загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна,окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ПРОМЫШЛЕННОМ, ЖИЛОМ И НЕ ТОЛЬКО...:
ПОНЯТИЯ:

МОНТАЖ (франц. montage - подъём установка, сборка, от monter - поднимать), сборка и установка сооружений конструкций, технологического оборудования агрегатов, машин (см. Сборка машин, аппаратов, приборов и др. устройств и готовых частей и элементов.
МОНТАЖ в строительстве - основной производственный процесс, выполняемый при возведении зданий и сооружений или и реконструкции, в результате которого устанавливают в проектное положение строительные конструкции, инженерное технологическое оборудование и др. МОНТАЖ технологического оборудования включает также присоединение его к источникам энергоснабжения системам очистки и удаления отходов оснащение приборами, средствами автоматизации и контроля
.


СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ в СССР, организационно обособленные производственно-хозяйственные единицы, основным видом деятельности которых является строительство новых, реконструкция, капитальный ремонт и расширение действующих объектов (предприятий, их отдельных очередей, пусковых комплексов, зданий, сооружений), а также монтаж оборудовани я. К государственным СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ относятся строительные и монтажные тресты (тресты-площадки, тресты гор. типа, территориальные, союзные специализированные тресты); домостроительные, заводостроительные и сельские строительные комбинаты; строительные, (монтажные) управления и приравненные к ним организации (напр., передвижные механизированные колонны, строительно-монтажные поезда и др.).
ПРОЕКТИРОВАНИЕ (от лат. projectus, буквально - брошенный вперёд), процесс создания проекта - прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния. Различают этапы и стадии ПРОЕКТИРОВАНИЯ, характеризующиеся определённой спецификой. Предметная область ПРОЕКТИРОВАНИЯ постоянно расширяется. Наряду с традиционными видами ПРОЕКТИРОВАНИЯ (архитектурно-строительным, машиностроительным, технологическим и др.) начали складываться самостоятельные направления ПРОЕКТИРОВАНИЯ человеко-машинных систем (решающих, познающих, эвристических, прогнозирующих, планирующих, управляющих и т. п.) (см. Система "человек и машина"), трудовых процессов, организаций, экологическое, социальное, инженерно-психологич., генетическое ПРОЕКТИРОВАНИЕ и др. Наряду с дифференциацией ПРОЕКТИРОВАНИЯ идёт процесс его интеграции на основе выявления общих закономерностей и методов проектной деятельности.
ПРОМСТРОЙПРОЕКТ, проектный институт в ведении Госстроя СССР. Находится в Москве. Организован в 1933. В составе института архитектурно-строительные и конструкторские отделы; ПРОМСТРОЙПРОЕКТ возглавляет объединение "Союзхимстройниипроект" с проектными институтами в Киеве, Ростове-на-Дону, Тольятти, Алма-Ате. Разрабатывает проекты (архитектурно-строительные и сан.-технич. части) производственных зданий и сооружений крупнейших промышленных предприятий автомобильной, машиностроит., металлургич., химич. и др. отраслей пром-сти; схемы генеральных планов пром. узлов и упорядочения существующих пром. районов; мероприятия по повышению уровня индустриализации строительтсва за счёт унификации и типизации зданий, сооружений и конструкций и внедрения эффективных строит. материалов; нормативные документы и методич. указания по проектированию пром. зданий и сооружений. Периодически публикует реферативную информацию "Строительное проектирование промышленных предприятий". Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1958)

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

оставляемых в рамках междунар. экономич. сотрудничества; здравоохранение (клинико-химическис анализы): наблюдение и контроль загрязнений окружающей среды. В связи с большим значением С. о. проблемы их произ-ва и применения привлекают внимание метрологич. органов ряда стран и находятся в сфере деятельности ряда междунар. орг-ции. Иностр. эквиваленты термина -Reference Materials (англ.), Materiaux de Reference (франц.), Normalproben (нем.).

Мит.: Ш а е в и ч Л. Б., Измерение и нормирование химического состава веществ, M., 1971; О л е и н и к Б. H., Точная калориметрия, 2 изд., M., 1973; Стандартные образцы, выпускаемые в СССР. [Справочник], под ред. А. Б. Шаевнча. [M.], 1973; US National Bureau of Standards. Standard reference materials: 1973 (Catalog), Wash., 1973.

А. Б. Шаевич.






2434.htm
СТАНДАРТНЫЕ ЭТАЛОНЫ, то же, что стандартные образцы.


СТАНДАРТНЫЙ МЕТРОПОЛИТЕНСКИЙ АРЕАЛ (CMA), стандартный метрополитенский статистический ареал (CMCA), терр.-статистич. единица, используемая в США для приближённого выделения и количеств, характеристики городских агломераций. CMA выделяются для всех городов США, имеющих более 50 тыс. жит. и не являющихся пригородами более крупных городов. В состав каждого CMA входит одно или неск. графств, отбираемых по спец. критериям, характеризующим плотность населения, уровень развития гор. жизни и тесноту экономия, и культурных связей. В 1974 Бюро ценза США публиковало данные по 283 CMA, в к-рых менее чем на 10% терр. страны было сосредоточено 70% её населения и почти 75% экономич. деятельности. Границы CMA периодически пересматриваются по мере терр. роста пригородных зон.

Метрополитенские ареалы выделяются и в других странах (напр., в Канаде).

В. M. Гохман.


СТАНДАРТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ, то же что нормальный потенциал.


СТАНДАРТНЫЙ РАСТВОР, титрованный раствор, раствор с точно известной концентрацией реактива химического. С. р. применяется в методах титриметрического анализа для установления кол-ва определяемого вещества посредством титрования до точки эквивалентности, обычно фиксируемой по изменению окраски индикатора химического или титруемого раствора. Для расчётов результатов устанавливают кол-во (объём, иногда масса) С. р., затраченного на взаимодействие с определяемым веществом. Точность определений зависит от правильности установления концентрации С. р. Обычно её выражают нормальностью. Для практич. целей пользуются также титром.

С. р. получают: а) растворением точной навески вещества в точном объёме растворителя; при этом исходное вещество должно быть химически чистым, устойчивым при хранении в твёрдом виде и в растворе, состав должен точно соответствовать формуле химической; б) титрованием по другому раствору, имеющему точно известную концентрацию; удобство метода в том, что он позволяет, не прибегая к точным навескам, устанавливать концентрацию мн. растворов; в) с помощью фиксанала, представляющего собой сухое вещество или раствор в кол-ве, необходимом для приготовления 1 л раствора определённой концентрации (фиксаналы выпускаются пром-стью в форме запаянных стеклянных ампул). С. р. должны храниться в условиях, обеспечивающих постоянство их состава с учётом хим. природы растворённого вещества.

Лит.: Кольтгоф И. M., Стенге р В. А., Объёмный анализ, пер. с англ., т. 1, М.- Л., 1950; Крешков А. П., Основы аналитической химии, 3 изд., [т. 2], M., 1970; Алексеев В. H., Количественный анализ, 4 изд., M., 1972.

Л. В. Нифантъева,


"СТАНДАРТЫ И КАЧЕСТВО", ежемесячный науч.-тсхнич. журнал, орган Госстандарта СССР. Издаётся в Москве с 1927. В 1927-41 наз. "Вестник стандартизации", в 1952-65-"Стандартизация", с 1966-"С. и к.", с сер. 1941 до 1952 не издавался. Публикует материалы по созданию и внедрению систем повышения качества продукции на основе стандартизации, а также по стандартизации и унификации пром. изделий, внедрению стандартов различных категорий, организации работы служб стандартизации и нормоконтроля, комментарии к важнейшим стандартам, методикам и положениям. Тираж (1975) 36,5 тыс. экз. С 1969 имеет ежемесячное приложение "Надёжность и контроль качества".

CTАНEВ Емилиан (псевд.; наст, имя Никола Стоянов) (р. 14.2. 1907, Велико-Тырново), болгарский писатель, Герой Социалистич. Труда (1967), нар. деятель культуры Болгарии (1966). Чл. Болгарской коммунистич. партии с 1944. Учился в Художеств, академии, затем изучал финансы и торговлю в Свободном ун-те в Софии. Печатается с 1931. В сб-ках рассказов "Манящие огни" (1938), "Мечтатель" (1939), "Будни и праздники" (1945), в повести "Похититель персиков" (1948) изобразил серые будни провинциального городка. Известность приобрели анималистич. рассказы С. (сб-ки "Одни", 1940; "Последняя борьба", 1942; "Январское гнездо", 1953). Роман "Иван Кондарев"(кн. 1-2, 1958-64, Димитровская пр. 1965, рус. пер. 1967) - эпич. полотно о жизни и борьбе болг. народа во время Сентябрьского антифаш. восстания 1923. Нравственно-этическими проблемами борьбы добра и зла проникнуты ист. романы "Легенда о Сибине, князе Преславском" (1967, рус. пер. 1970) и "Антихрист" (1970).

С о ч.: Избрани разкази и повести, София, 1965; Търновската царица.-Крадецът на праскови.- Вълкът.- Скот Рейнолдс и непостижимото. София, 1973; в рус. пер.- Избранное, M., 1970; Похититель персиков. Рассказы и повести, M., 1966; Чернушка. Повести, M., 1971.

Лит.: Ж еч е в Т., Э. Станев, в кн.: Эстетика и литература, M., 1966; Марков Д., Болгарская литература наших дней, M., 1969; Зарев П., Емилиян Станев, София, 1973. В. И. Злыднев.


СТАНИMAKA, старое название города Асеновград (Болгария).

СТАНИНА, основная, как правило, неподвижная часть машины, на к-рой размещаются и по к-рой перемещаются остальные её узлы. Для перемещения узлов на С. имеются направляющие. С. воспринимает усилия от узлов и деталей машины. Обычно закрепляется на фундаменте. С. отливают из чугуна или сваривают (реже) из низкоуглеродистых сталей. Она имеет сложную, иногда коробчатую форму, с перегородками, рёбрами и окнами; крупные С. делают составными. Наиболее типичными являются С. металлорежущих станков и прессов. При обработке особо тяжёлых изделий С. станка перемещается по направляющим, а изделие неподвижно. Основные требования к С.: высокие жёсткость, виброустойчивость, точность и износоустойчивость направляющих и пр.

СТАНИСЛАВ, до 1962 название города Ивано-Франковска.


СТАНИСЛАВ АВГУСТ (Stanisiaw August) (17.1.1732 - 12.2.1798), польский король в 1764-95; см. Понятовский С. А.

СТАНИСЛАВСКИЙ (наст. фам,- Алексеев) Константин Сергеевич [5(17). 1.1863, Москва,-7.8.1938, там же], советский актёр, режиссёр, педагог, теоретик театра, нар. арт. СССР (1936). С. заложил фундамент совр. науки о театре, создал школу, направление, представляющие собой новый этап в развитии сценич. реализма (см. Станиславского система).

Родители С. принадлежали к прогрессивным торг.-пром. кругам, из к-рых вышли близкие семье Алексеевых крупнейшие деятели рус. культуры - П. M. Третьяков, А. А. Бахрушин, С. И. Мамонтов и др. В 1877 С. впервые выступил на домашней сцене. Вскоре образовался "Алексеевский кружок", ставивший переводные водевили, оперетты. С. сыграл здесь много ролей с пением и танцами. В 1888 основал (совм. с реж. А. Ф. Федотовым, певцом и педагогом Ф. П. Koмиссаржевским) Общество искусства и литературы. Исполнил здесь роли Барона ("Скупой рыцарь" Пушкина), Анания Яковлева ("Горькая судьбина" Писемского), Фердинанда ("Коварство и любовь" Шиллера) и др. Одарённый большим талантом, яркостью воображения, редким обаянием, сценичной внешностью, непрестанно совершенствуя мастерство, С. приобрёл славу выдающегося актёра своего времени. В первых же режиссёрских работах он стремился порвать с обветшалыми традициями, найти более тонкие средства для передачи художественной правды на сцене ("Плоды просвещения" Л. H. Толстого, 1891; "Потонувший колокол" Гауптмана, 1898, и др.). В 1898 С. вместе с В. И. Немировичем-Данченко основал Моск. Художеств, театр (MXT, см. Московский Художественный академический театр), в труппу к-рого вошли актёры Общества искусства и лит-ры и ученики Немировича-Данченко по Муз.-драматич. уч-щу Моск. филармонич. об-ва. Первый спектакль -"Царь Фёдор Иоаннович" А. К. Толстого (1898, пост. С. и А. А. Санина).

K. С. Станиславский.

Подлинное рождение MXT и вместе с ним нового направления в мировом сценич. иск-ве связано с пост. "Чайки" Чехова (1898, реж. С. и Немирович-Данченко). Затем были поставлены "Дядя Ваня" (1899), "Той сестры" (1901), "Вишнёвый сад" ^904) Чехова. Поняв жизненную правду и поэтичность, новаторскую сущность драматургии Чехова, С. и Немирович-Данченко нашли особую манеру ее исполнения, открыли новые приёмы раскрытия духовного мира совр. человека. Успех постановок определялся ансамблем всех участников спектакля, объединённых единым творческим методом и общностью понимания идеи пьесы: игра актёров, декорации, свет, звуковое оформление создавали неразрывное целое, единый художеств, образ. В 1902 С. поставил пьесы M. Горького "Мещане" и "На дне" (совм. с В. И. Немировичем-Данченко), пронизанные предчувствием назревавших ре-волюц. событий. С драматургией Горького (по определению С.) связана обществ.-политич. линия в репертуаре MXT: в спектакле "Мещане" впервые вышел на сцену новый герой-рабочий, призывающий бороться за преобразование общества. Новаторскими по режиссуре были поставленные С. и Немировичем-Данченко произв. рус. классики: "Горе от ума" Грибоедова (1906), "Где тонко, там и рвётся" Тургенева (1912), "Село Степанчиково" по Достоевскому (1917), а также "Месяц в деревне" Тургенева (1909, пост. С. и И. M. Москвина), "Синяя птица" Метерлинка (1908, совм. с Л. А. Сулержицким и Москвиным). В период распространения различных декадентских течений С. поставил в условно-символистском плане "Драму жизни" Гамсуна и "Жизнь человека" Андреева (обе в 1907), но эти спектакли убедили его в губительном воздействии на иск-во актёра нарочитой, искусственной стилизации. Актёрский талант С. проявился в разноплановых сценич. образах. Пафосом борьбы с ложной моралью и эгоистич. интересами бурж. общества был проникнут образ доктора Штокмана ["Доктор Штокман" ("Враг народа") Ибсена, пост. С. и В. В. Лужского]. С подлинно горьковским романтизмом, размахом сыгран Сатин ("На дне"). Лирич. обаянием, глубокой человечностью, духовной стойкостью отличались чеховские герои С.: Астров ("Дядя Ваня"), Вершинин ("Три сестры"). Сатирич. дарование С. проявилось в ролях Фамусова ("Горе от ума" Грибоедова), Крутицкого ("На всякого мудреца довольно простоты" Островского), Аргана ("Мнимый больной" Мольера).

С 1900-х гг. С. активно разрабатывал учение о творчестве актёра - актёрскую технику и метод работы над пьесой и ролью. Вместе с Л. А. Сулержицким он организовал при MXT 1-ю Студию (1912), чтобы в работе с молодёжью проверить и утвердить свою систему.

Победа Окт. революции 1917 определила новый этап деятельности С. как режиссёра, педагога и теоретика сценич. иск-ва. Спектакли, созданные им в сов. время, отличались не только глубиной и оригинальностью режиссёрского замысла, совершенством сценич. воплощения, но и социальной заострённостью: "Горячее сердце" Островского (1926), "Безумный день, или Женитьба Фигаро" Бомарше (1927). Важной вехой в развитии сов. театра и утверждении в нём метода социалистич. реализма стал поставленный под рук. С. (реж. И. Я. Судаков) спектакль"Бронепоезд 14-69" Bc. Иванова (1927). С. руководил постановкой спектаклей "Унтиловск" Леонова (1928), "Мёртвые души" по Гоголю (1932), "Таланты и поклонники" Островского (1933) и др.

С. стремтся осуществить реформу сценич. иск-ва и в области муз. театра. В 1918 возглавил Оперную студию Большого театра, выросшую в Оперную студию-театр, затем - в Оперный театр им. К. С. Станиславского (пост. "Евгений Онегин" Чайковского, 1922, "Царская невеста" Римского-Корсакова, 1926; впоследствии Музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко). В 1935 создал Оперно-драматич. студию.

С. никогда не прекращал поисков более совершенных путей сценич. творчества. К нач. 30-х гг. он стоял на пороге новых открытий, вновь приступив к студийной и экспериментальной работе.

Деятельность С., наиболее полно и цельно воплотившего идеи сценич. реализма, оказала огромное влияние на советскую режиссёрскую и актёрскую школу, способствовала возникновению различных театральных направлений. По признанию крупнейших мастеров зарубежной сцены, весь совр. театр использует наследие С. Награжден орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени.

В Москве в доме, где жил К. С. Станиславский, в 1948 организован музей.

Илл. см. на вклейке, табл. XXX (стр. 384-385).

Соч.: Собр. соч., т. 1 - 8, M., 1954-61.

Лит.: Эфрос H. E., К. С. Станиславский, П., 1918; Г у р е в и ч Л., Девять ролей К. С. Станиславского, "Театр", 1938, № 9; О Станиславском. Сб. воспоминаний. 1863- 1938, M., 1948; Прокофьев В., На последних репетициях К. С. Станиславского, "Театр", 1948, № 1; его же, К. С. Станиславский о творческом процессе актера, там же, 1948, № 3; Кристи Г., Работа Станиславского в оперном театре, M., 1952; Наследие Станиславского и практика советского театра. Сб. статей, M., 1953; К р ыжидкий Г., Великий реформатор сцены, M., 1962; Марков П.,О Станиславском, "Театр", 1962, № 1; Станиславский. Писатели, артисты, режиссёры о великом деятеле русского театра, M., 1963; Луначарский А. В , Собр соч., т. 3, M., 1964; Полякова E., Станиславский - актёр, M., 1972; Виноградская И., Жизнь и творчество К. С. Станиславского. Летопись в 4-х томах. 1863-1938, т. 1-3, M., 1971-1973; Строева M. H., Режиссёрские искания Станиславского. 1898-1917, M., 1973; Сибиряков H. H., Мировое значение Станиславского, M-, 1974.

В. H. Прокофьев.


СТАНИСЛАВСКИЙ (Stanisfawski) Ян Гжегож [12(24).6.1860, с. Олыпана, ныне Черкасской обл. УССР,-6.1.1907, Краков], польский живописец-пейзажист, близкий к эстетич. программе "Молодой Польши"·. Учился в Варшаве у В. Герсона, в Школе изящных иск-в в Кракове (1883-85) у В. Лущкевича и в Париже (1885-88), где жил до 1895. С 1897 проф. AX в Кракове. Часто бывал на Украине. Картины С. сочетают принципы импрессионизма с традициями польской живописи 19 в.; они просты по мотивам, полны простора, света, воздуха, сияния чистых красок ("Гумно на Украине", после 1900, "Ветряные мельницы", ок. 1904, обе - в Нац. музее, Краков). Лит.: Juszcz ak W., Jan Stanislawski, Warsz., 1972.

Я. Г. Станиславский. "Тополя". 1900.

Национальный музей. Краков.


СТАНИСЛАВСКОГО СИСТЕМА, условное наименование теории и методологии сценич. творчества, разработанных К. С. Станиславским. Задуманная как практич. руководство для актёра и режиссёра, С. с. приобрела значение эстетической и профессиональной основы иск-ва сценического реализма. В противоположность ранее существовавшим театр, системам, С. с. строится не на изучении конечных результатов творчества, а на выяснении причин, порождающих тот или иной результат. В ней впервые решается проблема сознательного овладения подсознательными творческими процессами, исследуется путь органнч. перевоплощения актёра в образ.

С. с. возникла как обобщение творческого и педагогич. опыта Станиславского, его театр, предшественников и современников, выдающихся деятепей мирового сценич. иск-ва. Он опирался на традиции А. С. Пушкина, H. В. Гоголя, A. H. Островского, M. С. Щепкина. Особое влияние на формирование эстетич. взглядов Станиславского оказала драматургия А. П. Чехова и M. Горького. Развитие С. с. неотделимо от деятельности Моск. Художеств, театра (см. Московский Художественный академический театр) и его студий, где она прошла длит, путь экспериментальной разработки и проверки практикой. В сов. время С. с. под воздействием опыта строительства социалистич. культуры оформилась в стройную научную теорию сценич. творчества.

С. с. является теоретич. выражением того реалистич. направления в сценич. иск-ве, к-рое Станиславский назвал и скусством переживания, требующим не имитации, а подлинного переживания в момент творчества на сцене, создания заново на каждом спектакле живого процесса по заранее продуманной логике жизни образа. Раскрыв самостоятельно или при помощи режиссёра осн. мотив ("зерно") произв , исполнитель ставит перед собой идейно-творческую цель, назв. Станиславским сверхзадачей. Действенное стремление к достижению сверхзадачи он определяет как сквозное действие актёра и роли. Учение о сверхзадаче и сквозном действии - основа С. с. Оно выдвигает на первый план роль мировоззрения художника, устанавливает неразрывную связь эстетич. и этич. начал в иск-ве. Целенаправленное, органич. действие актёра в предлагаемых автором обстоятельствах пьесы - основа актёрского иск-ва. Сценич. действие представляет собой психофизический процесс, в к-ром участвуют ум, воля, чувство актёра, его внеш. и внутр. артистич. данные, назв. Станиславским элементами творчества. К ним относятся воображение, внимание, способность к общению, чувство правды, эмоциональная память, чувство ритма, техника речи, пластика и т. д. Постоянное совершенствование этих элементов, вызывающих у исполнителя подлинное творческое самочувствие на сцене, составляет содержание работы актёра над собой. Другой раздел С. с. посвящён работе актёра над ролью, завершающейся органическим слиянием актёра с ролью, перевоплощением в образ. В 30-е гг., опираясь на материалистическое мировоззрение, на учение о высшей нервной деятельности И. M. Сеченова, И. П. Павлова, Станиславский пришёл к признанию ведущего значения физич. природы действия в овладении внутр. смыслом роли. Метод работы, сложившийся в последние годы жизни Станиславского, получил условное наименование метода физических действий. Особое внимание уделял режиссёр проблеме словесного действия актёра в роли и овладения текстом автора. Чтобы сделать слово подлинным орудием действия, он предлагал переходить к словесному действию лишь после укрепления логики физич. действий, предшествующих произнесению слов. Прежде чем заучивать и произносить слова автора, надо возбудить потребность в их произнесении, понять причины, их порождающие, и усвоить логику мыслей действующего лица. Крупнейшее теоретич. достижение сов. театра, С. с. способствовала утверждению метода социалистич. реализма в сценич. иск-ве. Обогащённая и углублённая принципами коммунистич. партийности, народности, С. с. составляет основу воспитания актёра и художеств, практики театров Советского Союза. Не считая свою систему завершённой, Станиславский призывал учеников и последователей продолжать и развивать начатую им работу по исследованию закономерностей сценич. творчества, указал путь его развития. Театр, идеи Станиславского, его эстетика и методология получили огромное распространение во всём мире.

Лит.: Станиславский К. _С., Работа актёра над собой. Работа актёра над ролью, Собр. соч., т. 2 - 4, M., 1954-57; Топорков В., К. С. Станиславский на репетиции, M.- Л., 1949; Горчаков H., Режиссёрские уроки К. С. Станиславского, 3 изд., M., 1952; Абалкин H., Система Станиславского и советский театр, 2 изд., M., 1954; К небе ль M., О действенном анализе пьесы и роли, M., 1961; Блок В., Система Станиславского и проблемы драматургии, M., 1963; Кристи Г., Воспитание актёра школы Станиславского, M., 1968; ПрокофьевВ. H., В спорах о Станиславском, 2 изд., M., 1976. См. также лит. при ст. Станиславский К. С.

В. H. Прокофьев.


СТАНИЦА, 1) в СССР наименование населённого пункта сельского типа, сохранившееся на терр. быв. казачьих областей. Представительный орган гос. власти - станичный Совет депутатов трудящихся.

2) В России 17-18 вв. казачье поселение, с 19 в. адм.-терр. единица (и её центр) в казачьих областях. В С. входили хутора и посёлки. Казачье население С. составляло станичное общество, органом к-рого был станичный сбор (сход) из домохозяев-казаков (с 1891 только выборных), на к-ром избирались станичное правление (станичный атаман, его помощник и казначей) и станичный суд. Сбор распределял казачьи земли и повинности, заведовал обществ, хлебным магазином и школой. Станичный суд рассматривал мелкие уголовные и гражд. дела.

3) В 15-17 вв. небольшой конный отряд (60-100 чел.) из служилых людей и казаков, высылавшийся в степь для охраны границ и наблюдения за осн. путями движения Крым, татар, совершавших набеги на юж. и юго-вост. области России. В отличие от сторожи, С. выдвигалась далеко в степь и объезжала отдельные её участки, ведя разведку, захватывала пленных и уничтожала небольшие отряды татар.

4) В 16-18 вв. "посольство" от казачьих войск к царю, посылавшееся в Москву и Петербург. Ежегодно зимой посылалась т. н. зимовал С. (до 20 чел., иногда во главе с войсковым атаманом) с наиболее важными бумагами и подарками и за получением жалования, а в течение года- 3-4 лёгких С. (из 3-5 чел.). Число С. в 18 в. постепенно уменьшалось, а в кон. 18 в. они были отменены, кроме ежегодной зимовой С. от Уральского казачьего войска, с к-рой царю посылались красная рыба и икра.


СТАНИЦЫН (наст, фам.- Гёзе) Виктор Яковлевич [р. 20.4(2.5). 1897, Екатеринослав, ныне Днепропетровск], русский советский актёр и режиссёр, нар. арт. СССР (1948). Чл. КПСС с 1954. Учился во 2-й Студии MXT. С 1924 артист MXATa. Мягкий лирич. актёр, вносящий в исполнение юмор, обаяние, бытовую достоверность. Лучшие роли: Андрей Прозоров ("Три сестры" Чехова), Курослепов ("Горячее сердце" Островского), Репетилов ("Горе от ума" Грибоедова), губернатор ("Мёртвые души" по Гоголю), Стива Облонский ("Анна Каренина" по Л. H. Толстому), Звездинцев ("Плоды просвещения" Л. H. Толстого), инспектор Мич ("Соло для часов с боем" Заградника) и др. С 1934 выступает и как режиссёр. Пост.: "Пикквикский клуб" по Диккенсу (1934), "Идеальный муж" Уайльда (1946), "Мария Стюарт" Шиллера (1957) и др. Преподаёт в школе-студии им. Немировича-Данченко (с 1948 проф.). Снимается в кино. Гос. пр. СССР (1947, 1949, 1951, 1952), Гос. пр. РСФСР им. К. С. Станиславского (1974). Награждён 3 орденам и, а также медалями.


СТАНИЧНО-ЛУГАНСКОЕ, посёлок гор. типа, центр Станично-Луганского р-на Ворошиловградской обл. УССР. Расположен на р. Северский Донец, в 18 км к С.-В. от Ворошиловграда. Ж.-д. узел Кондрашевская-Новая (линии на Валуйки, Несветай, Миллерово, Дебальцево). 15,3 тыс. жит. (1975). Предприятия ж.-д. транспорта. Отделение овоще-молочного совхоза "Луганский".
СТАНКЕВИЧ Антон Владимирович [13(25).6.1862, имение Губино, ныне колхоз "Октябрь" Поставского р-на Витебской обл.,- октябрь 1919, около ст. Золотарёво, ныне Орловского р-на Орловской обл.], русский и советский воен. деятель, ген.-майор (1917). Род. в дворянской семье. Окончил Виленское пех. уч-ще (1880). Во время 1-й мировой войны 1914-18 командовал полком, бригадой и дивизией. После Окт. революции

В, Я. Станицын.

H. В. Станкевич.

1917 перешёл на сторону Сов. власти. В 1919 командовал 42-й и 55-й стрелк. дивизиями 13-й армии Юж. фронта. Во время Орловско-Кромской операции 1919· в результате измены нач. штаба 55-й дивизии быв. ген. Лаурица С. с группой комсостава был взят в плен белогвардейцами. Оставаясь верным Сов. власти, отказался перейти на сторону белогвардейцев и был ими повешен. Похоронен в Москве на Красной площади у Кремлёвской стены. Награждён орденом Красного Знамени (посмертно).

СТАНКЕВИЧ Николай Владимирович [27.9(9.10).1813, с. Удеревка Острожского уезда Воронежской губ.,-25.6(7.7). 1840, Нови-Лигуре, Италия], русский общественный деятель, философ, поэт. Окончил Моск. ун-т (1834), в ун-те находился под влиянием проф. M. T. Каченовского, разделяя взгляды т. н. скептической школы в 'историографии (статья "О причинах возвышения Москвы в 14- 15 вв."). С конца 1831 вокруг С. в Моск. ун-те сложился лит.-филос. кружок (см. Станкевича [$\kappa$][$\rho$][$\iota$]/жок). В 1837 больной туберкулёзом С. уехал на лечение за границу. Изучал философию Ф. Шеллинга, И. Канта и И. Фихте; позднее Г. Гегеля и Л. Фейербаха. В философии С. видел средство познания истины и совершенствования жизни - единств, дела, достойного нравств. человека. С 1833 С. находился под полицейским надзором за связь с антиправительств, группой студентов Моск. ун-та во главе с Я. И. Костенецким. Гл. силу историч. прогресса С. видел в просвещении, осн. задачей русской интеллигенции считал пропаганду просветительских идей, гуманизма. Лит. и эстетич. взгляды С. формировались в значит, степени под, воздействием H. И. Надеждина. С. отстаивал принцип подлинной народности, выступал против фальши и пошлости в лит-ре и иск-ве, их назначение видел в служении народу. Поэтич. наследие С. невелико. В стихах он выразил мысли и чувства, характерные для передовой, рус. интеллигенции, искавшей в обстановке политич. реакции пути к познанию и преобразованию жизни. Письма С.- неоценимый источник изучения духовной жизни 30-х гг. С. был человек удивительной цельности, принципиальности и широты взглядов, разносторонне образованный и обладавший даром "открывать чужие таланты". Ему русская лит-pa обязана открытием таланта поэта А. В. Кольцова; он оказал огромное влияние на В. Г. Белинского, T. H. Грановского и И. С. Тургенева. О душевных качествах С. высоко отзывались. H. Г. Чернышевский и H. А. Добролюбов. Соч.: Стихотворения. Трагедия. Проза, M., 1890; Переписка H. В. Станкевича. (1830-1840), M., 1914.

Лит. Герцен А. И., Собр. соч., т. 9, M., 1956, с. 16-18, 39-45; Белинский В. Г., Поли. собр. соч., т. 13, M., 1959 (см. именной указатель); Чернышевский H. Г., Поли. собр. соч., т. 3, M., 1947, с. 197-98, 210-23; Д о б р о л юбов H. A., H. В. Станкевич, Собр. соч., T. 2, М.- Л., 1962; Манн Ю. В., Русская философская эстетика (1820-1830 гг.), M., 1969. Л. И. Насонкина.


СТАНКЕВИЧА КРУЖОК, лит.-филос. объединение, существовавшее в Москве с конца 1831. Возникло по инициативе H. В. Станкевича. В первый, университетский период (до 1834) в него входили студенты Моск. ун-та: Я. M. Неверов - будущий деятель нар. просвещения, С. M. Строев - впоследствии историк, поэты В. И. Красов, И. П. Клюшников и А. А. Беер; был близок к кружку О. M. Бодянский. В 1832 в него вошёл К. С. Аксаков. Второй, послеуниверситетский период - наиболее активный в деятельности кружка. В нём участвовали В. Г. Белинский, M. А. Бакунин, П. Я. Петров - будущий учёный-востоковед, В. П. Боткин и M. H. Катков. Близко к кружку стоял историк T. H. Грановский. Участников кружка объединяли интерес к философии, истории и лит-ре, отвращение к крепостничеству и личное обаяние Станкевича. Изучая гл. обр. немецкую идеалистич. философию, сначала Ф. Шеллинга, затем Г. Гегеля, члены С. к. не ставили себе, в отличие от кружка Герцена - Огарёва, конкретных политич. задач, но идейно они были близки к этому кружку; по словам Герцена, их.роднило "...глубокое чувство отчуждения от официальной России, от среды, их окружавшей..." (Собр. соч., т. 9, 1956, с. 36). С отъездом за границу Станкевича кружок постепенно распался и к 1839 перестал существовать. Деятельность кружка способствовала распространению в России идей классической нем. философии, в частности диалектики Гегеля, а также пропаганде просветительских идей, гуманистич. идеалов. С. к. повлиял на развитие русской журналистики 1830-х гг. ("Телескоп", "Московский наблюдатель").

Лит.: Поэты кружка H. В. Станкевича. [Вступ. ст. С. И. Машинского], М.- Л., 1964; Насонкина Л. И., Московский университет после восстания декабристов, M., 1972. Л. И. Насонкина.


СТАНКЕ-ДИМИТРОВ, город на Ю.-З. Болгарии, у подножия гор Рила, на берегах р. Джерман, в Кюстендилском округе. 45 тыс. жит. (1975). Центр обработки табака; фармацевтич., приборостроит., плодоконсервная, швейная пром-сть. Поблизости - добыча угля и ТЭС "Бо-бов-Дол".


"СТАНКИ И ИНСТРУМЕНТ", ежемесячный науч.-тсхнич. и производств, журнал, орган Мин-ва станкостроительной и инструментальной пром-сти СССР и Центр, правления научно-технич. общества маш.-строит, пром-сти. Издаётся в Москве с 1930. Освещает вопросы теории, проектирования, производства и эксплуатации металлорежущих станков и автоматич. линий, оснастки станков, режущего и измерит, инструмента, модернизации и ремонта оборудования, автоматизации производств, процессов, а также технологии маш.-строит, и инструментального производства. Тираж (1975) ок. 25 тыс. экз. Переводится на англ. яз. и издаётся в Великобритании под назв. "Machines and Tooling" (Melton Mowbray, с 1959),


СТАНКОВИЧ (Станковип) Борисав (22.3.1876, Вране,- 22.10.1927, Белград), сербский писатель. Окончил юридич. ф-т Белградского ун-та (1902). Вошёл в лит-ру в кон. 90-х гг. как представитель реалистич. направления. Центр, проблема творчества С.- взаимоотношения личности и общества, к-рую он решает на материале хорошо знакомого ему патриархального мира (сб-ки рассказов "Из старого евангелия", 1899, "Божьи люди", "Былые времена", драма "Коштана", все - 1902). Художник психологич. склада, С. тяготел к раскрытию характеров в трудной внутр. борьбе, в сочетании противоречивых начал. Роман "Дурная кровь" (1910, рус. пер. 1961) - наиболее значительное достижение серб, социально-психологич. романа до 1918. Автор мемуаров "Под оккупацией" (1929).

Соч. в рус. пер.: Избранное, M., 1973.

Лит.: Кравцов H. И., Творчество Бо-рисава Станковича, в кн.: Зарубежные славянские литературы. XX век, M., 1970; Bogdanovic M., Borisav Stankovic, в его кн.: Stari i novi, t. I, Beograd, 1961; ГлигориЬ В., Бора Станковнй, в его кн.: Српски реалиста, 4 изд., Београд, 1965; FilipovicV., Svet detinjstva u delu Bore Stankovica, Pristina, 1968; ЗовичиЬ В., Уметност Борисава СтанковиЬа, Београд, 1972 (лит. с. 265-70). Р.Ф.Доронина.

СТАНКОВИЧ (Stankovic) Синиша (26.3. 1892, Заечар,-24.2.1974, Белград), югославский биолог, биогеограф, педагог и обществ.-политич. деятель, чл. Югославской академии наук и искусств. С 1924 проф. зоологии Белградского ун-та. В годы фаш. оккупации Югославии - активный участник нар.-освободит, борьбы. В нояб. 1944-53 С.- пред. Президиума Нар. скупщины Сербии (до авг. 1945 - Антифаш. вече нар. освобождения Сербии). Первый пред. Академич. совета СФРЮ. Основатель (1947) и директор Ин-та экологии и биогеографии в Белграде. Чл. Сербской академии наук и искусств, Словенской академии наук и искусств. Работы по экологии и географии обитателей внутр. водоёмов. Детально изучил жизнь Охридского озера. В 1959 перевёл работу В. И. Ленина "Материализм и эмпириокритицизм". Иностр. чл. АН СССР (1966).

Соч.: Okvir zivota, Beograd, 1933; 2ivi svet Ohridskog jezera, Beograd, 1955; Ekologija zivotinja, Beograd, 1962.

СТАНКОВОЕ ИСКУССТВО, термин, к-рым обозначаются произведения живописи, скульптуры и графики, имеющие самостоят, характер и (в отличие, напр., от произведений монументального искусства или книжной иллюстрации) не предназначенные непосредственно для к.-л. сооружения, издания и т. д. Идейно-художеств. выразительность произведений С. и. не изменяется в зависимости от места, где они находятся. Термин "С. и." произошёл от "станка", на к-ром создаются произведения С. и.; в живописи, напр., им является мольберт. Широкое развитие С. и. получило с эпохи Возрождения и особенно в 19 в.

СТАНКОВЫЙ ПУЛЕМЁТ, автоматич. огнестрельное оружие, установленное на треножном или колёсном станке; см. Пулемет.


СТАНКОСТРОЕНИЕ, ведущая отрасль машиностроения, создающая для всех отраслей нар. х-ва металлообрабатывающие и деревообрабатывающие станки, автоматич. и полуавтоматич. линии, комплексно-автоматич. производства для изготовления машин, оборудования и изделий из металла и др. конструкционных материалов, кузнечно-прессовое, литейное и деревообр. оборудование.

Появление металлорежущих станков связано с развитием крупного капиталистич. производства, с организацией первых пром. предприятий заводского типа. Широкое распространение машин-орудий, а затем и паровых машин требовало повышения точности обработки деталей. Эта задача могла быть решена только с изобретением машин для производства машин и в первую очередь металлорежущих станков с механич. суппортом. Создание механич. суппорта относится к нач. 18 в. Рус. механик А. К. Нартов в 1738 построил первый в мире станок с механич. суппортом и набором сменных зубчатых колёс. Нартов и др. рус. мастера (M. Сидоров-Красильников, С. Шелашников, Я. Батищев) сконструировали в 18 в. ряд металлорежущих станков (станки для сверления стволов пушек, различные агрегатные станки). Однако изобретения рус. мастеров не могли получить широкого применения н известности, т. к. потребность феод.-крепостнич. России в небольшом количестве машин (гл. обр. для изготовления вооружения) обеспечивалась отд. небольшими заводами.

В Великобритании в кон. 18 в. сложились благоприятные условия для развития машинного производства машин. К 1790-м гг. относятся работы англ, механика Г. Модели по созданию станка с механич. суппортом. Механич. суппорт, перенесённый с токарного на др. металлорежущие станки, положил начало станкам с развитым исполнительным механизмом.

В дальнейшем осн. типы металлорежущих станков были сконструированы в Германии, Франции и других странах; над их созданием работали многие изобретатели. Так, напр., в 1820-30-х гг. американец Э. Уитни разработал для оружейных заводов Кольта несколько конструкций фрезерных станков, в 1829 патент на фрезерный станок был выдан на имя Дж. Несмита, владельца крупных англ. маш.-строит, з-дов, в 1861 - патент на усовершенствованный фрезерный станок на имя амер. фирмы "Браун и Шарп". Ко 2-й пол. 19 в. были в основном разработаны модели фрезерных, револьверных, строгальных, долбёжных и др. станков, гл. обр. для удовлетворения нужд начавшегося ж.-д. строительства и океанского пароходства. Станки получили известность под маркой выпускавших их крупнейших маш.-строит, фирм "Витворт", "Несмит", "Селлерс", "Пратт" и др. В 1-й пол. 19 в. ведущую роль в мировом С. играла Великобритания; во 2-й пол. 19 в. её опередили США. В этот же период С. начало развиваться в Германии.

В России первым предприятием по производству металлообр. станков был з-д Берда в Петербурге (1790). В 1815 металлорежущие станки стал выпускать Тульский оружейный з-д. В 1824 в Петербурге был построен з-д Илиса для изготовления паровых машин и станков. В кон. 19 в. многие маш.-строит, з-ды наряду с др. продукцией производили станки. Весь выпуск металлорежущих станков в России в 1913 составил 1,8 тыс. штук, парк установленных станков в 1908 насчитывал 75 тыс. единиц. В общей массе поступающих в пром-сть станков удельный вес станков отечеств, производства составлял всего лишь 16-24%, остальная часть приходилась на долю импорта.


1. Автоматическая линия. Модель ЛМ-423. 2. Специальный карусельный станок для черновой и чистовой обработки крупногабаритных деталей из стали, чугуна, цветных металлов и их сплавов. Модель КУ-299. 3. Участок станков с программным управлением. Модель АП-1. 4. Продольный строгально-фрезерно-расточный станок. Модель НС-32. 5. Горизонтальный сверлильно-фрезерно-расточный станок с ЧПУ и автоматической сменой инструмента. Модель 2Б622ПМФ2 (2А622Ф4). 6. Горизонтальный фрезерно-сверлильно-расточный станок с ЧПУ и инструментальным магазином. Модель 6906ВМФ2. 7. Координатно-расточный станок одностоечный особо высокой точности с ЧПУ. Модель 2Д450АФ2.


За годы Сов. власти С. было по существу создано заново. Осуществление принятого 14-м съездом ВКП(б) в дек. 1925 решения, определившего генеральный курс на индустриализацию нар. х-ва, потребовало первоочередного развития тяжёлой пром-сти, отечеств, машиностроения и наряду с этим производства металлорежущих станков. В результате спец. правительственных мероприятий, проведённых в 1929-30, были созданы организационные предпосылки, необходимые для планового развития в СССР специализированной станкостроит. пром-сти. Образование "Станкотреста" 29 мая 1929 и явилось датой официального создания самостоятельной отрасли С. В 1930 на основе объединения станкостроит. и инструментальных трестов учреждено Гос. всесоюзное объединение станкоинструментальной пром-сти "Союзстанкоинструмент". Для подготовки специалистов открыт Моск. станкоинструментальный ин-т (Станкин); организованы станкостроит. ф-ты при МВТУ им. H. Э. Баумана и Ленингр. политехнич. ин-теим. M. И. Калинина. В целях создания науч. и экспериментальной базы для развивающегося С. в 1931 в Москве был создан НИИ станков и инструментов (с 1933-ЭНИМС). Впервые в СССР и в Европе ЭНИМС в 1934 разработал агрегатные многошпиндельные станки.

Реконструкция действующих предприятий и строительство новых позволили увеличить производств, мощности по выпуску металлорежущих станков в годы 1-й пятилетки (1929-32) в 2,5 раза. За годы 2-й пятилетки (1933-37) число станкостроит. заводов увеличилось в 1,8 раза, а выпуск станков возрос более чем в 2 раза. Объём союзного производства станков в 1937 в 33 раза превысил уровень 1913. При этом увеличилось не только количество выпускаемых станков, но и расширилась их номенклатура. Началось производство станков-автоматов и полуавтоматов, шлифовальных и зубообрабатывающих, станков тяжёлого типа. В 1940 общее количество освоенных типоразмеров выпускаемых станков превысило 320.

В течение трёх довоенных пятилеток построено большое количество новых станкостроит. заводов, в т. ч. Краматорский тяжёлого станкостроения, Киевский станков-автоматов, Харьковский радиально-сверлильных станков, моек. "Станколит" и др. К 1941 в СССР имелось 37 специализированных станкостроительных з-дов.

В период Великой Отечеств, войны 1941-45 С. было переведено на выполнение заказов оборонной пром-сти. Организация массового производства боеприпасов, боевых машин, артиллерийского и др. вооружения потребовала создания новых специализированных, агрегатных и упрощённых операционных станков. На ряде заводов начали применяться поточные методы производства. В годы войны построены крупнейший новосибирский з-д "Тяжстанкогидропресс" им. А. И. Ефремова, Стерлитамакский з-д им. В. И. Ленина.

В 1950, к концу 4-й пятилетки, было выпущено 70,6 тыс. металлорежущих станков. За 1946-50 освоено ок. 250 новых типов металлорежущих станков общего назначения, более тысячи типоразмеров специальных и агрегатных. Начато производство автоматич. линий из агрегатных станков. В 1946 была изготовлена первая автоматич. линия для обработки головки двигателя трактора ХТЗ. В 1950 пущен автоматич. завод по изготовлению поршней.

К 70-м гг. созданы крупные центры С. с первоклассными заводами, многочисл. КБ, н.-и. орг-циями в союзных республиках. Так, напр., в Литов. CCP созданы комплекс з-дов по производству прецизионных станков, филиал НИИ станкостроения (ЭНИМС) с опытным производством, отделение проектного ин-та "Гипростанок"; в Арм. CCP имеется ряд станкостроит., инструментальных заводов, действуют филиал НИИ станкостроения, а также проектно-технологический институт. Об увеличении выпуска металлорежущих станков см. данные табл. 1.

Табл. 1.- Производство металлорежущих станков в СССР

Годы

Тыс. шт.

Млн. руб. (в оптовых ценах предприятий на 1 июля 1967)



1913 (в границах СССР до 17сент.1939)

1,5





в совр. границах СССР

1,8





1928

2,0





1932

19,7





1940

58,4

67,8



1950

70,6

94,7



1955

117,1

230



1960

155,9

419



1965

186,1

638



1970

202,2

978



1971

207,2

1053



1972

211,4

1140



1973

213,8

1263



1974

225,6

1387




Снизилась доля импорта металлорежущих станков в потреблении: к концу 1966 она составляла 3% против 10% в 1938. Технический прогресс С. характеризуется прежде всего качеств, изменениями в структуре выпуска, совершенствованием технических параметров металлорежущих станков.

В годы 8-й пятилетки (1966-70) в результате осуществлённых мер по совершенствованию управления отраслью и предприятиями, их технич. перевооружению, улучшению специализации и организации труда значительно возросла эффективность производства. Фондоотдача в целом по станкоинструментальной пром-сти увеличилась на 9%, за счёт роста производительности труда получено почти 80% всего прироста объёма производства. Выпуск автоматич. и полуавтоматич. линий для машиностроения и металлообработки в 1970 составил 579 комплектов и возрос по сравнению с 1965 более чем в 2,5 раза (см. табл. 2).

Табл. 2. -Производство автоматических и полуавтоматических линий для машиностроения и металлообработки

Годы

1940

1950

1960

1970

1974



Комплекты, шт

1

10

174

579

743




При общем количественном росте выпуска металлорежущих станков за пятилетку на 9% выпуск прецизионных станков увеличился на 42,2% и по сравнению с 1960 - более чем в 4 раза. Выпуск станков особо высокой точности возрос на 74,8%. В общем типаже станков в 1945 насчитывалось 9 типоразмеров прецизионных станков, а к концу 1970 более 400. Только координатно-расточных станков освоено св. 30 моделей.

На начало 1971 типаж освоенных тяжёлых и уникальных станков составил 450 типоразмеров (ок. 28% в общем типаже). Широк и размерный диапазон типажа выпускаемых станков. Большая часть создаваемых тяжёлых станков конструируется в пределах заранее определённых унифицированных гамм. Они имеют общие конструктивные решения и связаны системой широкой унификации узлов и деталей.

В 8-й пятилетке получили большое развитие н.-и. и конструкторские работы по созданию совр. металлорежущих станков с числовым программным управлением (ЧПУ). Успехи, достигнутые за последние 10-15 лет в развитии электротехники, радиоэлектроники, в создании систем управления механизмами, позволили приступить к освоению станков с программным управлением, к-рые становятся одним из осн. видов станков, позволяющих автоматизировать технологич. процессы на предприятиях с индивидуальным, мелкосерийным и серийным производством. В 1970 их было произведено 1588 против 16 в 1960, в 1974 - 4410 шт. За 4 года 9-й пятилетки (1971- 1975) освоено и поставлено на серийное производство ок. 60 новых моделей станков с ЧПУ, в т. ч. более 40 моделей станков с автоматич. сменой инструмента. Широкий масштаб принимают работы по созданию автоматизированных участков металлорежущих станков с ЧПУ с групповым программным управлением для комплексной механич. обработки однотипных деталей. Напр., ЭНИМС и его опытным заводом создан участок, укомплектованный станками с ЧПУ для обработки широкой номенклатуры деталей типа тел вращения (валы, фланцы, втулки, диски) с централизованным управлением от ЭВМ и автоматизированной подготовкой программ. Для решения задач по ускоренному развитию производства металлорежущих станков с ЧПУ в С. осуществляется ряд мероприятий, в частности на отд. з-дах организуется поточное производство станков с ЧПУ, большинство наиболее квалифицированных станкостроит. з-дов привлечено к производству таких станков. Широкое применение получили электрофизич. и электрохимич. методы обработки металла, всё шире используется размерная обработка световым лучом. Эти методы иногда дополняют, а в ряде случаев полностью заменяют обработку деталей резанием и давлением. Разработаны и выпускаются электроискровые станки для точной обработки небольших деталей и для вырезки фасонных контуров проволочным электродом; электроимпульсные станки - для трёхкоординатной обработки фасонных деталей; анодно-механические, электроконтактные - для обработки слитков из спец. сталей и др. работ; светолучевые станки - для получения отверстий диаметром от 0,03 до 0,5 мм в любых материалах; ультразвуковые станки - для обработки твёрдых и крупных материалов; электрохимии, станки и др. Внедрение их в пром-сть позволяет добиться существенного технич. прогресса в отд. производствах. Использование светового луча и ультразвука для обработки алмазных волок и фильер позволило решить проблему комплексной обработки этих изделий, в результате чего продолжительность их черновой обработки сократилась с десятков часов до нескольких минут, а продолжительность финишной - в 4-5 раз.

В 70-е гг. в С. проводится работа по созданию и внедрению в производство новых унифицированных гамм станков. В типаже на 1971-75 установлена 51 гамма, включающая 277 базовых и 682 унифицированных моделей станков. Все станки гамм аналогичного технологич. назначения проектируются по принципу конструктивного подобия, что создаёт возможность для широкой их унификации, позволяет создавать специализированные производства.

Развитие конструкций станков и автоматич. комплексов в ближайшей перспективе будет осуществляться в след, направлениях: полный переход от станков неавтоматич. действия к станкамполуавтоматам и автоматам; расширение применения программного управления и вычислит, техники в конструкциях всех осн. видов металлорежущих станков, в автоматич. и полуавтоматич. линиях; создание участков из станков с программным управлением, обрабатывающих центров; создание комплексных автоматич. линий, участков, цехов и заводов-автоматов, управляемых от ЭВМ, для отраслей машиностроения с крупносерийным и массовым выпуском изделий; разработка и создание конструкций пром. роботов, встраиваемых в автоматич. линии, в комплексы автоматизированных производств и в др. виды оборудования для массового производства.

На основе достигнутых темпов развития и масштабов производства в С. в СССР создан значительный производств.-технич. потенциал в виде наличного парка металлорежущих станков. Динамика развития парка станков, снижение их возрастного состава и изменение качеств, структуры - результат работы сов. С., обеспечивающего материально-технич. базу машиностроения и металлообработки. Это позволило сов. С. занять одно из ведущих мест в мире по производству широкой номенклатуры совр. металлорежущих станков для самых разнообразных потребностей нар. х-ва.

Успешно развивается С. и в других социалистич. странах (см. табл. 3).

Табл. 3.-П р о и з в о д с т в о металлорежущих станков в отдельных странах - членах СЭВ, шт.



1965

1970

1974



Болгария

8063

13945

15466



Венгрия

13852

14476

12374



ГДР

24768

22219

19107



Польша

31134

29726

33805



Румыния

7163

14138

24834



ЧССР

24327

35186

30085




В Болгарии за 1950-74 выпуск станков вырос почти в 17 раз. Станочный парк на 1 янв. 1970 насчитывал более 40 тыс. металлорежущих станков, в числе к-рых станки отечеств, производства составляют 58-60%.

ГДР имеет развитое С. В 1972 годовой выпуск станков составил 4,3% мирового производства, а среди стран - членов СЭВ она заняла 2-е место (по стоимости). Увеличивается выпуск автоматизированных, спец. и специализированных станков, автоматич. линий и агрегатных станков, станков с ЧПУ. На экспорт направляется 60-75% всех производимых станков.

В Польше наибольший процент в общем выпуске занимает группа токарных станков. Токарные автоматы и полуавтоматы в 1974 составили 3,8% от общего выпуска. Ежегодно увеличивается производство шлифовальных станков, уд. вес к-рых в 1974 составил 15,6% от общего выпуска. Увеличивается выпуск тяжёлых станков, особенно специализированных, для ж.-д. транспорта, станков с ЧПУ.

В Чехословакии С.- ведущая отрасль машиностроения. Она имеет широкую номенклатуру, отличается разнообразием типов станков (лёгкие, тяжёлые, универсальные и специализированные); изготовляется 250-290 осн. видов станков. На долю шлифовальной группы в 1972 приходилось 42,5% общего выпуска. Большой удельный вес в общем выпуске станков занимает токарная группа (ок. 25%). С нач. 60-х гг. большое внимание уделяется конструированию и производству станков с ЧПУ различных типов.

До 2-й мировой войны 1939-45 в Югославии не было С. В 1972 выпущено ок. 13 000 металлорежущих станков. В технич. направлении С. СФРЮ ориентируется на дальнейшее расширение производства автоматов и полуавтоматов, станков с ЧПУ. Собственное производство станков в Югославии ещё не покрывает потребности в этом оборудовании, поэтому импорт станков значительно превышает их внутр. производство.

Из капиталистических стран наибольшее развитие С. получило в США, ФРГ, Японии, Франции, Великобритании, Италии (см. табл. 4).

Табл.4. - Производство металлорежущих станков в крупнейших капиталистических странах



1970

1973



тыс. шт.

млн. долл.

тыс. шт.

млн. долл.



Великобритания

58,4

378,6

56,1

283,4



Италия

59,0

346,9



435,2



США

188,5

1097,7

251,5

1206,4



ФРГ

164,4

1017,5

155,9

1452,9



Франция

30,9

218,2

26,4

344,2



Япония

256,7

867,6

212,6

1117,0




ФРГ - один из основных мировых производителей металлообрабатывающего оборудования, производством к-рого занято 433 фирмы. В 1974 его было выпущено 206,7 тыс. шт. В структуре производства металлорежущих станков наибольший удельный вес занимают по стоимости шлифовальные, притирочные и полировальные станки - 20,1%, револьверные станки и токарные автоматы - 16,2%, фрезерные - 13,8%, на долю токарных, отрезных и резьбонарезных станков приходится 12,3%. ФРГ значительно отстаёт от США и Японии в производстве станков с ЧПУ (в 1971-816 шт.). ФРГ - крупнейший экспортёр металлообр. оборудования среди капиталистич. стран (в 1972 доля в мировом экспорте составила 34,5%).

В США, по данным переписи 1967, насчитывалось св. 1200 предприятий, в т. ч. производством металлорежущих станков занято 897, производством кузнечно-прессовых машин - 348 предприятий, при этом ок. 60% из них мелкие. На крупных предприятиях с числом работающих св. 500 производится 60% всей продукции отрасли. В 1974 было произведено 273 тыс. металлорежущих станков на сумму 1514 млн. долл., из них 857 автоматич. линий и 884 станка - для электрофизич. и электрохимич. методов обработки. Доля металлорежущих станков и систем с ЧПУ удерживается примерно на одном уровне - ок. 20% от выпуска в стоимостном выражении. США - страна, в основном импортирующая станки. Это объясняется высокой стоимостью рабочей силы в США (как следствие - высокие цены на оборудование). Осн. поставщиками металлообр. оборудования являются ФРГ (до 80% импорта) и Япония (12 тыс. станков в 1972). Среди покупателей амер. станков ведущее место принадлежит европ. капиталистич. странам (более 40% ).

В Японии производством металлорежущих станков занимается ок. 270 фирм. За 1960-70 производство металлообр. оборудования по стоимости увеличилось в 7 раз, общий выпуск металлорежущих станков - более чем в 3 раза (80,1 и 257 тыс. шт. соответственно). В 1973 в стране было произведено металлорежущих станков на сумму ок. 305 млрд. иен. Ускоренными темпами рос выпуск спец. станков (98 шт. в 1960 и 4046 шт. в 1973). С 1965 началось производство станков с ЧПУ; в 1967 их выпуск составил 129 шт., в 1971 - 1379, а в 1974 - 3046. Япония вышла на 2-е место средн капиталистич. стран по произ-ву станков с ЧПУ в штуках; их стоимость в 1973 составила 15,6% общей стоимости выпуска металлорежущих станков. К 1973 Япония превратилась из импортёра металлорежущих станков в экспортёра.

На долю итальянской станкостроит. пром-сти приходится 6% стоимости мирового произ-ва металлообр. оборудования, выпуск к-рого в 1974 составил 185 тыс. то (по весу). Производством станков и кузнечно-прессовых машин занято 450 фирм. За 1965-74 их выпуск вырос в 6,3 раза по стоимости. В структуре произ-ва доля сверлильных и резьбонарезных станков составила 26%, токарных - 14%, шлифовальных - 7,5%, фрезерных - 4,1%, расточных - 1,2%. Широко развито произ-во станков с ЧПУ. Италия - один из крупнейших мировых экспортёров станков (4-е место среди капиталистич, стран). На экспорт направляется 40% всей станкостроит. продукции. В 1973 было экспортировано 4185 шт. станков с ЧПУ на сумму 25 620 тыс. долл.

В Великобритании производством металлообр. оборудования занимается ок. 200 фирм, из к-рых на долю 20 приходится 70% производства. Наибольшее количество в выпуске металлорежущих станков за 1974 составили: токарные станки - 38,2%, фрезерные - 11,3%, шлифовальные - 15,6%. Удельный вес станков с ЧПУ в общем выпуске в 1974 составил 9,5% (расчёт по стоимости ).

В станкостроительной пром-сти Франции в 1972 насчитывалось 187 фирм. На долю 26 приходилось 63,5% нац. производства станков. Самыми многочисленными являются станки токарно-фрезерной, сверлильно-расточной и в несколько меньшей степени шлифовальной группы. Объём производства станков с ЧПУ в 1973 достиг 390 шт. (в 1972- 8,9% общего выпуска станков по стоимости ).

Лит.: Айзенштадт Л. А., Чихач е в С. А., Очерки по истории станкостроения СССР, M., 1957; РозенфельдЯ. С., Клименко К. И., История машиностроения СССР. (С первой половины XIX в. до наших дней), M., 1961; Прокопович A. E., Технический прогресс в станкостроении СССР. M., 1967; Костоусов А. И., Советская станкостроительная промышленность - к 50-летию образования СССР, "Механизация и автоматизация производства", 1972, № 12; его же, Задачи развития производства автоматического оборудования, "Вестник машиностроения", 1973, № 11; Экономика станкоинструментальной промышленности, M., 1972.

A.M. Костоусов.


СТАНКУ (Stancu) Захария (7.10.1902, Салчия, уезд Телеорман,-5.12.1974, Бухарест), румынский писатель и политич. деятель, акад. Академии CPP (с 1955). Чл. Румынской коммунистич. партии с 1945, чл. её ЦК с 1969. Чл. Гос. совета CPP с 1969.

В 1932 окончил филос.-филологич. ф-т Бухарестского ун-та. Дебютировал как поэт (сб. "Простые песни", 1927). Выступал как публицист. Сотрудничая в левой и демократической печати, отстаивал права трудящихся. За антифаш. деятельность во время 2-й мировой войны 1939-45 был заключён в концлагерь. После освобождения страны (1944) был директором Нац. театра в 1946-52, в 1958-68- гл. редактором "Газета литерарэ" ("Gazeta literara"), в 1966-74 - председателем СП CPP. В послевоен. период выступал преим. как прозаик. Роман "Босой" (1948, рус. пер. 1957), эпопея "Горькие корни" (т. 1-5, 1958-59), романы "Безумный лес" (1963, рус. пер. 1971), "Ветер и дождь" (1969, рус. пер. 1973), основанные гл. обр. на автобиографич. материале, дают широкую картину социальной и политич. жизни довоен. и послевоен. Румынии. Гос. пр. CPP (1954).

Соч.: Sabia timpului, BUC., 1972; в рус. пер.- Костандина. Как я тебя любил, M., 1974.

Лит.: Федоренко H., Памяти 3. Станку, "Литературная газета", 1974, 11 дек., № 50; А г g h i r S., Zaharia Stancu, fBuc., 1957]; Z. Stancu [некролог], "Scinteia", 1974, 6 dec. Ю. А. Кожевников.

СТАННИН (от лат. Stannum - олово), оловянный колчедан, минерал из класса сульфидов хим. состава Cu2FeSnS4; содержит 29,58% Cu, 12,99% Fe, 27,5% Sn и 29,8 S, а также примеси Zn, Sb, Cd, Pb и Ag. Высокотемпературный С., связанный с пегматитами, кварцполевошпатовыми жилами и грейзенами, обладает кубической симметрией; низкотемпературный С. (распространённый минерал касситерит-сульфидных месторождений) имеет тетрагональную симметрию, его кристаллическая структура по типу близка к структуре халькопирита. Встречается в виде каёмок вокруг зёрен касситерита и халькопирита, сплошных зернистых масс и огранённых зёрен псевдотетраэдрической и более сложной формы. Цвет стальносерый с оливково-зелёным оттенком. TB. по минералогич. шкале 3-4,5; плотность 4300-4500 кг/м3; хрупок, хорошо проводит электричество. Образуется в гидротермальных месторождениях, реже в пегматитах и грейзенах в ассоциации с вольфрамитом, халькопиритом, касситеритом, сфалеритом, блёклой рудой, пирротином и др.

Наиболее крупные скопления С. известны в СССР: Приморский край (Дальнегорское), Северо-Восток (Хета) и Центр. Таджикистан (Мушистон); за рубежом - в Боливии (Потоси, Аточа и др.). При наличии значит, концентраций может использоваться как оловянная руда.

А. Б. Павловский.


СТАНОВОЕ НАГОРЬЕ, горная система в Вост. Сибири, от сев. оконечности оз. Байкал до среднего течения р. Олёкмы. Дл. ок. 700 км, шир. более 200 км. Горные хребты (до вые. 3000 м) вытянуты в вост.-сев.-вост. направлении; чередуются с межгорными котловинами, днища к-рых лежат на вые. 500-1000 м. С. н.- часть обширного Сводового поднятия, сложенного в основном кристаллич. и метаморфич. породами архея и протерозоя, котловины выполнены мощными толщами кайнозойских отложений. Высока