загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна,окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ПРОМЫШЛЕННОМ, ЖИЛОМ И НЕ ТОЛЬКО...:
ПОНЯТИЯ:

МОНТАЖ (франц. montage - подъём установка, сборка, от monter - поднимать), сборка и установка сооружений конструкций, технологического оборудования агрегатов, машин (см. Сборка машин, аппаратов, приборов и др. устройств и готовых частей и элементов.
МОНТАЖ в строительстве - основной производственный процесс, выполняемый при возведении зданий и сооружений или и реконструкции, в результате которого устанавливают в проектное положение строительные конструкции, инженерное технологическое оборудование и др. МОНТАЖ технологического оборудования включает также присоединение его к источникам энергоснабжения системам очистки и удаления отходов оснащение приборами, средствами автоматизации и контроля
.


СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ в СССР, организационно обособленные производственно-хозяйственные единицы, основным видом деятельности которых является строительство новых, реконструкция, капитальный ремонт и расширение действующих объектов (предприятий, их отдельных очередей, пусковых комплексов, зданий, сооружений), а также монтаж оборудовани я. К государственным СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ относятся строительные и монтажные тресты (тресты-площадки, тресты гор. типа, территориальные, союзные специализированные тресты); домостроительные, заводостроительные и сельские строительные комбинаты; строительные, (монтажные) управления и приравненные к ним организации (напр., передвижные механизированные колонны, строительно-монтажные поезда и др.).
ПРОЕКТИРОВАНИЕ (от лат. projectus, буквально - брошенный вперёд), процесс создания проекта - прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния. Различают этапы и стадии ПРОЕКТИРОВАНИЯ, характеризующиеся определённой спецификой. Предметная область ПРОЕКТИРОВАНИЯ постоянно расширяется. Наряду с традиционными видами ПРОЕКТИРОВАНИЯ (архитектурно-строительным, машиностроительным, технологическим и др.) начали складываться самостоятельные направления ПРОЕКТИРОВАНИЯ человеко-машинных систем (решающих, познающих, эвристических, прогнозирующих, планирующих, управляющих и т. п.) (см. Система "человек и машина"), трудовых процессов, организаций, экологическое, социальное, инженерно-психологич., генетическое ПРОЕКТИРОВАНИЕ и др. Наряду с дифференциацией ПРОЕКТИРОВАНИЯ идёт процесс его интеграции на основе выявления общих закономерностей и методов проектной деятельности.
ПРОМСТРОЙПРОЕКТ, проектный институт в ведении Госстроя СССР. Находится в Москве. Организован в 1933. В составе института архитектурно-строительные и конструкторские отделы; ПРОМСТРОЙПРОЕКТ возглавляет объединение "Союзхимстройниипроект" с проектными институтами в Киеве, Ростове-на-Дону, Тольятти, Алма-Ате. Разрабатывает проекты (архитектурно-строительные и сан.-технич. части) производственных зданий и сооружений крупнейших промышленных предприятий автомобильной, машиностроит., металлургич., химич. и др. отраслей пром-сти; схемы генеральных планов пром. узлов и упорядочения существующих пром. районов; мероприятия по повышению уровня индустриализации строительтсва за счёт унификации и типизации зданий, сооружений и конструкций и внедрения эффективных строит. материалов; нормативные документы и методич. указания по проектированию пром. зданий и сооружений. Периодически публикует реферативную информацию "Строительное проектирование промышленных предприятий". Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1958)

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

(гл. обр. американо-индейцев). В развитии блумфилдианского направления значит, роль сыграли работы Б. Блока, Дж. Трейджера, Дж. Смита, Г. Глисона, Ч. Фриза, M. Джуза. В наибольшей мере формальный подход к описанию языка проявился в работах 3. Харриса, построившего теорию трансформац. анализа, широко используемого в амер. языкознании. 30-40-е гг. характеризуются борьбой направлений, к-рая постепенно приводит к признанию недостаточности формального описания и к необходимости анализа значения с использованием строгих методов исследования. Крайнее направление дескриптивистики, игнорирующее языковое значение, практически перестаёт существовать к 50-м гг. Примером сочетания идей Сепира и Блумфилда могут служить работы Ю. Найды по принципам морфологич. описания языков и К. Л. Пайка, к-рый разрабатывает теорию языковых единиц с учётом их значения. В нач. 40-х гг. 20 в. сложился Нью-Йоркский лингвистич. кружок во главе с P. Якобсоном, разработавшим теорию различит, фонологич. признаков (совм. с M. Халле и Г. Фантом) на основе идей Пражского лингвистического кружка. Эта теория послужила импульсом к развитию фонологич. типологии и легла в основу общей теории языковых признаков, формулируемых для др. языковых уровней (грамматики, лексики). С 50-х гг. активно исследуются проблемы теории фонологии, лингвистич. моделирования, общей грамматики, типологии, единиц и уровней языка и их соотношения, методов синхронного и диахронич. анализа и др. [Ч. Хоккет, M. Свадеш (Сводеш), создатель метода глоттохронологии, M. Хаас, Я. Малкиел, У. Чейф, Дж. Марчанд, У. Тводделл, M. Джуз, У. Остин, Юань Жэнь-чао, А. Хилл, P. Уэллс, П. Гарвин, Ч. Веге-лин, С. Сапорта и др.]. Дж. Гринберг ввёл в типологию Сепира квантитативный (количественный) критерий, позволяющий давать численное выражение осн. параметров языковой структуры; Гринберг был одним из инициаторов разработки типологии универсальных языковых категорий. Знаковая теория языка, основы к-ррй были заложены во 2-й пол. 19 в. Ч. Пирсом и разработаны в 20 в. Ч. Моррисом, находит отражение в работах Якобсона, У. Вайнрайха, T. Сибеока и др.

По аналогии с теорией фонологич. различит, признаков развивается метод компонентного анализа семантики, сформулированный Вайнрайхом и разработанный на материале терминов родства Ф. Лаунсбери и У. Гуденафом (идея такого подхода ранее была высказана амер. антропологом и лингвистом А. Кребером), а в более широком плане Э. Бендиксом.

В 50-50-е гг. сложилось новое направление - теория порождающей (генеративной) грамматики (ТПГ), разработанная H. Хомеким. Это направление, антидескриптивное по своей сущности, ставит целью не простое описание, а объяснение наблюдаемых речевых фактов. ТПГ мыслится как теория моделирования реальной языковой активности говорящих, покоящейся на взаимодействии языковой компетенции (competence) и языкового претворения (performance). B рамках ТПГ формулируется противопоставление глубинных и поверхностных структур, при описании к-рых используется техника трансформационного анализа. Различные аспекты ТПГ разрабатывают Халле (создавший совместно с Хомским генеративную фонологию), P. Лиз (автор теории номинализации), Дж. Миллер, П. Постал, P. Ланге-кер, Дж. Росс, А. Джоши, С. Лэм (автор т. н. стратификационной теории) и MH. другие. ТПГ дала толчок к развитию генеративной семантики, к-рая исходит из анализа глубинных смысловых структур языка. Генеративная семантика смыкается с логич. синтаксисом в работах Э. Бака, Дж. Лакова, Дж. Росса, Б. Холл и др.; Дж. Кац и Дж. Фодор внесли в порождающую теорию принцип семантич. интерпретации синтаксич. позиции (т. н. интерпретативная семантика), а Дж. Мак-Коли и Ч. Филмор - логич. теорию пресуппозиции. Отд. направление рассматривает проблемы синтаксиса предложения как смысловой единицы в его коммуникативном и номинативном аспектах и проблему значения слов с точки зрения их синтаксич. функций (напр., работы 3. Вендлера, П. Кипарского, Д. Болинджера и др.). Для совр. амер. исследований в области теории языка характерно обращение к семантич. логике как филос. базе лингвистики.

Амер. индоевропеистика представлена Э. Стертевантом (автором т. н. индохеттской гипотезы), К. Уоткинсом (в работах, напр., о кельтском глаголе им последовательно проводится принцип системности в ист. исследовании), У. Каугиллом, Э. Хэмпом, Г. Хенигсвальдом (создателем общей теории диахронич. фонологии), А. Кернсом, Б. Шварцем, Я. Пухвелом и др. Развиваются исследования по истории и типологии др. языковых семей: Дж. Гринберг создал новую генеалогич. классификацию афр. языков и языков Океании; семитология представлена работами В. Леслау, тюркология - К. Менгеса, финноугроведение - T. Сибеока, А. Рауна, славистика - X. Андерсена, X. Кучеры, Э. Станкевича, Дж. Аронсона.

Значит, развитие получили теория машинного перевода, вычислит., математич. и прикладная лингвистика. У. Уивер положил начало (1945) теории автоматич. перевода. В 1954 был проведён т. н. Джорджтаунский эксперимент, показавший принципиальную возможность перевода с помощью машины. Теоретиками автоматич. перевода являются А. Бут, И. Бар-Хиллел, А. Эттингер, П. Гарвин, П. Тома, Д. Йейтс; в той же области работают Дж. Мэтьюс, В. Ингве (автор теории глубины предложения - т. н. гипотезы Ингве), Дж. Граймс и MH. др. Развитие психолингвистики связано с именами Дж. Миллера, Ч. Осгуда, Б. Скиннера, Э. Леннеберга, С. ЭрвинТрипп, У. Ламберта, Д. Слобина, Дж. Дженкинса, С. Сапорты и др. Принципы психолингвистич. исследований во многом близки к идеям Хомского. Много внимания уделяется проблемам билингвизма, интерференции и обучения языку (работы У. Вайнрайха, Э. Хаугена, Ч. Осгуда, Дж. Гамоерца, У. Маултона, Л. Якобовица, P. Стокуэлла, P. Лейдо, P. Политцера и MH. др.). Исследуется речевое поведение как процесс порождения и восприятия, разрабатывается теория моторного порождения речи (работы Миллера, к-рый исходит из теории Хомского и применяет идеи К. Шеннона в области теории информации и коммуникации); в работах Б. Андервуда, P. Шульца, Л. Постмана и др. анализируются проблемы вербальной памяти. Исследования патологии речи и детской речи (Якобсон, Дж. Джэксон, К. Голдстай, X. Хед, Дженкинс, Д. Фрай, Д. Олмстед и др.) позволили установить ряд общих закономерностей в строении и функционировании языка. В кон. 50-70-х гг. значит, развитие получила социолингвистика; разрабатываются вопросы влияния социальных факторов на развитие и функционирование языка, социальные аспекты многоязычия, теория городских языков, а также конкретные вопросы языковой политики и языкового планирования, в т. ч. в развивающихся странах Африки и Азии (работы Дж. Фишмана, У. Стюарта, У. Лабова, Б. Бернстайна, А. Гримшоу, Д. Хаймса, Гамперца, Ч. Фергюсона, Хаугена, Эрвин-Трипп и др.).

Исследования в области языкознания ведут ун-ты: Гарвардский, Колумбийский, Огайо, Джорджтаунский, Калифорнийский, Мичиганский, Чикагский, Йельский, Станфордский, Гавайский и др., а также Лингвистич. об-во Америки (осн. в 1924); Нью-Йоркский лингвистич. кружок (1944-70, с 1970 - Междунар. лингвистич. ассоциация), Амер. диалектология, об-во (1889); Ассоциация совр. языков (1883); Ассоциация речевой коммуникации (1914) и др.

Лингвистич. науч. периодика: "General Linguistics" (1955-60 - Lexington, с 1960 - Pennsilvania Univ.); "International Journal of American Linguistics" (c 1917); "Language" (c 1925, прилож.: L. Bulletins, L. Dissertations, L. Monographs); "Word" (c 1945); "Mechanical Translation" (c 1954); "Linguistic Reporter" (c 1959); "Mathematical Linguistics and Automatic Translation" (c 1959); "Language Sciences" (c 1968); "Linguistic Inquiry" (c 1970); "Papers in Philosophical Linguistics" (c 1970); "Language in Society" (c 1972).

В. Л. Виноградов, M. А. Журинская.

Лит.: Ст рой к Д. Дж., Становление науки в США, пер. с англ., M., 1966; P э н д К., Кембридж - научно-технический центр США, пер. с англ., M., 1968; Николаев А. Б., Общественное воспроизводство и развитие научных исследований в США, M., 1969; Масленников В. И., США: государство и наука, M., 1971; Политика США в области науки, пер. с англ., под ред. Д. M. Гвишиани, M., 1971; Современная научно-техническая революция в развитых капиталистических странах: экономические проблемы, M., 1971; Лебедева E. А., США: государственное воздействие на научно-технический прогресс, M., 1972; Эволюция форм организации науки в развитых капиталистических странах, под ред. Д. M. Гвишиани, С. P. Микулинского, M., 1972: США: наука и образование, под ред. E. С. Шершнева и В. И. Громека, M., 1974; Борисов В. В., Пентагон и наука, M., 1975; Oliver J. W., History of American technology, N.Y., 1956; D u р r e e A. H., Science in the federal^ government. A history of policies and activities to 1940, Camh.. 1957; Stearns R. P.., Science in the British colonies of America, Urbana, 1970; Daniels G. H., Science in American society A social history, N. Y., 1971; П a pрингтон В. Л., Основные течения американской мысли, пер. с англ., т. 1 - 3, M., 1962 - 63; Кон И. С., Позитивизм в социологии, Л., 1964; Андреева Г. M., Современная буржуазная эмпирическая социология, M., 1965;
Новиков H. В., Американская буржуазная социология в XX в., M., 1966; Беккер Г.,Бесков А. (сост.). Современная социологическая теория..., пер. с англ., M., 1961; Социология сегодня. Проблемы и перспективы. Американская буржуазная социология середины XX в., пер. с англ., M., 1965; Американская социология, пер. с англ., M., 1972; Американские просветители. Избр. произведения, [пер. с англ.], т. 1-2, M., 1968-69; ГольдбергН. M., Свободомыслие и атеизм в США. (XVIII-XIX вв.), M.-Л., 1965; К о э н M. Р., Американская мысль, пер. с англ., M., 1958; Мельвиль Ю. К., Американский прагматизм, M., 1957; Б о дн а р Я-, О современной философии США, [пер. со словац.], M., 1959; Ермоленко Д. В., Современная буржуазная философия США, M., 1965; Карийский A. M., Философия американского натурализма, M., 1972 (лит.); БОГОМОЛОВА. С., Буржуазная философия США XX века, M., 1974; Schneider H. W., A history of american philosophy, 2 ed., N. Y., 1946; W е г k m e ister W. H., A history of philosophical ideas in America, N. Y., [1949]; Philosophic thought in France and the United States, ed. by M. Farber, N. Y., 1950; O d u m H. W., American sociology, N. Y., 1951; W i nn R., Ащеrican philosophy, N. Y., [1955]; Philosophy, Englewood Cliffs, [1964]; Contemporary american philosophy, ed. by J. E. Smith, L.-N. Y., 1970; The Establishment of empirical sociology, N. Y., 1972.

Историография нового времени стран Европы и Америки, M-, 1967; Историография новой и новейшей истории стран Европы и Америки, M., 1968; M а р у шк и н Б. И., История и политика. Американская буржуазная историография советского общества, M., 1969; Основные проблемы истории США в американской историографии, [т. 1-2], M., 1971 - 74; Американская историография внешней политики США. 1945- 1970, M., 1972; Американская историография внутриполитических проблем США в послевоенный период, M., 1974; Б л ю м и н И. Г., Критика буржуазной политической экономии, M., 1962; Селигмен Б., Основные течения современной экономической мысли, пер. с англ., M., 1968; Панова M. И., "Народный капитализм" сегодня, M., 1970; А л ь т е р Л. Б., Избр. произведения. Буржуазная политическая экономия США, M., 1971; Буржуазные экономические теории и экономическая политика империалистических стран, отв. ред. А. Г. Милейковский, M., 1971; Осадчая И. M., Современное кейнсианство, M., 1971; Американская география, пер. с англ., 1957; Новое в лингвистике, вып. 1-7, M., 1960-75; Американский структурализм, в кн.: Основные направления структурализма, M., 1964; Мельч у кИ. А., Равич P. Д., Автоматический перевод 1949 - 1963. Критико-библиографический справочник, M., 1967; их же, Автоматический перевод 1964-1971. Библиографический указатель, M., 1975; Hall R. А., American linguistics, 1925-50, "Archiyum Linguisticum", 1951, V. 3, fasc. 2; Readings in linguistics, Wash., 1957: Trends in European and American linguistics, 1930-1960, Antw., 1963; Current trends in linguistics, The Hague -Mouton, 1963.
XII. Печать, радиовещание, телевидение

Печать, радиовещание и телевидение в США в целом сосредоточены в руках газетных концернов, информац. агентств, пресс-синдикатов, радио- и телевещат. корпораций, тесно связанных с финанс. капиталом, и являются проводниками идеологии, политики и морали господствующего класса. В нач. 1970-х гг. менее 200 монополистич. объединений контролировали половину тиража ежедневных газет США. Так, концерну Скриппса - Говарда принадлежит ок. 20 газет, он владеет контрольным пакетом акций агентства Юнайтед пресс интернэшонал (ЮПИ); концерн Херста владеет св. 20 газетами и журналами, акциями ЮПИ, контролирует пресс-Синдикат, клиентами к-рого являются св. 2 500 газет. Многие газетные концерны и пресс-синдикаты - собственники радио- и телевизионных станций, предприятий лесной и бум. пром-сти и др.

В 1975 издавалось св. 20 тыс. газет, журналов и др. периодич. изданий, в т. ч. ок. 1,7 тыс. газет. Общий тираж газет составлял более 60 млн. экз. Наиболее распространённые газеты: "Нью-Йорк тайме" ("The New York Times"), с 1851, тираж ок. 850 тыс. экз., воскресного выпуска ок. 1,5 млн. экз. (здесь и ниже данные 1975); "Вашингтон пост"("Washington Post"), с 1877, св. 500 тыс. экз.; "Уоллстрит джорнал" ("The Wall Street Journal"), с 1889, 1,4 млн. экз.; "Чикаго трибюн" ("Chicago Tribune"), с 1847, св. 650 тыс. экз.; "Лос-Анджелес тайме" ("Los Angeles Times"), с 1881, 1 млн. экз.; "Крисчен сайенс монитор" ("Christian Science Monitor"), с 1908, ок. 200 тыс. экз.; "Филадельфия инквайрер" ("Philadelphia Inquirer"), с 1771, 700 тыс. экз.; "Детройт ньюс" ("Detroit News"), с 1873, св. 650 тыс. экз. Общественно-поли-тич. журналы: "Тайм" ("Time"), с 1923, св. 4 млн. экз.; "Ньюсуик" ("Newsweek"), с 1933, 3 млн. экз.; "Юнайтед Стейтс ньюс энд уорлд рипорт" ("United States News and World Report"), с 1933, ок. 2 млн. экз.; "Форчун" ("Fortune"), с 1930, св. 600 тыс. экз.; "Бизнес уик" ("Business Week"), с 1929, св. 750 тыс. экз.; "Нейшен" ("Nation"), с 1865, ок. 30 тыс. экз.; "Форин афферс" ("Foreign Affairs"), с 1922, св. 70 тыс. экз.

В числе прогрессивных изданий США: "Дейли уорлд" ("Daily World"), с 1968, ок. 55 тыс. экз., ежедневная газета; "Политикал афферс" ("Political Affairs"), с 1922, 4,5 тыс. экз., ежемесячный теоретич. журнал компартии США; "Пиплс уорлд" ("People's World"), с 1938, еженедельная газета.

Ведущие информац. агентства: Ассошиэйтед пресс (Associated Press), с 1848; Юнайтед пресс интернэшонал (United Press International), осн. в 1958.

Первая коммерч. радиостанция осн. в 1920. В 1975 имелось св. 7 тыс. радиостанций и 900 телевиз. станций. Крупнейшие радио-ителевиз. компании:"Нэшонал бродкастинг компани", "Коламбия бродкастинг систем", "Американ бродкастинг компани", "Мючюэл бродкастинг систем".

Наряду с пропагандистскими материалами большой удельный вес в телепрограммах занимают развлекат. и рекламные передачи, детективные сериалы и пр. В. В. Шимановский.


XIII. Литература

Первые лит. произв. создавались в англ, колониях в Сев. Америке. В нач. 17 в. центрами лит. жизни были Новая Англия и Виргиния. Лит-pa Новой Англии носила религ.-морализаторский характер. Она проповедовала неукоснит. следование догматам пуританизма (см.Пуритане). Из писателей-пуритан наиболее известен К. Мезер (1663-1728), автор "Великих деяний Христа в Америке" (1702), где содержится подробное изложение истории пуританских поселений.

С сер. 17 в. заявляет о себе оппозиция пуританской теократии. Идеи веротерпимости отстаивал в своих богословских соч. P. Уильяме (ок. 1603-83), доктрину "естественного права" развивал публицист Дж. Уайз (1652-1725). Зарождается светская лит-pa; пуританский ригоризм высмеял в "Новоанглийском

Ханаане" (1637) T. Мортон (ок. 1590 - ок. 1647), поэтесса А. Брэдстрит (1612- 1672) издала сб. дидактич. поэм-диалогов "Десятая муза, недавно появившаяся в Америке" (1650), против рабовладения выступил в "Продаже Иосифа" (1700) С. Сьюолл (1652-1730). Большое развитие светская лит-pa получила в свободной от пуританства Виргинии. Быт плантаций, нравы Юга, куда в поисках богатств устремлялись "джентльмены-авантюристы", щедрую природу этого края описывали в путевых дневниках и мемуарах Дж. Смит (1580-1631), Дж. Олсоп (1638-?), У. Бэрд (1674-1744) и др. Характерная для амер. культуры обособленность Юга восходит к колон, периоду.

Черты нац. своеобразия формирующейся амер. лит-ры отчётливее выступили в творчестве революц. просветителей эпохи Войны за независимость 1775-83, сторонников рационализма и деизма. Б. Франклин (1706-90) в "Науке простака Ричарда" (1748), "Притчах" (1778- 1780) и "Автобиографии" (изд. на франц. яз. в 1791) пропагандировал идеалы "третьего сословия". Манифестом бурж. демократии явились "Права человека" (1791-92) философа и революционера T. Пейна (1737-1809); в его соч. "Здравый смысл" (1776) доказывались порочность монархич. принципа и необходимость создания независимой республики в колониях. Автор "Декларации независимости" (1776) T. Джефферсон (1743- 1826) защищал "священные права человеческой природы", к числу к-рых относил "жизнь, свободу и стремление к счастью". В "Заметках о Виргинии" (1787) он выступил против рабовладения, потребовал отделения церкви от гос-ва. Получила развитие массовая песня, а также сатира, публицистика, к-рым присущи тенденции революц. классицизма. Эти тенденции преобладают и в стихах т. н. университетских поэтов, откликнувшихся на события Войны за независимость 1775-83: Дж. Трамбалла (1750-1831), Дж. Барло (1754-1812) и др. Крупнейшим представителем амер. классицизма был поэт Ф. Френо (1752-1832), испытавший влияние идей Великой франц. революции. В нек-рых его произв. ощутимы веяния предромантизма, в большей мере затронувшие творчество прозаика Ч. Брокдена Брауна (1771-1810), писавшего в духе "готического романа". Видным прозаиком-просветителем явился X. Брекенридж (1748-1816), к-рый был и одним из создателей амер. драматургии ("Сражение при Банкер-Хилле", 1776). В кон. 18 в. впервые выступают писатели-негры (памфлет "Негритянское рабство", 1789, подписанный "Отелло, свободный негр").

Сложный процесс формирования нац. амер. лит-ры завершился в эпоху романтизма, охватывающую 1-ю пол. 19 в. Выступая против бурж. отношений, установившихся в США после Войны за независимость, романтики трагически воспринимали разлад между идеалами амер. революции и практикой собственнич. мира. Они стремились понять смысл противоречий амер. истории, наложивших отпечаток на нац. характер американцев, отстаивали идеи духовной и культурной самостоятельности США. Свободные от кальвинистских догм, романтики наполнили лит. традиции пуритан живым и острозлободневным обществ, и психологич. содержанием. Наследуя социально-обличит. пафос просветителей, они противопоставили их рационализму чувство не-предугадуемой и драматич. динамики жизни, в к-рой видели подспудную борьбу доброго и злого начал, получавшую в их произв. нравственное, религиозное, порой мистич. истолкование. В нек-рых отношениях (обострённое переживание драмы человека, сталкивающегося с трагич. действительностью бурж. общества, внимание к полуосознанным побуждениям личности и к глубинным духовным коллизиям) амер. романтизм предвосхитил идейно-нравств. искания лит-ры 20 в.

История амер. романтизма распадается на два этапа. Ранний этап (1810- 1830-е гг.) отмечен преобладанием сатирич. жанро^в и историч. романа. В "Истории Нью-Йорка" (1809) У. Ирвинга (1783-1859) шутливый рассказ о людях и событиях колон, периода перемежается острыми зарисовками совр. нравов. Новеллы Ирвинга (сб. "Книга очерков", 1820, и др.) примечательны прозаиза-цией традиционных для романтической лит-ры Европы мотивов, ощущением специфики психологнч. склада американца с его практицизмом и энергией, чувством стремит, темпа происходящих в амер. жизни перемен ("Рип Ван Винкль"). Просветит, идеал "естественного человека" воспел в романах о Кожаном Чулке Дж. Ф. Купер (1789-1851): герой бежит от "цивилизации" в романтич. мир "фронтира" - отодвигающейся на Запад границы между землями переселенцев из Европы и владениями индейских племён. Историч. роман Купера характеризуется реалистич. тенденциями. В пейзажной лирике У. К. Брайанта (1794-1878)выражен и протест против оурж. утилитаризма. К событиям амер. прошлого обращаются южане У. Г. Симе (1806-70), Дж. П. Кеннеди (1795-1870), к-рые в своих историч. романах выдвигают консервативную концепцию "особого пути" Юга, якобы минующего стадию бурж. развития.

В 1836 сложилась группа "Молодая Америка", боровшаяся за нац. своеобразие амер. лит-ры. Декларацией духовной самостоятельности США явилось эссе "Американский учёный" (1837) P. У. Эмерсона (1803-82), лидера трансценденталистов. Испытав воздействие фурьеризма, трансценденталисты в 1840 образовали колонию Брукфарм, где пытались практически воплотить принципы разумной кооперации труда, опрощения и духовного возрождения. Колония распалась в 1847, когда выявилась индивидуалистич. природа трансцендентализма, теоретически обоснованная в основных соч. Эмерсона ("Доверие к себе", 1841, "Представители человечества", 1850). Высшим художеств, достижением близких к трансцендентализму писателей стал лирико-публицистич. дневник Г. Д. Торо (1817-62) "Уолден, или Жизнь в лесу" (1854), проникнутый мыслью о нравств. долге личности и содержащий резкую критику бурж. отношений. Торо создал поэтичные картины амер. природы.

Творчество писателей, выступивших на 2-м этапе развития амер. романтизма (1840-50-е гг.),- Г. Мелвилла (1819- 1891), H. Хоторна (1804-64) - отмечено углублёнными филос. и социальными исканиями. Растущее разочарование в духовных ценностях и практич. морали бурж. Америки выразилось в поэтизации патриархальной жизни: руссоистские идеи утверждались в повестях "Тайпи" (1846) и "Ому" (1847) Мелвилла. Г. У. Лонгфелло (1807-82) противопоставлял дисгармоничной цивилизации гармонию природы (сб. "Перелётные птицы", 1858), ушедший красочный мир индейцев ("Песнь о Гайавате", 1855). Драма одиночества творчески одарённой личности, её отчаяние в бездуховном мире бизнеса глубоко раскрыта в стихах и новеллистике Э. А. По (1809-49). Точность социальных зарисовок у По соединилась с гротескным ("фантастическим") изображением духовного гнёта над личностью, приобретающим характер символа и аллегории. Аналитич. исследование форм и проявлений обществ, зла, насилия над свободой духовной жизни, индивидуалистич. морали как характерной особенности американца составляет пафос новелл и романов ("Алая буква", 1850, "Дом о семи шпилях", 1851) Xoторна и творчества зрелого Мелвилла. В романе Мелвилла "Моби Дик, или Белый Кит" (1851) создана сложнейшая система филос. символики, раскрывающая романтич. тему бунта личности против общества как тему вековечной и обречённой на поражение борьбы человека против своего трагич. земного удела. Широкий размах движения за отмену рабовладения (аболиционизм) в 50-е гг. способствовал росту гражд. тенденций в лит-ре амер. романтизма и подготавливал почву для реалистич. направления. Событием обществ, жизни стал роман Г. Бичер-Стоу (1811-96) "Хижина дяди Тома" (1852); созданная в книге картина объективно имела революц. смысл. Свой вклад в аболиционистскую лит-ру внесли Торо (памфлет "Гражданское неповиновение", 1849), Лонгфелло, прозаик P. Хилдрет (1807-65), поэты Дж. P. Лоуэлл (1819-91), Дж. Г. Уитьер (1807- 1892), Ф. Дуглас (1817-95) и др.

В годы Гражд. войны 1861-65 пережили расцвет антирабовладельч. сатира и массовая песня. Подъём демократич. настроений в стране накануне и в период Гражд. войны пробудил творч. силы народа, способствовал укреплению реалистич. тенденций в лит-ре США. В 1855 вышло первое изд. "Листьев травы" У. Уитмена (1819-92), чья поэзия сыграла огромную роль в становлении амер. реализма и радикальном обновлении всей системы поэтич. видения и изображения жизни. Уитмен обратился к изображению повседневности, контрастов города, пром. революции, мира рядовых людей. Он сочетал необычайную интенсивность лирич. переживаний и реалистич. достоверность созданного им панорамного образа Америки. Социальное развитие страны после Гражд. войны вызвало у Уитмена глубокую тревогу. Поэтика свободного стиха и принципы поэтич. реализма, к-рые Уитмен разработал в "Листьях травы" и обосновал в кн. "Демократические дали" (1871), оказали воздействие на мировую поэзию 20 в.

Последняя треть 19 в.- время быстрого развития реалистич. тенденций в амер. прозе. Становлению реализма помогали писатели, правдиво воссоздававшие быт и психологич. склад людей разных штатов: Бичер-Стоу, С. О. Джуитт (1849- 1909), Ф. Брет Гарт (1836-1902) и др. "Областническая" лит-pa показывала противоречия жизни, но не поднималась до широких обобщений. Теоретич. программу реализма пытался разработать У. Д. Хоуэлс (1837-1920), к-рый призывал изображать амер. типы и жизненные положения, но считал, что в условиях США нет почвы для серьёзной социальной критики. "Нежный реализм" Хоуэлса в дальнейшем претерпел изменения, и нек-рые его романы ("В поисках нового счастья", 1890) отмечены значит, обществ, содержанием. Реализм прокладывал себе путь в борьбе с апологетич. лит-рой и с эстетскими концепциями бостонской группы "браминов", требовавших избегать в иск-ве "низменного" (т. н. традиция благопристойности). Эстетизм отличал и лит. позицию Г. Джеймса (1843-1916), к-рый эмигрировал в Великобританию, полагая, что вульгарный практицизм амер. жизни, отражённый им в романе "Американец" (1877), недостоин художника. Тонкий мастер психологич. прозы, он показывал антигуманность бурж. прогресса ("Княгиня Казамассима", 1886) и писал о конфликте творч. личности с равнодушным к иск-ву миром ("Урок мастера", 1892).

Вершиной амер. реализма 19 в. явилось творчество Марка Твена (псевд. С. Клеменса, 1835-1910), к-рый в итоге сложной эволюции пришёл к развенчанию коренных принципов бурж. обществ, устройства. Твен отобразил амер. действительность своего времени во всём многообразии, уловив характерные черты миропонимания, присущего разным слоям американцев. Его творч. диапазон был подлинно широк: от газетного юмора "Простаков за границей" (1869) до филос. многозначности "Таинственного незнакомца" (опубл. в 1916). От зрелого Твена ("Приключения Гекльберри Финна", 1885, и др.) берёт начало реалистич. проза 20 в., стремившаяся к художеств, исследованию амер. повседневности в её своеобразии и драматизме. Переходными явлениями от 19 к 20 вв. были в литературе творчество мастера юмористич. новеллы О. Генри (псевд. У. С. Портера, 1862-1910), прозаиков Э. Уортон (1862- 1937), писавшей о старом Нью-Йорке, У. Кэсер (1876-1947), изображавшей жизнь шт. Небраска, и др.

В 90-е гг. заявил о себе амер. натурализм. Избежав крайностей "социального дарвинизма", натурализм в США способствовал усилению обличит, начала в лит-ре. X. Гарленд (1860-1940) и Ф. Норрис (1870-1902) стремились открыто изображать социальные противоречия и классовые конфликты эпохи развитого капитализма. С. Крейн (1871- 1900) показывал трагизм жизни отверженных большого города; в "Алом знаке доблести" (1895) он создал правдивые и жестокие картины Гражд. войны, о к-рой без романтич. прикрас писал и А. Бирс (1842-1914?). Драматургия и поэзия в кон. 19 в. переживали застой; лишь лирика не пользовавшейся при жизни известностью Э. Дикинсон (1830-86) была значит, художеств, явлением. Заметны достижения негритянской лит-ры (творчество поэта П. Л. Данбара, 1872-1906, и др.).

Вступление США в эпоху империализма отозвалось в лит-ре усилением социальной критики. Группа "разгребателей грязи" (Дж. Л. Стеффенс, 1866-1936, и др.) выступила с документальными произв., в к-рых обличала коррупцию, изображала контрасты обществ, жизни. Марк Твен завершил творч. путь антиимпериалистич. памфлетами. Формируется амер. критич. реализм 20 в. Неизбежность политич. столкновения буржуазии и пролетариата предсказал в "Железной пяте" (1907) Дж. Лондон (1876-1916). Его роман "Мартин Идеи" раскрывал трагедию художника из народа, сломленного системой бурж. предпринимательства в иск-ве. Социальная аналитичность, разоблачит, направленность и ощущение глубокого кризиса амер. демократии присущи творчеству T. Драйзера (1871-1945), в "Американской трагедии" (1925) развенчавшего миф о "равных возможностях для всех". К идеям социализма близок молодой Э. Синклер (1878-1968). В его романе "Джунгли" (1906) показана бесчеловечность капиталистич. эксплуатации, а в "Джимми Хиггинсе" (1919) выдвинута проблема роста революц. сознания рабочих.

В 1910-е гг. вокруг журн. "Masses" ("Массес", изд. с 1911) группировались революц. писатели. Среди них выделялись близкий к марксистской эстетике критик P. Борн (1886-1918) и публицист Дж. Рид (1879-1920), создавший выдающееся произв. об Окт. революции 1917 - "10 дней, которые потрясли мир" (1919). Социалистич. идеалы воспевал поэт Джо Хилл (1879-1915). На передовую лит-ру США заметно влияло творчество M. Горького, о к-ром восторженно писали Борн и Лондон. В поэзии выдвинулись P. Фрост (1874-1963), К. Сэндберг (1878-1967), Э. Л. Мастере (1869- 1950) и др. мастера реалистич. школы. В их стихах обрели новую жизнь традиции Уитмена, а также поэтов-романтиков. Продолженные Э. А. Робинсоном (1869-1935) поэтич. традиции 19 в. переосмыслялись новым поколением, стремившимся создать широкую картину совр. амер. действительности, наполнив её большим социальным и филос. содержанием.

Начинается творч. путь крупнейшего драматурга США Ю. О'Нила (1888- 1953), от бунтарских экспериментов пришедшего к сложной этич. проблематике пьес зрелого периода ("Траур - участь Электры", 1931, "Долгое путешествие в ночь", 1940, опубл. в 1956), отмеченных глубоким психологизмом. Формируется модернистская школа. Поэты Э. Паунд (1885-1972), T. С. Элиот (1888-1965), прозаик Г. Стайн (1874-1946) провозглашали разрыв с Америкой, считая её страной, где торжествуют нормы бурж. утилитаризма и нет почвы для истинной культуры. Их художеств, искания, оказавшие определённое воздействие на всю лит-ру Запада 20 в., были, однако, по сути своей замкнуто-формалистическими. Лишь изредка они, как Элиот в "Бесплодной земле" (1922), обращались к конфликтам и тревогам времени. В обществ, жизни они занимали крайне правые позиции.

Идейно-эстетич. размежевание усиливается в лит-ре США под воздействием Окт. революции в России и демократических движений межвоенных лет. Писатели, выступившие после 1-й мировой войны 1914-18 ("потерянное поколение"), выразили неверие молодёжи в идеалы "разумного" бурж. миропорядка. Их книги полны боли за поколение, погубившее юность в окопах, проникнуты мыслью о крушении рационального и некогда устойчивого бытия. Жестокие уроки войны внушили многим из них Чувство обречённости человека, трагичности его удела, по-разному запечатленное в ранних произв. Э. Хемингуэя (1899-1961)- "И восходит Солнце" (1926), "Прощай, оружие!" (1929); в "Трёх солдатах" (1921) Дж. Дос Пассоса (1896-1970); книгах Ф. С. Фицджеральда (1896- 1940); романе "Огромная камера" (1922) Э. Э. Каммингса (1894-1962), впоследствии видного поэта-экспрессиониста.

20-е гг.- время расцвета критич. реализма 20 в. в амер. лит-ре: набирает силу талант выдающегося сатирика С. Льюиса (1885-1951), творч. взлёт переживает Драйзер, новаторскими поисками отмечено творчество молодых писателей. Обострённое восприятие красоты мира, соединившееся с сознанием безвременной духовной и эмоциональной опустошённости человека, предопределило своеобразие повествоват. средств в амер. романе этого периода. Крупнейшим достижением экспериментальной прозы 20-х гг. стал роман У. Фолкнера (1897-1962) "Шум и ярость" (1929), исполненный ощущения распадающихся связей между людьми. Глубокому анализу "диалектики души" здесь помогает новаторская художеств, концепция времени как активно проявляющегося в сознании унаследованного или приобретённого историч. опыта. Мотивы неодолимого одиночества соединяются в лит-ре 20-х гг. с поисками надёжного нравств. ориентира в бездуховной и аморальной амер. реальности. "Американская трагедия" Драйзера, "Великий Гэтсби" (1925) Фицджеральда изображают жизненное крушение героев в атмосфере продажности и всесильного индивидуализма, к-рый в итоге овладевает и их сознанием.

Усиливается интерес писателей к будничному существованию "среднего американца", к жизни амер. провинции. Ш. Андерсон (1876-1941) ввёл в лит-ру тип "гротеска" (сб. новелл "Уайнсбург, Огайо", 1919), его герой сломлен повседневностью, духовно подавлен, жалок и трагичен в устремлениях к содержат, жизни и к человечности. Сатирич. обличение и одновременно сострадание такому герою сложно переплетаются в романах Льюиса "Главная улица" (1920) и "Бэббит" (1922), в новеллистике P. Ларднера (1885-1933), где тот же персонаж то предстаёт воинствующим обывателем, то сам оказывается жертвой господствующего в обществе равнодушия. В поэзии эту же тему разрабатывал Мастере. Процесс отчуждения, обезличивания, контрасты большого индустр. города определили проблематику сб. Сэндберга "Дым и сталь" (1920), творчества У. К. Уильямса (1883-1963) и др. поэтов.

Романы T. Вулфа (1900-38) посвящены трагедии творчески одарённой личности, сталкивающейся с практицизмом, косностью, безликостью окружающего мира; синтезируя лирич. пафос и реалистич. достоверность бытописания, Вулф создаёт эпопею нового типа - "роман-поток", передающий широкий спектр явлений бытия и течение духовной жизни героя.

Мировой экономия, кризис 1929-33 повлёк за собой обострение социальных антагонизмов, что нашло широкое отражение в лит-ре США 30-х гг.- т. н. красного десятилетия. 30-е гг.- время качеств, сдвигов в амер. критич. реализме 20 в., углубления его социальной проблематики, утверждения пафоса активной борьбы за гуманистич. идеалы. Демократич. силы лит-ры выступили против олигархии и угрозы фашизма. Были организованы "Клубы Джона Рида·", "Лига американских писателей^. MH. писатели выступили в защиту Исп. республики. Хемингуэй посвятил Испании роман "По ком звонит колокол" (1940), свидетельствующий, как и роман "Иметь и не иметь" (1937), о переломе в творчестве писателя, выразившего в этих книгах непоколебимую веру в человека и его активный гуманизм. В романе "У нас это невозможно" (1935) Льюис обличал тайных и явных приверженцев фашизма в США. Жизни и борьбе рабочего класса посвящены коллективный сб. "Говорят горняки Харлана" (1932), роман Андерсона "По ту сторону желания", книги Дж. Фаррелла (р. 1904), Дж. Стейнбека (1902-68) и др.

В 30-е гг. возросло влияние на лит-ру социалистич. идей. Социалистич. идеалы отстаивали Драйзер в сб. публицистики "Трагическая Америка" (1931) и Сэндберг в поэме "Народ - да!" (1936), их приверженцами выступали Дос Пассос, создавший трилогию "США" (1930-36), драматург К. Одетс (1906-63), поэт А. Мак-Лиш (р. 1892). Стейнбек создал эпос об обездоленных "Гроздья гнева" (1939), где передан накал классовой борьбы. Острую социальную проблематику разрабатывает в романах "Табачная дорога" (1932) и "Акр Господа Бога" (1933) Э. Колдуэлл (р. 1903).

Окончательно оформилась как самобытное художеств, явление негритянская лит-pa США. Л. Хьюз (1908-67) определял задачи поэта в прямой связи с борьбой угнетённых. P. Райт (1908-60) в романе "Сын Америки" (1940) создал картину расового неравноправия, ведущего к обесчеловечиванию людей.

В романах Фолкнера "Свет в августе" (1932), "Авессалом, Авессалом!" (1936) и трилогии "Деревушка" (1940), "Город" (1957), "Особняк" (1959) дан художеств, анализ действительности амер. Юга, исследован процесс разрушения личности, неспособной освободиться от расистских предрассудков и психологии собственничества.

Обществ, подъём после 2-й мировой войны 1939-45 сменился полосой реакции. В условиях маккартизма нек-рые писатели (Дос Пассос, Синклер), прежде занимавшие передовые позиции, отступились от идеалов 30-х гг. Распространилось увлечение экзистенциализмом. Следы его заметны и в книгах участников войны, создавших в целом правдивые картины армейской и воен. действительности, уродующей человека. Дух милитаризма обличали H. Мейлер (р. 1923) в романе "Нагие и мёртвые" (1948), Дж. Джонс (р. 1921) в романе "Отныне и во веки веков" (1951). Сильные анти фаш. романы написали P. П. Уоррен (р. 1905)-"Вся королевская рать" (1946) и К. Э. Портер (р. 1894) -"Корабль дураков" (1962).

К сер. 50-х гг. наметилось оздоровление лит. атмосферы страны. Дж. Сэлинджер (р. 1919) в повести "Над пропастью во ржи" (1951) и новеллах (сб. "Девять рассказов", 1959), Дж. Апдайк (р. 1932) в романе "Беги, кролик" (1960) передали трагизм бездуховного существования и обречённость поисков моральной опоры в безличном и равнодушном мире. Писатели "разбитого поколения" ("битники")- поэты А. Гинзберг (р. 1926), Г. Корсо (р. 1930), Л. Ферлингетти (р. 1920), прозаик Дж. Керуак (1922-69) - одними из первых возвестили о бунте нового писательского поколения против маккартизма и выступили с резким обличением уродств "процветания", означавшего духовную уравниловку и обществ, пассивность. Но их обществ, и нравств. кредо, возродив нек-рые настроения "потерянного поколения" 20-х гг., было анархическим, и в итоге движение "битников" скоро сошло на нет.

Много глубже анализ духовных и этич. последствий маккартизма, содержащийся в драмах А. Миллера (р. 1915) "Смерть коммивояжёра" (1949), "Вид с моста" (1955), "Цена" (1967), где отстаивается идея гражд. ответственности каждого за себя и за судьбы общества. Безысходно трагичны многие пьесы T. Уильямса (р. 1914), изображающего бесчеловечный хаос капиталистич. действительности, где нет места истинной красоте. Растущие барьеры между людьми, деградация моральных ценностей - тема нек-рых пьес (напр., "Кто боится Вирджинии Вулф?", 1963, и др.) Э. Олби (р. 1928), испытавшего влияние "театра абсурда".

Новейшая амер. поэзия проникнута протестом против обезличивания человека, механизации его чувств, превращения его в "единицу статистики". Этич. проблематика привлекает P. Лоуэлла (р. 1917), P. Уилбера (р. 1921), Д. Левертов (р. 1923) и MH. других поэтов, стремящихся передать также ощущение непредсказуемой изменчивости жизни, не укладывающейся в "рациональные" рамки. Чувство многосложности мира и обострённое внимание ко всему алогичному, причудливому, к противоречиям бытия, не разрушающим его высшей гармонии, органично передавали У. Стивене (1879- 1955), T. Рётке (1908-63). Дж. Берриме-ну (1914-71), P. Джарреллу (1914-65) и др. поэтам воен. поколения присуще сознание глубокой психологич. травмированное™ совр. человека, неспособного найти контакт ни с другими людьми, ни с природой. В годы войны во Вьетнаме происходила политизация поэзии, как, впрочем, и всей лит-ры, активно участвовавшей в антивоен. движении. Социалистич. традиции продолжают У. Лоуэкфелс (р. 1897), T. Мак-Грат (р. 1916).

Движение за гражд. равноправие пробудило новые творч. силы негритянской лит-ры. Райт, прошедший через влияние модернизма, в романе "Долгий сон" (1958) поставил проблему глубокого и пагубного психологич. отчуждения, вызванного расовым конфликтом. Крах попыток юноши-негра преодолеть в себе воспитанный с детства комплекс расовой неполноценности описал в романе "Невидимка" (1952) P. Эллисон (р. 1914). Дж. Болдуин (р. 1924) пишет о мучительных усилиях негритянских интеллигентов вырваться из духовного гетто ("Чужая страна", 1962), рост гражд. самосознания народа отражён в публицистике Болдуина ("И имени его не будет на площади", 1972). Романам Дж. О. Килленса (р. 1916), поэзии Л. Джонса (р. 1934) подчас присущи левоэкстремистскив перегибы .

Амер. роман 60-70-х гг. чутко улавливает социальные противоречия в развитии страны. В книгах MH. писателей отчётливо сказывается разочарование в системе ценностей бурж. общества. Поиски духовных и нравственных ориентиров влекут за собой разрыв с требованиями этого общества. В произв. авангардистов такой разрыв обычно приводит либо к нигилизму, как у Дж. Барта (р. 1930), либо к оправданию аморальности, как у У. Беррруза (р. 1926). Реалистич. лит-pa подчёркивает ответственность героя за свой выбор, за нравств. итоги жизни ("Восьмой день", 1967, T. Уайлдера, р. 1897; творчество С. Беллоу, р. 1915, и др.).

Произв. Ф. О'Коннор (1926-65), Дж. Чивера (р. 1912), У. Стайрона (р. 1925), Дж. К. Оутс (р. 1938) и др. писателей в разных художеств, аспектах затрагивают тему духовной пустоты и засилья псевдокультуры, побуждающего героев к бунту, нередко чисто разрушит, характера. К. Воннегут (р. 1922) анализирует феномен прагматич. сознания, к-рое обожествляет науку, считая излишними социальные и этич. категории (-"Колыбель для кошки", 1963). Эту тему поднимает и науч. фантастика - P. Брэдбери (р. 1920), P. Шекли (р. 1928). Успешно развиваются документальные жанры. В них находят отражение политич. борьба ("Армии ночи", 1968, Мейлера), проблема преступности ("Хладнокровно", 1965, T. Капоте, р. 1924), трагич. события современности ("Хиросима", 1946, "Преступление в мотеле "Алжир", 1968, Дж. Херси, р. 1914; вьетнамские репортажи M. Маккарти, р. 1912).

На амер. писателей влияют филос. концепции, объявляющие человеческую жизнь абсурдной, а человека - рабом инстинктов и игрушкой в руках судьбы (экзистенциализм, фрейдизм и др.). Герой нередко разобщён с миром, придерживается позиции "постороннего" и тщетно пытается сбросить бремя одиночества. В лучших произв. модернистские влияния преодолеваются точностью социального анализа и гуманистич. убеждениями автора. Об этом свидетельствуют книги писателей, испытавших воздействие абсурдизма и фрейдизма,- Дж. Хеллера (р. 1923), Стайрона, Капоте и др.

Амер. лит-ра 20 в. широко откликнулась на явления кризиса бурж. общества новейшей формации: разрушение индивидуальности, обострение социальных антагонизмов, нарастание нигилистич. настроений, крушение либеральных иллюзий, жесткую духовную регламентацию, уродливое развитие науч.-технич. революции в капиталистич. условиях. Поиски надёжных идейных и нравств. ориентиров, стремление к актуальности и действенности иск-ва вызвали к жизни новаторские черты амер. прозы, поэзии, драматургии. Распространены приёмы внутр. монолога, кинематографич. монтажа событий, документально точной фиксации переживаний. В лит-ре 70-х гг. наблюдается отход от традиц. жанров, увлечение лит-рой факта, стремление к условности, гротескности, иносказанию.

В США существует охранительная, конформистская, антикоммунистическая лит-pa, внушающая читателю веру в "идеалы" бизнесмена и милитариста, запугивающая его мифами времён "холодной войны". С 50-х гг. "массовая беллетристика" (см. "Массовая культура") приобрела особый вес на книжном рынке. Как правило, она находится за пределами иск-ва, это в первую очередь обществ, явление, инструмент идеологич. подавления личности в совр. бурж обществе. Ей противостоит творчество крупнейших писателей, к-рые стремятся к бескомпромиссному социальному анализу и сознаю! высокую ответственность лит-ры.

Мировое признание амер. лит-pa получила в 20 х гг. 20 в., хотя творчество отд. писателей (По, Уитмен, Твен) было оценено за пределами США намного раньше. Для лит-ры США в её лучших проявлениях характерны усиливающееся сознание чуждости бурж. отношений коренным потребностям человека, демократизм позиции художника.

Литературоведение. Науч. изучение лит-ры в США ведётся с нач. 20 в. Ранний этап развития амер. литературоведения отмечен активностью культурно-исторической школы (10- 20-е гг.), виднейшие представители к-рой В. Л. Паррингтон (1871 - 1929) и В. В. Брукс (1886-1963) стремились рассматривать историю лит-ры в тесной связи с особенностями обществ, и культурной жизни страны. Эти критики уделили особое внимание демократич. и реалистич. традициям амер. лит-ры и теоретич. исследованию важнейших процессов её истории и творчества крупнейших писателей. Вместе с тем в их работах ощутимо воздействие позитивизма и упрощённо социологич. концепций, в значит, мере преодоленное в лучших трудах Ф. О. Маттисена (1902-50), M. Каули(р. 1898) и др. видных литературоведов 30-40-х гг., к-рые сочетали социально-историч. подход к иск-ву с более глубоким анализом его специфики, хотя и не создали столь обобщающих трудов, как "Основные течения американской мысли" (т. 1-3, 1927-30) Паррингтона.

Демократич. направление развивалось в полемике с многочисл. школами формального литературоведения, опирающимися на филос. и эстетич. идеи группы "новых гуманистов" (И. Бэббитт, 1865-1933; П. Э. Мор, 1864-1937, и др.), к-рая сложилась в 20-е гг. и провозгласила доктрину автономии лит-ры и имманентности законов её развития. Эти идеи легли в фундамент "новой критики", рассматривающей произведения как особую замкнутую систему (А. Тейт, р. 1899, Дж. К. Рэнсом, р. 1888, и др.). Занимавшая ведущие позиции в академич. литературоведении 30-40-х гг. "новая критика" в 60-е гг. была потеснена фрейдистскими, экзистенциалистскими, структуралистскими школами литературоведческого анализа, признающими определённую зависимость лит-ры от обществ, действительности, однако стремящимися истолковать иск-во не как объективное художеств, исследование жизни, а как модель, построенную в соответствии с филос. принципами, разделяемыми данной школой.

Лит : История американской литературы, т. 1, М.-Л., 1947; Паррингтон В. Л., Основные течения американской мысли, пер. с англ., т. 1-3, M , 1962-63; Проблемы истории литературы США, M., 1964; Мендельсон M. O1 Современный американский роман. M-, 1964; О р л о в a P , Потомки Гекльберри Финна, M., 1964, 3 а с у рoк и и Я. H.. Американская литература XX в., M., 1966; Финкелстайн С., Экзистенциализм и проблема отчуждения в американской литературе, пер. с англ., M-, 1967; Брукс В. В., Писатель и американская жизнь, пер. с англ., т. 1 - 2, M., 1967 - 71; КашкинИ А, Для читателя-современника, M., 1968; Современное литературсн ведение США, M., 1969; Проблемы литературы США XX в , M., 1970; А л л е н У , Традиция и мечта, пер. с англ., M , 1970; Старцев А И, От Уитмена до Хемингуэя, M., 1972; Маттисен Ф О., Ответственность критики, пер. с англ., M., 1972; К а у л и M., Дом со многими окнами, пер. с англ., M , 1973; Основные тенденции развития современной литературы США. M., 1973, Literary history of the United States, ed. by R. E. Spiller [a. o.], N. Y , 1963; The Cambridge history of American literature, ed. by W. P. Trent [а. о ], V. 1 - 3, N. Y.- Camb., 1946; H a r t J, The Oxford Companion to American literature, N Y., 1965. A. M. Зверев.


XIV. Архитектура и изобразительное искусство

С древнейших времён на терр. США развивались художеств, культуры индейских племен, находившихся на разных стадиях общинно-родового строя. Замечательны достигавшие больших размеров ярусные дома-селения (пуэбло), полуподземные святилища (т. н. кива), тонко стилизованные рисунки на керамике (птицы, олени, насекомые) индейцев Ю.-З.; полны острой выразительности кам., глиняные, деревянные изображения людей и животных, глиняные фигурные курительные трубки индейцев лесной зоны. В результате колонизации это иск-во подверглось разрушению и в основном исчезло. Но ряд индейских художеств, ремёсел сохранился: полихромная резьба по дереву с мифологич. мотивами у индейцев Сев.-зап. побережья, узорное ткачество, рисунки из цветного песка у индейцев Ю.-З., роспись одежды и палаток (типи) и украшения из перьев у индейцев прерий.

В 16-18 вв. на терр. США распространилась культура европ. типа - вначале испанского (на Ю. и Ю.-З.), затем голландского и английского (на С.-В.) и французского (в низовьях р. Миссисипи). Различие природных условий, нац. традиций и социального состава колонистов определило уже в начале колон, периода разнообразие стилистических и типологических вариантов архитектуры. На терр. Аризоны, Калифорнии, Техаса, Флориды и особенно Нью-Мексико традиции индейского монументального зодчества и опыт мекс. стр-ва колон, эпохи своеобразно преломились в мощных, укрепленных зданиях миссий и церквей с их лаконичными формами и резными порталами. Архитектура Новой Англии, отличавшаяся грубоватой силой, сформировалась под влиянием сурового климата и пуританского уклада жизни, на основе англ. ср.-век. традиций и простейших технич. средств. В сер. 18 в. богатые усадьбы плантаторов Виргинии и Мэриленда получали представительную симметричную композицию в духе палладианских вилл.
США. Древнее ИСКУССТВО индейцев. 1. Трубка в виде волчьей головы Базальт. Культура Северо-Запада. Мемориальный музей Томаса Бёрка. Сиэтл. 2. Чаша из Мимбрес-Вэлли (шт. Нью-Мексико). Керамика. Культура Юго-Запада Институт искусств. Миннеаполис. 3. Коленопреклонённый человек из Дак-Ривер (шт. Теннесси). Песчаник. Лесная зона, стадия Миссисипи. Музей примитивного искусства. Нью-Йорк 4. Голова лани из Ки-Марко (шт. Флорида). Дерево. Лесная зона, стадия Миссисипи. Университетский Музей Филадельфия

P. Э р л. Портрет У. Карпентера. 1779. Художественный музей Вустер (шг. Массачусетс).
К кон. 17 в. началось упорядочение планировки городов на основе прямоугольных схем (план Филадельфии, 1682, составлен при участии У. Пенна), постепенно устанавливались общие стереотипы в застройке.

В изобразит, иск-ве колон, периода полностью господствовала портретная живопись, только на Ю.-З. исп. католич. миссионеры насаждали религ. живопись. Портреты 17 - нач. 18 вв., выполненные в сев.-вост. р-нах, проникнуты духом трезвого практицизма и при всей их провинциальности и примитивной плоскостности точны и правдивы. В сер. 18 в. Дж. Хесселиус, Дж. Смайберт, P. Фик создали конкретные образы колонистов и индейцев, а во 2-й пол. 18 в. Дж. С. Копли выразительно запечатлел крепкие характеры, энергию и практич. смётку американцев; в амер. ист. сценах и портретах Б. Уэста академич. идеализация сочетается с интересом к точным этнографич. деталям.

Подъем нац. самосознания, распространение демократич. идей в Войне за независимость 1775-83 многообразно отразились в культуре США рубежа 18-19 вв. Для архитектуры амер. классицизма этого времени характерны впечатляющие, проникнутые гражданств, духом постройки архитекторов Ч. Булфинча и T. Джефферсона (гос. деятеля и мыслителя). В портретах - суховатых и строго достоверных у P. Эрла, своеобразных по замыслу у Ч. У. Пила, виртуозных, трепетных и метких у Г. Стюарта - созданы психологич. образы героев революции и рядовых современников. Дж. Трамбаллу принадлежат ист. композиции, в к-рых отразилось воодушевление участников освободит, борьбы. По плану П. Ш. Ланфана в 1790-х гг. началось стр-во новой столицы - Вашингтона, где лучевые магистрали и торжеств, эспланада были наложены на прямоугольную сетку улиц, что явилось синтезом амер. прагматизма и барочной идеи "города как произведения иск-ва"; господствующее над городом здание Капитолия (1793-1865, арх. У. Торнтон, Б. Латроб, T. Уолтер и др.) обнаружило тенденцию парадной представительности, а приёмы классицизма получили здесь декоративное истолкование. Господство классицизма в офиц. архитектуре продолжалось до 1840-х гг., когда совершился поворот к романтич. образам ложной готики, а затем и к откровенному эклектизму.

С нач. 19 в. разочарование в бурж. рационализме проявилось в романтич. чертах живописи У. Олстона; в пейзажах "школы реки Гудзон" (T. Коул, Дж. Ф. Кенсетт) пафос открытия нетронутых просторов и романтическая эффектность нередко соединялись с мелочностью и сухостью письма. Распространение получил бравурный парадный портрет (Дж. Нигл, ряд произв. С. Морзе). В то же время в 1-й пол. и сер. 19 в. развивалась реалистич. ясная и непритязательная жанровая живопись: быт простых людей с острой наблюдательностью и чувством типического запечатлен в картинах У. С. Маунта, Дж. К. Бингема, И. Джонсона. Типы американцев разных сословий ярко воплощены в портретах T. Салли, жизнь природы - в акварелях орнитолога Дж. Одюбона.

Характер массового стр-ва 19 в. определялся внедрением новых, рациональных типов конструкций: с 1830-40-х гг. - деревянного "воздушного" каркаса в жилых домах, а с кон. 40-х гг.- металлич. каркаса в пром., торг, и адм. зданиях (постройки инж. Дж. Богардуса). После Гражд. войны 1861-65 страна вступила в полосу интенсивного пром. развития. Стремит, рост стр-ва требовал непрерывного совершенствования его методов. Небывалые грандиозные формы рождались в мостостроении (инж. Дж. и У. Рёблинг). Спекулятивный рост стоимости земли в деловых центрах требовал увеличения высоты зданий, что стало возможным с изобретением лифта (1852) и усовершенствованием металлич. каркаса. В 80-90-х гг. возник новый тип конторских многоэтажных зданий - небоскрёб. Начала осознаваться необходимость связать проф. архитектуру и стихийную рациона листич. традицию, использовать новую технику для создания новых художеств, форм (статьи X. Гриноу). В тяжеловесно-монументальных постройках Г. X. Ричардсона обращение к романской архитектуре соединилось со стремлением к рациональности и к "истинности" выражения. Влияние Ричардсона помогло консолидироваться чикагской школе, развивавшей совр. инженерию и архитектуру; она сложилась в ходе восстановления Чикаго после пожара

1871. У. Ле Барон Дженни построил первые здания с полным металлич. каркасом, отождествляя архит. форму с рациональной конструкцией. Наиболее чистым выражением каркасной структуры было многоэтажное башенное здание Риланенс-билдинг в Чикаго (1890-94, арх. Д. X. Вернем, Дж. У. Рут). В отличие от др. архитекторов чикагской школы, стремившихся к чисто коммерч. эффективности, Л. Салливен искал полноценною воплощения современности в архит форме, ставил во всей её сложности проблему художеств, образа в высотных сооружениях. В 80-90-х гг. развивалась и шедшая от Ричардсона традиция "гонтового стиля" в домах для состоятельных слоев населения: романтич. живописность соединялась здесь с представительностью ц уютом. Но господствующим направлением в архитектуре США стал эклектизм, откровенно угождавший богатой буржуазии. Перелом к нему определила Всемирная выставка 1893 в Чикаго: планировка ансамбля (арх. Д. X. Бернем) исходила из парадных схем классицизма, а архитектура павильонов отличалась безудержной пышностью. Распространилось прямое копирование архит. мотивов и деталей; так, арх. Ч. Ф. Мак-Ким, У. Мид, С. Уайт в обществ, интерьерах воспроизводили фрагменты рим. терм, а арх. К. Гилберт прятал каркасную структуру небоскрёба в готич. одежды. Строго академич. формул придерживались арх. Г. Бэкон и Дж P. Поуп.

В изобразит, иск-ве 2-й пол. 19 в. господствующее положение заняло фальшивое салонное направление, вызвавшее двоякую реакцию. Своеобразным протестом против культуры преуспевающей буржуазии был полный мрачной фантастики символизм А. П. Райдера. Вместе с тем развитие демократич. движения способствовало формированию крупнейших амер. живописцев-реалистов, опиравшихся на местную традицию и на опыт европ. иск-ва. У. Хомер (начавший с документальных сцен Гражд. войны) противопоставлял бурж. гор. цивилизации радости сел. жизни, а позже суровый быт моряков и охотников, драматически противостоящих морской или лесной стихии.

Архитектура США. 1. Д ж. и У. P ё б л и н г Бруклинский мост в Нью-Йорке. 1869 - 83. 2. Ч. Ф. Ma к-К и м, У. Мид, С. Уайт. Дом У. Ло в Бристоле (шт Род-Айленд). "Гонтовый стиль" 1887. 3. Э р о С а а р и н е н. Технический центр компании "Дженерал моторе" в Уоррене (шт. Мичиган) 1945-55.

T. Эйкинс с бескомпромиссной правдивостью, строго придерживаясь факта, изображал гор. жизнь, людей науки, иск-ва, спорта, типы современников. Дж. Иннесс принёс в амер. пейзаж опыт барбизонской школы. С импрессионизмом связаны Дж. M. Уистлер, тонкий и оригинальный мастер реалистич. портрета и лирич. пейзажа, и M. Кэссетт, автор непосредственных и свежих картин на темы материнства. Дж. С. Сарджент, отдавший дань салонным вкусам, создал и ряд ярких психологич. портретов. На амер. живописной традиции основывался мастер повествоват. натюрморта У. Харнетт. Скульптор О. Сент-Годенс создал замечат. реалистич. памятники, портреты, надгробия.

В нач. 20 в. Ф. Л. Райт, развивая выдвинутый в теоретич. работах его учителя Л. Салливена принцип органической архитектуры, в жилых постройках достигал слитности с природой, эффектов "перетекающего" архит. пространства. Близки по характеру работы архитекторов Калифорнии - братьев Ч. и Г. Грини и И. Джилла, соединивших элементы местной традиции с предвосхищением ряда черт функционализма. В 1900-х гг. А. Кан создал архит. фирму, к-рая проектировала крупные строго рациональные пром. комплексы, сочетая трезвый практицизм экономич. расчёта со смелостью инж. решений. Но господствовала по-прежнему эклектика, становясь всё более вызывающей. В 20-х гг. 20 в. средоточием "массовой культуры" стали здания кинотеатров, вульгарная бутафорская роскошь к-рых дополняла утешительные мифы голливудской "фабрики грёз". Идеи рационалистич. архитектуры, выдвинутые чикагской школой, были надолго забыты в США и вернулись туда как европ. мода (жилые дома, строившиеся в Калифорнии с сер. 20-х гг. P. Нёйтрой). К нач. 30-х гг. поверхностно воспринятые формы функционализма проникли в стр-во высотных зданий (102-этажный небоскрёб Эмпайр стейт бил-динг в Нью-Йорке, 1930-31, архит. фирма "Шрив, Лэмб и Хармон"). Формирование же гор. структур было стихийным, а попытка создать в Нью-Йорке ансамбль высотных зданий в Рокфеллеровском центре (1931-40) не увенчалась успехом. Вместе с тем в 20-х гг. появились новые идеи организации малоэтажной жилой застройки - устройство "супер-блоков", где пешеходы изолировались от движения транспорта (арх. К. Стайн и др.). В 30-х гг. получили популярность натурфилос. концепции Райта, противопоставлявшиеся крайностям техницизма. Созданная в кон. 30-х гг. В. Гропиусом и M. Л. Брёйером серия жилых домов в окрестностях Бостона положила начало региональному направлению в архитектуре Новой Англии, объединявшему функционализм с местной традицией.

В годы 2-й мировой войны 1939-45 в США развивалось сборное стр-во; был создан новый тип производств, здания - огромный многопролётный блок без естеств. освещения, с плоской крышей. В послевоен. годы амер. металлургия (развернувшая в войну мощности заводов) внедряла в стр-во свою продукцию, стимулируя развитие "архитектуры стали и алюминия". Выдвинутые после войны лозунги "интеграции Запада" под эгидой США связывались с идеей создания "наднационального стиля", "универсального языка" архит. форм. Как эталон выдвигались произв. Л. Миса ван дер РОЭ, стремившегося выраз