загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна,окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ПРОМЫШЛЕННОМ, ЖИЛОМ И НЕ ТОЛЬКО...:
ПОНЯТИЯ:

МОНТАЖ (франц. montage - подъём установка, сборка, от monter - поднимать), сборка и установка сооружений конструкций, технологического оборудования агрегатов, машин (см. Сборка машин, аппаратов, приборов и др. устройств и готовых частей и элементов.
МОНТАЖ в строительстве - основной производственный процесс, выполняемый при возведении зданий и сооружений или и реконструкции, в результате которого устанавливают в проектное положение строительные конструкции, инженерное технологическое оборудование и др. МОНТАЖ технологического оборудования включает также присоединение его к источникам энергоснабжения системам очистки и удаления отходов оснащение приборами, средствами автоматизации и контроля
.


СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ в СССР, организационно обособленные производственно-хозяйственные единицы, основным видом деятельности которых является строительство новых, реконструкция, капитальный ремонт и расширение действующих объектов (предприятий, их отдельных очередей, пусковых комплексов, зданий, сооружений), а также монтаж оборудовани я. К государственным СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ относятся строительные и монтажные тресты (тресты-площадки, тресты гор. типа, территориальные, союзные специализированные тресты); домостроительные, заводостроительные и сельские строительные комбинаты; строительные, (монтажные) управления и приравненные к ним организации (напр., передвижные механизированные колонны, строительно-монтажные поезда и др.).
ПРОЕКТИРОВАНИЕ (от лат. projectus, буквально - брошенный вперёд), процесс создания проекта - прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния. Различают этапы и стадии ПРОЕКТИРОВАНИЯ, характеризующиеся определённой спецификой. Предметная область ПРОЕКТИРОВАНИЯ постоянно расширяется. Наряду с традиционными видами ПРОЕКТИРОВАНИЯ (архитектурно-строительным, машиностроительным, технологическим и др.) начали складываться самостоятельные направления ПРОЕКТИРОВАНИЯ человеко-машинных систем (решающих, познающих, эвристических, прогнозирующих, планирующих, управляющих и т. п.) (см. Система "человек и машина"), трудовых процессов, организаций, экологическое, социальное, инженерно-психологич., генетическое ПРОЕКТИРОВАНИЕ и др. Наряду с дифференциацией ПРОЕКТИРОВАНИЯ идёт процесс его интеграции на основе выявления общих закономерностей и методов проектной деятельности.
ПРОМСТРОЙПРОЕКТ, проектный институт в ведении Госстроя СССР. Находится в Москве. Организован в 1933. В составе института архитектурно-строительные и конструкторские отделы; ПРОМСТРОЙПРОЕКТ возглавляет объединение "Союзхимстройниипроект" с проектными институтами в Киеве, Ростове-на-Дону, Тольятти, Алма-Ате. Разрабатывает проекты (архитектурно-строительные и сан.-технич. части) производственных зданий и сооружений крупнейших промышленных предприятий автомобильной, машиностроит., металлургич., химич. и др. отраслей пром-сти; схемы генеральных планов пром. узлов и упорядочения существующих пром. районов; мероприятия по повышению уровня индустриализации строительтсва за счёт унификации и типизации зданий, сооружений и конструкций и внедрения эффективных строит. материалов; нормативные документы и методич. указания по проектированию пром. зданий и сооружений. Периодически публикует реферативную информацию "Строительное проектирование промышленных предприятий". Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1958)

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

инные образцы рус. классич. лит-ры 19 - нач. 20 вв. стали достоянием духовной культуры человечества. В комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» (1824) с позиции декабристской идеологии были раскрыты коренные социально-политич. проблемы рус. жизни, обострившиеся в период 1812-25. Осуществлённое Грибоедовым соединение разговорной речи со стихом, ёмкость, афористичность выражения стали важным этапом в развитии рус. реалистич. языка. Всемирно-историч. значение приобрели завоевания реализма в произв. А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Н. А. Некрасова, А. И. Герцена, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, идейно-эстетич. концепции революц. демократов В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова, Д. И. Писарева. В Пушкине рус. народ впервые со всей полнотой осознал себя художественно, в его творчестве выразился глубокий нравств. смысл народных идеалов. Достоевский указывал на «всемирность и всечеловечность» гения Пушкина, имея в виду не только место поэта в истории мировой культуры, но и органическое усвоение им духовного опыта человечества, заложенную в пушкинской концепции мира нац. рус. идею всечеловечески братского единения людей. Историзм мышления, попытки уяснить предпосылки обществ, справедливости в самом ходе ист. процесса привели Пушкина к глубокому осмыслению «судьбы человеческой» и «судьбы народной». Исторически конкретно осознавая дисгармоничность мира, поэт противопоставлял ей идеал новой жизни. Светом этого идеала, опирающегося на сознание универсальности всемирной истории и культуры, на веру в безграничность духовных возможностей личности и заложенные в нар. сознании нравств. ценности, освещён весь путь рус. лит-ры. В поэзии Ф. И. Тютчева была создана романтич. концепция личности; мир, природа и человек предстают в его стихах в постоянной борьбе, в столкновении противодействующих сил. Трагич. мотивы сочетаются у него с прославлением сильных духом, с поэтизацией гроз и бурь в природе и душе человека. В безграничном максимализме лермонтовского мировосприятия, в сознании фатальной неосуществимости идеала и одновременно принципиальной невозможности отступиться от него возникла новая последекабристская романтич. революционность и гражданственность. Объективно-ист, предопределённость и плодотворность драмы лирич. героя Лермонтова - в предощущении того необходимого духовного кризиса, в к-ром рождаются новая, нерацио-налистич. нравственность и новый, неметафизич. гуманизм. Остросатирич. осмеяние противоестественности господствующих в крепостнич. России обществ, форм, пагубной необузданности царивших в ней социальных привилегий, власти денег, уродливых представлений о ценности и достоинстве человека сочеталось в творчестве Гоголя с утверждением всеобъемлющего идеала жизнеустройства, выдвигаемого как идеал нац. возрождения. Перспективу духовного обновления рус. людей Гоголь видел в самой природе рус. нац. характера.

Особенности пушкинского и гоголевского направлений рус. лит-ры синтезированы в реализме Тургенева, создавшего широкую картину умств. движений, борьбы идей, духовной жизни общества. Обнаружив трагич. разлад между мыслью и действием лучших представителей передового дворянства, Тургенев создал образы, в к-рых воплотил свои представления о новом типе героя-деятеля. Новаторское творчество Некрасова, выступавшего как бы от имени униженного крепостничеством крестьянства, со всей полнотой выразило революционно-демократич. взгляд на рус. действительность и тенденции её развития. В гротескных, фантастич. формах Салтыков-Щедрин показал «призрачность» реальной жизни пореформенной России - мира реакции, эксплуатации, лицемерия и беспринципности. Видное место в утверждении рус. реалистич. драматургии принадлежит А. Н. Островскому, нравственно-обличительные, социально-бытовые пьесы к-рого Добролюбов называл «пьесами жизни». Широта эпич. охвата действительности и беспримерное проникновение в психологию человека, отражение в частной жизни людей истории народа, небывалая интенсивность духовных исканий делают творчество Л. Н. Толстого уникальным явлением рус. и мировой лит-ры. Писатель вынес суровый приговор миру, погрязшему в пороках, лжи и преступлениях, и призвал к нравств. возрождению. «Эпоха подготовки революции в одной из стран, придавленных крепостниками, выступила, благодаря гениальному освещению Толстого, как шаг вперед в художественном развитии всего человечества» (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 20, с. 19). Стремительный драматизм идеологич., социально-филос. романов Достоевского выявлял через изображение «глубин души человеческой» узловые идейные и обществ, конфликты истории и переходной эпохи в жизни России. Со всей бескомпромиссностью ставя вопрос о социальной несправедливости, писатель, при отрицании революц. способов воздействия на мир, вскрыл тем не менее неизбежность идеи бунта против мира страданий. Новым этапом в развитии критич. реализма явилось творчество Чехова, предельно объективировавшего художеств, изображение характеров и событий. Мысль о гибели человека, задавленного тусклой обыденщиной, ощущение неизбежности перемен в жизни рус. общества определили особенности его новеллистики и драматургии.

Рус. писатели 19 в., от Грибоедова до Чехова, разоблачая страшный мир «мёртвых душ» царской России, всегда верили в её будущее; образ «птицы-тройки» стал глубоко символичным воплощением рус. представления о высоком ист. предназначении России. Защита «маленького» человека, суверенных прав его личности, трагич. противоречивость «лишних людей» - «героев нашего времени», протест против устоев «тёмного царства», настойчивое стремление понять «кто виноват?» и «что делать?», пути восхождения человека по ступеням нравств. совершенства, жизнь рус. общества в дни «войны и мира», поиски образа «положительно прекрасного человека», противостоящего всей силе и мерзости «карамазовщины», появление «новых людей», носителей революц. сознания, историко-социальный аспект конфликта «отцов и детей», защита человеческого достоинства и прав женщины, духовное умирание «людей в футлярах» - такова только малая часть той проблематики, к-рая была выдвинута рус. лит-рой 19 в., ставшей для передовых писателей всех национальностей, входивших в состав Росс, империи, неисчерпаемым источником идей и образов, школой реализма, примером высокого обществ, служения.

Творцы нац. лит-р были убеждёнными пропагандистами передовой рус. лит-ры и первыми её переводчиками на родные языки. А. Н. Толстой писал об этом: «Если обратиться к биографиям виднейших национальных деятелей середины и конца прошлого века, станет очевидно, что передовые идеи, понимание жизни и истории они черпали в нашей классической литературе...». Имена великих рус. писателей и критиков «...мы найдем в записных книжках, письмах, в признаниях друзьям, наконец, в самих произведениях писателей: в Грузии - у Ильи Чавчавадзе, Акакия Церетели, в Азербайджане - у Мирзы Фатали Ахундова, в Армении - у Налбандяна, Сундукяна, Ованеса Туманяна, на Украине - у Леси Украинки, Коцюбинского и, конечно, у Шевченко, в Белоруссии - у Купалы и Коласа, у узбеков - у Фурката, у казанских татар - у Шарифа Камала, у осетин - у Коста Хетагурова, у евреев - у Переца, Шо-лом-Алейхема и так далее» (Толстой А. Н., Четверть века советской литературы, 1943, с. 31-32). Благотворное влияние рус. лит-ры испытали и другие выдающиеся представители укр., груз., арм., латыш., эст. и др. лит-р, выступившие за дружбу народов России, за единство с рус. демократией, за овладение достижениями передовой рус. культуры: И. Франко, М. Богданович, Ю. Жемайте, Райнис, Э. Вейденбаум, Ф. Крейцвальд, Э. Вильде, В. Александри, М. Эминеску, А. Исаакян, Тукай, Г. Ибрагимов, Дж. Мамедкулизаде, М. А. Сабир, Менделе Мойхер-Сфорим и др. Их творчество было связано с нац.-освободит.., демократич., а порой и социалистич. тенденциями.

Отстаивая права народов на развитие нац. лит-ры и языка, Белинский, Герцен, Чернышевский, Добролюбов, Писарев, их последователи в нац. лит-pax неоднократно указывали на подчинённость нац. вопроса социальному, на возможность разрешения нац. проблемы лишь на почве социального освобождения. Раскрывая социальную противоречивость нац. культуры каждого народа в условиях классово антагонистич. борьбы «двух культур» в каждой нац. культуре: демократической и социалистической, с одной стороны, и бурж.-дворянской, клерикальной- с другой, В. И. Ленин доказал объективную необходимость появления новых закономерностей иск-ва на основе новых ист. закономерностей в целом. В 1905 в работе «Партийная организация и партийная литература» Ленин указывал на ист. обусловленность возникновения новой лит-ры, воодушевлённой идеей социализма, обращённой к «.. .миллионам и десяткам миллионов трудящихся...»; передовая революционная мысль будет оплодотворена в ней «...опытом и живой работой социалистического пролетариата...» (Поли. собр. соч., 5 изд., т. 12, с. 104).

Ярким выражением обществ, подъёма 1890-х гг., связанного с вступлением России в третий, пролет, этап освободит, движения, явилось творчество М. Горького, к-рый подверг точному и всестороннему художеств, анализу росс, предреволюц. действительность, воспел безграничную талантливость народа, создал яркие образы глашатаев революции, доказал ист. закономерность и справедливость революц. ломки «свинцовых мерзостей» царского строя. Патриот и гуманист, Горький черпал в деятельности большевистской партии, в обществ, практике рус. пролетариата и рабочих др. национальностей живые примеры героич. подвигов и человеческой красоты. В романе «Мать» (1906) он создал классич. образец лит-ры социалистического реализма, обозначив тем самым новый этап в истории рус. и мировой лит-ры.

Реалистич. лит-pa у народов России в 19 в. формировалась в условиях присоединения нац. окраин к Рус. гос-ву, вовлечения их в общеросс. ист. процесс развития капитализма и подъёма нац.-освободит, движения.

В 1-й пол. 19 в. укр. народ выдвинул Шевченко. Глубокое проникновение в идейный и образный строй нар. мышления, общечеловеческая значимость содержания, бескомпромиссный реализм изображения действительности, окрашенный революционно-романтич. пафосом свободы личности, свободы народа, делают автора «Кобзаря» (1840) основоположником новой укр. лит-ры, ставшей явлением мировой лит-ры. По пути критич. реализма и народности, проложенному Шевченко, развивалось творчество Марко Вовчок, Л. Глебова, С. Рудан-ского, И. Франко, А. Свидницкого, О. Ю. Федьковича, М. Коцюбинского, Леси Украинки, П. Грабовского, В, Стефаника и др.

Демократия, содержание и реалистич. тенденции в белорус, лит-ре были представлены в 19 - нач. 20 вв. творчеством Ф. Богушевича, М. Богдановича, А. Тётки, Янки Купалы, Якуба Коласа и др.

Прогрессивные тенденции арм. лит-ры 19 в. выразил X. Абовян, к-рый воспевал чувство нац. достоинства, патриотизм; ист. оптимизм писателя, его вера в нац., политич. и культурное возрождение арм. народа зиждились на осознании необходимости братской дружбы с рус. народом. 60-е гг.- период утверждения в арм. лит-ре реализма и прогрессивного романтизма. На это время приходится деятельность одного из видных представителей революционно-демократич. движения М. Налбандяна. В прозе и драматургии А. Ширванзаде создана психологически достоверная, сатирич. картина вытеснения патриархальных отношений капиталистич. укладом, к-рый в свою очередь начинал испытывать разрушит, действие революц. сил. В эпич. поэзии О. Туманяна воссозданы ист. картины жизни арм. народа, его филос., нравств. искания, социально-психологич. конфликты арм. действительности, утверждается высокая роль иск-ва в преобразовании мира и человека. С историей и культурой арм. народа, с лучшими традициями рус. и мировой лит-ры глубоко связано творчество А. Исаакяна, полное скорбных и мучит, раздумий о судьбах человека, о несправедливости жизненного устройства. Незадолго до Окт. революции 1917 выступил поэт А. Акопян, творчество к-рого во многом созвучно творчеству Демьяна Бедного.

В драматургии Мирзы Фатали Ахундова, в деятельности учёного-просветителя А. Бакиханова, в поэзии Мирзы Шафи Вазеха и поэта-сатирика Закира азерб. лит-ра 19 в. заявляла о необходимости борьбы против деспотизма, феод, отсталости, религ. суеверия. В кон. 19 - нач. 20 вв. развернулась деятельность писателей, связанных с журналом «Молла Насреддинх Мамедкулизаде, Сабира, А. Ахвердова, М. Ордубады и др.

Властителями дум груз, демократич. общественности стали в 19 в. поэты-романтики: поэзия Н. Бараташвили была проникнута идеями нац. освобождения, политич. вольнодумством, верой в торжество разума и сознанием трагич. несовместимости с окружающей его действительностью. Неповторимое своеобразие груз. нац. характера, драматич. эпизоды груз, истории, тяжёлая доля крестьянина, мудрость и красота нар. творчества, чистота и благородство устремлений передового человека становятся предметом художеств, исследования в произв. А. Чавчавадзе, Г. Орбелиани, Р. Эристави, Г. Церетели, А. Казбеги, Важа Пшавелы, Э. Ниношвили, И. Евдошвили, Л. Киачели и др. Крупнейшие груз, писатели 19 в.- И. Чавчавадзе и А. Церетели, испытавшие сильное воздействие идей рус. революц. демократов, выступили как вожди нац.-освободит, движения.

Завоевания реалистич. латыш, лит-ры кон. 19 - нач. 20 вв. связаны с именами А. Пумпура, братьев Каудзит, Р. Блаумана и главным образом Райниса и А. Упита, отразивших этапы становления и революц. борьбы латыш, пролетариата как части общеросс. пролет, движения. Эти писатели, а также В. Лацис, Я. Судрабкалн, А. Чак и др. были зачинателями сов. латыш, лит-ры.

В кон. 19 - нач. 20 вв. демократич. направление в реалистич. литов. прозе было представлено рассказами и повестями Ю. Жемайте, рассказами И. Билюнаса, поэзией Ю. Янониса. Передовые литов. писатели демократич. направления становятся после 1940 в ряды сов. писателей: А. Венуолис, П. Цвирка, Л. Гира, В. Монтвила, С. Нерис, А. Венцлова, Т. Тильвитис, В. Мико-лайтис-Путинас и др.

Эст. лит-pa 2-й пол. 19 в. разрабатывала проблемы, связанные с крест, освободит, движением (Ф. Р. Крейцвальд, В. Вильде, А. Таммсааре и др.). В период Революции 1905-07 здесь возникла пролет, лит-pa, видными представителями к-рой явились Ю. Лилиенбах, В. Юхкум и др. Восстановление Сов. власти в Эстонии (1940) ознаменовалось переходом на социалистич. позиции таких писателей-демократов, как Ю. Сютисте, И. Барбарус, И. Семпер, А. Якобсон и др.

Присоединение во 2-й пол. 19 в. Ср. Азии к России вызвало к жизни просветит, движение, возникшее под влиянием рус. передовой культуры. Выдвинулась плеяда писателей, публицистов, учёных, посвятивших себя вопросам нац. просвещения (Мукими и Фуркат - у узбеков, А. Дониш и С. Айни - у таджиков, Молланепес - у туркмен). Аналогичные процессы наблюдались у казахов (А. Кунанбаев, Ч. Валиханов), осетин (К. Хетагуров), чувашей (К. Иванов), коми (И. Куратов), якутов (А. Софронов, Н. Неустроев).

Культурное наследие тех народов, к-рые до Октябрьской революции не имели письменности (нек-рые народы Кавказа, Сибири, Поволжья, Ср. Азии), составляло гл. обр. устное нар. творчество. Подробнее историю рус. литературы см. в разделе Литература в ст. Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика, историю литератур других народов Союза ССР в разделе Литература в статьях о союзных и авт. республиках в соответствующих томах БСЭ.

Советская литература - детище Великой Окт. социалистич. революции 1917, экономич., социальных и культурных преобразований в сов. обществе, выразивших объективные закономерности его ист. движения к социализму и коммунизму. Сов. лит-pa представляет собой идейно-эстетич. единство динамически взаимодействующих нац. лит-р, художеств, опыт каждой из к-рых становится общим достоянием.

Пути сов. лит-ры определяются обще-ист, закономерностями развития социалистич. общества, ленинской нац. политикой Коммунистич. партии, обеспечивающими расцвет, сближение и взаимообогащение культур социалистич. наций и народностей. Как лит-pa социалистич. реализма, сов. лит-pa базируется на принципах марксистско-ленинской партийности, народности, коммунистич. идейности, социалистич. интернационализма и отражает гл. закономерности эпохи перехода к коммунизму. В этом её необоримая жизненная сила и ист. оптимизм.

У народов СССР с первых дней установления Сов. власти появились общие идейно-политич. и культурные устремления: защита завоеваний революции, социалистич. переустройство всего общественно-бытового уклада, восстановление разрушенного 1-й мировой войной, интервенцией и контрреволюцией нар. х-ва, создание социалистич. общества, новой культуры.

В годы Окт. революции и Гражд. войны определились задачи борьбы против тенденций идеологически враждебных, эстетически чуждых осн. линии развития сов. культуры. Среди писателей были откровенные противники революции, выразители мелкобурж. идеологии, а также те, кто трудно находил свой путь к осознанию социалистич. характера, движущих сил революции. У истоков сов. лит-ры стояли люди, тесно связавшие себя с революц. борьбой (в России - Горький, Демьян Бедный, А. С. Серафимович, в Латвии - Упит, в Армении - Акопян, в Азербайджане - Ордубады, на Украине - В. Эллан-Бла-китный, в Казахстане - С. Сейфуллин, в Осетии - С. Гадиев, Ц. Гадиев, в Дагестане - Г. Саидов, в Карелии - Я. Виртанен и др.); непосредственно участвовали в разработке теоретич. и практич. основ нац. лит-р видные революционеры (А. В. Луначарский, В. В. Боровский, С. Шаумян, А. Ф. Мясников, Ф. Махарадзе, Н. Нариманов, В. Мицкявичюс-Капсукас, А. Арайс-Берце и др.); молодые писатели шли в лит-ру из среды рабочего класса, крестьянства, трудовой интеллигенции, из рядов Красной Армии.

Большинству нац. лит-р первых послереволюц. лет свойственно романтич. восприятие действительности, источником к-рой была сама жизнь - великая революц. ломка, создавшая высокие представления о новом миропорядке, о подвиге во имя его окончат, торжества. Этой эмоциональной атмосфере прежде всего отвечали лирич. жанры. В. В. Маяковский говорил, что «...литература революции началась со стихов» (Поли. собр. соч., т. 12, 1959, с. 142). Революц. шаг восставшего народа запечатлен в стихах Маяковского («Ода революции», «Левый марш» и др.), в лирико-патетич. поэмах А. А. Блока («Двенадцать», 1918), Демьяна Бедного («Главная улица», 1922), В. В. Хлебникова («Ночь перед Советами», 1921), В. Сосюры («Красная зима», 1921), Е. Чаренца («Всепоэма», 1922), М. Чарота («Босые на пожарище», 1922), Л. Квитко («Красная буря», 1918), С. Кудашева («Октябрь», 1920) и др. Поэзия - от агитки до высокой оды - обратилась к эстетике предельных контрастов в сопоставлении прошлого с настоящим, к символич. образам стихии, мирового пожара, к стилевой экспрессии. Использование поэтами фольклорных, мифологич., библейских образов и формул поэтич. мышления имело целью воссоздание грандиозности, неповторимости и всечеловеческой значимости происходящих событий. Новаторский характер поэзии 20-х гг. определялся необходимостью найти художеств, средства, соответствующие масштабам эпохи. При этом оказалось, что «космическая» образная система поэтов пролеткультовского толка (см. Пролеткульт), всякого рода левацкие загибы, в т. ч. рецидивы футуризма, на деле далеки от подлинного новаторства. Маяковский, П. Тычина, Е. Чаренц, Г. Табидзе, М. Ча-рот, X. Такташ, С. Вургун и др. создавали новый поэтич. язык для выражения чувств и мыслей современника - человека, воспринимающего высокие идеи и цели революции не отвлечённо, а в конкретно-ист, преломлении, среди реальных противоречий действит. жизни. Пути решения этих художеств, задач приводили мн. поэтов к традиц. жанрам нар. поэзии, к вечно живым истокам нар. языка (песни Янки Купалы; сб. И. Кулика «Мои коломыйки», 1921, и др.). Таков же генезис лучших образцов политич. и бытовой сатиры (Демьян Бедный и др.). Идейно-эстетич. итоги творч. эволюции С. А. Есенина были закреплены в сб. «Русь Советская» (1925), выразившем принятие поэтом новой «коммуной вздыбленной» России. В условиях, созданных Октябрём, нац.-ист. опыт приобретал общесоюзный масштаб; характерно единство идейно-тематич. исканий, проявившихся, в частности, в изображении героич. образов бакинских комиссаров. Поэтич. произведения об их трагич. гибели создали Маяковский, Н. Н. Асеев, Есенин, С. И. Кирсанов, П. Хузангей, Акопян, Чаренц, Н. Зарян, Вургун, М. Мушфик, С. Рустам, Тычина, Бажан. Интернационалистом, устремлениям сов. людей отвечало стих. М. А. Светлова «Гренада» (1926). В 20-е гг. закладывались основы многоязычной ленинианы. В сознании масс образ Ленина был символом революции, воплощением надежд, залогом победы в трудной битве за новую жизнь, братского единства народов Сов. Союза. «Мы родные по Ильичу»,- писал тат. поэт X. Туфан. Через изображение величия дел Ленина происходило лирич. «причащение» к революционному движению, «великому чувству по имени класс» (Маяковский).

А. А, Блок. «Двенадцать». Илл. Ю. П. Анненкова. 1918.

Сложный путь проходила в своём развитии проза 20-х гг. Преодолевая обобщённо-романтизированные, а подчас и схематизированные принципы изображения послереволюц. жизни, модернистские идейно-эстетич. влияния, сов. лит-pa шла по пути органич. слияния романтич. пафоса и реалистич. достоверности в изображении противостояния и борьбы двух антагонистич. миров: «Неделя» (1922) Ю. Н. Либединского, «Два мира» (1921) В. Я. Зазубрина, «Партизанские повести» (1923) Вс. В. Иванова, «Падение Дайра» (1923) А. Г. Малышкина, «Ветер» (1924) Б. А. Лавренёва, «Реки огненные» (1924) Артёма Весёлого, повести Л. Н. Сейфуллиной, А. С. Неверова, рассказы А. Головко. Исторически и психологически достоверную картину превращения массы в революц. коллектив, спаянный высокой идеей и волей к победе, показал Серафимович в романе «Железный поток» (1924). Ярко индивидуализированный образ легендарного комдива, в к-ром были персонифицированы типические черты народа, разбуженного революцией, создал Д. А. Фурманов в романе «Чапаев» (1923).

Начиная с 1921 появляются «толстые» лит.-художеств. журналы: «Красная новь» (создан по инициативе Ленина), «Книга и революция», «Печать и революция», ^Сибирские огни», «Молодая гвардия», «Новый мир», «Октябрь» и др. общесоюзные и региональные издания, формировавшие и направлявшие лит. процесс (см. Литературно-художественные журналы). Перед лит-рой встала задача воплотить в художеств, формах социально-ист, своеобразие эпохи, воссоздать новую атмосферу обществ, жизни. Широкое распространение получили произведения, опирающиеся на реальные события, конфликты, судьбы, жизненный материал, пережитый подчас самим писателем: «Разгром» (1927) А. А. Фадеева, «Цемент» (1925) Ф. В. Гладкова, «Бруски» (1928-37) Ф. И. Панфёрова, «По ту сторону» (1928) В. П. Кина, «Конармия» (1926) И. Э. Бабеля, «Бурьян» (1927) Головко, «Земля» (1928) К. Чор-ного, «Глубокие корни» (1928) Г. Ибрагимова, «Рашид» (1935) Д. Демирчяна, «Коммунистка Раушан» (1929) Б. Майлина и др. Эти произв. пронизаны пафосом реального видения революционно-социалистич. перспективы; образы Кожуха, Чапаева, Левинсона, имевшие огромное воспитат. значение, воплощали типические черты новых героев - носителей революц. сознания. Сложные нравственно-филос. вопросы были поставлены в романах и повестях Л. М. Леонова, К. А. Федина, Ю. К. Олеши, М. Л. Слонимского, П. Панча, М. Джавахишвили, С. Зорьяна, А. Кадыри, М. Ауэзова и др. В романтико-фантастич. повести «Алые паруса» (1923) А. С. Грин рассказал о торжестве человеческой мечты о счастье.

Д. А. Фурманов. «Чапаев». Илл. А. П. Ливанова. 1959.

В остродраматич. борьбе нового со старым, в отражении судьбы народной в судьбах индивидуальных черпала сюжеты драматургия 20-х гг.; её героем стал человек, осознавший величие революции, её защитник и идеолог: «Бронепоезд 14-69» (1922) Вс. Иванова, «Любовь Яровая» (1926) К. А. Тренёва, «Разлом» (1928) Лавренёва, «Рельсы гудят» (1928) В. М. Киршона, «97» (1924) и «Коммуна в степях» (1925) М. Кулиша, «Диктатура» (1929) И. Микитенко, «Севиль» (1928) и «Алмас» (1931) Дж. Джабарлы, «Бай и батрак» (1918) X. Н. Хамзы, «Два коммуниста» (1928) К. Яшена, «Старик Камали» (1925) Ф. Бурнаша и др. В пьесах «Дни Турбиных» (1926) и «Бег» (1928, пост. 1957) М. А. Булгаков показал ист. обречённость белогвардейского движения, внутр. кризис белоэмигрантской среды.

Конкретно-ист, социальная обусловленность человеческих судеб, их вовлечённость в сложные жизненные процессы, прошлое Родины как её непреходящее духовное богатство - такие темы разрабатывались в возникавшем во 2-й пол. 20-х гг. сов. ист. романе (О. Д. Форш, А. П. Чапыгин, Ю. Н. Тынянов, Н. Лордкипанидзе, 3. Бядуля и др.). Большие историко-филос. обобщения, панорамное изображение предреволюц. жизни отличают произведения Горького, созданные в 20-е гг. (последнюю часть автобиографич. трилогии-«Мои университеты», роман «Дело Артамоновых» и др.). Стремлением к эпич. и ист. осмыслению действительности отмечены 1-я и 2-я книги трилогии «На перепутье» (1923-27) Якуба Коласа; произв. А. Весёлого, С. Н. Сергеева-Ценского, Т. Гартного, А. Бакунца, Айни, Кадыри, Ордубады, Ш. Камала и др. Осознание жизни в её драматич. противоречивости, ист. перспективе и революц. развитии - одно из завоеваний социалистич. реализма, проявившееся уже в лучших произв. 20-х гг.

В 1928 М. А. Шолохов опубликовал 1-ю кн. «Тихого Дона» (4-я кн. -1940)-романа, принёсшего писателю мировую известность. Исторически и психологически достоверный рассказ о судьбах донского казачества перерос во всенар. эпопею о трудных путях к новой жизни через горнило революции. Неуклонное следование правде жизни, воплощение действительности в её противоречиях и острых конфликтах, возникающих в сложном и трудном процессе рождения нового, коммунистич. мира, определили особое значение «Тихого Дона».

Масштабностью ист. мышления отмечен ряд поэтич. произв. Поэмы Маяковского -«Владимир Ильич Ленин» (1924) и «Хорошо!» (1927) утвердили традиции гражд. социальной поэзии, пронизанной лиризмом «личного» отношения поэта к избранной теме. О революции, о народе как творце собственной истории пишут Есенин («Анна Онегина», 1925), Э. Г. Багрицкий («Дума про Опанаса», 1926), Асеев («Семён Проскаков», 1928), Б. Л. Пастернак («Девятьсот пятый год», 1925-26, и «Лейтенант Шмидт», 1926- 1927), И. Л. Сельвинский («Улялаевщина», 1927), М. Рыльский («Сашко», 1929), Я. Купала («Неназванное», 1925), Я. Колас («Новая земля», 1923, и «Симон-музыкант», 1917-25), Чарот («Краснокрылый вещун», 1923), П. Трус («Десятый фундамент», 1928), Сейфуллин («Советстан», 1926, и «Кокчетау», 1924), Джансугуров («Степь», 1930) и др.

В. В. Маяковский. «Хорошо!». Обложка. Художник Л. М. Лисицкий. (Первая публикация).

Бескомпромиссным обличением бурж. пережитков в психологии людей, в некоторых аспектах социальной жизни отличаются сатирич. произв. 20-х гг. В комедиях и сатирич. стихах Маяковского всесторонне исследовался и разоблачался тип «совмещанина» - опасного внутр. врага революции. Приспособленчество, обывательщина, рвачество, карьеризм и т. п. становились объектом осмеяния в комедиях А. М. Файко, В. П. Катаева, А. И. Безыменского, И. Кочерги, Кулиша, К. Крапивы, Ш. Дадиани, П. Какабадзе, Демирчяна; в сатирич. произв. М. М. Зощенко, И. А. Ильфа и Е. П. Петрова, Гладкова, М. Е. Кольцова, О. Вишни и др.; в стихах Эллана-Блакитного, Г. Цадасы, X. Намсараева, А. Шогенцукова и др.

20-е гг. отмечены интенсивным развитием художеств, перевода (см. Перевод художественный). На языках народов СССР вышли сочинения мн. рус. писателей.

В 20-е гг. в ряде лит-р возникали различные течения, нередко противоборствующие орг-ции и группы, эстетич. программы к-рых отличались нарочитой усложнённостью, подчас аполитизмом, утверждением «автономности» лит-ры, левацким отказом от классич. традиций; нек-рые писатели находились под влиянием бурж., мелкобурж. идеологий (см. Имажинизм, Конструктивизм, ОПОЯЗ, «Перевала», «Серапионовы братья» - в России; «неоклассики» и ВАПЛИТЕ - на Украине; «Академическая группа» - в Грузии; «Армянское литературное товарищество»; «Челабайские беседы» - в Узбекистане; «Алка»-в Казахстане и др.).

Конкретный социально-ист, опыт лит-ра приобрела в условиях ожесточённой классовой борьбы, находившей отражение и на лит. фронте, где чистота идеологии не только отстаивалась в теоретич. полемике с различного рода формалистич., вульгаризаторскими концепциями, с эстетством и нац. ограниченностью, но и утверждалась творч. достижениями нац. лит-р. Возможности метода социалистич. реализма открывали верные пути тем писателям, к-рые вели подчас мучительные поиски выходов из тупиков различных эстетич. программ.

Ленин и Коммунистич. партия оказывали огромную помощь укреплению идейно-художеств. и материальных основ новой лит-ры. Принципиальна роль в борьбе за идейную чистоту сов. лит-ры выступлений Ленина и ЦК партии против пролеткультовских теорий [письмо ЦК РКП(б) «О Пролеткультах», 1920], в к-рых было обосновано положение о преемственном развитии социалистич. культурой лучших традиций культуры прошлого, против футуристич. и пр. модернистских течений, мешавших плодотворному развитию сов. лит-ры. Прямое отношение к лит. процессу имели резолюции по нац. вопросу, принятые 10-м (1921) и 12-м (1923) съездами партии. В резолюция ЦК РКП(б) 1925 «О политике партии в области художественной литературы» обобщались тенденции лит. развития, указывалось на необходимость «завоевания позиций в области художественной литературы», обращалось особое внимание «на развитие национальной литературы в многонациональных республиках и областях нашего Союза».

А. А. Фадеев. «Разгром». Художник П. П. Соколов-Скаля. 1932.

Одним из важных аспектов культурной революции, развернувшейся в стране, явилась кипучая созидат. работа по формированию ряда новых лит-р народов, не имевших до Окт. революции своей письменности или развитой лит-ры. Новые нац. лит-ры, взаимодействуя с лит-рами др. народов в условиях строительства социализма, укрепления ингернац. тенденций социалистич. культуры стремительно проходили путь к иск-ву, стоявшему на уровне задач современности,- к иск-ву социалистич. реализма. Уже на исходе первого сов. десятилетия Горький констатировал бурный «... процесс создания той единой социалистической культуры, которая, не стирая индивидуальные черты лица всех племен, создала бы единую, величественную, грозную и обновляющую весь мир социалистическую культуру» (Собр. соч., т. 30, 1956, с. 365-66).

Н. А. Островский. «Как закалялась сталь». (Москва, 1958). Фронтиспис Е. А. Кибрика.

Конец 20-х - сер. 30-х гг.- время индустриализации страны, решит, поворота деревни к социализму, утверждения в ней новых обществ, отношений. Революц. энергия масс, приобщившихся в ходе строительства социализма к ист. творчеству, новые невиданные возможности участия в созидат. деятельности народа выдвинули перед лит-рой задачи глубокого постижения и правдивого изображения жизненных процессов. Естественна тяга писателей к крупной, эпич. форме повествования, запечатлевавшей формирование нового обществ, сознания, психологии нового человека. Глубина художеств, познания сложных явлений современности, чёткость авторской позиции, предельная ист. конкретность повествования о великом революц. переломе в жизни деревни отличают роман Шолохова «Поднятая целина» (кн. 1-2, 1932-60), пронизанный размышлениями об истинной человечности, о путях прогресса, об ист. необходимости. В поэме «Страна Муравия» (1936), развивающей традиции рус. классич. поэзии и одновременно произв. новаторском, А. Т. Твардовский поднял большие проблемы, связанные с переходом деревни к новой жизни. Всесоюзную читательскую аудиторию завоевали романы «Соть» (1929) Леонова, «Ледолом» (1929) К. Я. Горбунова, «Гвади Бигва» (1938) Л. Киачели, очерковая повесть «Разбег» (1930) В. П. Ставского, поэмы «Трагедийная ночь» (1930) Безыменского, «Над рекой Орессой» (1933) Я. Купалы и др. Характерные для первых пятилеток высокий преобразовательский пафос, невиданные планы и темпы вдохновляли писателей на создание произв., запечатлевших яркие страницы истории сов. общества: «Энергия» (1932-38) Гладкова, «Время, вперёд!» (1932) В. П. Катаева, «День второй» (1933) И. Г. Эренбурга, «Гидроцентраль» (1930-31) М. С. Шагинян, «Большой конвейер» (1934) Я. Н. Ильина, «Ацаван» (1937-47) Н. Зарьяна. Отличит, черта лит-ры 30-х гг.- интерес писателей к событиям, происходившим в братских республиках. Расширение писательских контактов, выражавшееся, напр., в поездках писательских бригад по стране, укрепление связей между нац. лит-рами вызвали появление таких произведений, как «Стихи о Кахетии» (1935) Н. С. Тихонова, «Путевой дневник» (1939) В. М. Инбер, «Кара-Бугаз» (1932), «Колхида» (1934) К. Г. Паустовского, «Большевикам пустыни и весны» (кн. 1-3, 1931-48) В. А. Луговского, «Человек меняет кожу» (ч. 1-2, 1932-33) Б. Ясенского, «Роман межгорья» (кн. 1-2. 1929-34) И. Ле, «Будущность» (1938) 3. Самуйлёнка, и др. В 1932 Президиум ЦИК СССР принял постановление об организации Литературного института им. М. Горького для воспитания творч. кадров многонац. сов. лит-ры. Большое значение имело интенсивное развитие художественного перевода, сделавшего мировым достоянием лучшие образцы нац. литератур.

И. Э.Бабель. «Конармия». Илл. М. П. Клячко. 1967.

К сер. 30-х гг. в СССР был в основном построен социализм, утвердилось социально-политич. единство сов, общества. Связь лит-ры с жизнью народа, борьба за повышение её художеств, уровня, укрепление принципов историзма, социального анализа, народности, коммунистич. партийности, идейности составляли реальное содержание многонац. лит. процесса в 20-30-е гг., обусловили общность творч. платформ сов. лит-р.

Деятельность Коммунистич. партии и ведущих сов. художников во главе с Горьким по идеологич. консолидации творч. сил способствовала преодолению групповых противоречий. Особую роль в этом процессе сыграло пост. ЦК РКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций» (1932), к-рое выдвинуло задачу «... объединить всех писателей, поддерживающих платформу Советской власти и стремящихся участвовать в социалистическом строительстве, в единый союз советских писателей с коммунистической фракцией в нем» («О партийной и советской печати». Сб. документов, 1954, с. 431). На 1-м Всесоюзном съезде сов. писателей (17 авг.- 1 сент. 1934, Москва) 582 делегата представляли более 40 лит-р сов. народов. В докладе Горького был отмечен рост междунар. авторитета сов. лит-ры, а также то важнейшее обстоятельство, что сов. лит-ра «...не является только литературой русского языка, это - всесоюзная литература», что «...разноплеменная, разноязычная литература всех наших республик выступает как единое целое перед лицом пролетариата Страны Советов, перед лицом революционного пролетариата всех стран...» (Собр. соч., т. 27, 1953, с. 324, 296). В уставе СП СССР, принятом съездом, социалистический реализм определялся как основной метод сов. художеств, лит-ры и лит. критики, к-рый «...требует от художника правдивого, исторически конкретного изображения действительности в ее революционном развитии. При этом правдивость и историческая конкретность художественного изображения действительности должны сочетаться с задачей идейной переделки и воспитания трудящихся в духе социализма. Социалистический реализм обеспечивает художественному творчеству исключительную возможность проявления творческой инициативы, выбора разнообразных форм, стилей и жанров» (Первый Всесоюзный съезд советских писателей. Стенографич. отчёт, 1934, с. 716). Пред. Правления Союза писателей СССР был избран Горький. Образование единого писательского союза - итог обществ, устремлений, завоевание ленинской нац. и культурной политики и естеств. результат художеств, процесса.

Г. Т а б и д з е. «Стихи». (Тбилиси, 1927). Обложка.



Одним из самых важных и непосредственных результатов деятельности нового творч. союза явилось расширение взаимосвязей лит-р народов СССР, что плодотворно сказалось на каждой из нац. лит-р, особенно молодых, возникших незадолго до Октября или в сов. время, как младописьменные. Развитие лит. языка, освоение реалистич. мастерства, жанровое обогащение лит-р, проблемы творч. использования фольклорного и классич. наследия были общими проблемами для лит-р сов. народов в период после 1-го съезда. Творч. использование опыта рус. сов. лит-ры, к-рая в свою очередь обогащалась от соприкосновения с новыми для неё культурными регионами, создавало особую специфику общесоюзного лит. процесса. С 30-х гг. в Москве начали проходить декады и дни искусства и литературы народов СССР, общесоюзный характер приобрели нек-рые лит. дискуссии (о творч. методе сов. лит-ры, о формализме, о пережитках вульгарного социологизма в критике, об отношении к нац. классич. наследию и др.), заметную роль стали играть всесоюзные юбилеи нац. лит. классики.

М. Шолохов. "Тихий Дон". Илл. А. Д. Базилевича. 1960.

Непререкаемым авторитетом в лит. жизни, заботливым наставником молодых писателей, вдохновителем многочисл. важных и плодотворных начинаний был Горький. Своей прозой, драматургией, публицистикой 30-х гг. он учил широте ист. мышления, смелости в постановке важнейших вопросов современности. В романе-эпопее «Жизнь Клима Самгина» (1925-36) Горький нарисовал многоплановую картину предреволюц. жизни России и убедительно обосновал закономерность Окт. революции.

Чувством ист. глубины и устремлённости в будущее пронизаны крупные эпич. повествования, созданные Фадеевым, В. Я. Шишковым, К. Гамсахурдиа, Головко, О. Десняком, А. Шияном, Я. Коласом, Чорным, Айбеком, С. Мукановым, Д. Шенгелая, Д. Бергельсоном и др. Многослойное живописное полотно, рисующее пути в революции и Гражд. войне лучшей части старой рус. интеллигенции, движение нар. масс, руководимых большевиками, развернул в трилогии «Хождение по мукам» (1920- 1941) А. Н. Толстой. 30-е гг. отмечены появлением произв., посвящённых раскрытию духовной биографии нового героя (иногда -на автобиографич. основе), показывающих становление характера современника - участника великих событий: «История одной жизни» (1934-38) С. Зорьяна, «Манифест молодого человека» (1940) Мир Джалала, «Кочубей». (кн. 1-2, 1937) А. А. Первенцева; произв. Ю. Смолича, С. Айни, Муканова и др. Призывом к подвигу во имя революции, яркой демонстрацией коммунистич. представления о смысле жизни и месте в ней человека стал роман Н. А. Островского «Как закалялась сталь» (1935), оказавший огромное воспитат. воздействие на мн. поколения сов. и зарубежной молодёжи. Преображение человека общеполезным трудом показано в романе "Дорога на океан" (1936) и пьесах Леонова, в романах «Педагогическая поэма» (ч. 1-3, 1933-35, новые главы - 1936) А. С. Макаренко, «Люди из захолустья» (1937- 1938) Малышкина, «Танкер "Дербент"» (1938) Ю. С. Крымова, «Рождается город» (1932) А. Копыленко, «История радости» (1938) И. Ле, «Мои сверстники» А. Кутуя и др. Сложную проблематику человеческих отношений, отражение в сфере быта и повседневного труда результатов мощного преобразующего воздействия на психологию человека новой обществ, атмосферы разрабатывала новеллистика 30-х гг. (А. П. Платонов, И. И. Катаев, Олеша, И. Сенченко, А. Каххар, Н. Сарыханов и др.). Опираясь на образы и мотивы уральского фольклора, воспевал человека труда П. П. Бажов («Малахитовая шкатулка», 1939). В прозе выявляется лирич. тенденция: «Жень-шень» (1933) М. М. Пришвина, «Летние дни» (1937) Паустовского, рассказы и очерки И. С. Соколова-Микитова.

Художественное осмысление истоков социальной энергии народа привело к бурному развитию ист. романа. Особый смысл приобретал вопрос о наследовании героич. прошлого; стремление отразить время в типических чертах положит, героя заставляло писателей исследовать прогрессивные черты национального характера, полнее всего выявляющиеся во время больших ист. сдвигов (произв. Сергеева-Ценского, Новикова-Прибоя, С. П. Бородина, Чапыгина, Д. Гулиа, Айни, Муканова, 3. Тулуб, Я. Качуры и др.); наиболее крупным завоеванием ист. жанра явился роман А. Толстого «Пётр Первый» (1929-45). Эпическое начало входит в ист. и историко-революц. драматургию: «Первая Конная» (1929) и «Оптимистическая трагедия» (1933) В. В. Вишневского, «Гибель эскадры» (1933) А. Е. Корнейчука, «Дума о Британке» (1938) Ю. Яновского, «Партизаны» (пост. 1937) Крапивы, «Арсен» (пост. 1936) С. Шаншиашвили, «Ночные раскаты» (1934) Ауэзова и др.

Е. Ч а р е н ц. «Книга пути» (Ереван, 1933). Титульный лист А. К. Коджояна.

М. А у э з о в. «Путь Абая» (Алма-Ата, 1960). Илл. Е. М. Сидоркина.

В поисках форм широкого социально-филос. осмысления действительности поэзия 30-х гг. обнаруживала новые жанровые возможности, расширяла и углубляла исследуемые ею тематич. пласты. Проблемы нар. бытия, трудные пути рево-люц. обновления жизни, трудовые будни города и села, героизм, ставший нормой поведения, утверждение социалистического гуманизма, судьбы отечеств, и мировой культуры - таково многообразие поэтич. панорамы этих лет, значит, место в к-рой занимают крупномасштабные произв.: поэмы «Смерть пионерки» (1932) и -«Последняя ночь» (1932) Багрицкого, «Триполье» (1933) Б. П. Корнилова, «Мать» (1933) Н. И. Дементьева, «Кулаки» (1936) П. Н. Васильева, «Маяковский начинается» (1940) Асеева, «Пятилетка» (1932) С. И. Кирсанова, «Смерть Гамлета» (1932), «Число» и «Бессмертие» (1937) Бажана, «Катерина» (1938) Бровки, «Письмоносец» (изд. 1940) М. Джалиля, «Басти» (1937) Вургуна, «Поток» (1937) Т. Жарокова и др. По мотивам и проблемам близки поэме Твардовского «Страна Муравия» «Рушанская скала» (1930) Зарьяна, «В зелёной дубраве» (1939) А. Кулешова и др. В традициях народной поэзии сложил поэму-хронику «Дагестан» (1935-36) Сулейман Стальский. Лирич. героем сов. поэзии становился человек, через мироощущение и деятельность к-рого раскрывался высокий нравственно-фи-лос. смысл революц. завоеваний. Знаменательным явлением сов. поэзии тех лет стали сб-ки стихов Тычины «Партия ведёт» (1934) и «Чувство семьи единой» (1938). Точное знание совр. нар. языка и психологии, эмоц. богатство, проникновенный лиризм отличали песни М. В. Исаковского. Вместе с В. И. Лебедевым-Кумачом ен стал родоначальником сов. массовой песни. В своеобразном жанре интеллектуально-насыщенного лирико-поэтич. цикла работали Пастернак, О. Э. Мандельштам, Чаренц, П. Яшвили, В. Гаприндашвили, Мюшфнк, С. 3. Галкин и др.

Большое место в поэзии 30-х гг. занимало освоение писателями нар. легенд, сказаний, песен, поэтики, образной системы произв. фольклора (поэмы Л. Н. Мартынова, Д. Б. Кедрина, Исаакяна, Джансугурова, X. Алимджана и др.). Эстетич. открытия многонац. лит-ры - органич. выражение принципа народности. Интенсивные художеств, поиски на началах социалистич. реализма способствовали обогащению творч. индивидуальностей поэтов разных художеств, традиций и поколений.

В драматургии 30-х гг. особое место занимают пьесы Горького - «Егор Бу-лычов и другие» (1932), «Достигаев и другие» (1933), вторая редакция «Вассы Железновой» (1910-35). Новый тип социально-ист, драматургич. конфликта, движущего действие, новый подход к истории, к действительности революц. лет, герои, выходящие на первый план как творцы и участники революц. обновления мира,- всё это служило развитию многонац. сов. драматургии. Гл. объектом изображения драматургов стал герой-творец, деятель, человек революц. размаха, созидат. энергии. Таковы персонажи пьес «Половчанские сады» (1938) Леонова, «Темп» (пост. 1930), «Мой друг» (1932) Н. Ф. Погодина, «Чудесный сплав» (1934) Киршона, «Платон Кречет» (1935) Корнейчука, «Разгром» (пост. 1934) К. Яшена, «Поколение героев» (1937) С. Клдиашвили, «Хаят» (пост. 1935) М. Ибрагимова, «Шодмон» (1939) С. Улуг-зода и др. Вместе с тем сов. драматургия добивалась успехов в показе сложных морально-этич. коллизий, в изображении тонких душевных переживаний («Машенька», 1940, А. Н. Афиногенова). Славные страницы истории народа, его борьбы за свободу и независимость, его стойкость, героизм, патриотич. одушевлённость открывались в пьесах «Рыцарь Иоанн» (1937) Сельвинского, «Богдан Хмельницкий» (1939) Корнейчука, «Зарница» (1934) Ауэзова, «Вагиф» (1937) Вургуна, «Алишер Навои» (1940) Уйгуна и И. Султанова, «Хамза» (1940) Яшена и А. Умари. Значит, явлением стали первые части трилогии Погодина о Ленине- «Человек с ружьём» (пост. 1937), «Кремлёвские куранты» (пост. 1942, в новой ред. 1956). Драматургич. лениниана пополнилась пьесами «На берегу Невы» (1937) Тренёва, «Правда» (1937) Корнейчука, «Москва, Кремль» Афиногенова. Как и произведения прозаич. и поэтич. жанров, сов. драматургия выражала творч., созидат. подъём народа, ведущие тенденции современности - в многообразии индивидуальностей, художеств, традиций, жанровых и изобразит, форм.

Бурный расцвет переживала детская литература. Осн. эстетич. принципы, обусловливающие возможность серьёзного и доверит, разговора с юным читателем, были заложены ещё Маяковским. Как в поэзии (К. И. Чуковский, С. Я. Маршак, А. Л. Барто, С. В. Михалков и др.), так и в прозе (Б. С. Житков, В. В. Бианки, Л. Пантелеев и Г. Белых, Л. А. Кассиль и др.) создавались художественно убедительные произв., Воспитывающие в детях патриотизм, высокие моральные качества будущих строителей коммунизма, развивающие эстетич. чувство. Проблемы самовоспитания, ответственного отношения к своим поступкам, сов. гуманизма и личной отваги ставились в остросюжетных повестях и рассказах А. П. Гайдара.
В 1939-40 многонац. сов. лит-pa пополнилась новыми отрядами революц. писателей Прибалтики и Зап. Украины, Зап. Белоруссии и Бессарабии, к-рые в 20-30-е гг. в условиях оурж. режима продолжали отстаивать и утверждать идеи Окт. революции.

К. 1-1. Ч у к о в с к и и. «Бармалей». Обложка М. В. Добужинского.

Во 2-й пол. 30-х гг. обострившаяся междунар. обстановка привлекла особое внимание сов. лит-ры к темам патриотизма, интернационализма, антифашизма (стихи А. А. Суркова, К. М. Симонова, Луговского, Тычины, Р. Рзы, Алимджана, Джалиля, Леонидзе; поэма Г. Табидзе •«Четыре дня» была пронизана тревожным ощущением надвигающейся войны). В антифашистских романах «На Востоке» (кн. 1-2, 1936-37) Павленко, «Я жгу Париж» (1928) Б. Ясенского, «Падение Парижа» (1940-41) Эренбурга, в произв., поднимавших тему солидарности с борющейся Испанией (корреспонденции Кольцова, составившие основу его книги чИспанский дневник», 1938; драмы «Европейская хроника», 1953, А. Н. Арбузова; «Салют, Испания!», 1936, Афиногенова; «Парень из нашего города», 1941, Симонова, и др.), сов. лит-pa заявила о верности нового поколения защитников Родины революц. традициям.

В жестоких испытаниях Великой Отечеств, войны 1941-45 народы Сов. Союза отстояли свободу и независимость своего многонац. социалистич. гос-ва. Всенар. единство сов. людей отчётливо выразилось в дальнейшем сближении братских лит-р. Сов. лит-pa внесла большой вклад в борьбу с фашизмом. Сов. писатели утверждали чувство патриотизма, гордости, ист. правоты сов. людей, высокой миссии их подвига. Более трети членов СП СССР ушло добровольцами на фронт. Многие из них отдали жизнь за Родину, в т. ч. Гайдар, Д. Алтаузен, И. П. Уткин, Крымов, Б. М. Лапин, Петров, Ставский, Муса Джалиль, О. Десняк, А. Ушаков, П. Страдзынь, Ф. Карим, Б. Булкишев и др. Во время войны, а особенно в первый её период, возросла роль публицистики. Разоблачение человеконенавистнич. сущности фашизма и мифа о непобедимости «третьего рейха» в статьях Эренбурга, обращение к героич. прошлому Родины, к нац. традициям, истокам рус. нац. характера в статьях А. Толстого, разнообразная по тематике и жанрам публицистика Шолохова, Леонова, Фадеева, А. П. Довженко, Я. Галана, Я. Коласа, В. Василевской, П. Панча, А. Алле, Судрабкална, Демирчяна и др. действенно способствовала мобилизации всех духовных ресурсов народа на борьбу с фашизмом.

С первых дней войны сов. поэзия обратилась к традиц. фольклорным формам (заклинание, клятва, заговор, проклятье, оберег, плач и пр.), к-рые находили живой отклик у массового читателя. Стихи Симонова («Жди меня»), Суркова («Землянка»), А. А. Ахматовой («Мужество»), Джамбула («Ленинградцы, дети мои!»), Д. Бедного («Я верю в свой народ»), М. Рыльского («Украина»), Бажана («Клятва»), Я. Купалы («Партизаны»), Леонидзе («Не горюй, мать»), Исаакяна («Бранный клич»), Алимджана («Возьми оружие в руки»), Г. Гуляма («Ты не сирота») и др. звучали как голос народа, произносившего клятву очистить родную землю от захватчиков, спасти мир от коричневой чумы гитлеризма.

Своего рода гимном Великой Отечеств, войны стала песня Лебедева-Кумача «Священная война» (1941). По-новому ставились сов. поэзией традиц. темы дружбы и любви, верности солдатскому долгу, героизма во имя Родины. О личной ответственности за судьбу Страны Советов, о красоте мира и человеческих чувств писал в моабитском застенке (фаш. тюрьма в Бельгии) поэт-герой Муса Джалиль. Главной для лит-ры стала тема войны как всенар. ратного подвига. В стихах и прозе писатели обращались к теме Родины, воспевали богатство её духовной и материальной культуры, уклад нар. жизни, образность нар. речи, постоянно подчёркивали интернац. характер мышления сов. человека, чувство общности ист. путей народов Сов. Союза. Большое воспитат. значение приобрела историко-героич. тема: стих. Исаакяна «Армянская архитектура», сб. стихов «Литва Грюнвальда» (1942) Л. Гиры, трагедия в стихах «Ливонская война» (1944) Сельвинского; поэмы «Песнь о Давиде Гурамишвили» (1942-46) С. Чиковани, «Георгий Шестой» (1942) Г. Абашидзе; повесть «Айналы» Рагимова; пьеса «Муканна» (1942-43) Алимджана, героическая драма «Тахир и Зухра» (1943) Турсун-заде и др.

Большой обществ, резонанс приобрели остродраматические, глубоко современные пьесы «Фронт» (1942) Корнейчука, «Нашествие» (1942) Леонова, «Русские люди» (1942) Симонова. Верой в победу были пронизаны пьесы «У стен Ленинграда» (1944) Вишневского, «Песнь о черноморцах» (1943) Лавренёва, «Накануне» (1941) Афиногенова, «Сталинградцы» (1944) Ю. П. Чепурина, «Сердце матери» Икрами, «Минникамал» (1944) М. Амирова, «Испытание огнём» (1943) Крапивы. Ист. опыт народа, неисчерпаемая сила питающих его революц. традиций, сов. характер во всей его многогранной сложности, непоколебимой твёрдости и красоте становился предметом эпич. рассмотрения в поэмах «Киров с нами» (1940) Тихонова, «Февральский дневник» и «Ленинградская поэма» (1942) О. Ф. Берггольц, «Сын» (1943) П. Г. Антокольского, «Пулковский меридиан» (1943) Инбер, «Знамя бригады» (1943) Кулешова, «Янук Селиба» (1942) М. Танка, «Похороны друга» (1943) Тычины, «Непобедимый Кавказ» (1943) Г. Абашидзе, «Кто это?» А. Осмонова,«Партизаны Кабарды» А. Хавпачева и др. В глубоко правдивой, исполненной юмора, классически ясной по своей поэтич. форме поэме «Василий Тёркин» (1941-45) Твардовский создал бессмертный образ сов. воина, воплотившего высокую гуманность, патриотизм и силу нар. духа.

К важнейшим событиям истории сов. народов, предопределившим их единство перед лицом захватчиков, обращены созданные в годы войны произв. большого эпич. плана: «Емельян Пугачёв» Шишкова, «Абай» (1942-47) Ауэзова, «Навои» (1945) Айбека, «Вардананк» (1943-46) Демирчяна, «Земля зелёная» (1945) Упита, «Шамо» (1931-64) Рагимова, «Пробуждённый край» (1953) Мусрепова, «Царь Пап» (1944) Зорьяна, «Бесики» (1942-47) А. Белиашвили, «Великий Моурави» (1937-58) А. А. Антоновской.

Общим для всех нац. лит-р этого времени было обращение к документальному материалу. Подвиг партизанки Зои Космодемьянской вдохновлял поэтов разных национальностей. Поэмы о ней создали Алигер, Жароков, Н. Арсланов, 3. Халил, П. Хузангай, А. Лахути. Кирсанов написал поэму «Александр Матросов» (1946); гибели поэта-воина Абдуллы Жумагалиева посвящена поэма К. Аманжолова «Сказание о смерти поэта» (1944). Глазами участников и очевидцев увидены события, лежащие в основе повестей «Дни и ночи» (1943-44) Симонова, «Народ бессмертен» (1942) В. С. Гроссмана, «Непокорённые» (1943) Горбатова, «Радуга» (1942) Василевской, «Украина в огне» Довженко, «Сыновья и отцы» (1944) Абульгасана и др. К концу войны во мн. лит-pax получил распространение роман о Великой Отечеств, войне: «Они не прошли» (1946) Смолича, «Скипьевский лес» (опубл. 1955) Черного, «Солдат из Казахстана» (1949) Мусрепова, «Шиганак» (1945) Г. Мустафина и др. По-прежнему разрабатывая многогранную, бесконечно ёмкую тему - народна войне, писатели изображали подвиг сов. человека как естеств. результат воздействия на формирование его характера тех условий, к-рые были созданы в обществе Великим Октябрём.

А. Твардовский. «Василий Тёркин» (Москва, 1959). Илл. О. Г. Верейского.

Я. К о л а с. «Новая земля» (Москва, 1969). Илл. А. Кашкуревича.

Духовную основу лит-ры первых послевоен. лет образовывало мироощущение, выстраданное и завоёванное народом-победителем. Её идейные устремления были направлены на то, чтобы создать благоприятную нравственно-психологич. атмосферу всенар. трудового подъёма для скорейшего залечивания ран, нанесённых войной. Особое место, к-рое заняла в мире страна-освободительница, определяло расширение проблематики и круга общественно-политич. задач сов. лит-ры. В условиях развязанной империалистами «холодной войны» против СССР сов. писатели, творчески разрабатывая традиции, заложенные в стихах Маяковского, с публицистич. страстностью подняли голос за мир во всём мире, за счастье человека, пропагандировали сов. образ жизни, интернационализм (стихотворные циклы Бажана, Вургуна, Рустама, Симонова, Суркова, Тихонова, Турсун-заде, Чиковани и др.). Стремлением раскрыть осн. конфликт эпохи - противостояние фашизма и антифашизма, мироощущение личности в период крупнейших социальных сдвигов, внушить идею личной ответственности каждого за всё происходящее на земном шаре вдохновлён многоплановый роман Эренбурга «Буря» (1946-47). На остром идейно-политич. конфликте антагонистич. классов построены драматич. повести Якобсона «Жизнь в цитадели» (1946) и «Борьба без линии фронта» (1946). Политич. проблематике посвящены романы «Наступит день» (1948) М. Ибрагимова, «Тегеран» (1952) Г. Севунца и др.

Подлинный драматизм, захватывающая достоверность накопленного за годы войны жизненного материала вызвали интенсивное развитие документальной литературы, проникнутой благородным стремлением - оповестить Родину о беспримерных подвигах её героев-партизан: «Люди с чистой совестью» (1946) П. П. Вершигоры, «От Путивля до Карпат» (1945) С. А. Ковпака, «Подпольный обком действует» (кн. 1-2, 1949) А. Ф. Фёдорова, «В Крымском подполье» (1947) И. А. Козлова, «Это было под Ровно» (1948) Д. Н. Медведева и др. Опираясь на действит. человеческие судьбы, писатели поднимались до больших художеств, обобщений, раскрывали глубокий фил ос. смысл победы над фашизмом - военной, политич., экономич., нравственной. Образы реальных героев Великой Отечеств, войны, в характерах и жизненном поведении к-рых заложены типич. черты сов. человека, нарисованы в романе «Повесть о настоящем человеке» (1946) Б. Н. Полевого, повестях ч Золотая звезда» (1946) А. Каххара, «Солдат из Казахстана» (1949) Мусрепова и др. В романе Фадеева «Молодая гвардия» (1945-51) - о беспримерной деятельности подпольной комсомольской организации - правда документа, сочетающаяся с правдой художеств, образа, помогла раскрыть нравственно-филос. сущность характера героич. поколения, воспитанного партией, несгибаемых борцов за власть Советов. Тема вечной памяти о погибших, кровной боли за страдания Родины как реквием звучала в произв. Твардовского (поэма «Дом у дороги», 1946, стих. «Я убит подо Ржевом»), Исаковского (стих. «Враги сожгли родную хату») и др. Об испытаниях воен. времени рассказывали поэмы «Прометей» (1947) А. С. Малышко, «Над Ленинградом» (1948) М. Рагима и др. Воен. проблематика определила творч. поиски начинающих путь в лит-ре К. Я. Ваншенкина, Е. М. Винокурова, С. П. Гудзенко, В. Давтяна, Ю. В. Друниной, М. А. Дудина, М. К. Луконина, А. П. Межирова, С. С. Наровчатова, С. С. Орлова, Р. Парве, Э. Раннета, Б. А. Слуцкого, Г. Эмина и др. В романах и повестях «Спутники» (1946) Пановой, «Звезда» (1947) Э. Г. Казакевича, «Белая берёза» (кн. 1-2, 1947-52) М. С. Бубен-нова, трилогии «Знаменосцы» (1946-48) О. Гончара, «Глубокое течение» (1949) И. П. Шамякина, «Минское направление» (1952) И. П. Мележа и др. были созданы полнокровные образы сов. воинов, патриотов и гуманистов, раскрыто миропонимание людей, в самых тяжёлых испытаниях сохраняющих веру в торжество тех идеалов, к-рые выковывались Великим Октябрём. Художественная убедительность жизненных конфликтов этих произведений противостояла ложному монументализму, который давал о себе знать в некоторых произведениях той поры.

М. Р ы л ь с к и и. «Радуга над миром» (Москва, 1962). Рисунок на обложке А. Сапожникова.

На всех этапах сов. лит-pa ставила перед собой задачу создания образа положительного героя. В кон. 40 - нач. 50-х гг. таким героем являлся коммунист, прошедший войну и принёсший в мирную жизнь свой и всей страной накопленный опыт ежедневной героической борьбы за эту жизнь. Тема возвращения к мирному труду впервые заявлена в очерковой повести В. В. Овеч-кина «С фронтовым приветом» (1945). Эта же тема разрабатывалась в романах «Счастье» (1947) Павленко, «Ветер Золотой долины» (1950) Айбека, «Миллионер» (1948) Мустафина, «Весна в Сакене» (1948) Г. Д. Гулиа, «Кавалер Золотой Звезды» (кн. 1-2, 1947-48) С. П. Бабаевского, «Земля» (1954-55) С. Ханзадяна, «В Заболотье светает» (1950) Брыля, «Большие события в Науяместисе» (1951) И. Довидайтиса и др.; в поэмах «Флаг над сельсоветом» (1947) А. И. Недогонова, «Весна в „Победе"» (1948) Н. М. Грибачёва, «Рабочий день» (1948) Луконина, «Утро над Минском» М. Танка, «Новое русло» (1948) А. Кулешова и др. Тема труда в дни войны и в дни мира, творч. труда как созидат. сущности сов. человека, сов. общества, тема рабочей гордости за свой труд поднята в романах «Далеко от Москвы» (1948) В. Н. Ажаева, «В гору» (1948) А. Саксе, «Честь» (1947) Г. Баширова, «Сыр-Дарья» (1947-48) Муканова, «Люди наших дней» (1948) Сыдыкбекова, «Донбасс» (1951) Горбатова, «Водители» (1950) А. Н. Рыбакова, «Высота» (1952) Е. 3. Воробьёва, «Иван Иванович» (1949) А. Д. Коптяевой, «Апшерон» (1947) Гусейна Мехти, «Караганда» (1952) Мустафина и др.

Сов. лит-pa выступала в эти годы в своей окрепшей многонац. общности и многообразии эстетич. средств и возможностей. Но в самом процессе её развития возникали немалые сложности. В условиях труднос