загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна,окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ПРОМЫШЛЕННОМ, ЖИЛОМ И НЕ ТОЛЬКО...:
ПОНЯТИЯ:

МОНТАЖ (франц. montage - подъём установка, сборка, от monter - поднимать), сборка и установка сооружений конструкций, технологического оборудования агрегатов, машин (см. Сборка машин, аппаратов, приборов и др. устройств и готовых частей и элементов.
МОНТАЖ в строительстве - основной производственный процесс, выполняемый при возведении зданий и сооружений или и реконструкции, в результате которого устанавливают в проектное положение строительные конструкции, инженерное технологическое оборудование и др. МОНТАЖ технологического оборудования включает также присоединение его к источникам энергоснабжения системам очистки и удаления отходов оснащение приборами, средствами автоматизации и контроля
.


СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ в СССР, организационно обособленные производственно-хозяйственные единицы, основным видом деятельности которых является строительство новых, реконструкция, капитальный ремонт и расширение действующих объектов (предприятий, их отдельных очередей, пусковых комплексов, зданий, сооружений), а также монтаж оборудовани я. К государственным СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ относятся строительные и монтажные тресты (тресты-площадки, тресты гор. типа, территориальные, союзные специализированные тресты); домостроительные, заводостроительные и сельские строительные комбинаты; строительные, (монтажные) управления и приравненные к ним организации (напр., передвижные механизированные колонны, строительно-монтажные поезда и др.).
ПРОЕКТИРОВАНИЕ (от лат. projectus, буквально - брошенный вперёд), процесс создания проекта - прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния. Различают этапы и стадии ПРОЕКТИРОВАНИЯ, характеризующиеся определённой спецификой. Предметная область ПРОЕКТИРОВАНИЯ постоянно расширяется. Наряду с традиционными видами ПРОЕКТИРОВАНИЯ (архитектурно-строительным, машиностроительным, технологическим и др.) начали складываться самостоятельные направления ПРОЕКТИРОВАНИЯ человеко-машинных систем (решающих, познающих, эвристических, прогнозирующих, планирующих, управляющих и т. п.) (см. Система "человек и машина"), трудовых процессов, организаций, экологическое, социальное, инженерно-психологич., генетическое ПРОЕКТИРОВАНИЕ и др. Наряду с дифференциацией ПРОЕКТИРОВАНИЯ идёт процесс его интеграции на основе выявления общих закономерностей и методов проектной деятельности.
ПРОМСТРОЙПРОЕКТ, проектный институт в ведении Госстроя СССР. Находится в Москве. Организован в 1933. В составе института архитектурно-строительные и конструкторские отделы; ПРОМСТРОЙПРОЕКТ возглавляет объединение "Союзхимстройниипроект" с проектными институтами в Киеве, Ростове-на-Дону, Тольятти, Алма-Ате. Разрабатывает проекты (архитектурно-строительные и сан.-технич. части) производственных зданий и сооружений крупнейших промышленных предприятий автомобильной, машиностроит., металлургич., химич. и др. отраслей пром-сти; схемы генеральных планов пром. узлов и упорядочения существующих пром. районов; мероприятия по повышению уровня индустриализации строительтсва за счёт унификации и типизации зданий, сооружений и конструкций и внедрения эффективных строит. материалов; нормативные документы и методич. указания по проектированию пром. зданий и сооружений. Периодически публикует реферативную информацию "Строительное проектирование промышленных предприятий". Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1958)

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

радами, увольнениями и пенсионными делами высших чиновников. 2-е отделение (1826-82) занималось кодификацией законов. "Третье отделение" было органом политич. сыска. 4-е отделение (1828-80) заведовало благотворит, учреждениями и жен. учебными заведениями, выделилось в самостоятельное Ведомство учреждений императрицы Марии. 5-е отделение (1836-56) разрабатывало реформу государственных крестьян и следило за ее проведением 6 е отделение (1842-45) готовило рефор му управления на Кавказе Оставшееся к 1882 1 е отделение стало именоваться С е и в к и занималось гл обр вопро сами службы высших чиновников, для руководства гражданской службой в составе канцелярии существовали Ин спекторский департамент (1846-58), Инспекторский отдел (1894-1917) С 1894 при канцелярии имелся к т "О службе чинов гражданского ведомства и о наградах", с 1898 - Комиссия для предварительного рассмотрения вопросов и предложений относительно форм обмундирования чинов гражданского ведомства Канцелярия и ее органы после свержения самодержавия были упразднены в апреле 1917

Лит Строев В H Столетие собствен ной его императорского величества канцеля рии , СПБ 1912 Брошки н H П История государственных учреждений доре волюционной России 2 изд , M 1968 Цент ральный государственный исторический ар хив СССР в Ленинграде Путеводитель Л 1956 с 307 -16 H П Ерошкин


СОБСТВЕННАЯ СИСТЕМА ОТСЧЁТА тела, система отсчета, связанная с данным телом, т е система отсчета, в к рой тело покоится T к тело может двигаться с ускорением (в том числе вра шаться), то С с о в общем случае неинерциальна Напр , С с о нестаби лизированного искусственного спутника Земли - воображаемая жестко связан ная с ним (летящая и "кувыркающаяся" вместе с ним) система координат и за крепленные на спутнике часы, отсчиты вающие время


СОБСТВЕННАЯ ЭНЕРГИЯ тела (частицы), энергия тела, измеренная в собственной системе отсчета, т е в системе, в к рой тело покоится, то же, что энергия покоя тела, равна E0 = тс2, где т - масса тела (масса покоя), с - скорость света в вакууме См. Относительности теория
 



2403.htm
СОБОЛЬ (Soboul) Мариус Альбер (р. 27.4.1914, Амми-Мусса, Алжир), французский историк. Сын крестьянина. В 1936 окончил Сорбонну. В 1932-39 чл. парижской студенческой коммунистич. opг-ции, один из её руководителей. С 1939 чл. Франц. компартии. Во время 2-й мировой войны 1939-45 активный участник Движения Сопротивления. В 1945-60 преподавал в лицеях Парижа, в 1960- 1967 в Клермон-Ферранском ун-те. Ученик Ж. Лефевра, один из крупнейших исследователей истории Великой франц. революции, с 1967 занимает кафедру истории Франц. революции в Сорбонне и является директором Ин-та истории Франц. революции (при Сорбонне). Ген. секретарь "Об-ва робеспьеристских исследований" (с 1959) и чл. редколлегии органа этого об-ва "Annales historiques de Ia Revolution francaise". C. сосредоточил своё внимание на изучении революции "снизу"; его кн. "Парижские санкюлоты..." (1958; сокращённый рус. пер. 1966)- наиболее полное, основанное на архивных материалах исследование о движении парижских нар. низов в период якобинской диктатуры. В последующие годы С. опубликовал ряд обобщающих трудов по истории Франции накануне и в период Великой франц. революции.

С о ч. (кроме указанного в статье): Histoire de Ia Revolution francaise, у. 1 - 2, Р., 1964; La France a Ia veille de Ia Revolution..., 2 ed., P.. 1974; Paysans, sans-culottes et jacobins, P., 1966; Le Premier empire (1804 -1815), P., 1973; в рус. пер. - Из истории Великой буржуазной революции 1789 - 1794 гг. и революции 1848 г. во Франции, M., 1960; Первая республика. 1792 - 1804, M., 1974.


СОБЫТИЕ, происшествие, важное явление, происшедшее в общественной или личной жизни. О юридическом С. см. Факт юридический, о С. в теории вероятностей см. Случайное событие.


СОБЭК, Собэксан, горный хребет на Ю. Кореи, юго-зап. ветвь Восточно-Корейских гор. Дл. ок. 300 км, вые. до 1594 м; является гл. водоразделом Юж. Кореи. С юга к С. примыкает массив Чирисан (вые. до 1915 м). Сложен гл. обр. гранитами, гнейсами, кварцитами. Имеет острые гребни и крутые склоны. Месторождения золота (Кимчхон), молибдена (Чансу). На склонах широколиств. (дуб, ясень) и смешанные (с примесью ели, сосны) леса; в юж. части - вечнозелёные леса.


СОВА (Sova) Антонин (26.2.1864, Панов,- 16.8.1928, там же), чешский поэт. Один из авторов "Манифеста чешской модерны", где выражен протест против совр. общества с позиций индивидуального бунта. Трагизм жизни народа и личности в условиях австро-венг. бурж. действительности ощутим в сб-ках "Реалистические строфы" (1890), "Сочувствие и сопротивление" (1894) и др. Всб-ках "Долина нового королевства" (1900), "Лирика любви и жизни" (1907), "Жатва" (1913) выразил абстрактно-романтическую веру в гармонически прекрасное будущее. В творчестве 20-х гг. отразилась противоречивость обществ, позиции С. ("Кровоточащее братство", 1920; "Весна поэта", 1921; "Дерзкая любовь", 1927). В конце жизни выступал поборником чехословацко-советской дружбы. Мастер пейзажной лирики, С. испытал влияние символизма и импрессионизма. Ввёл в чеш. поэзию свободный стих.

С о ч.: Spisy, sv. 1 - 20, Praha, 1936 - 38; Basne, Praha, 1953; в рус. пер., в кн.: Антология чешской поэзии, т. 2, M., 1959.

Лит.: Очерки истории чешской литературы XIX - XX вв., M., 1963; Cesti spisovatole z pfelomu 19 а 20 stoleti, Praha, 1972.


COBATA (Sovata), город в Румынии, в уезде Муреш. Климатич. и грязевой курорт. Расположен в предгорьях Вост. Карпат. Зима мягкая (ср. темп-pa янв. -3,4 0C), лето тёплое (ср. темп-pa авг. 18,7 0C); осадков ок. 700 мм в год. Лечебные средства: рапа и грязь озёр Урсу и Негру; климатотерапия. Лечение больных с заболеваниями женской половой сферы, последствиями травм и заболеваниями периферич. нервной системы, костей, мышц, суставов и т. д. Санатории, дома отдыха, грязелечебница, ванное здание; купание в гелиотермах.


СОВЕРЕН (англ, sovereign), англ, золотая монета, чеканившаяся с 1489 массой в 15,47 г чистого золота; с установлением в Великобритании золотого стандарта (1816) С. становится осн. монетной единицей, равной по массе фунту стерлингов (7,32 г чистого золота). В 1917 чеканка С. для внутр. обращения прекратилась (чеканится для продажи на междунар. рынках золота).


СОВЕРШЕННОЕ МНОЖЕСТВО, замкнутое множество, не имеющее изолированных точек, т. е. совпадающее с множеством всех своих предельных точек. Классич. примером нигде не плотного С. м. является Кантора множество. Всякое непустое С. м. евклидова пространства имеет мощность континуума.

СОВЕРШЕННОЛЕТИЕ (в праве), установленный законом возраст, с достижснием к-рого наступает гражданская дееспособность, а также возникают многие другие права и обязанности. В СССР С. наступает по достижении 18 лет. С достижением этого возраста граждане приобретают избирательные права, гражданские права, права и обязанности в сфере брака и семьи (право вступления в брак, право на усыновление ребёнка, право быть опекуном и попечителем, и др.). В определённых случаях с достижением С. некоторые права или обязанности прекращаются (напр., право на получение алиментов от родителей). В соответствии с законом нек-рые права возникают ранее С. (напр., право поступления на работу - с 16 лет, частичная дееспособность у несовершеннолетних, - с 15 лет) либо позднее (право быть избранным депутатом Верх. Совета СССР наступает с 23 лет, право быть избранным депутатом Верх. Совета союзной республики или авт. республики - с 21 года). Лица, достигшие С., несут полную юридическую ответственность за свои действия и поступки.


СОВЕРШЕННЫЕ ЧИСЛА, целые положительные числа, равные сумме всех своих правильных (т. с. меньших этого числа) делителей. Напр., числа 6 = 1 + 2 + З и 28 =1 + 2 + 4+7+14 являются совершенными. Ещё Евклидом (3 в. до н. э.) было указано, что зётные С. ч. можно получить из формулы: 2Р-1 (2Р - 1) при условии, что [$\rho$]и 2Р - 1 есть числа простые. Таким путём было найдено ок. 20 чётных С. ч. До сих пор (1976) неизвестно ни одного нечётного С. ч. и вопрос о существовании их остаётся открытым. Исследования о С. ч. были начаты пифагорейцами, приписывавшими особый мистич. смысл числам и их сочетаниям.

СОВЕСТЬ, категория этики, характеризующая способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности. С. проявляется как в форме рационального осознания нравственного значения совершаемых действий, так и в форме эмоциональных переживаний (напр., "угрызений С."). В идеалистич. этике С. истолковывалась как голос "внутреннего Я", проявление прирождённого человеку нравственного чувства и т. п. Марксистско-ленинская этика обосновывает, общественно-историч. характер С. См. также Мораль, Этика.

"СОВЕТ БАШКОPTOCTAHЫ" ("Советская Башкирия"), республиканская газета Башк. АССР на башк. яз. Осн. в 1918. Выходит в Уфе 6 раз в неделю. Тираж (1975) 68 тыс. экз. Награждена орденом Трудового Красного Знамени (1968).


СОВЕТ БЕЗОПАСНОСТИ ООН, постоянно действующий важнейший орган Организации Объединенных Наций. Для обеспечения быстрых и эффективных действий Уставом ООН на С. Б. возложена главная ответственность за поддержание междунар. мира и безопасности. При исполнении обязанностей, вытекающих из этой ответственности, С. Б. действует от имени всех гос-в - членов ООН. Число членов С. Б. зафиксировано в Уставе ООН (ст. 23). В него входят 15 гос-в - членов ООН, 5 из них -

СССР, США, Великобритания, Франция н Китай - являются постоянными членами Совета, остальные избираются Ген. Ассамблеей ООН на двухгодичный срок (ежегодно подлежат переизбранию 5 государств - непостоянных членов), причём, согласно Уставу, при избрании непостоянных членов уделяется должное внимание степени участия членов ООН в поддержании междунар. мира и безопасности, а также справедливому географич. распределению. Резолюция Ген. Ассамблеи ООН от 17 дек. 1963 установила следующий план распределения 10 мест непостоянных членов С. Б.: от Африки и Азии - 5, от Вост. Европы - 1, от Лат. Америки и района Карибского моря - 2, от Зап. Европы и др. гос-в (имеются в виду Канада, Австралия и Новая Зеландия) - 2 члена.

Функции С. Б. обусловлены его ролью в обеспечении междунар. мира и безопасности. Он уполномочивается расследовать любой спор или любую ситуацию, к-рая может привести к междунар. трениям или вызвать спор. Так, С. Б. определяет существование любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии и даёт рекомендации или решает, какие меры следует предпринять для поддержания или восстановления междунар. мира. В соответствии со ст. 25 Устава гос-ва - члены ООН взяли на себя обязательство подчиняться решениям С. Б. и выполнять их.

С. Б. определяет, какие меры, не связанные с использованием вооруж. сил, должны применяться для осуществления его решений (полный или частичный перерыв экономич. отношений, ж.-д., морских, возд., почтовых, телеграфных, радио или др. средств сообщения, разрыв дипломатич. отношений), и вправе потребовать от членов ООН применения этих мер. Если С. Б. сочтёт, что перечисленные меры недостаточны для выполнения его решений, он уполномочен (ст. 42 Устава ООН) предпринять такие действия воздушными, морскими или сухопутными силами, какие окажутся необходимыми. (Они могут включать демонстрации, блокаду и др. операции воздушных, морских или сухопутных сил членов ООН.) Для этих целей С. Б. наделён правом формирования и применения вооруж. сил ООН для поддержания междунар. мира и безопасности.

С. Б. организуется т. о., чтобы функционировать непрерывно. Для этого каждый член С. Б. должен иметь своего постоянного представителя в месте пребывания ООН. Представители гос-в - членов С. Б. поочерёдно (в течение месяца) выполняют обязанности председателя. Устав предусматривает приглашение на заседания С. Б. тех членов ООН, не входящих в его состав, или тех гос-в, не являющихся членами ООН, к-рые выступают сторонами в споре, рассматриваемом С. Б. При решении вопросов каждый член С. Б. имеет один голос. Решения по процедурным вопросам считаются принятыми, когда за них поданы голоса 9 членов С. Б. Для принятия решений по всем др. вопросам установлен особый порядок (Устав ООН, ст. 27, п. 3). Они считаются принятыми, когда за них поданы голоса 9 членов, включая совпадающие голоса всех постоянных членов С. Б. (см. Единогласия принцип в ООН). Такое исключит, право постоянных членов С. Б. иногда называют правом вето.

С. Б. имеет свои вспомогат. органы: Военно-штабной комитет. Комитет экспертов, Комитет по приёму новых членов в ООН.


СОВЕТ ВРАЧЕБНЫХ КОЛЛЕГИЙ (CBK), первый высший орган управления здравоохранением в РСФСР. Учреждён 24 янв. 1918 декретом Совнаркома за подписью В. И. Ленина. Пред. CBK - A. H. Винокуров, зам. пред.- В. M. Beличкгта (Бонч-Бруевич) и M. И. Барсуков. Создание CBK - первая попытка объединения разрозненного в дореволюционное время управления здравоохранением. Через врачебные коллегии (созданы из врачей-большевиков в кон. 1917 при наркоматах социального обеспечения, просвещения, путей сообщения, внутр. дел и др.) CBK руководил организацией на местах медико-сан. отделов при Советах рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, возглавлял работу по борьбе с эпидемиями, обеспечил созыв 1-го Всероссийского съезда медико-сан. отделов, подготовил создание Учёного мед. совета, действовавшего в дальнейшем при Наркомздравс РСФСР, и т. д. При CBK функционировали комиссии по борьбе с туберкулёзом (пред. 3. П. Соловьев), венерич. болезнями (пред. И. С. Вегср), эпидемиями (пред. Д. К. Заболотный), нервно-пснхич. заболеваниями (пред. П. П. Кащенко). С образованием Наркомздрава РСФСР (11.7.1918) функции CBK перешли в его ведение.

Лит.: Семашко H. А., Основные этапы в развитии советской медицины, "Вестник современной медицины", 1928, № 19; H е ст е р е н к о А. И., Как был образован Народный комиссариат здравоохранения РСФСР, M., 1965. В. А. Базаное.


СОВЕТ ВУ3А И НАУЧНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ (у ч ё н ы и с о в е т) в С С С P, совещательный орган при ректоре (декане), директоре, рассматривающий и координирующий осн. направления н.-н., методической и учебно-воспптат. работы.

Совет вуза (факультета) рассматривает уч. планы и программы, вопросы н.-и. и учебно-воспитат. работы, повышения квалификации специалистов, подготовки и издания учебно-методич. литературы; проводит конкурсы на замещение профессорско-преподавательских должностей, выборы деканов, заведующих кафедрами; представляет преподавателей и науч. работников к присвоению учёных званий и т. д. В н.-и. учреждениях организуются научно-технич. советы, работающие по аналогии с советами вуза (ф-та).

Совет по присуждению учёных степеней - специализированный аттестационный орган, к-рому предоставлено право принимать к защите диссертации. Совет может принимать диссертации к защите по одной, двум или трём смежным специальностям. Советы по защите докторских диссертаций создаются при ведущих в соответствующей отрасли науки н.-и. учреждениях и вузах, и в них входят доктора наук (не менее 5 по каждой специальности). Советы по присуждению учёной степени кандидата наук создаются в составе вузов и научно-исследоват. учреждений, широко известных своими научными достижениями (по каждой специальности не менее 3 докторов наук и 3 кандидатов наук, доктора наук должны составлять не менее половины совета). Персональный состав специализированных советов по защите диссертаций и присвоению учёных степеней (от 11 до 25 человек), перечень специальностей и срок полномочий (от 3 до 5 лет) утверждаются Высшей аттестационной комиссией при Сов. Мин. СССР (ВАК СССР) на основе ходатайств академий наук, мин-в и ведомств. По н.-и. учреждениям АН СССР советы создаются ВАК СССР и Президиумом АН СССР. Работа советов регламентируется "Положением о порядке присуждения ученых степеней и присвоения ученых званий" (1975).

Б. С. Розов.


"СОВЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ РОССИИ", одна из контрреволюц. орг-ций, объединявших в период Гражданской войны и воен. интервенции 1918-20 росс, помещиков и буржуазию, боровшихся за свержение Сов. власти. Создан в окт. 1918 в Киеве, с дек. 1918 находился в Одессе. В "С. г. о. Р." входило по 5 представителей от Гос. думы, Гос. совета, земств, гор. самоуправления, торг.-пром., церк. и акаде-мич. кругов, землевладельцев и финансистов - всего 45 чел. Впоследствии в него вошли представители Укр. союза пром-сти, торговли и финансов. Пред. "С. г. о. Р." был барон В. В. Меллер-Закомельский, видную роль играли П. H. Милюков, А. В. Кривошеий и др. "С. г. о .Р." поддерживал А. И. Деникина. Распался в апр. 1919 после эвакуации франц. войск из Одессы.


"СОВЕТ ГЮРДЖУСТАНЫ" ("Совет Курчустаны" - "Советская Грузия"), республиканская газета Груз. CCP на азерб. яз. Осн. в 1922. До 1927 выходила под назв. "Ени фикир" ("Новая мысль"), затем "Ени кенд" ("Новое село"), с 1939- "С. Г.". Издаётся в Тбилиси 3 раза в неделю. Тираж (1975) ок. 35 тыс. экз. Награждена орденом "Знак Почёта" (1972).


"СОВЕТ КАРАКАЛПAKCTAHЫ" ("Советская Каракалпакия"), республиканская газета Каракалпакской АССР на каракалп. яз. Осн. в 1924. Выходит в Нукусе 5 раз в неделю. Тираж (1975) 66 тыс. экз. Награждена орденом "Знак Почёта" (1968).


"СОВЕТ KEHДИ" ("Советское село") республиканская газета Азерб. CCP на азерб. яз. Осн. в 1923. Первоначально выходила под назв. "Кендли газетеси" ("Крестьянская газета"), затем назв. газеты неоднократно изменялось, с 1958 - "С. к.". Издаётся в Баку 3 раза в неделю. Тираж (1975) 170 тыс. экз. Награждена орденом Трудового Красного Знамени (1973).


СОВЕТ МИНИСТРОВ в дореволюц. России, высший правительственный орган. Учреждён 12 нояб. 1861 для обсуждения дел общегос. характера, материалов и годовых отчётов о деятельности министерств и ведомств. Через С. м. прошли проекты большинства бурж. реформ, многих важнейших мероприятий по борьбе с революц. движением. Пред. С. м. был царь, к-рому принадлежало право вынесения на рассмотрение С. м. всех вопросов. Состав С. м.: министры, главноуправляющие, пользовавшиеся правами министров, пред. Государственного совета и Комитета министров, высшие чиновники, персонально назначенные царём. Заседания С. м. были нерегулярны: с кон. 1882 до янв. 1905 С. м. не собирался. В июне - июле 1905 С. м. обсуждал проект создания нового законосовещательного учреждения, т. н. Byлыгинской думы.

По закону 19 окт. 1905 С. м. был преобразован. На него было возложено, кроме объединения действий министров и главноуправляющих по вопросам законодательства и высшего гос. управления, предварительное рассмотрение проектов законоположений перед внесением их в Государственную думу и Гос. совет; обсуждение предложений по общему устройству министерств, замене гл. должностных лиц в гос-ве; утверждение уставов акционерных обществ. Пред. С. м. назначался царём. Заседания Совета стали проводиться регулярно 2-3 раза в неделю.

После упразднения Комитета министров (24 апр. 1906) к С. м. перешла б. ч. его дел. Компетенция С. м. расширилась: в случае прекращения заседаний Гос. совета и Гос. думы С. м. получил право обсуждать законопроекты и передавать их на утверждение императору как "высочайшие указы", к-рые т. о. вступали в силу без рассмотрения их в высших гос. органах, как предусматривалось законом. Только между 1-й и 2-й Гос. думами (июль 1906 - февр. 1907) через С. м. прошло 59 чрезвычайных "указов" (в т.ч. об учреждении военно-полевых судов, гл. целью к-рых была борьба с революц. движением). Для рассмотрения мелких дел в сент. 1909 был создан т. н. Малый совет министров, состоявший из товарищей (заместителей) министров.

Отражая определённый этап в развитии самодержавия в сторону бурж. монархии, С. м. царской России отличался от западноевроп. кабинетов, ответственных перед представит, органами. Пред. С. м. и министры были ответственны только перед царём, а не перед Гос. думой. После Февр. бурж.-демократич. революции 1917 Временное правительство 8(21) марта 1917 официально объявило себя преемником С. м.

Председателями С. м. были: С. Ю. Витте (19.10.1905 - 22.4.1906), И. Л. Горемыкин (22.4.1906 - 8.7.1906), П. А. Столыпин (8.7.1906 - 1.9.1911), В. H. Коковцов (11.9.1911-30.1.1914), И. Л. Горемыкин (30.1.1914 - 20.1.1916), Б. В. Штюрмер (20.1.1916 - 10.11. 1916), А. Ф. Трепов (10.11.19)6 - 27. 12.1916), H. Д. Голицын (27.12.1916 - 27.2.1917).

Лит.: Законодательные акты переходного времени... [1904-1908 гг.], 3 изд., СПБ, 1909; Витте С. Ю., Воспоминания, т. 2 - 3, M., 1960; Eро ш к и н H. П., История государственных учреждений дореволюционной России, 2 изд., M., 1968; Центральный государственный исторический архив СССР в Ленинграде. Путеводитель, Л., 1956.

СОВЕТ МИНИСТРОВ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ (СМИД), междунар. орган, учреждённый в 1945 по решению Потсдамской конференции 1945 для подготовки мирных договоров с бывшими участниками фаш. блока, а также для рассмотрения других дел, переданных ему по соглашению между пр-вами - членами Совета. В состав СМИД вошли мин. иностр. дел СССР, Китая, США, Великобритании и Франции. В 1945-49 состоялось 6 сессий СМИД. В течение двух лет после 2-й мировой войны 1939- 1945 Совет проделал значит, работу по выработке мирных договоров с Италией, Болгарией, Венгрией, Румынией и Финляндией (в подготовке мирных договоров с каждой из названных стран участвовали члены СМИД тех гос-в, к-рые подписали условия её капитуляции. Зап. державы - участницы СМИД, и прежде всего

США, пытались навязать побеждённым странам империалистические условия мира и восстановить там реакционные режимы. Их расчёты не оправдались благодаря твёрдой позиции СССР, последовательно отстаивавшего принципы демократического мирного урегулирования. Однако обструкционистская позиция зап. стран не позволила Совету выполнить его гл. задачу - подготовить герм, мирный договор. США и Великобритания при содействии Франции отстранили СМИД также от подготовки мирного договора с Японией. Линия, проводившаяся странами Запада в отношении СМИД, привела к прекращению его деятельности в 1949.


СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР, высший исполнительный и распорядительный орган гос. власти, пр-во СССР. Образуется Верховным Советом СССР на 1-й сессии очередного созыва в составе председателя, первых заместителей, заместителей председателя, министров СССР, председателей Гос. комитетов С. M. СССР, председателя комитета Гос. безопасности при С. M. СССР, руководителей нек-рых др. центр, органов гос. управления. Состав С. M. СССР дан в Конституции СССР (ст. 70). В С. M. СССР входят также председатели Сов. Мин. союзных республик по должности.

С. M. СССР - орган гос. управления общей компетенции, к-рая охватывает все важнейшие сферы жизни сов. общества и гос-ва. Он объединяет и направляет работу общесоюзных и союзно-республиканских министерств и подведомственных им учреждений; принимает меры по осуществлению нар.-хоз. плана, гос. бюджета, укреплению кредитно-денежной системы, по обеспечению обществ, порядка, защите интересов гос-ва и охране прав граждан; руководит общим строительством Вооруж. сил страны; определяет ежегодные контингенты граждан, подлежащих призыву на действительную военную службу; осуществляет общее руководство в области сношений с иностр. гос-вами, и т. д.

В соответствии с Конституцией СССР (ст. 66) С. M. СССР издаёт постановления и распоряжения на основе и во исполнение действующих законов, к-рые имеют обязательную юридич. силу на территории всех союзных республик; по наиболее важным общегос. вопросам принимаются совместные пост. ЦК КПСС и С. M. СССР; С. M. СССР имеет право в пределах своей компетенции приостанавливать пост, и распоряжения Сов. Мин. союзных республик, отменять приказы и инструкции министров СССР, а также акты др. подведомственных ему учреждений.

Председатели Совета Народных Комиссаров СССР: В. И. Ульянов (Ленин) [с 26.10 (8.11). 1917 - пред. CHK РСФСР, с 6.7.1923 по 21.1.1924 - пред. CHK СССР], А. И. Рыков (2.2.1924 - 19.12.1930), В. M. Молотов (19.12.1930 - 6.5.1941), И. В. Сталин (6.5.1941 - 15.3.1946).

Председатели Совета Министров СССР: И. В. Сталин (19.3.1946 - 5.3.1953), Г. M. Маленков (6.3.1953 - 8.2.1955), H. А. Булганин (8.2.1955 - 27.3.1958), H. С. Хрущёв (27.3.1958 - 15.10.1964), A. H. Косыгин (с 15.10.1964).


СОВЕТ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ (CHK), до 1946 название высшего исполнит, и распорядит. органа гос. власти СССР, союзных и авт. республик. Впервые CHK во главе с В. И. Лениным был образован на 2-м Всероссийском съезде Советов. Согласно Конституции РСФСР 1918 именовался CHK РСФСР. После образования Союза CCP был создан в июле 1923 первый CHK СССР под председательством В. И. Ленина. В соответствии с Конституцией СССР 1924 CHK СССР образовывался постановлением ЦИК СССР, CHK союзных и авт. республик - ЦИК соответств. республик. По Конституции СССР 1936 CHK СССР, CHK союзных и авт. республик образовывались соответственно Верховным Советом СССР, Верх. Советами союзных и авт. республик. К ведению CHK СССР относилось объединение и направление работы общесоюзных и союзно-республиканских народных комиссариатов, принятие мер по осуществлению нар.-хоз. плана и гос. бюджета и по укреплению кредитно-денежной системы, по обеспечению обществ, порядка, осуществление общего руководства в области внешних сношений с иностр. гос-вами и др.

В марте 1946 CHK СССР преобразован в Совет Министров СССР, a CHK союзных и авт. республик - соответственно в Советы Министров союзных и авт. республик.


СОВЕТ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ, одна из двух палат Верховного Совета СССР, избираемая на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Образуется на основе равного представительства всех союзных республик - по 32 депутата от каждой республики, всех авт. республик - по 11 депутатов от каждой республики, всех авт. областей - по 5 депутатов от каждой области, всех нац. округов - по 1 депутату от каждого округа. Сочетание в высшем органе гос. власти представительства всего населения СССР с особым представительством союзных, авт. республик, авт. областей, нац. округов позволяет при решении общесоюзных задач учитывать их интересы, связанные с национальными особенностями экономики, быта, культуры.

С. H. пользуется одинаковыми правами с Советом Союза как в области законодательной инициативы, так и в решении др. вопросов, входящих в компетенцию Союза CCP.

С. H. избирает председателя, к-рый руководит заседаниями палаты, и 4 его заместителей, а также постоянные комиссии: мандатную; законодательных предположений; планово-бюджетную; по иностр. делам; по делам молодёжи; по пром-сти; по транспорту и связи; по строительству и пром-сти строит, материалов; по сельскому х-ву; по товарам нар. потребления; по здравоохранению и социальному обеспечению; по народному образованию, науке и культуре; по торговле, бытовому обслуживанию и коммунальному х-ву; по охране природы. См. также Двухпалатная система.

СОВЕТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ДЕЯТЕЛЕЙ, контрреволюц. политич. организация рус. буржуазии. Возникла после победы Февральской бурж.-демократич. революции 1917 в Москве, в авг. 1917. Осн. целью орг-ции было установление военно-бурж. диктатуры. В постоянное бюро С. о. д., ставшее штабом всеросс. контрреволюции, вошли кадеты П. H. Милюков, В. А. Маклаков, А. И. Шингарёв, октябрист M. В. Родзянко, крупный промышленник П. П. Рябушинский, монархисты В. В. Шульгин, С. И. Шидловский, ген. M. В. Алексеев, проф. П. Б. Струве и др. Чл. совета участвовали в подготовке корниловского заговора (см. Корниловщина). После победы окт. революции 1917 орг-ция поддерживала антисов. деятельность контрреволюц. адм. А. В. Колчака, ген. А. И. Деникина и H. H. Юденича. Представители С. о. д. входили в руководство общеросс. подпольных контрреволюц. объединений: "Правый", "Национальный" и "Тактический" центры. В 1920 после поражения контрреволюц. сил в Гражданской войне 1918-20 С. о. д. распался; ряд его деятелей был осуждён сов. судом.

Лит.: Г о л и н к о в Д. Л., Крушение антисоветского подполья в СССР (1917 - 1925 гг.), M., 1975, с. 116-18, 348-54; Ком и н В. В., Банкротство буржуазных и мелкобуржуазных партий России в период подготовки и победы Великой Октябрьской социалистической революции, [M.], 1965, с. 344, 373-76, 475-78.


"СОВЕТ ОБЪЕДИНЁННОГО ДВОРЯНСТВА", Постоянный совет объединённых дворянских обществ (1906-17), исполнительный орган реакц. организаций дворянства России. Создан (май 1906) при поддержке царского пр-ва в период Революции 1905-07 для консолидации классовых сил крайней реакции в борьбе с революц. движением. Цель - сохранение самодержавия, укрепление политического и экономического положения помещиков. Совет выражал интересы "... крупного крепостнического землевладения..." (см. В. И. Ленин, Поли. собр. соч., 5 из д., т. 15, с. 5). "С. о. д." был близок к придворным кругам и тесно связан с "Союзом русского народа" и др. черносотенными орг-циями; стал центром крепостнич. реакции в стране. Состоялось 12 съездов "объединённого дворянства" (1-й и 2-й - в мае и нояб. 1906, последующие - ежегодно в февр.- марте). 1-й съезд принял устав орг-ции. "С. о. д." избирался на 3 года и действовал между съездами. Пред, совета (до 1912) - граф А. А. Бобринский. С нач. 1911 предпринимались попытки создать дворянскую экономич. орг-цию - "Союз землевладельцев". Требования "объединённого дворянства" вдохновили самодержавие на осуществление реакц. мероприятий (разгон 1-й Гос. думы, третьеиюньский переворот 1907, введение военно-полевых судов, агр. политика Столыпина). В годы 1-й мировой войны 1914-18 часть деятелей орг-ции поддерживала оппозиционно настроенную буржуазию ("Прогрессивный ёлок"), другая - придворную камарилью и Г. E. Распутина. После Февр. революции 1917 офиц. существование "С. о. д." прекратилось.

Лит.: Ленин В. И., Поли. собр. соч., 5 изд., т. 15, с. 19-22; т. 20, с. 324-33; т. 21, с. 275-87; т. 23, с. 260-77; Труды [I - XI съездов] уполномоченных дворянских обществ [1906-1914, т. 1 - 11], СПБ - П., 1906 - 15. H. П. Ерошкин.


СОВЕТ ПАРТИИ, один из руководящих парт, центров РСДРП в 1903-05, являвшийся по Уставу, принятому на Втором съезде РСДРП (1903), высшим учреждением партии. ЦК принадлежало практич. руководство, ЦО (центр, печатному органу) - идейное. Задачами С. п. были: согласовывать и объединять деятельность ЦК и редакции ЦО, представлять партию в сношениях с др. партиями, восстанавливать ЦК и редакцию ЦО в случае ареста их составов, созывать съезды партии. С. п. назначался редакцией ЦО и ЦК, к-рые посылали в него по два члена; пятого члена С. п. назначал съезд РСДРП (см. Второй съезд РСДРП. Протоколы, M., 1959, с. 426). На 2-м съезде партии в состав С. п. вошли: от ЦО - В. И. Ленин, Л. E. Гальперин; от ЦК - Ф. В. Ленгник, В. А. Носков; пятым членом съезд избрал Г. В. Плеханова, он же являлся пред. С. п. После перехода Плеханова на меньшевистские позиции и в связи с кооптацией им в редакцию ЦО 4 меньшевиков Ленин в нояб. 1903 ушел из редакции ЦО и временно из С. п. В совет, кроме Плеханова, вошли от ЦО Л. Мартов и П. Б. Аксельрод, от ЦК - Ленин, кооптированный в ЦК 6(19) - 8(21) нояб. 1903, и Ленгник. Борьба между большевиками и меньшевиками усилилась. В янв. 1904 Ленин выдвинул предложение о созыве 3-го съезда партии как единственном средстве выхода из парт, кризиса. С. п. отверг это предложение, а будущих участников подготовляемого большевиками съезда объявил стоящими вне партии. T. о., С. п. стал орудием борьбы меньшевиков против большевиков. Третий съезд РСДРП (1905) упразднил С. п.; единственным руководящим центром партии в перерывах между съездами объявлялся ЦК РСДРП, назначающий и редакцию ЦО.

Г. Ф. Киселев.


СОВЕТ ПИОНЕРСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, организационно-методич. центр воспитат. работы с пионерами и октябрятами. С. п. о. созданы по постановлению 8-го пленума ЦК ВЛКСМ (1957). Действуют на обществ, началах (при соответствующих комитетах ВЛКСМ): Центральный совет Всесоюзной пионерской организации им. В. И. Ленина, республиканские, краевые, областные, городские, районные советы. В состав С. п. о. входят пионерские и комсомольские работники, педагоги, представители обществ, организаций, учреждений здравоохранения, культуры и др. С. п. о. руководит повседневной деятельностью пионерских дружин, совместно с органами нар. образования осуществляет подготовку и повышение квалификации пионервожатых, оказывает им методич. помощь, изучает и распространяет лучший опыт пионерской работы.

С. п. о. созданы также в пионерских организациях др. социалистич. стран.


СОВЕТ ПО ДЕЛАМ ИНДИЙ (Consejo de Indias) (офиц. назв.- "Королевский совет и военный комитет по делам Индий"), высшее законодат., исполнит, и судебное учреждение, осуществлявшее в 16-19 вв. колониальную политику Испании в Америке (до 18 в. Америка в исп. источниках наз. "Индиями"), Океании, Азии. Создан в 1511. Состоял из президента, канцлера, 8 советников, ген. прокурора, 2 секретарей, космографа, математика и историка. Ведал заключением капитуляций (договоров) с конкистадорами, обращением индейцев в христианство, снаряжением экспедиций, подбором военных, церковных и гражданских кадров, финансами и т. д. Через С. по д. И. Испания осуществляла грабёж новооткрытых земель и эксплуатацию коренного населения заморских владений. Совет просуществовал до 1809, затем трижды (1810- 1820, 1823-34, 1846-47) восстанавливался; окончательно был ликвидирован в 1847.


СОВЕТ ПО ДЕЛАМ РЕЛИГИЙ ПРИ СОВЕТЕ МИНИСТРОВ СССР, союз ный орган, образованный в 1965 в целях последовательного осуществления политики Сов. гос-ва в отношении религий. Гос. контроль за соблюдением требований сов. законодательства о религиозных культах - одна из осн. гарантий свободы совести в СССР. До Великой Отечеств, войны 1941-45 центр, органом, ведавшим контролем за соблюдением этого законодательства, являлась Постоянная комиссия по рассмотрению культовых вопросов при Президиуме CHK СССР; в 1943 были созданы Совет по делам рус. православной церкви, а в 1944 - Совет по делам религиозных культов при Сов. Мин. СССР. В 1965 они преобразованы в единый орган - Совет по делам религий при Совете Министров СССР.

Совет контролирует соблюдение Конституции СССР, гарантирующей свободу совести, правильное применение и исполнение законов СССР, касающихся религ. отправлений; проверяет соблюдение законодательства о культах религ. объединениями, центр, и местными религ. орг-циями; принимает решения о регистрации и снятии с регистрации молитвенных зданий и домов; даёт разъяснения по законодательствам о культах; выносит обязательные предписания об устранении нарушений этого законодательства; осуществляет связь между пр-вом СССР и религ. орг-циями в случаях возникновения вопросов, требующих разрешения пр-ва СССР. Совет имеет в союзных и авт. республиках, а также в краях и областях уполномоченных, к-рые ему подчиняются. Свои обязанности они исполняют в тесном взаимодействии с республиканскими, краевыми и областными органами Сов. власти. Совет содействует религ. орг-циям в осуществлении междунар. связей, участии в борьбе за мир, за укрепление дружбы между народами.

В. Г. Фуров.


СОВЕТ ПО ИЗУЧЕНИЮ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ (СОПС), научная организация в СССР по проблемам размещения производит, сил и региональной экономики. Образован в 1930 при АН СССР на основе Комиссии по изучению естеств. производит, сил (КЕПС), созданной Российской АН в 1915, и Комиссии экспедиционных исследований АН СССР (1928). Занимался комплексными экспедиционными исследованиями для экономич. оценки природных ресурсов, развитием и размещением производит, сил союзных республик и регионов страны. В 1960 передан в ведение Госплана СССР (АН СССР осуществляет научно-методич. руководство). Осн. направления исследований - разработка теоретич. и методологич. основ региональной экономики и терр. организации нар. х-ва; разработка Генеральных схем развития и размещения производит, сил СССР на перспективные периоды; исследования в области междунар. регионального развития и др. СОПС координирует деятельность науч. и проектных орг-ций мин-в и ведомств, экономич. ин-тов Госпланов и АН союзных республик.

Лит.: Курочкин Г. Д., Исследования минеральных ресурсов экспедициями АН СССР. M.. 1969; Некрасов H. H., Региональная экономика, M., 1975.

H. Ф. Артюхин.


СОВЕТ ПО ОПЕКЕ ООН, один из гл. органов Организации Объединённых Нации, к-рый осуществляет функции ООН по отношению к территориям, входящим в систему междунар. опеки. Осн. его задачи сводятся к наблюдению за тем, как гос-ва, под опекой к-рых находятся определённые территории, содействуют политич., экономич. и социальному прогрессу населения подопечных территорий, их прогрессивному развитию в направлении к самоуправлению и независимости. В С. по о. ООН входят члены ООН 3 категорий: члены ООН, управляющие подопечными территориями, постоянные члены Совета Безопасности, не имеющие подопечных территорий, и другие гос-ва - члены ООН, избираемые Ген. Ассамблеей ООН на трёхгодичный срок в таком количестве, чтобы общее число членов Совета распределялось поровну между членами ООН, управляющими и не- управляющими подопечными территориями (ст. 86 Устава).

С принятием Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам (14 дек. 1960) встал вопрос о полной ликвидации системы опеки ООН, т. к. почти все подопечные территории, существовавшие в момент принятия Устава ООН, уже получили независимость.


СОВЕТ ПРИ "ВЫСОЧАЙШЕМ ДВОРЕ" (1769-1801), высший совещат. орган в России. Создан в связи с рус.-тур. войной 1768-74. Состоял из виднейших гос. деятелей (А. А. Вяземский, А. А. Безбородко, П. А. Румянцев, Г. А. Потёмкин и др.) под председательством имп. Екатерины II. После войны продолжал действовать в качестве совещат. и распорядит. учреждения при императрице как по вопросам военной и внешней, так и внутр. политики. При имп. Павле I превратился во второстепенное совещат. учреждение. Упразднён имп. Александром I в марте 1801.

Лит.: Архив Государственного совета, т. 1 - 2, СПБ, 1869-88; Eро ш к и н H. П., История государственных учреждений дореволюционной России, 2 изд.. M.. 1968.

СОВЕТ РАБОЧЕЙ И КРЕСТЬЯНСКОЙ ОБОРОНЫ 1918-20 (Совет обороны), чрезвычайный высший орган Сов. гос-ва, действовавший в условиях начавшейся Гражданской войны и воен. интервенции 1918-20. Являлся гл. воен.-хоз. центром Сов. республики. Создан ВЦИК 30 нояб. 1918 во исполнение декрета ВЦИК от 2 сент. 1918, к-рым Сов. республика была объявлена воен. лагерем. Обладал всей полнотой власти в деле мобилизации сил и средств для защиты Сов. гос-ва. Пред. Совета обороны был назначен В. И. Ленин как пред. CHK. В состав Совета входили представители от ВЦИК, от PBC Республики, Нар. комиссариата путей сообщения, зам. наркома продовольствия и пред. Чрезвычайной комиссии по снабжению Красной Армии. Секретарь Совета обороны - Л. А. Фотиева. Постановления Совета обороны были обязательны для центр, и местных ведомств и учреждений, для всех граждан. Он контролировал деятельность PBC и др. воен. органов. В апреле 1920 Совет обороны реорганизован в Совет труда и обороны.

Лит.: Об образовании Совета Рабочей и Крестьянской обороны, "Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского правительства", 1918, 22 дек., №91 - 92, ст. 924; Ленин В. И., Поли. собр. соч., 5 изд. (см. Справочный том, ч. 1, с. 603).

СОВЕТ СОГЛАСИЯ, политико-эконо-мич. орг-ция 5 африканских гос-в: Берега Слоновой Кости, Верхней Вольты, Бенина, Нигера и (с 1966) Того. Осн. в 1959. Страны Совета договорились о сотрудничестве в экономич. области, введении общего таможенного законодательства, координации их внешней политики. Они являются ассоциированными членами Европейского экономического сообщества, входят в зону французского франка, в Общую афро-маврикийскую организацию. Высший орган Совета - Конференция глав государств (созывается не реже 2 раз в год). Совет имеет постоянный административный секретариат, специализированные комиссии (юридическую, финансовую, транспорта, связи и др.), фонд взаимопомощи и гарантии займов; издаёт журнал "Entente afri caine" (выходит 1 раз в 3 месяца).
СОВЕТ COЮЗA, одна из двух палат Верховного Совета СССР, избираемая на основе всеобщего, равного и прямого избират. права при тайном голосовании по норме: один депутат от 300 тыс. населения. В С. С., в отличие от Совета Национальностей, представлены общие интересы всех трудящихся СССР независимо от их национальности.

С. С. имеет равные права и обладает одинаковой компетенцией с Советом Национальностей, им в равной мере принадлежит право законодательной инициативы.

С. С. избирает председателя, к-рый руководит заседаниями палаты, и 4 его заместителей, а также постоянные комиссии: мандатную; законодат. предположений; планово-бюджетную; по иностр. делам; по делам молодёжи; по пром-сти; по транспорту и связи; по строительству и пром-сти строит, материалов; по с. х-ву; по товарам нар. потребления; по здравоохранению и социальному обеспечению; по нар. образованию, науке и культуре; по торговле, бытовому обслуживанию и коммунальному хозяйству; по охране природы. См. также Двухпалатная система.


СОВЕТ СТАРЕЙШИН, 1) по конституции Франции 1795 одна из палат парламента. Ликвидирован во время переворота 18 брюмера (10 ноября 1799). 2) В СССР совещат. орган, образуемый в силу сложившейся практики каждой из палат Верховного Совета СССР. На заседаниях С. с. (совместных или раздельных) предварительно обсуждаются организационные вопросы работы сессии: повестка дня, порядок обсуждения докладов, предложения по персональному составу рабочих органов Верх. Совета СССР и его палат.

"СОВЕТ ТОЖИКИСТОНИ" ("Советский Таджикистан"), ежедневная республиканская газета Тадж. CCP на узбекском языке. Осн. в 1929. До 1955 выходила под названием "Кизил Тожикистон" ("Красный Таджикистан"). Издаётся в Душанбе. Тираж (1975) 93,5 тыс. экз. Награждена орденом Трудового Красного Знамени (1963).

СОВЕТ ТРУДА И ОБОРОНЫ, орган CHK РСФСР, направлявший деятельность экономич. комиссариатов и деятельность всех ведомств в области обороны страны. Создан в апреле 1920 на основе Совета рабочей и крестьянской обороны. Согласно Положению, принятому Восьмым Всероссийским съездом Советов (дек. 1920), действовал на правах комиссии CHK. Органами С. т. и о. на местах были областные, губернские, уездные и волостные экономич. совещания. В мае 1921 В. И. Ленин составил проект "Наказа от СТО местным советским учреждениям" (см. Поли, собр. соч., 5 изд., т. 43, с. 266-91). В С. т. и о. входили пред. CHK (пред. С. т. и о.) и нар. комиссары - по воен. делам, путей сообщения, земледелия, продовольствия, труда, РКИ, пред. BCHX, представитель ВЦСПС, управляющий ЦСУ (с совещат. голосом). Первым пред. С. т. и о. был В. И. Ленин. В феврале 1921 при С. т. и о. образована Гос. общеплановая комиссия (Госплан). В 1923 при образовании CHK СССР С. т. и о. РСФСР был ликвидирован и образован С. т. и о. СССР. Упразднён пост. ЦИК СССР 28 апр. 1937. Его функции переданы Экономии, совету при CHK СССР.

Лит.: Г е н к и н а Э. Б., Ленин - председатель Совнаркома и СТО, M., I960.

"СОВЕТ ТУРКМЕНИСТАНЫ" ("Советский Туркменистан"), республиканская газета Туркм. CCP на туркм. яз. Осн. в 1920 под назв. "Туркменистан", с 1936 -"С. Т.". Издаётся в Ашхабаде, выходит 6 раз в неделю. Тираж (1975) св. 140 тыс. экз. Награждена орденом Трудового Красного Знамени (1958).

"СОВЕТ УЗБЕКИСТОНИ" ("Советский Узбекистан"), ежедневная республиканская газета Узб. CCP на узб. яз. Осн. в 1918. Первоначально выходила под назв. "Иштрокиюн" ("Коммунист"), затем название изменялось, с 1964 - "С. У.". Издаётся в Ташкенте. Тираж (1975) 683 тыс. экз. Награждена орденом Трудового Красного Знамени (1958).


СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ, в Югославии консультативный орган при Президиуме СФРЮ по вопросам общей политики. Ч лены С. ф. избираются и освобождаются от должности Скупщиной по предложению Президиума СФРЮ. Аналогичные органы (Советы республик) создаются при президиумах республик, входящих в состав СФРЮ. СОВЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ВЗАИМОПОМОЩИ (СЭВ), межправительственная экономич. орг-ция социалистич. гос-в, созданная по решению экономич. совещания представителей Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии, СССР и Чехословакии (5-8 янв. 1949). В феврале 1949 в СЭВ вступила Албания (с 1961 односторонне перестала участвовать в работе Совета), в сентябре 1950 - ГДР, в июне 1962 - МНР, в июле 1972 - Республика Куба.

Образование СЭВ в период становления мировой системы социализма явилось закономерным следствием усилий коммунистич. и рабочих партий социалистич. стран, направленных на сближение народов этих стран, развитие более тесного экономич. и политич. сотрудничества во имя великой цели - успешного строительства социализма и коммунизма и обеспечения устойчивого мира во всём мире (см. Экономическое сотрудничество социалистических стран, Научно-техническое сотрудничество социалистических стран). Цель СЭВ - содействовать путём объединения и координации усилий стран - членов Совета дальнейшему углублению и совершенствованию сотрудничества и развитию интеграции социалистической экономической, планомерному развитию нар. х-ва, ускорению экономич. и технич. прогресса, повышению уровня индустриализации стран с менее развитой пром-стью, непрерывному росту производительности труда, постепенному сближению и выравниванию уровней экономич. развития и неуклонному подъёму благосостояния народов стран - членов СЭВ.

Экономич. и научно-технич. сотрудничество осуществляется на основе принципов социалистич. интернационализма, добровольности, уважения гос. суверенитета, независимости и нац. интересов, невмешательства во внутр. дела друг друга, полного равноправия, взаимной выгоды и товарищеской взаимопомощи. Совет организует всестороннее сотрудничество стран-членов в направлении наиболее рационального использования их природных ресурсов и ускорения развития производит, сил; содействует совершенствованию международного социалистического разделения труда путём координации планов развития нар. х-ва, специализации и кооперирования произ-ва (см. Международная специализация и кооперирование производства); предпринимает меры по изучению экономич. и научно-технич. проблем, представляющих интерес для стран - членов СЭВ, способствует их успешному решению; содействует разработке, согласованию и осуществлению совместных мероприятий в области развития пром-сти, науки и техники, с. х-ва, транспорта, товарооборота и обмена услугами, научно-технич. достижениями и передовым производств, опытом. Органы СЭВ принимают рекомендации странам - членам СЭВ по экономич. и научно-технич. вопросам и решения по организационным и процедурным вопросам. Все рекомендации и решения принимаются лишь с согласия заинтересованных стран - членов СЭВ, причём каждая страна вправе заявить о своей заинтересованности в любом вопросе, рассматриваемом в Совете. Рекомендации и решения не распространяются на страны, заявившие о своей незаинтересованности в данном вопросе, однако каждая из этих стран может впоследствии присоединиться к рекомендациям и решениям, принятым остальными странами - членами Совета.

СЭВ - открытая организация. Членом СЭВ может стать любая страна, разделяющая его цели и принципы и изъявившая согласие принять содержащиеся в Уставе СЭВ обязательства. СЭВ может приглашать страны, не являющиеся членами Совета, участвовать в работе его органов на условиях договорённости с соответствующими странами. С 1964 на основе Соглашения между СЭВ и пр-вом Социалистической Федеративной Республики Югославии в работе органов СЭВ участвует СФРЮ. Последняя по вопросам, представляющим взаимный интерес, участвует в работе органов СЭВ на равных условиях со всеми странами-членами. По приглашениям органов СЭВ в их работе принимают участие представители ДРВ и КНДР. В мае 1973 заключено Соглашение о сотрудничестве между СЭВ и Финляндией по вопросам, представляющим взаимный интерес. В июле 1975 заключено Соглашение о сотрудничестве между СЭВ и Иракской Республикой; в августе 1975 - Соглашение о сотрудничестве между СЭВ и Мексиканскими Соединёнными Штатами. Страны - члены СЭВ активно сотрудничают с др. странами независимо от их социально-экономич. систем.

На начало 1975 СЭВ поддерживал в различных формах отношения более чем с 30 междунар., межправительств. и неправительств, экономич. и научно-технич. орг-циями. В октябре 1974 Совету предоставлен статус наблюдателя в ООН.

Деятельность СЭВ определяется Уставом, принятым Сессией Совета (12-е заседание сессии, декабрь 1959). В Устав СЭВ были внесены изменения на 16-м (июнь 1962), 17-м (декабрь 1962) и 28-м (июнь 1974) заседаниях Сессии СЭВ.

СЭВ имеет (1975) следующую структуру.

Сессия Совета (образована в 1949) - высший орган СЭВ. С конца 60-х гг. делегации стран возглавляются главами правительств. На 16-18-м и 23-м заседаниях Сессии делегации стран возглавлялись первыми (генеральными) секретарями ЦК коммунистич. ц рабочих партий стран - членов СЭВ. Сессия рассматривает осн. вопросы сотрудничества, доклад Исполнит, комитета о деятельности Совета за период между заседаниями Сессии и определяет гл. направления работы СЭВ. Созывается ежегодно, поочерёдно в столицах стран - членов СЭВ в порядке названий стран по рус. алфавиту. Могут созываться внеочередные (чрезвычайные) Сессии по просьбе или с согласия не менее 1/з стран - членов СЭВ. Исполнительный комитет (создан в 1962) - гл. исполнит, орган СЭВ, состоящий из представителей стран-членов на уровне зам. глав правительств по одному от каждой страны. Руководит совокупностью работ, связанных с реализацией задач, стоящих перед Советом, в соответствии с решениями Сессии, осуществляет систематическое наблюдение за выполнением странами - членами СЭВ обязательств, вытекающих из принятых ими рекомендаций органов СЭВ, руководит работой комитетов, постоянных комиссий и др. органов СЭВ.

Комитет СЭВ по сотрудничеству в области плановой деятельности (образован в 1971), состоит из председателей центральных плановых органов. Его цель - содействовать расширению сотрудничества в области плановой деятельности стран - членов СЭВ, направленной прежде всего на осуществление Комплексной программы социалистич. экономич. интеграции. Гл. задача Комитета - выявление важнейших проблем сотрудничества в основных областях нар. х-ва, требующих комплексного рассмотрения на многосторонней основе и разработки эффективных путей их решения. Постоянный рабочий орган Комитета - Бюро в составе зам. председателей центральных плановых органов стран - членов СЭВ.

Комитет СЭВ по научно-техническому сотрудничеству (образован в 1971 на базе Комиссии по координации науч. и технич. исследований), состоит из председателей комитетов, министров, руководителей ведомств по науке и технике. Организует многостороннее научно-технич. сотрудничество стран - членов СЭВ в целях наиболее полного и эффективного использования их научно-технич. потенциалов. Комитет СЭВ по сотрудничеству в области материально-технического снабжения (образован в 1974), его осн. задача - развитие и углубление экономич. и научно-техннч. сотрудничества в области материально-технич. снабжения, направленного прежде всего на осуществление Комплексной программы социалистич. экономич. интеграции, организации многостороннего сотрудничества в целях улучшения использования материальных ресурсов, снижения материалоёмкости продукции и повышения на этой основе эффективности обществ, произ-ва в каждой стране.

Постоянные комиссии СЭВ по экономич. и научно-технич. сотрудничеству между странами - членами СЭВ в отд. отраслях нар. х-ва. Первые постоянные комиссии созданы на основе решения Сессии СЭВ (7-е заседание, май 1956). Состоят из делегаций стран - членов СЭВ, возглавляемых, как правило, соответств. министрами и руководителями ведомств. В СЭВ более 20постоянных комиссий: по электроэнергии, использованию атомной энергии в мирных целях, чёрной металлургии, цветной металлургии, нефтяной и газовой пром-сти, угольной пром-сти, машиностроению, хим. пром-сти, с. х-ву, транспорту и др.

Совещания руководителей, представителей компетентных органов стран- членов СЭВ. В рамках СЭВ ведут работу совещания руководителей водохоз. органов, представителей фрахтовых и судовладельч. opr-ций, министров внутр. торговли, представителей стран - членов СЭВ по правовым вопросам, руководителей ведомств по изобретательству, по ценам, гос. органов по труду.

Секретариат СЭВ - экономич. и исполнительно-адм. орган Совета, состоит из отраслевых и функциональных отделов. Руководящий персонал и специалисты Секретариата комплектуются из граждан стран - членов СЭВ. Местопребывание - г. Москва. Работой Секретариата руководит Секретарь СЭВ и его заместители. Секретарь - гл. должностное лицо Совета, представляет СЭВ перед официальными лицами и орг-циями стран - членов СЭВ и др. стран, а также перед международными организациями.

В составе СЭВ имеются Ин-т стандартизации и Междунар. ин-т экономич. проблем мировой социалистич. системы.

Коммунистич. и рабочие партии стран- членов СЭВ направляют деятельность органов Совета на разработку общетеоретич., методологич. и идеологич. вопросов, определяющих сущность процесса социалистич. экономич. интеграции и составляющих ее элементов, создание и совершенствование высокоразвитого междунар. механизма экономич. и научно-технич. сотрудничества.

Формы и методы деятельности СЭВ постоянно совершенствуются в соответствии с задачами, выдвигаемыми коммунистич. и рабочими партиями на каждом этапе социалистич. и коммунистич. строительства. В истории СЭВ прослеживаются следующие этапы.

Первый этап (1949-58) - это период становления многостороннего экономич. и научно-технич. сотрудничества стран - членов СЭВ. Гл. внимание уделялось развитию внеш. торговли и организации научно-технич. сотрудничества. Сессия СЭВ (2-е заседание Сессии, август 1949) приняла рекомендации вести торговлю между участниками на основе долгосрочных соглашений, что позволило упрочить экономику стран СЭВ и гарантировать стабильное получение необходимых материалов и оборудования и сбыт своей продукции. Большое значение для выполнения странами планов индустриализации имели также принятые Сессией СЭВ (2-е заседание) решения о научно-технич. сотрудничестве, к-рые предусматривали безвозмездную взаимную передачу технич. документации. Одновременно СЭВ решает и вопросы производств, сотрудничества, взаимного согласования нар.-хоз. планов, специализации и кооперирования произ-ва.

Второй этап (1959-62) сотрудничества начался с Совещания представителей коммунистич. и рабочих партий стран - членов СЭВ (май 1958). Были заложены основы междунар. специализации и кооперирования произ-ва; проведена координация планов на 1961-65. В результате были в основном решены проблемы удовлетворения потребностей стран - членов СЭВ в топливе, сырье, машинах и оборудовании на планируемый период. По решению Сессии СЭВ (10-е заседание Сессии, декабрь 1958) совместными усилиями стран осуществлено стр-во крупнейшего в мире нефтепровода "Дружба" (св. 4,5 тыс. км) для транспортировки сов. нефти в ВНР, ГДР, ПНР и ЧССР. Стр-во нефтепровода и возрастающие поставки сов. нефти способствовали удовлетворению потребностей братских стран в топливе и созданию большой нефтехимии. По решению Сессии СЭВ (11-е заседание Сессии, май 1959) была организована параллельная работа объединённых энергосистем "Мир". В 1962 образовано Центральное диспетчерское управление объединённых энергосистем (Прага ).

Третий этап (1962-69) начался с Совещания первых секретарей ЦК коммунистич. и рабочих партий и глав правительств стран - членов СЭВ (июнь 1962), наметившего дальнейшие пути экономич. и научно-технич. сотрудничества. Основой деятельности СЭВ стали одобренные Совещанием "Основные принципы международного социалистического разделения труда". Этот этап характеризовался углублением сотрудничества стран в области координации их нар.-хоз. планов - осн. метода деятельности СЭВ и гл. средства формирования междунар. социалистич. разделения труда. Для организации сотрудничества в конкретных областях экономики были созданы междунар. экономич. орг-ции Интерметалл (1964), Общий парк грузовых вагонов (1964), Организация сотрудничества подшипниковой промышленности (1964). В целях содействия развитию внешней торговли стран - членов СЭВ, а также расширения их сотрудничества с др. странами в октябре 1963 было подписано Соглашение о многосторонних расчётах в переводных рублях и организации Международного банка экономического сотрудничества.

Начало новому этапу сотрудничества стран - членов СЭВ положено на 23-м (специальном) заседании Сессии Совета (апр. 1969). В её работе участвовали первые (генеральные) секретари ЦК коммунистич. и рабочих партий и главы правительств стран - членов СЭВ. Отметив огромные достижения в развитии производит, сил стран социалистич. содружества, Сессия приняла решение о разработке Комплексной программы дальнейшего углубления и совершенствования сотрудничества и развития социалистич. экономич. интеграции стран - членов СЭВ. Разработанная коллективными усилиями всех государств - членов Совета, эта программа,

рассчитанная на 15-20 лет, единодушно принята в июле 1971 на 25-м заседании Сессии СЭВ. Её реализация является гл. содержанием экономич. и научно-технич. сотрудничества, представляет собой магистральный путь совершенствования междунар. социалистического разделения труда, мощное средство интенсификации общественного произ-ва каждой страны - члена СЭВ и всего содружества стран, ускоренного развития научно-технич. прогресса.

Придавая большое значение укреплению плановых основ сотрудничества и органич. увязке мероприятий Комплексной программы с нар.-хоз. планами стран - членов СЭВ, Сессия Совета (29-е заседание, июнь 1975) одобрила подготовленный Комитетом СЭВ по сотрудничеству в области плановой деят