море» (по Довженко, реж. Солнцева) - оба в 1958, и др. В эти же годы поставлены комедии, которые отличались яркой музыкальностью, мастерством актёров разных поколений: «Стрекоза» (1954, реж. С. В. Долидзе), «Карнавальная ночь» (1956, реж. Э. А. Рязанов). События Гражданской войны и первых послереволюционных лет были воссозданы в фильмах «Дохунда» (1957, по С. Айни, реж. Б. М. Кимягаров), «Коммунист» (реж. Райзман), «По путёвке Ленина» (реж. Л. Файзиев) - оба в 1958. Многожанровость, характерная для картин 50-х гг., раскрылась и в фильмах-экранизациях: «Сорок первый» по Лавренёву (1956, реж. Чухрай), «Отелло» по Шекспиру (1956, реж. Юткевич), «Тихий Дон» по Шолохову (1957-58, реж. Герасимов), «Хождение по мукам» по А. Н. Толстому («Сестры», 1957, «Восемнадцатый год», 1958, «Хмурое утро», 1959; реж. Рошаль).

Начатая в 30-е гг. кинолениниана была продолжена документальным фильмом «Владимир Ильич Ленин» (1949, реж. Ромм и В. Н. Беляев), включившим все сохранившиеся съёмки Ленина, и художественным фильмом «Рассказы о Ленине» (1957, реж. Юткевич).

Наряду с моск, и ленингр. студиями научно-популярных фильмов активизировали также работу киностудии в Киеве и Свердловске. В числе значит, кинолент: «Они видят вновь» (1947, реж. Н. В. Грачёв), «История одного кольца» (1948, реж. Долин), «Первые крылья» (1949, реж. А. А. Гендельштейн), «Лесная быль» (1950, реж. Згуриди). Совершенствовалось мастерство мультипликаторов: «Лиса и дрозд» (1946, реж. А. В. Иванов), «Конёк-Горбунок» (1948, по П. П. Ершову, реж. Иванов-Вано), «Цветик-семицветик» (1949, реж. М. М. Цехановский), «Федя Зайцев» (1949, реж. В. С. и 3. С. Брумберг), «Олень и волк» (1951, реж. Бабиченко), «Аленький цветочек» (1952, реж. Л. К. Атаманов).

В 50-е гг. стал увеличиваться выпуск художеств., документальных, научно-популярных фильмов, началась реконструкция киностудий в РСФСР и др. союзных республиках. Были построены киностудии в Литве, Латвии, Эстонии, а также в Молдавии, Киргизии, ранее не имевших собств. кинопроизводства. Более разнообразными по тематике и жанрам стали кинопроизведения Украины, Белоруссии, Грузии, значительные кинокартины созданы в Узбекистане. Процесс роста национальных кинематографий происходил и в Армении, Азербайджане, Туркменистане, Таджикистане, Киргизии, Казахстане.

Вместе с мастерами старшего поколения с кон. 50-х гг. на различных студиях страны к творческой работе обратились молодые кинематографисты, гл. обр. выпускники ВГИКа, Высших сценарных (с I960) и режиссёрских (с 1966) курсов: режиссёры-Т. Е. Абуладзе, III. К. Айманов, А. А. Алов, В. П. Басов, Бондарчук, Р. А. Быков, В. Я. Венгеров, Л. И. Гайдай, Г. Н. Данелия, Ю. П. Егоров, В. П. Жалакявичюс, В. И. Ивченко, Ю. Ю. Карасик, Э. Г. Климов, А. С. Кончаловский, Кулиджанов, Т. М. Лиознова, А. Н. Митта, В. Н. Наумов, А. М. Неретниек, Ю. Н. Озеров, Г. И. Панфилов, Ростоцкий, Рязанов, С. И. Самсонов, А. А. Салтыков, Сегель, В. Н. Скуйбин, И. В. Таланкин, А. А. Тарковский, Л. А. Файзиев, Д. Я. Храбровицкий, М. М. Хуциев, Ю. С. Чулюкин, Чухрай, Р. Д. Чхеидзе, Швейцер, Э. М. и Г. Н. Шенгелая, В. М. Шукшин; сценаристы - О. А. Агишев, Ю. Т. Дунский, В. И. Ежов, Б. А. Метальников, Ю. М. Нагибин, И. Г. Ольшанский, Т. Г. Сытина, Н. Н. Фигуровский, В. С. Фрид; операторы - И. А. Грицюс, В. К. Дербенёв, Л. И. Калашников, Г. Н. Лавров, В. В. Монахов, М. М. Пилихина, С. П. Урусевский, В. М. Шумский, В. И. Юсов. Строгий отбор выразит, средств, интеллектуальность, разносторонность, глубокий психологизм, яркая характерность стали важнейшими чертами исполнит, манеры наиболее видных представителей актёрской школы. Среди них-Л. М. Абашидзе, Ш. К. Айманов, Н. У. Аринбасарова, В. Ф. Артмане, Д. Ю. Банионис, А. В. Баталов, Бондарчук, М. Г. Булгакова, Быков, М. В. Володина, М. А. Глузский, Л. М. Гурченко, А. С. Демидова, Т. В. Доронина, Е. А. Евстигнеев, О. Н. Ефремов, С. А. Закариадзе, 3. М. Кириенко, М. М. Козаков, Л. В. Куравлёв, К. Ю. Лавров, И. Г. Лапиков, Е. П. Леонов, И. В. Макарова, Н. В. Мордюкова, Г. А. Польских, Н. Н. Рыбников, М. Р. Рыскулов, И. С. Саввина, Т. Е. Самойлова, И. М. Смоктуновский, О. А. Стриженов, В. В. Тихонов, М. А. Ульянов, Е. Я. Урбанский, С. М. Чиаурели, И. М. Чурикова, Л. А. Чурсина, Шукшин и др.

К нач. 60-х гг. производилось в среднем 120-140 полнометражных художеств, фильмов в год. На крупнейших киностудиях были созданы творч. объединения. Увеличился выпуск цветных кинокартин, внедрялись широкий экран, кинопанорама и стереозвук. В 1961 выпущен первый сов. широкоформатный фильм «Повесть пламенных лет» (по Довженко, реж. Солнцева).

В 60-70-е гг. сов. киноискусство становится всё более многоплановым и углублённым в исследовании разнообразных сторон жизни общества; обогащаются выразит, средства, совершенствуется киноязык. По-прежнему одной из ведущих остаётся тема Великой Отечественной войны. Лучшие картины с большой эмоциональной силой повествуют о бессмертных подвигах, моральной чистоте, гуманизме сов. народа. К наиболее значит, работам относятся: «Мир входящему» (1961, реж. Алов и Наумов), «Иваново детство» (1962, реж. Тарковский), «Вступление» (1963, реж. Таланкин), «Живые и мёртвые» (по Симонову, 1964, реж. Столпер), «Сказ о матери» (1964, реж. А. А. Карпов), «Отец солдата» (1965, реж. Чхеидзе), «Никто не хотел умирать» (1966, реж. Жалакявичюс), «Яблоки сорок первого года» (1969, реж. Б. Батыров), «А зори здесь тихие...» (1972, реж. Ростоцкий), четырёхсерийная киноэпопея «Освобождение» (1970-71, реж. Озеров).

Центр, место занимают фильмы, посв, совр. действительности. Их отличает широкий показ жизни страны, интересно и многогранно раскрытые образы современников - рабочих, колхозников, интеллигенции. В лучших из них проявилось многообразие тем, художеств, манер, жанрово-стилистич. исканий: «Простая история» (1960, реж.Ю. П. Егоров), «Серёжа» (1960, реж. Данелия и Таланкин), «Девять дней одного года» (1962, реж. Ромм), «Мне 20 лет» (1964, реж. Хуциев), «Председатель» (1965, реж. Салтыков), «Листопад» (1967, реж. О. Ш. Иоселиани), «Твой современник» (1968, реж. Райзман), «Доживём до понедельника» (1968, реж. Ростоцкий), «Влюблённые» (1969, реж. Э. Ишмухамедов), «У озера» (1969) и «Любить человека» (1972)- реж. обоих фильмов Герасимов; «Обвиняются в убийстве» (1970, реж. Б. И. Волчек), «Невестка» (1971, реж. X. К. Нарлиев), «Белая птица с чёрной отметиной» (1971, реж. Ю. Г. Ильенко), «Укрощение огня» (1972, реж. Д. Я. Храбровицкий), «Это сладкое слово - свобода» (1973, реж. Жалакявичюс), «Калина красная» (1974, реж. Шукшин), «Любовь земная» (1974, реж. Е. С. Матвеев), «Романс о влюблённых» (1974, реж. Кончаловский), «Красное яблоко» (1975, реж. Т. Океев), «Премия» (1975, реж. С. Микаэлян), «Прошу слова» (1976, реж. Панфилов) и др.

О творческой зрелости советского кино 60-70-х гг. свидетельствуют фильмы о революции и Гражд. войне. Важным вкладом в кинолениниану явились фильмы «Синяя тетрадь» (1963, реж. Кулиджанов), «Ленина Польше» (1966, реж. Юткевич), дилогия Донского «Сердце матери» и «Верность матери» (1966-67), «Шестое июля» (1968, реж. Карасик).

Эпич. широта мысли, достоверность, основанная на документах, характерны для историко-революц. фильмов этого периода; пафос революц. героики объединяет такие творчески различные картины, как «Первый учитель» (1965, реж. А. С. Кончаловский), «В огне брода нет» (1968, реж. Панфилов), «Белое солнце пустыни» (1970, реж. В. Я. Мотыль). Лит. первоисточником мн. историко-революц. кинокартин явились известные произв. сов. лит-ры: «Оптимистическая трагедия» (по Вишневскому, 1963, реж. Самсонов), «Железный поток» (по А. С. Серафимовичу, 1967, реж. Дзиган), «Комиссары» (по Ю. Н. Либединскому, 1970, реж. Н. П. Мащенко), «Бег» (по М. А. Булгакову, 1971, реж. Алов и Наумов) и др. Экранизировалась также рус. и зарубежная классика: «Дама с собачкой» (по Чехову, 1960, реж. Хейфиц), «Гамлет» (1964) и «Король Лир» (1971) (оба по Шекспиру, реж. Козинцев), четырёхсерийный фильм «Война и мир» (по Л. Н. Толстому, 1966- 1967, реж. Бондарчук), «Дон Кихот» (по М. Сервантесу, 1967, реж. Козинцев), «Братья Карамазовы» (по Ф. М. Достоевскому, 1968, 1-3-я серии, реж. Пырьев) и др. Лучшие традиции сов. кинокомедии продолжены и в значительной мере обогащены в картинах: «Берегись автомобиля» (1966) и «Ирония судьбы, или С лёгким паром» (1976) (реж. обоих фильмов Рязанов), «Кавказская пленница»(1967, реж. Гайдай), в эксцентрич. комедии Быкова «Айболит-66» (1966), лирическом детском фильме реж. Митты «Звонят, откройте дверь» (1966) и др.

Совершенствуется иск-во мультипликации. Киностудии Москвы, Киева, Тбилиси, Таллина и др. ежегодно выпускали св. 30 мультфильмов. Среди наиболее популярных -«Каникулы Бонифация» (1965, реж. Ф. С. Хитрук), «Бременские музыканты» (1969, реж. И. Ковалевская), «Крокодил Гена» (1969, реж. Р. А. Качанов), «Ну, погоди!» (1969-74, вып. 1-8, реж. В. М. Котёночкин), «О, мода, мода!» (1969, реж. В. Д. Бахтадзе), «Остров» (1973, реж. Хитрук).

Заметных успехов достигло документальное кино, характерными особенностями которого стали высокая эмоциональность и художественность в изображении событий. Достижение на этом пути - трилогия «Рукопись Ленина», «Знамя партии» и «Ленин. Последние страницы» (1960-63, реле. Ф. А. Тяпкин). В числе наиболее значит, лент -«Разноэтажная Америка» (1961, реж. Г. И. Асатиани), «Катюша» (1964, реж. В. П. Лисакович), «Обыкновенный фашизм» (1965, реж. Ромм), «Великая Отечественная» (1965, реж. Кармен, И. В. Венжер), "Если дорог тебе твой дом" (1967, реж. В. С. Ордынский), «Гренада, Гренада, Гренада моя...» (1967, авторы Кармен, Симонов), «Товарищ Хо Ши Мин» (1969, реж. Е. И. Вермишева), «Нарынский дневник» (1971, реж. А. Видугирис), «Трудные дороги мира» (1974, реж. А. А. Колошин), «Сердце Корвалана» (1975, реж. Кармен).

Кадры из фильмов: 1. «Никто не хотел умирать». Реж. В. П. Жалакявичюс. 1966. 2. «Председатель». Реж. А А. Салтыков 1965 3. «Ленин в Польше». Реж. С. И. Юткевич. 1966. 4. «Твой современник». Реж. Ю. Я. Райзман. 1968. 5. «Доживём до понедельника». Реж. С. И. Ростоцкий. 1968. 6. «Белая птица с чёрной отметиной». Реж. Ю. Г. Ильенко. 1971. 7. «Красное яблоко» Реж. I. Океев. 1975. 8. «Бег». Реж. А. А. Алов и В. Н. Наумов. 1971. 9. «Освобождение». Реж. Ю. Н. Озеров. 1970-71.

Всё чаще центр, и респ. киностудии создают киноленты по заказу телевидения: «Операция „Трест"» (1970, реж. С. И. Колосов), «Адъютант его превосходительства» (1971, реж. Е. И. Ташков), «Семнадцать мгновений весны» (1972, реж. Лиознова), «Красное и чёрное» по Стендалю (1976, реж. Герасимов) и др. Широкое признание получил укр. телефильм «Как закалялась сталь» по роману Н. А. Островского (1973, реж. Р. Н. Мащенко).

Значит, идейные процессы в киноискусстве проходят под плодотворным воздействием пост. ЦК КПСС «О мерах по дальнейшему развитию советской кинематографии» (1972) и вдохновляющих на новые свершения решений съездов КПСС. Всё это открывает новые пути подъёма киноискусства, взаимообогащения кинематографий братских советских республик, усиления роли кино в коммунистическом строительстве, в духовной жизни народа.

Сов. киноискусство, являясь массовым и действенным в острой идеологич. борьбе с империалистической пропагандой, убедительно показывает людям всего мира преимущества социалистич. строя, гуманизм и интернационализм сов. общества. Оно оказывает положит, воздействие на развитие мирового кинематографич. процесса, вносит принципиальный вклад в обогащение киноязыка. Достижения сов. киноискусства непосредственно повлияли на формирование итал. неореализма, на становление нац. кинематографий социалистич., а также развивающихся стран, способствовали утверждению социальной проблематики в кино-иск-ве развитых капиталистич. стран. Мировое признание получило теоретич. наследие классиков сов. кино - Эйзенштейна, Пудовкина, Довженко, Вертова. Опираясь на их традиции, продолжает успешно и всесторонне развиваться сов. киноведение (см. раздел Киноведение). Деятели сов. кино объединены в Союз кинематографистов СССР (см. в разделе Творческие союзы).

Лучшие сов. фильмы, подтверждающие высокий авторитет кинематографии СССР за рубежом, отмечаются премиями и наградами на Междунар. кинофестивалях стран Европы, Америки, Азии, Африки. В Сов. Союзе проводятся представительные смотры киноискусства: Всесоюзный кинофестиваль (с 1958), Междунар. кинофестиваль в Москве (1935, с 1959 регулярно 1 раз в 2 года), Всесоюзный фестиваль спортивных фильмов (с 1966), Междунар. кинофестиваль стран Азии, Африки (с 1968) и Лат. Америки (с 1976) в Ташкенте и др. О развитии между-нар. связей свидетельствуют совместные постановки сов. киностудий с киностудиями стран социалистич. содружества - Болгарии, Польши, Румынии, Чехословакии, Венгрии, Монголии, Югославии, ГДР, Кубы, а также киностудиями Индии, Италии, Франции, Японии, Швеции, США и др.

Производство художественных документальных фильмов и кинопериодики осуществляется во всех союзных республиках. В 1975 выпущено 282 полнометражных фильма, в т. ч. 143 художественных, 30 документальных и 11 научно-популярных, 98 телевизионных и 1376 короткометражных. За год выходит св. 50 назв. периодич. киножурналов, в т. ч. «Новости дня», «Пионерия» (для детей), Всесоюзный сатирич. журнал «Фитиль», «Новости сельского хозяйства», «Наука и техника». На интенсивное развитие научно-популярного и уч.. кино в решающей степени повлияла научно-технич. революция. Сов. кинематография за годы своего существования выпустила (по 1975 включительно) ок. 5000 художеств, фильмов, в т. ч. до 900 мультипликационных.

Подготовка кинематографич. творческих, руководящих и технич. кадров осуществляется Всесоюзным гос. ин-том кинематографии (ВГИК, Москва), Ленингр. ин-том театра, музыки и кинематографии, Ленингр. ин-том киноинженеров (ЛИКИ), отделениями кино в театр, ин-тах союзных и авт. республик, а также кинотехникумами.

В СССР работали (1975) 39 киностудий художеств., хроникально-документальных, научно-популярных фильмов. Насчитывалось св. 154 тыс. киноустановок (из них 25628 в городах и 128468 в сел. местности), в т. ч. св. 100 тыс. широкоэкранных. Кроме того, функционировали 71 298 киноустановок без продажи билетов (в школах, на предприятиях и др.).

См. Детское кино, Документальное кино, Киноискусство, Киноведение, Кинодраматургия, Киножурнал, Кинокомедия, Киномузыка, Кинопромышленность, Киносеть, Научно-популярное кино, а также раздел Кино в статьях о союзных республиках в соответствующих томах БСЭ. О. В. Якубович-Ясный.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ КУЛЬТУРНЫЕ СВЯЗИ СССР

Советский Союз поддерживает культурные связи со 120 странами (1976). История междунар. культурных связей СССР показывает, что политика их развития, проводимая Коммунистич. партией и Сов. гос-вом, обусловлена сущностью социалистич. строя. Строительство коммунистич. общества предполагает освоение и использование всего лучшего, прогрессивного, имеющегося в мировой культуре. СССР рассматривает междунар. культурное сотрудничество как равноправный и взаимовыгодный обмен ценностями материальной и духовной культуры в целях укрепления взаимопонимания между народами, обогащения нац. культур. Культурные связи СССР с зарубежными странами проводятся на основе уважения и строгого соблюдения принципов суверенитета, невмешательства во внутр. дела, законов и обычаев каждой страны.

Культурные связи в 1917-39. В первые же месяцы после Великой Окт. социалистич. революции были сделаны шаги по установлению междунар. культурных связей. Сов. пр-во 30 дек. 1917 опубликовало обращение к народам и правительствам др. стран, в котором говорилось, что оно «... имеет своей задачей создание таких условий, при которых... все народы могли бы быть объединены в экономическом и культурном сотрудничестве» (Документы внешней политики СССР, т. 1, 1957, с. 68). Провозглашённая В. И. Лениным политика бережного отношения к культурному наследию прошлого, использования богатств мировой культуры в интересах строительства нового общества привлекла к себе внимание международной общественности. Советское пр-во уделяло внимание установлению связей как со странами Европы и Сев. Америки, так и со странами Азии, Африки и Лат. Америки, особенно с Афганистаном, Ираном, Индией, Китаем, Монголией и Турцией. Многие выдающиеся деятели культуры Запада выступили в поддержку Окт. революции и участвовали в установлении первых культурных контактов с рабоче-крест. гос-вом. Яркий пример междунар. поддержки Страны Советов - опубликованный в газ. «Юманите» 26 окт. 1919 манифест «Против блокады» группы видных писателей, учёных и обществ, деятелей (А. Барбюс, Ж. Р. Блок, П. Вайян-Кутюрье, П. Лан-жевен, Г. Манн, Р. Тагор, А. Франс, Б. Шоу и др.). Этот документ был высоко оценён Лениным.

Важную роль в становлении культурных связей сыграли междунар. пролет, орг-ции солидарности с новой Россией. В 20-х гг. возникли организации: Международная рабочая помощь (Межраб-пом), Международное объединение революционных писателей (МОРП), Международное бюро революц. художников и др. Большое значение для развития культурных связей СССР имело создание в 1925 Всесоюзного общества культурной связи с заграницей (ВОКС). В 20-30-х гг. во мн. странах возникли об-ва культурных связей с СССР и союзы друзей СССР.

Литература и книгообмен. Мн. выдающиеся писатели мира горячо приветствовали Окт. революцию (Р. Роллан, А. Франс, Т. Драйзер, 3. Неедлы, М. Андерсен-Нексё, И. Бехер, Шон О'Кейси и др.). Важную роль сыграла деятельность Дж. Рида, написавшего книгу «Десять дней, которые потрясли мир», и А. Р. Уильямса -автора книг «Ленин- человек и его дело», «Сквозь русскую революцию», «76 вопросов и ответов о Советах». Эти книги - результат пребывания их авторов в Сов. России. В 1920 в Сов. Россию приезжал Г. Уэллс, к-рый был принят Лениным. В 20-30-х гг. СССР посетили мн. видные писатели: И. Ольбрахт, Андерсен-Нексё, М. Майерова, Барбюс, Вайян-Кутюрье, Бехер, А. Зегерс, Л. Фейхтвангер, Драйзер, Л. Арагон, Шоу, Роллан, Н. Хикмет, Тагор и др.

В 1927 на празднование 10-летнего юбилея Окт. революции в СССР приехало ок. 1500 иностр. гостей, среди них было немало деятелей культуры. В это же время был проведён конгресс друзей СССР, президиум к-рого включал представителей 38 стран.

Сов. писатели с первых лет установления Сов. власти совершали зарубежные поездки и использовали их для популяризации достижений лит-ры социалистич. реализма. Важное значение имела деятельность М. Горького, жившего несколько лет за границей. Неоднократно был за рубежом В. Маяковский, революц. поэзия к-рого служила укреплению авторитета сов. культуры. Его произведения переводили Бехер, Арагон, Э. Триоде, Дж. Линдсей, П. Неруда и др. За границу выезжали также С. Есенин, Л. Сейфуллина, И. Эренбург, В. Лидии, М. Слонимский, О. Форш, Л. Никулин, Г. Серебрякова, А. Безыменский и др.

В 1918 по инициативе М. Горького было создано изд-во "Всемирная литература", к-рому удалось наладить сотрудничество с более чем 350 учёными, переводчиками и зарубежными писателями. К 1924 изд-во опубликовало 213 книг, 11 номеров журналов «Восток» и «Современный Запад» и 57 произведений в сб-ках «Новости иностранной литературы». Созданием изд-ва «Всемирная литература» были заложены основы переводческого дела в СССР. В 1930-32 было издано 11 тт. собр. соч. Роллана. В 1931 Изд-во художеств. лит-ры выпустило книги 20 иностр. писателей тиражом ок. 1,5 млн. экз., 16 авторов в серии «Новинки иностранной революционной литературы» (ок. 1.3 млн. экз.) и 3 выпуска массовой б-ки (св. 3,1 млн. экз.), включавшей произведения Уэллса, Э. Синклера, Арагона, Драйзера, Бехера, М. Залки, Б. Иллеша, Б. Ясенского и др.

Переводы произв. сов. писателей издавались за рубежом. Вначале это были в основном произв. М. Горького, переведённые на 12 языков. В 1923-25 во Франции и Италии вышли сб-ки стихов и поэм Есенина. В 1921-24 в Чехословакии на долю сов. писателей приходилось ок. 10% всей переведённой художеств, лит-ры, в 1926 - более 30%. В 1930-32 в США, Великобритании и Канаде было опубл. более 20 отд. изданий сов. художеств, лит-ры. В странах Центр, и Юго-Вост. Европы были опубл. «Тихий Дон» М. Шолохова, «Цемент» Ф. Гладкова, «Чапаев» Д. Фурманова, «Бронепоезд 14-69» Вс. Иванова, «Железный поток» А. Серафимовича и мн. др. В янв. 1930 ВОКС создал Комитет по изданию за границей сов. лит-ры.

В 20-30-е гг. начал развиваться книгообмен. В 1921 по инициативе Ленина при СНК была создана Центр, межведомств, комиссия по приобретению и распространению иностр. лит-ры (Коминолит). В нач. 1920 создано Бюро по междунар. книгообмену АН СССР. В 1921 в Финляндию впервые было послано 150 изданий. В 1923-25 за рубеж было направлено более 74 тыс. экз. изданий АН СССР и получено св. 50 тыс. Сов. книги направлялись в 48 стран, в СССР поступала лит-pa из 24 стран.

Издания Сов. Союза экспонировались на междунар. выставках: в 1922 - в Праге на выставке совр. изданий и во Флоренции на книжной выставке. В 1925 в Лондоне была организована выставка сов. плаката, книг, периодич. изданий и стенных газет, в 1934 в Варшаве - выставка сов. книги и т. д.

Сов. литераторы участвовали в междунар. конгрессах писателей в Париже (1935) и Мадриде (1937). Зарубежные писатели приняли участие в работе 1-го Всесоюзного съезда сов. писателей (1934) и в мероприятиях в связи со 100-летием со дня смерти А. С. Пушкина (1937).

Кино. Междунар. контакты начались с обмена хроникально-документальными фильмами. Важную роль в создании и распространении за рубежом сов. фильмов сыграл Межрабпом («5 лет Сов. России», «1 мая 1922 г. в Москве», фильмы о 3-м, 4-м и 5-м конгрессах Коминтерна, «Похороны Ленина», «Мать и дитя в России» и др.). Всего за 1924-32 Межрабпом выпустил 241 кинокартину, из них 34% было продано 26 странам. Межрабпом занимался также ввозом зарубежных фильмов в СССР (около 200 фильмов).

В нач. 30-х гг. сов. кинофильмы демонстрировались в 52 странах. При этом показ ряда фильмов запрещался (напр., Вс. Пудовкина «Мать» в Великобритании, Д. Вертова «Энтузиазм» в Германии). Грандиозный успех выпал на долю фильма С. Эйзенштейна «Броненосец „Потёмкин"», привлекли внимание фильмы «Мать» и «Конец Санкт-Петербурга» Пудовкина, «Мы из Кронштадта» Е. Дзигана, «Депутат Балтики» А. Зархи и И. Хейфица, трилогия о Максиме Г. Козинцева и Л. Трауберга.

Сов. кино стало участником междунар. киносмотров. Один из первых сов. художественных фильмов «Поликушка» А. Санина на традиционном киноконкурсе в США (1922) был включён в число 10 лучших фильмов, выпушенных за год на экраны мира. На выставке декоративных иск-в в Париже (1925) сов. фильмы завоевали 2 золотые медали («Стачка» Эйзенштейна и «Из искры пламя» Д. Бассалыго), а также серебряную медаль и почётный диплом. На междунар. киновыставке в Гааге (1928) СССР занял 1-е место по количеству экспонатов и разно-образиюи выставленных материалов. В Нью-Йорке (1930) среди 5 премированных лучших кинофильмов мира было 3 советских («Потомок Чингис-хана» Пудовкина, «Земля» А. Довженко, «Генеральная линия» Эйзенштейна и Г. Александрова). С 1932 СССР стал участвовать в Венецианском кинофестивале. На междунар. кинофестивалях 1932-37 ряд призов был присуждён фильмам «Путёвка в жизнь» Н. Экка, «Весёлые ребята» Александрова, «Петербургская ночь» Г. Рошаля, «Гроза» и «Пётр Первый» В. Петрова, и др.

В конце 20-х - нач. 30-х гг. за рубеж направлялись сов. киноэкспедиции: в Афганистан (1928), Йемен (1929), Монголию (1930). Большое значение для развития мекс. кинематографии имела поездка Эйзенштейна в эту страну (1930- 1931). В 1936 в Монголии И. Траубергом был снят звуковой художеств, фильм «Сын Монголии».

В 1935 в Москве состоялся 1-й Моск. междунар. кинофестиваль. Первые премии получили сов. фильмы «Чапаев» Г. и С. Васильевых, «Крестьяне» Ф. Эрмлера и «Юность Максима».

Изобразительное искусство. В 1918 при Отделе изобразит, иск-в Наркомпроса было создано междунар. бюро. С нач. 20-х гг. Сов. Россия стала организовывать за рубежом художеств, выставки. При активной поддержке Ленина первая выставка открылась в Берлине в 1922 (экспонировалось 600 произведений). Вторая была проведена в США (1924), на ней были представлены работы 100 художников, в т. ч. А. Н. Бенуа, А. М. Васнецова, И. И. Бродского, И. Э. Грабаря, С. Т. Конёнкова и др.

В 20-30-е гг. начался обмен художеств, выставками. Сов. выставки прошли почти во всех европ. странах, США, Канаде, Японии, странах Азии и Лат. Америки. В 1930 передвижная выставка «Искусство Советского Союза» (150 картин, ок. 100 гравюр, а также скульптура и фаянс) была показана в Швеции, Норвегии и Германии. В 1934 были организованы сов. выставки: иск-ва в США, графики в Финляндии, художественная выставка в Турции; в 1936 - выставка графики в Китае и др.

В 1926 в Москве состоялась 1-я выставка произв. революц. художников Запада. В нач. 30-х гг. в Москве дважды экспонировались произв. художников - членов клуба Дж. Рида. В 1928 организована выставка франц. иск-ва, в 1932 в Москве и Ленинграде - персональная выставка произв. Кете Кольвиц, в 1934 - выставка финл. иск-ва, в 1937 - выставка белы, живописи и т. д.

С сер. 20-х гг. СССР стал участвовать в междунар. художеств, выставках. Сов. художники представили произв. на традиционную 24-ю междунар. выставку иск-ва в Венеции (1924). В 1925 СССР участвовал в междунар. выставке декоративных иск-в (Париж), на к-рой сов. экспонаты получили 185 наград (в т. ч. 9 Гран при и 58 золотых медалей). СССР участвовал в междунар. выставках «Социалистическое иск-во сегодня» (Амстердам, 1930), 1-й междунар. выставке гравюр на дереве (Варшава, 1931), графики (Варшава, 1933) и т. д.

Театр и музыка. В 20-30-е гг. важной формой междунар. связей стал выезд за рубеж театр, и муз. коллективов. В 1921 в Швеции, Норвегии и Финляндии прошли гастроли Гос. квартета домр под упр. Г. П. Любимова. В 1922-24 Моск. художеств, театр (реж. К. С. Станиславский и Вл. И. Немирович-Данченко) показал зрителям Германии, Югославии, Франции и США 561 спектакль рус. и иностр. классики. В 1925 совершил турне по Европе Моск. Камерный театр (реж. А. Я. Таиров), которому на междунар. выставке в Париже был присуждён Гран при. В 1928 в Германии, Латвии, Швейцарии, Италии состоялись концерты Ленингр. академич. капеллы. Событием в культурной жизни Парижа в 1928 стало выступление театра им. Е.Вахтангова. В 1930 совершил поездку в Германию Театр им. Вс. Мейерхольда. В 1930 состоялась 7-месячная поездка Камерного театра (Европа и Южная Америка). В 1935 группа артистов Большого театра дала 23 концерта в Турции и т. д.

С интересом встречали в Сов. Союзе зарубежные творч. коллективы. Начало этому было положено в 1928 япон. классич. театром «Кабуки» (выступил в Москве и Ленинграде).

Во 2-й пол. 20-х гг. начался обмен самодеятельными рабочими коллективами. В 1927 моек, коллектив «Синяя блуза» выехал на гастроли в Германию. Под влиянием сов. художеств, самодеятельности создавались рабочие самодеятельные коллективы и в ряде стран Запада. В 1929-32 в СССР выступили самодеятельные рабочие коллективы из Германии («Красный рупор», «Тревога», «Театр молодых актёров»), В Москве было создано Междунар. рабочее театральное объединение (МРТО), учредителями к-рого были представители рабочих театров СССР, Германии, Чехословакии, Франции, Бельгии, Швейцарии, США. По решению МРТО 15 февр. 1931 в СССР и в ряде стран Запада впервые был проведён Междунар. день рабочего театра. В 1933 в Москве состоялась Междунар. олимпиада революц. театров (выступили 26 сов. и зарубежных коллективов).

Вскоре после Окт. революции 1917 начал развиваться обмен отд. исполнителями. В нач. 20-х гг. в Москве выступили нем. дирижёр О. Фрид и венг. скрипач И. Сигети; в 1923-25 - нем. дирижёры Г. Брехер, Б. Вальтер, О. Клемперер, Г. Абендрот и др. В 1928 в Москву приезжал автор музыки «Интернационала» П. Дегейтер. В довоен. годы в СССР побывали дирижёр Л. Стоковский (США), пианисты Б. Барток (Венгрия), А. Рубинштейн (Польша), Э. Петри и А. Шнабель (Германия) и др.

С начала 30-х гг. сов. режиссёры стали получать приглашения на постановку спектаклей в зарубежных театрах. В 1931 Н. Сац в содружестве с О. Клемперером поставила на сцене Берлинского театра оперу «Фальстаф» Дж. Верди, а в театре «Колон» в Буэнос-Айресе-«Свадьбу Фигаро» В. Моцарта.

Со 2-й пол. 20-х гг. деятели сов. театра и музыки начали участвовать в междунар» конкурсах и конгрессах: 1-м конкурсе пианистов им. Ф. Шопена (Варшава, 1927), муз. фестивале (Зальцбург, 1928), театральных конгрессах (Париж, 1928, и Рим, 1930), конкурсе скрипачей (Брюссель, 1937)и др.

Представители культуры СССР участвовали в работе междунар. орг-ций. В сер. 20-х гг. Сов. Союз вступил в Международное общество современной музыки. Всемирную лигу артистич. организаций и др.

Участие СССР во всемирных выставках. На Всемирной выставке в Париже (1937) сов. павильон посетило 20 млн. чел. В зале, посвящённом иск-ву, экспонировались картины, гравюры, скульптуры, макеты театр, постановок, образцы нар. художеств, творчества, в кинотеатре демонстрировались сов. художеств, и документальные фильмы. На сцене парижских театров выступили артисты МХАТ и Краснознамённого ансамбля песни и пляски Сов. Армии. Сов. павильону было присуждено ок. 270 наград (95 Гран при, 70 золотых, 40 серебряных и 6 бронзовых медалей, более 50 почётных дипломов). Высших наград были удостоены статуя В. Мухиной «Рабочий и колхозница», картины художников И. Бродского, С. Герасимова и Б. Иогансона.

На Всемирной выставке в Нью-Йорке (1939) были представлены произв. сов. живописи, графики и скульптуры, изделия нар. умельцев, макеты и эскизы театр, постановок, художественная лит-pa и периодика, образцы детского творчества и др. С сов. экспозицией ознакомились 16,5 млн. чел.

Междунар. культурные связи СССР существенно нарушила 2-я мировая война 1939-45. В тяжёлых условиях войны, в ходе к-рой ещё более возрос интерес к СССР, во мн. странах (Франция, Дания, Бельгия и др.), оккупированных нем.-фаш. войсками, в подполье продолжалась деятельность орг-ций друзей Сов. Союза. Напр., Белы, об-во друзей СССР регулярно издавало тиражом 25 тыс. экз. бюллетень «Радио Москвы» (за время оккупации было распространено 198 номеров).

Культурные связи в 1945-76. Победа Сов. Союза в Великой Отечеств, войне 1941-45 ещё более укрепила междунар. авторитет первого социалистического гос-ва и открыла новые перспективы для всестороннего сотрудничества между странами.

В первые послевоен. годы на развитие культурных связей СССР с зарубежными странами существенно влияли два фактора: с одной стороны, проводимая империалистич. державами политика «холодной войны», а с другой - необходимость сосредоточить все силы и средства на быстрейшем восстановлении нар. х-ва.

Важным фактором духовной жизни человечества стало растущее культурное сотрудничество соцналистич. стран. Масштабы междунар. культурного сотрудничества СССР значительно возросли с выходом на мировую арену с нач. 60-х гг. большой группы независимых гос-в Африки и Азии. Широкое развитие получили многосторонние формы культурных связей. В 50-х гг. СССР вступил в различные междунар. орг-ций. С 21 апр. 1954 Сов. Союз - член ЮНЕСКО. Курс на значит, расширение связей потребовал создания общегос. координирующего и планирующего органа. В 1957-67 функционировал Гос. комитет по культурным связям с зарубежными странами при Сов. Мин. СССР, сыгравший важную роль в развитии культурного сотрудничества. В 1958 на базе ВОКС был создан Союз советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами (ССОД).

С 50-х гг. начался процесс заключения долгосрочных соглашений о культурном и научном сотрудничестве. В 1976 Советский Союз имел межправительств, соглашения по культурным обменам с 81 страной.

Культурные связи со странами социалистич. содружества составляют более половины общего объёма междунар. культурных связей СССР. Наряду с общими соглашениями, в к-рых определены основы регулирования культурных взаимоотношений, имеется также св. 100 соглашений по отд. вопросам культурного сотрудничества: об обмене теле- и радиопрограммами, о совместном произ-ве кинофильмов, об обмене студентами, аспирантами и стажёрами. Осуществляется (с 1975) переход на 5-летнее планирование культурного сотрудничества. Только по линии Мин-ва культуры СССР в социалистич. страны выезжало в 1961- 1965 ок. 15 тыс. представителей сов. культуры, в 1966-70 - ок. 25 тыс. и в 1971- 1975 - св. 35 тыс.

В послевоен. десятилетия в СССР было издано 8 тыс. назв. книг 1200 авторов из стран социализма, в т. ч. 1400 болг. и 900 польск. книг. В социалистич. странах переводится значительное число сов. книг.

В 1971-75 из СССР выезжало 495 художеств, коллективов, а приезжало в СССР - 411. За это же время Сов. Союз экспонировал 413 выставок, а в Сов. Союзе было проведено 243. В социалистич. странах состоялось ок. 200 фестивалей и недель сов. фильмов и ок. 150 - в СССР. В 1974 демонстрировалось более 450 советских фильмов (160 млн. зрителей).

Развитию культурных связей способствовало празднование 50-летия Великой Окт. революции (1967), 100-летия со дня рождения В. И. Ленина (1970), 50-летия образования СССР (1972), 30-летия Победы над фашизмом (1975) и др.

Одна из традиц. форм культурных связей между социалистич. странами - обмен художеств, коллективами и отд. исполнителями. В социалистич. странах выступали Большой театр Союза ССР, балетная труппа Ленингр. театра оперы и балета имени С. М. Кирова, МХАТ, Малый театр, Ленинградский Большой драматич. театр им. А. М. Горького, Театр им. Е. Вахтангова, Укр. театр оперы и балета им. Т. Г. Шевченко, Центральный театр кукол, Гос. ансамбль нар. танца СССР, Гос. хореографич. ансамбль «Берёзка», .танцевальные коллективы союзных республик, напр. Молд. ансамбль нар. танца «Жок», Узб. ансамбль «Бахор» и др., Гос. рус. нар. хор им. Пятницкого, Омский рус. нар. хор и др.

В Сов. Союз приезжали Болг. нар. театр им. И. Вазова, Гос. ансамбль песни и танца ДРВ, Будапештский оперный театр, Гос. ансамбль песни и танца КНДР, Кубинский ансамбль нар. музыки, Нац. балет Кубы, Гос. ансамбль песни и танца МНР, Монг. драматич. театр им. Д. Нацагдоржа, польские ансамбли «Мазов-ше» ии «Шлёнск», Рум. драматич. театр им. И. Караджале, Словацкий нац. театр, Люблянская опера, Сербский нац. театр и др.

Устанавливаются прямые контакты между различными учреждениями культуры. Напр., между театром драмы Литов. ССР и Веймарским нац. театром (ГДР); руководитель Веймарского театра О. Ланг и гл. художник Ф. Хавеман поставили в Вильнюсском театре драму Ф. Шиллера ч Коварство и любовь». Обменялись выставками Гос. Эрмитаж и Дрезденская галерея. Сов. учреждения культуры поддерживают (сер. 70-х гг.) прямые связи с 227 театрами, музеями, библиотеками .

Традицией стало взаимное проведение дней культуры, для участия в к-рых привлекаются выдающиеся деятели культуры, известные художеств, коллективы и отд. исполнители. Напр., в 1970-75 сов. писатели участвовали более чем в 70 днях культуры, декадах, неделях лит-ры в странах социализма.

Проводятся фестивали музыки и драматургии . Всё чаще создаются совместные произведения - постановка спектаклей, произ-во кинофильмов и др. В сотрудничестве с чехосл. кинематографистами созданы фильмы «Соколове», «Завтра будет поздно», польскими -«Помни имя своё», болгарскими - «Украденный поезд», югославскими - «Единственная дорога» и т. д. Проводятся художеств, выставки социалистич. стран (Москва, 1959; Варшава, 1970; Москва, 1975), выставки «Интерпресс-фото», фестивали фильмов кинолюбителей и т. д.

Развиваются связи творч. союзов, проводятся совместные заседания секретариатов, двусторонние симпозиумы по вопросам творчества и т. д. Организуются ежегодные встречи руководителей кинематографии, издат. дела, союзов писателей, художников, композиторов, архитекторов, журналистов. Проводятся встречи министров культуры социалистических стран, напр, в Будапеште (1971), Берлине (1972), Варшаве (1973), Гаване (1974), Бухаресте (1975), Улан-Баторе (1976).

Культурные связи с развивающимися странами приобретают всё больший размах, разнообразные и устойчивые формы. Развивая дружеств. связи с этими странами, Сов. Союз исходит из ленинского положения о необходимости оказания бескорыстной культурной помощи отсталым и угнетённым народам (см. В. И. Ленин, Поли, собр. соч., 5 изд., т. 30, с. 120). Гл. содержание культурного обмена СССР с развивающимися странами - оказание практич. содействия в подготовке нац. кадров, в возрождении и развитии их культур, в создании науч. и культурных учреждений.

В у