загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна,окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ПРОМЫШЛЕННОМ, ЖИЛОМ И НЕ ТОЛЬКО...:
ПОНЯТИЯ:

МОНТАЖ (франц. montage - подъём установка, сборка, от monter - поднимать), сборка и установка сооружений конструкций, технологического оборудования агрегатов, машин (см. Сборка машин, аппаратов, приборов и др. устройств и готовых частей и элементов.
МОНТАЖ в строительстве - основной производственный процесс, выполняемый при возведении зданий и сооружений или и реконструкции, в результате которого устанавливают в проектное положение строительные конструкции, инженерное технологическое оборудование и др. МОНТАЖ технологического оборудования включает также присоединение его к источникам энергоснабжения системам очистки и удаления отходов оснащение приборами, средствами автоматизации и контроля
.


СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ в СССР, организационно обособленные производственно-хозяйственные единицы, основным видом деятельности которых является строительство новых, реконструкция, капитальный ремонт и расширение действующих объектов (предприятий, их отдельных очередей, пусковых комплексов, зданий, сооружений), а также монтаж оборудовани я. К государственным СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ относятся строительные и монтажные тресты (тресты-площадки, тресты гор. типа, территориальные, союзные специализированные тресты); домостроительные, заводостроительные и сельские строительные комбинаты; строительные, (монтажные) управления и приравненные к ним организации (напр., передвижные механизированные колонны, строительно-монтажные поезда и др.).
ПРОЕКТИРОВАНИЕ (от лат. projectus, буквально - брошенный вперёд), процесс создания проекта - прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния. Различают этапы и стадии ПРОЕКТИРОВАНИЯ, характеризующиеся определённой спецификой. Предметная область ПРОЕКТИРОВАНИЯ постоянно расширяется. Наряду с традиционными видами ПРОЕКТИРОВАНИЯ (архитектурно-строительным, машиностроительным, технологическим и др.) начали складываться самостоятельные направления ПРОЕКТИРОВАНИЯ человеко-машинных систем (решающих, познающих, эвристических, прогнозирующих, планирующих, управляющих и т. п.) (см. Система "человек и машина"), трудовых процессов, организаций, экологическое, социальное, инженерно-психологич., генетическое ПРОЕКТИРОВАНИЕ и др. Наряду с дифференциацией ПРОЕКТИРОВАНИЯ идёт процесс его интеграции на основе выявления общих закономерностей и методов проектной деятельности.
ПРОМСТРОЙПРОЕКТ, проектный институт в ведении Госстроя СССР. Находится в Москве. Организован в 1933. В составе института архитектурно-строительные и конструкторские отделы; ПРОМСТРОЙПРОЕКТ возглавляет объединение "Союзхимстройниипроект" с проектными институтами в Киеве, Ростове-на-Дону, Тольятти, Алма-Ате. Разрабатывает проекты (архитектурно-строительные и сан.-технич. части) производственных зданий и сооружений крупнейших промышленных предприятий автомобильной, машиностроит., металлургич., химич. и др. отраслей пром-сти; схемы генеральных планов пром. узлов и упорядочения существующих пром. районов; мероприятия по повышению уровня индустриализации строительтсва за счёт унификации и типизации зданий, сооружений и конструкций и внедрения эффективных строит. материалов; нормативные документы и методич. указания по проектированию пром. зданий и сооружений. Периодически публикует реферативную информацию "Строительное проектирование промышленных предприятий". Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1958)

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

ить "абсолютные", "вневременные" ценности в абстрактности элементарных геом. фигур, ясности прямых углов, непрерывности стеклянной оболочки. Более доступный для подражания, чем утончённые произв. Миса ван дер РОЭ, стеклянный параллелепипед Ливерхаус в Нью-Йорке (1950-52, арх. Г. Баншафт, архит. фирма "СОМ") стал образцом для бесчисленных повторений в США и Зап. Европе.

С кон. 50-х гг. изменившиеся идеологич. тенденции способствовали переходу США к новому варианту неоклассицизма, проявившемуся в архит. произв. Э. Д. Стоуна. Жёсткую логику заменили традиц. монументальность и изощрённая декоративность (постройки M. Ямасаки). Кульминацией неоклассицизма 60-х гг. стал Линкольновский центр исполнит, иск-в в Нью-Йорке (1962-68, арх. У. К. Харрисон, M. Абрамович, Ф. Джонсон, Эро Сааринен и др.), с симметричной площадью, прямоугольными объёмами зданий и геометризиров. портиками. Последним значит. произв. органич. архитектуры было здание Музея Соломона P. Гуггенхейма в Нью-Йорке (проект - 1943, стр-во - 1956- 1959, арх. Ф. Л. Райт), где замкнутая, обращённая внутрь композиция сконцентрирована вокруг крытого двора, окружённого бетонной спиралью-пандусом. Многие архитекторы в своём творчестве использовали средства, выработанные в различных творч. направлениях. Так, Эро Сааринен, вначале следовавший за Мисом ван дер РОЭ, перешёл к пластич. экспериментам, соприкасавшимся с органич. архитектурой, а затем и к возрождению ложноготич. традиции.

Сооружения "большого бизнеса" кон. 60-х - нач. 70-х гг. претендуют на роль представительных символов, воздействуя гигантскими размерами и подавляющей массивностью вытянутых ввысь геом. объёмов. Таковы высочайшие в мире здания - две одинаковые 110-этажные башни Центра междунар. торговли в Нью-Йорке (вые. 412 м, 1971-73, арх. M. Ямасаки, Э. Рот и др.)и башня торг, концерна "Сире и Робак" в Чикаго (вые. 442 м, 1970-74, архит. фирма "СОМ"). Место кажущихся невесомыми стеклянных ограждений заняли мощные наружные каркасы и подчёркнуто массивные несущие наружные стены из железобетона или стали. Для работ Л. Кана характерно стремление к монументальности и особой напряжённости архит. композиции, к раскрытию наиболее общих структурных закономерностей построения объектов, к чёткому выявлению элементов логично расчленённого пространства. Интеллектуализму Ф. Джонсона, создающего кристально чёткие структуры массивных объёмов, противостоят подчёркнутая пластичность и поражающие контрасты сооружений П. Pyдолфа. Идейный лидер молодых архитекторов P. Вентури призывает выразить в архитектуре сложность и противоречия жкзни, многозначность её явлений; кри-тич. заряд его концепций выражается развенчанием привычных эстетич. представлений, нарочитой прозаичностью образа, необычным использованием традиц. элементов. В противоположность ему К. Рош стремится в образах угнетающей мощи апологетически выразить силу

США. В целом амер. архитектура 60- 70-х гг. характеризуется нестабильностью, хаотичностью архит. направлений. Напротив, массовое малоэтажное стр-во остаётся консервативным, подчинённым немногим стереотипам.

В сер. 20 в. построен ряд жилых комплексов в Нью-Йорке, реконструируются р-ны Бостона, Филадельфии, Нью-Хейвена и др. Однако градостроит. мероприятия несоизмеримы с темпами хаотич. разрастания городов. Возникли огромные массивы урбанизиров. территорий, где стихийно сложилось чередование жилых, пром. и деловых зон. Сверхвысокая концентрация зданий в гор. центрах сочетается с бесформенным расползанием малоэтажной жилой застройки на огромных площадях. Стр-во систем скоростных автомагистралей не решило проблемы нормального функционирования городов. Катастрофич. загрязнение среды привело к упадку внутр. зон городов, к отливу имущего населения во внеш. пояса, к созданию городов-спутников для "средних слоев" в природном окружении (Рестон и Колумбия близ Вашингтона) и к росту трущоб в соседстве с центрами. Симптомом кризиса городов стало и возникновение крупных внегор. торг, центров (арх. В. Грюн и др.).

В нач. 20 в. усилились реалистич. тенденции амер. иск-ва, поиски новых тем и выразит, средств, критич. восприятие действительности. Развитие прогрессивных направлений протекало в острейшей борьбе с салонным иск-вом, а позже с модернизмом. Вокруг основателя новой реалистич. школы P. Хенри объединились Дж. Слоун, Дж. Лаке, У. Глэккенс и др. живописцы и графики ("школа мусорного ящика"), разносторонне показавшие социальную жизнь капиталпстич. города; особенно глубоко и сильно раскрывал её противоречия Дж. Беллоуз. Сложилась и после 1917 окрепла боевая политич. графика (А. Янг, P. Майнор, У. Гроппер, Ф. Эллис; художники Джон-Рид-клуба, основанного в 1929,- X. Геллерт, Дж. Бёрк), связанная с рабочей прессой и замечательная гневной сатирой, лапидарностью стиля. Один из крупнейших прогрессивных художников 20 в. P. Кент, а также Э. Хоппер, Ч. Бёрчфилд развивали амер. реалистич. традицию в живописи и графике, дополняя её глубокими размышлениями о совр. жизни, стремясь к обобщённости, четкости форм. В скульптуре яркие реалистические образы создали Дж. Эпстайн, У.Зорах, П. Мэншип. В 30-х гг. амер. изоляционизм способствовал росту националистич. художеств, течения-регионализма (T. Х.Бентон, Г. Вуд, Дж. С. Керри), прославлявшего (иногда с нотой иронии) пуританскую ограниченность и несокрушимый оптимизм провинциального "стопроцентного американца".

A. Янг.

"Капитализм". Рисунок в альбоме "The best of Art Young". 1936.

Успехом начала пользоваться примитивистская, б. ч. идиллич. живопись самоучек ("бабушка" А. Мозес, X. Пиппин, Дж. Кейн). Одновременно развивались живопись и графика, в к-рых острая прогрессивная политич. тенденция выражена резкой экспрессией и подчас гротеском (Б. Шан, Ф. Эвергуд, Дж. Левин).

После "Арсенальной выставки" (1913, Нью-Йорк) в США начало развиваться модернистич. иск-во - красочные урбанистнч. фантазии Дж. Марина, абстрактная символика А. Доува. футуризм Дж. Стеллы, дадаизм M. Рея и т. д. Попытку создать чисто амер. вариант модернизма предприняли С. Дейвис и "прецизионисты" (Ч. Шилер, Ч. Демут), чьи композиции с обобщёнными формами и пятнами чистого цвета были навеяны индустр. техникой и рекламой. В 30-х гг. в живопись США проникал сюрреализм (Дж. О'Киф), сюда переехал ряд европейских его представителей (С. Дали, И. Танги). Граничит с сюрреализмом мрачное иск-во О. Пиккенса и А. Олбрайта с его полнейшим пессимизмом, культом распада всего живого. В 40-х гг. возник и быстро распространился "абстрактный экспрессионизм" (Дж. Поллок, А. Горки, В. де Кунинг, M. Ротко), наиболее влият. вид абстракционизма, к-рый культивировал стихийную энергию цветовых пятен и стремился свести живопись к регистрации подсознательных импульсов или к системе знаков.

A. Колдер."Ловушка для омаров и рыбий хвост". Алюминий, сталь. 1939. Музей современного искусства. Нью-Йорк.
В скульптуре аналогичное положение заняли металлич. абстрактные конструкции, иногда подвижные, А. Колдера, Д. Смита, P. Липполда. В сер. 20 в. модернистские направления приобрели характер привилсгиров. иск-ва, пользующегося офиц. поддержкой. В 50-60-е гг. США стали родиной "поп-арта" (P. Раушенберг, Дж. Джонс, Э. Уорхол, P. Лихтенстайн) - одного из крайних модернистских течений; "поп-арт"основан на алогизме вырванных из контекста банальных бытовых вещей и обрывков зрительной информации, на фетишизации реально существующего предмета и стандартизованной "массовой культуры" - комиксов, рекламы и т. д. Вслед за тем распространились иск-во самодовлеющих оптич. эффектов ("оп-арт"), "концептуальное иск-во" и различные течения, сводящие творчество к любому "волеизъявлению" художника. Вместе с тем у молодых художников растёт интерес к предметности, изобразительности, к политич. активности иск-ва. В нач. 70-х гг. возник "гиперреализм" ("фотореализм"), иллюзионистически воспроизводящий отд. фрагменты жизни и проявившийся в США гл. обр. как разновидность натурализма. Но в сложных условиях развивается и классич. традиция реализма, представленная, напр., поэтичной гуманистич. живописью Э. Уайета. К изображению простых людей США обращаются P. и M. Сойер, И. Олинский, Дж. Бичемп и др. Напряжённым социальным пафосом проникнуто иск-во A. Peфрежье.

Д ж. Кони. Круговая чаша. Серебро. Рубеж 17-18 вв. Художественный музей Фогта. Кембридж (шт. Массачусетс).

США обладали богатыми традициями народного искусства, но самобытное творчество индейцев, негров, мексиканцев, переселенцев из Европы и их потомков во многом разрушено или пострадало от конкуренции с фабричным произ-вом. В декоративно-прикладном иск-ве выделяются мебель (мастера T. Деннис, H. Дисброу) и серебряная утварь (мастера Дж. Даммер, Дж. Кони, П. Ревир) 17-18 вв., стекло в стиле "модерн" рубежа 19-20 вв. (Л. К. Тиффани). Амер. дизайн сформировался в кон. 20- 30-х гг. под влиянием чикагской архит. школы и европ. рационализма (в т. ч. "Баухауза"); он носит в целом коммерч. характер, а его методы часто сводятся к эффектному, броскому оформлению пром. продукции ("стайлинг"). При этом он является обязат. звеном пром. проектирования в многообразных отраслях капи-талистич. пром-сти. Дизайнерская деятельность сосредоточивается в специализиров. фирмах и в бюро пром. компаний и предприятий. Среди амер. дизайнеров - X. Эрл, Г. Дрейфус, Ч. Имс, У. Д. Тиг, H. Б. Геддес, P. Лоуи. Мебель, осветит, приборы и т. д. нередко выполняются по проектам крупных архитекторов (Ф. Л. Райт, Э. Сааринен, Ф. Джонсон).

Илл. см. на вклейках, - к стр. 120 и табл. XV-XVIII (стр. 128-129).

Лит.: Выставка произведений американских художников. Каталог, M., 1959; Ч е-годаев А. Д., Искусство Соединённых Штатов от войны за независимость до наших дней, M., 1960; его же, Искусство Соединенных штатов Америки. 1675 - 1975. Живопись. Архитектура. Скульптура. Графика, M., 1976;

Ч. Имс.

Стул. Дерево. 1946.

Новейшая архитектура США (1945-1960), M., 1963; Иконников А., Современная архитектура США - тенденции и поиски, "Архитектура СССР", 1974, №6; M с С а 1 1 u m I., Architecture USA, L., [1959]; M и m f о г d L., Roots of contemporary American architecture, N. Y., [1959]; L a r k i n O. W., Art and life in America, N. Y., [I960]; Burchard J., Bush-Brown A., The architecture of America. A social and cultural history, Boston - Toronto, [1961]; M с С о и Ьr e у J. W., American art 1700 - 1960. Sources and documents, Englewood Cliffs - New Jersey, E1965]; Fielding M., Dictionary of American painters, sculptors and engravers, N. Y., 1965; Richardson E. P., Painting in America. From 1502 to the present, N. Y., [1965]; Green S. M.,American art. A historical survey, N.Y., [1966]; Hu n t erS., Modern American painting and sculpture, 8 ed., [N. Y., 1967]; S с и 1 1 у V., American architecture and urbanism, N. Y.- Wash., [1969]; Stern R., New directions in American architecture, N. Y., [1969]; B a i g e 11 M., A history of American painting, N. Y., [1971]. А. В. Иконников (архитектура), А. Г. Костеневич (изобразит, искусство).


XV. Музыка

Музыка США - самобытное иск-во, специфика к-рого связана с ист. особенностями развития страны и сложным нац. составом населения. Амер. музыка создавалась переселенцами из разных гос-в, приносившими свои нац. традиции, сплав к-рых послужил основой муз. культуры США. В ней нашли также отражение последующие влияния музыки различных народов Европы, Африки, позднее Азии. Наиболее древняя на терр. совр. США -муз. культура сев.-амер. индейцев, коренных обитателей страны. Иск-во многочисл. индейских племён (сохранилось и в резервациях) основано на сложной системе ритуалов и обычаев (религ. и бытовых), их музыка одноголосна, пентатонич. склада; в песнях ритмич. начало доминирует над мелодическим, пение отличается эффектами, связанными со звукоподражаниями голосам в природе; среди инструментов - флейты, свистки, барабаны, трещотки. В ранний период колонизации Сев. Америки муз. культура полностью зависела от английской (в 16-17 вв.); в дальнейшем образ жизни переселенцев-пуритан, отличавшихся энергией и суровостью, потребовал более импульсивного и динамичного муз. иск-ва, чем музыка метрополии (см. Великобритания, раздел Музыка): вместо монотонных псалмов распространилась более живая и гибкая форма - религ. гимны, к-рыс пелись и вне церкви; их авторы - полупрофессионалы (Э. Лоу, О. Холден, Дж. Морган и др.). Возникло движение, приведшее к распространению певческих школ, важное значение приобрели сб-ки псалмов и гимнов Дж. Лайона ("Урания") и особенно У. Биллингса, музыка к-рого отличалась своеобразием и высокими художеств, достоинствами. На амер. почве укоренились новые тенденции англ, музыки 18 в.- драматич. спектакли с музыкой, домашнее музицирование, положившие начало развитию светской муз. жизни. Стали создаваться очаги различных нац. муз. культур, гл. обр. англ.; осн. роль в них играли уже музыканты, профессионально сложившиеся в Европе: И.К.Г.Граупнep (работал в Бостоне), Дж. Хьюитт, И. X. Моллер, В. Пелисье (в Нью-Йорке), А. Рейнагль, семья Карров, P. Тейлор (в Филадельфии). С Филадельфией связано творчество Ф. Хопкинсона (коренного американца) - автора "Храма Минервы" (1781), первого амер. музыка льно-сценич. произв., и патриотич. песен. Здесь же (поселение Бетлехем) возникла религ. община " Моравское братство", к-рая впервые в стране ввела спец. муз. образование, организовала муз. об-во "Коллегиум музикум" (1744).

Параллельно с культивированием европ. музыки, перенесённой в амер. условия, возникали и развивались амер. нац. формы муз. экспрессии нового типа - религ. гимн, слившийся с балладным Жанром (характерно массовое исполнение гимнов - до 20 тыс. чел. на религ. собраниях), различные виды нар. (преим. сел.) музицирования, традиция духовых оркестров, т. н. бэндов, ставших непременными участниками празднеств; руководитель первого известного бэнда - П. С. Гилмор. Особое место занимала патриотич. песня (зародилась в период Войны за независимость 1775-83; сохранилась "Янки Дудль"), традиции к-рой были продолжены в период Гражданской войны 1861-65 (песни Дж. Ф. Рута, X. К. Уорка).

Особую роль в развитии музыки США сыграло негритянское муз. иск-во. Привезённые из Африки негры-невольники были носителями древней самобытной муз. культуры. Наряду с песнями плантаций, т. н. холлерс, шаутс и старинными обрядовыми песнями получил развитие спиричуэл (первая синтетич. афро-амер. форма). Своеобразны были эксцентричные вокально-инструм. ансамбли, участники к-рых гримировались под негров и имитировали их пластику и манеру исполнения; этот стиль, сложившийся во 2-й четв. 19 в. и связанный с общими антипуританскими тенденциями, получил назв. "эфиопского" или "минстрел-шоу" ("менестрели"); он сыграл важную роль в развитии контактов культур переселенцев из Европы и афр. невольников. Злободневность, пародирование привезённых из Европы модных музыкальных жанров (итал. опера, салонное музицирование), а также нек-рых сторон амер. жизни имели большое значение для утверждения нац. культуры страны. Лучшие из "эфиопских" групп (в т. ч. "Виргинские менестрели" под рук. Д. Д. Эмметта, ансамбли Дж. В. Диксона и др.) выступали и в Европе. С движением "менестрелей" связано творчество автора популярных песен С. Фостера. Позднее в подобных представлениях стали участвовать и негритянские артисты. В богатых и разнообразных традициях "минстрел-шоу" прослеживаются истоки почти всех позднейших форм амер. популярной музыки.

Со 2-й четверти 19 в. в крупнейших городах США стали успешно выступать европ. оперные труппы (семья M. П. В. Гарсиа и др.).

В 1832 муз. педагог Л. Мейсон основал Бостонскую академию музыки, в 1854 - Нью-Йоркский ин-т музыки. В 60- 80-е гг. возникли муз.-уч. заведения в Филадельфии, Оберлине, Чикаго, Цинциннати, Балтиморе. Появились новые муз. центры. Во MH. городах выступали итал. оперные труппы. Создавались филармонич. об-ва и симф. оркестры в Нью-Йорке (филармонич. в 1842; симфонич. в 1878), Бостоне и Сент-Луисе (оба в 1881), позднее в Чикаго, Лос-Анджелесе, Филадельфии и др. С оркестрами выступали крупнейшие европ. музыканты - У. Булль, X. Г. Бюлов, E. (Ж.) Линд, А. Г. Рубинштейн и П. И, Чайковский, а также (гл. обр. нем.) дирижёры-T. Томас, Л. и В. Дамроши, К. Мук, исполнявшие преим. музыку нем. композиторов. Несмотря на наличие нац. элементов в амер. музыке сер. 19 в. (наиболее ощутимы в произв. композитора и пианиста-виртуоза Л. M. Готшалка), влияние нем. романтизма проявлялось в творчестве А. Ф. Хайнриха, Дж. Бристоу (автор первой амер. симфонии), У. Мейсона, У. Г. Фрая (опера "Леонора"). Особенно оно характерно для т. н. новоангл. (бостонской) школы, к к-рой принадлежали Дж. Пейн, Дж. Чедвик, X. Паркер, А. Фут, Д. Г. Мейсон (кантаты, симфонии, симф. поэмы). Они так же, как и Э. Мак-Доуэлл, получивший наибольшую известность в Европе, заложили основы проф. композиторской школы США. Плодотворной была композиторская и пед. деятельность А. Дворжака в Нью-Йорке (в 1892-95), к-рый обратил внимание амер. композиторов на богатые возможности нац. фольклора.

В 1901 композитор А. Фаруэлл основал муз. изд-во "Ва-Ван", вокруг к-рого объединились композиторы, разрабатывавшие амер. муз. фольклор (англокельтские, индейские, негритянские элементы). Наиболее органично он вошёл в произв. Г. Ф. Б. Гилберта, Э. Стилмена-Келли, Ч. У. Кэдмена, P. Гольдмарка.

В 1883 в Нью-Йорке был открыт постоянный оперный театр "Метрополитенопера", на сцене к-рого выступали крупнейшие певцы и певицы мира - Э. Kaрузо, А. Галли-Курчи, Ф. И. Шаляпин, Б. Джильи и MH. др. В 1920-х гг. созданы постоянные оперные театры в Чикаго, Новом Орлеане, Бостоне и др.

В нач. 20 в. в США поселились выдающиеся исполнители (гл. обр. из России) - пианисты О. С. Габрилович, А. Рубинштейн (Польша), И. и P. Левины и др., скрипачи Л. С. Ауэр, Я. Хейфец, E. Цимбалист, позднее H. Милыптейн, пианист В. С. Горовиц, виолончелист Г. П. Пятигорский и др. Их концертная и пед. деятельность способствовала созданию нац. исполнит, школы. В 1903 в Нью-Йорке M. И. Альтшулер основал Рус. симф. об-во с целью пропаганды рус. музыки. С 1918 в США жил С. В. Рахманинов, регулярно гастролировали Ф. Бузони, И. Падеревский, Ф. Крейслер, И. Гофман, П. Касальс, Э. Петри, В. И. Сафонов, позднее С. С. Прокофьев. Творчество большинства композиторов этого периода - Ч. T. Грифса, Ч. M. Лёфлера, Г. К. Хэдли, Дж. Карпентера, Э. Б. Хилла, Ф. Ш. Конверса и др.,- отразившее, особенно после 1-й мировой войны 1914- 1918, заметное влияние культурной жизни Парижа (Э. Сати, К. Дебюсси, балеты И. Ф. Стравинского), в целом было эклектично.

На рубеже 19-20 вв. возникло иск-во джаза, к-рое из Нового Орлеана (р-н Сторивилл), через Чикаго и Нью-Йорк распространилось по всей стране. Его ранние формы - регтайм (представители - С. Джоплин, Ф. Джелли Ролл Мортон) и диксиленд (Кинг Оливер, Л. Армстронг) позднее трансформировались в стиль свинг, представленный оркестрами Дюка Эллингтона, T. Дорси, Г. Миллера, Б. Гудмена и др.

В 20-е гг. во всех крупных городах США возникли симф. оркестры; их руководители - выдающиеся дирижёры А. Тосканини, С. А. Кусевицкий, П. Монтё, Л. Стоковский и др. Открылись Истменская школа музыки в Рочестере(1921),

Джульярдская школа в Нью-Йорке (осн. в 1905; преобразована в 1923), Музыкальный ин-т Кёртис в Филадельфии (1924) и др.; все они основаны меценатами и носят их имена (система меценатства играет большую роль и в совр. муз. жизни). Всё большее значение приобретали муз. ф-ты ун-тов, при к-рых вели творч. и педагогич. работу крупнейшие композиторы (это стало характерной чертой амер. муз. жизни). Расширили свою деятельность муз. изд-ва (фирмы "Г. Ширмер", "К. Фишер" и др.), созданы орг-ции по защите авторских прав (ASCAP и BMI). Высокого уровня достигло произ-во муз. инструментов (рояли "Стенуэй", духовые инструменты "Селмер" и др.). Получили развитие индустрия звукозаписи (фирмы "RCA Виктор", "Коламбия" и др.), звуковое кино, радио, позднее телевидение. Интенсивно развивались различные виды популярной музыки; её своеобразным центром был квартал Нью-Йорка Тин Пэн Элл и (изд-ва и нотные магазины). В результате сложного синтеза традиций "минстрел-шоу", европ. оперетты, англо-амер. комич. оперы и амер. мюзик-холла (шоу, ревю)возник мьюзикл. В театрах на Бродвее ставились оперетты В. Херберта, 3. Ромберга, комич. оперы У. Спенсера и P. де Ковена, позднее мьюзиклы Дж. M. Коэна, Дж. Гершвина ("О тебе я пою", 1931), Дж. Керна, В. Юменса, И. Берлина. Развивались традиции бэндов; особую известность приобрёл Дж. Ф. Суза, прозванный "королём маршей".

Усилился интерес к изучению нац. фольклора, появились сб-ки нар. песен Дж. Ломакса (изд. в 1910) и С. Шарпа (в 1917). Распространился стиль кантри мьюзик ("сельская музыка"; центр - Нашвилл); её разновидности - хиллбилли, блугрэс и вестерн. Популярные исполнители песен кантри мьюзик - Дж. Отри, X. Уильяме, Дж. Кеш и др. В негритянском песенном фольклоре продолжали развиваться традиции блюза и религ. гимна (т н. госпел), исполнением к-рых в разное время прославились X. Ледбелли, Б. Смит, Одетта, "сестра" P. Тарп. Богатство фольклорных элементов впитали в себя и песни социального протеста, к-рые звучали в программах выдающегося борца за мир П. Робсона, а также певцов-композиторов В. Гатри, П. Сигера и др. Крупнейший амер. композитор 1-й пол. 20 в.- Ч. Айве, обобщивший в своих соч. богатство накопленного нац. музыкальной культурой опыта (пуританский гимн, спиричуэл, традиции "минстрел-шоу", бэндов и сельской музыки). T. о., Айве стал первым подлинно нац. композитором США, но его произв., созданные в 1900 -20-е гг., получили известность лишь в кон. 1940-х гг. Нац. композиторская школа, однако, сформировалась в сер. 20-30-х гг., когда музыка США из эклектичной становится иск-вом с ярко выраженными нац. особенностями (при всём их стилистическом разнообразии), проявившимися в соч. P. Харрпса, P. Сешнса, А. Копленда, У. Пистона, Г. Коуэлла, У. Г. Стилла, К. Раглса, а также Дж. Антейла, У. Риггера, Дж. Дж. Беккера, Л. Соуэрби, Б. Роджерса, О. Люнинга и др. Несмотря на индивидуальные творческие особенности этих композиторов, они выражают амер. нац. стиль, к-рому присущи более свободное, чем европ. муз. иск-ву, обращение с муз. традиц. формами, повышенный динамизм и общая интенсивность развёртывания муз. ткани. Творчество X. Хансона, Д. Тейлора, В. Томсона. Д. Мура, M. Блицстайна и особенно Гершвина (стала классической его опера "Порги и Бесс", 1935) отражает поиски нац. стиля в оперном жанре, на к-рый большее влияние оказала англ, балладная, чем зап.-европ. классическая, опера. Вклад в музыку США внесли эмигрировавшие из Европы Э. Варез (основал в Нью-Йорке Междунар. гильдию композиторов, 1921), Э. Блох, Л. Орнстайн и др. Большую роль в пропаганде музыки США сыграли организованные Коплендом и Сешнсом концерты (" Коплен д - Сешнс консертс"), фонды С. А. Кусевицкого, Дж. С. Гуггенхейма, Дж. Пулицера и др., к-рые ввели систему творч. заказов, морального и материального поощрения музыкантов (учреждение стипендий, премий). Среди исполнителей 20-30-х гг.: симф. дирижёры - А. Родзинский, Ю. Орманди, Д. Селл, Д. Митропулос, позднее Ш. Мюнш, руководители симфоджазовых оркестров - Ф. Уэринг, П. Уайтмен; пианист В. С. Горовиц; скрипачи - H. Милыптейн, И. Менухин, И. Стерн; виолончелисты - P. Гарбузова, Л. Роуз; певцы - M. Ланца, Дж. Лондон; певицы - Э. Стибер, M. Андерсон; среди разнообразных в жанровом и стилистич. отношениях исполнителей эстрадной музыки - Б. Кросби (создатель интимного вокального стиля т. п. крунинг), танцовщик и певец Ф. Астер, исполнительница блюзов негритянка Б. Холидей; композиторы - Дж. Мёрсер, В. Дюк (сентимент. песни), У. Хэнди (блюзы) и др. В кон. 30-х гг. выделяются композиторы, получившие междунар. известность,- У. Шумен (9 симфоний, балеты и др.), С. Барбер (опера"Ванесса", скрипичный концерт, вокальные сочинения), П. Крестон, Э. Картер, а также Э. Сигмейстер, Г. Рид, P. P. Беннетт и др.; Дж. Менотти - автор популярных опер на собств. либретто ("Консул", "Медиум" и др.). На творчество MH. амер. композиторов оказали влияние иммигрировавшие в США из Европы перед 2-й мировой войной 1939-45 П. Хиндемит, Стравинский, А. Шёнберг, Э. Кшенек и др. Эти крупные композиторы способствовали распространению в США неоклассицизма (Д. Дайамонд, M. Гулд, H. Делло Джойо) и додекафонии (Дж. Перл, отчасти Э. Фаин, P. Л. Финни, Б. Вебер). MH. композиторы экспериментируют с микротоновыми интервалами, полиритмией, синтетич. формами (Д.Рудьяр, Дж. Шиллингер, P. Кроуфорд и др.). Развивается амер. музыковедч. школа; среди музыковедов - О. Кинкелди, П. Нетл, П. X. Ланг, H. Слонимский, M. Букофцер, Г. Рис, Г. Чейз, X. Шонберг, Г. Либерзон; они объединены в Амер. музыковедч. об-во (1934).

В джазовой музыке в 40-е гг. стали ведущими стили боп (Ч. Паркер, Л. Янг), в 50-е гг.- кул, затем - прогрессив (M. Дейвис). Дальнейшее развитие получил мьюзикл в творчестве P. Роджерса ("Оклахома", 1943), К. Портера ("Целуй меня, Кэт", 1948), К. Вейля ("Затерянный в звёздах", 1949), Ф. Лоу ("Моя прекрасная леди", 1956), Л. Бернстайна ("Вестсайдская история", 1957), M. Уилсона ("Музыкальный мужчина", 1957), Дж. Стайна ("Смешная девчонка", 1964), Ф. Лёссера ("Как добиться успеха, не прилагая особых усилий", 1961), Дж. Бока ("Скрипач на крыше", 1964), Дж. Германа ("Хелло, Долли", 1964) и др.

Выдвигаются руководители эстрадных оркестров С. H. Кентон, А. Костелянец, Дж. Глисон; среди джазовых и эстрадных певиц и певцов - Э. Фицджералд, M. Джэксон, Ф. Синатра, H. Кинг Коул (песни В. Янга, Д. Тёмкина, А. Уайлдера и др.).

Музыка США 50-60-х гг. отличается разнообразием тенденций: В. Персикетти, П. Меннин, У. Бергсма и др. в целом развивают традиции неоклассицизма; Дж. Рочберг, Л. Кёрчнер, Э. Имбри, H. Рорем и др. часто пользуются серийной техникой', К. Мак-Фи, А. Хованесс, Чу Вэнь-чун, X. Парч, P. Ярдумян и Л. Харрисон тяготеют к использованию элементов вост. муз. культур в сочетании с совр. выразит, средствами. Одним из лидеров авангардизма в музыке США и др. стран стал Дж. Кейдж, к-рый ведёт опыты по расширению акустич. возможностей музыки и пытается строить свои композиции в соответствии с принципами вост. религ.-философских систем.

Высокий проф. артистич. уровень амер. коллективов и солистов способствует распространению музыки США в др. странах. Среди симф. оркестров (ок. 100) выделяются Нью-Йоркский, Бостонский, Филадельфийский, Кливлендский, Чикагский; с ними выступают и ими руководят У. Стайнберг, Дж. Шолти, P. Кубелик, 3. Мехта, П. Булез, Л. Бернстайн, Л. Мазель, С. Одзава, M. T. Томас и др. Существуют многочисл. студенч. и городские оркестры (ок. 1500), бэнды (известны ансамбли Истменской школы, Новоангл. консерватории в Бостоне и др.). Лучшиеинструм. ансамбли-"Promusica", Бостонский камерный, Джульярдский квартет; хоры P. Шоу, Г. Смита; пианисты - Дж. Браунинг, Байрон Джайнис, В. Клайберн, M. Дихтер, M. Ван Чунг; скрипачи- P. Риччи, P. Зуковский, П. Цукерман; виолончелист Л. Парнас; певцы- P. Гуле, P. Таккер; певицы - M. Доббс, P. Питере, Л. Прайс; в числе солистов джаза - А. Тейтем, Д. Брубек, Э. Гарднер (пианисты), Дж. Колтрейн, Дж. Маллиген (саксофонисты), M. Роуч, А. Блэки (ударники) и др., певцы - X. Белафонте, T. Беннет, M. Торм, певицы - С. Boан, П. Ли, Д. Дей, Б. Стрейзанд, В. Карр. Наиболее известные коллективы исполнителей популярной музыки - оркестры H. Ридла, Б. Мея, P. Конниффа, Г. Мансини; хоровые ансамбли H. Любова и M. Миллера.

В 60-е - сер. 70-х гг. музыка США представляет всё более усложняющуюся и противоречивую картину. Множественность форм и стилей, их нестабильность становятся характерными чертами муз. иск-ва и создают "неуправляемость" муз. культуры: рынок, потребитель диктуют свои условия, что приводит к снижению удельного веса жанров "серьёзной" музыки. Поиски новых средств выразительности ведут к экспериментированию как в области конструирования муз. произв., так и в сфере освоения новых сонористич. возможностей, к-рое затронуло творчество MH. амер. композиторов. Создаются электронные студии (гл. обр. при ун-тах), где проводятся эксперименты, осн. на взаимодействии различных художеств, средств ("мультимедии"), "Записанную музыку" (включение в ткань муз. произв. различных шумовых, звуковых, электроакустич. эффектов) используют В. Усачевский, Э. Браун и др.; "музыку случая", т. н. алеаторику,- Г. Брант, Дж. Крэм, Ч. Вуоринен; появляются композиторы-исполнители и импровизац. ансамбли (Л. Фосс, P. Шейпи, X. Фарберман); на синтезе "серьёзной" и джазовой музыки основано "третье течение" (Г. Шуллер, Л. Остин, О. Коулмен и др.); с сер. 50-х гг. ведутся опыты по программированию звуковых моделей с помощью компьютеров (композитор с математич. образованием M. Бэббитт и его последователи Л. Хиллер, M. Суботник и др., работающие с синтезаторами звука). Экспериментирование затронуло и область оперы (Дж. Итон, С. Силвермен). Поиски новых средств в джазовой музыке 60-х гг. связаны гл. обр. с негритянским движением в США, со стремлением к независимости совр. негритянского иск-ва (Сан Pa, А. Айлер, Ч. Мингес, А. Шепп и др.).

Важнейшее, весьма противоречивое явление 1-й пол. 60-70-х гг.- т. н. попмузыка, отражающая MH. негативные стороны амер. культуры: плюрализм, текучесть, коммерческий характер. Попмузыка тесно связана с "молодёжным движением" США, для к-рого она стала гл. средством художеств, выражения, заменив всё многообразие видов муз. иск-ва; серьёзные чувства и идеи облекаются в легко доступные формы т. н. массовой субкультуры. Поп-музыка сложилась из последовательно возникавших стилей: ритм-энд-блюз (вид негритянской гор. музыки 40-х гг.; M. Уотерс, T. Б. Уокер, P. Чарлз и др.), рок-н-ролл (2-я пол. 1950-х гг.; Э. Пресли, Б. Хейлии др.), соул (сочетание ритм-энд-блюза и госпела; кон. 1950-х гг.; А. Фрэнклин, Дж. Браун и др.); позднее она взаимодействовала с "серьёзной" музыкой ("Месса" Бернстайна, 1971, и др.), тенденциями авангардизма (Ф. Заппа и его группа "Матери изобретения" и др.), а также с джазом, образовав т. н. новый джаз (С. Тейлор, X. Хенкок, Дж. Завинул и др.). Под влиянием англ, вокально-инструм. группы "Битлз" в США появилось неск. тысяч подобных групп ("Америка", "Аэроплан Джефферсона", "Чикаго", "Кровь, пот и слезы" и др.), в целом они выражают "философию наркотиков", интерес к вост. мистицизму, проповедь "сексуальной свободы", вызванные движением хиппи. С 1969 одним из центров поп-музыки гтали фестивали в Вудстоке (шт. Нью-Йорк; до 500 тыс. чел.). В 1970-е гг. поп-музыка превратилась в основном в коммерч. иск-во (миллионные тиражи грампластинок, пропаганда различными видами массовой коммуникации). MH. исполнители поп-музыки отличаются высоким артистизмом: певицы К. Кинг, Дж. Джоплин, А. Фрэнклин; певцы Дж. Уэбб, M. Гей, ансамбли "Саймон и Гарфранкел" (исполнители собств. песен), "Питер, Пол и Мери" и др. Одним из видов поп-музыки, завоевавшим особую известность и в кон. 60-х - нач. 70-х гг. оттеснившим мьюзикл на 2-й план, стала новая муз.-сцснич. форма - рок-опера: "Волосы" (1967) Г. Мак-Дермота и др. и "Иисус Христос - суперзвезда" (Нью-Йорк, 1971) англичанина Э. Л. Уэббера, "Годспел" С. Шуорца (1971) и др.

Новое фольклорное движение (60-е гг.), связанное со стилем фолкрок ("фолкники"),- певец Б. Дилан, певица Дж. Баэз (авторы исполняемых ими песен), приобрело острую социальную направленность (антивоенная, антирасистская тематика и др)

Важное значение в культурной жизни имеют муз. фестивали, традиции к-рых зародились ещё в 19 в.; старейшие - в Вустере (шт. Массачусетс), Бетлехеме (шт. Пенсильвания); популярны фестивали в Саратога-Спрингсе (шт. Нью-Йорк), Танглвуде (осн. Кусевицким при Беркширском центре; шт. Коннектикут) и др. Джазовые фестивали проводятся в Нью-порте (шт. Род-Айленд), Монтерее (шт. Калифорния). Большую роль в организации муз. жизни играют муз. центры (Линкольновский центр- средоточие исполнит, иск-в в Нью-Йорке; центр им. Дж. Кеннеди- в Вашингтоне и др.). Существует множество муз. организаций, в т. ч. муз. фонды (Форда, Рокфеллера и др.), занимающиеся пропагандой (публикации, грамзаписи, концерты) совр. амер. музыки. Проводятся междунар. муз. конкурсы, среди них осн. В. Клайберном (г. Форт-Уэрт, шт. Техас), конкурс дирижёров им. Д. Митропулоса (Нью-Йорк) и др. Крупнейшие муз. журналы: "The Musical quarterly" (N. Y., с 1915), "Musical digest" (N. Y., с 1920), "Notes" (Ithaca, N. Y.,с 1934), "Musical America" (N. Y., 1898-1964, в 1965 слился с журн. "High fidelity") и др.

Лит.: Шнеерсон Г., Очерки новой и новейшей истории музыки США, т. 1, M., 1960, с. 531 - 41, т. 2, M., 1960, с. 539 - 51; К о н е н В., Пути американской музыки. Очерки по истории музыкальной культуры США, 2 изд., M., 1965; M a t h e w s W. S. В., A hundred years of music in America, Chi., 1889; Far-well A., Dermot D. W., Music in America, N. Y., 1915; E 1 so n L. C., The national music of America and its sources, Boston, 1924; его же, The history of American music, N. Y., 1925; Mason D. G., The dilemma of American music and other essays, N. Y., 1928; его же, Tune in America. A study of our coming musical independence, N. Y., 1931; С о w e 1 1 H., American composers on American music, Stanford, 1933; SIonimsky N., Music since 1900, 3 ed., N. Y., 1949; Ewen D., American composers today, N. Y., 1949; его же. History of popular music, N. Y., 1961; McSpadden J. W., Operas and musical comedies, N. Y., 1951; Chase G., America's music, 2 ed., N. Y., 1966;One hundred years of music in America, ed. by P. H. Lang,N. Y., 1961; Howard J. T., Bellows G. K., A short history of music in America, N. Y., [19571; Howard J. T., Our American music, 4 ed., N. Y., 1965; L a u f e A , Broadways greatest musicals, N. Y., 1970; M a lone B. C., Country music USA, Austin -L., 1969; Ei sen J., The age of rock: sounds of the American cultural revolution: a reader, N. Y., 1969; Hitchcock H. W., Music in the United States: a historical introduction, 2 ed., N. Y., 1974. Дж. К. Михайлов.


XVI. Балет

В жизни индейских племён, населявших совр. терр. США, танцы, особенно обрядовые, занимали большое место, но никакого влияния на формирование амер. сценич. танца они не оказали. Первые амер. танцовщики Дж. Дюран, О. Мейвуд, M. Э. Ли, Дж. У. Смит выдвинулись в спектаклях европ. гастрольных балетных трупп в кон. 18 в. Влияние рус. балета проявилось с 1-й четв. 20 в. (гастроли А. П. Павловой, труппы С. П. Дягилева). Одновременно возникло направление, связанное с идеями А. Дункан и условно именуемое танцем "модерн" (букв. - современный)! Оно имело большое значение для амер. нац. танца и балета. Первая школа (1915) и труппа танца "модерн" были созданы P. Сен-Дени и T. Шоуном. Иск-во их учеников получило развитие в период между двумя мировыми войнами: M. Грэхем в символич. и эпич. произв. стремилась воплотить духовную жизнь современника; психологич. и обществ, проблемы привлекали внимание танцовщицы и балетм. Д. Хамфри; к социальной тематике обращались деятели балетного театра Ч. Вейдман, X. Тамирис, X. Холм. В 30-40-х гг. танец "модерн" был прогрессивен, часто носил антивоенный, антифаш. характер. Нац. балетный театр начал формироваться в 30-е гг. В труппе "Балле рюсс де Монте-Карло" (работала в США в 1938-63) балеты ставили А. Де Миллъ ("Родео" А. Копленда), P. Пейдж; в "Балле Караван" (1936-41) - Л. Кристенсен, Ю. Лоринг, У. Доллар. В 30-40-х гг. были созданы труппы, остающиеся ведущими и в сер. 70-х гг.: "Нью-Йорк сити балле" (осн. в 1934, с 1948 получила это назв.) и "Американ балле тиэтр" (осн. в 1939, с 1957 получилацэто назв.). В основе репертуара "Нью-Йорк сити балле" постановки руководителя труппы Дж. Баланчинй, преим. бессюжетные балеты на симфонич. и инструм. музыку (П. И. Чайковского, И. Ф. Стравинского и др.). "Американ балле тиэтр" ставит спектакли классич. репертуара, а также балеты балетм. M. M. Фокина и А. Тюдора, амер. хореографов Де Милль, Лоринга, M. Кидда, А. Эйли. В обеих труппах - балеты Дж. Роббинса, хореографа, остро ощущающего совр. жизнь, амер. нац. колорит. В 30-х гг. балетные труппы возникали в Чикаго (балетм. Пейдж и бр. Кристенсен), Филадельфии (К. Литлфилд), Сан-Франциско и др. городах. Крупнейшие коллективы 50-х - сер. 70-х гг.: "Сити сентер Джофри балле", "Харкнесс балле", "Национальный балет" (до 1974), труппы танца "модерн", к-рые создали Грэхем, X. Лимон, Эйли, M. Каннингем, Дж. Батлер, А. Николайс и др. К сер. 70-х гг. балетное иск-во стало очень популярным, распространились разные виды сценического танца. Проводятся эксперименты по сочетанию танца и кино, танца со скульптурой и архитектурой, используются элементы импровизации. Одна из характерных особенностей хореографич. театра 50-х - сер. 70-х гг.- взаимосвязь и взаимообогащение классического танца и танца "модерн". Ведущие танцовщики 30-х - сер. 70-х гг.: А. Данилова, Мария и Марджори Толчиф, H. Кей, P. Хайтауэр, M. Хейден, Л. Серрано, А. Кент, С. Фаррелл, С. Грегори, А. Эглевский, Ф. Франклин, Доллар, T. Болендер, Дж. Тарас, Дж. Криза, А. Митчелл, Э. Вильелья. Среди балетоведов Дж. Мартин, У. Терри и др. С 1956 ежегодно проводятся региональные фестивали с участием проф. и любительских танц. трупп. В США имеются периодич. издания по балету: "Dance magazine!" (N. Y., с 1927), "Dance news" (N. Y., с 1942), "Dance perspectives" (Brooklyn, с 1959).

Лит.: Am berg G., Ballet in America, [N. Y., 1955]: С о h e n S. J., P i s с h 1 A. J., The American ballet theatre: 1940 - 1960, N. Y., 1960; New York city ballet (text by L. Kirstein), N. Y., 1973. E. Я. Суриц.


XVII. Драматический театр

Первые сведения о театр, представлениях относятся к кон. 17 в. В юж. штатах, где пуритане, преследовавшие светские увеселения, не имели большого влияния, устраивались любительские спектакли. В 1716 в Уильямсберге (Виргиния) было построено первое театр, здание. Несмотря на притеснения со стороны властей, в разных районах выступали профессионалы, гл. обр. англ, актёры. Создавались небольшие труппы в Нью Йорке, Филадельфии, Чарлстоне и др. городах. В репертуар входили пьесы У. Шекспира, У. Конгрнва, T. Отуэя, Дж. Лилло. Началом развития проф. театра США принято считать приезд в 1752 из Лондона труппы Л. Халлема. Первый спектакль "Венецианский купец" Шекспира был поставлен в Уильямсберге. После смерти Халлема (1758) труппу возглавил Д. Дуглас, к-рый построил театр, здания в Филадельфии, Нью-Йорке ("Джон-стрит тиэтр") и др. городах. В кон. 18 в. Л. Халлем-младший и Дж. Хенрн руководили проф. труппой "Старая американская компания", где в 1787 была представлена первая амер. комедия "Контраст" P. Тайлера. В труппе работали актёры англ, происхождения T. Уигнелл, T. Купер, а также "отец амер. театра", автор книги "История американского театра" (1883), театр, деятель У. Данлеп. В кон. 18 - нач. 19 вв. были открыты новые театры в Нью-Йорке ("Парк", "Бауэ-ри", "Бродвей"), Филадельфии ("Честнат-стрит", "Арч"), Чарлстоне, Балтиморе, Вашингтоне, Бостоне. В них ставились разнообразные эстрадные программы и муз. спектакли. Уровень этих представлении был невысок. В 1-й пол. 19 в. с развитием театр, иск-ва росло исполнит, мастерство, определялись осн. черты актёрской школы - демократизм, стремление к правдивости. К сер. 19 в. получили распространение "плавучие театры", курсировавшие на судах по большим рекам. Число передвижных театров возрастало, они приобретали популярность благодаря репертуару - наивным мелодрамам, часто создававшимся любителями. Антрепренёр набирал исполнителей для постановки одной пьесы, к-рая ставилась до тех пор, пока делала сборы, затем труппа распадалась. Здесь всё зависело от игры ведущих актёров (часто организаторов и владельцев труппы). Им создавались лучшие условия, платили большие гонорары. Так постепенно возникала система "звёзд", т. е. актёров, занимавших привилегированное положение в труппе. Среди известных исполнителей - Дж. и Э. Бутсы, TTT. Кашмен, Э. Форрест. В сер. 19 в. Нью-Йорк, где имелось св. 10 театров и театр, помещений, стал театр, центром страны. Росло жанровое разнообразие спектаклей. Появились т. н. минстрел-шоу, в к-рых ведущим был образ негра-комика (актёр Дж. Кроу), ставший затем традиционным. Возникла особая форма представлений, включавшая скетчи, пародии, муз. эксцентрику, к-рая стала наиболее характерной для амер. театра. Бурлеск и варьете также утвердились на сцене театров. На рубеже 19 - 20 вв. амер. нац. театр, складывавшийся на основе акционерной системы, оказался в ефере деятельности "большого бизнеса". С 1896 ведущее положение в акционерной системе заняли монополии "Синдикат", а с нач. 20 в.- "Братья Шуберт". Новые театр, здания строились гл. обр. на Бродвее (см. Театры Бродвея). Возникло понятие бродвейский театр как большое коммерч. предприятие, где для каждой постановки арендовалось помещение, набиралась новая труппа с участием "звёзд", и в случае успеха спектакль не сходил со сцены в течение неск. лет. Дорогостоящие муз. представления (водевили, ревю, комедии), рассчитанные на кассовый успех, заполнили театры Бродвея. Так коммерческий театр стал вытеснять театр репертуарный Прогрессивная интеллигенция пыталась противопоставить практике "бродвейских театров" репертуарные труппы Эту борьбу вели актеры M Фиск, P Мансфилд, Дж Джефферсон, режис сер и антрепренер Д Беласко Благодаря разностороннему таланту Бечаско, рукоdодимым им театрам в течение MH лет удавачось сохранять репертуар и противостоять давлению "Синдиката" Деист венным протестом против засилья развле кат постановок было т н движение малых театров, широко распространившееся в первые десятилетия 20 в Из полулю бительских коллективов создавались не большие театр труппы со слаженным актерским ансамблем, с регулярно сме няющимся репертуаром вводились новаторские методы в режиссуру (используя европ достижения) и в исполнит иск во, пропагандировалась классич и новая европ и нац драматургия MH. участники этого движения воспитывались втн мастерской 47, созданной в 1912 проф Д П Бейкером в Гарвардском ун те С деятельностью мастерской связаны имена драматургов Э Шелдона, Ф Бэрри, С Хоуарда и др Появилась традиция т н университетских театров, к-рые создавались при ф тах драмы и театра

В Бостоне, Чикаго, Нью-Йорке и его окрестностях начали работать "малые" театры (little theatres) "Нейборхуд плейхаус" (1915, Нью Йорк), "Вашингтон сквер плейере" (1914, Нью-Йорк), реорганизованный в 1919 в "Гилд тиэтр", "Провинстаун плейере" (1915, Нью Йорк) и др С театром "Провинстаун плейере" связано начало творческой деятельности драматурга IO О'Нила ("Косматая обезьяна", 1922, "У всех детей господа бога есть крылья", 1924) В "малых" театрах работали реж T Хепберн, одна из выдающихся амер актрис К Корнелл, худ Л Саймонсон В 1913 организовался актерский проф союз "Справед ливость", к рый в 1919 успешно провел первую массовую забастовку актеров (подписанное тогда предпринимателями соглашение продолжает действовать и в 70 е гг ) В 20 х гг количество ежегодных театр постановок в Нью-Йорке достигло 280, а бродвейских театр зданий - 80 Популярными были ревю, поставленные Ф Зигфельдом ("Зигфельд фоллис"), появились спектакли, ставшие предшественниками жанра мьюзикл Наряду со старым поколением известных актеров (M Адаме, семья Барримор, Дж Коэн и др ) работали новые "звезды" (А Лант, X Хейс, Л Фонтанн, позже - Л Тейлор, Дж Робардс, Л Д Скотт, К Хепберн и др ) Большое влияние на развитие амер театра, особенно режиссуры, оказали гастроли в США Моек художеств театра (1923-24) Система К С Станиславского вошла в творческую практику мн деятелей амер сцены, в т ч актрисы и режиссера E Ле Гальенн, организовавшей Гражд репертуарный театр (1926-33), успешно ставивший произв европ и рус драматургии а также в практику руководства "Груп тиэтра" (1931-41, X Клермен, Ч Крофорд, Л Страсберг), одного из самых прогрес сивных репертуарных театров США На его сцене были созданы спектакли -"В ожидании Лефти" (1935 реж Казан), "Проснись и пой! > (1936) Одетса, "В го pax мое сердце" У Сарояна (1939) и др.

Экономич кризис 1929-33 отразился и на деятельности театров число их резко сократилось, что привело к безработице среди актеров Выйти из трудного положения помог вступивший в силу в 1935 "федеральный театр проект" (руководи тель X Фленаган), по нему театры получили от гос ва субсидию Было создано 158 - первых в истории США - гос театров (среди руководителей Флена ган, Э Раис, поставлено OK 1000 пьес разного жанра) Особое место занимала театр форма-"живая газета", края строилась на злободневном публицистич материале (напр , "Одна треть нации" А Аренга) Такая прогрессивная направ ленность театра была осуждена сенатом и в 1939 он отменил субсидии, а руководст во театров обвинил в коммунистич ориентации В 30 е гг в разных городах начали работать летние театры, уч театры при ун тах и колледжах, а также негритянские труппы, театры для детей В кон 30 х гг появляется прогрессивная драматургия Л Хелман ("Лисички" и др ) С 40 х гг создаются пеком мерч театр орг ции Амер нац театр и акаде мия (1935), Нью Йоркский гор центр музыки и драмы ("Сити сентер", 1943), Нью Йоркский шекспировский фестиваль под рук Дж Паппа (1954), им же организованный Общественный театр (1967) В 1947 была организована Актерская студня (с 1951 руководитель Л Страсберг), вначале только как уч заведение, затем она стала показывать платные спектакли В студии учились MH известные актеры - M Брандо, Д Пейдж и др

К кон 40 х - нач 50 х гг мьюзикл приобрел большую популярность и стал наряду с комедией основным в репертуаре театров Бродвея В жанре мьюзикла выступают режиссеры Дж Эбботт, Г Чампион Среди известных театр деятелей 40 х гг Э Казан, А Шнайдер, Ж Кинтеро, Э Берроуз, M Николе Характерным для 40-х гг стал расцвет "малых" экспериментальных театров, получивших назв внебродвейских В 50-х гг таких коллективов насчитывалось OK 300 В 1957 была создана Лига внебродвейских театров Они арендова ли небольшие помещения (театры "Финикс", "Круг на площади" и др ), знакомили зрителей с произв классич и совр амер драматургии, отвергнутой коммерч театрами Бродвея Эти театры представили зрителю европ драматургов "театра абсурда", на их сценах появились также постановки пьес амер авторов аналогичного направления Видное место занимает драматургия Э Олби-"Зоологическая история" (1960), "Кто боится Вирджинии Вульф" (1962), "Крошка Алис" (1964)

К нач 60-х гг бродвейские и внебродвейские театры сближаются на коммерч основе Преобладание, развлекат спектаклей на сценах Нью Йорка вызвало бурный протест со стороны молодых зрителей Возникли различные формы экспериментальных "авангардных" театров Они объединяются в новое, вневнебродвейское направление В сезон 1970-71 на сценах 49 маленьких театров этого направления было поставлено ев 300 новых спектаклей Среди вневнебродвейских театров выделяются "Ла мама" ("Театральный экспериментальный клуб") и неск трупп, созданных в разных горо дах под рук Э Стюарт, "Театр поэтов Джадсон" (руководитель Дж Чайкин) и др Многие из них находятся под влиянием творческой практики "Ливинг ти этра", организованного в 1959 (руководители Дж Бэк и Дж Малина), к-рый с 1963 обосновался в Зап Европе, а с 1968 гастролировач в др странах, затем в 1971 вернулся в США Движение вневнебродвейских театров выяви чо та лантливых молодых драматургов (С Шеппард, Л Уичсон, П Фостер и др ) и режиссеров (T О'Хорган и др ) Во вне внебродвейских театрах появились спектакли, остро критикующие амер действительность,- "Америка, ура!" Ж К Ван Италли, "Вьет рок" M Тэрри, "Волосы" комп. Г Мак Дермота и др , драматургов Д Рагоша, Д Радо, и др Режиссерское и актерское иск во в этих спектаклях проявлялось в крайне натуралнстиче ских и экспрессивных формах. В сезон 1971-72 более 100 вневнебродвейских театр организаций объединилось во Вневнебродвейский театр альянс Сформировался также Альянс черных теат ров, т к со 2 и пол 60 х гг количество негритянских трупп резко возросло К нач 70 х гг их насчитывалось OK 70 (большинство в Нью Йорке - в Гарлеме, р нах черного гетто) Наиболее известные - "Нью Лафайет", Негритянский ансамбль (подобные театры в Новом Орлеане, Калифорнии и др ) Известные негритянские актеры - Д Э Джонс, P Ди, С Пуатье и др , режиссеры - Д T Уорд, Д Макбет, Д О' Нил В сер 60 х гг в Нью Йорке был построен Линкольновский центр исполнит иск-в, куда вошли Театр библиотека и музей, а также репертуарный драматич театр В Бомон (с постоянной труппой в 19/3 после неоднократной смены руководства театр возглавил Дж Папп) Во мн. городах организуются Mecтные, т. н. региональные театры В 60 х - нач 70 х гг наряду со старыми коллективами -"Элли тиэтр" в Хьюстоне (с 1947), "Арена" в Вашингтоне (с 1951) - возникли десятки новых, имеющих постоянные труппы Театр об разование осуществляется на спец ф тах ун тов, а также в частных студиях Среди критиков и историков амер театра - А X Куин, Б Аткинсон, Ш Чиней, Б Кларк, Дж В Крач, Б Мантл, Дж Дж Нэтан, У Керр, X Таубмен, M Годфрид, К Варне

Наиболее популярные театр журналы "The Drama Review" (N Y , с 1956), "Performance" (N Y, с 1971)

Лит О d е 1 1 G , Annals of the New York stage, V 1 - 15, N Y , 1927 - 49 Hug h e s G , A history of the American theatre 1700-1950, N Y 1951 HornblowA, A history of the theatre in America From its beginning to the present time V 1 - 2 N Y , 1965, Taubman H, The making of the American theater N Y 1965 L ittl e S W , Off Broadway, N Y 1972 A t k n s on В., Broadway, N Y , 1974 3 В Воинова


Цирк. В нач 18 в в Филадельфии, Нью Йорке и др городах под открытым небом гастролировали цирковые труппы (канатоходцы, наездники, клоуны) Враз личных городах США выступали англ наездники M Фолкс, Дж Шарп, Д Бейтс, канатоходец А Темплмен и др Первые цирковые здания были построены в Фи ладельфии (1793 и 1795) и Нью Йорке (1797) шотландским конным акробатом Дж Б Рикетсом для выступлений своей труппы Создавались зверинцы, где демонстрировачись отд элементы дрессировки животных (гл обр счонов) В 1830 А Тернер построил первый амер цирк шапито В последующие годы возникли цирки Дж Андерсона, братьев Коле, Дж О'Брайена, А Форпо, братьев Селлс и др. В 1830-75 цирковой синдикат "Флатфут" объединял крупнейших антрепренёров. Работали также цирки Дж. Спеллинга и Ч. Роджерса; они создали передвижной т. н. плавучий цирк (1840- 1865), обслуживавший жителей побережья Миссисипи и Миссури. Крупнейшими владельцами цирков были Ф. T. Барнум (создатель первого в мире трёхманежного цирка; т. н. железнодорожного, передвигавшегося по жел. дороге и обслуживавшего окрестных жителей; паноптикума "Американский музей"), Дж. А. Бей ли и братья Ринглинг. Впоследствии эти предприятия объединились и их владельцы стали фактически монопольными хозяевами амер. цирка (компания существовала до 1960-х гг.). Передвижное зрелищное предприятие Буффало Билла "Дикий Запад" (др. назв. "Родео", 1883-1903) воссоздавало картины из быта ковбоев и индейцев (демонстрация езды на диких неосёдланных лошадях и быках н др.). Под названием "Родео" аналогичные зрелища создавали другие фирмы. США не имеет стационарных цирков, однако передвижные цирки отличаются высокой технич. оснащённостью, ориентируются на эффектную внешнюю зрелищность, участие цирковых "звёзд" и гастроли известных артистов. Крупнейшие артисты, работавшие в разные годы: В. Амбург - первый укротитель хищников; T. Пул, Кониот - наездники; Д. Раис, Ф. Окли (Сливерс), Э. Келли, Ф. Адлер - клоуны; А. Кодона, Л. Лейтцель, Артур и Антуанетт Конселло, К. Коллеано, Валенда, Нельсон - воздушные гимнасты; Брун-Огилл - жонглёр; Унус - эквилибрист.

Илл. см. на вклейке, табл. XIX (стр. 128-129).

Лит.: Кузнецов E. M.. Цирк, [2 изд.], M., 1971; Д м и т р и ев Ю-, В цирке братьев Ринглинг-Барнум-Белей, "Советская эстрада и цирк", 1967, № 12; Murray M, Circus! From Rome to Ringling, N. Y., [1956]; Freeman H., Gr at days of the circus, N. Y., 1962. А.Я.Шнеер.


XVIII. Кино

Производство фильмов началось в 1896 в Нью-Йорке, с 1909 в Голливуде. Уже в 1910-20-е гг. амер. кино обрело черты самостоят, иск-ва с собств. системой выразит, средств. Реж. Д. У. Гриффит плодотворно работал в жанрах ист. и психологич. драмы и эпопеи, T. X. Инс заложил основы жанра "вестерн", M. Сеннетт создал комич. фильм "немого" периода. В 20-е гг. возникла голливудская система произ-ва фильмов с концентрацией киностудий в руках неск. кинокомпаний ("РКО", "Парамаунт", "Коламбия", "Метро-Голдвин-Майер", "20 век-Фоке" и др.).

Связь кинопром-сти с финанс. капиталом США, крупные капиталовложения и экспансия на мировом рынке сделали кино одной из важнейших отраслей амер. пром-сти, средством идсологич. пропаганды, утверждавшей амер. образ жизни. Широкое развитие получила система "кинозвёзд", выпускались многочисл. кинокартины в жанрах "вестерна", салонной комедии, ист. "костюмных" боевиков и псевдоромантич. драмы, т. н. гангстерского фильма. Большой популярностью пользовались актёры P. Валентино, M. Пикфорд, Д. Фэрбенкс, Л. Гиш, позднее - Г. Гарбо, H. Ширер, К. Гейбл, Г. Купер, X. Богарт и др. Лишь отд. режиссёрам удавалось создавать фильмы, отражающие жизнь бурж. общества с позиций критич. реализма. Такими были фильмы Э. Штрогейма-"Алчность" (1923), Ч. Чаплина - "Золотая лихорадка" (1925), "Новые времена" (1936), "Великий диктатор" (1941), К. Видора - "Толпа" (1928), Дж. Форда-"Дилижанс" (1939, по роману Э. Хейкокса, в сов. прокате-"Путешествие будет опасным"), "Гроздья гнева" (1940, по роману Дж. Стейнбека), Ф. Капры - "Мистер Дидс переезжает в город" (1936), У. Уайлера -"Лисички" (1941, по пьесе Л. Хелман), "Лучшие годы нашей жизни" (1946, по роману M. X. Кантора), О. Уэллса- "Гражданин Кейн" (1941). Реж. У. Дисней разрабатывал основы рисованного фильма, персонажи его мультипликац. кинолент приобрели мировую известность, особенно "Забавные симфонии", фильмы "Белоснежка и семь гномов" (1938), "Бэмби" (1942). Во время 2-й мировой войны 1939-45 прогрессивные амер. кинодеятели стремились внести вклад в борьбу антигитлеровской коалиции; наибольшие достижения были связаны с документальным кино - с фильмами Ф. Капры (серия "Почему мы воюем"), Дж. Хьюстона ("Рапорт с Алеутских островов", 1943), Дж. Форда ("Битва за Мидуэй", 1942), У. Уайлера ("Мемфис Белл", 1944).

По окончании войны преследование прогрессивных творческих киноработников привело к снижению художеств, уровня фильмов, что в сочетании с конкуренцией появившегося в нач. 50-х гг. телевидения обусловило резкое снижение посещаемости кинотеатров и экономич. кризис в кинопром-сти. Попытки возродить интерес зрителей к амер. кино, введение технич. усовершенствований (гл. обр. новых форматов экрана) не оказались эффективными, т. к. не затрагивали идейно-худо-жеств. содержания фильмов. В сер. 50-х гг. голливудская система потерпела крах. Ряд крупных кинокомпаний перешёл под контроль телевидения, другие резко сократили количество фильмов, производимых для киноэкрана, выпуская лишь в отд. случаях дорогостоящие супербоевики. Появились режиссёры, актёры и продюсеры, начавшие выпуск фильмов на деньги, получаемые в виде ссуды в банках или кинопрокатных компаниях. Эти т. н. независимые режиссёры определили новый облик амер. киноиск-ва 60-х- нач. 70-х гг. Ими созданы кинокартины, в к-рых критически изображается бурж. общество: "На последнем берегу" (1959), "Пожнёшь бурю" (1960), "Процесс в Нюрнберге" (1962) С. Креймера; "Погоня" (1966), "Бонни и Клайд" (1967) А. Пенна; "Доктор Стрейнджлав..." (1963), "2001 год Космическая Одиссея" (1969, по повести А. Кларка), "Заводной апельсин" (1972, по роману А. Бёрджесса) С. Кубрика; "Двенадцать рассерженных мужчин" (1957, по пьесе P. Роуза), "Серпико"(1975) С. Люмета, и др. Принципы реалистич. киноиск-ва развиваются также в фильмах режиссёров, обратившихся к деятельности в кино в 60-х- нач. 70-х гг.: "Выпускник" (1967) M. Николса, "Лошадей ведь тоже убивают" (1969), "Такими мы были" (1973) С. Поллака; "Дневник разгневанной домохозяйки" Ф. Перри (1970); "Последний киносеанс" (1971), "Бумажная луна" (1972) П. Богдановича; "Пять лёгких музыкальных пьес" P. Рафелсона (1971); "Крестный отец" (1972), "Крестный отец - часть вторая" (1974), "Подслушивание" (1974) Ф. Копполы; "Последнее поручение" X. Эшби (1973) и др. Выпускаются также кинокомедии, муз.-танц. фильмы - мьюзиклы, детективные кинокартины. Большое место в "массовой культуре" США занимают низкопробные фильмы "ужасов" и киноленты, объектом изображения к-рых являются секс и насилие.

Важный вклад в развитие документального кино в 20-40-е гг. внесли реж. P. Флаэрти, П. Лоренц, П. Стренд. Среди ведущих режиссёров совр. периода - P. Ликок ("Предвыборное собрание", 1960), Дж. Пеннебейкер ("Джейн", 1962). Научно-популярное кино наиболее успешно представлено фильмами У. Диснея ("Живая пустыня", 1953, "Исчезающая прерия", 1954), У.Грина ("Хроника Хеллстрома", 1972). В числе лучших представителей амер. школы актёрского иск-ва: С. Треси, Ф. Марч, Б. Дейвис, Г. Фонда, Б. Ланкастер, M. Брандо, П. Ньюмен, P. Стейгер, А. Куин, Г. Пек, Джейн Фонда, Д. Хофман, P. Редфорд, Дж. К. Скотт, Д. Николсон.

Кадры киноработников готовят Амер. киноин-т (Беверли-Хилс), Калифорнийский ун-т (Беркли). H.-и. работу в области теории и истории киноиск-ва ведут киноархивы Амер. киноин-та (Вашингтон) и Музея совр. иск-ва (Нью-Йорк). В Сан-Франциско ежегодно проводится междунар. кинофестиваль. Функционирует Амер. академия киноиск-ва и наук (осн. в 1927, Голливуд) - обществ, орг-ция, ежегодно присуждающая премии (т. н. Оскар) лучшим амер. и иностр. фильмам. Издаются журналы: "Film quarterly" (Berkeleg, с 1945), "Films in review" (N. Y., с 1950), "Film culture" (N. Y., с 1955) и др. В 1974 выпущено 190 художеств, фильмов, работало 14 000кинотеатров.

Илл. см. на вклейке, табл. XX (стр. 128-129).

Лит.: M е р с и и о н А., Кино и монополии в США, пер. с франц., M., 1956; Теплиц E., Кино и телевидение в США, пер. с польск., M., 1966; Колодяжная В., T р у т к о И., История зарубежного кино, т. 2, [2 изд., M.. 197O]; Goodman E., The fifty-year decline and fall of HoIIywood, N. Y., 1961; J а с о в s L., Therise of the American film, N. Y., 1968; В г о w n 1 о w KL., The parade's gone by..., L., 1970. H. П. Абрамов.


СОЕДИНЁННЫЙ БАНК в Москве, см. Банки в дореволюционной России

СОЕДИНЁННЫХ ШТАТОВ АМЕРИКИ И KAHАДЫ ИНСТИТУТ, ин-т Соединённых Штатов Америки и Канады АН CC CP, н.-и. учреждение, изучающее экономику, социальные отношения, внутр. и внеш. политику США и Канады. Находится в Москве. Создан в 1968. До 1974 носил назв. Ин-т США. Исследования в области экономики сосредоточены на вопросах гос