загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна,окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ПРОМЫШЛЕННОМ, ЖИЛОМ И НЕ ТОЛЬКО...:
ПОНЯТИЯ:

МОНТАЖ (франц. montage - подъём установка, сборка, от monter - поднимать), сборка и установка сооружений конструкций, технологического оборудования агрегатов, машин (см. Сборка машин, аппаратов, приборов и др. устройств и готовых частей и элементов.
МОНТАЖ в строительстве - основной производственный процесс, выполняемый при возведении зданий и сооружений или и реконструкции, в результате которого устанавливают в проектное положение строительные конструкции, инженерное технологическое оборудование и др. МОНТАЖ технологического оборудования включает также присоединение его к источникам энергоснабжения системам очистки и удаления отходов оснащение приборами, средствами автоматизации и контроля
.


СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ в СССР, организационно обособленные производственно-хозяйственные единицы, основным видом деятельности которых является строительство новых, реконструкция, капитальный ремонт и расширение действующих объектов (предприятий, их отдельных очередей, пусковых комплексов, зданий, сооружений), а также монтаж оборудовани я. К государственным СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ относятся строительные и монтажные тресты (тресты-площадки, тресты гор. типа, территориальные, союзные специализированные тресты); домостроительные, заводостроительные и сельские строительные комбинаты; строительные, (монтажные) управления и приравненные к ним организации (напр., передвижные механизированные колонны, строительно-монтажные поезда и др.).
ПРОЕКТИРОВАНИЕ (от лат. projectus, буквально - брошенный вперёд), процесс создания проекта - прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния. Различают этапы и стадии ПРОЕКТИРОВАНИЯ, характеризующиеся определённой спецификой. Предметная область ПРОЕКТИРОВАНИЯ постоянно расширяется. Наряду с традиционными видами ПРОЕКТИРОВАНИЯ (архитектурно-строительным, машиностроительным, технологическим и др.) начали складываться самостоятельные направления ПРОЕКТИРОВАНИЯ человеко-машинных систем (решающих, познающих, эвристических, прогнозирующих, планирующих, управляющих и т. п.) (см. Система "человек и машина"), трудовых процессов, организаций, экологическое, социальное, инженерно-психологич., генетическое ПРОЕКТИРОВАНИЕ и др. Наряду с дифференциацией ПРОЕКТИРОВАНИЯ идёт процесс его интеграции на основе выявления общих закономерностей и методов проектной деятельности.
ПРОМСТРОЙПРОЕКТ, проектный институт в ведении Госстроя СССР. Находится в Москве. Организован в 1933. В составе института архитектурно-строительные и конструкторские отделы; ПРОМСТРОЙПРОЕКТ возглавляет объединение "Союзхимстройниипроект" с проектными институтами в Киеве, Ростове-на-Дону, Тольятти, Алма-Ате. Разрабатывает проекты (архитектурно-строительные и сан.-технич. части) производственных зданий и сооружений крупнейших промышленных предприятий автомобильной, машиностроит., металлургич., химич. и др. отраслей пром-сти; схемы генеральных планов пром. узлов и упорядочения существующих пром. районов; мероприятия по повышению уровня индустриализации строительтсва за счёт унификации и типизации зданий, сооружений и конструкций и внедрения эффективных строит. материалов; нормативные документы и методич. указания по проектированию пром. зданий и сооружений. Периодически публикует реферативную информацию "Строительное проектирование промышленных предприятий". Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1958)

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

блочные конструкции) и стеновые панели - однослойные (из лёгкого бетона) и многослойные (из обычного бетона с теплоизоляц. слоем) (см. Крупнопанельные конструкции).

При устройстве стен малоэтажных зданий, врем, построек и т. п., как правило, применяют местные С. м.- древесные материалы (брёвна, брусья), изделия из камыша, соломы, торфа (камышит, соломит, торфоплиты) и др. Сравнительно дешёвые, эти С. м. имеют, однако, невысокую долговечность и требуют защиты от увлажнения. В сборном малоэтажном стр-ве в качестве С. м. получили распространение материалы, изготовляемые на основе органич. заполнителей и минеральных вяжущих (арболит, фибролит), а также деревянные щиты с теплоизоляц. вкладышами заводского изготовления.

Весьма перспективные С. м.- облегчённые стеновые панели из листовых материалов (асбестоцемент, алюминий, стеклопластик и т. п.) с эффективной теплоизоляцией (пеноплосты, сотопласты и т. п.). Условно к С. м. относят также бетонные смеси, применяемые при возведении монолитных бетонных стен.

Лит. см. при ст. Строительные материалы. К. H. Попов.

СТЕНОГАЛИННЫЕ ЖИВОТНЫЕ (от греч. stenos - узкий, ограниченный и halinos - солёный), водные животные, не способные выдерживать значит, колебания солёности воды. К С. ж. относится подавляющее большинство обитателей морей и пресных водоёмов, а также нек-рые солоноватоводные виды. С. ж. противопоставляют эвригалинным животным.


СТЕНОГРАММА (от греч. stenos - узкий, тесный и ...грамма), текст, представляющий собой дословную запись устной речи (доклада, лекции и пр.) по методу стенографии или стенотипическим способом (см. Стенографическая машина).


СТЕНОГРАФ, шестизубый короед (Ips sexdentatus), самый крупный жук сем. короедов фауны СССР. Тело дл. до 8 мм, цилиндрическое, покрыто длинными буровато-жёлтыми волосками, на вершинах надкрыльев по 6 зубцов (отсюда второе назв.), окраска коричневая. Распространён в Европе и Сев. Азии. Обитает на сосне, сибирском кедре, ели, пихте, лиственнице; заселяет толстые стволы мёртвых, но ещё не засохших деревьев, нападает на живые ослабленные деревья и приводит их к гибели. Генерация одногодовая. Меры борьбы: вырубка и окорение поражённых С. деревьев до вылета жуков, раскладка ловчих деревьев и окорение их в период окукливания личинок.


СТЕНОГРАФИЧЕСКАЯ МАШИНА, пишущая машина для стенографии. При машинной записи стенограмм вместо спец. стенографич. знаков используют обычные буквы и сочетания двух и более букв (аккорды). Стенограмму печатают на узкой (шириной неск. см) бумажной ленте построчно (поперёк ленты) нажатием одной или одновременно неск. клавиш; при этом в каждой строке помещается только одна буква или один аккорд. Для повышения скорости стенографирования клавиатуру С. м. делают с ограниченным набором букв, а недостающие буквы алфавита данной стенографич. системы заменяют аккордами, напр, букву Б сочетанием BM, III - TBM и т. д. Скорость стенографирования на С. м.- до 120 и более слов в мин. Запись стандартными печатными знаками исключает влияние индивидуальных особенностей почерка стенографистки на точность расшифровки текста стенограммы др. человеком. С. м. не получили широкого распространения; в связи с развитием техники магнитной записи звука, в частности с появлением диктофонов, с 50-х гг. 20 в. их выпуск прекращён.





2442.htm
СТИРОЛ, фенилэтилен, винилбензол, бесцветная жидкость со специфич. запахом; tпл -30,6 0C, tКИП145,2 0C, плотность 0,906 г/см3(20 0C); практически нерастворима в воде, смешивается с большинством органич. растворителей. С. легко окисляется, присоединяет галогены, полимеризуется и сополимеризуется с различными мономерами. Полимеризация происходит уже при комнатной темп-ре (иногда со взрывом), поэтому при хранении С. стабилизируют антиоксидантами (напр., mpem-бутилпирокатехином, гидрохиноном). Осн. пром. способ получения С.- каталитич. дегидрирование этилбензола в токе водяного пара при 500-630 0C.

Применяют С. гл. обр. для произ-ва полистирола, а также различных сополимеров, в т. ч. бутадиен-стиральных каучуков, полиэфирных смол"', сополимеры стирола с дивинилбензолом служат ионообменными смолами.

Пары С. раздражают слизистые оболочки; предельно допустимая концентрация их в воздухе 0,005 мг/дм3.

СТИХ (от греч. stichos - ряд, строка), художественная речь, фонически расчленённая на относительно короткие отрезки (каждый из них также наз. С.), к-рые воспринимаются как сопоставимые и соизмеримые. Членение на стихи обычно отмечается графич. оформлением текста (печатание отд. строчками) и часто сопровождается рифмой и др. фоническими признаками. Средством подчеркнуть сопоставимость и соизмеримость стихов является метр - чередование внутри стиха сильных и слабых мест; но он может и отсутствовать (в чисто-тонич., свободном стихе и пр.).


СТИХЕЕВЫЕ (Stichaeidae), семейство морских рыб отр. окунеобразных. Тело удлинённое (до 60 см, обычно меньше); спинной и анальный плавники длинные, первый из них с колючками, брюшные - короткие, у нек-рых отсутствуют; у кораллового вьюна (Azygopterus corallinus) нет и грудных плавников. Боковая линия у ряда С. очень сложная (состоит из нескольких продольных линий с короткими, иногда соединяющимися ответвлениями). 8 подсем., объединяющих 54 вида. Наиболее разнообразны С. вдоль берегов сев. части Тихого ок.; в Сев. Атлантике и Сев. Ледовитом ок. лишь 5 видов. В морях СССР ок. 30 видов (из родов Stichaeus, Lumpenus, Chirolophis, Alect-rias и др.). Прибрежные донные рыбы, редко живут на глубине св. 200 м. У ряда видов самцы охраняют кладку икры. Mн. С. служат пищей промысловым рыбам.

СТИХИЙНЫЙ МАТЕРИАЛИЗМ, "...несознаваемое, неоформленное, философски-бессознательное убеждение... в объективной реальности внешнего мира..." (Ленин В. И., Поли. собр. соч., 5 изд., т. 18, с. 367). Понятие С. м. характеризует позицию не знакомых с философией учёных-естествоиспытателей в фундаментальных проблемах философии (прежде всего гносеологии), возникающих в специально-научном исследовании. По существу С. м. означает органич. использование в науч. исследовании нек-рых важных идей филос. материализма (напр., идеи эволюции в живой природе, атомистич. гипотезы и т. п.). Однако С. м. не идёт дальше убеждения в независимости внеш. мира от наших ощущений и уверенности в правильности показаний органов чувств, не поднимается до сознательной филос.-материалистич. позиции.


СТИХИЯ (от греч. stoicheion - первоначало, первооснова, элемент), 1) у до.-греч. философов-материалистов - основные элементы природы (у Эмпедокла - огонь, воздух, вода и земля; в др.-кит. философии - металл, земля, вода, дерево, огонь). 2) Явление, сила природы, обнаруживающиеся как неудержимое начало, стремление (напр., буря). 3) В п ереносном смысле - окружающая привычная среда, обстановка, любимое, хорошо знакомое дело, занятие.

СТИХОВЕДЕНИЕ, метрика, наука о звуковой форме лит. произведений. Осн. материалом С. являются стихи (отсюда и назв.), т.е. речь, наиболее организованная в звуковом отношении; однако исследование звуковой формы прозы (ритма, аллитераций и пр.) также обычно включается в область С. Логически С. разделяется на три части: фонику (учение о сочетаниях звуков), собственно метрику (учение о строении стиха - см. Метр) и строфику (учение о сочетаниях стихов). В каждой из них может быть выделена статич. характеристика значимых звуковых элементов и динамич. характеристика принципов их сочетания: так, собств. метрика распадается на просодию (классификацию стогов на долгие и краткие, ударные и безударные и пр.) и стихологию (законы сочетания этих слогов в стихе). Однако практически объём и разделение С. в разных лит. традициях различны: иногда из С. выпадают нек-рые разделы (в антич. С. фактически отсутствовала фоника), иногда прибавляются инородные (в араб. С. входит рассмотрение фигур стилистических). Нек-рые вопросы, изучаемые в С., лежат на границах С и др. областей литературоведения: так, на границе С. и стилистики (именно поэтич. синтаксиса) лежит явление переноса, на границе С. и композиции лежит явление "твёрдых форм" (сонега, рондо и пр.), а такое важное стиховедч. понятие, как интонация, затрагивает и область декламации (напр., "восходящая интонация"), и стилистики (напр., "напевная интонация"), и тематики ("религиозно-дидактическая интонация" и т. п.).

Возникновение С. как науки обычно связано со становлением в различных лит-pax письменной поэзии, обособившейся от музыки с её непосредств. слуховым ощущением норм звукового строения стиха; при этом часто молодая поэтич. культура пользуется для осмысления своей системы стиха чужой, "классической" системой стиха (так, лат. С. опиралось на понятия греч. С., а новоевропейское- на понятия лат. С.). В соответствии с этим С. первоначально всюду было наукой нормативной, системой "правил" и "вольностей", учившей, как "должны" писаться стихи; только с 19 в. С. становится наукой исследовательской, изучающей, как действительно писались и пишутся стихи. При выявлении фактов одним из осн. методов в С. является статистика: выделение таких звуковых явлений, к-рые могут быть обязательными, господствующими или только преобладающими признаками стиха (его "константами", "доминантами" и "тенденциями"), достигается .вернее всего с помощью подсчётов. При обобщении фактов С. пользуется в основном сравнит, методом; сравниваться могут показатели употребительности тех или иных стиховых форм: 1)в разные периоды лит. истории, 2) в лит-ре разных языков, 3) в поэтич. произведении и в "естественном ритме" (или "естественной фонике") данного языка. Конечной целью С. является установление места звуковой структуры в общей структуре произведения, ее связи со структурами языковой н образной.

Развитие рус. С. неотрывно от развития рус. стихосложения: первый подъём его (18 в.- работы В. К. Тредиаковского, А. Д. Кантемира, M. В. Ломоносова) связан с освоением силлаботонического стихосложения, второй (нач. 19 в. - работы A. X. Востокова и др.) - с освоением имитаций антич. и нар. размеров, третий (1910-20-е гг.- работы А. Белого, Б. В. Томашевского, В. M. Жирмунского, P. Якобсона и др.) - с освоением тонич. стихосложения. Новый этап развития рус. С. наметился с 1960-х гг. и связан с использованием достижений совр. языкознания, семиотики ц теории информации..

Стихеевые: / - карликовый стнхей (Stichaeopsis папа); 2 - мохоголовая собачка (Chirolophis snyderi); 3 - морской петушок (Alectrias alectrolophus).

Лит. см. при ст. Стихосложение.

M. Л. Гаспаров.


СТИХОСЛОЖЕНИЕ, версификация, способ организации звукового состава стихотворной речи. Стихотворная речь отличается от прозаич. речи тем, что в ней текст членится на относительно короткие отрезки (стихи), соотносимые и соизмеримые между собою (см. Поэзия и проза). Проза также естественно членится на речевые такты (колоны), но там это членение зыбко (одни и те же слова могут быть объединены в два коротких колона или в один длинный) и всегда совпадает с синтаксич. членением текста. В стихах же это членение на отрезки твёрдо задано (в устной поэзии - мелодией, в письменной - чаще всего графикой, т. е. записью отд. строками) и может не совпадать с синтаксич. членением текста (несовпадение наз. enjambement - перенос).

Заданное членение на стихи - необходимый и достаточный признак стихотворного текста. Тексты, никакой иной организации не имеющие, уже воспринимаются как стихи (т. н. свободный стих) и приобретают характерную стиховую интонацию - независимые от синтаксиса паузы на границах стихов, повышение голоса в начале стиха, понижение к концу. Кроме того, чтобы подчеркнуть соизмеримость стихов, строки их обычно упорядочиваются, уравниваются (точно или приблизительно, подряд или периодически, т. е. через одну или несколько) по наличию тех или иных звуковых элементов. В зависимости от того, какие именно элементы выделяются в качестве такой основы соизмеримости, стихи относятся к той или иной системе С.

Осн. единица соизмеримости стихов во всех языках - слог. Осн. фонетич. характеристики слога (слогового гласного) - высота, долгота и сила. Упорядочиваться может как общее количество слогов (силлабическое стихосложение), так и количество слогов определённой высоты (мелодич. С.), долготы (квантитативное, или метрическое стихосложение) и силы (тоническое стихосложение). T. к. обычно эти фонетич. признаки более или менее взаимосвязаны, то упорядочивание одного из них упорядочивает до нек-рой степени и остальные, поэтому возможны системы С., осн. на двух и более признаках. Чаще всего т. о. одновременно упорядочивается общее количество слогов в стихе и появление слогов определённой высоты, долготы или силы на определённых позициях этого слогового ряда (силлабо-мелодич., силлабо-метрич., силлабо-тоническое стихосложение). Это упорядоченное расположение неоднородных ("сильных" и "слабых") позиций в стихе называется метром. T. о., всякое С. представляет собой систему упорядоченности отвлечённых звуковых признаков текста; обычно она поддерживается также системой повторений конкретных звуковых единиц текста - звуков (аллитерация, ассонанс), слогов (рифма), слов (рефрен), а также грамматич. конструкций (параллелизм) и пр.

Пример силлабич. С.- сербскохорв. нар. эпич. стих: 10 слогов в стихе, обязательный словораздел (цезура) после 4-го слога, расположение ударений произвольное (но с тенденцией к нечётным позициям), расположение долгот и повышений тона произвольное, конец стиха (клаузула) отмечен долготой предпоследнего слога. Пример тонич. С.- др.-герм. стих: 4 ударения в стихе (2 полустишия по 2 ударных слова), количество безударных слогов произвольное, расположение ударений и долгот - тоже, оба слова 1-го полустишия и первое слово 2-го полустишия объединены аллитерацией начальных звуков. Пример мелодич. (точнее, силлабо-мелодич.) С.- кит. 5-сложный стих эпохи Тан: 4 стиха в строфе, 5 слогов в стихе, нечётные позиции (слабые) заняты слогами произвольного тона, чётные позиции (сильные) - одна слогом "ровного", другая слогом "неровного" (повышающегося или понижающегося) тона, причём "ровному" слогу 1-го стиха соответствует на той же позиции "неровный" во 2-м и 3-м и "ровный" в 4-м стихе (и наоборот); 1-й, 2-й и 4-й стих объединены рифмой. Пример метрич. (точнее, силлабо-метрич.) С.- др.-греч. гекзаметр: 12 метрич. позиций в стихе, нечётные (сильные) заняты 1 долгим слогом каждая, чётные (слабые) - 1 долгим или 2 краткими слогами каждая, последняя позиция - 1 произвольным слогом; долгий слог равен 2 единицам долготы, краткий - одной, так что весь стих (12- 17 слогов) составляет 24 единицы долготы. Пример силлабо-тонич. С.- рус. 4-стопный ямб: 8 слогов в стихе, нечётные позиции (слабые) заняты безударными слогами (или !-сложными ударными словами), чётные (сильные) - произвольными слогами, конец стиха отмечен обязательным ударением на 8-м слоге и допущением добавочных безударных слогов после этого ударения (женские и дактилич. клаузулы).

Из примеров видно, что описание С. должно включать две области категорий: 1) определение упорядочиваемых звуковых элементов (т. н. просодия) - какие звукосочетания считаются слогом, какие слоги считаются "ровными" и "неровными", "долгими" и "краткими", "ударными" и "безударными", 2) определение упорядоченности названных элементов [метрика (см. Метр) и ритмика в собственном смысле слова]: на каких позициях такой-то тип слога или словораздел появляется обязательно (как константа), на каких - с возможными исключениями (как доминанта), на каких - лишь предпочтительно (как тенденция - напр., ударные слоги среди произвольно заполняемых позиций). В ходе развития С. константы, доминанты и тенденции могут, усиливаясь и ослабляясь, переходить друг в друга; этим определяется смена систем С.

В разных языках различные системы С. развиваются в различной степени. Причины этого - двоякого рода: лингвистические и культурно-исторические. Лингвистич. причины определяют в основном, какие системы С. избегаются в том или ином языке и какие просодич. особенности приобретают системы, допускаемые в языке. Так, обычно избегаются системы, осн. на том звуковом явлении, к-рое в данном языке не фонологично (не смыслоразличительно): напр., в рус. яз., где не фонологичны высота и долгота звуков, не развилось мелодич. и метрич. С., а во франц. яз., где не фонологично также и словесное ударение, не развилось и тонич., и силлабо-тонич. С. Культурно-историч. причины определяют в основном, какие системы С., допускаемые в языке, получают действит. развитие в поэзии. Так, фонология др.-греч. или сербскохорв. яз. допускала и мелодич., и метрич., и тонич., и силлабич. С., а развитие получило в др.-греч. яз. только метрическое, а в сербскохорв. только силлабич. и отчасти силлабо-тонич. С.; так, фонология рус. яз. допускает и силлабич., и силлабо-тонич., и тонич. С., а развитие они получили очень неодинаковое и неодновременное. Иногда культурно-историч. факторы оказываются сильнее даже языковых: так, тюрк, языки восприняли из араб. яз. метрич. систему С. (аруз), хотя долгота звуков в тюрк, яз. не фонологична. Точно так же культурно-историч. причинами определяется предпочтительная разработка тех или иных стихотворных размеров в нац. С. Так, в европ. яз. более длинные размеры (5- и 6-стопный ямб, 10-, 11-, 12-сложный силлабич. стих) восходят к антич. образцу ("ямбич. триметру"), а более короткие (4-стопный ямб, 8-сложный силлабич. стих) сложились уже на новоязычной почве; поэтому в поэтич. культурах, где антич. влияние было непосредственным (итальянская, французская), общераспространёнными стали более длинные размеры, а в культурах, где антич. традиция воздействовала лишь косвенно (германская, русская),- более короткие размеры.

История рус. С. насчитывает три больших периода: до утверждения силлаботоники (17-18 вв.), господство силлаботоники (18-19 вв.), господство силлаботоники и чистой тоники (20 в.). До становления письменного стихотворства в 17 в. рус. поэзия знала 3 системы С.: "свободный стих" церк. песнопений (иногда наз. "молитвословный стих"), промежуточный (насколько можно судить) между тоникой и силлаботоникой песенный стих (эпич. и лирический) и чисто-тонич. говорной стих (иногда наз. "скоморошьим"); последний и стал основным С. ранних (до 1660-х гг.) произведений рус. поэзии, а в низовой, "лубочной" лит-ре существовал и далее. В 17 - нач. 18 вв. были сделаны три попытки усвоить иные системы С.: метрическую - по антич. образцу (Мелетий Смотрицкий), силлабическую- по польскому образцу (Симеон Полоцкий и др.) и силлабо-тоническую - по нем. образцу; наибольшее распространение получает силлабич. стих, но к сер. 18 в. его вытесняет силлабо-тонич. и он почти полностью исчезает из практики. Основы рус. силлаботоники вырабатываются в 1735-43 В. К. Тредиаковским и M. В. Ломоносовым; после этого она господствует в рус. поэзии почти безраздельно до кон. 19 в., за её пределы выходят лишь немногочисл. эксперименты с имитациями антич. и нар. стихотворных размеров (гекзаметр, стих "Песен западных славян" А. С. Пушкина и др.). Эволюция рус. силлаботоники на протяжении 18-19 вв. идёт в направлении всё более строгой нормализации - ритмич. тенденции стремятся стать доминантами, доминанты - константами: всё шире распространяются 3-сложные размеры (дактиль, амфибрахий, анапест), сравнительно бедные ритмич. вариациями, а 2-сложные размеры (ямб, хорей) сокращают количество употребительных ранее ритмич. вариаций; как реакция на это на рубеже 19-20 вв. возникает противоположная тенденция к ослаблению и расшатыванию стиховой организации. Силлабо-тонич. С. сохраняет господствующее положение, однако рядом с ним развиваются формы стиха, промежуточные между силлаботоникой и тоникой (дольник, тактовик), формы чисто-тонич. С. (акцентный стих) и свободный стих - явление, характерное и для совр. стихосложения. Насколько характерно такое чередование тенденций к строгости ритма (досиллабич. стих - силлабич. стих - силлаботоника 18 в.- силлаботоника 19 в.) и к расшатанности ритма (силлабоюника 19 в.- силлаботоника и тоника 20 в.) для внутр. законов эволюции всякого С.,- при нынешнем состоянии сравнительного стиховедения ещё трудно сказать.

Лит.: Жирмунский В., Теория стиха, Л., 1975; Томашевский Б., О стихе, Л., 1929; его же, Стих и язык, М. -Л., 1959; Якобе он Р.. О чешском стихе преимущественно в сопоставлении с русским, Берлин, 1923; evr о ж е, Metrika, в кн.: Ottuv Slovnik Naucny. Nove Doby, Dodatky, d. 4, sv. 1, Praha, 1936; его ж е, Studies in comparative Slavic Metrics, "Oxford Slavonis Papers", 1952, v. 3; T a p aH о в с к и К., Руски дводелни ритмови, Београд, 1953; Тимофеев Л. И., Очерки теории и истории русского стиха, M., 1958; Квятковский А. П., Поэтический словарь, M., 1966; Холшевников В., Основы стиховедения. Русское стихосложение, 2 изд., Л., 1972; Гаспаров M., Современный русский стих. Метрика и ритмика, M., 1974; Гончаров Б-, Звуковая организация стиха и проблемы рифмы, M., 1973; Колмогоров А., Прохоров А., К основам русской классической метрики, в кн.: Содружество наук и тайны творчества, M., 1968; Теория стиха. Сб. ст., под ред. В. Жирмунского и др., Л., 1968; Ш т о км а р M-, Исследования в области русского народного стихосложения, M., 1952; С НЛ о р е н к о Г., В!ршування в украшськш тптератур!, Кшв, 1962; Хамраев M., Основы тюркского стихосложения, Алма-Ата, 1963; Мамонов А. И., Свободный стих в японской поэзии, M., 1971; Проблемы восточного стихосложения, Сб. ст., под ред. И. Брагинского и др., M., 1973; Денисов Я., Основания метрики у древних греков и римлян, M., 1888; Яна киев M., Българско стихознание, София, 1960; Ш то км а р M., Библиография работ по стихосложению, M-, 1933 (доп. в журн. "Литературный критик", 1936, № 8 - 9); Versification: major language types, ed. by W. K. Wimsatt, N. Y., 1972; H r a b a k J., Uvod do teorie verse, Praha, 1970; Poetyka. Zarys encyklopedyczny, dz. 3, t. 2- Wiersz. Podstawowe kategorie opisu, pod. red. J. Woronczaka, Warsz., 1963; H e u s 1 e r A., Deutsche Versgeschichte, Bd 1 - 3, В.- Lpz., 1925-29; Grammont M., Le vers francais, ses moyens d'expression, son harmonie, 4 ed., P., 1937; Poetics. Poetyka. Поэтика, т. 1-2, Warsz., 1961-66. M. Л. Гаспаров.


СТИХОТВОРЕНИЕ, написанное стихами художеств, произведение, сравнительно небольшое по объёму; организовано по правилам, в соответствии с к-рыми производится построение стихотворной речи в той или иной системе стихосложения. В силу особой по сравнению с прозаич. произв. композиционно-ритмич. упорядоченности (см. Поэзия и проза) в С. каждый его отд. элемент и вся конструкция в целом получают повышенную смысловую нагрузку. В зависимости от содержательной и композиц. структуры выделяются разные типы и жанры С.- напр., ода, элегия, баллада и т. д. С. изображает обычно краткий, но напряжённо-существенный , содержательный момент человеческой жизни и жизни природы, передаёт "концентрированную душевную настроенность" (Г. Гегель). В 19- 20 вв. С. как поэтич. структура осознаётся преим. как форма лирики и противостоит др. стихотворным жанрам, напр, рассказу в стихах и поэме.

Лит.: Жирмунский В. M., Композиция лирических стихотворений, в его кн.з

Теория стиха, Л., 1975; Гинзбург Л., О лирике, 2 изд., Л., 1974. В. А. Сапогов.

СТЛАНИКИ, стелющиеся кустарники, кустарники с горизонтальными или приподнимающимися осевыми побегами, к-рые долго растут в высоту (длину) и ограниченно - в толщину, поэтому стебли и ветви их очень эластичны. Продолжительность жизни С. нередко до 1000 лет и более. С. вместе со стелющимися деревьями - стланцами и стелющимися кустарничками - стланичками составляют особый морфогенетич. ряд жизненных форм древесных растений. Стелющиеся формы образовались в процессе приспособления к условиям, неблагоприятным для роста прямоствольных деревьев и кустарников. В субарктич., субантарктич. р-нах, в горах умеренного и тропич. поясов, на океанич. побережьях С., стланцы и стланички выступают осн. образователями растит, покрова (криволесье горной сосны, кедрового стланика, ерники, ивняки, вере-щатники и др.); им принадлежит здесь и важная почвозащитная роль. В мировой флоре св. 1000 видов древесных растений (из них в СССР ок. 200) с генетически закреплённой стелющейся формой. MH. виды лесных деревьев (лиственница, бук и др.) образуют стланцеподобные формы на верхних (в горах) и сев. пределах леса. В. Г. Колищук.

СТО, орган CHK РСФСР (с 6 июля 1923- CHK СССР);_см. Совет труда и обороны.

"СТО ДНЕЙ", время вторичного правления Наполеона I во Франции (20 марта - 22 июня 1815) после его бегства с о. Эльба (к-рый был предоставлен ему в апр. 1814 в пожизненное владение). 1 марта 1815 Наполеон I высадился на юж. побережье Франции. Широкие слои населения, недовольные реакционной политикой восстановленных в 1814 на престоле Бурбонов, оказали ему поддержку. Бурбонам не удалось организовать сопротивление продвижению отряда Наполеона I, на сторону к-рого переходили посланные против него войска. 20 марта Наполеон I вступил в Париж. Против восстановленной наполеоновской империи выступила 7-я антифранц. коалиция европ. гос-в. В сражении при Ватерлоо (18 июня) армия Наполеона была разгромлена английскими и прусскими войсками. 22 июня Наполеон вторично отрёкся от престола.

"СТО ДНЕЙ РЕФОРМ", период умеренных бурж. реформ в Китае в кон. 19 в. Начался 11 июня 1898 с издания маньчжурским имп. Цзай Тянем (назв. годов правления - Гуансюй) указа "Об установлении основной линии государственной политики" и окончился 21 сентября того же года, когда вдовствующая императрица Ехонала (Цыси) произвела дворцовый переворот и отменила реформы. Продолжался фактически 103 дня. Императорский указ от 11 июня, изданный по настоянию кит. буржуазно-помещичьей партии реформ, руководимой Кан Ю-вэем, конкретно призывал лишь к проведению преобразований в области просвещения; тем не менее в нём выражалась решимость бороться с консервативными сановниками и проводить политику реформ. Цзай Тянь привлёк группу молодых реформаторов - учеников и единомышленников Кан Ю-вэя для разработки серии указов о реформах. В общей сложности было издано св. 60 указов, к-рые касались системы образования, стр-ва жел. дорог, з-дов и ф-к, модернизации с. х-ва, развития внутр. и внеш. торговли, реорганизации вооружённых сил, чистки гос. аппарата и т. д. Эти реформы объективно были направлены на создание условий для капиталистич. развития Китая. Однако указы издавались в большой спешке, не разъяснялись населению, саботировались придворными кругами и феод, бюрократией и пс сулеству остались на бумаге. Чтобы сломить сопротивление реакционной маньчжуро-китайской придворной клики, руководитель лев. крыла реформаторов Тань Сы-тун с ведома Цзай Тяня готовил устранение её лидеров, однако заговорщиков предал ген. Юань Ши-кай. Цзай Тянь был арестован, а руководители реформаторов казнены без суда и следствия, за исключением Кан Ю-вэя, Лян Ци-чао и Ван Чжао, к-рым удалось скрыться за границу. Суровые репрессии обрушились на всех участников движения за реформы. После поражения реформаторов стало быстро развиваться революц.-демократич. направление нац.-освободительной борьбы кит. народа, руководимое Сунь Ят-сеном.

Лит.: Тихвинский С. Л., Движение за реформы в Китае в кон. XIX в. и Кан Ю-вэй, M., 1959; Усюй бяньфа (Реформы 1898 г.), т. 1-4, Шанхай, 1957.

С. Л. Тихвинский.


"СТО НОВЫХ НОВЕЛЛ" ("Cent nouvelles nouvelles"), памятник французской повествоват. прозы. Возник как параллель к итал. сб. "Сто древних новелл" и под влиянием перевода на франц. яз. "Декамерона" Дж. Боккаччо. Созданный при дворе бургундского герцога Филиппа Доброго в Жемапе (ок. Брюсселя), сб. "С. н. н." датируется 1462. Авторство его точно не установлено; вероятнее всего это плод коллективного творчества. В сб. реалистически обрисована гор. жизнь на исходе средневековья; мн. новеллы повествуют о проделках неверных жён, о лицемерии монахов. Чувствуется зависимость от ср.-век. жанров-фаблио и др.; сюжеты близки к анекдоту, незамысловаты, прямолинейны. Вместе с тем ощущаются веяния эпохи Возрождения- интерес к земным делам человека, чётко выраженный антиаскетизм.

И з д.: Les cent nouvelles nouvelles, publ. par P. Champion, М. 1 - 2, P., 1928; то же, ed. par F. P. Sweetser, Gen., 1966;в рус. пер. - Сто новых новелл, СПБ, 1906.

Лит.: Олевская В. В., "Сто новых новелл" - первый сборник французской новеллы, "Уч. зап. МГПИ им. В. И.Ленина", 1969, №324; R as muss en J., La prose narrative francaise du XV siecle, Cph., 1958; D u b u i s R., Les Cent nouvelles nouvelles et Ia tradition de Ia nouvelle en France au Moyen age, [Saint-Martin d'Heres (Isere)], 1973. А. Д. Михайлов.

СТОГ, масса плотно сложенного сена, соломы (иногда снопов), к-рой придана округлая форма. Высота С. 5-7 м, окружность у основания 12-20 м.

"СТОГЛАВ", название церковного собора 1551, принявшего решения из ста глав; см. Стоглавый собор.

СТОГЛАВЫЙ СОБОР, церк. собор с участием царя Ивана IV и представителей Боярской думы, заседавший в Москве в янв.- февр. 1551 (окончат, завершение работ С. с. относится к маю 1551). Своё назв. получил от сборника соборных решений, поделённого на 100 глав,- "Стоглав". С. с. был созван по инициативе пр-ва, к-рое стремилось поддержать церковь в борьбе с антифеод. еретич. движениями и одновременно подчинить её светской власти. С. с. провозгласил неприкосновенность церк. имуществ и исключит, подсудность духовных лиц церк. суду. По требованию церк. иерархов пр-во отменило подсудность духовных лиц царю. В обмен на это члены С. с. пошли на уступки пр-ву в ряде др. вопросов (запрещение монастырям основывать новые слободы в городах и т. д.). Решениями С. с. были унифицированы церк. обряды и пошлины на всей терр. России, регламентированы нормы внутрицерк. жизни с целью повышения образовательного и морального уровня духовенства и правильного исполнения им своих обязанностей (предусматривалось создание уч-щ для подготовки священников); был установлен контроль церк. властей над деятельностью книжных писцов и иконописцев и т. д. На протяжении 2-й пол. 16-17 вв. "Стоглав" наряду с Номоканоном являлся осн. ко дексом правовых норм внутр. жизни духовного сословия и его взаимоотношений с обществом и гос-вом (имеется неск. рукописных редакций "Стоглава").

Публ.: Макарьевскнй Стоглавник, в кн.: Tp. Новгородской губернской ученой архив-вой комиссии, в. 1, Новгород, 1912.

Б. H. Флоря.


СТОГОВОЗ, одноосный тракторный прицеп самосвального типа для механизированной погрузки, транспортировки и выгрузки стогов сена и соломы массой до 6 т и частей скирд, отрезанных скирдорезом. На прицепе можно перевозить и др. с.-х. грузы. Для использования прицепа в качестве С. (рис.) откидывают боковые борта платформы, снимают передний борт и устанавливают удлинители пальцевого бруса, подхватывающие пальцы и прижимную рамку.

Стоговоз: / - платформа; 2 - подхватывающие пальцы; 3 - колёсный ход; 4 - прижимная стенка.

Надставными бортами увеличивают площадь платформы. Для погрузки стога и разгрузки платформы подхватывающие пальцы опускают на землю. Стог грузят на платформу и стаскивают с неё погрузочно-разгрузочной сеткой. Перед перевозкой стог обвязывают тросом. С. агрегатируют с трактором класса 3 тс.

СТОГОМЕТАТЕЛЬ, машина для укладки сена и соломы в стога или скирды, а также для погрузки копен в трансп. средства. С. можно использовать и для погрузки навоза, силоса, зерна, минеральных удобрений, штучных грузов. Для этого С. оборудуют сменными рабочими органами - вилами, ковшом, крюком. С. разделяют на тракторные полунавесные и навесные с грабельным аппаратом, крановые моторные передвижные с поворотной или неповоротной платформой и захватывающим устройством, перекидные и элеваторные. В СССР иепользуют навесные С. (рис.) с грабельной решёткой, агрегатируемые с трактором класса 1,4 тс.

Стогометатель: 1 - грабельная решётка; 2 - захватывающее устройство; 3 - сталкивающая стенка; 4 - гидроцилнндры подъёма.


СТОДОЛА (Stodola) Аурель (10.5.1859, Липтовски-Микулаш, ныне ЧССР,- 25. 12.1942, Цюрих), словацкий инженер и учёный-теплотехник. В 1878 окончил Будапештский политехнич. ин-т, в 1881 - Высшую технич. школу в Цюрихе. В 1883-84 слушал лекции в Берлинском и Парижском ун-тах и в Высшей технич. школе в Берлине. В 1884-92 работал на маш.-строит, з-дах. В 1892-1929 проф. Высшей технпч. школы в Цюрихе.

Осн. труды С. по термодинамич. и аэрогидродинамич. теории и расчёту паровых и газовых турбин, а также по теории автоматнч. регулирования и теории циркуляции в центробежных компрессорах. С. изучал работу сопел при переменных режимах, исследовал преобразование энергии на рабочих лопатках турбин, утечки пара через лабиринтные уплотнения, переохлаждение пара при истечении. Предложил ннж. методы расчёта колебаний и расчёта на прочность лопаток, дисков, валов и роторов быстроходных паровых турбин (турбин Лаваля), распространил методы расчёта регуляторов прямого действия И. А. Вышнеградского на системы непрямого регулирования. В связи с исследованием устойчивости систем регулирования поставил (нач. 1890-х гг.) математич. проблему, получившую позже наименование проблемы Гурвица (см. Гурвица критерий).

Соч.: Принцип регулирования Сименсов и американские инерционные регуляторы, в сб.: Максвелл Д. К., Вышнеградский И. А., Стодола А., Теория автоматического регулирования, M., 1949.

Лит.: Аурель Стодола (1859-1942). (Краткий биографический очерк), в сб.: Максвелл Д. К., Вышнеградс к и и И. А., С т о д о л а А., Теория автоматического регулирования, M., 1949 (имеется лит.).


СТОДОЛА (Stodola) Иван (р. 10.3.1888, Липтовски-Микулаш, ныне ЧССР), словацкий писатель, драматург. По профессии врач. Окончил мед. ф-т Будапештского ун-та. Литературную деятельность начал в 1925. Пьесы С. кон. 20-х - нач. 30-х гг. ("Наш господин министр", 1927; "Жена пастуха", 1928; "Чай у „пана сенатора", 1929, рус. пер. 1958; "Йожко Пучик и его карьера", 1931; "Банкирский дом Кэвич и К°", 1936, и др.) способствовали формированию словацкого проф. театра. Развивая сатирические традиции нац. лит-ры 19 в., С. в комедиях высмеивает приспособленчество, жажду обогащения, узость мещанских идеалов, в отд. случаях поднимаясь до критики обществ, устоев. Реалистич. драматургию С. отличают народность, яркое комедийное мастерство. В 30-е гг. С. обращается к нац.-патриотич. теме (ист. трагедия "Король Сватоплук", 1931; драма "Марина Гавранова", 1942), в комедиях 40-х гг. ("Когда юбиляр плачет", 1940, и др.) разоблачает марионеточный режим в оккупированной Словакии. В послевоен. годы написаны драмы "Поэт и смерть" (1946) и "Ян Панкрац" (1958).

Соч.: Divadelne hry, sv., 1 - 3, Brat., 1956-58 (BT. 1 вступ. ст. P i s u t M., Ivan Stodola a jeho dramaticke delo); BoIo, ako bolo. Mozaika spomienok, Brat., 1965.

Лит.: Зайцева А. А., Иван Стодола, в кн.: История словацкой литературы, M., 1970. А. А. Зайцева.

СТОЖАРЫ, русское народное название звёздного скопления Плеяд.

СТОЖКОВСКОЕ, посёлок гор. типа в Донецкой обл. УССР. Подчинён Шахтёрскому горсовету. Расположен в 13 км от ж.-д. ст. Рассыпная (на линии Иловайское - Чернухино). Добыча угля.

СТОИЛОВ (Stoilov) Симион (14.9.1887, Бухарест,- 4.4.1961, там же), румынский математик, чл. Румынской академии. С 1949 первый директор
Ин-та математики Румынской академии. Осн. работы по топологич. теории функций комплексного переменного.

Соч. в рус. пер.: Теория функций комплексного переменного, т. 1-2, M., 1962; Лекции о топологических принципах теории аналитических функций, M., 1964.

СТОИМОСТИ ЗАКОН, объективный экономич. закон товарного произ-ва, регулирующий обмен товаров в соответствии с количеством затраченного на их произ-во общественно необходимого труда, т. е. по их обществ, стоимости. В условиях товарного производства, основанного на частной собственности на средства произ-ва, когда в обществе господствует анархия и конкуренция, С. з. выступает как стихийный регулятор всего обществ, произ-ва. Регулирующий механизм С. з. заключается в колебании цен, в их отклонении от обществ, стоимости в результате конкурентной борьбы, под влиянием спроса и предложения. Превышение рыночной цены над стоимостью стимулирует рост предложения, а следовательно,- увеличение пропз-ва товаров. Отклонение рыночной цены ниже стоимости вызывает сокращение произ-ва товаров. "Каким бы образом ни устанавливались и ни регулировались первоначально цены различных товаров по отношению друг к другу, движение их подчиняется закону стоимости" (M арке К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 25, ч. 1, с. 194). Когда уменьшается рабочее время, затрачиваемое на произ-во товара, цены падают, когда оно увеличивается - повышаются при прочих равных условиях и цены. Рыночная стоимость товаров является "центром тяготения", вокруг к-рого колеблются цены. Стихийное колебание цен вокруг стоимости неизбежно вызывает разорение осн. массы средних и мелких товаропроизводителей, превращение их в лишённых средств произ-ва пролетариев, вынужденных наниматься к владельцам предприятий. В то же время небольшое число товаропроизводителей обогащается и превращается в капиталистов, эксплуататоров чужого труда. Те товаропроизводители, индивидуальные затраты к-рых оказываются выше общественно необходимых, разоряются, те, у кого ниже,- обогащаются. Положение товаропроизводителей, имеющих индивидуальные затраты на уровне общественно необходимых, неустойчиво: с прогрессом производит, сил и, следовательно, со снижением общественно необходимых затрат труда, они, как правило, разоряются. С. з. в частном товарном произ-ве приводит к расслоению товаропроизводителей. В условиях стихийного товарного х-ва С. з. играет большую роль в росте и совершенствовании произ-ва, повышении производительности труда, в снижении стоимости товаров, ибо его действие побуждает товаропроизводителей к снижению индивидуальных затрат труда по сравнению с общественно необходимыми. Стихийное действие С. з. ведёт к обострению антагонистич. противоречий товарного х-ва. При капитализме С. з. модифицируется в закон цены производства. "Так как совокупная стоимость товаров регулирует совокупную прибавочную стоимость, а эта последняя регулирует - как общий закон, управляющий колебаниями, - высоту средней прибыли, а, следовательно, общую норму прибыли, то, очевидно, закон стоимости регулирует цены производства" (Mаркс К., там же, с. 197).

При социализме, экономическую основу которого составляет обществ, собственность на средства произ-ва, С. з. действует в новых условиях; он подчинён системе экономич. законов социализма и планомерно используется обществом, в силу чего меняются содержание и формы его проявления. Этот закон не является регулятором обществ, произ-ва. Действие его проявляется прежде всего в необходимости стоимостной формы учёта затрат труда, поскольку при социализме сохраняются товарно-денежные отношения. Через установление плановых цен предприятия ориентируются на общественно необходимые затраты труда и стимулируется снижение этих затрат. Планомерно используя С. з., социалистич. общество исходит из нар.-хоз. эффективности произ-ва. Распределение обществ, труда и средств произ-ва между отраслями осуществляется с целью достижения наиболее полного удовлетворения материальных потребностей и всестороннего развития всех членов общества. С. з. используется социалистич. обществом и для ускорения технич. прогресса, к-рый обеспечивается тем, что в руках нар. гос-ва централизуется подавляющая часть прибавочного продукта. Система ценообразования связана с рациональными отклонениями цены от стоимости, что отражает объективную необходимость действия С. з. Поскольку всё произ-во и распределение происходят планомерно, изменения величины стоимости, вызываемые сдвигами в производительности труда, сами по себе не регулируют пропорции в нар. х-ве. Социалистич. общество определяет пропорции нар. х-ва прежде всего исходя из основного экономического закона социализма и закона планомерного, пропорционального развития (см. Планомерного, пропорционального развития народного хозяйства закон). Общество учитывает, что величина стоимости лежит в основе цен товаров, а цены оказывают стимулирующее воздействие на произ-во. Однако

С. з. не противостоит планомерности, а является элементом планомерной экономики, ибо сама стоимость складывается под регулирующим воздействием общества. Роль С. з., так же, как и товарно-денежных отношений, исторически ограничена. С исчезновением товарно-денежных отношений, с переходом общества к учёту обществ, труда непосредственно в рабочем времени исчезнет С. з. Лит. см. при статьях Стоимость, Товар. О. В. Катихин.


СТОИМОСТЬ, воплощённый в товаре и овеществлённый в нём общественный труд товаропроизводителей. С.- обществ, свойство вещи, к-рое она приобретает в определённых история, условиях - при наличии товарного производства. С. создаётся в произ-ве, проявляется в обмене, когда произведённый товаропроизводителем товар приравнивается к другим товарам. Товаропроизводители связаны между собой системой обществ. разделения труда и потому работают друг на друга, в силу чего их труд приобретает обществ, характер. Отличаясь друг от друга как потребительные С., обмениваемые товары имеют одно общее свойство, а именно - они продукты труда, на их произ-во затрачен труд, образующий их С. Определённая пропорция, в к-рой одни товары обмениваются на другие, наз. меновой С. T. о., С. внешне проявляется в акте обмена, т. е. в меновой С., потребительная С. товара (полезность вещи) становится носителем меновой С.

Величина С. товара определяется количеством труда, общественно необходимого для его произ-ва, и измеряется рабочим временем. T. к. разные товаропроизводители затрачивают на произ-во одного и того же товара неодинаковое количество труда (времени), товары имеют различную индивидуальную С. Но поскольку С. воплощает обществ, труд, величина обществ, (рыночной) С. не может определяться индивидуальными затратами труда. Обществ. С. определяется общественно необходимым рабочим временем, т. е. временем, затрачиваемым на изготовление товара при данных общественно нормальных условиях произ-ва и среднем в данном обществе уровне умелости и интенсивности труда, или временем, затрачиваемым на произ-во осн. массы товаров данного вида. В условиях частной собственности пропорции в обмене товаров стихийно регулируются общественно необходимыми затратами труда (рабочего времени) в процессе конкурентной борьбы (см. Конкуренция). На величину С. оказывает влияние и степень сложности труда. Величина С. измеряется затратами простого труда, к выполнению к-рого способен любой работник, не получивший спец. подготовки. В процессе обмена разнообразных товаров происходит редукция (сведение) всех видов сложного труда к простому (см. Редукция труда). В результате сложный труд выступает как умноженный простой труд, и каждый час сложного труда в обмене приравнивается к большему количеству простого труда.

Начало теории трудовой С. было положено У. Петти, А. Смитом и Д. Рикардо. Но эта теория была научно обоснована, наиболее последовательно и всесторонне, со всеми вытекающими социальными и классовыми выводами разработана К. Марксом. Бурж. вульгарная политич. экономия пыталась и пытается опровергнуть теорию трудовой С. В бурж. экономич. науке, напр., широко распространена трактовка меновой С. как выражения потребительной С. Согласно этой концепции, меновые пропорции товаров определяются не затраченным обществ, трудом, ? якобы потребительной С. товара (см. Предельной полезности теория). Другая, не менее распространённая теория С.- это теория, согласно к-рой С. является результатом действия трёх факторов произ-ва - труда, капитала и земли (см. Производительности теории). В действительности количество общественно необходимого труда, затраченного на производство товара, определяет его С. и те пропорции, в которых один товар обменивается на другой. "...Чем больше производительная сила труда, тем меньше рабочее время, необходимое для изготовления известного изделия, тем меньше кристаллизованная в нем масса труда, тем меньше его стоимость" (M арке К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 49). Теория трудовой С., разработанная Марксом, послужила основой его теории прибавочной стоимости.

Ранней стадии обмена, когда он носил случайный характер, соответствовала простая, единичная, или с л у ч а йн а я, форма С.; товар, выражавший свою С. в др. товаре, выступал в относит, форме С., товар, к-рый выражал С. др. товара, находился в эквивалентной форме С., т. е. являлся эквивалентом первого товара. Относительная форма С. отражает прежде всего однородность обмениваемых товаров как продуктов человеческого абстрактного труда. На стадии случайного обмена роль эквивалента выполняет один, случайный товар. С первым крупным обществ, разделением труда - отделением скотоводства от земледелия - обмен стал более регулярным, скот систематически обменивался на др. товары, к-рые выступали не как случайные, а как особенные эквиваленты, к к-рым он приравнивался. Этой стадии обмена соответствовала полная, или развёрнутая, форма С., при к-рой один товар выражал свою С. в целом ряде др. товаров. По мере того, как обмен становился регулярным, развёрнутая форма С. превращалась постепенно во всеобщую, когда из товарного мира стихийно выделился один товар, ставший эквивалентом всех др. товаров, т. е. всеобщим эквивалентом. Роль всеобщего эквивалента играл только один товар, в к-ром все товары выражали свою С. единообразно. Всеобщий эквивалент обладает свойством всеобщей обмениваемости. Функцию всеобщего эквивалента в зависимости от конкретных условий произ-ва выполняли различные товары: скот, шкуры диких зверей, рыба и т. д. Когда обмен вышел за рамки местного рынка, возникла необходимость в закреплении функции всеобщего эквивалента лишь за одним товаром, к-рый стал деньгами. Этой стадии обмена соответствовала денежная форма С. Роль денег первоначально выполняли различные товары, но окончательно она закрепилась за одним товаром - золотом, к-рое в силу своих свойств наиболее подходит к выполнению роли денег. С возникновением денег С. всех товаров выражается в деньгах, тем самым товары приобрели цену. На рынке под влиянием спроса и предложения цена колеблется вокруг С. (см. Стоимости закон).

С. товара выражает С., созданную прошлым трудом и перенесённую конкретным трудом на данный товар с потреблённых средств произ-ва, и новую (вновь созданную) С., присоединённую живым трудом к товару в данном производств, процессе. С ростом технич. оснащённости производства при общем снижении С. единицы продукции доля в ней прошлого труда относительно возрастает, а доля вновь созданной стоимости уменьшается. В каждой обществснно-экономич. формации, где существует товарное произ-во, соотношение прошлой и вновь созданной С. выражает специфич. для данной формации производств, отношения. В условиях капитализма С. состоит из: постоянного капитала (с), потреблённого в процессе произ-ва данного товара; переменного капитала ([$\nu$]) - часть вновь созданной стоимости, к-рая эквивалентна стоимости рабочей силы, потреблённой в процессе произ-ва; прибавочной стоимости (m)- часть вновь созданной стоимости, безвозмездно присваиваемой капиталистами. Обществ. С. товара совпадает с действит. обществ, издержками производства, но отличается от капиталистич. издержек произ-ва на величину прибавочной С. В условиях развитого капитализма в результате стихийного перераспределения прибавочной стоимости и выравнивания прибыли в среднюю прибыль С. товаров превращается в цену производства.

При социализме С. выражает социалистич. производств, отношения; формирование и использование её происходят в условиях господства обществ, собственности на средства произ-ва, планомерной организации обществ, произ-ва. В социалистич. обществе потребит. С. становится непосредственно общественной, т. е. предназначена для планомерного удовлетворения растущих потребностей общества. Органическое единство С. и потребительской С. проявляется в планировании производства и реализации продукции как в натуральном, так и в денежном выражении, в использовании стоимостных форм для учёта и оценки затрат обществ, труда, контроля за произ-вом, распределением и обменом материальных благ, организации материального стимулирования, повышения эффективности произ-ва. С. выражает С. потреблённых средств произ-ва (затраты прошлого, овеществлённого труда), С. необходимого продукта и С. прибавочного продукта (затраты живого труда). В условиях социалистич. экономики различают С. и себестоимость продукции. Разница между ними - чистый доход предприятия, или прибыль. С. через плановую цену выступает как ориентир для отд. предприятий, показывающий средний уровень обществ, производительности труда. Снижение обществ. С. единицы продукта достигается путём снижения индивидуальной С. на отд. предприятиях в результате роста производительности обществ, труда. Те предприятия, к-рые производят продукты с затратами ниже общественно необходимых, получают большую прибыль, за счёт части к-рой по установленным гос-вом нормативам они образуют фонды экономического стимулирования. Социалистич. общество заинтересовано в уменьшении С. единицы продукции, т. к. это обеспечивает необходимые средства для развития произ-ва и повышения жизненного уровня народа. Образование С. в условиях социализма - объективный процесс, планомерно организуемый в масштабах всего общества. Социалистич. гос-во, установив потребность в том или ином продукте, его обществ, значимость, определяет, на каких предприятиях этот продукт должен быть изготовлен и в каком количестве; оно планирует затраты труда и средств произ-ва на каждом предприятии, организует выполнение этого плана и тем самым воздействует на величину общественно необходимого рабочего времени, добиваясь его снижения. Изменения величины С. в условиях социализма являются результатом сознательной деятельности людей, планируемой и направляемой социалистич. гос-вом. С.- историч. категория, существование к-рой связано с товарно-денежными отношениями, преодолеваемыми при полном коммунизме.

Лит.: Маркс К., Капитал, т. 1, гл. 1 - 3. Соч., т. 23; Ленин В. И., Карл Маркс, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 26, с. 60 - 62; Розенберг Д. И., Комментарии к 1-му тому "Капитала" К. Маркса, M., 1961; Закон стоимости и его использование в нар. хозяйстве СССР, M., 1959; Закон стоимости и его роль при социализме, M., 1959; Товарно-денежные отношения в системе планомерно организованного социалистического производства, M., 1971. См. также лит. при ст. Товар. А. А. Сергеев.

СТОИМОСТЬ РАБОЧЕЙ СИЛЫ, см. в ст. Рабочая сила.

СТОИЦИЗМ (от греч. stoa - портик), одно из главных течений эллинистич. и рим. философии -наряду с эпикурейской школой и скептицизмом. Филос. школа стоиков получила своё название от "живописной Стой" - афинского портика, где она помещалась.

Первый период С. (3-2 вв. до н. э.) - т. н. Древняя Стоя. Его основатели - Зенон из Китиона, Клеавф из Асса, Хрисипп Солский и их ученики. Эта первая, классич. форма С. отличалась крайней жёсткостью и ригоризмом этич. учения, смягчение к-рого относится ко второму периоду С. (2-1 вв. до н.э.) - т.н. Средней Стое. Гл. представителями её являются Панеций и Посидоний, использовавшие методы Платона и Аристотеля, так что этот период получил название стоич. платонизма. К этому же времени относится и римский С. Третьим периодом С. (1-2 вв. н. э.) - т. н. Поздней Стоей, для к-рой характерна тенденция к сакрализации, считается стоич. платонизм Сенеки, Эпиктета, Марка Аврелия и др. В дальнейшем С. эволюционировал в направлении неоплатонизма и в конце концов растворился в нём.

С. впервые ввёл строгое разделение философии на логику, физику и этику. В физике стоики реставрировали космологизм Гераклита и его учение об огне как первоначальной стихии, из к-рой истекает всё существующее в результате её превращения в другие стихии. Первоогонь - это, по терминологии стоиков, пневма, "дух", "дыхание", к-рое разливается в мире и создаёт все вещи вплоть до человека и животных, остывая в неорганич. природе. Первоогонь, а также имманентно присущий ему логос истекают с бесконечно разнообразной степенью бытийной напряжённости; материя, будучи тождественной логосу, также отличается бесконечно разнообразной степенью грубости или тонкости. Она различна в неодушевлённых и одушевлённых существах, в человеческой душе, в природе, космосе и в самих богах. Первоогонь-логос - это художественно-творческий огонь, разумно созидающий мир и управляющий им, так что стоики назвали его "провидением". Каждый человек - одно из бесчисленных перевоплощений космического первоогня-пневмы, и этим обосновывалось внутр. бесстрастие человека. Всё существующее - телесно, включая людей, богов, любые свойства души. Нек-рые из стоиков объявили нетелесным пустое пространство, место, время и предметы высказывания. В целом материализм стоиков резко отличался от материализма греч. классики своей телеологией, провиденциализмом и фатализмом. Художеств, первоогонь изливается "сперматич. логосами", или "осеменяющими идеями", пронизывающими весь космос ("всецелое смешение") и образующими т. н. космич. "симпа-, тию" - всеобщую взаимопроницаемость и взаимопревращаемость. Гераклитовскую идею периодич. воспламенения космоса и очищения его стоики сочетали с учением об абсолютной повторяемости вещей, лиц, событий и всего космоса после каждого мирового пожара.

В этике своим ригоризмом стоики были близки к киникам, но не разделяли их презрения к науке и культуре. Стоики проповедовали идеал мудреца, к-рый любит свой рок (amor fati - "любовь к року"); творческий "огонь", "провидение" и "рок" - одно и то же. Не понимающий этого тщетно волнуется и страдает, любя себя, а не свою судьбу, кроме к-рой ничего не существует. Глупость - это сумасшествие, состояние, свойственное подавляющему числу людей. Человек - высшее н наиболее разумное существо природы, его добродетель - практич. "мудрость", или "сила духа", к-рая, по платоновскому образцу, мыслится в виде четырёх основных добродетелей. Но человеку присущи и аффекты, вносящие смуту в его разум и подлежащие искоренению из его души. Отсюда осн. категории стоич. этики - бесстрастие, или отсутствие аффектов (апатия), непоколебимая моральная чвыпрямленность" и "обязанность" как честно и посильно выполняемый долг. Все потребности заслуживают презрения, в этом заключается призыв стоиков к следованию природе, этой абсолютно бесстрастной, идеальной художнице жизни. Первоначальному С. присущ абсолютный ригоризм в морали. Мудрец может оказаться запутанным против своей воли в хаосе жизненных отношений. Если он не может разумно упорядочить этот хаос, то должен покончить с собой, т. к. это приобщит его к идеальной разумности мирового целого. По преданию, Зенон из Китиона и Клеанф кончили жизнь самоубийством; это утверждалось и о многих других стоиках древности.

Наконец, для стоиков весь космос, управляемый судьбой, есть мировое гос-во, а все люди - его граждане, или космополиты. Неумолимый "закон" царит в природе, человеке, обществе и гос-ве. Стоич. космополитизм, уравнивающий перед лицом этого мирового закона всех людей - свободных и рабов, греков и варваров, мужчин и женщин, знаменует значит, прогресс в развитии идеи человеческого равенства.

Стоики впервые ввели термин "логика ", к-рую они понимали как науку о словесном выражении. Стоич. логика делится на риторику и диалектику, а диалектика - на учение об "обозначающем" (поэтика, теория музыки и грамматика) и "обозначаемом", или "предмете высказывания", что напоминает формальную логику, поскольку неполное высказывание трактуется здесь как "слово", а полное - как "предложение". Такой же смысл имеют и относящиеся к "слову" четыре логич. категории: нечто (бытие и небытие), существенное свойство (общее и частное), случайное свойство и относительно случайное свойство (т. е. находящееся в соотношении с другими случайными свойствами). "Предложения" делились на простые, или категорические, и сложные, особенно гипотетические. Поскольку логика в С., будучи семантич. анализом слов и предложений, противопоставлялась учению о бытии, то она сводилась к анализу отношений, царящих в сознании и мышлении.

Стоич. учение о словах и предложениях оказало большое влияние на развитие антич. грамматики (Дионисий Фракийский, 1 в. до н. э., и др.).

Фрагменты: Stoicprum veterum frag-menta, hrsg. von H. V. Arnim, Bd 1-4, Stuttg , 1968; V o g e 1 С. J. d e, Greek philosophy, V. 3, Leiden, 1959, p. 44-183 (греч. текст и англ пер ); в рус. пер.- Стоики, пер. А. Ф. Лосева, в KH : История эстетики, т. 1, M., 1962, с. 137 - 47.

Лит.: Маркс К., Энгельс Ф., Из ранних произв., M., 1956 (имен, указатель); Гомперц Г., Жизнепонимание греческих философов и идеал внутренней свободы, СПБ, 1912, с. 175-227; История философии, т. 1, M., 1940, с. 283-304; Z е 1 1 e r Ed., Die Philosophic der Griechen, 5 Aufl-, Bd 3, Abt. 1, Lpz., 1923, S. 27-372, 572-609, 699-791; Barth P., Die Stoa, 6 Aufl, Stuttg., 1946; Sambursky S., Physics of the Stoics, L., 1959; Mates B., Stoic logic, Berk.- Los Ang., 1961; GoIdschmidt V., Le systeme stoicien et Г idee detemps, P., 1969; Rist J., Stoic philosophy, L., 1969 (лит. с. 290-95); P о h 1 e n z M., Die Stoa, Bd 1 - 2, Gbtt., 1970-72; F r ede M., Die Stoische Logik, Gott., 1974.

A. Ф. Лосев.


СТОЙБА, посёлок гор. типа в Селемджинском р-не Амурской обл. РСФСР. Расположен на правом берегу р. Селемд-жа (басе. Амура). Близ С.- добыча золота.

СТОЙБИЩЕ, то же, что тырло.

СТОЙКИЕ ОТРАВЛЯЮЩИЕ ВЕЩЕСТВА, см. Отравляющие вещества.

СТОЙЛОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЖИВОТHЫX, см. Содержание сельскохозяйственных животных.

СТОЙЛОВО-ЛАГЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЖИВОТНЫХ, см. Содержание сельскохозяйственных животных.

СТОК в гидрологии, стекание в моря и понижения рельефа дождевых и талых вод, происходящее как по земной поверхности - поверхностный сток, так и в толще почв и горных пород - подземный сток. Процесс С.- составное звено круговорота воды на Земле. T. о., С., являясь прежде всего продуктом климата, влияет на формирование рельефа, геохимич. процессы в земной коре, развитие почвенного покрова, распределение растительности и т.