загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна,окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ПРОМЫШЛЕННОМ, ЖИЛОМ И НЕ ТОЛЬКО...:
ПОНЯТИЯ:

МОНТАЖ (франц. montage - подъём установка, сборка, от monter - поднимать), сборка и установка сооружений конструкций, технологического оборудования агрегатов, машин (см. Сборка машин, аппаратов, приборов и др. устройств и готовых частей и элементов.
МОНТАЖ в строительстве - основной производственный процесс, выполняемый при возведении зданий и сооружений или и реконструкции, в результате которого устанавливают в проектное положение строительные конструкции, инженерное технологическое оборудование и др. МОНТАЖ технологического оборудования включает также присоединение его к источникам энергоснабжения системам очистки и удаления отходов оснащение приборами, средствами автоматизации и контроля
.


СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ в СССР, организационно обособленные производственно-хозяйственные единицы, основным видом деятельности которых является строительство новых, реконструкция, капитальный ремонт и расширение действующих объектов (предприятий, их отдельных очередей, пусковых комплексов, зданий, сооружений), а также монтаж оборудовани я. К государственным СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ относятся строительные и монтажные тресты (тресты-площадки, тресты гор. типа, территориальные, союзные специализированные тресты); домостроительные, заводостроительные и сельские строительные комбинаты; строительные, (монтажные) управления и приравненные к ним организации (напр., передвижные механизированные колонны, строительно-монтажные поезда и др.).
ПРОЕКТИРОВАНИЕ (от лат. projectus, буквально - брошенный вперёд), процесс создания проекта - прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния. Различают этапы и стадии ПРОЕКТИРОВАНИЯ, характеризующиеся определённой спецификой. Предметная область ПРОЕКТИРОВАНИЯ постоянно расширяется. Наряду с традиционными видами ПРОЕКТИРОВАНИЯ (архитектурно-строительным, машиностроительным, технологическим и др.) начали складываться самостоятельные направления ПРОЕКТИРОВАНИЯ человеко-машинных систем (решающих, познающих, эвристических, прогнозирующих, планирующих, управляющих и т. п.) (см. Система "человек и машина"), трудовых процессов, организаций, экологическое, социальное, инженерно-психологич., генетическое ПРОЕКТИРОВАНИЕ и др. Наряду с дифференциацией ПРОЕКТИРОВАНИЯ идёт процесс его интеграции на основе выявления общих закономерностей и методов проектной деятельности.
ПРОМСТРОЙПРОЕКТ, проектный институт в ведении Госстроя СССР. Находится в Москве. Организован в 1933. В составе института архитектурно-строительные и конструкторские отделы; ПРОМСТРОЙПРОЕКТ возглавляет объединение "Союзхимстройниипроект" с проектными институтами в Киеве, Ростове-на-Дону, Тольятти, Алма-Ате. Разрабатывает проекты (архитектурно-строительные и сан.-технич. части) производственных зданий и сооружений крупнейших промышленных предприятий автомобильной, машиностроит., металлургич., химич. и др. отраслей пром-сти; схемы генеральных планов пром. узлов и упорядочения существующих пром. районов; мероприятия по повышению уровня индустриализации строительтсва за счёт унификации и типизации зданий, сооружений и конструкций и внедрения эффективных строит. материалов; нормативные документы и методич. указания по проектированию пром. зданий и сооружений. Периодически публикует реферативную информацию "Строительное проектирование промышленных предприятий". Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1958)

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

ной заинтересованности колхозников в развитии общественного производства»; с 1 июля 1966 вводилась ежемесячная гарантированная оплата труда колхозников, исходя из тарифных ставок соот-ветств. категорий работников совхозов, деньгами не реже 1 раза в мес и продуктами. Это давало большой стимул в поднятии сельскохозяйственного производства.

Сентябрьский пленум ЦК КПСС 1965 принял пост. «Об улучшении управления промышленностью, совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства». Для улучшения руководства пром-стью и ускорения науч.-технич. прогресса были образованы общесоюзные и союзно-респ. мин-ва. Централизованное отраслевое управление пром-стью сочеталось с расширением прав союзных республик. ЦК КПСС определил гл. направления совершенствования форм планового руководства экономикой и методов хозяйствования на предприятиях: повышение науч. уровня гос. планирования экономикой; расширение хоз. самостоятельности и инициативы предприятий, укрепление хозрасчёта; усиление экономич. стимулирования производства с помощью таких средств, как цена, прибыль, премии, кредит. Хоз. реформа повышала ответственность и материальную заинтересованность производственных коллективов в результатах их деятельности.

Осн. задания семилетки (1959-65) были успешно выполнены. Капитальные вложения в нар. х-во составили 281 млрд. руб. (на 22,2 млрд. руб. больше, чем было вложено в нар. х-во за 1918-58). Введено в действие 5470 новых крупных пром. предприятий. Вступила в строй Волжская ГЭС мощностью 2,5 млн. квт, начала давать ток Братская ГЭС. В 1965 было произведено 507 млрд. квт*ч электроэнергии, выплавлено 66,2 млн. т чугуна, 91 млн. т стали, добыто 578 млн. т угля, 243 млн. т нефти (включая газовый конденсат). В промышленности произошли качеств, изменения; повысился её технич. уровень, освоены новые отрасли произ-ва; увеличилась доля электроэнергетики, машиностроения, металлообработки и хим. пром-сти. Возросли масштабы произ-ва. Повысился уровень образования населения и проф.-технич. квалификации кадров. В 1959 введено всеобщее обязательное 8-летнее обучение. Возросло материальное благосостояние и культурный уровень народа. Упорядочена и повышена оплата труда. Увеличены размеры пенсии многим категориям трудящихся. Установлены пенсии для колхозников. Построено 558 млн. мг общей (полезной) площади жилищ и св. 3,5 млн. домов в колхозах.

Москвичи в день полёта в космос Ю. А. Гагарина. 12 апреля 1961.

Крупнейших успехов достигли наука и техника. В 1959 сов. космическая ракета доставила на Луну вымпелы с изображением Государственного герба СССР, следующая - сфотографировала невидимую сторону Луны. 12 апр. 1961 впервые в истории советский человек Ю. А. Гагарин на корабле «Восток» совершил полёт в космос. Космич. полёты происходили систематически. В 1965 во время полёта корабля «Восход-2» космонавт А. А. Леонов вышел в космич. пространство. В февр. 1966 была произведена мягкая посадка космич. корабля на Луну и сфотографирована её поверхность с ближайшего расстояния, в 1970 на Луну был доставлен управляемый с Земли аппарат «Луноход-1», исследовавший её поверхность.

29 марта - 8 апр. 1966 состоялся Двадцать третий съезд КПСС, к-рый подвёл итоги семилетки и определил дальнейшие направления коммунистич. строительства. Съезд одобрил деятельность ЦК партии и Сов. пр-ва в осуществлении научно обоснованного руководства общественным развитием; утвердил Директивы по 8-му пятилетнему плану развития нар. х-ва СССР (1966-70). В годы 8-й пятилетки предстояло добиться на основе всемерного использования достижений науки и техники индустр. развития всего общественного произ-ва, повышения его эффективности и производительности труда, обеспечить дальнейший значит, рост пром-сти. Намечались высокие устойчивые темпы развития с. х-ва, существенный подъём уровня жизни народа, более полное удовлетворение материальных и культурных потребностей трудящихся, планировалось сближение темпов роста производства средств производства (группа «А») и производства предметов потребления (группа «Б»). Первостепенное значение придавалось ускорению науч.-технич. прогресса, коренному улучшению качества выпускаемой пром. и с.-х. продукции.

23-й съезд КПСС внёс ряд изменений в Устав партии. В Уставе предусмотрено, что ЦК КПСС избирает Политбюро ЦК (вместо Президиума) и Ген. секретаря ЦК КПСС. Ген. секретарём ЦК партии был избран Л. И. Брежнев. В дек. 1965 сессия Верх. Совета СССР 7-го созыва избрала Н. В. Подгорного председателем Президиума Верховного Совета СССР.

Междунар. обстановка 60-х гг. характеризовалась дальнейшим укреплением позиций социализма.

Неизмеримо вырос междунар. авторитет социалистической системы. В янв. 1959 в результате народной революции от системы капитализма отпала Куба, которая стала на социалистический путь развития.

Доля стран социализма в мировом производстве промышленной продукции составила в 1965 примерно 36% (в 1955 ок. 27%).

Коммунистич. партия, Сов. пр-во всемерно содействуют развитию и укреплению содружества социалистич. стран. СССР внёс крупный вклад в их индустриализацию. С помощью Сов. Союза в социалистич. странах сооружается более 1200 пром. предприятий, из них 700 уже введено в эксплуатацию. По гигантскому магистральному нефтепроводу «Дружба» сов. нефть стала поступать в ГДР, Венгрию, Польшу, Чехословакию. Страны СЭВ создали объединённую энергосистему ч Мир», к-рая обслуживает европ. социалистич. страны. Между европ. социалистич. странами значительно расширились двусторонние и многосторонние эк'ономич. связи, науч.-технич. сотрудничество, осуществляются координация нар.-хоз. планов, специализация и кооперирование производства с учётом интересов каждой страны. Возросла роль СЭВ. Окрепла организация Варшавского договора.

Под воздействием мировой системы социализма, мощного нац.-освободит, движения рухнула колониальная система империализма. Большинство колониальных народов добилось гос. независимости; образовалось более 70 новых гос-в. По предложению СССР Ген. Ассамблея ООН 14 дек. 1960 приняла Декларацию о полном и окончат, уничтожении колониализма. С подавляющим большинством развивающихся гос-в Азии и Африки СССР установил широкое экономич. сотрудничество, торговые и культурные связи. С помощью СССР в этих странах было построено и строится около 600 промышленных и др. объектов. Среди них Асуанская плотина на Ниле (АРЕ), Бхилайский металлургический комбинат в Индии и т. д.; более 100 уч., мед. и науч. центров. Наиболее тесное сотрудничество установилось со странами, ставшими на путь некапиталистического развития.

Строительство нефтепровода «Дружба». 1960-е гг.

Сов. пр-во последовательно выступало за разрядку междунар. напряжённости. Вместе с тем СССР давал отпор империа-листич. силам, обостряющим междунар. обстановку. В 1961 агрессивные круги США и ФРГ резко усилили подрывную деятельность против ГДР на терр. Зап. Берлина. В 1964 СССР заключил с ГДР договор о дружбе, взаимной помощи и сотрудничестве. В 1961 США безуспешно пытались организовать вторжение кубинских контрреволюционеров на Кубу. Сов. пр-во внесло важный вклад в прекращение воен. действий между Индией и Пакистаном. США организовали воен. интервенцию в Юж. Вьетнам против нар. движения и в 1964-65 развернули воен. действия на терр. ДРВ. Сов. Союз оказал ДРВ политическую, военную и экономич. помощь. В 1970 США распространили свою агрессию и на Камбоджу. Сов. правительство и правительства др. социалистич. стран, осудив интервенцию США, заявили о поддержке нац.-освободит, сил Юж. Вьетнама, Лаоса и Камбоджи. В 1967 правящие сионистские круги Израиля, поддерживаемые США, начали войну с Египтом, Сирией и Иорданией, захватив значит, территории этих гос-в. На их защиту встали СССР и др. социалистич. страны.

СССР последовательно боролся за сдерживание и полное прекращение развязанной империалистами гонки вооружений. Сов. пр-во разработало конкретную программу прекращения гонки вооружений, сокращения вооруж. сил и полного запрещения ядерного оружия. Крупным успехом внешней политики КПСС и Сов. пр-ва явилось подписание 5 авг. 1963 СССР, Великобританией и США Договора о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космич. пространстве и под водой. К этому Договору присоединилось абсолютное большинство стран. В 1967 был заключён Договор о космосе, исключающий использование космического пространства и небесных тел в военных целях; в 1968 был подписан Договор о нераспространении ядерного оружия.

В 1967 сов. народ и прогрессивное человечество мира торжественно отметили 50-летие Окт. социалистич. революции. Партия и пр-во подвели итоги великих историч. побед сов. народа за 50 лет. В итоге полувековой созидательной деятельности сов. народ построил развитое социалистическое общество. Сов. страна превратилась в высокоразвитое социалистич. гос-во с могучей пром-стью и крупным механизиров. с. х-вом. В 1967 было произведено по сравнению с 1913 продукции промышленности в 73 раза больше, с. х-ва - в 3 раза. По решению ЦК КПСС, Сов. Мин. СССР, ВЦСПС в марте был начат и к нояб. 1967 завершён перевод рабочих и служащих на 5-дневную рабочую неделю с 2 выходными днями.

Увеличился удельный вес страны в мировом пром. произ-ве. СССР, население к-рого составляло только 7% населения земного шара, в 1967 произвёл почти 20% мировой пром. продукции (накануне 2-й мировой войны давал ок. 10% ). Среднегодовой прирост пром. произ-ва за 1929-66 составил в СССР 11,2% (в США 4,3%, Англии и Франции 2,5%). Сов. страна вышла на одно из первых мест в мире по масштабам и темпам жилищного стр-ва. За годы Сов. власти построено 2,1 млрд. мг общей (полезной) площади жилищ. Гор. жилищный фонд увеличился в 7,5 раза (1967). За послевоен. время 4/5 населения страны переселилось в новые дома и улучшило жилищные условия в старых домах.

В результате активной миролюбивой политики Сов. пр-ва значительно улучшились отношения (политические, торговые, культурные) с рядом капиталистических стран-Францией, Италией, Японией и др.

Большое внимание СССР уделял укреплению мира и безопасности в Европе. В июле 1966 на совещании участников Варшавского договора в Бухаресте была принята спец. Декларация об укреплении мира и безопасности в Европе. В ней указывалось на незыблемость существующих границ европ. гос-в, включая границы ГДР, Польши и Чехословакии. Учитывая агрессивность империалистич. стран, СССР укреплял свои Вооруж. Силы - гарантию мира и безопасности народов. Сов. пр-во делает всё возможное, чтобы обеспечить мирные условия для коммунистич. и социалистич. строительства в странах мировой системы социализма.

25-27 нояб. 1969 в Москве состоялся 3-й Всесоюзный съезд колхозников, к-рый обсудил и принял новый Примерный устав колхоза, предоставляющий колхозам широкие права в планировании, организации и оплате труда, внедрении хозрасчёта .

Последовательно проводя политику пролет, интернационализма, КПСС расширяла и укрепляла связи со всеми коммунистич. и рабочими партиями. В 60-е гг. активизировалась борьба рабочего класса капиталистич. стран, продолжало развиваться междунар. коммунистич. и рабочее движение. Непрерывно росли ряды коммунистов (88 коммунистич. партий на всех континентах объединяли ок. 50 млн. борцов). Генеральная линия коммунистического движения была коллективно разработана братскими партиями ещё на совещаниях в Москве в 1957 и 1960. В документах этих совещаний сформулированы важнейшие политические и теоретические положения о характере современной эпохи и задачах коммунистич. и рабочего движения. На основе совместно разработанной линии между социалистич. странами сложились тесные политические, экономические и культурные отношения.

Принципиальная и последовательная политика КПСС в расширении и укреплении связей, братского сотрудничества с коммунистич. и рабочими партиями всех стран, в сплочении мирового коммунистич. движения, активная борьба с левым и правым ревизионизмом, догматизмом и национализмом дали положительные результаты. 5-17 июня 1969 в Москве состоялось Международное совещание коммунистических и рабочих партий (75 делегаций). Совещание приняло важный документ: Задачи борьбы против империализма на современном этапе и единство действий коммунистических и рабочих партий, всех антиимпериалистических сил.
Знаменательным событием в истории советского общества явился юбилейный 1970 год - год празднования 100-летия со дня рождения В. И. Ленина. Подготовка и проведение юбилея вызвали мощный трудовой энтузиазм рабочих, колхозников, интеллигенции, всех тружеников развитого социалистического общества .

30 марта - 9 апр. 1971 состоялся Двадцать четвёртый съезд КПСС. Он подвёл итоги 8-й пятилетки (1966-70), являвшейся периодом динамичного развития экономики, когда значительно увеличился объём пром. произ-ва (в 1970 пром. произ-во превысило уровень 1913 в 92 раза), развивалось с. х-во, взяты новые рубежи науч.-технич. прогресса, на основе чего обеспечивался новый подъём благосостояния и культуры народа. Это были годы успешного развития социалистич. общественных отношений и сов. демократии, дальнейшего расцвета братской дружбы народов СССР, укрепления оборонной мощи Советского гос-ва.

Сов. народ сделал новые успехи в создании материально-технич. базы коммунизма. За 1966-70 вступило в строй 1870 крупных пром. предприятий и объектов. Нац. доход увеличился на 41% и за пятилетку составил 1 триллион 166 млрд. руб. (в 7-й пятилетке - 840 млрд. руб.). Промышленное производство увеличилось на 50% , производительность общественного труда на 37%. За 1970 промышленной продукции было выпущено примерно в 2 раза больше, чем за все довоенные пятилетки (1929-40), взятые вместе (карту см. на вклейке к стр. 176). Среднегодовой объём продукции сельского хозяйства увеличился на 21% (против 12% в предыдущем пятилетии).

Реальные доходы в расчёте на душу населения за 5 лет выросли на 33% (в предыдущем пятилетии на 19% ), ср. заработная плата рабочих и служащих по стране возросла на 26%, оплата труда колхозников на 42%. Розничный товарооборот гос. и кооп. торговли увеличился на 48%. На жилищное строительство было израсходовано ок. 60 млрд. руб., построено более 500 млн. м2 жилья (11 млн. 333 тыс. квартир). Это означает, что в стране как бы заново возведено более 50 крупных городов с миллионным населением каждый.

Съезд утвердил Директивы по 9-й пятилетке 1971-75. «Главная задача пятилетки,- подчёркивалось в Директивах,- состоит в том, чтобы обеспечить значительный подъём материального и культурного уровня жизни народа на основе высоких темпов развития социалистического производства, повышения его эффективности, научно-технического прогресса и ускорения роста производительности труда». (Материалы XXIV съезда КПСС, 1971, с. 239-40.) Съезд указал на необходимость органич. соединения достижений науч.-технич. революции с преимуществами социалистич. системы х-ва. Обращалось внимание на улучшение использования производств, фондов и капиталовложений, трудовых ресурсов, снижение трудовых затрат, повышение качества продукции, усиление режима экономии. Съезд особенно подчеркнул необходимость ускорить отдачу от капитальных вложений, быстрее строить и осваивать мощности, обеспечить максимальный прирост продукции путём реконструкции и технической модернизации действующих предприятий, повышения производительности труда. Указывалось на дальнейшее совершенствование планирования и управления народным хозяйством, повышение его научного уровня.

В области социальной политики съезд поставил перед партией задачу дальнейшего укрепления единства сов. общества, сближения классовых и социальных групп, всех социалистич. наций и народностей страны, неуклонного развития социалистич. демократии, всё более активного привлечения масс к решению общественных и государственных дел, повышения коммунистич. сознательности трудящихся.

Съезд развил и обосновал внешнеполитич. направление деятельности КПСС и Сов. пр-ва применительно к совр. этапу мирового развития. Он выработал программу борьбы за мир и безопасность народов, за предотвращение термоядерной войны (см. Программа мира). Сов. рабочий класс, крестьянство и интеллигенция приступили к осуществлению заданий пятилетки. Это пятилетие было ознаменовано 50-летием образования Союза ССР. Подготовка и проведение юбилея характеризовались новым подъёмом социалистического соревнования сов. тружеников. На спец. юбилейном заседании (21-22 дек. 1972) сов. общественности Л. И. Брежнев в докладе «О пятидесятилетии Союза Советских социалистических республик» всесторонне раскрыл историч. опыт образования и развития Союза ССР; оценил политический, экономический и культурный путь, пройденный первым в мире социалистич. многонац. гос-вом.

В 1972 нац. доход СССР был в 109 раз больше, чем в 1922. Продукция пром-сти за эти 5 десятилетий увеличилась в 320 раз (в т. ч. производство средств производства в 822 раза, предметов потребления в 101 раз). Если в 1922, в год образования Союза ССР, на долю Сов. страны приходился всего 1% мировой пром. продукции, то спустя 50 лет, в 1972, уже 20% всего мирового промышленного произ-ва.

Огромные изменения произошли за это время во всех республиках в результате их успешного политического, нац.-гос., экономического и культурного развития.

За 1922-72 объём промышленной продукции вырос в РСФСР в 306 раз, на Украине в 178, в Белоруссии в 353, Казахстане в 597, Узбекистане в 241, Киргизии в 412, Таджикистане в 520, Туркмении в 137, Грузии в 151, Молдавии в 506 раз. По сравнению с 1940 объём промышленного производства в Латвии вырос в 31 раз, в Литве в 37, в Эстонии в 32 раза. Разительны показатели автономных республик РСФСР: объём промышленной продукции, напр., Башкирии увеличился в 1673 раза (по сравнению с 1919), Татарии в 1207 раз (по сравнению с 1922).

Полувековой юбилей прошёл под знаком социалистич. интернационализма.

С начала 70-х гг. вступили в новый этап развития международные отношения. В мире наметился реальный переход от политики «холодной войны» и нарастания гонки вооружений к смягчению международной напряжённости, уменьшению опасности термоядерной войны. Программа мира, выработанная 24-м съездом КПСС, стала успешно претворяться в жизнь. Это объяснялось гл. обр. теми изменениями, к-рые произошли в расстановке классовых сил на мировой арене в пользу социализма. СССР и др. социалистич. страны располагали мощным экономич. и воен. потенциалом. Пром-сть стран, входящих в СЭВ, давала уже 1/3 мирового произ-ва (против 19% в 1950). Была принята (1971) комплексная программа на 15-20 лет дальнейшего углубления сотрудничества и развития социалистич. экономич. интеграции. Братские страны приступили к совместному планированию развития ряда отраслей произ-ва, охватывающему все стадии воспроизводства - от проектно-изыскательских работ до реализации готовых изделий.

На ряде встреч (1971, 1972, 1973) в Крыму руководящих деятелей стран социалистич. содружества была выработана их единая внешнеполитич. стратегия. Развитие всестороннего сотрудничества с братскими странами явилось важнейшим направлением внешнеполитич. деятельности Сов. гос-ва. Активизация миролюбивой, скоординированной с др. социалистич. странами внеш. политики СССР, появление элементов реализма в политике правительств многих капиталистических стран позволило существенно продвинуть дело укрепления мира и безопасности народов. Важнейшее место заняли вопросы обеспечения европейской безопасности.

КПСС, Сов. пр во выдвинули конструктивное предложение - исходить из окончательного признания территориальных изменений, произошедших в Европе в результате 2-й мировой войны, осуществить коренной поворот к разрядке и миру на этом континенте, созвать общеевропейское совещание и обеспечить его успех.

В сент. 1971 после длительных переговоров, проводившихся по инициативе Сов. пр-ва, было заключено 4-стороннее (СССР, США, Великобритания и Франция) соглашение по Зап. Берлину, к-рое оздоровило обстановку в центре Зап. Европы. Важнейшим событием в междунар. отношениях явилось заключение договоров между СССР и ФРГ (1970), Польшей и ФРГ (1970), ГДР и ФРГ (1972), к-рые зафиксировали незыблемость существующих границ в Европе (границ по Одеру и Нейсе, границы между ГДР и ФРГ) и отказ стран, подписавших договоры, от каких-либо терр. претензий, а также от применения силы при решении международных вопросов. В новый этап вступили сов.-франц. отношения. В окт. 1971 был подписан документ «Принципы сотрудничества между СССР и Францией». Развитие сотрудничества между СССР, Францией и ФРГ во многом сказалось на обстановке в Европе в целом.

Одним из крупных внешнеполитич. событий 1-й пол. 70-х гг. стал позитивный поворот в отношениях между СССР и США. В 1971-75 состоялось несколько встреч на высшем уровне между СССР и США. В 1972 были подписаны документы: ч Основы взаимоотношений между СССР и США», «Договор между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны» и «Временное соглашение между СССР и США о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений», в июне 1973 - бессрочное «Соглашение между СССР и США о предотвращении ядерной войны». Таким образом был достигнут прогресс на особо важном направлении сов.-амер. отношений: в создании гарантий против возникновения ядерного конфликта и войны вообще.

Однако реакц. силы активно выступают против разрядки напряжённости в междунар. отношениях. Под их влиянием конгресс США сохранил дискриминац. ограничения на пути развития советско-американских торг.-экономич. связей. В этих условиях СССР счёл невозможным ввести в действие советско-американское торг, соглашение 1972.

Большая помощь СССР и др. социалистических стран Вьетнаму способствовала победе вьетнамского народа в борьбе против империалистической агрессии. СССР активно участвовал в Парижской мирной конференции по Вьетнаму (1973), сыгравшей важную роль в ликвидации крупного очага войны в Юго-Вост. Азии.

Важным событием в междунар. жизни было Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. Идея созыва совещания принадлежит СССР и др. социалистич. странам. Первый этап совещания был проведён на уровне министров иностр. дел в 1973. Третий и последний этап проходил в Хельсинки 30 июля-1 авг. 1975 на уровне высших политич. и гос. руководителей стран - участниц совещания. Участвовали представители 33 европ. гос-в, а также США и Канады. Сов. делегацию возглавлял Л. И. Брежнев. Главы делегаций подписали Заключительный акт общеевроп. совещания, к-рый имеет огромное междунар. значение. Изложенные в нём принципы отношений между гос-вами призваны создать надёжную основу для исключения из европ. междунар. отношений агрессии и любых видов насилия. Совещание положило начало новому этапу разрядки напряжённости, подтвердило нерушимость сложившихся в Европе границ, создало благоприятные условия для сохранения и упрочения мира на европейском континенте, стало важным шагом на пути утверждения на междунар. арене мирного сосуществования.

24 февр.-5 марта 1976 состоялся 25-й съезд КПСС. Он продемонстрировал гигантский размах и глубину революционно-созидательных свершений сов. народа. Съезд подвёл итоги 9-й пятилетки и утвердил осн. направления развития нар. х-ва СССР на 1976-80. Съезд констатировал, что осн. социально-экономич. задачи 9-й пятилетки решены. Сов. страна сделала новый крупный шаг в создании материально-технич. базы коммунизма, в повышении жизненного уровня народа, в обеспечении своей безопасности.

За 1971-75 во все отрасли пром-сти было вложено св. 500 млрд. руб. Это позволило увеличить основные производств, фонды в 1,5 раза, а общий объём пром. продукции в 1975 по сравнению с 1970 на 43%. Сов. Союз к 1975 вышел на 1-е место в мире по добыче угля (701 млн. т), жел. руды (233 млн. га), нефти (491 млн. т), включая газовый конденсат, произ-ву стали (141 млн. т), цемента (122 млн. т), минеральных удобрений (90 млн. га), а также по произ-ву тракторов, тепловозов, электровозов и т. п. Только в пром-сти вступило в строй ок. 2000 крупных предприятий и большое число объектов, оснащённых современной техникой. Обновлено около 43% основных производственных фондов нар. х-ва.

Значительные успехи достигнуты в повышении эффективности производства. Ускорился научно-технический прогресс. За счёт повышения производительности труда в промышленности было получено 84% прироста продукции, в стр-ве 77%.

СССР за истекшее пятилетие продвинулся вперёд в экономия, соревновании с развитыми капиталистич. странами. Произ-во пром. продукции в Сов. Союзе увеличивалось в среднем на 7,4% в год (в США и странах «Общего рынка» на 1,2%). Показателен более длит, период -1950-75. Среднегодовой прирост в СССР и др. социалистич. странах - членах СЭВ за эти 25 лет составил 9,6%, в развитых же капиталистич. странах 4,6% . Последовательно претворялась в жизнь выработанная партией долговременная комплексная программа развития с. х-ва. Продвинулось вперёд его технич. перевооружение, укрепление экономики колхозов и совхозов. Проводились большие работы по мелиорации земель, углубилась специализация с.-х. произ-ва. За пятилетие в с. х-во вложено св. 131 млрд. руб., с. х-во получило 1,7 млн. тракторов, ок. 450 тыс. зерноуборочных комбайнов, св. 1,1 млн. грузовых автомобилей. За 8-ю и 9-ю пятилетки колхозы и совхозы получили более 3 млн. тракторов, 900 тыс. зерноуборочных комбайнов, 1,8 млн. грузовых и специализиров. автомобилей. Несмотря на крайне тяжёлые климатич. условия (1972 и 1975 небывалая засуха), в истекшем пятилетии среднегодовой объём произ-ва с.-х. продукции увеличился на 13%. На 14 млн. т увеличился среднегодовой сбор зерна, на 26% возрос сбор хлопка-сырца. И хотя в целом произ-во с.-х. продукции было ниже заданий 9-й пятилетки, развитие социалистического сельского хозяйства продвигалось вперёд, что явилось результатом реализации глубоко продуманной агр. политики партии.

Активно развивались внешнеэкономич. связи: объём внеш. торговли с 22 млрд. руб. в 1970 возрос до 51 млрд. в 1975.

В 9-й пятилетке успешно осуществлялась социальная программа, намеченная 24-м съездом КПСС. Достигнут существ, рост уровня жизни народа. Среднемесячная заработная плата рабочих и служащих за пятилетие повысилась на 20% и достигла 146 руб., а включая выплаты и льготы из общественных фондов - 198 руб. Оплата колхозников выросла за пятилетку на 23%. Розничный товарооборот гос. и кооп. торговли вырос на 36%. Продажа населению только легковых автомобилей достигла почти 1 млн. в год, т. е. почти в 8 раз больше, чем в 1970. Интенсивно развивалось жилищное строительство. Было построено свыше 11 млн. квартир и индивидуальных домов, что позволило улучшить жилищные условия 56 млн. сов. граждан. Начал претворяться в жизнь принцип: квартиру - одной семье. Неузнаваемо изменился быт населения. Почти все колхозы и совхозы электрифицированы. 99% дворов колхозников и домов рабочих и служащих совхозов пользуются электроэнергией. Это дало возможность повсеместно иметь телевизоры, радиоприёмники, стиральные машины, холодильники и т. п. Условия быта сел. населения стали во многом приближаться к городским. Все союзные республики добились крупных успехов в развитии своей экономики, в повышении жизненного уровня народов (см. ниже раздел Благосостояние народа).

25-й съезд КПСС конкретизировал я развил принципиальные установки экономич. политики партии в условиях развитого социалистич. общества на предстоящее пятилетие и более длительную перспективу. Развитый социализм имеет общенародное гос-во, выражающее интересы и волю всего сов. народа -новой ист. общности, в основе к-рой - союз рабочего класса, колхозного крестьянства и интеллигенции при ведущей роли рабочего класса, дружба всех наций и народностей страны. Главная тенденция развития социальной структуры зрелого социализма - движение от классовой дифференциации к социальной однородности. В духовной области развитому социализму присущи господство марксистско-ленинской идеологии, высокий уровень развития образования и культуры. Руководящей и направляющей силой общества развитого социализма является Коммунистич. партия.

Стержнем экономич. стратегии партии на новом этапе было дальнейшее наращивание экономич. мощи страны, расширение и коренное обновление производств, фондов, обеспечение устойчивого сбалансированного роста тяжёлой пром-сти. Гл. задача 10-й пятилетки - последовательное осуществление курса КПСС и Сов. пр-ва на подъём материального и культурного уровня жизни народа на основе динамичного и пропорционального развития общественного произ-ва и повышения его эффективности, ускорения научно-технич. прогресса, роста производительности труда, всемерного улучшения качества работы во всех звеньях нар. х-ва. 10-я пятилетка - пятилетка эффективности и качества. Съезд уделил большое внимание вопросам управления экономикой, совершенствованию планирования. В 10-й пятилетке объём капиталовложений в народное хозяйство составит 630 млрд. руб. (возрастёт на 25%). Из этой суммы на развитие сельского хозяйства будет направлено 172 млрд. руб. или более 1/4 общего объёма капиталовложений. Это на 41 млрд. больше, чем в минувшей 9-й пятилетке (см. также в разделе Экономика Общая характеристика).

Программа дальнейшей борьбы за мир и международное сотрудничество, намеченная 25-м съездом КПСС, предусматривает обеспечение мирных условий для коммунистического строительства, развития мировой социалистич. системы, избавления человечества от истребительных войн.

Важнейшее событие политич. истории Сов. гос-ва - новая Конституция СССР 1977 - конституция развитого социалистич. общества.

Сов. гос-во уверенно идёт вперёд по пути строительства коммунистич. общества. А. Л. Монгайт (первобытнообщинный строй), Д. Б. Шелов (рабовладельческий строй), А. М- Сахаров (феодальный строй до нач. 17 в.), М. Я. Волков (феодальный строй 17 в.-сер. 19 в.), К. Н. Тарновский (капиталистический строй), Г. Н. Голиков, М. И. Кузнецов (эпоха социализма).

Основные принципы советской внешней политики

Великая Окт. социалистич. революция 1917 создала гос-во нового типа - сов. социалистич. гос-во - и тем положила начало сов. внеш. политике, принципиально отличающейся от внеш. политики всех эксплуататорских гос-в. В. И. Ленин обосновал принципы сов. внеш. политики. Руководствуясь ими, партия вырабатывает, прежде всего на своих съездах, её направления в зависимости от конкретной междунар. обстановки. Внеш. политика гос-ва трудящихся ставит целью создание благоприятных мирных условий социалистич. и коммунистич. строительства. В. И. Ленин, будучи главой Сов. пр-ва, в исключительно сложной обстановке в мире первым применил осн. положения сов. внеш. политики на практике.

С Окт. революции противоборство двух систем - социалистической и капиталистической - является гл. фактором, определяющим междунар. обстановку. Сов. народ заинтересован в сохранении всеобщего мира, мирная сов. внеш. политика заложена в самой природе социалистич. строя, исключающего всякую агрессию, захват чужих земель и порабощение народов.

Первый законодат. акт Сов. гос-ва, ленинский Декрет о мире [26 окт. (8 нояб.) 1917], провозглашал принципы интернационализма и мирного сосуществования гос-в с различным общественным строем как основу внеш. политики социалистич. гос-ва. Сов. внеш. политика интернациональна, т. к. интересы сов. народа совпадают с интересами трудящихся во всех странах.

Отличительные черты сов. внеш. политики - подлинный демократизм; признание равноправия всех гос-в - больших и малых, всех рас и национальностей, признание права народов на гос. самостоятельность; последовательная борьба за свободу народов, за мир и прогресс; честность и правдивость, решительное отрицание т. н. «тайной дипломатии».

После Окт. революции принцип интернационализма означал взаимную солидарность трудящихся сов. страны и трудящихся др. стран в борьбе за прекращение империалистич. войны и достижение справедливого, демократяч. мира, за сохранение и укрепление завоеваний социалистич. революции. После 2-й мировой войны и образования мировой социалистич. системы принцип социалистич. интернационализма стал основой отношений между странами социалистического содружества, а также с трудящимися капиталистич. стран и народами молодых независимых развивающихся гос-в, борющихся против империализма, против колон, гнёта.

Принцип мирного сосуществования гос-в, утверждая равноправие нового, социалистического гос. и обществ, строя наряду с капиталистическим, выражал стремление Сов. гос-ва развивать свои отношения с капиталистич. странами на основах взаимной выгоды. Он вытекал из ленинской теории социалистической революции (разработанной ещё до 1917) о возможности победы социализма первоначально в нескольких или даже одной стране, что предполагает длительный ист. период, в течение к-рого неизбежно сосуществование двух различных общественно-политич. систем.

Ленин отмечал, что мирное сосуществование означает не только отсутствие войны, но и возможность сотрудничества. Развивая ленинское учение применительно к новым ист. условиям, КПСС включила в 1961 в свою Программу следующее положение: «Мирное сосуществование предполагает: отказ от войны как средства решения спорных вопросов между государствами, разрешение их путем переговоров; равноправие, взаимопонимание и доверие между государствами, учет интересов друг друга; невмешательство во внутренние дела, признание за каждым народом права самостоятельно решать все вопросы своей страны, строгое уважение суверенитета и территориальной целостности всех стран; развитие экономического и культурного сотрудничества на основе полного равенства и взаимной выгоды. Мирное сосуществование служит основой мирного соревнования между социализмом и капитализмом в международном масштабе и является специфической формой классовой борьбы между ними» (1976, с. 59).

Сотрудничество между странами с различными социальными системами не означает мира в области идеологии. Более того, на междунар. арене создаются благоприятные условия для борьбы пролетариата, всех трудящихся против капиталистич. гнёта, для нац.-освободит, движения народов развивающихся стран. Противоречие между социализмом и капитализмом - гл. противоречие совр. эпохи. Между ними велась и ведётся острая идеологич. борьба.

Гл. цель сов. внеш. политики состоит в том, чтобы не только предотвратить мировую войну, но и навсегда исключить войны из жизни общества. Настойчивые усилия СССР, направленные на ликвидацию очагов агрессии, на достижение разрядки напряжённости во всём мире и дальнейшее её углубление, отвечают интересам всего человечества. Ленинский курс сов. внеш. политики проводится совместно с братскими социалистич. странами, между к-рыми сложился и совершенствуется новый тип междунар. отношений.

Советская внешняя политика в период создания в СССР социалистического общества

Советская внешняя политика в период Гражданской войны и империалистической военной интервенции. Дореволюц. Россия имела дипломатич. отношения с 31 гос-вом. Сов. пр-во, созданное в результате победы Великой Окт. социалистич. революции 1917, строго придерживалось сложившихся норм междунар. общения и не чинило препятствий иностр. дипломатич. учреждениям и дипломатам в отправлении ими своих обязанностей. Первым актом победившей революции - Декретом о мире 2-й Всеросс. съезд Советов 26 окт. (8 нояб.) 1917 предложил пр-вам и народам воюющих гос-в начать переговоры о прекращении мировой войны. Руководители стран Антанты и США не ответили на неоднократные предложения Сов. пр-ва. Германия же и её союзники согласились приступить к переговорам (см. Брестский мир 1918), однако исходили из соображений, ничего общего не имеющих с подлинным стремлением к миру. Указывая на необходимость подписать мир, Ленин со свойственной ему прозорливостью подчёркивал, что гл. задача заключается в том, чтобы обеспечить социалистич. революции возможность укрепиться.

В Декрете о мире, в Декларации прав народов России [2(15) нояб. 1917], в обращении «Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока» [20 нояб. (3 дек.) 1917] Сов. власть провозгласила отказ от империалистич. политики, проводившейся царским и Врем. бурж. пр-вами, заявила о желании строить отношения с колониальными и зависимыми народами на началах равноправия и взаимного уважения. 18(31) дек. 1917 Сов. пр-во предприняло ист. значения акции - признало независимость Финляндии, а 29 авг. 1918, содействуя освободит, борьбе народа оккупированной нем. войсками Польши, приняло декрет об отказе от договоров и актов, заключённых пр-вом быв. Росс, империи о разделах Польши.

Сов. пр-во оказало поддержку народам Ирана и Афганистана в их борьбе за нац. освобождение, прогрессивным силам Турции в борьбе против реакц. политики империалистич. держав в отношении Турции. Новые, полностью равноправные и дружеств. отношения с Афганистаном, Ираном и Турцией были закреплены в 1921 соответствующими договорами. 5 нояб. 1921 заключено соглашение с нар. пр-вом Монголии об установлении дружеств. отношений.

Своей поддержкой нац.-освободит, движений Сов. гос-во завоевало признательность народов Востока. «Восточная политика» Сов. гос-ва убеждала народы колониальных и зависимых стран в том, что в лице социалистич. гос-ва у них появился в борьбе против империализма друг и мощная опора.

В первые же месяцы существования Сов. пр-во объявило внеш. торговлю монополией гос-ва.

Демонстрируя открыто враждебность к Сов. гос-ву, пр-ва стран Антанты в нояб. 1917 решили не признавать Сов. пр-во. Более того, 10(23) дек. 1917 Великобритания и Франция заключили соглашение о разделе Сов. России на сферы влияния. Фактически уже тогда началась экономич. блокада, рассчитанная на то, чтобы голодом задушить Сов. республику.

Представители США, Великобритании и Франции, злоупотребляя дипломатич. иммунитетом, вступали в сговоры с контрреволюционерами, помогая им в борьбе против социалистич. революции. В связи с этим 25 апр. 1918 Сов. пр-во вынуждено было направить ноту пр-вам США, Великобритании и Франции с требованием «немедленно отозвать их консулов из Владивостока», т. к. они стремились объединить силы контрреволюции и подготовить интервенцию для отторжения от Сов. России Сибири и Д. Востока. Такую же деятельность дипломаты империалистич. держав развернули на Украине, Кавказе, в Ср. Азии и др. р-нах страны, подстрекая бурж. националистов.

В ответ на захват Бессарабии буржуазно-помещичьей Румынией СНК РСФСР заявил о разрыве с ней дипломатии, отношений. 5-9 марта 1918 был подписан договор о прекращении аннексии, но Румыния не вернула Бессарабию. Центрами ангисов. opr-ций в молодой Сов. республике в 1918 являлись иностр. посольства. Дипломаты большинства гос-в стали организаторами антисов. мятежей. Посольства стран Антанты в знак «протеста» против ратификации Брестского мирного договора переехали из Петрограда в Вологду, откуда руководили тайной войной против Сов. власти. В марте 1918 англ, и франц. войска заняли Мурманск (к ним присоединились войска США). 5 апр. япон. войска высадились во Владивостоке, куда вскоре прибыли англ., а затем и войска США. Началась воен. интервенция. В кон. мая Антанта организовала Чехословацкого корпуса мятеж 1918, в том же 1918 ею были организованы контрреволюц. мятежи в Ярославле и ряде др. городов Поволжья. Герм, войска вслед за оккупацией Украины захватили Крым, проникли на Дон. С помощью местных контрреволюц. националистич. пр-в Германия поставила под контроль Закавказье. Летом 1918 эсеры в провокац. целях убили в Москве герм, посла. Герм, пр-во потребовало допуска нем. воинского контингента в Москву. Сов. пр-во решительно отвергло это беспрецедентное и провокац. требование. В 1918 органы ВЧК раскрыли т.н. заговор послов (см. Локкарта заговор). 6 сент. 1918 англ, министр иностр. дел телеграммой потребовал «немедленного удовлетворения и строгого наказания» лиц, участвовавших в аресте Локкарта. В аналогичном тоне была составлена нота франц. министра иностр. дел. Сов. пр^о ответило, что полностью соблюдает правила междунар. общения, но «...поставлено в необходимость создать для лиц, уличенных в заговорах, такие условия, при которых они лишены были бы возможности продолжать дальше свою преступную с точки зрения международного права деятельность» (Документы внешней политики СССР, т. 1, 1957, с. 469).

После Ноябрьской революции 1918 в Германии Сов. пр-во аннулировало (13 нояб. 1918) грабительский Брестский договор. Трудящиеся Украины, Белоруссии и Прибалтики восстановили Сов. власть.

24 окт. 1918 Сов. пр-во обратилось к президенту США с предложением сообщить условия восстановления мира, 3 нояб. - к пр-вам Великобритании, Франции, Италии, Японии и США (через пр-во нейтральной Швеции) с предложением начать переговоры, чтобы прекратить вооруж. действия. 6-й Всеросс. Чрезвычайный съезд Советов 6 нояб. 1918 предложил США, Великобритании, Франции, Италии и Японии начать переговоры о заключении мира.'Но сов. предложения остались без ответа.

Парижская мирная конференция 1919-20 на 1-м заседании (18 янв. 1919) в строгой тайне обсудила «русский вопрос» - планы воен. интервенции, экономич. блокады и реставрации капитализма. Империалисты решили создать вокруг Сов. России для ограждения Зап. Европы от «большевистской опасности» «санитарный кордон» - малые гос-ва, граничащие с Сов. страной, к-рые являлись бы плацдармом для антисов. походов. Франция пыталась сколотить зависимый от неё единый центр росс, контрреволюции, Великобритания стремилась расчленить Россию на отд. слабые гос-ва, чтобы затем подчинить их себе. 23 янв. 1919 Сов. пр-во получило радиограмму Верх. Совета Антанты о созыве на Принцевых о-вах конференции «всех воюющих группировок в России» и держав Антанты для выработки мер к прекращению Гражд. войны. Условием для начала переговоров ставилось прекращение воен. действий и перемирие. 4 февр. 1919 Сов. пр-во, не собираясь идти ни на какие шаги, ослабляющие республику Советов, ответило согласием. Белогвардейские пр-ва отказались участвовать в конференции и тем её сорвали.

В период 8-14 марта 1919 в Москве находился представитель США для выработки' проекта договора о мире. Но серьёзных намерений считаться с реальной обстановкой у пр-ва США не было. Ленин говорил: «...Мы деловым образом самые тяжелые условия мира подписали и сказали: ,,...Мы вам, как купцам, заплатим за мир ценой тяжкой дани; мы пойдем на тяжелую дань, лишь бы сохранить жизнь рабочих и крестьян" » (Поли. собр. соч., 5 изд., т. 39, с. 403). Но пр-во США бойкотировало сов. представителя в Нью-Йорке. 12 июня 1919 на помещение сов. миссии был совершён провокац. полицейский налёт. Сов. пр-во в ноте 20 июня 1919 выразило протест по поводу произвола амер. властей. 10 авг. 1920 гос. секретарь США опубликовал ноту итал. послу (в ответ на запрос пр-ва Италии о политике США в отношении Сов. России), в к-рой заявил, что США не признавали и не собираются признавать Сов. власть, вели и будут вести в отношении её враждебную политику.

С помощью герм, войск Антанте удалось свергнуть Сов. власть в Литве, Латвии, Эстонии и установить там в 1919 марионеточные бурж. режимы. Однако в армиях интервентов быстро нарастало революц. брожение. Рабочий класс и прогрессивная интеллигенция капиталистич. стран развернули мощное движение протеста против империалистич. интервенции, за солидарность с Сов. Россией.

Действие этого фактора, а также разразившийся в 1920 экономич. кризис вынудили европ. буржуазию к возобновлению торг, отношений с Россией. По инициативе Великобритании 25 нояб. 1919 в Копенгагене начались сов.-англ, переговоры об обмене военнопленными. Англ, пр-во дало указание своей делегации о том, чтобы соглашение было составлено в виде политич. договора о мире. Сам факт такой постановки вопроса был большой победой политики Ленина и ленинской партии. Договор был наполовину выработан, но прибывшие франц. и белы, делегации сорвали его подписание. В ответ Сов. пр-во заявило, что не может согласиться на обмен военнопленными с Францией и Бельгией, если они не дадут офиц. заверения, что всякие враждебные действия против Сов. страны будут ими прекращены. Заверения были даны, и 20 апр. 1920 соглашения были подписаны.

После разгрома в дек. 1919 белогвард. войск под Петроградом создались условия для переговоров с прибалт. странами. 2 февр. 1920 был подписан мирный договор с Эстонией, к-рый означал, что сов. внеш. политика прорвала политич. блокаду. Несмотря на мн. помехи со стороны Антанты, 12 июля 1920 был подписан мирный договор с Литвой, 11 авг. 1920 с Латвией, а 14 окт. 1920 и с Финляндией (27 окт. 1921 сорван белофиннами). Характерно, что 16 янв. 1920 Верх. Совет Антанты разрешил заключение торг, сделок с «русским народом» (кооп. орг-цаями), но не с Сов. пр-вом.

Империалисты ни на один день не прекращали своей враждебной деятельности против молодого Сов. гос-ва. Весной 1920 Польша, подталкиваемая англо-франц. реакц. кругами, совершила восруж. нападение на Сов. страну. После того как Красная Армия нанесла белополякам поражение, Антанта прибегла к прямому дипломатич. и воен. давлению. Переговоры с прибывшей в Лондон сов. торг, миссией Центросоюза были сорваны, а 4 авг. 1920 англ, пр-во предъявило Сов. пр-ву ультиматум, угрожая войной.

По-другому относились к Сов. стране и её народу трудящиеся Великобритании. Они развернули ещё в 1918 массовое движение Руки прочь от России, предупреждая англ, пр-во, что если оно не откажется от воен. авантюры против Сов. гос-ва, будет объявлена всеобщая забастовка. Героич. борьба сов. народа за укрепление молодой республики, междунар. пролет, солидарность вынудили империалистов отказаться от интервенции. В результате в окт. 1920 с Польшей был заключён прелиминарный, а 18 марта 1921 окончательный мирный договор (см. Рижский мирный договор 1921).

В 1920 трудящиеся Азербайджана и Армении восстановили на своей терр. Сов. власть; в февр. 1921 пало меньшевистское пр-во в Грузии; интервенты покинули Кавказ. В 1920 с Д. Востока вынуждены были уйти англ, и амер. войска. Гражданская война завершилась победой советского народа, огромный вклад в к-рую внесла ленинская советская внешняя политика.

С предложениями прекратить войну Сов. пр-во обращалось к странам Антанты многократно, но империалисты считали это признаком слабости Сов. власти. Отвергая миролюбивые акты Сов. пр-ва, они всё больше разоблачали себя как виновников кровопролития и врагов Сов. республики.

Советская внешняя политика в период создания экономического фундамента социализма. Разгромив интервентов и внутр. контрреволюцию, партия Ленина направила усилия на упрочение внутреннего и междунар. положения Республики. 10-й съезд РКП(б) (март 1921) в резолюции «Советская Республика в капиталистическом окружении» поставил задачу установления нормальных торг, отношений с капиталистич. гос-вами. 16 марта 1921 после длительных переговоров было заключено торг, соглашение с Великобританией, к-рое означало фактич. признание Сов. пр-ва. Стороны обязывались воздерживаться от враждебных действий друг против друга.

Последовавшее за этим сов.-герм, соглашение от 6 мая 1921 содержало пункт о том, что «торговое представительство РСФСР признаётся единственным законным представительством в Германии», т. е. торгпредство рассматривалось и как дипломатич. представительство. Этот шаг к признанию Сов. России де-юре был особенно важен, т. к. в Германии находились различные белогвард. «представительства», претендовавшие на роль «русских посольств».

Несколько позже Сов. гос-во подписало торг, соглашения с Норвегией (2 сент. 1921), Австрией (7 дек. 1921), Италией (26 дек. 1921), Чехословакией (5 июня 1922). К лету 1922 11 гос-в Европы имели торговые договоры с Советской Россией. Осенью 1921 Советское пр-во предложило созвать междунар. экономич. конференцию для рассмотрения взаимных претензий и выработки мирного договора между Россией и гос-вами, участвовавшими в войне против неё. С учётом тенденции в развитии событий Каннская конференция 1922 держав Антанты решила созвать в Генуе конференцию «с целью способствовать экономическому возрождению Европы» и пригласила на неё Сов. республику.

Сам факт приглашения Сов. гос-ва на конференцию был крупным успехом сов. внеш. политики. В делегацию вошли представители всех сов. республик. Работой делегации руководил лично В. И. Ленин, возглавлял её нарком иностр. дел Г. В. Чичерин. На Генуэзской конференции 1922 сов. делегация, желая найти почву для установления экономич. связей с капиталистич. гос-вами, соглашалась признать довоен. долги при условии предоставления кредитов, возвращения росс, имущества из-за границы, полного признания Сов. власти (де-юре), подтвердила согласие предоставить концессии при условии строгого соблюдения сов. законов и уважения суверенитета Сов. гос-ва.

Зап. державы отклонили сов. программу и выдвинули требования, равнозначные экономич. и политич. закабалению Сов. страны. Их позиция не позволила достигнуть соглашения и на последующей Гаагской конференции 1922. Однако во время Генуэзской конференции был подписан между Германией и РСФСР Рапалльский договор, создавший основу для равноправных и взаимовыгодных отношений между РСФСР и Германией, что явилось крупным успехом сов. внеш. политики. В том же году договор был распространён на все сов. республики, к-рые герм, пр-во признало де-юре.

На той же конференции в Генуе Сов. пр-во поставило вопрос о всеобщем сокращении вооружений. Ленин и Коммунистич. партия придавали этому вопросу важное значение. Сов. предложение не было принято, но оно знаменовало начало борьбы Сов. гос-ва за разоружение. Сов. пр-во предложило Польше, Финляндии, Латвии, Эстонии, а также Литве рассмотреть вопрос о пропорциональном сокращении вооруж. сил. На Московской конференции 1922 эти бурж. гос-ва отказались сокращать вооруж. силы.

В борьбе за освобождение от япон. интервентов Д. Востока в апр. 1920 была создана Дальневосточная республика (ДВР)- бурж.-демократическая по форме, но находящаяся под руководством большевиков. Попыткам япон. империалистов подчинить ДВР своему контролю была противопоставлена гибкая и активная сов. внеш. политика. Во время Вашингтонской конференции 1921-22, Дайренской конференции 1921-22, Чанчунъской конференции 1922 империалисты получили твёрдый отпор. В октябре 1922 японские оккупанты вынуждены были покинуть Приморье, а в 1925 освободить сев. часть о. Сахалин. ДВР воссоединилась с РСФСР. Был осуществлён ленинский план изгнания интервентов с Д. Востока.

Дальнейшее расширение внеш. связей Сов. России было связано с приглашением принять участие в обсуждении вопроса о проливах на Лозаннской конференции 1922-23.

До образования Союза ССР (30 дек. 1922) РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР, а также республики, входившие в ЗСФСР, вели внешние сношения самостоятельно, хотя обычно поддерживали отношения с др. странами через представительства РСФСР. 6 июля 1923 внеш. сношения союзных республик перешли в ведение Союза ССР.

В мае 1923 англ, пр-во попыталось нарушить нормальные отношения СССР с вост. гос-вами. Оно предъявило Керзона ультиматум, требовало отзыва сов. представителей из Ирана и Афганистана. СССР отверг это. Убедившись в том, что Сов. гос-во укрепляется политически и экономически, усиливает своё влияние на междунар. арене, в 1924 признали СССР де-юре и установили с ним дипломатич. отношения Великобритания, Италия, Австрия, Греция, Норвегия, Швеция, Китай, Дания, Мексика и Франция, а в 1925 - Япония. Провал попыток стран Антанты и в целом междунар. империализма вооруж. интервенцией задушить Сов. страну подтверждал объективную необходимость ленинской политики мирного сосуществования гос-в с различным общественным строем. Перед сов. внеш. политикой стояла задача добиваться упрочения мира и налаживания со всеми странами экономич. связей, необходимых для товарообмена, что содействовало бы восстановлению и развитию нар. х-ва в условиях капиталистич. окружения.

В результате усилий ленинской сов. внешней политики, миролюбивой и вместе с тем классовой, закрепляющей завоевания Октября, в 1921-22 были заключены с капиталистич. странами торг, договоры, к-рые пробили брешь в системе политич. и экономич. изоляции, упрочили позиции молодого Сов. гос-ва.

Насущные интересы капиталистич. держав, экономика к-рых была подорвана мировой войной, требовали развития, упорядочения и расширения торговли с Сов. Россией. В 1920 Сов. гос-во имело торг, отношения с 7 странами, в 1921 с 14, в 1922 - с 18, в 1923 - с 28 странами. Внешнеторг. оборот составлял (млн. руб.): 24 в 1920, 181 в 1921, 276 в 1922, 469 в 1924. Успешному претворению в жизнь миролюбивых принципов сов. внеш. политики содействовала активная поддержка междунар. пролетариата.

Дипломатич. признание мн. капиталистич. гос-вами не означало их отказа от враждебной в отношении СССР политики. Англ, империализм стремился создать против СССР единый фронт капиталистич. гос-в. Препятствием же для прямого участия в нём Германии в течение определ. времени были результаты 1-й мировой войны - передел мира в пользу держав Антанты, а не отсутствие у герм, империалистов враждебности к Сов. гос-ву.

В целях смягчения германо-англо-франц. противоречий Великобритания добилась заключения т. н. гарантийных Локарнских договоров 1925, направленных против СССР, способствовавших возрождению герм, империализма. Сов. внеш. политика стремилась ослабить эту антисов. акцию. После длительных переговоров был подписан 24 апр. 1926 сов.-герм. Договор о нейтралитете. 28 сент. 1926 Договор о ненападении и нейтралитете был подписан между СССР и Литвой.

Англ, пр-во организовало ряд провокаций против СССР. С участием англ, офицеров были проведены 6 апр. 1927 налёт на сов. полпредство в Пекине в расчёте спровоцировать СССР на войну с Китаем, 12 мая - налёт на здание АРКОС и сов. торгпредство в Лондоне (обыск продолжался до 16 мая). В ноте от 17 мая 1927 Сов. пр-во отмечало, что провоцируемый разрыв отношений причинит ущерб прежде всего самой Великобритании. Но англ, пр-во порвало с СССР дипломатич. отношения, рассчитывая, что др. гос-ва последуют его примеру. Попыткой обострить ещё больше обстановку и спровоцировать новую сов.-польскую войну явилось убийство 7 июня 1927 сов. полпреда в Польше П. Л. Войкова. Однако пр-во Польши, вынужденное считаться с возмущением народа страны, официально осудило это преступление. Стремление Великобритании втянуть в антисов. блок Германию и Францию также результатов не дало.

Тем временем СССР использовал созданную Лигой Наций подготовительную комиссию для созыва Конференции по разоружению (СССР был приглашён к участию в работе комиссии, хотя и не был членом Лиги Наций). 30 нояб. 1927 сов. делегация огласила декларацию, охватывающую все вопросы, связанные с проблемой разоружения, а 15 февр. 1928 внесла текст проекта конвенции о немедленном, полном и всеобщем разоружении. И на этот раз сов. предложение не было принято. В марте 1928 СССР предложил проект частичного разоружения, но и он был отвергнут.

В 1928 пр-во США попыталось создать дипломатич. изоляцию СССР, не пригласив его к подготовке т. н. Келлога- Бриана пакта 1928. Однако сов. внеш. политика сорвала планы амер. реакции, империалисты были вынуждены пригласить СССР присоединиться к этому документу. Зная, что империалисты далеко не всегда соблюдают междунар. договоры и соглашения, к-рые они подписывают, СССР тем не менее выступил инициатором подписания Московского протокола 1929 о немедленном введении в действие пакта, продемонстрировав и в данном случае свою приверженность идеям мира.

Важным успехом сов. внеш. политики явилось заключение в 1925-27 договоров о ненападении и нейтралитете с Турцией, Ираном и Афганистаном. Свидетельством растущего влияния СССР на Востоке явилось заключение 1 нояб. 1928 Договора о дружбе и торговле с Йеменом. Англ, пр-во, убедившись в больших успехах сов. внеш. политики, подписало 3 окт. 1929 Протокол о возобновлении дипломатич. отношений с СССР. В то же время агрессивные силы империалистов продолжали свои происки против СССР. Они решили проверить боеспособность Красной Армии. Поощряемые ими кит. милитаристы захватили в 1929 КВЖД, стали совершать вооруж. налёты на терр. СССР. Получив сокрушительный отпор Красной Армии, они согласились на переговоры, к-рые закончились восстановлением на КВЖД прежнего положения (см. Советско-китайский конфликт 1929).

Усилия сов. внеш. политики были направлены на увеличение междунар. торг. связей, важных для проведения индустриализации страны и механизации коллективного с. х-ва. Импорт СССР в 1929-32 вырос на 26%. Необходимость оплачивать возросший импорт наличными вынуждала СССР всемерно форсировать экспорт.

В условиях экономич. кризиса 1929- 1933, охватившего капиталистич. мир, империалистич. пропаганда обвиняла СССР в том, что он якобы выбрасывает на междунар. рынок товары по ценам ниже их себестоимости, чтобы дезорганизовать х-во капиталистич. стран, пыталась свалить на СССР ответственность за безработицу, подорвать его авторитет в глазах трудящихся. В 1930 США, Франция и др. страны ввели дискриминац. меры против сов. экспорта. Бойкот сов. товаров применили пр-ва ряда стран. СССР решительно разоблачал клевету о «советском демпинге», обнажал перед трудящимися враждебность империалистич. кругов в отношении сов. народа.

Для рассмотрения вопросов, связанных с проектом создания т. н. Пан-Европы, была образована Европ. комиссия, к-рая 21 янв. 1931 пригласила СССР участвовать в её работе. Сов. пр-во ответило согласием и 18 мая 1931 внесло проект Протокола об экономич. ненападении. Руководствуясь принципами ленинской внеш. политики, СССР предложил официально подтвердить принципы мирного сосуществования и сотрудничества гос-в с различными социальными системами и отказ от дискриминац. мер в экономич. отношениях. Специально созданный Комитет в нояб. 1931 одобрил идею пакта об экономич. ненападении, но правящие круги капиталистич. стран не допустили претворения пакта в жизнь. На экономич. войну СССР вынужден был ответить эффективными контрмерами. 20 окт. 1930 СНК СССР постановил прекратить или максимально сократить заказы и закупки в странах, устанавливающих ограничит, режим для торговли с СССР,