загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна,окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ПРОМЫШЛЕННОМ, ЖИЛОМ И НЕ ТОЛЬКО...:
ПОНЯТИЯ:

МОНТАЖ (франц. montage - подъём установка, сборка, от monter - поднимать), сборка и установка сооружений конструкций, технологического оборудования агрегатов, машин (см. Сборка машин, аппаратов, приборов и др. устройств и готовых частей и элементов.
МОНТАЖ в строительстве - основной производственный процесс, выполняемый при возведении зданий и сооружений или и реконструкции, в результате которого устанавливают в проектное положение строительные конструкции, инженерное технологическое оборудование и др. МОНТАЖ технологического оборудования включает также присоединение его к источникам энергоснабжения системам очистки и удаления отходов оснащение приборами, средствами автоматизации и контроля
.


СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ в СССР, организационно обособленные производственно-хозяйственные единицы, основным видом деятельности которых является строительство новых, реконструкция, капитальный ремонт и расширение действующих объектов (предприятий, их отдельных очередей, пусковых комплексов, зданий, сооружений), а также монтаж оборудовани я. К государственным СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ относятся строительные и монтажные тресты (тресты-площадки, тресты гор. типа, территориальные, союзные специализированные тресты); домостроительные, заводостроительные и сельские строительные комбинаты; строительные, (монтажные) управления и приравненные к ним организации (напр., передвижные механизированные колонны, строительно-монтажные поезда и др.).
ПРОЕКТИРОВАНИЕ (от лат. projectus, буквально - брошенный вперёд), процесс создания проекта - прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния. Различают этапы и стадии ПРОЕКТИРОВАНИЯ, характеризующиеся определённой спецификой. Предметная область ПРОЕКТИРОВАНИЯ постоянно расширяется. Наряду с традиционными видами ПРОЕКТИРОВАНИЯ (архитектурно-строительным, машиностроительным, технологическим и др.) начали складываться самостоятельные направления ПРОЕКТИРОВАНИЯ человеко-машинных систем (решающих, познающих, эвристических, прогнозирующих, планирующих, управляющих и т. п.) (см. Система "человек и машина"), трудовых процессов, организаций, экологическое, социальное, инженерно-психологич., генетическое ПРОЕКТИРОВАНИЕ и др. Наряду с дифференциацией ПРОЕКТИРОВАНИЯ идёт процесс его интеграции на основе выявления общих закономерностей и методов проектной деятельности.
ПРОМСТРОЙПРОЕКТ, проектный институт в ведении Госстроя СССР. Находится в Москве. Организован в 1933. В составе института архитектурно-строительные и конструкторские отделы; ПРОМСТРОЙПРОЕКТ возглавляет объединение "Союзхимстройниипроект" с проектными институтами в Киеве, Ростове-на-Дону, Тольятти, Алма-Ате. Разрабатывает проекты (архитектурно-строительные и сан.-технич. части) производственных зданий и сооружений крупнейших промышленных предприятий автомобильной, машиностроит., металлургич., химич. и др. отраслей пром-сти; схемы генеральных планов пром. узлов и упорядочения существующих пром. районов; мероприятия по повышению уровня индустриализации строительтсва за счёт унификации и типизации зданий, сооружений и конструкций и внедрения эффективных строит. материалов; нормативные документы и методич. указания по проектированию пром. зданий и сооружений. Периодически публикует реферативную информацию "Строительное проектирование промышленных предприятий". Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1958)

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

Бакшеев, Грабарь, Н. П. Крымов, Лентулов, Машков, Юон в РСФСР; А. Цимакуридзе в Грузии; Сарьян в Армении и др.). Предпринимались отд. попытки возрождения лучших традиций монументальной живописи (В. А. Фаворский, Е. Е. Лансере и др.).

Продолжали успешно развиваться различные виды графики, в т. ч. книжная и журнальная иллюстрация, книжное оформление, плакат, эстамп, рисунок, карикатура. Известность завоевали рисунки В. М. Конашевича, В. В. Лебедева, П. В. Митурича, Н. А. Тырсы, ксилографии А. И. Кравченко, П. Н. Староносова, Фаворского, литографии Г. С. Верейского, офорты И. И. Нивинского, акварели Л. А. Бруни, карикатуры Б. Е. Ефимова (РСФСР), плакаты А. И. Страхова, ксилографии В. И. Касияна, офорты В. X. Заузе, акварели А. А. Шовкуненко (Украина), рисунки А. М. Бразера (Белоруссия), И. Шарлеманя (Грузия), гравюры А. Коджояна (Армения), В. А. Рождественского, рисунки А. В. Николаева (Узбекистан).

Осн. направление скульптуры 20-х гг. по-прежнему определялось принципами монументальной пропаганды; на первом плане стояла задача создания произв., содержащих значит, ист. обобщения (Конёнков, Матвеев, Меркуров, В.И. Мухина, И. Д. Шадр в РСФСР). Наряду с монументальными произв. возникло немало замечательных работ в жанре скульптурных портретов (Голубкина, В. Н. Домогацкий, С. Д. Лебедева в РСФСР; Николадзе в Грузии и др.)- Особое значение для формирования скульптуры имело создание станковых произв. и монументов, посвящённых В. И. Ленину (серия «Лениниана» Андреева, 1919-32; памятники: перед Финляндским вокзалом в Ленинграде, бронза, гранит, 1926, скульптор С. А. Евсеев, арх. В. А. Щуко, В. Г. Гельфрейх; на Земо-Авчальской ГЭС, Груз. ССР, бронза, гранит, 1927, скульптор Шадр, арх. С. Е. Чернышёв).

В театрально-декорационном иск-ве наряду с приверженцами жанрово-обстано-вочной и живописной системы декораций выступили сторонники эксцентрич. зрелищности и театрального конструктивизма. Среди видных театральных художников этого периода - А. А. Веснин, Головин, В. А. Симов, В. А. и Г. А. Стенберги, Ф. Ф. Федоровский, Г. Б. Якулов в РСФСР; М. И. Драк, Петрицкий, А. В. Хвостенко-Хвостов на Украине и др. Художники (В. Е. Егоров, Е. Е. Еней, С. В. Козловский в РСФСР) активно участвовали в создании первых сов. кинофильмов. В оформит, иск-ве 20-х гг. особое значение обрело оформление выставок, пропагандирующих достижения социалистич. строя (Л. М. Лисицкий в РСФСР).

Важное значение для формирования декоративно-прикладного иск-ва имел декрет ВЦИК от 26 апр. 1919 «О мерах содействия кустарной промышленности». В 1920-е гг. росло произ-во кустарных изделий (гончарство, ткачество и т. д.), восполняющих недостаток пром. товаров; нар. художеств, изделия получили популярность во мн. странах. Сов. декоративно-прикладное иск-во развивалось на базе старинных и вновь созданных художеств, промыслов [лаковая миниатюра с. Палех (И. И. Голиков и ДР-), Федоскино, хохломская роспись (Ф.. Ф. и С. Ф. Красильниковы и др.), богородская скульптурная резьба (А. Я. Чушкин и др.) в РСФСР; художеств, обработка металла в Дагестане (А. Ахмедов и др.); ковроделие на Кавказе и в Ср. Азии и т. д.] и предприятий художеств, пром-сти (фарфоровый з-д им. М. В. Ломоносова в Ленинграде, текст, ф-ки Москвы, Иванова и др.). Отходя от отвлечённого формотворчества, мастера т. н. производственного искусства (Л. С. Попова и др.) обратились к конструированию пром. изделий (мебели, одежды, тканей и т. д.) и к работе в полиграфии.

С. В. Чехонин. Блюдо «РСФСР». Петроградский фарфоровый завод. 1918. Музей Ленинградского фарфорового завода имени М. В. Ломоносова.

В художеств, пром-сти успешно работали также Н. Я. Данько, Н. М. Суетин, Чехонин, Р. К. Щекатихина-Потоцкая и др. Пост. ЦК ВКП(б) от 23 апр. 1932 «О перестройке литературно-художественных организаций», на основе к-рого в разное время в союзных и авт. республиках были созданы союзы сов. художников, способствовало сплочению мастеров художеств, культуры и ознаменовало новый этап в развитии многонац. сов. иск-ва. С этим этапом было связано утверждение теории социалистич. реализма. Иск-во 30-х гг., проникнутое сознанием успехов социалистич. строительства, отражало жизнь и борьбу сов. народа, активно раскрывало оптимистич. пафос эпохи первых пятилеток. Важной для творческой практики стала также проблема художеств, наследия, его глубокого и всестороннего освоения. Характерной чертой художеств, жизни 30-х гг. были большие тематич. выставки («15 лет РККА», 1933; «20 лет РККА и Военно-Морского Флота», 1938; «Индустрия социализма», 1939), где центральное место занимали крупные по размерам и масштабные по образному смыслу живописные полотна.

Л. М. Лисицкий. Оформление вводного зала советского павильона на международной выставке «Пресса» в Кёльне. 1928.

В живописи 30-х гг. к ист.-революц. тематике успешно обращались Б. В. Иогансон в РСФСР, Ф. Г. Кричевский на Украине. Мажорные композиции, посвящённые жизни трудящихся, создавали Т. Г. Гапоненко, С. В. Герасимов, Дейнека, Пименов, А. А. Пластов, А. Н. Самохвалов в РСФСР; К. Д. Трохименко на Украине; У. Джапаридзе, И. Тоидзё в Грузии; А. Кастеев в Казахстане; Н. Карахан, 3. М. Ковалевская в Узбекистане; С. А. Чуйков в Киргизии. В портретах А. М. Герасимова, В. П. Ефанова, П. Д. Корина, Нестерова (РСФСР) раскрылись богатый внутр. мир и огромная творческая активность сов. людей. Важный вклад в развитие пейзажа и натюрморта внесли Кончаловский, Лентулов, Машков в РСФСР; Н. Г. Бурачек на Украине; Е. Ахвледиани, Д. Какабадзе в Грузии; М. Абегян, С. Аракелян, Сарьян в Армении. Размах стр-ва способствовал успехам монументально-декоративной живописи (Дейнека, Е. Е. Лансере, Фаворский в РСФСР и др.).

В области театрально-декорац. живописи в 30-е гг. плодотворно работали Н. П. Акимов, П. В. Вильяме, Б. И. Волков, В. В. Дмитриев, И. М. Рабинович, А. Г. Тышлер, Н. А. Шифрин в РСФСР; Г. Мустафаев в Азербайджане; М. Арутчян в Армении; И. Гамрекели в Грузии и др. Принцип объёмно-пространственных декораций обогащался использованием живописи. В кинематографии 30-х гг. заметный след оставила деятельность художников Н. Г. Суворова, И. А. Шпинеля (РСФСР) и др. Значит, образцы оформления выставочных ансамблей были связаны с организацией в Москве Всесоюзной с.-х. выставки 1939 (гл. худ. В. Н. Яковлев) и участием СССР во всемирных о выставках в Париже 1937 и Нью-Йорке 1939 (обе - гл. худ. Н. М. Суетин).

В книжном оформлении на первый план выдвинулась иллюстрация, ставящая целью глубокое сюжетно-психологич. раскрытие событий и характеров. Замечат. образцы книжной графики создавали А. М. Каневский, Е. А. Кибрик, Кукрыниксы, К. И. Рудаков, Фаворский, Д. А. Шмаринов в РСФСР; И. И. Ижакевич, Касиян на Украине; Г. Абакелия, Л. Гудиашвили, С. Кобуладзе, И. Тоидзё в Грузии; Е. Кочар в Армении. В станковой графике этого периода видное место заняли сатирич. композиции Б. Е. Ефимова, Кукрыниксов, Н. Э. Радлова, К. П. Ротова, цветные линогравюры И. А. Соколова, рисунки Н. П. Ульянова, акварели А. В. Фонвизина (РСФСР), гравюры Д. Кутателадзе (Грузия).

Для скульптуры было особенно характерно распространение монументальных произв., обусловленное, в частности, усилившимся содружеством скульптуры и архитектуры в создании выдающихся сооружений социалистич. эпохи. Всемирную известность приобрело произв. Мухиной «Рабочий и колхозница», символич. монументальная группа, венчавшая павильон СССР на Всемирной выставке 1937 в Париже (ныне установлена перед сев. входом ВДНХ СССР в Москве). Многочисл. памятники и примечат. образцы монументально-декоративной скульптуры создали также И. С. Ефимов, Манизер, Меркуров, Г. И. Мотови-лов, Н. В. Томский в РСФСР; М. Г. Лысенко на Украине; 3. И. Азгур, А. О. Бембель в Белоруссии; П. Сабсай в Азербайджане; Абакелия в Грузии. Типические образы современника возникли в станковой пластике (работы В. Я. Боголюбова и В. И. Ингала, Синайского, Шервуда в РСФСР и др.), а также в жанре скульптурного портрета (работы Б. Д. Королёва, Лебедевой, Мухиной, И. М. Чайкова в РСФСР и др.).

Интенсивно развивалась в 30-е гг. и художеств, пром-сть (фарфоро-фаянсовая, стекольная, обойная, текстильная), ориентировавшаяся в основном на традиц. нац. формы изделий и типы декора. Большая организационная работа велась в артелях нар. художеств, промыслов (интенсивно расширялась система подготовки творческой молодёжи в спец. профтехшколах и техникумах). Развивалось иск-во лаковой миниатюры (Н. П. Клыков в Мстёре, К. В. Костерин, С. А. Монин, В. Д. Пузанов в Холуе). Было восстановлено произ-во дымковской игрушки (в Дымково близ Вятки; Е. А. Кошкина, А. А. Мезрина). Много ярких творческих индивидуальностей выдвинулось в самых различных областях нар. художеств, культуры: Н. С. Курзин, А. И. Лёзнов (жостовские подносы), Я. А. Герасименко, И. Т. Гончар (укр. керамика), М. П. Примаченко, Г. Ф. Со-бачко-Шостак (укр. декоративные росписи). Произв. нар. иск-ва (ковры, керамика, изделия из металла, дерева, кости и т. п.) стали выполнять декоративные функции в больших обществ, сооружениях или выставочных ансамблях.

В. Д. Л о т о н и н а. Декоративная ткань «Морской флот». Ситец. 1933.

В годы Великой Отечеств, войны 1941-45 сотни художников разных национальностей работали на фронте и в тылу, средствами иск-ва помогая мобилизовать силы армии и всего народа для отпора врагу. Огромную роль играло суровое, драматически-напряжённое иск-во графики; плакат, политич. карикатура, станковая графика получили многообразное развитие, став действенным средством идейной борьбы с фашизмом. Боевые традиции «Окон РОСТА» возродились в «Окнах ТАСС» (художники Кукрыниксы, Радлов, Г. К. Савицкий, Черемных, П. М. Шухмин в РСФСР; И. Ахундов в Азербайджане; Л. Абдуллаев и Рождественский в Узбекистане и др.). Глубоко патриотические, ярко эмоциональные образы создавались в печатном плакате (плакаты Л. Ф. Голованова, Н. Н. Жукова, В. С. Иванова, А. А. Кокорекина, В. Б. Корецкого, Шмаринова в РСФСР; Касияна на Украине; И. Тоидзе в Грузии). Были распространены политич. карикатура (Л. Г. Бродаты, Ю. А. Ганф, Б. Е. Ефимов, Кукрыниксы в РСФСР; С. Арутчян в Армении), агитац. листовки, периодически выходившие в Ленинграде плакаты «Боевой карандаш» (И. С. Астапов, В. И. Курдов, Г. Н. Петров, Тырса), фронтовые иллюстрированные журналы и газеты (О. Г. Верейский, В. Н. Горяев, Б. И. Пророков в РСФСР). Самобытным явлением иск-ва военных лет стали серии станковых рисунков, посвящённых тяжёлым и героич. будням фронта и тыла (С. С. Боим, Курдов, А. Ф. Пахомов, Л. В. Сойфертис, Шмаринов в РСФСР). В большие циклы обычно складывались и многочисл. фронтовые зарисовки (В. В. Богаткин, Горяев, Н. И. Дормидонтов, Жуков, А. В. Кокорин, Д. К. Мочальский в РСФСР). Значит, успехи были достигнуты как в станковом графич. портрете и пейзаже, так и в книжной иллюстрации (Г. С. Верейский, С. В. Герасимов, А. Д. Гончаров, Ф. Д. Константинов, М. С. Родионов, Фаворский в РСФСР и др.). События войны нашли правдивое, многогранное отражение в лучших произв. живописи этого периода - тематич. полотнах Ф. С. Богородского, С. В. Герасимова, Дейнеки, Б. М. Йеменского, В. Г. Одинцова, Пластова, мастеров Студии военных художников им. М. В. Грекова, портретах сов. воинов, полководцев, партизан работы А. М. Герасимова, П. И. Котова, Ф. А. Модорова, И. А. Серебряного, Вл. А. Серова, Б. Н. Яковлева и др. Патриотич. подъём сов. народа отразился также в пейзажах В. В. Мешкова, Н. М. Ромадина, Я. Д. Ромаса, проникнутых горячей любовью к родной земле, в произведениях, посвящённых ист. прошлому (историч. композиции М. И. Авилова, А. П. Бубнова, Н. П. Ульянова). Продолжало развиваться и театрально-декорац. иск-во, важное место в к-ром заняла героико-патриотич. тема.

Л. Ф. Голова н о в. «Дойдём до Берлина!». Плакат. 1944.

Для скульптуры периода войны большое значение имел портретный жанр, с к-рым были связаны многие работы Е. В. Вучетича, Мухиной, Томского в РСФСР; Азгура в Белоруссии; Нико-ладзе в Грузии. Героизм нар. подвига был запечатлен и в станковой скульптуре (Е. Ф. Белашова, В. В. Лишев, Манизер в РСФСР).

Победоносное окончание войны, работы по восстановлению и дальнейшему развитию нар. х-ва поставили перед сов. художеств, культурой новые задачи. Ещё интенсивнее стали выставочная деятельность и пропаганда иск-ва (смотры новых произв. по областям и республикам, периодически организуемые большие всесоюзные выставки). Всё более важное значение в художеств, жизни получали бурно развивавшиеся нац. школы, творчество художников различных краёв и областей РСФСР. В 1947 был учреждён науч. и творческий центр сов. иск-ва - Академия художеств (АХ) СССР. В 1957 на 1-м съезде сов. художников был создан единый Союз художников СССР. В живописи по-прежнему большое место занимала тема войны. Наряду с батальными, эпическими по своему образному строю полотнами, были созданы произв. лирич. и драматич. содержания, многообразно, нередко в остропсихологич. манере, повествующие о повседневной жизни советских людей на фронте и в тылу. В лучших картинах на исторические темы проявились глубокое понимание роли народа в революц. событиях, интерес к раскрытию идейного смысла исторических эпизодов (Иогансон, Вл. А. Серов в РСФСР; А. М. Лопухов, Г. С. Мелихов, В. В. Шаталин на Украине; А. Бекарян в Армении; О. Скулме в Латвии и др.). В батальной и жанровой живописи, посвящённой событиям воен. лет (П. А. Кривоногов, А. И. Лактионов, Неменский, Ю. М. Непринцев, Серов в РСФСР; В. А. Костецкий, В. Г. Пузырьков на Украине; Н. М. Воронов, В. П. Суховерхов, А. Д. Шибнев в Белоруссии и др.), взволнованно рассказывалось о героизме народа, о переживаниях сов. людей в воен. годы. Стремясь отразить послевоен. действительность, раскрыть типические явления сов. быта в его национальном своеобразии у различных народов, исполненные жизненной правды и поэзии полотна создали А. П. Левитин, Д. К. Мочальский, А. А. Мыльников, Пластов, Ф. П. Решетников в РСФСР; С. А. Григорьев, Т. Н. Яблонская на Украине; Р. В. Кудревич в Белоруссии; Н. И. Бахчеван, М. Е. Гамбурд в Молдавии; М. Абдуллаев в Азербайджане; Джапаридзе, А. Кутателадзе, Р. Стуруа в Грузии; О. Зардарян, Э. Исабекян в Армении; 3. Иногамов, Н. В. Кашина в Узбекистане; В. М. Боборыкин в Таджикистане; Е. М. Адамова, М. Данешвар в Туркменистане; Э. Калнынь, А. Скриде в Латвии; Э. Ките, Р. Уутмаа в Эстонии и др. В портретной живописи выделялись воплощающие образы людей труда, деятелей культуры произв. Ефанова, Корина, Д. А. Налбандяна, В. М. Орешникова, Серебряного в РСФСР; М. М. Божия, Шовкуненко на Украине; К. Магалашвили в Грузии; А. Абдуллаева в Узбекистане; А. Гудайтиса в Литве; Р. Треумана в Эстонии. Важными достижениями было отмечено развитие пейзажной живописи, где преобладали пейзажи-картины эпического или лирич. характера, воспевающие неповторимое своеобразие и красоту природы страны. Среди лучших пейзажных произв. этих лет - картины С. В. Герасимова, А. М. Грицая, Г. Г. Нисского, Ромадина, Ромаса, Б. Я. Ряузова, С. X. Юнтунена в РСФСР; И. И. Бокшая, А. М. Кашшая, А. А. Коцки, Ф. Ф. Манайло, С. Ф. Шишко, И. Н. Штильмана на Украине; В. К. Цвирко в Белоруссии; С. Бахлул-заде в Азербайджане; Г. Гюрджяна, X. Есаяна, Сарьяна в Армении; А. Исмаилова в Казахстане; Тансык-баева в Узбекистане; Г. Айтиева в Киргизии; М. Хошмухаммедова в Таджикистане; Л. Свемпа, К. Убана в Латвии; Китса, Р. Сагритса в Эстонии. К значит, образцам монументально-декоративного иск-ва этого периода принадлежат мозаики Дейнеки, Корина для станций Моск. метрополитена, резьба по ганчу (Т. Асланкулов, А. Болтаев) и роспись (Ч. Ах-маров) в интерьерах Театра оперы и балета в Ташкенте.

Г. Кишев. Сахарница в форме средневекового кубачинского котла (пос. Кубачи, Дагестанская АССР). Серебро. 1947.

Л. К е р и м о в, К. К я з и м з а д е. Ковёр по мотивам поэм Низами (Азербайджанская ССР). 1940-е гг.

Обогащённое опытом воен. лет, мастерство художников графики кон. 40- 50-х гг. наиболее ярко проявилось в политич. графике и книжной иллюстрации. Теме борьбы за мир посвящены многочисл. произв. Бродаты, Ганфа, Б. Е. Ефимова, Кукрыниксов, Сойфертиса и др. карикатуристов, а также графические композиции Пророкова. В книжной графике, отличающейся многообразием творческих индивидуальностей, глубина проникновения в образный строй лит. произв., мастерство психологич. характеристик сочетались с возрастающим интересом к ритмич. согласованности отд. изображений, входящих в иллюстративный цикл. В РСФСР в области книжной иллюстрации плодотворно работали О. Г. Верейский, С. В. Герасимов, Д. А. Дубинский, Каневский, Кибрик, Шмаринов. Больших успехов достигла книжная гравюра на дереве (Гончаров, Константинов, М. И. Пиков, Фаворский) и иллюстрирование дет. книги (Ю. А. Васнецов, В. М. Конашевич, В. В. Лебедев, А. Ф. Пахомов, Е. М. Рачев); плодотворно работали такие мастера книжного оформления, как С. М. Пожарский, С. Б. Телингатер и др., а в области станковой графики - Н. Н. Волков, А. В. Кокорин, А. М. Лаптев, Н. А. Пономарёв и др. Значит, образцы книжной и станковой графики создали также М. Г. Дерегус, В. Г. Литвиненко, А. С. Пащенко, А. И. Резниченко, И. М. Селиванов на Украине; М. Рахман-заде в Азербайджане; Д. Габашвили, В. Григолиа, А. Шаликашвили в Грузии; В. Айвазян, Ханджян в Армении; К. Я. Баранов, X. Ходжиков в Казахстане; И. Икрамов, В. Кайдалов в Узбекистане; Л. А. Ильина, А. Н. Михалёв в Киргизии; Б. И. Серебрянский в Таджикистане; И. Кузминскис, А. Кучас, В. Юркунас в Литве; А. Апинис, П. Упитис в Латвии; Р. Кальо, М. Лаарман, Э. Окас, Г. Рейндорф, Э. Эйнманн в Эстонии.

Стремление глубоко проникнуть в замысел драматурга и композитора, создать наилучшие условия для игры актёров, колористич. и композиционно-рит-мич. целостность общих решений были свойственны лучшим работам театр, художников (декорации и костюмы Вильямса, Б. И. Волкова, А. И. Константи-новского, В. Ф. Рындина, Ф. Ф. Федоровского в РСФСР; Петрицкого, Ф. Ф. Нирода на Украине; О. П. Марикса, П. В. Масленникова, Е. Г. Чемодуро-ва в Белоруссии; Н. Фатуллаева в Азербайджане; С. Вирсаладзе, С. Кобуладзе в Грузии; М. Арутчяна в Армении; П. Я. Зальцмана в Казахстане; Г. Вилкса, А. Лапиня, О. Скулме в Латвии). Продолжало развиваться и иск-во оформления кинопостановок (М. А. Богданов, Г. А. Мясников в РСФСР).

Одним из важнейших жанров скульптуры этих лет оставался портрет. Продолжалось выполнение монументальных портретных бюстов для установки их в городах и сёлах (согласно правительств, постановлениям о сооружении бюстов дважды и трижды Героев Сов. Союза и Героев Социалистич. Труда на их родине). Возводились многочисл. памятники, посвящённые выдающимся лицам и событиям прошлого и современности и в совокупности составляющие своеобразную летопись истории и культуры. Лучшим образцом комплексного мемориального сооружения этого периода стал мемориал воинов Советской Армии в Трептов-парке в Берлине (1946-49, скульптор Вучетич, арх. Я. Б. Белопольский). Значит, известность получили станковые и монументальные произв., созданные М. К. Аникушиным, Белашовой, А. П. Кибальниковым, Конёнковым, Лебедевой, Мухиной, Томским, В. Е. Цигалем в РСФСР; И. М. Гончаром, В. И. Знобой, В. М. Клоковым, А. А. Ковалёвым, Лысенко, А. П. Олейником, О. А. Супрун на Украине; Азгуром в Белоруссии; Л. И. Дубиновским в Молдавии; Ф. Абдурахмановым, Сабсаем в Азербайджане; Н. Канделаки, К. Мерабишвили, Ш. Микатадзе, Николадзе, В. Топуридзе в Грузии; С. Багдасаряном, Е. Кочаром, А. Сарксяном, С. Степаня-ном, А. Урарту, Г. Чубаряном в Армении; X. Найзбаевым в Казахстане; Ф. И. Грищенко в Узбекистане; О. М. Мануйловой в Киргизии; П. Александравичюсом, Р. Антинисом, Ю. Кедайнисом, Ю. Микенасом, Н. Петрулисом, Б. Пундзюсом, П. Римшей в Литве; А. Бриеде, Я. Заринем, Э. Мелдерисом в Латвии; Э. Роосом, А. Старкопфом, Р. Тимотеусом в Эстонии.

Для декоративно-прикладного иск-ва было особенно характерно изготовление уникальных выставочных произв. (фарфоровых и стеклянных ваз, многофигурных керамич. композиций, многометровых ковров и т. д.), но художники-прикладники всё чаще обращали внимание и на повышение художеств, качества массовых бытовых вещей. В области керамики плодотворно работали Н. И. Бессарабова, П. В. Леонов, А. А. Лепорская, С. М. Орлов, В. Г. Филянская, С. Е. Яковлева в РСФСР; Д. Ф. Головко, Е. С. Железняк на Украине; Г. Картвелишвили, Д. Цицишвили в Грузии; художеств, стекла - Э. М. Криммер, Е. И. Рогов, Б. А. Смирнов в РСФСР; резьбы по кости - С. П. Евангулов в РСФСР; текстиля - С. А. Заславская, Н. В. Кирсанова, Т. К. Озёрная, В. К. Склярова, К. А. Штих, Е. Я. Шумяцкая в РСФСР. Видное место заняли отмеченные тонким национальным своеобразием изделия художеств, пром-сти республик Прибалтики: керамика и стекло (Л. Дзегузе, Г. Г. Круглов, Р. Панциховская, 3. Улете в Латвии; И. Микенас, Л. Стролис в Литве; Э. Пийпуу, М. Роосма, В. Эл-лер в Эстонии и др.), тиснение по коже (Э. Адамсон-Эрик, А. Рейндорф в Эстонии и др.), ювелирные изделия (Э. Куррель, X. Пихельга-Рауд в Эстонии и др.). В продукции художеств, промыслов выделялись работы мастеров лаковой миниатюры [Т. И. Зубковой, А. А. Котухиной (Палех), И. Н. Морозова, И. А. Фомичева, Е. В. Юрина (Мстёра), В. Д. Липицкого, С. П. Рогатова, И. И. Страхова (Федоскино), В. А.Белова, В. Д. Пузано-ва-Молева (Холуй)], вышивки (В. Н. Косновой, Г. М. Дмитриевой-Шульпиной в Мстёре и др.), ковроделия (Н. Е. Вовк на Украине, Л. Керимов в Азербайджане и др.). Тончайшие резные изделия из кости, выразительную мелкую скульптуру из кости, рога, камня и т. д. создавали холмогорские, тобольские, чукотские и др. мастера.

Новый этап в эволюции сов. иск-ва связан с воплощением в жизнь величеств. программы строительства коммунизма. Гл. линия в развитии художеств, культуры развитого социалистич. общества была определена Программой КПСС как «...укрепление связи с жизнью народа, правдивое и высокохудожественное отображение богатства и многообразия социалистической действительности, вдохновенное и яркое воспроизведение нового, подлинно коммунистического, и обличение всего того, что противодействует движению общества вперед» (1976, с. 131). В сов. иск-ве 60-70-х гг. особенно интенсивным становится творческое взаимообогащение нац. школ. Развивая метод социалистического реализма, мастера, работающие в различных республиках, краях и областях СССР, сочетают интернационалистическое содержание с формами, органически вобравшими в себя богатейшие традиции нац. художеств, культур. Характерная черта сов. искусства 60-70-х гг.- складывающаяся гармонич. совокупность разных видов и отраслей художеств, творчества - от декоративно-прикладных до обращающихся в изобразит, форме к масштабным идеологич. проблемам. В.результате создаются предпосылки для формирования целостной эстетич. среды, охватывающей все стороны духовной и материальной жизни сов. людей. Наряду с активно работающими мастерами, утвердившими своё место в иск-ве ещё в 20-40-х гг., всё успешнее выступают художники последующих поколений, что приводит к особому разнообразию манер, творческих почерков, индивидуальных стилей. Усиливается тяготение к созданию значит, типических образов, к максимальному использованию выразит, возможностей художеств, формы. Интерпретируя жизнь, художники сочетают романтич. обобщённость с драматич. экспрессией или лирич. проникновенностью образов. В пост. ЦК КПСС «О работе с творческой молодежью» (от 21 окт. 1976) указано на необходимость «...дальнейшего усиления внимания партийных, государственных и общественных организаций к профессиональному и идейному воспитанию творческой молодежи»(«Правда», 1976, 21 окт., с. 1).

М. О с и с. «Знамя Октября мы пронесем через века!», Плакат. 1965.

В живописи создаются произв., в к-рых находят выражение борьба народов за коммунистич. идеалы, духовный рост людей социалистич. общества, героика труда, многообразие форм быта народов СССР; усиливается тяготение к яркой эмоциональной образности, к активности художеств, воздействия произв.; возрастает психологич. выразительность ритмов и колорита. Оригинальную разработку получают ист.-революционный и бытовой жанры, темы индустриального развития СССР, гор. быта и жизни колх. деревни, портрет. В этих жанрах успешно выступили Д.Д. Жилинский, В.Ф. Загонек, В. И. Иванов, Л. В. Кабачек, Г. М. Коржев, Ю. П. Кугач, Е. Е. Моисеенко, Д. К. Мочальский, П. П. Оссовский, В. Е. Попков, Д. К. Свешников, А. П. и С. П. Ткачёвы, Ю. Н. Тулин в РСФСР; В. Ф. Задорожный, А. Л. Наседкин, В. В. Токарев, К. В. Филатов, А. А. Хмельницкий, В. А. Чеканюк на Украине; М. В. Данциг, М. А. Савицкий в Белоруссии; М. Г. Греку, В. Г. Руссу-Чобану в Молдавии; Н. Абдурахманов, А. Джафаров, Т. Нариманбеков, Т. Салахов в Азербайджане; А. Бандзеладзе, Г. Геловани, Э. Каландадзе, Г. Кутателадзе, 3. Нижарадзе, Г. Тоидзе в Грузии; М. Аветисян, Л. Бажбеук-Меликян, А. Мелконян, С. Мурадян, М. Петросян в Армении; С. Айтбаев, С. Мамбеев, Н.-Б. Нурмухаммедов в Казахстане; Р. Ахмедов, Н. Кузыбаев, М. Саидов, Г. Улько, Р. Чарыев в Узбекистане; Б. Джумабаев в Киргизии; 3. Хабибулаев, X. Хушвахтов в Таджикистане; Д. Байрамов, И. Клычев в Туркмении; С. Джяукштас, В. Каратаюс, А. Савицкас, Л. Тулейкис в Литве; Б. Берзинь, И. Заринь, Э. Илтнер в Латвии; Э. Аллсалу, Л. Мууга в Эстонии и др. К достижениям пейзажного жанра относятся произведения Б. Ф. Домашникова, Е. И. Зверькова, В. Ф. Стожарова, В. Я. Юкина „(РСФСР), В. К. Цвирко (Белоруссия), И. Шважаса (Литва) и др.

В. Е. Попков. «А. С. Пушкин». 1974.

В условиях интенсивного развития градостроительства и архитектуры раскры-



Е. Е. М о и с е е н к о. «9 мая». 1973- 1975.

ваются новые художеств, возможности монументальной живописи, обогащается её техника. Мозаики, композиции из майолики, стенные росписи и др. монументальные произв., отмеченные символич. обобщённостью образов, играют всё более важную роль в зрительной организации плоскости стены, пространства интерьера, а иногда и общей композиции архит. комплекса. Успехи монументально-декоративной живописи, связаны с именами Н. И. Андронова, А. В. Васнецова, Ю. К. Королёва, Мыльникова, Б. А. Тальберга в РСФСР; Э. И. Котова, В. В. Мельниченко, А. Ф. Рыбачук на Украине; Н. Ю. Игнатова, 3. Церетели в Грузии и др. Важный вклад в монументально-декоративное иск-во внесли мастера витража (К. Моркунас, А. Стошкус в Литве и др.). Разработке новых методов музейной и выставочной экспозиции, появлению новых форм наглядной агитации активно содействовала мастера оформительского иск-ва [особенно примечательны были павильоны СССР на Всемирных выставках в Брюсселе (1958) и Осаке (1970), обе - гл. худ. К. И. Рождественский; Всемирной выставке в Монреале (1967) и Всемирной выставке по охране окружающей среды в Спокане (США, 1974), обе - гл. худ. Р. Р. Клике].

В. И. И в а н о в. «В кафе „Греко"». 1974.

X. А. Я к у п о в. «Челнннскне красавицы (КамАЗ)». 1975.

Мышление пространств, категориями, стремление подчеркнуть выразительность сценич. конструкции, использование эмоциональных возможностей цвета и освещения характеризуют театрально-декорационное иск-во (Н. Н. Золотарёв, Э. Г. Стенберг, С. М. Юнович в РСФСР; А. Саидов в Азербайджане; Т. Мирзашвили, И.Сумбаташвили в Грузии; Г. Исмаилова в Казахстане; М. Юлдашев в Узбекистане; А. Алмамедов в Туркменистане; Г. Земгал в Латвии). Усилению психология, и пластич. выразительности кадра способствовали художники кино (Б. К. Немечек, К.А. Черняев в РСФСР; Ф. А. Гамурарь в Молдавии; В. Калинаускас, А. Ничюс в Литве).
Большую идейно-филос. сложность и драматич. насыщенность обрела графика, чутко откликающаяся на всё многообразие явлений окружающей действительности. Значит, место не только на выставках, но и в быту занял эстамп. Книжная графика, преодолевшая разрыв между иллюстрацией и полиграфич. оформлением, стремится к внутр. единству и взаимообусловленности всех элементов книги. Множество удачных работ в области станковой и книжной графики создали А. В. Бородин, Д. С. Бисти, В. А. Ветрогонский, И. В. Голицын, Го-ряев, Б. Н. Ермолаев, Г. Ф. Захаров, Н. В. Кузьмин, Т. А. Маврина, И. П. Об-росов, А. А. Ушин в РСФСР; А. Г. Данченко, В. С. Куткин, Н. А. Родин, Г. В. Якутович на Украине; Е. Г. Лось, Г. Г. и Н. Н. Поплавские в Белоруссии; И. Т. Богдеско, Л. Г. Григорашенко в Молдавии; Т. Кубанейшвили, М. Лолуа, Р. Тархан-Моурави, Д. Эристави в Грузии; Е. М. Сидоркин в Казахстане; К. Башаров, Т. Мухамедов в Узбекистане; В. Б. Валюс, Р. Б. Гибавичюс, Я. Жилите, С. Красаускас, А. Макунайте, А. Скирутите, А. Степонавичюс в Литве; Г. Кролис, Д. Рожкалн в Латвии; В. Толи, X. Ээльма в Эстонии. Плодотворно развивается также иск-во плаката (С. И. Дацкевич, В. С. Каракашев, О. М. Савостюк, Б. А. Успенский, Е. С. Цвик в РСФСР; Э. Шахтинская в Азербайджане; Л. Дундуа в Грузии; Ю. Галкус в Литве и др.).

К у к р ы н и к с ы. Иллюстрация к сказу Н. Лескова «Левша». Акварель. 1974.

О. К. К о м о в. «Космос. Ю. А. Гагарин и С. П. Королёв». Бронза. 1975.

Широтой гуманистич. проблематики, обострённым интересом к специфич. особенностям материала, нередко романтич. символикой, строгой конструктивностью форм отличаются лучшие произв. совр. сов. скульптуры. В монументальной пластике, наряду с многочисл. памятниками традиц. типа, всё чаще создаются величеств. архитектурно-скульптурные мемориальные сооружения в память сов. воинов и жертв фаш. террора, представляющие собой сложные пространственно-развитые комплексы архитектуры, скульптуры и организованного ландшафта [мемориалы - на Пискарёвском кладбище в Ленинграда (1960, скульпторы В. В. Исаева, Р. К. Таурит и др., арх. А. В. Васильев, Е. А. Левинсон), жертвам фаш. террора в Пирчюписе (Литов. ССР; 1960, скульптор Г. Йокубонис, арх. В. Габрюнас), Саласпилсе (Латв. ССР; 1961-67, скульпторы Л. В. Буковский, Я. Заринь и др., арх. О. Н. Закаменный и др.), Хатыни (Белорус. ССР; 1968-69, скульптор С. И. Селиханов, архитекторы Ю. М. Градов и др.), комплекс на Мамаевом кургане в Волгограде (1963-67, скульпторы Вучетич и др., арх. Белопольский, В. А. Дёмин), комплекс мемориальных памятников и ансамблей «Зелёный пояс славы» на рубежах героич. обороны Ленинграда (1964-67, авторы общей планировки архитекторы Г. Н. Булдаков, В. Л. Гайкович, М. А. Сементовская), комплекс -«Брестская крепость-герой» в Бресте (1966-71, скульпторы Кибальников, А. О. Бембель

Скульпторы Л. В. Буковский, Я. Заринь и др., архитекторы О. Н. Закаменный и др. Мемориал в Саласпилсе. 1961-67.

и др., арх. В. А. Король и др.), мемориал защитникам Ленинграда (1975, скульптор Аникушин, арх. С. Б. Сперанский)]. Значит, произв. в области станковой, монументальной и декоративной скульптуры создали П. И. Бондаренко, Л. Н. Головницкий, Исаева, О. К. Комов, Г. Ф. Ланкинен, Ю. Г. Нерода, А. Г. Пологова, И. А. Тенета, А. П. Файдыш-Крандиевский, Д. М. Шаховской в РСФСР; В. 3. Бородай, Г. Н. Кальченко, Д. П. Крвавич на Украине; Л. Н. Гумилевский, Г. И. Муромцев в Белоруссии; И. Д. Китман, К. С. Кобизева в Молдавии; Т. Мамедов, О. Эльдаров в Азербайджане; Б. Авалишвили, Э. Амашукели, М. Бердзенишвили, Э. Какабадзе, Д. Микатадзе, В. Ониани в Грузии; А. Арутюнян, А. Григорян, С. Манасян, К. Нуриджанян в Армении; X. Наурзбаев в Казахстане; М. Мусабаев в Узбекистане; Т. Садыков в Киргизии; К. Жумагазин в Таджикистане; В. Вильджюнас, Б. Вишняускас, Йокубонис в Литве; В. Алберг, Буковский, Л. Давыдова-Медене в Латвии и др.

Интенсивные поиски новых форм и ансамблей предметов бытовой обстановки, а также наиболее удачных способов оформления обществ, интерьеров ведутся в декоративно - прикладном и с к - в е. Разрабатываются новые простые и изящные по формам образцы малогабаритной мебели и др. предметов бытового назначения, усиливается выразительность цвета и фактуры в декоративных тканях, многообразие и богатство ритма, цвета и формы в декоративной керамике, художеств, стекле и т. д. Богатые эстетич. возможности, заложенные в природе материала и особенностях технологич. процесса, раскрываются в различных видах керамики (В. С. Васильковский, И. Е. Лясс, В. Н. Ольшевский, В. Н. Цыганков в РСФСР; Н. Кикнадзе, Ш. Нариманишвили, Ж. Почхидзе, Р. Яшвили в Грузии; Ю. Адомонис, М. Врубляускас в Литве; С. Озолиня в Латвии и др.), художеств, стекле (Г. А. Антонова, С. М. Бескинская, Д. Н. и Л. Н. Шушкановы, Е. И. Рогов в РСФСР; М. А. Павловский на Украине; В. С. Мурахвер, С. Я. Раудвеэ в Белоруссии и др.), чеканке по металлу, особенно развитой в Грузии (К. Гурули, М. Кутателадзе, И. Очиаури и др.), художеств, текстиле (А. А. Андреева, Н. М. Жовтис, А. Л. Забелина в РСФСР; Ю. Бальчиконис, Р. Блустова, Э. Вигнере, 3. Вогелене, Р. Ясудите в Литве, Р. Хеймрат в Латвии; М. Адамсон, Э. Реэметс, Э. Ханзен, Л. Эрм в Эстонии). Наряду с изделиями новых форм производятся и традиционные художественные предметы с элементами ручного изготовления (керамика Дагестана и Закарпатья, фарфор Гжели, расписные изделия Хохломы, дымковская глиняная игрушка и т. д.), придающие совр. жилому интерьеру индивидуальную выразительность и теплоту. Важное значение для создания благоприятных условий дальнейшего развития традиц. форм декоративно-прикладного иск-ва имело пост. ЦК КПСС от 27 февр. 1975 «О народных художественных промыслах».

Д. Уметов. Ковёр «Хозяин гор». Войлок. 1969-70.

П. В. Леонов. Сервиз «Суздаль».

Фарфор. 1967. Музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII века». Москва.

К. Гурули. «Руставели». Латунь, дерево. 1965. Музей искусства народов Востока. Москва.

Плодотворно развиваются различные отрасли художеств, конструирования пром. продукции, чему способствовало пост. Сов. Мин. СССР от 28 апр. 1962, обязавшее все министерства, ведомства и организации «обеспечить систематическое повышение качества продукции машиностроения и товаров культурно-бытового назначения путем широкого использования методов художественного конструирования, позволяющих создавать удобные в эксплуатации, недорогие и красивые изделия», и постановление Сов. Мин. СССР от 18 октября 1968 «Об улучшении использования достижений технической эстетики в народном хозяйстве», дополнительно стимулировавшее внедрение методов дизайна в художественную промышленность.

В. С. Мурахвер. Декоративный комплект «Ярило». Стекло. 1967.

Решения партии способствовали укреплению связи сов. иск-ва с жизнью, с практикой строительства коммунистич. общества, с борьбой за мир. В центре внимания художников оказались нравственные идеалы, этич. проблемы, характерные для периода развитого социалистич. общества. Непосредств. участие иск-ва

А. С т о щ к у с. «Песня жизни». Витраж.

1963-65. Галерея витража и скульптуры. Каунас.

А. А л а м а а. «Пусть всегда будет солнце!». Шамот. 1963. Художественный музей Эстонской ССР. Таллин.

в созидательной деятельности народа получило новое выражение в работе коллективов художников на ответственных участках нар. х-ва, в тематич. выставках [среди крупнейших из них - «50 лет Советской власти» (1967) и «Слава Труду!» (1976), посвящённая 25-му съезду КПСС; обе выставки были проведены в Москве], организованных в городах, на предприятиях и новостройках, в колхозах и совхозах. Расширяются междунар. связи сов. иск-ва (совместные выставки и обмен выставками, укрепление творческих контактов сов. художников с мастерами иск-ва др. социалистических стран, с представителями прогрессивных направлений в иск-ве капиталистич. и развивающихся стран). См. также раздел Архитектура и изобразительное искусство в статьях о союзных республиках в соответствующих томах БСЭ. О. И. Сопоцинский,

Советские архитектура и градостроительство

Великая Окт. социалистич. революция, упразднив частную собственность на орудия и средства произ-ва, землю и крупное гор. домовладение, а также положив начало гос. планированию нар. х-ва, определила принципиально новый, соответствующий интересам всего народа этап развития архитектуры и градостроительства. Рождённые революцией социально-экономич. условия позволили решать крупные градостроит. задачи, вызвали необходимость разработки ранее не существовавших в стране типов жилых и обществ, зданий (дворцов культуры, рабочих клубов, дет. садов и др.). Уже в 1918-19 были созданы первые архит. мастерские в Москве (под рук. А. В. Щусева) и в Петрограде (под рук. И. А. Фомина) для работы над проектами упорядочения их планировки и застройки; началась работа над ген. планами Ярославля и др. городов. Однако в тяжёлые годы Гражд. войны 1918-20 творч. деятельность архитекторов ограничивалась преим. проектированием, участием в осуществлении плана монументальной пропаганды, созданием конкурсных проектов крупных обществ, зданий нового социального назначения. Эти проекты ярко отразили революц. размах и романтику первых лет Сов. власти.

После окончания Гражданской войны и перехода к восстановлению нар. х-ва началось выполнение составленного в 1920 плана ГОЭЛРО. Были построены Волховская ГЭС (1918, 1921-26, арх. О. Р. Мунц, В. А. Покровский, инж. Г. О. Графтио и др.), Земо-Авчальская ГЭС в Грузии (1-я очередь - 1923-27, арх. А. Н. Кальгин и др.) и др. электростанции, ставшие одними из первых произв. сов. пром. архитектуры. Сооружение Волховской ГЭС было также одним из первых примеров комплексного стр-ва гидротехнич. сооружения и рабочего посёлка при нём. С сер. 20-х гг. развернулось значит, жил. стр-во в крупных пром. центрах. При этом решалась важная социальная задача преобразования неблагоустроенных рабочих окраин в красивые и удобные для жизни районы с дет. садами и яслями, школами, мед. и культур-но-просветит. учреждениями. Так, напр., в Ленинграде была реконструирована часть р-на Нарвской заставы, где на Тракторной улице и др. участках в 1925-27 были построены кварталы многоэтажных домов (арх. А. С. Никольский, А. И. Гегелло, Г. А. Симонов), школа (арх. Никольский и др.), а в 1929-31 фабрика-кухня - универмаг (арх. А. К. Барутчев, И. А. Гильтер и др.). Перестройка рабочих р-нов велась в Москве [жилые массивы в районе Дубровских улиц (1926- 1927, арх. М. И. Мотылёв, Д. Н. Молоков, А. В. Юганов и др.) и быв. Дангауэровки (1929-35, арх. Мотылёв, Б. Н. Блохин и др., инж. В. Кардо-Сысоев и др.)], Баку (посёлок им. С. Шаумяна, 1921-30, арх. А. В. Самойлов), в Донбассе. В 1923 в Москве открылась Всеросс. с.-х. и кустарно-пром. выставка. Под рук. арх. И. В. Жолтовского и Щусева был создан яркий и праздничный комплекс деревянных павильонов и сооружений, в к-рых изобретат. использование деревянных конструкций своеобразно сочеталось как с традиц. формами нац. архитектуры народов СССР, так и с новыми творч. приёмами.

В ходе социалистич. индустриализации страны в годы 1-й пятилетки (1929-32) развернулось интенсивное стр-во многочисл. пром. предприятий, шахт, крупных ГЭС и др. Среди них были такие индустриальные гиганты, как Магнитогорский и Кузнецкий металлургич. комбинаты, Волгоградский, Челябинский и Харьковский тракторные з-ды, Моск. шарикоподшипниковый з-д, Уральский з-д тяжёлого машиностроения и мн. др. Уже в эти годы определился качественно новый характер архитектуры пром. зданий: большое внимание уделялось бытовым помещениям (столовым, душевым и пр.), улучшающим условия работы трудящихся. Значит, достижением архитектуры и строит, техники стало стр-во Днепрогэса им. В. И. Ленина (1927-32, А. А., К. А. и Л. А. Веснины, С. Г. Аидриевский, Н. Я. Колли, Г. М. Орлов и др., инженер И. Г. Александров). Лаконичная, функционально оправданная архитектура станции определила выразительный образ мощного гидротехнического сооружения. В связи с массовым промышленным стр-вом был создан ряд крупных специализиров. проектных орг-ций, в т. ч. Ин-т по проектированию маш.-строит. заводов (Гипромаш), Ин-т по проектированию металлургич. заводов (Гипромез), Ин-т по проектированию гидростанций (Гидропроект и др.), что способствовало быстрому проф. росту кадров инженеров и архитекторов, работающих в области пром. стр-ва (И. С. Николаев, Е. М. Попов, А. С. Фисенко и мн. др.).

В. А. Щ у к о, В. Г. Г с л ь ф р е и х. Театр имени М. Горького в Ростове-на-Дону. 1930-35. Восстановлен и частично перестроен в 1962-63.

Братья Веснины, С. Г. Андриевский, Н. Я. Колли, Г. М. Орлов и др., инженер И. Г. Александров. Днепрогэс имени В. И. Ленина. 1927 - 32. Восстановлен в 1947- 50.

П. А. Голосов. Комбинат газеты «Правда» в Москве. 1929-35.

Индустриализация вызвала быстрый рост небольших старых городов, часто почти полностью изменивших свой прежний облик [напр., Дзержинск (арх. О. А. Сергеев), Запорожье (арх. И. И. Малозёмов), Караганда (арх. А. И. Кузнецов), Новокузнецк (арх. Б. Е. Светличный) и др.], а также стр-во новых городов [Комсомольск-на-Амуре (Б. И. Данчич)и др.]. Наряду с Москвой и Ленинградом большие работы по реконструкции развернулись в Свердловске (по ген. плану 1926-1927, арх. С. В. Домбровский и др.), Ереване (по ген. плану 1924, арх. А. И. Таманян). Реконструкция старых и стр-во новых городов проводились на основе ген. планов перспективного развития населённых пунктов, рассчитанных на 20-25 лет. Для их разработки были созданы крупные ин-ты по проектированию городов - Гипрогор в Москве и Ленинграде, Гипроград в Харькове, архитектурно-планировочные управления в ряде крупных городов. Под новую застройку отводились наиболее благоприятные в санитарно-гигиенич. отношении территории. Эти требования учитывались и при планировке городов на основе составленных норм плотности застройки, озеленения минимальных разрывов между жилыми массивами и пром. предприятиями. Наряду с жилищами строились школы, дет. сады, магазины, клубы и др. учреждения культурно-бытового обслуживания, создавались парки и скверы, сооружались системы водоснабжения и канализации. За годы 1-й пятилетки были построены жилые дома общей площадью 56,9 млн. м2. Строились и крупные общественные здания, в т. ч. Дворец культуры им. М. Горького (1925- 1927, арх. Гегелло, Д. Л. Кричевский) и Кировский райсовет (1930-35, арх. Н. А. Троцкий) в Ленинграде, Ин-т В. И. Ленина (ныне Ин-т марксизма-ленинизма; 1924-27, арх. С. Е. Чернышёв), дом газеты «Известия» (1925-27, арх. Г. Б. Бархин) и комбинат газеты «Правда» (1929-35, арх. П. А. Голосов), 1-я очередь Дворца культуры Пролет, р-на (ныне Дворец культуры автомобильного завода им. И. А. Лихачёва; 1930- 1934, арх. братья Веснины) в Москве; Дом Госпрома (1925-29, арх. С. С. Серафимов и др.) и Дворец культуры железнодорожников (завершён в 1932, арх. А. И. Дмитриев) в Харькове. Много внимания уделялось стр-ву заводских и сел. клубов; большую изобретательность в их проектировании проявили арх. К. С. Мельников [напр., клубы им. Русакова (1927-29) и з-дачКаучук» (1927)], И. А. Голосов [клуб им. Зуева (1928) - все в Москве] и др. В архитектуре многих из этих зданий в контрастном и порой несколько схематичном сопоставлении геометризованных лаконичных объёмов больших глухих плоскостей стен и остеклённых поверхностей, в асимметричном, функционально обоснов. расположении помещений проявились черты конструктивизма, одного из направлений в сов. архитектуре тех лет. Выдающимся произведением сов. архитектуры стал Мавзолей В. И. Ленина (выстроен в 1924 из дерева и в 1929-30 заменён каменным, арх. Щусев); здание органично вписано в исторически сложившийся архит. ансамбль Красной площади и определило её новое идейно-художественное содержание.

А. И. Г е г е л л о, Д. Л. Криченский. Дворец культуры имени М. Горького в Ленинграде. 1925 - 27.

На новом пути советской архитектуры наряду с достижениями проявились и недостатки (однообразная строчная застройка ряда новых жилых районов, отставание городского хозяйства старых городов от быстро выросших потребностей населения и др.). В 1931 Пленум ЦК ВКП(б) принял широкую программу мероприятий по реконструкции гор. х-ва Москвы и др. городов. Его решения оказали положит, влияние на развитие градостроительства. Становление сов. архитектуры проходило в острой борьбе творч. архит. группировок, наиболее активными из к-рых были АСНОВА (Ассоциация новых архитекторов; осн. в 1923) и ОСА (Общество совр. архитекторов; осн. в 1925). Чл. АСНОВА (Н. А. Ладов-ский, В. Ф. Кринский и др.) провозглашали необходимость полного изменения образного строя архитектуры на основе новых стройматериалов и конструкций и синтеза искусств, но практически многие из них придерживались формалистич. взглядов. Члены ОСА предлагали т. н. функциональный метод, основанный на всестороннем учёте функционального назначения зданий, на использовании новых строит, конструкций и материалов. В своей практич. деятельности ведущие члены ОСА (бр. Веснины, М. Я. Гинзбург и др.) придавали важное значение идейно-художеств. стороне зодчества, но мн. др. последователи конструктивизма её недооценивали и игнорировали архит. наследие, нац. своеобразие архитектуры, порой не считались с требованиями экономич. и технич. целесообразности стр-ва. Часть архитекторов старшего поколения (Жолтовский, И. А. Фомин, В. А. Щуко и др.) стремились творчески использовать наследие классич. архитектуры, что, как правило, приводило к архаизации архит. образа, к противоречиям между обликом и новым содержанием зданий. Пост. ЦК ВКП(б) «О перестройке литера-турно-художеств. организаций» (1932) положило конец групповой изолированности архитекторов, сплотив их в едином Союзе сов. архитекторов (см. в разделе Творческие союзы). Важную роль в определении творч. направленности сов. архитектуры сыграл конкурс (1931-33) на проект Дворца Советов в Москве. Пост. Совета стр-ва Дворца Советов по 2-му туру конкурса призывало к творч. применению лучших приёмов классич. и новой архитектуры и достижений совр. строит, техники. В одобренном затем для стр-ва проекте дворца арх. Б. М. Иофана, В. Г. Гельфрейха и Щуко широко использовалось наследие мировой архитектуры. Эти черты проекта оказали большое влияние на формирование сов. архитектуры 2-й пол. 30 - нач. 50-х гг.

В 30-е гг. интенсивно развернулось стр-во новых и реконструкция старых городов. Возникли города Электросталь в Моск. обл. (ген. план - 1938, арх. Кузнецов и А. Н. Карнаухов), Мончегорск в Мурманской обл. (ген. план - 1937, арх. С. Е. Бровцев и др.) и мн. др. Характерный пример нового градостроительства - столица Тадж. ССР г. Душанбе, к-рый быстро превратился из кишлака в большой совр. красивый, хорошо озеленённый город (ген. план - 1937, арх. Н. В. Баранов, В. А. Гайкович и др.). Огромную роль в развитии градостроительства сыграло пост. ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 10 июля 1935 «О генеральном плане реконструкции Москвы», к-рое определило осн. принципы социалистич. переустройства городов. Ген. план (арх. В. Н. Семёнов, Чернышёв и др.) предусматривал ограничение роста города, разуплотнение интенсивно застроенных р-нов и новую планировочную организацию жилых кварталов с яслями, садами, школами и др. учреждениями обслуживания населения. Сохраняя исторически сложившуюся радиально-кольцевую систему улиц, план наметил их значит, реконструкцию, создание новых магистралей, озеленение и благоустройство города. Вокруг Москвы проектировалось создание лесопаркового пояса. Почти полностью перестраивались водоснабжение и канализация. Благодаря стр-ву (1932-37) канала Москва - Волга (ныне им. Москвы; архит. часть - А. М. Рухлядев, Кринский, В. Я. Мовчан и др.) была решена проблема водоснабжения столицы, а р. Москва стала судоходной. В 1936-39 были построены мосты - Крымский (арх. А. В. Власов, инж. Б. П. Константинов), Большой Каменный (арх. Щуко, Гельфрейх, инж. Н. Я. Калмыков), Москворецкий (арх. Щусев, инж. В. С. Кириллов) и др. Старая Москва с её хаотич. застройкой узких улиц превращалась в город просторных проспектов, площадей и набережных. Была создана Манежная площадь (ныне им. 50-летия Октября), полностью перестроен Охотный ряд (ныне часть проспекта Маркса), где были возведены гостиница «Москва» (1932-38, арх. Щусев, О. А. Стапран, Л. И. Савельев) и дом СНК СССР (ныне Госплана СССР; 1932-36, арх. А. Я. Лангман), перестроена ул. Горького (арх. А. Г. Мордвинов и др.), реконструированы Б. Калужская ул. (ныне часть Ленинского проспекта; 1939-40, арх. Г. П. Гольц, Мордвинов, Д. Н. Чечулин и др.), 1-я Мещанская ул. (ныне часть проспекта Мира) и др. В 1935-41 в Москве было построено жилых домов общей площадью 5,2 млн. м2, детских садов и яслей почти на 50 тыс. мест, св. 400 школ. Среди крупных зданий, построенных в эти годы,- новые корпуса Библиотеки СССР им. В. И. Ленина (строительство начато в 1928, завершено в 1958; арх. Щуко, Гельфрейх), Воен. академия им. М. В. Фрунзе (1937, арх. Л. В. Руднев, В. О. Мунц), Театр Советской Армии (1934-40, арх. К. С. Алабян, В. Н. Симбирцев) и др. Большим достижением явилось стр-во Моск. метрополитена [первый участок вступил в строй в 1935; в числе лучших станций - -«Красные ворота» (ныне-«Лермонтовская»; 1935) и «Площадь Свердлова» (1938) - обе арх. И. А. Фомин и др.; «Дворец Советов» (ныне «Кропоткинская»; 1935, арх. А. Н. Душкин, Я. Г. Лихтенберг) и «Маяковская» (1938-39, арх. Душкин)]; был построен комплекс Всесоюзной с.-х. выставки.

А. Н. Душкин, Я. Г. Л и х т е н б е р г. Станция метро «Кропоткинская». Москва. 1935.

Вслед за ген. планом реконструкции Москвы был разработан ген. план развития Ленинграда (1935-36, арх. Л. А. Ильин, В. А. Витман и др.; 1938- 1940, арх. Баранов, А. И. Наумов и др.). Здесь не было неотложной необходимости в коренной реконструкции центра - новое стр-во развернулось на свободных терр. в юж. и вост. районах: на Моск. проспекте (арх. Гегелло, Г. А. Симонов, Троцкий и др.), на М. Охте (арх. Симонов, Б. Р. Рубаненко и др.), на Щемиловке (арх. Е. А. Левинсон, И. И. Фомин и др.) и в Автово (арх. А. А. Оль, С. М. Бровцев и др.). В 1933-41 было построено 1,6 млн. м2 жилой площади, 221 школа, дет. садов и яслей почти на 30 тыс. мест, Дом Советов (1936-40, арх. Троцкий и др.), здания Московского (1930-35) и Невского (1937-40) райсоветов (оба - арх. И. И. Фомин и др.).

Реконструкция охватила сотни городов, в т. ч. столицы союзных республик и пром. центры. Осуществлялись ген. планы развития Харькова (1934, арх. А. М. Касьянов и др.), Тбилиси (1934, арх. Малоземов, Э. Курдиани, Г. Гогава), Баку (1937, арх. Баранов, В. А. Гайкович, Ильин и др.), Еревана (1936, арх. Малоземов, Н. Заргарян, С. Клевицкий), Горького (1937, арх. Н. А. Солофненко и др.), Ярославля (1936-37, арх. Баранов, В. А. Гайкович), Казани (1936-37, арх. И. С. Носов), Челябинска (1937, арх. Витман и др.), Минска (утверждён в 1938; арх. Витман, Ю. М. Киловатов и др.), Ташкента (1938, арх. Кузнецов и др.) и мн. др. городов. Началось активное преобразование курортов Кавказа и Юж. берега Крыма.

Увеличились объёмы жилищного стр-ва: во 2-й пятилетке построены жилые дома общей площадью 67,3 млн. м2. В 1936 было принято пост. СНК СССР и ЦК ВКП(б) «Об улучшении строительного дела и об удешевлении строительства». Развивались индустр. методы возведения зданий, основанные на заводском изготовлении стандартизированных строит, элементов (лестничных маршей, частей перекрытий и др.), применении поточно-скоростного метода стр-ва, концентрации жилых домов в крупных массивах, что позволило уменьшить сроки стр-ва и снизить его стоимость. Увеличились количество квартир на одну лестничную площадку (с 2 до 4-6 квартир) и глубина жилых корпусов, улучшились оборудование и отделка квартир. В годы 2-й и 3-й пятилеток в Москве и Ленинграде началось стр-во жилых домов из крупных блоков. В 1933-40 большой размах получило стр-во массовых обществ, зданий (построены 24103 школы на 7169 тыс. учащихся, детские сады и ясли на 420 тыс. мест). Среди мн. крупных обществ, построек - здания Верх. Совета УССР (1936-39, арх. В. И. Заболотный) и СНК УССР (1934-38, арх. И. А. Фомин и П. В. Абросимов) в Киеве, Груз, филиала Ин-та марксизма-ленинизма в Тбилиси (1938, арх. Щусев), адм. здание в Сочи (1934-36, арх. Жолтовский), Дом пр-ва Арм. ССР в Ереване (1926-41, арх. А. И. и Г. А. Таманян), Музей им. Низами в Баку (завершён в 40-е гг., арх. С. А. Дадашев и М. А. Усейнов), Дом пр-ва БССР в Минске (1930-33, арх. И. Г. Лангбард), Дом пр-ва Тадж. ССР в Душанбе (полностью завершён в 1948-49, арх. С. Л. Анисимов и др.). Архитектура Сов. павильона на Всемирной выставке 1937 в Париже впечатляюще отразила величие первой страны социализма (арх. Иофан, скульптор Мухина). В облике обществ, зданий наиболее полно проявилось характерное для этого времени стремление к идейно-художеств. выразительности архит. образов, основанных на использовании классич. наследия и традиций нац. зодчества. Однако некритич. обращение к архит. формам прошлого нередко приводило к архаизму, чрезмерной монументализации, механич. применению многочисл. декоративных элементов, перегружающих фасады, к схематизации функциональных решений общественных зданий и, как следствие, к эксплуатационным неудобствам, к увеличению стоимости строи тельства.

Во 2-й и 3-й пятилетках в нарастающем объёме строились новые крупные пром. предприятия, транспортные и гидротехнические сооружения: продолжались коренная реконструкция Моск. автомоб. з-да (архит. часть - Е. М. Попов и др.), стр-во Горьковского автомоб. з-да (руководитель архит. части А. С. Фи-сенко), Сталинградского тракторного завода (рук. архит. части И. С. Николаев), сооружён Беломорско-Балт. канал, ряд ГЭС и др. Значительно расширилось применение металлич. конструкций и сборного железобетона, улучшилось благоустройство и озеленение заводских территорий, совершенней стали градостроит. решения, определяющие сочетание планировки и застройки предприятий с окружающими их гор. районами.

В 30-е гг. в сел. местности формировались новые типы жилых, обществ, и хоз. построек; проектные организации приступили к созданию типовых проектов животноводческих помещений и др. Зерносовхоз «Гигант» (проект - 1928, арх. Е. И. Ермишанцев, Голосов и др.)- один из первых комплексов, включающих сооружения для крупного с.-х. производства с благоустроенным посёлком.

В начальный период Великой Отечеств, войны 1941-45 осн. задачей архитектуры стало ускоренное стр-во производств, зданий для размещения перебазиров. на Восток пром. предприятий и жилищ для рабочих. Архитекторы осваивали местные строит, материалы, разрабатывали экономичные типовые жилые секции, облегчённые деревянные и кам. конструкции зданий; развивалось деревянное домостроение. В Москве, несмотря на трудности воен. времени, в 1943-44 были введены в эксплуатацию 2 новые линии метрополитена. В годы войны фаш. захватчики разрушили сотни городов и св. 70 тыс. сёл и деревень. Ок. 25 млн. чел. осталось без крова, были превращены в руины такие крупные города, как Сталинград, Минск, Севастополь, Новгород, Витебск, Псков, Великие Луки и мн. др.; тяжелейшим разрушениям подверглись Ленинград, Харьков, Ростов-на-Дону, Киев. Были уничтожены 82 тыс. школ, 40 тыс. больниц, поликлиник и др. медицинских учреждений, 44 тыс. зданий театров, клубов, домов культуры и др., разрушены мн. памятники архитектуры, в т. ч. в Ленинграде и его пригородах, Моск. обл., в Новгороде, Пскове, Киеве, Чернигове, Смоленске, Риге, Вильнюсе и др. городах.

Восстановление городов и посёлков началось ещё до окончания войны и стало одним из ярких этапов сов. архитектуры и градостроительства. В 1944, после снятия блокады Ленинграда, ГКО вынес решение о первоочередных мерах по восстановлению города. Для более качественного выполнения и организации строительных работ в 1944 был создан Гос. комитет по делам архитектуры при СНК СССР. В 1945 СНК СССР принял постановление о неотложных мероприятиях по восстановлению 15 крупнейших и старейших рус. городов, разработка ген. планов к-рых была поручена ведущим сов. арх. Алабяну, Баранову, Власову, Г. П. Гольцу, Иофану, Колли, Рудневу, В. Н. Семёнову, Щусеву и др. Развернулась разработка ген. планов и 250 др. городов. Разрушенные постройки и ансамбли воссоздавались не механически. Это был творческий процесс, в результате к-рого города становились более красивыми и удобными для населения, увеличивались озеленённые площади, совершенствовались организация гор. движения и транспорта, инж. оборудование и благоустройство. Уже со 2-й пол. 1942 ленингр. архитекторы разрабатывали проект восстановления и дальнейшего развития своего города (руководитель Баранов), к-рый в 1944 был в основном завершён. На местах разрушений создавались новые архит. ансамбли, улучшающие облик города; центр Ленинграда получил развитие вдоль М. Невы к берегам Финского залива и вверх по реке до б. Александро-Невской лавры. В соответствии с этим замыслом был перестроен р-н Финляндского вокзала и на берегу Невы создан ансамбль пл. Ленина, перестроена пл. Революции (обе - арх. Баранов, Н. Г. Агеева, О. И. Гурьев и др.), реконструированы р-н Смольного (арх. Д. С. Гольдгор, М. К. Бенуа, И. И. Фомин), р-н Инженерного замка и ансамбль площади Искусств (арх. Баранов, Е. И. Катонин., В. Д. Кирхоглани), р-н ипподрома (арх. Гегелло) и др. Выросли новые р-иы жил. стр-ва, где сооружены проспекты Приморский (арх. Баранов, Гурьев, Агеева и др.)и Энгельса (арх. А. К. Барутчев, В. Ф. Белов и др.), завершена застройка проспекта Стачек (арх. В. А. Каменский и др.). Созданы крупные парки Победы - Приморский (арх. Никольский и др.) и Московский (арх. Катонин, Кирхоглани). К 1955 была завершена 1-я очередь метрополитена. Уже в 1944-45 в Ленинграде было восстановлено 1 млн. 568 тыс. м2 жилой площади, а в 1946-55 построены и восстановлены дома общей площадью 5,4 млн. м2.

В соответствии с ген. планом восстановления Волгоград, ранее отрезанный пром. предприятиями и пристанями от реки, получил широкий выход к Волге (ген. план 1945 - арх. Алабян, Симбирцев, Н. X. Поляков и др.), украсился выразит., хорошо озеленённым ансамблем площади Павших борцов и гл. набережной с парадным спуском к Волге (арх. Симбирцев, И. Е. Фиалко и др.); центр, р-н города был застроен комплексом многоэтажных жилых домов и обществ, зданий. В Севастополе, как и в Волгограде, отстроенном почти заново, были созданы новые, удачно сочетающиеся с рельефом местности архит. ансамбли площадей и улиц, хорошо воспринимающиеся со стороны моря (проект детальной планировки центра - арх. Л. М. Поляков и др.; ген. план 1946 - арх. В. М. Артюхов, Ю. А. Траутман). В Минске новая планировка и застройка центра, где вдоль проспекта Ленина была создана система впечатляющих архит. ансамблей и большой парк (в долине р. Свислочь), а также новая привокзальная площадь полностью преобразили город (арх. М. П. Парусников, В. А. Король, Б. Р. Рубаненко и др.).

Были осуществлены крупные работы по восстановлению Киева и полной реконструкции его разрушенной гл. улицы - Крещатика. Новый Крещатик (1947-54,