загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна,окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ПРОМЫШЛЕННОМ, ЖИЛОМ И НЕ ТОЛЬКО...:
ПОНЯТИЯ:

МОНТАЖ (франц. montage - подъём установка, сборка, от monter - поднимать), сборка и установка сооружений конструкций, технологического оборудования агрегатов, машин (см. Сборка машин, аппаратов, приборов и др. устройств и готовых частей и элементов.
МОНТАЖ в строительстве - основной производственный процесс, выполняемый при возведении зданий и сооружений или и реконструкции, в результате которого устанавливают в проектное положение строительные конструкции, инженерное технологическое оборудование и др. МОНТАЖ технологического оборудования включает также присоединение его к источникам энергоснабжения системам очистки и удаления отходов оснащение приборами, средствами автоматизации и контроля
.


СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ в СССР, организационно обособленные производственно-хозяйственные единицы, основным видом деятельности которых является строительство новых, реконструкция, капитальный ремонт и расширение действующих объектов (предприятий, их отдельных очередей, пусковых комплексов, зданий, сооружений), а также монтаж оборудовани я. К государственным СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ относятся строительные и монтажные тресты (тресты-площадки, тресты гор. типа, территориальные, союзные специализированные тресты); домостроительные, заводостроительные и сельские строительные комбинаты; строительные, (монтажные) управления и приравненные к ним организации (напр., передвижные механизированные колонны, строительно-монтажные поезда и др.).
ПРОЕКТИРОВАНИЕ (от лат. projectus, буквально - брошенный вперёд), процесс создания проекта - прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния. Различают этапы и стадии ПРОЕКТИРОВАНИЯ, характеризующиеся определённой спецификой. Предметная область ПРОЕКТИРОВАНИЯ постоянно расширяется. Наряду с традиционными видами ПРОЕКТИРОВАНИЯ (архитектурно-строительным, машиностроительным, технологическим и др.) начали складываться самостоятельные направления ПРОЕКТИРОВАНИЯ человеко-машинных систем (решающих, познающих, эвристических, прогнозирующих, планирующих, управляющих и т. п.) (см. Система "человек и машина"), трудовых процессов, организаций, экологическое, социальное, инженерно-психологич., генетическое ПРОЕКТИРОВАНИЕ и др. Наряду с дифференциацией ПРОЕКТИРОВАНИЯ идёт процесс его интеграции на основе выявления общих закономерностей и методов проектной деятельности.
ПРОМСТРОЙПРОЕКТ, проектный институт в ведении Госстроя СССР. Находится в Москве. Организован в 1933. В составе института архитектурно-строительные и конструкторские отделы; ПРОМСТРОЙПРОЕКТ возглавляет объединение "Союзхимстройниипроект" с проектными институтами в Киеве, Ростове-на-Дону, Тольятти, Алма-Ате. Разрабатывает проекты (архитектурно-строительные и сан.-технич. части) производственных зданий и сооружений крупнейших промышленных предприятий автомобильной, машиностроит., металлургич., химич. и др. отраслей пром-сти; схемы генеральных планов пром. узлов и упорядочения существующих пром. районов; мероприятия по повышению уровня индустриализации строительтсва за счёт унификации и типизации зданий, сооружений и конструкций и внедрения эффективных строит. материалов; нормативные документы и методич. указания по проектированию пром. зданий и сооружений. Периодически публикует реферативную информацию "Строительное проектирование промышленных предприятий". Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1958)

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

нием выпуска традиционных материалов из стекла значит, развитие получило произ-во новых видов изделий, в т. ч. блоков, профильного стекла, ситаллов, шлакоситаллов, стемалита, облицовочной плитки, теплозащитного стекла, изоляторов, труб, стекловолокнистых материалов. Производство стекольных товаров в СССР характеризуется данными табл.1.

Табл. 1. - Динамика производства некоторых в и д о в стекольной продукции в СССР






1940


1950


1960


1970


1974



Оконное стекло, млн. мг


44,7


74,7


147,2


231,4


257,6



Армированное стекло, млн. м2


0,13


0,24


1,26


2,87


4,23



Узорчатое стекло, млн. м2


0,14


0,12


1,0


4,18


2,72



Профильное стекло, млн. м2


-


-


-


1,29


2,61



Стеклоблоки, млн. шт


-


-


3,1


40,2


48,6



Коврово-мозаичная плитка, млн. м2


-


-


-


1,46


3,74



Полированное стекло, млн. м2


0,35


0,26


3,91


8,10


17,3



Консервная тара, млн. шт


154


713


1021


2770


3588



Бутылки, млн. шт


553


570


1172


2326


2834



Сортовая посуда, млн. руб







20,0


50,3


137,1


275,0




Начиная с 50-60-х гг. С. п. получила значит, развитие и в др. социалистич. странах. Произ-во стекла в 1970 составило (тыс. т): в ЧССР - 876, ПНР - 844, НРБ - 478, СФРЮ - 319, CPP - 244, ВНР - 276. ПНР по количеству выпускаемого оконного стекла и ЧССР по произ-ву оконного стекла на душу населения занимают вторые места в мире. В НРБ, ВНР, ГДР освоено произ-во профильного стекла, стеклопакетов, в ВНР, ГДР, ПНР - стеклянных пустотелых блоков, ПНР имеет большие достижения в произ-ве технич. и химико-лабораторного стекла. Европ. социалистич. страны по темпам роста произ-ва оконного стекла опережают капиталистич. страны. Производство оконного стекла в нек-рых социалистич. странах характеризуется данными табл. 2.

Табл. 2. - Динамика выпуска оконного стекла (млн. м2) в некоторых социалистических странах

Страны


1960


1965


1970


1972


1973



НРБ ...


7,6


17,4


20,0


19,3


20,8



ВНР...


4,6


7,3


7,8


8,3


8,0



ГДР ...


16,1


21,3


21,0


22,1


23,5



ПНР...


22,5


32,6


48,5


54,9


56,0



CPP...


18,8


28,8


45,2


63,9


69,2



ЧССР ...


15,5


14,9


22,6


21,1


22,4



СФРЮ...


2,2


7,5


18,0


17,0


16,6




Среди капиталистич. стран 1-е место по произ-ву стекла занимают США. В 1970 произ-во стекла составило (тыс. т): в США - 10000; в Великобритании - 3214; в ФРГ - 3099; во Франции - св. 2400; в Японии - 1907; в Италии - 1800; в Бельгии - 855.

Лит.: Цейтлин M. А., Очерки по истории развития стекольной промышленности в России, M., 1939; Бреховских С. M., Стекло за рубежом. Производство и применение, M-, 1960; Стекольная промышленность, в кн.: Промышленность строительных материалов в СССР. 1917-1967, под ред. А. С. Болдырева, M., 1967; Б о нд а р е в К. Т., Стекло в строительстве, К., 1969. Б. И. Борисов, E. С. Семена.


СТЕКОЛЬНЫЕ РАБОТЫ, строит, работы, связанные с остеклением световых проёмов (окон, дверей, витрин, световых фонарей и др.) в зданиях и сооружениях. При С. р. применяют различные виды стекла (оконное, витринное, узорчатое, цветное и др.), а также стеклоблоки, стеклопакеты и пр. Обычно С. р. включают 2 осн. стадии: заготовку стёкол (раскрой их по размерам); установку и закрепление стёкол в остекляемых конструкциях.

В совр. полносборном стр-ве оконные и дверные блоки, как правило, поступают на строит, объекты с домостроит. комбинатов остеклёнными. При использовании стандартных унифицированных переплётов заготовка стёкол производится на стекольных з-дах. Раскрой и нарезку стёкол нестандартных размеров и др. подготовит, работы выполняют в основном в централизованных мастерских, оборудованных спец. раскройными столами, шаблонами, стеклорезами (алмазными, электрическими и пневматическими) и др.

Установку стёкол осуществляют различными способами в зависимости от вида остекления, материала остекляемых конструкций и т. п. При этом используют замазки (меловые, битумные, белильные и др.), мастики и упругие прокладки (из резины, каучука, пластмассы), предохраняющие стёкла от разрушения, вследствие деформации переплёта, а также герметизирующие фальцы переплёта. Стёкла в деревянных переплётах устанавливают на двойной замазке, крепят при помощи штапиков (раскладок) или металлич. шпилек и закреп, забиваемых в переплет спец. пистолетом-автоматом; в металлич. и железобетонных переплетах - с помощью штапиков на винтах, зажимов (кляммер) и т. п. с промазкой швов мастиками (герметпками) или на резиновых прокладках. Для монтажа крупноразмерных (напр., витринных) стёкол используют автопогрузчики, передвижные вышки и краны, оборудованные траверсами с вакуум присосами. Стеклоблоки устанавливают на цементном растворе, аналогично каменной кладке.

Лит.: К л о ч а н о в П. H., Э и д нн о в Ю. С., Малярные, стекотьные и облицовочные работы, M., 1964; Гннцевич E П., Завражин H. H., Передовые методы организации производства отделочных работ, М. 1975. H. H. Завражин.

СТЕКОЛЬНЫЙ, посёлок гор. типа в Xaсынском р-не Магаданской обл. РСФСР. Расположен на автотрассе в 72 км к С. от Магадана. 3-ды: стекольный, стеновых материалов; совхоз. Ионосферная станция.


СТЕЛА, с т е л ь (лат. stela, от греч. stele - столб, колонна), в ботанике, центральная, или осевая, часть стебля и корня высших растений, состоящая из проводящих и механич. тканей и окружённая первичной корой; то же, что осевой, или центральный цилиндр. О типах строения С. см. Стелярная теория.

СТЕЛА (от греч. stele - столб), вертикально стоящая каменная плита с надписью или рельефным изображением. В древнем мире, в частности в античной Греции, С. служили надгробными памятниками, нередко играли роль межевых камней, ставились для увековечения к.-л. важного события (напр., нового закона); в совр. иск-ве форма С. часто используется не только для надгробий, но и для памятников иного назначения.

Стела. Мрамор. 5 в. до н. э. Античное собрание. Берлин.

СТЕЛЛАЖ (нем. Stellage), многоярусное устройство для складирования и хранения различных предметов и материалов, состоящее из ряда вертикальных стоек или стенок с полками, ящиками и т. п. С. оборудуют жилые помещения, склады, книгохранилища, магазины и др. Конструкция и размеры С. соответствуют их назначению, а также роду, размерам и форме хранимых предметов и материалов. С. часто выполняют составными из секций; полки или кронштейны, обычно съёмные, можно устанавливать на определ. высоте. Для хранения мелких предметов (медикаментов, инструментов) используют переставные С., к-рые часто делают вращающимися вокруг вертикальной оси (стеллажи-вертушки). Для хранения грузов, приём и выдача к-рых должны производиться в определ. местах, применяют передвижные С. с ручным или электрич. приводами. С. механизированных складов оборудуются ярусными тележками, устройствами для поштучной выдачи предметов или контейнеров и др. средствами механизации.


СТЕЛЛАРАТОР (от англ, stellar - звёздный), замкнутая магнитная ловушка для удержания высокотемпературной плазмы. Предложена в 1951 Л. Спицером (США) в связи с проблемой управляемого термоядерного синтеза. Магнитное поле в С. создаётся с помощью внешних проводников; его силовые линии подвергаются т. н. вращательному преобразованию, в результате к-рого эти линии многократно обходят вдоль тора и образуют систему замкнутых вложенных друг в друга тороидальных магнитных поверхностей. Вращательное преобразование силовых линий может быть осуществлено как путем геометрич. деформации тороидального соленоида (напр., скручиванием его в "восьмерку"), так и с помощью винтовых проводников, навитых на тор.


СТЕЛЛЕНБОС, Стелленбош, древнепалсолитич. археол. культура Юж. Африки. Названа по г. Стелленбос (Stellenbosch), близ к-рого были найдены кам. орудия этой культуры. С. сменяет олдовайскую культуру (см. Олдовай) и в свою очередь сменяется культурой фаурсмит. Ныне термин "культура С." признан устаревшим и заменён термином "шелль-ашель Юж. Африки" или "аббевило-ашель Юж. Африки".

Лит.: А л и м а н А., Доисторическая Африка, пер. с франц., M., 1960; В от des F., Le Paleolithique dans Ie monde, P., 1968.


СТЕЛЛЕР Георг Вильгельм [10(21).3. 1709, Виндсхейм, Франкония, ныне ФРГ, -12(23).И.1746, Тюмень], путешественник и натуралист. Адъюнкт Петерб. АН (1737). Участвовал во Второй Камчатской экспедиции. В 1740-41 и 1742- 1743 проводил исследования на Камчатке, в 1741 участвовал в плавании В. Беринга к берегам Америки, зимовал (1741 - 1742) на о. Беринга (Командорские о-ва) и дал первое его описание; там же создал работу "О морских животных" (1753), в к-рой впервые описал морскую корову. С. принадлежат труды "Путешествие от Камчатки к Америке вместе с капитан-командором Берингом" (1793) и "Описание земли Камчатки" (1774).

С о ч.: Из Камчатки в Америку, Л., 1928.

Лит.: Б е р г Л. С., Открытие Камчатки и экспедиции Беринга, М.- Л., 1946.


СТЕЛЛEPA (Stellera), род растений сем. волчниковых. Многолетние травы с многочисл. неветвистыми густо облиственными стеблями, с очередными цельными листьями. Цветки правильные, обоеполые, в головчатом соцветии. Околоцветник венчиковидный, с 5-лопастным воронковидным отгибом. Плод орешковидный. 2-3 вида, преим. в Вост. Азии; ряд видов, прежде относимых к С., теперь выделяют в особые роды. В СССР 1 вид- С. карликовая (S. chamaejasme); растёт на юге Вост. Сибири и Д. Востоке по степям, сухим склонам, опушкам; местами образует большие заросли. Листья и корни содержат смолистые вещества, ядовитые органич. к-ты. Настой листьев и жидкий экстракт применяют при хронич. запорах как слабительное, а также как противоглистное средство и при лихорадочных заболеваниях.

СТЕЛЛЕРОВА КОРОВА, морское млекопитающее отр. сирен; то же, что морская корова.


СТЕЛЛИНГА ВОССТАНИЕ [Stellinga, от др.-саксонск. stel - древний и ling (MH. ч. linga) - сын, потомок], восстание саксонских крестьян 841-843. Осн. массу восставших составляли свободные саксы (фрилинги), закрепощаемые пришлыми франкскими феодалами и местной саксонской знатью (эделингами), а также полусвободное сел. население (литы, лацци). Восставшие ("дети древнего закона", как называли их ср.-век. хронисты) выступали под лозунгом возвращения к старым (дофеодальным) порядкам, против закрепощения; они "изгнали из страны почти всех своих господ и стали жить по старине, каждый по своему закону". Восстание было подавлено Людовиком Немецким в союзе с саксонской знатью.

Лит.: НеусыхинА. И., Возникновение зависимого крестьянства как класса раннефеодального общества в Западной Европе VI-VIII вв., M., 1956, гл. 4.

СТЕЛЛИТ (англ. Stellite - фирменное название, от лат. Stella - звезда), общее назв. группы литых наплавочных твёрдых сплавов на кобальтовой основе, содержащих хром, вольфрам, кремний и др. элементы. Характеризуются высокой твёрдостью, сохраняющейся при повышенных темп-pax, износостойкостью и коррозионной стойкостью. С. либо наплавляются на рабочую поверхность деталей (сёдла клапанов, лопатки газовых турбин и др.), либо применяются в виде готовых отливок, к-рые перед использованием в качестве инструмента подвергаются шлифовке. Имеется большая группа стеллитоподобных твёрдых сплавов, в к-рых кобальт заменён никелем.


СТЕЛЬ в ботанике, тоже, что стела.

CTЕЛЬMАX Михаил Афанасьевич [р. 11(24).5.1912, с. Дьяковцы, ныне Винницкой обл.], украинский советский писатель, Герой Социалистич. Труда (1972). Род. в бедной крест, семье. Окончил Винницкий пед. ин-т (1933), учительствовал. Участник Великой Отечеств, войны. В 1945-53 работал в Ин-те искусствоведения, фольклора и этнографии АН УССР. Печатается с 1936. Автор неск. сб-ков стихов, пьес, книжек для детей.

В романах и повестях С. запечатлены гл. этапы жизни укр. села в 20 в.: трилогия "Большая родня" (1949-50; Гос. пр. СССР, 1951), "Кровь людская -не водица" (1957), "Хлеб и соль" (1959), в 1961 трилогия была переведена на рус. яз., в том же году удостоена Ленинской пр.; романы "Правда и кривда" (1961, рус. пер. 1962) и "Дума про тебя" (1969), повести для детей "Гусилебеди летят" (1964, рус. пер. 1965) и "Щедрый вечер" (1967, рус. пер. 1967). Проза С. отличается глубоким проникновением в психологию крестьянина, богатством языка, лирико-романтич. приподнятостью стиля, обилием фольклорных и этнографич. элементов. Книги С. переведены на MH. языки мира. Деп. Верх. Совета СССР 6-9-го созывов. Награждён 3 орденами Ленина, 4 др. орденами, а также медалями.

С о ч.: Твори, т. 1 - 6. [Вступ. ст. Б. Буряка], К., 1972 - 73; ПоезГ;, К., 1958; в рус. пер.- Мак цветет, M., 1974.

Лит.: Пархоменко M., О романах Михаила Стельмаха, в его кн.: Обновление традиции, 2 изд., M., 1975; П и с к у н о в В., Трилогия M. Стельмаха, M., 1966; Б аб и OJKIH О., Михаиле Стельмах, К., 1961; Бурляй Ю., Михайло Стельмах, К., 1962; Про Михаила Стельмаха, К., 1972; Домницький M., Михаиле Стельмах, К., 1973. Л.Н.Коваленко.


СТЕЛЮЩАЯСЯ КУЛЬТУРА ПЛОДОВЫХ ДЕРЕВЬЕВ, способ выращивания крупноплодных сортов яблони, груши, а также сливы в виде стланцев в суровых климатич. условиях Урала и Сибири и теплолюбивых пород и сортов в центр, р-не Европ. части СССР. Крону деревьев размещают в распластанном положении в припочвенном слое, где растения летом получают больше тепла, а зимой бывают укрыты снегом (см. Стелющиеся растения). Существует неск. форм С. к. п. д. Минусинский стланец (рис. 1) - однолетние деревца сажают под углом 30-45°, в таком положении они растут всю жизнь, достигая вые. 1,5 м; на зиму ветви пригибают к земле, украшают почвой, растит, остатками и снегом.

M. А. Стельмах.

Рис. 1. Минусинский стланец.

Тарелочно-кустовидная, или северная, форма - скелетную часть дерева размещают наклонно вблизи почвы, ветви растут вертикально. Арктическая форма - ствол дерева низкий (вые. 20-30 см), крону располагают на расстоянии 30-60 см от поверхности почвы, ветви отводят в стороны от ствола под прямым углом; применяют в р-нах с мощным снеговым покровом.

Рис. 2. Бесштамбовый стланец.

Бахчёво-стелющаяся форма - деревья сажают наклонно или вертикально; при наклонной посадке ствол сгибают почти до поверхности почвы и закрепляют, при вертикальной - ствол срезают почти до основания, из низко вырастающих ветвей создают стланцевую бесштамбовую форму (рис. 2).

Уход за деревьями: вырезка неплодоносящих, тонких и излишних для формирования кроны ветвей, предохранение ствола и сучьев от солнечных ожогов, укрытие на зиму. Стланцы рано начинают плодоносить. В стелющихся формах выращивают чаще всего сорта яблони: Боровинку, Антоновку обыкновенную, Налив белый, Анис, Славянку и др., вишни - Любскую, сливы - Опату.

Лит.: К и з ю р и н А. Д., Кустовидностелющийся метод сибирского плодоводства, [Омск], 1963. E. В. Колесников.

СТЕЛЮЩИЕСЯ РАСТЕНИЯ, растения с горизонтальными приземными побегами, к-рые полегают и могут укореняться в процессе роста (самые молодые участки побегов и их верхушечные почки м. б. направлены вверх). Стелющиеся деревья обычно паз. стланцами (горная сосна, кедровый стланик, арча), кустарники - стланиками, кустарнички - стланччками (полярные ивы, нек-рые виды рододендронов, толокнянка), травянистые С. р. с укоренёнными побегами - ползучими, с неукоренёнными - лежачими. Древесные С. р. приспособлены к суровым почвенно-климатич. условиям и приурочены гл. обр. к субарктическим, субантарктическим и высокогорным областям. Приземное положение даёт им преимущество в тепловом режиме, водоснабжении, защищает от иссушающих ветров. Стелющиеся стволы и ветви более долговечны, чем прямостоячие. Травянистые С. р. обычно связаны с затененными или избыточно увлажнёнными местообитаниями (напр., лесные травы - копытень, вероника лекарственная; луговые, болотные и прибрежные - полевица, луговой чай, лютик ползучий).

T. И. Серебрякова.


СТЕЛЯРНАЯ ТЕОРИЯ, учение о принципах строения и взаимоотношениях между типами стелы (центрального цилиндра) у высших растений. Большую часть стелы составляют проводящие ткани: ксилема (древесина) н флоэма (луб), по-разному расположенные в разных типах стелы. Проводящие ткани обычно окружены перициклом, состоящим из механич. и паренхимных клеток. Вокруг стелы находится первичная кора.

Учение о стеле создано франц. ботаниками Ф. Ван Тигемом и А. Дулио (1886), к-рым принадлежит и первая классификация типов стелы. Дальнейшее развитие С. т. получила в работах англ, ботаника Г. Бребнера (1902), амер.- Э. Джефри (1903, 1917), значительно усовершенствовавших классификацию типов стелы, а затем в трудах нем. ученого В. Циммерманна и советских - К. И. Мейера, А. Л. Тахтаджяна, отметивших изменения стелы в онтогенезе и филогенезе растений.

Исходным типом стелы, характерным для древнейших высших растений - псилофитов (риния), считают протостелу, имеющую вид центр, тяжа, во внутр. части к-рого расположена ксилема, окружённая нерезко отграниченной

Типы стелы высших растений а - протостела; б, в - актиностела; г - плектостела; д - эктофлойная сифоностела (соленоксилия); е - амфифлойная сифоностела (соленостела); ж - диктиостела, з-общий вид диктиостелы мужского папоротника, и, к, л- артростелы (" - с одной наружной эндодермой, хвощ полевой к - с наружной и внутренней эндодермами, корневище лесного хвоща; л - с частными эндодермами вокруг каждого пучка, хвощ приречный), м - схема строения проводящего пучка хвоща приречного; я - эустела травянистых двудольных растений; о - эустела древесных покрытосеменных; [$\eta$] -атактостела однодольных растений, / -первичная кора, 2 -эндодерма, 3 - перицикл; 4 - флоэма, 5 - протоксилема; 6 - метаксилема, 7 - сердцевина, 8 - меристела, 9 - листовой прорыв, 10 - листовой след, // -механическая ткань, 12 - валекулярная воздушная полость, 13 -центральная воздушная полость, 14- каринальный канал, /5 - коллатеральный пучок, 16 - сердцевинный луч от первичной коры флоэмой. Совершенствование структуры стелы в эволюции растений, по мнению англ, ботаника Ф Боуэра, шло по пути создания наиболее рационального соотношения между объемом и поверхностью проводящих тканей, что достигалось изменениями контуров стелы и привело к расчленению ее на отдельные тяжи. Большую роль в эволюции стелы сыграли процессы медулляции, т. е. формирования сердцевины, и витализации проводящих тканей - появления в них живых паренхимных клеток. Развитие стелярной структуры растений сопровождалось также дифференциацией прокамбия на протоксилему и метаксилему, протофлоэму и метафлоэму, изменениями характера заложения ксилемы от мезархного к экзархному и эндархному. При мезархном заложении первые элементы ксилемы дифференцируются в центре прокамбиального тяжа, все последующие - в радиальных направлениях. Для экзархной ксилемы характерно периферич. заложение первых элементов и центростремит. развитие последующих. В эндархной ксилеме первые элементы формируются из внутр. части прокамбия, а следующие развиваются центробежно Большое значение имели расчленение стелы на стеблевые и листовые пучки, входящие в стебель из листа, усиление связи между ними, формирование эндодермы как барьера, предотвращающего потерю влаги и задерживающего в стеле продукты ассимиляции. В процессе историч развития наземных растений происходило, как правило, увеличение размеров стелы.

В разных направлениях эволюции растений возникали различные типы структурной организации стелы. Так, изменения контуров ксилемы обусловили преобразование протостелы в актиностелу и плектостелу. Актиностел а, характерная для псилофитов (астероксилон), а из совр. растений - для псилота, имеет лопастные очертания поперечного сечения экзархной ксилемы.

Вплектостеле, обычной для плаунов, экзархная ксилема рассечена на лентовидные тяжи. Система проводящих тканей, образующих трубчатый цилиндр, окружающий паренхимную сердцевину, характерна для сифоностелы. У папоротников сифоностела бывает трех типов: эктофлойная (соленоксилия), амфифлойная (соленостела) и диктиостела. Соленоксилия образовалась, по-видимому, из актиностелы при втягивании внутрь отрогов ксилемы, срастании участков флоэмы в сплошное кольцо и развитии паренхимной сердцевины, клетки к-рой возникли из трахеид, утративших способность проводить воду и поделившихся поперечными перегородками. В соленоксилии ксилема снаружи окружена флоэмой, перициклом и эндодермой (напр., у хельминтостахиса). В соленостел е имеются не только наружные, но и внутренние флоэма, перицикл и эндодерма (напр , у марсилии). Исследования К И Мейера по развитию проводящей системы папоротников показали возможность образования соленостелы из соленоксилии В результате сильного рассечения амфифлойной сифоностелы в связи с появлением многочисленных листовых прорывов, заполненных паренхимой, возникла диктиостела, имеющая вид сетчатого цилиндра, т. к. составляющие ее проводящие ткани образуют переплетающиеся тяжи (меристелы). На поперечном срезе стебля меристелы расположены кольцом вокруг сердцевины. Они построены по типу концентрич. амфикрибральных пучков, в к-рых флоэма расположена вокруг ксилемы; флоэма окружена перициклом и эндодермой.

Возрастные изменения стелы у папоротников (мараттия, орляк, матония), выражающиеся в формировании внутри одной стелы второй, а затем и третьей, привели к полициклии. Переход от протостелы к полистелии обусловил, по мнению. В. Циммерманна, формирование эустелы, в к-рой каждая протостела превратилась в коллатеральный пучок. Нек-рые ботаники считают, что эустела могла сформироваться из эктофлойной сифоностелы, расчленение к-рой на отдельные пучки было вызвано образованием сердцевинных лучей. У хвощей эустела представлена закрытыми коллатеральными пучками, расположенными вокруг центр, воздушной полости и соединяющимися в узлах; на месте рано разрушающейся ксилемы в пучке образуется каринальный канал (водоносная полость) Эту разновидность стелы называют артростелой. У разных видов хвощей артростелы характеризуются различным расположением эндодермы (см. рис., позиции и, к, л) Исследования ранних этапов развития проводящей системы хвощей дают возможность предполагать, что артростела образовалась из актиностелы или из сифоностелы вследствие расщепления их на отдельные пучки. Для эустелы семенных растений характерно усиление роли листовых пучков и наличие тесных контактов между стеблевыми и листовыми пучками Эустела двудольных растений представлена системой открытых коллатеральных или биколлатеральных пучков с эндархной первичной ксилемой; пучки разделены паренхимными сердцевинными лучами, пересекающими стелу в радиальном направлении. У мн. травянистых растений сердцевинные лучи широкие; у древесных - узкие, иногда однорядные, пе-рицикла и эндодермы нет.

Мощное развитие проводящих пучков листьев, к-рые, войдя в стебель, располагаются по всему поперечному сечению стебля, а также редукция стеблевых пучков привели к преобразованию эустелы в атактостелу однодольных растений, утратившую способность к вторичному утолщению. Проводящие пучки в атактостеле коллатеральные или концентрич. амфивазальные (ксилема в них окружает флоэму).

Выявляя существ, различия между осн. отделами высших растений по архитектонике их проводящей системы, С. т. имеет большое значение не только для анатомии растений, но и для познания филогенеза растений в целом.

Лит.: РаздорскийВ. Ф., Анатомия растений, M., 1949; Чистякова О. H., История развития проводящей системы у хвощей, "Уч. зап. Московского городского педагогического ин-та", 1955, т. 29, в. 3; Тахтаджян А. Л., Высшие растения, т. 1, М. -Л., 1956; M е и е р К. И., Морфогения высших растений, [M.], 1958; Z i mт е г т а nn W., Die Phylogenie der Pf lanzen, 2 Aufl., Stuttg., 1959. Л.И.Лотова.

CTEMАЛИТ, листовое строительное стекло толщиной 6-9 мм, покрытое с одной стороны глухой (непрозрачной) силикатной краской (см. Керамические краски). Применяется для наружной и внутренней облицовки зданий и т. п.

СТЕН (Sten) Ян (ок. 1626, Лейден,- похоронен 3.2.1679, там же), голландский живописец. Учился, вероятно, у H. Кнюпфера в Утрехте, А. ван Остаде в Харлеме и Я. ван Гойена в Гааге. Работал в Лейдене (где в 1648 получил звание мастера), Гааге (с 1649), Делфте (с 1654), Вармонде (с 1656), Харлеме (1661-70).

Я. Стен. Автопортрет. Государственный музей. Амстердам.

С 1672 содержал в Лейдене трактир. С. писал портреты, пейзажи, библейские композиции, но главной его специальностью был бытовой жанр. В бытовых картинах С , проникнутых грубоватым нар. юмором, острая (подчас сатирическая) характеристика персонажей, живая занимательность повествования нередко сочетаются с тонким живописным мастерством, проявляющимся в исполнении фигур, деталей обстановки, одежды и т. д. ("Больная и врач", ок. 1660, Эрмитаж, Ленинград; "Как приобретено, так и истрачено", 1661, Музей Бойманса - ван Бёнингена, Роттердам).

Илл. см. на вклейке.

Лит.: Ян Стен. [Альбом. Сост. и авт. вступ. ст. Ю. Кузнецов], М.- Л., 1964; Martin W., Jan Steen, Amst., [1954].


СТЕН (от греч. sthenos - сила), единица силы в системе метр - тонна - секунда (в MTC системе единиц). С. равен силе, сообщающей телу массой 1 т ускорение 1 м/сек2в направлении действия силы.

Обозначения: рус. CH, междунар. sn. 1 CH = 1000 и = 101,972 кгс. Система MTC вышла из употребления, и единица С. в настоящее время не применяется.

СТЕНА здания, основная ограждающая конструкция здания. Наряду с ограждающими функциями С. одновременно в той или иной степени выполняют и несущие функции (служат опорами для восприятия вертикальных и горизонтальных нагрузок).

Осн. требования, предъявляемые к С.: прочность, теплоустойчивость, звукоизо-ляц. способность, огнестойкость, долговечность, архит. выразительность и экономичность.

Различают наружные и внутренние С. По характеру статич. работы наружные С. подразделяют на несущие, к-рые, кроме собств. веса, воспринимают и передают на фундамент нагрузки от перекрытий, покрытий, давление ветра и др.; самонесущие, опирающиеся на фундамент, несущие нагрузку только от собств. веса (в пределах всех этажей здания) и для обеспечения устойчивости сопряжённые с каркасом здания; непесущие (в т. ч. навесные), воспринимающие собств. вес только в пределах одного этажа и передающие его на каркас или др. опорные конструкции здания. Внутр. С. могут быть несущими или ненесущими (последние, наз. перегородками, предназначены только для разделения помещений, их устанавливают непосредственно на перекрытии). Во внутр. стенах часто устраивают каналы и ниши для вентиляции, газоходов, водопроводных и канализац. труб и т. д. Несущие С. совместно с перекрытиями образуют устойчивую пространств, систему несущего остова здания. В каркасных зданиях самонесущие С. нередко выполняют функции т. н. диафрагм жёсткости.

По способу возведения С. подразделяют на сборные, монтируемые из готовых элементов заводского изготовления; монолитные - обычно бетонные, возводимые в передвижной или скользящей опалубке; ручной кладки - из мелкоштучных материалов на растворах. В зависимости от крупности сборных элементов, степени их заводской готовности и принятой системы разрезки различают сборные С. крупноблочные (см. Крупноблочные конструкции) и крупнопанельные (см. Крупнопанельные конструкции). По конструктивному решению С. бывают однослойные и многослойные.

Материалы для возведения С. выбираются в зависимости от климатич. условий, назначения и капитальности здания, его этажности, от технич. и экономич. целесообразности (см. Стеновые материалы). При многоэтажном стр-ве зданий с несущими стенами используют кирпич, керамич. камни, крупные блоки из лёгких и ячеистых бетонов, железобетонные панели и др. крупноразмерные изделия. Ненесущие С., вес к-рых должен быть минимален, изготовляют из многослойных железобетонных панелей с эффективным утеплителем, панелей из особо лёгких бетонов, асбестоцементных панелей. В малоэтажном стр-ве применяют дерево, силикатный и сырцовый кирпич, шлакобетонные, керамич. и природные камни.

С. во многом определяют конструктивное решение и общий архит. облик здания. Назв. материала С. часто характеризует архитектурно-конструктивный тип дома: крупнопанельный, крупноблочный, кирпичный, деревянный рубленый, каркасно-щитовой и т. п.

Лит.: Конструкции гражданских зданий, под ред. M. С.Туполева, M., 1968; Конструкции промышленных зданий, под ред. A. H. Попова, M., 1972.

3. А. Казбек-Казиев.


СТЕНБЕРГИ, братья Владимир Августович [р. 23.3(4.4). 1899, Москва] и Георгий Августович [7(2O). 10.1900, Москва, -14.10.1933, там же], советские графики, дизайнеры (см. Дизайн), мастера оформительского искусства, театральные художники. Учились в Москве в Строгановском художественно-пром. уч-ще (1912-17) и Свободных художеств, мастерских (1917-20). В первые годы Сов. власти С. участвовали в оформлении массовых празднеств. Чл. Инхука, О?-ва молодых художников (Обмоху).

Представители конструктивизма, участники движения производственного искусства, С. стремились сделать оформит, иск-во действенным средством агитации и эстетич. воспитания масс. С.- одни из создателей сов. киноплаката; для их плакатов характерно соответствие динамике и монтажному принципу фильма, сочетание перерисовки эффектного кадра с крупными цветовыми плоскостями и броским шрифтом.

В. А. и Г. А. Стенберги; Киноплакат. 1920-е гг.

Произведения (совм.): оформление спектакля "Опера нищих" Б. Брехта и К. Вейля (1930, моек. Камерный театр), интерьеров Дворца культуры автозавода (1930) в Москве, праздничное оформление Красной площади (1928-34). Произведения В. А. Стенберга: оформление выставки "Наши достижения" (совм. с Л. А. Стенберг; 1934), праздничное оформление Красной площади (1945, 1947-62) и Ин-та механизации с. х-ва (1967; все совм. с С. В. Стенбергом) в Москве. В. А. Стенберг награждён орденом "Знак Почёта" и медалями. Илл. см. также т. 13, табл. III (стр. 64-65).

СТЕНД (англ, stand), щит для размещения к.-л. экспонатов, книг и т. д., устраиваемый для удобного их обозрения на выставках, в музеях. См. также Стенд испытательный, Стенд сборочный, Стенд стрелковый.


СТЕНД ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ, устройство для контрольных, специальных и приёмочных испытаний объектов. С. и. имеет плиту или станину с приспособлениями для быстрой установки и закрепления испытуемого объекта, контрольно-измерит. аппаратуру, а также коммуникации для подвода электроэнергии, сжатого воздуха, воды, пара, масла, горючего (в зависимости от объекта и программы испытаний). С. и. для испытаний тяжёлых узлов и машин оборудуют поворотными подъёмно-трансп. устройствами. Показания контрольно-измерит. аппаратуры в процессе испытания снимают визуально или самопишущими устройствами. В поточно-массовом и автоматизированном произ-ве применяют встроенные в поток полуавтоматич. или автоматич. С. и.; установка и снятие испытуемых объектов, выполнение всех присоединений и снятие показаний должны производиться в минимальное строго регламентиров. время. В. С. Корсаков.

СТЕНД СБОРОЧНЫЙ, устройство (установка) для выполнения узловой и общей сборки машин', используется при стационарной и поточной сборке средних и крупных объектов (изделий), напр, двигателей, станков. Различают универсальные С. с., применяемые в единичном и мелкосерийном произ-вах, и специальные - в средне- и крупносерийном произ-вах. Собираемый объект размещают на горизонтальной плите (балке), верхняя плоскость к-рой тщательно обработана и снабжена Т-образными пазами для крепления к ней базовой детали (станины, корпуса и т. п.). На спец. стендах используют также быстродействующие устройства и приспособления для установки и крепления собираемых объектов. С. с. оборудуются подъёмно-трансп. средствами, оснащаются средствами механизации и автоматизации вспомогат. сборочных и контрольно-измерит. работ. В ряде случаев С. с. имеют дополнит, устройства: для поворота объекта сборки, заправки смазкой и т. п. Перемещение собираемых объектов с одного С. с. на другой при поточной сборке производят электротельферами, консольными или мостовыми кранами, шаговыми конвейерами (гл. обр. в станкостроении). Для крупногабаритных изделий возможна поточная сборка без передачи изделий с одного С. с. на другой. В этом случае полная сборка изделий производится на одном С. с., а определ. операции сборки осуществляются последовательно бригадами сборщиков на спец. С. с. Кроме собственно сборочных работ, на С. с. производят пригонку сопрягаемых деталей (в случае необходимости), регулировку и контроль. На нек-рых С. с. собранные объекты обкатывают и испытывают, а затем после приёмки на том же стенде разбирают на узлы и элементы для транспортирования и последующего монтажа на месте эксплуатации, что позволяет сократить число перестановок собираемого изделия и уменьшить производств, площади. Лит. см. при ст. Сборка машин.

B.C. Корсаков.


СТЕНД СТРЕЛКОВЫЙ, спортивная площадка для стрельбы из гладкоствольных ружей дробовым снарядом по летящим мишеням-тарелочкам, выбрасываемым метательными устройствами (машинками). Различают С. с. - траншейные и круглые. Траншейный С. с., 25 X 24 л, 5 стрелковых мест на линии стрельбы, блиндаж с 15 метательными машинками и пульт управления ими. Круглый С. с.- площадка в виде полукруга (радиус 19,2 м), ограниченная хордой (36,8 м), 7 стрелковых мест на дуге и 1 в центре хорды, метательные машинки в будках (левая на вышке, правая на земле). См. Стрелковый спорт.

СТЕНДАЛЬ (Stendhal) [псевд.; наст, имя и фам. Анри Мари Б е и л ь (Beyle)] (23.1.1783, Гренобль,-23.3.1842, Париж), французский писатель. Сын адвоката; воспитывался в семье деда, гуманиста и республиканца. В 1799 поступил на службу в воен. мин-во. Участвовал в итал. походе Наполеона I (1800). Выйдя в отставку, занялся самообразованием, посещал театры и лит. кружки. Затем вернулся в армию и в качестве интенданта наполеоновских войск (1806-14) исколесил почти всю Европу, был свидетелем Бородинского сражения и бегства французов из России. После падения Наполеона (1814) уехал в Италию, где поддерживал связи с вождями карбонариев, сблизился с итал. романтиками, подружился с Дж. Байроном. С 1821 жил в Париже, сотрудничал во франц. и англ, оппозиц. прессе. В 1830 стал франц. консулом в Триесте, затем в Чивитавеккьи, где провёл последнее десятилетие своей жизни.

Первые произв. С. были посвящены музыке, к-рую он называл своей "самой сильной" страстью. В работах "Жизнь Гайдна, Моцарта и Метастазио" (1817), "Жизнь Россини" (1824) эстстич. вкусы и симпатии С. выражены вполне определённо: он больше всего тяготел к итал. опере (Д. Чимароза, Дж. Россини) с её мелодич. пением, искусством бельканто, к классич. симфонизму И. Гайдна и В. А. Моцарта.

В кн. "История живописи в Италии" (т. 1-2) и "Рим, Неаполь и Флоренция" (обе 1817) идеалистич. эстетика критикуется с позиций культурно-ист, метода, развивается взгляд на иск-во как на средство отображения и познания действительности. В дальнейшем С. не раз выступал в роли блестящего популяризатора иск-ва ("Прогулки по Риму", 1829, и др.). В 1822 С. опубл. трактат "О любви" - опыт конкретного психологич. анализа, обогащённого личными переживаниями и наблюдениями.

Свидетельством активного участия С. в спорах о романтич. и классич. направлениях в лит-ре служат две версии памфлета "Расин и Шекспир" (1823 и 1825), в к-рых он, противопоставляя глубокое и страстное иск-во У. Шекспира обветшалым догмам эпигонов классицизма, требует отказа от пресловутых "трёх единств", создания новой драматургии, современной по духу.

Стендаль.

Стендаль. "Красное и чёрное". Кадр из фильма. Режиссёр К. Оглн-Лора 1954.

Защищая романтизм, С. в то же время отвергает установки консервативных романтиков с их бегством от действительности и идеализацией средневековья, мишурной экзотикой и, по сути дела, закладывает основы реалистич. направления в лит-ре. Историзм в подходе к событиям, правдивая обрисовка положений и характеров, глубокий анализ тончайших переживаний человека, сатирич. изображение мирка светской черни - все эти черты реалистич. метода С. наметились уже в его первом, ещё не свободном от нек-рого схематизма романе "Арманс" (т. 1-3, 1827). В новелле "Ванина Ванини" (1829) сочувственно обрисован итал. патриот-карбонарий.

Роман "Красное и чёрное" (1831) носит подзаголовок "Хроника XIX века": в нём С. рисует широкую картину франц. общества накануне Июльской революции 1830, обличая стяжательство буржуазии, мракобесие церковников, судорожные попытки аристократии сохранить свои сословные привилегии. Но главное в романе - это описание драматич. единоборства юного Жюльена Coреля с самим собой: природная честность, врождённое великодушие и благородство, возвышающие этого сына простого плотника над толпой окружающих его толстосумов, ханжей и титулованных ничтожеств, вступают в противоречие с его честолюбивыми помыслами, с попытками пробиться наверх любой ценой. Этот разлад между жаждой власти и отвращением к низменной погоне за ней приводит героя к гибели.

Ещё большей социальной остроты и обличит, пафоса С. достигает в неоконченном романе "Люсьен Левей" (1834- 1836, опубл. 1929), где будни Июльской монархии, пришедшей на смену Реставрации, предстают в виде трагикомич. фарса. Пользуясь приёмами гротеска. С. обнажает отвратит, сущность гос. аппарата Луи Филиппа, в к-ром царят подкуп, клевета, шантаж; показывает армию, выродившуюся в банду карателей, расправляющуюся с восставшими рабочими; обличает приспособленчество части франц. интеллигенции.

В поисках цельных характеров, пламенных страстей и героич. деяний, к-рым, по убеждению С., не было места в совр. ему Франции, писатель обращается к старинным хроникам и эпизодам нац.-освободит, борьбы итал. народа против австр. поработителей. Толчком для создания романа "Пармская обитель" (1839) послужило как изучение хроник семейства Фарнезе, так и восстание, на самом дс, е происшедшее в герцогстве Моденском и спровоцированное самим герцогом. Перенеся место действия в Парму, С. превращает изображение нравов этого крохотного полицейского roc-ва в символич. картину всей Европы периода реакции после Наполеоновских войн. В романе с огромной силой звучит тема свободолюбия, тема борьбы гордых и самоотверженных патриотов за освобождение и воссоединение Италии.

Из тех же источников С. черпал сюжеты для "Итальянских хроник" (создавались на протяжении 30-х гг.; отд. изд. 1855), изображая в них незаурядные характеры эпохи Возрождения, моменты смертельной вражды, взрывы стихийных чувств, столь далёкие от подёрнутых паутиной благонадёжности и лицемерия нравов франц. аристократии и буржуазии сер. 19 в. Сатирич. показу этих измельчавших, погрязших в обыденности людишек посвящены "Записки туриста" (т. 1-2, 1838).

С. оставил немало произв., опубл. уже посмертно. К ним относятся автобиографич. повести "Жизнь Анри Брюлара" (1835, изд. 1890) и "Воспоминания эготиста" (1832, изд. 1892), полные метких бытовых зарисовок и тонких психологич. наблюдений, неоконч. роман "Ламьель" (1839-42, изд. 1889, полностью 1928) и "Чрезмерная благосклонность губительна" (1839, изд. 1912-13), композиционно примыкающие к циклу "Итальянских хроник", а также дневники и обширная переписка.

Творчеству С. свойственно органич. сочетание трезвости взгляда и воодушевляющей романтики, элементов критики и психологич. глубины. Вся его лит. деятельность была подчинена стремлению отразить драматизм жизни, создать пластически объёмные, полнокровные об разы, в к-рых запечатлены мысли и страсти породившей их эпохи.

Заслуживший при жизни признание немногих (П. Меримо, О. Бальзак, И. В. Гёте), С. был заново "открыт" во 2-й пол. 19 в. С тех пор не прекращается публикация его рукописей, посвящённых ему монографий и периодич. изданий; ни одно поколение франц. писателей не проходит мимо его творч. наследия. В 1933 в Гренобле, в квартире, где родился Анри Бейль, был создан Музей Стендаля. Поставлено неск. фильмов экранизаций произв. С., в т. ч. "Ванина Baнини" (1922), "Пармская обитель" (1948), "Красное и чёрное" (1954).

В России соч. С. стали известны уже в 30-е гг. 19 в.; ими восхищались А. С. Пушкин, Л. H. Толстой.

С о ч : [CEuvres completes], etabl. du texte et pref. par H. Martineau, [V. 1 - 79], P., 1927 - 37; в рус. пер.- Собр. соч., под ред. А. А. Смирнова и Б. Г. Реизова, т. 1 - 15, Л.- M., [1933] - 1950, Собр соч. в 15 тт. [Общая ред. и вступ. ст. Б. Г. Реизова], т. 1 - 15, M., 1959.

Лит.. Луначарский А. В, Стендаль, Собр. соч , т. 5, M., 1965; P е и з о в Б Г., Стендаль. Годы ученья, Л., 1968; его же, Стендаль. Философия истории. Политика. Эстетика, Л., 1974; Горький M., [ Пре дис л. ], в KH .: Виноградов А. К., Избр. произв., т. 1, Три цвета времени, M , 1960; Виноградов А. К., Стендаль и его время, 2 изд., M , I960; Э р е Н-6 у р г И., Уроки Стендаля, в его кн.. Французские тетраДи, M , 1958; Фрид Я,, Стендаль. Очерк жизни и творчества, 2 изд., M., 1967; ПревоЖ., Стендаль, М.- Л., 1960; Th i b a u d е t A., Stendhal, P., 1931; Martineau H , Petit dictionnaire stend-halien, P., 1948; "Europe", 1972, № 519 - 521 (номер посвящен Стендалю)

Ю. H. Стефанов.


СТЕНДАЛЬ (Stendal), город в ГДР, на р. Лихте, в округе Магдебург. 39 тыс. жит. (1974). Крупный ж.-д. узел. Предприятия пищевой и металлообр. пром-сти.

СТЕНДЕ, посёлок гор. типа в Талсинском р не Латв. CCP. Ж.-д. станция на линии Вентспилс - Рига. Леспромхоз, з-д комбикормов, предприятия ж.-д. транспорта. Близ С.- Гос. селекционная станция.


СТЕНДОВАЯ СТРЕЛЬБА, вид стрелкового спорта, спортивная стрельба на траншейном или круглом стенде стрелковом по выбрасываемым метательными устройствами мишеням-тарелочкам.


СТЕНЛИ (Stanley) Уэнделл (р. 1904), американский вирусолог; см. Стэнли У.

СТЕННАЯ ГАЗЕТА, стенгазета, в СССР - газета трудового, студенческого, ученического коллектива, воинского подразделения, отпечатанная на пишущей машинке или написанная от руки и вывешиваемая на стене или специальном стенде. Материалы С. г. отражают осн. деятельность данного коллектива: борьбу за выполнение производств, заданий и социалистич. обязательств, за укрепление трудовой дисциплины, за высокую успеваемость и коммунистич. воспитание учащихся, за лучшие результаты в боевой и политич. подготовке войск. Периодичность выхода номеров С. г. 1-4 раза в месяц. Выпуск С. г. осуществляет избранная на общем собрании коллектива (либо на профсоюзном собрании, конференции) редакционная коллегия, возглавляемая редактором. Исходя из задач, стоящих перед коллективом, она намечает осн. направления газеты, планы отд. номеров и организует работу по их выполнению, опираясь при этом на актив рабочих, сельских, юных корреспондентов. Редколлегия отчитывается о своей работе на собрании избравшего её коллектива.

С. г. появились в первые годы Сов. власти одновременно с массовым раб-селькоровским движением как его опорные пункты. КПСС рассматривает стенную печать как важный участок своей идеологической и организаторской работы. Партийные комитеты, бюро непосредственно направляют деятельность редколлегий С. г. В резолюции 13-го съезда РКП(б) "О печати" (1924) и постановлении Оргбюро ЦК РКП(б)"О стенных газетах" (1924) отмечалось возрастающее значение стенной печати в социалистич. строительстве, указывалось на необходимость её всемерного развёртывания. Значит, внимание вопросам стенной печати ЦК партии уделил также в постановлениях: "Очередные задачи партии в области рабселькоровского движения" (1926), "О перестройке рабселькоровского движения" (1931), "Об улучшении руководства массовым движением рабочих и сельских корреспондентов советской печати" (1958). В ходе социалистич. и коммунистич. строительства С. г. зарекомендовали себя как боевые помощники парт, орг-ций, как важное средство идеологич. воздействия.

В 1975 в СССР издавалось ок. 2 млн. С. г. и оперативных приложений к ним - "боевых листков", "молний", сатирич. листков и т. д. Десятки миллионов людей сотрудничают в стенной печати в качестве авторов, участников рабселькоровских рейдов и постов. Методич. помощь и проф. учёбу активистов стенной печати осуществляет журн. "Рабоче-крестъян-ский корреспондент", издаваемый редакцией газ. "Правда".

По примеру СССР стенная печать получила распространение в др. социалистич. странах. П. А. Чернущенко.

СТЕННОЙ КВАДРАНТ, астрономич. инструмент для измерения высот светил, применявшийся в средние века. Обладая большими размерами (радиус до 3 м), С. к. крепился на астрономич. обсерваториях неподвижно на каменных стенах, преим. в плоскости меридиана. Дуга С. к. подразделялась на доли градусов и давала возможность отсчитывать направления на светила с точностью до десятых долей минуты дуги. С помощью С. к. Тихо Браге в 16 в. составил один из точнейших для той эпохи звёздных каталогов. В кон. 17 в. С. к. вышли из употребления и были заменены меридианными кругами, к-рые позволили исключить из наблюдений инструментальные ошибки и т. о. значительно повысить точность наблюдений. См. Квадрант.


СТЕННЫЕ РОСПИСИ, картины и орнаменты, исполненные красками непосредственно на оштукатуренных стенах, потолках или на холсте, бумаге и др. материалах, закреплённых на различных поверхностях архит. сооружений. С. р., к-рые выполняются преим. средствами фрески, клеевой живописи, темперы, восковой живописи, масляной живописи, являются областью монументального искусства (иногда к С. р. условно относят мозаику). Нередко С. р. не включают фигуративных изображений и носят чисто орнаментальный характер, что особенно типично для нар. иск-ва (см. Роспись декоративная).

К древнейшим образцам С. р. относятся пещерные изображения, появившиеся ещё в эпоху позднего палеолита, и наскальные изображения. Плоскостные росписи зданий, включающие культовые, батальные и жанровые сцены, были распространены в Др. Египте (особенно в 3- 1-м тыс. до н. э ). Ко 2-му тыс. до н. э относятся древнейшие С. р. в Китае, к 1-му тыс. дон. э.- в Урарту.

"Охота фараона" Фрагмент росписи из гробницы в Фивах. Клеевая живопись.

Конец 15 в. до н. э Британский музей. Лондон

Ко 2 му тыс. до н. э. восходят С. р. Эгейского мира, отличающиеся динамикой композиц. решений. Мастерами Др. Греции создавались настенные картины, отмеченные тяготением к пространств, убедительности изображений, получившим развитие в С. р. Др. Рима. Если в 7-8 вв. среднеазиат. здания (храмы и дворцы в Варахше, Пенджикенте и др. центрах) украшались С. р. с фигурными изобра жениямн, то в мусульм. ср.-век. иск-ве Cp. Азии, Ирана и Переднего Востока получили распространение чисто орнаментальные росписи. Богатейшие С. р. пещерных сооружений характерны для ср.-век. Китая (Дуньхуан) и Индии (Adжанта).

Рафаэль и ученики. Фрагмент фрески в Лоджиях Ватикана в Риме. 1519

В ср.-век. Европе С. р., проникнутые высокой одухотворённостью и расположенные в строго определ. иерархия, порядке, стали одним из важнейших видов живописи в Византии, Грузии, на Балканах, в Др. Руси.

Д ж. Б. T ь е п о л о. "Пир Антония и Клеопатры" Фреска в Палаццо Лабиа в Венеции. Около 1750.

К ранним примерам др. рус. С. р принадлежат росписи церквей в Киеве, Новгороде, Владимире (11 -12 вв.); нового подъема иск-во др. рус. С. р. достигло в 14-16 вв. в творчестве Феофана Грека, Андрея Рублева и Дионисия. В рус. иск-ве 17 в. техника С. р. особенно интенсивно развивается в приволжских городах (Ярославль, Кострома и др.) и в Москве. В Зап. Европе остроэкспрессивные, нередко напряжённо драматич. С. р. характерны для построек романского стиля, в готических зданиях Зап. и Центр. Европы, почти лишенных сплошных гладких стен, они были вытеснены витражами.

Новый этап в эволюции С. р. наступил в эпоху Возрождения в Италии, где художники (Джотто, Мазаччо, Пьеро делла Франческа, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджелр и др.) достигли в своих С. р. глубокой реалистичности изображений, нередко насыщенных гражд. пафосом. Ренессансным С. р. свойственны тенденции к иллюзорному расширению реального пространства, в связи с чем в них постоянно встречаются имитации архит. мотивов и скульптуры. Тяготение к иллюзорному прорыву плоскости стены усилилось в С. р. барокко, приобретающих преим. декоративный характер В 17-18 вв. С. р. нередко вытеснялись гобеленами, зеркалами, обоями, а живопись использовалась гл. обр. для украшения потолков (см. Плафон). BCp. классицизма 18 - нач. 19 вв. преобладали изображения скульптуры (в технике гризайли), архит. форм, пейзажа. Мастера 19 в., возрождавшие те-матич. С. р., иногда обращались к наследию раннего итал. Возрождения (напр., нем. назарейцы), нередко впадая в эклектизм, свойственный большинству С. р. этого периода. Обостренный интерес к С. р. испытывали живописцы, близкие к стилю "модерн" и нац -романтич. направлениям (П. Пюви де Шаванн, M. Дени во Франции, Ф. Ходлер в Швейцарии, Э. Мунк в Норвегии, В. M Васнецов, M. А Врубель, M. В Нестеров в России), как правило, избегавшие "прорывов" картинной плоскости и тяготевшие к подчёркнуто ритмизованным колористич. и композиц. решениям. В совр. иск-ве капиталистич. стран в настенную живопись интенсивно проникают черты формалистич. стилизации, родственной абстрактному искусству или сюрреализму (M. Шагал во Франции, С. Спенсер в Великобритании, P. Тамайо в Мексике). Вместе с тем особая масштабность и эмоциональная доходчивость языка С. р. привлекают к ней мастеров, стремящихся найти публицистически острое художеств, выражение для прогрессивно-демократич. идей (Д. Ривера, X К. Ороско, Д. А Сикейрос в Мексике, X. Эрни в Швейцарии, А. Рефрежье в США). Необычайно обогащается в 20 в. техника С. р. (напр., мекс. "муралисты" применяют для них новые пироксилиновые краски).

В. M. Васнецов Панно "Каменный век" (фрагмент). 1883-85 Исторический музей Москва

Ч Ахмаров. "Фархад и Ширин". Фрагмент росписи театра оперы ч балета им. Навои в Ташкенте. 1944-47.

В СССР развитию иск ва С. р. способствуют широкий размах строительства, создание величеств, обществ, зданий и мемориальных ансамблей, интерес художников к обществ.-воспитат. аспектам проблемы синтеза искусств. В 1920-40-е гг. в области настенной живописи успешно выступили Ч. Ахмаров, Л. А. Бруни, А А. Дейнека, П. Д Корин, E. E. Лансере, В. А. Фаворский Среди мастеров, выдвинувшихся в 1950-196Oe гг ,- А. В. Васнецов, H. Ю. Игнатов, Б. П. Милюков, Б. А. Тальберг и др. Иск-во С. р. успешно развивается также в ГДР (В. Вомака), Венгрии (Э. Домановский) и др. странах социализма.

Илл. см. также на вклейках - к стр. 480-481 и табл. XXXVI, XXXVII

Лит.: Ш м и д T , Техника античной фрески и энкаустики, пер. с нем , M , 1934; Ж а д о в а Л. А, Монументальная живопись Мексики, M., 1965, Вое и нова И H., Художники-монументалисты, M., [1969]; Данилова И. E., Итальянская монументальная живопись, M , 1970; Л азарев В H., Древнерусские мозаики и фрески XI -XV вв., M., 1973, Лебедева В., Советское монументальное искусство шестидесятых годов, M , 1973, Philippot P , Die Wandmalerei, W - Munch., [1972]. H В. Воронов.

СТЕНО, Стеной, Стенсен (Steensen, латинизир. Steno, Stenonius) Николаус (Нильс) (10.1 1638, Копенгаген,-25.11. 1686, Шверин), датский естествоиспытатель. Учился в Копенгагенском ун-те (не окончил) и в Амстердаме. Позже работал в Голландии и Италии (во Флоренции). Изучая анатомию человека, открыл проток околоушной слюнной железы, назв его именем (1660); описал строение мышц из продольных волокон и сделал попытку объяснить механич. процесс мышечного сокращения (1664); установил тождество яичника млекопитающих.с яичником яйцекладущих животных (1667). Известны также работы С. в кристаллографии и геологии. Установил закон постоянства углов кристаллов (см. Стена закон), описал кристаллы алмаза, кварца, марказита С его именем связывается также закон последовательности напластования горных пород; он показал, что наклонное положение слоев осадочных пород является следствием тектонич. нарушений, и выявил значение несогласий.

Лит.: Белоусов В. В., Николаус Стено -основоположник геотектоники, "Природа", 1938, №5; Шафра невский И. И., Николай Стеной - кристаллограф, геолог, палеонтолог, анатом, Л., 1972; E у 1 е s V. A., Nicolaus Steno, seventeenth-century, anatomist, geologist and ecclesiastic, "Nature", 1954, v. 174, № 4418.

CTEHO ЗАКОН, закон постоянства углов кристаллов, утверждает, что вовсех кристаллах данного вещества приданных температуре и давлении двугранные углы между соответствующими гранями кристаллов (вне зависимости от размеров и формы граней) всегда одинаковы. Установлен H. Стено в 1669 на основании наблюдения многогранных форм природных кристаллов и объясняется тем, что грани кристаллического многогранника соответствуют плоским атомным сеткам в кристаллич. решётке. С. з. лежал в основе классификации и определения кристаллич. веществ (измерение углов с помощью гониометра).

Лит.: Попов Г. M., Шафрановс кий И. И., Кристаллография, 5 изд., M., 1972. M. П. Шасколъская.

СТЕНОБАТНЫЕ ЖИВОТНЫЕ (от греч. stenos - узкий и bathos - глубина), водные животные с ограниченным диапазоном вертикального распространения, населяющие к.-л. одну вертикальную зону моря (напр., литораль, батиаль, абиссаль). С. ж. противопоставляют эврибатным животным, способным существовать в широком диапазоне глубин. Стенобатность ограничивает возможность расселения животных, поэтому С. ж. обычно свойственны узкие ареалы.

СТЕНОБИОНТЫ (от греч. stenos - узкий, ограниченный и бионт), животные и растения, способные существовать лишь при относительно постоянных условиях окружающей среды (т. е. выдерживающие лишь небольшие колебания темп-ры, солёности, влажности, гидростатич. или атм. давления и т. п.). Для нек-рых С. ограничивающим может быть к.-л. один фактор внеш. среды (напр., характер пищи). Так, нек-рые виды южноамер. колибри питаются нектаром цветков определ. вида растений, и область их распространения ограничивается узким ареалом данного растения. Австрал. сумчатый медведь коала может жить только на тех видах эвкалиптов, листьями к-рых он питается. Для других С. возможность их существования и распространения ограничена одновременно неск. факторами. Напр., одна из самых глубоководных рыб Pseudoliparis amblystomopsis известна только с глубин 6-7 км, где она обитает при полном отсутствии света, гидростатич. давлении в 600-700 am, при постоянной низкой темп-ре и неизменной солёности. К С. относятся мн. паразиты и симбионты (см. Паразитизм, Симбиоз), способные существовать только совместно с представителями одного определ. вида, мн. животные океанич. глубин, обитатели пещер, влажных тропич. лесов, высокогорных р-нов, изолированных океанич. о-вов. Стенобионтность ограничивает возможность расселения и обусловливает локальное распространение видов (узкие ареалы). С. противопоставляют зврибионтам, способным выдерживать колебания факторов внеш. среды в широких пределах.

Г. M. Беляев.


CTEHOBЫE МАТЕРИАЛЫ, строит, материалы и изделия, применяемые при возведении стен зданий. Важнейшие требования к С. м. (определяемые несущими и ограждающими функциями стен): достаточная прочность (обычно в пределах 5-20 Мн/м2), незначит. объемная масса, низкие тепло- и звукопроводность, высокие морозостойкость (как правило, не менее 15 циклов), водостойкость и огнестойкость. Существ, характеристика С. м.- трудоёмкость устройства из них стен.

В совр. капитальном стр-ве наибольшее распространение получили каменные С. м., к-рые обычно подразделяют на мелкоштучные, укладываемые вручную, и крупноразмерные, монтируемые с помощью кранов. К мелкоштучным кам. С. м. относят глиняный и силикатный кирпич, керамич. многопустотные камни, бетонные и шлакобетонные камни, пилёные камни из лёгких горных пород (известняк, туф и т. п.). Макс, размеры мелкоштучных С. м. 50 X X 30 X 20 см. Крупноразмерные кам. С. м.- блоки из обычного, лёгкого или силикатного бетона (см. Крупно