загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна,окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ПРОМЫШЛЕННОМ, ЖИЛОМ И НЕ ТОЛЬКО...:
ПОНЯТИЯ:

МОНТАЖ (франц. montage - подъём установка, сборка, от monter - поднимать), сборка и установка сооружений конструкций, технологического оборудования агрегатов, машин (см. Сборка машин, аппаратов, приборов и др. устройств и готовых частей и элементов.
МОНТАЖ в строительстве - основной производственный процесс, выполняемый при возведении зданий и сооружений или и реконструкции, в результате которого устанавливают в проектное положение строительные конструкции, инженерное технологическое оборудование и др. МОНТАЖ технологического оборудования включает также присоединение его к источникам энергоснабжения системам очистки и удаления отходов оснащение приборами, средствами автоматизации и контроля
.


СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ в СССР, организационно обособленные производственно-хозяйственные единицы, основным видом деятельности которых является строительство новых, реконструкция, капитальный ремонт и расширение действующих объектов (предприятий, их отдельных очередей, пусковых комплексов, зданий, сооружений), а также монтаж оборудовани я. К государственным СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ относятся строительные и монтажные тресты (тресты-площадки, тресты гор. типа, территориальные, союзные специализированные тресты); домостроительные, заводостроительные и сельские строительные комбинаты; строительные, (монтажные) управления и приравненные к ним организации (напр., передвижные механизированные колонны, строительно-монтажные поезда и др.).
ПРОЕКТИРОВАНИЕ (от лат. projectus, буквально - брошенный вперёд), процесс создания проекта - прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния. Различают этапы и стадии ПРОЕКТИРОВАНИЯ, характеризующиеся определённой спецификой. Предметная область ПРОЕКТИРОВАНИЯ постоянно расширяется. Наряду с традиционными видами ПРОЕКТИРОВАНИЯ (архитектурно-строительным, машиностроительным, технологическим и др.) начали складываться самостоятельные направления ПРОЕКТИРОВАНИЯ человеко-машинных систем (решающих, познающих, эвристических, прогнозирующих, планирующих, управляющих и т. п.) (см. Система "человек и машина"), трудовых процессов, организаций, экологическое, социальное, инженерно-психологич., генетическое ПРОЕКТИРОВАНИЕ и др. Наряду с дифференциацией ПРОЕКТИРОВАНИЯ идёт процесс его интеграции на основе выявления общих закономерностей и методов проектной деятельности.
ПРОМСТРОЙПРОЕКТ, проектный институт в ведении Госстроя СССР. Находится в Москве. Организован в 1933. В составе института архитектурно-строительные и конструкторские отделы; ПРОМСТРОЙПРОЕКТ возглавляет объединение "Союзхимстройниипроект" с проектными институтами в Киеве, Ростове-на-Дону, Тольятти, Алма-Ате. Разрабатывает проекты (архитектурно-строительные и сан.-технич. части) производственных зданий и сооружений крупнейших промышленных предприятий автомобильной, машиностроит., металлургич., химич. и др. отраслей пром-сти; схемы генеральных планов пром. узлов и упорядочения существующих пром. районов; мероприятия по повышению уровня индустриализации строительтсва за счёт унификации и типизации зданий, сооружений и конструкций и внедрения эффективных строит. материалов; нормативные документы и методич. указания по проектированию пром. зданий и сооружений. Периодически публикует реферативную информацию "Строительное проектирование промышленных предприятий". Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1958)

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

оварами рабочих и служащих прикреплённых к ним предприятий, в 1932 они заменены отделами рабочего снабжения (ОРСами). Организовывались показательные универмаги, магазины типа «гастроном», ряд специализиров. магазинов по продаже товаров пищ. и лёгкой пром-сти и др. Создавалась сеть оптово-сбытовых баз пром-сти. Была разрешена колх. торговля, не планируемая гос-вом, где цены устанавливались под влиянием спроса и предложения. В результате увеличения товарных ресурсов и развития торговли в 1935 была отменена карточная система и установлена свободная открытая торговля. В 1935-1941 введены единые гос. розничные цены; организационно перестроен торговый аппарат. Предприятия ОРСов и кооп. торг, сеть в городах были переданы гос. торг, орг-циям. Главной сферой деятельности потребительской кооперации стало развитие торговли на селе.

Объём розничного товарооборота гос. и кооп. торговли за 1928-40 возрос в 2,3 раза; число предприятий розничной торговли и обществ, питания увеличилось со 170 тыс. до 495 тыс. Оборот предприятий обществ, питания в 1940 составлял 13% всего оборота гос. и кооп. торговли. Возросла доля обобществлённых форм торговли в общем объёме розничного товарооборота (см. табл. 1).

В период Великой Отечеств, войны 1941-45 системой гос. нормированного снабжения было охвачено до 77 млн. чел. Удельный вес обществ, питания в розничном товарообороте почти удвоился. На пром. предприятиях вновь были организованы ОРСы. Все годы войны на довоен. уровне сохранялись пайковые цены на осн. продовольств. и пром. товары. На колх. рынках в начале войны цены выросли, но уже в 1944 уровень их заметно снизился благодаря «коммерческой» торговле продовольственными и пром. товарами. Значительно сократившийся в 1942 по сравнению с 1940 розничный товарооборот с 1943 стал непрерывно нарастать, в 1945 он увеличился по сравнению с 1942 в 2 раза. При этом в вост. р-нах товарооборот рос быстрее, чем в целом по стране.

Табл. 1. - Доля отдельных форм торговли в фактических ценах в общем объёме товарооборота, %



1932


1940
Гос. торговля


30,1


62,7
Кооп. торговля


53,4


23,0
Колх. рынок


16,5


14,3
Итого


100,0


100,0

Несмотря на огромные трудности, вызванные войной, в кон. 1947 была отменена карточная система (введена в 1941) и налажена открытая торговля. Большую роль в этом сыграли подготовка соответствующей технич. базы, восстановление и расширение осн. фондов внутр. торговли, подбор и обучение торг, кадров. К 1950 была восстановлена торг, сеть и превзойдён довоен. уровень розничного товарооборота. Его объём в 1950 достиг 107% к уровню 1940.

Осн. формой сов. торговли является гос. торговля, базирующаяся на общенародной собственности. Через неё реализуется преобладающая масса товаров, поступающих на внутр. рынок, ей принадлежит ведущая роль в розничном товарообороте страны (см. табл. 2). Гос. торговля обслуживает гл. обр. гор. население, через её орг-ции также закупается у колхозов и совхозов значит, часть картофеля, овощей, бахчевых культур и фруктов.

Кооперативная торговля обслуживает в основном сел. население через потребительскую кооперацию, к-рая также закупает с.-х. продукты (яйца, шерсть, меха и нек-рые др. виды сырья, картофель, овощи, бахчевые, фрукты и др.) у колхозов, совхозов и сел. населения. Потребительская кооперация ведёт и комиссионную торговлю с.-х. продуктами, преим. в городах, по ценам, как правило, несколько выше гос. розничных, но ниже цен колх. рынка.

Дом книги в Тольятти.

Табл. 2. - Розничный товарооборот государственной и кооперативной торговли



1940


1950


1960


1970


1975
Общий объём розничного товарооборота гос. и кооп. торговли млрд. руб.


15,7


31,2


71,5


140,2


190,8
о/о


100


100


100


100


100
В том числе: оборот гос. торговли















млрд. руб.


11,2


22,3


49,3


97,1


132,7
%


71,3


71,5


68,9


69,3


69,5
оборот потребительской кооперации млрд. руб.


4,5


8,9


22,2


43,1


58,1
%


28,7


28,5


31,1


30,7


30,5

Наряду с гос. и кооп. торговлей ведётся колх. торговля - продажа колхозами, колхозниками и др. гражданами излишков с.-х. продукции на колхозных рынках. Гос. и кооп. розничная торговля воздействует на колх. рынок: чем лучше и полнее удовлетворяется спрос через гос. торговлю, тем меньше спрос на продукцию колх. рынка и ниже уровень рыночных цен. В соотношении между различными формами торговли предметами нар. потребления обнаруживается определённая тенденция: роль гос. торговли растёт, а колх. рынка уменьшается при известной стабилизации доли кооп. торговли в общем товарообороте страны (см. табл. 3).

Табл. 3. - Доля государственной, кооперативной и колхозной торговли в фактических ценах в общем объёме розничного товарооборота, %



1950


1960


1970


1975
Гос. торговля


63,9


66,7


68,6


69,1
Кооп. торговля


24,1


28,8


28, 8


28,6
Колх. рынок


12,0


4,5


2,6


2,3

Табл. 4. - Соотношение продовольственных и непродовольственных товаров вобщем объёме товарооборота государственной и кооперативной торговли, %



1940


1950


1960


1970


1975
Продовольственные товары


63,0


58,4


54,4


55,5


53,6
Непродовольственные товары


37,0


41,6


45,6


44,5


46,4

Развитие внутр. торговли обусловлено расширением произ-ва товаров и увеличением ден. доходов населения и характеризуется динамикой розничного товарооборота, для к-рого закономерны высокие темпы роста. Так, в 1975 розничный товарооборот в 8,5 раз превышал объём товарооборота 1940, а в расчёте на душу населения увеличился с 92 руб. до 827 руб. (в ценах соответствующих лет). Для розничного товарооборота характерны прогрессивные качеств, изменения товарной структуры, отражающие рост материального благосостояния и культурного уровня населения (см. раздел Благосостояние народа). Это выражается, прежде всего, в увеличении доли непродовольств. товаров в общем объёме товарооборота (см. табл. 4), а внутри этой группы - доли товаров культурно-бытового назначения и хоз. обихода (радио-, электро-, спорттоваров, мебели, посуды и др.). В группе продовольств. товаров растёт удельный вес более ценных в питательном отношении продуктов (мяса, рыбы, молочных продуктов, яиц, овощей, фруктов) и снижается доля хлебопродуктов и картофеля.

Табл. 5. - Розничный товарооборот государственной и кооперативной торговли, включая общественное питание, по союзным республикам, млрд. руб.



1940


1975
СССР


18,0


210,4
РСФСР


11,7


122,4
УССР


3,2


36,9
БССР


0,5


7,4
Узбекская ССР


0,5


7,2
Казахская ССР


0,4


10,2
Грузинская ССР


0,3


3,2
Азербайджанская ССР


0,3


2,8
Литовская ССР


0,2


3,1
Молдавская ССР


0,1


2,6
Латвийская ССР


0,2


2,9
Киргизская ССР


0,1


2,0
Таджикская ССР


0,1


1,7
Армянская ССР


0,1


1,8
Туркменская ССР


0,1


1,5
Эстонская ССР


0,1


1,7

Закономерность развития товарооборота - более высокий темп его роста в расчёте на душу населения в сел. местностях по сравнению с городами способствует постепенному сближению условий жизни гор. и сел. населения (в 1940 товарооборот на душу гор. населения был выше, чем в деревне, в 5,2 раза, в 1960 - в 3,2 раза, а в 1975 - в 2,3 раза). Быстрое развитие экономики и культуры союзных республик также ведёт к более высоким темпам роста товарооборота в этих республиках (см. табл. 5).

Крупную специфич. отрасль внутр. торговли, в к-рой сочетаются функции произ-ва, реализации готовой пищи и организации её потребления населением, представляет собой общественное питание. Оно является важным звеном в системе социальных и экономия, мероприятий гос-ва, оказывает существенное влияние на экономию времени, рост производительности труда, имеет большое значение в социалистич. переустройстве быта, способствует повышению роли женщин в обществ, произ-ве, облегчая их домашний труд. Оборот обществ, питания постоянно увеличивается (см. табл. 6). Важный экономич. показатель эффективности внутр. торговли - издержки обращения, связанные с затратами по доведению товаров от произ-ва до потребителя (см. табл. 7). Общий уровень издержек обращения ко всей сумме розничного товарооборота (включая обществ, питание) снизился с 11% в 1940 до 9% в 1975.

Центральный колхозный рынок в Воронеже.

Ресторан в Норильске.

Табл. 6. - Развитие общественного питания



1940


1950


1960


1970


1975
Товарооборот, млн. руб


2347


4743


7023


15033


19617
Продукция собственного производства, млн. руб.


1312


1268


3364


8851


12221
Число предприятий, тыс.


87,6


95,4


147,2


237,3


274,5
в них мест, тыс.








4459


10026


13714

Материально-технич. б а з а розничной торговли включает разветвлённую сеть магазинов, столовых, кафе, ресторанов и закусочных. С конца 50-х гг. расширилась и укрепилась материально-техническая база внутренней торговли (внедрены более производит, виды торг, оборудования, новые технология, процессы и методы продажи товаров). В розничной торговле преим. создаются универсамы, универмаги, магазины комплексного спроса («Всё для мужчин», «Всё для женщин», «Всё для дома» и т. п.), а также специализиров. магазины по продаже разнообразного ассортимента товаров с прогрессивными методами торговли и обслуживания населения (самообслуживание, продажа товаров по образцам). Эти магазины оснащены совр. торг, оборудованием, предназначенным для доставки и продажи товаров без дополнит, переукладки, холодильным и кассовым оборудованием, средствами комплексной механизации для перемещения товаров на всех стадиях торг, технологич. процесса. В 60-70-е гг. создана совр. торг, сеть и сеть обществ, питания, крупные складские комплексы, холодильники, овоще-, картофеле-, фруктохранилшца и др. В этот период появились крупные торговые центры, как городские, так и сельские, началось создание специализиров. торговых домов. Отрасль оснащается электронной техникой. За 1961-75 торговая площадь магазинов удвоилась (см. табл. 8), обеспеченность населения торговой сетью (в расчёте на 1000 жителей) увеличилась на 88%, возросли общие показатели развития внутр. торговли (см. табл. 9).

На 1 янв. 1976 товарооборот магазинов, применяющих прогрессивные методы продажи товаров, составил 58% общего товарооборота, в т. ч. продажа по методу самообслуживания - 48%. Кроме того, используются такие формы торговли, как продажа по предварительным заказам, в кредит, доставка товаров на дом, посылочная торговля и др.

Магазин самообслуживания в Таллине (район Мустамяэ).

Т а б л. 7. - Издержки обращения в торговле (в%к товарообороту)



1940


1950


1960


1970


1975
Оптовая торговля


1,77


1,64


1,00


1,25


1,16
Розничная торговля


8,21


6,78


5,74


6,94


6,60
Общественное питание


19,63


13,35


16,29


21,20


21,45

Табл. 8. - Развитие торговой и складской сети



1960


1970


1975
Число магазинов (на конец года), тыс.


413,0


500,0


521,0
Торговая площадь магазинов, млн. м2


17,6


31,5


39,3
Число палаток и киосков, тыс.


154,3


182,0


175,1
Число общетоварных складов, тыс.


66,1


75,3


76,0
площадь, тыс. м*


15087


24143


28346
Число специализиров. товарных складов, тыс.


62,3


76,1


65,7
емкость, тыс. m


5933


9S40


12675

Табл. 9. - Основные показатели развития торговли за 1960-75



1960


1970


1975
Общий объём розничного товарооборота гос., кооп. и колх. торговли, включая обществ, питание, млрд. руб.


82,3


159,4


215,4
Товарные запасы в розничной сети (на конец года) в млрд. руб.


18,2


35,3


45,4
в днях товарооборота


85


88


84
Численность работников розничной торговли и обществ, питания в среднем за год, тыс. чел.


3295


5746


6750
Число предприятий розничной торговли и обществ, питания (на конец года), тыс.


714,5


919,3


970,6

В оптовой торговле строятся крупные механизиров. склады с высотным хранением товаров (площадь хранения до 25 тыс. л2), распределительные холодильники ёмкостью до 15 тыс. т, хранилища для картофеля, овощей и фруктов ёмкостью до 10 тыс. т с устройствами активной и общеобменной вентиляции; применяются комплексная механизация и автоматизация осн. технологич. процессов транспортировки, хранения и товарной обработки, используются пакетные и контейнерные перевозки, внедряются методы централизов. доставки товаров предприятиям розничной торговли по рациональным схемам движения товаров; создаются автоматизиров. системы управления (АСУ) технологич. и коммерч. операциями.

В обществ, питании внедряются индустриальные методы работы с использованием полуфабрикатов и прогрессивной технологии обработки сырья и приготовления пищи на основе механизации всех процессов труда; интенсифицируются производств, процессы на базе высокопроизводит. конвейерного оборудования на основе достижений науки и техники в технологии обработки пищевых продуктов (сверхвысокочастотным и инфракрасным нагревом и др.). Предприятия обществ, питания переводятся на обслуживание комплексными обедами, оснащаются секционным модулированным оборудованием, новейшими видами теплового и технологич. оборудования, унифицированной функциональной тарой, механизированными линиями раздачи обедов типа «Эффект», «Славянка», «Прогресс», к-рые повышают производительность труда в 1,5-2 раза.

о развитии внутр. торговли важное значение имеет торг, реклама. Рекламные службы созданы в гос. и кооп. торговле, в пром. мин-вах и ведомствах, предприятия к-рых выпускают товары массового потребления, в Мин-ве бытового обслуживания и т. п. В системе гос. торговли имеются специализиров. рекламные орг-ции. Междуведомственный Совет по рекламе при Мин-ве торговли СССР координирует рекламную деятельность различных ведомств и орг-ций в стране.

Организация внутр. торговли. Организационно высшим звеном гос. управления внутр. торговли и центром всей торг, системы является Мин-во торговли СССР, к-рое через гл. управления, мин-ва торговли союзных и автономных республик, органы управления торговлей и общественным питанием исполкомов местных Советов координирует развитие оптовой, розничной торговли и обществ, питания, регулирует торг, деятельность др. мин-в и ведомств. Отд. торг, системы имеют свои центр, органы управления (Центросоюз СССР, Главурсы пром. мин-в, Гл. управление книжной торговли и др.).

Универсам в Ереване.

Оптовая торговля сосредоточена в респ. мин-вах торговли, к-рые имеют специализиров. предприятия и объединения по оптовой торговле отд. группами товаров: Мясорыбторг, Бакалея, Текстильторг, Торгодежда, Обувьторг, Галантерея, Культторг, Хозторг. Оптовая торговля имеет сеть торг, баз, холодильников, хладокомбинатов, размещённых в р-нах произ-ва и потребления товаров. Оптовая торговля потребительской кооперации возглавляется Центросоюзом СССР, имеет внутриведомств. характер. Осн. часть оптовых операций в потребительской кооперации производят универсальные межрайонные базы областных (краевых) и респ. союзов потребительских обществ и склады райпотребсоюзов. Оптовую торговлю нек-рыми товарами нар. потребления ведёт также ряд др. мин-в и ведомств СССР: Мин-во заготовок СССР (хлебопродукты), Мин-во пищ. пром-сти СССР (масложировая продукция), Мин-во рыбного х-ва СССР (рыбная продукция), Госснаб СССР. Кроме торговли товарами нар. потребления, существуют оптовые орг-ции по заготовкам, закупкам и сбыту с.-х. продуктов и сырья, материально-технич. снабжению. См. также Внутренняя торговля, Торговля. А. И. Струев.

Овощная база в Москве.

Бытовое обслуживание

Бытовое обслуживание выполняет важные социально-экономич. функции, направлено на постепенную замену домашнего труда его обществ, формами, способствует экономии обществ, труда, высвобождает значит, материальные ресурсы, обеспечивает более рациональное использование свободного времени трудящихся. Предприятия службы быта (ателье, комбинаты, дома быта, мастерские, салоны) оказывают услуги по ремонту квартир и индивидуальному жилищному стр-ву на средства населения, изготовлению и ремонту мебели, стирке, химич. чистке и крашению вещей, индивидуальному пошиву и ремонту обуви, одежды, меховых и трикот. изделий, профилактике и ремонту автомобилей, ремонту бытовых машин и приборов, теле- и радиоаппаратуры, муз. инструментов, хранению вещей в ломбардах, прокату предметов культурного и спортивного назначения и домашнего обихода, уборке квартир, выполнению различных поручений, фото- и парикмахерские услуги и т. д.

В дореволюц. России бытовые услуги оказывали частные предприниматели, кустари и ремесленники. В 50 губерниях Европ. части страны было занято на частной службе в качестве прислуги и подёнщиков ок. 3,4 млн. чел. (св. 10% самодеятельного населения).

За годы Сов. власти бытовое обслуживание по существу создано заново. В 1917-21 приняты первые декреты и постановления Сов. пр-ва, направленные на развитие сферы бытовых услуг. До Великой Отечеств, войны 1941-45 кустарей и ремесленников (для совместного произ-ва товаров и оказания бытовых услуг) объединяла гл. обр. промысловая кооперация. В первые послевоен. годы повысилась роль гос. местной пром-сти и торговли в предоставлении бытовых услуг населению. В кон. 50-х - нач. 60-х гг. был принят ряд постановлений в целях улучшения работы службы быта, в т. ч. пост. ЦК КПСС и Сов. Мин. СССР от 10 авг. 1962 «О дальнейшем улучшении бытового обслуживания населения». С 1965 бытовое обслуживание развивается как крупная механизиров. отрасль нар. х-ва: расширяется сеть предприятий с совр. оборудованием, внедряются научтю-технич. достижения, улучшается использование производств, мощностей, повышается обществ, значимость труда по обслуживанию населения. Для организац. руководства и улучшения бытового обслуживания населения в союзных и авт. республиках образованы (1965) мин-ва бытового обслуживания, предприятия к-рых реализуют (1975) ок. 80% общего объёма бытовых услуг. Созданы краевые, областные и городские управления бытового обслуживания, деятельность к-рых находится под контролем местных Советов. Осн. показатели развития бытового обслуживания приведены в табл. 10.

В 1966-75 темпы роста объёма бытовых услуг значительно опережали темпы роста всех других видов услуг как платных, так и предоставленных населению за счёт обществ, фондов: ср.-годовой темп прироста бытовых услуг составил 13,25% (услуг связи -7,7%, всех видов пасс, транспорта - 7,3%, услуг коммунального х-ва - 8,2% и т. д.).

Табл. 10. - Основные показатели бытового обслуживания населения



1965


1975
Число предприятий (на конец года), тыс.


192,9


263,0
в т. ч. в сел. местности


80,2


109,0
Число приёмных пунктов (на конец года), тыс.


28,6


75,2
в т. ч. в сел. местности


11.4


41,4
Объём бытовых услуг (в сопоставимых ценах), млн. руб.


1897


6579
в т. ч. в сел. местности


311


1798
Среднегодовая численность работающих на предприятиях и в приёмных пунктах, тыс.


1321


2293

В 1971-75 гос. капиталовложения в отрасль составили ок. 2 млрд. руб. (в 1,4 раза больше, чем в 1966-70); введено в действие 544 прачечных (мощностью 445 m белья в смену), 234 предприятия химич. чистки на 58 т одежды в смену, 431 станция технич. обслуживания легковых автомобилей на 4,5 тыс. постов и др. (данные о числе предприятий бытового обслуживания по видам услуг см. в табл. 11).

Табл. 11. - Число предприятий бытового обслуживания населения по видам услуг (на конец года), тыс.



1965


1975
Всего предприятий


192,9


263,0
В том числе по видам бытовых услуг:






ремонт и индивидуальный пошив обуви


30,4


31,2
ремонт и индивидуальный пошив одежды


33,1


42,7
ремонт радиотелевиз. аппаратуры, бытовых машин и приборов, трансп. средств, ремонт и изготовление металлоизделий


20,9


33,0
ремонт и изготовление мебели


3,1


4,3
химич. чистка и крашение


0,8


1,8
ремонт, индивидуальный пошив и вязка






трикотажных изделий


2,0


2,9
прачечные


2,2


4,5
бани и души


23,2


31,2
парикмахерские


35,3


46,1
прокатные пункты


7,1


10,2
фотографии


10,2


13,9
стр-во и ремонт квартир


4,2


10,4

Служба быта получила 1,5 млн. единиц спец. технологич. оборудования. Машины, механизмы и инструмент для предприятий бытового обслуживания изготовляют более 130 з-дов. В 1966-75 ср.-годовая численность работающих на предприятиях бытового обслуживания населения увеличилась на 74%, при общем росте численности рабочих и служащих, занятых во всём народном хозяйстве, на 33%.

В СССР 4 технологич. ин-та (в Москве, Владивостоке, Шахтах, Хмельницком) и 28 специализированных техникумов, готовящих кадры для работы в системе бытового обслуживания. В 1965-75 создана сеть подготовки рабочих массовых профессий для службы быта - 242 проф.-технич. уч-ща (1975).

В результате роста благосостояния, культурного уровня и потребностей трудящихся, увеличения выпуска бытовой техники, легковых автомобилей и др. изменяется структура бытовых услуг. Уд. вес осн. видов услуг в общем объёме реализации бытовых услуг составил (1975, в скобках - 1965; в % ): пошив и ремонт одежды - 19,8 (30,4), ремонт бытовых машин и приборов - 10,5 (8,7), услуги парикмахерских - 7,8 (13,5), пошив и ремонт обуви - 7,5 (9,9), ремонт и стр-во жилищ - 13,6 (3,0), услуги прачечных- 4,2 (4,2), ремонт и технич. обслуживание трансп. средств - 4,5 (0,2), химич. чистка и крашение одежды - 2,2 (2,2), услуги прокатных пунктов - 1,3 (0,8).

Одно из гл. направлений развития бытового обслуживания - укрупнение предприятий и специализация производств, деятельности. Осуществляется интенсивный процесс перестройки структуры управления отраслью, направленный на создание специализированных отраслевых производств, объединений. В 1975 св. 3 тыс. специализированных предприятий и объединений оказывали 60% бытовых услуг. Развивается кооперирование производств. деятельности между специализированными и многоотраслевыми предприятиями, к-рое способствует повышению качества услуг, сокращению сроков выполнения заказов, позволяет экономить трудовые затраты и полнее использовать производств, мощности. Особое внимание уделяется улучшению обслуживания сел. населения, сближению бытовых условий в городе и на селе. В 1966-75 ср.-годовой темп прироста бытовых услуг в сел. местности составлял 19,2%, а в городах - 11,7%. В 1965 в среднем на одного сел. жителя было оказано услуг на 2,78 руб., а в 1975 - на 17,61 руб. Предприятия бытового обслуживания в сел. местности оказывают целый комплекс бытовых услуг, в т. ч. по ремонту бытовых машин и приборов, химич. чистке одежды, стирке белья, изготовлению мебели, ремонту и стр-ву жилья. В большинстве районных центров созданы (1975) комбинаты бытового обслуживания, на центр, усадьбах св. 70% колхозов и совхозов - дома быта и комплексные приёмные пункты, жителей отдалённых селений обслуживают более 8 тыс. передвижных мастерских и приемных пунктов.

Табл. 12. - Объём бытовых услуг населению по союзным республикам (в сопоставимых ценах)



1965, млн. руб.


1975
Всего, млн. руб.


На душу населения, руб.
СССР


1897


6579


25
РСФСР


1148


3565


26
УССР


334


1362


27
БССР


57


257


27
Узбекская ССР


51


265


19
Казахская ССР


77


299


21
Грузинская ССР


32


115


23
Азербайджанская ССР


23


89


16
Литовская ССР


29


114


34
Молдавская ССР


28


101


26
Латвийская ССР


41


113


45
Киргизская ССР


16


69


21
Таджикская ССР


14


61


18
Армянская ССР


16


63


22
Туркменская ССР


10


48


19
Эстонская ССР


21


58


40

Развиваются прогрессивные формы обслуживания бытовыми фирмами и спец. бюро добрых услуг, приём заказов на дому и по телефону, доставка заказов на дом, ремонт бытовой техники мастерами на дому, выполнение заказов в присутствии заказчика, прокат предметов культурного и спортивного назначения и домашнего обихода, организация обслуживания по месту работы и др.

Быстрыми темпами развивается бытовое обслуживание во всех союзных республиках (см. табл. 12).

В целях более полного удовлетворения потребностей сов. людей в бытовых услугах, коренного улучшения службы быта принято пост. ЦК КПСС "О работе Министерства бытового обслуживания населения РСФСР по улучшению качества выполнения заказов и повышению культуры обслуживания трудящихся" (февр. 1977).

См. также Общественное питание. Коммунальное хозяйство. А. А. Мещанкин.

ФИНАНСЫ И КРЕДИТ

Сущность и назначение финансов. Финансы СССР представляют собой систему экономич. отношений, посредством к-рых осуществляется планомерное образование, распределение и использование фондов ден. средств для обеспечения расширенного воспроиз-ва, повышения уровня жизни народа и удовлетворения др. потребностей социалистич. общества. Их сущность определяется действием экономич. законов социализма, социалистич. системой х-ва, базирующейся на обществ, собственности на средства произ-ва; природой и функциями Сов. гос-ва и закономерностями его развития.

Осн. функции финансов СССР: распределение и перераспределение обществ, продукта и нац. дохода в интересах планомерного развития обществ, произ-ва; экономич. контроль и стимулирование эффективного использования материальных, трудовых и финанс. ресурсов общества. Вместе с тем финансы служат важным экономич. инструментом социалистич. экономич. интеграции, укрепления дружеств. связей с развивающимися гос-вами, расширения взаимовыгодных экономич., научно-технич. и культурных связей с капиталистич. странами. На всех этапах социалистич. строительства, а также в условиях зрелого социализма финансы играли и играют активную роль в развитии производит, сил, в становлении и совершенствовании социалистич. производств, отношений.

Возникновение и развитие советских финансов. Финансы дореволюц. России отражали антагонистич. противоречия её хоз. системы: они служили средством дополнит, эксплуатации трудящихся в интересах помещиков и крупной буржуазии. Финанс. политика царского самодержавия, а затем Врем. бурж. пр-ва сдерживала развитие производительных сил России, усиливала её технико-экономич. отсталость и зависимость от иностр. капитала, оказывала разрушит, воздействие на экономику страны. 1-я мировая война 1914-18 резко обострила внешние и внутр. противоречия России и показала непрочность её финанс. системы: в 1916 бюджетный дефицит составил св. 75% объёма бюджета и покрывался гл. обр. выпуском бум. денег; стремительно рос гос. долг (с 8,8 млрд. руб. на 1 янв. 1914 до 60 млрд. руб. к кон. 1917); ден. обращение пришло в расстройство, покупательная сила рубля упала к кон. 1917 до 7 коп.

С победой Окт. революции 1917 началось становление сов. финанс. системы. Финанс. мероприятия диктатуры пролетариата были направлены на подрыв экономич. силы свергнутых эксплуататорских классов, слом старой гос. машины и создание сов. гос. аппарата, освобождение страны от иностр. финанс.-экономич. зависимости. Сов. власть национализировала банки (дек. 1917), аннулировала дореволюц. займы, ввела гос. социальное обеспечение трудящихся, гос. монополию страхового дела. Финанс. программа, разработанная Коммунистич. партией, предусматривала централизацию в области финансов, введение подоходно-поимущественного и др. регулярных налогов с высокопрогрессивными ставками, проведение ден. реформы (замена прежних денег новыми), ликвидацию бюджетного дефицита, организацию учёта и контроля над произ-вом и распределением продуктов. Был создан новый финанс.-кредитный аппарат - Нар. комиссариат финансов, Нар. банк РСФСР, финансовые отделы местных советов. Осуществление многих мероприятий намеченной программы было прервано Гражд. войной и иностр. интервенцией 1918-20. В эти годы сократились гос. доходы, резко возросло значение ден. эмиссии, введена продразвёрстка. Условия войны и разрухи потребовали концентрации ресурсов в руках гос-ва и их распределения в натуральной форме, что резко сузило сферу функционирования финансов.

С переходом к новой экономич. политике (нэпу) задачи в области укрепления финансов выдвинулись на первый план. Решением 10-го съезда партии (1921) продразвёрстка была заменена продналогом; в 1922-24 проведена ден. реформа; на основе золотого обеспечения создана устойчивая сов. валюта; ликвидирован бюджетный дефицит; развивались товарно-ден. отношения, планово регулируемые гос-вом. Важное значение для укрепления финансов имел перевод пром-сти, а затем и др. отраслей нар. х-ва на хоз. расчёт. В 1930 была проведена налоговая реформа. Вместо существовавших ранее многочисл. налогов и сборов доходы гос-ва начали поступать гл. обр. по двум осн. каналам - в виде налога с оборота и отчислений от прибыли. Эти платежи стали осн. формой доходов бюджета; в 1934 они составили св. 70% бюджетных поступлений; доля налогов с населения не превышала 6%. Важным источником доходов гос. бюджета в годы первых пятилеток были средства, предоставлявшиеся трудящимися государству в виде массовых внутренних займов.

В переходный период от капитализма к социализму финансы и прежде всего гос. бюджет использовались в качестве одного из гл. рычагов ограничения и вытеснения капиталистич. элементов в городе и деревне, упрочения позиций социалистич. гос. и кооп. предприятий, развития производит, сил и укрепления социалистич. производств, отношений. Важную роль сыграли финансы и их центр, звено - Гос. бюджет СССР в восстановлении нар. х-ва, в проведении социалистич. индустриализации страны и коллективизации с. х-ва, в осуществлении культурной революции и реализации ленинской нац. политики. Построение социализма изменило социальную природу доходов и расходов гос. бюджета. Доходы стали складываться в основном из накоплений социалистич. х-ва, расходы-направляться на развитие нар. х-ва, на науку, просвещение, подготовку кадров и здравоохранение. За годы довоен. пятилеток (1929- 1940) на развитие нар. х-ва из средств бюджета был направлен 41 млрд. руб. (почти 45% расходов бюджета), на социально-культурные мероприятия - 22,7 млрд. (25%), на оборону - 17,1 млрд. руб. (ок. 19%).

Великая Отечеств, война 1941-45 потребовала всемерной мобилизации материальных, людских и ден. ресурсов. Коренным образом изменилась структура расходов бюджета: ассигнования на оборону за годы войны составили 58,2 млрд. руб. (51% расходов). Для финансирования затрат, связанных с воен. расходами и возмещением причинённых нар. х-ву потерь, были использованы, наряду с текущими доходами бюджета, накопленные в мирные годы бюджетные резервы и свободные ресурсы гос. предприятий и хоз. орг-ций. За эти годы в бюджет поступило 107 млрд. руб., из них от социалистич. х-ва - 83 млрд. руб. Поступления воен. налога (введён в 1942) составили 7,2 млрд. руб. Значит, средства были получены путём реализации гос. займов и взносов населения в созданные по инициативе трудящихся Фонд обороны и Фонд Красной Армии.

После окончания войны перед финанс. системой встали задачи, связанные с переводом нар. х-ва на мирные рельсы, его восстановлением и дальнейшим развитием. В дек. 1947 была проведена ден. реформа и отменена карточная система. Повысилась покупат. способность рубля и укрепилось ден. обращение, возросла роль стоимостных рычагов в нар. х-ве - хозрасчёта, рентабельности, себестоимости. В 1948-50 проведена реформа отпускных цен и ликвидирована система гос. дотаций. С марта 1950 исчисление сов. рубля переведено на золотую основу и установлено его золотое содержание в 0,222168 г чистого золота. Укрепление финансов позволило с 1958 отказаться от выпуска массовых займов, реализуемых по подписке. Для дальнейшего повышения роли сов. рубля в 1961 был изменён масштаб цен, старые ден. знаки заменены новыми по соотношению 1 : 10. Одновременно было повышено золотое содержание сов. рубля до 0,987412 г чистого золота и изменён его паритет к иностр. валютам.

Начавшийся в 1965 перевод нар. х-ва на новую систему планирования и экономич. стимулирования существенно повысил роль экономич. методов управления нар. х-вом. Были внесены изменения в систему формирования доходов гос. бюджета. Взамен отчислений от прибыли введены: плата за осн. производств, фонды и нормируемые оборотные средства, фиксированные (рентные) платежи, взносы свободного остатка прибыли. Для предприятий, не переведённых на новую систему, сохранялись отчисления от прибыли. Продолжает взиматься налог с оборота. На предприятиях и в объединениях созданы фонды: материального поощрения, социально-культурных мероприятий и жил. стр-ва, развития произ-ва.

В условиях развитого социализма усилилась роль финанс. системы в формировании рациональной структуры обществ, произ-ва, повышении эффективности использования трудовых, материальных и ден. ресурсов и природных богатств в интересах ускорения темпов коммунистич. строительства, роста народного благосостояния и укрепления обороноспособности страны.

Финансы СССР включают финансы социалистич. предприятий (объединений) и отраслей х-ва и общегосударственные финансы.

Финансы социалистич. предприятий (объединений) и отраслей х-ва образуют исходное звено системы финансов, т. к. они непосредственно связаны с материальным произ-вом, где создаются совокупный обществ, продукт и нац. доход - источники финанс. ресурсов социалистич. общества.

Функционирование финансов предприятий (объединений) связано с их деятельностью на основе хозяйственного расчёта. Финанс. отношения предприятий регулируются «Положением о социалистическом государственном производственном предприятии», утверждённым Сов. Мин. СССР 4 окт. 1965.

С созданием в 1974 производств, объединений и всесоюзных и респ. пром. объединений в них образуются централизов. фонды и резервы (централизов. фонды экономич. стимулирования, фонды науч. исследований и освоения новой техники, резервы для оказания финанс. помощи предприятиям и хоз. орг-циям, резервы амортизац. отчислений, предназначенных на капитальный ремонт, и др.), что способствует концентрации ден. ресурсов на гл. направлениях, усилению связи науки и произ-ва.

Из полученной прибыли предприятия и орг-ции вносят в бюджет плату за производств, фонды, фиксированные (рентные) платежи, уплачивают проценты банку по ссудам, покрывают недостаток собств. оборотных средств, производят отчисления в фонды экономич. стимулирования, финансируют капитальные вложения, прирост собственных оборотных средств и др. плановые затраты. Остающийся после этого свободный остаток прибыли поступает в доход гос. бюджета (распределение прибыли гос. предприятий и хоз. орг-ций отражено в табл. 1).

Прибыль нар. х-ва СССР (без учёта чистого дохода колхозов) за 1960-75 возросла в 4 раза, сумма прибыли, оставляемой в распоряжении х-ва,- почти в 5 раз, что способствовало укреплению финанс. базы предприятий. Увеличение амортизац. отчислений связано с быстрым ростом и переоценкой осн. производственных фондов, а также с введением новых норм амортизационных отчислений.

Значительно увеличились финанс. ресурсы предприятий и орг-ций, используемые на расширение произ-ва и экономич. стимулирование.

Финанс. ресурсы кооп.-колхозного сектора составляют собственность отд. коллективов. В связи с этим затраты по расширенному воспроиз-ву в колхозах и кооп. орг-циях финансируются прежде всего за счёт их собств. средств. Вместе с тем гос-во оказывает колхозам и кооп. орг-циям большую материальную, технич. и финанс. помощь. Её масштабы особенно расширились после Мартовского (1965) и последующих пленумов ЦК КПСС (значительно повышены закупочные цены на с.-х. продукцию, увеличены капиталовложения для проведения комплексной механизации, электрификации и химизации с.-х. произ-ва и мелиорации земель, возросли кредитные вложения в осн. и оборотные фонды колхозов).

Общегосударственные финансы включают гос. бюджет, гос. социальное страхование, гос. имущественное и личное страхование, гос. кредит. Главное назначение общегос. финансов - образование централизов. фондов ден. средств путём распределения и перераспределения нац. дохода для обеспечения потребностей расширенного воспропз-ва и развития непроизводств, сферы, создания общегос. резервов. Централизация фондов ден. средств в непосредств. распоряжении гос-ва достигается гл. обр. через гос. бюджет, что способствует обеспечению единства финанс. политики социалистич. гос-ва.

Гос. бюджетСССР - осн. финанс. план образования и использования общегос. фонда ден. средств Сов. гос-ва. Гос. бюджет СССР составляется в соответствии с планом развития нар. х-ва в целом по СССР и по союзным республикам.

Табл. 1. - Распределение прибыли государственных предприятий и хозяйственных организаций



1960


1970


1975
млрд.

руб.


%


млрд.

руб.


%


млрд. руб.


%
Прибыль - всего


27,7


100


87,4


100


111,0


100
Из неё:


















Внесено в бюджет


17,8


64,4


51,0


58


62,9


56,7
В том числе:


















плата за осн. производств, фонды и оборотные средства


-


-


13,7


16


22,6


20,3
фиксированные платежи


-


-


2 , 6


3


2,5


2,2
взносы свободного остатка прибыли








24,1


28


30,4



отчисления от прибыли


17,2


62,1


10,0


11


6,3


5,6
Оставлено в распоряжении предприятий и хоз. орг-ций


9,9


35,6


36,4


42


48,1


43,3
В том числе:


















направлено на капитальные вложения и формирование осн. стада (в совхозах)


3,3


11,9


11,4


13


10,8


9,7
отчислено в фонды экономич. стимулирования


1,5


5,4


12,5


15


19,0


17,1
направлено на финансирование оборотных средств


3,5


12,6


4,3


5


5,5


4,9

Гос. бюджет выполняет координирующую роль в единой системе сов. финансов. По мере развития социалистич. экономики, усиления её планомерности и расширения хоз.-организаторской и культурно-воспитат. деятельности гос-ва возрастает роль гос. бюджета в расширенном социалистич. воспроиз-ве (см. табл. 2).

Табл. 2.-Удельный вес доходов Государственного бюджета СССР в произведённом национальном доходе



1960


1965


1970


1975
Гoс. бюджет СССР (доходы), млрд. руб.


77,1


102,3


156,7


218,8
Удельный вес в произведённом нац. доходе, %


53,2


52,9


54,1


60,4

Гос. бюджет органически связан с нар.-хоз. планом и др. финанс. планами и утверждается высшими органами гос. власти как закон. Гос-во через гос. бюджет осуществляет плановое распределение и перераспределение средств между производств, и непроизводств, сферами, между отраслями нар. х-ва, республиками и экономич. р-нами страны, концентрируя средства на наиболее важных направлениях обществ, произ-ва.

Бюджет выступает как действенное орудие контроля за хоз.-финанс. деятельностью предприятий (объединений) и отраслей х-ва. Такой контроль осуществляется при формировании и выполнении финанс. планов, в ходе взимания платежей и выдачи бюджетных средств, путём систематич. проверок и ревизий деятельности предприятий и организаций.

Табл. 3. - Доходы Государственного бюджета СССР



8-я пятилетка (1966-1970)


В том числе 1970


9-я пятилетка (1971-1975)


В том числе 1975


8-я пятилетка (1966-1970)


В том числе 1970


9-я пятилетка (1971-1975)


В том числе 1975
млрд. руб.


%
Доходы - всего


651,0


156,7


948,9


218,8


100,0


100,0


100,0


100,0
В том числе: Поступления от социалистич, хоз-ва


593,8


142,9


863,5


199,1


91,2


91,2


91,0


91 ,0
из них:
























налог с оборота


214,1


49,4


299,3


66,6


32,9


31,5


31,5


30,4
платежи из прибыли


227,7


54,2


309,8


69,7


35,0


34,6


32,6


31,9
средства гос. социального страхования


35,5


8,2


49,8


11,3


5,5


5,2


5,2


5,2
подоходный налог с кооперации, колхозов и предприятий обществ, организаций


5,9


1,2


7,2


1,5


0,9


0,8


0,8


0,7
Поступления средств от населения


57,2


13,8


85,4


19,7


8,8


8,8


9,0


9,0
из них гос. налоги


52,6


12,7


79,8


18,4


8,1


8,1


8,4


8,4

Табл. 4. - Расходы Государственного бюджета СССР



8-я пятилетка (1966-1970)


В том числе 1970


9-я пятилетка (1971-1975)


В том числе 1975


8-я пятилетка (1966-1970)


В том числе 1970


9-я пятилетка (1971 - 1975)


В том числе 1975
млрд. руб.


%
Расходы - всего


642,5


154,6


933,2


214,5


100


100


100


100
В том числе:
























На нар. х-во


293,6


74,5


467,1


110,7


45,7


48,3


50,0


51,6
из них:
























пром-сть и стр-во


123,9


30,5


190,6


47,0


19,3


19,7


20,4


20,4
с. х-во


45,8


12,4


78,3


19,1


7,1


8,0


8,4


8,9
На социально-культурные мероприятия и науку


240,4


55,9


338,6


77,0


37,4


36,2


36,3


35,9
На оборону


80,2


17,9


88 , 7


17,4


12,5


11,5


9,5


8,1

Социалистич. гос-во получает необходимые ему финанс. ресурсы (в 1960-75 более э/ю общего объёма доходов бюджета) за счёт доходов и накоплений социалистич. х-ва. Гос. предприятия и орг-ции вносят в бюджет налог с оборота, платежи из прибыли, начисления на социальное страхование и нек-рые др. неналоговые доходы, имеющие своим источником созданный чистый доход. Колхозы и кооп. орг-ции вносят в бюджет подоходный налог. Население участвует в формировании доходов гос. бюджета гл. обр. путём уплаты налогов. Данные о составе и структуре доходов Гос. бюджета СССР см. в табл. 3.

Решающая часть аккумулируемых гос. бюджетом ресурсов направляется на финансирование нар. х-ва и социально-культурных мероприятий. Данные о составе и структуре расходов Гос. бюджета СССР приведены в табл. 4.

Гос. бюджет СССР представляет собой единую бюджетную систему. Осн. начала бюджетного устройства установлены Конституцией СССР и Конституциями союзных и авт. республик, Законом о бюджетных правах Союза ССР и союзных республик (1959). Гос. бюджет СССР объединяет союзный бюджет и гос. бюджеты союзных республик. Бюджеты союзных республик объединяют респ. и местные бюджеты (бюджеты авт. сов. социалистич. республик, краёв, областей, р-нов, городов, посёлков и сел. бюджеты). Всего гос. бюджет СССР объединяет ок. 50 тыс. видов бюджетов. Бюджетная система СССР базируется на общей системе доходов, имеет единую направленность расходов и строится на принципах демократич. централизма и ленинской нац. политики. Данные о структуре бюджетной системы СССР приведены в табл. 5.

Табл. 5. - Структура расходов Государственного бюджета СССР по видам бюджетов



1960


1965


1970


1975
Расходы гос. бюджета - всего, млрд. руб.


73,1


101,6


154,6


214,5
В том числе:












союзного бюджета, млрд. руб.


30,1


43,2


80,6


109,7
%


41,2


42,5


52,1


51,1
бюджетов союзных республик, млрд. руб.


43,0


58,4


74,0


104,8
%


58,8


57,5


47,9


48,9
из них:












респ. бюджетов, млрд. руб.


28,6


37,3


45,2


66,4
мес гных бюджетов, млрд. руб.


14,4


21,1


28,8


38,4

Союзный бюджет обеспечивает необходимыми ден. средствами финансирование имеющих общесоюзное значение мероприятий в области хоз. и культурного строительства и обороны страны. Через союзный бюджет осуществляется перераспределение части финанс. ресурсов между союзными республиками в целях всемерного развития их экономики, обеспечения роста материального благосостояния и культуры народов союзных республик. В доходы союзного бюджета включаются: налог с оборота, платежи из прибыли гос. предприятий и хоз. орг-ции союзного подчинения, таможенные и др. доходы и налоги, предусмотренные законодательством СССР.

Гос. бюджеты союзных республик обеспечивают необходимыми ден. средствами финансирование хоз. и культурного строительства, осуществляемого органами гос. власти и органами гос. управления союзных республик. В доходы гос. бюджетов союзных республик входят: платежи из прибыли и др. поступления от предприятий и хоз. орг-ции, подведомственных мин-вам и ведомствам союзных и автономных республик, исполнительным комитетам местных Советов, лесной доход, подоходный налог с колхозов и кооп. орг-ции, с.-х. налог, отчисления от подоходного налога с населения, гос. пошлина, местные налоги и нек-рые др. доходы. Кроме того, в гос. бюджет союзных республик поступают средства гос. социального страхования на выплату пенсий, отчисления от налога с оборота и др. общесоюзных гос. доходов в размерах, предусматриваемых в Гос. бюджете СССР.

Гос. социальное страхование обеспечивает рабочих, служащих, колхозников в старости, при болезни и утрате трудоспособности. Бюджет социального страхования формируется из взносов предприятий, орг-ций и учреждений и средств Гос. бюджета СССР, составляется и исполняется органами ВЦСПС. Трудящиеся взносов по социальному страхованию не вносят. Из бюджета социального страхования выплачиваются пенсии работающим и неработающим пенсионерам по старости и инвалидности, а также по случаю потери кормильца; пособия по временной нетрудоспособности; финансируются санаторно-курортное обслуживание и нек-рые др. расходы. С 1938 бюджет гос. социального страхования включается в общий объём доходов и расходов Гос. бюджета СССР. Пенсии колхозникам выплачиваются из централизованного союзного фонда социального обеспечения, создаваемого за счёт ден. взносов колхозов и roc-ва. Общий объём бюджета гос. социального страхования в 1975 составил 26,2 млрд. руб.

Гос. имущественное и личное страхование проводится на началах гос. монополии страхового дела: создаётся страховой фонд для восполнения ущерба, причинённого кооп.-колхозному произ-ву и личной собственности граждан в результате стихийных бедствий или несчастных случаев. Страховой фонд Госстраха образуется из страховых взносов кооп.-колхозных предприятий, обществ, орг-ций и населения и представляет собой составную часть нар.-хоз. резервов, предназначенных для обеспечения непрерывности социалистич. производства. Средства гос. страхования используются для устранения последствий стихийных бедствий, проведения мероприятий по их предупреждению; выступают в качестве дополнит, материального обеспечения трудящихся, охраны их имущественных интересов.

В соответствии с Указом Президиума Верх. Совета СССР от 28 авг. 1967 «О государственном обязательном страховании имущества колхозов» все убытки, возникающие в колхозном произ-ве вследствие неблагоприятных природно-климатич. явлений, включая засуху, землетрясения и т. п., возмещаются в установленном размере. Широкое распространение получило личное добровольное страхование населения (преим. смешанное страхование жизни).

Особую отрасль страховой деятельности представляет иностр. страхование, распространяющееся гл. обр. на внешнеторг. и др. экономич. связи с зарубежными гос-вами. в. ф. Гарбузов.

Сущность и функции кредита. Кредит при социализме представляет систему экономических отношений, выражающих аккумуляцию и использование денежных средств в процессе планомерного расширенного социалистич. воспроизводства на условиях их возвратности. В СССР кредит - монополия гос-ва. Кредитование нар. х-ва осуществляют гос. кредитные учреждения - банки на основе утверждаемых пр-вом кредитных планов. Кредит выполняет след. осн. функции: аккумуляция и планомерное распределение на условиях возвратности ден. средств нар. х-ва, бюджета и сбережений