загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна,окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ПРОМЫШЛЕННОМ, ЖИЛОМ И НЕ ТОЛЬКО...:
ПОНЯТИЯ:

МОНТАЖ (франц. montage - подъём установка, сборка, от monter - поднимать), сборка и установка сооружений конструкций, технологического оборудования агрегатов, машин (см. Сборка машин, аппаратов, приборов и др. устройств и готовых частей и элементов.
МОНТАЖ в строительстве - основной производственный процесс, выполняемый при возведении зданий и сооружений или и реконструкции, в результате которого устанавливают в проектное положение строительные конструкции, инженерное технологическое оборудование и др. МОНТАЖ технологического оборудования включает также присоединение его к источникам энергоснабжения системам очистки и удаления отходов оснащение приборами, средствами автоматизации и контроля
.


СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ в СССР, организационно обособленные производственно-хозяйственные единицы, основным видом деятельности которых является строительство новых, реконструкция, капитальный ремонт и расширение действующих объектов (предприятий, их отдельных очередей, пусковых комплексов, зданий, сооружений), а также монтаж оборудовани я. К государственным СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ относятся строительные и монтажные тресты (тресты-площадки, тресты гор. типа, территориальные, союзные специализированные тресты); домостроительные, заводостроительные и сельские строительные комбинаты; строительные, (монтажные) управления и приравненные к ним организации (напр., передвижные механизированные колонны, строительно-монтажные поезда и др.).
ПРОЕКТИРОВАНИЕ (от лат. projectus, буквально - брошенный вперёд), процесс создания проекта - прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния. Различают этапы и стадии ПРОЕКТИРОВАНИЯ, характеризующиеся определённой спецификой. Предметная область ПРОЕКТИРОВАНИЯ постоянно расширяется. Наряду с традиционными видами ПРОЕКТИРОВАНИЯ (архитектурно-строительным, машиностроительным, технологическим и др.) начали складываться самостоятельные направления ПРОЕКТИРОВАНИЯ человеко-машинных систем (решающих, познающих, эвристических, прогнозирующих, планирующих, управляющих и т. п.) (см. Система "человек и машина"), трудовых процессов, организаций, экологическое, социальное, инженерно-психологич., генетическое ПРОЕКТИРОВАНИЕ и др. Наряду с дифференциацией ПРОЕКТИРОВАНИЯ идёт процесс его интеграции на основе выявления общих закономерностей и методов проектной деятельности.
ПРОМСТРОЙПРОЕКТ, проектный институт в ведении Госстроя СССР. Находится в Москве. Организован в 1933. В составе института архитектурно-строительные и конструкторские отделы; ПРОМСТРОЙПРОЕКТ возглавляет объединение "Союзхимстройниипроект" с проектными институтами в Киеве, Ростове-на-Дону, Тольятти, Алма-Ате. Разрабатывает проекты (архитектурно-строительные и сан.-технич. части) производственных зданий и сооружений крупнейших промышленных предприятий автомобильной, машиностроит., металлургич., химич. и др. отраслей пром-сти; схемы генеральных планов пром. узлов и упорядочения существующих пром. районов; мероприятия по повышению уровня индустриализации строительтсва за счёт унификации и типизации зданий, сооружений и конструкций и внедрения эффективных строит. материалов; нормативные документы и методич. указания по проектированию пром. зданий и сооружений. Периодически публикует реферативную информацию "Строительное проектирование промышленных предприятий". Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1958)

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

. экономич. интеграции. Экономич. наука исследует агр. проблемы социализма - создание и совершенствование системы экономич. отношений, которая обеспечивала бы устойчивый подъём с. х-ва, переход его на совр. индустриальную базу, решительное ускорение науч.-технич. прогресса в этой сфере экономики, специализация и концентрация с.-х. произ-ва, межхоз. кооперация и углубление агропром. интеграции, проблемы материальной заинтересованности работников , социалистич. с. х-ва в развитии произ-ва, экономич. укрепления колхозов и совхозов, совершенствования форм организации произ-ва и управления с. х-вом.

Сов. экономич. наука играла важную роль в осуществлении хоз. реформы в СССР, начало к-рой положено решениями пленумов ЦК КПСС (1964-65) и 23-м съездом КПСС (1966).

В постановлении ЦК КПСС «О мерах по дальнейшему развитию общественных наук и повышению их роли в коммунистическом строительстве» (1967) подчёркивается, что экономич. наука призвана обеспечить теоретич. разработку рекомендаций по осуществлению новых принципов экономич. политики партии на совр. этапе.

В решениях съездов партии, пленумов ЦК, в выступлениях руководящих парт, и гос. деятелей обобщается и анализируется опыт социалистич. и коммунистич. строительства. В решениях 24-го съезда КПСС (1971) было сформулировано положение о построении в СССР развитого социалистич. общества, дан анализ этого этапа экономич. развития страны. В решениях 25-го съезда КПСС (1976) сформулирована экономич. стратегия партии в деле реализации программы развития нар. х-ва на совр. этапе и в перспективе, чётко определены средства и пути для достижения высшей цели Коммунистич. партии - неуклонное повышение материального и культурного уровня жизни сов. народа.

В развитии экономич. науки большую роль играют исследования сов. экономистов. Разработке проблем политич. экономии социализма посвятили свои труды Л. И. Абалкин, А. В. Бачурин, Б. С. Борилин, П. Г. Бунич, К. С. Бутаев, Н. А. Вознесенский, Л. М. Гатовский, Г. А. Козлов, Н. Д. Колесов, Г. М. Кржижановский, Я. А. Кронрод, И. И. Кузьминов, Л. А. Леонтьев, А. П. Ляпин, А. И. Ноткин, К. В. Островитянов, П. М. Павлов, А. М. Румянцев, А. Д. Смирнов, Г. М. Сорокин, С. Г. Струмилин, Д.К.Трифонов, Т. С. Хачатуров, Н.А. Цаголов, В. Н. Черковец и др. Вопросы экономики пром-сти исследовались в трудах Е. Л. Грановского, Л. И. Итина, С. Е. Каменицера, Е. И. Капустина, Я. Б. Кваши, К. И. Клименко, Р. С. Лившиц, Н. С. Масловой, Г. А. Пруденского, С. А. Хейнмана и др. Проблемы агр. теории и вопросы экономики с. х-ва разрабатывались в трудах Т. Л. Басюка, Т. И. Заславской, Е. С. Карнауховой, С. Г. Колеснева, М. И. Кубанина, Л. И. Любошиц, М. М. Соколова, В. А. Тихонова и др. Финанс. наука, учение о гос. бюджете, ден. обращении и кредите в СССР созданы трудами А. М. Александрова, Д. А. Аллахвердяна, 3. В. Атласа, В. М. Батырева, М. И. Боголепова, В. С. Геращенко, В.П.Дьяченко, И.Д. Злобина, В.В. Иконникова, К. Н. Плотникова, Н. Н. Ровинского и др. Вопросы экономич. географии, размещения производит, сил, комплексного развития экономич. р-нов страны исследованы в трудах П. М. Алам-пиева, Н. Н. Баранского, В. Ф. Васютина, Н. Н. Некрасова, Л. В. Опацкого, М. М. Паламарчука, А. Е. Пробста, Я. Г. Фейгина и др. В 60-70-х гг. в СССР широко развилось применение математических методов в экономической науке и практике руководства народным х-вом. Разработке этих методов посвятили свои труды А. Г. Аганбегян, К. К. Вальтух, А. Н. Ефимов, Л. В. Канторович, А. Л. Лурье, В. С. Немчинов, В. В. Новожилов, Н. П. Федоренко, С. С. Шаталин и др. Проблемы экономич. статистики разрабатывались в трудах А. Я. Боярского, В. Е. Варзара, К. Г. Воблого, Л. М. Володарского, А. И. Петрова, М. В. Птухи, Т. В. Рябушкина, Д. В. Савинского, М. Н. Смит, В. Н. Старовского, Б.Ц. Урланиса и др. Цроблемы экономики гос. и кооп. торговли нашли отражение в трудах Г. Я. Бланка, С. С. Васильева, Б. И. Гоголя, Г. А. Дихтяра, М. М. Лифица, В. А. Серебрякова и др. Учёные СССР исследуют проблемы закономерности экономич. развития стран социалистич. мира, вопросы социалистич. экономич. интеграции, проблемы внешнеэкономич. связей социалистич. стран со странами капиталистич. мира и с развивающимися гос-вами (А. М. Алексеев, О. Т. Богомолов, А. П. Бутенко, К.И. Микульский, И. П.Олейник, М. И. Сладковский, Ю. С. Ширяев и др.).

На основе ленинской теории империализма сов. учёные исследуют закономерности капиталистич. воспроизводства, экономич. циклы и кризисы, вопросы гос.-монополистич. капитализма, экономику и политику отдельных капиталистических стран, положение пролетариата, и крестьянства в капиталистич. мире, классовую борьбу и нац.-освободит, движение на совр. этапе, экономич. и политич. проблемы народов развивающихся стран, проблемы экономич. соревнования двух мировых социальных систем. Этим проблемам посвятили свои труды В. Я. Аварии (Аболтин), Г. А. Арбатов, А. А. Арзуманян, Е. С. Варга, В. В. Вольский, С. А. Далин, Н. Н. Иноземцев, И. М. Лемин, В. А. Мартынов, Л. А. Мендельсон, А. Г. Милейковский, Ф. И. Михалевский, М. И. Рубинштейн, В. Г. Солодовников, Т. Т. Тимофеев, И. А. Трахтенберг, С. И. Тюльпанов, В. Л. Тягуненко и др. Изучению истории экономич. мысли народов СССР и истории политич. экономии, критике бурж. экономич. теорий посвящены труды Л. Б. Альтера, В. С. Афанасьева, И. Г. Блюмина, И. Н. Дворкина, Н. К. Каратаева, А. И. Пашкова, Ф. Я. Полянского, Д. И. Розенберга, С. А. Хавиной и др.

Вопросы истории нар. х-ва дореволюц. России и СССР исследованы в трудах В. А. Виноградова, И. А. Гладкова, П. И. Лященко, К. А. Пажитнова, П. А. Хромова и др.

Экономия, наука в каждой из союзных республик развивается как составная часть экономич. науки СССР. Однако конкретно-ист, условия социально-экономич. развития разных республик в определ. периоды были неодинаковыми, что обусловило известные различия во времени создания в них экономич. науч. учреждений, в проблематике исследований, в масштабах подготовки кадров экономистов.

Так, для экономистов союзных республик Ср. Азии и Казахстана наиболее актуальной в 20 - 30-х гг. была задача теоретич. осмысления возможности перехода от феод, отношений к социалистическим, минуя капитализм. В центре внимания учёных этих республик были вопросы социально-экономич. развития отд. районов, исследования минерально-сырьевых и энергетич. ресурсов и производит, сил с целью науч. оценки перспектив развития экономики. До 40-50-х гг. большую помощь в исследовании экономич. потенциала ср.-азиат, республик и Казахстана оказала АН СССР, направлявшая учёных для работы в создаваемых в республиках науч. центрах, подготавливавшая местные кадры учёных-экономистов. В 40-60-х гг. во всех республиках были созданы ин-ты экономики респ. АН, а в 50-70-х гг. н.-и. экономич. ин-ты при респ. Госпланах и ряд ин-тов, специализирующихся по экономике и организации с. х-ва. Наряду с проблемами по.титич. экономии учёные республик Ср. Азии и Казахстана большое внимание уделяли проблемам экономики хлопководства и хлопкоочистительной пром-сти, комплексного использования земельно-водных, топливно-энергетич. и минеральных ресурсов, науч. обоснования развития и размещения производит, сил, текущего и перспективного планирования. По широкому кругу экономич. проблем в Узб. ССР проводили исследования А. М. Аминов, К. Н. Бедринцев, X. М. Джалилов, О. Б. Джамалов, И. И. Искандеров, А. X. Хикметов и др.; в Казах. ССР - Т. А. Ашимбаев, С. Б. Баишев, М. К. Илюсизов, К. И. Сатпаев, С. Е. Толыбеков, Т. Т. Тулебаев и др.; в Кирг. ССР - Д. А. Алышбаев, А. М. Молдокулов, К. Л. Оторбаев, Е. П. Чернова и др.; в Тадж. ССР - И. К. Нарзикулов, Р. К. Рахимов, X. С. Саидмурадов, X. Б. Салбиев и др.; в Туркм. ССР - А. А. Аннаклычев, Р. X. Бакасова, Т. 3. Исрафилов, В. Т. Лавриненко, В. С. Манаков, О. А. Халов и др.

В союзных республиках Закавказья исследоват. работы в области экономики длит, время сосредоточивались в вузах. Старейший в Закавказье науч. экономич. центр- Ин-т экономики и права АН Груз. ССР (осн. в 1944). В Арм. ССР и Азерб. ССР аналогичные ин-тл были созданы в 50-х гг. Наряду с проблемами политич. экономии социализма большое внимание учёными закавк. республик уделяется вопросам экономики пром-сти, экономики с. х-ва, размещения производит, сил, экономики труда и использования трудовых ресурсов. Экономисты закавк. республик работают также в области истории нар. х-ва, истории экономич. мысли, применения математич. методов в Экономикс. Учёные Азерб. ССР исследуют также развитие экономики стран Ближнего и Среднего Востока. Значительный вклад в развитие сов. экономич. науки сделали в Груз. ССР В. Абуладзе, В. Бахтадзе, П. Гугушвили, А. Гуния, И. Джаши, Г. Мегрелишвили, И. Микеладзе, Б. Хасна и др.; в Азерб. ССР - М. Аллахвердиев, Б. Ахундов, Г. Дадашев, Д. Магеррамов, С. Мирзоев, А. Набиев, А. Сумбатзаде, А. Фараджев и др.; в Арм. ССР - М. А. Адонц, Г. Н. Азатян, А. А. Аракелян, А. X. Бенуни, X. Г. Гуланян, С. Ш. Зурабян, О. Е. Туманян и др.

Большими науч. кадрами экономистов располагает УССР. Имеется сеть науч. экономич. учреждений, включающая Ин-т экономики АН УССР (осн. в 1936), Ин-т экономики пром-сти АН УССР (1969), Н.-и. экономич. ин-т Госплана УССР (1962), Укр. НИИ экономики и организации с. х-ва (1956), Вычислит, центр Госплана УССР (1964) и др. крупные науч. центры. Учёные ведут исследования в области политич. экономии, отраслевых экономик, статистики, экономико-математич. методов, истории нар. х-ва, истории экономич. мысли. В круг их исследований входят проблемы экономики моря, мировой экономики, критика бурж., реформистских и ревизионистских экономич. теорий. Учёные-экономисты УССР - А. Н. Алымов, П. И. Багрий, В. В. Бондаренко, Д. Ф. Вирнык, П. И. Верба, И. А. Вышневецкий, Т. И. Деревянкин, А. С. Короед, И. И. Лукинов, А. А. Нестеренко, И. С. Пасхавер, П. Н. Першин, А. А. Радченко, Н. Г. Чумаченко, А. А. Чухно, С. М. Ямпольский и др.- внесли заметный вклад в разработку актуальных проблем сов. экономич. науки.

В 20-е гг. экономич. исследования в БССР проводились в основном экономистами Госплана БССР, ин-тов сельского и лесного х-ва, организации и охраны труда. В 1931 был создан Ин-т экономики АН БССР, а в 1933 - Ин-т нар. х-ва. Проблемы экономики пром-сти, сельского и лесного х-ва были гл. темами исследований. В 50-60-х гг. с созданием НИИ экономики и организации с.-х. произ-ва, НИИ экономики и экономико-математич. методов планирования при Госплане БССР и др. фронт науч. работ расширился. От изучения отд. проблем экономич. науки учёные БССР перешли к исследованию комплексных проблем. Учёные-экономисты республики - Т. Ф. Домбаль, В. И. Дриц, 3. 3. Дудич, И. М. Качуро, В. Н. Лубяко, В. И. Мазур, Ф. С. Мартинкевич, М. Г. Матусевич, В. И. Переход, И. Т. Чернявский и др.- разрабатывали проблемы политич. экономии, экономики пром-сти, экономики сельского и лесного х-ва, истории нар. х-ва, применения математич. методов в экономике и др.

В Молдавии в науч. центрах - в Ин-те экономики АН Молд. ССР (осн. в 1960), НИИ экономики и организации с.-х. производства (1970), НИИ планирования при Госплане Молд. ССР (1971), в отделах экономики отраслевых НИИ, на экономических ф-тах и кафедрах вузов- преим. разрабатывались экономич. проблемы развития нар. х-ва, вопросы размещения пром. и с.-х. предприятий, определения сырьевых зон пищ. пром-сти, рационального использования трудовых ресурсов, совершенствования экономич. взаимосвязей между с.-х. предприятиями и перерабатывающей пром-стью, проблемы создания и развития агропром. комплексов и др. Этим проблемам посвятили труды М. Я. Базин, И. Д. Блаж, А. А. Гудым, А. Ф. Кожухарь, И. Ф. Пискуненко, М. М. Радул, Г. Н. Сингур, М. М. Урсул, Р. Д. Федотова, Н. П. Фролов, В. В. Чембровский, В. Ф. Червинский и др.

Восстановление Сов. власти в Латвии, Литве, Эстонии в 1940 выдвинуло перед экономич. наукой этих республик задачу разработки основы реализации общих закономерностей строительства социализма применительно к конкретным условиям. Партийными органами л учёными-экономистами Латвии, Литвы и Эстонии были исследованы вопросы социалистического обобществления средств производства, включения экономики республик Прибалтики в единый нар.-хоз. организм Сов. Союза, индустриализации, осуществления ленинского кооп. плана, развития и размещения произ-ва, экономики и организации труда, экономики торговли, финансов и кредита. С кон. 60 - нач. 70-х гг. экономнч. наука в республиках Сов. Прибалтики решала проблемы, аналогичные проблемам, стоявшим перед всей сов. экономич. наукой,- вопросы повышения эффективности обществ, произ-ва, экономич. проблемы науч.-технич. прогресса, совершенствования механизма управления экономикой и др. Развитию экономич. науки в республиках Сов. Прибалтики способствовали созданные ещё в 40-х гг. ин-ты экономики респ. АН, НИИ планирования Госплана Латв. ССР (осн. в 1970), экономич. подразделения отраслевых НИИ и кафедры в вузах. Учёные Литвы Д. Будрис, А. Бурачас, И. Бучас, А. Даукш, М. Лола, А.Макарявичус, В. Малишаускас, К. Мяшкаускас и др., Латвии -А. Бракш, А. Вейнберг, Л. Гамрат-Курек, П. Гулян, Ф. Деглов, Г. Либерман, Я. Калнинь, И. Киртовский, О. Крастинь, А. Лейт, А. Свикис, Л. Стародубский, Я. Страутинь, Б. Трей и др., Эстонии - Р. Антоне, М. Бронштейн, А. Веймер, И. Каганович, Н. Каротамм, А. Кёёрна, Э. Кулль, О. Сепре, В. Тармисто и др. в своих трудах исследовали широкий круг экономич. проблем, стоявших перед республиками, историю сов. экономич. науки в Прибалтике.

Фундаментальные исследования теоретич. проблем сов. экономич. науки осуществляются преим. в ин-тах АН СССР и АН союзных республик.

В системе АН СССР имеются 10 ин-тов, занимающихся вопросами экономики: Ин-т экономики (осн. в 1936); Ин-т мировой экономики и междунар. отношений (1956); Ин-т экономики мировой социалистич. системы (1960); Ин-т Лат. Америки (1961); Ин-т Африки (1959); Центр, экономико-математич. ин-т (1963); Ин-т Д. Востока (1966); Ин-т США и Канады (1968; до 1974 - Ин-т США); Ин-т экономики и организации пром. произ-ва (в составе Сиб. отделения АН СССР, 1958); Ин-т экономики Уральского науч. центра АН СССР (1971). Отделы экономики имеются также в Башк., Даг., Карел., Кольском и Коми филиалах АН СССР, в Бурят, и Якут, филиалах Сиб. отделения АН СССР.

Экономич. исследования проводятся также в науч. ин-тах при плановых органах страны, мин-вах и гос. комитетах СССР. Большую исследоват. работу по экономич. проблемам ведут ун-ты и др. вузы страны.

Периодич. издания: «Известия Академии наук СССР. Серия экономическая» (с 1970), «Вестник МГУ. Серия VII. Экономика» (с 1945), «Вестник ЛГУ. Экономика. Философия. Право» (с 1946), «Вопросы экономики» (с 1948, в 1929- 1941 выходил под назв. «Проблемы экономики»), «Вестник статистики» (с 1919), «Деньги и кредит» (с 1927), «Мировая экономика и международные отношения» (с 1957), «Плановое хозяйство» (с 1924), «США. Экономика. Политика. Идеология» (с 1970), «Финансы СССР» (с 1926), «Экономика и организация промышленного производства» (с 1970), «Экономика сельского хозяйства» (с 1921), «Экономические науки» (с 1958), «Экономика и математические методы» (с 1955) и еженедельник «Экономическая газета» (с 1918). Вопросы экономики и экономич. науки освещаются в журн.«Коммунист», в экономич. журналах, издаваемых в союзных республиках.

См. также раздел Экономическая наука в статьях о союзных республиках в соответствующих томах БСЭ. В. В. Орешкин.

Экономическая география Экономич. география, зарождение к-рой в России относится к 18 в., выделилась в самостоятельную науку лишь после Великой Октябрьской социалистич. революции.

Практич. потребность в экономич. географии как в своде знаний о распределении по терр. России населения и отраслей хозяйства стала проявляться по мере развития товарного хозяйства. М. В. Ломоносов, впервые употребивший термин «экономич. география», был инициатором и организатором широкого экон.-геогр. изучения России. Большое значение для познания х-ва страны и размещения её населения имело создание науч. экон.-геогр. описаний. В этом отношении важным событием было появление трудов И. К. Кирилова («Цветущее состояние Всероссийского государства...», 1727) и В. Н. Татищева (создавшего первый геогр. словарь в России, содержавший сведения и о х-ве страны). Большим вкладом в изучение районов явились работы «Топография Оренбургской губернии» П. И. Рычкова (ч. 1-2, 1762) и «Описание земли Камчатки» С. П. Крашенинникова (т. 1-2, 1755). В отношении изучения территорий, к-рые в то время ещё не были в составе России, немаловажное значение имели историко-географическое описание Грузии («Житие Грузии») Багратиони Вахушти (1745) и историч., географич. и политич. описание Молдавии Дм. Кантемира (первый рус. пер. 1789). Существенную роль в экон.-геогр. исследовании различных территорий России сыграли комплексные экспедиции Петерб. АН во 2-й пол. 18 в. В связи с развитием торг, связей России с иностр. гос-вами большой интерес представил выход в 80-х гг. 18 в. многотомного «Исторического описания российской коммерции при всех портах и границах» М. Д. Чулкова. С попытками научно обоснованного районирования России выступили А. Н. Радищев и К. И. Арсеньев. Для экон.-геогр. познания страны выдающееся значение имело появление во 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. трудов П. П. Семёнова-Тян-Шанского, выпустившего 5-томный «Географическо-статистический словарь Российской империи» (1863-85) и руководившего многотомным изданием «Россия. Полное географическое описание нашего отечества» (1899-1914). В кон. 19 - нач. 20 вв. стали изучаться вопросы воздействия человека на природу, предотвращения неблагоприятных его последствий и возможности проведения различных видов мелиорации; в этой области много работ создал А.И. Воейков, к-рому принадлежат также исследования населения России и мира.

Видное место в развитии экономич. географии принадлежало Рус. геогр. об-ву, учреждённому в 1845 (ныне - Географич. об-во СССР), к-рое до революции было гл. центром развития географической науки в стране.

Осн. заслуги дореволюц. учёных, разрабатывавших экон.-геогр. вопросы, заключались в создании обстоятельных региональных характеристик. Для развития марксистской экономич. географии, сформировавшейся в основном уже в сов. время, основополагающую роль сыграли труды В. И. Ленина: «Развитие капитализма в России» (1899), «Новые данные о законах развития капитализма в земледелии» (1914-15, опубл. 1917), «Империализм, как высшая стадия капитализма» (1916, опубл. 1917) и др.

Советская экономическая география.

Уже в первые годы Сов. власти экон.-геогр. исследования были поставлены на службу социалистич. строительства. Знаменитый «Набросок плана научно-технических работ» В. И. Ленина (1918), труды ГОЭЛРО (1920) и разработки Комиссии ВЦИК, а затем Госплана по районированию России (1921-22) определили роль экономич. географии в вопросах практич. нар.-хоз. планирования. Важное значение экономич. географии в решении этих вопросов было подчёркнуто предложением В. И. Ленина обязательно включать экономич. географию в программы высших уч. заведений.

В сер. 20-х гг. Н. Н. Баранским были разработаны на базе историч. и диалектич. материализма осн. принципы марксистской экономич. географии. Они получили отражение в созданном им курсе «Экономическая география Советского Союза. Обзор по областям Госплана» (1927), а затем и в ряде др. работ. Баранский возглавил районную школу экономич. географии (первоначально она опиралась на Коммунистич. академию, позже на МГУ), показал значение для экономич. географии терр. разделения труда, выдвинул понятие экон.-геогр. положения, учение о иерархической роли городов в хоз. организации территории, разработал принципы экономич. картографирования и т. д. Баранский, В. Ф. Васютин, Я. Г. Фейгин и др. вели активную борьбу как с бурж. концепциями в экономич. географии (геогр. детерминизм, геополитика и пр.), так и с недооценкой связей между экономич. и физич. географией, изучения хоз. специфики стран и районов.

Особую актуальность экон.-геогр. проблемы приобрели в связи с разработкой и претворением в жизнь перспективных планов развития нар. х-ва СССР. Одним из ведущих направлений сов. экономич. географии, особо важным с точки зрения практич. задач терр. планирования, стала разработка проблем экономич. районирования (И. Г. Александров и др.). Важную роль приобрели терр.-производств, комплексы (ТПК). Понятие ТПК обосновал Н. Н. Колосовский. Он показал, что основу ТПК создают «циклы» взаимосвязанных производств, определяющие и отраслевую специализацию р-нов. Дальнейшее развитие идей ТПК имело весьма актуальное значение. В принятых 25-м съездом КПСС «Основных направлениях развития народного хозяйства СССР на 1976-1980 годы» предусмотрено развитие существующих и формирование новых терр.-производств, комплексов и пром. узлов. По мере развития и усложнения экономики СССР исторически усиливаются специализация р-нов, кооперирование производств в составе ТПК.

Наряду с районной структурой нар. х-ва экономич. география изучала и его отраслевые аспекты. Разрабатывая географию с. х-ва, А. Н. Ракитников исследовал географич. типы с. х-ва, принципы с.-х. районирования и хоз. оценки земель. В области географии промышленности Я. Г. Фейгин анализировал отличия закономерностей размещения пром. произ-ва при капитализме и социализме, А. Е. Пробст - факторы экономичности размещения произ-ва, уделяя при этом особое внимание топливной пром-сти и энергетике, П. Н. Степанов систематически анализировал условия размещения гл. отраслей пром-сти; пром. р-ны и узлы исследует А. Т. Хрущёв, М. К. Бандман разрабатывает вопросы моделирования ТПК. Как особая отрасль экономич. географии сложилась география транспорта (И. В. Никольский и др.). Подобные отраслевые экон.-геогр. дисциплины сочетаются с районным подходом. Р. М. Кабо (1956) теоретически показал, что районные ТПК представляют собой сочетания отраслей, тесно связанных с соответствующими районами. И отраслевые, и районно-комплексные разделы экономич. географии учитывают ресурсы и их балансы, природные условия осуществления той или иной отраслевой технологии и пр.

Дальнейшее развитие получают теоретич. исследования по экономич. географии. Ю. Г. Саушкину принадлежат труды по общим вопросам теории экономич. географии, в области экономич. районирования, применения математич. методов и т. д., а также в области истории экономич. географии. Проблемами районирования занимаются также П. М. Алампиев, А. М. Колотиевский и ученики Н. Н. Колосовского. Общие теоретич. и методологич. исследования по экономич. географии принадлежат также В. В. Покшишевскому, И. М. Маергойзу, Б. Н. Семевскому. В экономич. географии стали углублённо разрабатываться вопросы экономич. оценки природных ресурсов (А. А. Минц), циклов круговорота веществ в ходе их использования (И. В. Комар). В особую ветвь выделилась география населения. Важную роль сыграли работы Р. М. Кабо. О. А. Константинов и Б. С. Хорев изучали формирование в СССР сети городов и их типы, Г. М. Лаппо - гор. агломерации, В. Г. Давидович и Ф. М. Листенгурт разрабатывают проблемы расселения, связанные с географией населения и градостроит.-планировочными дисциплинами. Н. И. Блажко применила математнч. методы при исследовании систем городов. Проблемы географии сел. расселения исследует С. А. Ковалёв; над общими и методологич. вопросами географии населения и проблемами его миграций работает В. В. Покшишсвский; эти экономико-географы также развили особое ответвление экономич. географии - географию сферы обслуживания.

Развитие экономич. географии в союзных республиках и р-нах РСФСР способствовало появлению региональных экон.-геогр. монографий. Ценные труды создали: в УССР - М. М. Паламарчук, в БССР - Ф. С. Мартинкевич, В. Ю. Тармисто, в Узб. ССР - 3. М. Акрамов, в Груз. ССР - Г. Г. Гвелесиани и В. Ш. Джаошвили, в Азерб. ССР - А. М. Гаджизаде и Г. А. Кочарян, в Арм. ССР - Л. А. Валесян, в Латв. ССР - В. Р. Пурин, в Тадж. ССР - К. Ш. Джураев, в Кирг. ССР - К. О. Оторбаев, в Эст. ССР - С. Я. Ныммик. Были созданы важные труды по р-нам РСФСР (по Сибири - В. В. Воробьёвым, В. А. Кротовым, М. И. Помусом и др., по Уралу - И. В. Комаром, М. Н. Степановым, по р-нам Европ. части РСФСР- К. В. Долгополовым, Н. И. Ляликовым, А. А. Минцем, Г. С. Невельштейном, С. Н. Рязанцевым, Б. А. Тутыхиным . и др.).

В своём развитии сов. экономич. география выработала многие специфич. методич. приёмы. Первостепенное значение имеют приёмы картографирования экон.-геогр. явлений и процессов (Н. Н. Баранский, А. И. Преображенский, И. М. Маергойз, М. И. Никишов, В. П. Коровицын и др.). Актуальный характер имеет выработка методов экспедиционно-полевых исследований; среди них особую ценность получили изучение «ключей» - типичных участков терр., и обобщение итогов крупномасштабноготематич. картографирования. Всё более широкие размеры приобретают использование совр. вычислительной техники и установление математич. зависимостей. В этой области работают Ю. В. Медведков, Л. И. Василевский и др. Вместе с тем сохраняют своё значение «традиционные» методы анализа.

Для развития экономич. географии во 2-й пол. 20 в. характерно усиление системно-структурных подходов. Усилилось внимание к областям знания, лежащим на стыке экономич. географии с др. науками: к экологич. аспектам производств, деятельности, расселения и потребления; к социологич. и демографич. сторонам процесса обществ, воспроизводства (в их пространственном выражении); к условиям обитания населения (что создаёт у экономич. географии общее «поле» интересов с мед. географией и градостроит. дисциплинами) и т. п. Это расширяет рамки экон.-геогр. исследований и порождает потребность в совершенствовании методики и усиливает как комплексность самой экономич. географии, так и связи её с др. геогр. науками, в т. ч. особенно с физич. географией.

В соответствии с практич. задачами экономич. географии, естественно, наиболее развиты экон.-геогр. исследования ло СССР во всех их подразделениях: комплексные исследования республик и р-нов, исследования по отраслям, по географии населения и обслуживания и т. п. К 30-м гг. стала складываться и сов. школа экон.-геогр. страноведения. И. А. Витвер создал ценный учебник по экономич. географии зарубежных стран и ряд трудов по Лат. Америке, а впоследствии по Франции и др. странам, а также по мировому х-ву; Л. Я. Зиман изучал гл. обр. р-ны и ресурсы США, нек-рых стран Европы. Позже широкий фронт страноведч. работ возглавил К. М. Попов (труды гл. обр. по странам Азии). В послевоенные годы важным стимулом для развития экономич. географии зарубежных стран стала возможность вести исследования непосредственно в социалистич. странах Европы (работы И. М. Маергойза, В. П. Максаковского, С. И. Ледовских и др.), а также в отд. развивающихся странах (работы Г. В. Сдасюк по Индии, В. В. Вольского по странам Лат. Америки). Обобщающие труды по экономич. географии Лат. Америки, развивающихся стран принадлежат Я. Г. Машбицу, стран Африки - Ю. Д. Дмитревскому.

Ряд работ создан по экономич. географии развитых капиталистич. стран (напр., по США - В. М. Гохманом и др., по ФРГ - С. Б. Лавровым, по Италии - Г. Д. Кулагиным, по Великобритании - А. С. Добровым), по странам Азии - К. М. Поповым, В. А. Пуляркиным и др., и т. д. Разработки по экономич. географии отд. стран способствовали развитию географии мирового х-ва. Общие вопросы географии мирового х-ва и мировых минерально-сырьевых ресурсов исследует М. С. Розин, отраслевые аспекты географии мирового х-ва разрабатывают М. Б. Вольф (с. х-во), Л. И. Василевский (транспорт). Эти исследования имеют важное теоретич. и практич. значение. Расширяются исследования по геогр. проблемам развития социалистич. экономич. интеграции.

Исследовательские работы по экономич. географии ведутся в СССР гл. обр. в Ин-те географии АН СССР, Ин-те Сибири и Д. Востока СО АН СССР, Тихоокеанском ин-те географии Д.-Вост. науч. центра АН СССР, а также в ин-тах географии АН Азерб. ССР и АН Груз. ССР, в учреждениях АН ряда союзных республик (УССР, БССР, Казах. ССР, Арм. ССР, Литов. ССР, Молд. ССР, Кирг. ССР и др.), частично в ин-тах АН СССР: Востоковедения, Лат. Америки, Африки, США и Канады, Ин-те экономики мировой социалистич. системы АН СССР, Ин-те экономики и организации пром. произ-ва Сиб. отделения АН СССР, в нек-рых ведомственных экономич. н.-и. учреждениях (СОПС при Госплане СССР, экономич. ин-ты при Госпланах РСФСР и др. союзных республик и др.). Значит, исследовательские работы выполняют также высшие учебные заведения: многие ун-ты (в первую очередь МГУ на геогр. ф-те, а также в Центре по изучению проблем народонаселения, ЛГУ и др.), педагогич. ин-ты (их геогр. ф-ты, особенно Моск. им. Ленина и Ленингр. им. Герцена), а отчасти и ин-ты экономич. профиля. Общественным руслом развития экономич. географии являются Географич. об-во СССР и его региональные подразделения. В. В. Покшишевский.

Юридическая наука

В др.-рус. гос-ве (Киевская Русь, 9-12 вв.), а также в период феод, раздробленное! и не было юридич. науки как систематизиров. совокупности знаний о правовой надстройке классового общества. Правовые взгляды господствующего класса находили выражение прежде всего в различных юридич. актах: судебниках, междунар. договорах и т. д. (напр., Русская правда - сборник др.-рус. законов, обобщивший развитие феод, права с 8 по 12 вв., оказавший большое влияние на формирование юридич. мысли в рус., укр., белорус, и литов. землях). Формой выражения правовых взглядов были также общеполитич. и лит. произведения, произведения нар. творчества. О развитии юридич. мысли у народов, населявших совр. терр. СССР, свидетельствуют, напр., такие памятники права, как судебник Мхитара Гоша (12 в.), Судебник Веки и Агбуги, труды тадж. просветителя Абу-ль-Хасан-бек Али (11 в.) об управлении гос-вом, критика феод, монархии в произведениях азерб. поэта Низами Гянджеви и др.

В период образования и укрепления Рус. централизов. гос-ва происходило дальнейшее развитие юридич. мысли: были изданы Судебник 1497, Судебник 1550 (Царский судебник)и др., направленные, с одной стороны, на централизацию и укрепление органов власти, а с другой - на дальнейшее закрепощение крестьян. В борьбе с феод, раздробленностью была выдвинута прогрессивная для того времени идея о верховенстве (суверенитете) власти царя (напр., труды Иосифа Санина-Волоцкого, Ив. Пересветова).

В собственном смысле слова юридич. наука сложилась в России при Петре I, когда была упорядочена законодат. деятельность, а правоведение объявлено уч. дисциплиной. Типичной для правовых взглядов этого периода была идея «просвещённого абсолютизма», укрепления неогранич. власти монарха. С 1731 юриспруденцию начали преподавать в шляхетском корпусе, в 1737 было введено систематич. обучение дворянской молодёжи «законам и правам государственным» при Сенате, коллегиях и канцеляриях. Одним из трёх факультетов осн. в 1755 Моск. ун-та был юридический. Первый рус. проф. права С. Е. Десницкий в «Слове о прямом и ближайшем способе к научению юриспруденции...» (1768) призывал соединять изучение естеств. права и рим. юриспруденции и действующего законодательства. Большую роль в развитии рус. юридич. науки сыграл проф. Моск. ун-та И. А. Третьяков. Наибольшее внимание как в науч. трудах, так и в преподавании уделялось филос. вопросам права.

В нач. 19 в. появились труды, посвящённые отд. отраслям права. Господствующим направлением в теории права была доктрина естеств. права. Революц.-демократич. тенденции в подходе к изучению права впервые проявились в трудах А. Н. Радищева. В своих спец. юридич. трудах и законопроектах («Проект гражданского уложения», «Опыт о законодавстве» и др.) он подвергал критике крепостнич. законодательство как несовместимое с естеств. правами человека, затрагивал важнейшие вопросы рус. правовой науки. Взгляды Радищева были развиты декабристами, в т. ч. П. И. Пестелем - автором первого респ. проекта конституции России «Русская правда».

После разгрома восстания декабристов в 1825 в юридич. науке значит, место заняла концепция ист. школы права, идеями к-рой пронизано издание Полного собрания законов и Свода законов Российской империи (1832). В подготовке и издании этих актов ведущая роль принадлежала М. М. Сперанскому - автору трудов, посвящённых вопросам законодательства, судоустройства, проблемам организации гос. власти в гос-ве и т. д.

Реформы 60-х гг. в области суда, гор. управления, земской системы и т. д. оказали значит, влияние на дальнейшее развитие юридич. науки. В ходе подготовки и осуществления реформ появились науч. труды, издавались юридич. журналы: «Юридический вестник» (с 1860/61), «Журнал гражданского и торгового права» (с 1871), «Журнал гражданского и уголовного права» (с 1873), «Журнал министерства юстиции» (с 1859). В пореформенный период велась углублённая разработка всех отраслей права, для к-рой характерно усиление бурж. правовой идеологии. По теоретико-филос. ориентации рус. юридич. лит-ра кон. 19 - нач. 20 вв., как и вся бурж. юриспруденция того периода, делилась на неск. направлений (психологич. теория права, позитивизм и др.).

Пропагандистами демократич. правовых воззрений были А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов и др. Их труды, посвящённые критике бурж.-помещичьего строя царской России, крепостничества, разоблачали реакционность офиц. юридич. науки. Взгляды рус. революц. демократов оказали существ, влияние на пробуждение политич. и правового самосознания всех народов России, их идеи были восприняты и развиты такими передовыми мыслителями, как белорус, революционер К. С. Калиновский, арм. революц. демократ М. Л. Налбандян, казах, обществ, деятель Ч. Валиханов, узб. просветители-демократы Фуркат и Мукими и мн. др.

В. И. Ленин и др. марксисты подвергли критике офиц. рус. юридич. науку, показали её науч. несостоятельность. Марксистско-ленинские взгляды на гос-во и право сыграли решающую роль в формировании социалистич. правосознания пролетариата.

Советская юридическая наука начала формироваться после Окт. революции 1917. В основе её были марксистские положения об обусловленности гос-ва и права обществ.-экономич. строем и их исторически преходящем характере, о классовой сущности гос-ва и права, о коренной противоположности социалистич. гос-ва и права гос-ву и праву эксплуататорского общества, о роли социалистич. гос-ва и права в строительстве социалистич. общества.

Огромную роль в развитии сов. юридич. науки сыграл В. И. Ленин. В работах «Государство и революция» (1917), «Очередные задачи Советской власти» (1918), «Пролетарская революция и ренегат Каутский» (1918), «О государстве» (1919), «О двойном подчинении и законности» (1922), «Как нам реорганизовать Рабкрин» (1923) и др., а также в письмах к Д. И. Курскому (1921-22), в докладах и выступлениях он сформулировал ряд важнейших правовых положений, лёгших в основу общей теории сов. гос-ва и права. К их числу относятся: органич. связь гос-ва и права; социалистич. гос-во как гос-во нового высшего типа; вопрос о соотношении демократии и диктатуры пролетариата; учение о республике Советов как политич. форме диктатуры пролетариата; о сов. конституции и её принципах, о правовом положении личности, принцип организации нар. контроля, прокуратуры, судебной системы и осуществления судопроизводства и др. Ленинские положения по вопросам гос-ва и права нашли развитие в решениях Коммунистич. партии, в законодат. актах Сов. власти. Под руководством В. И. Ленина и при его непосредственном участии были разработаны первая сов. Конституция, а также и ряд основанных на ней законодат. актов (Кодекс законов о труде 1918, Гражданский кодекс 1922 и др.).

Юридич. наука в СССР складывалась и развивалась в условиях острой классовой борьбы против бурж. юридич. мировоззрения. Бурж. профессура, отстаивая тезис о «надклассовое™» права, стремилась исказить сущность сов. права, отождествить его с правом буржуазным. Т. н. сменовеховское направление в юридич. науке с переходом к нэпу выступило с идеей о неизбежности перерождения сов. гос-ва и права в обычное, бурж. гос-во и право; такие же позиции занимал ведущий юридич. журнал 20-х гг. «Право и жизнь». Были попытки привнести в юридич. науку идеи психологич. школы права.

Преодолевая чуждые марксизму-ленинизму направления, юридич. наука успешно развивалась в ходе создания нового законодательства, укрепления революц. правосудия и законности, воспитания социалистич. правосознания. В 1922-28 была проведена кодификация гражд., семейного, уголовного и др. законодательства. В 20-30-е гг. разрабатывались общие теоретич. проблемы и мето-дологич. основы марксистского правоведения. В этот период выдвинулись крупные учёные-марксисты П. И. Стучка, Е. Б. Пашуканис, Н. В. Крыленко и др. Они способствовали утверждению марксизма в правовой науке, отстаивали материали-стич. истолкование права. Стучка подчёркивал революционно творческую роль сов. права, доказывал необходимость изучения права в тесной связи с обществ, отношениями («Революционная роль права и государства », 1921). Однако нек-рые положения его работ давали повод упрекать его в сведении права к экономике.

Один из первых руководителей советской юстиции Крыленко дал правильную марксистскую трактовку права, его материальной обусловленности, классовой сущности, назначения.

Пашуканис рассматривал право в его связи с экономич. базисом и классовыми отношениями. Вместе с тем его работы не были лишены теоретич. ошибок, позднее признанных самим автором (напр., т. н. меновая концепция права, к-рая вела к недооценке роли права в условиях социалистич. общества). Аналогичных взглядов придерживались и представители ряда др. отраслей юридич. науки. Нек-рые юристы (в т. ч. А. А. Сольц, стоявший на пра-вильных позициях в осн. вопросах теории права) выступали с тезисами о приоритете целесообразности перед законностью, отрицали необходимость установления составов преступлений в уголовных кодексах и т. п. Важную роль в преодолении ошибочных теоретич. взглядов, а также в борьбе с бурж. идеологией сыграл 1-й съезд государственников-марксистов (1931), к-рый подвёл итоги развития сов. юрид. науки и отметил значение права для Сов. гос-ва, регулирования социалистич. экономики и т. д. В решениях съезда особое внимание было обращено на необходимость исследования права в его связи с политикой.

К 30-м гг. юридич. наука достигла значит, успехов: была завершена кодификация важнейших отраслей права, изданы науч. комментарии к ряду кодексов, велась большая работа по пропаганде социалистич. права и законности. Появились первые программы по общей теории гос-ва и права, а также уч. пособия обобщающего характера. В дальнейшем возрастание роли социалистич. собственности в экономич. жизни в результате индустриализации страны и коллективизации с. х-ва вызывало расширение законодательства, регулирующего хоз. жизнь сов. общества, науч. исследований в области права, его природы, социального назначения и перспектив развития. В 1936 была принята Конституция СССР, сыгравшая большую роль в сов. гос. строительстве и явившаяся базой для дальнейшего развития отд. отраслей права. Велась работа по обобщению опыта гос. и правового строительства, по теоретич. изучению и совершенствованию системы сов. социалистич. права, по выделению его осн. отраслей и стоящих перед ними задач. Создавались новые учебники: по теории гос-ва и права, гос. праву, истории гос-ва и права СССР, земельному и колх. праву, междунар. частному праву, судоустройству, гражд. процессу, криминалистике и др. В довоен. годы были изданы значит, теоретич. труды С. А. Голунского и М. С. Строговича, М. М. Аржанова.

Отрицат. роль в развитии правовой науки сыграли ошибочные теоретич. концепции А. Я. Вышинского, к-рые в практике правосудия служили обоснованием нарушений социалистич. законности. Вышинский искажал сущность и задачи социалистич. гос-ва и права (преувеличение роли принуждения в праве и умаление его воспитат. и профилактич. значения, переоценка доказательств, значения признания своей вины обвиняемым по уголовным делам и др.).

В годы Великой Отечеств, войны 1941 - 1945 разрабатывались правовые аспекты укрепления боеспособности Сов. Армии, воинской дисциплины. В трудах сов. криминологов разоблачались преступления герм, фашизма против мира, человечности и безопасности народов (напр., А. Н. Трайнин, «Уголовная ответственность гитлеровцев», 1944). Сов. учёные-юристы обосновали возможность, необходимость и законность привлечения к уголовной ответственности нем.-фаш. воен. преступников. Мн. положения, сформулированные ими, были положены в основу Устава Междунар. воен. трибунала (см. Нюрнбергскийпроцесс). Вгоды войны юристы участвовали в разработке ряда важнейших междунар.-правовых актов (Устав ООН, Устав Междунар. суда и др.).

В 1946 ЦК ВКП(б) принял пост. «О расширении и улучшении юридического образования в стране», к-рое сыграло значит, роль в подготовке юридич. кадров. Большое значение для развития юридич. науки имели также пост. ЦК КПСС «О мерах по дальнейшему развитию юридической науки и улучшению юридического образования в стране» (1964) и «О мерах по дальнейшему развитию общественных наук и повышению их роли в коммунистическом строительстве» (1967).

Сов. учёными были разработаны теоретич. положения, лёгшие в основу важнейших законодат. актов, принятых Верх. Советом СССР в 1958-77: Основ законодательства СССР и союзных республик практически по всем отраслям права (гражд. законодательства, уголовного законодательства, уголовного судопроизводства, гражд. судопроизводства, судоустройства, законодательства о браке и семье, о земле, о т.руде, о здравоохранении, о народном образовании, водного и лесного законодательства, о недрах и др.). Учёные-юристы активно участвовали в разработке новой Конституции СССР 1977, законов, регулирующих деятельность Советов, в подготовке респ. кодексов законов.

Реализуя задачи, поставленные съездами КПСС, спец. постановлениями и другими парт. и гос. документами, сов. учёные исследуют закономерности развития социалистич. гос-ва и права, политической системы развитого социалистич. общества, функции и механизм общенародного гос-ва; разрабатывают такие важные для развития социалистич. общества вопросы, как гос.-правовые средства воздействия на процесс формирования коммунистич. обществ, отношений, пути совершенствования законодательства, дальнейшего углубления социалистич. демократии, коммунистич. воспитания трудящихся. В центре внимания исследователей находятся актуальные проблемы социалистич. общества, эффективность социального действия права, система правового регулирования, соотношение права и экономики, развитие системы сов. права. Шире развёртывается изучение социально-психологич. аспектов действия права, правового регулирования, вопросов юридич. воспитания июридич. культуры. Большое внимание уделяется вопросам правового положения личности в социалистич. обществе, системе гарантий прав и свобод граждан, а также проблемам, связанным с обязанностями граждан по отношению к обществу и гос-ву и др. Разрабатываются проблемы общей теории гос-ва и права, ведётся изучение совр. бурж. правовой идеологии, критика реформистских и ревизионистских взглядов на гос-во и право, разоблачение антикоммунизма в этих вопросах; изучаются закономерности развития государственности зарубежных стран (работы Н. Г. Александрова, С. С. Алексеева, М. А. Аржанова, Г. В. Барабашева, С. А. Голунского, А. И. Денисова, Д. Л. Златопольского, Д. А. Керимова, В. Ф. Котока, И. Д. Левина, А. И. Лепёшкина, А. А. Мишина, П. Е. Недбайло, В. С. Петрова, И. С. Самощенко, Б. Н. Топорнина, И. П. Трайнина, В. А. Туманова, И. Е. Фарбера, Н. П. Фарберова, В. Е. Чиркина, Г. X. Шахназарова, А. Ф. Шебанова, В. С. Шевцова, К. Ф. Шеремета, Б. В. Щетинина, Л. С. Явича и др.).

Важнейшее значение имеет изучение правовых аспектов гос. управления, гос. и обществ, начал в системе управления, правового положения и роли обществ, орг-ций в социалистич. обществе, разработка направлений совершенствования деятельности гос. аппарата (работы Ю. М. Козлова, Б. М. Лазарева, А. Е. Лунёва, Г, И. Петрова, М. И. Пискотина, С. С. Студеникина, Ю. А. Тихомирова, Ц. А. Ямпольской и др.).

Велика роль юридич. науки в разработке правовых проблем планирования, хоз. связей, правовых форм обеспечения науч.-технич. прогресса и научной организации труда, а также укрепления юридич. гарантий личных и имуществ. прав граждан (работы М. М. Агаркова, Г. Н. Амфитеатрова, С. Н. Братуся, А. В. Бенедиктова, Д. М. Генкина, В. П. Грибанова, С. М. Джорбенадзе, О. А. Красавчикова, О. С. Иоффе, В. В. Лаптева, В. Ф. Маслова, Г. К. Матвеева, И. Б. Новицкого, Н. В. Орловой, П. Е. Орловского, А. И. Пергамент, В. А. Рясенцева, О. Н. Садикова, Г. М. Свердлова, В. Н. Серебровского, Е. А. Флейшиц, Р. О. Халфиной, Ю. К. Толстого).

Особое значение имеет развитие науки трудового права, к-рая изучает эффективность норм трудового права, проблемы расширения трудовых прав и совершенствования их юридич. гарантий, роль трудовых коллективов, правовые аспекты стимулирования материальной заинтересованности и др. (работы В. С. Андреева, Л. Я. Гинцбурга, К. П. Горшенина, В. М. Догадова, С. А. Иванова, С. С. Карийского, В. И. Никитинского, А. Е. Пашерстника, А. С. Пашкова, О. В. Смирнова, В. И. Смолярчука и др.).

Сов. учёные-юристы работают над проблемами дальнейшего совершенствования правового регулирования в области управления сельским хозяйством, хоз. связей в этой отрасли нар. х-ва, изучают правовые аспекты развития межколхозной собственности, кооперирования и специализации сельскохоз. произ-ва, исследуют правовые проблемы охраны природы и окружающей среды (работы Г. А. Аксенёнка, Л. И. Дембо, М. И. Козыря, Н. И. Краснова, О. С. Колбасова, И. В. Павлова, Г. Н. Полянской и др.).

Задача всемерного укрепления социалистич. правопорядка обусловила появление большого числа работ, посвящённых вопросам теории и практики социалистич. законности. Разрабатываются проблемы совершенствования системы сов. уголовного права (работы Н. Д. Дурманова, Н. И. Загородникова, М. М. Исаева, Б. С. Никифорова, А. А. Пионтковского, П. С. Ромашкина, Н. А. Стручкова, Б. С. Утевского, Т. В. Церетели, В. М. Чхиквадзе, М. Д. Шаргородского и др.). Сов. криминологи ведут изучение причин преступности, разработку комплекса мер по профилактике правонарушений (работы А. А. Герцензона, И. И. Карпеца, В. Н. Кудрявцева, Г. М. Миньковского, А. Б. Сахарова, А. М. Яковлева и др.). Над методикой расследования преступлений с применением новейших технических средств работают сов. криминалисты (работы Р. С. Белкина, А. И. Винберга, С. М. Потапова, Н. В. Терзиева, А. С. Шляхова и др.). Совершенствованию сов. судебной системы, процессуальных прав граждан посвящены работы М. М. Гроздинского, М. А. Гурвича, А. Ф. Клейнмана, И. Д. Перлова, М. С. Строговича, К. С. Юдельсоиа и др.

Значит, внимание в сов. юридич. науке уделяется проблемам истории гос-ва и права, а также истории политич. учений (работы Б. М. Бабия, П. Н. Галанзы, М. Н. Гернета, О. А. Жидкова, С. 3. Зиманова, А. И. Ишанова, С. Ф. Кечекьяна, А. И. Королёва, К. А. Мокичева, С. А. Раджабова, М. 3. Уразаева, 3. М. Черниловского, О. И. Чистякова, С. В. Юшкова и др.).

Ответств. задачи решает сов. юридич. наука в разработке правовых вопросов совр. междунар. отношений, в т. ч. и проблем экономич. сотрудничества, социалистич. интеграции (работы М. М. Богуславского, В. Н. Дурденевского, Г. П. Жукова, Ф. И. Кожевникова, В. М. Корецкого, Е. А. Коровина, С. Б. Крылова, М. И. Лазарева, Л. А. Лунца, С. А. Малинина, А. П. Мовчана, И. С. Перетерского, В. С. Позднякова, А. И. Полторака, Г. И. Тункина, Е. Т. Усенко, Н. А. Ушакова и др.).

Расширяется сфера правовых исследований в союзных республиках. В большинстве из них изданы обобщающие труды по истории государства и права данной республики, по проблемам нац.-гос. строительства, появились труды по общей теории гос-ва и права, гос., адм., гражд. и трудовому праву, по гражд. и уголовному процессу, криминологии, по вопросам совр. бурж. гос-ва и права.

В разработке теоретич. проблем гос-ва и права всё более широкое применение получают спстемно-структурный и функциональный анализ, конкретные социологич. исследования. В 60-70-х гг. был издан ряд значит, монографич. правовых исследований, в т. ч. «Марксистско-ленинская общая теория государства и права» (т. 1-4, 1970-73); «Современное империалистическое государство» (т. 1-6, 1963-74); серии «Государство и право стран, освободившихся от колониальной зависимости» (т. 1-5, 1967-75), «Курс международного права» (т. 1-6, 1967- 1973), «Трудовое право и научно-технический прогресс» (1974), «Курс советского уголовного права» (т. 1-6, 1970- 1971); «Международное частное право» Л. А. Лунца (1970) и др.

Проблемы юридич. науки разрабатываются в Ин-те гос-ва и права АН СССР, в АН союзных республик - ин-ты (отделы, секторы). Крупнейшим уч. и науч. юридич. центром СССР является юридич. ф-т МГУ; были восстановлены и вновь созданы юридич. ф-ты и вомн. др. ун-тах. При Прокуратуре СССР работает Всесоюзный ин-т по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности. Крупное науч. учреждение - Всесоюзный ин-т сов. законодательства Мин-ва юстиции СССР. В 1974 создана Академия внутр. дел МВД СССР.

Сов. учёные активно участвуют в деятельности междунар. орг-ций: Ассоциации междунар. права, Междунар. ассоциации юридич. наук, Междунар. ассоциации политич. наук, Междунар. академии сравнит, правоведения, Междунар. ассоциации юристов-демократов и др.

Периодические издания: журналы «Советское государство и право» (с 1927), «Социалистическая законность» (с 1934), «Советы депутатов трудящихся» (с 1957), «Известия высших учебных заведений. Правоведение» (с 1957), «Советская юстиция» (с 1922).

См. также раздел Юридическая наука в статьях о союзных республиках в соответствующих томах БСЭ. Г. Н. Манов, Н. П. Фарберов.

Педагогика

Педагогич. мысль в Др. Руси первоначально выражалась в устном нар. творчестве (былинах, сказках, пословицах, поговорках и др.). Воспитат. идеалы христианства и феодальных кругов чётко сформулированы в «Поучении» Владимира Мономаха (12 в.). В ряде сборников 11-12 вв. содержались оригинальные и переводные пед. сочинения. Так, в сб. «Пчела» помещена работа неизвестного киевлянина «Слово... о чтении книг»; в тот же сборник и ряд др. («Измарагд», «Изборник» Святослава, «Златоструй» и т. д.) включались переводные отрывки из работ Сократа, Аристотеля и др. античных, а также визант. авторов.

В период становления централизов. Рус. гос-ва господствовавшие взгляды на воспитание были изложены в «Домострое» (16 в.). Возникновение книгопечатания (сер. 16 в.) дало мощный толчок развитию просвещения и уч. лит-ры. Первый рус. учебник (Азбука) был напечатан Иваном Фёдоровым в 1574 во Львове.

В 16-17 вв. в противовес христианско-феод. концепции воспитания начинают распространяться гуманистич. взгляды в области просвещения (Ф. Скорина, деятели братских школ, Симеон Полоцкий, Епифаний Славинецкий и др.).

Реформы Петра I (нач. 18 в.) способствовали оживлению пед. мысли, развитию уч. лит-ры, организации системы нар. образования. Введение гражд. шрифта и араб, цифр вместо буквенных обозначений (1708) облегчило усвоение широкого круга знаний (матем., астрономии, навигации и т. д.). В пед. отношении лучшим учебником было «Первое учение отроком...» Феофана Прокоповича (1720), в предисловии к к-рому он высказал прогрессивные взгляды на воспитание.

В 18 в. в России началось становление гос. системы школ. Развитие пед. мысли было связано с обоснованием различных вариантов этой системы (Ф. Ф. Салтыков и др.). Одним из первых организаторов и теоретиков рус. нар. школы и проф. образования был В. Н. Татищев, открывший т. н. горнозаводские школы на Урале и разработавший систему обучения в них. Значительный вклад в организацию университетского образования и пед. мысль России внёс М. В. Ломоносов. По его инициативе был создан Московский университет (1755). Он составил регламенты московских (университетских) и академич. гимназий, основанные на достижениях русской и зарубежной педагогики. Исходя из мысли о решающей роли воспитания в развитии человека, Ломоносов главными средствами воспитания считал науку и труд. Пед. идеи Ломоносова развивали просветитель Н. И. Новиков, профессора Моск. ун-та Н. Н. Поповский, X. А. Чеботарёв, А. А. Барсов и др., выступавшие против феод.-крепостнич. взглядов на воспитание и просвещение.

В кон. 18 в. начала создаваться дидактика, что было связано с необходимостью обеспечить расширявшуюся сеть нар. училищ (по Уставу 1786) учебниками и уч. пособиями, а учителей - методич. лит-рой. Дидактику разрабатывал Ф. И. Янкович, к-рый совместно с др. сотрудниками (из АН и Моск. ун-та) составил «Руководство учителям первого и второго классов Народных училищ» на основе принципов передовой педагогики, в частности дидактич. учения Я. А. Каменского.

Рус. пед. мысль углубил А. Н. Радищев, к-рый с революц.-демократич. позиций определил гл. цель воспитания как подготовку «истинных сынов отечества», борцов против насилия и деспотизма. Единомышленниками Радищева были Ф. В. Кречетов, В. В. Попугаев, И. П. Пнин, А. Ф. Бестужев, декабристы. Пед. воззрения декабристов нашли практич. выражение в их деятельности в сибирской ссылке (И. Д. Якушкин, М. А. и Н. А. Бестужевы, В. К. и М. К. Кюхельбекеры, Д. И. Завалишин и др.).

В 40-60-х гг. 19 в. прогрессивные пед. идеи были связаны преимущественно с революц.-демократической обществ мыслью, составляя её органич. часть (В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. А. Добролюбов, Н. Г. Чернышевский, Д. И. Писарев и др.). Целью воспитания революц. демократы считали подготовку гражданина-патриота с революц.-материалистич. мировоззрением, широко образованного и трудолюбивого.

Для разработки проблем педагогики и нар. образования многое сделал В. Ф. Одоевский. Он занимался организацией дет. приютов, положил начало дошкольному воспитанию в России, создал ряд уч. книг для учащихся и дидактич. пособий для учителей.

Передовые представители культуры и просвещения мн. народов Росс, империи в 18-19 вв. выступали за демократизацию образования, за воспитание в духе гуманизма, патриотизма, народности. К их числу относятся: на Украине- Г. С. Сковорода, В. Н. Каразин, А. В. Духнович; в Белоруссии и Литве - И. Ф.Копиевич, Г. Конисский, С. Даукантас; в Латвии - Г. Меркел, И. Брауншвейг; в Эстонии - К. Р. Якобсон, Г. Ф. Паррот; в Грузии - И. Багратиони, Г. Бараташвили; в Армении - А. Аламдарян, X. Абовян; в Азербайджане - А. К. Бакиханов, М. Ф. Ахундов и др. Большинство из них разделяли идеи рус. просветителей и революц. демократов, особенно Белинского и Герцена.

Подъём освободит, движения, начавшийся в сер. 50-х гг. 19 в., вызвал к жизни широкое общественно-пед. движение, к-рое носило антикрепостнич. характер. В обсуждении проблем воспитания и подготавливавшейся школьной реформы участвовали видные учёные, писатели, деятели нар. образования (Н. И. Пирогов, Л. Н. Толстой, Н. X. Вессель и др.). В центре внимания находились вопросы назначения школы, гуманизации воспитания, изменения характера образования и методов обучения и т. п., началось движение за создание нац. системы воспитания. Всё это способствовало выделению педагогики в самостоят, отрасль науч. деятельности, разработке её на проф. уровне.

Становление педагогики как науки в России связано с именем К. Д. Ушин-ского, к-рый, творчески использовав всё положительное, что было достигнуто педагогикой и психологией к сер. 19 в., создал стройную психолого-пед. концепцию и на её основе теорию воспитания и обучения. Комплексное рассмотрение проблем человека в свете данных всех наук, изучающих его самого и условия его существования, дало Ушинскому возможность заложить основы пед. антропологии, к-рая была для него наукой о воспитании развивающегося человека, т. е. собственно педагогикой. Исследование этих фундаментальных проблем явилось базой для теории образования и обучения, на основе к-рой были созданы лучшие из дореволюц. учебников для нар. школы и разрабатывались методы уч.-воспитат. работы. Под влиянием идей Ушинского и при активном участии его последователей в кон. 19 - нач. 20 вв. стали исследоваться как общие проблемы педагогики и дидактики (П. Ф. Каптерев, В. П. Острогорский, В. П. Вахтеров, Н. Ф. Бунаков, И. Н. Ульянов, П. Ф. Лесгафт и др.), так и методики преподавания отд. уч. предметов (В. Я. Стоюнин, В. И. Водовозов, Д. Д. Семёнов и др.). Идеи Ушинского оказали влияние на развитие пед. мысли др. народов России - Г. Агаян (Армения), И. Алтынсарин (Казахстан), Я. С. Гогебашвили (Грузия), Р. Эфендиев (Азербайджан), И. Я. Яковлев (Чувашия) и др.

С кон. 19 в. благодаря деятельности первых рус. социал-демократов в России стали известны идеи К. Маркса и Ф. Энгельса о воспитании (см. Коммунистическое воспитание). Осн. положения марксистского учения о воспитании были развиты в новых ист. условиях В. И. Лениным.

Советская педагогика. После победы Окт. революции 1917 пути развития народного образования и связанные с этим задачи сов. педагогики были определены Программой Коммунистической партии, принятой 8-м съездом (1919). Выступления Ленина в первые послереволюц. годы содержали решения сложных вопросов: о связи политики с педагогикой, о пролет, культуре и отношении рабочего класса к культурному наследству и др. Ленин определил сущность коммунистич. морали. В социалистич. обществе у подрастающего поколения должно быть сформировано материалистич. мировоззрение, выработаны коммунистич. убеждения и высокие нравственные качества; средства для достижения этой цели - широкое науч. образование на политехнич. основе, связь обучения с производит, трудом, активное участие молодёжи в практике строительства нового общества. Претворяя в жизнь марксистско-ленинские демократические принципы воспитания и образования, сов. педагогика главное внимание уделила разработке основ построения единой трудовой политехнич. школы, определению содержания обучения и воспитания в ней, отысканию путей и методов активизации уч.-воспитат. работы, проблемам воспитывающего коллектива (Н. К. Крупская, А. В. Луначарский, П. П. Блонский, С. Т. Шацкий, П. Н. Лепешинский, М. Н. Покровский и др.). Работу в этой области возглавляла Н. К