загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна,окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ПРОМЫШЛЕННОМ, ЖИЛОМ И НЕ ТОЛЬКО...:
ПОНЯТИЯ:

МОНТАЖ (франц. montage - подъём установка, сборка, от monter - поднимать), сборка и установка сооружений конструкций, технологического оборудования агрегатов, машин (см. Сборка машин, аппаратов, приборов и др. устройств и готовых частей и элементов.
МОНТАЖ в строительстве - основной производственный процесс, выполняемый при возведении зданий и сооружений или и реконструкции, в результате которого устанавливают в проектное положение строительные конструкции, инженерное технологическое оборудование и др. МОНТАЖ технологического оборудования включает также присоединение его к источникам энергоснабжения системам очистки и удаления отходов оснащение приборами, средствами автоматизации и контроля
.


СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ в СССР, организационно обособленные производственно-хозяйственные единицы, основным видом деятельности которых является строительство новых, реконструкция, капитальный ремонт и расширение действующих объектов (предприятий, их отдельных очередей, пусковых комплексов, зданий, сооружений), а также монтаж оборудовани я. К государственным СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ относятся строительные и монтажные тресты (тресты-площадки, тресты гор. типа, территориальные, союзные специализированные тресты); домостроительные, заводостроительные и сельские строительные комбинаты; строительные, (монтажные) управления и приравненные к ним организации (напр., передвижные механизированные колонны, строительно-монтажные поезда и др.).
ПРОЕКТИРОВАНИЕ (от лат. projectus, буквально - брошенный вперёд), процесс создания проекта - прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния. Различают этапы и стадии ПРОЕКТИРОВАНИЯ, характеризующиеся определённой спецификой. Предметная область ПРОЕКТИРОВАНИЯ постоянно расширяется. Наряду с традиционными видами ПРОЕКТИРОВАНИЯ (архитектурно-строительным, машиностроительным, технологическим и др.) начали складываться самостоятельные направления ПРОЕКТИРОВАНИЯ человеко-машинных систем (решающих, познающих, эвристических, прогнозирующих, планирующих, управляющих и т. п.) (см. Система "человек и машина"), трудовых процессов, организаций, экологическое, социальное, инженерно-психологич., генетическое ПРОЕКТИРОВАНИЕ и др. Наряду с дифференциацией ПРОЕКТИРОВАНИЯ идёт процесс его интеграции на основе выявления общих закономерностей и методов проектной деятельности.
ПРОМСТРОЙПРОЕКТ, проектный институт в ведении Госстроя СССР. Находится в Москве. Организован в 1933. В составе института архитектурно-строительные и конструкторские отделы; ПРОМСТРОЙПРОЕКТ возглавляет объединение "Союзхимстройниипроект" с проектными институтами в Киеве, Ростове-на-Дону, Тольятти, Алма-Ате. Разрабатывает проекты (архитектурно-строительные и сан.-технич. части) производственных зданий и сооружений крупнейших промышленных предприятий автомобильной, машиностроит., металлургич., химич. и др. отраслей пром-сти; схемы генеральных планов пром. узлов и упорядочения существующих пром. районов; мероприятия по повышению уровня индустриализации строительтсва за счёт унификации и типизации зданий, сооружений и конструкций и внедрения эффективных строит. материалов; нормативные документы и методич. указания по проектированию пром. зданий и сооружений. Периодически публикует реферативную информацию "Строительное проектирование промышленных предприятий". Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1958)

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

тей послевоен. периода стали появляться безыдейные, аполитичные произведения. С др. стороны, давала себя знать тенденция облегчённого обобщённо-поэтич. изображения трудовых будней, поступки героев мотивировались психологически прямолинейно. Определяя первоочередные задачи идеологич. работы, ЦК ВКП(б) принял ряд постановлений, в к-рых были отмечены достижения сов. культуры и одновременно вскрыты недостатки в развитии лит-ры и иск-ва. Постановления партии, редакционные статьи в газ. «Правда» 1946-52 утверждали особую актуальность незыблемого принципа партийности лит-ры, нацеливали на создание произведений, сочетающих высокую идейность и совершенство художеств, формы.

Лучшие произв. сов. лит-ры этих лет доказывали неиссякаемую жизненность метода социалистич. реализма. Многостороннее изображение внутр. мира и обществ, отношений сов. человека отличало романы «Кружилиха» (1947) В. Ф. Пановой, «Жатва» (1950) Г. Е. Николаевой, «Дни нашей жизни» (1952) В. К. Кетлинской, «Журбины» (1952) В. А. Кочетова, «Буря» (1945-48) Лациса, «Заря Колхиды» (1931-52) Лордкипанидзе и др. Сочетание эпич. монументальности и тонкого лиризма характерно для романов «Первые радости» (1945) и «Необыкновенное лето» (1947-48, позднее продолженных романом «Костёр», 1961- 1965) Федина, в к-рых масштаб конфликтов эпохи, требующей категорически чёткого к себе отношения, придал характерам героев жизненность, типичность, глубину. В автобиографич. трилогии Гладкова «Повесть о детстве» (1949), «Вольница» (1950), «Лихая година» (1954) рассказ о детстве героя перерастал в эпопею народной борьбы за лучшую жизнь. В произведениях исторического и историко-революционного жанров писатели выясняли закономерности путей своих народов, генезис их интернационалистских устремлений, вопросы нац. самосознания («Давид-Строитель», 1946-58, Гамсахурдия, «Степан Разин», 1951, С. П. Злобина, «Встретимся на баррикадах», 1948-52, Ф. Пестрака, «Весенние ветры», 1948, К. Наджми, «Правда кузнеца Игнотаса», 1948-49, ГудайтисаТузявичюса, и др.). В трилогии «Хлеб и соль» (1959), «Кровь людская - не водица» (1957), «Большая родня» (1949-51) М. Стельмах нарисовал путь укр. крестьянства от Революции 1905-07 до Великой Отечеств, войны 1941-45. В жанре семейной хроники, тяготеющей к социально-ист, эпопее о прошлом и настоящем Сибирского края, созданы романы «Строговы» (1939-46) Г. М. Маркова, «Хребты Саянские» (1940-54) С. В. Сартакова, «Даурия» (1942-48) К. Ф. Седых, «Амур-батюшка» (1941-46) Н. П. Задорнова, «Алитет уходит в горы» (1947-48) Т. 3. Сёмушкина, и др. Важный вклад в освоение ист. проблематики внесли пьесы Сельвинского, И. Кочерги, Шаншиашвили и другие; поэмы «Тысяча восемьсот сорок восьмой» (1948) Антокольского, «Первороссийск» (1950) Берггольц, «Павлик Морозов» (1950) С. П. Щипачёва, «Хата рыбака» (1947) Я. Коласа, «Дневник мира» Танка, «Ленин» (1950) Расула Рзы, «Мугань» (1949) Вургуна, «Портохала» (1951) Г. Леонидзе, «Хасан-арбакеш» (1954) Турсун-заде, «Своими глазами» (1952) А. Токомбаева, «Песня зари» (1948) Г. Менюка, «На земле литовской» (1949) Т. Тильвитиса, «Вероника» (1952) В. Вальсюнене, и др. В лит-ре, особенно в поэзии, выдвинулись новые писательские имена, принёсшие национальную проблематику и поэтическую традицию, обновлённую новым содержанием, выражающим принцип интернационализма; разворачивалось творческое дарование Р. Гамзатова, К. Кулиева, М. Карима, Д. Кугультинова, С. Мауленова, Дж. Мул-дагалиева и др. Всё настоятельнее ощущалась потребность в художеств, синтезе новых процессов современности. В романе Леонова «Русский лес» автору удалось рассмотреть в глубоком историко-философском аспекте сложную специфику переживаемого страной периода.

Значит, изменения, происшедшие в мире в 50-х гг., взятый Коммунистич. партией курс на дальнейшую демократизацию обществ, жизни, важным звеном к-poro явилось преодоление последствий культа личности, утверждение партией ленинских норм жизни определили проблематику и направленность произв., отразивших назревающие потребности обществ, развития. Поэма Твардовского «За далью - даль» (1950 - 60) стала как бы лирич. дневником поэта-гражданина, напряжённо размышляющего об ист. значении послевоен. пути его Родины. Конкретность анализа, публицистичность, стремление вскрыть жизненные противоречия с парт. позиций, искать пути их преодоления отличали произв. Овечкина «Районные будни» (1952-56), а также проблемные очерки А. В. Калинина, Г. Н. Троепольского, В. Ф. Тендрякова, С. Жураховича, А. Михалевича, Я. Брыля, А. Кулаковского, И. Авижюса, И. Довидайтиса, Ф. Мухаммадиева, А. Сидки, И. Антонова и др. В повести Тендрякова «Не ко двору» (1954), романах Пановой «Времена года» (1953), Д. А. Гранина «Искатели» (1954), пьесах В. С. Розова «В добрый час» (пост. 1954) и А. П. Штейна «Персональное дело» (1954) в полемически заострённой форме ставился вопрос о месте человека в обществе, его гражданском самосознании. С рассказами и повестями, пронизанными острым чувством современности, лиризмом и тонким юмором выступили Ч. Айтматов, В. П. Аксёнов, С. П. Антонов, Т. Ахтанов, И. Гусейнов, Ю. М. Нагибин, Д. Шенгелая и др. Повести «Жестокость» и «Испытательный срок» (обе 1956) П. Ф. Нилина, романтрилогия Ю. П. Германа: «Дело, которому ты служишь» (1957), «Дорогой мой человек» (1961), «Я отвечаю за всё» (1964) ставили проблемы социалистич. гуманизма, доверия к человеку. Тенденцией к возможно полному, объективному изображению совр. общественно-ист, развития отличался роман Николаевой «Битва в пути» (1957). Важными событиями лит. жизни сер. 50-х гг. явилось завершение Ауэзовым работы над эпопеей «Путь Абая» (1942-56), в к-рой скрупулёзное исследование социально-экономич. процессов жизни казах, народа сочеталось с тонким реалистич. показом истории человеческих судеб, выход в свет последних романов тетралогии Катаева «Волны Чёрного моря» (1936- 1961), трилогии Каверина «Открытая книга» (1949-56), тетралогии А. Хинта «Берег ветров» (1951-66).

В. Лацис. «Звёзды над морем» (Рига, 1964). Илл. Д. Скулме.

В 60-х гг. общественно-политические процессы в стране, вступившей в период зрелого социализма, глубокое взаимопроникновение нац. и интернац. начал в художеств, творчестве, уровень художеств, развития советской лит-ры, опыт, накопленный ею для многопланового отображения основных жизненно важных конфликтов, создали предпосылки для окончательного становления нового, современного этапа развития сов. лит-ры. Важные изменения в лит. жизни страны выразились в оживлении деятельности творч. союзов, в прохождении острых дискуссий, в активизации работы журналов и издательств. После 2-го съезда писателей СССР (1954; последующие съезды происходили в 1959, 1967, 1971, 1976) резко увеличилось число и тиражи журналов и альманахов, расширилась карта их «расселения». Альманах «Дружба народов» превратился в ежемесячный лит.-художеств, и обществен-но-политич. журнал. В Москве было создано новое изд-во «Советская Россия». Новые изд-ва организовались в Калмыцкой, Кабардино-Балкарской, Чечено-Ингушской авт. республиках и ряде областей. С 1958 в Москве стала выходить вторая лит. газета «Литература и жизнь», в дальнейшем реорганизованная в еженедельник «Литературная Россия». Постоянным фактом литературной жизни стали дни советской литературы, проходящие в республиках, краях, различных областях СССР.

Формирование и развитие сов. лит-р в неразрывной связи с общественно-ист, развитием и культурным строительством в СССР, их неуклонный рост - количественный и качественный - важнейшая закономерность духовной жизни сов. общества и одна из характерных типологич. черт лит. процесса.

К. М. Симонов. "Живые и мёртвые" (Москва, 1964). Илл. А. А. Васина.



Объективное исследование всех пластов и социальных групп общества, правдивое раскрытие конфликтов прошлого и настоящего с позиций партийности, народности, следование принципу историзма способствовало расцвету нац. лит-р, выявлению самых глубинных потенций и создавало прочные основы их интернац. единства.

В кон. 50 - нач. 60-х гг. достижения сов. поэзии были связаны в первую очередь с теми произв., в к-рых ставились наиболее масштабные, кардинальные для совр. эпохи проблемы. Биография века, путь нового общества, личность в её соотношениях с историей - такие темы стали предметом художеств, исследования в эпич. поэмах "Середина века" (опубл. 1958) В. А. Луговского, «Строгая любовь» (1956) Я. В. Смелякова, «Любава» (1958-62) Б. А. Ручьёва, «Палестина, Палестина...» И. В. Абашидзе, «Голос Азии» (1956) Турсун-заде, «Кровь и пепел» (1960), «Стена» (1965) Ю. Марцинкявичюса, «Проданная Венера» (1958) В. Д. Фёдорова, «Суд памяти» (1962) Е. И. Исаева и др.; в больших стихотворных циклах, претендующих на глубокие филос. и социальные обобщения, «Человек» (1961) Э. Межелайтиса, «Розы и виноград» (1957) Рыльского, «Когда разгуляется» (1956-59) Пастернака и др.; в поэтич. сб-ках «Стихотворения» (1957) Н. А. Заболоцкого, «Лад» (1961) Асеева, «Стихотворения» (1961) Мартынова, «Избранная лирика» (1962) Маршака, «Охотничий домик» (1964) Светлова, «Бег времени» (1965) Ахматовой, «Белые запахи» (1969) С. Эралиева, «След молнии» (1957) Танка, «А дни идут» (1961) Бровки и др.; в произв. Леонидзе, Г. Табидзе, Чиковани, К. Каладзе, А. Сагиян, С. Капутикян, В. Миколайтиса-Путинаса, А. Лупана, Л. Деляну, Б. Шинкубы, И. Драча, В. А. Рождественского, А. А. Тарковского, Ваншенкина, Д. С. Самойлова, Гамзатова, Кулиева, Кугультинова и др. Духовное богатство своего молодого современника, чуткость, многообразие и сложность его интеллектуальных и эмоциональных реакций отражали в своём творчестве Б. А. Ахмадуллина, А. А. Вознесенский, Е. А. Евтушенко, Н. Н. Матвеева, М. Мачавариани, Б. Ш. Окуджава, Р. И. Рождественский, Д. Чарквиани и др.

На каждом этапе развития сов. общества естественно возвращение писателей к теме Ленина. В создании многожанровой и многопроблемной ленинианы, открывающей перспективы художеств, воплощения типического образа человека на качественно новом уровне понимания этой задачи, находит своё выражение многонац. общность сов. лит-ры. Значит, достижения в этой области ознаменованы такими произв., как последняя часть драматич. трилогии Погодина «Третья патетическая» (1959), романы-хроники М. С. Шагинян «Семья Ульяновых» (1938,^ перераб. изд. 1957), «Первая Всероссийская» (1965), повесть Казакевича «Синяя тетрадь» (1961), лирич. дневник Катаева «Маленькая железная дверь в стене» (1964), художественно-документальная книга Е. Я. Драбкиной «Чёрные сухари» (1957-60).

Углубление историзма в сов. лит-ре вызвало в 60-70-е гг. новый подъём историко-революц. прозы. В произв. этого жанра писатели ставят актуальные проблемы активного, героич. отношения к жизни, в широком историко-филос. контексте вскрывают важные тенденции обществ, развития: романы «Отец и сын» (1963-64), «Сибирь» (1969-73) Маркова, «Заре навстречу» (кн. 1-2, 1956-57) В. М. Кожевникова, «Сотворение мира» (кн. 1-2, 1955-1967) В. А. Закруткина, «Земля и народ» (1956) Р. Сирге, «Рассвет над морем» (1956) Ю. К. Смолича, «Двенадцать ворот Бухары» (1967-68) Д. Икрами, «Люди на болоте» (1962) Мележа, «Кровь и пот» (1961-70) А. Нурпеисова и др. Остродраматич. картины классовой борьбы в послевоенной литов. деревне нарисовал М. Слуцкие в романе «Лестница в небо» (1963). Многие из этих произв., а также романы и повести М. Н. Алексеева «Вишнёвый омут» (1961), «Хлеб - имя существительное» (1964), «Карюха» (1967), Залыгина «Солёная падь» (ч. 1-2, 1967-68), «Комиссия» (1975), А. С. Иванова «Тени исчезают в полдень» (1963), «Вечный зов» (1970) обращаются к истокам народной жизни, стремясь художественно исследовать корни и предпосылки новой исторической общности людей, её проблемы, перспективы грядущего. Свидетельство зрелости советской многонац. лит-ры в целом - появление значит, эпических полотен в лит-pax небольших по численности народов: романы чуваш, писателей В. Краснова-Асли, Н. Ильбекова, кабардинцев X. Теунова и А. Шортанова, адыгейца Д. Костанова, осетин Д. Мамсурова и Н. Гаглоева, чеченского прозаика М. Мамакаева, каракалпакского - Т. Каипбергенова, мордовского - К. Абрамова, хакасского - Н. Доможакова и др.

Ч. Айтматов. «Джамиля» (Москва, 1965). Илл. Л.А.Ильиной.

Р. Гамзатов. «Чётки лет» (Москва, 1973). Илл. А. Добрицына.

Всестороннее исследование сложных процессов, происходящих в послереволюц. деревне, сочетается в сов. лит-ре с пристальным вниманием к личности человека, его нравств. облику, его месту в системе обществ, отношений. Трилогия Ф. А. Абрамова «Пряслины» (1958-73), романы П. Л. Проскурина («Горькие травы», 1964; «Судьба», 1972), Авижюса («Деревня на перепутье», 1964), а также такие произв., как « Липяги» (1963-65) С. А. Крутилина, «Деревенский дневник» (1956-71) Е. Я. Дороша, «Деньги для Марии» (1967) В. Г. Распутина, «Привычное дело» (1966) В. И. Белова, «В камышах» (1963) Троепольского; рассказы Е. И. Носова, В. П. Астафьева и др. характеризуются точным знанием языка и быта колхозной деревни, содержательным художеств, анализом жизни, характеров, взаимоотношений людей, тонким пониманием родной природы, поэзии крест, труда и базирующихся на нём нравств. ценностей. Широкую галерею самобытных нар. характеров создал В. М. Шукшин, утверждавший в своих произв. нравств. максимализм, высокий пафос духовности.

Важное место в лит. процессе по-прежнему занимает т. н. военная проза. Художественно точное воплощение богатого фактич. материала, углублённость размышлений о трагич. и героич. военном четырёхлетии и его месте в истории отличают трилогию Симонова «Живые и мёртвые» (1959-71). С глубокой психологич. достоверностью анализируется внутр. мир человека на войне, социальные и нравств. мотивы его поведения в рассказе Шолохова «Судьба человека» (1956-57), в повестях «Пядь земли» (1959) и «Мёртвые сраму не имут»(1961) Г. Я. Бакланова, «Последние залпы» (1959) Ю. В. Бондарева, «Расстаёмся ненадолго» А. Кулаковского, «А зори здесь тихие» (1969) Б. Л. Васильева, «Пастух и пастушка» (1971) Астафьева, «Третья ракета» (1962), «Сотников» (1970) и «Дожить до рассвета» (1972) В. Быкова, в рассказе «Иван» (1958) и романе «В августе сорок четвёртого» (1974) В. Богомолова, в главах из романа Шолохова «Они сражались за Родину» (1943- 1969). Значительный вклад в создание военного эпоса внесли произв. К. Д. Воробьёва, А. А. Ананьева, Н. Думбадзе, Р. Джапаридзе, О. Иоселиани, А. Абульгасана, С. Велиева, П. Куусберга, Ф. Ниязи, П. Толиса, Р. Кочара, М. Шатиряна, Я. Брыля, И. Шамякина, Б. Овсепяна, Т. Ахтанова и др. Многоплановое изображение Великой Отечественной войны дали в своих романах «Горячий снег» (1969) и «Берег» (1975) Бондарев, «Дыхание грозы» (1965) Мележ, «Блокада» (1968-75) А. Б. Чаковский, «Война» (1970-74) И. Ф. Стаднюк и др.

Постановкой сложных социальных проблем, стремлением проникнуть в нац. психологию, показать её классовую обусловленность, изобразить характер нового человека отличаются романы «Крик стрижа» (1969) В. Бешлягэ, «Луна, как жерло пушки» (1970) С. Шляху, «Битва» (1961-66) У. Абдукаимова, «Каска с каштанами» (1966) И. Индране, «О хлебе, любви и винтовке» (1967) В. Петкя-вичюса, «Жаждущая земля» (1972) В. Бубниса, «Маленький реквием для губной гармошки» (1968) Э. Ветемаа, «Глухие бубенцы» (1968) Э. Беэкман и др. В романе Авижюса -«Потерянный кров» (1970) на материале борьбы литов. народа с фашизмом с особой остротой поставлены проблемы социалистич. гуманизма и интернационализма. Широкое признание получили повести и рассказы Айтматова «Джамиля» (1958), «Первый учитель» (1962), «Прощай, Гульсары!» (1966) и др., отмеченные высокой идейностью, масштабностью поднятых проблем, кровной связью с нац. художеств, опытом.

Расширяется жанровый и стилистич. диапазон документальной прозы, обогащённой лиризмом, глубиной филос. обобщений, страстной публицистичностью. Значит, страницы в летопись Великой Отечеств, войны вписал С. С. Смирнов книгами «Брестская крепость» (1957), «Рассказы о неизвестных героях» (1963) и др. Одному из трагических эпизодов воен. прошлого посвящена «Хатынская повесть» (1973) А. М. Адамовича. Стремление полнее выразить в непосредственном разговоре с читателем личный опыт, отношение к жизни вызвало появление таких оригинальных в жанровом отношении книг, как «Дневные звёзды» (1959) Берггольц, «Ледовая книга» (1959) Ю. Смуула, «Капля росы» (1960) В. А. Солоухина, «Северный дневник» (1961) Ю. П. Казакова и др. «лирических повестей». В лирико-прозаич. книге «Мой Дагестан» (1968) Гамзатов размышляет о красоте своей Родины, о судьбе её истории и культуры, о месте традиции в формировании духовного облика современника. Своё место в лит. процессе заняла собственно мемуарная лит-ра, представленная книгами Эренбурга, Паустовского, Маршака, Каверина, В. Б. Шкловского и др. К этому жанру тяготеют и книги Н. И. Рыленкова, П, Козланюка, Лсонидзе, Г. Маари, Айбека и др. Получили распространение романы и повести о детстве («Открытие мира», 1947-67, В. А. Смирнова, «Повесть о светлом мальчике», 1961-66, С. Сарыг-оола и др.). Значительно возрос удельный вес научно-художеств. междунар. публицистики, очерка, в жанре к-рого исследуются самые разнообразные пласты жизни (Грибачёв, Ю. Жуков, А. Кривицкий, Б. Г. Стрельников, М. Стуруа и др.).

В. Шукшин. «Земляки» (Москва, 1970). Илл. А. А. Васина к рассказу «Как помирал старик».

Новые успехи детской лит-ры ознаменованы произв. Н. Н. Носова, Н. Н. Дубова, М. П. Прилежаевой, С. А. Баруздина, А. Н. Рыбакова, В. Ю. Драгунского и др.

Развиваются жанры научно-социальной фантастики - романы И. А. Ефремова, А. Н. и Б. Н. Стругацких и др.

Разрабатывая социально-нравств. проблемы, писатели используют приёмы «многоголосия» повествования, открывающего возможность сопоставления разных точек зрения, характеров и жизненных позиций, «раскованности» романного времени, позволяющей полнее выразить напряжённый самоанализ героев, их «исповедальные» раздумья (произв. А. Г. Битова, Ю. В. Трифонова, Слуцкиса и др.). Аналогичные процессы наблюдаются и в драматургии. В пьесах А. В. Вампилова острые конфликтные ситуации становятся проверкой нравственно-волевого потенциала, внутр. культуры героев.

Близость сов. лит-ры к жизни народа выразилась, в частности, в том, что она повела решит, борьбу с пережитками патриарх, отношений, с замаскированным мещанством (произв. М. и Р. Ибрагимбековых, Эяьчина, Д. Досжанова, А. Таганова и др.).

Стремлением по-новому осознать национальные традиции, опереться на их непреходящие ценности, отбросив временное, устаревающее, отмечены произведения Белова, Друцэ, С. Курилова, Г. И. Матевосяна, Рытхэу, Ю. Н. Шесталова, Ф. А. Искандера, Г. Г. Ходжера, В. М. Санги и др.

Советская литература всесторонне раскрывает философский и культурно-экономический смысл происходящих перемен, отражает новые производственные отношения людей в морально-этической сфере их бытия: романы В. Кожевникова«3накомьтесь, Балуев!» (1960), Г. Н. Владимова«Большая руда» (1961), А. Е. Рекемчука «Молодо-зелено» (1961), О. Гончара «Тронка» (1963), Г. И. Коновалова «Истоки» (1959-67), Сартакова «Барбинские повести» (1957- 1967), Гранина «Иду на грозу» (1962), В. В. Липатова «Сказание о директоре Прончатове» (1969), О. М. Куваева «Территория» (1975), Ананьева «Годы без войны» (1975), произведения Ш. Рашидова, Р. Файзи, А. Мухтара и др. Острые проблемы совр. произ-ва, отношения в рабочей среде становятся всё более привлекательным материалом для лит-ры, ищущей новых, действенных средств изображения человека, гражданина, борца. Большой общественный резонанс вызвали пьесы «Человек со стороны» (1972) И. М. Дворецкого, «Сталевары» (1973) Г. К. Бокарёва, «Заседание парткома» (1975) А. И. Гельмана, «День приезда - день отъезда» (1976) В. Черных, и др.

В произв., созданных в период зрелого социализма, находят отклик осн. проблемы жизни общества, к-рые стали частью судеб сов. людей. С большой художеств, выразительностью разрабатывается т. н. производств, тема. Созданы глубокие, волнующие произв., всесторонне исследующие подвиг сов. народа в Великой Отечеств. войне. Большое внимание уделяется утверждению в лит-ре нравственных позиций сов. человека. Постоянной темой лит-ры остаётся тема борьбы за мир, за освобождение народов, за интернац. солидарность трудящихся в этой борьбе.

Э. М е ж е л а й т и с. «Человек» (Москва, 1963). Илл. С. Красаускаса.

Партия высоко оценивает достижения сов. лит-ры, отмечает активизацию деятельности творч. интеллигенции, к-рая вносит всё более весомый вклад в общепарт., общенар. дело строительства коммунистич. общества. Партия призывает к дальнейшему повышению роли социалистич. культуры и иск-ва в идейно-политич., нравств. и эстетич. воспитании сов. людей, формировании их духовных запросов. Пост. ЦК КПСС «О литературно-художественной критике» (1972) призывает бороться за высокий идейно-эстетич. уровень сов. искусства, последовательно выступать против бурж. идеологии, смелее исследовать процессы, происходящие в обществе. Постановление оказало существ, воздействие на развитие лит. критики и литературоведения, к-рые стремятся более активно, с парт. позиций воздействовать на ход лит. процесса, формировать убеждения и вкусы читателей. Возрастает обществ, авторитет, усиливается марксистско-ленинская методологич. вооружённость, повышается профессиональный уровень литературно-критич. работ (см. Литературоведение в разделе Наука, а также ст. Литературная критика). Большое внимание партия уделяет подготовке и воспитанию творч. смены как одной из важнейших задач плодотворного развития советской художественной культуры. В постановлении ЦК КПСС «О работе с творческой молодёжью» (1976) дана развёрнутая программа совершенствования всей системы профессионального обучения и идейно-политической закалки молодого поколения художественной интеллигенции.

Формирование сов. лит-ры как нового этапа в развитии духовной культуры человечества всегда привлекало к себе внимание прогрессивной художеств, интеллигенции различных стран. В обществ, деятельности и творчестве А. Барбюса и Р. Роллана, Б. Брехта и И. Бехера, Т. Драйзера и М. Андерсена-Нексё, Премчанда и Лу Синя, Р. Фокса, Н. Хикмета и мн. др. выдающихся представителей лит-ры 20 в. утверждалось всемирно-ист, значение революц. опыта сов. писателей в создании единой социалистич. многонац. лит-ры и прочерчивались трассы её будущего решающего воздействия на ход развития«...интернациональной культуры демократизма и всемирного рабочего движения» (Л е н и н В. И., Поли. собр. соч., 5 изд., т. 24, с. 120). Воплощаясь в произведениях сов. лит-ры, идеи социалистич. интернационализма вооружают писателей разных стран новым видением мира, открывают реальную перспективу выхода из тупиков буржуазного общества. В растущем международном авторитете советской литературы со всей очевидностью выражается торжество ленинской национальной политики (см. раздел Международные культурные связи).



АРХИТЕКТУРА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Дольмен близ Каменномостского посёлка (Краснодарский край). 2-е тыс. до н. э.

Женские статуэтки из стоянки Выхва-тинцы (на территории Украинской ССР). Трипольская культура. Глина. Начало 2-го тыс. до н. э.

Эрмитаж. Ленинград.

Фрагмент росписей Каповой нещеры (Башкирская АССР). Палеолит.

Терр. СССР - область древних художеств, культур. Первые памятники иск-ва, обнаруженные гл. обр. на терр. РСФСР и Укр. ССР (росписи Каповой пещеры в Башкирской АССР, фигурки людей и животных из глины, дерева и рога, различные образцы гравировки на кости и камне и т. д.), восходят к верхнему палеолиту. В эпохи мезолита и неолита различные виды художественной культуры интенсивно развивались также на территории Белоруссии, Закавказья, Ср. Азии, Прибалтики (к 6-2-му тыс. до н. э. относятся расписная керамика Приднепровья и Ср. Азии, художественные изделия из металла древних племён Кавказа и Ср. Азии). В эпохи энеолита и бронзы почти на всей территории СССР существовали самобытные художественные культуры.

В 1-м тыс. до н. э. и нач. 1-го тыс. н. э. наряду с первобытным иск-вом железного века развивалось иск-во классового общества (культуры Урарту, Мидии, Албании Кавказской). Юг Ср. Азии стал р-ном распространения культуры Бактрии, Север - культуры Хорезма.

С сер. 1-го тыс. до н. э. в юж. р-нах существовали регионы, испытавшие интенсивное воздействие антич. цивилизации. Высокого расцвета достигло иск-во античных городов Северного Причерноморья. Отличавшаяся местными чертами антич. культура гос-в на терр. Груз. ССР и Арм. ССР просуществовала до первых веков н. э. Иск-во, сочетавшее антич. художеств, опыт (а иногда и влияние инд. изобразит, культуры) с местными традициями, развивалось также в Ср. Азии: в Парфянском царстве, Греко-Бактрийском царстве, Кушанском царстве, Согде. Культура рабовладельческих гос-в постоянно взаимодействовала с культурами народов, стоявших на первобытнообщинной или раннеклассовой стадии развития (скифов, сарматов, саков, народов Сибири, Алтая, Д. Востока). Обе эти культурные традиции сыграли важную роль в становлении ср.-век. иск-ва на терр. СССР. Значит, самобытности достигло ещё в дофеод. период иск-во славян.

Единая по ист. типу ср.-век. художеств, культура обрела в разных регионах своеобразные черты, обусловленные различиями социально-экономич. укладов и особенностями местных религий. В 5-8 вв. на терр. Ср. Азии существовали отмеченные местным своеооразием художеств, культуры раннефеод. гос-в - Согда, Тохаристана, Хорезма, Уструшаны и др. С исламизацией Ср. Азии и Азербайджана (8-11 вв.) они оказались втянутыми в культурную орбиту мусульм. мира. В Ср. Азии получили глубоко оригинальное истолкование типы мусульм. культовых построек (мечеть, мавзолей и т. д.), а также характерных для Переднего и Ср. Востока светских сооружений (крытые рынки, караван-сараи и т. д.). Монументальные, нередко богато украшенные изысканным орнаментом (исполненным в технике резной терракоты, майоликовой мозаики и т. д.) архит. памятники 10-19 вв., созданные народами Ср. Азии и Азербайджана, заняли выдающееся место в истории мирового зодчества [мавзолей Исмаила Самани в Бухаре, кон. 9 - нач. 10 вв.; караван-сарай Даяхатын (Туркм. ССР), И в.; мавзолей в Серахсе (Туркм. ССР), 11 в.; мечеть-мавзолей Талхатан-Баба (Туркм. ССР), 11 в.; мавзолей Мухаммеда Башшара (Тадж. ССР), ок. 11-12 вв.; Девичья башня в Баку, 12 в.; мавзолей Султана Санджара в Старом Мерве (Туркм. ССР), 12 в.; ансамбль Пои-Калян в Бухаре, 12-16 вв.; мавзолей Манаса (Кирг.. ССР), 14 в.; мемориальный ансамбль Шахи-Зинда, 14-15 вв., культовый комплекс Биби-Ханым, 1399-1404, мавзолей Гур-Эмир, 1404, все - в Самарканде; дворец Ширваншахов в Баку, осн. стр-во - 15 в.; ансамбль пл. Регистан в Самарканде, 15-17 вв.; хивинские дворцы 19 в. и др.].

«Пантера» из Келермесского кургана (на территории Адыгейской АО). Золото. 6 в. до н. э. Эрмитаж. Ленинград.

Торговое сооружение Таки-Заргаран в Бухаре. 16 в.

Мавзолей Гур-Эмир в Самарканде. 1404.

Стуковая панель из дворца Саманидов в Афрасиабе. 9-10 вв. Самаркандский музей истории культуры и искусства народов Узбекской ССР.

Выдвинутое исламом запрещение изображать божество обусловило отсутствие религ. тематики в ср.-век. ср.-азиат, изобразит, иск-ве и привело к ограничениям в создании изображении человека и др. живых существ. Однако высочайшего расцвета достигло иск-во орнаментики (геометрич., эпиграфич., стилизованно-растительные, иногда зооморфные мотивы). Блестящее развитие получило в ср.-век. Ср. Азии и Азербайджане иск-во книжной миниатюры, а также нар. декоративное и прикладное иск-во (резьба по камню, дереву, декоративные росписи, вышивка, ткачество, ковроделие, художеств, обработка металла, керамика и т. д.).

Дворец Ширваншахов в Баку. Основное строительство - 15 в.

Укреплённые жилища в селе Шатили (Хев-суретия, Грузинская ССР). Позднее средневековье.

В ср.-век. Грузии и Армении сооружались величеств, замки-крепости и дворцы; после принятия христианства (3-4 вв.) возводились отличающиеся чёткостью и компактностью композиции, уравновешенностью форм и гармоничностью пропорций, красотой кладки храмы, имеющие общие черты с ранне-христ. памятниками Сирии и М. Азии, но в основном представляющие самостоят, архит. школы. Среди наиболее значит, памятников ср.-век. зодчества Закавказья храмы Джвари (586/587-604), Цроми (626-634), кафедральный собор Светицховели в Мцхете (1010-29), замок-крепость в Ананури (16-17 вв.)- все в Груз. ССР; церковь Рипсимэ в Эчмиадзине (618), Татевский монастырь (9-11 вв.), монастырь Санаин (10- 13 вв.), монастырь Гегард, частично вырубленный в скалах (преим. 12- 13 вв.) - все в Арм. ССР. Храмы украшались мозаиками, росписями, резьбой по камню. Интенсивно развивались также книжная миниатюра (крупнейший мастер - армянский миниатюрист 2-й пол. 13 в. Торос Рослин), чеканка по металлу (знаменитые грузинские мастера Бешкен и Бека Опизари и др.), вышивка и т. д.

Натерр. Европ. части СССРв 10-Нвв. сложилась художеств, культура Киевской Руси, впитавшая традиции иск-ва славян, а в дальнейшем своеобразно претворившая мощное влияние Византии. Для др.-рус. храмов, в к-рых самобытно интерпретировался визант. тип крестово-купольного культового здания, характерны ступенчато-пирамидальная композиция, величавые пропорции, строгая уравновешенность пространства и массы. Мировое значение имеют такие др.-рус. памятники, как Софийский собор в Киеве (1037) и Софийский собор в Новгороде (1045-50). В 12-13 вв. сложились самобытные архит. школы в Новгороде, Пскове, Владимире, Галиче, Полоцке и др. городах и княжествах. Среди значительнейших произв. этого периода: отмеченные пластич. мощью и лаконизмом объёмов новгородские соборы нач. 12 в.- Николо-Дворищенский, Георгиевский Юрьева монастыря, собор Антониева монастыря; более изысканные по пропорциям, стройные, украшенные богатым архит. и рельефным декором сооружения владимиро-суздальской школы 2-й пол. 12 в.- Дмитриевский и Успенский соборы Владимира, церковь Покрова на Нерли и мн. др. Отд. монументально-декоративные циклы (мозаики и фрески Софии Киевской, фрески церкви Спаса на Нередице в Новгороде, 1199) и иконы свидетельствуют о высоком уровне живописи Киевской Руси. Тяжелейший удар др.-рус. культуре в 13 в. был нанесён татаро-монгольским завоеванием.

С 14 в. на базе художеств, традиций Киевской Руси формировались прочно связанные между собой рус., укр. и белорус, ср.-век. художеств, культуры, постепенно обретавшие всё более яркие нац. особенности. Рус. иск-во вступило к 14 в. в период нового постепенного подъёма.

Всецело подчинённое религ. идеологии, оно вместе с тем проникалось глубокой человечностью, нередко - большими обществ, идеями. В кон. 13-15 вв. переживала расцвет новгородская школа (своеобразные типы одноглавых церквей; росписи Феофана Грека, 2-я пол. 14 в.; островыразит. иконы и памятники книжной миниатюры). На одно из ведущих мест выдвинулась псковская школа. Развивались также архит. и живописные школы Ростова, Ярославля, Твери, Вологды. С 14 в. на первое место постепенно вышла художеств, школа Москвы. Величайшими достижениями рус. и мирового иск-ва 15-16 вв. явились моек, памятники, отличающиеся особым пространственным размахом композиционных решений, живописностью силуэта, богатством декора (ансамбль Моск. Кремля, 15 - 17 вв.; церковь Вознесения в Коломенском, 1532; храм Василия Блаженного в Москве, 1555-60). К шедеврам др.-рус. иск-ва этого периодЗ принадлежат также иконы и фресковые циклы работы А. Рублёва (15 в.) и Дионисия (кон. 15- нач. 16 вв.), многочисл. др. произв. иконописи, книжной миниатюры, декоративно-прикладного иск-ва (художеств, шитьё, резьба по дереву, изделия из металла и т. д.). В 17 в. усилились светские тенденции, фольклорное и декоративное начала; эти процессы были характерны как для зодчества, где пространственные решения сочетались с интересом к пёстрому, «узорочному» внешнему убранству (церкви в Филях, Уборах, соборы в Рязани, Астрахани и др.), так и для живописи (насыщенные реалистич. элементами иконы и парсуны С. Ушакова и др.; росписи церквей Москвы, Ярославля, Костромы и др.). Более интенсивным стало взаимодействие рус. иск-ва с художеств, культурами Зап. Европы и Востока.

Софийский собор в Новгороде. 1045-50.

Дмитриевский собор во Владимире. 1194-97.

«Людогощенский крест». Дерево. 1359. Новгородский историко-архитектурный музей-заповедник.

Крепостъ в Сороках (Молдавская ССР). 1543.

В основном те же процессы характерны и для ср.-век. иск-ва Украины, накопившего к моменту воссоединения с Россией (1654) богатый ист.-художеств, опыт. В 14-16 вв. здесь сооружались мощные живописно расположенные крепости (замки в Хотине, 13-15 вв., Каменце-Подольском, 14-16 вв., Остроге, 14- 16 вв., и др.), глубоко самобытные культовые постройки (церковь-крепость в Сутковцах, 1467). В кон. 16 в. мастера зап.-укр. областей творчески освоили в кам. стр-ве элементы архитектуры и скульптуры Возрождения (украшенная богатым пластич. декором часовня Трёх святителей во Львове, 1578-91, и др.). Монументальная живопись и иконопись с 15 в. обогащались фольклорными и реалистически-жанровыми мотивами. Новым стимулом для развития архитектуры и изобразит, иск-ва стала освободит, борьба укр. народа.

В Белоруссии в ср. века интенсивно развивалось крепостное и культовое зодчество (церковь-крепость в Малом Можейкове, 16 в.), высокого уровня достигло искусство скульптуры, испытавшее влияние зап.-европ. готики. В 16 в. наметились отдельные черты художественной культуры Возрождения. В 17 в. в Белоруссии и на Украине распространилось барокко.

В художественной культуре Прибалтики, развивавшейся в тесном контакте с иск-вом стран Зап. Европы, глубоко своеобразное нац. истолкование получили в 13-16 вв. принципы готики (Домская церковь в Риге, первоначально строившаяся в романском стиле, 13- 15 вв.), в 16-17 вв.- ренессансные тенденции (здание братства Черноголовых в Таллине, 1597, арх. А. Пассер, и др.), с 17 в.- барокко, наиболее пышное в Литве (внутреннее убранство церкви Пятро ир Повило в Вильнюсе, 1668-75, и др.). Использование зап.-европ. опыта сочеталось с творческим применением местных нар. традиций в прибалтийской ре-лиг, монументальной и станковой живописи, скульптуре (кам. надгробия, лепной декор интерьеров, деревянная пластика) и декоративно-прикладном иск-ве 10- 11 вв.

На рубеже 17-18 вв. начался качественно новый этап в истории иск-ва мн. народов, живущих на терр. СССР, вызванный глубокими причинами, коренившимися в обществ, развитии страны. Иск-во и архитектура, в значит, мере освобождённые от подчинения ср.-век. религ. идеологии (в собственно России, а также на Украине, в Белоруссии, Молдавии, Прибалтике, отчасти в Грузии и Армении), стали на путь, к-рый в целом характеризовался преобладанием светского реалистич. начала. В 1757 была создана Академия художеств в Петербурге. Существенную роль в стилистике рус. иск-ва 18 в. сыграло установление широких связей с зап.-европ. художеств, культурой. Исключит, успехов достигло нашедшее наиболее яркое выражение в стр-ве Петербурга градостроительство, насыщенное гражд. пафосом, отражающим процесс формирования нации и мощный подъём рус. государственности. Развитое барокко в рус. архитектуре завершилось в сер. 18 в. творчеством В. В. Растрелли (Большой дворец в Петергофе, 1747-52; Смольный монастырь, 1748-54, и Зимний дворец, 1754-62,- оба в Петербурге, перестройка Большого Екатерининского дворца в Пушкине, 1752-57, и др.) и С. И. Чевакинского (Никольский морской собор в Петербурге, 1753-62). В дальнейшем получил распространение рус. классицизм, претворивший на нац. почве художеств, принципы античности и воплотивший гуманистич. идеи философии Просвещения. Классицистич. направление представлено творчеством выдающихся рус. архитекторов 18-1-й трети 19 вв.: в Москве и её окрестностях - В. И. Баженова (дом Пашкова, ныне старое здание Б-ки им. В. И. Ленина, 1784-86, и др.), М. Ф. Казакова (здание Сената, ныне Верх. Совета СССР и Сов. Мин. СССР, 1776-87, и др.), а также Д. И. Жилярди, А. Г. Григорьева, О. И. Бове; в Петербурге и его окрестностях - А. Ф. Кокоринова и Ж. Б. М. Валлен-Деламота (Академия художеств, 1764-88 ), Ч. Камерона (дворец в Павловске, 1780-1801), И. Е. Старова (Таврический дворец, 1783-89, и др.),Дж. Кваренги (Смольный ин-т, ныне здание Ленингр. обкома и горкома КПСС, 1806-08, и др.), А. Н. Воронихина (Казанский собор, 1801-11), А. Д. Захарова (здание Адмиралтейства, 1806-23), К. И. Росси (Михайловский дворец, ныне Русский музей, 1819-25; ансамбль Гл. штаба, ныне адм. учреждения, 1819- 1829, и мн. др.), В. П. Стасова (Павловские казармы, иыне здание «Ленэнерго», 1817-20, и др.)- По размаху градостроительных мероприятий, жизненности решения поставленных задач, выразительности образов русская архитектура этого времени заняла одно из первых мест в мировом зодчестве. Традиции ср.-век. зодчества нашли наиболее органичное продолжение в замечательных памятниках деревянной архитектуры (комплекс деревянных сооружений в Кижах Карельской АССР, преимущественно 18 в., и др.).

Церковь Воздвиженья в Дрогобыче (Украинская ССР). До 1631.

Церковь Онос в Вильнюсе. 16 в.

С. Д. Ковнири др. Ковнировский корпус Киево-Печерской лавры (Украинская ССР). 1696-1773.

В творчестве рус. живописцев И. Н. Никитина, А. М. Матвеева, Ф. С, Рокотова, выходцев с Украины В. Л. Боровиковского и Д. Г. Левицкого, скульптора Ф. И. Шубина большой высоты достигло иск-во портрета, проникнутое глубоким гуманистич. содержанием. Зародился бытовой жанр (М. Шибанов), самостоят., значение во 2-й пол. 18 в. получил пейзаж (Ф. Я. Алексеев). Передовые тенденции рус. иск-ва кон.

18 - нач. 19 вв. ярко проявились в поэтически-одухотворённой классицистич. скульптуре М. И. Козловского, И. П. Мартоса, И. П. Прокофьева, Ф. Г. Гордеева, в ист. живописи А. П. Лосенко и Г. И. Угрюмова. Высокого уровня достигло рус. декоративно-прикладное (мебель, фарфор, художеств, изделия из металла, стекла, камня и т. д.) и театрально-декорационное иск-во, в к-ром выделялись декорации Дж. Валериани и П. Гонзаго.

В 18 в. на Украине сложился один из наиболее праздничных, декоративно-насыщенных вариантов стиля барокко [постройки Киево-Печерской лавры (произв. С. Д. Ковнира и др.), общественные здания и церкви, созданные И. Г. Григоровичем-Барским, наметившим в своём творчестве переход к классицизму, и мн. др. сооружения]; на рубеже 18-19 вв. господствующим направлением в архитектуре стал классицизм. Новое, светское начало ярко сказалось также в укр. скульптуре и живописи этого периода. Аналогичная эволюция от принципов барокко к иск-ву классицизма в 18 в. была свойственна и архитектуре (а отчасти и изобразит, иск-ву) Белоруссии и Прибалтики. В укр., белорус, и прибалт. градостроительстве кон. 18 - нач. 19 вв. под влиянием рус. позднего классицизма широко применялись «образцовые» проекты культовых, обществ, и жилых зданий. В 18 в. отд. принципы европ. зодчества (особенно в офиц. гор. стр-ве), а также различные жанры светского изобразительного иск-ва (преимущественно портрет) стали характерными для художеств, культуры Грузии и Армении (особенно после их присоединения к России).

В 19 - нач. 20 вв. иск-во большинства народов, входивших в Росс, империю, переживало общеевроп. этапы эволюции. В архитектуре самой России (а также Украины, Белоруссии и Прибалтики) со 2-й трети, 19 в. преобладающее значение получил эклектизм. В то же время велись поиски совр., конструктивно и функционально оправданных архитектурных решений.

С нач. 19 в. в тесной связи с ростом нац. самосознания и подъёмом освободит, революц. движения в России формировалась демократич. культура, породившая мощное течение передового реалистич. иск-ва (см. Реализм), первоначально сочетавшегося в творчестве ряда мастеров с тенденциями романтизма. Развивались портретная живопись (В. А. Тропинин, О. А. Кипренский), пейзаж (С. Ф. Щедрин), поэтичный крест, жанр (А. Г. Венецианов и его школа), политич. карикатура, портретная и книжная графика. Продолжался расцвет монументальной и декоративной скульптуры (В. И. Демут-Малиновский, С. С. Пименов, Ф. Ф. Щедрин и др.). К вершинам рус. изобразит, иск-ва 1-й пол. 19 в. принадлежит творчество К. П. Брюллова и особенно А. А. Иванова; каждый из них по-своему отразил в монументальных произв. важные обществ, идеи, внёс в иск-во новые темы и художеств, методы. В кон. 1-й пол. 19 в. П. А. Федотов в жанровых картинах и рисунках выступил родоначальником критич. реализма в рус. иск-ве. Ведущими представителями демократич. реализма 2-й пол. 19 - нач. 20 вв., беспощадно обличавшего самодержавно-крепостнич. строй и последовательно отстаивавшего принципы народности иск-ва, были передвижники, участники Товарищества передвижных художеств, выставок, сплотившего с 1870-х гг. в своих рядах большинство прогрессивных художников. Мастера критич. реализма создали типические образы рус. дореволюц. действительности и дали ей оценку с передовых, демократич. позиций. Они сумели с большой художеств, убедительностью показать в иск-ве народ, его душевную силу и красоту. Широкое развитие получили бытовой жанр, портрет, пейзаж, ист. живопись. Среди крупнейших рус. художников-реалистов 2-й пол. 19 и нач. 20 вв.- В. Г. Перов, И. Н. Крамской, Н. Н. Ге, Г. Г. Мясоедов, Н. А. Ярошенко, В. В. Верещагин, В. Е. Маковский, К. А. Савицкий, А. К. Саврасов, И. И. Шишкин, А. И. Куинджи, И. И. Левитан, В. М. Васнецов, В. Д. Поленов, величайшие мастера рус. иск-ва И. Е. Репин, создавший яркие образы нар. жизни, и В. И. Сури ков, воскресивший в красочных полотнах драматические страницы истории народа. Исторические образы и жанровые сюжеты нашли воплощение и в скульптуре (М. М. Антокольский и др.). Основополагающее значение для развития критич. реализма в рус. изобразит, иск-ве имели материалистич. эстетика В. Г. Белинского, Н. А. Добролюбова, Н. Г. Чернышевского и передовая художеств, критика (особенно В. В. Стасов).

О. И. Бове, А. А. Михайлов. Большой театр в Москве. 1821-24. Перестроен в 1855-56 А. К. Кавосом.

Несмотря на реакц. политику царизма, препятствовавшего развитию нац. культур народов России, прогрессивное рус. иск-во 19 в. оказало революционизирующее воздействие на иск-во др. народов, питавшееся социальными и национально-освободит. идеями. На протяжении 19 в. интенсивно складывались нац. художеств, школы, связанные с прогрессивными слоями петерб. Академии художеств, а с 70-х гг. с Товариществом передвижных художеств, выставок. Основоположником демократич. реализма в живописи и графике Украины стал укр. поэт и худ. Т. Г. Шевченко. Во 2-й пол. 19 в. и в нач. 20 в. выдающимися мастерами, продолжателями традиций Шевченко, явились живописцы и графики Д. И. Безперчий, К. А. Трутовский, Н. И. Мурашко, С. И. Васильковский, К. К. Костанди, Н. К. Пимоненко и др. Представителями демократич. реализма были: в Грузии - живописцы А. Беридзе, Г. Габашвили, Р. Гвелесиани, А. Мревлишвили, М. Тоидзе; в Армении - С. Агаджанян, Г. Башинджагян, Е. Татевосян; в Латвии - живописцы К. Гун, Ю. Федер, Я. Розентал, Я. Валтер; в Эстонии - А. Адамсон, К. Дюккер, И. Кёлер. Известное влияние на творчество мн. живописцев России, Украины, Прибалтики с кон. 19 в. оказывали принципы импрессионизма.

Прогрессивное рус. иск-во способствовало преодолению ср.-век. норм в художеств, культуре Ср. Азии, вошедшей в 19 в. в состав России. Однако классовый и нац. гнет самодержавия тормозил культурное развитие всех народов страны, особенно тех, к-рые населяли её отсталые окраины. Важнейшей областью их художеств, культуры в 19 - нач. 20 вв. было декоративно-прикладное творчество, основанное на богатейших нар. традициях (резьба по камню и художеств, работа по металлу у народностей Сев. Кавказа, керамика, вышивка, ковроделие, иск-во декоративной резьбы и росписи в Азербайджане и Ср. Азии, резьба по кости у народностей Сибири и т. д.).

Чороны (якутские деревянные сосуды для кумыса). 19 в.

Накануне Окт. революции 1917 общая картина художеств, жизни была крайне неоднородной и чрезвычайно противоречивой. Наряду с иск-вом, накопившим опыт острой идеологич. борьбы в капиталистич. условиях, существовало иск-во ср.-век. типа, а также иск-во, сохранившее все характерные признаки первобытного художеств, творчества (у ряда народов Севера и Сибири).

В архитектуре России и нек-рых др. наций, населяющих территорию СССР, во 2-й пол. 19- нач. 20 вв. прогресс в строит, технике, применение более совершенных конструкций, появление новых материалов (металл, железобетон и т. д.) и типов сооружений (промышленных, транспортных, торг, зданий, многоэтажных жилых домов и г. д.) первоначально сочетались с эклектич. подражанием самым .различным стилям. В кон. 19 - нач. 20 вв. в отд. регионах (преим. Россия, Украина, Белоруссия, Прибалтика) распространился стиль «модерн», представители к-рого искали единства конструктивного и художеств, начал, применяли асимметричные построения, многие металлич. конструктивные и декоративные элементы, новые отделочные материалы, из к-рых составлялись живописные, обогащённые изысканной орнаментикой композиции. Параллельно с «модерном» (и нередко сливаясь с ним) в зодчестве этой эпохи существовали течения, тяготевшие к творческому переосмыслению форм нац. ср.-век. и нар. зодчества; возникновение нац.-, романтических тенденций во многом способствовало дифференциации и выявлению своеобразия местных архит. школ. Среди наиболее интересных зодчих данного периода - А. Е. Белогруд, И. В. Жолтовский, Ф. И. Лидваль, М. М. Перетяткович, В. А. Покровский, И. А. Фомин, Ф. О. Шехтель, А. В. Щусев в России; П. Ф. Алёшин, А. Н. Бекетов, В. Г. Кричевский на Украине; Э. Лаубе в Латвии и др. Однако в целом наиболее прогрессивные тенденции в предреволюц. зодчестве не могли получить органич. развития в условиях капиталистич. действительности (что особенно сказалось в градостроительстве).

Витраж в особняке Рябушинского (ныне - Музей-квартира М. Горького) в Москве. 1902-06.

В рус. изобразит, иск-ве нач. 20 в. наиболее остро отразился зреющий перелом; в сложных формах проявилось столкновение двух культур - кризисной буржуазно-дворянской и рождающейся пролетарской. Под влиянием социальных движений расширилась сфера обществ, воздействия иск-ва; переживала подъём журнальная, книжная, а также станковая тиражная графика, предпринимались попытки возродить монументально-декоративное иск-во, нар. промыслы и т. д. Одновременно с этим распространялись течения, программно противопоставлявшие себя обществ, жизни, нередко тяготевшие к остросубъективным художеств, экспериментам, порою обретавшим реакционно-утопич. смысл. Изменения в реалистич. иск-ве нашли наиболее яркое отражение в редких по цельности художеств, стиля и остроте характеристик произв. Вал. А. Серова, в мятежно-роман-тич. творчестве М. А. Врубеля, лирически-мечтательных произв. П. В. Нестерова, празднично-чувственных образах К. А. Коровина, элегич. произв. В. Э. Борисова-Мусатова, пейзажах И. Э. Грабаря, А. А. Рылова, К. Ф. Юона, красочных, с оттенком стилизации композициях Б. М. Кустодиева, в изысканном творчестве мастеров, отстаивавших принципы объединения "Мир искусства" (Л. С. Бакст, А. Н. Бенуа, А. Я. Головин, М. В. Добужинский, Е. Е. Лансере, Н. К. Рерих, К. А. Сомов и др.), в скульптуре А. С. Голубкиной, С. Т. Конёнкова, А. Т. Матвеева, П. П. Трубецкого. Бурный расцвет пережили в этот период рус. гравюра, книжная графика, театр, живопись, имевшая общеевроп. резонанс благодаря творчеству мастеров, участвовавших в Русских сезонах за границей (Бакст, Головин, Н. С. Гончарова). Стиль «модерн», возродивший проблему синтеза иск-в, оказал значит, воздействие на декоративно-прикладное творчество (изделия мастерских, организованных Е. Д. Поленовой в Абрамцеве, М. К. Тенишевой в Талашкине).

В нач. 20 в. рус. иск-во развивалось в резких столкновениях реализма и модернистских тенденций, гуманизма и декаданса. В живописи "Голубой розы" туманно-мистич. мотивы сосуществовали с красочной поэзией Востока (П. В. Кузнецов, М. Сарьян и др.). Художники "Бубнового валета" (П. П. Кончаловский, А. В. Куприн, А. В. Лентулов, И. И. Машков) соединяли формальные живописные искания с традицией рус. нар. иск-ва, стремясь выразить материально-чувственную природу предметного мира. Особый мир возник в одухотворённых эпико-символич. полотнах К. С. Петрова-Водкина. М. Ф. Ларионов и Н. С. Гончарова от красочных гротескно-экспрессивных образов в духе примитивизма перешли к полному отказу от изобразительности в иск-ве. Крайние формы кризиса бурж. иск-ва нашли своё выражение в творчестве первых представителей абстрактного искусства (В. В. Кандинский, К. С. Малевич).

Кризисные противоречия в предреволюц. период были в значит, мере свойственны художеств, культурам мн. народов Росс, империи. Традиции реализма обогащались поисками национально-самобытных форм (а иногда сочетались с веяниями «модерна») в творчестве живописцев Ф. Г. Крччевского, А. А. Мурашко, Г. П. Светлицкого, графиков Е. Л. Кульчицкой, Г. И. Нарбута на Украине; скульптора Я. Николадзе в Грузии; живописца В. Суреньянца в Армении; живописца А. Жмуйдзинавичюса, скульптора П. Римши в Литве; живописца В. Пурвита, скульптора Т. Залькална в Латвии; живописцев П. Рауда и К. Рауда в Эстонии. Тонкое нац. своеобразие присуще проникнутым многочисл. музыкальными и фольклорными ассоциациями произведениям литов. живописца и композитора М. Чюрлениса. Остроэкспрессивные полотна создавал груз, мастер-примитивист Н. Пиросманашвили. Фантастич. алогичный мир возник в полотнах выходца из Белоруссии М. 3. Шагала. Представители крайних модернистских направлений (укр. скульптор А. П. Архипенко и др.) порывали связи с местными художеств, традициями, примыкая к интернац. кругу мастеров т. н. парижской школы.

Традиции демократич. реализма, интенсивно развивавшегося в нач. 20 в., особенно укрепились в период Революции 1905-07, когда на первое место выдвинулась активно сражавшаяся с царизмом журнальная графика (Добужинский, Д. Н. Кардовский, Кустодиев, Е. А. Лансере, Вал. А. Серов в России; Ф. С. Красицкий, М. Г. Сластион на Украине; А. Азимзаде в Азербайджане; О. И. Шмерлинг в Грузии; Я. Тилберг, Р. Заринь в Латвии; А. Лайкмаа, Н. Трийк в Эстонии и др.). Тематика, связанная с революц. событиями 1905-07, с жизнью и борьбой рабочего класса и трудового крестьянства, заняла ведущее место в творчестве таких мастеров, как А. Е. Архипов, С. В. Иванов, Н. А. Касаткин, С. А. Коровин, Л. В. Попов в России; Я. М. Кру-гер в Белоруссии; Лайкмаа в Эстонии. Огромное значение для борьбы с бурж. идеологией в иск-ве имела статья В. И. Ленина «Партийная организация и партийная литература» (1905).

Советское изобразительное и декоративно-прикладное искусство

Великая Окт. социалистич. революция открыла новую эпоху в истории иск-ва народов СССР, коренным образом изменив его содержание, а также его роль в обществ, жизни. Иск-во было поставлено на службу народу. Проникнутое духом коммунистич. партийности и народности, вдохновившееся идеалами социализма, оно перешло к образному воплощению революц. борьбы масс и их энтузиазма в построении нового общества.

Создание качественно новой художеств, культуры социализма приняло форму двустороннего процесса эстетич. воспитания трудящихся и демократизации, возрастания идейно-воспитат. роли самого иск-ва. Преобразования в области культуры были обращены ко всем народам страны, получившим возможность свободного и полнокровного развития нац. художеств, традиций. Социалистич. революция уничтожила границы, изолировавшие иск-во многих национальностей от магистральных путей мирового ист.-художеств, процесса. Сколь бы ни были различны исходные позиции, с к-рых начинало свою историю в сов. время иск-во различных народов, общей целью было формирование всесторонне развитой художеств, культуры, владеющей тем богатым арсеналом средств, видов и жанров, к-рый позволяет ей отвечать на запросы социалистич. общества, являть собой совершенную эстетич. форму обществ, сознания.

Уже в первые годы Сов. власти, в тяжёлых условиях Гражд. войны и хоз. разрухи, гос-во делало всё возможное для развития культуры, сохранения художественных ценностей, организации музейного дела. Этим целям служили декрет «О регистрации, приёме на учёт и охранении памятников искусства и старины» (1918), реформа художеств, образования, учреждение закупочных комиссий, в задачу к-рых входило приобретение для гос. фондов произв. изобразит, иск-ва, выделение крупных денежных средств для устройства художеств, выставок и конкурсов и т. д. Огромную роль в формировании нового, сов. иск-ва сыграл план монументальной пропаганды, выдвинутый В. И. Лениным и предусматривавший пропаганду идей коммунизма средствами иск-ва и прежде всего скульптуры. Началом монументальной пропаганды явился декрет СНК от 12 апр. 1918 «О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской Социалистической революции». В произв. скульпторов, участвовавших в осуществлении этого плана (Н. А. Андреев, С. Т. Конёнков, М. Г. Манизер, А. Т. Матвеев, С. Д. Меркуров, В. А. Синайский, Л. В. Шервуд в РСФСР; М. И. Гельман, И. П. Кавалеридзе на Украине и др.), ярко проявилось тяготение к созданию обобщённых, героизированных образов.

В период Гражд. войны и иностр. воен. интервенции 1918-20 острая необходимость в изображениях, способных наглядно разъяснять народу политику Сов. власти, нести в массы лозунги партии обусловила расцвет иск-ва плаката, крупнейшими мастерами к-рого были В. Н. Дени и Д. С. Моор, опиравшиеся на традиции нар. лубка и опыт прогрессивной зарубежной и отечеств, политич. графики. Наряду с печатными создавались плакаты рисованные, размножавшиеся с помощью

Д. С. Моор. "Ты записался добровольцем?". Плакат. 1920.

трафарета (обычно сопровождавшиеся краткими стихотворными текстами), т. н. «Окна РОСТА», инициатором к-рых был М. М. Черемных, а ведущим художником и поэтом В. В. Маяковский. Эта форма агитац. иск-ва получила значительное распространение («Окна ЮгРОСТА», «УкрРОСТА», «БакКавРОСТА», «Арм КавРОСТА», «ГрузКавРОСТА»). Средствами агитации, в общедоступной форме раскрывающими всемирно-ист, смысл происходящих событий, служили также героически-призывные, жизнерадостные композиции, украшавшие города в дни революц. празднеств, росписи агитпоездов и агитпароходов.

В. Д. Е р м и л о в. Эскиз оформления вагона агитпоезда «Красная Украина». Акварель. 1921. Фрагмент.

Новое содержание проникло в эти годы во все виды графики - газетную, журнальную, книжную, станковую. В иск-ве книги на протяжении 20-х гг. (преим. в РСФСР и на Украине) совершился процесс её демократизации, переход к оформлению массовых изданий (политических, просветительных, детских и т. д.), к углублённому решению художником всего комплекса иллюстраций и макета в целом; художественно оформленная массовая книга начинала играть всё более заметную роль в общем процессе социалистич. культурной революции. В различных видах графики в первые послереволюц. годы успешно выступали Н. И. Альтман, Ю. П. Анненков, Бенуа, Н. Н. Купреянов, Ф. А. Малявин, Д. И. Митрохин, А. П. Остроумова-Лебедева, П. Я. Павлинов, И. Н. Павлов, В. Д. Фалилеев, С. В. Чехонин в РСФСР; Нарбут на Украине; Азимзаде в Азербайджане; Л. Л. Бурэ в Узбекистане и др. В живописи, мастера к-рой также искали пути для отражения того нового, что принесла с собой революция, наряду с работами символико-аллегорич. характера (произв. Кустодиева, Петрова-Водкина, Рылова, Юона в РСФСР) появились картины, имеющие значение художеств, документов эпохи (произв. И. И. Бродского, И. А. Владимирова в РСФСР).

Для изобразит, иск-ва 20-х гг. в целом было характерно существование многих художеств. объединений, декларации к-рых порой существенно различались между собой. В борьбе за художеств, осмысление революц. действительности, за формирование метода социалистич. реализма постепенно преодолевались формалистич. и натуралистич. тенденции, эстетские взгляды на задачи и цели иск-ва. Значит, заслуга в утверждении в изобразит, иск-ве тем революц. борьбы и становления нового быта принадлежала мастерам, входившим в Ассоциацию художников революц. России (АХРР). Филиалы АХРР и родственные ей орг-ции возникли на Украине, в Белоруссии, Грузии, Армении, Узбекистане, Башкирии, Татарии. Большую роль в художеств, жизни 20 - нач. 30-х гг. сыграли стремившееся выразить энергию и бодрость молодой страны Общество художников-станковистов (ОСТ), общество художников «Четыре искусствам, объединившее крупнейших мастеров, владевших высокой проф. культурой; Ассоциация революционного искусства Украины (АРМУ) и нек-рые др. объединения.

Важной составной частью общего процесса культурной революции в 1920-е гг. явилось складывание принципов совр. художеств, творчества у народов, до Окт. революции 1917 не имевших развитого проф. иск-ва. Переосмысление традиц. художеств, форм в иск-ве народов Ср. Азии и Сибири происходило в условиях братской помощи со стороны мастеров др. нац. школ (особенно значительным было содействие представителей рус. иск-ва).

В живописи 20 - нач. 30-х гг. на первый план выдвинулась ист.-революц. тематика (Ф. С. Богородский, Бродский, С. В. Герасимов, М. Б. Греков, А. А. Дейнека, А. А. Осмёркин, Петров-Водкин, П. П. Соколов-Скаля, П. М. Шухмин в РСФСР; Ф. Г. Кричевский, А. Г. Петрицкий, Н. С. Самокиш на Украине; В. В. Волков в Белоруссии; А. Коджоян в Армении и др.). Обновление бытового жанра было связано с пристальным интересом художников к приметам социалистического образа жизни, утверждавшегося в среде, хранившей традиц. черты и нац. формы быта (Дейнека, Е. А. Кацман, А. В. Моравов, Ю. И. Пименов, С. В. Рянгина, Ц. С. Сампилов, Е. М. Чепцов в РСФСР; Светлицкий на Украине; П. П. Беньков, А. Н. Волков в Узбекистане; Б. Нурали в Туркменистане и др.). Стремление создать жизнеутверждающие образы нового человека, рождённого революцией, определило ведущую тенденцию портретной живописи (С. В. Малютин, В. Н. Мешков, Г. Г. Ряжский в РСФСР; П. Г. Волокидин на Украине; С. Агаджанян в Армении и др.). В пейзажной живописи особое значение приобрели индустриальные мотивы, связанные с преобразоват. деятельностью сов. людей (К. Ф. Богаевский, Куприн, Б. Н. Яковлев в РСФСР; Г. Гюрджян, Ф. Терлемезян в Армении и др.), но создавались и обобщённые лирич. образы природы (В. Н.