загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна,окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ПРОМЫШЛЕННОМ, ЖИЛОМ И НЕ ТОЛЬКО...:
ПОНЯТИЯ:

МОНТАЖ (франц. montage - подъём установка, сборка, от monter - поднимать), сборка и установка сооружений конструкций, технологического оборудования агрегатов, машин (см. Сборка машин, аппаратов, приборов и др. устройств и готовых частей и элементов.
МОНТАЖ в строительстве - основной производственный процесс, выполняемый при возведении зданий и сооружений или и реконструкции, в результате которого устанавливают в проектное положение строительные конструкции, инженерное технологическое оборудование и др. МОНТАЖ технологического оборудования включает также присоединение его к источникам энергоснабжения системам очистки и удаления отходов оснащение приборами, средствами автоматизации и контроля
.


СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ в СССР, организационно обособленные производственно-хозяйственные единицы, основным видом деятельности которых является строительство новых, реконструкция, капитальный ремонт и расширение действующих объектов (предприятий, их отдельных очередей, пусковых комплексов, зданий, сооружений), а также монтаж оборудовани я. К государственным СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ относятся строительные и монтажные тресты (тресты-площадки, тресты гор. типа, территориальные, союзные специализированные тресты); домостроительные, заводостроительные и сельские строительные комбинаты; строительные, (монтажные) управления и приравненные к ним организации (напр., передвижные механизированные колонны, строительно-монтажные поезда и др.).
ПРОЕКТИРОВАНИЕ (от лат. projectus, буквально - брошенный вперёд), процесс создания проекта - прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния. Различают этапы и стадии ПРОЕКТИРОВАНИЯ, характеризующиеся определённой спецификой. Предметная область ПРОЕКТИРОВАНИЯ постоянно расширяется. Наряду с традиционными видами ПРОЕКТИРОВАНИЯ (архитектурно-строительным, машиностроительным, технологическим и др.) начали складываться самостоятельные направления ПРОЕКТИРОВАНИЯ человеко-машинных систем (решающих, познающих, эвристических, прогнозирующих, планирующих, управляющих и т. п.) (см. Система "человек и машина"), трудовых процессов, организаций, экологическое, социальное, инженерно-психологич., генетическое ПРОЕКТИРОВАНИЕ и др. Наряду с дифференциацией ПРОЕКТИРОВАНИЯ идёт процесс его интеграции на основе выявления общих закономерностей и методов проектной деятельности.
ПРОМСТРОЙПРОЕКТ, проектный институт в ведении Госстроя СССР. Находится в Москве. Организован в 1933. В составе института архитектурно-строительные и конструкторские отделы; ПРОМСТРОЙПРОЕКТ возглавляет объединение "Союзхимстройниипроект" с проектными институтами в Киеве, Ростове-на-Дону, Тольятти, Алма-Ате. Разрабатывает проекты (архитектурно-строительные и сан.-технич. части) производственных зданий и сооружений крупнейших промышленных предприятий автомобильной, машиностроит., металлургич., химич. и др. отраслей пром-сти; схемы генеральных планов пром. узлов и упорядочения существующих пром. районов; мероприятия по повышению уровня индустриализации строительтсва за счёт унификации и типизации зданий, сооружений и конструкций и внедрения эффективных строит. материалов; нормативные документы и методич. указания по проектированию пром. зданий и сооружений. Периодически публикует реферативную информацию "Строительное проектирование промышленных предприятий". Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1958)

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

Искасентдьёрдь в Венгрии), нефти и горючего газа, бурого угля. Климат умеренный, континентальный, на В. засушливый. Cp. темп-pa янв. -1, -2 °С, июля 20-22 0C. Осадков 500- 600 мм, в горах до 900 мм в год. Преобладают чернозёмы и аллювиальные почвы, на В. местами засоленные. 70- 80% терр. С. р. распахано (посевы пшеницы, кукурузы, сады, виноградники). Незначит. участки лесостепей (гл. обр. в горах и предгорьях). С. р. густо населена; наиболее значительные города - Будапешт (Венгрия), Загреб (Югославия), Братислава (Чехословакия), Тимишоара (Румыния).


СРЕДНЕЕ, посёлок гор. типа в Ужгородском р-не Закарпатской обл. УССР. Расположен в 20 км от ж.-д. ст. Ужгород (на линии Чоп - Самбор). Пищ. пром-сть.


СРЕДНЕЕ ВРЕМЯ ВОССТАНОВЛЕНИЯ, показатель, характеризующий ремонтопригодность технич. устройства; равно математическому ожиданию времени восстановления его работоспособности. С. в. в. находят как ср. арифметич. значение всех длительностей простоев устройства, связанных с восстановлением работоспособности после отказов в процессе эксплуатации. С. в. в. зависит от того, насколько устройство пригодно для контроля и доступно для осмотра, разбирается ли оно на отд. узлы, а также от безотказности его элементов. С. в. в.- один из осн. показателей надёжности ремонтируемых устройств, включаемый в нормативно-технич. документацию.


СРЕДНЕЕ ДВИЖЕНИЕ ПО ОРБИТЕ, элемент (параметр) орбиты небесного светила, характеризующий ее размеры. С. д. п. о. связано третьим Кеплера законом с большой полуосью орбиты: чем она больше, тем в среднем медленнее движется по орбите небесное тело. См. Орбиты небесных тел.


СРЕДНЕЕ МЕСТО ЗВЕЗДЫ, положение (координаты) точки небесной сферы, соответствующее реальному (геометрическому) направлению на звезду и отнесённое к ср. полюсу мира и ср. точке весеннего равноденствия (система ср. небесных координат). С. м. з. в системах ср. координат, определённых для той или иной эпохи, в качестве к-рой обычно выбирают начало года (1900.0, 1950.0, 1976.0 и т. п.), публикуются в звёздных каталогах и астрономических ежегодниках.

В результате астрометрич. наблюдений той или иной звезды - после исправления инструментальных ошибок, учета влияния атмосферной рефракции и ряда др. факторов, изменяющих положение светил на небесной сфере,- определяют направление, отличающееся от реального направления на звезду на угол, зависящий от суммарного влияния годичной и суточной аберрации (см. Аберрация света). Этому направлению на небесной сфере соответствует точка, положение (координаты) к-рой в истинной системе небесных координат [отнесённой к истинным (мгновенным) полюсу мира и точке весеннего равноденствия] наз. видимым местом звезды. Положение точки небесной сферы, соответствующей реальному направлению на звезду, в системе истинных координат наз. истинным местом звезд ы.

Для того чтобы по полученному в результате наблюдений видимому месту звезды вычислить её истинное место, в первое вводят поправки, соответствующие величинам годичной и суточной аберрации. Для перехода от истинных мест к ср. местам осуществляют поворот координатной системы на углы, соответствующие нутационному смещению (см. Нутация) в момент наблюдений и прецессии за промежуток времени между выбранной эпохой ср. координат (эпохой каталога) и моментом наблюдений (см. Полюсы географические).

Понятия "среднее место" и "истинное место" справедливы также и для искусств, спутников Земли. Однако поскольку в движении спутников Земли относительно наблюдателя отсутствует составляющая, равная скорости движения Земли по орбите вокруг Солнца (именно эта скорость является причиной годичной аберрации), применение термина "видимое место" по отношению к спутникам Земли не имеет смысла.

Лит.: Справочное руководство по небесной механике и астродинамике, M., 1971. E рп ыл е в H. П., К вопросу о некоторых терминах и обозначениях в спутниковой астрометрии, в сб.: Проблемы спутниковой астрометрии, M., 1972. H. П. Ерпылев.
СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ, традиционное название основной ступени образования в системах просвещения большинства стран. Назв. "С. о." возникло в процессе дифференциации уровней образования (начальное, среднее, высшее). Наиболее чётко как промежуточная ступень между начальным (элементарным) и высшим (университетским) образованием оформилось к концу ср. веков в связи с прогрессом производства, науки, культуры. В 15-16 вв. сложилась система С. о., получившая назв. классического образования, с осн. типом уч. заведений - гимназиями. В 18 в. наряду с классическим получило распространение реальное образование, к-рое давали гл. обр. реальные училища. В 19 - нач. 20 вв. эти направления С. о. были приняты в системах просвещения большинства стран. В дореволюц. России общее С. о. давали прежде всего гимназии, реальные и коммерческие училища.

Существует общее и спец. С. о. О бщ е е С. о. имеет целью вооружить уч-ся систематизированными знаниями основ наук, умениями и навыками, необходимыми для деятельности в различных областях нар. х-ва, культуры и быта, а также для получения спец. образования (проф.-технич., среднего, высшего). Общее С. о. осуществляется в средней общеобразовательной школе, в СССР и ряде др. стран - также в профессионально-технических учебных заведениях (наряду с проф. подготовкой) и средних специальных учебных заведениях (как база для получения специальности).

Специальное С. о. складывается из общего С. о. и комплекса теоретич. и практич. знаний, проф. навыков и умений в области определённой специальности (о развитии и содержании отраслей спец. С. о. см. в ст. Среднее специальное образование и в статьях об отраслях спец. образования, напр. Горное образование, Медицинское образование).

Содержание и задачи общего и спец. С. о. изменяются в зависимости от требований обществ, производства, обусловливаются обществ, отношениями, состоянием науки, техники, культуры, а также уровнем развития народного образования и пед. науки. В СССР и др. социалистич. странах общедоступное С. о. в органич. связи с коммунистич. воспитанием направлено на всестороннее развитие личности. В капиталистич. странах С. о. носит классовый характер, проникнуто бурж. идеологией, во многих странах малодоступно широким массам трудящихся.

О состоянии и структуре С. о. в отд. странах см. разделы Народное образование, Просвещение в соответствующих статьях. Э. О. Конокотин.

СРЕДНЕЕ ПРОПОРЦИОНАЛЬНОЕ между двумя положительными числами, число, равное квадратному корню из их произведения. Таким образом, если а :х - х : b, тo х есть С. п. чисел а и Ь и х = корень ab. C. п. х наз. также геометрич. средним чисел а иb.


СРЕДНЕЕ СОЛНЕЧНОЕ ВРЕМЯ, среднее время, система измерения времени, в основе к-рой лежит суточное движение воображаемого среднего Солнца, момент нижней кульминации к-рого называется ср. полуночью. С. с. в. отсчитывается от момента ср. полуночи и численно равно часовому углу ср. Солнца, изменённому на 12 ч. См. также Время.


СРЕДНЕЕ СОЛНЦЕ, воображаемая точка небесной сферы, к-рая равномерно движется по экватору, совершая один полный оборот относительно точки весеннего равноденствия в течение тропического года; служит для измерения среднего солнечного времени. Понятие С. С. было введено в 18 в. для уточнения измерения времени в течение суток. Вследствие эксцентриситета земной орбиты и наклона эклиптики, по к-рой происходит видимое годовое движение Солнца, к экватору промежутки времени между последовательными верхними кульминациями истинного (действительного) Солнца (истинные солнечные сутки) неодинаковы и в течение года подвержены колебаниям, достигающим 50 сек. Для устранения такой неравномерности и введено понятие С. С. Разность прямых восхождений (или часовых углов) истинного Солнца и С. С. наз. уравнением времени, к-рое учитывается при определении ср. времени из наблюдений Солнца.
СРЕДНЕЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, одна из форм проф. образования; имеет целью подготовку непосредственных организаторов и руководителей первичных звеньев на производстве, помощников специалистов высшей квалификации, самостоят, исполнителей определённой квалифицированной работы, требующей не только проф. умений и навыков, но и соответствующей теоретич. подготовки,- техников, агрономов, учителей нач. классов, фельдшеров, зубных врачей, концертмейстеров и др. Для ряда специальностей С. с. о.- высшая ступень проф. подготовки (артист балета, цирка, нек-рые художеств, специальности).

С. с. о. как самостоятельная ступень проф. и общего образования сформировалось (в принятом в СССР и ряде др. стран значении этого термина) в 1-й пол. 20 в., хотя отд. средние специальные учебные заведения (технич., мед., пед., коммерч., иск-ва и др.) появились уже в нач. 18 в., когда социально-экономические условия определили необходимость подготовки специалистов т. н. ср. квалификации. (Об истории развития и содержании различных отраслей С. с. о. см. в статьях об отраслях специального образования, напр. Горное образование, Сельскохозяйственное образование; о современном С. с. о. в отдельных странах см. разделы Народное образование, Просвещение в соответствующих статьях.)

В СССР и ряде др. социалистич. стран С. с. о.- органическая часть системы народного образования, один из основных путей осуществления всеобщего ср. образования.

В СССР С. с. о. складывается из общего ср. образования, полученного уч-ся в средней общеобразовательной школе или получаемого окончившими 8 классов школы в ср. спец. уч. заведениях, и комплекса теоретических и практических знаний, проф. умений и навыков по специальности.

В СССР С. с. о. осуществляется более чем по 450 различным специальностям, объединённым в отраслевые группы: геологич., горные, энергетич., металлургич., машиностроит., приборостроит., электротехнич., радиотехнич., лесотехнич., химич., строит., геодезич. и картографич., гидрометеорологич., с.-х., трансп., полиграфич., технологии пищ. продуктов, технологии товаров широкого потребления, торг., планово-экономич., финанс.-статистич., юридич., мед., фи-зич. культуры, пед., библиотечные, муз., театральные, художественные. Особая отрасль С. с. о.- военное образование (см. также Военно-учебные заведения).

Осн. типы уч. заведений в системе С. с. о.- техникумы (пром., строит., транспорта и связи, с.-х., экономич., индустриально-педагогические и др.) и училища (мед., мореходные, пед., муз., художеств., хореографич., театральные и др.; см. отдельные статьи об отраслевых группах уч-щ, напр. Медицинские училища).

Для каждой специальности установлен определённый комплекс и объём уч. дисциплин, изучение к-рых в сочетании с учебной практикой и производственной практикой вооружает уч-ся знаниями, умениями и навыками, необходимыми для овладения специальностью. Уч. предметы, как правило, разделены на три цикла: общеобразоват., общетехнич. (общемед., общепед. н др.) и специальный. К предметам общеобразоват. цикла (групп из выпускников 8-х классов) относятся литература, математика, история, физика, химия, иностр. язык и обществоведение. Общее ср. образование, получаемое уч-ся ср. спец. уч. заведений, по содержанию несколько отличается от того, к-рое даёт ср. общеобразоват. школа. Так, в техникумах предметы гуманитарного цикла (литература, история и др.) изучаются в меньшем объёме, а математика, физика, черчение - в большем; в художеств, и театр, уч-щах сокращены программы по физике, химии и математике, но расширены по истории, литературе, биологии и др., в мед. уч-щах - по биол., хим. дисциплинам. Предметы спец. цикла определяют профиль подготовки специалиста. Так, в спец. цикл подготовки техника-механика по тракторостроению включены: технология горячей обработки металлов; резание металлов; гидравлика; основы стандартизации; допуски и технические измерения; технология тракторостроения; основы автоматизации производства; техническое нормирование; охрана труда и др. дисциплины.

Комплекс и объём уч. дисциплин, сроки обучения для каждой специальности определяются учебными планами, утверждаемыми для всей системы С. с. о. Министерством высшего и ср. спец. образования СССР. Срок дневного обучения для окончивших 8-летнюю школу - от 3 до 4 лет, для выпускников ср. школы - 2-3 года (в вечерней и заочной системах обучения обычно на один год больше). Объём обязательных уч. занятий в неделю на дневных отделениях не св. 36 ч; на вечерних - до 16 ч; занятия с уч-ся заочных отделений - гл. обр. в период лабораторно-экзаменационных сессий: на 1-м и 2-м курсах - до 4 недель (120-140 ч), на 3-5-м курсах - до 6 недель (200-220 ч).

Занятия проводятся в группах постоянного состава (25-30 чел.). Осн. организационные формы уч. процесса - урок, лекция (на старших курсах, во время лабораторно-экзаменационных сессий для заочников и др.), лабораторные занятия, уч., производств, практика, курсовые и дипломные проекты (дипломные работы). Получают распространение факультативные курсы (в уч-щах иск-в - и индивидуальные), на вечерних отделениях и в группах на базе средней школы - семинары.

Уч. планы предусматривают непрерывность и тесную взаимосвязь теоретич. и практич. занятий в течение всего периода обучения. Для обучения рабочим профессиям организуются уч.-производств, мастерские, где уч-ся приобретают проф. навыки (как правило, в процессе изготовления полезной продукции - инструментов, приборов, различных станков и др.) Уч. планы с.-х., геологич. н ряда др. специальностей, связанных с сезонными работами, строятся т. о., что все виды практич. занятий проводятся во время развёртывания этих работ. По мед. специальностям проводится периодическая практика в поликлиниках или больницах.

В муз. и художеств, уч-щах, а также в нек-рых культ.-просвет, школах изучение теоретич. дисциплин сочетается с приобретением уч-ся навыков проф. мастерства в течение всего периода обучения.

Уч-ся техникумов выполняют 2-3 курсовых проекта по профилирующим предметам спец. цикла (обычно по оборудованию и технологии производства), по ряду специальностей - дополнительный проект по деталям машин. По мн. пром. специальностям предусматривается выполнение расчётной курсовой работы по экономике и организации производства. Проверка знаний - в течение всего уч. года, экзамены - по окончании семестра, уч. года (в заочной системе - по всем изучаемым предметам, в дневной и вечерней - по основным, профилирующим). Заключительный этап обучения в техникумах - период дипломного проектирования, в течение к-рого проверяется готовность будущего специалиста к самостоят, решению технич. вопросов по избранной специальности. Выпускники пед., мед., художеств., культ.-просвет, и нек-рых др. уч. заведений вместо дипломного проекта сдают гос. экзамены, защищают дипломные работы.

С. с. о. без отрыва от производства осуществляется по сокращённому перечню специальностей. Так, заочная подготовка не проводится по большинству мед. и художеств, специальностей, вечерняя- по с.-х., геологич., гидрометеорологич., геодезич. и нек-рым др. специальностям. Все виды практики уч-ся вечерних и заочных техникумов, уч-щ (филиалов, отделений, учебно-консультационных пунктов) проходят по месту работы; к моменту окончания обучения они должны иметь не менее года стажа работы по специальности (см. Вечернее образование, Заочное образование).

Внеклассная работа (обществ.-политич., образоват., по технич. творчеству, спортивная, занятия различными видами иск-ва и др.) организуется и проводится комсомольскими и профсоюзными организациями под руководством педагогов.

В системе С. с. о. работает (1975) более 300 тыс. преподавателей. При ряде вузов организованы ф-ты повышения квалификации преподавателей ср. спец. уч. заведений (со сроком обучения до 4 мес.), в нек-рых вузах (напр., в Моск. с.-х. академии им. К. А. Тимирязева, Белорус, политехническом ин-те, Моск. кооперативном ин-те) - спец. пед. ф-ты, готовящие преподавателей для техникумов и уч-щ.

Учебники и др. уч. и уч.-методич. литературу для системы С. с. о. выпускают"Высшая школа", "Просвещение" и др. центр, изд-ва (ежегодно св. 400 названий спец. учебников и пособий тиражом св. 11 млн. экз.). Издаётся ежемесячный журн. "Среднее специальное образование".

Подготовка специалистов планируется в соответствии с потребностями отраслей нар. х-ва (по союзным республикам и стране в целом).

Приём в средние специальные учебные заведения СССР и выпуск из них по отраслевым группам учебных заведений, тыс. чел.



1940

1965

1974



приём

выпуск

приём

выпуск

приём

выпуск



Всего...

382,9

236,8

1099,7

621,5

1377,5

1146,1



В том числе:





















промышленность и строительство...

80,2

21,7

445,5

250,7

550,5

454,8



транспорт н связь ...

22,9

8,3

8,3

50,9

114,8

92,0



сельское хозяйство ...

48,1

21,5

182,1

88,1

230,0

175,5



экономика и право ...

18,7

7,2

139,2

81,3

179,9

157,2



здравоохранение, физическая культура и спорт...

85,5

90,4

119,6

75,9

145,3

134,5



просвещение ...

117,3

85,7

101,8

59,7

125,1

107,5



искусство и кинематография

10,2

2,0

22,9

14,9

31,9

24,6




В 1974/75 уч. г. численность уч-ся ср. спец. уч. заведений по группам специальностей составила (тыс. чел.): геология и разведка месторождений полезных ископаемых - 24,7; разработка месторождений полезных ископаемых - 58,8; энергетика - 198,9; металлургия - 50,6; машиностроение и приборостроение - 540,0; электромашиностроение и электроприборостроение - 141,0; радиотехника и связь - 139,0; химия. технология - 73,7; лесоинженерное дело и технология древесины, целлюлозы и бумаги - 47,6; технология продовольственных продуктов - 163,1; технология товаров широкого потребления - 108,1; строительство - 432,4; геодезия и картография - 13,4; гидрология и метеорология - 7,1; с. X-BO - 633,5; транспорт - 287,9; экономика - 625,6; здравоохранение и физическая культура - 431,1; просвещение - 372,2; искусство - 125,0. Расширяется подготовка кадров без отрыва от работы на производстве: в 1940 С. с. о. по вечерней системе обучения получили 2,5 тыс. чел., по заочной - 29 тыс. чел.; в 1965 соответственно 104,7 тыс. и 184 тыс., в 1974 - 133,6 тыс. и 274,6 тыс. чел.

За годы Сов. власти в системе С. с. о. подготовлено св. 20 млн. специалистов.

Численность специалистов со средним специальным образованием, занятых в народном хозяйстве СССР, по специальностям, тыс. чел.



1941

1965

1970

1973



Всего специалистов

1492

7175

9988

11977



В том числе:











техников ...

324

2887

4333

5373



агрономов, зоотехников и ветеринарных фельдшеров...

89

465

597

698



плановиков и статистиков ...

31

571

950

1248



товароведов ...

5

219

396

520



юристов...

6

16

21

26



медицинских работников (включая зубных врачей) ...

393

1454

1862

2125



педагогов, библиотечных и культурно-просветительных работников ...

536

1282

1459

1559




Пути развития сов. системы С. с. о. определены в постановлении ЦК КПСС и Сов. Мин. СССР "О мерах по дальнейшему совершенствованию руководства средними специальными учебными заведениями и об улучшении качества подготовки специалистов со средним специальным образованием" (1974).

В др. социалнстич. странах существуют гос. системы С. с. о., отвечающие нац. особенностям и требованиям нар. х-ва. В странах, где системы С. с. о. близки к принятой в СССР (напр., Болгария и Монголия), уч-ся ср. спец. уч. заведений получают общее ср. и проф. образование, их теоретич. подготовка органически сочетается с практической. Существенно отличается система С. с. о., принятая в ГДР. В ср. спец. уч. заведения принимаются лица, окончившие ср. школу и имеющие стаж работы на предприятии (1-2 года) или прошедшие 2-3-годичное обучение в проф. уч-щах. В Венгрии в сер. 60-х гг. началась реорганизация техникумов в высшие проф. школы, призванные готовить младших инженеров узкопрактнч. профиля. С. с. о. на Кубе дают главным образом технологические ин-ты, занимающиеся по уч. планам, сходным с уч. планами сов. техникумов.

Организуется С. с. о. в развивающихся странах Азии и Африки. В Алжире, напр., успешно работают созданные с помощью СССР нефт., металлургич. и текст, техникумы. В 1963 Эфиопии передан в качестве дара СССР техникум в Бахр-Даре (ныне Технич. ин-т). В Афганистане по проектам, разработанным в СССР, построены нефт. и автодорожный техникумы. MH. представители молодёжи стран Африки, Азии и Латинской Америки получают С. с. о. в сов. техникумах и уч-щах.

Разнообразны системы С. с. о. в к апиталистических странах. Во Франции в технич. лицеях готовятся техники и техники со званием бакалавра, имеющие юрндич. право продолжать образование в высшем уч. заведении. Однако получаемые ими спец. знания недостаточно высоки, поэтому во MH. лицеях есть отделения "высших техников", на к-рых даётся хорошая теоретич. и практич. подготовка по специальности. "Высшие техники" обычно занимают младшие технич. должности на производстве, в строительстве, работают техниками-конструкторами. Выпускники обычных отделений франц. лицеев, получившие звание техника, как правило, принимаются фирмами на должности чертёжников или квалифицированных рабочих, бригадиров (с личным выполнением конкретной квалифицированной работы). С. с. о. во Франции дают также двухгодичные пед. уч-ща.

В США С. с. о. осуществляют младшие колледжи, сеть к-рых во MH. штатах после 1960 стала быстро развиваться. В колледжи принимаются лица, имеющие общее ср. образование в объёме 12 классов. Уч-ся могут по желанию выбрать программу, отвечающую младшим курсам высшего уч. заведения. Но т. к. обучение в младших колледжах платное (плата иногда достигает нескольких сот долларов в год), многие выбирают сокращённый курс с несколькими общетехнич. дисциплинами, но пониженной физ.-математич. программой, к-рый даёт возможность окончившему получить низшую гехнич. должность в различных фирмах. Во MH. колледжах можно по вечерам (за особую плату) дополнительно изучать различные профилирующие дисциплины и приобрести нек-рые практич. навыки в лабораториях и кабинетах. Лучшие младшие колледжи осуществляют обучение по большому количеству (60-100) профилирующих дисциплин. Нек-рые частные фирмы организуют т. н. технич. ин-ты (напр., Радиоинститут CA в Нью-Йорке, Капитолийский радиотехнич. ин-т в Вашингтоне и др.), к-рые дают уч-ся за высокую плату достаточную практич. подготовку по специальности. Однако уч. планы этих ин-тов обычно не включают общенауч. и гуманитарные дисциплины.

Лит.: Кузьмин Б. А., Техникумы и училища СССР, M., 1974. Б. А. Кузьмин.

"СРЕДНЕЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ", ежемесячный журнал, орган Мин-ва высшего и ср. спец. образования СССР. Издаётся в Москве с 1954. Публикуются статьи по вопросам организации уч.-воспитат. процесса в ср. спец. уч. заведениях, о профилях подготовки специалистов, материалы из истории развития ср. спец. образования. Большое внимание уделяется проблемам коммунистич. воспитания. Помещаются уч.-методич. и юридич. консультации, книжные обозрения и др. Тираж (1975) ок. 30 тыс. экз.

СРЕДНЕЕ УXO, отдел слуховой системы наземных позвоночных животных и человека, расположенный на границе наружного и внутреннего уха. Состоит из заполненной воздухом барабанной полости, находящихся в ней слуховых косточек (см. Молоточек, Наковальня, Стремечко) и слуховой, или евстахиевой, трубы (у человека и нек-рых приматов включает также ячейки сосцевидного отростка). Снаружи С. у. у большинства позвоночных ограничено барабанной перепонкой', от внутр. уха оно отделено хрящевой или костной стенкой преддверия лабиринта. Слуховые косточки передают звуковые колебания с барабанной перепонки во внутр. ухо. С. у. у большинства животных соединяется с глоткой посредством евстахиевой трубы. С. у. ряда наземных позвоночных и особенно млекопитающих включает MH. дополнит, образования, выполняющие важные акустич. функции (см. Барабаны слуховые). У ряда вторичноводных и наземных земноводных, млекопитающих, а также у нек-рых черепах и змей наблюдается частичная или полная редукция С. у. О воспалении С. у. см. Отит.

СРЕДНЕЕВРОПЕЙСКАЯ РАВНИНА, равнина в Европе, гл. обр. на С. Польши, ГДР и ФРГ и в Дании. Ограничена на С. побережьями Северного и Балтийского морей, на Ю.- горами и возв. Герцтской

Европы. Дл. с 3. на В. ок. 600 км, шир. от 200 до 500 км, преобладают высоты 50-100 м (в отд. моренных грядах св. 300 м). Сложена гл. обр. известняками и песчаниками, перекрытыми ледниковыми отложениями (моренные гряды, зандровые поля и др.). Климат умеренный, переходный от мор. к континентальному. Cp. темп-pa янв. на 3. от -1 до -3 0C, на В. от -2 до -4 0C; июля - повсеместно 17-19 0C. Сумма осадков уменьшается с 3. на В. от 800 до 500 мм в год. Снежный покров на 3. неустойчив, на В.- 1,5-2мес. Густая сеть рек (басе. Одры, Эльбы, Везера, Рейна и др.). Многочисленны ледниковые озёра. Преобладают бурые лесные и подзолистые почвы. Естественная растительность - дубово-буковые (на 3.) и смешанные (на В.) леса - в значит, степени сведена или замещена насаждениями хвойных пород; на С.- верещатники, торфяники. По долинам рек - луга. Посевы зерновых, сах. свёклы, животноводство. С. р. густо заселена. На С. р.- гг. Познань (Польша), Берлин (ГДР), Зап. Берлин (особая политич. единица), Гамбург, Бремен, Ганновер (ФРГ), Амстердам, Роттердам (Нидерланды). К. Г. Тарасов.

СРЕДНЕЕВРОПЕЙСКАЯ РАСА, одна из рас, входящих в большую европеоидную расу. По пигментации занимает промежуточное положение между сев. и юж. европеоидами (ближе к первым). Характеризуется светлой кожей, русыми волосами, светлыми или смешанными глазами, средним или выше среднего ростом, брахикефалией. Распространена в Центр, и Вост. Европе среди юж. немцев, австрийцев, венгров, чехов и словаков, сев. украинцев, юж. белорусов, русских средней полосы и соседних с ними народов.

СРЕДНЕЕВРОПЕЙСКИЙ НЕФТЕГАЗОНОСНЫЙ БАССЕЙН, Центральноевропейский нефтегазоносный бассейн, расположен на терр. СССР (Латв. CCP, Литов. CCP и Калининградской обл. РСФСР), ПНР, ГДР, ФРГ, Дании, Нидерландов и Великобритании, а также в пределах акваторий Балтийского и Северного морей. В широтном направлении протягивается на расстояние 1550 км, в меридиональном - до 1150 км (до 62° с. ш.). Бассейн приурочен к крупной краевой впадине (перикратону), ограниченной с С. Норвежским м., с 3., Ю. и С.-В.- каледонскими складчатыми сооружениями Великобритании и Норвегии, на В. и Ю.-В.- Балтийским щитом и Белорусской антеклизой Вост.-Европ. платформы. Впадина выполнена отложениями палеозоя, мезозоя и кайнозоя мощностью св. 10 км; на большей части бассейна распространены соленосные отложения верхней перми (цехштейн), образующие различные соляные структуры (купола, гряды и др.). Месторождения нефти и газа приурочены к платформенным поднятиям и соляным куполам. Осн. залежи нефти связаны с отложениями кембрия, юры, мела и палеогена; скопления газа - с нижней Пермью (красный лежень) и триасом.

Первое месторождение было открыто в 1858 вблизи Ганновера. В 1960-е гг. обнаружены крупные нефт. и газовые месторождения в Прибалтике, Нидерландах и Северном м. и Нидерландов остаточные запасы составляют 114 млн. m нефти и 2,5 трлн. л3 газа (1975).


Общие извлекаемые запасы нефти в Северном м. составляют 4,2 млрд. m и газа - 4 трлн. м3, а на терр. ФРГ


Самые крупные нефт. месторождения открыты в акватории Северного м.: Брент (извлекаемые запасы 335 млн. т), Экофиск (310), Фотиз (250), Хаттон (134); значит, месторождения газа - в Нидерландах и в Северном м.: Гронинген (1648 млрд. м3), Леман-Банк (340), Фригг (311), Индиффатигабл (226).

Нефти - тяжёлые, лёгкие и средние (плотностью 0,85 г/см3 преим. в Северном м.), с незначит. или средним содержанием серы. Газы в основном метановые, однако к Ю.-В. обогащаются азотом и переходят почти в чисто азотные.

Лит.: Успенская H. Ю., T а усон H. H., Нефтегазоносные провинции и области зарубежных стран, M., 1972; Месторождения нефти и газа Северо-Западпоевропейской нефтегазоносной провинции, M., 1975. M. К. Калинко.

СРЕДНЕЗАПАДНЫЙ ШТАТ, штат на Ю.-З. Нигерии (до февр. 1976; 3 февр. 1976 в стране введено новое адм. деление). Пл. 38,6 тыс. км2. Нас. 3,24 млн. чел. (1973), гл. обр. народности бини, иджо. Адм. ц.- г. Бенин. Поверхность - низменная равнина, прорезанная рукавами и протоками pp. Нигер, Бенуэ и др. Растительность - влажные тропические леса; на побережье - мангровые заросли. Осн. отрасли х-ва - земледелие и лесоразработки (св. 4/5 произ-ва древесины в Нигерии). Товарные культуры: гевея (ок. 4/з произ-ва каучука страны), масличная пальма, какао; из потребит, культур возделывают ямс, маниок, таро, кукурузу, рис. Деревообр., пищ., текст., обув., стек, предприятия. Кустарные промыслы. Добыча нефти (1/3 общенигерийской добычи нефти; месторождения Угелли, Окан).

СРЕДНЕИРАНСКИЕ ГОРЫ, горная система во внутр. части Иранского нагорья, в Иране. Дл. ок. 1000 км, шир. до 300 км. Осн. простирание горных хребтов с С.-З. на Ю.-В. (гл.- Кухруд и Кухбенан). Вые. до 4420 м (потухший вулкан Хезар), относит, превышения над прилегающими равнинами - 2000-2500 м. С. г. сложены осадочными и вулканич. породами, многочисл. осыпи. Осадков 100-300 мм в год. В межгорных долинах и ниж. частях склонов - полынно-эфемеровые пустыни; в верх, поясе гор - фриганоидная растительность. По долинам рек - заросли тополя, ивы, лоха, грецкого ореха. Кочевое животноводство.

СРЕДHEКОЛЫMCK, город, центр Среднеколымского р-на Якутской АССР. Пристань на левом берегу р. Колыма. Молочный з-д, животноводч. совхоз. С. осн. как острог в 1644.

СРЕДНЕРУССКАЯ ВОЗВЫШЕННОСТЬ, возвышенность в центре Европ. части СССР. Расположена в пределах Вост.-Европ. равнины - от широтного отрезка долины Оки на С. до Донецкого кряжа на Ю. Дл. ок. 1000 км, шир. до 500 км, вые. 220-250 м (наибольшая- 293 м); юго-вост. часть наз. Калачской возвышенностью. Докембрийский кристаллич. фундамент наиболее приподнят в ср. части возвышенности и выходит на поверхность в долине р. Дон, между гг. Павловск и Богучар. На С. сложена известняками девона и карбона, перекрытыми песчано-глинистыми отложениями юры и нижнего мела, на Ю.- мелом и мергелем верхнего мела с покровом палеогеновых песков, глин, песчаников. На поверхности повсеместно распространены лёссовидные суглинки и лёссы. Полезные ископаемые: железные руды Курской магнитной аномалии (наиболее значит. Михайловское месторождение), бурый уголь и др. Рельеф эрозионный - овражно-балочно-долинный, с густотой расчленения до 1,3-1,7 м на 1 км2 и глуб. от 50 м до 100-150 м. С. в. является водоразделом между Каспийским, Чёрным и Азовским морями. С возвышенности стекают крупные реки - Ока (с притоками Зуша, Упа, Жиздра и др.), Десна, Сейм, Псёл, Ворскла, Дон (с притоком Северский Донец). С. в. располагается в подзоне широколиственных лесов лесной зоны, в лесостепи и степи; почвы чернозёмные (на С.- серые лесные). Терр. сильно распахана. На С. в.- Центральночернозёмный заповедник им. В. В. Алёхина, заповедник Таличъя гора.

Лит.: Средняя полоса Европейской части СССР, M., 1967. В. К. Жучкова.

СРЕДНЕСИБИРСКОЕ ПЛОСКОГОРЬЕ, обширное плоскогорье в центр, части Сев. Азии, в пределах Якут. АССР, Красноярского края и Иркутской обл. РСФСР. Ограничено на Ю. горами Вост. Саяна, Прибайкалья и Сев. Забайкалья, на 3.- Западно-Сибирской равниной, на С. и В. Северо-Сибирской низменностью и Центральноякутской равниной. Пл. ок. 1,5 млн. км2. С. п. располагается в пределах Сибирской платформы. Cp. высота плоскогорья 500-700л. Б. ч. терр. плоскогорья, расположенная в басе. pp. Нижней Тунгуски и Подкаменной Тунгуски, Ангары и верховьев Вилюя, характеризуется сглаженным рельефом, здесь широко распространены плоские и широкие междуречья. Наиболее приподнятые участки располагаются на С.-З., где массивы плато Путорана достигают вые. 1500-1700 м. Вилюйское плато и плоские междуречья в верховьях р. Лены- 900-1100 м. Из полезных ископаемых наибольшее значение имеют никелевые и медные руды (р-н Норильска), жел. руды (Ангаро-Илимский р-н и Ангаро-Питский басе.), кам. уголь (Тунгусский, Черемховский, Канский басе.), графит, кам. соль, природный газ.

Реки относятся к басе. Сев. Ледовитого ок. Большинство рек многоводны, текут преим. в глубоких и узких долинах, имеют быстрое течение, изобилуют порогами. Крупнейшие реки: Ниж. Тунгуска, Подкаменная Тунгуска, Ангара, Лена с Вилюем, Хатанга, Анабар, Оленек.

Климат резко континентальный, с холодной (ср. темп-pa января от -20 0C на Ю.-З. до -44 "С на С.-В.) и продолжительной зимой и тёплым (ср. темп-ра июля от 12 0C на С. до 20 0C на Ю.) летом. Осадков выпадает от 200-350 мм на В. до 400-500 мм на 3. (на плато Путорана до 700-800 мм) в год. Широко распространены многолетнемёрзлые горные породы.

Большая часть плоскогорья расположена в зоне светлохвойной тайги, среди к-рой преобладают лиственничные леса (даурская лиственница на В. и сибирская на 3.) на слабоподзолистых и дерново-подзолистых почвах, а на С.- на глеевато-подзолистых. На Ю., в басе. Ангары широко распространены сосновые и сосново-лиственничные боры на дерновоподзолистых почвах; к С. от Подкаменной Тунгуски - гл. обр. редкостойные и низкорослые заболоченные лиственничники. На Ю. среди тайги в Канской,

Иркутско-Черемховской впадинах и в басе. р. Куды - острова лесосгепей (Красноярская лесостепь, Канская лесостепь, Балаганские степи). На С. плато Путорана, Сыверма и возвышенностях Анабарского массива обширные пространства заняты горной тундрой; на Лено-Ангарском плато и Енисейском кряже (на вые. более 1000 м) - острова горной тундры. Для животного мира тундры характерны лемминги, песец, заяц-беляк, сев. олень, для тайги - лось, кабарга, бурый медведь, росомаха. Из птиц - глухарь, рябчик. Реки богаты рыбой (сиб. осётр, сиг, таймень и др.). Промысловое значение имеют белка, соболь, ондатра.

Лит.: Воскресенский С. С., Геоморфология Сибири, M., 1962; Средняя Сибирь, M., 1964 (Природные условия и естественные ресурсы СССР): Равнины и горы Сибири. (Геоморфология СССР), M., 1975.

СРЕДНЕСЛОВАЦКАЯ ОБЛАСТЬ (Stredoslovensky kraj), адм.-терр. единица в Чехословакии, в Словацкой Социалистич. Республике. Пл. 18 тыс. км2. 1,4 млн. жит. (1974). Адм. ц.- Банска-Бистрица. Большая часть терр. занята хребтами Зап. Карпат, разделённых многочисл. котловинами, к-рые орошаются гл. обр. pp. Bar и Грон.

С. о.- развитый индустриальный район. На область приходится ок. 8% пром. и св. 7% с.-х. продукции страны (св. 1/3 пром. произ-ва республики). Добыча бурого угля, лигнита, магнезита (Римавска-Собота), полиметаллов. ТЭС Новаки, каскад ГЭС на р. Ваг. Чёрная и цветная металлургия (качеств, сталь - Подбрезова, ферросплавы - Мокра дь, Истебне, алюминий - Жар на Гроне), машиностроение, преим. транспортное (мотоциклы, электровозы, вагоны и т. п.), произ-во подшипников, электронная (в т. ч. телевизоры), деревообр. промышленность (Зволен, Банска-Бистрица, Турани, Жилина, Мартин), предприятия хим., стройматериалов, текст, и пищ. пром-сти.

В горах на естеств. пастбищах разводят кр. рог. скот и овец (б. ч. поголовья страны). В долинах возделывают рожь, ячмень, картофель; на юге области, в котловинах и в предгорьях выращивают кукурузу, пшеницу, сах. свёклу, табак; виноградарство. Через терр. области пролегает ж.-д. магистраль, связывающая СССР и ЧССР. Горные минера-ловодческие курорты, из к-рых наиболее известен Слиач. Л. А. Авдеичев.

СРЕДНЕУРАЛЬСК, город в Свердловской обл. РСФСР, подчинён Верхнепышминскому горсовету. Расположен на берегу Исетского озера, в 6 км от ж.-д. станции Шувакиш (на линии Свердловск - Ниж. Тагил). 18 тыс. жит. (1974). ГРЭС, з-ды: металлоконструкций, деревообрабат., железобетонных изделий; птицефабрика.

СРЕДНЕФОРМАТНЫЙ ФОТОАППАРАТ, фотографический аппарат с форматами кадров (согласно ГОСТу): 45 X 60; 60 X 60; 60 X 70 и 60 X 90 мм. Получаемые на фотоплёнке изображения имеют соответственно размеры: 41 X 57; 57 X 57; 57 X 72 и 57 X 82,5 мм с допуском ± 1 мм.

СРЕДНЕЧЕШСКАЯ ОБЛАСТЬ (Stredocesky kraj), а дм.-терр. единица в Чехословакии, в Чешской Социалистич. Республике. Пл. 11,2 тыс. км2 (включая Прагу, являющуюся самостоят, адм. единицей). Нас. 1,2 млн. чел. (с Прагой 2,4 млн. чел., оценка 1974). Адм. ц.- Прага. Сев. часть области преим. равнинная (Полабье), южная - более пересечённая, лесисто-холмистая терр. (басе, р. Влтава).

С. о.- высокоразвитый индустриальный район с интенсивным с. х-вом. На область приходится 9% пром. (вместе с Прагой - 18%) и 11% с.-х. продукции страны. Добыча кам. угля (Кладно, Paковник), жел. руды, полиметаллов. ТЭС (в гг. Мельник, Прага), ГЭС на р. Влтава. Металлургия (Кладно), машиностроение (Прага с окружением, Млада-Болеслав, Колин, Кладно): выпуск различного пром. оборудования, станков, электротехнич. изделий, автомобилей и т. п. Хим. пром-сть (минеральные удобрения, искусств, волокно, искусств, каучук) - в гг. Колин, Кралупи, Нератовице; произ-во стройматериалов (цемент), деревообработка, лёгкая и пищ. (особенно сахарная) пром-сть. Высокоинтенсивное с. X-BO специализировано на произ-ве зерна (пшеница, ячмень) и сах. свёклы в сочетании с развитым мясо-молочным животноводством. Крупное овощеводство и садоводство; на 3. области культивируют хмель С/з продукции страны).

Л. А. Авдеичев.

СРЕДНЕШВЕДСКАЯ НИЗМЕННОСТЬ, низменность в центр, части Швеции, между Балт. м. и прол. Каттегат. Дл. ок. 500 км, шир. до 200 км. Рельеф пересечённый; скальные останцы (вые. до 300 м) чередуются с холмисто-моренными и озёрно-ледниковыми ландшафтами. Многочисленны озёра (Beнерн, Веттерн, Меларен, Ельмарен и др.) и реки (Гёта-Эльв). По С. н. проходит судох. Гёта-канал. Низины обычно распаханы и густо заселены, на холмах и скальных останцах - леса из ели, сосны, местами с примесью дуба. На С. п.- гг. Стокгольм, Вестерос, Норчёпинг, Упсала, Эребру.

СРЕДНЕШОТЛАНДСКАЯ НИЗМЕННОСТЬ, низменность в Великобритании, разделяющая Сев.-Шотландское нагорье и Южно-Шотландскую возв. Равнинные участки, сложенные красноцветными песчаниками, сланцами, известняками, перекрытыми чехлом морены, чередуются с останцовыми кряжами и холмами преим. из древних изверженных пород. Месторождения кам. угля. По С. н. протекает р. Клайд, долина к-рой густо населена. По склонам кряжей и холмов - сосновые и берёзовые леса, верещатники. На С. н.-гг. Глазго, Эдинбург.
2428.htm
СРЕДНЯЯ ЛИНИЯ, 1) С. л. треугольника, отрезок, соединяющий середины двух сторон треугольника (третью сторону называют основанием). С. л. треугольника параллельна основанию и равна его половине; площади частей треугольника, на к-рые делит его С. л., относятся как 1 : 3. 2) С. л. т ? ап еции, отрезок, соединяющий середины боковых сторон трапеции. С. л. трапеции параллельна её основаниям и равна их полусумме.

СРЕДНЯЯ НОРМА ПРИБЫЛИ, см. в статьях Цена производства, Норма прибыли.

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА, учебно-воспитательное учреждение, имеющее целью дать уч-ся систематизированные знания основ наук, а также соответствующие умения и навыки, к-рые необходимы для получения в дальнейшем профессиональной подготовки и высшего образования.

Общее ср. образование начало оформляться в ср. века (монастырская, или соборная, школа "семи свободных искусств", дававшая образование в объёме тривиума и квадривиума). С возникновением в 12-13 вв. университетов функции С. о. ш. выполнял также факультет иск-в (или артистический), к-рый готовил для продолжения образования на основных ф-тах. Как самостоятельный тип уч. заведения С. о. ш. начала складываться лишь в 16 в. в виде гимназии (первая в 1538 в Страсбурге осн. педагогом-гуманистом И. Штурмом). Под влиянием традиций эпохи Возрождения осн. предметами в гимназиях были лат. и греч. языки. Однако, в отличие от гума-нистич. школ предшествующей эпохи, где эти языки изучались как средство овладения культурным наследием античного мира, для первых гимназий характерно увлечение формальной стороной изучения древних языков. Гимназия Штурма была типичной школой классического образования и определила характер развития С. о. ш. на неск. столетий. В разных странах С. о. ш. получили различные названия - гимназии, колледжи, коллежи, лицеи, грамматические школы и др. Существенные изменения в характере С. о. ш. классич. типа произошли во 2-й пол. 18 в. под влиянием идей неогуманизма, получивших распространение в странах Зап. Европы, особенно в Германии. С этого времени передовые педагоги основной задачей общеобразоват. школы стали считать развитие у учащихся самостоят, мышления, эстетич. вкусов, формирование мировоззрения и нравственных идеалов в соответствии с интересами бурж. гос-ва. В уч. планах гимназий и аналогичных им С. о. ш. значит, место занимала математика, к-рая наряду с грамматикой древних языков рассматривалась как важное средство развития логич. мышления и дисциплины ума, в уч. планы включали также родной язык, историю, географию, элементы наук о природе. С. о. ш. рассматривалась как подготовит, ступень к получению университетского образования. Её характер и функции сохранились без значит, изменений до кон. 19 в. С. о. ш. такого типа существуют и ныне в системах нар. образования многих стран (Бельгия, Бразилия, Великобритания, Италия, Франция, ФРГ и др.).

Развитие капитализма выдвинуло перед школой задачу подготовки молодёжи к участию в различных сферах производства и науки, что потребовало коренного пересмотра и концепции общего ср. образования. Демократически настроенные мыслители и педагоги уже с эпохи Возрождения выступали против засилья в школах древних языков и выдвигали идею реального образования (T. Мор, Ф. Рабле, Дж. Беллерс, Я. А. Коменский и др.). С их точки зрения, гл. место в содержании общего образования должны были занимать предметы, дающие уч-ся

практически полезные знания и умения,- родной и живые иностранные языки, естеств. науки, ремёсла. Одна из первых реальных С. о. ш. в Европе - школа, открытая в 1747 в Берлине И. Хеккером (однако она была в значит, степени профессионализирована и для подготовки к ун-ту имела спец. отделение). Подобные С. о. ш. во 2-й пол. 18 в. появились в разных странах (в США они создавались по инициативе Б. Франклина и получили назв. академий). Дальнейший шаг в совершенствовании С. о. ш. сделали нем. педагоги-филантрописты И. Б. Базедов, X. Г. Зальцман, Б. Блаше и др., открывшие для детей состоят, родителей ряд школ интернатного типа ("филантропии"), в уч. плане к-рых большое место отводилось реальным предметам и различным видам труда (чтобы воспитанники могли поступать в ун-т, преподавались и древние языки).

К кон. 19 в. борьба двух концепций общего образования завершилась тем, что в системах нар. образования большинства стран стали параллельно существовать С. о. ш. двух видов: классические (типа гимназии) и реальные. Последние в течение длительного времени не считались полноценными С. о. ш.: выпускники могли поступать лишь в специализированные высшие уч. заведения, а в ун-т только на естественно-математич. ф-ты.

В России первыми школами повышенного типа были возникшие во 2-й пол. 17 в. греко-латинские школы, в к-рых обучали церковно-славянскому, греч. и лат. языкам, философии, риторике. В 1701 в Москве открылась первая повышенная школа реального типа - школа математических и навшацких наук (однако она не была, в строгом смысле слова, общеобразовательной - в ней преподавались спец. дисциплины, связанные с морским, военным, горным делом и др.). Первой собственно С. о. ш. принято считать открытую в 1726 при Академии наук в Петербурге Академическую гимназию, целью к-рой была подготовка молодёжи к поступлению в Академический университет. Развитие С. о. ш. началось с 1804, когда был принят устав учебных заведений, подведомственных университетам, внёсший единообразие в систему нар. образования. Уч. план 4-летней гимназии, готовившей к поступлению в ун-т, отличался энциклопедичностью и многопредметностью, содержал, кроме языков, философию, политэкономию, различные курсы математики, физику, естествознание, технологию и др. предметы. Положительными чертами гимназий были всесословность, значит, внимание к реальным предметам. После принятия в 1828 нового школьного устава гимназии превратились в С. о. ш. для привилегированных сословий, по характеру дававшегося образования они стали гуманитарными с ярко выраженным классич. уклоном.

В 60-е гг. 19 в. развернулась борьба прогрессивной общественности за демократизацию школы, за приближение её к жизни. По "Уставу гимназий и прогимназий" (1864) наряду с классическими были созданы т. н. реальные гимназии, где вместо древних языков в значит. объёме преподавалось естествознание. Однако гимназии этого типа не считались полноценными С. о. ш.: их выпускники могли поступать лишь в высшие технич. уч. заведения. С усилением реакции школьный устав в 1871 был пересмотрен и единственным типом С. о. ш. признана классическая гимназия. Потребности пром-сти и торговли вынудили правительство сохранить и реальную ветвь ср. образования, узаконенную уставом 1872,- реальные училища с 6-7-летним сроком обучения и профессионализацией в старших классах. В 1888 профессионализация была устранена и выпускники реальных уч-щ получили право поступать в высшие технич. и с.-х. уч. заведения, а сдавшие дополнительно экзамен по лат. языку - и на физико-математич. и мед. ф-ты ун-тов. В 1896 в качестве С. о. ш. узаконены коммерческие училища с 7-8-летним сроком обучения, в старших классах к-рых преподавались и спец. предметы (товароведение, бухгалтерия, технология и др.), выпускники могли поступать в высшие коммерческие и технич. уч. заведения. В нач. 20 в. под давлением требований передовой общественности в гимназиях было несколько ослаблено классич. направление и усилено преподавание предметов естеств.-матсматич. цикла. До 1917 существовало две разновидности С. о. ш.: классич. гимназии и реальные (в т. ч. коммерческие) (уч-ща. Общее ср. образование давали так'же сословные уч. заведения типа кадетских корпусов и институтов благородных девиц. Характерной особенностью дореволюционной С. о. ш. был её отрыв от нач. школы: в ср. школу детей принимали по экзамену. Обучение в С. о. ш. было раздельным, т. е. существовали мужские и женские С. о. ш.

В СССР принципиальной основой развития С. о. ш. стало ленинское положение о необходимости связи её с жизнью, с политикой гос-ва и отделении школы от церкви. В 1917-18 были приняты меры для создания стройной системы нар. образования, обеспечившие унификацию С. о. ш. и её связь с др. ступенями образования. С. о. ш. стала орудием коммунистич. воспитания и просвещения народа, проводником идейного, организац., воспитат. влияния пролетариата на полупролетарские и непролетарские слои трудящихся. Коренные преобразования школьного дела отражены в "Положении о единой трудовой школе Российской Социалистической Федеративной Советской Республики и "Основных принципах единой трудовой школы" (1918). В противоположность прежней сословно-классовой школе создавалась единая для всех слоев населения трудовая школа, разделённая на две ступени: 1-я - с 5-летним, позднее 4-летним сроком обучения для детей 8-13 лет, 2-я - с 4-летним, позднее 5-летним сроком обучения для детей 13-17 лет. Работа школы строилась на основе принципов связи с жизнью, нац. и полового равноправия, обучения на родном языке. Из уч. планов были исключены древние языки и религия, введено изучение общественно-политич. дисциплин, усилено преподавание наук о п-рироде, стала претворяться в жизнь марксистско-ленинская идея политехнического образования и соединения обучения с участием школьников в общественно полезном труде.

Чтобы открыть доступ в высшую школу рабочим и крестьянам, не имевшим до революции возможности окончить С. о. ш., в 1919 созданы рабочие факультеты. В сер. 20-х гг. в структуру С. о. ш. внесены нек-рые изменения: в городах и рабочих посёлках созданы фабрично-

заводские семилетки (ФЗС), где была сделана попытка осуществить знакомство уч-ся с трудовыми процессами на базе произ-ва; в сел. местности организованы школы крестьянской молодёжи (ШКМ), где общее образование дополнялось ознакомлением учащихся с теорией и практикой с. х-ва. После окончания ФЗС и ШКМ учащиеся поступали в 8-е классы школы-десятилетки или в средние специальные учебные заведения.

Постановлениями "О начальной и средней школе" (5 сент. 1931) и "Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе" (25 авг. 1932) ЦК ВКП(б) выдвинул задачу составления новых программ по каждому предмету и укрепления классно-урочной системы обучения. Эти и последующие постановления ЦК ВКП(б) - об учебниках, о работе пионерской организации, о преподавании гражд. истории, географии и др.- сыграли важную роль в повышении качества уч.-воспитат. процесса н укреплении авторитета учителя.

Постановлением CHK СССР и ЦК ВКП(б) "О структуре начальной и средней школы в СССР" (15 мая 1934) С. о. ш. была унифицирована: стала 10-летней с разделением на начальную (4 года), неполную среднюю (7 лет) и среднюю (10 лет). В годы Вел. Отечеств, войны 1941-45 возникли новые типы С. о. ш.- школы рабочей молодежи и школы сельской молодёжи, а также суворовские училища и нахимовские училища.

В 1958 законом ч Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР" неполная ср. школа стала 8-летней, а полная средняя - 11-летней. Было усилено трудовое обучение, в старших классах введена проф. подготовка. В 1964 восстановлен 10-летний срок обучения. Производств, обучение было сохранено лишь в С. о. ш., имеющих соответствующую материальную базу (1966). В 60-е гг. получили развитие С. о. ш. с усиленным изучением предмета - иностранного языка, математики, физики, химии, биологии и др.

Современная 10-летняя С. о. ш. является единой трудовой политехнической. В р-нах, где обучение ведётся не на рус. языке, с разрешения Сов. Мин. СССР может быть установлен 11-летний срок обучения. С. о. ш. условно подразделяется на три ступени: начальную - 1-3-п классы, неполную среднюю (4-

8-е классы) и собственно ср. школу - 9-10-е (11-е) классы. В зависимости от местных условий могут создаваться отдельно начальные и 8-летние школы. Для работающей молодёжи существуют вечерние (сменные) и заочные С. о. ш. (см. Вечернее образование; Заочное образование). Для детей с дефектами физич. и умственного развития существуют С. о. ш. интернатного типа.

Генеральная перспектива дальнейшего совершенствования советской С. о. ш. определена Программой КПСС. Одной из задач является осуществление всеобщего ср. образования для всех детей школьного возраста.

В 1974 95% уч-ся от числа поступивших в 1966 в 1-й класс своевременно закончили 8-летнюю школу, ок. 93% из них охвачены различными формами ср. образования. Это означает, что в основном завершён переход к всеобщему ср. образованию. Размах ср. образования повлёк за собой изменения в сети и структуре об-

щеобразоВат школ всех видов число их сократилось за счет значит увеличения числа С о ш (50 тыс из всех 152 4 тыс школ) В 1974 86,4% детей в городах и 62,3% в сел местности обучалось в С о ш , на дочю нач школ приходилось 0,8% в городах и 4,9% в сел мест ности

Главные задачи сов С о ш дать уч ся ср образование отвечающее требованиям обществ и научно технич прогресса, вооружить глубокими и прочными знаниями основ науки и умениями самостоятельно пополнять их, способствовать формированию марксистско ленинского мировоззрения, всестороннему гармоническому развитию С о ш связывает уч воспитат работу с практикой коммунистич строительства и осуществляет нравственное воспитание уч ся в духе требований Морального кодекса строителя коммунизма, их трудовое обучение и подготовку к жизни, сознательному выбору профессии Согласно постановле нию ЦК КПСС и Сов Мин СССР "О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы" (10 нояб 1966) Мин во просвещения СССР и мин-ва просвещения (нар образования) союзных республик совершенствуют содержание образования в ср школе в соответствии с требованиями развития науки, техники и культуры, устанавливают более рациональное распределение уч материала по годам обучения, освобождают программы и учебники от излишней детализации и второстепенного материала Для углубления знаний, а также развития разносторонних интересов и способностей учащихся введены с 7 го класса факультативные занятия

Работа по модернизации содержания ср. образования завершена к концу 60-х гг комиссией АН СССР и АПН СССР Новый уч план в основном сохраняет сложившееся в практике работы школы соотношение уч времени на гуманитарное (42,4%) и естеств математич (38 4%) образование На занятия музыкой и изобразит иск вом отводится 4,8% уч времени, на физкультуру - 7,2%, на трудовую и политехнич подготовку - 7,2% уч времени При этом имеется в виду более широкое развитие различных форм внеурочной и внешкольной работы В каждом уч предмете отражены основные тенденции развития современной науки, доступные для усвоения уч ся

Линейно ступенчатое (вместо концентрического) построение учебных программ обеспечивает новизну содержания образования на каждой ступени и открывает возможности для основательного изучения каждого предмета Новые программы значительно повышают научно теоретич уровень образования на протяжении всего обучения Длительная опытно экспери ментальная работа показала что нач обучение может успешно проводиться на уровне повышенной трудности и более высокими темпами Новые программы позволили добиться определённых успехов в развитии детей, обеспечить более полное раскрытие их духовных сил и выработку твердых навыков письма, счета и чтения Сокращение срока нач обучения с 4 до 3 лет увеличило время на изучение систематич курсов основ наук, к рое начинается с 4 го класса Созданы более прочные связи между уч материалом младших, средних и старших классов.

Типовой учебный план средней общеобразовательной школы СССР

Предметы

Число часов по классам

Всего недельных часов



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

поданному плану 1976

по плану 1959



Русский язык

12

10

10

6

6

3

3

2

2/0

_

53

57



Литература

-

-

-

2

2

2

2

3

4

3

18

19



Математика

6

6

6

6

6

6

6

6

5

5

58

59



История

-

-

-

2

2

2

2

3

4

3

18

20



Обществоведение

-

-

-

-

-

-

-

-

2

-

2

2



Природоведение

-

2

2

2

-

-

-

-

-

-

6

2



География

-

-

-

-

2

3

2

2

2

-

11

12



Биология

-

-

-

-

2

2

2

2

0/2

2

11

11



Физика

-

-

-

-

-

2

2

3

4

5

16

17



Астрономия

-

- <