загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна,окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ПРОМЫШЛЕННОМ, ЖИЛОМ И НЕ ТОЛЬКО...:
ПОНЯТИЯ:

МОНТАЖ (франц. montage - подъём установка, сборка, от monter - поднимать), сборка и установка сооружений конструкций, технологического оборудования агрегатов, машин (см. Сборка машин, аппаратов, приборов и др. устройств и готовых частей и элементов.
МОНТАЖ в строительстве - основной производственный процесс, выполняемый при возведении зданий и сооружений или и реконструкции, в результате которого устанавливают в проектное положение строительные конструкции, инженерное технологическое оборудование и др. МОНТАЖ технологического оборудования включает также присоединение его к источникам энергоснабжения системам очистки и удаления отходов оснащение приборами, средствами автоматизации и контроля
.


СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ в СССР, организационно обособленные производственно-хозяйственные единицы, основным видом деятельности которых является строительство новых, реконструкция, капитальный ремонт и расширение действующих объектов (предприятий, их отдельных очередей, пусковых комплексов, зданий, сооружений), а также монтаж оборудовани я. К государственным СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ относятся строительные и монтажные тресты (тресты-площадки, тресты гор. типа, территориальные, союзные специализированные тресты); домостроительные, заводостроительные и сельские строительные комбинаты; строительные, (монтажные) управления и приравненные к ним организации (напр., передвижные механизированные колонны, строительно-монтажные поезда и др.).
ПРОЕКТИРОВАНИЕ (от лат. projectus, буквально - брошенный вперёд), процесс создания проекта - прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния. Различают этапы и стадии ПРОЕКТИРОВАНИЯ, характеризующиеся определённой спецификой. Предметная область ПРОЕКТИРОВАНИЯ постоянно расширяется. Наряду с традиционными видами ПРОЕКТИРОВАНИЯ (архитектурно-строительным, машиностроительным, технологическим и др.) начали складываться самостоятельные направления ПРОЕКТИРОВАНИЯ человеко-машинных систем (решающих, познающих, эвристических, прогнозирующих, планирующих, управляющих и т. п.) (см. Система "человек и машина"), трудовых процессов, организаций, экологическое, социальное, инженерно-психологич., генетическое ПРОЕКТИРОВАНИЕ и др. Наряду с дифференциацией ПРОЕКТИРОВАНИЯ идёт процесс его интеграции на основе выявления общих закономерностей и методов проектной деятельности.
ПРОМСТРОЙПРОЕКТ, проектный институт в ведении Госстроя СССР. Находится в Москве. Организован в 1933. В составе института архитектурно-строительные и конструкторские отделы; ПРОМСТРОЙПРОЕКТ возглавляет объединение "Союзхимстройниипроект" с проектными институтами в Киеве, Ростове-на-Дону, Тольятти, Алма-Ате. Разрабатывает проекты (архитектурно-строительные и сан.-технич. части) производственных зданий и сооружений крупнейших промышленных предприятий автомобильной, машиностроит., металлургич., химич. и др. отраслей пром-сти; схемы генеральных планов пром. узлов и упорядочения существующих пром. районов; мероприятия по повышению уровня индустриализации строительтсва за счёт унификации и типизации зданий, сооружений и конструкций и внедрения эффективных строит. материалов; нормативные документы и методич. указания по проектированию пром. зданий и сооружений. Периодически публикует реферативную информацию "Строительное проектирование промышленных предприятий". Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1958)

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

станиям. Из 62 С., возникших в ходе революции, 47 возглавлялись и находились под влиянием большевиков, 10 - были меньшевистскими, 1 - эсеровским. Большевики составляли руководящее ядро в Иваново-Вознесенском, Костромском, Екатеринбургском, Самарском, Читинском, Красноярском,

Мотовилихинском (около Перми) и др. С., руководимые большевиками, действовали как революц. власть. С поражением Революции 1905-07 С. прекратили своё существование.

Опыт С. 1905-07 сыграл огромную роль в Февральской буржуазно-демократической революции 1917 и Великой Октябрьской социалистической революции. В ходе Февр. революции 1917 созданные повсеместно С. явились органами революц.-демократич. диктатуры пролетариата и крестьянства. В отличие от 1905, как правило, создавались единые С. рабочих и солдатских депутатов. Возникли и С. крест, депутатов (губернские, уездные, волостные). На фронтах функции С. выполняли полковые, дивизионные, корпусные, армейские, фронтовые и др. к-ты (см. Солдатские комитеты). В Cp. Азии летом 1917 стали создаваться выступавшие в тесной связи с С. рабочих и солдатских депутатов С. мусульм. рабочих депутатов, представлявшие пролетариат, гор. бедноту, ремесленников коренных национальностей.

В марте 1917 только в губ., уездных городах и пром. центрах существовало ок. 600 С. рабочих и солдатских депутатов. Всего накануне Окт. революции действовало 1429 С. рабочих, солдатских и крест, депутатов, 33 С. солдатских депутатов, 455 С. крест, депутатов. Депутаты избирались на общих собраниях рабочих на предприятиях, солдат - в воинских частях, волостные и сельские С.- на сходках крестьян. Первым был создан Петрогр. С. рабочих и солдатских депутатов (27 февр.), выполнявший фактически роль Всероссийского С. Как и в подавляющем большинстве С. страны, руководство в нём захватили меньшевики и эсеры. Большевистская партия была ослаблена жестоким полицейским террором. Меньшевики же и эсеры, стоявшие на позициях "оборончества", находились в сравнительно благоприятных условиях. Изменения, происшедшие в составе рабочего класса (взамен мобилизованных на фронт кадровых рабочих на произ-во пришли крестьяне и мелкая буржуазия), активизация мелкобурж. слоев населения способствовали усилению влияния на массы эсеров и меньшевиков. На составе Советов сказался порядок их образования: крупные заводы избирали по одному депутату на тысячу рабочих, мелкие - по одному депутату от предприятия. С. сразу же начинали действовать как власть трудящихся наряду с бурж. Временным пр-вом и вопреки ему. Ленин в "Апрельских тезисах" сформулировал вывод о необходимости создания в России республики С. как гос. формы диктатуры пролетариата и выдвинул лозунг "5ся власть Советам!".

С февр. по окт. 1917 С. в своём развитии прошли 3 этапа. Первый этап (февр.- июль) характеризовался двоевластием, возможностью мирного перехода всей власти в руки С. Но эсеро-меньшевистские руководители С. в Июльские дни 1917 добровольно передали власть буржуазии, считая, что революция в России не может выйти за рамки буржуазной; они рассматривали С. как врем, орг-ции, нужные только до созыва Учредительного собрания. Большевики, ведя огромную политич. работу в массах, разоблачая предательство соглашателей, ставили задачу завоевать в С. большинство, установить единовластие С. Второй этап - после Июльского кризиса, когда вся власть перешла в руки буржуазии, двоевластие окончилось. Мирный переход власти к С. стал невозможен, т. к. С. превратились в придаток бурж. Врем, пр-ва. Шестой съезд РСДРП(6) по предложению Ленина временно снял лозунг "Вся власть Советам!" и нацелил партию и рабочий класс на подготовку вооруж. восстания против Врем, пр-ва. Третий этап - от разгрома корниловского мятежа (в сент.) до победы Окт. революции. Революц. подъём в период борьбы с корниловщиной ускорил процесс большевизации С., трудящиеся стали заменять в С. дискредитировавших себя эсеров и меньшевиков большевиками. 31 авг. (13 сент.) Петрогр. С., 5(18) сент. Моск. С. приняли большевистские резолюции о власти. На местах начались перевыборы С., в ходе к-рых большевики завоевали в С. большинство. Партия вновь выдвинула лозунг "Вся власть Советам!", к-рый теперь означал переход власти к большевистским С. путём вооруж. восстания и установления диктатуры пролетариата.

С победой Окт. революции ленинская идея республики С. была претворена в жизнь. Решением Второго Всероссийского съезда Советов рабочих и солдатских депутатов вся власть в стране перешла к С. рабочих, солдатских и крест, депутатов, ставших политич. основой социалистич. гос-ва рабочих и крестьян и действующих под рук. Коммунистич. партии. Сов. республика явилась гос. формой диктатуры пролетариата, формой социалистич. государственности, высшим типом демократии.

С. рабочих и солдатских депутатов стали властью в городах, а С. крест, депутатов - на селе. Большевизация С. в деревне проходила медленнее, чем в городах. Осенью 1917 большинство С. крест, депутатов находилось под влиянием эсеров. Это определило состав Чрезвычайного Всероссийского съезда Советов крестьянских депутатов [10 нояб.-25 нояб. (23 нояб.-8 дек.)] и Второго Всероссийского съезда Советов крестьянских депутатов [26 нояб.- 10 дек. (9-23 дек.)]. Но большевики, поддержанные левыми эсерами, добились признания этими съездами всех декретов Сов. власти и необходимости объединения С. рабочих, солдатских и крест, депутатов. Слияние Центр, исполнит, к-тов С. крест, депутатов и С. рабочих и солдатских депутатов, а затем слияние в янв. 1918 Третьего Всероссийского съезда Советов крестьянских депутатов с Третьим Всероссийским съездом Советов рабочих и солдатских депутатов ускорило процесс объединения С. на местах: к марту 1918 он в основном завершился. Возникла единая система С., в к-рой нашёл организационное оформление высший принцип диктатуры пролетариата - союз рабочего класса и крестьянства. После принятия 15(28) янв. 1918 декрета о создании Рабоче-Крестьянской Красной Армии С. стали называться Советами рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов.

Система С. впервые была закреплена в Конституции РСФСР 1918 (см. Конституции советские), принятой Пятым Всероссийским съездом Советов. Эта система включала Всероссийский съезд Советов, областные, губернские, уездные и волостные съезды С. и С. городов, посёлков, сёл, деревень (см. Съезды Советов), а в период между съездами - ВЦИК

РСФСР - исполкомы С. Правом избирать и быть избранным пользовались независимо от вероисповедания, национальности, оседлости все граждане РСФСР, достигшие 18 лет и занимавшиеся общественно полезным трудом, солдаты, матросы. Лишение избират. прав было вызвано упорной борьбой врагов Сов. власти. Лишались избират. прав лица, использовавшие наёмный труд с целью извлечения прибыли, жившие на нетрудовой доход, частные торговцы, монахи, священнослужители, служащие и агенты б. полиции, жандармерии и охранных отделений, члены царствовавшего в России дома, а также умалишённые, душевнобольные, состоявшие под опекой, и осуждённые за корыстные и иные порочащие преступления (см. Конституция РСФСР, 1918, ст. 65). Коммунистич. партия руководила деятельностью С. через парт, фракции, создававшиеся во всех сов. органах. "Свои решения,- указывалось в резолюции Восьмого съезда РКП(б),- партия должна проводить через советские органы, в рамках Советской конституции. Партия старается руководить деятельностью Советов, но не заменять их" ("КПСС в резолюциях...", 8 изд., т. 2, 1970, с. 77).

Развитие системы С. шло в тесной связи с нац. гос. строительством. С образованием в РСФСР авт. республик и областей их местные С. объединялись съездами С. автономий. В суверенных сов. республиках (Украина, Белоруссия и др.) высшим звеном системы С. явились республиканские съезды С., избиравшие ЦИК республик. Через систему С. нац. республик и областей обеспечивалось прямое и широкое участие трудовых масс всех национальностей в гос. управлении. С. стали примером для трудящихся зарубежных стран. В ходе революц. подъёма, начавшегося в Зап. Европе под влиянием Окт. революции, рабочие Венгрии, Германии, Австрии, Чехословакии стали создавать орг-ции по типу С. В кон. 20-х гг. возникли Советы в Китае. Ленин отмечал, что междунар. значение С. не предполагает точное их копирование в др. странах - "Советский тип, еще не Советы, как они существуют в России, но советский тип становится международным" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 38, с. 159).

С образованием в 1922 Союза CCP в системе С. произошли изменения, отразившие структуру многонац. союзного гос-ва и закреплённые в Конституции СССР 1924 и конституциях союзных республик. Верховным органом гос. власти стал Всесоюзный съезд Советов, в период между съездами высшим органом власти являлся Центральный исполнительный комитет СССР. Верховными органами власти в союзных и авт. республиках были съезды Советов (в период между съездами - избиравшиеся ими ЦИК), местными органами власти - краевые, областные, губернские, окружные, уездные, районные и волостные съезды С. (в период между ними - их исполкомы). Народы СССР (большинство впервые в истории) создали свою нац. государственность на основе С. В связи с изменением адм.-терр. деления осуществилась перестройка сов. органов.

Советы вовлекали в гос. и обществ, работу широкие массы. Рост политич. активности трудящихся наглядно проявлялся при проведении выборов в Советы. В процессе ликвидации частнохозяйственного сектора и дальнейшей демократизации избират. системы в 30-х гг. резко уменьшилось количество лиц,·· лишённых избират. права; в 1923 в городах было 8,2% лишённых прав, в 1934 - 2,4% . E. Г. Гимпельсон.

Конституция СССР 1936, принятая Чрезвычайным восьмым съездом Советов СССР, отразила социальные и экономич. изменения, произошедшие в стране в результате социалистич. строительства после принятия Конституции СССР 1924. Конституция СССР 1936 закрепила ноьую систему органов гос. власти в центре и на местах, преобразовала Советы рабочих, крест, и красноармейских депутатов в Советы депутатов трудящихся, что отразило морально-политич. единство сов. общества, состоявшего из двух дружеств. классов - рабочего класса и колх. крестьянства - и трудовой интеллигенции. В связи с ликвидацией эксплуататорских классов в СССР все ограничения в избират. правах были отменены, были введены всеобщие, равные и прямые выборы при тайном голосовании. Все звенья С. избираются непосредственно избирателями по норме представительства, установленной Конституцией и Положением о выборах в Советы.

С. по своей сущности - глубоко интернациональные гос. организации, сочетающие общие интересы сов. народа в целом с нац. специфич. интересами больших и малых наций и народностей. С. отражают социалистич. демократизм сов. гос. системы прежде всего тем, что все они снизу доверху избираются на основе последовательно демократич. избират. права, включающего гарантированное Конституцией право избирателей отзывать депутатов, не оправдавших их доверия. Все звенья С. избираются на основе всеобщего, равного и прямого избират. права при тайном голосовании: Верх. Совет СССР и Верх. Советы союзных и авт. республик - на 4 года, местные Советы - на 2 года. Предусматривается также обязанность С. в целом, их депутатов и исполкомов систематически отчитываться перед населением в своей работе. Такая регулярная отчётность - один из показателей связи С. с трудящимися и усиления контроля с их стороны над деятельностью С. Демократизм С. проявляется и в формах их работы: подготовка к проведению сессий, контроль за осуществлением принятых решений, деятельность постоянных комиссий С., депутатских Советов и групп и т. п.

С. образуют единую систему, низовым звеном к-рой являются сельские и поселковые С., высшим - Верховный Совет СССР. Правовое положение отд. звеньев С., объём и содержание их полномочий различны. Верх. Совет СССР - высший представит, орган всего сов. народа и единств, законодат. орган Союза CCP. Верх. Советы союзных и авт. республик - высшие органы гос. власти этих республик, они осуществляют всю полноту власти соответственно на своей территории. Местные С.- органы гос. власти на территории адм.-терр. единиц (краёв, областей, авт. областей, округов, районов, городов, сёл, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов), они руководят культу рно-политич. и хоз. строительством, устанавливают местный бюджет, руководят деятельностью подчинённых им органов управления, обеспечивают охрану гос. и обществ, порядка, содействуют усилению обороноспособности, обеспечивают соблюдение законов и охрану прав граждан Конкретные полномочия каждого звена системы местных С более подробно определены Указами Президиума Верх Совета СССР, спец законами, принятыми союзными и авт республиками Указы Президиума Верх Совета СССР "Об основных правах и об основ ных обязанностях сельских и поселковых Советов депутатов трудящихся" (1968), "Об основных правах и обязанностях городских и районных в городах Советов депутатов трудящихся" (1971) "Об основных правах и обязанностях районных советов депутатов трудящихся" (1971), Закон СССР о статусе депутатов Советов депутатов трудящихся в СССР (1971), а также изданные на их основе законы союзных и авт республик Все эти нормативные акты предусматривают совершенствование форм организаторской работы С , расширение их полномочий (напр , в ведение районных и гор С передаются предприятия и учреждения, обслуживающие население преич данного района) Свою деятельность местные С осуществляют в установленных законом организационных формах, основная из них - сессия Совета (общее собрание депутатов, созываемое исполнит и распорядит органами С в сроки и в порядке, установленном законом) На сессиях рассматриваются и решаются все вопросы, отнесенные законом к полномочиям данного С и прежде всего к его исключит компетенции признание полномочий депутатов, избрание исполкома и изменение его состава, образование административных комиссии, комиссии по делам несовершеннолетних, наблюдат комиссий и др , утверждение бюджета Совета и отчета о его исполнении и др Сессии С созываются исполкомами не реже 4 раз в год (для обл , краевых и гор С городов имеющих районное деление) для районных, городских (в городах без районного деления), районных в городах, сельских и поселковых С - не реже 6 раз в год Внеочередные сессии С могут быть созваны их исполнит органами по собств инициативе по требованию '/з депутатов, а также по предложению вышестоящих С Сессия считается правомочной если на ней присутствует не менее 2/з депутатов соответствующего С решения принимаются простым большинством голосов присутствующих депутатов

Для пречварит рассмотрения и подготовки вопросов относящихся к ведению С , и активного содействия осуществлению его решений С образуют на срок своих полномочий постоянные комиссии из числа депутатов В их задачи входит разработка предложений для рассмотрения С и его исполкомом, подготовка заключений по вопросам, внесенным на рассмотрение Совета и его исполкома, контроль за деятельностью отделов и управлений исполкома, предприятий, учреждений и организаций по проведению в жизнь решений С и вышестоящих гос органов, по соблюдению сов законодательства, содействие в организации и проверка выполнения наказов избирателей и т п Вопрос о том, какие комиссии образуются при том или ином С , решается самим С Напр , в РСФСР районный С образует комиссии мандатную, планово бюджетную, по социалистич законности и охране обществ по рядка, по делам молодежи, а также - с учетом местных условий - комиссии по отд отраслям хоз и социально-культурного строительства

Испотнит и распорядит органы местных С - их исполкомы, избираемые из числа депутатов С в составе пред , его зам , секретаря и членов (численный состав исполкома устанавливается самим С ) Исполкомы краевых, обл , авт областей, окружных, районных, гор и сел С непосредственно подотчетны из бравшим их С , а также исполкомам вышестоящих С Во испочнение возложенных на исполком функций ему предоставлено право издавать решения и распоряжения по всем вопросам его компетенции

КПСС уделяет постоянное внимание улучшению работы С , повышению их роли в коммунистич строительстве, добиваясь активизации деятельности С , усиления их связей с массами ЦК КПСС обращает внимание парт и сов органов на необходимость всемерной поддержки инициативы депутатов С , повышения их чувства ответственности за выполнение наказов и предложений населения Перед С стоит задача еще полнее осуществлять свои функции, оказывать действенное вчияние на развитие экономики и культуры, подъем народного благосостояния, настойчивее заниматься вопросами социально бытового обслуживания населения, охраны общественного порядка На совр этапе коммунистич строительства С являются органами госвласти общенародного гос ва, для к рых характерна тесная связь с массами, привлечение их к управлению делами гос ва и общества Это означает последоват расширение социальной основы госвласти всего сов народа усиление роли С и наиболее полное выполнение ими функций под чинно народных органов ГОС власти А И Лепешкин

Источи Ленин В И О работе Советов M 1963 Советы в Октябре Сб. документов M 1928 Съезды Советов Союза CCP, союзных и автономных Советских Социалистических Республик Сб документов 1917 - 1936 т 1 - 7 M 1959 - 65 Первый Всероссийский съезд Советов Рабочих и Сол датских Депутатов Стенографический отчёт т 1 - 2 M - Л 1930-31 Второй Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов M - Л 1928 Второй Всероссий ский съезд Советов рабочих и солдатских де путатов Сб документов M 1957 Третий Всероссийский съезд Советов рабочих сол датских и крестьянских депутатов M 1918 [Стенографические отчеты Всероссийских съездов Советов 4 - M 1919 5 - M 1918 6 - M 1919 7 - M 1920 8 - M 1921 9 - M 1922 10 - M 1923 11 - M 1924 12 - M 1925 13 - M 1927 14 - M 1929 15 - M 1931 16 - M 1935 Чрезвы чайный 17 - M 1937 Стенографические отчеты съездов Советов СССР 1 - M 1922 2 - M 1924 3 - M 1925 4 - M 1927 5-М 1929 6-М 1931 7 - M 1935 (Бюллетени) 8 - M 1936] Законы о сельских и поселковых Советах депутатов трудя щихся союзных республик M 1969 Законы о городских и районных в городах Советах депутатов трудящихся союзных республик M 1972 Закон о районном Совете депутатов трудящихся РСФСР Законы о районных Советах депутатов трудящихся автономных республик M 1973

Лит КалннинМ И Вопросы совет ского строительства Статьи и речи (1919 - 1945) M 1958 ДемочкинН H Советы 1905 г - органы ревотюционнои власти M 1963 Андреев A M Советы рабочих и солдатских депутатов накануне октября M 1967 ЕрицянХ А Советы крестьянских депутатов в Октябрьской революции M 1960 Морозов Б M Партия и Советы в Октябрьской ревотюцип M 1966 Советы в первый год пролетарской диктатуры M , 1967, ГимпельсонЕ Г

Советы в годы иностранной интервенции и гражданской войны M 1968 Владимирский M Советы исполкомы и съезды Советов (Материалы к изучению строения и деятельности органов местного управления) в 1-2 M 1920-21 Л епешкинА И Советы - власть трудящихся 1917-1936 M 1966 Кукушкин Ю С Роль сельских Советов в социалистическом переустройстве деревни 1929- 1932 гг (по материалам РСФСР) M 1962

"СОВЕТЫ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ", ежемесячный общественно политич журнал Выходит в Москве с июля 1957 Освещает вопросы теории и практики сов строительства, деятельности депутатов, опыт работы органов гос власти и управления в области экономики, культуры, просвещения, здравоох ранения, социального обеспечения, жилищно коммунального х-ва, финансов, бытового обслуживания населения, торговли и т д Публикуются комментарии к законодательству, даются консультации и ответы на вопросы читателей Журнал освещает опыт работы органов власти и управления зарубежных социалистич стран, практику бурж парламентаризма и т д Тираж (1975) OK 725 тыс. экз.

СОВЕТЫ КОЛХОЗОВ, в СССР выборные обществ органы колхозов Союзный С к , а также С к районов, областей, краев и республик образованы согласно постановлению 3 го Всесоюзного съезда колхозников (1969), установившего, что на С к возлагается дальнейшее развитие колх демократии, обсуждение наиболее важных вопросов жизни и деятельности колхозов обобщение опыта колх. стр-ва С к действуют в соответствии с положениями о них, разработанными на основе Примерных положений, утвержденных Сов Мин СССР 16 июня 1971 (СП СССР, 1971, № 12, CT 90)

Союзный С к вправе давать толкование Примерного устава колхоза, созывать один раз в 5 лет Всесоюзное собрание представителей С к союзных республик и, по мере необходимости, Всесоюзный съезд колхозников

Союзный С к принял важные нормативные акты по вопросам социального страхования колхозников дал разъяснения о применении нек рых положений Примерного устава колхоза, одобрил Примерные правила внутр распорядка колхоза, примерные положения о почетных званиях "Заслуженный колхозник" и "Почетный колхозник", о советах бригады, и др.


СОВЕТЫ КРЕСТЬЯНСКИХ ДЕПУТАТОВ, выборные политич орг щи, впервые возникшие в ряде мест России в ходе Революции 1905-07 по примеру Советов рабочих депутатов В ходе Февр. революции 1917 создавались как органы революц власти После Окт революции 1917 слились с Советами рабочих и солдатских депутатов Подробнее см. Советы депутатов трудящихся

СОВЕТЫ МУСУЛЬМАНСКИХ РАБОЧИХ ДЕПУТАТОВ, выборные политич орг ции прочетариата коре шых национачьностей Cp Азии, возникли в результате творчества масс в ходе Февр. революции 1917 по примеру Советов рабочих депутатов, с к рыми были тесно связаны
СОВЕТЫ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА, совнархозы (CHX) гос органы терр правления пром стью и строительством в СССР (1917-32 1957-65)

В конце дек 1917 - янв 1918, вслед за образованием Высшего совета народного хозяйства (BCHX), начали создаваться местные CHX - губернские, районные (областные), уездные. Районные CHX объединяли по неск. губерний (Северный пром. р-н - 8 губерний, Московский - 11, Уральский - 8 и т. д.). Согласно "Положению о районных (областных) и местных советах народного хозяйства" (утверждено BCHX 23 дек. 1917), CHX создавались "как местные учреждения по организации и регулированию производства, руководимые Высшим Советом Народного Хозяйства и действующие под общим контролем соответствующего Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов". Местные CHX наделялись осн. функциями: решение вопросов принципиальных и общих для всего экономич. р-на, руководство низшими органами рабочего контроля, выяснение потребностей р-на в топливе, сырье, полуфабрикатах, орудиях произ-ва, рабочей силе, средствах транспорта, продовольствии, выработке планов распределения заказов и т. д. CHX начинали работу в обстановке хоз. разрухи, вызванной империалистич. войной, саботажа капиталистов и чиновников, парализовавшего работу многих предприятий и учреждений. В этих условиях BCHX и местные CHX выполняли историч. задачу собирания и возрождения национализированной пром-сти. По мере увеличения числа национализированных предприятий расширялся круг деятельности CHX. С мая 1918 по янв. 1920 состоялись три Всероссийских съезда CHX, на к-рых выступал В. И. Ленин.

С расширением хоз. строительства и накоплением опыта совершенствовалась система гос. управления экономикой. В апр. 1920 был образован Совет труда и обороны (СТО), а в февр. 1921 - Госплан. В 1922, в связи с образованием СССР, BCHX присвоены права объединённого наркомата. В непосредств. ведении BCHX СССР оставлены предприятия союзного значения. В авг. 1926 в BCHX были созданы гл. управления по отраслям (главки). По мере успехов социалистической индустриализации руководить разросшимися отраслями пром-сти главкам BCHX становилось всё труднее. " ЦИК и CHK СССР 5 янв. 1932 преобразовали BCHX СССР в общесоюзный наркомат - Наркомтяжпром, выделив из его ведения лёгкую и лесную пром-сть и образовав Наркомлегпром и Наркомлеспром. С дальнейшим развитием пром-сти и созданием новых отраслей произ-ва происходило разукрупнение пром. наркоматов (с марта 1946 - министерств). К 1957 имелось 37 союзных и союзно-республиканских мин-в по пром-сти и стр-ву.

Сложившиеся в СССР формы хоз. руководства пром-стью в виде специализированных мин-в и ведомств по важнейшим отраслям позволили сконцентрировать усилия партии и гос-ва на создании решающих отраслей тяжёлой индустрии, подготовке высококвалифицированных инженерно-технич. кадров, экономистов и организаторов произ-ва. К 1957 объём пром. продукции в СССР увеличился в сравнении с довоенным 1940 почти в 4 раза. Число пром. предприятий превысило 200 тыс., строек - 100 тыс. Руководство из центра таким числом предприятий усложнялось. Кроме того, в работе мин-в имелись серьёзные недостатки; ведомственные барьеры мешали специализации и кооперированию предприятий, не позволяли в должной мере использовать местную инициативу. В поисках путей совершенствования системы управления пром-стью и стр-вом Февр. пленум ЦК КПСС (1957) принял постановление о переходе к терр. принципу управления по экономич. адм. районам и об образовании совнархозов. В 1957 было образовано 105 экономич. адм. р-нов, в т. ч. в РСФСР - 70, в УССР- 11, в Казах. CCP - 9, в Узб. CCP - 4, в остальных 11 союзных республиках - по одному. 25 общесоюзных и союзно-респ. мин-в было упразднено.

Структура CHX определялась спецификой экономич. района, но организац. принципы оставались едиными: каждый CHX имел отраслевые и функциональные управления и отделы. Отраслевые объединяли однородные предприятия (напр., металлургия., топливные, маш.-строит., пищевые и т. д.); при них создавались технич. советы, функциональные управления или отделы (планово-экономич., технич., материально-технич. снабжения, капитальных вложений, финанс., труда и зарплаты, кадров и др.), к-рые осуществляли работу по координации, планированию, контролю исполнения.

С образованием CHX экономич. адм. р-нов возросла ответственность местных парт, и сов. органов за руководство х-вом. Положит, стороной работы CHX было объединение в ряде случаев родственных предприятий, создание межотраслевых предприятий по ремонту оборудования, произ-ву заготовок, инструмента и т. п. Но с течением времени стали выявляться крупные недостатки в терр. системе управления. С ликвидацией мин-в нарушилось централизованное руководство отраслью пром-сти как единым целым в производственно-технич. отношении. CHX были не в состоянии обеспечить единство технич. политики, комплексно решать науч.-технич. проблемы развития отраслей. Попыткой устранить обнаружившиеся недостатки явилось образование респ. CHX в РСФСР, УССР и Казах. CCP (1960), укрупнение CHX (1962), организация CHX СССР (1962) и BCHX СССР (1963-65), создание Гос. к-тов по нек-рым отраслям пром-сти. Однако эти организац. мероприятия не ликвидировали противоречия между осн. тенденцией отраслевого развития совр. пром-сти и системой терр. управления ею. Как отмечалось в Отчётном докладе ЦК 23-му съезду КПСС (март 1966), в работе пром-сти стали наблюдаться такие отрицат. явления, как замедление темпов роста пром-сти и производительности труда, снижение эффективности использования производств, фондов и капитальных вложений. "Территориальная система управления промышленностью привела к тому, что руководство отраслями промышленности оказалось раздробленным по многочисленным экономическим районам; нарушалось единство технической политики, научно-исследовательские организации оказались оторванными от производства, что тормозило разработку и внедрение новой техники" (XXIIIсъезд КПСС. Стенографический отчёт, 1966, с. 54).

Сентябрьский пленум ЦК КПСС (1965), рассмотревший вопросы улучшения управления пром-стью, совершенствования планирования и усиления экономич. стимулирования пром. произ-ва, потребовал привести формы управления, планирования и стимулирования в пром-сти в соответствие с совр. технико-экономич. условиями и уровнем развития производит, сил страны. Была подчёркнута важность сочетания централизованного отраслевого управления с местной хоз. инициативой. Пленум ЦК КПСС признал необходимым образовать союзно-республиканские и общесоюзные мин ва. Законом, принятым Верх. Советом СССР 2 окт. 1965, BCHX СССР, CHX СССР, респ. CHX и CHX экономич. районов были упразднены и образованы пром. мин-ва.

Лит.: Ленин В. И., Речь на I съезде Советов народного хозяйства 26 мая 1918 г., Поли. собр. соч.. 5 изд., т. 36; его же, Речь на II Всероссийском съезде Советов народного хозяйства 25 декабря 1918 г., там же, т. 37; его же, Речь на IH Всероссийском съезде Советов народного хозяйства 27 января 1920 г., там же, т. 40; Куйбышев В. В., Система промышленного управления, M.- Л., 1927; О дальнейшем совершенствовании организации управления промышленностью Н строительством. Постановление Пленума ЦК КПСС от 14 февр. 1957 г., M., 1957; Об улучшении управления промышленностью, совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства. Постановление Пленума ЦК КПСС от 29 сент. 1965 года, в кн.; КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов, т. 8, M., 1972; Брежнев Л. И., Ленинским курсом. Речи и статьи, т. 1, M., 19/3, с. 207 - 10, 300-17; Косыгин A. H., Избр. речи н статьи, M., 1974, с. 259 - 98.

С. P. Гершберг.


СОВЕТЫ РАБОЧИХ ДЕПУТАТОВ, выборные политич. орг-ции рабочего класса России, впервые возникшие в ходе Революции 1905-07. Во время Февр. революции 1917 создавались как органы революц. власти; в большинстве случаев образовывались единые Советы рабочих и солдатских депутатов. Подробнее см. Советы депутатов трудящихся.


СОВЕТЫ РАБОЧИХ И СОЛДАТСКИХ ДЕПУТАТОВ, выборные политич. орг-ции рабочих и солдат России, возникшие в ходе Февр. революции 1917; после победы Окт. революции 1917 - органы власти трудящихся. Создавались на основе опыта Советов рабочих депутатов в 1905-07. Пройдя сложный путь развития, С. р. и с. д. стали к октябрю 1917 большевистскими. С установлением Сов. власти с С. р. и с. д. слились Советы крестьянских депутатов, образовалась единая система Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.

СОВЕТЫ РАБОЧИХ, КРЕСТЬЯНСКИХ И КРАСНОАРМЕЙСКИХ ДЕПУТАТОВ, выборные органы гос. власти Сов. республики с кон. янв. 1918. Конституцией СССР 1936 переименованы в Советы, депутатов трудящихся.


СОВЕТЫ РАБОЧИХ, СОЛДАТСКИХ И КРЕСТЬЯНСКИХ ДЕПУТАТОВ, выборные органы гос. власти Сов. республики после победы Окт. революции 1917. С принятием 15(28) янв. 1918 декрета о создании Рабоче-крестьянской Красной Армии стали называться Советами рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов.


СОВЕТЫ СОЛДАТСКИХ ДЕПУТАТОВ, выборные политич. орг-ции, впервые возникшие в ряде мест России в ходе Революции 1905-07 по примеру Советов рабочих депутатов. В ходе Февр. революции 1917 создавались как органы революц. власти; в большинстве случаев образовывались единые Советы рабочих и солдатских депутатов; на фронтах функции С. с. д. выполняли солдатские комитеты. Подробнее см. Советы депутатов трудящихся.


СОВЕТЫ СЪЕЗДОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ в России, постоянные исполнит, органы представит, орг-ций росс, буржуазии - всероссийских, районных, отраслевых съездов, действовавших в последней четв. 19 - нач. 20 вв. "Все эти „советы съездов" представителей промышленности вообще, горнопромышленников и т. д. и т. п.,- отмечал В. И. Ленин, - продукт главным образом революционной и контрреволюционной эпохи" (Поли. собр. соч., 5 изд., т. 21, с. 290). С. с. п. были органами крупного капитала. Избирались на съездах предпринимателей, действовали на основе уставов, утверждаемых пр-вом. Были тесно связаны с гос. аппаратом. Во главе их стояли представители деловой бурж. интеллигенции. С. с. п. выступали за решительную борьбу с рабочим движением.

Значение С. с. п. усилилось в годы 1-й мировой войны 1914-18, когда они выступили инициаторами мобилизации пром-сти, и особенно после Февр. революции 1917, при бурж. Врем, пр-ве. Наличие двух соперничавших группировок крупной буржуазии (Петрограда и Москвы) не позволило ей создать единую предпринимательскую орг-цию накануне Окт. революции 1917.

В 1917 насчитывалось св. 30 С. с. п., в т. ч. 3 общеросс. орг-ции: С. с. представителей пром-сти и торговли (существовал с 1906), к 1917 насчитывал ок. 70 действит. чл.- крупнейших районных и отраслевых предпринимательских и 350 совещательных (крупные коммерч. банки и фирмы) орг-ций. Претендовал на объединение всех пред-припимат. орг-ций страны. Руководящая роль в нём принадлежала Петерб. об-ву заводчиков и фабрикантов. Пред, совета были В. И. Тимирязев (1906), H. С. Aвдаков (1907-15), H. H. Кутлер (1917). Решающую роль в организации играл выделенный советом комитет из 6-8 чл. С 1908 издавал журн. "Промышленность и торговля". Деятельность совета была прекращена в 1918. С. с. представителей биржевой торговли и с. х-ва (1905-18), в 1917 объединял св. 100 биржевых к-тов и районных С. с., а также более 20 совещат. чл. (банки, страховые об-ва). Пред, совета (с 1914) В. И. Тимирязев. С. с. (до 1916 - комитет) представителей акц. коммерч. банков (1873- 1918), к 1917 в совет входило 43 действит. чл. Располагал сетью местных орг-ций (53 банковских к-та). Пред. С. с.- Я. И. Уткин, А. И. Вышнеградский (1917).

Наиболее влиятельными из районных и отраслевых С. с. были: С. с. горнопромышленников Юга России (1874-1918). Находился в Харькове. Сыграл большую роль в синдицировании металлургич. и каменноугольной промышленности, создании синдикатов "Продамет" и "Продуголъъ. Пред, совета - H. С. Авдаков (1900-05), H. Ф. фон-Дитмар (1905-18). Печатный орган - журн. "Горнозаводской листок" (1888-1909), с 1910-"Горнозаводское дело". С. с. бакинских нефтепромышленников (1884-1920). Находился в Баку. Пред, совета - А. О. Гукасов. Совет содержал на промыслах спец. полицейский аппарат и казачьи сотни. С 1899 издавал журн. "Нефтяное дело". Ликвидирован с установлением Сов. власти в Азербайджане. С. с. горнопромышленников

Урала (1898-1917). Находился в Екатеринбурге, а с 1905 - в Петербурге. Участвовал в создании синдиката "Кровля". Пред, совета - H. H. Кутлер. В период Окт. революции 1917 стал организац. центром саботажа буржуазии на Урале. С. с. представителей металлообр. пром-сти (1916 - 1918). Находился в Петрограде. Среди 27 его членов были: А. Д. Протопопов (пред.), А. И. Путилов, А. П. Мещерский, А. И. Вышнеградский и др.

Лит.: Ленин В. И., Анкета об организациях крупного капитала, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 21; его же, Купецкие расчеты, там же, т. 23; Ливший Я. И., "Представительные" организации крупной буржуазии в России в конце XIX - начале XX вв., "История СССР", 1959, № 2.

СОВЕЩАНИЕ 22-х БОЛЬШЕВИКОВ, состоялось 30 июля - 1 авг. (12-14 авг.) 1904 близ Женевы. Созванное по инициативе В. И. Ленина, оно положило начало объединению парт, к-тов и орг-ций, стоящих на ленинской платформе. В совещании участвовали В. И. Ленин, А. А. Богданов, В. Д. Бонч-Бруевич, В. M. Beличкина, С. И. Гусев, П. А. Красиков, H. К. Крупская, И. X. Лалаянц, M. H. Лядов, П. H. Лепешинский, О. Б. Лепешинская, M. С. Ольминский, Л. А. Фотиева и др. (всего 19 чел., список не сохранился); позднее к решениям совещания присоединились ещё трое - В. В. Боровский, P. С. Землячка, А. В. Луначарский (отсюда назв. - Совещание 22-х). Совещание обсудило вопрос о кризисе в РСДРП, к-рый был вызван дезорганизаторской и раскольнич. деятельностью меньшевиков, стремившихся сорвать решения 2-го съезда РСДРП (1903) и захвативших к 1904 в свои руки центр, учреждения РСДРП - ЦК, редакцию газ. "Искря" и Совет партии. В России большинство парт, к-тов поддерживало ленинцев, развернулась борьба с меньшевиками и примиренцами за партию, началась подготовка к созыву 3-го съезда партии, на необходимости к-рого настаивал Ленин. Совещание явилось важнейшим этапом борьбы за 3-й съезд, оно приняло написанное Лениным обращение "К партии" (отпечатано в типографии Рижского к-та на отд. листке; 200 экз.). В обращении дан анализ причин возникновения парт, кризиса и указаны пути выхода из него. Совещание наметило ряд организац. вопросов, к-рые нужно было разрешить на 3-м съезде для восстановления нормальной деятельности партии. В Сент.- дек. 1904 состоялись Южная, Кавказская и Северная обл. парт, конференции, высказавшиеся за немедленный созыв 3-го съезда РСДРП и утвердившие намеченные Лениным кандидатуры в Бюро комитетов большинства. Под руководством Ленина Бюро к-тов большинства повело практич. работу по созыву Третьего съезда РСДРП. Лит.: Ленин В. И., Поли. собр. соч., 5 изд., т. 8, с. 402 - 03; его ж е. К партии, там же, т. 9; е г о же, Центральному комитету РСДРП, там же, т. 46; КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК, 8 изд., т. 1, M., 1970; История КПСС, т. 1, M., 1964. Г. Ф. Киселёв.

СОВЕЩАНИЕ ПО БЕЗОПАСНОСТИ И СОТРУДНИЧЕСТВУ В ЕВРОПЕ, Общеевропейское совещание. Идея созыва совещания принадлежит СССР и др. социалистич. странам. Предложение о созыве совещания было изложено в "Декларации об укреплении мира и безопасности в Европе", принятой в 1966 в Бухаресте Политич. консультативным комитетом Варшавского договора. Это предложение в последующем получило развитие в ряде совместных документов стран - участниц Варшавского договора, стало одной из центр, задач их внешней политики, важным фактором в политич. жизни Европы. Среди пр-в зап. стран предложение о созыве совещания вначале вызвало разноречивую реакцию. В широких обществ, кругах оно нашло поддержку. По мере позитивных сдвигов, происходивших на междунар. арене, предложение о созыве совещания было поддержано Францией, а затем др. зап. гос-вами. Значит, вклад в подготовку и проведение совещания внесло пр-во Финляндии. Важным фактором, способствовавшим созыву совещания, было заключение в 1970-73 договоров между СССР, ПНР, ГДР, ЧССР, с одной стороны, п ФРГ - с другой, и четырёхстороннего соглашения по Зап. Берлину. Большое значение в этом отношении имели также контакты сов. гос. деятелей с представителями др. стран.

После интенсивных двухсторонних консультаций между будущими участниками совещания были проведены по инициативе пр-ва Финляндии многосторонние консультации в Хельсинки (22 ноября 1972 - 8 июня 1973), на к-рых были согласованы "Заключительные рекомендации консультаций в Хельсинки". В рекомендациях определялись повестка дня, условия и процедура проведения совещания. Повестка дня предусматривала обсуждение вопросов, относящихся к: 1) безопасности в Европе, 2) сотрудничеству в области экономики, науки и техники и окружающей среды, 3) сотрудничеству в гуманитарных и др. областях, 4) дальнейшим шагам после совещания.

Первый этап совещания был проведён на уровне министров иностр. дел с 3 по 7 июля 1973 в Хельсинки. Участвовали представители 33 европ. гос-в (Албания отказалась принять участие в совещании), а также США и Канады. На нём были одобрены "Заключительные рекомендации консультаций в Хельсинки" и министры изложили взгляды своих пр-в по важнейшим проблемам, относящимся к безопасности и сотрудничеству в Европе, а также по вопросам дальнейшей работы совещания.

Второй этап совещания проходил в Женеве 18 сентября 1973 - 21 июля 1975 турами продолжительностью от 3 до 6 месяцев на уровне делегатов и экспертов, назначенных государствами-участниками. На этом этапе вырабатывались и согласовывались договорённости по всем пунктам повестки дня совещания на основе предложений, внесённых как соцпалистич. странами, так и зап. гос-вами, участвовавшими в совещании.

Третий этап совещания проходил в Хельсинки 30 июля - 1 августа 1975 на уровне высших политич. и гос. руководителей стран - участниц совещания, возглавлявших нац. делегации. Сов. делегацию возглавлял Ген. секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев. Главы делегаций выступили с речами, в к-рых дали оценку итогам совещания, изложили взгляды на развитие обстановки в Европе в свете итогов совещания и подписали Заключительный акт совещания.

Заключительный акт включает согласованные договорённости по всем пунктам повестки дня. Он представляет собой единое целое, является тщательно взвешенным балансом интересов всех государств-участников, и все зафиксированные в нём договорённости должны выполняться в полном объёме.

Заключительный акт начинается обязательством государств-участников придать полную действенность результатам совещания и обеспечить использование плодов, вытекающих из этих результатов, между государствами-участниками и во всей Европе, и тем самым расширять, углублять и сделать поступательным и прочным процесс разрядки. В разделе Заключительного акта, относящемся к вопросам безопасности, сформулированы десять принципов, определяющих правила и нормы взаимоотношений и сотрудничества государств- участников совещания: суверенное равенство, уважение прав, присущих суверенитету; неприменение силы или угрозы силой; нерушимость границ; территориальная целостность гос-в; мирное урегулирование споров; невмешательство во внутр. дела; уважение прав человека и осн. свобод, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений; равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой; сотрудничество между гос-вами; добросовестное выполнение обязательств по междунар. праву. Эти принципы не только названы, но каждый из них содержит определение того, как должны поступать гос-ва в своих взаимоотношениях и что недопустимо в их действиях. Согласованные участниками принципы отношений между гсс-вами призваны создать надёжную основу для исключения из европ. междунар. отношений агрессии и любых видов насилия. В этом же разделе изложен документ по мерам укрепления доверия и нек-рым аспектам безопасности и разоружения, положения к-рого предусматривают устранение причин напряжённости в отношениях между гос-вами. Важным для дела мира является выраженная государствами-участниками заинтересованность в усилиях, направленных на уменьшение военного противостояния и на содействие разоружению, и их убеждение в необходимости принятия в этих областях эффективных мер. Эти меры призваны дополнить политическую разрядку в Европе и укрепить безопасность государств; они являются шагами к достижению в конечном итоге всеобщего и полного разоружения под строгим и эффективным международным контролем.

В документе изложены многообразные договорённости, касающиеся сотрудничества в экономических областях, определены главные направления и формы развития такого сотрудничества.

Заключительный акт содержит также положения о сотрудничестве в гуманитарных областях: культуры, образования, информации, контактов между людьми и др., при соблюдении согласованных принципов межгосударственных отношений, в том числе принципов невмешательства во внутренние дела и уважения суверенных прав государств.

Договорённость по вопросу о дальнейших шагах после совещания предусматривает продолжение многостороннего процесса, начатого общеевропейским совещанием.

Совещание положило начало новому этапу разрядки напряжённости, подтвердило нерушимость сложившихся в Европе границ, создало благоприятные условия для сохранения и упрочения мира на всём континенте, стало важным шагом на пути утверждения на междунар. арене мирного сосуществования и налаживания отношений равноправного сотрудничества между гос-вами с различным обществ, строем. Оно явилось крупным успехом всех его участников. После завершения совещания на первый план выдвинулась задача претворения в жизнь всех достигнутых договорённостей. 25-й съезд КПСС определил позицию Сов. Союза в этом вопросе: "Активно вести линию на полное претворение в жизнь Заключительного акта общеевропейского совещания, развитие мирного сотрудничества в Европе" (Материалы XXV съезда КПСС, 1976, с. 26).

П у б л.: Во имя мира, безопасности и сотрудничества, M., 1975. В. Л. Крохин.

СОВЕЩАНИЕ РАСШИРЕННОЙ РЕДАКЦИИ "ПРОЛЕТАРИЯ", состоялось в Париже 8-17 (21-30) июня 1909; явилось фактически пленарным заседанием Большевистского центра с участием представителей местных орг-ций. В нём участвовали члены "узкой" редакции "Пролетария" - В. И. Ленин, Г. E. Зиновьев, Л. Б. Каменев, А. А. Богданов; члены ЦК РСДРП - И. П. Гольденберг, И. Ф. Дубровинский (оба также члены "узкой" редакции), А. И. Рыков, В. К. Таратута, В. Л. Шанцер; от местных большевистских орг-ций - M. П. Томский (Петербург), В. M. Шулятиков (Московская обл.), H. А. Скрыпник (Урал); присутствовали H. К. Крупская, А. И. Любимов, секретарь Рус. бюро ЦК РСДРП А. П. Голубков, деп. 3-й Гос. думы H. Г. Полетаев. В центре внимания совещания стоял вопрос об отзовистах и ультиматистах, представителями этих течений были Богданов (парт, псевд.- Максимов) и Шанцер, к-рых поддерживал по нек-рым вопросам Шулятиков. По целому ряду вопросов примиренч. позицию занимали Зиновьев, Каменев, Рыков, Томский. Порядок дня: об отзовизме и ультиматизме; о богостроительских тенденциях в с.-д. среде; по поводу протеста Максимова в связи со статьёй "Не по дороге" (№ 42 "Пролетария"); об отношении к думской деятельности в ряду др. отраслей парт, работы; задачи большевиков в партии; о парт, школе, устраиваемой за границей (на Капри); о большевистских конференциях; об агитации за отдельный от партии большевистский съезд или большевистскую конференцию; об отколе т. Максимова.

Совещание было созвано по инициативе В. И. Ленина и проходило под его руководством. Совещание решительно осудило отзовизм и ультиматизм, призвав большевиков вести с ними непримиримую борьбу, и богостроительство, как течение, порывающее с основами марксизма. Редакции "Пролетария" поручалось вести борьбу со всеми проявлениями ревизии философии марксизма. Совещание осудило организацию отзовистами и богостроителями фракционной каприйской школы. Была подтверждена правильность линии Большевистского центра на сближение с меньшевиками-партийцами. Совещание предостерегало большевиков против агитации за созыв "чисто большевистского съезда", объективно ведущей к расколу партии. Призывая не прекращать борьбу с ликвидаторами и ревизионизмом, совещание высказалось за сближение со всеми парт, элементами, за ускорение созыва общепарт. конференции и съезда. Так как Богданов отказался подчиниться решениям совещания, редакция "Пролетария" сняла с себя ответственность за его политич. деятельность, что фактически означало исключение Богданова из рядов большевистской орг-ций. В подготовленной Лениным и принятой совещанием резолюции подтверждалось решение 5-го съезда РСДРП (1907) о характере и целях использования большевиками трибуны Гос. думы, подчёркивалась необходимость превращения всех полулегальных и легальных орг-ций рабочего класса в опорные пункты с.-д. пропаганды, агитации и организации, руководимые нелегальными парт, ячейками. Совещание приняло решение о реорганизации Большевистского центра, определившее его новую структуру и задачи.

Лит.: Ленин В. И., Поли. собр. соч., S изд., т. 19; Протоколы Совещания расширенной редакции "Пролетария". Июнь, 1909 г., M., 1934; КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК, 8 изд., т. 1, M.. 1970; История КПСС, т. 2, M., 1966. К. Шахназарова.


СОВЕЩАНИЯ КОММУНИСТИЧЕСКИХ И РАБОЧИХ ПАРТИЙ, форма идейно-политич. связей между коммунистич. и рабочими партиями разных стран и координации их деятельности, получившая широкое распространение после роспуска Коммунистического Интернационала, особенно с конца 50-х годов. Контакты и связи между коммуннстич. и рабочими партиями в современных условиях осуществляются по четырём гл. линиям: междунар. совещания; региональные встречи; двусторонние переговоры; научные конференции и симпозиумы марксистов различных стран. Важнейшее значение в истории междуиар. коммунистич. движения имеют Международные совещания коммунистич. и рабочих партий, проходившие в Москве в 1957, 1960 и 1969. Принятые московскими совещаниями программные документы [Декларация Совещания представителей коммунистических и рабочих партий социалистических стран (1957), Заявление Совещания представителей коммунистических и рабочих партий (I960), "Задачиборьбы против империализма на современном этапе и единство действий коммунистических и рабочих партий, всех антиимпериалистических сил" (1969)] внесли большой вклад в развитие марксистско-ленинской теории по таким крупнейшим проблемам, как характер и содержание мирового революц. процесса в совр. эпоху; принципы сотрудничества социалистич. стран; пути предотвращения мировой войны; развитие социалистич. революции в мирных и немирных формах; концентрация главного удара рабочего класса развитых капиталистич. стран против монополий, против всей стоящей на страже их интересов системы гос.-монополистич. капитализма; задачи антиимпериалистич. демократич. революции; развитие освободившихся стран по некапиталистич. пути; слияние в единый антиимпериалистич. поток борьбы народов, строящих социализм и коммунизм, революц. движения рабочего класса в капиталистич. странах, нац.-освободительной борьбы угнетённых народов, общедемократич. движений; экономич. и социальные последствия научно-технич. революции.

Московские совещания определили принципиальные позиции междунар. коммунистич. движения на новом этапе, генеральную линию коммунистич. и рабочих партий в борьбе за мир, демократию, нац. независимость и социализм. Они выработали формы связей и сотрудничества между братскими партиями применительно к новым историч. условиям. В Декларации 1957 говорится: "Обменявшись мнениями, участники Совещания пришли к выводу, что в современных условиях, наряду со встречами руководящих деятелей и обменом взаимной информацией на двусторонней основе, целесообразно по мере необходимости проводить более широкие совещания коммунистических и рабочих партий для обсуждения актуальных проблем, для обмена опытом, ознакомления со взглядами и позициями друг друга, для согласования совместной борьбы за общие цели - мир, демократию и социализм" ("Программные документы борьбы за мир, демократию и социализм", 1961, с. 20). В документах московских совещаний разработаны принципы взаимоотношений между коммунистич. и рабочими партиями на совр. этапе. Важнейшие из этих принципов: верность марксизму-ленинизму, идейное единство на базе марксизма-ленинизма; пролет, интернационализм, забота о всемерном сплочении коммунистич. движения, согласование совместной борьбы за общие цели, солидарное соблюдение каждой коммунистич. партией совместно разработанных оценок и выводов, касающихся общих задач борьбы против империализма, за мир, демократию, нац. независимость и социализм; независимость и равноправие каждой марксистско-ленинской партии (каждая партия вырабатывает политику, исходя из конкретных условий своей страны и руководствуясь принципами марксизма-ленинизма; она ответственна перед рабочим классом, трудящимися своей страны, перед междунар. рабочим и коммунистич. движением); строгое соблюдение ленинских норм парт, строительства и парт, жизни; непримиримая борьба против всех форм как правого, так и "левого" оппортунизма, против ревизионизма и догматизма; разрешение возникающих споров между коммунистич. партиями путём консультаций и товарищеских встреч, недопущение фракционной деятельности в рядах коммунистич. движения. В Заявлении 1960 указывается: "Решительная защита единства международного коммунистического движения на основе принципов марксизма-ленинизма, пролетарского интернационализма, недопущение каких-либо действий, могущих подорвать это единство, представляет собой обязательное условие победы в борьбе за национальную независимость, демократию и мир, за успешное решение задач социалистической революции, строительства социализма и коммунизма" (там же, с. 82-83). Исключит, важность укрепления сплочённости мирового коммунистич. движения отмечает итоговый документ междунар. Совещания коммунистич. и рабочих партий 1969. "Интернациональный долг каждой партии,- говорится в этом документе,- всемерно способствовать улучшению отношений и развитию взаимного доверия между всеми партиями, предпринимать новые усилия, содействующие укреплению единства международного коммунистического движения. Коллективный анализ конкретной действительности способствует укреплению этого единства" (Международное Совещание коммунистических и рабочих партий. Документы и материалы, M., 1969, с. 328).

Актуальным вопросам антиимпериалистич. борьбы была посвящена встреча представителей 45 коммунистич. и рабочих партий в сент. 1970 в Будапеште.

Необходимость регулярных совещаний представителей коммунистич. и рабочих партий социалистич. стран продиктована особой ролью, к-рую играют эти страны в коммунистич. движении, а также некоторыми специфич. проблемами, встающими перед этими партиями. 14-16 нояб. 1957 в Москве, перед совещанием представителей коммунистич. и рабочих партий, проходило Совещание представителей коммунистич. и рабочих партий социалистич. стран (участвовали представители коммунистич. и рабочих партий Албании, Болгарии, Венгрии, ГДР, ДРВ, Китая, КНДР, МНР, Польши, Румынии, СССР, Чехословакии), рассмотревшее актуальные проблемы междунар. положения и борьбы за мир и социализм, а также вопросы отношений между компартиями; принятая этим совещанием Декларация коммунистич. и рабочих партий социалистич. стран стала важнейшим программным документом междунар. коммунистич. лвнжения. 20-

23 мая 1958 в Москве состоялось совещание представителей коммунистич. и рабочих партий стран-участниц СЭВ, в к-ром по приглашению участвовали также представители ДРВ, Китая, КНДР и вступившей в СЭВ в 1962 МНР; совещание выработало принципиальные указания по вопросам составления перспективных планов развития нар. х-ва этих стран. 2-3 февр. 1960 в Москве проходило совещание представителей коммунистич. и рабочих партий социалистич. стран Европы по обмену опытом в развитии с. х-ва (участвовали также представители Трудовой партии Кореи и Монг. нар.-революц. партии; представителя Союза коммунистов Югославии на совещании не было).

24 июня 1960 в Бухаресте состоялась встреча представителей коммунистич. и рабочих партий социалистич. стран (Союз коммунистов Югославии не был представлен), участники к-рой обменялись мнениями по актуальным вопросам междунар. положения и подтвердили верность принципам Декларации и Манифеста мира, принятых на московских совещаниях 1957. 6-7 июня 1962 в Москве проходило совещание представителей коммунистич. и рабочих партий стран- участниц СЭВ (без представителей Албании; в нач. 60-х гг. компартия Китая и Албанская партия труда перестали участвовать в совместных действиях компартий социалнстпч. гос-в); совещание приняло решения, направленные на более тесное экономич. и научно-технич. сотрудничество социалистич. стран и создание более благоприятных условий для расширения и правильного формирования междунар. социалистич. разделения труда. Ход выполнения решений этого совещания был рассмотрен на состоявшемся 24-26 июля 1963 в Москве совещании первых секретарей центр, к-тов коммунистич. и рабочих партий и глав пр-в стран-членов СЭВ, обсудившем различные аспекты деятельности СЭВ. Участники встречи руководителей коммунистич. и рабочих партий стран - членов СЭВ, проходившей 7 июля 1966 в Бухаресте, высказали своё стремление и впредь прилагать усилия, направленные на развитие взаимного сотрудничества в соответствии с принципами полного равноправия, уважения суверенитета и нац. интересов, взаимной выгоды и товарищеской взаимопомощи. 17-22 окт. 1966 в Москве проходили встречи ц беседы руководителей коммунистич. и рабочих партий и глав пр-в социалистич. стран (Болгарии, Венгрии, ГДР, Кубы, МНР, Польши, Румынии, СССР, Чехословакии), в ходе к-рых имел место обмен млениями по широкому кругу вопросов междунар. политики. 9 июня 1967 в Москве состоялась встреча руководителей коммунистич. и рабочих партий и пр-в социалистич. стран (Болгарии, Венгрии, ГДР, Польши, Румынии, СССР, Чехословакии, Югославии), участники к-рой рассмотрели положение на Бл. Востоке. Участники встречи приняли Заявление, осудившее агрессию Израиля против араб, стран; Заявление потребовало немедленного прекращения Израилем воен. действий и отвода израильских войск за линию перемирия (имелась в виду линия, установленная соглашениями, заключёнными в конце арабо-израильской войны 1948-49). 11 -12 июля 1967 в Будапеште состоялось новое совещание руководителей братских партий и глав пр-в соцпалистич. стран (Болгарии, Венгрии, ГДР, Польши, СССР, Чехословакии, Югославии), рассмотревшее обстановку, сложившуюся на Бл. Востоке. Совещание резко осудило захватнич. политику правящих кругов Израиля, отметив, что за ними стоят прежде всего силы империализма США, и заявило о решит, поддержке дружественных араб, гос-в в их справедливой борьбе за ликвидацию последствий агрессии Израиля, за безотлагательный вывод израильских войск с захваченных ими территорий; о готовности его участников оказывать всестороннюю помощь араб, народам.

23 марта 1968 руководящие деятели коммунистич. и рабочих партий и пр-в социалистич. стран (Болгарин, Венгрии, ГДР, Польши, СССР, Чехословакии) обсудили в Дрездене важнейшие проблемы политич. и экономич. развития и сотрудничества. Актуальные проблемы междунар. положения и мирового коммунистич. и рабочего движения были рассмотрены на встрече руководящих деятелей коммунистнч. и рабочих партий социалистич. стран (Болгарии, Венгрии, ГДР, Польши, СССР), состоявшейся в Москве 8 мая 1968. 14-15 июля 1968 руководители коммунистич. и рабочих партий и пр-в социалпстич. стран (Болгарии, Венгрии, ГДР, Польши, СССР) встретились в Варшаве, где обменялись мнениями по проблемам междунар. положения, обеспечения мира и безопасности в Европе, по проблемам мирового коммунистич. движения, о развитии событий в Чехословакии. 3 авг. 1968 в Братиславе состоялось совещание коммунистич. и рабочих партий социалистич. стран (Болгарии, Венгрии, ГДР, Польши, СССР, Чехословакии). Его участники обсудили пути укрепления и развития братского сотрудничества социалистич. гос-в. 3-4 дек. 1969 в Москве состоялась встреча парт, и гос. руководителей социалистич. стран (Болгарии, Венгрии, ГДР,

Польши, Румынии, СССР, Чехословакии), участники к-рой обменялись мнениями по широкому кругу проблем, связанных с укреплением мира и междунар. безопасности, и опубликовали заявление "Положить конец агрессии во Вьетнаме". 24-25 февр. 1970 в Софии проходила встреча представителей коммунистич. и рабочих партий социалистич. стран (Болгарии, Венгрии, ГДР, МНР, Польши, Румынии, СССР, Чехословакии), в ходе к-рой состоялся обмен мнениями по актуальным проблемам социалистич. и коммунистич. строительства. Участники встречи информировали друг друга о мероприятиях, проводимых в их странах в связи со 100-летием со дня рождения В. И. Ленина.

2 авг. 1971 в Крыму сос