загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна,окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ПРОМЫШЛЕННОМ, ЖИЛОМ И НЕ ТОЛЬКО...:
ПОНЯТИЯ:

МОНТАЖ (франц. montage - подъём установка, сборка, от monter - поднимать), сборка и установка сооружений конструкций, технологического оборудования агрегатов, машин (см. Сборка машин, аппаратов, приборов и др. устройств и готовых частей и элементов.
МОНТАЖ в строительстве - основной производственный процесс, выполняемый при возведении зданий и сооружений или и реконструкции, в результате которого устанавливают в проектное положение строительные конструкции, инженерное технологическое оборудование и др. МОНТАЖ технологического оборудования включает также присоединение его к источникам энергоснабжения системам очистки и удаления отходов оснащение приборами, средствами автоматизации и контроля
.


СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ в СССР, организационно обособленные производственно-хозяйственные единицы, основным видом деятельности которых является строительство новых, реконструкция, капитальный ремонт и расширение действующих объектов (предприятий, их отдельных очередей, пусковых комплексов, зданий, сооружений), а также монтаж оборудовани я. К государственным СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ относятся строительные и монтажные тресты (тресты-площадки, тресты гор. типа, территориальные, союзные специализированные тресты); домостроительные, заводостроительные и сельские строительные комбинаты; строительные, (монтажные) управления и приравненные к ним организации (напр., передвижные механизированные колонны, строительно-монтажные поезда и др.).
ПРОЕКТИРОВАНИЕ (от лат. projectus, буквально - брошенный вперёд), процесс создания проекта - прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния. Различают этапы и стадии ПРОЕКТИРОВАНИЯ, характеризующиеся определённой спецификой. Предметная область ПРОЕКТИРОВАНИЯ постоянно расширяется. Наряду с традиционными видами ПРОЕКТИРОВАНИЯ (архитектурно-строительным, машиностроительным, технологическим и др.) начали складываться самостоятельные направления ПРОЕКТИРОВАНИЯ человеко-машинных систем (решающих, познающих, эвристических, прогнозирующих, планирующих, управляющих и т. п.) (см. Система "человек и машина"), трудовых процессов, организаций, экологическое, социальное, инженерно-психологич., генетическое ПРОЕКТИРОВАНИЕ и др. Наряду с дифференциацией ПРОЕКТИРОВАНИЯ идёт процесс его интеграции на основе выявления общих закономерностей и методов проектной деятельности.
ПРОМСТРОЙПРОЕКТ, проектный институт в ведении Госстроя СССР. Находится в Москве. Организован в 1933. В составе института архитектурно-строительные и конструкторские отделы; ПРОМСТРОЙПРОЕКТ возглавляет объединение "Союзхимстройниипроект" с проектными институтами в Киеве, Ростове-на-Дону, Тольятти, Алма-Ате. Разрабатывает проекты (архитектурно-строительные и сан.-технич. части) производственных зданий и сооружений крупнейших промышленных предприятий автомобильной, машиностроит., металлургич., химич. и др. отраслей пром-сти; схемы генеральных планов пром. узлов и упорядочения существующих пром. районов; мероприятия по повышению уровня индустриализации строительтсва за счёт унификации и типизации зданий, сооружений и конструкций и внедрения эффективных строит. материалов; нормативные документы и методич. указания по проектированию пром. зданий и сооружений. Периодически публикует реферативную информацию "Строительное проектирование промышленных предприятий". Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1958)

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

ользуемых объективных возможностей и условий для дальнейшего роста обществ, произ-ва. Важнейшие составляющие НТП - собственно научный потенциал, инженерно-конструкторский потенциал (принято также объединение этих двух составляющих в единый исследовательский потенциал), потенциал образования, технический потенциал производства. Развитие НТП сопровождается усилением взаимосвязи и взаимопроникновения этих элементов. Основные параметры НТП: сеть научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектных организаций, занятых разработкой фундаментальных и прикладных направлений науки и её технологическим применением; кадры учёных и специалистов во всех звеньях цепи - от разработки науч. идей до массового внедрения достижений науки и техники; система подготовки и переподготовки научных и инж.-технич. кадров; финанс. и материально-технич. обеспечение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР); развитие науч., экспериментальной и производств, базы, её оснащённость науч. приборами, инструментами, оборудованием, материалами для проведения исследований и разработок, внедрения их результатов в произ-во; организация и управление науч. исследованиями и технич. разработками и система внедрения достижений науки и техники в практику; система информац. обеспечения, распространения передового опыта, пропаганды достижений науки и техники; участие в междунар. кооперации и специализации в научных исследованиях и технических разработках, способность эффективного использования преимуществ международного разделения труда.

Развитие НТП, темпы и характер его количеств, и качеств, роста определяются социально-экономич. природой гос-ва, общими и специфич. особенностями страны, уровнем развития её экономики и культуры. В условиях социализма постоянное наращивание и использование НТП осуществляется планомерно в масштабах всего общества на основе единой научно-технич. политики как составной части общегос. социально-экономич. политики. Рост НТП СССР - одно из главных условий социально-экономич. прогресса, обеспечения всестороннего развития всех членов общества и наиболее полного удовлетворения их материальных и культурных потребностей.

Планирование развития НТП, как и всего комплекса науч. и технич. исследований, является в СССР составной частью всей системы управления. Сознательно ставя науку на службу коммунистич. строительству, КПСС разрабатывает целенаправленную программу научно-технического прогресса, обеспечивая соединение достижений научно-технической революции с преимуществами социалистич. системы х-ва, гармоническое, пропорциональное развитие составляющих НТП компонентов, а также науки, техники и др. сфер общества. При этом одно из главных преимуществ социалистич. общества заключается в возможности концентрации усилий на решении важнейших проблем.

НТП СССР формируется и развивается как органич. часть социально-экономич. преобразований, осуществляемых под руководством Коммунистич. партии. Рост и совершенствование материально-технич. базы коммунизма, культурная революция, приведшая к широкому развитию образования, подготовке для всех отраслей нар. х-ва квалифицированных кадров специалистов, возрастающие финанс. и материальные средства, направляемые гос-вом на развитие науки и техники, моральное и материальное стимулирование научно-технического прогресса позволили обеспечить в короткий исторический срок развитие огромного НТП. Современный НТП СССР позволяет вести исследования по всему фронту проблем науки и техники.

В СССР насчитывается более 1,2 млн. (1975) науч. работников. Общая численность занятых в сфере науки и науч. обслуживания достигла 4 млн., а в области просвещения и культуры - 9,1 млн. чел. Количество дипломированных инженеров, занятых в нар. х-ве, составило 3,7 млн. чел. 121,5 млн. чел. имели высшее и среднее (полное и неполное) образование (58,7 млн. чел. в 1959). В народном хозяйстве было занято 22,8 млн. специалистов с высшим и средним спец. образованием (в т. ч. 9,5 млн. с высшим и 13,3 млн. со средним образованием) или в 120 раз больше, чем в дореволюц. России.

На нач. 1976 доля лиц с высшим образованием составила 9%, а с высшим и средним (полным и неполным) - 77% всего занятого населения (в 1939 соответственно - 1% и 12%).

После Окт. революции 1917 число науч. работников росло быстрыми темпами. В 1913 имелось 11,6 тыс. науч. работников, к 1975 численность научных работников выросла более чем в 100 раз. С 1960 по 1975 численность всех науч. работников увеличилась в 3,5 раза, численность работников с учёной степенью кандидата или доктора наук - в 3,3 раза (см. табл. 1). Темпы роста численности научных работников более чем в 2 раза превышали темпы роста численности рабочих и служащих. Число науч. работников в СССР в 1975 составляло 1/4 часть науч. работников мира.

При сохранении высоких темпов роста НТП важнейшее значение Коммунистич. партия придаёт мероприятиям, связанным с качественной стороной, повышением эффективности использования НТП, улучшением и совершенствованием системы организации и управления н.-и. учреждениями и внедрением новой техники в произ-во.

Общее руководство научно-технич. исследованиями в стране осуществляет Сов. Мин. СССР. Спец. органом, ответственным за научно-технич. прогресс, является Гос. комитет Сов. Мин. СССР по науке и технике (ГКНТ). Высшее науч. учреждение СССР - Академия наук СССР (см. табл. 2).

Развитие НТП было направлено на развёртывание науч. базы не только в традиц. культурных центрах, но и в новых пром. и с.-х. районах, во всех союзных республиках. В стране сложилась разветвлённая и взаимосвязанная система научных учреждений, отвечающая потребностям развития советского общества. Её отличит, черты - охват широкой фундаментальной проблематики при одновременной устремлённости к практике, решению текущих и перспективных задач коммунистич. строительства.

Табл. 1. - Численность научных работников (на конец года), тыс. чел.





1950


1960


1970


1975
Всего научных работников, включая научно-педагогич. кадры вузов


162,5


354,2


927,7


1223,4
В том числе имеют учёную степень: доктора наук


8,3


10,9


23,6


32,3
кандидата наук


45,5


98,3


224,5


326,8
Из общего числа научных работников имеют учёное звание:












академика, члена-корреспондента, профессора


8,9


9,9


18,1


22,9
доцента


21,8


36,2


68,6


87,9
старшего науч. сотрудника


11,4


20,3


39,0


53,3
младшего науч. сотрудника и ассистента


19,6


26,7


48,8


45,0

Табл.2. - Численность научных работников и число научных учреждений в составе АН СССР, академий наук союзных республик и отраслевых академий (на конец 1975)





Численность научных работников


Численность академиков, действит. членов и чл.-корр.


Число научных учреждений, принадлежащих АН
АН СССР


41836


678


246
АН УССР


12102


282


76
АН БССР


4640


131


33
АН Узбекской ССР


3699


96


31
АН Казахской ССР


3731


132


33
АН Грузинской ССР


5493


109


40
АН Азербайджанской ССР


4222


90


32
АН Литовской ССР


1534


39


12
АН Молдавской ССР


883


37


19
АН Латвийской ССР


1760


52


16
АН Киргизской ССР


1434


44


19
АН Таджикской ССР


1213


42


19
АН Армянской ССР


2835


90


31
АН Туркменской ССР


866


49


16
АН Эстонской ССР


949


44


16
Всесоюзная ордена Ленина академия с.-х. наук им. В. И. Ленина


10339


211


166
Академия мед. наук СССР


5480


271


40
Академия пед. наук СССР


1711


131


14
Академия коммунального х-ва РСФСР


427


-


5

Важную роль в развитии НТП играют высшие уч. заведения и созданные при них науч. орг-ции. На начало 1975/76 уч. г. в СССР насчитывалось 856 вузов (в 8 раз больше, чем в дореволюц. России). За годы Сов. власти подготовлено св. 12 млн. специалистов с высшим образованием. В СССР исторически сложились 3 группы вузов: ун-ты, политехнич. ин-ты и специализированные (отраслевые) ин-ты. Руководство системой образования и исследовательской работой в высшей школе осуществляет Мин-во высшего и среднего спец. образования СССР.

Наряду с подготовкой специалистов с высшим образованием расширяется система подготовки науч. кадров высшей квалификации. Численность аспирантов за 1960-75 увеличилась в 2,6 раза.

Финансирование НТП складывается из расходов из гос. бюджета и собственных средств предприятий и орг-ций, направляемых на капитальные вложения, текущие расходы, организацию и управление, подготовку кадров. Развитие НТП СССР сопровождается неуклонным ростом расходов на науку из гос. бюджета и др. источников. Они составили (в млрд. руб.) 0,3 - в 1940, 6,9 - в 1965, 11,7 - в 1970, 17,4 - в 1975.

Важной составной частью НТП являются н.-и. учреждения, проектные ин-ты, конструкторские бюро пром-сти, в к-рых сосредоточена значит, часть прикладных н.-и. работ, а также опытные и конструкторские работы. В отраслевых НИИ министерств и ведомств в нач. 70-х гг. было ок. 45% всех науч. работников. В этих орг-циях наряду с учёными занято большое число инженеров-конструкторов, инженеров-технологов, квалифицированных рабочих. К технич. потенциалу произ-ва относится также большое число лабораторий (заводских, фабричных, цеховых и др.), конструкторских орг-ций на балансе предприятий, отделы, бюро, опытно-экспериментальные отделы, отделы механизации и автоматизации и др. Для развития НТП характерна тенденция усиления связей между его различными составляющими. По мере роста научно-технич. уровня пром. произ-ва всё более возрастает интеллектуализация труда непосредственно в сфере произ-ва, что способствует постепенному стиранию существенных различий между умственным и физич. трудом. Одно из проявлений этого процесса - увеличение числа изобретателей (см. Изобретательство) и рационализаторов, опирающихся на достижения науки и техники. В 1975 по сравнению с 1940 количество ежегодно поступающих изобретений и рационализаторских предложений возросло с 591 тыс. до 5113 тыс., из них внедрённых с 202 тыс. до 3977 тыс.; экономия в расчёте на год выросла с 90 до 4805 млн. руб. Связь науки с произ-вом приобретает самые разнообразные формы на всех стадиях процесса - от зарождения науч. идей, науч. экспериментов, инженерно-технич. разработок до организации внедрения новой техники и технологии в произ-во. Важнейшая задача в совр. условиях - всемерное ускорение этого процесса.

В 1971-75 освоено произ-во и начат серийный выпуск 16,5 тыс. новых видов машин, оборудования и приборов (8,4тыс. в 1966-70). Доля отраслей, в наибольшей степени определяющих технич. прогресс и эффективность нар. х-ва (машиностроения, электроэнергетики, химич. и нефте-химич. пром-сти) в общем объёме пром. произ-ва повысилась с 31% в 1970 до 36% в 1975. При этом выпуск продукции машиностроения увеличился в 1,8 раза, в т. ч. вычислит, техники - в 4 раза, приборов, средств автоматизации и запасных частей к ним - в 1,9 раза. Если за 1966-70 было создано 414 автоматизированных систем управления, то в 1971-75 - 2364, из них 321 и 1457, соответственно, - для управления предприятиями и технологическими процессами. В 1965-75 число комплексно механизированных и автоматизированных предприятий в пром-сти возросло с 1,9 тыс. до 5,4 тыс., а участков, цехов и производств - с 22,4 тыс. до 66,2 тыс.; количество механизированных поточных линий увеличилось с 42,9 тыс. до 114,1 тыс., автоматич. линий - с 6 тыс. до 17,1 тыс. Темпы роста НТП обгоняют темпы роста в любой из сфер обществ, произ-ва, что является свидетельством успешного развертывания научно-технич. революции в СССР.

Составная часть НТП - информац. служба в области науки и техники, к-рая строится в СССР как единая общегос. система. В 1975 в научно-технич. информац. сети имелось 10 всесоюзных НИИ, 86 центральных отраслевых органов и 93 терр. центра информации. Непосредственно в н.-и. и проектно-конструкторских орг-циях, на фабриках я заводах имелось более 11 тыс. бюро и отделов научно-технич. информации. Всего в системе научно-технич. информации занято ок. 166 тыс. чел.

Важнейшая черта сов. науки, продолжающей традиции росс, науки,- тесная связь с мировой наукой, освоение её достижений и одновременно внесение вкладов в её развитие. Рациональное использование междунар. кооперации в области науки и техники, растущее междунар. сотрудничество - существенное условие роста НТП. Эти процессы диктуются усиливающейся интернационализацией науки и тем, что мн. проблемы приобрели глобальный характер (напр., мирное использование ядерной энергии, освоение космоса и богатств океана, защита окружающей среды, обеспечение человечества продуктами питания и энергией, борьба с нек-рыми болезнями). Важнейшее значение междунар. науч. связей состоит и в том, что они оказывают всё возрастающее влияние на политич. отношения между гос-вами, содействуя обеспечению междунар. безопасности, созданию атмосферы доверия и взаимопонимания между народами.

Сотрудничество в области науки и техники становится важной предпосылкой развития стран социализма, основой их экономич. интеграции, фактором, цементирующим сплочённость социалистич. содружества, укрепляющим его междунар. позиции. На основе сотрудничества социалистич. стран осуществляется эффективное объединение НТП стран - членов СЭВ, углубление междунар. разделения труда и кооперирования в сфере фундаментальных и прикладных исследований, в использовании их ресурсов.

Позитивные сдвиги в междунар. обстановке в конце 60-70-х гг. позволили значительно расширить объём научно-технич. связей СССР со мн. капиталистич. странами и внесли качеств, изменения в их формы и методы. Научно-технич. связи с развитыми капиталистич. странами почти полностью переведены на долгосрочную основу в рамках межправительств, соглашений, намечающих осн. задачи и формы экономич. и научно-технич. связей. Заключение этих соглашений - свидетельство признания реалистически мыслящими представителями деловых, науч. и политич. кругов Запада выдающихся достижений СССР в области науки и техники и важности развития научно-технич. сотрудничества. Сотрудничество СССР с развивающимися странами в макс, степени направлено на то, чтобы обеспечить укрепление их экономич. самостоятельности, создание собств. НТП.

Важную роль в развитии научно-технич. сотрудничества играют междунар. орг-ции. СССР - член ок. 600 междунар. политических, экономич., научно-технич., культурных и др. орг-ций. Из них ок. 320 занимаются изучением и решением вопросов экономики, науки, техники. Сов. учёные и специалисты участвуют в научно-текнич. программах ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Всемирной орг-ции здравоохранения (ВОЗ), Организации Объединённых Наций по пром. развитию (ЮНИДО) и др. СССР проводит также работу в орг-циях неправительств, характера [напр., Междунар. орг-ции по стандартизации (МОС), Междунар. электротехнич. комиссии (МЭК) и др.]. Актуальные проблемы разрабатываются в рамках орг-ции, занимающихся вопросами энергетики [Мировая энергетич. конференция (МИРЭК), Междунар. конференция по большим электрич. системам высокого напряжения (СИГРЭ) и др.]. Плодотворно участие сов. учёных и специалистов в междунар. орг-циях, занимающихся решением актуальных проблем теоретич. и прикладной физики, химии, механики, биологии и др. науч. дисциплин. Интенсификация междунар. научно-технич. сотрудничества, многообразие его форм - характерная особенность совр. научно-технич. революции, действенное средство развития научно-технич. и экономич. потенциала каждой из участвующих стран.

Важнейшую роль в дальнейшем развитии НТП СССР призвана сыграть впервые разработанная Комплексная программа научно-технич. прогресса и его социально-экономич. последствий на 1976-90. Намеченное в ней ускоренное развитие науки и техники, всего НТП послужит основой решения задач коммунистич. строительства в СССР.

См. разделы Народное образование, Экономика. Д. М. Гвишиани.

НАУЧНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ Научные учреждения до 1917

Совегский Союз - страна давних науч. традиций. Деятельность мн. центров знаний, первые из к-рых возникли на терр. СССР ещё в ср. века, вошла в историю мировой культуры. Среди них обсерватория в Мерве (9 в.), «Дом мудрости» в Бухаре (10 в.), «Дом науки» в Хорезме (11 в.), обсерватория Улугбека (15 в.) близ Самарканда, ун-ты: Гладзорский (13 - 14 вв.) и Татевский (14-15 вв.) в Армении, Икалтойская (11 в.) и Гелат-ская (12 в.) академии в Грузии. Крупными культурными центрами были школы кн. Владимира в Киеве (10 в.), Ярослава Мудрого в Новгороде (11 в.).

С нач. 16 в. в органах гос. управления России - приказах складывались группы специалистов, как русских, так и приглашаемых из-за границы, накапливались сведения по отдельным отраслям знания. К кон. 17 в., напр., Аптекарский приказ располагал значит, штатом, разнообразным по специальностям и квалификации (лекари, «химисты», «алхимисты», ученики и т. п.), богатой спец. библиотекой (в 18 в. вошла в состав б-ки Академии наук). При нём работал Аптекарский огород. В этом приказе изучали свойства трав, создавали руководства и труды по фармакологии и медицине, обучали лекарей и аптекарей. Пушкари, металлурги, «зелейники» и др. мастера Пушкарского приказа осваивали работу с различными сплавами и взрывчатыми веществами. Приказ располагал обширной библиотекой по вопросам фортификации, гидравлики, баллистики и т. п.

Появление собственно науч. учреждений - исследовательских и научно-образовательных по осн. содержанию своей работы - связано с гос. преобразованиями 1-й четв. 18 в. Потребности гос-ва в освоении природных богатств, в развитии экономически необходимых отраслей прикладного естествознания и техники, в создании собств. кадров специалистов заставили пр-во Петра I осуществить систему важных общекультурных и науч. мероприятий.

По инициативе гос-ва были предприняты первые экспедиции по изучению страны: Каспийского м. (1720); 1-я Камчатская (1725-30); Сибирская (1720- 1727) и др. Созданы Петерб. аптекарский огород (1714, с 1823- Ботанич. сад); науч. б-ка (1714, позднее - б-ка АН, открыта для публичного пользования в 1728); Кунсткамера (осн. в 1714, открыта в 1719) - первый в России естественно-науч. музей.

В 1724 в Петербурге была основана Академия наук (начала работать в дек. 1725; см. Российская академия наук). На АН была возложена забота о развитии науч. исследований и образования, об организации и проведении необходимых гос-ву научно-технич. работ. В 18 в. с АН была связана вся науч. и культурная жизнь страны. Действовавший в составе АН Академич. ун-т подготовил первые кадры отечеств, учёных. В АН сосредоточилось географич. и естествен-нонауч. изучение страны: 2-я Камчатская (Великая северная) экспедиция 1733-43; комплексные (т. н. академические) экспедиции, охватившие Европ. Россию, Урал и Сибирь 1768-74, и научно-картографич. работы. При АН формировались новые исследоват. учреждения. В её состав вошли: Кунсткамера, физ. кабинет (1725), обсерватория (30-е гг.), географич. департамент (1739), хим. лаборатория (1748, по инициативе М. В. Ломоносова), мастерские, где создавались инструменты и приборы, испытывались изобретения и конструкции. В 1755 был открыт Московский ун-т, ставший вскоре одним из крупнейших центров науки и просвещения. Пополнилась сеть высших спец. уч-щ. В 1765 возникло первое рус. науч. об-во - Вольное экономич. об-во. В 1783 с целью изучения и совершенствования рус. лит. языка осн. Российская академия. Во 2-й пол. 18 в. появились науч. учреждения в Прибалтике: астрофизич. обсерватория (1753), ботанич. сад и зоологич. музей (80-е гг.) в Вильно (Вильнюс), астрономич. обсерватория в Митаве (Елгава).

В 1-й пол. 19 в. в науке наметилась тенденция к углублённому изучению процессов и явлений природы, определению их внутр. единства. Появились новые математич., физич., химич., биологич. и др. науч. дисциплины. Возрастала потребность в объединении учёных. Процесс создания новых науч. учреждений, диктовавшийся развитием страны и рус. науки, постоянно тормозился крепостнич. строем, непоследовательным и противоречивым отношением правящих кругов к науч. работе.

Ведущим науч. учреждением страны оставалась АН. Расширился состав её подразделений. Пополнялись созданные при АН музеи (азиатский, ботанич., зоологич., минералогич., этнографич., нумизматич.). В 1841 в АН была включена Российская академия (отделение рус. языка и словесности, ОРЯС). Значит, событием стало создание Гл. астрономич. обсерватории (Пулковской, 1839) и Гл. физ. обсерватории (осн. в 1849 при Мин-ве финансов), в к-рых работали учёные АН. Потребность в образованных чиновниках, врачах, агрономах и др., особенно остро выявившаяся после реформы гос. управления и создания мин-в (1802), вызвала рост числа уч. заведений. Были созданы лицеи, ун-ты в Дерпте, Казани, Харькове, Петербурге, Киеве; основаны уч. ин-ты: лесной, корпуса инженеров путей сообщения, практич. технологический; возобновил работу (1828) главный педагогический ин-т.

С нач. 19 в. возникали науч.-организационные подразделения при гос. ведомствах: военно-топографич. отдел генерального (главного) штаба (1812, осн. в 1797 как Депо карт), учёный к-т горного ведомства (1834), с.-х. учёный к-т Мин-ва гос. имуществ (1857) и др. Они контролировали подготовку специалистов, организовывали необходимые науч. изыскания (в ведомственном масштабе). Большую роль в развитии науки и культуры стали играть науч. об-ва, создававшиеся в крупных губернских городах (преим. университетских). В науч. жизни Москвы видное место заняли науч. об-ва при Моск. ун-те: истории и древностей российских (1804), мед. и физич. наук (1804), московское испытателей природы (1805), любителей российской словесности (1811) и др. В Петербурге активно работали минералогич. об-во (1817, при Горном уч-ще), физико-медицинское (1805), лесное (1834). Подобные об-ва появились в Прибалтике, Белоруссии, на Украине: рижское естествоиспытателей (1805), дерптское врачебное (1811), виленское науч.-медицинское (1805), белорусское вольное экономическое (Минск, 1824), филотехнич. (Харьков, 1811) и др. Первоначально их осн. функцией было объединение учёных в целях взаимной информации , однако постепенно они начали брать на себя также и организацию исследований, выпуск лит-ры и т. п., превращаясь в центры науч. работы.

К сер. 19 в. число учреждений, проводивших науч. исследования, возросло почти в 4 раза по сравнению с кон. 18 в. Сложилась сеть науч. учреждений, практически не изменявшаяся вплоть до 1917: АН с её подразделениями, обсерватории, науч. подразделения высших уч. заведений, учёные к-ты ведомств, науч. об-ва.

Во 2-й пол. 19 в. науч. деятельность развивалась в обстановке быстрого роста капитализма. Подъём пром. и с.-х. произ-ва после отмены (1861) крепостнсго права вызвал появление новых высш. уч. заведений - Петровской земледельческой и лесной академии в Москве, Рижского политехнич. ин-та, Моск. высшего технич. уч-ща, Харьковского техно-логич. ин-та, Петерб. электротехнич. ин-та и др. Науч. жизнь всё больше сосредоточивалась в высшей школе. В ун-тах и вновь созданных спец. уч. заведениях формировались науч. школы и направления. Было учреждено неск. новых науч.-адм. органов ведомств: Статистич. к-т Мин-ва внутр. дел (1852), Геологич. к-т (1882), Гл. гидрографич. управление мор. ведомства (1885).

Исследоват. работа протекала в тяжёлых условиях. Испуганный ростом революц. движения, царизм не останавливался перед закрытием и разгромом ун-тов, запрещением науч. об-в. «Казённые» исследоват. учреждения были бедны и малочисленны, новые росли крайне медленно, старые почти не расширялись. В АН, напр., за этот период были открыты всего 3 небольшие лаборатории (физиологическая, особая зоологическая, анатомия и физиологии растений). В 1860-1900 было создано ок. 100 науч. орг-ций, в основном небольшие метеостанции, опытные участки, архивы, музеи и т. п. и лишь неск. крупных естественнонауч. учреждений: Ин-т эксперимент. медицины (1890; существовал гл. обр. на частные средства), Ин-т эксперимент, ветеринарии (1898), Гл. палата мер и весов (1893, по инициативе Д. И. Менделеева). Позже, в 1914, к ним прибавилась Центр, научно-технич. лаборатория воен. ведомства, разрабатывавшая вопросы вооружения и воен. произ-ва.

Отличит, чертой развития науки этого времени была тесная связь науч. и передовой обществ, мысли, стремление учёных к решению не только исследоват., но и важных для страны экономич., а также обществ.-политич. проблем. Наиболее характерным типом организации исследоват. работы стали науч. об-ва. Крупными центрами науки стали Рус. географич. об-во (1845), Об-во любителей естествознания, антропологии и этнографии (1864), Моск. математич. об-во (1867), Рус. физико-химич. об-во (1878), об-ва естествоиспытателей в Петербурге, Казани, Томске, Харькове (кон. 60-х гг.). 70- 80-е гг.- время становления первых научно-технич. об-в: Рус. технического (1866), политехнич. об-в в Москве, Риге, Петербурге и др. Своеобразной формой организации науки стали съезды учёных. В 1867-1913 состоялось 13 съездов естествоиспытателей и врачей. В 80-90-х гг. это движение охватило представителей др. отраслей знания - археологов, историков, деятелей техники. В кон. 19 - нач. 20 вв. съезды, как и науч. об-ва, сыграли большую роль в объединении и организации науч. сил, в популяризации естественнонаучных и технических знаний.

В 1900-х гг. при ряде научных учреждений (Академии наук, учёных комитетах ведомств) стали возникать проблемные комиссии: сейсмическая, магнитная и полярная при АН, Комиссия по алюминию при Геологич. к-те и др. Они были формой приспособления науч. учреждений к решению новых проблем, попыткой координировать науч. работы, осуществлявшиеся разрозненно. Самой крупной подобной орг-цией стала Комиссия по изучению естеств. производит, сил России при АН (КЕПС, 1915), поставившая задачу организации и проведения исследований природных ресурсов, объединения учёных, создания науч. ин-тов.

Накануне Окт. революции 1917 в стране насчитывалось ок. 300 науч. учреждений, включая комитеты, комиссии, высшие уч. заведения и т. п. Почти все они были сосредоточены в Москве, Петербурге и неск. крупных городах зап. и центр, губерний. На территории Урала, Сибири и Д. Востока работало всего 4 высших уч. заведения: технологич. ин-т и ун-т (1888) в Томске, Восточный ин-т во Владивостоке, ун-т в Перми (1916); неск. с.-х. и лесных опытных участков, краеведческих орг-ций. В Ср. Азии не было ни одного высшего уч. заведения, здесь работали обсерватория (1873, Ташкент), метеорологич. (в Ташкенте, Ашхабаде, Красноводске, Кушке), сейсмич. (в Ташкенте, Самарканде и др.) и энтомологич. (в Ташкенте) станции, музеи; Мургабское опытное поле и Репетекская песчано-пустынная станция в Туркмении (1912); краеведческие и науч. общества, в т. ч. Среднеазиатское учёное об-во, Об-во естествоиспытателей и врачей Туркестанского края в Ташкенте и др. На терр. Кавказа также не было высших уч. заведений, весьма немногочисленны были науч. учреждения: Кавказский (этнографический) музей (1853), Тбилисская магнито-метеорологич. обсерватория, местные отделения Рус. географич. об-ва и Геологич. к-та, ботанич. сады в Сухуми, Тбилиси, Батуми. Науч. деятельность на периферии была чрезвычайно ограниченной. Немногочисл. кружки и об-ва охватывали лишь узкий круг интеллигенции. Характерной чертой организации науки в предреволюц. годы была разобщённость исследований. Науч. учреждения в центре и на местах работали фактически без всякой связи и согласования.

Развитие научных учреждений после Великой Октябрьской социалистической революция

Окт. революция 1917 ознаменовала новую эпоху в развитии науки и науч. учреждений. Создание первого в мире гос-ва трудящихся, глубокие социальные сдвиги, происходившие в стране, и начало социалистич. строительства обусловили превращение науки в могучую силу экономич., общественного и культурного преобразования. Под рук. В. И. Ленина были разработаны принципы новой, социалистич. организации науч. деятельности, сделаны первые шаги в области общегосударственного планирования науч. исследований. В ленинских работах «Очередные задачи Советской власти», «Набросок плана научно-технических работ» (1918), «О пролетарской культуре» (1920), «Об едином хозяйственном плане» (1921) была определена стратегия развития сов. науки, показана необходимость целенаправленного планового руководства ею, подчёркнута ведущая роль науки в развитии нар. х-ва. Важное значение имели положения Программы партии, принятой 8-м съездом РКП(б) (1919). В тяжелейших условиях Гражд. войны и воен. интервенции 1918-20 проводились важнейшие мероприятия по привлечению учёных к хоз. и культурному строительству, к постановке и решению актуальных науч.-технич. задач гос. значения. По заданию и под рук. В. И. Ленина учёными была разработана программа подъёма и развития экономики страны на базе электрификации (план ГОЭЛРО, 1920), развернулись исследования Курской магнитной аномалии, химич. сырья Кара-Богаз-Гола и Соликамска, ухтинской нефти, тихвинских бокситов, горючих сланцев северо-запада Европ. части страны, гидроресурсов, глин, торфа и др. природных запасов, разрабатывались науч. основы важнейших отраслей пром-сти. Была осуществлена перестройка высшей школы. Массы трудящихся получили доступ к образованию и науч. творчеству. Открывались новые научно-образоват. центры.

Для развития сов. науки большое значение имело создание системы общегос. координации и централизов. руководства исследованиями. В 1918 образованы Науч. отдел Наркомпроса (с 1922 - Главна ука) и Научно-технич. отдел (НТО) ВСНХ, на к-рый была возложена организация науч. обслуживания пром-сти и координация прикладных науч.-технич. работ. По мере роста гос. сектора в различных отраслях нар. х-ва и развёртывания н.-и. деятельности оформлялись науч.-организац. подразделения при наркоматах и др. ведомствах: Науч. комиссия НТО ВСНХ, Учёный мед. совет Нар-комздрава, Гос. учёный совет (ГУС) Наркомпроса и др. Важными центрами планирования и координации науч. работы в масштабе всей страны стали Госплан (1921) и Особый врем, к-т науки при СНК РСФСР (1922-24), деятельность к-рых обеспечивала курс на единую науч.-технич. политику, планомерное формирование государственной сети н.-и. учреждений.

Создавались новые центры н.-и. работы, система крупных н ,-и. ин-тов. К сер. 20-х гг., несмотря на Гражд. войну и трудности восстановит, периода, было основано св. 70 ин-тов, сыгравших видную роль в развитии сов. науки. Среди них: Гос. оптический (ГОИ, 1918, основатель - Д. С. Рождественский), Центр, аэрогидродинамический (ЦАГИ, 1918; один из организаторов и первый директор - Н. Е. Жуковский). Гос. гидрологический (1919), биологич. физики (1919, по проекту и под рук. П. П. Лазарева), биологич. химии (1920, под рук. А. Н. Баха), по изучению Севера (1920), плавучий морской, положивший начало мор. экспедиц. работам (1921), Петроградский физико-технич. (1921, организатор и первый директор - А. Ф. Иоффе), Гос. радиевый (1922, по проекту и под рук. В. И. Вернадского) и др. Научные учреждения были ориентированы на решение фундаментальных научных и народно-хоз. задач. В первые послереволюц. годы были заложены основы сети отраслевых науч. учреждений-начали формироваться специализиров. комплексы н.-и. ин-тов пром-сти, транспорта, связи, с. х-ва, здравоохранения и др. Сложилось ядро головных институтов сов. индустрии: Химич. ин-т им. Л. Я. Карпова (1918, первоначально Лаборатория НТО ВСНХ), Науч. автомоторный ин-т (НАМИ, 1918), Гос. ин-т прикладной химии (ГИПХ, 1919), Науч. ин-т по удобрениям (НИУ,

1919), Ин-т прикладной минералогии и металлургии (1919), Ин-т механич. обработки полезных ископаемых (Механобр, 1920), Гос. экспериментальный электро-технич. ин-т (ГЭЭИ, 1921, впоследствии Всесоюзный электротехнический ин-т им. В. И. Ленина, ВЭИ), Гос. теплотехнический ин-т (1921), Гос. торфяной ин-т (1921), Нижегородская радиолаборатория (1918) и др. Всего в 1925 в пром-сти работало ок. 30 ин-тов и крупных специализиров. лабораторий. В 1918 положено начало формированию сети науч. учреждений Наркомздрава, к-рые в 1920 объединились в единую систему под общим названием Гос. ин-та нар. здравоохранения (ГИНЗ). В 1925 ГИНЗ объединял уже 8 крупных ин-тов. В нач. 20-х гг. стала создаваться система науч. обслуживания с. х-ва. В 1920 основана Центр, селекц.-генетич. станция под Петроградом, в 1921 - Луговой и Научно-мелиоративный ин-ты, в 1922 - Ин-т опытной агрономии, в 1924 из него выделился Ин-т прикладной ботаники и новых культур. В нач. 20-х гг. начали возникать н.-и. ин-ты при высших уч. заведениях, работа к-рых была тесно связана с уч. процессом и в то же время - с выполнением исследоват. заданий ведомств и предприятий. НИИ при вузах сыграли большую роль в формировании кадров сов. учёных.

Окт. революция 1917 внесла принципиальные изменения в организацию гуманитарных исследований. В первые годы Сов. власти были созданы крупные центры марксистского обществоведения, сконцентрировавшие своё внимание на исследовании производительных сил, проблем классов и классовой борьбы. В 1918 осн. Социалистич. академия обществ, наук (с 1924 - Коммунистическая), при к-рой в 1-й пол. 20-х гг. сформировались ин-ты и науч. об-ва, разрабатывавшие вопросы философии, права, экономики, истории междунар. рабочего движения и истории Окт. революции, сов. строительства и др. В 1919 начала работать Российская академия истории материальной культуры (РАИМК), в к-рой сосредоточилось изучение вопросов археологии и этнографии. По решению ЦК РКП(б) были созданы Институт К. Маркса и Ф. Энгельса (ИМЭ, 1921), Комиссия по истории Октябрьской революции и РКП(б) (Истпарт, 1920), Институт В. И. Ленина (1923, по инициативе коммунистов Москвы).
Значительно расширили деятельность старые науч. учреждения, в частности АН, число науч. подразделений к-рой в 1918-25 выросло почти вдвое; в её составе появились н.-и. ин-ты: платиновый (1918), физико-химич. анализа (1918, во главе с Н. С. Курнаковым), физико-математич. (1921, во главе с В. А. Стекловым), химический (1924), физиологич. (1925, во главе с И. П. Павловым), почвенный им. В. В. Докучаева (1927). АН развернула большую научно-теоретич., экспедиц. и организац. работу, возглавила изучение природных ресурсов страны. АН была признана высшим науч. учреждением Сов. Союза (с 27 июля 1925 - Академия наук СССР).

Важным направлением в области формирования гос. сети науч. учреждений было создание центров науки и просвещения, в т. ч. в Закавказье и Ср. Азии, на Урале, в Сибири. В 1918 начали работать ун-ты в Воронеже, Н. Новгороде, Тбилиси, Иркутске. В 1919 осн. Бакинский ун-т (с 1924 - Азербайджанский), в 1920 - Ереванский, Уральский (в 1925-31 - по-литехнич. ин-т), Туркестанский (с 1923 - Среднеазиатский, с 1960 - Ташкентский) и Дальневосточный, в 1921 - Белорусский и др. Создание новых ун-тов сыграло важную роль в подготовке местных кадров интеллигенции, в развитии науки и культуры. В 1919 основана АН УССР. Особенно интенсивно развивалось науч. строительство на местах после образования СССР (1922). Широко развернулось экспедиц. исследование природных ресурсов, экономики, этнографии, культуры союзных республик. Опираясь на помощь науч. учреждений РСФСР (АН, ун-ты, новые ин-ты), а также на местные ун-ты, республики начали подготовку нац. науч.-технич. кадров и формирование первых н.-и. учреждений. В 1-й пол. 20-х гг. созданы Тбилисский бактериоло-гич. ин-т и неск. науч. об-в в Грузии, Севанская гидробиологич. станция в Армении (1923), Об-во обследования и изучения Азербайджана (1923, впоследствии - ин-т), Общество краеведения при Наркомпросе Туркменистана (1925), Науч. об-во Таджикистана (1925), Ин-т белорус, культуры (1922). Науч. к-т в Молдавии (1926) и др. Большую роль в организации науч. работы на терр. Сибири сыграли Сиб. геологич. к-т (1918), Сиб. комиссия ГОЭЛРО (1921) и Сиб. с.-х. академия (1923). Для разработки важнейших экономич. проблем Урала в 1925 был создан Уральский н.-и. ин-т.

В сер. 20-х гг. насчитывалось более 600 науч. учреждений (вдвое больше, чем в предреволюц. период).

Развитие науки и науч. учреждений во 2-й пол. 20-х - 30-х гг. тесно связано с развёртыванием социалистич. строительства. 15-й съезд ВКП(б) (1927), намечая пути создания материально-технич. базы социализма, подчеркнул значение индустриализации страны и выдвинул в качестве самостоят, задачи «широкое развитие сети научно-исследовательских институтов и фабрично-заводских лабораторий, решительное приближение академической научной работы к промышленности и сельскому хозяйству...» («КПСС в резолюциях...», т. 4, 1970, с. 47). Превращение СССР в мощную индустриальную державу, размах культурной революции вызвали быстрый рост числа н.-и. учреждений. За годы довоен. пятилеток (1929-40) сформировалась и выросла сов. нар. интеллигенция, в т. ч. кадры сов. учёных. В 1928 по инициативе группы учёных была создана Всесоюзная ассоциация работников науки для содействия социалистич. строительству (ВАРНИТСО), сыгравшая видную роль в сплочении передовой науч.-технич. интеллигенции.

В 1931 на базе Ин-та Маркса и Энгельса и Ин-та Ленина был создан Ин-т Маркса - Энгельса - Ленина при ЦК ВКП(б) (с 1956 Ин-т марксизма-ленинизма при ЦК КПСС). Реорганизована сеть учреждений Коммунистич. академии; при ней открыты ин-ты философии, истории (оба в 1929), литературы, искусства и языка (1931) и др. Характерной чертой сов. науки этого периода стал переход от отдельных исследований к комплексному решению важнейших общетеоретич. и прикладных проблем. Одной из первоочередных задач по развитию науки Коммунистич. партия и Сов. пр-во считали планомерный рост сети н.-и. учреждений по всему фронту естествознания и техники. Значительно расширилась система учреждений, ведущих фундаментальные исследования, к-рые всё больше концентрировались в АН СССР. К нач. 1941 в её составе работало 167 науч. учреждений (78 ин-тов и их объединений), в т. ч. Геологич. ин-т (1930), Ин-т физич. химии (1931), Физич. ин-т им. П. Н. Лебедева (ФИАН; 1934, рук. С. И. Вавилов), Ин-т органич. химии (1934, рук. А. Е. Фаворский и Н. Д. Зелинский), Ин-т общей и неорганич. химии (1934, рук. Н. С. Курнаков), Ин-т физич. проблем (1934, рук. П. Л. Капица), Ин-т теоретич. геофизики (1938, рук. О. Ю. Шмидт) и мн. др.

В составе АН СССР были созданы учреждения, разрабатывающие ведущие проблемы техники: Энергетич. ин-т (ЭНИН, 1930, рук. Г. М. Кржижановский), Ин-т автоматики и телемеханики (1939), Институт машиноведения и др. В 1936 в систему АН СССР переданы учреждения Коммунистич. академии. Были организованы ин-ты АН СССР: истории, сов. строительства, экономики и др.

В сфере пром-сти, транспорта и связи в 1-й пол. 30-х гг. работало св. 20% науч. учреждений страны. Были созданы НИИ машиностроения и металлообработки (1926, НИИМАШ, позднее - ЦНИИТМАШ); ин-ты по проектированию металлургич. з-дов (1926, Гипромез) и предприятий цветной металлургии (1929, Гипроцветмет), Центр, ин-т трансп. стр-ва (1930, ЦИС НКПС), Всесоюзный ин-т механизации с. х-ва (1930, ВИМС) и др. Возник ряд крупных ин-тов хим. пром-сти (химии твёрдых топлив, нефтяной - 1929, высоких давлений -1930, химии пластмасс - 1932, и др., центр, ин-ты Грознефти, Эмбанефти и др.). В 1933 основан первый Реактивный науч. ин-т (РНИИ), во 2-й пол. 30-х гг. развернули работу н.-и. ин-ты в области авиац. моторостроения, тракторостроения, автомоб. и водного транспорта. В каждой из отраслей молодой сов. индустрии работали н.-и. учреждения. Мн. науч. и изыскат. орг-ции (Днепрострой, ЦАГИ и др.) участвовали в проектировании Днепрогэса. По проектам Гипромеза были построены Магнитогорский, Новолипецкий и Новотагильский металлургич. комбинаты, «Уралмаш», «Ростсельмаш» и др. з-ды. Гипроцветмет спроектировал Красноуральский и Балхашский медеплавильные, Чимкентский свинцовый и Челябинский цинковый з-ды. Ин-т химии твёрдых топлив, Всеукраинский хим. ин-т и др. науч. учреждения изучали угли Донбасса, Кузбасса, Урала и др., в ходе этих работ решались проблемы, связанные, в частности, с созданием Урало-Кузнецкого комбината и др. предприятий. Строительство первенцев сов. индустрии и энергетики стало школой для науч.-технич. интеллигенции страны. В практич. работе формировались крупные науч. коллективы металлургов, машиностроителей, гидроэнергетиков и др.

Во 2-й пол. 20-х гг. быстро формировались с.-х. исследоват. учреждения; в 1929 создана Всесоюзная академия с.-х. наук им. В. И. Ленина (ВАСХНИЛ). В 1930 при ней работало 11 новых науч. ин-тов: растениеводства (ВИР), экономики с. х-ва, животноводства, мелиорации, рыбного х-ва и др. Создание ВАСХНИЛ и сети её учреждений было частью мероприятий партии и пр-ва в области социалистич. реконструкции с. х-ва. Созданы отраслевые Академия коммунального х-ва РСФСР (1931) и Академия архитектуры (1934). Продолжала развиваться н.-и. база здравоохранения, в 1932 организован Всесоюзный ин-т экспериментальной медицины (ВИЭМ). В кон. 30-х гг. насчитывалось ок. 300 науч.-мед. учреждений.

Большое внимание науч. учреждения уделяли укреплению оборонного могущества СССР, совершенствованию технич. оснащения и повышению боевой мощи Красной Армии. В 20-30-х гг. в оборонных отраслях пром-сти сформировались конструкторские бюро, занимавшиеся созданием и внедрением в произ-во самолётов, танков, арт. и стрелкового вооружения.

В 30-е гг. был сделан важный шаг по пути достижения непрерывности научно-технич. фронта, к-рая характеризовалась не только охватом важнейших отраслей науки и техники, но и распространением сети н.-и. учреждений по всей терр. СССР. Создавались крупные центры исследований в новых пром. р-нах, союзных республиках. Освоение Северо-Во-стока, создание за Уралом новой мощной энергетич. и сырьевой базы (Магнитогорск, Кузбасс, Караганда и др.) вызвали продвижение науки за Урал - в Сибирь и Казахстан, на Д. Восток. В нач. 30-х гг. на Урале работало св. 20 н.-и. орг-ций (преим. в пром-сти). Большое значение имело развёртывание работы филиалов и баз АН СССР на Урале и Д. Востоке, возглавивших исследование производительных сил этих р-нов, истории и культуры населяющих их народов. Учреждения АН СССР, созданные в 30-х гг. в Закавказье и Ср. Азии, сыграли видную роль в организации изучения местных сырьевых ресурсов, подготовке нац. науч. кадров. В 1929 создана АН БССР. Были основаны новые ун-ты в Узбекистане, Казахстане, Карелии; расширилась сеть спец. высших уч. заведений; быстро формировались исследоват. орг-ции. В 1940 в УССР насчитывалось 19,3 тыс. науч. работников, в БССР - 2,2 тыс., в Закавказье - 6,5 тыс., в республиках Ср. Азии и в Казахстане - 5,9 тыс. В довоен. годы за пределами РСФСР действовало ок. */з всех н.-и. учреждений пром. отраслей и до 40% учреждений, занятых фундаментальными исследованиями (в основном местных подразделений АН СССР; всего ок. 40 к нач. 1941).

Управление отраслевыми науч. учреждениями СССР во 2-й пол. 20-х гг. и в 30-х гг. было сосредоточено в соответствующих наркоматах и ведомствах. Быстрый рост сети н.-и. учреждений, углубление их отраслевой и функциональной дифференциации выдвинули на одно из первых мест проблемы координации науч. деятельности. По рекомендации Сов. пр-ва н.-и. работы в масштабе страны планировались на всесоюзных конференциях и съездах по отраслям произ-ва или комплексным проблемам. Гос. центрами, к-рые координировали исследования и руководили работой крупнейших общесоюзных учреждений, были Госплан, К-т по заведованию учёными и учебными заведениями ЦИК СССР (Учёный к-т ЦИК, 1926-36), Отдел науч. учреждений (1928-29) и Комиссия содействия учёным (1931) при СНК СССР. Координац. функции исполнял также К-т по делам высшей школы.

В годы Великой Отечественной войны 1941-45 все силы науки были направлены на обеспечение победы над врагом. Несмотря на то, что война нанесла значит, урон науч. потенциалу (было разрушено св. 600 науч. учреждений, в т. ч., напр., Пулковская и Симеизская обсерватории), поступательное развитие сов. науки продолжалось. Новые центры н.-и. деятельности, созданные в предвоен. годы в вост. р-нах, послужили базой для работы науч. учреждений, эвакуированных из зап. и центр, областей (академии, ин-тов, ун-тов, головных ин-тов пром-сти и др.). В новых науч. центрах Поволжья, Урала, Сибири и Ср. Азии развернулись важные исследования по совершенствованию оборонной техники, разработке сырьевых ресурсов и перспективные теоретич. доследования. Необходимость оперативного решения мн. проблем обусловила специфич. формы организации науки: создание исследоват. и коясультац. групп учёных, работавших непосредственно на местах по заданиям ГКО, Генштаба, а также штабов фронтов и флотов, наркоматов и др. ведомств, отдельных предприятий. Плодотворно работали экспедиции по изучению природных ресурсов. Вопросы организации исследований решал Научно-технич. совет при уполномоченном ГКО по науке. Росла сеть н.-и. ин-тов и лабораторий: в 1941-45 было создано 240 новых науч. учреждений; среди них: ин-ты АН СССР - тихоокеанский (1942) и кристаллографии (1943), лаборатории вулканологии, гельминтологии и др. Были основаны Академия мед. наук СССР (1944) и Академия пед. наук РСФСР (1943). Напряжённая работа в области важных нар.-хоз. и теоретич. проблем способствовала дальнейшему развитию н.-и. деятельности на местах. В годы войны были созданы АН в Грузии (1941), Армении (1943), Узбекистане (1943), Азербайджане (1945). Росла сеть науч. учреждений Сибири. К концу войны здесь работали 15 высших уч. заведений и 19 н.-и. ин-тов. Организованы науч. учреждения АН СССР в ряде р-нов страны: Зап.-Сиб. (1943), Киргизский (1943) и Казанский (1945) филиалы, база в Коми АССР (1944).

В послевоенный период перед сов. наукой встали задачи, связанные со скорейшим восстановлением нар. х-ва, а также с развёртыванием научно-технич. революции, овладением ядерной энергией, созданием ЭВМ, с комплексной механизацией и автоматизацией произ-ва, разработкой проблем электроники, созданием ракетной и космич. техники, получением материалов с заданными свойствами и т. п. Коммунистич. партия и Сов. пр-во взяли курс на всемерное ускорение научно-технич. прогресса. Был принят ряд мер по развитию механизма планирования и координации н.-и. работ. В 1947 создан Гос. к-т по внедрению новой техники в нар. х-во Сов. Мин. СССР (Гостехника СССР, существовал до 1951, с 1955- Гос. к-т Сов. Мин. СССР по новой технике, с 1957 - Гос. науч.-технич. к-т Сов. Мин. СССР), к-рый возглавил работу по применению достижений науки и техники в нар. х-ве и по организации важнейших научно-технич. исследований отраслевого и межотраслевого характера. Науч. работа сосредоточилась в неск. крупных системах: в АН СССР с сетью её центр, ин-тов, филиалов и т. п., в академиях наук союзных республик; в отраслевых академиях и исследовательских ин-тах министерств и ведомств, в науч. подразделениях высшей школы. В 1946 организована Академия обществ, наук при ЦК КПСС. К кон. 40-хгг. сформировалась сеть филиалов Ин-та марксизма-ленинизма при ЦК КПСС (имеются в 14 союзных республиках и в гг. Москве и Ленинграде).

Значительно расширилась сеть учреждений АН СССР. В 50-х гг. в её составе создано св. 30 новых ин-тов: физич. химии (1945), геохимии и аналитич. химии им. В. И. Вернадского (1947), высокомолекулярных соединений (1948), точной механики и вычислит, техники (1948), высшей нервной деятельности (1950), радиотехники и электроники (1953), науч. информации (1952, с 1955 - ВИНИТИ), эволюционной физиологии (1956). Были основаны ин-ты: языкознания (1950), славяноведения (1946, впоследствии славяноведения и балканистики), Африки (1959) и др. Выросли новые учреждения АН на местах: Молд. и Башк. филиалы, базы в Дагестане и Якутии (впоследствии филиалы) и на Сахалине. Большим событием стало создание Сиб. отделения АН (СО АН СССР, 1957), в состав к-рого вошли Дальневост. филиал, Зап.-Сиб. филиал, Вост.-Сиб. филиал (1949), Сахалинский комплексный н.-и. ин-т и Ин-т физики АН СССР в Красноярске. В кон. 50-х гг. в СО АН СССР работало 16 крупных ин-тов.

Подъём экономики и культуры в союзных республиках стимулировал развитие науки, расширение н.-и. учреждений, рост науч. кадров. Были основаны новые ун-ты: Кишинёвский и Ужгородский (оба в 1945), Таджикский (1948), Туркменский (1950), Киргизский (1951), Якутский (1956), Башкирский, Дагестанский, Кабардино-Балкарский и Мордовский (все в 1957), Новосибирский (1959). Созданы академии наук в Казахстане и Латвии (1946), Эстонии (1946), Туркменистане и Таджикистане (1951), Киргизии (1954), Молдавии (1961). Возобновила работу АН Литвы (осн. в 1941). Расширялась сфера исследований АН союзных республик, возрастала их доля в науч. работе страны; если на раннем этапе их работы осн. внимание уделялось региональным проблемам, то во 2-й пол. 50-х гг. стали разрабатываться и теоретич. вопросы совр. естествознания и обществоведения. Были созданы академич. ин-ты ядерной физики в Узб. ССР и Казах..ССР, ин-т астрофизики в Туркм. ССР и др. В республиках организованы вычислит, центры. Быстро развивалась работа и росла сеть учреждений отраслевых АН.

В сер. 50-х гг. св. 30 н.-и. учреждений занимались разработкой методов стр-ва. В 1956 на базе Академии архитектуры создана Академия стр-ва и архитектуры СССР (действовала до 1964), объединившая ряд спец. ин-тов (сел. стр-ва, подземного и шахтного строительства, сан. техники и др.), а также комплексных НИИ в различных городах. Активизировалась исследоват. деятельность АМН СССР (в 1957 в её составе было 28 науч. учреждений). Увеличились роль и объём работы ВАСХНИЛ. В 1956 св. 1000 ин-тов, опытных станций и лабораторий разрабатывали вопросы агрономии, зоотехники, с.-х. машиностроения, с.-х. экономики. Возрастание роли с.-х. науки привело к созданию респ. с.-х. академий в УССР (1956), Белоруссии, Грузии, Казахстане и Узбекистане (все в 1957 на базе местных учреждений ВАСХНИЛ). В 1955 на профсоюзы СССР было возложено руководство науч.-технич. об-вами СССР, к-рые стали массовыми орг-циями, развернувшими широкую науч.-пропагандистскую работу.

С вступлением СССР в период развитого социализма роль науки чрезвычайно возросла, она превратилась в непосредственную производительную силу общества, мощное средство создания материально-технической базы коммунизма, формирования коммунистич. идеологии и культуры. Растущая созидательная роль науки в жизни страны ярко отражена в Программе КПСС (1961), в решениях съездов партии. КПСС поставила перед учёными и всем сов. народом задачу огромной историч. важности: «...органически соединить достижения научно-технической революции с преимуществами социалистической системы хозяйства...» (Материалы XXIV съезда КПСС, 1971, с. 57).

В 60-х - нач. 70-х гг. были приняты спец. постановления партии и пр-ва, в т. ч. пост. ЦК КПСС «О мерах по развитию общественных наук и повышению их роли в коммунистическом строительстве» (1967), постановления ЦК КПСС и Сов. Мин. СССР «О мерах по улучшению деятельности АН СССР и академий наук союзных республик» (1963), «О мероприятиях по повышению эффективности работы научных организаций и ускорению использования в народном хозяйстве достижений науки и техники» (1968), «О развитии научных учреждений в отдельных экономических районах РСФСР» (1969), пост. ЦК КПСС «О 250-летнем юбилее Академии наук СССР» (1973). Осуществлён ряд мер, направленных на ускоренное развитие н.-и. и опытно-конструкторских работ (НИОКР), проектного дела, а также изобретательства и патентного дела; усовершенствована система руководства исследованиями и разработками.

Общегос. органом, ответственным за дело научно-технич. прогресса в стране и проведение единой науч. политики, стал Гсс. к-т Сов. Мин. СССР по науке и технике (ГКНТ, 1965). На него возложены определение осн. направлений развития науки и техники, планирование и организация разработок важнейших, имеющих общегос. значение научно-технич. проблем, организация внедрения в производство открытий, изобретений и результатов поисковых исследований. ГКНТ участвует в составлении планов финансирования НИОКР и развития материальной базы науки. При ГКНТ действуют научные советы по важнейшим комплексным и межотраслевым научно-технич. проблемам, координирующие всю совокупность соответствующих НИОКР.

Организация исследований по ведущим направлениям естеств. и обществ, наук возложена на АН СССР. Сосредоточивая внимание на фундаментальных исследованиях, АН СССР участвует и в разработке широкого круга науч.-технич. проблем, актуальных для нар. х-ва. АН СССР играет важную роль в текущем и перспективном планировании и прогнозировании развития науки. При Президиуме АН, при его секциях и отделениях работают свыше 200 советов по отдельным научным проблемам и направлениям развития науки.

В составе АН СССР были созданы новые ин-ты, в т. ч. химии (1969, Горький), эксперимент, минералогии (1969), ядерных исследований (1970), озероведения (1971, Ленинград), науч. информации по обществ. наукам (1969), психологии (1971), социально-экономич. исследований (1974, Ленинград). Развернули работу проблемно-тематич. комплексы НИИ и др. учреждений АН в Подмосковье: биологический в Пущине (проблемы белка, фотосинтеза, биофизики, биохимии, почвоведения и др.), физический в Красной Пахре (земной магнетизм, спектроскопия, физика высоких давлений и др.), химико-физич. исследований в Ногинске (кинетика химич. реакций, химия фосфорсодержащих соединений и др.). В 1975 АН СССР объединяла ок. 250 науч. учреждений. Академия располагает собственным исследовательским флотом.

В крупнейшую базу развития науки выросло СО АН СССР (в 1975 - ок. 50 н.-и. учреждений, св. 70 науч. станций, опытный з-д). Под руководством СО работают десятки отраслевых НИИ и др. орг-ций мин-в и ведомств региона. Значит, объём фундаментальных исследований выполняют филиалы АН СССР. На базе соответствующих филиалов созданы Уральский и Дальневосточный научные центры АН СССР. В 1975 работало 9 филиалов АН, в том числе 3 в составе СО. НИИ и др. науч. учреждения АН СССР направляют свои усилия на решение важнейших проблем развития науки, экономики, культуры, изыскивают новые пути преобразования производит, сил страны. По поручению ЦК КПСС и пр-ва акаде-мич. ин-ты совместно с мин-вами и ведомствами подготовили проект Комплексной программы научно-технич. прогресса и его социально-экономич. последствий на 1976-90. Эта программа, органическая часть текущего и долгосрочного планирования, призвана дать ориентиры для успешного руководства экономикой страны.

Крупные силы сов. учёных сконцентрированы в системе академий наук союзных республик. 14 таких академий объединяли (1975) ок. 400 науч. учреждений. Многие НИИ республиканских академий наук занимают передовые позиции в соответствующих отраслях науки, являются головными организациями в СССР по разработке конкретных науч. проблем и направлений развития науки и техники.

Расширилась сеть учреждений, непосредственно занятых науч. обеспечением различных отраслей пром-сти, с. х-ва, транспорта н связи, медицины. Свыше 60% всех науч. учреждений работает в системе мин-в и ведомств. Возросла организац. роль отраслевых АН СССР, усовершенствована сеть их исследоват. ин-тов и т. п. В 1971 организован Сиб. филиал АМН СССР (в 1975 в её системе 38 н.-и. учреждений). В 1966 АПН РСФСР преобразована в АПН СССР (к 1975-12 НИИ). В составе ВАСХНИЛ (1975) 7 региональных отделений: Сибирское (центр - Новосибирск), Южное (Киев), Среднеазиатское (Ташкент), Восточное (Алма-Ата), Закавказское (Тбилиси), Западное (Минск), Нечернозёмной зоны (Ленинград); в системе ВАСХНИЛ (1975) было св. 60 НИИ, десятки лабораторий, науч. и опытных станций, хозяйств и т. п.

С деятельностью центр, и местных отраслевых НИИ, работающих в тесном контакте с академич. учреждениями и производств, орг-циями, связаны разработка и практич. реализация комплексных долгосрочных нар.-хоз. программ, таких, как развитие минерально-сырьевой и топливно-энзргетич. базы страны, металлургии, ведущих отраслей машиностроения, химич. пром-сти, интенсификация с.-х. произ-ва, формирование мощных территориально-производств. комплексов и др. При активном участии десятков НИИ и проектны-х орг-ций различных мин-в и ведомств решаются многочисл. производств, и технологич. задачи, связанные с открытием и разработкой месторождений нефти и газа в Зап. Сибири, подъёмом с. х-ва Нечернозёмной зоны РСФСР, развитием индустриально-агр. зоны Курской магнитной аномалии, хоз. освоением Зап.-Сибирского, Ангаро-Енисейского, Южно-Таджикского и др. комплексов, зоны стр-ва Байкало-Амурской магистрали. НИИ и проектно-конструкторские организации различных министерств и ведомств объединяют свои усилия для реализации межотраслевых научно-технических прогр