загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна,окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ПРОМЫШЛЕННОМ, ЖИЛОМ И НЕ ТОЛЬКО...:
ПОНЯТИЯ:

МОНТАЖ (франц. montage - подъём установка, сборка, от monter - поднимать), сборка и установка сооружений конструкций, технологического оборудования агрегатов, машин (см. Сборка машин, аппаратов, приборов и др. устройств и готовых частей и элементов.
МОНТАЖ в строительстве - основной производственный процесс, выполняемый при возведении зданий и сооружений или и реконструкции, в результате которого устанавливают в проектное положение строительные конструкции, инженерное технологическое оборудование и др. МОНТАЖ технологического оборудования включает также присоединение его к источникам энергоснабжения системам очистки и удаления отходов оснащение приборами, средствами автоматизации и контроля
.


СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ в СССР, организационно обособленные производственно-хозяйственные единицы, основным видом деятельности которых является строительство новых, реконструкция, капитальный ремонт и расширение действующих объектов (предприятий, их отдельных очередей, пусковых комплексов, зданий, сооружений), а также монтаж оборудовани я. К государственным СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ относятся строительные и монтажные тресты (тресты-площадки, тресты гор. типа, территориальные, союзные специализированные тресты); домостроительные, заводостроительные и сельские строительные комбинаты; строительные, (монтажные) управления и приравненные к ним организации (напр., передвижные механизированные колонны, строительно-монтажные поезда и др.).
ПРОЕКТИРОВАНИЕ (от лат. projectus, буквально - брошенный вперёд), процесс создания проекта - прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния. Различают этапы и стадии ПРОЕКТИРОВАНИЯ, характеризующиеся определённой спецификой. Предметная область ПРОЕКТИРОВАНИЯ постоянно расширяется. Наряду с традиционными видами ПРОЕКТИРОВАНИЯ (архитектурно-строительным, машиностроительным, технологическим и др.) начали складываться самостоятельные направления ПРОЕКТИРОВАНИЯ человеко-машинных систем (решающих, познающих, эвристических, прогнозирующих, планирующих, управляющих и т. п.) (см. Система "человек и машина"), трудовых процессов, организаций, экологическое, социальное, инженерно-психологич., генетическое ПРОЕКТИРОВАНИЕ и др. Наряду с дифференциацией ПРОЕКТИРОВАНИЯ идёт процесс его интеграции на основе выявления общих закономерностей и методов проектной деятельности.
ПРОМСТРОЙПРОЕКТ, проектный институт в ведении Госстроя СССР. Находится в Москве. Организован в 1933. В составе института архитектурно-строительные и конструкторские отделы; ПРОМСТРОЙПРОЕКТ возглавляет объединение "Союзхимстройниипроект" с проектными институтами в Киеве, Ростове-на-Дону, Тольятти, Алма-Ате. Разрабатывает проекты (архитектурно-строительные и сан.-технич. части) производственных зданий и сооружений крупнейших промышленных предприятий автомобильной, машиностроит., металлургич., химич. и др. отраслей пром-сти; схемы генеральных планов пром. узлов и упорядочения существующих пром. районов; мероприятия по повышению уровня индустриализации строительтсва за счёт унификации и типизации зданий, сооружений и конструкций и внедрения эффективных строит. материалов; нормативные документы и методич. указания по проектированию пром. зданий и сооружений. Периодически публикует реферативную информацию "Строительное проектирование промышленных предприятий". Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1958)

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

социализму. В результате победы Окт. революции возникло первое в мире социалистич. гос-во. Под руководством Коммунистич. партии трудящиеся СССР успешно справились с самой главной и с самой сложной задачей социалистич. революции - созидательной. Важнейшим итогом самоотверженного труда сов. народа стало построенное в СССР развитое социалистич. общество - закономерный этап на пути к коммунизму. Это - общество зрелых социалистич. обществ, отношений, в к-ром на основе сближения всех социальных групп, юридич. и фак-тич. равенства всех наций и народностей возникла новая историч. общность людей - советский народ; общество, законом жизни к-poro является забота всех о благополучии каждого и забота каждого о благополучии всех; общество подлинной демократии, политич. система к-рого обеспечивает эффективное управление всеми обществ, делами, активное участие трудящихся в гос. жизни, сочетание реальных прав и свобод человека с высокой гражд. ответственностью. Высшая цель КПСС и Советского гос-ва - построение бесклассового коммунистич. общества; главные задачи государства: создание материально-технич. базы коммунизма, совершенствование социалистич. обществ, отношений и их преобразование в коммунистические, воспитание человека коммунистич. общества, повышение материального и культурного уровня жизни трудящихся, обеспечение безопасности страны, содействие укреплению мира и развитию междунар. сотрудничества.

Основы общественно-политич. и экономич. строя СССР, принципы и порядок формирования органов гос. власти и управления, осн. права, свободы и обязанности граждан закрепляются Конституцией. Первая советская Конституция - Конституция РСФСР 1918- была разработана под непосредственным руководством В. И. Ленина. Она закрепила завоевания Окт. революции и определила классовую сущность Советского государства как государства диктатуры пролетариата. Первая союзная Конституция- Конституция СССР 1924 определила принципы образования единого союзного социалистич. государства.

К сер. 30-х гг. в СССР в результате индустриализации страны, коллективизации с. х-ва, культурной революции было завершено создание основ социализма. Эксплуататорские классы были полностью ликвидированы. Сов. общество сложилось как союз двух дружественных классов - рабочего класса и колх. крестьянства и связанной с ними народной сов. интеллигенции. Конституция СССР 1936 законодательно закрепила победу в СССР социалистических общественных отношений и привела в соответствие с этим систему органов власти и управления. Она значительно расширила объём демократич. прав и свобод сов. граждан, установила гарантии их осуществления, отменила всякие ограничения избирательных прав граждан, заменила многостепенные выборы прямыми, открытое голосование на выборах - тайным.

За 40 лет после принятия Конституции СССР 1936 крупные, принципиальные перемены затронули все стороны общественной жизни. Неузнаваемо изменилась экономика страны: в ней безраздельно господствует социалистич. собственность. Единый, мощный нар.-хоз. организм действует и развивается на основе сочетания достижений научно-технич. революции с преимуществами социалистич. строя. Иным стал и социальный облик общества. Советский рабочий класс, составляющий 2/3 населения страны,-это образованные, технически грамотные, политически зрелые люди, труд к-рых становится всё более близким к труду инж.-технич. работников. Совр. колх. крестьянство - это люди, выросшие и сформировавшиеся в условиях колх. строя, управляющие сложной техникой. Образовательный уровень колхозников, их образ жизни зачастую мало чем отличаются от городских. Подлинно народной, социалистической стала интеллигенция, удельный вес к-рой в жизни сов. общества возрастает по мере роста культуры народа и увеличения значения науки в коммунистич. строительстве. В СССР существует подлинное равенство наций и народностей. Все сов. республики достигли высокого уровня развития в области экономики и культуры, экономика каждой из них - неразрывная часть единого нар.-хоз. комплекса. Всё это обусловливает постоянный рост социальной однородности сов. общества, упрочение союза рабочего класса, колх. крестьянства и нар. интеллигенции, укрепление дружбы народов СССР, развитие новой историч. общности - советского народа.

С построением зрелого социалистич. общества, с переходом на идейно-политич. позиции рабочего класса всех слоев населения Сов. государство, возникшее как диктатура пролетариата, переросло в общенародное государство.

Все процессы, происходящие в жизни Сов. гос-ва, осуществляются под руководством Коммунистич. партии Сов. Союза, к-рая является направляющей, организующей и мобилизующей силой сов. общества с момента его образования. Роль КПСС, масштабы её направляющего воздействия на внутреннюю жизнь СССР и его внешнюю политику возросли в связи с тем, что ещё сложнее и многообразнее стали задачи, к-рые решает партия.

Существенно изменилось междунар. положение СССР, весь социально-по-литич. облик совр. мира, расстановка сил на мировой арене. Покончено с капи-талистич. окружением СССР. Социализм превратился в мировую систему, сложилось могучее социалистич. содружество. Распалась колониальная система империализма: на месте бывших колоний образовались молодые независимые государства, выступающие против империализма. Неизмеримо выросли междунар. авторитет и влияние Сов. Союза.

Глубокие изменения, происшедшие в сов. обществе, в жизни Сов. государства после принятия Конституции СССР 1936, явились основными причинами и предпосылками для подготовки новой Конституции СССР.

В её проекте, подготовленном Конституционной комиссией во главе с Л. И. Брежневым, сохранены и развиты намеченные В. И. Лениным характерные черты Конституции социалистического типа.

Конституция не только юридич. акт, но и важнейший политический документ, к-рый утверждает завоевания революции, провозглашает основные задачи и цели социалистич. и коммунистич. строительства.

В Конституции СССР обобщён опыт конституц. развития СССР и др. социалистич. государств. В ней сохранены многие принципиальные положения Конституции 1936, выдержавшие проверку временем; эти положения продолжают соответствовать сущности социалистич. строя, характеру его развития- на совр. этапе. В то же время новая Конституция СССР обогащает конституц. опыт сов. истории новым содержанием, отвечающим требованиям совр. эпохи; она обобщает то, что сделано в СССР в области обновления и совершенствования сов. законодательства.

Главное направление того нового, что содержится в Конституции СССР,- это расширение и углубление социалистич. демократии.

Ниже излагаются положения проекта Конституции СССР, одобренного Президиумом Верховного Совета СССР для вынесения на всенародное обсуждение (проект опубликован 4 июня 1977).

Политическая система СССР. Вся власть в СССР принадлежит народу. Народ осуществляет гос. власть через Советы народных депутатов, составляющих политич. основу СССР. Все др. гос. органы подконтрольны и подотчётны Советам. Основной принцип организации и деятельности Сов. государства- демократич. централизм: выборность всех органов гос. власти снизу доверху, подотчётность их народу, обязательность решений вышестоящих органов для нижестоящих. Сов. государство, все его органы действуют на основе социалистич. законности, обеспечивают охрану правопорядка, интересов общества и граждан. Наиболее важные вопросы гос. жизни выносятся на всенародное обсуждение, а также ставятся на всенародное голосование (референдум).

Руководящей и направляющей силой сов. общества, ядром его политич. системы, всех гос. и общественных орг-ций является Коммунистич. партия Сов. Союза. КПСС существует для народа и служит народу. КПСС, основываясь на марксистско-ленинском учении, определяет генеральную перспективу развития общества, линию внутренней и внешней политики СССР, руководит созидательной деятельностью советского народа, придаёт планомерный, научно обоснованный характер его борьбе за победу коммунизма.

В управлении гос. и общественными делами, в решении политич., хоз. и социально-культурных вопросов участвуют профессиональные союзы, ВЛКСМ, кооперативные и другие массовые общественные орг-ции в соответствии со своими уставными задачами.

Основным направлением развития политич. системы сов. общества является дальнейшее развёртывание социалистич. демократии: всё более широкое участие трудящихся в управлении делами общества и государства, совершенствование гос. аппарата, повышение активности общественных орг-ций, усиление нар. контроля, укрепление правовой основы гос. и общественной жизни, расширение гласности, постоянный учёт общественного мнения.

Основу экономической системы С С СР составляет социалистич. собственность на средства производства, к-рая включает: государственную (всенародную) собственность; собственность колхозов и др. кооп. орг-ций (колхозно-кооперативную); собственность профсоюзных и иных общественных орг-ций. Основная форма социалистич. собственности -гос. собственность - общее достояние всего народа. В исключительной собственности гос-ва находятся земля, её недра, воды, леса. Государству принадлежат основные средства производства; пром., строит., с.-х. предприятия, средства транспорта и связи, банки, торговые и социально-бытовые предприятия, основной городской жилищный фонд.

Собственностью колхозов и др. кооп. орг-ций и их объединений являются средства производства и иное имущество, служащее осуществлению их уставных задач. Земля, занимаемая колхозами, закрепляется за ними в бесплатное и бессрочное пользование.

Собственность профсоюзов и других общественных орг-ций составляет имущество, необходимое для осуществления задач, предусмотренных уставами этих организаций.

Государство охраняет социалистич. собственность и создаёт условия для её приумножения; содействует развитию колхозно-кооперативной собственности и сближению её с государственной.

В личной собственности граждан СССР могут находиться трудовые доходы и сбережения, жилой дом и подсобное домашнее хозяйство, предметы обихода, личного потребления и удобства. Право личной собственности и право её наследования охраняются законом. В пользовании граждан могут находиться участки земли, предоставленные государством и колхозами для ведения подсобного хозяйства (в т. ч. содержания скота и птицы), садоводства и огородничества, а также для индивидуального жилищного стр-ва.

Конституц. нормой закрепляется принятие необходимых мер для охраны и научно обоснованного, рационального использования земли и её недр, растительного и животного мира, сохранения в чистоте воздуха и воды, обеспечения воспроизводства природных богатств и улучшения окружающей человека среды в интересах настоящего и будущих поколений.

Конституция рассматривает свободный труд сов. людей в качестве источника роста общественного богатства, благосостояния всего народа и каждого сов. человека. Государство осуществляет контроль за мерой труда и потребления в соответствии с принципом: "От каждого - по способностям, каждому - по труду"; оно определяет размер налога на доходы, устанавливает уровень заработной платы, освобождаемой от налогообложения.

Сочетая материальные и моральные стимулы, государство способствует превращению труда в первую жизненную потребность каждого сов. человека.

Экономика СССР составляет единый нар.-хоз. комплекс, охватывающий все звенья общественного производства, распределения и обмена на территории СССР.

Руководство экономикой осуществляется на основе гос. планов развития нар. х-ва и социально-культурного строительства с учётом отраслевого и терр. принципов, при сочетании централизов. руководства с хоз. самостоятельностью и инициативой предприятий, объединений и иных организаций. Государство обеспечивает рост производительности труда, повышение эффективности производства и качества работы, динамичное и пропорциональное развитие нар. х-ва.

Коллективам трудящихся, общественным орг-циям предоставлено право участвовать в управлении предприятиями и объединениями, в решении вопросов труда и быта, использовании средств, предназначенных для развития производства, на социально-культурные нужды и материальное поощрение.

В СССР в соответствии с законом допускаются индивидуальная трудовая деятельность в сфере кустарно-ремесл. промыслов, с. х-ва, бытового обслуживания населения, а также другие виды трудовой деятельности, основанные исключительно на личном труде граждан и членов их семей.

Социальное развитие и культура. Сов. государство способствует усилению социальной однородности общества, стиранию существенных различий между городом и деревней, умственным и физич. трудом, дальнейшему сближению всех наций и народностей СССР. В соответствии с коммунистич. идеалом - «Свободное развитие каждого есть условие свободного развития всех» государство ставит целью расширение реальных возможностей для развития и применения гражданами своих творческих сил, способностей и дарований, для всестороннего развития личности.

Государство заботится об улучшении условий труда, сокращении, а затем и полном вытеснении тяжёлого ручного труда на основе комплексной механизации и автоматизации производства. В СССР последовательно претворяется в жизнь программа превращения с.-х. труда в разновидность индустриального, расширения в сел. местности сети учреждений нар. образования, культуры, здравоохранения, бытового обслуживания, торговли и коммунального хозяйства. Государство неуклонно осуществляет курс на повышение уровня оплаты труда, реальных доходов трудящихся в соответствии с ростом производительности труда; при широком участии общественных орг-ций и трудовых коллективов обеспечивает справедливое распределение фондов общественного потребления, призванных более полно удовлетворить потребности сов. людей. Государство способствует развитию действующих гос. систем здравоохранения, социального обеспечения, бытового обслуживания, общественного питания и коммунального хозяйства, поощряет деятельность кооперативных и других общественных орг-ций в области обслуживания населения.

В СССР существует единая бесплатная система образования, к-рая служит коммунистич. воспитанию, духовному и физич. развитию молодёжи, подготовке её к труду и общественной деятельности. Государство обеспечивает планомерное развитие науки и подготовку научных кадров, организует внедрение результатов научных исследований в жизнь; заботится об охране и приумножении духовных ценностей общества; всемерно поощряется развитие профессионального иск-ва и нар. художеств, творчества.

В области внешней политики государство последовательно проводит ленинскую политику мира, выступает за упрочение безопасности народов и междунар. сотрудничество.

Отношения СССР с другими государствами строятся на основе соблюдения принципов взаимного отказа от применения силы или угрозы силой, суверенного равенства; нерушимости границ; территориальной целостности государств; мирного урегулирования споров; невмешательства во внутренние дела, уважения прав человека и основных свобод, равноправия и права народов распоряжаться своей судьбой; сотрудничества между государствами; добросовестного выполнения обязательств, вытекающих из общепризнанных принципов и норм междунар. права, заключённых СССР междунар. договоров. Особой заботой СССР является укрепление дружбы и сотрудничества со странами социализма на основе социалистич. интернационализма, участие в экономической интеграции и междунар. социалистич. разделении труда.

Глава «Защита социалистического Отечества» указывает, что государство обеспечивает охрану социалистич. завоеваний, мирного труда сов. народа, суверенитета и терр. целостности СССР; в этих целях созданы Вооружённые Силы и установлена всеобщая воинская обязанность.

Раздел «Государствен личность» содержит широкий перечень прав сов. граждан, охраняемых и гарантируемых государством с тем, чтобы обеспечить свободное гармоничное развитие каждого сов. человека. Устанавливается единое сов. гражданство; каждый гражданин союзной республики является гражданином СССР. Все граждане СССР равны перед законом независимо от происхождения, социального и имуществ. положения, национальной и расовой принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства и др. Женщина в СССР имеет равные права с мужчиной. Во всех областях экономической, политической, социальной и культурной жизни равноправие граждан обеспечивается системой материальных и юридич. гарантий.

СССР предоставляет право убежища иностранцам, преследуемым за защиту интересов трудящихся и дела мира, за участие в революц. и нац.-освободит, движении, за прогрессивную обществен-но-политич., научную и иную творческую деятельность.

Граждане СССР обладают всей полнотой социально-экономич., политич. и личных прав и свобод, провозглашённых и гарантируемых Конституцией СССР и сов. законами. Социалистич. строй обеспечивает расширение прав и свобод, непрерывное улучшение условий жизни граждан по мере выполнения программ социально-экономич. и культурного развития. Использование гражданами своих прав и свобод не должно наносить ущерб интересам общества и государства, а также правам других граждан.

Социально-экономич. права, гарантируемые сов. гражданам, включают:

Право на труд, то есть на получение гарантированной работы с оплатой труда в соответствии с его количеством и качеством, включая право на выбор профессии и рода занятий.

Право на отдых обеспечивается законодательным регулированием продолжительности рабочей недели для рабочих и служащих (продолжительность рабочего времени и отдыха колхозников регулируется уставами колхозов), сокращённым рабочим днём для ряда профессий и производств, сокращённой продолжительностью работы в ночное время; ежегодными оплачиваемыми отпусками, днями еженедельного отдыха, развитием массового спорта, туризма и других условий рационального использования свободного времени.

Право на охрану здоровья обеспечивается бесплатной квалифицированной мед. помощью в системе гос. учреждений здравоохранения и др. мероприятиями; особая забота государства - здоровье подрастающего поколения. Детский труд запрещается.

Право на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, а также полной или частичной утраты трудоспособности и потери кормильца. Это право гарантируется социальным страхованием трудящихся, пенсионным обеспечением по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, обеспечением пособиями по временной нетрудоспособности и др.

Право на жилище обеспечивается развитием и охраной гос. и общественного жилого фонда, справедливым распределением жилья под общественным контролем. Установлена невысокая квартирная плата.

Право на образование. Установлена бесплатность всех видов образования, всеобщее обязательное среднее образование молодёжи; широкая система проф.-технич., среднего специального и высшего образования строится на основе связи обучения с жизнью, с производством; государство предоставляет стипендии и другие льготы учащимся и студентам. Вводится бесплатная выдача школьных учебников; обеспечивается возможность обучения в школе на родном языке и др.

Гражданам СССР предоставляется также право на пользование достижениями культуры, гарантируется свобода научного, технич. и художеств, творчества. Государство оказывает поддержку добровольным обществам и творческим союзам. Законом охраняются права авторов, изобретателей и рационализаторов.

Одно из важнейших политич. прав граждан СССР - право участвовать в управлении гос. и общественными делами. Они избирают и могут быть избраны в Советы народных депутатов, участвуют в обсуждении и выработке законов и решений на всех уровнях, в работе гос. органов, кооп. и др. общественных орг-ций, в контроле за их деятельностью, в управлении производством и делами трудовых коллективов, в собраниях по месту жительства. Гражданам предоставляется право вносить в гос. органы и общественные орг-ций предложения об улучшении их деятельности, критиковать недостатки в работе. Преследование за критику запрещается.

В соответствии с интересами трудящихся и в целях укрепления социалистич. строя гражданам СССР гарантируется свобода слова, печати, собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций. Они имеют право, в соответствии с целями коммунистич. строительства, объединяться в общественные орг-ции, способствующие развитию политич. активности и самодеятельности, удовлетворению их многообразных интересов. За гражданами СССР признаётся свобода совести (право исповедовать любую религию и отправлять религ. культы или не исповедовать никакой религии, вести атеистич. пропаганду). Церковь в СССР отделена от государства, школа - от церкви.

Семья находится под защитой государства, оно оказывает ей помощь путём создания и развития сети детских учреждений, предоставления пособий и льгот многодетным семьям, выплаты пособий по случаю рождения ребёнка и др.

Гражданам СССР гарантируются неприкосновенность личности, жилища, тайна переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений. Они имеют право на судебную защиту от посягательств на жизнь и здоровье, имущество и личную свободу, честь и достоинство, право обращаться с жалобами на действия должностных лиц в гос. органы и общественные орг-ции. Действия должностных лиц, совершённые с нарушением закона, с превышением полномочий, ущемляющие права граждан, могут быть обжалованы в суд.

Осуществление прав и свобод неотделимо от исполнения гражданами своих обязанностей: соблюдать Конституцию СССР, сов. законы, уважать правила социалистич. общежития; добросовестно трудиться в избранной ими области общественно полезной деятельности; беречь и укреплять социалистич. собственность. Защита социалистич. общества - священный долг каждого гражданина СССР. Измена Родине - тягчайшее преступление перед народом. Почётная обязанность граждан СССР - воинская служба в рядах Вооружённых Сил СССР. Граждане СССР обязаны уважать права и законные интересы других лиц, содействовать охране общественного порядка; уважать нац. достоинство других граждан, заботиться о воспитании детей, готовить их к общественно полезному труду, растить достойными членами социалистич. общества; беречь природу и охранять её богатства; заботиться о сохранении историч. памятников и других культурных ценностей.

Интернациональный долг гражданина СССР - содействовать развитию дружбы и сотрудничества с народами других стран, поддержанию и укреплению всеобщего мира.

В разделе Конституции СССР "Национально-государственное устройство СССР" указывается, что Советский Союз - единое союзное многонац. государство, образованное в результате свободного самоопределения наций и добровольного объединения равноправных сов. социалистич. республик. Союз ССР олицетворяет гос. единство сов. народа. В нём объединяются: Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика, Украинская Советская Социалистическая Республика, Белорусская Советская Социалистическая Республика, Узбекская Советская Социалистическая Республика, Казахская Советская Социалистическая Республика, Грузинская Советская Социалистическая Республика, Азербайджанская Советская Социалистическая Республика, Литовская Советская Социалистическая Республика, Молдавская Советская Социалистическая Республика, Латвийская Советская Социалистическая Республика, Киргизская Советская Социалистическая Республика, Таджикская Советская Социалистическая Республика, Армянская Советская Социалистическая Республика, Туркменская Советская Социалистическая Республика, Эстонская Советская Социалистическая Республика. Территория Союза Советских Социалистических Республик едина и включает территории союзных республик. Суверенитет СССР распространяется на всю его территорию. За каждой союзной республикой сохраняется право свободного выхода из СССР.

Ведению Союза ССР в лице его высших органов государственной власти и управления подлежат: принятие в состав СССР новых республик; утверждение образования новых АССР и авт. областей в составе союзных республик; определение гос. границы СССР и утверждение изменений границ между союзными республиками; установление общих начал организации и деятельности республиканских и местных органов гос. власти и управления; обеспечение единства законодательного регулирования на всей территории СССР, установление основ законодательства Союза ССР и союзных республик; проведение единой социально-экономич. политики, руководство экономикой страны; определение основных направлений научно-технич. прогресса; разработка и утверждение планов развития нар. х-ва и социально-культурного строительства СССР, утверждение отчётов об их выполнении; разработка и утверждение единого гос. бюджета СССР, утверждение отчёта об его исполнении; руководство единой денежной и кредитной системой; установление налогов и доходов, поступающих на образование бюджетов - союзного, республиканских и местных; определение политики в области цен и оплаты труда: руководство отраслями нар. х-ва, объединениями и предприятиями общесоюзного подчинения; общее руководство отраслями, объединениями и предприятиями союзно-респ. подчинения; вопросы мира и войны, защита суверенитета, охрана гос. границ и территории СССР, организация обороны, руководство Вооружёнными Силами; обеспечение гос. безопасности; представительство СССР в междунар. отношениях; связи СССР с иностр. гос-вами и междунар. орг-циями; установление общего порядка и координация отношений союзных республик с иностр. гос-вами и международными орг-циями; внешняя торговля на основе гос. монополии: контроль за соблюдением Конституции СССР и обеспечение соответствия Конституций союзных республик Конституции СССР; решение других вопросов общесоюзного значения. Законы Союза ССР имеют одинаковую силу на территории всех союзных республик.

Союзная советская социалистическая республика вне пределов компетенции Союза ССР самостоятельно осуществляет гос. власть на своей территории, имеет свою Конституцию, соответствующую Конституции СССР и учитывающую особенности республики. Союзная республика участвует в решении вопросов общесоюзного значения в Верховном Совете СССР, его Президиуме, в Правительстве СССР и других органах Союза ССР. Союзная республика решает все вопросы своего адм.-терр. устройства, имеет право вступать в отношения с иностранными гос-вами, участвовать в деятельности междунар. орг-ции.

Автономная советская социалистическая республика находится в составе союзной республики, она самостоятельно решает вопросы, отнесённые к её ведению вне пределов прав Союза ССР и союзной республики. Каждая АССР имеет свою Конституцию, соответствующую Конституции СССР и Конституции союзной республики, в составе к-рой она находится. В решении вопросов, относящихся к ведению Союза ССР и союзной республики, АССР участвует через органы гос. власти Союза ССР и союзной республики.

Автономная область состоит в союзной республике. Деятельность её регулируется Законом об автономной области, к-рый принимается Верховным Советом соответствующей союзной республики по представлению Совета народных депутатов данной авт. области.

В состав края или области может входить автономный округ, положение о к-ром утверждается Верховным Советом союзной республики.

В разделе Конституции СССР "Советы народных депутатов и порядок их избрания" указывается, что единую систему органов гос. власти составляют Советы народных депутатов - Верховный Совет СССР, Верховные Советы союзных республик, Верховные Советы авт. республик, краевые, областные Советы народных депутатов, Советы народных депутатов авт. областей и авт. округов, городские, районные, районные в городах, поселковые и сельские Советы. Срок полномочий Верховного Совета СССР и Верховных Советов союзных и авт. республик - 5 лет, местных Советов - 2,5 года. Советы народных депутатов работают в сессионном порядке, они создают свои исполнительные и распорядительные и другие подотчётные им органы, избирают постоянные комиссии, образуют органы народного контроля. Предусматривается регулярная отчётность всех создаваемых Советами органов перед Советами и перед населением, широкое привлечение граждан к участию в работе Советов.

Советская избирательная система строится на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Имеют право избирать и быть избранными все граждане СССР, достигшие 18 лет, за исключением лиц, признанных в установленном законом порядке умалишёнными.

Право выдвижения кандидатов в депутаты принадлежит организациям КПСС, профсоюзов, ВЛКСМ, кооперативным и другим общественным организациям, трудовым коллективам. Гарантируется свободное и всестороннее обсуждение политич., деловых и личных качеств выдвинутых кандидатов, а также право агитации на собраниях, в печати, по телевидению, радио.

Выборы депутатов в Советы проводятся по избирательным округам. Проведение выборов обеспечивают избирательные комиссии, образуемые из представителей обществ, организаций и трудовых коллективов.

Народные депутаты - полномочные представители народа. Участвуя в работе Советов, депутаты решают вопросы гос., хоз. и социально-культурного строительства, организуют проведение решений Советов в жизнь, осуществляют контроль за работой гос. органов, предприятий, учреждений и организаций. В своей деятельности депутаты руководствуются общегос. интересами, учитывают запросы населения избирательного округа, добиваются претворения в жизнь наказов избирателей.

Депутаты осуществляют свои полномочия, не порывая с производственной или служебной деятельностью. Депутат имеет право запроса к соответствующим гос. органам и должностным лицам, к-рые обязаны дать ответ на запрос на сессии Совета. Депутату обеспечиваются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления его прав и обязанностей. Неприкосновенность депутата и другие гарантии депутатской деятельности установлены Законом о статусе депутатов и другим законодательством. Депутат отчитывается перед своими избирателями о своей работе и работе Совета. Не оправдавший доверия избирателей депутат может быть отозван в любое время по решению большинства избирателей в установленном законом порядке.

Высшим органом государственной власти СССР является Верховный Совет СССР, к-рый решает все вопросы, отнесённые Конституцией к ведению Союза ССР. Законы СССР принимаются только Верховным Советом СССР.

Верховный Совет СССР состоит из 2 равноправных палат: Совета Союза и Совета Национальностей (состоят из равного числа депутатов). Совет Союза избирается по избирательным округам с равной численностью населения. Совет Национальностей избирается по норме: 32 депутата от каждой союзной республики, 11 - от каждой авт. республики, 5 - от каждой авт. области и один - от каждого авт. округа. Каждая палата избирает Председателя палаты и четырёх его заместителей.

Сессии Верховного Совета СССР созываются 2 раза в год. Внеочередные сессии созываются Президиумом Верховного Совета СССР по его инициативе или по предложению не менее трети депутатов одной из палат или по требованию одной из союзных республик.

Законодательная инициатива в Верховном Совете СССР принадлежит Совету Союза и Совету Национальностей, Президиуму Верховного Совета СССР, Совету Министров СССР, союзным республикам в лице их высших органов гос. власти, комиссиям Верховного Совета СССР и постоянным комиссиям его палат, депутатам Верховного Совета СССР, Верховному Суду СССР, Генеральному прокурору СССР. Правом законодательной инициативы пользуются также массовые общественные орг-ции в лице их общесоюзных органов.

Верховный Совет СССР избирает на совместном заседании палат постоянно действующий орган - Президиум Верховного Совета СССР, подотчётный ему во всей своей деятельности. Президиум Верховного Совета СССР избирается из числа депутатов в составе Председателя Президиума Верховного Совета СССР, его 1-го заместителя, 15 заместителей Председателя (по одному от каждой союзной республики), Секретаря Президиума и 21 члена.

Президиум Верховного Совета СССР: созывает сессии Верховного Совета СССР; координирует деятельность постоянных комиссий палат; осуществляет контроль за соблюдением Конституции СССР и обеспечивает соответствие Конституций союзных республик Конституции СССР; даёт толкование законов СССР; ратифицирует и денонсирует междунар. договоры СССР; отменяет постановления и распоряжения Совета Министров СССР и Советов Министров союзных республик в случае несоответствия их закону; устанавливает воинские звания, дипломатич. ранги и иные спец. звания; присваивает высшие воинские звания, дипломатич. ранги и иные спец. звания; учреждает ордена и медали СССР и награждает ими; устанавливает и присваивает почётные звания СССР; принимает в гражданство СССР, решает вопросы о выходе из гражданства СССР и лишении гражданства СССР, о предоставлении убежища; издаёт общесоюзные акты об амнистии и осуществляет помилование; назначает и отзывает полномочных представителей СССР в иностр. государствах и при междунар. орг-циях; принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нём дипломатич. представителей иностр. гос-в; образует Совет обороны СССР и утверждает его состав, назначает и сменяет высшее командование Вооружённых Сил СССР; объявляет в интересах защиты СССР военное положение в отдельных местностях или по всей стране; объявляет общую или частичную мобилизацию; в период между сессиями Верховного Совета СССР объявляет состояние войны в случае военного нападения на СССР или в случае необходимости выполнения междунар. договорных обязательств по взаимной обороне от агрессии.

В период между сессиями Верховного Совета СССР Президиум Верховного Совета СССР с последующим представлением на утверждение на очередной сессии вносит в случае необходимости изменения в действующее законодательство СССР, утверждает изменения границ между союзными республиками, по предложению Совета Министров СССР образует и упраздняет министерства СССР и гос. комитеты СССР; по предложению Председателя Совета Министров СССР освобождает от должности и назначает отдельных членов Совета Министров СССР. Президиум Верховного Совета СССР издаёт указы и принимает постановления. Совет Союза и Совет Национальностей избирают из числа депутатов постоянные комиссии для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, отнесённых к ведению Верховного Совета СССР, содействия проведению в жизнь законов СССР и др. Палаты могут создавать совместные комиссии на паритетных началах. Верховный Совет СССР контролирует деятельность всех подотчётных ему гос. органов, образует Комитет народного контроля СССР, возглавляющий систему органов нар. контроля.

Совет Министров СССР - Правительство СССР - высший исполнительный и распорядительный орган гос. власти СССР. Он образуется Верховным Советом СССР на совместном заседании обеих его палат в составе: Председателя Совета Министров СССР, первых его заместителей и заместителей, министров СССР, председателей гос. комитетов СССР. В состав Совета Министров входят по должности председатели Советов Министров союзных республик. Совет Министров СССР ответствен перед Верховным Советом СССР и ему подотчётен.

Совет Министров СССР правомочен решать все вопросы гос. управления, отнесённые к ведению Союза ССР, поскольку они в силу Конституции не входят в компетенцию Верховного Совета СССР и его Президиума. В пределах своих полномочий Совет Министров СССР: обеспечивает руководство нар. х-вом и социально-культурным строительством, проведение единой политики в области науки и техники; разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению роста благосостояния и культуры народа, по укреплению единой денежной и кредитной системы, проведению единой политики цен, организации гос. страхования и единой системы учёта и статистики; организует управление пром., строит., с.-х. предприятиями и объединениями, предприятиями транспорта и связи, банками, а также иными орг-циями и учреждениями общесоюзного подчинения; разрабатывает и вносит в Верховный Совет СССР текущие и перспективные гос. планы развития нар. х-ва и социально-культурного строительства СССР, гос. бюджет СССР; принимает меры по осуществлению гос. плана и бюджета; представляет Верховному Совету СССР отчёты о выполнении плана и исполнении бюджета; осуществляет меры по защите интересов государства, охране социалистич. собственности и общественного порядка, по обеспечению и защите прав граждан; принимает меры по обеспечению гос. безопасности; осуществляет общее руководство строительством Вооружённых Сил СССР, определяет ежегодные контингенты граждан, подлежащих призыву на действительную военную службу; осуществляет общее руководство в области отношений с иностр. гос-вами, внешней торговли, экономического, научно-технического и культурного сотрудничества СССР с зарубежными странами; принимает меры к обеспечению выполнения международных договоров СССР; утверждает и денонсирует межправительственные междунар. договоры.

Для решения вопросов, связанных с обеспечением руководства нар. х-вом и др., в качестве постоянного органа Совета Министров СССР действует Президиум Совета Министров СССР в составе Председателя Совета Министров СССР, его первых заместителей и заместителей.

Совет Министров СССР на основе и в исполнение законов СССР и указов Президиума Верховного Совета СССР издаёт постановления и распоряжения, обязательные к исполнению на всей территории СССР; объединяет и направляет работу общесоюзных и союзно-республиканских министерств СССР, гос. комитетов СССР и других подведомственных ему органов.

Высшие органы гос. власти и управления образуются в союзных и автономных республиках. В союзных республиках высшим органом гос. власти является Верховный Совет союзной республики, к-рый решает все вопросы, отнесённые к ведению союзной республики Конституцией СССР и Конституцией союзной республики. Он избирает Президиум Верховного Совета союзной республики - постоянно действующий орган, подотчётный Верховному Совету союзной республики (состав и полномочия Президиума Верховного Совета союзной республики определяются Конституцией союзной республики), образует Совет Министров - Правительство союзной республики, ответственное перед Верховным Советом союзной республики и ему подотчётное. Совет Министров союзной республики объединяет и направляет работу союзно-республиканских и республиканских министерств и гос. комитетов союзной республики.

Высшим органом гос. власти авт. республики является Верховный Совет авт. республики, к-рый избирает Президиум Верховного Совета авт. республики и образует Совет Министров - Правительство авт. республики.

Местные органы гос. власти в краях, областях, авт. областях, авт. округах, городах, районах, районах в городах, посёлках, сельских населённых пунктах - Советы народных депутатов, к-рые решают все вопросы местного значения, исходя из общегос. интересов и интересов граждан, проживающих на территории Совета, проводят в жизнь решения вышестоящих гос. органов, участвуют в обсуждении вопросов республиканского и общесоюзного значения, вносят по ним свои предложения. Решения местных Советов, принимаемые в пределах прав, предоставленных им по закону, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории Совета предприятиями, учреждениями, организациями, а также должностными лицами и гражданами.

Местные Советы избирают из числа депутатов свои исполнительные и распорядительные органы - исполнительные комитеты.

Раздел Конституции СССР «Правосудие, арбитраж и прокурорский надзор» всесторонне раскрывает глубоко демократическую природу сов. правосудия, к-рое способствует, с одной стороны, дальнейшему укреплению социалистич. законности и правопорядка, а с другой - наиболее полному осуществлению прав и свобод граждан СССР, соблюдению их равенства перед законом и судом.

Правосудие в СССР осуществляется только судом. Действуют: Верховный Суд СССР, Верховные Суды союзных республик, Верховные Суды авт. республик, краевые, областные, городские суды, суды авт. областей, авт. округов, районные (городские) суды, а также военные трибуналы в Вооружённых Силах.

Все суды в СССР образуются на началах выборности судей и народных заседателей. Народные судьи районных (городских) народных судов избираются гражданами района (города) на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 лет; народные заседатели районных (городских) народных судов- на собраниях трудящихся по месту их работы или жительства открытым голосованием сроком на 2,5 года. Вышестоящие суды избираются соответствующими Советами народных депутатов сроком на 5 лет. Судьи военных трибуналов избираются Президиумом Верховного Совета СССР сроком на 5 лет, а народные заседатели - собраниями военнослужащих сроком на 2,5 года.

Верховный Суд СССР - высший судебный орган СССР - избирается Верховным Советом СССР на 5 лет в составе председателя, его заместителей, членов и нар. заседателей; в состав Верховного Суда СССР входят по должности председатели Верховных Судов союзных республик.

Конституция СССР закрепляет основные принципы сов. правосудия: рассмотрение гражд. и уголовных дел во всех судах осуществляется коллегиально, а в суде первой инстанции - с участием нар. заседателей, к-рые пользуются всеми правами судьи; судьи и нар. заседатели независимы и подчиняются только закону; правосудие осуществляется на началах равенства граждан перед законом и судом; разбирательство дел во всех судах открытое (слушание дел в закрытом заседании суда допускается лишь в установленных законом случаях, с соблюдением всех правил судопроизводства); обвиняемому обеспечивается право на защиту; судопроизводство ведётся на языке союзной или авт. республики, авт. области, авт. округа или на языке большинства населения данной местности; участвующим в деле лицам, не владеющим языком, на к-ром ведётся судопроизводство, обеспечивается право полного ознакомления с материалами дела, участие в судебных действиях через переводчика и право выступать в суде на родном языке; никто не может быть признан виновным в совершении преступления и подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в соответствии с уголовным законом.

Разрешение хоз. споров между орг-циями, учреждениями, предприятиями осуществляется органами Гос. арбитража. Руководство деятельностью всех арбитражных органов возлагается на Гос. арбитраж СССР. Главный арбитр Гос. арбитража СССР назначается Верховным Советом СССР сроком на 5 лет.

Высший надзор за точным и единообразным исполнением законов всеми министерствами, гос. комитетами и ведомствами, предприятиями, учреждениями и организациями, исполнительными и распорядительными органами местных Советов народных депутатов, колхозами, кооперативными и иными общественными орг-циями, должностными лицами, а также гражданами возлагается на Ген. прокурора СССР и подчинённых ему прокуроров.

Ген. прокурор СССР назначается Верховным Советом СССР, ответствен перед ним и ему подотчётен. Прокуроры союзных республик, авт. республик, краёв, областей и авт. областей назначаются Ген. прокурором СССР. Прокуроры авт. округов, районные и городские прокуроры назначаются прокурорами союзных республик и утверждаются Ген. прокурором СССР. Срок полномочий Ген. прокурора СССР и всех нижестоящих прокуроров 5 лет.

Органы прокуратуры осуществляют свои полномочия независимо от каких бы то ни было местных органов, подчиняясь только Ген. прокурору СССР.

Конституция СССР содержит описание Гос. герба СССРи Гос. флага СССР; Гос. гимн СССР утверждается Президиумом Верховного Совета СССР.

Конституция СССР обладает высшей юридич. силой. Все законы и иные акты гос. органов создаются на основе и в соответствии с Конституцией СССР.

Конституция СССР действует со времени её принятия. Изменение Конституции СССР производится решением Верховного Совета СССР, принятым большинством не менее двух третей от общего числа депутатов каждой из его палат.

Численность населения СССР в 1976 составила 6,4% общемировой. Население герр. СССР (в совр. границах) менялось след, образом (млн. чел.): 86,3 на 1 янв. 1870; 124,6 на 1 янв. 1897; 159,2 на кон. 1913; 194,1 на 1 янв. 1940; 178,5 на 1 янв. 1950; 208,8 на 15 янв. 1959; 241,7 на 15 янв. 1970; 257,9 на 1 янв. 1977. Несмотря на огромные потери, связанные с двумя мировыми войнами и Гражд. войной, население росло довольно быстро. К 1940 в СССР было на 22% больше жителей, чем в России в 1913. В годы Великой Отечеств, войны 1941-45 прямые потери СССР составили св. 20 млн. чел.; велики были и косвенные потери (снижение рождаемости и увеличение смертности). Довоен. численность населения была восстановлена лишь к 1955. За последующий 21 год население увеличилось на 61,1 млн. чел., или на 31,4%. К 1976 население СССР выросло по сравнению с 1913 на 60,6%. Однако прирост населения как по союзным республикам, так и внутри них (по отдельным р-нам) был неодинаков (см. табл. 1). В РСФСР за последние 36 лет население р-нов Урала увеличилось на 46,2%, Вост. Сибири - на 60,8%, Д. Востока - в 2 раза, в то же время население Волго-Вятского экономич. р-на уменьшилось на 6,5%, Центральночернозёмного - на 14,6% . В УССР население Юж. экономич. р-на выросло на 39,5%, а Юго-Западного - только на 6,7%.

Воспроизводство населения. Для Росс. империи был характерен высокий естеств. прирост населения при высоком уровне рождаемости и смертности. После Окт. революции (до 1941) естеств. прирост ещё больше увеличился, гл. обр. за счёт снижения смертности (см. табл. 2). Более существ, сдвиги в его структуре произошли после Великой Отечеств, войны. К 1950 смертность населения уменьшилась почти в 2 раза по сравнению с 1940 (прежде всего за счёт снижения детской смертности). Для 1950-59 характерны стабильный уровень рождаемости и довольно высокий естеств. прирост (между 16 и 17,4 на 1000 чел.). Демографич. ситуация начала заметно меняться с 1960. За 1960-70 ср. годовая рождаемость снизилась с 24,9 до 17,4 на 1000 чел., смертность неск. повысилась (что отразило резкое возрастание доли лиц старших возрастов), а естеств. прирост уменьшился с 17,8 в 1960 до 8,8 в 1975. В 1975 рождаемость составляла 18,1 на 1000 чел., смертность - 9,3.

Табл. 1. -Численность населения СССР и союзных республик, тыс. чел.





1940


всего


В т. ч. город с к oг о





доля гор. населения. %
СССР


194077


255524


156590


61
РСФСР


110098


134650


92101


68
УССР


41340


49075


29341


60
БССР


9046


9371


4868


52
Узбекская ССР


6551


14079


5484


39
Казахская ССР


6148


14337


7706


54
Грузинская ССР


3612


4954


2507


51
Азербайджан-

ская ССР




3274




5689




2943




52
Литовская ССР


2925


3315


1903


57
Молдавская

ССР




2468




3850




1433




37
Латвийская ССР


1886


2497


1650


66
Киргизская ССР


1528


3368


1312


39
ТаджикскаяССР


1525


3486


1300


37
Армянская ССР


1320


2834


1806


64
Туркменская

ССР




1302




2581




1254




49
Эстонская ССР


1034


1438


982


68

Табл. 2. - Естественное движение населения





На 1000 человек населения


Умерло детей в воз-





число родившихся


число умерших


естеств. прирост


расте до 1 года на 1000 родившихся
1913


45,5


29,1


16,4


268,6
1926


44,0


20,3


23,7


174,0
1939


36,5


17,3


19,2


167,3
1940


31,2


18,0


13,2


181,5
1950


26,7


9,7


17,0


80,7
1960


24,9


7,1


17,8


35,3
1965


18,4


7,3


11,1


27,2
1970


17,4


8,2


9,2


24,7
1974


18,0


8,7


9,3


27,9

Табл. 3.- Рождаемость в союзных республиках, на 1000 чел.






1940


1970


1975
РСФСР


33,0


14,6


15,7
УССР


27,3


15,2


15,1
БССР


26,8


16,2


15,7
Узбекская ССР


33,8


33,6


34,5
Казахская ССР


40,8


23,4


24,1
Грузинская ССР


27,4


19,2


18,2
АзербайджанскаяССР


29,4


29,2


25,1
Литовская ССР


23,0


17,6


15,7
Молдавская ССР


26,6


19,4


20,7
Латвийская ССР


19,3


14,5


14,0
Киргизская ССР


33,0


30,5


30,4
Таджикская ССР


30,6


34,8


37,1
Армянская ССР


41,2


22,1


22,4
Туркменская ССР


36,9


35,2


34,4
Эстонская ССР


16,1


15,8


14,9

По сравнению с дореволюц. временем общая смертность снизилась в 3,3 раза, а детская в 10 раз. Снижение смертности наблюдается во всех возрастных группах. Характерен рост ср. продолжительности жизни населения: 32 года в 1896 -1897; 44 - в 1926-27; 47 - в 1938-39; 70 лет в 1971-72 (64 у мужчин и 74 - у женщин).

Различия в структуре воспроизводства населения наблюдаются по союзным республикам особенно в показателях рождаемости (см. табл. 3). Показатели смертности различаются по республикам значительно слабее: так, в 1975 они были равны 7,2-8,1% в ср.-азиат, республиках, 9,8% в РСФСР, 9,5-12,1% в прибалтийских республиках. Естественный прирост населения в ср.-азиат, республиках колебался в 1975 от 2,2 до 2,9%, а в прибалт. республиках, БССР, УССР, РСФСР - от 0,2 до 0,7%. Быстрый рост доли городского населения, повышение возраста вступления в брак и др. причины вызывают снижение рождаемости. Заметное воздействие оказывают также традиции, быт, семейный уклад отд. народов, социально-психологич. факторы. В частности, республики с высокой рождаемостью отличаются повышенным процентом сел. населения и ранними браками (особенно женщин). Традиции ранних браков характерны для населения ср.-азиат, республик и Азербайджана; в прибалтийских республиках, наоборот, в брак люди вступают позднее.

Продление сроков обучения и распространение высшего образования, подъём культурного уровня приводят к более поздним бракам, особенно среди женщин (см. табл. 4).

Табл. 4.-Число состоящих в браке в возрасте 16-19 лет, на 1000 чел. данного пола и возраста





1939


1959


1970
Мужчины


27


26


21
Женщины


140


112


105

Возрастная и половая структура населения. Изменение возрастной структуры по сравнению с довоен. временем показано в табл. 5.

Табл. 5. -Динамика возрастной структуры населения, %





1939


1959


1970
До 15 лет


37,7


30,4


30,9
16-59 лет


55,5


60,2


57,2
60 лет и старше


6,8


9,4


11,8

Эти изменения - следствие увеличения средней продолжительности жизни и колебаний уровня рождаемости в различные годы. Общий процент детей в возрасте до 15 лет в 1959 и 1970 примерно одинаков, но их возрастной состав претерпел существ, изменения. Так, в результате наблюдавшегося снижения рождаемости процент детей до 4 лет уменьшился с 11,7 в 1959 до 8,5 в 1970. Сокращение рождаемости в 1915-20 и 1942-45 сказалось в том, что в 1970 удельный вес возрастных групп 50-54 года и 25-29 лет был относительно мал. В 1975 в возрасте 16-59 лет (мужчины) и 16-54 года (женщины) было 56,3% всего населения.

На возрастной структуре сказывается непрерывное и довольно быстрое увеличение числа лиц старших возрастов. Число лиц в возрасте 60 лет и старше увеличилось с 13 млн. в 1939 до 33,5 млн. на 1 янв. 1975, т. е. выросло за 36 лет в 2,6 раза. СССР по праву считается страной долголетних; перепись 1970 зарегистрировала 19,3 тыс. лиц в возрасте 100 лет и старше, пли 8 чел. на каждые 100 тыс. жит. (в США - 1,5 чел., в Японии-0,1). Возрастная структура населения заметно разнится и по отдельным республикам и по районам. Наибольшая доля лиц молодого возраста характерна для республик Ср. Азии и Закавказья (см. табл. 6).

Табл. 6.- Возрастная структура населения (по переписи 1970),%





До 14 лет


15-59 лет


60 лет и старше
СССР


29,0


59,2


11,8
РСФСР


26,5


61,6


11,9
УССР


24,9


61,2


13,9
БССР


29,0


57,9


13,1
Узбекская ССР


45,1


46,2


8,7
Казахская ССР


37,5


54,2


8,3
Грузинская ССР


30,6


57,5


11,9
Азербайджанская ССР


44,1


47,9


8,0
Литовская ССР


27,0


58,0


15,0
Молдавская ССР


32,2


53,1


9,7
Латвийская ССР


21,6


61,1


17,3
Киргизская ССР


41,7


49,4


8,9
Таджикская ССР


46,6


45,9


7,5
Армянская ССР


39,2


52,5


8,3
Туркменская ССР


44,9


47,9


7,2
Эстонская ССР


22,1


61,1


16,8

В СССР, как и во всём мире, мальчиков рождается на 5-6% больше, чем девочек. Вследствие относительно более низкой смертности девочек доля мужчин и женщин выравнивается к 27-28 годам. До Окт. революции разница между численностью мужчин и женщин была сравнительно невелика (в 1913 женщин было больше на 1 млн. чел.). 1-я мировая война 1914-18 и в особенности Великая Отечеств, война вызвали огромные потери, прежде всего среди муж. населения. По данным переписи 1926, женщин стало на 5 млн. больше, чем мужчин, а по переписи 1959 - на 20,7 млн. больше. Перепись 1970 зарегистрировала уменьшение разрыва между числом женщин и мужчин (см. табл. 7).

Диспропорция полов сохраняется лишь за счёт старших возрастов: численность мужчин и женщин до 47 лет примерно одинакова, в возрастах же старше 48 лет женщины составляют 2/3 населения (это - результат не только войны, но и значительно большей продолжительности жизни женщин).

Табл. 7.- Соотношение полов, %

Годы


Мужчины


Женщины
1913


49,7


50,3
1940


47,9


52,1
1951


44,0


54,0
1959


45,0


55,0
1961


45,3


54,7
1970


4