загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна,окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ПРОМЫШЛЕННОМ, ЖИЛОМ И НЕ ТОЛЬКО...:
ПОНЯТИЯ:

МОНТАЖ (франц. montage - подъём установка, сборка, от monter - поднимать), сборка и установка сооружений конструкций, технологического оборудования агрегатов, машин (см. Сборка машин, аппаратов, приборов и др. устройств и готовых частей и элементов.
МОНТАЖ в строительстве - основной производственный процесс, выполняемый при возведении зданий и сооружений или и реконструкции, в результате которого устанавливают в проектное положение строительные конструкции, инженерное технологическое оборудование и др. МОНТАЖ технологического оборудования включает также присоединение его к источникам энергоснабжения системам очистки и удаления отходов оснащение приборами, средствами автоматизации и контроля
.


СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ в СССР, организационно обособленные производственно-хозяйственные единицы, основным видом деятельности которых является строительство новых, реконструкция, капитальный ремонт и расширение действующих объектов (предприятий, их отдельных очередей, пусковых комплексов, зданий, сооружений), а также монтаж оборудовани я. К государственным СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ относятся строительные и монтажные тресты (тресты-площадки, тресты гор. типа, территориальные, союзные специализированные тресты); домостроительные, заводостроительные и сельские строительные комбинаты; строительные, (монтажные) управления и приравненные к ним организации (напр., передвижные механизированные колонны, строительно-монтажные поезда и др.).
ПРОЕКТИРОВАНИЕ (от лат. projectus, буквально - брошенный вперёд), процесс создания проекта - прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния. Различают этапы и стадии ПРОЕКТИРОВАНИЯ, характеризующиеся определённой спецификой. Предметная область ПРОЕКТИРОВАНИЯ постоянно расширяется. Наряду с традиционными видами ПРОЕКТИРОВАНИЯ (архитектурно-строительным, машиностроительным, технологическим и др.) начали складываться самостоятельные направления ПРОЕКТИРОВАНИЯ человеко-машинных систем (решающих, познающих, эвристических, прогнозирующих, планирующих, управляющих и т. п.) (см. Система "человек и машина"), трудовых процессов, организаций, экологическое, социальное, инженерно-психологич., генетическое ПРОЕКТИРОВАНИЕ и др. Наряду с дифференциацией ПРОЕКТИРОВАНИЯ идёт процесс его интеграции на основе выявления общих закономерностей и методов проектной деятельности.
ПРОМСТРОЙПРОЕКТ, проектный институт в ведении Госстроя СССР. Находится в Москве. Организован в 1933. В составе института архитектурно-строительные и конструкторские отделы; ПРОМСТРОЙПРОЕКТ возглавляет объединение "Союзхимстройниипроект" с проектными институтами в Киеве, Ростове-на-Дону, Тольятти, Алма-Ате. Разрабатывает проекты (архитектурно-строительные и сан.-технич. части) производственных зданий и сооружений крупнейших промышленных предприятий автомобильной, машиностроит., металлургич., химич. и др. отраслей пром-сти; схемы генеральных планов пром. узлов и упорядочения существующих пром. районов; мероприятия по повышению уровня индустриализации строительтсва за счёт унификации и типизации зданий, сооружений и конструкций и внедрения эффективных строит. материалов; нормативные документы и методич. указания по проектированию пром. зданий и сооружений. Периодически публикует реферативную информацию "Строительное проектирование промышленных предприятий". Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1958)

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

о представителей сторонники социального неравенства (амер. социолог У. Самнер) и его противники (итал. социологи M. А. Ваккаро, Э. Ферри); бурж. реформисты (амер. социолог А. Смолл) и консерваторы, отстаивавшие необходимость стихийности в обществ, развитии (Спенсер, Самнер). Нек-рые, наиболее реакц. варианты С. д. тесно связаны с расизмом (концепции Л. Вольтмана в Германии, Ж. Лапужа во Франции), другие - с психологич. направлением в социологии (напр., англ, социолог У. Беджгот, австр. социолог Г. Ратценхофер Смолл). Биологизация обществ, процессов осуществлялась в С. д. в различной форме. Нем. социологи Ф. Шальмайер и Г. Maцат непосредственно выводили свои концепции из принципов биол. эволюции. Др. социальные дарвинисты стремились выявить различия между борьбой за существование среди животных, с одной стороны, и среди людей - с другой (Ваккаро). Наконец, у третьей категории социальных дарвинистов биологизация обществ, процессов проявилась в подчёркивании ведущей роли социальных конфликтов, возникающих в процессе удовлетворения людьми потребностей и в результате их стремления к господству (концепция австр. социолога и юриста Л. Гумпловича).

С. д. в известной мере обосновывал связь биол. и социальных процессов и в противовес теориям, рассматривавшим общевтво как гармонич. целое, подчёркивал конфликтный и противоречивый характер обществ, развития. В работах нек-рых социальных дарвинистов исследовались определённые стороны жизни первобытных обществ, роль социальных норм и обычаев в регулировании поведения человека. Однако основополагающие принципы С. д. несостоятельны. Осн. теоретич. пороки С. д.: натурализм в истолковании обществ, явлений, отрицание их специфичности и связанный с этим редукционизм, т. е. сведение обществ, закономерностей к биологическим. Вульгарная трактовка эволюц. теории приводит социальных дарвинистов к односторонней и превратной оценке роли социальных конфликтов, к-рые рассматриваются как "естественные", вечные и неустранимые, вне их связи с антагонистическими социальными отношениями. Наиболее реакционные варианты С. д. служили идейным обоснованием классового господства буржуазии, милитаризма и экспансионизма во внешней политике.

Лит.: Энгельс Ф., Анти-Дюринг, Маркс К. иЭнгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20; Дарвинизм и марксизм, Хар.. 1923; Кон И. С., Позитивизм в социологии, Л., 1964; Hofstadter R., Social darwinism in american thought, rev. ed., N. Y., 1959; R о g e r s J., Darwinism and social darw inism, "Journal of the History of Ideas", 1972, v. 33, № 2. A. Б. Гофман.


СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ, механизм, с помощью к-рого общество и его подразделения (группы, организации) обеспечивают соблюдение определённых ограничений (условий), нарушение к-рых наносит ущерб функционированию социальной системы. В качестве таких ограничений выступают правовые и моральные нормы, обычаи, адм. решения. Действие С. к. сводится гл. обр. к применению различных санкций к нарушителям социальных ограничений. Одновременно С. к. пользуется и поощрениями за их соблюдение. Однако С. к. в узком смысле следует отличать от механизма стимулирования. С. к. выступает как органич. элемент любой системы управления социальным процессом, как механизм обратной связи, обеспечивающий выполнение команд управляющего органа.

С. к. можно обнаружить в самых ранних обществах. С развитием производительных сил и разделения труда роль С. к. возрастает, а его структура усложняется. Возникают социальные институты, занимающиеся почти исключительно С. к. (напр., судебные органы). Вместе с тем функции С. к. осуществляет практически любой социальный институт или группа.

Характер С. к. определяется господствующими обществ, отношениями и, в свою очередь, оказывает серьёзное влияние на функционирование и развитие социальной системы. С одной стороны, неэффективный С. к. приводит к её неустойчивости, благоприятствует распространению различных форм антисоциального, отклоняющегося (девиантного) поведения. С другой стороны, всеобъемлющий С. к., к-рый в условиях военно-фашистских диктатур основывается на системе массового террора, насаждает всеобщий конформизм, ведёт к застою во всех сферах обществ, жизни.

Одной из предпосылок динамич. развития общества является постоянное изменение С. к., его адаптация к новым условиям и целям, возникающим в процессе социального развития.

Различают два вида С. к.- неформальный и формальный. К первому виду относится процесс взаимного контроля участников к.-л. процесса, напр, покупателей и продавцов, членов производств, коллектива, а также различные формы реакции обществ, мнения на поведение людей (осуждение, отказ от контактов и т. д.). К неформальным методам С. к. относится и самоконтроль личности. Значение неформальных методов С. к. во многом зависит от того, в какой степени обществу удаётся обеспечить эффективность воспитания, социализации в соответствии с господствующей системой ценностей.

Второй вид С. к. связан гл. обр. с созданными гос-вом контрольными органами, а также с осуществлением функций С. к. различными гос. орг-циями и учреждениями (см. Государственный контроль).

С. к. в масштабе общества всегда носит ярко выраженный классовый характер. В эксплуататорском обществе С. к. направлен на сохранение существующего социального порядка.

В социалистич. обществе С. к. призван укреплять социалистич. обществ, отношения, всемерно способствовать социальному развитию. Строительство коммунизма предполагает развитие различных форм С. к. и прежде всего - основывающихся на растущей социальной активности трудящихся. Эта тенденция проявляется в развитии обществ, форм контроля (товарищеские суды, нар. дружины и т. д.), в широком привлечении населения к деятельности органов нар. контроля, в усилении роли обществ, мнения, средств массовой информации в борьбе с нарушениями социалистич. законности и морали. В то же время большое значение придаётся и гос. формам С. к. Кроме системы судебных органов и прокуратуры, в СССР функции С. к. осуществляют ЦСУ, Госбанк, Госплан, органы контроля Мин-ва финансов, Мин-ва торговли и др. Важное значение имеет система контроля за качеством выпускаемой продукции в пром-сти (отделы технич. контроля). Лит.: Энгельс Ф., Анти-Дюринг, Маркс К. иЭнгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20; его же, Происхождение семьи, частной собственности и государства, там же, т. 21; Ленин В. И., Государство и революция, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 33; его же, О государстве, там же, т. 39; Щ е р а н ьс кий Я., Элементарные понятия социологии, пер. с польск., M., 1967; R о и с е k J. S., Social control, Princeton, 1956; L a nd i s P., Social control, Phil.- N. Y.- Chi., 1956. В. Э. Шляпентох.


"СОЦИАЛЬНЫЙ КРУЖОК" ("Cercle social"), орг-ция типа политич. клуба, осн. на рубеже 1789-90 в Париже H. Бонвилем и К. Фоше. Под эгидой "С. к." действовала более широкая орг-ция "Всемирная федерация друзей истины" (образованная в 1790). Печатным органом "С. к." была газ. "Буш де фер" ("La Bouche de fer"), на страницах к-рой нередко пропагандировались идеи эгалитаристско-утопич. характера. Нек-рые его руководители участвовали в респ. движении в период Вареннского кризиса (когда попытка франц. короля бежать из Франции вызвала острую борьбу между защитниками монархии и нар. массами, требовавшими провозглашения республики). Крайне разнородный состав "С. к." привёл к тому, что в 1791 он распался. В 1792-93 большинство деятелей, входивших в "С. к.", поддержало жирондистов.


СОЦИАЛЬНЫЙ ПРЕСТИЖ, значимость, привлекательность, приписываемые в обществ, сознании различным сторонам деятельности людей. Объектами С. п. чаще всего оказываются социальные роли (напр., профессии, место в организации), действия людей (напр., в сферах обществ.-политич. жизни и досуга), их психологич. качества (инициативность, смелость, интеллектуализм), фи-зич. достоинства (красота и т. д.), блага и услуги различного назначения (напр., имущество, потребительские товары, культурные ценности) и, что особенно важно, социальные группы, институты, организации. С. п. тесно переплетается с такими явлениями, как авторитет, уважение, влияние. В конечном счёте носителем С. п. оказывается сама личность, к-рая наделяется в обществ, сознании (всего общества или отд. групп) большим или меньшим С. п. Нек-рые материальные объекты становятся на более или менее длит, срок символами С. п.

Существование феномена С. п. легче всего обнаружить в оценках (чаще всего вербальных), с помощью к-рых люди ранжируют (т. е. выстраивают в ряд) объекты С. п., а также в тех действиях, в к-рых они проявляют свои предпочтения.

Марксистское понимание природы С. п. исходит из того, что престижные оценки имеют объективную основу в социальной действительности и прежде всего - в существующей социальной структуре и формируются под решающим воздействием господствующей системы ценностных ориентации, позволяющей примерно соизмерять различные явления в связи с их ролью в удовлетворении обществ, потребностей. Зависимость престижных оценок от системы ценностных ориентации объясняет их динамичный характер. Напр., одни и те же занятия пользовались разным С. п. в различные ист. эпохи. Вместе с тем престижные оценки обладают известной устойчивостью и нередко сохраняются и после исчезновения породивших их условий.

В антагонистич. обществе одни и те же объекты пользуются неодинаковым, а иногда и противоположным по знаку престижем у людей, принадлежащих к разным классам, социальным и демографич. группам. Господствующая в этом обществе идеология утверждает престиж богатства (число рабов, крепостных, размер земельной собственности, капитала), знатности происхождения и социальных связей, роли в бюрократич. иерархии. В то же время среди трудящихся масс большим престижем пользуются люди, обладающие талантом, проф. мастерством и трудолюбием, борцы за социальную справедливость.

Определённые колебания С. п. имеют место н в социалистич. обществе. Однако процесс сближения классов и социальных групп здесь ведёт постепенно к выравниванию престижных оценок представителей различных социальных групп. Важная роль С. п. в обществ, жизни в конечном счёте объясняется стремлением человека приобрести уважение в своей социальной среде, потребностью в самоутверждении личности. В то же время от меры С. п. личности или орг-ции во MH. случаях зависит успешность достижения поставленных ими целей. Поэтому стремление к приобретению или сохранению высокого С. п. играет заметную роль в мотивационной сфере личности, действиях различных организаций. С. п. поощряет полезную для функционирования и развития общества деятельность. При социализме положение человека в обществе определяется гл. обр. его трудом. В связи с этим эффективный творч. труд обладает высоким престижем, являющимся важным стимулом проф. деятельности трудящихся социалистич. общества. В то же время фетишизация С. п. способна оказать отрицат. влияние на обществ, жизнь. Она характерна для бурж. общества. В частности, разжигаемый рекламой спрос на новые товары часто обусловлен не столько улучшением их свойств, сколько соображениями престижа. Негативное влияние на обществ, жизнь оказывает также искусств, раздувание с помощью средств массовой коммуникации престижа отд. личностей или орг-ций. В США в 70-е гг. появились спец. фирмы, организующие по поручению клиента соответствующие кампании. Стремление обладать престижными в данный момент профессиями нередко приводит к неравномерному распределению трудовых ресурсов между отд. видами занятий.

Эмпирич. исследования С. п. в социалистич. странах (престижа профессий, источников массовой информации, потребительских благ в связи с изучением спроса и моды и др.), в к-рых широко используется техника измерения С. п. (в частности, шкалы, факторный анализ и др.), играют важную роль в подготовке решений на разных уровнях социального управления.

Лит.: Ш у б к и н В. H., Выбор профессии в условиях коммунистического строительства, "Вопросы философии", 1964, № 8; е г о же, Социологические опыты, M., 1970; 3 а м о шк и н Ю. А., Кризис буржуазного индивидуализма и личность, M., 1966; Кон И., Социология личности, M., 1967; В о д з и нс к а я В. В., Социологический аспект проблемы выбора профессии, в сб.: Человек и общество, Л., 1969; Сарапата Л., Исследование иерархии престижа профессиональных занятий в Польше, в кн.: Проблемы развития социальной структуры общества в Советском Союзе и Польше, M.- Варшава, 1974; Rosenberg M., Occupations and values, Glencoe, 1957; Packard V., The status seekers, N. Y., 1959; Lipset S., Bendix R., Social mobility in industrial society, Berk., 1960; Class, status and power, 2 ed., N. Y., 1966.

В. Э. Шляпентох.


СОЦИАЛЬНЫЙ СЛОЙ, промежуточная или переходная обществ, группа, не обладающая всеми признаками класса (нередко наз. прослойкой), напр, интеллигенция, или же часть какого-то класса, обладающая в рамках его внутр. структуры нек-рыми характерными особенностями, напр, квалифицированные и неквалифицированные рабочие (см. Рабочий класс, Крестьянство, Буржуазия). Марксизм-ленинизм считает понятие класса основой науч. представлений о социальной структуре классового общества и рассматривает категорию С. с. как подчинённый элемент. В противоположность этому ряд представителей немарксистской социологии выдвигает в качестве основного понятие "С. с." (или страты); классы же, если и признаются, то трактуются обычно как одна из форм С. с.

СОЦИАЦИЯ (от позднелат. sociatio - объединение), микроассоциация, таксономич. единица растительности, выделяемая по доминантам осн. ярусов растит, покрова; по объёму мельче ассоциации растительной. Напр., в ассоциации соснового бора с напочвенным лишайниковым покровом выделяют следующие С.: сосняк с покровом из лишайника Cladonia alpestris и сосняк с покровом из С. silvatica и С. rangiferina. Термин "С.с." предложен в 1930 швед, геоботаником Г. Дю Рье.

СОЦИHИАНE, представители рационалистич. направления в польск. Реформации (на позднем её этапе - кон. 16 - 1-я пол. 17 вв.). Назв. по имени одного из основателей - итальянца Ф. Социна (Socyn, Socinus; 1539-1604), переселившегося в 1579 в Польшу. С. постепенно приобрели господствующее положение в образовавшейся в 1569 общине Польских братьев в Ракуве, ставшей гл. центром деятельности С. Созданная здесь в 1602 школа ("Академия") привлекала в период расцвета (20-е гг. 17 в.) сотни студентов из MH. стран. Осн. положения социнианства были сформулированы в соч. Ф. Социна, Я. Л. Волвгоцена, Я. Креля, С. Пшипковского, E. Шлихтынга, А. Вишоватого и др. С., как и все Польские братья, отвергали догмат о Троице (являясь антитринитариями), считали Христа не богом, а человеком, но наделённым божеств, свойствами (т. е. возрождали в какой-то мере раннехрист. ересь арианства), отрицали догмат о "первородном грехе". Отличаясь от ранней идеологии Польских братьев религ. рационализмом, С. признавали авторитет Священного писания лишь постольку, "поскольку оно не противоречит разуму человека". С. защищали принцип веротерпимости, выступали за свободу совести. Они внесли существенный вклад в развитие филос.-религ. мысли. Взгляды нек-рых С. представляли собой по существу скрытый деизм. С. уделяли большое внимание образованию, просвещению, пропагандировали естественно-математич. знания своего времени. Прогрессивная в филос. отношении в силу своего рационализма идеология С., представлявших консервативно-шляхетское крыло Польских братьев, с точки зрения общественно-политич. содержания была шагом назад по сравнению с идеологией радикального плебейского течения Польских братьев 60-70-х гг. 16 в. (Гжегож Павел из Бжезин, M. Чехович и др.). С наступлением католич. реакции С. постановлением сейма 1658 были изгнаны из Речи Посполитой (эмигрировали преим. в Голландию); социнианство постепенно растворилось в др. течениях протестантизма.

Лит.: Польские мыслители эпохи Возрождения, M., 1960; Ogonowski Z., Socynia-nizm polski, Warsz., 1960.

СОЦИНТЕРН, см. Социалистический интернационал.


СОЦИО-КУЛЬТУРНАЯ ТЕОРИЯ, одно из совр. направлений бурж. социологической школы уголовного права, считающее причиной преступности конфликты, возникающие при столкновении индивида, адаптированного к нормам одного уровня культуры, с нормами поведения другого уровня.


СОЦИОЛИНГВИСТИКА (социологическая лингвистика), научная дисциплина, развивающаяся на стыке языкознания, социологии, социальной психологии и этнографии и изучающая широкий комплекс проблем,связанных с социальной природой языка, его обществ, функциями и механизмом воздействия социальных факторов на язык.

Фундамент совр. социолингвистич. исследований был заложен в трудах сов. учёных (Л. П. Якубинского, В. В. Виноградова, Б. А. Ларина, В. M. Жирмунского, P. О. Шор, M. В. Сергиевского, E. Д. Поливанова), к-рые в 20-30-е гг. 20 в. изучали язык как общественное явление. Развитию С. содействовали также труды франц. школы социологич. лингвистики (т. н. социологич. школы), опирающейся на работы А. Мейе, амер. этнолингвистов и социолингвистов, развивающих идеи Ф. Боаса и Э. Сепира, нем. учёных, в особенности T. Фрингса и основанной им лейпцигской школы, представителей пражской школы В. Maтезиуса, Б. Гавранека и др., япон. школы "языкового существования".

В отличие от нек-рых направлений С. (напр., в США), ориентирующихся на бихевиоризм, феноменологию, теорию социального взаимодействия Дж. Мида и др. течения бурж. философии и социологии, марксистская С. опирается на ист. материализм и на частные теории марксистской социологии - теорию социальной структуры общества, теорию социальных систем, социологию личности и др., на учение о языке как важнейшем средстве человеческого общения, о роли языка в процессе формирования и развития наций, об обществ, функциях языков и диалектов. С. рассматривает следующие проблемы: язык и нация, изучение нац. языка как ист. категории, связанной с формированием нации; социальная дифференциация языка на всех уровнях его структуры и, в частности, характер взаимосвязей между языковыми и социальными структурами; типология языковых ситуаций, характеризуемых распределением социальных функций между различными языками и диалектами, используемыми данным коллективом; закономерности взаимодействия языков в различных социальных условиях; социальные аспекты двуязычия, многоязычия и диглоссии (взаимодействия различных социально противопоставленных друг другу подсистем одного и того же языка) и, в особенности, речь в контексте социальной ситуации; языковая политика как одна из форм сознат. воздействия общества на язык.

Методы С. представляют собой синтез лингвистич. и социологич. способов исследования. В С. используются анкетирование, интервьюирование, включённое наблюдение, в ходе к-рого сам наблюдатель выступает как участник акта коммуникации, социологич. эксперимент, нек-рые приёмы матем. статистики, моделирование социально детерминированной речевой деятельности с помощью "социолингвистич. правил", т. е. социально обусловленных правил порождения высказывания, варьирования, совместной встречаемости языковых единиц и т. д., и корреляционного анализа, основанного на соотнесении языковых и социальных явлений как зависимых и независимых переменных.

Лит.: Дешериев Ю. Д., Закономерности развития и взаимодействия языков в советском обществе, M., 1966; Язык и общество, M., 1968; Вопросы социальной лингвистики, Л., 1969; Закономерности развития литературных языков народов СССР в советскую эпоху, т. 1 - 3, M., 1969-73; Швейцер А. Д., Вопросы социологии языка в современной американской лингвистике, Л., 1971; Проблемы двуязычия и многоязычия, M., 1972; Базиев А. Т., Исаев M. И,, Язык и нация, M., 1973; Социолингвистические проблемы развивающихся стран, M., 1975; Новое в лингвистике, пер. с англ., в. 7, M., 1975; Directions in sociolinguistics, N. Y., 1972; L a bo V W., Sociolinguistie patterns, Phil., 1972. А.Д.Швейцер.

СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ АССОЦИАЦИЯ Международная (MCA; International Sociological Association), объединяет гл. обр. нац. и региональные социологич. орг-ции (в т. ч. СССР и др. социалистич. стран), а также включает индивидуальных членов. Создана в 1949. Находится под покровительством ЮНЕСКО. Руководящие органы: Совет, состоящий из представителей нац. ассоциаций, и избираемый им Исполком во главе с президентом, а также Исследовательский совет. Секретариат MCA находится в Милане (Италия). Устав MCA провозглашает её главными целями содействие междунар. исследованиям в области социологии, развитие науч. связей социологов, обеспечение обмена информацией. MCA организует работу исследовательских комитетов (проводит исследования, заседания круглого стола), созывает Междунар. социологические конгрессы. MCA публикует обозрение "Current sociology", "Sociological Abstracts" (совм. с Амер. социологич. ассоциацией), материалы конгрессов ("Transactions of the world congress of sociology"), информац. бюллетень "ISA Newsletter", а также ежегодные доклады.


СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА, название франц. школы (направления) социологич. лингвистики (см. Социолингвистика).


СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПРАВА, социологическая юриспруденция, одно из основных направлений буржуазного правоведения 20 в. В отличие от правового позитивизма, сводившего задачи юридической науки лишь к формально-логич. изучению действующего права, С. ш. п. переместила центр тяжести на изучение "живого права", т. е. системы конкретных правоотношений, поведения людей в сфере права и т. п. Хотя сама по себе идея изучения всех этих аспектов правовой действительности в принципе правильна, у представителей С. ш. п. она практически сводилась преим. к ошибочному противопоставлению законодат. норм ("право в книгах") "праву в жизни". Последнее считалось "подлинным правом", в связи с чем суд мог отказаться от применения действующего закона, если он, по мнению суда, противоречит "живому праву". Само право сторонники С. ш. п. определяли не как систему норм, а по преимуществу как "порядок отношений". Развитие С. ш. п. отразило несоответствие многих правовых институтов, сложившихся в период пром. капитализма, экономич. и политич. процессам, сопровождавшим развитие монополистич., а затем и государственно-монополистич. капитализма.

Наибольшее распространение в 1-й пол. 20 в. С. ш. п. получила в нем. бурж. юридич. науке (Э. Эрлих, Г. Канторович, X. Зинцхеймер и др.) и в США. Амер. С. ш. п. (P. Паунд, О. Холмс, Б. Кардозо), особенно т. н. реалистическая школа права, довела до кульминации отрицат. отношение к стабильным правовым нормам, заявив, что осуществление правосудия возможно вообще без них. Разновидностями С. ш. п. в отраслевых юридич. науках были социологич. школа в гос. праве (Л. Дюги, M. Ориу - Франция) и социологическая школа уголовного права.

После 2-й мировой войны 1939-45 С. ш. п. оказалась под сильным влиянием эмпирич. социологии и трактуется рядом авторов (P. Тревес, Дж. Скольник) как сугубо эмпирич. дисциплина, цель к-рой - по преимуществу проведение конкретных исследований в сфере права. В этот же период получают развитие, особенно во франц. науке (Г. Гурвич, Л. Леви-Брюль, Ж. Карбонье), институциональные варианты С. ш. п. (см. также Институционализм).

Марксисты подвергают критике С. ш. п. за подмену материалистич. объяснения права как продукта классового общества поверхностными рассуждениями о "социальной реальности" права, за вульгарный эмпиризм, за пропаганду идеи "свободного судейского усмотрения", подрывающей принцип законности.

Лит.: Зыков П. Г., Кризис современной буржуазной социологии права, M., 1963; Иваненко О. Ф., Правовая идеология американской буржуазии, Казань, 1966; T уи а н о в В. А., Буржуазная правовая идеология, M., 1971; Луковская Д. И., Социологическое направление во французской теории права, Л., 1972.


СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА УГОЛОВНОГО ПРАВА, направление в бурж. науке уголовного права, возникшее в кон. 19 - нач. 20 вв. Взгляды сторонников С. ш. у. п. нередко носят эклектич. характер, являются как бы компромиссом между положениями классич. и антро-пологич. школ уголовного права. С. ш. у. п. разрабатывает проблемы преступления и наказания (направление классич. школы) и учение о личности преступника (антропологич. направление). В вопросе о личности преступника и причинах преступности С. ш. у. п., признавая не только биологич., но и социальную обусловленность поведения человека, стоит на позициях теории факторов преступности

Э. Ферри - одного из последователей

Ч. Ломброзо.

Многие социологи-криминалисты утверждали, что преступность обусловлена биологич. (в т. ч. наследственностью), физич. (время года, климат, время суток и т. п.) и социальными факторами.

Криминалисты-социологи считали, что наука уголовного права объединяет уголовное право в узком значении (уголовная догматика), криминологию или этиологию преступлений и уголовную политику (разработка мер борьбы с преступностью); нек-рые считали, что в её состав входит также пенология (наука об исполнении наказания). Наиболее видными представителями С. ш. у. п. в период её становления были Ф. Лист, Ашаффенбург (Германия), К. Штосе (Австрия), Г.Тард, Ж.Лакассань (Франция), А.Принс (Бельгия), Г. ван Гамел (Нидерланды) и др., в России И. Я. Фойницкий, Чубинский, С. В. Познышев.

В совр. период влияние С. ш. у. п. значительно, особенно в США. В рамках этого направления имеется целый ряд концепций причин преступности и путей её предупреждения. Прежде всего это теория научно-технич. прогресса как комплексной причины преступности (под таким девизом прошёл в 1970 в Японии 4-й конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с преступником). Сторонники этой теории анализируют влияние на преступность лишь внешних проявлений эксплуататорского строя, не затрагивая её подлинных причин, коренящихся в социально-экономич. сущности этого строя. Имеется неск. вариантов С. ш. у. п. Так, теория дифференциальной ассоциации Э. Сатерленда считает преступность извечным явлением, следствием контактов в микрогруппах. Представители теории социальной дезорганизации (P. Куинни, Ж. Пинатель, Э. Шур, P. Кларк, T. Селлин и Д. Тафт) исходят из того, что преступность порождается "аномией", т. е. тем, что в обществе не урегулированы различными нормами влияния не только микросред, но и более крупных обществ, отношений, они видят причины преступности в "конфликте культур" (т. н. социо-культурная теория). Теория множественности факторов преступности (Кетле, Гере, Берт, Стансю) различает две группы криминогенных факторов: личностные (наследственность, раса, пол, возраст, психич. характеристика, конфликтность, умственные способности) и окружающей обстановки (социальная дезорганизация, урбанизация, семья, воспитание, ближайшее окружение, досуг и др.).

Лит.: ГерцензонА. А., Введение в советскую криминологию, M., 1965; Кузнецова H. Ф., Современная буржуазная криминология, M., 1974.
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ЖУРНАЛЫ. Периодич. издания по проблемам социологии стали выходить в различных странах в конце 19 в., отражая процесс становления социологии как самостоят, науки. Среди первых С. ж. были: "Revue Internationale de sociologie" (P., 1893); "American Journal of Sociology" (Chi.- N. Y., 1895);"Annee sociologique"3. Дюркгейма (Р., 1898) и др.

В 20 в. в связи с дифференциацией социологии, превращением её в систему различных дисциплин, а также в связи с развитием междисциплинарных исследований на стыке социологии с экономикой, психологией и др. науками появляются многочисл. специализированные С. ж.

В СССР с 1974 издаётся журн. "Социологические исследования". Статьи по проблемам социологии публикуются также в журн. "Вопросы философии" (с 1947); "Философские науки" (с 1957); "Мировая экономика и международные отношения" (с 1958) и др.


С. ж. за рубежом. Австралия: "Australian and New Zealand Journal of Sociology" (Melbourne, с 1965). A pг е н т и н a: "Investigaciones en sociologia" (Mendoza, с 1962); "Revista latinoamericana de sociologia" (B. Aires, с 1965). Бельгия: "Revue de 1'Institut de sociologie" (Brux., с 1920). Болгария: "Социологически проблеми" (София, с 1969); "Социологически изследвания" (София, с 1968). Бразилия: "Sociologia" (Sao Paulo, с 1939). Великобритания: "The British Journal of Sociology" (L., с 1950); "Sociological Review. New Ser." (Keele, с 1953); "Sociology. The Journal of the British Sociological Association" (L., с 1967). Венгрия: "Kozlemenyei Magyar tudomanyos Akademia" (Bdpst, с 1950); "Szociologia" (Bdpst, с 1972). ГДР: "Die Einheit" (В., с 1946); "Wirtschaftswissenschaft"(B., с 1953). Дания: "Acta sociologica. Scandinavian Review of Sociology" (Cph., с 1955); "Sociologiske meddelelser" (Kbh., с 1952). Индия: "International Journal of Contemporary Sociology" (Raleigh, с 1963); "Indian Journal of Sociology" (New Delhi, с 1970). Испания: "Anales de sociologia" (Barcelona, с 1966); "Revista internacional de sociologia" (Madrid, с 1943). Италия: "Quaderni Jj sociologia" (Torino, с 1951); "Rassegna italiana di sociologia" (Bologna, с 1960); "Rivista di sociologia" (Roma, с 1963); "Critica sociologica" (Roma, с 1967); "Studi di sociologia" (Mil., с 1963); "Sociologia" (Roma, с 1967). Канада: "Canadian Review of Sociology and Anthropology" (Calgary, с 1964); "Canadian Sociology and Anthropology Association Bulletin" (Montreal, с 1966). M е к с ик a: "Revista mexicana de sociologia" (Мех., с 1939). Нидерланды: "Sociologia neerlandica" (Assen, с 1963); "Sociologissh bulletin" ('s-Gravenhage - The Hague, с 1947); "Sociologische Gids" (Meppel, с 1953). Польша: "Przeglad socjologiczny" (Lodz, с 1930); "Studia socjologiczne" (Warsz., с 1961); "Studia socjologiczno-politychne" (Warsz., с 1958); "Polish sociological bulletin" (Warsz., с 1961). Румыния: "Viitorul social. Revista de sociologie si politologie"

(Вис , с 1972) США "American Behavioral Scientist" (Prmceton - N. Y , с 1957), "American Journal of Economics and Sociology" (N Y , с 1941), "American Journal of Sociology" (Chi -NY, с 1895), "American Sociological Review" (Wash , с 1936), "American Sociologist" (Wash , с 1965), "Annals of the American Academy of Political and Social Science" (Phil , с 1890) "Contemporary Sociolo gy" (Wash , с 1972), "Daedalus Journal of American Academy of Arts and Sciences" (Camb [Mass ], с 1846), "Journal of Marriage and the Family" (Minneapolis, с 1938), "Journal of Social Issues" (N Y , с 1945), "Rural Sociology" (Raleigh, с 1936), "Science and Society" (N Y , с 1936), "Social Forces" (Chapel Hill - Bait , с 1922), "Social Problems" (Kalamazoo, с 1953), "Social Research" (N Y , с 1934), "Sociological Methods and Research" (Beverly-Hills, с 1972), "Socio logy and Social Research An International Journal" (Los Ang , с 1916), "Sociology of Education" (N Y , с 1963, с 1927 выходил под назв "Journal of Education Sociolo gy") "Sociometry"(Wash -N Y , с 1937), "Sociological Analysis" (Chi ,c 1940), "So ciological Quarterly" (Carbondale - Ed wardsville, с 1960) Финляндия "Sociologia" (HeIs , с 1964) Франция "Analyse et prevision" (P , с 1966), "Anna les Economies Societes Civilisations" (P , с 1929) "Archives europeennes de socio logie" (P , с 1960), "Garners de sociologie economique" (Le Havre, с 1959), "Com mumcations" (P , с 1962), "Etudes sociales" (P , с 1881), "Families dans Ie monde" (P , с 1948) "Revue francaise des affaires sociales" (P , с 1967), "Revue francaise de sociologie" (P , с 1960), "Sociologie du travail" (P , с 1959), "Sondages Revue francaise de !'opinion publique" (P , 1939) ФРГ "Kolner Zeitschnft fur Soziologie und Sozialpsychologie" (KoIn - Opladen, с 1949) "Moderne Welt Zeitschnft fur vergleichende geistesgeschichthche und so zialwissenschafthche Forschung" (Dusseldorf, с 1959) "Soziale Welt Zeitschnft fur sozialwissenschafthche Forschung und Pra xis" (Gott , с 1949), "Zeitschnft fur Sociologie" (Stuttg , с 1972), "Zeitschnft fur Staatssoziologie" (Darmstadt, с 1954) Чехословакия "Sociologicky caso pis" (Praha, с 1965), "Sociologia Casopis Ustavu filozofie a sociologie SAV" (Brat , с 1969) Югославия "Sociologija" (Beograd, с 1959), "Sociologija sela" (Zagreb, с 1963) "Sociologiski pregled" (Beograd, с 1964) Япония "Japanese Sociological Review" (Tokyo, с 1950), "Journal of Social and Political Ideas in Japan" (Tokyo, с 1963)


Международные С. ж. "Cahiers internationaux de sociologie" (P , с 1946), "Current Sociology" (P - Oxf , с 1952), "Homme et Ia societe Revue internatio nale de recherches et de syntheses sociolo giques" (P , с 1966) "International Bib hography or the Social Sciences International Bibliography of Sociology" (P , с 1952) "International Journal or Comparative Sociology" (Leiden, с 1960), "Sociological Abstracts" (N Y , с 1952), "Socio logia mternationalis Zeitschnft fur Soziologie und Sozialpsychologie" (B , с 1963), "Theory and Society" (Amst - NY, с 1974), "World List of Social Science Periodicals" (P , с 1953)


"СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ", научный журнал, орган Ин-та социологич исследований АН СССР Оси в 1974, выходит в Москве 4 раза в год Освещает теоретич проблемы социологии и результаты социологич исследований Имеет постоянные рубрики социологич наука и практика, социальное планирование, социологич вопросы образа жизни, критика совр буржуазной социологии, история социологиче ской мысли, библиография Тираж (1976) 8 тыс экз


СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ КОНГРЕССЫ международные, организуются Междунар социологич ассоциацией (см Социологическая ассоциация международная) В 1950-62 созывались раз в 3 г , затем - раз в 4 г

1й Всемирный социологич конгресс, созванный сов местно с Междунар ассоциацией политич наук (сент 1950, Цюрих, Швейцария, 124 социолога из 30 стран), был посвящен теме "Влияние социологич исследований на междунар отношения"

2й конгресс (авг 1953, Льеж, Бельгия, 281 социолог из 34 стран) обсуждал темы "Социальная стратификация и социальная мобильность", "Конфликты между группами и их разрешение", "Совр раз витие социологич исследований", "Обучение, проф деятельность и ответственность социологов" 3 и конгресс (авг 1956, Амстердам, Нидерланды, 524 со циолога из 54 стран) был посвящен теме "Проблемы социальных изменений XX века" Начиная с 3 го конгресса в работе С к участвуют социологи СССР Обсуждались общие теоретич проблемы социальных изменений, а также измене ний в экономич и классовой структурах, семье, образовании и т д Для оси до кладов бурж социологов был характерен отказ от понятий прогресса, обществ развития Отвергая широкую ист перс пективу в подходе к совр проблемам социального изменения, бурж социологи акцентировали внимание преим на раз личных изменениях частного порядка Социологи марксисты показали закономерный и постулат характер обществ развития, сущность к рого состоит в последоват смене общественно экономич формаций

Общая тема 4 го конгресса (сент 1959, Милан - Стреза, Италия, 980 ученых из 52 стран) - проблема взаимоотноше ния социологии и общества Значит часть работы была посвящена методике и технике социологич исследования В выступлениях бурж ученых проявились эмпиризм и описательность, отсутствие широких теоретич обобщений Нек рые зап социологи (P Мертон, П Лазарсфельд, США, P Кениг, ФРГ) высту пили с призывом отойти от узкоэмпирич ориентации в зап социологии и отстаи вали необходимость создания социологич теории Ученые марксисты, поддержав эту критич тенденцию, показали, что подлинно научная социологич тео рия, основы к рой были созданы в работах К Маркса, Ф Энгельса и В И Ленина, успешно развивается

5й конгресс (сент. 1962, Вашингтон, США, 1030 со циологов из 51 страны) обсуждал темы "Социологи, политич деятели и общественность", "Социология развития" и "Сущность и проблемы социологич теории", а также проблемы отд сфер социологич знания индустриальной социологии, социологии познания, религии, семьи и т д В области социологич теории зап ученые отстаивали идеи структурного функционализма (T Парсонс, P Мер тон, США, и др ) Нек-рые бурж социологи выступили с критикой функционализма (П Сорокин, США, и др ) Марк систские социологи подвергли критике исходные положения этой концепции и дали позитивный анализ различных проблем теории, методики и техники социологич исследований, а также разнообразных аспектов совр обществ развнтия 6 и конгресс (сент. 1966, Франция, более 2 тыс социологов из 50 стран) обсуждал темы "Единство и разнообразие в социологии" и "Социология междунар отношений", а также проблемы взаимоотношений социологии и идеологии, различных направлений внутри социологии, гл обр взаимоотношений между марксистской и бурж социологией Социологи марксисты подвергли критике концепции деидеологизации социологии и конвергенции бурж и марксистской социологии, подчеркнув коренную противоположность их гносеологич , идей ных и классовых основ и не отрицая в то же время возможности общих методич и технич приемов исследования Значит часть работы конгресса была посвящена проблемам мира и войны

7й конгресс (сент. 1970, Варна, Болгария, 3,4 тыс социологов из 76 стран) рассматривал тему "Совр и будущие общества прогнозирование и социальное планирование" Он отразил общее усиление влияния марксистских идей в социологии, количеств и проф рост социологов в социалистич странах

8й конгресс (авг. 1974, Торонто, Kaнада, 2,9 тыс социологов из 79 стран) обсуждал тему "Наука и революция в совр обществах" В ее рамках были рассмотрены оси аспекты научно технич революции в связи с комплексом проблем обществ развития Социологи-марксисты подчеркивали тесную связь научно технич революции с определенными обществ отношениями и коренное различие ее последствий в странах с различным обществ строем На конгрессе проявилось усиление кризиса теоретико методологич основ бурж социологии Характерен рост интереса к марксизму со стороны ряда зап социологов

С. к. созываются также Междунар ин-том социологии (создан в 1893 по инициативе франц социолога P Вормса), к рый с 1971 является коллективным членом Междунар социологич ассоциации С окт 1894 до нач 2 и мировой войны 1939-45 состоялось 13 конгрессов, в 1950-74 - 11 конгрессов На последних конгрессах Междунар ин та социологии в центре внимания находились проблемы развития стран "третьего мира"

Лит Марксистская и буржуазная социо логия сегодня M 1964 СеменовВ С, Социология H проблемы современности К итогам VI Всемирного социологического конгресса, M , 1967 Грушин Б А, Замошкин Ю А Вчера- сегодня - завтра Заметки о VII Международном социологическом конгрессе "Вопросы философии" 1971 №1 Мчедлов M Рутк е в и ч M Борьба идей в современной социологии К итогам VIII Всемирного социологического конгресса, "Коммунист", 1974 № 18 А Б Гофман


СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ОБЩЕСТВА И ОРГАНИЗАЦИИ. Международные организации Междунар социологическая ассоциация (Милан), Междунар совет социальных наук (Париж), Ин т международных социологических исследований (Кельн)

Австралия Социологич ассоциация Австралии и Новой Зеландии

Аргентина: Ин-т социологии; Ин-т прикладной социологии. Бельгия: Ин-т социологии Сольве. Бразилия: Социологич. и политич. школа. Великобритания: Брит, социологич. ассоциация. Дания: Дат. социологич. об-во; Социологич. ин-т Копенгагенского ун-та. Индия: Инд. социологич. об-во. Испания: Ин-т социологии. Канада: Канад. социологич. и антропологич. ассоциация. Мексика: Мекс. социологич. ассоциация. H ид е р л а н д ы: Социологич. ин-т; Нидерл. социологич. об-во. США: Амер. академия политич. и социальных наук; Нац. Совет социальных исследований; Об-во по изучению социальных проблем; Амер. социологич. ассоциация. Финляндия: Ин-т социологии Хельсинкского ун-та; Об-во Вестермарка. Франция: Отделение экономич. и социальных наук Практич. школы высших знаний; Центр социологич. исследований; Нац. ин-т демографич. исследований; Франц. ин-т обществ, мнения. ФРГ: Нем. социологич. об-во. Швеция: Социологич. ин-т Гётеборгского ун-та. Япония: Ин-т социальных наук; Япон. социологич. об-во.

Социалистич. страны. Болгария: Ин-т социологии Болг. АН; Социологическое об-во. Венгрия: Ин-т социологии Венг. АН. ГДР: Ин-т обществ, наук при ЦК СЕПГ (кафедра марксистско-ленинской социологии); Отделение социологии Ин-та философии АН ГДР. Польша: Ин-т философии и социологии Польск. АН; Польское социологич. об-во. Румыния: Социологич. центр Академии социальных и политических наук. СССР: Ин-т социологич. исследований АН СССР; Ин-т философии АН СССР; Академия обществ, наук при ЦК КПСС; Ин-т международного рабочего движения АН СССР; Ин-т мировой экономики и междунар. отношений АН СССР; Ин-т этнографии АН СССР; Ин-т экономики и организации пром. произ-ва СО АН СССР (Новосибирск); Ин-т социально-экономич. проблем АН СССР (Ленинград); Сов. социологич. ассоциация. Чехословакия: Ин-т философии и социологии Чехосл. АН; Ин-т философии и социологии Словац. АН; Социологич. об-во Чехословакии; Словацкое социологич. об-во. Югославия: Ин-т обществ, наук; Югосл. социологич. об-во.


СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИИ ИНСТИТУТ Академии наук СССР, центральное н.-и. учреждение. Осн. в 1968, до 1972 наз. Ин-т конкретных социальных исследований. Осн. задачами ин-та являются разработка социальных проблем развитого социалистич. общества и анализ актуальных проблем коммунистич. строительства: социальных отношений и социальной структуры, образа жизни, социального планирования и прогнозирования, совершенствования управления социальными процессами, проблем культурного строительства, коммунистич. воспитания трудящихся, а также исследование истории марксистско-ленинской социологии в СССР и др. социалистич. странах, критика бурж. и немарксистских социологич. теорий. На ин-т возложена задача координации науч. исследований в области социологии, проводимых в науч. и др. учреждениях, а также вузах страны, оказание им методологич. помощи.

Ин-т имеет аспирантуру. Издаёт журн. "Социологические исследования".

СОЦИОЛОГИЯ (франц. sociologie, от лат. societas - общество и греч. logos - слово, учение; буквально - учение об обществе), наука об обществе как целостной системе и об отд. социальных институтах, процессах и группах, рассматриваемых в их связи с обществ, целым. Необходимой предпосылкой социологич. познания является взгляд на общество как на объективно взаимосвязанное целое, "... а не как нечто механически сцепленное и допускающее поэтому всякие произвольные комбинации отдельных общественных элементов..." (Ленин В. И., Поли. собр. соч., 5 изд., т. 1, с. 165). В отличие от утопич. теорий, умозрительно конструирующих образцы идеального общества, С. ориентирована на изучение, с помощью многообразных научных методов, реально существующих обществ, отношений, на предвидение тенденций их развития с целью использования полученного знания для управления социальными процессами. Однако понимание природы социальной системы, её элементов, структуры и законов их функционирования и развития принципиально различается в марксистской и бурж. С. Эти различия филос. характера, за к-рыми стоят определ. классовые интересы, влияют и на выбор конкретных объектов и методов исследования, а также на взаимоотношения С. с другими науками о человеке и обществе. С. как самостоят, наука сложилась в 19 в. (термин введён О. Контом) в результате конкретизации проблематики традиц. социальной философии; специализации и кооперации обществ, наук; развития эмпирич. социальных исследований. Уже древнейшие филос. системы обычно включали в себя социальную философию, так или иначе интерпретировавшую обществ, жизнь и тенденции историч. развития. В 18 в. появилась в качестве автономной дисциплины философия истории, изучавшая законы и движущие силы развития человеческого общества и его культуры. Однако построения её были умозрительными, спекулятивными. В нач. 19 в. в связи с потребностями социальной практики и начавшейся дифференциацией обществ, наук (особенно большое значение имело развитие экономич., историч., этнографич. и юридич. наук) была сформулирована задача преодоления спекулятивной философии истории и создания новой науки об обществе, к-рая основывала бы свои обобщения на данных, полученных с помощью строго науч. методов. Уже Сен-Симон писал, что до сих пор наука о человеке была "...лишь гадательной наукой" и задача состоит в том, чтобы возвести её "... на степень наук, основанных на наблюдении" (Избр. соч., т. 1, M.- Л., 1948, с. 166-67, прим.). Однако ни Сен-Симон, ни др. социалисты-утописты, ни Конт не могли освободиться от идеализма и априоризма в понимании общества.


Марксистская социология

Переворот в науке об обществе, положивший основание подлинно научной С., был осуществлён К. Марксом. "Как Дарвин положил конец воззрению на виды животных и растений, как на ничем не связанные, случайные, ,,богом созданные" и неизменяемые, и впервые поставил биологию на вполне научную почву, установив изменяемость видов и преемственность между ними,- так и Маркс положил конец воззрению на общество, как на механический агрегат индивидов, допускающий всякие изменения по воле начальства (или, все равно, по воле общества и правительства), возникающий и изменяющийся случайно, и впервые поставил социологию на научную почву, установив понятие общественно-экономической формации, как совокупности данных производственных отношений, установив, что развитие таких формаций есть естественно-исторический процесс" (Ленин В. И., Поли. собр. соч., 5 изд., т. 1, с. 139).

Согласно материалистич. пониманию истории (см. Исторический материализм), в процессе своей практической общественно-производств. деятельности люди вступают друг с другом в определённые материальные, не зависящие от их воли отношения, к-рые и определяют их обществ, сознание (см. Производственные отношения). Общественно-экономич. формация (см. Формация общественно-экономическая) как целостная социальная система имеет своей основой исторически определённый способ производства материальных благ, к-рому соответствуют определённая классовая структура общества, политич. надстройка, культура, формы обществ, сознания и т. д. (см. Базис и надстройка). Каждое из этих обществ, явлений обладает относит, самостоятельностью, имеет собственную структуру и специфич. законы своего развития и функционирования. Эта дифференциация обществ, явлений лежит в основе специализации социологич. исследований по отраслям (С. труда, С. семьи, С. образования и т. д.). Однако отдельно взятые социальные явления можно понять только с учётом их места и функций в рамках конкретного социального целого. Каждой обществ, формации присущи свои специфич. противоречия и движущие силы. Поэтому марксистская С. не только теснейшим образом связана с историей, но и сама является исторической, прослеживающей закономерности смены обществ, формаций.

Ленин называл материалистич. понимание истории "...синонимом общественной науки..." и указывал, что "...эта гипотеза впервые создала возможность н ау ч н о и социологии..." (там же, с. 140, 138). Философско-методологич. принципы материалистич. понимания истории были блестяще применены Марксом и Энгельсом к исследованию всемирной истории в целом и капиталистич. общества в частности. "Теперь,- писал В. И. Ленин,- со времени появления „Капитала" - материалистическое понимание истории уже не гипотеза, а научно доказанное положение..." (там же, с. 139- 140). Будучи непримиримыми противниками спекулятивных построений и априоризма, основоположники марксизма использовали в своих работах все существовавшие в то время методы науч. исследования - статистич. анализ, анкеты, данные переписей населения, опросов, сравнительно-историч. обобщения, построение теоретич. моделей изучаемых процессов и т. п. На основе этого научного синтеза строится прогноз будущего развития и программа революционно-преобразовательной деятельности (теория научного коммунизма).

Отд. стороны социологич. концепции Маркса и Энгельса получили дальнейшее развитие и конкретизацию в трудах Г. В. Плеханова, А. Бебеля, раннего К. Каутского, А. Лабриолы, П. Лафарга, Ф. Меринга, P. Люксембург.

В новых условиях эпохи империализма марксистская С. как в общетеоретич., так и в конкретных аспектах была всесторонне развита В. И. Лениным, к-рый детально разработал вопрос о роли субъективного фактора в истории, дал определение понятия класса (см. Классы), создал теорию империализма как высшей и последней стадии развития капитализма, обогатил марксистскую теорию государства. Учение Ленина о двух тенденциях в национальном вопросе даёт ключ к решающим процессам развития наций в совр. эпоху. Важнейшее методологич. значение имеет ленинская критика субъективной социологии народничества, объективизма П. Струве, философско-социологич. концепций махистов и неокантианцев. Работы Ленина "Развитие капитализма в России", "Социология и статистика" и др. служат образцами научно-статистич. исследования социальных процессов. Ленинская теория социалистич. революции и построения социализма творчески развивает все важнейшие проблемы социалистич. общества: ступени развития социализма и соотношение национального и интернационального в этом процессе, закономерности социалистич. индустриализации и коллективизации с. х-ва, классы и социальная структура общества, отношение к труду и социалистич. соревнование, природа социалистич. демократии и политич. активность трудящихся, культурная революция и формирование нового человека и т. д. Из этих положений исходят, развивая их применительно к новым условиям, КПСС и др. марксистско-ленинские партии.

Развитие марксистской С. в СССР после Великой Окт. социалистич. революции было органически связано с практикой социалистич. строительства и потребностями междунар. рабочего и коммунистич. движения.

Уже в мае 1918, готовя проект постановления Совнаркома "О социалистической Академии общественных наук", Ленин записал: "...одной из первоочередных задач поставить ряд социальных исследований" (Поли. собр. соч., 5 изд., т. 36, с. 372). Планомерное строительство нового общества невозможно без многосторонней информации о социальных процессах, тщательных социальных экспериментов и долгосрочных прогнозов. Вместе с тем социалистич. преобразования открывают необычайно широкие перспективы для С. как науки: учёные могут не только констатировать стихийно совершающиеся процессы, но и сами участвовать в социалистич. и коммунистич. строительстве. Это предполагает правильное сочетание общетеоретич. подхода и эмпирич. социальных исследований. Наряду с многочисл. филос. работами сов. учёные в 1920-30-х гг. широко исследовали различные стороны обществ, жизни - изменение условий труда и быта под влиянием революции (А. И. Toдорский, E. О. Кабо, Вл. Зайцев и др.); бюджет и структуру свободного времени трудящихся (С. Г. Струмилин, Л. E. Минц, В. Михеев, Я. В. Видревич и др.); брак и семью (С. Я. Вольфсон); проблемы социальной психологии (В. M. Бехтерев, Л. С. Выготский); социальной медицины (H. А. Семашко, Б. Я. Смулевич) и т. д.

Социологич. исследования развивались в тесной связи с филос., экономич., статистич., демографич., этнографич. и др. Быстрый прогресс С. в СССР и др. социалистич. странах начался в 1950-х и особенно в 60-х гг. Этому способствовали возросшие потребности планирования и управления, необходимость базировать политич. решения на научной информации и прогнозировании социальных процессов, а также прогресс самого социалистич. общества, повышение активности масс и роли "человеческого фактора" во всех социальных процессах, показавшие недостаточность узкоэкономич. подхода даже к хоз. явлениям, не говоря уже о политике и культуре. Развитие марксистской С. шло как путём конкретизации и обогащения фундаментальной проблематики историч. материализма, так и путём социологизации смежных обществ, наук, в первую очередь экономических.

Марксистской С. в равной мере чужды как "...стремление искать ответов на конкретные вопросы в простом логическом развитии общей истины..." (Л ен и н В. И., там же, т. 3, с. 14), так и позитивистская абсолютизация частного факта.

В её структуре обычно выделяют три взаимосвязанных уровня: общую теорию - историч. материализм, являющийся в то же время составной частью марксистской философии, спец. теории и частные эмпирич. исследования. Социологическое исследование существующих общественных отношений направлено на выяснение ведущих тенденций их развития (партийность и историзм - важнейшие принципы марксистской С.), чтобы на этой основе находить оптимальные пути и средства построения коммунистич. общества. Отсюда - единство её конструктивных и критич. функций. Для решения этих задач в СССР создан ряд исследовательских учреждений, в т. ч. Ин-т социологич. исследований (ИСИ) и Ин-т социально-экономич. проблем (ИСЭП) АН СССР, H.-и. ин-т комплексных социальных исследований Ленингр. ун-та, социологич. отделы и лаборатории во MH. акаде-мич. ин-тах и вузах. Важные исследования проводятся в Сибирском и Уральском центрах Академии наук СССР, а также в союзных республиках. Сов. социологи объединяются в Советской социологической ассоциации (с 1958). С 1974 издаётся журн. "Социологические исследования".

Возникнув на стыке ряда обществ, наук, С. сохраняет тесные связи с ними, MH. социологич. исследования в СССР осуществляются в рамках экономич., юридич., этнографич., психологич., мед. и др. учреждений или же с участием соответствующих специалистов. Большое значение имеет также укрепление связей С. с естеств. науками.

Сов. С. разрабатывает широкий круг проблем, имеющих большое теоретич. и практич. значение. Изучение социальной структуры развитого социалистич. общества проясняет пути и способы преодоления классовых различий, специфику положения и деятельности рабочего класса, крестьянства и интеллигенции, соотношение межклассовых и внутриклассовых различий. Крупные исследования посвящены: научно-технич. революции и её социальным последствиям (общие закономерности HTP и их проявление в условиях социализма, социальные аспекты научно-технич. творчества, социология науки, влияние HTP на различные стороны обществ. жизни); С. труда (характер и содержание труда, мотивы выбора профессии, соотношение различных стимулов и факторов удовлетворённости трудом, социалистическое соревнование, эффективность различных способов материального и морального поощрения, социальные аспекты рациональной организации труда и т. д.); урбанизации (её темпы и особенности в различных регионах, специфика городского образа жизни, условия труда и быта и способы их оптимизации); миграциям населения; этнич. процессам (нац. различия и интернационализация обществ, жизни, закономерности развития нац. культур, советский народ как новая форма историч. общности, вопросы этнопсихологии и др.); обществ, мнению; браку и семье (динамика браков и разводов, изменение структуры и функций семьи, положение женщины, соотношение семейного и внесемейного воспитания детей); проблемам образования (социальные функции и структура образования в условиях HTP, социальный состав учащихся на разных ступенях обучения, проблемы непрерывного образования); молодёжи (место молодёжи в социальной структуре общества, специфика положения и интересов отд. категорий и групп молодёжи, пути и способы коммунистич. воспитания и повышения социальной активности молодёжи); теории личности; досугу и бюджетам времени; социальным аспектам управления, средств массовой коммуникации, экологии и т. д. Важное место в работах сов. социологов занимает комплексное изучение социалистич. образа жизни. Большое внимание уделяется вопросам методологии и техники социологич. исследований, в частности применению матем. методов, а также истории С. как науки, MH. работы сов. социологов получили широкое междунар. признание, а также внесли определённый вклад в решение практич. социальных проблем, прежде всего - в развитие социального планирования.

Значит, развитие марксистская С. получила и в др. социалистич. странах. В Болгарии выполнено крупное исследование процесса преодоления религ. взглядов, проводится социологич. исследование болг. села, проблем молодёжи и др. В Венгрии изучается социальная структура социалистич. общества, социологич. проблемы управления, отношение человека к труду, проблемы свободного времени и культурного развития. В ГДР в С. важное место занимают проблемы трудовой мотивации, научно-технич. прогресса, общие вопросы социологической теории. В Польше широко развёрнуты исследования по проблемам индустриализации, сдвигов в социальной структуре, культурных преобразований, С. труда и политич. отношений. Рум. социологи исследуют политич. сознание рабочего класса, социальные аспекты технич. прогресса, влияние технич. модернизации на личность рабочего, проблемы С. села и др. В Чехословакии изучаются социальные последствия научно-технич. революции, социальная структура общества, вопросы культурной революции и др. Югосл. социологи изучают проблему структуры обществ, самоуправления, связь человека с социальной средой и т. д.

Кооперация учёных социалистич. стран открывает большие возможности для проведения сравнительных межнац. исследований (первым опытом этого рода был советско-польский труд "Социальные проблемы труда и производства", под ред. Г. В. Осипова и Я. Щепаньского, M., 1969). Социологи-марксисты активно участвуют в работе Междунар. социо-логич. ассоциации, в т. ч. в крупных междунар. исследованиях.


Буржуазная социология

Буржуазная С. в 19 в. развивалась под влиянием позитивизма Конта и Г. Спенсера в двух параллельных и сначала почти не связанных друг с другом направлениях - теоретическая С. и эмпирические социальные исследования. Теоретич. С. пыталась реконструировать гл. фазы историч. эволюции и одновременно описать структуру общества. Однако развитие общества представлялось социологам-позитивистам в виде более или менее прямолинейной эволюции, а структура общества сводилась к механич. соподчинению различных "факторов". В зависимости от того, какой именно стороне обществ, жизни придавалось наибольшее значение, в С. 19 в. выделяют неск. различных направлений.

Географическая школа (К. Риттер, Г. Бокль, Ф. Ле Пле, Э. Демолен, Ф. Ратцель, П. Мужоль, Л. Мечников, позже - Э. Хантингтон, Э. Семпл) подчёркивала влияние географической среды и её отд. компонентов (климат, ландшафт и т. д.). Демографич. школа (А. Кост, Л. Виньярский, отчасти M. M. Ковалевский) считала гл. фактором обществ, развития рост народонаселения. Расово-антрополог