загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна,окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ПРОМЫШЛЕННОМ, ЖИЛОМ И НЕ ТОЛЬКО...:
ПОНЯТИЯ:

МОНТАЖ (франц. montage - подъём установка, сборка, от monter - поднимать), сборка и установка сооружений конструкций, технологического оборудования агрегатов, машин (см. Сборка машин, аппаратов, приборов и др. устройств и готовых частей и элементов.
МОНТАЖ в строительстве - основной производственный процесс, выполняемый при возведении зданий и сооружений или и реконструкции, в результате которого устанавливают в проектное положение строительные конструкции, инженерное технологическое оборудование и др. МОНТАЖ технологического оборудования включает также присоединение его к источникам энергоснабжения системам очистки и удаления отходов оснащение приборами, средствами автоматизации и контроля
.


СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ в СССР, организационно обособленные производственно-хозяйственные единицы, основным видом деятельности которых является строительство новых, реконструкция, капитальный ремонт и расширение действующих объектов (предприятий, их отдельных очередей, пусковых комплексов, зданий, сооружений), а также монтаж оборудовани я. К государственным СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ относятся строительные и монтажные тресты (тресты-площадки, тресты гор. типа, территориальные, союзные специализированные тресты); домостроительные, заводостроительные и сельские строительные комбинаты; строительные, (монтажные) управления и приравненные к ним организации (напр., передвижные механизированные колонны, строительно-монтажные поезда и др.).
ПРОЕКТИРОВАНИЕ (от лат. projectus, буквально - брошенный вперёд), процесс создания проекта - прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния. Различают этапы и стадии ПРОЕКТИРОВАНИЯ, характеризующиеся определённой спецификой. Предметная область ПРОЕКТИРОВАНИЯ постоянно расширяется. Наряду с традиционными видами ПРОЕКТИРОВАНИЯ (архитектурно-строительным, машиностроительным, технологическим и др.) начали складываться самостоятельные направления ПРОЕКТИРОВАНИЯ человеко-машинных систем (решающих, познающих, эвристических, прогнозирующих, планирующих, управляющих и т. п.) (см. Система "человек и машина"), трудовых процессов, организаций, экологическое, социальное, инженерно-психологич., генетическое ПРОЕКТИРОВАНИЕ и др. Наряду с дифференциацией ПРОЕКТИРОВАНИЯ идёт процесс его интеграции на основе выявления общих закономерностей и методов проектной деятельности.
ПРОМСТРОЙПРОЕКТ, проектный институт в ведении Госстроя СССР. Находится в Москве. Организован в 1933. В составе института архитектурно-строительные и конструкторские отделы; ПРОМСТРОЙПРОЕКТ возглавляет объединение "Союзхимстройниипроект" с проектными институтами в Киеве, Ростове-на-Дону, Тольятти, Алма-Ате. Разрабатывает проекты (архитектурно-строительные и сан.-технич. части) производственных зданий и сооружений крупнейших промышленных предприятий автомобильной, машиностроит., металлургич., химич. и др. отраслей пром-сти; схемы генеральных планов пром. узлов и упорядочения существующих пром. районов; мероприятия по повышению уровня индустриализации строительтсва за счёт унификации и типизации зданий, сооружений и конструкций и внедрения эффективных строит. материалов; нормативные документы и методич. указания по проектированию пром. зданий и сооружений. Периодически публикует реферативную информацию "Строительное проектирование промышленных предприятий". Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1958)

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

М., 1959; Советская география. Итоги и задачи, М., 1960; Григорьев А. А, Развитие теоретических проблем советской физической географии (1917-1934 гг.), М., 1965; Герасимов И. П., Преобразование природы и развитие географической науки в СССР, М., 1967; Г в о з д е ц к и и Н. А., Советские географические исследования и открытия, М., 1967; История открытия и исследования Советской Азии, М., 1969; Географическое общество за 125 лет, Л., 1970; Соколов А. А., Чеботарёв А. И., Очерки развития гидрологии в СССР, Л., 1970; Лебедев Д. М., Е с а к о в В. А., Русские географические открытия и исследования с древнейших времён до 1917 года, М., 1971; 50 лет советской геодезии и картографии, М., 1967; Ч у р к и н В. Г., Атласная картография, Л., 1974; С а л и щ е в К. А., Картоведение, М., 1976.

Геодезия.- Рыбаков Б. А., Русские карты Московии. XV - нач. XVI века, М., 1974; Е в т е е в О. А., Первые русские геодезисты на Тихом океане, М., 1950; Ф е л ь С. Е., Картография в России 18 века, М., 1960; Новокшанова-Соколовская 3. К., Картографические и геодезические работы в России в XIX - начале XX в., М., 1967; 50 лет советской геодезии и картографии. Сб. ст., М., 1967.

Метеорология.- X р г и а н А. X., Очерки развития метеорологии, 2 изд., т. 1, Л., 1959; Метеорология и гидрология за 50 лет Советской власти, под ред. Е. К. Федорова, Л., 1967.

Океанология.- Е с а к о в В. А., П л а х о т н и к А. Ф., Алексеев А. И., Русские океанические и морские исследования в XIX - начале XX в., М., 1964; Дерюгин К. К., История океанографических исследований, Л., 1972; Плахотник А. Ф., Физическая океанология. Краткий обзор важнейших исследований, М., 1973.

Геологические науки.- Развитие наук о Земле в СССР, М., 1967; Геология в Московском университете за 50 лет советской власти. Сб., М., 1967; 50 лет советской геологии, М., 1968; Гордеев Д. И., История геологических наук, ч. 2, М., 1972; Тихомиров В. В., Геология в Академии наук за 250 лет (1724 - 1974), «Изв. АН СССР. Серия геологическая», 1974, № 5; История геологии, М., 1973.

Горные науки.- Советская горная наука. 1917 - 1957, М., 1957; Фаерман Е. М., Развитие отечественной горной науки, М., 1958; Современное состояние горной науки в СССР, М., 1968; Техника горного дела и металлургии, М., 1968; Мельников Н. В., Развитие горной науки в области открытой разработки месторождений в СССР, М., 1961; Фёдоров С. Ф., Очерки по истории геологии нефти, М., 1953.

Биологические науки.- История естествознания в России, т. 1 - 3, М., 1957 - 62; Развитие биологии в СССР, М., 1967; История биологии с древнейших времен до начала XX века, М., 1972; История биологии с начала XX века до наших дней, Л., 1975; Р а й к о в Б. Е., Русские биологи-эволюционисты до Дарвина, т. 1-4, М.- Л., 1951 - 59; Лункевич В. В., От Гераклита до Дарвина, 2 изд., т. 1 - 2, М., 1960; М и к у линскийС. Р., Развитие общих проблем биологии в России. Первая половина XIX в., М., 1961; 3 а в а д с к и и К. М., Развитие эволюционной теории после Дарвина, Л., 1973; Я б л о к о в А. В., Ю с у ф о в А. Г., Эволюционное учение, М., 1978: Б о г д а н о в А. П., Материалы для истории научной и прикладной деятельности в России по зоологии и соприкасающимся с нею отраслям знания, т. 1 - 4, М., 1888-1892; Плавильщиков Н. Н., Очерки по истории зоологии, М., 1941; Филатов Д. П., Сравнительно-морфологическое направление в механике развития, его объект, цели и пути, М.- Л., 1939; К а н а е в И. И., Очерки по истории сравнительной анатомии до Дарвина. Развитие проблемы морфологического типа в зоологии, М.- Л., 1963; его ж е, Очерки по истории проблемы морфологического типа от Дарвина до наших дней, М. -Л., 1966; Б л я х е р Л. Я., История эмбриологии в России, [т. 1 - 2], М., 1955- 1959; его же, Очерк истории морфологии животных, М., 1962; А н о х и н П. К., От Декарта до Павлова, М., 1945; К о ш т о я н ц X. С., Очерки по истории физиологии в России, Л., 1946; Очерки по истории русской ботаники, М., 1947; Баранов П. А., История эмбриологии растений в связи с развитием представлений о зарождении организмов, М. -Л., 1955; Модилевский Я. С., История отечественной эмбриологии высших растений, К., 1956; Лебедев Д. В., Введение в ботаническую литературу СССР, М.- Л., 1956; Базилевская Н. А., Б е л о к о н ь И. П., Щ е р б а. к о в а А. А., Краткая история ботаники, М., 1968; История и современное состояние физиологии растений в Академии наук, М., 1967; Достижения советской микробиологии, М., 1959; Беленькая М. В., Б а с к и н а И. А., Дьякова И. В., Вирусные болезни растений. Библиография отечественной литературы за 1924 - 1966 гг., М., 1967; Давиташвили Л. Ш., История эволюционной палеонтологии от Дарвина до наших дней, М. - Л., 1948; Крнштофович А. Н., История палеоботаники в СССР, М., 1956; Основы палеонтологии. Справочник для палеонтологов и геологов СССР, т. 1-15, М., 1958 - 64; Бжеленко Л. К., Митрошина Л. Н., Ш е в ы р е в А. А., Палеозоология СССР. Библиография отечественной литературы за 1917-1967 гг., [кн.] 1-2, М., 1971-1974; ТолкачевскаяН. Ф., Развитие биохимии животных, М., 1963; Соболь С. Л., История микроскопа и микроскопических исследований в России в XVIII в., М.- Л., 1949; Щербакова А. А., История цитологии растений в России в XIX в., М., 1961; Кацнельсон 3. С., Клеточная теория в её историческом развитии, Л., 1963; Вермель Е. М., История учения о клетке, М., 1970; Гайсинович А. Е., Зарождение генетики, М., 1967; Классики советской генетики. 1920-1940. [Сб. ст.], Л., 1968.

Почвоведение.- Захаров С. А., Об организации почвоведения в России, «Русский почвовед», 1916, № 16 - 18; П р а с о л о в Л. И., История почвоведения в России, «Вестник АН СССР», 1945, № 10-11; В и ленский Д. Г., История почвоведения в России, М., 1958; Проблемы почвоведения, М., 1962; Д о л о т о в В. А., Марченко А. И., Развитие учения о почве в России, Л., 1963; [Ф р и д л а н д В. М.], Изучение почвенного покрова и развитие почвоведения, в кн.: Советская наука и техника за 50 лет. Развитие наук о Земле в СССР, М., 1967; К о в д а В. А., 50 лет советского почвоведения, «Известия АН СССР. Серия биологическая», 1968, № 1; К о в д а В. А., Добровольский Г. В., Столетие русского почвоведения, «Земледелие», 1974, № 11.

Сельскохозяйственные науки.- С т е б у т И. А., Сельскохозяйственное знание и сельскохозяйственное образование, 2 изд., М., 1899; Прянишников Д. Н., Развитие основных воззрений в агрономии за истекшее столетие (1806-1906), М., 1906; М и ч у р и н И. В., Итоги шестидесятилетних работ, 5 изд., М., 1949; Константинов П. Н., Основы сельскохозяйственного опытного дела, М., 1952; Скрябин К. И., Достижения зоотехнической и ветеринарной науки за 40 лет, М., 1957; Костяков А. Н., Мелиоративная наука в СССР за 40 лет, М., 1961, [Избр. труды, т. 2]; Иванов М. Ф.( Наука должна освещать путь производству. Поли. собр. соч., т. 1, М., 1963; Вавилов Н. И., О задачах сельскохозяйственной науки. Избр. труды, т. 5, М.- Л., 1965; Итоги и перспективы развития сельскохозяйственной науки в СССР. Сб. статей, М., 1969; Лобанов П. П., Достижения науки - сельскохозяйственному производству, М., 1974.

Медицинские науки.- Достижения советской медицинской науки за XXX лет. 1917 - 1947, под ред. Н. Н. Аничкова, М., 1947; Бакулев А. Н., ПаринВ. В., Сорок лет советской медицинской науки, «Вести. АМН СССР», 1957, № 6; Сорок лет советского здравоохранения, под ред. М. Д. Ковригиной, М., 1957; 50 лет советского здравоохранения. 1917 -1967, под ред. Б. В. Петровского, М., 1967; Гращенков Н. И., Лисицын Ю. П., Здравоохранение в СССР и достижения советской медицины, М.. 1958; История медицины СССР, под ред. Б.Д.Петрова, М., 1964; Заблудовский П. Е., История отечественной медицины, ч. 2 - Медицина в СССР, М., 1971; Тимаков В. Д., Человек, медицина и научно-технический прогресс, М., 1972; его ж е, 30 лет Академии медицинских наук СССР, «Вестник АМН СССР», 1975, № 11.

Технические науки

Авиационная наука и техника.- Я к о в

л е в А. С., 50 лет советского самолетостроения, М., 1968; его же, Советские самолеты, 2 изд., М., 1975; Шавров В. Б., История конструкций самолётов в СССР до 1938 года, М., 1969; его же, История конструкций самолетов в СССР. 1938-1950, М., 1977; В и н о г р а д о в Р. И., М и-н а е в А. В., Самолёты СССР, 2 изд., М., 1961; Изаксон А. М., Советское вертолётостроение, М., 1964; Советская авиационная техника, М., 1970; Арлазоров М. С., Конструкторы, М., 1975.

Ракетостроение и космонавтика.- Александров С. Г., Фёдоров Р. Е., Советские спутники и космические корабли, 2 изд., М., 1961; Справочник по космонавтике, М., 1966; Космонавтика, 2 изд., М., 1970 (Маленькая энциклопедия); Освоение космического пространства в СССР, т. 1-8, М., 1971 - 77; Г л ушко В. П., Развитие ракетостроения и космонавтики в СССР, М., 1973; его же, Ракетные двигатели ГДЛ-ОКБ, М., 1975; Орбиты сотрудничества, М., 1975; «Союз» и «Аполлон», М., 1976; Пионеры ракетной техники. Кибальчич, Циолковский, Цандер, Кондратюк. Избр. труды, М., 1964; Пионеры ракетной техники. Ветчинкин, Глушко, Королев, Тихонравов. Избр. труды 1929 - 1945 гг., М., 1972.

Энергетическая наука и техника. Электротехника.- Электрификация СССР. 1917 - 1967 гг., под ред. П. С. Непорожнего, М., 1967; СтекловВ. Ю., Развитие электроэнергетики в СССР, М., 1967; Ж и м е р и н Д. Г., Основные этапы электрификации СССР, «Электричество», 1967, № 5; Советская атомная наука и техника, М., 1967; Электротехническая промышленность СССР. Научно-технич. обзор развития советской электротехнической промышленности с 1917 по 1967 гг., [М., 1967]; Очерки развития техники в СССР, кн. 2, М., 1969; Атомной энергетике XX лет, М., 1974; Петросьянц А. М., Современные проблемы атомной науки и техники в СССР, 3 изд., М., 1976; Веселое с кий О. Н., Шнейберг Я. А., Энергетическая техника и её развитие, М., 1976.

Электроника, радиотехника и электросвязь.- 60 лет радио. Научно-технич. сб., под ред. А. Д. Фортушенко, М., 1955; Очерки истории радиотехники, М., 1960; 70 лет радио. Научно-технич. сб., под ред. А. Д. Фортушенко, М., 1965; 80 лет радио. Научно-технич. сб., под ред. А. Д. Фортушенко, М., 1975; Материалы по истории связи в России XVIII - нач. XX вв. Почта, телеграф, телефон, радио, телевидение.

Обзор документальных материалов, Л., 1966; Б р е н е в И. В., Начало радиотехники в России, М., 1970; Развитие связи в СССР, М., 1967; П с у р ц е в Н. Д., Связь на службе строительства коммунизма, М., 1970; Очерки развития техники в СССР, кн. 3, М., 1970; О б о л е н с к и и С. А., Из истории электронного приборостроения в СССР, в кн.: Труды Института истории естествознания и техники, т. 26, М., 1959.

Техническая кибернетика. Вычислительная техника.- Техническая кибернетика в СССР, М., 1968; Техническая кибернетика. Теория автоматического регулирования, [кн. 1-4], М., 1967-69; А п о к и н И. А., Майстров Л. Е., Развитие вычислительных машин, М., 1974; Энциклопедия кибернетики, т. 1 - 2, К., 1974.

Машиноведение и технология производства машин.- Розенфельд Я. С., Клименко К. И., История машиностроения СССР, М., 1961; История техники, М., 1962; ШухардинС. В., История науки и техники, ч. 2, М., 1976; Мелещенко Ю. С., Технический прогресс и его закономерности, Л., 1967; Теория машин и механизмов, в. 1 - 108, М., 1947-65; Крагельский И. В., Щ е д р о в Б. С., Развитие науки о трении, М., 1956; Рубцов Н. Н., История литейного производства в СССР, 2 изд., ч. 1, М., 1962; С т о р о ж е в М. В., Попов Е. А., Теория обработки металлов давлением, 3 изд., М., 1971; Матийко Н. М., Радунский Л. Д., Развитие дуговой электросварки в СССР. (1917 - 1960 гг.), М.- Л., 1960; Б а г р я н с к и й К. В., Добротина 3. А., X р е н о в К. К., Теория сварочных процессов, Хар., 1968; А и з е н-ш т а д т Л. А., ЧихачёвС. А., Очерки по истории станкостроения СССР, М., 1957; Прокопов и ч А. Е., Технический прогресс в станкостроении, М., 1957; Самонастраивающиеся системы управления станками, М., 1971.

Металлургическая наука, техника и технология.- Металлургия СССР (1917 - 1957), т. 1 - 2, М., 1958-59; Основы металлургии, т. 1-7, М., 1961 - 75; Черная металлургия СССР. (1917-1967), М., 1967; Техника горного дела и металлургии, М., 1968 (Очерки развития техники в СССР).

Строительная наука и техника,- История строительной техники, М.- Л., 1962; Строительство в СССР. 1917-1967, М., 1967; Б о л о т и н В. В., Гольденблат И. И., Смирнов А. Ф., Строительная механика. Современное состояние и перспективы развития, 2 изд., М., 1972; Научно-технический прогресс в строительстве. Сб. ст., М., 1972; Зворыкин Д. Н., Наука - практике строительства, М., 1974.

Общественные науки

Философия.- Марксистско-ленинская философия и социология в СССР и европейских социалистических странах, М., 1965; Ленинизм и философские проблемы современности, М., 1970; Ленинизм и современные проблемы историко-философской науки, М., 1970; Иовчук М. Т., Ленинизм, философские традиции и современность, М., 1970; О к у л о в А. Ф., Советская философская наука и ее проблемы, М., 1970; Федосеев П. Н., Марксизм в XX веке. Маркс, Энгельс, Ленин и современность, М., 1972; Теоретическое наследие В. И. Ленина и современная философская наука, М., 1974; Высокий долг советских философов (ред. ст. «Правды» от 19 сент. 1975 г.), «Вопросы философии», 1975, № 10.

Психология.- Очерки по истории русской психологии, М., 1957; Из истории русской психологии. Сб. ст., М., 1961; Будилова Е. А., Борьба материализма и идеализма в русской психологической науке. (Вторая половина XIX - начало XX в.), М., 1960; её же, философские проблемы советской психологии, М., 1972; Петровский А. В., История советской психологии, М., 1967; Ярошевский М. Г., Психология в XX столетии, М., 1974.

Исторические науки.- В. И. Ленин и историческая наука, М., 1968; В. И. Ленин и проблемы истории, Л., 1970; Г о р о д е ц к и й Е. Н., Ленин - основоположник советской исторической науки, М., 1970; Очерки истории исторической науки в СССР, т. 1 - 4, М., 1955-66; Историография истории СССР. С древнейших времен до Великой Октябрьской Социалистической революции, 2 изд., М., 1971; Рубинштейн Н. Л., Русская историография, М., 1941; Черепнин Л. В., Русская историография до XIX в., М., 1957; А л п а т о в М. А., Русская историческая мысль и Западная Европа XII-XVII вв., М., 1973; его же, Русская историческая мысль и Западная Европа XVII - первая четверть XVIII в., М., 1976; П е ш т и ч С. Л., Русская историография XVIII в., ч. 1-3, Л., 1961-71; Ц а м у т а л и А. Н., Очерки демократического направления в русской историографии 60-х - 70-х годов XIX в., Л., 1971; Шапиро А. Л., Русская историография в период империализма, Л., 1962; Б е с к р о в н ы й Л. Г., Очерки военной историографии России, М., 1962; Котов В. Н., Историография истории СССР (1917 - 1934), К., 1966; Двадцать пять лет исторической науки в СССР, М.- Л., 1942; Тарновский К. Н., Советская историография российского империализма, М., 1964; Советская историография классовой борьбы и революционного движения в России. Сб. ст., ч. 1 - 2, [Л.], 1967; Алексеева Г. Д., Октябрьская революция н историческая наука в России (1917-1923 гг.), М., 1968; Иванова Л. В., У истоков советской исторической науки. (Подготовка кадров историков-марксистов 1917 - 1929 гг.), М., 1968; Некоторые проблемы истории советского общества. (Историография), М., 1964; Очерки по историографии советского общества, М., 1965; Очерки по историографии советского общества, М., 1967; Н а й д а С. Ф., Н а у м о в В. П., Летопись героической борьбы. Советская историография Гражданской войны и империалистической интервенции в СССР, М., 1972; Всесоюзное совещание о мерах улучшения подготовки научно-педагогических кадров по историческим наукам, М., 1964; 3 а к Л. М., Лельчук В. С., Погудин В. И., Строительство социализма в СССР. Историографический очерк, М., 1971; Развитие советской исторической науки. 1970- 1974, М., 1975; История исторической науки в СССР. Дооктябрьский период. Библиография, М., 1965; Шапиро А. Л., Библиография истории СССР, М., 1968; Поставская Н. М., Изучение древней истории Ближнего Востока в Советском Союзе (1917 - 1959 гг.), М., 1961; Д а н ц и г Б. М., Ближний Восток в русской науке и литературе. (Дооктябрьский период), М., 1973; Очерки по истории русского востоковедения. [Сб.] 1-6, М., 1953-63; Кузнецова Н. А., Кулаг и на Л. М., Из истории советского востоковедения 1917 - 1967, М., 1967; Вайнштейн О. Л., История советской медиевистики. 1917 - 1966, Л., 1968; У д а л ь ц о в а 3. В., Советское византиноведение за 50 лет, М.,'1969; Дунаевский В. А., Советская историография новой истории стран Запада. 1917 - 1941, М., 1974; Альперович С. М., Советская историография стран Латинской Америки, М., 1968.

Вал к С. Н., Советская археография, М.- Л., 1948; С о Ф п н о в П. Г., Из истории русской дореволюционной археографии, М., 1957; Маяковский И. Л., Очерки по истории архивного дела в СССР, [2 изд.], М., 1960; Максаков В. В., История и организация архивного дела в СССР. (1917 - 1945 гг.), М., 1969; Формозов А. А., Очерки по истории русской археологии, М., 1961; К 50-летию советской археологии, в сб.: Краткие сообщения о докладах и полевых исследованиях Института археологии АН СССР, в. 118, М., 1969; Очерки истории русской этнографии, фольклористики н антропологии, в. 1 - 6, М., 1956 - 74; Т о к а р е в С. А., История русской этнографии, М., 1966.

Экономическая наука.- К. Маркс, Ф. Энгельс и революционная Россия. [Сборник], М., 1967; Конспект и выписки К. Маркса из русских книг, в кн.: Архив Маркса и Энгельса, т. XI, [М.], 1948; Рукописи К. Маркса, там же, т. XII, [М.], 1952; Рукопись Ф. Энгельса, там же; Ленин В. И., Что такое «друзья народа» л как они воюют против социал-демократов?, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 1; его же, Экономическое содержание народничества и критика его в книге г, Струве, там же; его же, К характеристике экономического романтизма. Сисмонди и наши отечественные сисмондисты, там же, т. 2; его же, От какого наследства мы отказываемся?, там же; его же, Аграрная программа социал-демократии в первой русской революции 1905-1907 годов, там же, т. 16; его же, По поводу юбилея, там же, т. 20; его же, «Крестьянская реформа» и пролетарски-крестьянская революция, там же; его же, Памяти Герцена, там же, т. 21; его же, Еще одно уничтожение социализма, там же, т. 25; его же, Из прошлого рабочей печати в России, там же; его же, Империализм, как высшая стадия капитализма, там же, т. 27; его же, Детская болезнь «левизны» в коммунизме, там же, т. 41; История русской экономической мысли, т. 1 - 3, М., 1955-66; Из истории экономической мысли народов СССР. [Сб. статей], М., 1961; История экономической мысли, ч. 3, М., 1970; Каратаев Н. К., Экономические науки в Московском университете (1755-1955), М., 1956; Пажитнов К. А., Экономические воззрения декабристов, М., 1945; Пашков А. И., Вопросы экономической науки, М., 1973; Плеханов Г. В., История русской общественной мысли, т. 1 - 3, М.- Л., 1925; Цаголов Н. А., Очерки русской экономической мысли периода падения крепостного права, М., 1956; К вопросу об истории развития экономической мысли народов Закавказья, Ер., 1955; Зурабян С. Ш., Очерки развития армянской экономической мысли. Последняя четверть XVIII в.- 90 годы XIX в., Ер., 1959; Фараджев А. К., Краткий очерк развития экономической мысли в средневековом Азербайджане (XI-XIV вв.), «Изв. АН Азербайджанской ССР», 1952, № 10; Т о в м а с я н Н. Р., Армянская социально-экономическая мысль в IX-XIV веках, Ер., 1970 (на арм. яз.); Б и р а л о А. А., Философия и общественная мысль в Белоруссии и Литве в конце XVII в.- сер. XVIII в., Минск, 1971; Л у ш ч ы ц к i I. Н., Нарысы па псторьп грамадска-палiтычнай i фiласофскай думкi у Беларусi у другой палавше XIX веку, Мшск, 1958; Какулия Р. Ш., К истории развития экономической мысли в дореволюционной Грузии, Тб., 1972 (на груз, яз.); Экономическая наука в советской Грузии в 1921 - 1961 гг., «Труды Ин-та экономики АН Грузинской ССР», 1961, т. 12; К а б д и е в Д. К., Социально-экономические воззрения казахских просветителей-демократов, А.-А., 1966; Киртовский И. X., Очерки истории латышской экономической мысли (1890-1920), Рига, 1976; У р с у л Д., Из истории передовой философской и общественно-политической мысли в Молдавии в конце XVII - нач. XVIII вв., «Октябрь», Киш., 1955, № 3; Из истории развития общественно-экономической мысли в Узбекистане в XV-XVI вв. Сб. ст., Таш., 1960; Нариси з icтоpii економiчноi думки на Укpaiнi, Кiев, 1956; К о р н i и ч у к Л. Я., Питания марксистсько-ленiнськоi економiчнoi думки на Украiнi в iскрiвський перюд, Кит, 1973; Р а д ж а б о в 3. Ш., Из истории общественно-политической мысли таджикского народа во второй половине XIX и в начале XX вв., Сталинабад, 1957; Б а к а с о в а Р. X., Из истории экономической мысли в Туркменистане в XVIII веке, Аш., 1961; Баженова Е. В., История экономической мысли народов СССР с древнейших времен до 1917 г. Указатель книжной и журнальной литературы за 1945-1958 гг., М., 1959; Экономическая история. Указатель советской литературы за 1960-1969 гг., в. 1, М., 1970; Политическая экономия. История экономической мысли. Аннотированный указатель отечественных библиографических пособий, изданных в 1812-1972, сост. В. Е. Сиволчик, М., 1974.

Экономическая география.- Семенов-Тян-Шанский П. П., История полувековой деятельности Русского географического общества (1845-1895), т. 1-3, СПБ, 1896;География за рубежом. (Сб. ст.], М.,1958 (Вопросы географии, сб. 44); Отечественные экономико-географы XVIII-XX вв. [Сб. ст.], М., 1957; Баранский Н. Н., Экономическая география. Экономическая картография, 2 изд., М., 1960; В и т в е р И. А., Историко-географическое введение в экономическую географию зарубежного мира, 2 изд., М., 1963; Экономическая география в СССР. История и современное развитие, М., 1965; Покшишевский В. В., М и н ц А. А., Константинов О. А., О новых направлениях в развитии советской экономической географии, Л., 1970; Ефимов А. В., Из истории великих русских географических открытий, М., 1971; Семевский Б. Н., Введение в экономическую географию, Л., 1972; Саушкин Ю. Г., Экономическая география. История, теория, методы, практика, М., 1973.

Педагогика.- Л е н и н В. И., О воспитании и образовании, 3 изд., М., 1973; Крупская Н. К., Педагогические сочинения, т. 1-11, М., 1957 - 63; Константинов Н. А., Медынский Е. Н., Шаба е в а М. Ф., История педагогики, 4 изд., М., 1974; Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. XVIII в.- первая пол. XIX в., М., 1973; Королев Ф. Ф., Очерки по истории советской школы и педагогики. 1917-1920, М., 1958; Королев Ф. Ф., Р а в к и н 3. И., Корней; ч н к Т. Д., Очерки по истории советской школы и педагогики. 1921-1931, М., 1961; Пискунов А. И., Советская историко-педагогическая литература (1918-1957), М., 1960; Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Вторая половина XIX в., М., 1976.

Языкознание.- Советское языкознание за 50 лет. [Сб. ст.], М., 1967; Теоретические проблемы советского языкознания. [Сб. ст.], М., 1968; Библиографический указатель литературы по русскому языкознанию с 1825 по 1880 год, т. 1 - 8, М., 1954-59; К а ч а р а в а Г. Н., Т о п у р и а Г. В., Библиография языковедческой литературы об иберийско-кавказских языках, кн. 1 - Горские иберийско-кавказские языки, Тб., 1958; Кахла М., Библиографический указатель финно-угорской языковедческой литературы, изданной в СССР с 1918 по 1959 год, ч. 1 - 2, Хельсинки, 1960-62; Труды ученых филологического факультета Московского университета по славянскому языкознанию, т. 1 - 2, М., 1960-68; Библиография библиографий по языкознанию. Аннотированный систематический указатель отечественных изданий, М., 1963; Финно-угорское и самодийское языкознание в Советском Союзе. Библиография. 1962-1971, Тал., 1963-75 (продолжающееся ежегодное издание); Общее языкознание. Библиографический указатель литературы, изданной в СССР с 1918 по 1962 г., М., 1965; Структурное и прикладное языкознание. Библиографический указатель литературы, изданной в СССР с 1918 по 1962 г., М., 1965; Словари, изданные в СССР. Библиографический указатель. 1918 - 1962 г., М., 1966; МожаеваИ.Е., Южнославянские языки. Аннотированный библиографический указатель литературы, опубликованной в России и в СССР с 1835 по 1965 г., М., 1969; Общее и прикладное языкознание. Указатель литературы, изданной в СССР с 1963 по 1967 г., М., 1972; Славянское языкознание. Библиографический указатель литературы, изданной в СССР с 1918 по 1970 г., ч. 1 - 4, М., 1963-73; Биобиблиографический словарь отечественных тюркологов. Дооктябрьский период, М., 1974; М и л и-б а н д С. Д., Биобиблиографический словарь советских востоковедов, М., 1975; Б у л а х о в М. Г., Восточнославянские языковеды. Биобиблиографический словарь, т. 1, Минск, 1976; Дослщження з мовознавства в Украшськiй РСР за сорок POKIB, Кieв, 1957; Sovietico-Turcica. Beitrage zur Bibliographic der turkischen Sprachwissenschaft in russischer Sprache in der Sowjetunion. 1917 - 1957, Bdpst, 1960.

Литературоведение.- Ленин В. И., О литературе и искусстве, 5 изд.. М., 1976; Плеханов Г. В., Литература и эстетика, т. 1 - 2, М., 1958; Луначарский А. В., Собрание сочинений, т. 1 - 8, М., 1963-67; П ы п и н А. Н., История русской литературы, 4 изд., т. 1-4, СПБ, 1911 - 13; Возникновение русской науки о литературе, М., 1975; Академические школы в русском литературоведении, М., 1975; Николаев П. А., Возникновение марксистского литературоведения в России, М., 1970; Веселовский А. Н., Историческая поэтика, Л., 1940; Архангельский А. С., Введение в историю русской литературы, т. 1, П., 1916; Венгеров С. А., Критико-биографический словарь русских писателей и ученых. От начала русской образованности до наших дней, т. 1 - 6, СПБ, 1886-1904; Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении, [т. 1 - 3], М., 1962-1965; Советское литературоведение за 50 лет, М., 1967; Советское литературоведение за 50 лет, Л., 1968; Б у ш м и н А. С., Методологические вопросы литературоведческих исследований, Л., 1969; Бахтин М. М., Вопросы литературы и эстетики, М., 1975; Советское литературоведение и критика. Книги и статьи 1917 -1962 гг. Библиографический указатель, М., 1966; то же, Книги и статьи. 1963-1967 гг., М., 1970.

Искусствознание.- Стасов В. В., Собр. соч., т. 1 - 4, СПБ, 1894-1906; Н е д о ш и в и н Г., Итоги и перспективы развития советской теории искусства, в сб.: Вопросы эстетики, в. 1, М., 1958; Материалы VII пленума правления Союза художников СССР, М., 1960; История европейского искусствознания. От античности до конца XVIII в., М., 1963; История европейского искусствознания. Первая половина XIX в., М., 1965; История европейского искусствознания. Вторая половина XIX в., М., 1966; История европейского искусствознания. Вторая половина XIX в.- начало XX в., кн. 1-2, М., 1969.

Музыковедение.- Учение В. И. Ленина и вопросы музыкознания. [Сб. ст.], Л., 1969; С е р о в А. Н., Музыка, музыкальная наука, музыкальная педагогика, в его кн.: Критические статьи, т. 4, СПБ, 1895; Глебов Игорь (Асафьев Б. В.), Современное русское музыкознание и его исторические задачи, в кн.: De musica, в. 1, Л., 1925; Р ы ж к и н И. Я., М а з е л ь Л. А., Очерки по истории теоретического музыкознания, в. 1 - 2, М., 1934-39; Крем л ев Ю. А., Русская мысль о музыке, т. 1 - 3, Л., 1954 - 60; Музыкальное искусство и наука. Сб. ст., в. 1-2, М., 1970-73 (см. лит. также в разделе Искусствознание).

Театроведение.- Луначарский А. В., О театре и драматургии. Избр. статьи, т. 1 - 2, М., 1958; Советский театр. [Сб. ст.], М., 1947; Данилов С. С., Очерки по истории русского драматического театра, М.- Л., 1948; Очерки истории русского советского драматического театра, т. 1 - 3, М., 1954-61; Советский театр. Документы и материалы. [1917-1967], отв. ред. А. 3. Юфит, [т. 1 - 3], [Л.], 1968-75; Очерки истории русской театральной критики, [кн. 1], [Л.], 1975.

Киноведение.- Самое важное из всех искусств. Ленин о кино, 2 изд., М., 1973; Луначарский А. В.,О кино. Статьи. Высказывания. Сценарии. Документы, М., 1965; Вопросы киноискусства. Сб. ст. и материалов, в. 1 - 15, М., 1956-74; Очерки истории советского кино, т. 1 - 3, М., 1956 - 61; Краткая история советского кино, М., 1969; История советского кино, т. 1 - 3, М., 1969-75; Ждан В. Н., Введение в эстетику фильма, М., 1972; Селезнёва Т. Ф., Киномысль 1920-х годов, Л., 1972; Экран и идеологическая борьба. Сб. статей, М., 1976.

КУЛЬТУРНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО КУЛЬТУРНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Развитие культуры и просвещения народов СССР имеет многовековую историю. Ещё в 4-5 вв. в Грузии и Армении при церквах и монастырях появились первые школы. В Фасисе (близ совр. г. Поти) в 4 в. существовала «Высшая риторич. школа» - Колхидская академия. В ср. века крупными очагами культуры были Гелатская и Икалтойская академии в Грузии, Гладзорский и Татевский ун-ты в Армении. На терр. Азербайджана, Казахстана и Ср. Азии, где господствовала мусульм. религия, при мечетях создавались мектебы и медресе, в к-рых обучали грамоте на араб, языке и основам ислама.

В Киевской Руси первое упоминание об организации обучения детей относится к 10 в. Важное значение для распространения грамотности имело появление в 9 в. слав, азбуки - кириллицы. При крупных монастырях существовали училища. О распространении грамотности среди различных слоев населения Др. Руси свидетельствуют найденные в Новгороде, Пскове и ряде др. мест берестяные грамоты, наиболее ранние из к-рых относятся к 11 в. После объединения рус. княжеств в централизованное Рус. гос-во (кон. 15 - нач. 16 вв.) увеличивается число школ при церквах и монастырях. Развитию просвещения способствовало распространение книгопечатания с 16 в. (см. раздел Печать). Первый славяно-русский букварь напечатан Иваном Фёдоровым в 1574. В 17 в. в Москве стали создаваться греко-лат. школы, а в 1687 была осн. Славяно-греко-латинская академия - первое высшее уч. заведение, где обучались М. В. Ломоносов, А. Д. Кантемир, Карион Истомин и мн. др.

В зап. и юго-зап. областях, находившихся под властью Польско-Литовского гос-ва, в 16 в. белорусы и украинцы в борьбе против польско-католич. гнёта организовали во Львове, Киеве, Могилёве, Ьгльнюсе, Полоцке и др. местах т. н. братские школы, ставшие центрами просвещения, тесно связанными с нац.-освободительными движениями. В этих школах преподавали Стефан и Лаврентий Зизании, Мелетий Смотрицкий, Епифаний Славинецкий, Симеон Полоцкий и др. видные педагоги-просветители. В 1632 школа Киево-Богоявленского братства и школа Киево-Печерской лавры (осн. в 1631) были объединены и реорганизованы в Киево-Могилянскую коллегию (с 1701 - академия).

Важный этап в истории просвещения связан с реформами Петра I. Создание большого гос. аппарата, развитие пром-сти и торговли, появление регулярной армии и флота, рост междунар. связей породили настоятельную потребность в специалистах, владеющих науч. знаниями. В результате многочисл. реформ организуются светские гос. уч. заведения: навигацкие, математич., мед., горные и др. уч-ща, содержание образования в к-рых имело ярко выраженное реальное направление. Крупнейшими из них были открытые в Москве в 1701 Школа математических и навигацких наук и Арт.-инженерная (Пушкарская) школа, мед. школа (1707), а затем в Петербурге - Мор. академия (1715), мед. школа (1716), инж. школа (1719), т. н. разноязычные школы для обучения иностр. языкам.

В 1726 при АН открыты Академическая гимназия и Академический университет.

Средние и высшие уч. заведения предназначались для дворянских детей, но в них учились дети и др. сословий. В интересах развивавшейся экономики, торговли и пром-сти, укрепления обороноспособности создавались и нач. школы - т. н. цифирные (с 1714), горнозаводские (с 1716), адмиралтейские (с 1717), гарнизонные (с 1721). Детям крепостных крестьян доступ в них, как и во все др. школы, был закрыт.

Для развития образования большое значение имели введение нового гражданского шрифта (1708) и правописания, создание рус. учебников и перевод уч. книг с иностр. языков.

Со 2-й четв. 18 в. в связи с расширением прав и привилегий дворян для них создавались закрытые сословные учебно-воспитательные заведения: кадетские корпуса - в 1732 Шляхетский корпус в Петербурге, в 1752 на базе Мор. академии - Мор. шляхетский корпус; с 1759 - Пажеский корпус для детей дворянской знати. В 30-40-х гг. 18 в. дворянам было предоставлено право определять своих детей в школы по выбору или обучать наукам на дому до 20 лет.

В 1755 по инициативе и при непосредств. участии М. В. Ломоносова был создан Московский университет, превратившийся в подлинный форпост рус. науки. При ун-те работали 2 гимназии - одна для дворян, другая для детей свободных сословий недворянского звания. В 1779 при разночинной гимназии открылась Учительская семинария - первое пед. уч. заведение в России. В том же году при ун-те учреждён Благородный пансион - платное закрытое уч. заведение для детей дворян.

Во 2-й пол. 18 в. положено начало гос. жен. образованию (в интересах дворянского сословия). В 1764 осн. Смольный институт благородных девиц, в 1765 при нём открылось отделение для «мещанских девиц», готовившее гувернанток, экономок, нянь. Создавались частные пансионы для дворянок.

В последней четверти 18 в. большой размах получило движение гор. общественности и демократич. интеллигенции за организацию нар. училищ и демократизацию системы образования. По их инициативе в Петербурге, Москве, Воронеже, Владимире, Курске, Туле и др. городах открывались нар. уч-ща, воспитательные и сиротские дома. Екатерина II решила создать видимость заботы о нар. уч-щах. В 1782 создана Комиссия об учреждении нар. училищ Росс, империи, разработавшая «Устав народных училищ» (1786), в соответствии с к-рым в губернских городах создавались главные (4-классные), а в уездных - малые (2-классные) нар. уч-ща. В уч-ща по уставу принимались дети всех сословий. Правительство не взяло на себя содержание нар. училищ, однако они были подчинены строжайшему контролю губернаторских чиновников. Источником их финансирования являлись местные средства и добровольные пожертвования. Это было фактически декларативное, феодально-крепостническое решение вопроса о нар. школе. Антинар. политика самодержавия сказалась и в том, что эти уч-ща были тупиковыми уч. заведениями, не дававшими права поступать в ср. и высш. уч. заведения.

В 1802 было учреждено Мин-во нар. просвещения, при к-ром создано Гл. правление училищ. По уставу 1804 система нар. образования, подчинённая министерству, включала приходские уч-ща, уездные уч-ща, губернские гимназии и ун-ты; между уч. заведениями устанавливалась преемственность. Россия была разделена на уч. округа во главе с попечителями. Центрами местного управления уч. заведениями становились ун-ты. По «Уставу университетов» (1804), кроме существовавших в Москве, Дерпте (1802) и Вильнюсе (1803), основаны ун-ты в Казани (1804) и Харькове (1805). Для подготовки учителей при ун-тах открылись пед. ин-ты. Ведущую роль в подготовке учителей для гимназий в эти годы сыграл самостоятельный пед. ин-т в Петербурге (1804), реорганизованный в 1816 в Главный педагогический институт. В 1819 на его базе был создан Петерб. ун-т (см. Ленинградский университет). Близкими к ун-там по уч. планам были лицеи - Царскосельский под Петербургом, Демидовский в Ярославле и др.

После подавления восстания декабристов 1825, в обстановке реакции, правительство Николая I приняло меры к усилению сословного принципа в образовании. По уставу 1828 исключалась преемственность в системе школ; приходские уч-ща (2-летние) предназначались для «самого низшего сословия», уездные уч-ща (3-летние) - для купечества, гимназии (7-летние) - для детей дворян. Только окончание гимназии давало право поступления в ун-т. Усилился правительств, надзор за благонадёжностью преподавателей и учителей. Расширилась система закрытых женских уч. заведений Ведомства учреждений императрицы Марии, в к-рых строго выдерживался сословный принцип.

С нач. 19 в. развитие производит, сил и капиталистич. отношений требовало создания системы профессионально-технич. образования. При мн. уездных уч-щах и гимназиях открывались спец. классы и курсы - коммерческие, с.-х., мореходные и др. Одновременно стали появляться и спец. проф. уч. заведения (коммерческие, пром., водные, земледельч., горные и др.). Технич. высшие уч. заведения в это время открылись в Петербурге (ин-ты - лесной, 1803; корпуса инженеров путей сообщения, 1809; технологический, 1828) и в Москве (Высшее технич. уч-ще, 1830, и др.).

Под натиском обществ.-демократич. движения 60-х гг. в России начались реформы в области образования; созданы 2 типа ср. школ - классич. гимназия и реальная гимназия; увеличилось число жен. гимназий и училищ; положено начало высшему жен. образованию (см. Высшие женские курсы); земствам было предоставлено право открывать нач. школы в сел. местности (в 1864-74 открыто св. 10 тыс. земских школ). Политич. реакция 70-80-х гг. отразилась на нар. образовании. Вместо земских школ пр-во насаждало церковно-приходские, усиливалось влияние на школу духовенства. В 1872 вместо реальных гимназий учреждены реальные уч-ща, являвшиеся неполноправными, в сравнении с гимназией, ср. уч. заведениями. В 70-х гг. стали открываться 2-классные нач. уч-ща с 5-летним сроком обучения (первые 3 года обучения именовались 1-м классом, 4-й и 5-й год - 2-м классом), а также гор. уч-ща с 6-летним сроком обучения (в 1912 реорганизованы в высшие нач. уч-ща). Сложившаяся в 70- 80-х гг. 19 в. система школьного образования сохранялась почти без изменения до Окт. революции 1917 и носила классово-сословный характер. Управление нар. образованием оставалось рассредоточенным по мн. орг-циям, главными среди к-рых были Мин-во нар. просвещения, Ведомство православного исповедания и Ведомство учреждений имп. Марии. (См. схему.)

По отношению к многочисл. народам нерусской национальности царизм проводил реакционную, русификаторскую политику, тормозил развитие нац. культур: запрещалось преподавание в школах на родном языке учащихся, ограничивался приём детей нерусских национальностей в уч. заведения и т. д. В результате антинар. политики самодержавия в России, по переписи 1897, грамотные в возрасте 9-49 лет составляли всего лишь 28,4%; особенно низкий уровень грамотности был среди киргизов (0,6%), туркмен (0,7%), узбеков (1,6%), казахов (2%). Десятки народов и народностей не имели своей письменности. Ок. 4/5 детей и подростков не могли посещать даже нач. школу; среднее и тем более высшее образование было доступно почти исключительно имущим слоям населения. Характеризуя состояние просвещения в России, В. И. Ленин в 1913 писал: «Такой дикой страны, в которой бы массы народа настолько были ограблены в смысле образования, света и знания,- такой страны в Европе не осталось ни одной, кроме России» (Поли, собр. соч., 5 изд., т. 23, с. 127). В предоктябрьский период большевики возглавляли борьбу прогрессивных сил общества за новую, демократич. школу, руководствуясь требованиями в области нар. образования, сформулированными в Программе РСДРП (1903): всеобщее бесплатное обязательное образование детей обоего пола до 16 лет; ликвидация сословных школ и ограничений в образовании по нац. признакам; отделение школы от церкви; обучение на родном языке и др.

Народное образование после Октябрьской революции 1917

Основы политики Коммунистич. партии и Сов. власти в области нар. образования были определены Программой партии, принятой 8-м съездом РКП(б) (1919), в к-рой поставлена задача огромной социальной значимости - создать новую, социалистич. систему нар. образования, превратить школу из орудия классового господства буржуазии в орудие коммунистич. преобразования общества. «Только преобразуя коренным образом дело учения, организацию и воспитание молодежи, мы сможем достигнуть того, чтобы результатом усилий молодого поколения было бы создание общества, не похожего на старое, т. е. коммунистического общества» (Ленин В. И., там же, т. 41, с. 301).

Первоочередной задачей стала ликвидация массовой неграмотности населения. В соответствии с декретом «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР» (26 дек. 1919) в 1920 при Наркомпросе РСФСР была образована Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности, руководившая всей работой в этом направлении. Повсеместно открывались школы взрослых и пункты ликвидации неграмотности (ликпункты); массовыми тиражами издавались на родных языках буквари и уч.-методич. лит-pa. К этой работе привлекались учителя, работники культ.-просвет, учреждений и обществ, орг-ций, командиры и политработники Красной Армии, коммунисты и комсомольцы. Активно работал руководимый Н. К. Крупской Главполитпросвет, основанный в 1920 при Наркомпросе. Декретом СНК в 1923 было создано об-во «Долой неграмотность». Систематически проводились съезды и конференции по проблемам внешкольного образования взрослых. За 1920-40 было обучено грамоте ок. 60 млн. чел. взрослого населения. В 1939 (по данным переписи) грамотные среди населения в возрасте от 9 до 49 лет составили 87,4%. Перепись населения 1959 показала, что неграмотность практически ликвидирована полностью.

На основе декретов СНК РСФСР, принятых в 1918-19, организация дела нар. образования была перестроена на новых, социалистич. началах: все общеобразоват. школы стали общенародными; существование частных школ запрещено; введены бесплатное обучение, совместное обучение детей обоего пола; школа отделялась от церкви, а церковь - от гос-ва; запрещалось преподавание в уч. заведениях какого бы то ни было вероучения и исполнение обрядов религ. культа; отменялись физич. наказания детей; все национальности получили право обучения на родном языке; положено начало созданию сов. системы обществ, дошкольного воспитания; выработаны и введены в действие новые правила приёма в вузы, открывшие двери для рабочих и трудящихся крестьян.

Всеросс. органом по руководству и управлению нар. образованием стал Наркомат просвещения, в ведение к-рого перешли уч. заведения всех ведомств. В июне 1918 СНК РСФСР принял «Положение об организации дела народного образования в Российской республике». Важнейшее значение имело ч Положение о единой трудовой школе РСФСР» (опубл. 16 окт. 1918), в соответствии с к-рым создавалась основанная на подлинно демократич. принципах единая трудовая 9-летняя школа, состоящая из 2 ступеней, обязательная для детей и подростков в возрасте 8-17 лет, с бесплатным и совместным обучением детей обоего пола на родном яз. Огромное значение для развития школы на родных языках имело создание в 20-30-х гг. письменности для десятков народов и народи остей (киргизы, башкиры, буряты, народы Дагестана, Крайнего Севера и др.), перевод старой письменности отд. народов Ср. Азии и Кавказа с арабской на латинскую, а затем на рус. графич. основу (узбеки, таджики, туркмены, казахи, азербайджанцы и др.).

Коренным образом изменились содержание образования и воспитания, методы уч.-воспитат. работы, началась подготовка новых уч. планов, программ и учебников. Общеобразоват. школа сближалась с жизнью, учение увязывалось с трудом и обществ, работой учащихся. В речи на 3-м съезде РКСМ (октябрь 1920) В. И. Ленин в качестве гл. задач выдвигал воспитание подрастающего поколения в духе коммунистич. морали, формирование у молодёжи материалистич. мировоззрения, коммунистич. взглядов и убеждений, вооружение её подлинно науч. знаниями о природе и обществе, соединение образования с практикой социалистич. строительства, с общественно полезным, производит, трудом. Призывая молодёжь учиться, Ленин подчёркивал, что «коммунистом стать можно лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество» (там же, т. 41, с. 305). Проведение в жизнь ленинских идей в области нар. образования и культурного строительства неразрывно связано с деятельностью первых руководителей Наркомпроса РСФСР - А. В. Луначарского, Н. К. Крупской, М. Н. Покровского. Создание сов. школы проходило в трудных условиях Гражд. войны и военной интервенции, хоз. разрухи.

В нач. 30-х гг. изданы постановления, укрепившие организационные и научно-пед. основы сов. школьной системы: «О начальной и средней школе» [пост. ЦК ВКП(б), сентябрь 1931], «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе» [пост. ЦК ВКП(б), август 1932], «Об учебниках для начальной и средней школы» [пост. ЦК ВКП(б), февраль 1933], «О структуре начальной и средней школы в СССР» [пост. СНК СССР и ЦК ВКП(б), май 1934], «Об организации учебной работы и внутреннем распорядке в начальной, неполной средней и средней школе» [пост. СНК СССР и ЦК ВКП(б), сентябрь 1935] и др.

Право граждан Сов. Союза на образование закреплено Конституцией СССР. Сов. государство создало прочные материальные гарантии, обеспечивающие гражданам СССР реальные возможности использования этого права. Впервые в истории человечества в СССР осуществлена истинно демократич. система воспитания и образования, результаты к-рой во многом способствовали победе сов. народа в Великой Отечеств, войне 1941- 1945 против нем.-фаш. захватчиков. В послевоенный период сов. система нар. образования получила дальнейшее развитие. В кратчайший срок страна справилась с трудностями, оставленными войной. Уже в 1950 работало св. 220 тыс. школ. Усиленно велось школьное строительство. С 1950 по 1965 построено 30 тыс. школ, кроме того, введено в действие 36 тыс. школ по инициативе и на средства колхозов. Быстрый социальный и научно-технич. прогресс предъявил повышенные требования к культурному и общеобразоват. уровню молодёжи, вливающейся в нар. х-во. Совершенствовались содержание и методы работы ср. и высших уч. заведений. Гигантские планы перестройки всего нар. х-ва потребовали расширения высш. и ср. спец. образования, и эта задача успешно решается в стране.

В 1973 Верх. Советом СССР утверждены «Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании». В этом документе нашли отражение достижения сов. народа в строительстве развитого социалистич. общества и задачи нар. образования на совр. этапе. «Целью народного образования в СССР,- указывается в «Основах законодательства»,- является подготовка высокообразованных, всесторонне развитых активных строителей коммунистического общества, воспитанных на идеях марксизма-ленинизма, в духе уважения к советским законам и социалистическому правопорядку, коммунистического отношения к труду, физически здоровых, способных успешно трудиться в различных областях хозяйственного и социально-культурного строительства, активно участвовать в общественной и государственной деятельности, готовых беззаветно защищать Социалистическую Родину, хранить и умножать ее материальные и духовные богатства, беречь и охранять природу. Народное образование в СССР призвано обеспечивать развитие и удовлетворение духовных и интеллектуальных потребностей советского человека» («Народное образование в СССР. Сб. документов 1917 - 1973 гг.», 1974, с. 93). «Основы законодательства» направлены на дальнейшее совершенствование дела нар. образования в развитом социалистич. обществе. В них записаны руководящие принципы нар. образования в СССР: равенство всех граждан в получении образования независимо от расовой и нац. принадлежности, пола, отношения к религии, имуществ. и социального положения; обязательность образования для всех детей и подростков; гос. и обществ, характер всех учебно-воспитат. учреждений; свобода выбора языка обучения (на родном языке или на языке др. народа СССР); бесплатность всех видов образования, содержание части учащихся на полном гос. обеспечении, выплата стипендий учащимся и студентам; единство системы нар, образования и преемственность всех типов уч. заведений, обеспечивающие возможность перехода от низших ступеней обучения к высшим; единство обучения и коммунистич. воспитания; сотрудничество школы, семьи и общественности в воспитании детей и молодёжи; связь обучения и воспитания подрастающего поколения с жизнью, с практикой коммунистич. строительства; науч. характер образования, его постоянное совершенствование на основе новейших достижений науки, техники и культуры; гуманистич. и высоконравств. характер образования и воспитания; совместное обучение лиц обоего пола; светский характер образования, исключающий влияние религии.

Система нар. образования в СССР включает: дошкольное воспитание; общее ср. образование; внешкольное воспитание; проф.-технич. образование; ср. спец. образование; высшее образование.

Коммунистич. партия и Сов. пр-во проявляют постоянную заботу о нар. образовании, мобилизуют силы общества для его улучшения. Воспитание и образование в СССР стало делом общенародным, в его совершенствовании участвуют все обществ, орг-ции; используются средства массовой информации, литература и искусство. При местных Советах работают постоянные комиссии по нар. образованию, науке и культуре. ЦК КПСС и местные парт, органы в своих аппаратах имеют отделы науки и уч. заведений. Развитие нар. образования в СССР опирается на передовой пед. опыт и достижения сов. педагогики.

Дошкольное воспитание. Первое звено системы нар. образования - дошкольные учреждения (ясли, детские сады, ясли-сады), предназначенные для детей в возрасте до 7 лет. В. И. Ленин назвал организацию сов. детских садов «ростками коммунизма», указывал на их важную роль в раскрепощении женщины (см. Поли. собр. соч., 5 изд., т. 39, с. 24). В целях создания наиболее благоприятных условий для воспитания детей этого возраста начиная с 60-х гг. обеспечивается преимущественное развитие единых дошкольных учреждений - детских яслей-садов. В тесном сотрудничестве с семьёй они осуществляют всестороннее гармонии, развитие и воспитание детей, охраняют и укрепляют их здоровье, прививают им элементарные практич. навыки, любовь к труду, заботятся об их эстетич. воспитании, подготавливают к обучению в школе, воспитывают в духе уважения к старшим, любви к Социалистич. Родине и родному краю. Дошкольные учреждения организуются исполкомами районных, городских, сельских и поселковых Советов, а также (с их разрешения) гос. предприятиями, учреждениями и орг-циями, колхозами, кооперативными и др. обществ, орг-циями. (О развитии сети дошкольных учреждений см. табл. 1.)

Табл. 1. - Рост сети дошкольных учреждений






1914


1940


1950


1960


1970


1975
Число постоянных дошкольных учреждений - всего


177


46031


45251


70584


102730


115173
в т. ч. детских садов и яслей-садов


150


23999


25624


43569


83134


99392
Численность детей в постоянных дошкольных учреждениях - всего, тыс.


5,4


1953


1788


4428


9281


11523
в т. ч. в детских садах и яслях-садах


4,0


1172


1169


3115


8100


10470

Работа в дошкольных учреждениях строится на науч. основе. Для подготовки воспитателей и руководителей созданы пед. уч. заведения. Пед. руководство и обеспечение кадрами (независимо от их ведомств, подчинённости) осуществляют мин-ва просвещения (нар. образования) СССР и союзных республик и их местные органы. Лечебно-профилактич. работу с детьми ведут учреждения здравоохранения. Издаются журн. «Дошкольное воспитание» и др.

Общеобразовательная школа - осн. форма получения общего ср. образования. С первых лет Сов. власти она развивается как единая, трудовая и политехническая. Её единство обеспечивается общностью принципов организации учебно-воспитат. процесса, единым в своей основе содержанием образования и воспитания учащихся при учёте нац. особенностей народов Сов. Союза. Политехнич. и трудовое обучение ведётся в процессе изучения учащимися основ наук, а также в процессе внеурочной, внеклассной и внешкольной работы.

По мере экономич, и культурного роста страны школьная система претерпевала изменения в типах и структуре уч. заведений, сроках обучения, формах связи и преемственности общего и проф. образования. С 1921 наряду со ср. школой (9-летней, позже 10-летней) существовала 7-летняя школа. С 1923 в деревне получили распространение школы крестьянской молодёжи (с 1930 - школы колхозной молодёжи) и с 1926 в городе - фабрично-заводские семилетки. К 1930 во всех союзных республиках были созданы необходимые условия для введения всеобуча. ЦК ВКП(б) 25 июля и ЦИК и СНК СССР 14 авг. 1930 приняли постановления о введении с 1930/31 уч. г. повсеместного всеобщего обязательного нач. обучения детей в возрасте 8-10 лет, а в городах и рабочих посёлках - всеобщего обязательного 7-летнего обучения. С 1930 по 1940 число учащихся 1-4-х классов дневных школ возросло на 6 млн., 5-7-х классов- на 8,8 млн. чел. В 1940/41 уч. г. общее число учащихся общеобразоват. школ всех видов достигло 35,6 млн. Особенно разительны были достижения школьного образования в ср.-азиат, республиках. Так, в 1940/41 уч. г. по сравнению с 1914/15 уч. г. число учащихся общеобразоват. школ в Туркм. ССР увеличилось в 37 раз, в Кирг. ССР - в 47 раз, в Узб. ССР - в 75 раз, в Тадж. ССР - в 854 раза.

В период Великой Отечеств, войны 1941-45 нем.-фаш. захватчики уничтожили и разрушили на территории, подвергшейся нем. оккупации, 82 тыс. школ, в к-рых до войны обучалось 15 млн. учащихся. Нои в эти годы Коммунистич. партия и Сов. пр-во делали всё возможное для развития и совершенствования общеобразоват. школы. Были созданы школы для рабочей и сел. молодёжи, снижен возраст приёма в общеобразовательную школу с 8 до 7 лет, организована сеть пришкольных интернатов, введены экзамены на аттестат зрелости, усилено военно-патриотическое воспитание школьников и т. д.

По окончании войны осн. задачами в области просвещения были восстановление и укрепление общеобразоват. школы в городах и районах, освобождённых от оккупации, введение всеобщего обучения детей во всей стране. 19-й съезд КПСС (1952) принял решение о завершении перехода от 7-летнего образования ко всеобщему среднему в крупных пром. и культурных центрах СССР и подготовке условий для осуществления в последующие годы всеобщего ср. образования в остальных городах и сел. местности. В 50-е гг. получили развитие школы-интернаты. В 1958 Верх. Совет СССР принял закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР», на основе к-рого вместо всеобщего обязательного 7-летнего образования было введено всеобщее обязательное 8-летнее образование, завершённое повсеместно в 1962. Значительно расширилась сеть школ, дающих молодёжи ср. образование без отрыва от произ-ва. Перспективы развития народного просвещения наметил 22-й съезд КПСС (1961) в новой Программе партии.

Большое значение для общеобразоват. школы в условиях развитого социалистич. общества имели постановления ЦК КПСС и Сов. Мин. СССР «О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы» (1966), «О завершении перехода ко всеобщему среднему образованию молодёжи и дальнейшем развитии общеобразовательной школы» (1972) и «О мерах по дальнейшему улучшению условий работы сельской общеобразовательной школы» (1973).

25-й съезд КПСС указал на необходимость дальнейшего серьёзного совершенствования всей общеобразовательной системы и в первую очередь средней школы.

Динамика развития школьного образования характеризуется данными, приведёнными в табл. 2.

В соответствии с Уставом ср. общеобразоват. школы (1970) в зависимости от местных условий создаются отдельно нач. школы в составе 1-3-х классов, 8-летние школы в составе 1-8-х классов и ср. школы в составе 1 -10(11)-х классов, при сохранении единства и преемственности всех ступеней общего ср. образования. Срок обучения в ср. школах 10 лет; в школах Литов. ССР, Латв. ССР и Эст. ССР продолжительность обучения составляет 11 лет.

Сеть общеобразоват. школ включает также ср. школы с производств, обучением, ср. школы с углублённым изучением отд. предметов, школы-интернаты, ср. общеобразоват. школы работающей молодёжи, школы для обучения детей с физич. и умственными недостатками, спец. школы.

Школы с производств, обучением и школы с углублённым теоретич. и практич. изучением отд. предметов создаются для удовлетворения различных интересов и развития способностей учащихся, а также для их проф. ориентации. Объём общеобразоват. знаний в этих школах соответствует требованиям единых уч. планов и программ.

Общеобразоват. школы с продлённым днём имеют целью дальнейшее развитие обществ, воспитания учащихся. Это перспективный путь совершенствования системы общего среднего образования. В 1975/76 уч. г. в школах и группах с продлённым днём находилось 7,3 млн. учащихся.

Школы-интернаты обеспечивают благоприятные условия для всестороннего развития учащихся из семей, не имеющих необходимых условий для воспитания детей. В 1975/76 уч. г. в 2,2 тыс. школ-интернатов обучалось и воспитывалось 777,6 тыс. чел. Для детей, лишившихся родителей и попечения, создана сеть детских домов.

Табл. 2. - Общеобразовательные школы всех видов и численность учащихся в них (на начало уч. года)





1914/15


1940/41


1950/51


1960/61


1970/71


1975/76
Число общеобразовательных школ всех видов, тыс.


123,7


198,8


222,1


224,4


190,3


167,0
В том числе:


















начальные, неполные средние и средние школы


123,7


191,5


201,6


199,2


174,6


149,5
вечерние (с