загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна,окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ПРОМЫШЛЕННОМ, ЖИЛОМ И НЕ ТОЛЬКО...:
ПОНЯТИЯ:

МОНТАЖ (франц. montage - подъём установка, сборка, от monter - поднимать), сборка и установка сооружений конструкций, технологического оборудования агрегатов, машин (см. Сборка машин, аппаратов, приборов и др. устройств и готовых частей и элементов.
МОНТАЖ в строительстве - основной производственный процесс, выполняемый при возведении зданий и сооружений или и реконструкции, в результате которого устанавливают в проектное положение строительные конструкции, инженерное технологическое оборудование и др. МОНТАЖ технологического оборудования включает также присоединение его к источникам энергоснабжения системам очистки и удаления отходов оснащение приборами, средствами автоматизации и контроля
.


СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ в СССР, организационно обособленные производственно-хозяйственные единицы, основным видом деятельности которых является строительство новых, реконструкция, капитальный ремонт и расширение действующих объектов (предприятий, их отдельных очередей, пусковых комплексов, зданий, сооружений), а также монтаж оборудовани я. К государственным СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ относятся строительные и монтажные тресты (тресты-площадки, тресты гор. типа, территориальные, союзные специализированные тресты); домостроительные, заводостроительные и сельские строительные комбинаты; строительные, (монтажные) управления и приравненные к ним организации (напр., передвижные механизированные колонны, строительно-монтажные поезда и др.).
ПРОЕКТИРОВАНИЕ (от лат. projectus, буквально - брошенный вперёд), процесс создания проекта - прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния. Различают этапы и стадии ПРОЕКТИРОВАНИЯ, характеризующиеся определённой спецификой. Предметная область ПРОЕКТИРОВАНИЯ постоянно расширяется. Наряду с традиционными видами ПРОЕКТИРОВАНИЯ (архитектурно-строительным, машиностроительным, технологическим и др.) начали складываться самостоятельные направления ПРОЕКТИРОВАНИЯ человеко-машинных систем (решающих, познающих, эвристических, прогнозирующих, планирующих, управляющих и т. п.) (см. Система "человек и машина"), трудовых процессов, организаций, экологическое, социальное, инженерно-психологич., генетическое ПРОЕКТИРОВАНИЕ и др. Наряду с дифференциацией ПРОЕКТИРОВАНИЯ идёт процесс его интеграции на основе выявления общих закономерностей и методов проектной деятельности.
ПРОМСТРОЙПРОЕКТ, проектный институт в ведении Госстроя СССР. Находится в Москве. Организован в 1933. В составе института архитектурно-строительные и конструкторские отделы; ПРОМСТРОЙПРОЕКТ возглавляет объединение "Союзхимстройниипроект" с проектными институтами в Киеве, Ростове-на-Дону, Тольятти, Алма-Ате. Разрабатывает проекты (архитектурно-строительные и сан.-технич. части) производственных зданий и сооружений крупнейших промышленных предприятий автомобильной, машиностроит., металлургич., химич. и др. отраслей пром-сти; схемы генеральных планов пром. узлов и упорядочения существующих пром. районов; мероприятия по повышению уровня индустриализации строительтсва за счёт унификации и типизации зданий, сооружений и конструкций и внедрения эффективных строит. материалов; нормативные документы и методич. указания по проектированию пром. зданий и сооружений. Периодически публикует реферативную информацию "Строительное проектирование промышленных предприятий". Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1958)

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

ваны (1974) чума свиней, миксоматоз, случная болезнь, сап, чума птиц. Длит. время не регистрируются перипневмония кр. рог. скота и ящур. Осн. направление в борьбе с инфекц. болезнями сельскохозяйственных животных - уничтожение и забой больных и бессимптомных носителей инфекции. Распространены гельмин-тозы и протозоозы, а также эктопаразитарные болезни.

Руководство вет. делом осуществляет Мин-во с. х-ва. Структура вет. органов и вет. мероприятия утверждаются конгрессом и регламентируются соответствующими законами федерального пр-ва и пр-вами штатов. Особое значение придаётся охране терр. от заноса возбудителей инфекц. болезней извне. Ввозимые животные подвергаются осмотру, диагностич. исследованиям и карантинированию. Сырьё животного происхождения обезвреживается. На предприятиях, выпускающих продукты животноводства, установлен строгий контроль за технологией произ-ва, сан. качеством, наличием добавок и примесей. Имеются спец. бюро, осуществляющие контроль и организующие борьбу с антропозоонозами. В США 30 тыс. вет. врачей (1974). Подавляющее большинство из них занимается частной практикой, а ок. 80%-лечением мелких, в основном комнатных, животных. Большинство вет. врачей США и Канады объединены в добровольное об-во - Амер. ассоциацию вет. врачей (осн. в 1903). Подготовка вет. врачей проводится в вет. колледжах, большинство к-рых входит в состав ун-та своего штата. Периодически вет. врачи проходят переаттестацию. Науч.исследования проводят все вет. колледжи и с.-х. опытные станции, имеющие спец. вет. отделения. Ведущие н.-и. учреждения по ветеринарии: Нац. лаборатория по изучению болезней животных Мин-ва с. х-ва (г. Эймс) с отделом особо опасных инфекций, не регистрируемых в пределах США (о. Плам); Центр, лаборатория Мин-ва с. х-ва (г. Белтсвилл). С. И. Картушин.


X. Просвещение

Появление первых школ относится к раннему периоду возникновения колоний (16-17 вв.)· Школы открывались на местные средства или пожертвования частных лиц и строились по образцу школ тех стран, выходцами из к-рых были колонисты. В 1647 в шт. Массачусетс был принят первый закон, положивший начало системе обществ, школ; каждый населённый пункт, насчитывавший 50 домов, должен был иметь школу для обучения детей чтению и письму, а более крупные населённые пункты - грамматич. школы. В 1636 открылось первое высшее уч. заведение - Гарвардский колледж (см. Гарвардский университет). Нац. система образования начала складываться после Войны за независимость 1775-83. Большую роль в этом сыграли амер. просветители Б. Франклин, благодаря к-рому в стране были открыты ср. уч. заведения- "академии", T. Пейн, T. Джеф-ферсон, выдвинувший требование всеобщего бесплатного и обязат. обучения. Пром. переворот, вызвавший рост крупного фаб. произ-ва, обусловил быстрые темпы развития нач. образования в стране. В 1852 шт. Массачусетс принял первый в США закон об обязат. нач. обучении, до 1918 такие законы были приняты во всех штатах. В 60-х гг. 19 в. ок. 60% детей в возрасте 6-13 лет были охвачены школьным обучением, к кон. 19 в.- 72%. Для совершенствования системы обществ, школ многое сделал X. Манн. По его инициативе были созданы департаменты образования в штатах, открыты "нормальные школы" для подготовки учителей, основан первый в стране пед. журнал. Процесс создания обществ, школ почти не коснулся южных штатов, где дети плантаторов учились в частных учебных заведениях, а негры не имели права учиться.

В период после Гражд. войны 1861-65 потребность развивающейся пром-сти в квалифициров. рабочей силе, борьба трудящихся за свои права стимулировали дальнейшее развитие образования. США первыми среди капиталистических стран встали на путь массового ср. образования. В 1910 в ср. школе (9-12-й классы) обучалось 15,4% молодёжи 14-17 лет, в 1920 - 32,3%, в 1930 - 51,4%. Подверглось перестройке и содержание ср. образования. Теоретико-пед. основу школьной реформы составили работы Э. Торндайка и Дж. Дьюи. Обе психолого-пед. школы утверждали идею генетич. детерминированности и неизменности умственных данных человека. Школьные реформаторы установили очень низкий минимум обязат. знаний и расширили программу необязат. предметов. С их помощью осуществлялась дифференциация обучения между "академически способными" и "практически мыслящими". В программу были включены узкоутилитарные курсы, имеющие целью подготовку к профессии, ведению домашнего х-ва и т. п. Задачи овладения основами наук, развития умственных способностей у школьников были отодвинуты на второй план.

В 1862 конгресс принял закон Моррилла, обязывавший федеральное пр-во выделить штатам земли и частично деньги для организации колледжей. Этот закон положил начало существованию гос. колледжей и ун-тов. Характерной чертой "колледжей на дарованных землях" была тесная связь с пром. и особенно с с.-х. производством. Создавая опытно-показательные центры, консультац. пункты, курсы для фермеров, они сыграли большую роль в распространении агрономических знаний и эффективных методов хозяйствования.

Управление совр. образованием и его финансирование децентрализованы. Каждый штат имеет собств. школьное законодательство и органы управления. Департамент здравоохранения, образования и социального обеспечения занимается гл. обр. сбором и обработкой статистич. данных, распределением средств федерального пр-ва на образование, организацией пед. исследований и т. п. Непосредственное руководство школами осуществляют школьные комитеты, избираемые населением школьных округов на 3-4 года. Осн. часть бюджета школ составляют средства, собранные с населения округа в виде налога на собственность (55-57%), ок. 38% - от пр-ва штата, доля федерального пр-ва незначительна. Децентрализация управления и финансирования школ влечёт за собой резко выраженное неравенство в материальном положении школ, в обеспеченности квалифицированными пед. кадрами и, как следствие,- в уровне знаний уч-ся. В особенно тяжёлом положении находятся школы в р-нах, где живёт негритянское население. Несмотря на решение Верх, суда США о незаконности существования сегрегированных школ (1954), десегрегация проходит крайне медленно (см. Сегрегация).

В большинстве штатов обязательным является обучение до 16 лет. В 1974 в школах обучалось 50 млн. уч-ся, ок. 10% детей училось в негос. школах, большинство из к-рых принадлежит религ. орг-циям, ок. 4%- в элитарных частных "независимых" школах с высокой платой за обучение.

Сеть дошкольных учреждений (ясли, стационарные дет. сады) незначительна. При школах имеются приготовит, группы, к-рые посещает 84% детей 5-летнего возраста. Возраст поступления в школу - 6 лет. Нач. школа наз. элементарной, срок обучения - 6 (в ряде округов - 8) лет. Уже в нач. классах обучение осуществляется дифференцированно. На основе данных различных тестов, определяющих способности, дети делятся на потоки, подгруппы, работают по индивидуальным заданиям. Единые требования и программы отсутствуют. Cp. школа разных типов: младшая ср. школа (3 года), старшая ср. школа (3 года), объединённая младшая и старшая ср. школа (6 лет), ср. школа (4 года). При всех вариантах общая продолжительность обучения в ср. школе 12 лет. Младшая ср. школа имеет ориентац. характер. В основе уч. и проф. ориентации уч-ся лежит посылка о врождённой детерминированности способностей человека. Учебное, а фактически социальное, размежевание уч-ся углубляется. Преподавание на разных уровнях (для "способных" и "неспособных") дополняется системой выборных предметов. Старшая ср. школа, называемая всеохватывающей, делится на различные профили 2 осн. категорий: академич. и практические. Для всех уч-ся установлена минимальная программа обязат. предметов: родной язык, обществ, дисциплины, физкультура и (один год) естествознание и математика. Дифференциация по профилям осуществляется с помощью разных наборов необязат. предметов. Выпускники ср. школы (охватывающей 75% молодёжи в возрасте 17 лет) получают неравноценную подготовку. Лишь 22% выпускников изучают в школе физику, 37% - химию, 38% - алгебру, 22% - иностр. языки (1967). Обеднённую общеобразоват. программу получают обучающиеся на практич. профилях, контингент к-рых на 85% составляют дети из низших социальных слоев. Для устранения несоответствия школьного образования требованиям науч.-технич. прогресса в 60-е гг. были предприняты нек-рые меры по его реорганизации: введены в школы совр. курсы физики, химии, биологии, математики, широкое использование получили технич. средства обучения. В 1972 создан финансируемый федеральным пр-вом Нац. ин-т образования, задачей к-рого является организация научных исследований в области образования и координация их финансирования.

Проф. подготовка осуществляется в гос. и частных проф. школах, вечерних классах для взрослых, младших колледжах, в к-рых готовятся квалифициров. рабочие для сложных отраслей произ-ва. Однако осн. путь проф. образования - система ученичества. В США действуют 431 ср. профшкола, 1 тыс. межокружных профшкол, 16 тыс. проф. отделений при школах. Проф. обучением охвачено св. 12 млн. чел. (включая взрослых).

Амер. система высшего образования складывается из уч. заведений, существенно отличающихся друг от друга по своим задачам (см. в ст. Высшее образование, а также в статьях об отраслях образования, напр. Медицинское образование). К вузам амер. статистика относит не только ун-ты и др. ин-ты университетского уровня, но и самые различные уч. заведения, в т. ч. 2-годичные младшие колледжи и 1-2-годичные технич. ин-ты, являющиеся полувысшими уч. заведениями. В нач. 70-х гг. насчитывалось ун-тов 159, специализированных колледжей и колледжей "свободных искусств" 1542 и младших колледжей 964. В 1974/75 уч. г. насчитывалось 3038 ун-тов и колледжей. Большинство ун-тов и колледжей частные, но они охватывают лишь 2 млн. из 9,2 млн. студентов. Вузы взимают с обучающихся плату за обучение, к-рая особенно велика в частных уч. заведениях - до 5 тыс. долл. в год (1976).

Отбор студентов в вузы производится по результатам экзаменов, к-рые держат школьники выпускного класса, собирающиеся учиться в ун-те. Тесты для экзаменов разрабатывает Совет по вступит, экзаменам в колледжи, в к-рый входят представители ун-тов, видные учёные. Совет производит также аккредитацию ср. школ (проверку квалификации учителей, качества оборудования, уровня преподавания и выдачу сертификата, подтверждающего способность уч. заведения готовить уч-ся к поступлению в колледж).

Распространённая и на вузы система аккредитации позволяет отграничить уч. заведения, соответствующие требованиям, предъявляемым к высшим уч. заведениям, от уч. заведений более низкого уровня и от многочисл. псевдоинститутов. Аккредитация проводится по просьбе самого уч. заведения и за его счёт спец. агентствами и ассоциациями. Регулярно публикуются списки аккредитованных уч. заведений, однако сроки проведения аккредитации не установлены.

Обучение в амер. вузах начинается с программы общего образования (первые 2 года). Специализация, как правило, начинается на 3-м году. 3/4 студентов ограничиваются 4-летней программой, к-рая даёт им степень бакалавра. Ок. 20% студентов продолжают обучение ещё 1-2 года в специализиров. школе (инженерной, псдагогич. и т. п.) ун-та, где после защиты диплома получают степень магистра. Подготовка специалистов высокой квалификации, особенно тех, работа к-рых требует приобретения лицензий (юристы, врачи), занимает 4-5 лет в специализиров. школах. Науч. работники и преподаватели вузов готовятся в исследоват. школах, куда переходит немногим более 2% студентов, достаточно состоятельных, чтобы оплачивать ещё 4-годичный курс обучения. От них требуется написание диссертац. работы на степень доктора философии, доктора наук или доктора технич. наук (все эти степени одинакового науч. уровня и примерно соответствуют степени кандидата наук в СССР). Особое место занимают ун-ты, готовящие кадры гл. обр. на уровнях магистра и доктора. Крупнейшие высшие уч. заведения: Гарвардский ун-т, Принстонский университет, Йельский ун-т в Нью-Хейвене, Колумбийский университет, Калифорнийский университет, Корнеллский университет, Чикагский университет, Массачусетсский технологический институт и др.

Крупнейшие библиотеки: Библиотека конгресса, б-ки ун-тов, публичные б-ки - 3 Нью-Йорке (осн. в 1895; ок. 8,4 млн. тт.), Чикаго (осн. в 1872; 5070 тыс. тт.), Бостоне (осн. в 1852; св. 3092 тыс. тт.), Лос-Анджелесе (осн. в 1872; 4162тыс. тт.) и др.

Среди музеев наиболее известны: Нац. музей США, Нац. музей воздухоплавания и космонавтики (осн. в 1946), Нац. галерея иск-ва (1937), Нац. коллекция изящных иск-в (1846), Нац. портретная галерея (1962) - в Вашингтоне, Нью-Йоркский музей современного искусства, Метрополитен-музей в Нью-Йорке, Бостонский музей изящных искусств, Музей естеств. истории в Чикаго, Мор. музей в шт. Виргиния (1930) и др.

3. А. Малькова.


XI. Наука и научные учреждения

1. ЕСТЕСТВЕННЫЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ


Наука в колониальный период (до 1775). Первонач. накопление практич. сведений о растит, и животном мире, климатич. и гидрологич. явлениях восходит к периоду до прибытия европейцев. Индейцы разрабатывали известняк и кремнистые сланцы, изготовляли минер, краски, возделывали кукурузу, амер. сливу, табак и др. культуры, были знакомы с ирригац. земледелием. В 16 в. началось обследование терр. США европейцами (см. Северная Америка). В 17- 18 вв. наука в сев.-амер. колониях была тесно связана с европейской, гл. обр. английской. Перед исследователями стояла задача естеств.-науч. описания страны. Ботаники Дж. Банистер, Дж. Бартрам, Дж. Клейтон, орнитолог M. Кейтсби, химик Б. Раш и др. собирали коллекции, разнообразные биол., геогр., геол. и др. данные, публиковавшиеся в трудах Лондонского королев, об-ва. Начало сбору палеонтологич. и минералогич. материалов положил Дж. Кроган. Проводились полевые опыты с кукурузой (Дж. Логан), клевером и цикорием (Дж. Элиот).

Велись регулярные астрономич. наблюдения (Дж. Уинтроп Старший, T. Братл); Д. Риттепхаус основал (1768) первую в Сев. Америке астрономич. обсерваторию. В области физики работали Дж. Боуден, К. Колден, Риттенхаус, оставивший также труды по химии, медицине и др., Дж. Черчмен (иностр. почётный член Петерб. АН с 1795) и выдающийся учёный и политич. деятель, один из основателей учения об электричестве Б. Франклин (иностр. почётный член Петерб. АН с 1789). Современники ценили Франклина не столько за его теоретич. работы, сколько за многочисл. изобретения (громоотвод, взрывание пороха электрич. искрой и др.); больший престиж прикладных исследований по сравнению с фундаментальными - характерное отличие амер. науки от европейской вплоть до нач. 20 в.

В 1636 в Кембридже (шт. Массачусетс) осн. первая высшая школа (колледж, с 1639 - Гарвардский колледж, позже Гарвардский ун-т); в 1701 - Йельский колледж в Нью-Хейвене (с 1810 ун-т), в 1740 - Филадельфийская академия (позже Пенсильванский ун-т), в 1746 колледж Нью-Джерси (с 1896 Принстонский ун-т), в 1754 Кингс-колледж в Нью-Йорке (позже Колумбийский ун-т) и др. К 1800 было 27 высших уч. заведений; программы их были преим. гуманитарными и теологическими. Осн. центрами, в к-рых развивались естеств. и технич. науки, были науч. об-ва, первое из них - Бостонское филос. об-во, осн. в 1683; в 1727 Франклином создан клуб любителей природы в Филадельфии (с 1743 Амер. филос. об-во).


Естественные и технические науки в период от образования США до Гражданской войны 1861-
65. В последней четв. 18 в. в результате обществ, подъёма и ускорившегося развития экономики естеств.-науч. и технич. исследования активизировались. Совершенствовалась строит, техника, были изобретены новые типы прядильных и др. машин, предложены первые конструкции парохода (Дж. Рамзи, 1787, Дж. Фитч, 1787). В 1780 в Бостоне осн. Амер. академия наук и иск-в; в Массачусетсе в 1781 мед. и в 1792 с.-х. об-ва; в Филадельфии в 1785 с.-х. об-во, в 1792 - первое в мире науч. хим. об-во; в 1797 АН в шт. Мэриленд, в 1799 - Коннектикутская академия наук и иск-в (Нью-Хейвен). T. Джефферсон (президент США в 1801-09) основал нац. метеорологич. и гидрологич. службы, стимулировал внедрение новых с.-х. культур, обследование терр. страны и провёл др. правительств, мероприятия по развитию науки. В ряде штатов были осн. геол. службы и об-ва. Прикладные исследования по технике, метеорологии, медицине (в частности, эпидемиологии)начали военные федеральные учреждения - Воен. академия в Уэст-Пойнте (осн. в 1802), Служба берегового надзора (1807), Управление главного хирурга (1818). В 1812 осн. Филадельфийская академия естеств. наук, в 1816-Колумбийский ин-т поощрения искусств и наук, в 1818 - Ун-т в Сент-Луисе (Миссури), 1819 - Виргинский ун-т (Шарлотсвилл) и колледж (с 1870 ун-т) Цинциннати, 1821 - Ун-т им. Дж. Вашингтона в г. Вашингтон, 1830 - Бостонское об-во естественных наук, 1831 - ун-ты штатов Нью-Йорк и Алабама. Важным центром популяризации и распространения науч.-технич. знаний стал учреждённый в 1824 в Филадельфии Франклиновский ин-т, а позже Ренселеровскиц ин-т (осн. в 1832), в задачи к-рого входила также подготовка специалистов по прикладным наукам. Для пропаганды с.-х. знаний важную роль сыграли с.-х. выставки (первая организована в 1807 в Питсфилде Э. Уотсоном).

Более детальным стало изучение терр. США. У. Маклур составил первую геол. карту вост. штатов (1809, 1817). Дж. Ф. и С. Дана составили в 1818 подробный геол. обзор Бостона. Было проведено региональное геологич. обследование Сев. Каролины, Массачусетса и др. штатов (в 1831 Теннесси, в 1834 Мэриленда, в 1835 Нью-Джерси, Коннектикута, Виргинии и т. д.). В амер. биологии до 1820-х гг. господствовала система Линнея, по которой была построена, в частности, "Бостонская флора" Дж. Бигелоу (1814) - первая амер. флористико-таксономич. работа. Материалы, собранные экспедицией X. Лонга (1819) и др. комплексными экспедициями, способствовали развитию естеств. систематики растений (Дж. Торри) и животных (Дж. Одюбон). Экспедиции Б. Бонвилла, Дж. Фримонта, 3. Пайка и др. исследовали Кордильеры и Тихоокеанское побережье.

В кон. 18 - нач. 19 вв. в развитии науки и техники сказались тенденции пром. революции. Применение машин в произ-ве стимулировало науч.-технич. прогресс и внедрение изобретений. С 1791 применялся механич. ткацкий станок; в 1793 Э. Уитни изобрёл хлопкоочистит. машину. Получили распространение паровые мукомольные мельницы. В нач. 19 в. в различных отраслях промышленности стали применяться принципы массового произ-ва и стандартизации. Они затронули как текст, пром-сть, так и произ-во оружия (Э. Уитни, С. Норт, С. Кольт), с.-х. орудий, часов. Были сконструированы новые типы мостов (И. Таун). В 1825 построен канал (тогда самый длинный в мире) от Олбани до Буффало, связавший Новую Англию с районом Великих озёр. Предпринимались попытки создать паровую машину высокого давления (О. Эванс). В 1807 состоялся рейс по Гудзону первого пригодного для практич. использования парохода, построенного P. Фултоном. В 1828-30 от Балтимора к пригородам была протянута первая в США ж.-д. линия длиной ок. 20 км. Для неё был построен первый амер. паровоз (П. Купер, 1829). Было сделано большое число изобретений и усовершенствований: метод вулканизации каучука (Ч. Гудьир, 1839), новые типы гидравлич. турбин (С. Гауд, 1838; Дж. Френсис, 1849) и электродвигателей (T. Давенпорт, 1837), швейные (У. Хант, 1834, Э. Хоу, 1846) и пишущие (К. Шолс и др., 1867) машины, ротационная печатная машина (У. Буллок, 1863), новые типы жаток (С. Мак-Кормик, 30 - 50-е гг.; О. Хуссе, 1833), сенокосилок, молотилок и т. д. Значит, внимание привлекали проблемы, связанные с практич. использованием электричества. Дж. Генри построил электромагнит с многослойной обмоткой (1828), открыл самоиндукцию (1832) и электрич. колебания при разрядке конденсатора (1842). Опираясь на исследования Генри, С. Морзе предложил в 1837 электромагнитный телегр. аппарат, а Д. Юз в 1855 - буквопечатающий аппарат оригинальной конструкции. В 1844 была проложена первая телеграфная линия (от Вашингтона до Балтимора), в 1866 - два трансатлантич. кабеля.

Науч. исследования финансировались в основном за счет средств штатов или частных пожертвований На средства, завещанные в 1829 англ химиком Дж. Смитсоном, в 1846 в Вашингтоне был осн. Смитсоновский ин-т - первое в США науч учреждение, в к ром проводились только фундамент исследования, институт возглавлял Генри Во 2 и пол 19 в при институте было организовано бюро погоды, Над музей, астрофизич обсерватория, Нац зоологич парк и др науч центры Фронт фундамент исследований постепенно расширялся Б Гулд составил стандартный каталог звезд, Дж Бонд в 1848 открыл 8 и спутник Сатурна Гиперион В 1840-50 е гг в области химии выделялись работы Л Бека У Джонсона, Ч Шепарда, Дж Эм мета, палеонтологии - Дж Бей ли, Дж Грина, Дж Лиди, Дж Холла (описал OK 5 тыс палеозойских окаменелостей), зоологии - Дж Бакмана, Дж Декея, Дж Одюбона, P Харлана, физиологии - У Бомона, Д Дрейка, Дж. Уймана Врач У. Мортон в 1846 ввел в хирургич. практику эфирный наркоз Опыт составления "Флсры Северной Америки" был предпринят в 1838-43 Дж. Торрии А Греем, последний - один из создателей эволюц географии растений Развивались стратиграфия, тектоника, падеонтология Дж Холл и Дж Д Дана раз работали понятие о геосинкчиналях Дж Д Дана предложил (1837) хим клас сификацию минералов остававшуюся без существенных изменений до кон 19 в M Ф Мори составил первую карту дна сев части Атлантики, произвел расчет ветров и течений Мирового океана и создал руководство по океанографии (1855) Д В Балей установил, что органич часть грунта дна океанов состоит из остатков отмерших организмов

Работа Дж Марша "Человек и природа" (1864) была первой попыткой система тически раскрыть характер и масштабы изменений, произведенных человеком в природе планеты

Исследования амер ученых начали получать междунар признание Были избраны иностр чл корр Петерб АН- зоолог и палеонтолог P Харлан (1838), директор Воен мор обсерватории в Baшингтоне M Ф Мори (1855), геолог Дж Д Дана (1858), физик и химик А Бейч (1861), естествоиспытатель Ж Агассис (1869), математик Дж Сильвестр (1872) Усилились международные связи ученых с Англией, Францией и Германией Так, к 1840 м гг относятся лекции Ч Лайеля в США, распространение идей нем хим школы Ю Либиха и связанное с ними по всеместное внедрение хим удобрений в сх во, в 19 в OK 10 тыс амер студентов прошли обучение в нем ун тах Оси в США ун ты (напр , Ун т Дж Хопкинса, 1876) во многом копировали структуру немецких Возникли общенац науч объединения В 1840 в Вашингтоне оси Амер ассоциация геологов (с 1841 - геологов и натуралистов, с 1848 - содействия развитию науки) В 1844 в Вашингтоне состоялся первый нац съезд представителей естеств наук В 1852 в Нью Йорке создано Амер геогр. об-во Cx. исследования координировались в рамках Мин-ва сх-ва (осн. в 1862), организовавшего первые правительств науч лаборатории Крупнейшим центром прикладных исследований стал оси в 1865 Массачусетсскии технологич ин-т, тесно связанный с Гарвардским ун-том. Были созданы АН отд. штатов (в 1853 - Калифорнийская, в 1857 - Чикагская) и Нац академия наук США в Вашингтоне (1863)


Естественные и технические науки в кон. 19 - 1-й трети 20 вв. Во 2 и пол 60 х гг 19 в отмена рабского труда и ускорившееся развитие внутр рынка способствовали внедрению новой техники и косвенно также интенсификации науч исследований Ряд нововведений (блокировка и сигнализация - T Холл, 1867, пневматич тормоз - Дж Вестингауз, 1869 вагон холодильник - У Дейвис, 1867) был применен на жел дорогах К кон 60 х гг относится изобретение промышленно пригодного целлулоида В эти годы началась изобретат деятельность T Эдисона (с 1930 иностранный почетный член АН СССР) Работы Эдисона и основание им в 1876 первой в США пром исследоват лаборатории в Менло Парке (шт Нью Джерси) по практич направленности, разносторонно сти и непосредств связи с пром стью служат классич образцами амер стиля науч исследований кон 19 в В 1876 А Беллом запатентован телефон Совершенствова лось стр во мостов, дорог Применение несущего стального каркаса позволило до вести высоту зданий почти до 380 м Был сделан ряд изобретений в добывающей и обрабат пром сти электролитич получение алюминия из бокситов (Ч Холл, 1886), извлечение золота из руд с помощью цианистых растворов (У Мак Артур и Дж Форрес, 1887-88), электротермич получение карбидов кальция и кремния в электрич печах (80-90 е гг ) Отмечая как важный факт создание в США врубовой машины (1881), К Маркс писал, что " оно даст могучий толчок развитию страны янки " (M арке К иЭн г е л ь с Ф , Соч , 2 изд ,т 35, с 160) В 1897 Э Лейнер предложил молотковый перфоратор В 1884 О Мергенталер изобрел линотип Были разработаны усовершенствованные модели механич вычислительных машин ("Комптометр" Д Фелта, 1887, арифмометр У Барроуза, 1888)

С кон 19 в усилилась заинтересованность пр ва в развитии науки В 1879 в составе Мин ва внутр дел создано первое правительств ведомство по вопросам науки - Геол служба целью к рой было производство топографич съемок, изучение геол строения, палеонтологии, рудных и водных ресурсов на всей терр США в 70 - 90 х гг ряд прикладных исследований выполнен Мин вом сх ва (в т ч изучение саранчи и др вредите лей, работы по животноводству, растениеводству, метеорологии) в 1883 при Мин ве сх ва учреждено бюро по химии, занимавшееся также анализом почв и применением удобрений Значит средства из прибылей начали выделять на науч разработки монополии, при к рых организовывались иссчедоват лаборатории ("Истмен Кодак", 1893, "Б Ф Гудрич", 1895 "Дженерал электрик", 1900) В 1886 в Бостоне создана консультативно исследоват фирма "Артур Д Литл", Основы вались науч технич и науч об ва инженеров горнорудной металлургич и нефтяной пром сти (1871), инженеров механиков (1880), химическое (1876), гсологич (1888), естествоиспытателей (1883), физиологич (1887), математич (1888) астрономич (1899), физич (1899), нац. географич. (1888) и др , всего в 19 в образовалось ев 400 науч об в и проф орг ций, в т ч ев 300 после 1860 Были созданы

Калифорнийский технологич ин-т (Пасадена, 1891) и ряд ун-тов.

H. и. деятельность ун тов и их связь с пром стью в кон 19 в значительно усилились. На первый план среди фундамент исследований в кон. 19 в. выдвинулись физ математич науки К числу достижений этих наук относятся работы Б Пирса по алгебре и др отраслям чистой и прикладной математики получение Г Дрейпером звездных спектрограмм и фотографий туманности Ориона исследование протуберанцев и спектра хромосферы Ч Янгом усовершенствование дифракц решеток (Г Роуланд) меридианный фотометр и составление фотометрич каталогов звезд (Э Пикеринг), определение констант прецессии и нутации, составление каталогов точных положений звезд (С Ньюком) уточненная теория движения планет и развитие вычислит методов, применяемых в астрономии (Дж Хилл) Были избраны инострчл корр Петербургской АН астрономы Э Холл (1880), Э Пикеринг (1908), Л Босс (1910) В 1881 А Майкельсон начал опыты, доказавшие независимость скорости света от движения Земли (Нобелевская пр , 1907) Основополагаю щие труды по термодинамике и статистической механике созданы Дж Гиб бсом Сформировалась амер школа геологов рудников (Дж Сперр, В Линд грен Э и У Эммонс и др ) применявшая при изучении месторождений почезных ископаемых анализ геол структур Ф Кларк дал первую в мире сводку по геохимии (1882) по разработанному им методу произвел многочисл подсчеты ср состава земной коры (1889-1924) Г Вашингтон предложил схему геохимич зональности Земли (1905-25) Дж Меррей исследоват пробчемы осадкообразования в океанах У Твенхофел составил первую фундамент сводку по седименто логии (1925) Важную роль в развитии геоморфологии сыграли учение У Дейвиса о стадийном развитии рельефа земной поверхности - TH географич циклах (1899) и концепция Г Джильберта о зависимости форм речьефа от вертикальных движений земной коры Ряд географических открытий был сделан полярными экспедициями Ч Холла (1864-69) и А Грили (1881-84) P Гаррисоку принадлежали работы по эксперимент эмбриологии Л Бербанк создал ев 800 новых сор-тов культурных растений Ж Леб заложил основы биохим концепций регенерации, возбуждения и оплодотворения

В нач 20 в. в. развитии естеств. и технич. наук произошли количеств и структурные изменения Выработалась сложная полицентрич организация науки, характеризующаяся взаимодействием гос ва и ун тов, игравших ведущую роль в прикладных исследованиях и разработках монополий, при к-рых в 1915 было 100 исследоват лабораторий, в 1930 OK 1600 монополии начали организовывать и отраслевые ин-ты, напр. Амер ин т железа и стали, созданный в 1908 каь некоммерч корпорация метал чургич компаний Крупными предпринимателями Э. Меллоном и Г. Баттелом были основаны Меллоновский ин т пром исследований в Питсбурге (1913) и Батте левский мемориальный ин-т в Колумбусе (шт Огайо, 1925) Усилилась связь фундамент и прикладных исследований, прежде всего в физ и хим науках В 1901 создано Нац бюро стандартов, одной из задач к-рого стала стандартизация науч.

аппаратуры и инструментов. Крупные предприятия стали испытывать необходимость в науч.-инженерной консульта ции. В 1910 в Нью-Йорке создан Амер. ин-т (фактически об-во) инженеров-консультантов, в 1928 - Ассоциации консультантов по химии и хим. технологии. Были основаны амер. науч. об-ва: в 1903- с.-х. наук, в 1907 - агрономич. об-во, в 1908 - объединение инженеров-химиков, в 1915 - ассоциация инженеров, в 1929 - ассоциация авиац. медицины.

В технич. науках появился ряд принципиально новых направлений (авиация, автомобилестроение, радио), но много нововведений было сделано и в традиц. областях. В нефт. пром-сти ряд науч. разработок был проведён осн. в 1917 в Оклахоме Амер. ассоциацией геологов нефти. Для металлургии аналогичную роль сыграло Амер. об-во по изучению металлов (Огайо, 1913). Были усовершенствованы блюминги и слябинги, построены непрерывные листовые станы, разработаны методы электросварки, новые марки стали и др. В кон. 1903 в Китти-Хок (Сев. Каролина) был осуществлён первый полёт аэроплана с двигателем внутр. сгорания (братья У. и О. Райт). Г. Кёртисс в 1911 сконструировал первый в США гидросамолёт. С 1908 Воен. мин-во приняло на себя финансирование исследований в области авиации. В 1926 P. Годдард произвёл первый запуск ракеты с жидкостным ракетным двигателем. На заводах Г. Форда и "Дженерал моторе" в 10-20-х гг. был применён ряд изобретений, позволивших наладить массовое произ-во автомобилей. Проводились исследования по разработке дуговых генераторов и генераторов высокой частоты для радиопередачи (Э. Александерсон, Э. X. Армстронг, X. Дуайер, P. Фессенден, Ли де Форест). Александерсон в 1908 создал конструкции пром. генераторов высокой частоты индукторного типа (100-200 кгц). Схема гетеродинного приёма была предложена Фессенденом (1905), супергетеродинного - Армстронгом (1918), разработавшим также эффективный метод регенеративного приёма (1913). В 1906 де Форест изобрёл триод.

Исследования по теоретич. отраслям естествознания по-прежнему велись ун-тами, финансируемыми пр-вом (особенно в связи с военными заказами) и ли же из формально некоммерч. "благотворит, фондов". В 1896-1911 был осн. ряд фондов на средства нефтепромышленника и металлургич. магната Э. Карнеги, в 1913 - Рокфеллеровский фонд, в 1915 существовало 27 "благотворит, фондов", в 1926-180.

В 1900-1920-х гг. на первом плане среди фундамент. исследований оставались физ.-математич. науки. В математике особенно значительными были труды Дж. Д. Биркгофа (дифференц. ур-ния, теоретич. механика, математич. логика), О. Веблена (дифференц. и проективная геометрия), Дж. Александера и С. Лефшеца (топология и алгебраич. геометрия). В. Буш в 1931 создал механич. интегрирующую машину. X. Шепли разработал методы определения элементов орбит затменно-двойных звёзд и расстояний до удалённых звёздных систем и скоплений. Э. Хаббл предложил классификацию туманностей на галактические и внегалактические (1922), установил зависимость красного смещения в спектрах галактик от расстояния до них (1929). Работы P. Вуда, связанные с открытием оптич. резонанса (1902) и зависимости поляризации резонансного излучения от магнитного поля, легли в основу теории атомных и молекулярных спектров. В 1911 P. Милликен определил заряд электрона, в 1912-15 - численное значение постоянной Планка (Нобелевская пр., 1923). А. Комптон в 1922 открыл эффект изменения длины волны рентгеновских лучей, рассеиваемых электронами (Нобелевская пр., 1927). Дж. Хейл (иностр. чл.-корр. АН СССР с 1924) провёл исследования по физике Солнца и звёзд. В 1927 К. Дэвиссоном (Нобелевская пр., 1937) и Л. Джермером открыта дифракция электронов. T. У. Ричарде экспериментально подтвердил законы Фарадея (1902) и существование изотопов (1913), определил точные значения атомных весов (Нобелевская пр., 1914). И. Ленгмюр сделал ряд открытий в области поверхностных явлений (Нобелевская пр., 1932), термоэлектронной эмиссии, термин, ионизации газов (1924), усовершенствовал вакуумную технику. Г. Льюис (иностр. почётный член АН СССР с 1942) в 1912-16 предложил электронную теорию хим. связи. Вопросы масс-спектроскопии изучались в 20-х гг. А. Демпстером, открывшим ряд новых изотопов. Важные исследования по геологии и петрографии выполнил P. Дейли (иностр. чл.-корр. АН СССР с 1929), к-рый вычислил средний состав гл. типов магматич. пород и разработал новую классификацию интрузивных тел. Были избраны иностр. чл.-корр. АН СССР геофизик Л. Бауэр (1924), геохимик и петрограф Г. Вашингтон (1932). Ряд географич. открытий на севере Канадского архипелага сделан в 1908-1916 P. Андерсоном. У. Джонс и К. Зауэр в 1915 разработали программу полевых исследований в с.-х. географии.

Значит, внимание уделялось развитию медицины. В 1901 учреждён Рокфеллеровский ин-т мед. исследований, в 1905 - Мед. лаборатория. В 1904 А. Каррель разработал высокоэффективные методы сшивания кровеносных сосудов; ему же принадлежат труды по экспериментальной трансплантации органов (Нобелевская пр., 1912). Дж. Уипл, Дж. Майнот и У. Мёрфи в 1926 предложили метод лечения пернициозной анемии (Нобелевская пр., 1934). У. Кеннон создал теорию гомеостаза (1929). Важное значение для медицины имели открытие (1936) и леч. применение кортизона (Э. Кендалл и Ф. Хенч; Нобелевская пр., 1950).

Биологич. исследования развивались под влиянием работ T. Моргана (Нобелевская пр., 1933; иностр. почётный чл. АН СССР с 1932), К. Бриджеса, Г. Мёллера, А. Стёртеванта, заложивших основы хромосомной теории наследственности. В то же время открытия в области генетики послужили основой синтеза ранее разобщённых теоретич. и прикладных исследований в области биологич. наук. В частности, достигнутые в 10-20-е гг. успехи в выведении гибридов кукурузы и др. с.-х. культур позволили резко увеличить их урожайность. Опыты Мёллера по индуцированию мутаций рентгеновскими лучами (1927; Нобелевская пр., 1946) привели к созданию радиац. генетики. В области экологии растений в 20-30-е гг. выделялись работы Ф. Клементса и его школы. Были избраны иностр. чл.-корр. АН СССР биологи Г. Осборн (1923), Г. Нил (1924), иностр. почётными членами АН СССР Ч. Уол-котт (1925), Л. Хоуард (1930).


Развитие естественных и технических наук с 30-х гг. 20 в. В 1929-33 в связи с экономич. кризисом произошло нек-рое сокращение науч. исследований. Последовавшее за кризисом усиление централизации произ-ва и капитала сопровождалось ростом заинтересованности монополий в науч. исследованиях и основанием новых частных фондов, в т. ч. наиболее крупного из них - фонда Форда (осн. в 1936), а также фондов Келлога (1930), Слоуна (1934) и др. Увеличилось гос. субсидирование науки. После 1933 в США из Европы иммигрировали бежавшие от фаш. режимов выдающиеся учёные: X. Бете, H. Бор, К. Гёдель, Л. Силард, Э. Ферми, О. Штерн, А. Эйнштейн и MH. др., сыгравшие значит, роль в развитии амер. науки. Это обстоятельство способствовало тому, что ко времени вступления США во 2-ю мировую войну 1939-45 (дек. 1941) науч. потенциал страны повысился прежде всего в области фундаментальных наук, особенно физики.

В 30-40-е гг. в математике большую известность получили работы Дж. Неймана по функциональному анализу, теории игр и матем. физике, К. Гёделя по матем. логике и теории множеств, H. Винера по матем. анализу, теории вероятностей, теории электрич. сетей, кибернетике. Проблемы прочности, устойчивости и вибрации разрабатывал С. П. Тимошенко (иностр. чл.-корр. АН СССР с 1928). Осн. идеи теории информации были сформулированы в работах К. Шеннона. Вопросы звёздной спектроскопии и эволюции звёзд исследовались О. Струве. Изучению космич. лучей были посвящены работы А. Комптона, P. Милликена, а также К. Андерсона, открывшего в космич. лучах позитроны (1932; Нобелевская пр., 1936) и мюоны (1936; совм. с С. Неддермейером). В 40-е гг. Нобелевские пр. по физике получили: П. Бриджмен за исследования по физике высоких давлений (1946), О. Штерн за открытие магнитного момента протонов (1943), И. Раби за разработку резонансного метода определения магнитного момента протонов и дейтронов (1944). P. Оппенгеймер и M. Филлипс в 30-е гг. дали объяснение реакций, происходящих при соударении дейтронов с атомным ядром. Большое значение для развития атомной физики имело появление ускорителей заряжённых частиц. В 1930 Э. Лоуренс (иностр. почётный член АН СССР с 1942) предложил идею циклотрона и создал его модель (Нобелевская пр., 1939), в 1940 Д. Керст построил бетатрон. В 1945 Э. Макмиллан (несколько позже, чем В. И. Векслер в СССР) разработал идею автофазировки, на основе к-рой были построены синхротроны и др. типы резонансных ускорителей. В 1932 Г. Юри спектрально открыл дейтерий (Нобелевская пр., 1934). Г. Льюис в 1933 получил (совм. с P. Mакдональдом) тяжёлую воду и выделил в чистом виде дейтерий. В 1939 был выделен тритий (Л. Альварес; Нобелевская пр., 1968, за исследования в области элементарных частиц). У. Ф. Джиок разработал методы измерения сверхнизких темп-р и изучения термодинамических свойств веществ при сверхнизких темп-pax (Нобелевская пр., 1949). Л. Полингу (иностр. почётный чл. АН СССР с 1958) принадлежат фундаментальные труды по природе хим. связи (Нобелевская пр. в области химии, 1954; Нобелевская пр. мира, 1962). Э. А. Дой-зи вскрыл химическую природу ряда

Гормонов, антибиотиков и витаминов (Нобелевская пр., 1943). Способность ферментов к кристаллизации была открыта Дж. Самнером (Нобелевская пр., 1946), Дж. Нортроп и У. Стэнли разработали способ получения химически чистых ферментов и вирусных белков (Нобелевская пр., 1946). А. Винер и К. Ландштейнер в 1940 открыли резус-фактор у человека. К. и Г. Кори исследовали углеводный обмен у животных (Нобелевская пр., 1947). Из культур микроорганизмов были выделены в чистом виде антибиотики: ти-ротришга - P. Дюбо, 1939; стрептомицин - 3. Ваксман, 1944 (Нобелевская пр., 1952). Исследования проблем биологич. развития в трудах ботаников Э. Синнотта, Дж. Стеббинса, зоологов T. Добжанского, Э. Майра, Дж. Симпсона, А. Стёртеванта и др. способствовали объединению хромосомной генетики с проблематикой филогенеза и экологии популяций и созданию синтетич. теории эволюции. В нач. 30-х гг. H. Л. Боуэн, X. Йодер, С. Тилли и др. выступили с гипотезой существования одной базальтовой магмы; начались экспериментальные исследования происхождения различных магматич. и метаморфич. пород. Развитию нефт. геологии способствовали труды Ф. Смита, П. Траска, Ф. Ван-Тайла, А. Леворсена, Дж. Ханта и др. Проведены исследования по географии почв (К. Ф. Марбут и др.), климатологии (Г. Ландсберг и др.). В 1933 "Администрация долины Теннесси" разработала комплексную науч. программу, в ходе выполнения к-рой на территории ок. 100 тыс. км2 проведены ресурсоведческие, гидрологич., агрономич. и экологич. наблюдения.

Принципиально новые направления появились в сфере прикладных исследований и разработок. В 1931-32 создан иконоскоп - первая передающая телевизионная трубка с накоплением электрич. зарядов (В. К. Зворыкин); в 1945- 946 построена первая электронная цифровая вычислительная машина. В 1931 разработан способ получения хлоропренового каучука (пром. произ-во с 1942), в 1937 - найлона (У. Карозерс, пром. произ-во с 1939). Широко велись работы военного значения: по получению высокооктанового горючего, усовершенствованию термических и хим. методов обработки брони, самолётостроению (1939-41 - однороторные вертолёты И. Сикорского; 1942 - полёт первого в США самолёта с турбореактивным двигателем). Исследования в области авиации, развёрнутые в 40-е гг., привели впоследствии к созданию в США обширного парка разнообразных по типам и назначению самолётов. В годы 2-й мировой войны крупнейшие науч. силы США (в т. ч. Альварес, Комптон, Лоуренс, Оппенгеймер, Юри и др., а также Силард, Ферми и ряд др. физиков-иммигрантов из европ. стран) участвовали в проекте "Манхаттан" - разработке атомных реакторов (первый пущен в 1942) и атомной бомбы (1945).

После войны милитаризация науки и техники усилилась. Продолжалась разработка ядерного оружия. В 1954 была взорвана водородная бомба. Активизировались исследования в области хим., бактериологич. и др. видов оружия массового уничтожения. Развернулись работы по ракетной технике, на развитие к-рых оказал влияние захват амер. войсками ведущих нем. специалистов во главе с В. фон Брауном. Из разгромленной Германии были вывезены тысячи специалистов и св. 1 млн. запатентованных и незапатентованных изобретений по всем отраслям науки и техники.

Исследоват. работы ведутся практически во всех областях и направлениях совр. науки и техники. Нобелевские пр. по физике получили: Ф. Блох и Э. Пёрселл за открытие ядерного магнитного резонанса в твёрдых телах (1952), У. Лэмб за обнаружение сдвига уровней энергии в спектрах атомов водорода и дейтерия (1955), П. Куш за измерение магнитного момента электрона (1955), Э. Сегре и О. Чемберлен за экспериментальное открытие антипротона (1959), Д. Глазер за разработку пузырьковой камеры (1960), P. Хофстедтер за определение формы и размера нуклонов (1961), M. Гёпперт-Майер за создание оболочечной модели ядра (1963), Ю. Вигнер за исследование ядерных взаимодействий (1963), Ю. Швингер и P. Фейнман за работы по основам квантовой электродинамики (1965), X. Бете за исследования источников внутризвёздной термоядерной энергии (1967), M. Гелл-Ман за труды по систематике элементарных частиц (1969), Дж. Бардин, Л. Купер, Дж. Шриффер за развитие теории сверхпроводимости (1972), А. Джайевер и Л. Эсаки за исследования туннельного эффекта (1973). В 1948 Дж. Бардин, У. Браттейн, У. Шокли создали первый транзистор (Нобелевская пр., 1956). Широкое применение получили новые типы быстродействующих ЭВМ. В 1955 Ч. Таунс (одновременно с A. M. Прохоровым и H. Г. Басовым в СССР) создал первый молекулярный квантовый генератор (Нобелевская пр., 1964). В 1955 построена первая подводная лодка с атомным реактором, в 1960 атомное товаро-пассажирское судно, в 1957 (на 3 года позже, чем в СССР) атомная электростанция. Нобелевские пр. в области химии получили: Э. Макмиллан и Г. Сиборг за открытие и исследование трансурановых элементов (1951), У. Либби за разработку радиоуглеродного метода определения абс. возраста органич. остатков и археологич. образцов (1960), Р.Вудворд за синтез биологически важных органич. соединений (1965), P. Малликен за исследования хим. связи методом молекулярных орбиталей (1966), Л. Онсагер за вклад в термодинамику необратимых процессов (1968), П. Флори за исследования растворов полимеров (1974). Нобелевские пр. получили биохимики: Ф. Липман (1953), С. Очоа и А. Корнберг (1959), К. Анфинсен, С. Мур, У. Стайн (1972) за исследования химии и механизма действия ферментов, В. Дю Виньо (1955) и Э. Сазерленд (1971) за синтез и изучение механизма действия гормонов, Дж. Эдельман за открытия в иммунологии (1972), M. Калвин за исследования химизма фотосинтеза (1961), К. Блох за изучение биосинтеза холестерина и жирных кислот (1964); в области молекулярной биологии Нобелевские пр. получили: Дж. Бидл и Э. Тейтем за исследования генетич. регулирования биохим. процессов (1958), Дж. Ледерберг за работы по генетике бактерий (1958), Дж. Уотсон за раскрытие молекулярной структуры ДНК (1962), X. Корана, M. Ниренберг, P. Холли за расшифровку генетич. кода (1968), Дж. Паладе и К. Дуве за работы по структуре и функции клетки (1974), Дж. Эндерс, T. Уэллер, Ф. Роббинс (1954) и M. Дельбрюк, А. Херши, С. Лурия (1969) за исследования вирусов. Химизм проведения нервного импульса был исследован Дж. Аксельродом (Нобелевская пр., 1970), продолжившим работы Г. Гассера и Дж. Эрлангера (Нобелевская пр., 1944). В области медицины Нобелевские пр. получили: M. Тейлер за исследование вируса жёлтой лихорадки и создание вакцины против неё (1951), Д. Ричарде и А. Курнан за разработку метода катетеризации сердца (1956), Ч. Хаггинс и Ф. Роус за исследования по проблеме рака (1966), Д. Бекеши (1961) за работы по физиологии слуха, X. Хартлайн и Дж. Уолд (1967) за работы по физиологии зрения. Важное значение в связи с возрастающим пром. загрязнением и нерациональным использованием природных ресурсов придаётся исследованиям в области охраны природы и экологии человека (Д. Медоус и др., "Пределы роста", 1972).

С кон. 40-х гг. развернулось комплексное изучение Мирового океана. Г. Стомл предложил (1955) новую теорию морских течений и общей циркуляции вод океанов; известность получил его труд о Гольфстриме (1963). Изучаются минеральные богатства океана (Д. Л. Меро и др.), ведутся исследования по мор. геологии (Г. У. Менард, Ф.П. Шипард, Б. К. Хейзен, M. Юинг и др.), химии океана (Д. Э. Фишер, P. X. Флеминги др.), биологии океана (Дж. Д. Айзеке, В. M. Чапмен и др.). В течение Междунар. геофизич. года произведена съёмка и составлен полный атлас Атлантич. ок.

Проводятся обширные космич. исследования. В 1958 запущен первый амер. ИСЗ; в 1962 Дж. Гленн совершил первый в США орбитальный полёт; в результате осуществления программы "Аполлон"в 1969 H. Армстронг и Э. Олдрин впервые совершили посадку и выход на Луну (всего по программе "Аполлон" совершено 9 пилотируемых полётов к Луне, в т. ч. 6 с выходом на её поверхность); запускаются автоматич. межпланетные станции к Марсу, Венере, Меркурию, Юпитеру, Сатурну (см."Маринер","Пионер"); проведена серия работ (со сменой экипажей) на орбитальной станции "Скайлэб", ведётся разработка транспортных космич. кораблей многоразового использования и др. (см. Космонавтика). Получена новая информация о Венере, Марсе, Юпитере; составлены спец. карты поверхности Луны, с помощью инструмент, исследований изучены плотность, состав и происхождение её коры. В 1975 осуществлён первый совместный полёт со стыковкой на околоземной орбите сов. и амер. космич. кораблей "Союз" и "Аполлон" по программе ЭПАС. Выполняются различные комплексные долговременные проекты (программы), требующие для осуществления участия большого числа орг-ций и специалистов MH. профилей. Кроме космич. проекта "Аполлон", к ним относятся программы арктич., глобальных атмосферных, океанографич. исследований, амер. часть Междунар. биологич. программы, проекты, предназначенные для развивающихся стран, - выведение в 60-х гг. высокоурожайных сортов зерновых культур, т. н. зелёная революция (H. Борлоуг, Нобелевская пр. мира, 1970) и др. Ведутся комплексные исследования по программе глубоководного океанич. бурения (н.-и. судно чГломар Челленджер"). Получен материал для решения вопросов о строении осадочного слоя океанич. земной коры, о планетарной биостратиграфич. корреляции и геол. истории океанов. Разрабатывается "новая глобальная тектоника". В связи с энергетич. кризисом с 1974 началось осуществление проекта "Независимость", цель к-рого - удовлетворение в 80-х гг. энергетич. потребностей страны за счёт собств. ресурсов. Полная стоимость н.-и. и др. работ по этому проекту св. 20 млрд. долл., из к-рыхок. 25% ассигнуется на работы по добыче и использованию (газификация и гидрогенизация) угля, ок. 22% - по ядерной энергетике, гл. обр. по созданию реакторов-размножителей на быстрых нейтронах (жидкометаллич. и газовых), ок. 20%- по разведке, добыче и использованию нефти и природного газа, ок. 17,5% - по эффективному использованию энергоресурсов (совершенствование энергосетевого оборудования, передача электроэнергии, разработка МГД-генераторов и высокотемпературных газовых турбин и др.), ок. 11% - по использованию термоядерной, геотермальной, солнечной и др. видов энергии.

Б. А. Старостин.

Научные учреждения. H.-и. и опытно-конструкторские работы (НИОКР) проводят св. 11 тыс. частных фирм, гл. обр. промышленных; ок. 700 учреждений федерального пр-ва; 400 частных и полугосударств. НИИ т. н. бесприбыльного типа; большинство гос. и частных высших уч. заведений, среди к-рых ок. 600 осуществляют исследования по естеств., точным и технич. наукам. В 1972 насчитывалось 769 нац. науч. и технич. об-в (вузы и об-ва также имеют статус некоммерч. науч. орг-ций, т. е. формально обязаны обращать свои не облагаемые налогом доходы, напр, получаемые от выполнения заказов на НИОКР, только на развёртывание деятельности в сфере науки и образования; фактически деятельность подобных организаций подчинена законам функционирования капитала и производству прибыли).

Для программ НИОКР характерна практич. направленность и упор на пром. освоение их результатов: из всех расходов (34 млрд. долл. в 1975, оценка) 12% идёт на фундаментальные, 23% - на прикладные исследования, 65% -на опытно-конструкторские и технологические разработки. Средний срок выполнения крупных программ по решению принципиально новых научно-технических проблем - 5-10 лет, а по созданию новых промышленных товаров на базе известных или видоизменённых принципов - до 2-3 лет. Противоречия капиталистич. организации и эксплуатации науки, связанные с её подчинённостью целям извлечения прибыли, стихией рынка, дублированием программ, их милитаризацией, инфляцией, безработицей, снижают рациональное развитие и использование науч. ресурсов; по мнению ряда амер. экспертов, более половины науч.-технич. программ крупных компаний не завершается коммерч. успехом. Тем не менее наука считается важным фактором экономич. роста, вложения в промышл. НИОКР обычно окупаются за 3-5 лет и дают высокие прибыли. Каждые 4 года продукция отраслей рбрабат. пром-сти обновляется на 15-20%, повышение науч.-технич. уровня произ-ва обусловливает до 75% прироста производственных мощностей пром-сти и не менее половины прироста валового национального продукта. Важное значение придаётся совершенствованию науч.-технич. информации; гос., частные и университетские информац. службы хорошо оснащены, на них расходуются сотни млн. долл., однако в единую нац. систему науч,-технич. информации они не интегрированы. Совр. структура организации науки характеризуется ростом многообразных форм roc.-монополистич. регулирования, развивающихся на базе ускоряемых науч.-технич. революцией процессов капиталистич. обобществления произ-ва.

В страде нет единого центра по руководству науч. учреждениями, однако высшие органы гос. власти всё активнее участвуют в формировании науч.-технич. политики и контроле над ней. Федеральное пр-во с санкции конгресса финансирует более половины всех НИОКР (21,7 млрд. долл. в 1976 финансовом году). Значительную роль в формировании науч. политики играют Нац. науч. фонд (осн. в 1950), служащий для финансирования и регулирования науч. деятельности (гл. обр. в области фундаментальных наук), подготовки науч. кадров и развития научной информации, Национальная академия наук США, Национальная академия инженерных наук, Амер. ассоциация за прогресс науки и Амер. совет познавательных обществ. Важную роль в решении острых проблем государственного значения играют чрезвычайные целевые программы НИОКР (напр., атомный проект "Манхаттан", космический - "Аполлон", энергетический -"Независимость" и др.), позволяющие сосредоточить крупные силы и средства федеральных орг-ций, фирм, ун-тов и ин-тов. Подобная форма организации науч. деятельности имеет особое значение в условиях отсутствия общегос. планирования науки, стихийности науч.-технич. прогресса.

Наиболее крупные фонды на НИОКР среди гос. орг-ций имеет Мин-во обороны (10,2 млрд. долл. в 1976), к-рому принадлежит св. 100 н.-и. и экспериментальных центров (св. 100 тыс. сотрудников), в т. ч. "МИТРЕ корпорейшен" (г. Бедфорд, шт. Массачусетс, св. 2 тыс. чел., автоматизированные системы управления), "Рэнд корпорейшен" (г. Санта-Моника, шт. Калифорния, св. 1 тыс. чел., воен. стратегия, экономика, техника); значит, часть воен. НИОКР осуществляется др. ведомствами. Крупными науч. учреждениями располагает Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства (HACA) (бюджет 3,5 млрд. долл. в 1976), среди них: Эймский н.-и. центр (г. Маунтин-Вью, шт. Калифорния, ок. 3 тыс. чел., физика, биология, химия, системы управления); Лаборатория реактивных двигателей, управляемая по контракту Калифорнийским технологич. ин-том (г. Пасадена, св. 5 тыс. чел., автоматич. космич. аппараты); н.-и. центр Лэнгли (г. Хэмптон, шт. Виргиния, св. 4 тыс. чел., ракетно-космич. техника) и др. Управлению энергетич. исследований и разработок (до 1975 Комиссии по атомной энергии, бюджет 2,8 млрд. долл. в 1976) принадлежат: Аргоннская нац. лаборатория, управляемая Чикагским ун-том (св. 5 тыс. чел., физика, биология, реакторы); Радиац. лаборатория им. Лоурейса, управляемая Калифорнийским ун-том (гг. Беркли и Ливермор, ок. 9 тыс. чел., физика, химия, биология, ядерное оружие, управляемый термоядерный синтез); Лос-Аламосская н.-и. лаборатория, управляемая Калифорнийским ун-том (г. Лос-Аламос, шт. Нью-Мексико, св. 4 тыс. чел., физика, химия, биология, материаловедение, криогенная техника; здесь в конце 2-й мировой войны были разработаны первые атомные бомбы); лаборатория Сандия (г. Альбукерк, шт. Нью-Мексико, св. 8 тыс. чел., физика, химия, геология, океанография, технич. науки); Окриджская нац. лаборатория, управляемая фирмой "Юнион карбайд" (г. Ок-Ридж, шт. Теннесси, св. 5 тыс. чел., реакторостроение, применение изотопов); Брукхейвенская нац. лаборатория и др. Значит, сеть ин-тов и лабораторий имеет Мин-во здравоохранения, просвещения и социального обеспечения (н.-и. бюджет ок. 2,3 млрд. долл. в 1975/76), в т. ч. ин-ты общей медицины, педиатрии, онкологии, кардиологии, артрита, неврологии, аллергии, стоматологии и др. Мин-во торговли ведает Нац. бюро стандартов (г. Гейтерсберг, шт. Мэриленд, св. 4 тыс. чел.). Имеется разветвлённая сеть лабораторий и опытных станций, подчинённых Мин-ву с. х-ва, штатам и университетам. К гос. учреждениям примыкает и формально имеющий статус корпорации Смитсоновский ин-т (г. Вашингтон), ведущий работы во MH. областях естествознания.

Осн. часть н.-и. и экспериментальной базы принадлежит частному сектору, где осваивается 85% всех расходов на опытно-конструкторские и технологич. разработки, 55% на прикладные и 16% на фундаментальные исследования. Практически все крупные пром. фирмы имеют н.-и. и опытные центры и лаборатории, при этом более 60% объёма НИОКР в пром-сти сконцентрировано в центрах и лабораториях 30 монополий, гл. обр. электротехнич., авиаракетно-космич., маш.-строит, и химических. Крупный науч.-технич. центр - комплекс н.-и. ин-тов и лабораторий "Белл" монополии "Американ телефон энд телеграф" (штаб-квартира в г. Марри-Хилл, шт. Нью-Джерси, 17 тыс. чел., в т. ч. 2 тыс. докторов и ок. 6 тыс. магистров и бакалавров наук; бюджет св. 0,5 млрд. долл. в 1974; физика, химия, металловедение, электроника). Крупнейшая монополия по разработке, произ-ву и обслуживанию ЭВМ и оргтехники - "ИБМ" располагает 32 н.-и. и др. центрами, в к-рых занято 20 тыс. чел. (в т. ч. 4 тыс. в странах Зап. Европы), ежегодные расходы на НИОКР - св. 700 млн. долл. Хим. монополия "Дюпон де Немур" ежегодно расходует на НИОКР св. 250 млн. долл., имеет св. 50 науч. и опытных лабораторий с 3 тыс. науч. работников и инженеров; гл. направления её НИОКР - открытие новых явлений в химии, разработка новой продукции и технологии, улучшение технико-экономич. показателей деятельности компании. В целом обрабат. пром-сть затрачивает на НИОКР суммы, эквивалентные 2,5% стоимости реализованной продукции, или св. 50% объёма новых капиталовложений. Часть фирм и ин-тов (коммерч. и некоммерч.) целиком специализировалась на проведении НИОКР -напр., "Артур Д. Литл" (г. Кембридж, шт. Массачусетс, ок. 2 тыс. чел., организация и управление, информац. системы, химия, физика, биология, металлургия, приборостроение, воен. дело); Баттслевский ин-т (г. Колумбус, шт. Огайо, OK 6 тыс. чел., химия, физика, технич. науки, с. X-BO, конъюнктура рынков); Станфордский ин-т (г. Пало-Альто, шт. Калифорния, ок. 3 тыс. чел., биология, химия, физика, воен. техника, социально-экопомич. науки). Для внедрения изобретений в произ-во были созданы специализированные фирмы ("Ксерокс" "Поляроид", "Диджитал эквипмент корпорсйшсн" и др ), а также науч пром терр комплексы, включающие лаборатории и предприятия фирм, гос науч учреждения и ун ты, напр Станфордский н и парк (р н г Пало Альто, шт Калифорния, 17 тыс чел , на территории 300 га размещены и взаимодействуют науч пром подразделения фирм "Дженерал электрик", "Локхид эркрафт", "Вэриан ассошиэйтс", "Хью летт Паккард", Станфордский ун т, Станфордский линейный ускоритель и др )

Ун-ты и колледжи выполняют 61% объема фундаментальных и 13% прикладных исследований, концентрируют 65% докторов наук Они осуществляют науч консультирование гос орг ций и частных фирм, служат центрами по распространению и обмену науч технич знаниями Основные и лучшие н и ресурсы сосредото ены в относитечьно небольшом числе вузов на долю лишь 20 ун тов приходится 30% объема вузовских НИОКР К числу вузов с наиболее крупными н и программами относятся (в скобках указаны расходы на НИОКР, млн долл , 1974) Массачусетсский технологич ин т (132), Висконсинский ун т, г Мадисон (86), Мичиганский ун т (63), Калифорнийский ун-т (г Сан-Диего - 67 г Бер кли - 58, г Лос Анджелес - 50), Гарвар ч кий ун т (58), Корнеллский ун т (57) Колумбийский ун т (56), Станфордский ун т (54), Миннесотский ун т (60), Вашингтонский ун т (57), Чикагский ун т (53) H и бюджеты ун тов формируются за с"ет поступлений по контрактам и субсидиям от федерального пр ва, властей штатов, фирм, а также за счет собственных средств вузов и пожертвованных сумм Ун-ты и их объединения управляют рядом крупных науч центров, в т ч над лабораторией в г Батейвия (близ Чикаго) с ускорителем про