загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна,окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ПРОМЫШЛЕННОМ, ЖИЛОМ И НЕ ТОЛЬКО...:
ПОНЯТИЯ:

МОНТАЖ (франц. montage - подъём установка, сборка, от monter - поднимать), сборка и установка сооружений конструкций, технологического оборудования агрегатов, машин (см. Сборка машин, аппаратов, приборов и др. устройств и готовых частей и элементов.
МОНТАЖ в строительстве - основной производственный процесс, выполняемый при возведении зданий и сооружений или и реконструкции, в результате которого устанавливают в проектное положение строительные конструкции, инженерное технологическое оборудование и др. МОНТАЖ технологического оборудования включает также присоединение его к источникам энергоснабжения системам очистки и удаления отходов оснащение приборами, средствами автоматизации и контроля
.


СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ в СССР, организационно обособленные производственно-хозяйственные единицы, основным видом деятельности которых является строительство новых, реконструкция, капитальный ремонт и расширение действующих объектов (предприятий, их отдельных очередей, пусковых комплексов, зданий, сооружений), а также монтаж оборудовани я. К государственным СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ относятся строительные и монтажные тресты (тресты-площадки, тресты гор. типа, территориальные, союзные специализированные тресты); домостроительные, заводостроительные и сельские строительные комбинаты; строительные, (монтажные) управления и приравненные к ним организации (напр., передвижные механизированные колонны, строительно-монтажные поезда и др.).
ПРОЕКТИРОВАНИЕ (от лат. projectus, буквально - брошенный вперёд), процесс создания проекта - прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния. Различают этапы и стадии ПРОЕКТИРОВАНИЯ, характеризующиеся определённой спецификой. Предметная область ПРОЕКТИРОВАНИЯ постоянно расширяется. Наряду с традиционными видами ПРОЕКТИРОВАНИЯ (архитектурно-строительным, машиностроительным, технологическим и др.) начали складываться самостоятельные направления ПРОЕКТИРОВАНИЯ человеко-машинных систем (решающих, познающих, эвристических, прогнозирующих, планирующих, управляющих и т. п.) (см. Система "человек и машина"), трудовых процессов, организаций, экологическое, социальное, инженерно-психологич., генетическое ПРОЕКТИРОВАНИЕ и др. Наряду с дифференциацией ПРОЕКТИРОВАНИЯ идёт процесс его интеграции на основе выявления общих закономерностей и методов проектной деятельности.
ПРОМСТРОЙПРОЕКТ, проектный институт в ведении Госстроя СССР. Находится в Москве. Организован в 1933. В составе института архитектурно-строительные и конструкторские отделы; ПРОМСТРОЙПРОЕКТ возглавляет объединение "Союзхимстройниипроект" с проектными институтами в Киеве, Ростове-на-Дону, Тольятти, Алма-Ате. Разрабатывает проекты (архитектурно-строительные и сан.-технич. части) производственных зданий и сооружений крупнейших промышленных предприятий автомобильной, машиностроит., металлургич., химич. и др. отраслей пром-сти; схемы генеральных планов пром. узлов и упорядочения существующих пром. районов; мероприятия по повышению уровня индустриализации строительтсва за счёт унификации и типизации зданий, сооружений и конструкций и внедрения эффективных строит. материалов; нормативные документы и методич. указания по проектированию пром. зданий и сооружений. Периодически публикует реферативную информацию "Строительное проектирование промышленных предприятий". Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1958)

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

еличилось потребление масла животного, мяса, рыбы, фруктов, на 1/4- потребление молока, более чем на 2/3 - потребление яиц, на 1/5 - сахара и овощей. Особенно быстро росло потребление продуктов питания в 8-й и 9-й пятилетках (см. табл. 10).

В потреблении осн. непродовольств. товаров в расчёте на душу населения также достигнут высокий уровень (см. табл.11). Происходят изменения и в структуре потребления населения: потребление непродовольств. товаров растёт быстрее, чем продовольственных. Так, если продажа всех товаров за 1940-75 в сопоставимых ценах выросла в 8,5 раза, то продажа продовольств. товаров- в 6,4 раза, а непродовольственных в 12,6 раза. При этом улучшается качество рациона питания: продажа хлеба, муки, хлебобулочных изделий увеличилась в 2,7 раза, сахара - в 7,6 раза, мяса и мясопродуктов - в 14 раз, молока и молочных продуктов, сыра и брынзы - в 17 раз.

В связи с возросшим платёжеспособным спросом населения увеличилась за тот же период продажа готовой одежды в 11,3 раза, трикотажных изделий в 26, мебели в 26, часов в 14, стеклянной и фарфоро-фаянсовой посуды в 13, радиоприёмников и радиол в 49, ювелирных изделий в 78 раз. Продажа населению легковых автомобилей достигла в 1975 почти 1 млн. штук (почти в 8 раз больше, чем в 1970). Наиболее быстро росли продажа и потребление высококачеств. товаров и товаров длит, пользования. Данные о росте обеспечения населения товарами длит, пользования приведены в табл. 12.

Табл. 11.-Потребление важнейших непродовольственных товаров (на душу населения в год)






























1913


1950


1965


1970


1975






Ткани (без расхода тканей на произ-во пром. изделий) - всего, м2


13,4


16,5


26,5


30,4


32,5*






В том числе:





























хлопчатобумажные


11,6


13,9


19,1


21,2


22,0






шерстяные


0,9


1,3


2,5


2,7


2,8






шелковые


0,2


0,6


3,6


4,7


5,9






льняные


0,7


0,7


1,3


1,8


1,8






Верхний трикотаж, шт.







0,3


0,9


1,8


2,0






Бельевой трикотаж, шт.







0,8


3,3


3,5


3,9






Чулочно-носочные изделия, пар







2,6


5,8


6,0


6,1






Обувь кожаная, пар


0,4


1,1


2,4


3,0


3,2


























* Потребление, включая расход тканей на произ-во пром. изделий (на обивку автомобилей, мебели и т. д.), составило (м2): тканей всех видов 40,3, в т. ч. хлопчатобумажных 27,4, шерстяных 3,1, шёлковых 6,6, льняных 3,2.

Табл. 12. - Обеспеченность населения предметами культурно-бытового назначения длительного пользования (на конец года), шт.






На 100 семей


На 1000 чел. населения
1965


1970


1975


1965


1970


1975
Часы


319


411


455


885


1193


1319
Радиоприёмники и радиолы


59


72


79


165


199


230
Телевизоры


24


51


74


68


143


215
Холодильники


11


32


61


29


89


178
Стиральные машины


21


52


65


59


141


189
Мотоциклы, мотороллеры, велосипеды, мотовелосипеды и мопеды


54


57


62


151


166


181 178
Швейные машины


52


56


61


144


161




Повышение ден. доходов сел. населения вызвало возрастание удельного веса продажи непродовольств. товаров и товаров культурно-бытового назначения в сел. местности. Так, за 1965-75 доля проданных телевизоров возросла с 24% до 31%, холодильников - с 14,4% до 28%; в 1975 в сел. местности была реализована 1/3 часов, почти половина мотоциклов и мотороллеров, 37% легковых автомобилей, 47% велосипедов, мотовелосипедов и мопедов, 36% швейных машин. Учитывая, что в сел. местности проживает 40% населения СССР и что значительную часть покупок товаров культурно-бытового назначения сел. население делает в городах, можно считать, что жители села в середине 70-х гг. покупали указанных товаров в расчёте на душу населения не меньше, чем жители города. Это результат долговременной политики партии, направленной на ускоренный рост уровня жизни в деревне.

Бюджеты семей. Объективную картину изменения структуры доходов и расходов населения в связи с ростом нар. благосостояния дают бюджеты семей рабочего и колхозника, составленные на основе выборочных обследований бюджетов семей, проводимых ЦСУ СССР (см. табл. 13 и 14).

Т а б л. 13. - Структура доходов и расходов семьи рабочего промышленности, %





1940


1975
Совокупный доход семьи


100


100
В том числе:








зарплата членов семьи


71,3


74,3
пенсии, стипендии, пособия и др. выплаты и льготы из обществ, фондов потребления (включая бесплатное образование, лечение и др.)


14,5


22,5
доход от личного подсобного х-ва и др. источников


14,2


3,2
Использование совокупного дохода


100


100
В том числе:








на питание


53,8


32,9
на покупку:








тканей, одежды и обуви


11,1


15,4
мебели, предметов культуры и быта


1,7


6,5
топлива


1,2


0,2
на культурно-бытовые услуги


17,5


23,0
Из них: на образование, лечение и др. бесплатные услуги за счёт обществ, фондов потребления


9,0


13,8
оплата квартир, коммунальные услуги и содержание собств. домов


2,7


2,5
накопления (прирост наличных денег, вкладов в сберкассы и др.)


4,8


6,8
налоги


4,1


8,4
прочие расходы


5,8


6,8

Табл. 14. - С т р у к т у р а доходов и расходов семьи колхозника, %





1940


1965


1975
Совокупный доход семьи


100


100


100
В том числе:













доход от колхоза


39,7


40,0


44,0
зарплата членов семьи


5,8


7,4


8,1
пенсии, стипендии, пособия и др. выплаты и льготы из обществ, фондов потребления (включая бесплатное образование, лечение и др.)


4,9


14,2


21,1
доход от личного подсобного х-ва


48,3


36,5


25,4
Использование совокупного дохода


100


100


100
В том числе:













на питание


67,3


45,2


37,1
на покупку:













тканей, одежды и обуви


10,9


13,7


15,7
мебели, предметов культуры и быта . .


1,2


4,2


5,9
топлива


3,8


2,0


1,6
на культурно-бытовые услуги


4,4


12,5


15,4
Из них: на образование, лечение и др. бесплатные услуги за счёт обществ, фондов потребления


3,4


10,0


12,3
накопления (прирост наличных денег, вкладов в сберкассы и др.)


6,9


12,1


10,1
налоги


1,4


1,4


1,2
прочие расходы


4,1


8,9


13,0

Табл. 15.- Вклады населения в сберегательные кассы (на конец года)





1940


1965


1970


1975
Число вкладов, млн.


17,3


57,4


80,1


106,6
Сумма вкладов, млрд. руб. .....


0,7


18,7


46,6


91,0
Средний размер вклада, руб. ......


42


326


581


854
в гор. поселениях


50


332


578


837
в сел. местностях


26


309


591


900

Анализ доходов рабочей семьи показывает, что практически единственным их источником стали зарплата и фонды обществ, потребления. Снизилась доля расходов на питание, зато повысилась доля расходов на покупку непродовольств. товаров: тканей, одежды и обуви, особенно мебели и предметов культуры и быта, что отражает возросший уровень ден. доходов рабочих семей и повышение их материального благосостояния.

Аналогичные изменения происходят и в структуре доходов и расходов семей колхозников. В семьях колхозников также резко выросла доля доходов из обществ, фондов потребления. Это прежде всего результат проведённых в 1965-74 мероприятий по гос. пенсионному обеспечению колхозников и последовательному росту уровня пенсий. Одновременно снизился удельный вес доходов от личного подсобного х-ва. Если в 1940 семьи колхозников почти половину своих доходов получали от приусадебного участка, то в 1975 лишь 1/4. Выросла доля расходов семей колхозников на покупку тканей, одежды, обуви (в 1,5 раза), мебели и товаров культурно-бытового назначения (почти в 5 раз), в 3,6 раза выросла доля бесплатных услуг (на образование, лечение и др.).

Текущие затраты трудящихся на покупку продовольствия, непродовольств. товаров и на оплату услуг не поглощают полностью их ден. доходов, поэтому быстро растут вклады населения в сберегательные кассы, где трудящиеся накапливают средства на приобретение дорогих товаров длит, пользования, а также на комфортный отдых (туризм, путешествия и т. п.) (см. табл. 15).

Жилищное строительство. В повышении жизненного уровня населения важное место занимает улучшение жил. условий сов. людей. Из построенных за 1918-75 2981 млн. м2 общей (полезной) площади 1554 млн. м2, или 52%, введено за последние 15 лет (1961-75). О масштабах жил. строительства свидетельствуют данные табл. 16.

В результате расширения жил. стр-ва в СССР изменилось лицо городов и сёл, улучшился быт трудящихся города и деревни. За годы Сов. власти в 10 раз вырос жилищный фонд в городах и посёлках гор. типа: с 180 млн. м2 в 1913 до 1867 млн. м2 общей (полезной) площади жилищ в 1975. На каждого гор. жителя приходится почти 12 м2 общей жилой площади. В сел. местности ежегодно вводится ок. 1/3 новой жилой площади, создаваемой в стране. В жил. строительстве на селе по мере укрепления экономики колхозов повышается роль обществ. средств.

Построенные и строящиеся квартиры имеют высокий уровень благоустройства. За 1960-75 число газифицированных квартир выросло в 12,5 раза - с 3332 тыс. до 41 752 тыс.

В 1971-75 осуществлён переход к строительству квартир улучшенной планировки, с большей площадью жилых комнат и вспомогательных помещений, с более высокими потолками. Распределение нового жилья идёт по принципу: квартиру - одной семье (в то время как в 50-х гг. лишь 30% новосёлов получали отд. квартиры). За 1956-75 построено жилых домов общей площадью 2028 млн. м2, или. 45 400 тыс. квартир. Получили новые квартиры или улучшили жил. условия 219,6 млн. чел. Такие масштабы жилищного строительства не имеют прецедента в истории. Рост обеспеченности населения жильём осуществляется в условиях сохранения низкой квартирной платы. С 1928 она практически не изменялась, хотя качество жилых домов существенно улучшилось, а доходы населения значительно возросли.

Табл. 16. - К о л и ч е с т в о построенных квартир и число лиц, улучшивших жилищные условия



Построено квартир


Число лиц, получивших жилую площадь или построивших себе собственные квартиры, млн. чел.
тыс.


их общая (полезная) площадь, млн. мг
1950


1073


40,4


5,3
Пятая пятилетка (1951 - 55)


6052


240,5


30,6
Шестая пятилетка (1956 - 60)


11292


474,1


54,0
Седьмая пятилетка (1961 - 65)


11551


490,6


54,6
Восьмая пятилетка (1966 - 70)


11333


518,5


54,9
Девятая пятилетка (1971 - 75)


11224


544,8


56,1
Всего за 1950 - 75


52525


2308,9


255,5

На основе всё более полного удовлетворения материальных потребностей трудящихся в пище, одежде, жилище выполняется программа развития и удовлетворения духовных потребностей всех членов общества; совершенствуются образование, культура и искусство, физическая культура, здравоохранение. Решаются проблемы рационального использования трудящимися своего свободного времени, организации полноценного отдыха, досуга, задачи социального развития коллективов предприятий, организаций и т. п.

Наряду с этим осуществляются мероприятия, направленные на создание условий труда, благоприятствующих сохранению здоровья трудящихся, повышающих его производительность. Среди них: сокращение доли ручного труда, улучшение техники безопасности и охраны труда, механизации и автоматизации тяжёлых, вспомогат. и подсобных работ, как правило малоквалифицированных и низкооплачиваемых. Эти мероприятия способствуют постепенному превращению труда в первую жизненную потребность человека. Б. С. Сургянов.

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ

Развитие экономики и культуры, постоянная забота сов. государства о благосостоянии и здоровье населения способствуют благоприятному течению демографич. процессов в СССР, население к-рого выросло к 1976 по сравнению с 1913 более чем на 96 млн. человек. Рост гор. населения отражает изменения в структуре производства (рост пром-сти и механизация с. х-ва). Преобладание в составе населения женщин (136,8 млн. женщин и 118,7 млн. мужчин на 1 янв. 1976) сложилось в основном за счёт старших возрастов и вызвано гл. обр. последствиями войны. Разрыв в численности мужчин и женщин постепенно сокращается: к 1976 число мужчин и женщин в возрасте до 45 лет включительно почти сравнялось. В составе населения увеличился удельный вес лиц пожилого возраста. Вместе с тем удельный вес лиц молодого возраста (до 20 лет) продолжает значительно превышать удельный вес лиц пожилого возраста (60 лет и старше), что является благоприятным демографич. признаком.

Процессы естеств. движения населения в СССР по сравнению с дореволюц. Россией характеризуются уменьшением рождаемости и снижением смертности при сохранении достаточно высоких показателей естеств. прироста. По сравнению с 1913 значительное снижение рождаемости (45,5 на 1 тыс. жит. в 1913 и 18,1 - в 1975) связано, в частности, с увеличением числа лиц пожилого возраста; определённую роль в снижении рождаемости играет активное вовлечение женщин в сферу произ-ва. Особенно выраженное снижение рождаемости в 60-е гг. связано с последствиями войны, т. к. рождаемость в 1941-46 была крайне низкой. Начиная с 1970, со вступлением в плодовитый возраст послевоенного поколения, рождаемость стабилизировалась и постепенно начинает возрастать.

Общая смертность в СССР за годы Сов. власти уменьшилась более чем в 3 раза (9,3 на 1 тыс. жит. в 1975 по сравнению с 29,1 в 1913), детская смертность - почти в 10 раз (27,9 на 1 тыс. живорождённых в 1974 по сравнению с 268,6 в 1913). Нек-рое повышение общей смертности в 70-х гг. отчасти вызвано изменением возрастной структуры населения. Это можно обнаружить при сравнении стандартизированных по возрастной структуре населения показателей и анализе возрастных показателей смертности. В результате снижения смертности в СССР ср. продолжительность жизни значительно возросла по сравнению с дореволюц. периодом (70 лет в 1971-72 по сравнению с 32 в 1896-97).

Улучшение условий жизни, мероприятия Сов. государства по охране здоровья детей способствовали неуклонному повышению уровня физич. развития представителей всех слоев населения СССР. Уже в 30-х гг. в СССР не было разницы в уровне физич. развития детей и молодёжи из семей рабочих и служащих. Мероприятия, проведённые государством по ликвидации сан. последствий Великой Отечеств, войны 1941-45, способствовали тому, что к 1956 показатели физич. развития были выше, чем в предвоенные годы.

Организация здравоохранения. Первые сведения об организации помощи больным на терр. Киевской Руси (учреждение прибежищ для больных и инвалидов при монастырях и церквах) относятся к 10- 11 вв. Первый гос. орган управления мед. делом - Аптекарская палата (впоследствии Аптекарский приказ) - возник в России в 1581 одновременно с первой (•«царёвой») аптекой. В 1592 учреждена первая пограничная станция, предназначенная для предупреждения завоза заразных болезней.

В 18 в. вопросами здравоохранения ведали Мед. канцелярия, а с 1763 - Мед. коллегия. В 1775 в губерниях были учреждены «приказы общественного призрения» (в ведение к-рых переданы благотворительные и мед. учреждения), а затем - врачебные управы в губернских городах (кроме обеих столиц) и уездные врачебные управы - местные органы управления мед. делом. В 1803 Мед. коллегия была заменена Мед. департаментом в составе Мин-ва внутр. дел. С конца 19 в. получили развитие такие формы здравоохранения, как земская медицина, фабрично-заводская медицина. Каждое ведомство имело свои врачебные части; единого гос. органа управления здравоохранением не существовало. Больницы, амбулатории и др. леч. учреждения открывались различными ведомствами и частными лицами в недостаточном количестве. Леч. помощь оказывалась преим. частнопрактикующими врачами. Жители окраинных р-нов были практически лишены мед. помощи. Дореволюц. Россия не имела гос. системы охраны здоровья.

Созданная в СССР система здравоохранения - одно из выдающихся достижений сов. народа. Задачи гос-ва в области охраны здоровья были определены В. И. Лениным и отражены в 1-й Программе РСДРП (1903). В ней отмечалась необходимость установления 8-часового рабочего дня, запрещения детского труда, устройства на предприятиях яслей, гос. страхования рабочих, сан. надзора на предприятиях и т. д. С первых дней Сов. власти забота об охране здоровья трудящихся провозглашена важнейшей задачей социалистич. гос-ва. В условиях разрухи, эпидемий и борьбы с внутр. и внеш. врагами началось строительство первой в мире гос. системы здравоохранения, в основу к-рой были положены самые прогрессивные и самые гуманные принципы: общедоступность и бесплатность мед. помощи, профилактич. направление, участие широких масс трудящихся в решении вопросов охраны здоровья. Политика Сов. гос-ва в области здравоохранения была сформулирована во 2-й Программе РКП(б), принятой на 8-м съезде в 1919. В числе первоочередных задач предусматривались оздоровление населённых мест, охрана почвы, воды, воздуха, развитие обществ, питания на науч.-гигиенич. основе, создание сан. законодательства, обеспечение населения общедоступной бесплатной квалифицированной мед. помощью и т. д. За годы 1-й пятилетки (1929-32) затраты на здравоохранение и физич. культуру выросли по сравнению с 1913 почти в 4 раза. Численность врачей к 1940 увеличилась почти в 6 раз, ср. мед. работников- более чем в 10 раз, коечный фонд - в 3,8 раза (см. табл. 1).

В годы Великой Отечеств, войны 1941- 1945 все усилия здравоохранения были сосредоточены на помощи больным и раненым воинам и предотвращении эпидемий в действующей армии и тылу. Деятельность мед. учреждений способствовала победе сов. народа над фашизмом: более 72% раненых и 90% больных было возвращено в строй; впервые в истории войн удалось уберечь тыл и армию от эпидемий. Война причинила огромный ущерб сов. здравоохранению, исчислявшийся в 6,6 млрд. руб.; было уничтожено и разрушено 40 тыс. больниц, поликлиник и др. мед. учреждений. Мобилизация экономич. потенциала страны и героич. труд сов. людей способствовали быстрому восстановлению материальной базы здравоохранения: в 1947 его осн. показатели достигли довоен. уровня. В 1950 по сравнению с 1940 число врачей увеличилось на 71%, ср. мед. работников на 52%, больничных коек на 28%. С 1940 по 1975 ассигнования на здравоохранение выросли более чем в 13 раз.

Осн. принципы сов. здравоохранения получили дальнейшее развитие в Программе КПСС, принятой на 22-м съезде партии (1961). Вопросам здравоохранения и мед. науки посвящён ряд постановлений ЦК КПСС и Сов. пр-ва (напр., пост. ЦК КПСС и Сов. Мин. СССР от 14 янв. I960 «О мерах по дальнейшему улучшению медицинского обслуживания и охраны здоровья населения СССР» и от 5 июля 1968 «О мерах по дальнейшему улучшению здравоохранения и развитию медицинской науки в стране»). Утверждение Верх. Советом СССР в 1969 Основ законодательства СССР и союзных республик о здравоохранении закрепило принципы и формы мед. помощи населению - бесплатность, общедоступность, квалифицированность, профилактич. направленность, охрана материнства и детства, сан.-противоэпидемич. служба и т. д. Подчёркивается, что охрана здоровья населения - обязанность всех гос. органов и обществ, орг-ций. Предусмотрены меры по дальнейшему улучшению здравоохранения: продолжение стр-ва крупных специализиров. и многопрофильных больниц, поликлиник, диспансеров с целью повышения качества мед. помощи и более полного обеспечения населения всеми её видами; расширение сети станций скорой помощи и сан.-эпидемиологич. станций; увеличение количества больничных коек и т. д. (показатели развития здравоохранения в 1940-75 представлены в табл. 2).
Заболеваемость. Дореволюц. Россия занимала 1-е место в Европе по распространённости среди населения инфекц. болезней; не прекращались эпидемии натуральной оспы, холеры, чумы, кишечных инфекций, сыпного и возвратного тифов, малярии и др. заболеваний, наносивших огромный ущерб здоровью населения и экономике. В 1912 зарегистрировано ок. 13 млн. инфекц. больных. Осн. причиной высокой детской смертности были детские инфекции. Крайне неблагополучным оставалось сан. состояние страны: неудовлетворительные жилищно-бытовые условия и низкий культурный уровень населения (канализация имелась лишь в 23 крупных городах; большинство населения использовало для питья воду, непригодную по бактериологич. показателям). 1-я мировая война 1914-18, Гражд. война и воен. интервенция 1918- 1920 создали крайне тяжёлую сан.-эпидемиологич. обстановку. По неполным данным, с 1917 по 1922 сыпным тифом переболели ок. 20 млн. чел., с 1919 по 1923 возвратным тифом - ок. 10 млн.; за 1918-19 было зарегистрировано ок. 65 тыс. случаев холеры; в 1919 создалась угроза развития эпидемии натуральной оспы, возросла заболеваемость малярией и др. инфекциями. В этих условиях борьба с инфекц. заболеваниями рассматривалась как один из основных вопросов внутр. политики Сов. гос-ва. Проведённые сан.-противоэпидемич. мероприятия, улучшение жилищно-бытовых условий, благоустройство населённых мест в короткие сроки позволили резко снизить заболеваемость инфекц. болезнями, ликвидировать особо опасные инфекции. Уже в 1922 заболеваемость сыпным тифом снизилась по сравнению с 1919 более чем в 2 раза, а в 1927 - в 89 раз. После 1927 она носила спорадический характер (нек-рый подъём её в 1942-45 отмечался преим. на территориях, освобождённых после врем, нем.-фаш. оккупации). Заболеваемость возвратным вшивым тифом к 1927 снизилась более чем в 100 раз; к 1938 она была практически ликвидирована. 10 апр. 1919 В. И. Ленин подписал декрет СНК об обязательном оспопрививании. В результате массовой противооспенной иммунизации натуральная оспа в СССР к 1936-37 была полностью ликвидирована. В дореволюц. России ежегодно регистрировалось от 5 до 7 млн. случаев заболевания малярией. В 1920 был организован Центр, ин-т протозойных заболеваний, в 1921 - Центр, малярийная комиссия при Наркомздраве, под руководством к-рой была разработана научно обоснованная программа ликвидации малярии в СССР. К 1930 заболеваемость ею снизилась по сравнению с дореволюц. периодом более чем в 3 раза. Начиная с 1963 малярия в стране не регистрируется как массовое заболевание. Значительных успехов удалось добиться и в борьбе с др. инфекц. заболеваниями: в 1971 по сравнению с 1913 заболеваемость сиб. язвой снизилась в 45 раз, брюшным тифом и паратифами - почти в 40 раз, коклюшем (1975) - в 53 раза; редкими стали дифтерия, полиомиелит, туляремия.

С 50-х гг. структура заболеваемости и причин смерти в СССР стала типичной для экономически развитых стран. Характерное распространение сердечно-сосудистых заболеваний и злокачеств. новообразований связано, в частности, с «постарением» населения. Успехи медицины обеспечили удлинение сроков жизни больных с патологией сердца и сосудов, что способствует известному «накоплению» таких больных. Более совершенная диагностика обусловливает, в свою очередь, более полное выявление заболеваний. Наибольшее распространение имеют атеросклероз, гипертонич. болезнь, ишеми-ческая болезнь сердца, ревматизм. Из инфекц. болезней преобладают грипп и др. респираторные инфекции, являющиеся одной из осн. причин врем, нетрудоспособности. Кишечные инфекции, в частности дизентерия, как правило, не имеют эпидемич. распространения. Респираторные и желудочно-кишечные инфекц. заболевания носят выраженный сезонный характер. Из детских инфекций отмечаются корь, скарлатина, коклюш, эпидемич. паротит; число заболеваний постоянно снижается. В структуре несчастных случаев ведущее место занимают травмы непроизводств, характера, в ряде случаев связанные с состоянием опьянения.

Медицинские кадры. В 1913 в России было 28,1 тыс. врачей, большинство к-рых проживало в крупных городах. Один врач приходился на 5656 чел. Неравномерность распределения врачей приводила к тому, что население мн. р-нов было практически лишено врачебной помощи. На терр. нынешних Тадж. ССР и Кирг. ССР 1 врач приходился на 50 тыс. жиг., Узб. ССР - на 31 тыс., Казах. ССР-на 23 тыс. жит. К 1975 численность врачей увеличилась по сравнению с 1913 в 30 раз, обеспеченность ими - в 18 раз (см. табл. 1). СССР занимает 1-е место в мире по численности врачей и обеспеченности ими населения.

В дореволюц. России большинство жителей не могло пользоваться специализированной врачебной помощью, поскольку она была возможна лишь в крупных городах. В 1975 по сравнению с 1940 число терапевтов и врачей сан.-противоэпидемич. профиля выросло более чем в 4 раза, хирургов - в 6,9 раза, акушеров-гинекологов, педиатров, офтальмологов- почти в 5 раз, невропатологов - почти в 7 раз, рентгенологов и радиологов - более чем в 10 раз. Обеспеченность населения врачами-специалистами в большинстве союзных республик достигла общесоюзного уровня.

В 1913 насчитывалось 46 тыс. ср. мед. работников (в т. ч. т. н. ротных фельдшеров и повивальных бабок). К 1976 число ср. мед. работников возросло в 55 раз (см. табл. 1). Обеспеченность населения ср. мед. работниками в нек-рых союзных республиках (напр., Украинской, Эстонской) выше, чем общесоюзная.

СССР занимает ведущее место в мире по выпуску врачей, фармацевтов и ср. мед. работников. В дореволюц. России 17 мед. факультетов ун-тов и мед. ин-тов выпускали ежегодно 900 врачей. К 1975 число студентов-медиков возросло в 36 раз, выпуск врачей - более чем в 50 раз. На территории каждой союзной республики имеются высшие и ср. мед. уч. заведения, выпуск специалистов удовлетворяет потребности населения в мед. кадрах. Среди учащихся мед. уч. заведений имеются представители более 100 национальностей. Создана сеть ин-тов и ф-тов усовершенствования врачей (в 1974 было 13 ин-тов и 18 ф-тов). Врачи проходят специализацию или усовершенствование не реже 1 раза в 3-5 лет.

Санитарно-эпидемиологическая служба. В 1913-14 сан. организация имелась в 73 городах и 40 губ. России, работали 257 врачей, было 28 сан.-гигиенич. лабораторий; земские сан. бюро выполняли гл. обр. статистич. работу. В СССР создана единая гос. сан.-противоэпидемическая служба. Уже в 1918 в составе Наркомздрава была организована сан.-эпидемиологич. секция, а в отделах здравоохранения исполкомов местных Советов (с 1919) - сан.-эпидемиологич. подотделы; декретом СНК РСФСР «О санитарных органах республики» (1922) устанавливалась единая организация сан. дела, определялись задачи, права и обязанности сан. органов. Быстрые темпы развития сан.-противоэпидемической организации потребовали подготовки квалифицированных кадров и расширения сети спец. учреждений. В 1936 в мед. ин-тах открылись первые сан.-гигиенич. ф-ты; в 1939 было утверждено положение о сан.-эпидемиологич. станциях как комплексных и ведущих учреждениях сан.-эпидемиологич. службы. К 1940 сан.-противоэпидемич. организация охватывала св. 12,5 тыс. врачей, 1943 сан.-эпидемиологич. станции, 1490 сан.-бактериологич. лабораторий, 787 дезинфекц. станций, пунктов, отрядов (см. табл. 2). Ликвидация последствий Великой Отечеств. войны 1941-45 и экономич. развитие СССР определили новые требования к работе сан. органов, потребовали изменения их структуры. В 1948 введена обязательная организация сан.-эпидемиологич. станций при всех территориальных органах здравоохранения (респ., краевых, обл., гор., районных); в 1963 принято пост. Сов. Мин. СССР «О государственном санитарном надзоре в СССР». Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении (1969) и Положение в государственном санитарном надзоре в СССР (1973) предоставляют сан.-противоэпидемич. службе широкие полномочия по охране внеш. среды от загрязнений, надзору за пром-стью, стр-вом, обществ, питанием, водоснабжением, благоустройством, планировкой населённых мест и т. д. В СССР запрещено введение в эксплуатацию пром. предприятий без очистных сооружений; по всем загрязнителям внеш. среды установлены предельно допустимые концентрации, вошедшие в обязательные для исполнения нормы и правила; стр-во любого объекта и планировка населённых мест осуществляются с соблюдением сан. норм и правил; предписания сан. врача обязательны для выполнения всеми гос. и обществ, орг-циями, учреждениями и отд. гражданами. Сан. служба организует проведение профи лактич. прививок населению, осуществляет противоэпидемич. мероприятия при угрозе возникновения и распространения инфекц. заболеваний, а также сан.-карантинные меры и т. д.

Табл.1. - Больничная сеть СССР и союзных республик; численность врачей и средних медицинских работников и обеспеченность ими населения СССР и союзных республик





Число больничных учреждений


Число больничных коек, тыс.


Число больничных коек на 10 тыс. жит.
1913


1940


1975


1913


1940


1975


1913


1940


1975
СССР


5300


13793


24250


207,6


790,9


3009,2


13,0


40,2


117,8
В том числе:











































РСФСР


3149


8477


13066


133,4


482,0


1649,2


14,8


43,3


122,5
УССР


1438


2498


4122


47,7


157,6


578,3


13,6


37,7


117,8
БССР


240


514


913


6,4


29,6


107,0


9,3


32,6


114,2
Узбекская ССР


63


380


1159


1,0


20,3


145,6


2,3


30,1


103,4
Казахская ССР


98


627


1770


1,8


25,4


178,6


3,2


39,5


124,6
Грузинская ССР


41


314


500


2,1


13,3


48,0


8,0


36,0


96,9
Азербайджанская ССР


43


222


748


1,1


12,6


54,8


4,8


37,8


96,3
Литовская ССР


44


77


229


2,2


8,9


36,9


7,7


30,0


111,2
Молдавская ССР


68


109


354


2,5


6,1


42,0


12,2


24,6


109,2
Латвийская ССР


50


89


187


6,2


12,0


31,7


24,9


63,0


126,9
Киргизская ССР


6


112


263


0,1


3,8


37,4


1,2


24,1


111,2
Таджикская ССР


1


121


278


0,04


4,5


33,5


0,4


28,6


96,0
Армянская ССР


6


96


228


0,2


4,1


24,4


2,1


30,1


86,0
Туркменская ССР


13


99


270


0,3


5,6


25,8


2,7


41,6


100,0
Эстонская ССР


40


58


163


2,5


5,1


16,0


26,2


47,7


111,3







Численность врачей всех специальностей, тыс.


Численность врачей на 10 тыс. жит.


Численность ср. мед. работников, тыс.


Численность ср. мед. работников на 10 тыс. жит.
1913


1940


1975


1913


1940


1975


1913


1940


1975


1913


1940


1975
СССР


28,1


155,3


835,2


1,8


7,9


32,7


46,0


472,0


2515,4


2,9


24,0


98,4
В том числе:


























































РСФСР


15,9


90,8


468,9


1,8


8,2


34,8


26,0


290,4


1416,5


2,9


26,1


105,2
УССР


7,8


35,3


157,1


2,2


8,4


32,0


12,4


100,8


484,5


3,5


24,1


98,7
БССР


1,2


5,2


28,3


1,7


5,7


30,2


2,2


17,9


85,2


3,2


19,7


90,9
Узбекская ССР


0,14


3,2


36,5


0,3


4,7


26,0


0,3


12,2


108,9


0,7


18,2


77,4
Казахская ССР


0,24


2,7


39,2


0,4


4,3


27,3


0,4


12,0


130,7


0,7


18,6


91,2
Грузинская ССР


0,46


4,9


20,4


1,8


13,3


41,1


0,7


9,4


49,9


2,6


25,6


100,8
Азербайджанская ССР


0,35


3,3


16,5


1,5


10,0


28,9


0,45


7,5


46,5


1,9


22,5


81,7
Литовская ССР


0,42


2,0


11,3


1,5


6,7


34,2


0,6


2,0


30,6


2,1


6,9


92,2
Молдавская ССР


0,29


1,1


10,1


1,4


4,2


26,2


0,6


2,4


33,2


2,9


9,8


86,2
Латвийская ССР


0,64


2,5


9,8


2,6


13,2


39,2


1,2


3,6


25,5


4,8


18,7


102,1
Киргизская ССР


0,02


0,6


8,2


0,2


3,8


24,4


0,03


2,6


27,1


0,3


16,1


80,4
Таджикская ССР


0,02


0,6


7,2


0,2


4,1


20,6


0,03


2,7


21,2


0,3


17,0


60,9
Армянская ССР


0,07


1,0


9,8


0,7


7,5


34,8


0,15


2,3


21,9


1,5


17,1


77,3
Туркменская ССР


0,07


1,0


6,6


0,7


7,6


25,8


0,14


4,7


19,2


1,3


35,5


74,3
Эстонская ССР


0,53


1,1


5,3


5,6


10,0


36,8


0,8


1,5


14,5


8,8


14,1


101,2

Принятое 20 сент. 1972 пост. Верх. Совета СССР «О мерах по дальнейшему улучшению охраны природы и рациональному использованию природных ресурсов » ещё более расширяет возможности сан.-эпидемиологич. службы по охране внеш. среды. Это постановление, в частности, предусматривает усиление ответственности мин-в, ведомств, предприятий и орг-ций за осуществление мероприятий по предотвращению загрязнения почвы, водоисточников, атм. воздуха, а также за безусловное выполнение сан.-гигиенич. норм и правил; осуществление мер по предотвращению вредных выбросов в атмосферу и сбросов загрязнённых сточных вод, своевременное стр-во очистных сооружений, разработку и освоение произ-ва новых видов оборудования и приборов для газоочистки и пылеулавливания и т. д. Предусмотрено ускорение стр-ва и реконструкции очистных сооружений для пром. и бытовых сточных вод, газоочистных и пылеулавливающих сооружений, расширение работы по озеленению городов и т. д.

См. также Санитарно-эпидемиологическая служба.

Больничная помощь. В дореволюц. России более трети городов не имело больниц; 26% больниц насчитывало 5 и менее коек, 53% - от 6 до 20 коек и только 21% - более 20 коек. После Окт. революции 1917 система больничной помощи по существу была создана заново. В 1975 число больничных учреждений по сравнению с 1913 выросло почти в 5 раз, коечный фонд - более чем в 14 раз, обеспеченность населения больничными койками - более чем в 9 раз. Темпы роста этих показателей в ряде союзных республик превышают общесоюзные (табл. 1); значительно возрос коечный фонд авт. республик и нац. округов.

Одновременно с ростом числа коек происходит и их специализация. Число т. н. общих коек снижается: если в 1940 они составляли более 15%, то в 1975 - 2,4% . Дальнейшая специализация осн. на организации специализированных леч.-профилактич. учреждений, стр-ве крупных многопрофильных больниц с развёртыванием в них узкопрофильных отделений. Примером может служить структура коечного фонда в учреждениях Мин-ва здравоохранения СССР для оказания спец. хирургич. помощи (табл. 3); в 1973 св. 35% хирургич. коек были специализированными. Важнейшее условие организации квалифицированной специализированной мед. помощи - увеличение мощности леч. учреждений. Удельный вес респ., краевых и обл. больниц, имеющих св. 500 коек, с 1960 по 1973 возрос с 26,9% до 50,1%; гор. больниц мощностью св. 300 коек - с 7,5% до 18,2%; сел. районных больниц мощностью св. 100 коек - с 4% до 48,1%. Укрупнение и специализация больничных учреждений способствуют эффективному использованию коечного фонда, мед. кадров, техники и оборудования, значит, повышению качества мед. помощи. В большинстве респ., краевых и обл. больниц, а также во мн. гор. больницах организованы палаты интенсивного наблюдения, реаниматологич. отделения, что позволяет оказывать эффективную помощь тяжело больным, спасение к-рых в условиях неспециализированных больничных учреждений практически невозможно.

Амбулаторно-поликлиническая помощь. Широкая сеть поликлинич. и диспансерных учреждений, в к-рых оказывают бесплатную специализированную квалифицированную мед. помощь, - отличит, черта сов. здравоохранения. В 1913 в крупных, юродах, насчитывалось 1230 амбулаторных пунктов и лечебниц для оказания первичной помощи приходящим больным. В 1975 число врачебных учреждений, оказывающих амбулаторно-поликлинкч. помощь населению, возросло до 35 641. Постоянно возрастает объём врачебной амбулаторно-поликлинич. помощи. Объём врачебной помощи по амбулаторным приёмам и помощи на дому увеличился по сравнению с 1940 почти в 4 раза, число врачебных посещений на 1 жителя в гор. поселениях возросло по сравнению с 1955 почти на 50%. Система амбулаторно-поликлинич. помощи строится по участковому принципу обслуживания. Число врачебных участков в гор. поселениях возросло к 1973 по сравнению с 1965 более чем в 2 раза; если в 1955 на терапевтич. участок приходилось в среднем 3,9 тыс. чел., то в 1972 на 10 тыс. гор. населения выделялось 5 должностей участковых терапевтов. Расширяется объём специализированной поликлинической помощи. Увеличилось и число учреждений фельдшерско-амбулаторной помощи на пром. предприятиях и в сел. местности.

Табл. 2. - По казатели развития здравоохранения в СССР






1940


1975
Расходы на здравоохранение и физич. культуру (за счёт государственного бюджета и др. источников, млрд. руб.)1


1,1


14,6
Численность врачей всех специальностей, тыс. чел.


155,3


835,2
Численность врачей (на 10 тыс. жит.)


7,9


32,7
Численность ср. мед. работников, тыс. чел. Численность ср. мед. работников (на 10 тыс. жит.)


472,0


2515,4
24,0


98,4
Число высших мед. уч. заведений, включая ф-ты ун-тов


72


90
Численность студентов, обучающихся в высших медицинских учебных заведениях, тыс. чел.


115,9


318,3
Выпуск врачей, тыс. чел.


16,4


47,8
Число ср. мед. уч. заведений







628
Численность учащихся в ср. мед. уч. заведениях, тыс. чел.







396,6
Выпуск средних медицинских работников, тыс. чел.







131,6
Число больничных учреждений


13793


24250
Число больничных коек, тыс.


790,9


3009,2
Обеспеченность больничными койками (на 10 тыс. жит.)


40,2


117,8
Число врачебных учреждений, оказывающих амбулаторно-поликли-ническую помощь, тыс.


36,8


35, б2
Число специализиров. диспансерных учреждений


1284


3003







1940


1975
Число станций скорой помощи в системе Мин-ва здравоохранения СССР (самостоятельных и входящих в состав лечебно-профи-лактич. учреждений)


-


3973
Число сан.-эпидемиологич. станций


1943


4754
Численность врачей сан.-противоэпидемич. группы, тыс. чел.


12,5


49,1
Численность врачей акушёров-гинекологов, тыс. чел.


10,6


49,6
Число коек для беременных и рожениц, тыс.


113,5


223,0
Число жен. консультаций, тыс.


4,5


10,2
Число гинекологич. коек, тыс.


33,6


169,4
Численность врачей-педиатров, тыс.


19,4


96,3
Число детских поликлиник и амбулаторий, тыс.


4,1


11,9
Число коек для детей в больничных учреждениях, тыс.


89,7


529,3
Численность детей, посещающих постоянные детские дошкольные учреждения, тыс. чел.


1953


11523
из них посещающих ясли, тыс.


781


1053
Число коек в санаториях круглосуточного пребывания, тыс.


240


504
в т. ч. в санаториях для детей


95


162
Число аптек и магазинов санитарии и гигиены в системе аптекоуправле-ния


11111


25256
Численность фармацевтов с высшим образованием, тыс. чел.


9,5


61,9
Численность фармацевтов со ср. образованием, тыс. чел.


36,2


145,5

1 Кроме ассигнований по гос. бюджету, учтены расходы гос., кооп., профсоюзных и др. орг-ций, а также отдельных предприятий и колхозов. 2 Уменьшение числа амбулаторно-поликлинич. учреждений произошло за счёт объединения их с больничными учреждениями и реорганизации и укрупнения этих учреждений.

Мероприятия по охране труда и созданию наиболее гигиенических условий на произ-ве, организация на пром. предприятиях мед.-сан. частей, врачебных и фельдшерских здравпунктов занимают важное место в системе нар.-хоз. строительства. В 1973 число мед. пунктов на предприятиях и в учреждениях выросло по сравнению с 1950 более чем в 2 раза, в т. ч. мед.-сан. частей на пром. предприятиях - почти в 2 раза, здравпунктов - почти в 3 раза. Для сов. здравоохранения характерен диспансерный метод обслуживания как в городах, так и в сел. местности. Число спец. диспансеров (включая врачебно-физкультурные) с 1940 по 1975 возросло с 1284 до 3003 (см. табл. 2). Диспансерный метод обслуживания больных и здоровых проводится также всеми амбулаторно-поликлинич. учреждениями по месту жительства и на пром. предприятиях. Диспансерному наблюдению подлежат больные хронич. сердечно-сосудистыми , желудочно-кишечными заболеваниями, туберкулёзом, новообразованиями и т. д. Расширяются массовые профилактич. осмотры, в т. ч. и т. н. ежегодные целевые осмотры для раннего выявления заболеваний. Напр., в 1975 число лиц, прошедших осмотры с целью выявления туберкулёза, увеличилось по сравнению с 1965 в 1,5 раза; по выявлению злокачественных новообразований - в 1,8 раза. Лечебно-профилактич. учреждения и спец. врачебно-физкультурные диспансеры осуществляют контроль за состоянием здоровья спортсменов.

Внутренний и внешний вид санитарной машины, оборудованной переносным кувезом, для перевозки недоношенных новорождённых детей.

Внутренний вид специализированной машины скорой помощи для проведения интенсивной терапии.

В дореволюц. России лишь в 9 городах были учреждения, к-рые условно можно назвать станциями скорой помощи. В СССР создана сеть гор. и районных станций скорой помощи, число к-рых в 1975 составило 3973. Они оснащены специализированными машинами с аппаратами и приспособлениями для переливания крови и искусств, дыхания, электрокардиографами и т. п., что позволяет проводить срочную диагностику и оказывать экстренную помощь при угрожающих жизни состояниях (инфаркт миокарда, шок, отёк лёгкого, отравления и др.). В работе станций сан. авиации при респ., краевых и обл. больницах участвуют специалисты н.-и. ин-тов и кафедр высших мед. уч. заведений.

Табл. 3.-Структура хирургического коечного фонда учреждений Министерства здравоохранения СССР (1973)








Количество коек






в абс. числах, тыс.


в % к общему числу хирургич. коек






Всего хирургич. коек


395,3


100,0






В т. ч. в специализиров. учреждениях и отделениях многопрофильных леч.-профилактич. учреждений:














травматологических


69,8


17,6






урологических . .


27,5


7,0






нейрохирургических


11,5


2,9






ортопедических стоматологических


10,1 7,0


2,7 1,8






торакальнои хирургии


5,7


1,4






ожоговых


3,9


1,0






сердечно-сосудистой хирургии


4,2


1,1




См. Диспансеризация, Скорая медицинская помощь, Авиация санитарная.

Санаторно-курортное лечение. В дореволюц. России имелось 60 санаториев на 3 тыс. мест. Курортное лечение практически было недоступно трудящимся. После Окт. революции 1917 национализированные курорты и леч. местности переданы для лечения трудящимся. Созданы новые курорты; число санаториев круглосуточного пребывания увеличилось в 1975 по сравнению с 1913 в 39 раз, количество коек в них - в 168 раз. На терр. СССР имеются все осн. группы курортов: бальнеологические (Кавказские Минеральные Воды, Боржоми, Белокуриха, Друскининкай, Трускавец и др.), грязевые (курорты Одессы, Евпатории, Саки и др.) и климатические (курорты Юж. берега Крыма, Черноморского побережья Кавказа, Рижского взморья и др.). На 1 янв. 1976 было ок. 400 курортов, 2,4 тыс. санаториев и пансионатов с лечением на 504 тыс. мест, 6203 дома и баз отдыха и пансионатов на 828 тыс. мест. Мн. санатории превратились в крупные специализированные леч.-профилактич. учреждения. Путёвки в санатории распределяются проф. орг-циями, показания к лечению в них определяются леч.-профилактич. учреждениями; более 50% путёвок выдаются рабочим и служащим за счёт средств социального страхования с оплатой 30% стоимости или за счёт бюджета здравоохранения бесплатно.

Спальный корпус курорта Дарасун. Читинская область.

См. также Курорты, Бальнеотерапия, Грязелечение, Климатотерапия.

Лечебно-профилактическая помощь женщинам и детям. Сов. гос-во всегда рассматривало охрану материнства и детства и обеспечение женщине возможности для сочетания производств, и обществ, деятельности с материнством и воспитанием детей как важную гос. задачу. Спец. законодательство предусматривает охрану труда женщины, особенно в период беременности. По сов. трудовому законодательству беременные не привлека