загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна,окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ПРОМЫШЛЕННОМ, ЖИЛОМ И НЕ ТОЛЬКО...:
ПОНЯТИЯ:

МОНТАЖ (франц. montage - подъём установка, сборка, от monter - поднимать), сборка и установка сооружений конструкций, технологического оборудования агрегатов, машин (см. Сборка машин, аппаратов, приборов и др. устройств и готовых частей и элементов.
МОНТАЖ в строительстве - основной производственный процесс, выполняемый при возведении зданий и сооружений или и реконструкции, в результате которого устанавливают в проектное положение строительные конструкции, инженерное технологическое оборудование и др. МОНТАЖ технологического оборудования включает также присоединение его к источникам энергоснабжения системам очистки и удаления отходов оснащение приборами, средствами автоматизации и контроля
.


СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ в СССР, организационно обособленные производственно-хозяйственные единицы, основным видом деятельности которых является строительство новых, реконструкция, капитальный ремонт и расширение действующих объектов (предприятий, их отдельных очередей, пусковых комплексов, зданий, сооружений), а также монтаж оборудовани я. К государственным СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ относятся строительные и монтажные тресты (тресты-площадки, тресты гор. типа, территориальные, союзные специализированные тресты); домостроительные, заводостроительные и сельские строительные комбинаты; строительные, (монтажные) управления и приравненные к ним организации (напр., передвижные механизированные колонны, строительно-монтажные поезда и др.).
ПРОЕКТИРОВАНИЕ (от лат. projectus, буквально - брошенный вперёд), процесс создания проекта - прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния. Различают этапы и стадии ПРОЕКТИРОВАНИЯ, характеризующиеся определённой спецификой. Предметная область ПРОЕКТИРОВАНИЯ постоянно расширяется. Наряду с традиционными видами ПРОЕКТИРОВАНИЯ (архитектурно-строительным, машиностроительным, технологическим и др.) начали складываться самостоятельные направления ПРОЕКТИРОВАНИЯ человеко-машинных систем (решающих, познающих, эвристических, прогнозирующих, планирующих, управляющих и т. п.) (см. Система "человек и машина"), трудовых процессов, организаций, экологическое, социальное, инженерно-психологич., генетическое ПРОЕКТИРОВАНИЕ и др. Наряду с дифференциацией ПРОЕКТИРОВАНИЯ идёт процесс его интеграции на основе выявления общих закономерностей и методов проектной деятельности.
ПРОМСТРОЙПРОЕКТ, проектный институт в ведении Госстроя СССР. Находится в Москве. Организован в 1933. В составе института архитектурно-строительные и конструкторские отделы; ПРОМСТРОЙПРОЕКТ возглавляет объединение "Союзхимстройниипроект" с проектными институтами в Киеве, Ростове-на-Дону, Тольятти, Алма-Ате. Разрабатывает проекты (архитектурно-строительные и сан.-технич. части) производственных зданий и сооружений крупнейших промышленных предприятий автомобильной, машиностроит., металлургич., химич. и др. отраслей пром-сти; схемы генеральных планов пром. узлов и упорядочения существующих пром. районов; мероприятия по повышению уровня индустриализации строительтсва за счёт унификации и типизации зданий, сооружений и конструкций и внедрения эффективных строит. материалов; нормативные документы и методич. указания по проектированию пром. зданий и сооружений. Периодически публикует реферативную информацию "Строительное проектирование промышленных предприятий". Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1958)

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

всего используют семена С. приятного - S. gratus, C. щетинистого - S. hispidus (Западная, тропич. Африка) и С. Комбе - S. kombe (Юго-Вост. Африка).

Лит.: Муравьева Д. А. и Гамме h м а н А. Ф., Тропические и субтропические лекарственные растения, M., 1974. В. H. Гладкова.


СТРОФАНТИН, лекарственный препарат из группы сердечно-сосудистых средств. Гликозид из семян строфанта. Применяют в растворах (преим. внутривенно) при сердечной недостаточности.

СТРОФИКА, раздел стиховедения', учение о сочетании стихов. Обычно включает обзор стихотворных размеров, тяготеющих к упорядоченной (строфической) группировке стихов, обзор тенденций, соблюдаемых при сочетании стихов (напр., укорочение и ритмич. облегчение стихов к концу полустрофия и строфы, объём, строение и членение строф, их интонационно-синтаксич. законченность), обзор традиционно употребительных строф (4-стишие, 6-стишие, октава, онегинская строфа и пр.), обзор "твёрдых форм" целых стихотворений (рондо, триолет, сонет и пр.). См. Строфа.

СТРОФОИДА, плоская кривая; см. Линия.


СТРОЦЦИ (Strozzi) [прозвище - К а пп у ч ч и н о (Cappuccino), а также Прете Дженовезе (Prete Genovese)] Бернардо (1581, Генуя,-2.8.1644, Венеция), итальянский живописец. Учился в Генуе у П. Сорри (1595-97). Под воздействием П. П. Рубенса приобщился к живописи барокко; изучал также произв. M. Караваджо. С 1597 капуцин; в 1631 бежал из монастыря в Венецию, где испытал влияние П. Веронезе, Д. Фетти, И. Лисса. Лучшие произв. С. ("Кухарка", Галерея Палаццо Россо, Генуя) отличаются широкой, сочной манерой письма, тонким колоритом, жизненной правдивостью образного строя.

Илл. см. на вклейке.

Лит.: Виппер Б. Р., Проблема реализма в итальянской живописи XVII - XVIII веков, M., 1966, с. 76-81; Mortar i L., Bernardo Strozzi, Roma, 1966.

СТРОЧКИ (Gyromitra), род шляпочных ядовитых грибов из класса сумчатых (см. Сморчковые грибы). В пищу годны только после кипячения в воде и удаления отвара, иначе могут вызывать тяжёлые отравления.


 
3107.htm
СТРОЧНОЕ ПЕНИЕ, вид древнерусского церковного многоголосия. Участники хора не делились на партии по регистровому или тембровому признакам. В С. п. применялось 2-3, реже 4 голоса. Все голоса имели мелодич. значение, функциональная гармония отсутствовала. Осн. мелодия занимала в партитуре среднее место; этот голос называли путём, крайние голоса - верхом и низом (исполнители соответственно наз. путниками, вершниками и нижниками). В 4-голосных произв. имелась ещё мелодия, наз. демеством (её исполнители именовались демественниками). В партитуре обычно сочетались принципы "ленточного" многоголосия (высотный и ритмич. контур мелодии сохранялся во всех голосах) и подголосочной полифонии. Согласно документам, С. п. было известно в Москве уже в 20-е гг. 17 в. Сохранившиеся рукописи относятся к сер. 17 в. Позднее С. п. было вытеснено партесным пением.

СТРОЧНОЙ РАЗВЁРТКИ ГЕНЕРАТОР, устройство, предназначенное для осуществления строчной развёртки телевиз. изображения. С. р. г. входят в состав телевизионных передающих камер и телевиз. приёмных устройств (телевизоров). Они обеспечивают синхронное и синфазное линейное отклонение электронных лучей в передающих и приёмных электроннолучевых трубках. При этом, как правило, используется магнитное отклонение луча при помощи т. н. отклоняющих катушек, в к-рых протекает генерируемый С. р. г. ток, изменяющийся по закону, близкому к линейному (пилообразный ток).

Обычно С. р. г. содержит (как и кадровой развёртки генератор): генератор импульсов малой длительности, повторяющихся с частотой строчной развёртки; электрич. цепь, формирующую из них требуемое управляющее напряжение; выходной каскад усиления мощности, как правило, с трансформатором в цепи нагрузки. Помимо тока,, питающего отклоняющие катушки, с трансформатора дополнительно снимаются импульсы высокого напряжения для питания (после их выпрямления) второго анода, ускоряющего и фокусирующих электродов кинескопа, а также импульсы для гашения: обратного хода луча по горизонтали и др. назначения.

Лит. см. при ст. Телевидение.

H. Г. Дерюгин.
СТРОЧНЫЕ БУКВЫ, буквы обычных размеров и начертаний, противопоставленные прописным буквам в совр. письменностях на латинской, кириллической, греч. и арм. графич. основе. Противопоставление С. б. прописным восходит к противопоставлению обычных бука шрифта и инициалов (в латинопишущих странах - в 11 -15 вв.). В русском кириллич. письме система прописных и С. б. введена в нач. 18 в. (см. Гражданский шрифт). В отличие от прописных букв, в основном ориентированных на форму лат. капитального письма и др. античных монументальных шрифтов, С. б. продолжают традицию средневекового минускульного письма курсивного происхождения (а также рукописных шрифтов России и Армении).

В. В. Струве.

В. Я. Струве.

СТРУБЦИНА, струбцинка (нем. Schraubzwinge, от Schraube - винт и Zwinge - тиски), приспособление для закрепления деталей на верстаке, шаблоне и т. п. при слесарной, столярной и др. видах обработки, при склеивании, сборке изделий и т. д. С. представляет собой скобу с проходящим через один из её концов прижимным винтом. Изготовляют С. из металла или твёрдой древесины.

СТРУВЕ Василий Васильевич [21.1(2.2). 1889, Петербург,- 15.9.1965, Ленинград], советский востоковед, основатель сов. школы специалистов по истории Др. Востока, акад. АН СССР (1935). В 1911 окончил Петерб. ун-т, ученик Б. A. Tyраева и П. К. Коковцова. Нек-рое время занимался в Берлине под рук. А. Эрмана. Ок. 50 лет (с 1916) преподавал в Ленингр. ун-те, в 1918-33 заведовал Егип. отделом Эрмитажа, в 1937-40 директор Ин-та этнографии АН СССР, в 1941-50 директор Ин-та востоковедения АН СССР, с 1959 заведовал отделом Др. Востока этого ин-та. Чл. ряда сов. и зарубежных науч. орг-ций (Комитета междунар. ассоциаций египтологов в Копенгагене и др.).

С. принадлежал к той передовой части русской интеллигенции, для к-рой после победы Окт. революции 1917 марксистско-ленинское учение стало фундаментом науч. творчества. Впервые в мировой науке С. поставил проблему социально-зкономич. структуры др.-вост. обществ и определил их как раннерабовладельческие, исходя из данных о шумерском обществе, к-рое было им тщательно изучено. Основные труды по истории и истории культуры Древнего и эллинистического Египта, Шумера, Вавилонии, Ассирии, Угарита, Урарту, Ирана, Палестины, M. Азии, Сев. Причерноморья и Средней Азии. Автор обобщающего труда "История Древнего Востока" (M-, 1941). Тщательное изучение фактов в трудах С. сочетается с широкими обобщениями и тонким пониманием характера разных ист. эпох и их роли в истории отд. народов. С. издал ряд важнейших егип. памятников, хранящихся в музеях СССР: Моск. матсм. папирус, демотич. документы.

С. был редактором ряда науч. перио-дич. изданий и коллективных ист. трудов, одним из главных инициаторов издания Сов. ист. энциклопедии и чл. её Гл. редакции, принимал активное участие в подготовке ряда сов. энциклопедия, изданий. Награждён орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями.

Лит.: Творческий путь акад. В. В. Струве, "Вестник древней истории", 1959, № 1; ОльдероггеД. А., Матвеев В. В., В. В. Струве, "Советская этнография", 1966, № 2; В. В. Струве. Библиография, справка, M., 1959; Список трудов В. В. Струве, в сб.: Древний мир, M., 1962, с. 9 - 22.

M. А. Коростовцев.


СТРУВЕ Василий Яковлевич [4(15).4. 1793, Альтона (Германия),- 11(23).11. 1864, Петербург], русский астроном и геодезист, акад. Петерб. АН (1832; чл.-корр. 1822). В 1810 окончил Дерптский (Тартуский) ун-т. В 1818-39 директор Дерпт-ской астрономич. обсерватории; в 1839- 1862 директор Пулковской обсерватории, создание и оборудование к-рой проходило при его деятельном участии. Благодаря выдающимся результатам, полученным С. по фундаментальной астрометрии, определению координат небесных светил и составлению звёздных каталогов, Пулковская обсерватория приобрела мировую славу. Материалы обширных исследований двойных звёзд, начатых С. в 1813, наиболее полно изложены в трудах "Микрометрические измерения..." (1837) и "Средние положения звёзд" (1852). Ему принадлежат первые надёжные оценки параллаксов 27 звёзд (1822) и точное определение индивидуального параллакса звезды [$\alpha$] Лиры (1837). В Пулковской обсерватории под рук. С. была определена система т. н. астрономич. постоянных, получившая в своё время всемирное признание и пересмотренная лишь через 50 лет. Сам С. произвёл классич. определение постоянной аберрации с помощью построенного по его идее пассажного инструмента. Изучая в 1845-47 закономерности звёздной системы, он ввёл интегральное уравнение звёздной статистики, обнаружил концентрацию звезд в гл. плоскости Млечного Пути, доказал существование космич. поглощения света и разработал способ его учёта при наблюдениях. Результаты многолетних геодезич. работ по определению длины дуги меридиана, проведённых под рук. С., а также К. И. Теннера и других, изложены в труде С. "Дуга меридиана в 25°20' между Дунаем и Ледовитым морем" (т. 1-2, 1856-61). Почётный чл. многих иностранных академий и обществ.

С о ч. в рус пер.: Этюды звёздной астрономии, M., 1953 (лит.).

Лит.: Новокшанова (Соколовская) 3 К., Василий Яковлевич Струве, M., 1964.


СТРУВЕ, Штруве (Starve) Густав фон (11.10.1805, Мюнхен,-21.8.1870, Вена), немецкий демократ, республиканец. Во время Революции 1848-49 в Германии организатор восстаний в Бадене (апр., сент. 1848). После поражения 2-го восстания был арестован. Освобождённый в мае 1849 участниками 3-го восстания, вошёл во врем, революц. пр-во. В 1850 стал одним из руководителей мелкобурж. нем. эмигрантских орг-ций в Лондоне. В 1851 эмигрировал в США, где участвовал в Гражд. войне 1861-65 на стороне Севера. В 1863 вернулся в Европу.


СТРУВЕ Людвиг Оттович [20.10(1.11). 1858, Пулково,-4.11.1920, Симферополь], русский астроном. Сын О. В. Струве. Окончил Дерптский (Тартуский) ун-т (1880). В 1886-94 астроном-наблюдатель Дерптской обсерватории. С 1897 проф. Харьковского ун-та и директор обсерватории при нём (с 1898). С. занимался исследованием двойных звёзд, обрабатывал наблюдения покрытий звёзд Луной с целью определения её радиуса. Соч.: Bestimmung der Constante der Praecession und der eigenen Bewegung des Sonnensystems, St.- Petersbourg, 1887 (Memoire de 1'Acad. imp. des sciences de St.- Petersbourg, 7 ser., t. 35, № 3).


СТРУВЕ (Struve) OTTO (12.8.1897, Харьков,- 6.4.1963, Беркли, Калифорния), американский астроном. Сын Л. О. Струве. В 1919 окончил Харьковский ун-т. В 1920 эмигрировал в США. С 1921 ассистент, с 1932 проф. Чикагского Ун-та. В 1932-47 директор обсерваторий Йеркской и Мак-Дональд, в 1959-62 директор Нац. радиоастрономич. обсерватории США в Грин-Бэнке. Вице-президент (1948-52) и президент (1952-55) Междунар. астрономич. союза. Чл. Лондонского королевского об-ва (1952). Исследования С. посвящены вопросам теоретич. и практич. звёздной спектроскопии. Занимался определением лучевых скоростей звезд и выяснением явления вращения звёзд; провёл исследования спектров пекулярных звёзд, межзвёздного газа и полей ионизованного водорода HII. С. выдвинул гипотезу эволюции звёзд.

С о ч : Stellar evolution, Princeton, 1950; в рус. пер.- Эволюция звёзд. Данные наблюдения и их истолкование, M., 1954, Элементарная астрономия, 2 изд., M.. 1967 (совм. с Б. Линдсом н Э. Пиллансом).


СТРУВЕ Отто Васильевич [25.4(7.5). 1819, Тарту, - 1(14). 4.1905, Карлсруэ], русский астроном, акад. Петерб. АН (1852- 1889). Сын В. Я. Струве. С 1839 помощник директора, а в 1862-89 директор Пулковской обсерватории; в 1895 переехал в Германию. Гл. работы С. относятся к наблюдательной астрономии. Открыл св. 500 двойных звёзд, наблюдал планеты и их спутники, кометы и туманности. В 1841 определил постоянную прецессии.

Лит.: Иванов А. А., О. В. Струве. [Некролог], "Изв. Русского астрономического об-ва", 1905, в. 11, № 5 - 6.

СТРУВЕ Пётр Бернгардович (26.1.1870, Пермь,- 26.2.1944, Париж), русский политический деятель, экономист, философ, главный представитель "легального марксизма". Сын пермского губернатора. Окончил юридич. ф-т Петеров ун-та (1895). В 90-е годы редактировал журналы "легальных марксистов" "Новое слово" и "Начало". В 1896 участвовал в 4-м конгрессе 2-го Интернационала. После 1-го съезда РСДРП в 1898 был привлечён членами ЦК РСДРП к составлению "Манифеста Российской социал-демократической рабочей партии". Впоследствии С. отмежевался от "Манифеста", став противником революционного марксизма, в особенности учения о социалистической революции и диктатуре пролетариата. Против самодержавия выступал с позиций бурж. либерализма, требуя бурж.-демократич. свобод. С 1902 редактировал журн. "Освобождение", с 1903 один из лидеров "Союза освобождения". С 1905 чл. ЦК партии кадетов, возглавлял её правое крыло. Был депутатом 2-й Гос. думы (1907), редактором журн. "Русская мысль". Враждебно встретил Окт. революцию 1917. В годы Гражд. войны 1918-20 чл. "Особого совещания" при ген. А. И. Деникине, чл. пр-ва ген. П. H. Врангеля. После разгрома контрреволюции эмигрировал; в Праге, Париже редактировал издания правокадетского направления.

Философская позиция С. определялась им до 1902 как"критич. позитивизм".

Г. В. Плеханов критиковал С. за неокантианские тенденции и подмену диалектики эволюционизмом. После 1902 произошёл переход С. к религ. мировоззрению. В сб. "Вехи" (1909) выступил со ст. "Интеллигенция и революция", в к-рой противопоставил идее революц. переустройства общества концепцию "воспитания" и "самовоспитания". В работах по экономич. истории России ("Критические заметки к вопросу об экономическом развитии России", 1894) С., полемизируя с народниками, правильно утверждал, что Россия пойдет путём европ. Запада. Однако полагал, что капитализм оказывает благотворное влияние на нар. массы в целом, отрицал растущее разорение крестьянства, отвергал теорию трудовой стоимости, прибавочной стоимости, обнищания пролетариата. Взгляды С. подвергались резкой критике В. И. Лениным, оценившим их как "...отражение марксизма в буржуазной литературе" (Поли, собр. соч., 5 изд., т. 1, с. 347).

Лит.: Ленин В. И., Экономическое содержание народничества и критика его в книге г. Струве, Поли. собр. соч., 5 изд.,т. 1; см. также Справочный том, ч. 2, с. 475; История КПСС, т. 1, M., 1964.

СТРУГ (Strug) Анджей [псевд.; наст, имя и фам. Тадеуш Галецкий (Gaiecki)] (28.11.1871, Люблин,-9.12.1937, Варшава), польский писатель. Учился в с.-х. ин-те в Пулавах, затем на филос. ф-те Ягеллонского ун-та в Кракове. С 1893 участвовал в подпольной деятельности Польской социалистич. партии (ППС); в 1897 выслан в Архангельскую губ., в 1900 вернулся в Польшу. Тема первых произв. С., испытавшего воздействие С. Жеромского (сборники новелл "Люди подполья", 1908, рус. пер. 1924; <Из воспоминаний старика сочувствующего", 1909, рус. пер. 1925; роман "История одной бомбы", 1910, рус. пер. 1924),- революц. борьба, трагичность и жертвенность подвига революционеровинтеллигентов. В 1914-16 был в легионах Ю. Пилсудского. После 1926 сблизился с левым крылом ППС, участвовал в антифаш. движении. Разоблачению послевоен. бурж. действительности поев, романы "Поколение Марка Свиды" (1925, рус. пер. 1926), "Деньги" (1921, рус. пер. 1923), "Карьера кассира Спеванкевича" (1928). Автор трилогии "Жёлтый крест" (1933), в к-рой показана преступность империалистич. войны.

Соч. в рус. пер.: Новеллы и повести. [Вступ. ст. В. Витт], Л., 1971.

Лит.: Ruszczyc M., A. Strug, Warsz., 1962; Wspomnienia о A. Strugu, Warsz., 1965.

В. А. Хорее.


СТРУГ, старинное плоскодонное парусно-гребное речное судно. Конструкция и размеры С. зависели от места постройки. Длина С. составляла 20-45 м при шир. 4-9 м. Использовались в 11-18 вв. гл. обр. для перевозки грузов. Для знатных путешественников на С. устраивали "чердаки" (каюты).


СТРУГ железнодорожный, см. Путевой струг.


СТРУГАЦКИЕ Аркадий Натанович (р. 28.8.1925, Батуми) и Борис Натанович (р. 15.4.1933, Ленинград), братья, русские советские писатели, соавторы. Аркадий С. окончил Воен. ин-т иностр. яз. в Москве (1949). Борис С. окончил механико-матем. ф-т ЛГУ (1955). Печатаются с 1957. Уже первые научно-фантастич. рассказы и повести С. ("Страна багровых туч", 1959, и др.) отмечены вниманием к внутр. миру героев, "реалистичностью" деталей, юмором. Разрабатывая преим. жанр социально-филос. фантастики (цикл новелл "Возвращение", 1962; повести "Попытка к бегству", 1962; "Далёкая Радуга", 1964; "Хищные вещи века", 1965; "Обитаемый остров", 1971), к-рый в творчестве С. нередко приобретает черты сатирич. гротеска ("Второе нашествие марсиан", 1967, и др.), авторы отстаивают гуманистич. идеал прогресса во имя человека, предостерегают против бездуховного "благоденствия", выступают против любых форм порабощения, размышляют о роли личности в обществе, об ответственности перед будущим. Нек-рые произведения С. (повесть "Улитка на склоне", 1966-68) вызвали критику и споры в печати. Произведения С. переведены на иностр. языки.

Соч.: Трудно быть богом. Понедельник начинается в субботу. [Послесл. В. Ревича], M., 1966; Пикник на обочине, "Аврора", 1972. № 7-10; Парень из преисподней, там же, 1974, № 11-12; Полдень, XXII век. Малыш. Повести. [2 изд.], Л., 1975.

Лит.: Ефремов И., Миллиарды граней будущего, "Комсомольская правда", 1966, 28 янв.; Лебедев А., Реалистическая фантастика и фантастическая реальность, "Новый мир", 1968, JMb 11; Ш е к А., О своеобразии научной фантастики А. и Б. Стругацких, "Труды Самаркандского университета", в. 200, 1972. А.Г.Громова.

СТРУГИ-КРАСНЫЕ, посёлок гор. типа, центр Струго-Красненского р-на Псковской обл. РСФСР. Ж.-д. станция на линии Ленинград - Псков, в 87 км к С.-В. от Пскова. Молочный и кирпичный з-ды.

СТРУГОВАЯ BЫEMKA, способ узкозахватной выемки угля, при к-ром разрушение пласта и навалка (погрузка) угля на забойный конвейер осуществляются стругом. Применяется обычно при добыче мягких и средней крепости углей на пологих (до 25 ) пластах, как правило, мощностью 0,5-2,0 м; в отдельных случаях- на крутых пластах мощностью до 1,2 м. Управление кровлей при С. в. производится обрушением или закладкой выработанного пространства (см. Подземная разработка). Для повышения эффективности С. в. применяется предварит, ослабление угольного массива нагнетанием воды в пласт под давлением до 30 Мн/м2 (300 атм) через шпуры или скважины, при этом за счёт смачивания угля уменьшается пылеобразование.

Осн. преимущества С. в.: улучшение сортности добываемых углей и антрацитов, снижение пылеобразования при выемке угля, возможность выемки пластов, опасных по внезапным выбросам угля и газа, относительные простота и надёжность оборудования.

Наибольшее распространение С. в. получила в ФРГ, Нидерландах и Бельгии. В СССР объём С. в. ок. 4% от подземной добычи угля; наблюдается тенденция к его значит, увеличению (1976), особенно для выемки весьма тонких пологих пластов. В. H. Хорин.

СТРУГОВАЯ УСТАНОВКА, комплект оборудования для узкозахватной выемки и доставки угля, состоящий из струга, верх, и ниж. приводов с электродвигателями, скребкового передвижного забойного конвейера, системы гидравлич. или пневматич. домкратов. Струг принудительно перемещается вдоль лавы между забоем и конвейером, разрушая пласт на глубину до 70-100 мм или по всей его мощности или с оставлением верх, пачки угля и последующим её обрушением под действием силы тяжести и горного давления. Струги, осуществляющие отбойку и навалку угля на забойный конвейер, бывают статические (рабочие резцы закреплены в корпусе неподвижно) и динамические (резцы совершают ударные или вибрационные движения). Распространение получили статич. струги. Для комплексной механизации работ в очистном забое при струговой выемке применяются струговые комплексы, в состав к-рых, кроме стругового оборудования, входит механизированная крепь, с помощью гидродомкратов к-рой передвигается весь комплекс. Струговый комплекс - осн. вид оборудования для струговой выемки угольных пластов, выполняющий отбойку, навалку и доставку угля, крепление кровли в рабочем пространстве и передвижение всего оборудования вслед за перемещением забоя лавы. Энерговооружённость С. у. 440-800 квт. Скорость движения струга 0,6-1,8 м,'сек, скребковой цепи конвейера 0,6-1,2 м/сек. Наиболее эффективное и перспективное устройство для струговой выемки - струговый агрегат, в к-ром совмещены в единое целое струг (один или несколько), система его приводов, средства доставки угля вдоль очистного забоя и механизированная крепь. Агрегат создаёт предпосылки для осуществления процесса выемки угля без постоянного присутствия рабочих в очистном забое, на основе систем автоматич. и дистанционного управления оборудованием. См. также ст. Стриго-таранная установка.

Лит.: Оборудование для механизации очистных работ в угольных шахтах, M., 1972; Горные машины и комплексы, M., 1971. В. H. Хорин.


СТРУГО-ТАРАННАЯ УСТАНОВКА, разновидность струговой установки, к-рая разрушает угольный пласт тараном, упруго прижимаемым при движении к пласту и ударно воздействующим на него. Применяется для выемки весьма тонких (обычно мощностью 0,4-0,6 м) крутых пластов угля с достаточно устойчивыми породами почвы и кровли. Симметричный таран, двигаясь сверху вниз и снизу вверх, разрушает уголь" С.-т. у. состоит из привода, концевого блока, замкнутой приводной цепи и собственно тарана. Уголь, отделённый от массива пласта тараном, скатывается под действием силы тяжести на откаточный штрек. Выемка угля С.-т. у. может вестись без возведения крепи (при плавном опускании пород кровли) или с периодич. установкой стоек крепи вручную после подвигания забоя лавы на 1-1,5 м. Для лучшего прижатия тарана к углю, обычно при струго-таранной выемке, забой располагается диагонально, с опережением верхней части лавы. Струго-таранная выемка имеет ограниченную область применения. , В. H. Хорин.

CTРУEВ Александр Иванович [р. 10 (23).2.1906, Алчевск, ныне Коммунарск Ворошиловградекой обл.], советский гос. и парт, деятель, Герой Социалистич. Труда (1976). Чл. КПСС с 1927. Род. в семье рабочего. С 1925 на сов. и парт, работе. В 1944-47 пред. Сталинского (ныне Донецкого) облисполкома. В 1947-53 1-й секретарь Сталинского обкома КП Украины. В 1954-58 1-й секретарь Пермского обкома КПСС. В 1958-62 зам. пред. Сов. Мин. РСФСР. В 1962-65 пред. Гос. к-та Сов. Мин. СССР по торговле. С сснт. 1965 министр торговли СССР. Делегат 19-25-го съездов КПСС; в 1952-56 чл. Центр, ревизионной комиссии КПСС, в 1956-61 и с 1966 чл. ЦК КПСС, в 1961-66 канд. в чл. ЦК КПСС. Деп. Верх. Совета СССР 2-5-го и 7-9-го созывов. Награждён 5 орденами Ленина, 2 др. орденами, а также медалями.


СТРУЙНАЯ ТЕХНИКА, отрасль пневмо- и гидроавтоматики; рабочей средой в приборах С. т. могут служить как воздух или др. газ, так и жидкости. Принципы действия большинства пневматич. (см. Пневмоника) и гидравлич. элементов и устройств С. т. одинаковы. Однако в нек-рых случаях пневмоника эффективно использует специфич. свойства течения газов; напр., принцип пропорционального редуцирования абс. давлений газа, осн. на использовании характеристик надкритич. и докритич. течения газа в дросселях и применённый в аэродинамич. барометре, датчике отношения абс. давлений газа, махметре и др. В гидравлич. устройствах С. т. также применяются специфич. элементы; напр., с помощью сифонных устройств осуществляется управление порционным дозированием жидкостей. Возможно совместное применение пневматич. и гидравлич. элементов С. т., напр, при запоминании непрерывных сигналов, измерении и запоминании экстремальных значений параметров, моделировании физич. процессов.

При построении гидравлич. устройств С. т. учитывают особенности течения жидкости, из-за к-рых могут возникать нежелательные эффекты (напр., кавитация или облитерация, приводящая к прекращению протока жидкости через малые щелевые зазоры); в нек-рых случаях на работе элементов сказывается действие сил поверхностного натяжения жидкости.

Элементы С. т. отличаются высокой эксплуатац. надёжностью. Работы по созданию различных устройств и систем интенсивно ведутся в СССР и за рубежом. Устройства С. т. наряду с общепром. применением используют в спец. отраслях техники, напр, в системах управления на кораблях, при океанологич. исследованиях, в системах управления нефтеналивными агрегатами, поливочными с.-х. становками и т. д.

Лит. см. при ст. Пневмоника.

Л. А. Залманзон


СТРУЙНОЕ ТЕЧЕНИЕ, воздушное течение в верх, тропосфере и в ниж. стратосфере с почти горизонтальной осью, характеризующееся большими скоростями, относительно малыми поперечными размерами и большими вертикальными и горизонтальными градиентами ветра. Такое течение напоминает гигантскую струю среди относительно слабых ветров окружающей атмосферы. Длина С. т.- тысячи км, ширина - сотни км, толщина - неск. км. Макс, скорости ветра наблюдаются на оси С. т. и могут колебаться от 108 км/ч до 250-350 км/ч. С. т. может существенно влиять на путевую скорость совр. самолётов; на полёте сказывается также сильная турбулентность в области С. т.

Тропосферные С. т. вне тропич. широт возникают в связи с фронтальными зонами (полярными фронтами, см. Фронты атмосферные) между воздушными массами тропосферы. Большие горизонтальные градиенты темп-ры в этих зонах приводят к возникновению больших градиентов давления, а с ними и сильных ветров в верх, тропосфере и ниж. стратосфере. Оси С. т. чаще всего располагаются вблизи тропопаузы, на вые. 7-12 км; летом выше, чем зимой. Эти С. т. перемещаются и эволюционируют в своём развитии в связи с циклонич. деятельностью на фронтах. В наиболее высоких широтах С. т. менее интенсивны и располагаются на более низких уровнях в связи с арктич. и антиарктич. фронтами. В субтропич. широтах (25-40 ) наблюдаются более устойчивые субтропич. С. т. с осями на уровнях 12-14 км. Они связаны с т. н. субтропич. фронтами, к-рые обнаруживаются только в высоких слоях тропосферы, являясь результатом сходимости антипассатов и возд. течений умеренных широт.

Осн. направление переноса воздуха во всех тропосферных С. т.- с 3. на В.; их следует поэтому рассматривать как усиление общего переноса воздуха с 3. на В. в верх, тропосфере и ниж. стратосфере. Вблизи экватора в слое 15-20 км часто возникают экваториальные С. т., связанные с внутритропической зоной конвергенции. Преобладающее направление ветра в них - восточное, в соответствии с общим переносом воздуха в этих широтах. Наблюдаются также стратосферные С. т. с осями на высотах между 25- 30 км, зимой - западные в высоких широтах, летом - восточные в низких широтах.

С. т. являются существенными звеньями общей циркуляции атмосферы. Это обстоятельство, равно как и их практич. значение для воздушного транспорта, способствовали их усиленному эмпирическому и теоретическому изучению в 50-60-е гг. 20 в.

Лит.: Погосян X. П., Общая циркуляция атмосферы, Л., 1972; его же, Струйные течения в атмосфере, M., 1960; Воробьев В. И., Высотные фронтальные зоны северного полушария, Л., 1968; его же, Струйные течения в высоких и умеренных широтах, Л., 1960; Пальмен Э., Ньютон Ч., Циркуляционные системы атмосферы, пер с англ , Л., 1973. С. П. Хромов.


СТРУЙНЫЙ АППАРАТ, устройство для нагнетания или отсасывания жидких (газообразных) веществ, основанное на обмене механич. энергией двух потоков веществ в процессе их смешения. Поток с более высоким давлением наз. рабочим (или потоком рабочей среды). С. а. состоит из сопла, приёмной и смесительной камер, диффузора. Поток рабочей среды поступает из сопла в приёмную камеру С. а. с большой скоростью и увлекает за собой среду низкого давления. В камере смешения происходит выравнивание скоростей (давлений) потоков сред Затем поток направляется в диффузор, где происходит преобразование его кинетич. энергии в потенциальную энергию сжатого потока, под действием к-poro осуществляется дальнейшая транспортировка смеси. Кпд С. а. не превышает 30%, однако возможность повышения давления подсасываемого потока при движущихся деталях, простота конструкции, надёжность работы обеспечили применение С. а. во MH. отраслях техники (см. Инжектор, Эжектор). При значит, расходах сжимаемой среды и при больших напорах используются более экономичные, но и более сложные механич. нагнетатели (насосы, компрессоры, вентиляторы и др.).

Лит.: Соколов E. Я., Зингер H. M., Струйные аппараты, 2 изд.. M., 1970. 8. С. Бунин.

СТРУЙНЫЙ КОМПРЕССОР, см. вст. Компрессор.

СТРУЙНЫЙ НАСОС, см. в ст. Насос.

СТРУКОВ Анатолий Иванович [р. 24.3 (6.4).1901, с. Спасское, ныне Тульской обл.], советский патологоанатом, акад. АМН СССР (1966), Герой Социалистич. Труда (1971). Чл. КПСС с 1942. В 1925 окончил мед. ф-т Воронежского ун-та. В 1938-45 зав. кафедрой патологич. анатомии Харьковского мед. ин-та (с 1941 по 1944 в Оренбурге), в 1945-48 - лабораторией лёгочной_патологии Ин-та нормальной и патологич. анатомии (Москва), в 1953-72 - кафедрой патологич. анатомии 1-го Моск. мед. ин-та и одновременно (с 1961) зав. лабораторией Ин-та морфологии человека. Осн. работы по проблемам туберкулёза, патологии лёгких, атеросклероза, гипертонич. болезни и инфаркта миокарда, коллагеновых болезней. За цикл работ по патоморфологии ревматич. заболеваний - Ленинская пр. (1974). Гл. редактор издательства мед. литературы (1948-59), журн."чАрхив патологии" (с 1968). Создал школу патологоанатомов. С.- чл. Германской академии естествоиспытателей "Леопольдина" (1966). Награждён орденом Ленина, 3 др. орденами, а также медалями.

Соч.: Формы лёгочного туберкулёза в морфологическом освещении, M., 1948; Патологическая анатомия и патогенез коллагеновых болезней, M., 1963 (совм. с А. Г. Бегларяном); Хронические неспецифические заболевания лёгких, M., 1970 (совм. с И. M. Кодоловой); Патологическая анатомия, 2 изд., M., 1971.

Лит.: А. И. Струков, "Советская медицина", 1974,№ 11. В. В. Серов.

СТРУКТУРА (лат. structure - строение, расположение), определённая взаимосвязь, взаиморасположение составных частей; строение, устройство чего-либо.

СТРУКТУРА, совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе, т. е. сохранение основных свойств при различных внеш. и внутр. изменениях.

В более широком, нестрогом смысле понятие С. употреблялось в науч. и филос. обиходе достаточно давно (по крайней мере, со ср. веков) и выступало в качестве одного из способов определения понятия формы (форма как С., организация содержания). В строгом смысле понятие С. впервые развивается в химии в связи с возникновением в 19 в. теории хим. строения вещества. В 1890 австр. психолог К. Эренфельс открыл т. н. гештальткачества - перцептивные С., к-рые относятся к воспринимаемому объекту в целом и не могут быть объяснены из свойств элементов (напр., свойства аккорда в музыке; свойства мелодии, сохраняемые при транспозиции, т. е. при изменении тональности). Это открытие послужило толчком к изучению самостоят, роли психич. С. (значит, вклад внесла гешталътпсихология). В 20 в. анализ структурных отношений и связей занимает видное место в исследованиях языка, этннч. общностей, произведений литературы и искусства, культуры в целом, в результате чего складываются специфич. приёмы и методы изучения разных типов С. (см. Структурализм, Структурная лингвистика, Структурализм в литературоведении, Структурно-функциональный анализ).

В совр. науке понятие С. обычно соотносится с понятиями системы и организации. Хотя единой точки зрения на соотношение этих понятий нет, однако в большинстве случаев в качестве наиболее широкого из них рассматривают понятие системы, характеризующее всё множество проявлений нек-рого сложного объекта (его элементы, строение, связи, функции и т. д.); С. выражает лишь то, что остаётся устойчивым, относительно неизменным при различных преобразованиях системы; организация же включает в себя как структурные, так и динамич. характеристики системы, обеспечивающие её направленное функционирование.

Существ, роль структурных связей и отношений приводит к тому, что в целом ряде науч. задач изучение С. выступает в качестве гл. проблемы. Нередко это даёт повод неправомерно противопоставлять С. объекта иным его характеристикам (чаще всего - его истории) и, т. о., фактически абсолютизировать односторонний подход к объекту. В действительности же структурный и историч. подходы не исключают друг друга, поскольку каждый из них ориентирует на исследование особого типа связей. Поэтому, с одной стороны, вполне правомерна постановка вопроса о самостоят, изучении для определённых целей либо С. объекта (напр., в ряде задач экологии, языкознания, социологии), либо его истории (когда непосредств. предметом исследования выступают процессы развития объекта). С другой стороны, структурное и историч. исследования не разделены между собой принципиальным барьером: изучение С. на нек-ром этапе неизбежно приводит к необходимости познания и законов её изменения, т. е. истории данной С., а изучение истории приобретает строгий науч. характер лишь постольку, поскольку в нём удаётся раскрыть С. развивающегося объекта и С. самого процесса развития. Именно такой характер органич. взаимосвязи историч. и структурного подходов носило изучение К. Марксом законов истории общества.

Диалектич. материализм рассматривает категорию С. как одну из важных в совр. познании, но раскрывающую свой эвристич. смысл лишь в тесной связи со всей системой категорий диалектики.

Лит.: Свидерский В. И., О диалектике элементов и структуры в объективном мире и в познании, M., 1962; В а л ь т Л. О., Соотношение структуры и элементов, "Вопросы философии", 1963, №5; Овчинников H. ф., Структура и симметрия, в кн.: Системные исследования. Ежегодник - 1969, M., 1969; Б л а у б е р г И. В., Юдин Э. Г., Становление и сущность системного подхода, M., 1973, гл. IV, § 3.

H. Ф. Овчинников, Э. Г. Юдин.

СТРУКТУРА, решётка (матем.), важное алгебраич. понятие. С. наз. непустое множество S, для элементов к-рого определены две операции - объединение и пересечение, обозначаемые соответственно значками U и П (т. е. каждой паре элементов [$\alpha$] и [$\delta$] из S однозначно сопоставлен элемент [$\alpha$] U Ь из S - их объединение и элемент а П Ъ из S - их пересечение), причём эти операции удовлетворяют следующим условиям (аксиомам С.):

I. Ассоциативность (a U b) U с = = a U (b U с), (а П b) П с = = an (b П с);

II. Коммутативность a U b = b U а, а П b = b П a;

III. Абсорбция (a U b) П [$\alpha$]= [$\alpha$], (aП b) U a= a.

Примеры C.: 1) множество целых положительных чисел с операциями взятия наибольшего общего делителя и наименьшего общего кратного; 2) множество всех подмножеств произвольного множества с операциями взятия теоретико-множественных объединения и пересечения подмножеств; 3) множество действительных чисел с операциями взятия большего и меньшего числа из двух данных чисел.

Подробно изучены различные специальные типы С., т. е. С., на к-рые наложены дополнит, условия (напр., дистрибутивные С., модулярные, или дедекиндовы, С., С. с дополнениями). Весьма важным частным случаем С. являются булевы алгебры, т. е. дистрибутивные С. с единицей и нулём, обладающие дополнениями к каждому элементу. Булевы алгебры имеют большое значение для матем. логики и теории вероятностей. Другие типы С. находят применение в теории множеств, топологии, функциональном анализе.

В С. можно ввести частичное упорядочение (см. Упорядоченные и частично упорядоченные множества) элементов, естественным образом связанное с операциями в С.; этим устанавливается равносильность теории С. и теории частично упорядоченных множеств.

Появление понятия С. относится к сер. 19 в.; наиболее полно оно было определено в работах P. Дедекинда.

Лит.: Биркгоф Г., Теория структур пер. с англ., M., 1952; Скорняков Л. А. Элементы теории структур, M., 1970; Сик о р с к и и Р., Булевы алгебры, пер с англ., M., 1969; Владимиров Д. А. Булевы алгебры, M., 1969.


СТРУКТУРА металла, строение металла (сплава). С. можно наблюдать невооруж. глазом или при небольших увеличениях (см. Макроструктура), чтобы установить присутствие и распределение по объёму изделия раковин, пор, неметаллических включений и т. п. дефектов металлов, а также расположение и форму крупных зёрен (рис.). С помощью светового и электронного микроскопов изучают микроструктуру, характеризуемую размерами, формой и взаимным расположением кристаллитов (зёрен) разных фаз, а также их относит, количеством (см. Структурная составляющая).

Макроструктура кованой стальной заклёпки. Волокна видны вследствие неоднородного распределения примесей в металле. Натуральная величина.

Ещё более тонкие детали строения металла, определяемые расположением дислокаций и их скоплений, а также субграниц внутри зёрен (см. Субструктура), наблюдают с помощью электронной и рентгеновской дифракц. микроскопии. Иногда под С. понимают строение кристаллической решётки металла или фаз сплава. См. также Металлография.


СТРУКТУРА ГОРНЫХ ПОРОД, особенности строения горных пород, обусловленные размерами и формой минеральных зёрен, степенью кристалличности, способами сочетания кристаллов между собой и со стеклом и т. п. См. Строение горных пород.


СТРУКТУРА ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ в СССР, количественные соотношения формирующих заработную плату элементов: оплата по тарифу или окладу; надбавки к тарифу или окладу; оплата рабочих-сдельщиков за перевыполнение норм (заданий); премии, доплаты, коэфф. к заработной плате. Каждый из элементов играет определенную роль в выполнении функций заработной платы в системе экономич. отношений общества.

Тарифная часть включает оплату по тарифным ставкам и должностным окладам. Оплата по тарифу - основной, обязательный элемент заработной платы каждого рабочего и служащего, средство обеспечения единства в оплате труда в соответствии с его сложностью и квалификацией работников (см. Тарифная система). Исходный уровень тарифной заработной платы определяется с учётом установленного в стране минимума заработной платы.

Надбавки и доплаты к тарифу систематически выплачиваются рабочим и служащим за непрерывный стаж работы; на работах с высокой интенсивностью труда; при повременной оплате за выполнение большего объёма работ с меньшей численностью работников: за совмещение профессий, а также мастерство; за работу в ночное время; за сверхурочные работы и др.

Оплата рабочих-сдельщиков за перевыполнение норм (заданий) стимулирует рост производительности труда. Сдельная форма заработной платы применяется на работах, где труд поддаётся точному и полному учёту.

Премиальная часть заработной платы, связанная с решениями дополнительных производств, задач, включает все виды премий, выплачиваемых как из фонда заработной платы, так и из фонда материального поощрения (см. Премирование). В связи с большим различием природно-климатических и др. условий жизни в отд. районах страны применяются районные коэффициенты к заработной плате.

В 9-й пятилетке (1971-75) в результате введения минимума заработной платы 70 руб. в месяц с одновременным повышением тарифных ставок и окладов среднеоплачиваемых категорий рабочих и служащих производств, отраслей доля тарифных ставок и окладов в С. з. п. возросла: у рабочих- с 62 до 70-75%, инженерно-технических работников - с 74 до 78-82% , что позволило повысить уровень нормирования труда. Вследствие расширения сферы применения поощрительных систем и увеличения премиальных выплат возросла доля премий в С. з. п. Доля же оплаты рабочих-сдельщиков за перевыполнение норм выработки в результате введения новых тарифов и пересмотра норм, а также вследствие сокращения применения сдельной оплаты уменьшается. Увеличены доплаты за работу в ночное время (в текстильной и хлебопекарной пром-сти - с 14 до 50%, а в др. отраслях пром-сти - до 20% ). Установлены надбавки за непрерывный стаж работы в районах Европ. Севера. В то же время доля др. доплат (напр., за сверхурочные часы) снижается.

Д. H. Карпухин.


СТРУКТУРА ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ, строение произведения словесного искусства, его внутр. и внеш. организация, способ связи составляющих его элементов. Наличие определённой структуры обеспечивает целостность произв., его способность воплощать и передавать выражаемое в нём содержание. При непосредств. восприятии произв. иск-ва его структура не фиксируется сознанием, не выделяется, ибо для восприятия произведение существует именно как конкретная целостность. Когда же науч. искусствознание ставит своей задачей изучение того, "как сделано" произв., тогда оказывается необходимым вычленение структуры произв. и углублённое исследование как её самой, так и её роли в процессах создания и восприятия художеств, объекта.

Осознанный анализ структуры художеств, произв. можно найти во всяком науч. искусствоведческом исследовании. Однако в 20 в. в связи с общефилос. разработкой проблем структурного анализа (см. Структура и Структурализм) изучение структуры произв. стало осмысляться как специальная методологич. установка искусствознания (литературоведения). Она получила различные теоретич. обоснования в зависимости от общеметодологич. ориентации учёных (см., напр., Структурализм в литературоведении).

Отрыв структурного анализа от изучения содержания произв. присущ, напр., как феноменологич. эстетике H. Гартмана или P. Ингардена, где искусствоведческое исследование сводится преим. к выявлению "слоевой" структуры, так и ряду работ представителей ОПОЯ За, посвящённых изучению системы "приёмов", с помощью к-рых сделано произведение. В совр. советском литературоведении наметились различные пути преодоления ограниченности структурного анализа в наследии "формальной школы". Единое понимание структуры, способов её анализа и их места в общей искусствоведческой (литературоведческой) методологии ещё не достигнуто; однако можно уже обозначить осн. пути решения данной задачи.

Как ни своеобразна структура каждого конкретного, напр, лит., произв., она имеет ряд общих черт с принципами строения другого произв. того же жанра, того же рода и вида иск-ва. Структура оказывается носительницей не только индивидуальных содержательно-формальных особенностей данного произв., но и общих признаков жанра, рода, общего стиля, художеств, течения всей лит-ры как вида иск-ва и, наконец, иск-ва в целом как опредмеченной художественной деятельности.

Если эстетика ставит задачу построить структурную модель художеств, произв. (как целостной системы образов), то теория лит-ры призвана показать преломление общих для всех иск-в инвариантных законов строения произв. в творении словесного иск-ва. Вместе с тем теория лит-ры должна учитывать широкую вариационную способность общих принципов строения лит. произв. как в морфологическом (жанрово-родовом), так и в историческом (порождаемом изменениями творческих методов, стилей, течений) направлениях.

Структурную модель лит. произв. можно представить в виде ядра, окружённого несколькими оболочками. На внеш. оболочке располагается словесный материал, из к-рого непосредственно состоит произв. Рассматриваемый сам по себе материал представляет собой некий текст, к-рый, будучи известной "выборкой" из нар. или лит. языка нации, обнаруживает, как правило, определённую самостоят, эстетическо-стилистич. ценность (так, говорят о возвышенности слога в одах M. В. Ломоносова, о салонной изысканности лексики "поэз" И. Северянина, о нарочитой огрублённости словаря В. В. Маяковского), однако художественным смыслом ещё не обладает. Художественно-значимой (см. Речь художественная ) структурная "оболочка " произв. становится лишь постольку, поскольку она приобретает знаковый характер, т. е. выражает заключённую в ней духовную информацию, излучает ту специфическую поэтическую энергию, которая исходит из содержательного "ядра" произв. Само ядро, включающее тему и идею произв., имеет, в отличие от содержания бытовых, деловых, науч. и пр. текстов, двустороннее, двухэлементное (интеллектуально-эмоциональное) собственное строение, т. к. иск-во познаёт жизнь и одновременно оценивает её. Необходимость органически соединить словесную оболочку с духовным ядром, сделав её предельно прозрачной для него, выразительной, поэтически осмысленной, приводит к появлению в структуре двух промежуточных оболочек, обычно именуемых внутр. и внеш. формой. Внутренняя форма - система образов, к-рые имеют ещё, как и само содержание, чисто идеальный характер, но уже обладают чувственной конкретностью и потому обращены к воображению воспринимающего,- т. е. образов-персонажей (т. н. характеры) и их взаимодействие (сюжет). Внешняя же форма есть ступень дальнейшей чувственной конкретизации содержания, на к-рой оно уже предстаёт непосредственно созерцанию, а не воображению. Применительно к литературе внешняя форма - система материальных средств организации языковой ткани, к-рые позволяют добиться активизации звуковой стороны текста (в стихе - это рифмы, ассонансы, аллитерации; см. Фоника) и к-рые осуществляют его ритмич. (а в поэзии - метро-ритмическую), стилистич. и композиц. упорядоченность (архитектоника произв., последовательное или инверсионное развитие действия, принципы сопряжения описаний, диалога персонажей, прямой авторской речи и т. д.; см. также Композиция), что и делает текст носителем новой, сверхсемантич., художеств, информации, находящейся в подтексте произв.

T. о., понятие С. л. п. охватывает все частные и конкретные проявления его строения - характеры, сюжет, фабулу, композицию, архитектонику и т. п., позволяя тем самым выявить не только каждое из них, но и их координацию и соподчинение в структуре произв. как художеств, целого. Это существенно, поскольку структура имеет иерархич. характер, т. к. элементы, находящиеся на содержат, уровне (идейно-тематич. ядро), играют роль управляющей подсистемы, к-рая последовательно передаёт свою информацию с уровня на уровень, пока она не разольётся по всему словесному субстрату произв. Вместе с тем, как и во всякой самоуправляющейся системе, здесь существует обратная связь (традиционно определяемая как обратное влияние формы на содержание): упорядочение словесного материала, превращающее его во внеш. форму произв., а затем рождение внутр. формы из внешней корректируют "приказы", посылаемые из содержат, ядра, приводя подчас к его серьёзному изменению.

T. о., изучение С. л. п. не противостоит его традиц. анализу в плоскости "содержание - форма", но лишь развивает и конкретизирует такой анализ, поскольку раскрывает внутр. строение как содержания, так и формы произв. Вместе с тем структурный подход помогает объяснить морфологич. и историко-методологич. многообразие лит. форм, связанное именно с варьированием общих принципов строения произв. словесного иск-ва. Варьирование выражается в том, что каждый структурный элемент лит-ры приобретает то больший, то меньший удельный вес в конкретной целостности произв.: скажем, в поэзии удельный вес внеш. формы значительно больший, чем в прозе; в детективном романе роль сюжета неизмеримо большая, чем в др. жанрах; в лирике и в эпосе различно соотношение интеллектуальных и эмоциональных "зарядов" содержания; с др. стороны, вполне отчётливы, напр., изменения во всей структуре драмы, порождённые класси-цистич. методом П. Корнеля, романтическим - Л. Тика, реалистическим - А. П. Чехова. Следовательно, анализ структуры конкретного произв., напр. литературного, предполагает: а) определённое представление об общих принципах строения художеств, произв.; б) знание законов их модификации в лит-ре, а затем - в данном роде, жанре, направлении, стиле и, наконец, в) умение выявить структурную неповторимость изучаемого произв., диктуемую своеобразием решаемой художником творческой задачи.

Лит.: Выготский Л.С., Психология искусства, 2 изд., M., 1968; Г a P т м а н H., Эстетика, пер. с нем., M., 1958; И н г а рден Р., Исследования по эстетике, пер. с польск., M., 1962; Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении, [кн. 1], M., 1962; Структурно-типологические исследования, M., 1962; Гей H. К., Искусство слова, M., 1967; Соколов A. H., Структура художественного произведения, в его кн.: Теория стиля, M., 1968: Лот мая Ю. M., Структура художественного текста, M., 1970; Успенский Б. А., Поэтика композиции. Структура художественного текста и типология композиционной формы, M., 1970; Проблемы художественной формы социалистического реализма, т. 1-2, M., 1971; Каган M. С., Морфология искусства, ч. 1-2, Л., 1972; U t i t z E., Grundlegung der allgemeinen Kunstwissenschaft, Bd 1 - 2, Stuttg., 1914- 1920; Wellek R., Warren А., Theory of literature, 3 ed., N. Y., 1963 (есть лит.); Poetica Poetyka. Поэтика, [т. 1 - 2], Warsz.- P.- The Hague, 1964-66; Structure in art and science, N. Y., 1970.

M. С. Каган.


СТРУКТУРА ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА, определённое соотношение между отраслями производства, выражающее нар.-хоз. пропорции и состояние обществ, разделения труда (см. Пропорции общественного производства) в условиях данной системы производственных отношений. Науч. основой анализа С. о. п. является марксистско-ленинская теория воспроизводства, к-рая определила состав и осн. элементы структуры, закономерности её изменения - общие и специфические для различных способов производства, факторы, влияющие на её развитие и совершенствование.


СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНАЯ, сеть устойчивых и упорядоченных связей между элементами социальной системы, обусловленных отношениями классов и др. социальных групп, разделением труда, характером социальных ин-тов. Различают С. с. общества в целом, охватывающую совокупность всех обществ, отношений, и С. с. отд. его подсистем и сфер - произ-ва, политики, науки, культуры и т. д. Марксизм-ленинизм выделяет экономич. отношения (структуру) в качестве определяющих другие С. с., подчёркивая важность обратного влияния последних на экономические (см. Исторический материализм, формация общественно-экономическая). Важнейшее значение в обществе имеет его классовая структура (см. Классы). Потребности социального управления определяют важность изучения С. с. (социального состава) населения с точки зрения и других признаков - профессиональных, национальных, половозрастных, культурных и т. п. См. статьи об отд. классах, а также статьи Интеллигенция, Служащие, Социальная стратификация и лит. при них.


СТРУКТУРА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ, см. Структура литературного произведения.

СТРУКТУРА ЯЗЫКА, 1) множество уровней данного языка и связывающие их отношения (см. Уровни языка). 2) Термин, употребляемый нек-рыми учёными в значении система языковая.


СТРУКТУРАЛИЗМ, научное направление в гуманитарном знании, возникшее в 20-х гг. 20 в. и получившее позднее различные филос. и идеологич. интерпретации. Возникновение С. как конкретно-научного направления связано с переходом ряда гуманитарных наук от преимущественно описательно-эмпирич. к абстрактно-теоретич. уровню исследования; основу этого перехода составило использование структурного метода, моделирования, а также элементов формализации и математизации. Лежащий в основе конкретно-научного С. структурный метод первоначально был разработан в структурной лингвистике (или лингвистическом С.), а несколько позднее был распространён на литературоведение (см. Структурализм в литературоведении), этнографию, историю и нек-рые др. гуманитарные науки. Поэтому С. в широком смысле фактически охватывает целый ряд областей знания, заметно различающихся как по конкретным модификациям структурного метода, так и по его реальной роли в исследованиях. В более узком (и строгом) смысле под С. имеют в виду комплекс науч. и филос. идей, связанных с применением структурного метода и получивших наибольшее распространение в 60-х гг. во Франции (франц. С.). Его осн. представители - франц. учёные: этнолог К. Леви-Строс, историк культуры M. Фуко, психоаналитик Ж. Лакан, литературовед P. Барт, а также искусствовед У. Эко (Италия).

Основу структурного метода образует выявление структуры в специфически структуралистском понимании этой категории - как совокупности отношений, инвариантных при нек-рых преобразованиях. В такой трактовке понятие структуры характеризует не просто устойчивый "скелет" к.-л. объекта, а совокупность правил, по к-рым из одного объекта можно получить второй, третий и т. д. путём перестановки его элементов и нек-рых др. симметричных преобразований. T. о., выявление единых структурных закономерностей нек-рого множества объектов достигается здесь не за счёт отбрасывания различий этих объектов, а путём выведения различий как превращающихся друг в друга конкретных вариантов единого абстрактного инварианта. Правила такого дедуктивного выведения и превращения черпаются из ряда разделов дискретной, "качеств." математики -теории групп, комбинаторики и др.

Поскольку при таком подходе центр тяжести падает на операции преобразования, применяемые к объектам самой различной природы, характерную черту структурного метода составляет перенесение внимания с элементов и их "природных" свойств на отношения между элементами и зависящие от них реляционные, т. е. системоприобретённые свойства (в С. это формулируется как методологич. примат отношений над элементами в системе). Можно указать следующие осн. процедуры структурного метода: 1) выделение первичного множества объектов ("массива", "корпуса" текстов, если речь идёт об объектах культуры), в к-рых можно предполагать наличие единой структуры; для изменчивых объектов гуманистики это означает прежде всего фиксацию их во времени - ограничение сосуществующими объектами и временное отвлечение от их развития (требование методологич. примата синхронии над диахронией: сначала исследовать синхронич. отношения сосуществования и непосредств. взаимодействия, а потом-историю, диахронич. развитие); 2) расчленение объектов (текстов) на элементарные сегменты (части), в к-рых типичные, повторяющиеся отношения связывают разнородные пары элементов; выявление в каждом элементе существенных для данного отношения реляционных свойств; 3) раскрытие отношений преобразования между сегментами, их систематизация и построение абстрактной структуры путём непосредств. синтезирования или формально-логич. и математич. моделирования, а затем выведение из структуры всех теоретически возможных следствий (конкретных вариантов) и проверка их на практике.

Осуществление этих процедур предполагает, следовательно, наложение определённых ограничений на объект (напр., это может быть отвлечение от развития, от субстрата элементов и т. д.), за счёт чего и удаётся выявить абстрактную структуру как совокупность скрытых внутр. отношений, на пересечении к-рых находятся элементы - носители реляционных свойств. Если эти процедуры осуществлены в логически завершённом виде, к полученной структуре могут быть применены логико-математич. операции, дающие возможность достаточно строгого дедуктивного построения теории.

Внедрение в гуманитарные науки структурного метода в такой его трактовке связано с радикальной перестройкой самого предмета этих наук - с построением новых типов идеальных объектов, обладающих высокой степенью конструктивности, с возникновением новых типов межпредметных связей. Как правило, вычленение структурного аспекта в гуманитарных дисциплинах осуществляется на нек-рой знаковой системе, благодаря чему конкретно-научный С. тесно переплетается с семиотикой, образуя единый комплекс структурно-семиотич. исследований со значит, удельным весом методов кибернетики и теории информации. Характерную черту структуралистского подхода к знаковым системам составляет стремление за сознат. манипулированием знаками, словами, образами, символами обнаружить неосознаваемые глубинные структуры, скрытые механизмы этих систем. С точки зрения С., именно переход к изучению таких структур бессознательного обеспечивает науч. объективность исследования, позволяя либо отвлечься от понятия субъекта, либо постичь его как вторичное, производное от этих структур образование. Понятие бессознательного здесь, навеянное традицией фрейдизма, вместе с тем существенно переосмыслено: бессознательное "структурировано как язык" (Лакан), оно "накладывает структурные закономерности" на поступающие извне элементы - импульсы, эмоции, представления, воспоминания (Леви-Строс).

Объект исследования конкретно-научного С.- культура как совокупность знаковых систем, важнейшая из к-рых - язык, но в к-рую входят также наука, иск-во, религия, мифология, обычаи, мода, реклама и т. д. Именно на этих объектах структурно-семиотич. анализ позволяет обнаружить скрытые закономерности, к-рым бессознательно подчиняется человек. Этим закономерностям соответствуют глубинные пласты культуры, по-разному определяемые в разных концепциях (понятия "эпистема" и "дискурсивные формации", характеризующие глубинные уровни знания у Фуко, понятие "письмо" у Барта и Ж. Деррида, "ментальные структуры" у Леви-Строса и т. д.), но во всех случаях рассматриваемые в качестве опосредующих отношение человеческого сознания и мира. Сознание и самосознание человека, игнорирующие это опосредование, оказываются, по С., источником иллюзий относительно свободной и суверенной деятельности человеческого "Я". В связи с этим в С. пересматривается ряд традиц. понятий гуманистики - таких, как автор, творчество, произведение и др. Выступая против традиц. "истории идей", С. делает упор на качеств, преобразованиях культуры, основанных на радикальных перестройках глубинных структур. Одновременно на др. уровне абстракции в С. развиваются поиски широких типологич. обобщений, общечеловеческих универсалий, всеобщих схем и законов деятельности интеллекта.

Конкретно-научный С. показал свою плодотворность в изучении культуры первобытных племён, в фольклористике и др. областях. В то же время он вызвал острые дискуссии в конкретно-научном и филос. плане.

Филос. интерпретации С. можно разделить на две осн. линии - филос. идеи самих учёных-ст