загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна,окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ПРОМЫШЛЕННОМ, ЖИЛОМ И НЕ ТОЛЬКО...:
ПОНЯТИЯ:

МОНТАЖ (франц. montage - подъём установка, сборка, от monter - поднимать), сборка и установка сооружений конструкций, технологического оборудования агрегатов, машин (см. Сборка машин, аппаратов, приборов и др. устройств и готовых частей и элементов.
МОНТАЖ в строительстве - основной производственный процесс, выполняемый при возведении зданий и сооружений или и реконструкции, в результате которого устанавливают в проектное положение строительные конструкции, инженерное технологическое оборудование и др. МОНТАЖ технологического оборудования включает также присоединение его к источникам энергоснабжения системам очистки и удаления отходов оснащение приборами, средствами автоматизации и контроля
.


СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ в СССР, организационно обособленные производственно-хозяйственные единицы, основным видом деятельности которых является строительство новых, реконструкция, капитальный ремонт и расширение действующих объектов (предприятий, их отдельных очередей, пусковых комплексов, зданий, сооружений), а также монтаж оборудовани я. К государственным СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ относятся строительные и монтажные тресты (тресты-площадки, тресты гор. типа, территориальные, союзные специализированные тресты); домостроительные, заводостроительные и сельские строительные комбинаты; строительные, (монтажные) управления и приравненные к ним организации (напр., передвижные механизированные колонны, строительно-монтажные поезда и др.).
ПРОЕКТИРОВАНИЕ (от лат. projectus, буквально - брошенный вперёд), процесс создания проекта - прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния. Различают этапы и стадии ПРОЕКТИРОВАНИЯ, характеризующиеся определённой спецификой. Предметная область ПРОЕКТИРОВАНИЯ постоянно расширяется. Наряду с традиционными видами ПРОЕКТИРОВАНИЯ (архитектурно-строительным, машиностроительным, технологическим и др.) начали складываться самостоятельные направления ПРОЕКТИРОВАНИЯ человеко-машинных систем (решающих, познающих, эвристических, прогнозирующих, планирующих, управляющих и т. п.) (см. Система "человек и машина"), трудовых процессов, организаций, экологическое, социальное, инженерно-психологич., генетическое ПРОЕКТИРОВАНИЕ и др. Наряду с дифференциацией ПРОЕКТИРОВАНИЯ идёт процесс его интеграции на основе выявления общих закономерностей и методов проектной деятельности.
ПРОМСТРОЙПРОЕКТ, проектный институт в ведении Госстроя СССР. Находится в Москве. Организован в 1933. В составе института архитектурно-строительные и конструкторские отделы; ПРОМСТРОЙПРОЕКТ возглавляет объединение "Союзхимстройниипроект" с проектными институтами в Киеве, Ростове-на-Дону, Тольятти, Алма-Ате. Разрабатывает проекты (архитектурно-строительные и сан.-технич. части) производственных зданий и сооружений крупнейших промышленных предприятий автомобильной, машиностроит., металлургич., химич. и др. отраслей пром-сти; схемы генеральных планов пром. узлов и упорядочения существующих пром. районов; мероприятия по повышению уровня индустриализации строительтсва за счёт унификации и типизации зданий, сооружений и конструкций и внедрения эффективных строит. материалов; нормативные документы и методич. указания по проектированию пром. зданий и сооружений. Периодически публикует реферативную информацию "Строительное проектирование промышленных предприятий". Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1958)

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

(1962-65), Краткая литературная энциклопедия (т. 1-8, 1962-75), 6-томная «История советской многонациональной литературы» (1970-74) и др. Значит, роль в выработке марксистской методологии изучения связей и взаимодействия лит-р сыграли труды литературоведов, посвящённые изучению взаимосвязей нац. лит-р СССР в их движении к единству многонац. сов. лит-ры (Берков, Брагинский, Н. Г. Джусойты, К. Л. Зелинский, 3. С. Кедрина, Г. И. Ломидзе, Н. С. Надъярных, Л. Н. Новиченко, В. Д. Оскоцкий, Пархоменко, Суровцев и др.). Сов. литературоведение изучает лит-ры прошлых веков и актуальные проблемы текущего лит. процесса, смыкаясь в их анализе с лит. критикой, формируя при этом новый тип критика-литературоведа и новые жанровые формы литературно-критич. литературоведения. Достигла успехов отечеств, славистика (И. Н. Голенищев-Кутузов, К. Н. Державин, Н. И. Кравцов и др.), медиевистика (Бахтин, А. А. Смирнов, Л. Е. Пинский, В. Ф. Шишмарёв, Б. И. Ярхо и др.), востоковедение (В.М.Алексеев, Бертельс, А. Н. Болдырев, В. С. Гривнин, В. А. Гордлевский, Н. И. Конрад, И. Ю. Крачковский, В. А. Кривцов, Б. А. Ларин, В. И. Симаков, Н. Т. Федоренко и др.), созданы монографии о крупнейших представителях, важнейших явлениях и процессах античной, зап.-европ., американской лит-р (В. Ф. Асмус, Н. Я. Берковский, Д. В. Затонский, С. И. Соболевский, Сучков, И. М: Тройский, А. А. Аникст, И. И. Анисимов, Р. М. Самарин, В. Д. Днепров, Н.М. Морозов, Ф.П. Шиллер и мн. др.). Многонац. и мировые аспекты сов. литературоведения потребовали дальнейшего обогащения его методологич. поисков, разработки принципов сравнительно-типологич. изучения лит-ры (Алексеев, Белецкий, Берков, Жирмунский, Конрад, Марков, И. Г. Неупокое-ва и др.). Проблемам типологии рус. реализма 19 в. посвящалась конференция в ИМЛИ (1967), тем же проблемам в масштабах семьи славянских лит-р - конференция «Сравнительное изучение славянских литератур» в Ин-те славяноведения и балканистики (1971). Конец 60 - нач. 70-х гг. отмечены значит, активностью в разработке проблем теории лит-ры. Наиболее важным и характерным в этой области явились труды: «Проблемы художественной формы социалистического реализма» (т. 1-2, 1971), «Смена литературных стилей» (1974), трёхтомник «Теории. Школы. Концепции» (1975). Критич. анализ основных теорий, школ и методологич. концепций совр. бурж. литературоведения тесно сочетался с конструктивной теоретич. разработкой актуальных проблем соотношения метода и творч. индивидуальности, системного изучения лит-ры, творч. методов и лит. процесса, с ист.-функциональными исследованиями (Храпченко и др.), изучением проблем специфики художеств, формы и стиля (разработка к-рых базируется на работах Виноградова), форм художеств, обобщения в социалистич. реализме и соотношения последнего с др. творч. методами (Сучков, Марков и др.). Интерес к внутр. законам искусства слова, к синтезу исторической и собственно теоретич. поэтики, к исследованию общих свойств художеств, формы на конкретном материале произведений, содержательности формы, её художеств, смысла свойствен работам Бахтина, Л. Я. Гинзбург, Берковского и др.; появились работы по структурной поэтике (Ю. М. Лотман и др.); плодотворно развивается стиховедение (Тимофеев, М. Л. Гаспаров и др.).

Поиски новых методов литературоведения сопровождаются творч. полемикой с зарубежными литературоведч. школами, анализом и оценкой практики совр. компаративизма, теоретич. аспектами семиотики, структурализма, роли моделирования в художеств, творчестве, критикой идеалистич., субъективистских и неоформалистских позиций бурж. литературоведения. Важным направлением сов. литературоведения остаётся борьба за чистоту марксистско-ленинской идеологии, против буржуазных и ревизионистских извращений истории и практики лит-ры социалистич. реализма (А. А. Беляев, Борщуков, Дымшиц, Овчаренко, Рюриков, Суровцев и др.).

В составе АН СССР, её отделений и филиалов, равно как и в респ. академиях, функционирует сеть специализиров. литературоведч. н.-и. учреждений. Наряду с ИМЛИ и ИРЛИ, Ин-том востоковедения, Ин-том славяноведения и балканистики работают, решая комплексные теоретич. и ист.-лит. проблемы, ин-ты лит-ры АН во всех союзных и авт. республиках. Отмечается значит, рост литературоведч. исследований, предпринятых науч. коллективами Воронежа, Донецка, Ижевска, Саратова, Тарту и др. городов.

Литературоведение в СССР оказывает значит, воздействие на совр. лит. процесс, на обществ, сознание. Издаются научно-популярные серии, библиотека «Литературные памятники», «Библиотека поэта», выходят тома «Литературного наследства», множество специализир. и массовых периодич. изданий, в т. ч. и филологических. Следуя заветам Ленина об отношении к классич. наследству, сов. литературоведение содействует тому, что-бы сделать достоянием народа творчество великих отечеств, и зарубежных писателей. Под эгидой АН СССР были изданы собрания сочинений Радищева, Пушкина, Гоголя, Г. Успенского, Герцена, Тургенева. В кон. 60 - нач. 70-х гг. началась работа над академич. собранием сочинений Достоевского, Некрасова, Чехова, Горького. Респ. АН выпустили научно подготовленные издания Навои, Низами, Руставели, Шевченко, Абовяна, Ширванзаде, Абая, Купалы, Коласа, Айни, Райниса. ИМЛИ в сотрудничестве с нац. ин-тами издаёт на рус. языке и на языках оригиналов серию «Эпос народов СССР». Активно исследуются, переводятся и издаются памятники мировой лит. классики. Созданы многотомные истории англ., франц., немецкой и др. лит-р. Изданы 200 тт. «Библиотеки всемирной литературы». Сов. литературоведение исследует художеств, лит-ру, мировой ист.-лит. процесс с позиций марксистско-ленинского мировоззрения, ист. традиции, творч. опыт сов. лит-ры в контексте мирового лит. процесса и является в этом смысле теоретич. основой сов. лит-ры. В Постановлении ЦК КПСС < О литературно-художественной критике» (1972) намечены меры по активизации критич. и литературоведч. мысли. Решая задачи, стоящие перед наукой о лит-ре, отражающей сложные процессы эпохи развитого социализма сов. литературоведение последовательно укрепляет связи с живым лит. процессом, с критикой. Это способствует углублению науч. анализа, усилению пафоса гражданственности, активному воздействию на развитие сов. лит-ры и иск-ва, взаимообогащению и сближению социалистич. культур. Периодич. издания: журналы «Вопросы литературы» (с 1957), «Литературное обозрение» (с 1973), «Русская литература» (с 1958), «Филологические науки» (с 1958), «Известия Академии наук СССР. Серия литературы и языка» (с 1940), «Радянське лггературознавство» (с 1957), «Кеэль я кирьяндус» (с 1958). См. также соответствующие разделы в статьях об отд. союзных республиках в томах БСЭ. М. Н. Пархоменко.

Искусствознание

Искусствознание в России складывалось как самостоят, дисциплина на протяжении 19 в. Использовало в своём развитии многочисл. элементы истории и теории иск-в, а также художеств, критики, содержащиеся в ср.-век. религ. текстах, летописях, описаниях путешествий и в эстетич. и архит. трактатах 18 в. С нач. 19 в. рос интерес к истории нац. иск-ва (И. А. Акимов, П. П. Свиньин, И. М. Снегирёв) и к его гражд. программе (А. X. Востоков, А. А. Писарев). В отличие от академич. теории и критики (И. И. Виен, В. И. Григорович, А. Н. Оленин), в 1830-е гг. воспринявших консервативные стороны романтич. теорий (П. П. Каменский, Н. В. Кукольник, С. П. Шевырёв), критич. этюды К. Н. Батюшкова, Н. И. Гнедича, В. К. Кюхельбекера, А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Н. И. Надеждина были основаны на живом общении с художеств, произв., утверждали филос. значение, жизненность и народность иск-ва. В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. А. Добролюбов, Н. П. Огарёв, Н. Г. Чернышевский, преодолевая идеалистич. и метафизич. методологию, дали рус. иск-ву глубоко обоснованную прогрессивно-демократич. программу; её воздействие сказалось в статьях А. П. Баласогло, В. П. Боткина, В. Н. Майкова. А. К. Красовский и И. И. Свиязев высказали ряд прогрессивных для своего времени положений о природе и задачах архитектуры.

Во 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. сбор и систематизацию материалов по истории рус. иск-ва средневековья и нового времени вели Ф. И. Буслаев, И. Е. Забелин, Н. П. Лихачёв, А. В. Прахов, Д. А. Ровинский, Н. П. Собко, А. И. Сомов, В. В. Стасов, А. И. Успенский. Значит, вклад в изучение рус. архитектуры внесли Ф. Ф. Горностаев, Л. В. Даль, А. М. Павлинов, Г. Г. Павлуцкий, П. П. Покрышкин, Н. В. Султанов, В. В. Суслов. Усиление интереса к стилистич. анализу произв. в нач. 20 в. отразилось в работах по истории рус. иск-ва, возглавленных И. Э. Грабарём, расширение круга изучаемых памятников - в работах В. Я. Адарюкова, Г. К. Лукомского, С. П. Яремича, историков архитектуры В. Я. Курбатова, И. А. Фомина, Б. Н. Эдинга. Успехи в изучении визант. иск-ва и христ. иконографии были связаны с именами Д. В. Айналова, Н. П. Кондакова, Е. К. Редина, Я. И. Смирнова, Ф. И. Шмита. Большую роль в изучении всеобщей истории иск-в сыграли А. Н. Бенуа, В. К. Мальмберг, Н. Я. Марр, Н. И. Романов, М. И. Ростовцев, П. П. Семёнов, Б. В. Фармаковский, И. В. Цветаев. Однако многим трудам рус. искусствоведов (под влиянием гегельянской и кантианской тенденций в зап. гуманитарных науках) была свойственна идеалистич. методика, абсолютизировавшая процесс стилистич. эволюции в качестве некоего имманентного явления, лишь косвенным образом соотносящегося с динамикой социальной жизни. В кон. 19 - нач. 20 вв. деятельность ряда критиков и историков иск-ва (А. Л. Волынского, С. К. Маковского, Д. В. Философова и др.) носила эстетский индивидуалистич. характер. Первым рус. искусствоведческим науч. ин-том стал Ин-т истории иск-в, осн. В. П. Зубовым в 1912 в Петербурге.

Учение В. И. Ленина об иск-ве как отражении социальной действительности, о партийности иск-ва, а также традиции прогрессивно-демократич. рус. критики и эстетики (Белинский, Чернышевский, Добролюбов, Стасов и др.) послужили базой для марксистской художеств, критики предреволюц. лет (В. В. Боровский, М. С. Ольминский, А. В. Луначарский) и для развития сов. искусствознания.

Советское искусствознание. После победы Окт. революции 1917 искусствознание, тесно связанное с идеологической работой Коммунистической партии, обрело важное место в обществ, жизни, превратилось в широко разветвлённую науку с единым, марксистско-ленинским методологич. базисом.

Борьба за революционное содержание иск-ва, реализм, за развитие видов и форм художеств, творчества, отвечающих целям культурной революции, в 1920-е гг. проходила в напряжённых дискуссиях, в к-рых важную роль сыграли выступления Б. И. Арватова, А. В. Бакушинского, Луначарского, И. Л. Маца, А. А. Сидорова, Я. А. Тугендхоль-да, А. А. Фёдорова-Давыдова, Н. М. Щё-котова, А. М. Эфроса и др. Вопросами теории и истории изобразительного и декоративного иск-ва занимались Ин-т художеств, культуры (Инхук; 1920-24) в Москве и Грс. ин-т художеств, культуры (Гинхук, 1923-27) в Ленинграде.

Теория иск-ва 20-х гг. (работы Луначарского и др.) осваивала принципы ист. материализма. Был внесён ценный вклад в разработку положений о классовом характере иск-ва, его активной роли в общественно-политич. борьбе, о социально-экономич. обусловленности развития иск-ва и нанесён удар идеалистич. теориям, отделявшим иск-во от обществ, жизни. Вместе с тем искусствознание 20-х гг. нередко допускало ошибки формалистического и вульгарно-социологического (В. М. Фриче и др.) характера. Ведущая роль среди учреждений и организаций, занимавшихся вопросами истории и теории иск-ва, во 2-й пол. 1920-х гг. принадлежала Ин-ту археологии и искусствоведения, входившему в состав образованной в 1924 в Москве Росс, ассоциации н.-и. ин-тов обществ, наук (РАНИОН), и Гос. ин-ту истории иск-в в Ленинграде, созданному в 1921 на базе Петроградского ин-та истории иск-в.

Борьба за жизнеутверждающие идеалы социалистич. эпохи, развернувшаяся в иск-ве 30-х гг., определила и развитие искусствознания. Всё чаще ставились проблемы освоения классики, изучался образ человека в иск-ве великих эпох реализма (М. В. Алпатов, Д. Е. Аркин, Грабарь, Ю. Д. Колпинский, В. Н. Лазарев и др.). В теории этого периода, освободившейся от вульгарного социологизма, первостепенное значение обрели проблемы иск-ва как отражения действительности в художеств, образах, объективности художеств, познания мира, осмысления истории эстетики, а также современных её проблем в свете ленинской теории отражения (выступления М.А. Лифшица, В. С. Кеменова и др.). На базе предшествующего опыта сов. иск-ва и искусствознания в эти годы оформилась теория социалистич. реализма. Широкий круг искусствоведческих проблем разрабатывала Гос. академия искусствознания (ГАНС, 1931-36; с 1933 в Ленинграде).

Искусствознание военных и первых послевоен. лет активно занималось проблемами нац. наследия, теорией социалистич. реализма, вопросами партийности, народности, нац. специфики, идейности иск-ва.

В 50-е гг. предметом тщательного изучения стала проблема постулат, развития иск-ва социалистич. реализма во всём его многообразии и принципиальном единстве, а также вопросы специфики иск-ва, сложного взаимоотношения его видов и жанров. Исследователей и критиков всё чаще привлекали проблема современности в иск-ве, вопросы мастерства, художеств, выразительности, сложной структуры художеств, образа. Это позволило значительно углубить и усовершенствовать методологию искусствоведческого анализа как комплексного науч. исследования. В 60-х гг. началось систематическое и развёрнутое изучение принципов технич. эстетики: было обращено большое внимание на роль художеств, среды в системе обществ, жизни и эстетич. воспитания. Заметно интенсифицировалось изучение вопросов синтеза изобразит, иск-ва и архитектуры.

60-70-е гг. в развитии сов. искусствознания ознаменовались более чёткой и аргументированной критикой бурж. эстетич. теорий, ревизионистских тенденций в зарубежной науке об иск-ве, формалистич. и натуралистич. течений. Творчески обсуждались актуальные проблемы совр. художеств, культуры, анализировались её достижения и недостатки (В. В. Ванслов, Н. А. Дмитриева, В. М. Зименко, Лифшиц, Г. А. Недошивин, Л. Я. Рейнгардт, многочисл. представители искусствоведческой молодёжи, выдвинувшейся во всех союзных республиках).

За годы Сов. власти было открыто, реставрировано и введено в науч. обиход множество памятников иск-ва рус. средневековья. История иск-ва допетровской Руси получила всестороннее освещение в работах Алпатова, В. И. Антоновой, П. И. Барановского, Л. А. Бартенева, Н. И. Брунова, Г. К. Вагнера, Н. Н. Воронина, Грабаря, И. Е. Даниловой, И. А. Дёминой, М. А. Ильина, М. К. Каргера, Лазарева, Н. Е. Мнёвой, Н. Н. Померанцева, А. Н. Свирина, Н. П. Сычёва и др.

В свете ленинского учения о борьбе двух культур в каждой нац. культуре антагонистич. об-ва искусствоведами была заново осмыслена история рус. иск-ва 18 -нач. 20 вв. (Э. Н. Ацаркина, С. Н. Гольдштейн, Грабарь, Г. Г. Гримм, Г. В. Жидков, Н. Н. Коваленская, А. Ф. Коростина, А. К. Лебедев, О. А. Лясковскпя, Н. Г. Машковцев, А. Н. Савинов, Д. В. Са-рабъянов, Н. И. Соколова, Г. Ю. Стернин, Фёдоров-Давыдов и др.).

Одним из важнейших достижений искусствознания явилось создание развёрнутой историографии сов. иск-ва. Работы Н. В. Баранова, О. М. Бескина, А. В. Бунина, Н. П. Былинкина, А. И. Замошкина, Л. С. Зингера, А. А. Каменского, Р.С. Кауфмана, П.И. Лебедева, А.И. Михайлова, М. Л. Неймана, Б. М. Никифорова, Б. В. Павловского, Ф. С. Рогинской, П. К. Суздалева, П. М. Сысоева, Б. Н. Терновца, А. Н. Тихомирова, В. П. Толстого, А. Д. Чегодаева и др. раскрывают новаторский характер сов. иск-ва, дают анализ его принципиальной идейной общности и многообразных тенденций, показывают становление и развитие метода социалистич. реализма, освещают своеобразие творческих устремлений отд. мастеров. Детально исследованы мн. области декоративно-прикладного и нар. иск-ва (В. М. Василенко., В. С. Воронов, П. К. Галауне, Э. К. Кверфельдт, А. Н. Кубе, М. М. Постникова, А. Б. Салтыков, С. М. Темерин, А. К. Че-калов, Л. И. Якунина и др.).

После Окт. революции 1917 возникла и историография иск-ва народов СССР. Была проделана огромная работа по изучению как древних и ср.-век., так и новых и новейших художеств, культур всех народов страны. В развитии этой отрасли сов. искусствознания большую роль сыграли работы А. Н. Бернштама, Б. В. Веймарна, В. Л. Ворониной, И. А. Орбели, М. А. Орловой, Б. Б. Пиотровского, О. Халпахчьяна (РСФСР), В. А. Афанасьева, Б. С. Бутник-Сиверского, Я. П. Затенацкого, Г. Н. Логвина (УССР), А. П. Воинова, М. С. Кацера (БССР), М. Я. Лившица (Молд. ССР), Л. С. Бретаницкого, К. Керимова, М. Усейнова (Азерб. ССР), Ш. Амиранашвили, В. Беридзе, Г. Чубинашвили, Р. Шмерлинг (Груз. ССР), Р. Дрампяна, Л. А. Дурново (Арм. ССР), М. Мендикулова (Каз. ССР), Г. А. Пугаченковой, Л. И. Ремпеля, А. Умарова, А. Ю. Якубовского (Узб. ССР), Г. И. Сауровой (Туркм. ССР), Л. Айни (Тадж. ССР), В. Е. Нусова (Кирг. ССР), П. Гудинаса, А. Савицкаса, Ю. Юргиниса (Лит. ССР), Ю. М. Васильева, И. Крейтусс, Р. Лаце (Латв. ССР), Б. М. Бернштейна, В. Ваги (Эст. ССР).

Исследователи всеобщей истории иск-ва не только обогатили науку многими фактич. открытиями, но и, в противовес традиц. концепциям бурж. искусствознания, с марксистско-ленинских позиций осмыслили ряд узловых этапов художеств, истории. Созданы важные труды по истории первобытного иск-ва (А. С. Гущин, А. П. Окладников и др.), др.-вост. и античного иск-ва (В. Д. Бла-ватский, О. Ф. Вальдгауэр, Ю. Д. Кол-пинский, М. Э. Матье, В. В. Павлов, К. В. Тревер, П. Д. Флиттнер и др.), иск-ва европ. стран и США (Алпатов, А. В. Банк, Б. Р. Виппер, А. Г. Габричевский, Н. М. Гершензон-Чегодаева, В. Н. Гращенков, А. А. Губер, Данилова, М. В. Доброклонский, Ю. К. Золотев, А. Е. Изергина, Т. П. Каптерева, Лазарев, В. Ф. Левинсон-Лессинг, М. Я. Либман, Е. Г. Лисенков, В. М. Полевой, В. Н. Прокофьев, Романов, Е. И. Ротенберг, Чегодаев, И. А. Смирнова, Н. В. Яворская и др.), художественных культур народов Азии, Африки, а также древних народов Америки (Веймарн, Н. А. Виноградова, Ю. Н.Глухарёва, Б. П. Денике, М.М.Дьяконов, Р. В. Кинжалов, В. Б. Мириманов, Д. А. Ольдерогге, С. И. Тюляев и др.).

В 1950-70-е гг. подготовлен ряд коллективных обобщающих трудов: выпущены 13-томная «История русского искусства»- (1953-69), 6-томная «Всеобщая история искусств» (1956-66), 3-томное издание «Русское декоративное искусство» (1962-65), 6-томная «История украинского искусства» (1966-70), 12-томная «Всеобщая история архитектуры» (1966-76). Создаются энциклопедия «Искусство стран и народов мира» (с 1962), серия «Памятники мирового искусства» (с 1967), биобиблиографический словарь «Художники народов СССР» (с 1970), «История искусства народов СССР» (с 1971).

Центрами искусствоведческой науч. работы являются музеи и н.-и. ин-ты, из к-рых главные - Третьяковская галерея (осн. в 1892), Музей изобразит, иск-в им. А. С. Пушкина (открыт в 1912) и Музей архитектуры им. А. В. Щусева [объединивший в 1964 Музей архитектуры Академии стр-ва и архитектуры СССР (осн. в 1934) и Музей рус. архитектуры им. А. В. Щусева (осн. в 1945)] в Москве, Русский музей (осн. в 1895) и Эрмитаж (открыт для публичного обозрения в 1852) в Ленинграде, Ин-т истории искусств Мин-ва культуры СССР (осн. под рук. Грабаря в 1944, до 1961 - в системе АН СССР), Н.-и. ин-т теории и истории изобразит, иск-в Академии художеств СССР (осн. в 1948), Н.-и. ин-т теории, истории и перспективных проблем сов. архитектуры (осн. в 1946), Н.-и. ин-т художеств, пром-сти (осн. в 1934), Всесоюзный н.-и. ин-т технич. эстетики (осн. в 1962) Гос. к-та Сов. Мин. СССР по науке и технике - все в Москве.

Науч. исследования в области теории и истории иск-ва создают базу для интенсивного развития художеств, критики, решения актуальных вопросов художеств, жизни, творческой практики. Конкретная связь искусствознания как науч. дисциплины с художеств, критикой выражается, в частности, в том, что большинство авторов важных критич. статей (Бернштейн, Дрампян, Каменский, Ке-менов, В. И. Костин, К. С. Кравченко, И. Крейтусе, П. И. Лебедев, М. В. Мюнц, Ю. Э. Осмоловский, Г. Г. Поспелов, И. И. Сапего, И. Е. Светлов, О. И. Сопоцинский, О. А. Сурский, Толстой, Умаров, 3. В. Фогель, Ю. Я. Халаминский, А. Т. Ягодовская и др.) является также авторами многочисл. науч. исследований. Основополагающее значение для укрепления марксистско-ленинских принципов искусствоведческого освещения проблем художеств, жизни в эпоху развитого социалистич. общества имели постановления ЦК КПСС «О литературно-художественной критике» (1972), а также «О работе с творческой молодежью» (1976).

Интенсивно ведётся в СССР науч. популяризация иск-ва. Большое внимание пропаганде художеств, творчества уделяют печать, радио, кино, телевидение. Успешно развиваются междунар. связи сов. искусствознания (сов. учёные активно участвовали в работе Междунар. искусствоведческих конгрессов в Бонне в 1964, Будапеште в 1969 и Гранаде в 1973).

Подготовка искусствоведческих кадров осуществляется Моск., Ленингр. и Свердловским ун-тами, Ленингр. ин-том живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, а также рядом респ. уч. заведений.

Период и ч. издания: журналы «Искусство» (с 1933), «Творчество» (с 1957), «Декоративное искусство СССР» (с 1957), «Архитектура СССР» (с 1933), информац. бюллетень «Техническая эстетика» (с 1964), издания респ. искусствоведческих и архитектуроведческих журналов, а также многочисл. сборники пе-риодич. типа [«Советское искусствознание» (с 1973) и др.]. См. также Искусствознание. П. А. Павлов.

Музыковедение

Муз.-теоретич. мысль, зародившаяся в странах древнего мира, достигла значит, развития в ср. века у народов Ср. Азии. Вопросы музыки занимали большое место в трудах аль-Фараби (10 в.), Ибн Сины (10-11 вв.) и др. В 17 в. были созданы выдающиеся труды: «Азбука знаменного пения» рус. монаха Александра Мезенца, обобщающая многовековый опыт одноголосного певческого иск-ва Др. Руси, «Мусикийская грамматика» укр. теоретика Н. П. Дилецкого, обосновывающая многоголосный стиль партесного пения, пришедший на смену старой традиции. Развитие муз. науч. мысли в 18-19 вв. было тесно связано с борьбой за передовое нац. муз. иск-во, с защитой и обоснованием его творч. и эстетич. идеалов. Важным этапом рус. музыковедения была деятельность В. Ф. Одоевского, А. Н. Серова, В. В. Стасова, Г. А. Лароша, Ц. А. Кюи (Серов ввёл термин «музыкознание»). Передовое рус. музыковедение способствовало утверждению прогрессивных творч. принципов нац. классической муз. школы. В этом отношении важную роль сыграли работы Одоевского, Серова и Стасова о М. И. Глинке и А. С. Даргомыжском; Стасова о М. П. Мусоргском и А. П. Бородине; Н. Д. Кашкина о П. И. Чайковском и др. Серов, Ларош и др. деятели рус. музыковедения стремились рассматривать муз. явления на широком историч. фоне. Стасов выступал как пламенный пропагандист рус. иск-ва, борец за передовые идеалы реализма и народности. Рус. музыковедению принадлежат также значит, заслуги в разработке отд. музыкально-теоретич. дисциплин (учебники гармонии Н. А. Римского-Корсакова и Чайковского, труды «Основы оркестровки» Римского-Корсакова и «Подвижной контрапункт строгого письма»С. И. Танеева), в создании капитальных работ о зап.-европ. музыкальной классике (3-томная монография А. Д. Улыбышева о В. А. Моцарте, работы Серова о Л. Бетховене), в разоблачении эстетики муз. формализма в зарубежном бурж. музыковедении (критика Серовым, Стасовым, Чайковским и др. формалистической сущности взглядов, высказанных в книге австр. историка музыки и критика Э.Ганслика «О музыкально-прекрасном»). Большое внимание рус. музыковедение уделяло нар. муз. иск-ву. В теоретич. трудах Одоевского, Серова, Ю. Н. Мельгунова, П. П. Сокальского охарактеризованы нек-рые существ, особенности муз. склада нар. песни. В кон. 19 - нач. 20 вв. в связи с формированием и развитием различных нац. школ украинскими (Сокальский, Н. В. Лысенко), грузинскими (3. П. Палиашвили, Д. И. Аракишвили), армянскими (Комитас), латышскими (А. Юрьян, Э. Мелнгайлис) и др. исследователями был внесён значит, вклад в изучение муз. фольклора различных народов.

Советское музыковедение. После Окт. революции 1917 активно развивалась наука о музыке. В первые послереволюц. годы были созданы науч. учреждения, разрабатывавшие проблематику различных иск-в, в т. ч. и музыки: в Ленинграде - Гос. ин-т истории иск-в (1921, позднее н.-и. отдел Ин-та театра, музыки и кинематографии), в Москве - Гос. ин-т муз. науки (ГИМН, 1921) и Гос. академия художеств, наук (ГАХН, 1921).

В работах сов. музыковедов утверждалось марксистско-ленинское понимание музыки как одной из форм обществ, сознания. Это позволило по-новому раскрыть и объяснить ряд явлений муз. иск-ва прошлого и настоящего. Сов. музыковедение с первых своих шагов активно боролось против чуждых влиянии, реакц. бурж. тенденций, за подлинно народное муз. иск-во. Основополагающими для развития сов. музыковедения явились идеи В. И. Ленина о лит-ре и иск-ве. Укреплению методологич. позиций сов. музыковедения способствовали работы А. В. Луначарского о музыке, в к-рых даны образцы марксистского идейно-художеств. анализа муз. творчества, подвергнуты критике проявлявшиеся в 20-х гг. вулыарно-социологич. и формалистич. тенденции.

В 30-х гг. были достигнуты определ. успехи в разработке важнейших проблем муз. теории и эстетики, касающихся полноценного отражения сов. действительности в музыке, применения в ней метода социалистич. реализма.

Большое значение имела деятельность Б. В. Асафьева (псевд.- Игорь Глебов), работавшего в различных отраслях теории и истории музыки. Одним из крупных достижений сов. муз. теоретич. и эстетнч. мысли явилась созданная им теория интонации, дающая ключ к объяснению конкретного механизма отражения действительности в музыке («Музыкальная форма как процесс», ч. 2, Интонация, и др.). Науч. ценность представляет обширный цикл работ Асафьева по рус. муз. классике, совр. сов. и зарубежной музыке. Основы сов. музыковедения в 20 - 30-х гг. разрабатывали также Н. А. Гарбузов, М. В. Иванов-Борецкий, К. А. Кузнецов, А. В. Оссовский, Б. Л. Яворский. Гарбузов существенно обогатил муз. акустику, доказав зонную природу восприятия человеком муз. интонации, ритма, темпа, тембра. Выдвинутая Яворским теория ладового ритма объясняла ряд закономерностей музыки как выразит, речи.

Одной из важнейших задач музыковедения было создание новых методов анализа, помогающих раскрытию идейно-образного содержания муз. произведений. Большое значение имели работы Л. А. Мазеля и В. А. Цуккермана, ещё в 30-х гг. начавших разработку метода т. н. целостного анализа, исследующего форму муз. произв. как систему организации всех выразит, средств, служащих для воплощения определ. замысла. Ценный вклад в развитие этого метода в 50-70-х гг. внесли С. С. Скребков, В. В. Протопопов, В. П. Бобровский.

В области гармонии Г. Л. Катуар, И. В. Способин, С. В. Евсеев и др. в 20 - 30-е гг. оригинально трактовали и творчески развивали положения т. н. функциональной школы. В. О. Берков разработал вопрос о формообразующей роли гармонии, Ю. Н. Тюлин создал теорию переменных функций, дающую ключ к пониманию нек-рых гармонич. явлений в музыке 20 в. Совр. гармонии посвящены работы Скребкова, Ю. Н. Холопова и др., классич. гармонии - труд Мазеля (1975). С. С. Богатырёв развил нек-рые стороны учения Танеева о подвижном контрапункте; Протопопов создал серию работ по истории полифонии. Вопросам теории жанров посвящены работы В. А. Васиной-Гроссман (романс и песня), М. С. Друскина, Б. М. Ярустовского (оперная драматургия).

В области истории музыки усилия исследователей сосредоточены в первую очередь на изучении путей развития отечеств, муз. культуры. В 1928-29 вышел в свет фундаментальный труд Н. Ф. Финдейзена «Очерки по истории музыки в России с древнейших времён до конца XVIII века»; позднее появились включающие новые материалы исследования о рус. музыке 18 в. Т. Н. Ливановой (в 1938, 1952-53) и Ю. В. Келдыша (в 1947-54), коллективные общие курсы истории русской музыки. В 40-60-х гг. были созданы капитальные монографич. труды о классиках рус. музыки (Асафьева о Глинке, М. С. Пекелиса о Даргомыжском, Н. В. Туманиной о Чайковском, А. Н. Сохора о Бородине, Г. Н. Хубова о Мусоргском, А. А. Соловцова о Римском-Корсакове и др.), а также работы, поев. отд. жанрам рус. музыки: книги А. Д. Алексеева и В. И. Музалевского о фп. музыке, Васиной-Гроссман и О. Е. Левашёвой о камерной вокальной лирике, А. А. Гозенпуда об оперном театре, И. М. Ямпольского о скрипичной музыке, Л. С. Гинзбурга о виолончельном иск-ве, Л. Н. Раабена о камерном инструм. ансамбле, и др.

В 1956-63 вышла в свет 4-томная «История советской музыки», написанная коллективом сотрудников Ин-та истории искусств. Отд. жанры сов. муз. творчества рассматриваются в работах В. М. Богданова-Березовского (опера), Сохора (песня) и др. В 50 - 60-х гг. создано много монографич. исследований, критико-биографич. и аналитич. очерков о творчестве выдающихся сов. композиторов - книги И. В. Нестьева и М. Е. Тараканова о Прокофьеве, Бобровского, Л. В. Данилевича, М. Д. Сабини-ной о Шостаковиче, А. А. Иконникова, Ливановой о Мясковском, Хубова о Хачатуряне, Сохора о Свиридове и др.

Многие явления зарубежной музыки по-новому освещены в трудах А. А. Альшванга, Р. И. Грубера, Д. В. Житомирского, В. Д. Конен, Ю. А. Кремлёва, И. И. Соллертинского, В. Э. Фермана и др.

В большинстве союзных республик широкий размах получила работа по собиранию и изучению нар. муз. творчества. Новые пласты казах., узб. и туркм. фольклора были открыты А. В. Затаевичем и В. А. Успенским. Крупный вклад в исследование ср.-азиат, муз. культур внесли В. М. Беляев и В. С. Виноградов. Большую ценность имеют труды «Основы азербайджанской народной музыки» (1945) У. Гаджибекова и «Вопросы истории и теории армянской монодической музыки» (1958) X. С. Кушнарёва; их значение не исчерпывается теоретич. осмыслением особенностей муз. культур этих народов.

Уже в 20-х гг. появились работы по истории укр. музыки Н. А. Гринченко, груз, музыки - Д. И. Аракишвили. В последующие десятилетия, особенно в 50-60-х гг., ценных результатов достигли Э. А. Абасова, К. А. Касимов (Азербайджан), Р. А. Атаян, Г. Г. Тигранов, А. И. Шавердян (Армения), Г. И. Цитович (Белоруссия), В. Г. Донадзе, А. Г. Цулукидзе (Грузия), А. К. Жубанов, В. Г. Ер-закович (Казахстан), Я. Я. Витолинь (Латвия), Ю. К. Гаудримас (Литва), Ф. М. Кароматов, Т. С. Вызго (Узбекистан), Л. Б. Архимович, Н. М. Гордейчук (Украина) и др. В работах А. М. Листопадова, Е. В. Гиппиуса и А. В. Рудневой утверждается принцип дифференцированного изучения рус. нар. песни по областным стилям. Укр. музыковед-фольклорист К. В. Квитка выдвинул и обосновал метод сравнит, изучения фольклора слав, народов. Дальнейшее развитие этот метод получил в работах В. Л. Гошовского на Украине и Ф. А. Рубцова в РСФСР. В 1970-74 вышел в свет 5-томный коллективный труд «История музыки народов СССР от 1917 года».

Значит, успехов достигла в 60-70-е гг. муз. критика. Пост. ЦК КПСС «Об исправлении ошибок в оценке опер „Великая дружба", „Богдан Хмельницкий", „От всего сердца"» (1958), подчеркнувшее основополагающее значение принципов реализма, народности, партийности иск-ва, способствовало изживанию догматич. тенденций в сов. муз. критике. Важное значение для её развития имело пост. ЦК КПСС «О литературно-художественной критике» (1972), к-рое помогло преодолеть поверхностность, описательность, недостаточную глубину, свойственные нек-рым прежним критич. выступлениям.

В качестве особой дисциплины оформились теория и история муз.-исполнит, иск-ва. Работы в этой области опубликовали Алексеев, Л. А. Баренбойм, Л. С. Гинзбург, Г. М. Коган, Я. И. Мильштейн, А. А. Николаев, Раабен, Б. А. Струве, Ямпольский. Большое внимание уделяется источниковедческой и справочно-библиографической работе как базе для исследований по истории музыки. В 1970-х гг. развернулись муз.-социологич. исследования. Сов. музыковедение вносит значит, вклад в строительство муз. культуры развитого социалистич. общества.

Музыковедов готовят многочисл. консерватории, ин-ты иск-в РСФСР и др. союзных республик.

Проблемы музыковедения изучаются в Ин-те истории иск-в (Москва, 1944), н.-и. отделении Ин-та театра, музыки и кинематографии (Ленинград), Ин-те искусствоведения, этнографии и фольклора АН УССР (Киев, 1945) и ряде др. респ. ин-тов, в секторах искусствоведения, входящих в состав институтов АН союзных республик.

Укрепились контакты сов. музыковедов с учёными др. стран, в особенности социалистических. Музыковеды СССР участвуют в деятельности Интернац. об-ва музыковедения и др. междунар. орг-ций. На различных междунар. конгрессах и симпозиумах они отстаивают принципы реализма и народности, подвергают критике реакционные идеалистич. и формалистич. тенденции в области музыки и науки о ней. Важную роль в упрочении междунар. авторитета сов. музыковедения и сближении передовых муз. исследователей разных стран сыграл 7-й конгресс Международного муз. совета при ЮНЕСКО, состоявшийся в Москве в 1971.

Периодические издания: журналы «Советская музыка» (с 1933), «Музыкальная жизнь» (с 1957), «Музика» (К., с 1923), а также тематич. сборники «Музыка и современность», «Вопросы музыкальной формы», «Вопросы музыкально-исполнительского искусства» и др.

См. раздел Музыка, а также Музыковедение. Ю. В. Келдыш.

Театроведение

Развитие театроведч. мысли было связано с усилением роли театра в жизни общества. Один из теоретиков классицизма А. П. Сумароков, как и др. передовые деятели рус. культуры, считал театр носителем прогрессивных идей, трибуной гражданских идеалов. К демократизму, самобытности рус. театра, усилению его воспитат. значения призывал просветитель Н. И. Новиков, к-рый опубликовал в 1772 «Опыт исторического словаря о российских писателях». В словарь вошли его статьи о крупнейших деятелях рус. театра: Сумарокове, В. К. Тредиаковском, М. М. Хераскове и др. Среди первых исследований по истории рус. театра выделяется работа Я. Штелина « Краткое известие о театральных в России представлениях от начала их до 1768 года» (1779). На рубеже 18-19 вв. за правдивое изображение жизни на сцене выступали Н. М. Карамзин, И. А. Крылов, позднее принципы гражданственности иск-ва отстаивали А. Д. Улыбышев, П. А. Вяземский, Н. И. Гнедич. Опыту зарубежного театра было поев. соч. А. Н. Веселовского «Старинный театр в Европе» (1870). Значит, вкладом в изучение рус. театра стали работы П. О. Морозова «История русского театра до половины XVIII столетия» (1889), А. А. Ярцева «Основание и основатель русского театра (Ф. Г. Волков)» (1900), Б. В. Варнеке «История русского театра» (1908- 1910), В. Н. Всеволодского-Гернгросса о театре эпохи Отечественной войны (1812) и театр, образовании в России, Н. И. Стороженко о театре У. Шекспира и др. В дореволюц. период стало складываться театроведение и у др. народов России, имевших проф. театр (грузин, армян и др.). Наука о театре как самостоят, отрасль окончательно сложилась в нач. 20 в.

Советское театроведение. Быстрый подъём театроведения начался уже в первые годы после Октябрьской революции 1917. Сов. театроведение в своём развитии опиралось на богатое эстетич. наследие А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, А. Н. Островского, идейные и эстетич. принципы сценич. иск-ва и драматургии, разработанные революц. демократами В.Г. Белинским, Н. А. Добролюбовым, А. И. Герценом, на метод марксистского изучения театра, основы к-рого были заложены в трудах Г. В. Плеханова, В. В. Воровского, А. В. Луначарского. Возникли науч. учреждения, изучавшие историю и теорию театра: секции театр, отдела Наркомпроса (1918), Гос. академия художеств, наук (ГАХН, 1921-31) в Москве. На её базе в 1931 была создана Гос. академия искусствознания (ГАИС), в 1933 переведённая в Ленинград и слившаяся с Гос. ин-том истории иск-в (ГИИИ, осн. в 1921), после ряда преобразований - с 1962 Ленингр. ин-т театра, музыки и кинематографии. В борьбе с формальным и формально-социологич. методами, вульгарным социологизмом сов. театроведение овладевало марксистско-ленинской методологией. Важное значение для сов. театроведения имели парт, документы по вопросам лит-ры и иск-ва: письмо ЦК РКП(б) «О пролеткультах» (1920), резолюция ЦК РКП(б) «О политике партии в области художественной литературы» (1925), парт, совещание по вопросам театра при агитпропе ЦК ВКП(б) (1927). Театр, отдел ГИИИ с 1922 возглавлял крупнейший исследователь театра А. А. Гвоздев. Здесь работали А. С. Булгаков, Всеволодский-Гернгросс, С. С. Данилов, К. Н. Державин, С. С. Мокульский, А. И. Пиотровский, А. А. Смирнов, И. И. Соллертинский, к-рые изучали проблемы зарубежного, рус. и сов. театров; уделялось большое внимание вопросам методологии. Театроведы, работавшие в Москве,- Б. В. Алперс, Н. Д. Волков, С. Н. Дурылин, Е. М. Кузнецов, П. А. Марков, П. И. Новицкий, Ю. В. Соболев, Д. Л. Тальников, В. А. Филиппов, А. М. Эфрос, Н. Е. Эфрос группировались вокруг театр, секции ГАХН. Нигилистич. отношению к культурному наследию и старым театрам со стороны Пролеткульта, программам «Театрального Октября», к-рые были выдвинуты В. Э. Мейерхольдом, а затем РАППом, они противопоставляли работы, обобщающие богатый опыт и реалистич. традиции Малого театра и МХАТа.

Пост. ЦК ВКП(б) ч О перестройке литературно-художественных организаций» (1932) способствовало преодолению вульгарного социологизма в сов. театроведении, сближению его с творч. практикой. Значит, вкладом в развитие театроведческой мысли стали труды К. С. Станиславского «Моя жизнь в искусстве» (1926) и «Работа актёра над собой» (1938), В. И. Немировича-Данченко «Из прошлого» (1936), работы Е. Б. Вахтангова, Л. Курбаса, К. А. Марджанова, Мейерхольда, А. Я. Таирова и др.

Основываясь на теории народности иск-ва и на принципах марксистско-ленинской эстетики, сов. театроведение добилось значит, успехов в разработке теории социалистич. реализма. Драматургия рассматривалась в тесной связи с её сценич. воплощением, углублённо изучались актёрское иск-во, режиссура. С реорганизацией в 30-х гг. театр, вузов (Гос. ин-т театр, иск-ва им. А. В. Луначарского в Москве, 1935, Ленингр. театр, ин-т, 1939) науч. работа велась на их кафедрах, создавались учебники и уч. пособия по истории театра. Новая методология нашла отражение в коллективном труде «История советского театра», т. 1 (1933), исследованиях зарубежного театра - «История западноевропейского театра», т. 1-2 (1936-39) Мокульского, «Западноевропейский театр на рубеже XIX и XX столетий» (1939) Гвоздева, «История западноевропейского театра от возникновения до 1789 года» (1941) А. К. Дживелегова и Г. Н. Бояджиева. Появилась новая плеяда театроведов - И. Л. Альтман, Г. И. Гоян, Ю. А. Дмитриев, Н. Г. Зограф, Ю. С. Калашников, А. П. Мацкин, П. И. Новицкий, Б. И. Ростоцкий, Ю. И. Слонимский, Е. Д. Сурков, Н. Н. Чушкин, И. И. Юзовский и др., занимающихся изучением разнообразного по формам многонац. сов. театра. На основе достижений театроведения поднялся теоретич. уровень театр, критики.

В годы Великой Отечеств, войны 1941- 1945 выходили сб. статей, альманахи Всеросс. театр, об-ва, активно работали театр, критики. В 1944 в Москве создан Ин-т истории иск-в (с 1977 Всесоюзный н.-и. ин-т искусствознания) с сектором театра народов СССР, ставший ведущим н.-и. учреждением в области театроведения (в 1944-61 в системе АН СССР, с 1961 - Мин-ва культуры СССР).

Дальнейший рост театроведения в 40- 50-е гг. связан с борьбой за высокую идейность театрального искусства, с преодолением догматич. тенденций, суженного понимания реализма. Расширился фронт науч. исследований, в них отчётливо проявилось стремление к подлинному историзму, привлечению большого фактич. материала и новому его осмыслению. Творч. наследие Станиславского рассматривается с совр. позиций в трудах Н. А. Абалкина, В. Я. Виленкина, И. Н. Виноградской, Калашникова, Г. В. Кристи, Н. А. Крымовой, Е. И. Поляковой, В. Н. Прокофьева, М. Н. Строевой, И. Н. Соловьёвой, Т. М. Суриной; Немировичу-Данченко поев, работы Маркова, Виленкина, Л. Я. Фрейдкиной. С новых позиций глубоко анализируется творчество Мейерхольда (К. Л. Рудницкий) и Таирова (Ю. А. Головашенко). Продолжая традиции участия практиков театра в развитии театроведения, проблемы режиссуры разрабатывались ведущими сов. реж. Ю. А. Завадским, М. О. Кнебель, Н. В. Петровым, А. Д. Поповым, Г. А. Товстоноговым.

Появляются монографии об отд. театр, коллективах, спектаклях, драматургах, актёрах, режиссёрах, театр, художниках, теоретич. работы, в к-рых рассматривается совр. театр, процесс (А. Н. Анастасьев, А. О. Богуславский, И. Л. Вишневская, С. В. Владимиров, Е. Н. Горбунова, В. А. Диев, Н. В. Зайцев, Ю. А. Зубков, А. В. Караганов, Ю. А. Оснос, В. Ф. Пименов, Б. И. Ростоцкий, В. А. Сахновский-Панкеев, М. И. Туровская, Л. Г. Тамашин, В. В. Фролов, Г. А. Хайченко, X. Н. Херсонский, Е. Г. Холодов, С. Л. Цимбал, Г. А. Шахов, А. 3. Юфит и др.). Общие процессы театр, иск-ва, его отд. стороны и периоды освещены в трудах Алперса, Б. В. Асеева, Л. Я. Альтшуллера, Всеволодского-Гернгросса, Данилова, Дмитриева, Дурылина, Зографа, Хайченко.

В 60-70-е гг. были созданы театроведч. коллективные труды по истории рус. и многонац. сов. театров силами театроведов Москвы, Ленинграда, всех союзных республик. Среди них выделяется «История советского драматического театра» (т. 1-6, 1966-71). Значит, успехов достигли н.-и. учреждения и театр, вузы союзных республик. Выросли кадры квалифицированных театроведов. Работы по истории нац. театров, о выдающихся нац. актёрах, режиссёрах, драматургах, о взаимосвязях нац. театр, культур создали: Д. Джафаров - в Азербайджане; Б. Г. Арутюнян, С. С. Арутюнян, С. А. Ризаев, Л. А. Халотян - в Армении; В. И. Нефёд, А. В. Соболевский - в Белоруссии; Д. С. Джанелидзе, Э. Н. Гугушвили, Ш. В. Мачавариани, Н. А. Урушадзе - в Грузии; Б. Кундакбаев - в Казахстане; К. Кундзинь - в Латвии; Д. Алексайте, М. Петухаускас - в Литве; Н. X. Нурджанов - в Таджикистане; К. Керими - в Туркменистане; М. Рахманов, А. М. Рыбник, М. Кадыров, Т. Турсунов - в Узбекистане; Н. К. Йосипенко, Ю. А. Станишевский, В. Н. Айзенштат - на Украине; К. О. Касп - в Эстонии; Б. Гиззат, X. Г. Кумысников, Р. Ф. Усманова - Тат. АССР, В. Ц. Найдакова - Бурят. АССР; Ф. А. Романова - Чуваш. АССР; Т. А. Стеркин - Якут. АССР; А. Т. Шортанов - Каб.-Балк. АССР. Изучают нац. театры Д. Л. Брудный, Гоян, О. Н. Кайдалова (Олидор), Н. И. Львов, А. В. Февральский.

Новые работы, поев. рус. классич. драматургии, создали Г. П. Бердников, Д. И. Золотницкий, Н.Г. Литвиненко, К.М. Ломунов, Л. М. Лотман, А. И. Ревякина, О. М. Фельдман, Холодов, Т. К. Шах-Азизова и др. Театроведение обращается к анализу деятельности сов. режиссуры: сб-ки «Режиссура в пути» (1966) и «Портреты режиссёров» (1972), «Каждый по-своему» 3. В. Владимировой (1966); к изучению истории балетного театра (В. М. Красовская), театрально-декорационного иск-ва (М. В. Давыдова, В. И. Берёзкин, М. Н. Пожарская, Ф. Я. Сыркина, Чушкин), а также к проблемам детского театра (А. Я. Бруштейн, А. Н. Гозенпуд, Н. И. Сац, Л. Г. Шпет), театра кукол (Н. И. Смирнова). Иск-во цирка и эстрады нашло отражение в трудах Е. М. Кузнецова, Дмитриева.

Значит, вклад внесён в изучение зарубежного театра: труды Дживелегова об итал. комедии масок, Бояджиева о Мольере и театре эпохи Возрождения, Е. Л. Финкельштейн о франц. театре, М. М. Морозова, А. А. Аникста, Л. Е. Пинского об У. Шекспире, А. Г. Образцовой о Б. Шоу, Ф. Райха, И. М. Фрадкина, Г. Г. Клюева о Б. Брехте, книги Т. И. Бачелис, М. В. Друзиной, Б. И. Зингермана, А. Н. Лихачевой и др. о совр. зарубежном театре. Активно ведётся исследование театра и драматургии братских социалистических стран (К. Н. Державин, С. С. Игнатов, Ростоцкий, А. А. Гершкович, Л. П. Солнцева и др.). Создан фундаментальный обобщающий труд - «История западноевропейского театра» (т. 1-6, 1956-74).

Важное значение для развития сов. театроведения имело постановление ЦК КПСС «О литературно-художественной критике» (1972). Оно направило внимание театроведов на более активное изучение актуальных проблем, тенденций и закономерностей совр. театр, процесса, взаимодействия сценич. культур социалистич. наций, социально-эстетич. функций театра в развитом социалистич. обществе. Ими разрабатываются вопросы теории драмы, актёрского и режиссёрского мастерства, проблемы идейного единства и творч. многообразия сов. театра, имеющие не только теоретич., но и практич. значение, исследуются взаимосвязи театра и зрителя, роль классич. наследия в коммунистич. воспитании трудящихся.

Подготовка театроведов ведётся в Ин-те театр, иск-ва им. А. В. Луначарского в Москве, в Ленингр. ин-те театра, музыки и кинематографии и в театр, ин-тах союзных республик.

Сов. театроведы участвуют в между-нар. конференциях и симпозиумах.

Периодические издания: журналы «Театр» (с 1937), «Театральная жизнь» (с 1958), газ. «Советская культура» (1973) и др.

См. раздел Театр, а также Театроведение. Г. Л. Хайченко.

Киноведение

Первые попытки разработки теоретич. вопросов кино в России были осуществлены в дореволюц. годы. Проблемы кинематографа привлекали внимание Л. Н. Толстого, М. Горького, В. Э. Мейерхольда, Л. Н. Андреева, А. С. Серафимовича, К. И. Чуковского и др. Уже тогда ставились вопросы специфики кино, его выразит, средств и роли в жизни общества, взаимоотношений с др. иск-вами.

Утверждение киноведения как самостоят, науки произошло после Окт. революции 1917. Основополагающими для киноведения стали высказывания В. И. Ленина. Определив кино как важнейшее из иск-в, Ленин высоко оценил его огромные возможности в коммунистич. воспитании и просвещении масс. Политич. задачи, поставленные партией перед кино, определили особый интерес в 20-х гг. к кино как массовому иск-ву, способному на высоком художеств, уровне решать сложные идеологич. и эстетич. проблемы. Большое внимание уделялось изучению выразит, средств кино, используемых в целях образно-публицистич. трактовок жизненного материала. Сов. киноведение развивалось в тесной связи с творческой практикой киноискусства. Принципиально новым явлением в мировом киноведении стала разработка сов. режиссёрами Л. В. Кулешовым, С. М. Эйзенштейном, В. И. Пудовкиным и др. теории монтажа и реалистич. метода в кино. Первым теоретиком документального кино стал Д. Вертов. Росту коммунистич. идейности киноведения способствовали статьи и выступления А. В. Луначарского. В трудах В. Б. Шкловского, А. И. Пиотровского, Н. М. Иезуитова ставился вопрос о творческом многообразии сов. кино, его направлениях («поэтическое», «прозаическое» и др.). Писатели и литературоведы (Ю. Н. Тынянов, Б. М. Эйхенбаум и др.), участвовавшие в становлении киноведения, способствовали укреплению связей кино со «старшими» искусствами и обогащению молодой науки достижениями мирового искусствоведения. Формировались кадры первых проф. киноведов и критиков - И. В. Соколов, Н. А. Лебедев, А. Курс и др. Закладывались основы киноведения во мн. республиках, в частности на Украине, в Грузии. Началась (с 30-х гг.) подготовка киноведов в аспирантуре Ин-та красной профессуры, Гос. академии искусствознания, Н.-и. кинофотоинститута (НИКОИ), ВГИКа. Документы Всесоюзного парт, совещания по кино (1928) определили общественно-политич. направленность сов. киноиск-ва, подчеркнули его народность и партийность, указали на необходимость теоретич. разработки отдельных видов и жанров.

В 30-е гг. перед сов. киноведением встали задачи, обусловленные обращением кино к изображению нового человека - строителя социализма. Утверждение и развитие метода социалистич. реализма способствовало дальнейшему идейному росту киноведения в СССР. Всесоюзное творческое совещание работников кино в 1935 всесторонне обсудило пути развития киноиск-ва. В работах этого периода большое внимание уделялось проблеме создания образа экранного героя, особенно героя-коммуниста, изучались выразит, средства, способствующие созданию целостного звукозрительного образа. В этот период появились труды, поев, иск-ву киноактёра (Пудовкин), проблемам кинодраматургии (В. К. Туркин, В. М. Волькенштейн), кинорежиссуры (Кулешов, Эйзенштейн и др.). Изучались различные жанры, получившие особое развитие в 30-е гг. (историко-революц. и ист. фильмы, эпопея, кинокомедия). В 40-50-е гг. вышли ценные исследования режиссёров С. И. Юткевича, С. А. Герасимова, оператора А. Д. Головни, капитальные труды Лебедева («Очерк истории кино СССР», 1947), С. С. Гинзбурга, В. Е. Вишневского. Большое значение для развития киноведения имело начавшееся в 50-е гг. издание сочинений классиков сов. киноиск-ва - Пудовкина («Избранные статьи», 1955), Эйзенштейна («Избранные статьи», 1956, «Избранные произведения», т. 1-6, 1964-71), А. П. Довженко (Собр. соч., т. 1-4, 1966-69), Д. Вертова («Статьи, дневники, замыслы», 1966).

В 60-70-е гг. продолжается разработка теоретич. проблем, в к-рой активно участвуют и творческие работники - Герасимов («О киноискусстве», 1960), Юткевич («Контрапункт режиссёра», 1960), Головня («Мастерство кинооператора», 1965). Исследуются общие проблемы сов. киноведения (Е. С. Добин, Лебедев, Р. Н. Юренев), идейно-эстетич. вопросы, принципы социалистич. реализма, партийности и народности иск-ва в условиях развитого социалистич. общества. Общетеоретич. и идеологич. проблемы изучают В. Е. Баскаков, Е. С. Громов, В. Н. Ждан, А. В. Караганов, В. А. Кудин, А. В. Мачерет, Е. Д. Сурков. Совершенствуется изучение специфики кино и его выразит, средств (исследования И. В. Вайсфельда и С. И. Фрейлиха по кинодраматургии), отд. жанров и видов кино (Н. М. Зоркая об историко-революц. фильме, Юренев о кинокомедии, Гинзбург о мультипликационном фильме, С. В. Дробашенко и Ю. М. Ханютин о документальном кино), восприятия кинопроизв. зрителем (работы И. А. Рачу-ка, Л. Н. Когана). Значит, место в киноведении занимает история и практика многонац. сов. кино (книги и статьи И. С. Корниенко, М. X. Зака, А. В. Красин-ского, Н. И. Туманова, К. Д. Церетели и др.). Внимание киноведов союзных республик сосредоточено гл. обр. на вопросах истории нац. кинематографий и актуальных проблемах, связанных с творческой деятельностью нац. киностудий. Исследуется кино социалистич. стран (Я. К. Маркулан, Л. П. Погожева, И. И. Рубанова и др.). Важное направление сов. киноведения составляет критика бурж. течений в мировом киноискусстве.

Совр. киноискусству капиталистич. стран поев, работы С. В. Комарова, В. И. Божовича, Г. А. Капралова, М. И. Туров-ской и др. Большое влияние на развитие сов. киноведения оказали постановления ЦК КПСС «О литературно-художественной критике» и «О мерах по дальнейшему развитию советского кинематографа» (оба в 1972). Совр. киноведение уделяет пристальное внимание взаимосвязи теории, истории кино и кинокритики, разработке методологии науч. исследований, использует методику социологии, психологии и педагогики в изучении зрителя. Киноискусство развитого социализма - основная тема исследований сов. киноведов.

Ведущая н.-и. орг-ция в области теории и истории кино и координирующий центр киноведч. исследований-Н.-и. ин-т теории и истории кино Госкино СССР (осн. в 1974, Москва). Киноведч. работу ведут также Всесоюзный гос. ин-т кинематографии, Госфильмфонд СССР, Центр, архив кинофотодокументоз СССР, Сектор художеств, проблем средств массовой коммуникации Ин-та истории иск-в (Москва), Сектор социологии культуры Ин-та экономики Уральского науч. центра АН СССР (Свердловск), Сектор кино Ин-та музыки, театра и кинематографии (Ленинград). Киноведч. центры на Украине - Отдел киноведения Ин-та искусствоведения, фольклора и этнографии им. М. Ф. Рыльского и кафедра истории и теории киноиск-ва Гос. ин-та театр, иск-ва им. И. К. Карпенко-Карого (Киев); в Белоруссии - Сектор театра и кино Ин-та иск-в, этнографии и фольклора АН Белорус. ССР (Минск). В Грузии киноведч. исследования ведёт сектор истории и теории театра и кино Груз, театр, ин-та им. Ш. Руставели (Тбилиси). Киноведческие группы существуют также и в др. респ. искусствоведческих ин-тах. Кадры киноведов готовит (с 1945) киноведческий ф-т ВГИКа.

Киноведы и кинокритики ежегодно проводят встречи и симпозиумы в рамках Междунар. кинофестивалей. Сов. деятели кино входят в Междунар. ассоциацию научного кино (осн. в 1947), Междунар. федерацию киноархивов (ФИАФ, 1938), Междунар. ассоциацию кинопрессы (ФИПРЕССИ, 1930).

Периодические издания: журналы «Искусство кино» (с 1931) и «Советский экран» (с 1925).

См. раздел Кино, а также Киноведение, Киноискусство. В. А. Кузнецова.

БИБЛИОГРАФИЯ

Научно-технический потенциал СССР, Научные учреждения. - Материалы XXV съезда КПСС, М., 1976; Брежнев Л. И., Гордость отечественной науки. Речь на торжественном заседании в Кремлевском Дворце съездов, посвященном 250-летнему юбилею Академии наук СССР 7 окт. 1975 г., М., 1975; Ленин и современная наука, т. 1-2, М., 1970; Комков Г. Д., Л ё в ш и н Б. В., Семёнов Л. К., Академия наук СССР. 1724-1974. Краткий исторический очерк, М., 1974; Статистические материалы. (К 250-летию Академии наук СССР), М., 1974; Наука Союза ССР, М., 1972; Г в и ш и а н и Д. М., Социальная роль науки и научная политика, М., 1968; Потенциал науки, К., 1969; Бастракова М. С., Становление советской системы организации науки. (1917 - 1922), М., 1973; Организация науки в первые годы Советской власти. (1917 - 1925), Л., 1968; Организация советской науки в 1926-1932 гг., Л., 1974; Е с а к о в В. Д., Советская наука в годы первой пятилетки, М., 1971; Основные принципы и общие проблемы управления наукой, М., 1973; Микулинский С. Р., Проблема научных кадров в условиях научно-технической революции, «Коммунист», 1973, № 5; Научно-техническая революция и изменение структуры научных кадров СССР, М., 1973; Научно-техническая революция и преимущества социализма, М., 1975; Трапезников С. П., Наука и коммунизм, «Проблемы мира и социализма», 1976, №1; Федосеев П., Крепить связи науки и практики, «Коммунист», 1976, N° 9; Развитие советской науки за 50 лет. Указатель юбилейной литературы 1967 - 1969, М.. 1972. См. также лит-ру при разделах Наука и научные учреждения в статьях о союзных республиках в БСЭ, а также при статьях Академия наук СССР, Российская академия наук.

Естественные науки

Математика.- История отечественной математики, т. 1 - 4, К., 1966-70; Г н е д е н к о Б. В., Очерки по истории математики в России, М.- Л., 1946; Ю ш к е в и ч А. П., История математики в России, М., 1968; Люди русской науки, 2 изд., [т. 1], М., 1961; Историко-математические исследования, в. 1 - 21, М., 1948-76; Математика в СССР за тридцать лет. 1917 - 1947. Сб. ст., М.- Л., 1948; Математика в СССР за сорок лет. 1917-1957. Сб. ст., т. 1-2, М., 1959; В и н о г р а д о в И. М., Математика и научный прогресс, в сб.: Ленин и современная наука, т. 2, М., 1970; Марджанишвили К. К., Математика в Академии наук СССР, «Вести. АН СССР», 1974, № 6.

Астрономия. - Воронцов-Вельяминов Б. А., Очерки истории астрономии в России, М., 1956; СвятскийД., Астрономические явления в русских летописях с научно-критической точки зрения, П., 1915; Ф е с е н к о в В. Г., Очерк истории астрономии в России в XVII и XVIII столетиях, в кн.: Труды Института истории естествознания, т. 2, М.- Л., 1948; Ч е н а к а л В. Л., Очерки по истории русской астрономии. Наблюдательная астрономия в России XVII и начала XVIII в., М.- Л., 1951; Райков Б. Е., Очерки по истории гелиоцентрического мировоззрения в России, 2 изд., М.- Л., 1947; М а м е д б е и л и Г. Д., Основатель Марагннской обсерватории Мухаммед Насирэддин Туей, Баку, 1961; Из истории эпохи Улугбека. [Сб. ст., Таш.], 1965; Б л а ж к о С. Н., Паренаго П. П., Орлов С. В., Астрономия в Московском университете, «Уч. зап. МГУ. Юбилейная серия», 1940, в. 58; Д о б р о н р а в и н П. П., С т е-ш е н к о Н. В., Крымская астрофизическая обсерватория Академии наук СССР, Симферополь, 1965; Пулковской обсерватории 125 лет, М.- Л., 1966; Люди русской науки, [т. 1], М., 1961; Историко-астрономиче-ские исследования, в. 1-12, М., 1955- 1975; Воронцов-Вельяминов Б: А., Очерки истории астрономии в СССР, М., 1960; Астрономия в СССР за 30 лет [Сб. ст.], М.- Л., 1948; Астрономия в СССР за 40 лет. [Сб. ст.], М., 1960; Развитие астрономии в СССР. Сб. ст., М., 1967.

Физические науки.- Академии наук СССР - 250 лет, «Успехи физических наук», 1974, т. 113, в. 1; Вавилове. И., Физический кабинет - Физическая лаборатория - Физический институт АН СССР за 220 лет, М.- Л., 1945; Шпольский Э. В., Очерки по истории развития советской физики. 1917 - 1967, М., 1969; Развитие физики в СССР, т. 1-2, М., 1967; Кудряв-ц е в П. С., История физики, т. 1-3, М., 1956-71; Развитие физики в России. Очерки, т. 1-2, М., 1970 (лит.).

Механика.- История механики с древнейших времен до конца XVIII в., под ред. А. Т. Григорьяна и И. Б. Погребысского, М., 1971; Моисеев Н. Д., Очерки развития механики, М., 1961; Космодемьянский А. А., Очерки по истории механики, 2 изд., М., 1964; Механика в СССР за 50 лет т 1 - 4, М., 1968-73; Лойцянский Л. Г., Механика жидкости и газа, 4 изд., М., 1973.

Химические науки.- Развитие общей, неорганической и аналитической химии в СССР, М., 1967; Развитие физической химии в СССР, М., 1967; Развитие органической химии в СССР, М., 1967; Эмануэль Н. М., Химия в Академии наук СССР, «Успехи химии», 1974, т. 43, в. 5, с. 745-834; Академия наук СССР и развитие фундаментальных исследований, «Вести. АН СССР», 1974, Mb 2; Семенов Н. Н., Наука и общество, М., 1973; Коз лов В. В., Очерки истории химических обществ СССР, М., 1958; его же, Всесоюзное химическое общество им. Д. И. Менделеева, М., 1971.

Науки о Земле

Физико-географические науки.- Развитие наук о Земле в СССР, М., 1967; Исаченко А. Г., Развитие географических идей, М., 1971; Развитие физико-географических наук (XVII-ХХвв.), М., 1975; Очерки истории географической науки в СССР, М., 1976; Актуальные направления современной географии, М., 1976; Современные проблемы географии, М., 1976; Берг Л. С., Очерки по истории русских географических открытий, 2 изд., М., 1949; В и л е н с к и и Д. Г., Русская почвенно-картографическая школа и её влияние на развитие мировой картографии почв, М.-Л., 1945; География в МГУ за 200 лет. 1755 - 1955, М., 1955; Отечественные физико-географы и путешественники,