загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна,окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ПРОМЫШЛЕННОМ, ЖИЛОМ И НЕ ТОЛЬКО...:
ПОНЯТИЯ:

МОНТАЖ (франц. montage - подъём установка, сборка, от monter - поднимать), сборка и установка сооружений конструкций, технологического оборудования агрегатов, машин (см. Сборка машин, аппаратов, приборов и др. устройств и готовых частей и элементов.
МОНТАЖ в строительстве - основной производственный процесс, выполняемый при возведении зданий и сооружений или и реконструкции, в результате которого устанавливают в проектное положение строительные конструкции, инженерное технологическое оборудование и др. МОНТАЖ технологического оборудования включает также присоединение его к источникам энергоснабжения системам очистки и удаления отходов оснащение приборами, средствами автоматизации и контроля
.


СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ в СССР, организационно обособленные производственно-хозяйственные единицы, основным видом деятельности которых является строительство новых, реконструкция, капитальный ремонт и расширение действующих объектов (предприятий, их отдельных очередей, пусковых комплексов, зданий, сооружений), а также монтаж оборудовани я. К государственным СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ относятся строительные и монтажные тресты (тресты-площадки, тресты гор. типа, территориальные, союзные специализированные тресты); домостроительные, заводостроительные и сельские строительные комбинаты; строительные, (монтажные) управления и приравненные к ним организации (напр., передвижные механизированные колонны, строительно-монтажные поезда и др.).
ПРОЕКТИРОВАНИЕ (от лат. projectus, буквально - брошенный вперёд), процесс создания проекта - прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния. Различают этапы и стадии ПРОЕКТИРОВАНИЯ, характеризующиеся определённой спецификой. Предметная область ПРОЕКТИРОВАНИЯ постоянно расширяется. Наряду с традиционными видами ПРОЕКТИРОВАНИЯ (архитектурно-строительным, машиностроительным, технологическим и др.) начали складываться самостоятельные направления ПРОЕКТИРОВАНИЯ человеко-машинных систем (решающих, познающих, эвристических, прогнозирующих, планирующих, управляющих и т. п.) (см. Система "человек и машина"), трудовых процессов, организаций, экологическое, социальное, инженерно-психологич., генетическое ПРОЕКТИРОВАНИЕ и др. Наряду с дифференциацией ПРОЕКТИРОВАНИЯ идёт процесс его интеграции на основе выявления общих закономерностей и методов проектной деятельности.
ПРОМСТРОЙПРОЕКТ, проектный институт в ведении Госстроя СССР. Находится в Москве. Организован в 1933. В составе института архитектурно-строительные и конструкторские отделы; ПРОМСТРОЙПРОЕКТ возглавляет объединение "Союзхимстройниипроект" с проектными институтами в Киеве, Ростове-на-Дону, Тольятти, Алма-Ате. Разрабатывает проекты (архитектурно-строительные и сан.-технич. части) производственных зданий и сооружений крупнейших промышленных предприятий автомобильной, машиностроит., металлургич., химич. и др. отраслей пром-сти; схемы генеральных планов пром. узлов и упорядочения существующих пром. районов; мероприятия по повышению уровня индустриализации строительтсва за счёт унификации и типизации зданий, сооружений и конструкций и внедрения эффективных строит. материалов; нормативные документы и методич. указания по проектированию пром. зданий и сооружений. Периодически публикует реферативную информацию "Строительное проектирование промышленных предприятий". Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1958)

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

провело мобилизацию и приступило к созданию словацкой Красной армии (к концу июня - 50 тыс. чел.). 7 июля, после вынужденного отхода венг. Красной армии за чехословацкую демаркац. линию, С. с. р. пала под натиском интервенции, осуществлённой бурж. пр-вом Чехословакии при помощи иностр. империалистов.

Источи.: Slovenska Republika rad. Dokumenty, Brat., 1970. В. В. Марьина.

СЛОВАЦКИЕ БЕСКИДЫ, Живецкие Бескиды (чеш. Slovenske Beskydy, польск. Zywiecky Beskidy), часть Зап. Бескид (система Карпат), на терр. Чехословакии и Польши. Дл. ок. 80 км, выс. до 1725 м (г. Бабья). Сложены преим. песчаниками. До выс. 1400 м -елово-пихтовые и буковые леса, выше -горные кустарники и луга. Туризм. На терр. Польши - Бабьягурский нар. парк.

СЛОВАЦКИЕ РОДНЫЕ ГОРЫ (Slovenske Rudohorie), горы на В. Чехословакии, в составе Зап. Карпат. Дл. 140 км, выс. до 1477 м (г. Столица). Сложены в основном гранитами и кристаллич. сланцами, по периферии местами закарстованные известняки. Преобладает сред-негорный рельеф с отд. останцовыми вершинами. На юж. склонах преим. дубовые и буковые леса, на северных - хвойные. Месторождения жел. и медных руд, сурьмы, золота, магнезита (горнопром. предприятия в Рудняни, Добшине, Гельнице и др.).

СЛОВАЦКИЙ (Slowacki) Юлиуш (4.9. 1809, Кременец, ныне Тернопольской обл. УССР,-3.4.1849, Париж), почьский поэт. Род. в семье профессора. Окончил юридич. ф-т Вильнюсского ун-та (1828). Уже ранние поэмы С. носят романтич. характер ("Гуго", 1829; "Ян Белецкий", 1830, и др.). Первые драмы С.- попытки создания трагедии политич. конфликтов и человеческих страстей ("Мария Стюарт", 1830; "Миндовг, король литовский", 1831). На польск. восстание 1830-31 С. откликнулся циклом патриотич. стихов ("Ода к свободе", 1830, и др.). С 1831 жил в эмиграции.

Ю. Словацкий.

Ю. С л о в а ц к и й. "Избранные стихи" (Варшава, 1955). Илл. А. Гейдрцха.

Наряду с А. Мицкевичем С.- наиболее полный выразитель идей революц. романтизма. Лирич. шедевром С. стала поэма "В Швейцарии" (опубл. 1839). В 40-е гг. С. создал польский романтич. театр, репертуар. В поэмах ("Ламбро", 1833; "Ангелли", 1838), драмах и трагедиях ("Кордиан", 1834; "Горштыньский", написана в 1835, опубликована в 1881, и др.) критически освещал роль шляхты в освободит. движении; в политич. лирике выступал против клерикализма, за идеи нар. революции ("Ответ на „Псалмы будущего"", 1845-48, и др.). С. принадлежит цикл драм сказочно-фантастич. характера ("Балладина", 1834, опубл. 1839; "Лилла Венеда", 1840). Реалистич. тенденции сказались в драме "Фантазии" (184l). В лирике С. доминируют мотивы патриотич. скорби, революц. стойкости ("Гимн", 1836, опубл. 1839; "Моё завещание", 1839-40, и др.). Как прозаик выступал с фрагментами исторической прозы. Вершиной его творческих исканий стала поэма "Бенёвский" (1840-41, неокончена, опубликована 1841, рус. пер. 1973), отмеченная виртуозным стихотв. мастерством. В поздних драмах С. при наличии мистико-религ. элемента не исчезают ни патриотич. стремления ("Ксёндз Марек", 1843), ни интерес к социальным конфликтам ("Серебряный сон Соломен", 1844). Лирика С. сер. 40-х гг. обретает космич. образность, пророческую страстность, она пронизана напряжённым ожиданием революц. взрыва. Синтезом философско-историч. взглядов С. должна была стать эпопея "Король-Дух" (незакончена). В России С. долгое время был мало известен. На рубеже 19-20 вв. им заинтересовались рус. символисты (К. Д. Бальмонт, В. Я. Брюсов). Лучшие переводы (А. А. Ахматовой, Б. Л. Пастернака, Л. Н. Мартынова и др.) появились после 2-й мировой войны 1939-45.

Соч.: Dzieta, t. 1 - 14, 3 wyd., Wr., 1959; Dziela wsrystkie, t. 1 - 15, 2 wyd., Wr., 1952-1963; в рус. пер,- Избр. соч., т. 1-2, М., 1960; Лирика, М., 1966; Стихи. Мария Стюарт, М., 1975.

Лит.: Стахеев Б. Ф., Ю. Словацкий, в кн.: История польской литературы, т. 1, М., 1968; Левiнська С. И., Юлiуш Словацький.Життя i творчий шлях, Киiв,1973; Вервес Г. Д., Юлiуш Словацький i Украiна, Kиiв, 1959; Ю. Словацкий. Биобиблиографический указатель, М., 1959; К 1 е i n e r J., Slowacki. Dzieje tworczosci, t. 1 - 4, Lw.- Warsz.- Kr., 1924-28; Kalendarz zycia i tworszosci J. Stowackiego, Wr., 1960;Treugutt S., "Beniowski". Kryzys in dywidualizmu romantycznego, Warsz., 1964; Sawrymowicz E., J. Sfowacki, 4 wyd., Warsz., 1973 (лит.). Б. Ф. Стахеев.

СЛОВАЦКИЙ КРАС (Slovensky Kras), Карст, известняковое плато в Словакии (ЧССР) и частично в Венгрии, где наз. Агтелек. Расположено к Ю. от Словацких Рудных гор. Выс. до 851 м (г. Плешивец). Долиной р. Слана и её притоков разделено на отд. платообразные массивы. Характерны карстовые формы рельефа - котловины, воронки, западины, подземные пропасти и пещеры, по которым текут реки. В С. К. расположена одна из крупнейших карстовых пещер Европы - Барадла-Домица (Агтелек).

СЛОВАЦКИЙ ЯЗЫК, язык словаков, живущих гл. обр. в ЧССР (ок. 4,2 млн. чел., в т. ч. в Словакии ок. 3,9 млн. чел., 1970, перепись). Относится к зап. группе славянских языков. Имеет 3 диалекта: западнословацкий, среднесловацкий и восточнословацкий. По строю близок к чешскому языку, в ряде черт - юж.-слав. языкам. Фонетич. особенности: наличие специфич. гласного а, согласных dz, dz, дифтонгов 6(uo), ia, iu, ie, противопоставления l и l'. По краткости и долготе различаются гласные (а - а, о - 6, и - и, i - i) и плавные согласные (г - f, 1 - 1). В С. я. есть ритмич. правило, по к-рому в слове не должны следовать друг за другом долгие слоги. Для морфологич. строя характерны высокая степень регулярности форм склонения и спряжения: окончания -т в 1-м лице ед. ч. глаголов, -от в творительном падеже ед. ч. существительных мужского и среднего рода, -и в родительном падеже ед. ч. существительных мужского рода на -а; утрата именных форм прилагательных. В С. я. сохранились формы плюсквамперфекта. Графика - латинская, с рядом диакритических знаков. Древние письм. памятники восходят к 15-16 вв. Основы современного лит. языка, базирующегося на среднесловацком культурном интердиалекте, заложены в 40-х гг. 19 в.

Лит.: С е л и щ е в А. М., Славянское языкознание, т. 1, М., 1941; StanislavJ., Dejiny slovenskeho jazyka, t. 1-5, Brat., 1956-73; Pauliny E., Dejiny spisovnej slovenciny, t. 1, Brat., 1971; Morfologia slovenskeho jazyka, Brat., 1966; Pauliny E., RuzickaY., Stole Y., Slovenska gramatika, 5 vyd., Brat., 1968; I s а с е n k о A. V., Slovensko-rusky prekladovy slovnik, dl 1 - 2, Brat., 1950-1957; Slovnik slovenskeho jazyka, dl 1 - 6, Brat., 1959 - 68. Л. Н. Смирнов.

СЛОВАЦКОЕ НАЦИОНАЛЬНОЕ ВОССТАНИЕ 1944, антифашистское нац.-освободит. восстание словацкого народа в авг.- окт. 1944. Организаторами и руководителями С. н. в. были коммунисты, проводившие линию руководства КПЧ, находившегося в Москве, и подпольного ЦК компартии Словакии (КПС). План вооруж. выступления был разработан подпольным Словацким нац. советом (СНС), созданным по инициативе коммунистов в дек. 1943 из представителей КПС (Г. Гусак, Л. Новомеский, К. Шмид-ке) и др. партий, участвовавших в Движении Сопротивления. Вооруж. силы С. н. в. составляли партиз. бригады (ок. 15 тыс. чел.), перешедшие на сторону повстанцев части словацкой армии. Пов-станч. армия, созданная в ходе С. н. в., насчитывала ок. 60 тыс. чел.; в рядах словацких партизан сражались ок. 3 тыс. сов. граждан, а также франц., польск., болг., рум., венг., югосл., нем. антифашисты. Сигналом к С. н. в. послужила начавшаяся 29 авг, с согласия словацкого марионеточного пр-ва оккупация Словакии нем.-фаш. войсками. В тот же день развернулись активные действия вооруж. сил повстанцев. 30 авг. СНС заявил от имени восставшего народа о свержении марионеточного фаш. пр-ва и взял власть в свои руки. К 31 авг. восстанием были охвачены вся Центральная и некоторые области Вост. Словакии. 1 сент. 1944 в повстанч. центре Банска-Бистрице была принята Декларация СНС, в к-рой отмечалась необходимость воссоздания Чехословацкой республики, проведения нац.-демократич. преобразований, осуществления равноправия чешского и словацкого народов. Опираясь на нац. к-ты, в к-рых ведущую роль играли коммунисты, СНС восстановил демократич. свободы, распустил фаш. партии и орг-ции, освободил полигич. заключённых и др. Командование Сов. Армии разработало план Карпато-Дукельской операции для оказания помощи восставшим, организовало переброску им вооружения, боеприпасов, продовольствия, снаряжения. 8 сент. 38-я армия 1-го Украинского фронта начала наступление от Кросно (в Польше) на юг с целью пробиться через Дукельский перевал в Словакию. Вместе с сов. войсками сражался 1-й Чехословацкий армейский корпус (сформирован в СССР). 6 окт. 1944 после тяжёлых боёв Дукельский перевал был взят (в память об этой операции 6 окт. объявлено Днём Чехословацкой нар. армии). Во 2-й пол. октября 1944 гитлеровцы стянули против повстанцев превосходящие силы и овладели основными опорными пунктами С. н. в., в т. ч. Банска-Бистрицей (27 окт.). Повстанцы отступили в горы. Партиз. бригады вели боевые действия до соединения в янв. 1945 с наступавшими частями Сов. Армии. С. н. в. явилось вершиной антифашистской борьбы словацкого народа под руководством КПЧ и началом национально-демократической революции в Чехословакии.

Лит.: Гусак Г., Свидетельство о словацком национальном восстании, [пер. со словак.], М., 1969; Kropilak M., Slovenske narodni povstanie, Brat., 1974; Slovenske narodne povstanie. 1944-1974 (Bibliografia), Brat., [1974].

В. В. Марьина

СЛОВЕНЕ, одно из др.-рус. племён, жившее по берегам оз. Ильмень в р-не Новгорода; см. Ильменские славяне.

СЛОВЕНИЯ (Slovenija), Социалистическая Республика Словения (Socijalisticka Republika Slovenija), республика в составе Югославии (СФРЮ), на крайнем С.-З. страны, на 3. граничит с Италией и на С. с Австрией. Выход к Адриатическому м. в р-не Триестского зал. Пл. 20,3 тыс. км2. Нас. 1,7 млн. чел. (1971, перепись; словенцев 94%), на 1975-1772 тыс. чел. Официальный язык - словенский. Гор. населения ок. 80%. Столица - Любляна. Др. крупные города: Марибор, Целе. С.- социалистич. республика, добровольно объединившаяся с другими равноправными социалистич. республиками в союзное гос-во - СФРЮ. Действующая конституция принята в 1974. Высш. орган власти - республиканская Скупщина, состоящая из 3 палат (Собор объединённого труда, Собор общин и Общественно-политический собор). Пр-во республики - Исполнительное вече Скупщины.

Природа. С.- преим. горная республика. На С.-З. и С. расположены хребты Вост. Альп (Похорье, Караванке, Савиньские Альпы, Юлийские Альпы с высшей точкой С. и Югославии г. Триглав, 2863м). На Ю.- сев. окраина Динарского нагорья, в т. ч. известняковое плато Карст (Крас) с карстовым рельефом и всемирно известной пещерой Постойиска-Яма. Низменности - на 3., у побережья Адриатич. м. и на В. Климат на б. ч. С.-умеренный, континентальный. В межгорных долинах ср. темп-pa января 0, -2 0С, июля 18-19 °С, осадков 800-1200 мм (в горах местами св. 2000 мм) в год. На побережье климат субтропический средиземноморский. Осн. реки - Сава и Драва относятся к басе. Дуная. Горные ледниковые (Блед) и карстовые озёра. Леса (гл. обр. в горах) занимают 46% терр. С. Буковые и дубовые леса замещаются с высотой смешанными и хвойными лесами, субальп. и альп. лугами. Плато Карст покрыто скудной степной растительностью, вдоль побережья - средиземноморские кустарниковые сообщества.

В. В. Бодрин.

Исторический очерк. Терр. С. в древности была заселена кельто-иллирийски-ми племенами; в 1 в. до н. э. захвачена Римом (подверглась сильной романизации), в 6-7 вв. заселена славянами -словенцами (занимали терр. значительно более обширную, чем терр. совр. С.). В 7 в. образовалось раннефеод. гос-во -Карантания, попавшее ок. 745 в зависимость от Баварии (в это же время начало насильственно распространяться христианство нем. миссионерами), затем (788) -от Франкского гос-ва; с его распадом (843) - в составе Вост.-Франкского королевства (позднее - Германия). 9-11 вв.- время окончат, установления феод. отношений (феодалы были немцами, крестьяне - гл. обр. словенцами), нем. колонизации словен. земель, особенно интенсивной в 11 -13 вв. В 11-13 вв. на терр., заселённой словенцами, образовался ряд феод. княжеств, входивших в состав "Священной Рим. империи": Каринтия, Штирия, Крайна (основная терр. совр. С.), Горица, Истрия. В 1282 захват словен. земель начали Габсбурги, распространившие к нач. 16 в. свою власть на все словенские земли; С. оказалась в составе многонациональной Австр. монархии. С сер. 15 в. терр. С. стала подвергаться тур. набегам. Усиление феод. гнёта в кон. 15-16 вв., переплетавшегося с нац. гнётом, привело к ряду крест. восстаний (1478, 1515, 1573 и др.).

В 16 в. в горной пром-сти С. начали зарождаться раннекапиталистич. отношения. Тогда же в городах распространилось реформац. движение, носившее в основном дворянско-бюргерский характер (было подавлено Габсбургами в нач. 17 в.). Со 2-й пол. 18 в. начался экономич. подъём, ему благоприятствовал ряд реформ, проведённых Марией Терезией и Иосифом II (ограничение барщины, частичная отмена личной зависимости крестьян и др.). В 1809-14 большая часть терр. С. (с Любляной) входила в состав Иллирийских провинций, зависимых от наполеоновской Франции. Реформы, проведённые здесь франц. властями, способствовали развитию капиталистич. отношений. С 1814-15 словен. земли вновь в составе габсбургской Австрийской империи (после её преобразования в 1867 в Австро-Венгрию включены в состав её австр. части - Цислейтании). Развитие капиталистич. отношений способствовало возникновению и развитию словенского нац. движения, центром к-рого стала Крайна. . Во время Революции 1848-49 словен. либералы выдвинули т. н. программу Объединённой Словении, предусматривавшую объединение словен. земель в единое адм.-политич. целое, равноправие словен. яз. и др. Антифеодальные выступления словен. крестьян весной - летом 1848 не слились с борьбой либералов за нац. права (либералы не поддержали гл. крестьянского требования - отмены феод. повинностей без выкупа). Ликвидация феод. отношений после Революции 1848-1849 открыла путь быстрому развитию капитализма в словен. землях; уже к сер. 19 в. они по уровню развития пром-сти значительно превосходили др. югославянские терр. В 50-60-е гг. усиливается нац. движение; в кон. 60-х гг. оно распалось на два лагеря: старословенцев, придерживавшихся принципа безусловной верности Габсбургам и католицизму, и младословенцев, к-рыми была вновь выдвинута программа Объединённой Словении и многие из к-рых явились сторонниками югославянских и всеславянских идей. В 1869 в Любляне возникло Рабочее просветительское об-во - первая самостоят. орг-ция пролетариата С. В 1896 была образована Югославянская с.-д. партия (ЮСДП). Среди части рабочих распространилось влияние христианского социализма. Возникли бурж. партии: в 1892 клерикальная Словенская народная партия (СНП), распространившая своё влияние среди широких масс крестьян; в 1894 либеральная Национально-прогрессивная партия. Под влиянием русской Революции 1905-07 в Любляне, Трбовле, Идрии и др. городах прошли массовые манифестации с требованием всеобщего избирательного права. В период 1-й мировой войны 1914-18 руководство буржуазных словенских партий поддерживало пр-во Австро-Венгрии. Окт. революция 1917 в России активизировала словен. революц. движение (антивоен. демонстрации в Любляне, Есенице, Трбовле, забастовки, восстания в словен. полках). В бурж. партиях победили сторонники образования объединённого югославянского гос-ва. 29 окт. 1918 Народное вече в Загребе, представлявшее словенскую, хорв. и серб. буржуазию (председатель вече - лидер СНП А. Корошец), объявило об отделении югославянских земель от Австро-Венгрии; 1 дек. они объединились с Сербией в Королевство сербов, хорватов и словенцев (с 1929 -Югославия). Версальская система мирных договоров оставила за пределами вновь созданного гос-ва (в Италии, Австрии) часть земель, населённых словенцами. Годы революц. подъёма 1919-20 ознаменовались в С. крупными выступлениями пролетариата в защиту Сов. России, под лозунгами демократизации гос. и обществ. жизни. Осенью 1919 возникли коммунистич. группы в Любляне, Кочевье, Трбовле; в 1920 они влились в компартию Югославии (КПЮ, осн. 1919). У власти в С. стояла СНП, требовавшая у югосл. пр-ва больших прав для словен. буржуазии. После гос. переворота 1929 все политич. партии были запрещены (КПЮ в подполье с 1921).

В 30-е гг. рабочий класс С., наиболее экономически развитой (наряду с Хорватией) части Югославии, находился в первых рядах борьбы югосл. пролетариата (забастовка горняков 1934 в Трбовле, забастовка 14 тыс. текстильщиков С. в 1936 -самая крупная забастовка в Югославии предвоенного десятилетия). В 1937 была образована (в рамках КПЮ) компартия С. В результате фаш. агрессии против Югославии (апр. 1941) С. была оккупирована, а затем разделена между Италией (юж. часть с Любляной) и Германией (сев. часть с Марибором). 27 апр. 1941 в Любляне был создан Освободительный фронт С., в к-рый вошли коммунисты, христианские социалисты, представители демократич. интеллигенции. Начавшаяся в июле 1941 освободит. война словен. народа (днём начала вооруж. восстания в С. против оккупантов и их пособников считается 22 июля; отмечается как День восстания народа С.) явилась общей частью Народно-освободительной войны в Югославии 1941-45. Полностью С. была освобождена Народно-освободит. армией Югославии к 15 мая 1945. Решением Парижской мирной конференции 1946 была воссоединена с Югославией большая часть территории, населённой словенцами, но входившей с 1918 в состав Италии.

После освобождения страны и провозглашения 29 нояб. 1945 Федеративной Народной Республики Югославии (ФНРЮ) С. стала одной из 6 нар. республик в её составе. Положение и суверенные права Нар. республики С. (НРС) как равноправного члена федерации закреплены конституцией ФНРЮ (янв. 1946) и конституцией НРС (янв. 1947). В соответствии с конституциями Югославии и С. (1963 и 1974) С.- социалистич. республика в составе СФРЮ. В С., как и во всей Югославии, были проведены глубокие революц. преобразования, осуществляется строительство социализма (см. Югославия, раздел Исторический очерк). Ведущей идейной и политич. силой в строительстве социализма является Союз коммунистов Югославии (СКЮ). В С. действуют как составная часть СКЮ -Союз коммунистов С. и как составная часть Социалистического союза трудового народа Югославии - Социалистический союз трудового народа С.

И. В. Чуркина.

Хозяйство. С.- экономически наиболее развитая республика Югославии. В 1971 пром-сть дала 42% от общественного валового продукта (торговля -19,5%, с. х-во - 11,5%, строительство -8,4% ). Из общего количества экономически активного населения (837 тыс. чел. в 1971) в пром-сти, ремёслах и строительстве занято св. 43%, в с. х-ве, рыболовстве и лесном х-ве - ок. 30%, на транспорте - 4,5% , в торговле и др. отраслях обслуживания -ок. 4% . Пром. про-из-во С. разнообразно. Энергетич. база -каскады ГЭС на pp. Драва, Сава и Соча (15% произ-ва электроэнергии СФРЮ) и ТЭС на буром угле (Велене, Трбовле, Шоштань). Добыча полиметаллич. руд (Межица, Шоштань, Камник), бокситов (в Юлийской Крайне), сурьмы (Камник), ртути (Идрия, 3-й по величине рудник в мире). Развита чёрная (з-ды в Есенице, Равне, Шторе) и цветная (выплавка цинка в Межице и алюминия в Кидричево) металлургия. Ведущая отрасль пром-сти - машиностроение, в т. ч. автомобилестроение (Марибор), электротехника (Любляна, Крань). Значительна текст., деревообр., хим., пищ., полиграфич. пром-сть. Главные пром. центры -Марибор, Любляна, Крань, Целе, Копер. В с. х-ве используется около половины терр. С. Главные р-ны земледелия -долины pp. Драва, Мура, Лендава и межгорные котловины и в особенности равнинный Восток республики. Пашня занимает 53% с.-х. угодий, сады (особенно яблоня и груша) и виноградники -8%, луга и пастбища - 39%. Возделывают зерновые (пшеница, кукуруза, рожь, ячмень, овёс), картофель (24% общеюгосл. сбора), хмель, цикорий, сах. свёклу, лён. Поголовье (в тыс., 1973): кр. рог. скота - 551, свиней - 447, овец - 24, лошадей - 40.

Международный туризм (центры -гг. Любляна, Марибор, Постойна, Пор-торож - на Адриатическом м.). Через С. проходят ж.-д. линии, связывающие Югославию с Италией и Австрией, шоссе Гориция - Любляна - Загреб - Белград. В. В. Бодрин.

Культурное строительство и здравоохранение. В 1971 грамотность населения составляла 97,5%. Осн. видом школы является восьмилетка. В 1973/74 уч. г. в 8-летних школах обучалось св. 216 тыс. уч-ся. Полное ср. образование дают гимназии.

В 1973/74 уч. г. в 36 гимназиях обучалось св. 15 тыс. уч-ся. Работают школы для подготовки квалифицированных рабочих, с.-х., технич. и другие спец. школы (в 1973/74 св. 95 тыс. уч-ся). В 1974/75 в 26 вузах обучалось св. 26 тыс. студентов. Ун-т в Любляне (осн. в 1595, совр. открыт в 1919).

Большинство науч. орг-ций находится в Любляне. Высшее науч. учреждение республики Словенская академия наук и иск-в (осн. в 1921 как науч. об-во, с 1938 - академия, реорганизована в 1945) объединяет 5 отделений, св. 10 НИИ (истории, языка, биологич., химич. им. Б. Кидрича, изучения пещер в Постойне и др.). Работают также НИИ др. ведомств: геологический (с 1946), охраны памятников природы и истории (с 1913, восстановлен после 2-й мировой войны в 1945), истории рабочего движения (с 1959) и др., региональные науч. и культ.-просвет. об-ва: математиков, физиков и астрономов (с 1949), словенское историческое (1839), Матица словенская (1864) и др. Ряд исследовательских подразделений имеется при Люблинском ун-те - Ин-т ядерной энергии им. И. Стефана (с 1947, федерального подчинения) и др. В 1974 в С. работало 168 нар. библиотек, 295 науч. и спец. библиотек, 94 музея.

В С. выходят 3 ежедневные газеты и св. 20 еженедельных газет, журналов и др. периодич. изданий. Словен. изд-ва выпускают ок. 1200 книг и брошюр в год. Центр. печатный орган - ежедневная газета "Дело" ("Delo", осн. в 1959), выходит в Любляне, орган Социалистич. союза трудового народа С., тираж (1975) 94,7 тыс. экз.

Помимо нац. радио и телевидения, действуют 12 местных радиостанций. Радиовещание в Любляне с 1928, телевидение с 1958.

В 1972 было 31 больничное учреждение на 14,4 тыс. коек, св. 1,5 тыс. амбулаторно-поликлинич. учреждений; работали 1,4 тыс. врачей, св. 2 тыс. стоматологов. Горноклиматич. курорты Блед, Бохинь, Краньска-Гора, приморские - Порторож, Пиран, Изола.

Литература. Зачатки письменности, появлению к-рой предшествовал богато развитый фольклор, относятся к 10 в. (Брижинские отрывки религ. содержания). Начавшаяся в 8 в. германизация страны замедлила развитие словен. лит. языка, к-рый до эпохи Реформации заменялся латынью и нем. языком. Священник-протестант Л. Трубар (1508-86) разработал словенскую азбуку, издавал религиозную лит-ру на словенском языке. В 18 в. под влиянием идей Просвещения начинает развиваться светская лит-pa (М. Похлин и др.). На рубеже 18-19 вв. развитие лит-ры ускоряется в связи с процессом нац. возрождения. Демократич. направленность отличает драматургию А. Т. Линхарта (1756-1795), патриотич. идеи несёт в себе поэзия В. Водника (1758-1819). В 20-х гг. 19 в. в словен. лит-ре утверждается романтизм. Возрастает интерес к фольклору; совершенствуется лит. язык. Значит. явлением словен. и европ. лит-ры в целом стало творчество Ф. Прешерна (1800-49; "Поэзия", 1847). Формирование реалистич. направления начинается в 60-е гг. Возрастает значение прозы и лит. критики. Сближение лит-ры с жизнью народа составляет пафос творчества Ф. Левстика (1831-87; "Мартин Крпан с Верха", 1858). Родоначальник словен. историч. романа - И. Юрчич (1844-81; ''Десятый брат", 1866-67, и др.)- К углублённому психологизму стремится Я. Керсник (1852-97; "Цикламен", 1883, "Крестьянские картины", 1882-91). Реалистич. тенденции проникают в поэзию романтиков С. Енко (1835-69) и С. Грегорчича (1844-1906). Поэт-реалист А. Ашкерц (1856-1912) насыщает своё творчество идеями борьбы против социального и духовного гнёта, вводит в поэзию образ пролетария ("Старая правда", 1888; "Из песенника неизвестного бедняка", 1896). Под его влиянием возрастает интерес к рус. лит-ре.

На рубеже 19-20 вв. возникают натурализм (Ф. Говекар, 1871-1949, А. Край-гер, 1877-1959, и др.) и т. н. словенский модерн (И. Цанкар, 1876-1918, О. Жупанчич, 1878-1949, Д. Кетте, 1876-99, И. Мурн-Александров, 1879-1901, и др.), в к-ром реализм переплетается с элементами импрессионистич. и символистской поэтики. Основы пролет. лит-ры заложил Цанкар ("Для блага народа", 1901; "Король Бетайновы", 1902; "На улице бедняков", 1902; "Батрак Ерней и его право", 1907). Крупнейшее достижение словен. поэзии нач. 20 в.- лирика Жупанчича ("По равнине", 1904; "Монологи", 1908, и др.). Значит. явлением словен. прозы стало творчество Ф. Финжгара (1871-1962; "Под свободным солнцем", 1906-07, и др.).

С включением С. в состав югославского гос-ва (1918) развитие лит-ры становится более интенсивным. В 20-е гг. формируется революц. крыло лит-ры, гл. обр. в поэзии и публицистике (С. Косовел, 1904-26; М. Клопчич, р. 1905; Т. Селишкар, р. 1900; Б. Крефт, р. 1905, и др.). Зарождается марксистская критика (В. Мартеланц, 1905-43). Главенствующим направлением словен. лит-ры становится экспрессионизм, представленный тремя течениями: революционное (поэтика к-рого включала сильные реалистич. черты), анархический "космизм" (А. Подбевшек, р. 1898; М. Ярц, 1900-42), католическое (А. Водник, 1901-65; Э. Коцбек, р. 1904; И. Прегель, 1883-1960, и др.). Реалистич. направление возглавляют крупные прозаики Ф. Бевк (1890-1970; "Небесные знамения", 1927-29, и др.), Ю. Козак (1892-1964, "Шентпетер", 1924-26), Финжгар и др. Мн. поэты развивают традиции словен. модерна (Жупанчич, Ф. Альбрехт, 1889-1964; А. Градник, 1882-1967; И. Труден, 1893-1948, и др.).

Консолидация прогрессивных сил в борьбе против монархо-фаш. диктатуры в нач. 30-х гг. определила новый подъём реализма. В лит. журналах видную роль играли коммунисты. Марксистская критика (Б. Зихерл, 1910-76; И. Брнчич, 1912-43; Крефт и др.) раскрывала ущербность декадентских течений, обосновывала преимущества реалистич. метода. Реалистич. проза шире и острее трактует социально-политич. проблематику. Особое значение приобретают документальные жанры (очерки Ю. Козака, Крефта и др.), развиваются социально-психологическая (Ф. Козак, 1894-1957, Крефт, Брнчич) и историч. драма (Крефт, "Цельские графы", пост. 1932, опубл. 1955, и др.). Формируется "новый", или "социальный", реализм с революц. направленностью: Прежихов Воранц (1893-1950; "Самородки", 1940; "Добердоб", 1929, опубл. 1940; "Пожганица", 1939), М. Кранец (р. 1908; "Ось жизни", 1935, и др.), Ц. Космач (р. 1910), А. Инголич (р. 1907), И. Потрч (р. 1913).

В период фаш. оккупации большинство словен. литераторов участвовали в нар.-освободит. борьбе, многие были узниками фаш. концлагерей. Ведущим родом лит-ры становится поэзия, особенно патриотич. лирика (Жупанчич, М. Бор, р. 1913; К. Дестовник-Каюх, 1922-44, и др.). В 40 - нач. 50-х гг. появляется ряд значит. произв., отразивших подвиг народа в войне и строительство социалистич. общества (лирика И. Минатти, р. 1924, Ц. Випотника, 1914-72, проза Краньца, Космача, Ю. Козака, проза и драматургия Потрча). В сер. 50-х гг. возникают модернистские течения. Конфликт между личностью и обществом, трактуемый с позиций экзистенциализма, составил содержание творчества прозаиков В. Кавчича (р. 1932), П. Зидара (р. 1932), С. Вуги (р. 1930) и др., поэтов Д. Зайца (р. 1929), Г. Стрниши (р. 1930), Т. Шаламуна (р. 1941) и др., драматургов Д. Смоле (р. 1929), П. Божича (р. 1932).

Совр. этап словен. реализма характеризуется углублением психологич. анализа, усложнением композиции, плюрализмом идейных позиций. Критич. подход к негативным явлениям действительности сочетается с утверждением гуманистич. идеалов (проза Краньца, М. Михелич, р. 1912, поэзия Я. Менарта, р. 1929, "Семафоры молодости", 1963, и др.). Этич. наследие освободит. борьбы является нравств. идеалом и критерием оценки действительности для мн. реалистов (проза Б. Зупанчича, р. 1925, "Поминки", 1957; Потрча, "Встреча", 1962; К. Грабельшака, р. 1906, "Боль", 1972; поэзия Л. Кракара, р. 1926, и др.). В 70-е гг. оживляется реалистическая критика (Й. Видмар, р. 1895).

Е. И. Рябова.

Архитектура и изобразительное искусство. На терр. С. найдены схематичные костяные фигурки эпохи палеолита, остатки наземных, в т. ч. свайных, построек, керамич. сосуды с гравированным геом. орнаментом эпохи неолита (4-3-е тыс. до н. э.). В эпоху бронзы (кон. 3-го - нач. 1-го тыс. до н. э.) С. заселили племена иллирийцев и венетов; рядом с их поселениями, окружёнными валами и рвами, располагались некрополи, в к-рых найдены близкие к иск-ву этрусков бронз. статуэтки, оружие, украшения, ситулы с рельефными культовыми и бытовыми сценами. Во 2-й пол. 1-го тыс. до н. э. возникли кельтские поселения (Целея, ныне Целе), в 1 в. до н. э.-4 в. н. э.- др.-рим. города (Эмона, ныне Любляна; Петовио, ныне Птуй) с укреплениями, храмами, акведуками, статуями. К эпохе переселения народов (4-7 вв.) относятся художеств. изделия готов, лангобардов и заселивших С. в 6-7 вв. славян. В слав. некрополях 9-12 вв. найдены серебряные височные кольца, фибулы, серьги, браслеты с геом. и зооморфным узором (гравировка, чеканка, эмаль).


Иллирийская ситула из Ваче (фрагмент). Бронза. Около 500 до н. э. Национальный музей. Любляна.


В 8 в. с принятием католичества началось строительство кам. церквей. В 12-13 вв.-строились монастыри с 3-нефными базиликами (Стична, 1136-56, Костаневица, начата в 1234), однонефные церкви (в Юрклоштере, 1227) и ротонды (баптистерий в Копере, 13 в.) в романском стиле; капители украшались резным орнаментом, тимпаны перспективных порталов - рельефами. Феодалы строили донжоны и небольшие замки с дворцом и капеллой. Гор. поселения, выраставшие на месте античных (Любляна, Птуй, Целе), сохраняли их регулярный план. В готич. период (13-16 вв.) города бурно растут, их окружают кам. стены с башнями и воротами. В центр. С. преобладают 2-этажные гор. дома с узкими фасадами, в городах Адриатич. побережья (Копер, Пиран) под венецианским влиянием строятся 3-этажные дворцы с парадными залами и 2-3-частными стрельчатыми окнами. Распространяются 3-нефные готич. зальные церкви (пресбитерий церкви богоматери в Црнгробе, 1521-24, арх. Юрко Стрейт), также 2-нефные и совсем простые однонефные с плоским потолком. Массивные гладкие стены, укреплённые контрфорсами, прорезаны высокими окнами; возводятся многоярусные башни (в Мартянци, около 1392, Сольчаве, 1461-85), звёздчатые и сетчатые своды расписываются орнаментом (церковь в Шент-Руперте, ок. 1482-1497). Кроме рельефов в тимпанах, резных консолей и замковых камней появляются алтари со статуями и рельефами и деревянная скульптура ("Богоматерь", 3-я четв. 14 в., церковь в Сольчаве). Линейно-плоскостный стиль росписи 1-й пол. 14 в. (в Турнище, в Свети-Янезе на Бохиньском оз.) сменяется под итал. влиянием более объёмными изображениями, полными наивной живой непосредственности (в Мартянци, 1392, мастер Янез Аквила). Росписи Янеза Люблянского в Високо (1443) и Муляве (1456) выделяются лиризмом, интересом к простому народу, к бытовым деталям и пейзажу. Евангельские события часто изображаются как сцены крест. жизни (росписи в Црнгробе, 1453, мастер Вольбенк). Хоры сел. церквей сплошь расписываются красочными орнаментами и наивно-выразит. фигурами (церковь в Сухе, близ Шкофья-Локи, сер. 15 в.).

В 16 в. появляются элементы регулярного градостроительства, в замках, гор. домах, ратушах с башенками ("вечницах")- ренессансные балконы, эркеры, лоджии, арочные галереи, ордерные порталы (портал ратуши в Мариборе, 1565; дворец "Новая грофия" в Целе, 1580). Черты Возрождения проявились в резных алтарях, рельефных эпитафиях; росписи церквей в Крижна-Горе (1502) и Свети-Приможе-над-Камником (1504, ок. 1520) соединяют праздничность, увлечение повествованием, жанровыми деталями, характерность образов с пространственностью, элементами перспективы. Появляются портрет и светская декоративная живопись (плафон "Новой грофии" в Целе, ок. 1600), отразившая венецианское влияние. В 17 в. развивается, а в 18 в. достигает расцвета барокко: однонефные деркви с боковыми капеллами и куполом (церковь св. Якоба, 1613-15, и собор св. Николая, 1700-07, в Любляне), 8-угольные (в Шмарна-Горе, 1711-12, арх. Г. Мачек) или овальные в плане (в Поляне, 1720, арх. Г. Мачек), с вогнутым фасадом и башней (в Горни-Граде, 1757-63, арх. М. Перский); церкви, дворцы (Швейгера в Любляне, ок. 1755), ратуши (в Любляне, 1717-18, арх. Г. Мачек) украшаются статуями, лепкой, росписями. В скульптуре выделяются динамичные мраморные композиции Ф. Роббы ("Фонтан словенских рек" в Любляне, 1751), пышные деревянные "золотые алтари", в живописи - эффектные стенные росписи и алтарные картины Ф. Еловшека, В. Метцингера, Ф. Берганта, писавшего также остроиндивидуальные портреты и жанровые картины. Разнообразны изделия из металла (решётки, ворота) и дерева (кафедры, исповедальни, мебель), керамика (изразцы, майоликовая посуда).
Классицизм кон. 18 - 1-й пол. 19 вв. проявился в реконструкции площадей Любляны, в скромных интимных гор. и сел. зданиях 2-й четв. 19 в.; классицизм и романтизм переплетаются в жанровых рисунках Ф. Кавчича, пейзажах Л. Янши, портретах М. Лангуса, в жанровопортретных в духе бидермейера композициях И. Томинца. Во 2-й пол. 19 в. сооружаются обществ. здания в духе ист. стилей, в нач. 20 в. в стиле "модерн" (арх. М. Фабиани). В 1920-30-х гг. в постройках И. Плечника, И. Вурника, В. Шубица использование нац. традиций, местных материалов, нар. орнаментов сочеталось с нарастающим стремлением к функциональной оправданности и простоте форм. Любляна и др. города частично реконструировались, но сохранялись устаревшая застройка и трущобы. В иск-ве 19 в. прогрессивные тенденции иск-ва С. связаны с патриотич. памятниками скульпторов А. Гангля и И. Зайца, с поэтич. пейзажами А. Карингера, интимными жанровыми картинами и портретами братьев Ю. и Я. Шубиц, реалистич. пленэрными произв. известного педагога А. Ажбе.

А. А ж б е. "Негритянка". 1895. Национальный музей. Любляна.

В нач. 20 в. его ученики И. Грохар, М. Стернен, М. Яма, Р. Якопич (группа "Сава") писали в светлой импрессионистич. гамме нац. пейзажи со сценами крест. труда. X. Смрекар, М. Гаепари, И. Вавпотич (группа "Весна") в поисках нац. своеобразия иск-ва обращались к фольклору, к символике и стилизации. С кон. 1910-х гг. драматич. экспрессия, социально-критич. настроения проявились в живописи и графике Ф. Тратника, В. Пилона, братьев Ф. и Т. Краль. В 1920-30-х гг. работали крупные разносторонние мастера реалистич. живописи и графики (Г. А. Кос, Б. Якац, Ф. Михелич) и скульпторы (Ф. Бернекер, Л. Долинар, братья Б. и 3. Калин). В годы нар.-освободит. борьбы 1941-45 Якац, Михелич и др. выполняли карикатуры, графич. изображения партиз. борьбы.

В. Якац. "Связной Янезек". Гравюра на дереве. 1944.

После 1945 строятся новые города с выразительной свободной планировкой (Велене, кон. 1940-х - 1950-е гг., арх. Я. Тренз), пром. р-ны, жилые комплексы, обществ. центры, больницы, школы, детские сады. Развернулась реконструкция городов (Любляна, приморские курорты Копер и Пиран и др.). Для общественных и жилых (протяжённых малоэтажных и башенных) зданий С. характерны строгие простые компактные формы, функциональная целесообразность плана и вместе с тем пластичность, интерес к нац. своеобразию, использование наряду со сборным и монолитным железобетоном местного камня, кирпича, дерева, пластиков, а также скульптуры, мозаики, фрески (реконструкция р-на Крижанка, 1956, арх. И. Плечник, спортивный зал "Тиволи", 1965, арх. М. Божич, р-н Фарантово Поле, 1966-68, арх. Э. Равникар,- все в Любляне).

Несмотря на распространение формального экспериментирования (скульпторы Я. Савиншек, С. Тихец, живописец Я. Берник), ведущую роль сохранило иск-во, посвящённое революционной и нар.-освободит. борьбе, жизни народа (скульпторы Л. Долинар, бр. Калин, Ф. Смерду, К. Путрих, Д. Тршар; живописцы Т. А. Кос, Б. Якац, С. Пенгов). Остроэкспрессивны портреты Г. Ступицы, фольклорной сказочностью проникнуты работы Ф. Михелича. Выделяются также мозаики М. Прегеля, витражи С. Крегара.

В нар. зодчестве приморских областей преобладают кам. дома, крытые черепицей и шифером, в восточных и приаль-пийских - деревянные и глинобитные, крытые соломой и гонтом. Входные галереи в северных районах часто украшаются резьбой. Распространены поливная жёлтая и зелёная керамика, шитьё золотом и серебром, вышивка и аппликация на коже, резьба по дереву, живопись на стекле.

Музыка. В словен. муз. фольклоре бытуют лирические, шуточные, свадебные песни и старинные баллады. В альпийских, приморских и вост. р-нах С. распространено многоголосное пение, в юго-вост. р-нах обрядовые песни, т. н. коледы, исполняются преим. одноголосно. Нар. музыка диатонична (см. Диатоника), преобладает мажор. Для нар. песенных мелодий характерны переменный метр, сложный ритм.

Проф. муз. иск-во развивается с 15 в.; создаются церк. хоры, певч. школы, цехи гор. трубачей. Выдвигаются композиторы Б. Праспергиус, Ю. Слатконя (основатель венской придворной капеллы), Я. Галлус-Карниолус, мастер духовной и светской хоровой полифонич. музыки (все они работали гл. обр. вне С.), в творчестве к-рых отразилось влияние религ. драмы с муз. интермедиями (исполнялись иезуитами), протестантского церк. пения. В 17 в. среди канторов-органистов выделяются композиторы Г. Плавец (Плаутц), Я. К. Долар, И. Пош (Похиус) - авторы вокальных и инструментальных соч., в к-рых ощутимо воздействие итал. оперной музыки (итал. оперные спектакли давались в Любляне с 1660). Активизации творчества словен. композиторов способствовали созданные в Любляне Филармонич. академия (с 1701), Сословный театр (с 1765), Филармонич. об-во (с 1794, при нём в 1816 открылись инструментальные и певч. классы, позднее преобразованные в муз. школу), муз. классы при педагогич. уч-ще (с 1815). Среди композиторов С. кон. 17 - нач. 19 вв.-Я. Ю. Хочевар и М. Чадеж (музыка к католич. представлениям), Я. Б. Хёффер и М. Омерза (оратории), Я. Зупан ("Белин" - первая опера на словенском яз., 1780 или 1782), Я. Новак (музыка к комедии А. Т. Линхарта по Бомарше "Весёлый день, или Матичек женится", 1790), Л. Долинар и Г. Рихар (в их соч. наметились нац. черты). Под влиянием нац.-освободит. движения в 19 в. композиторы стремились к утверждению нац. муз. иск-ва. Черты нац. стиля, проявившиеся в соч. М. Вилхара и Ю. Флейшмана, Г. и К. Машеков, Б. Поточника, развивавших жанр массовой патриотич. песни (сер. 19 в.), усилились у композиторов романтич. направления Б. Ипавца, Д. Енко (первые романсы и хоры на словен. тексты) и др. Утверждению нац. иск-ва способствовало муз. об-во "Глазбена матица" (с 1872, Любляна), объединившее музыкантов С. Оно издавало произв. словен. композиторов, открыло муз. школу (1882), организовало хор (1891), симф. оркестр (Словен. филармония, 1908-13). Нац. оперы и оперетты ставились в Словенском театре (с 1892). В кон. 19 - нач. 20 вв. оперную и оркестровую музыку писали Ф.Гербич, А. Фёрстер (опера "Гореньский соловей"). Важную роль в развитии музыки нач. 20 в. сыграл журн. "Novi akordi" (1901-1914), вокруг к-рого объединились мн. композиторы, крупнейшие - Г. Крек, Э. Адамич, Р. Савин (оперы "Прекрасная вида", "Матия Губец" и др.), А. Лайовиц (симф. поэма "Песня осени", "Псалом" и др. хоровые соч.). После образования Югославии появился ряд муз. организаций и уч. заведений, реорганизованы старые - люблянская муз. школа преобразована в консерваторию (1919; с 1924 - Гос. консерватория, с 1939 -Академия музыки). В Любляне работали Муз.-историч. ин-т (с 1934), филармония (1936-41). Основоположник совр. нац. композиторской школы - С. Остерц. В 1920-30-е гг. развивается творчество В. Мирка, М. Козины, М. Когоя (опера "Чёрные маски", по Л. Н. Андрееву), в 1930-40-е гг.- Б. Арнича, М. Бравни-чара. В народной Югославии созданы Словен. филармония (1947; с симф. оркестром и хором), хор и оркестр лёгкой музыки при люблянском Радио и телевидении, Ин-т музыковедения при Люблянском ун-те. Выходит журн. "Slovenska glasbena revijax Организованы муз. коллективы в Мариборе, Осиеке и др. городах. Среди совр. музыкантов - композиторы Д. Швара, П. Рамовш, И. Петрич; музыковеды Д. Цветко, А. Риявец, ф. Маролт; дирижёры Б. Лесковиц, С. Хубад, 3. Циглич, Д. Жебре; пианисты и композиторы М. Липовшек, П. Шивиц; скрипач И. Озим; певцы Р. Францл, Л. Корошец, певица В. Буковец. И. М. Ямполъский.

Театр. Первые театральные представления в С.- "школьная драма" и мистерии на нем. и лат. яз., показанные в 17 в. С 1721 в г. Шкофья-Лока исполнялись мистерии, написанные на словен. яз. монахом Ромуальдом (Л. Марушич). Светский театр возник в 1-й пол. 17 в. (нем. и итал. бродячие труппы, разыгрывавшие комедии, историч. драмы во дворцах знатных горожан и на площадях). В 1765 в Любляне открылся Сословный театр, где на нем. яз. ставились пьесы А. Иффланда, А. Коцебу, с нач. 19 в.-Ф. Шиллера, У. Шекспира и историч. драмы словен. авторов, написанные на нем. яз. ("Тетра" Б. Зупанчича и др.). В 1789 в Сословном театре словенские актёры-любители исполнили первую словен. пьесу "Мицка - дочь жупана" А. Т. Линхарта (по мотивам нем. пьесы И. Рихтера). Комедия Линхарта "Весёлый день, или Матичек женится" (по мотивам "Женитьбы Фигаро" П. Бомарше) была известна в списках, но не была поставлена по цензурным условиям. После Революции 1848-49 в Любляне и др. городах возникают многочисл. любительские кружки при словен. читальнях. В их репертуаре - переделки совр. нем. и чеш. драматургии, пьесы Линхарта. В 1867 в Любляне писатель Ф. Левстик основал Театральное об-во, ставившее спектакли в Сословном театре (позднее - в помещении гор. читальни); в репертуаре были бытовые комедии словен. авторов Ф. Целестина, Я. Керсника, Я. Алешовца. При Театральном об-ве работала драматич. школа, издавались пьесы (серия "Словенская Талия"). В 1892 в Любляне был открыт Словенский театр. Первые проф. актёры С. (И. Борштник, 3. Борштник-Звонарьева, И. Нолли. А. Данило-Церар, А. Веровшек и др.) сочетали в своём творчестве романтич. и реалистич. тенденции; первые режиссёры - И. Борштник, затем Р. Инеман. Для дальнейшего развития театра С. большое значение имела отечеств. драматургия: историч. трагедии и реалистич. пьесы Левстика, И. Юрчича, И. Стритара, отмеченные натуралистич. тенденциями драмы 3. Кведер, Э. Кристана. Последний ввёл в словен. драматургию тему борьбы рабочего класса за свои права ("Верность", 1897). Важным этапом для театра С. стала драматургия И. Цанкара ("Король Бетайновы", "Для блага народа", "Холопы"), к-рая отличается острой социальной тематикой, антибуржуазной направленностью, высокими художеств . достоинствами.

В период между 1-й и 2-й мировыми войнами заново сформировалась труппа Словен. нац. театра, начал работать театр в Мариборе, появилась проф. режиссура. Много сделал для развития словен. театра реж. Б. Гавелла, поставивший в 1931-34 в Словен. нац. театре пьесы М. Крлежи, произв. У. Шекспира, Мольера и др.; в театре работали также режиссёры Б. Крефт, С. Ян, О. Шест, Ц. Дебевец, позже - Б. Ступица; среди ведущих актёров X. Нучич, И. Левар, М. Вера, М. Скрбиншек, М. Наблоцкая, М. Данилова.

Во время 2-й мировой войны 1939-45 в партиз. отрядах выступали группы проф. актёров, драматург М. Бор создал пьесы о подпольщиках-коммунистах.

В 1945 после освобождения от фаш. оккупации возобновляется деятельность театров в Любляне, Мариборе. Создано неск. новых театров, в т. ч. Городской театр в Любляне. В Словенском нац. театре в первые послевоенные годы работали режиссёры Гавелла, Б. Ступица, Ф. Делак, актёры Савка Север, Стане Север, В. Скрбиншек, В. Юван и др. В 1969 драматич. труппа Словен. нац. театра гастролировала в СССР. В сер. 70-х гг. в составе труппы - режиссёры Б. Крефт, М. Корун, Ж. Петан; актёры Ш. Дролчева, Д. Почкаева, М. Потокарьева, Б. Краль, Б. Сотлар, Ю. Соучек и др. Репертуар театра составляют словен. и зарубежная классика, пьесы совр. словен. драматургов Б. Крефта, И. Потрча, М. Бора, драматургия А. П. Чехова, М. Горького. В 1974 сов. режиссёр А. А. Гончаров поставил в этом театре "Дети Ванюшина" Найдёнова. В Любляне работает Академия театрального иск-ва (с 1945), Словенский театральный музей, издающий с 1965 "Документы Словен. театрального музея".

Н. М. Вагапова.

Илл. см. на вклейке, табл. XXXI, XXXII (стр. 544-545).

Лит.: История Югославии, т. 1 - 2, М., 1963; Grafenauer В., Zgodovina slovenskega naroda, zv. 1 - 5, Ljubljana, 1954-1962; G e s t r i n F., M e 1 i k V., Slovenska Zgodovina od konca osemnajstega stoletja do 1918, Ljubljana, 1966; M i k u z M., Pregled zgodovine narodnoosvobodilne borbe v Sloveniji, kn. 1 - 2, Ljubljana, 1960 - 61; Б о д-p и н В. В., Авдеичев Л. А., Югославия. Экономико-географическая характеристика, М., 1970; Statisticki godisnjak Jugoslavije. 1973, Beograd, 1974; Марковиh J о b a h, Географске области Социjалнстичке Федеративне Републике JyrocaaBnje, Београд, 1970; Пыпин А. Н. и Спасо-в и ч В. Д., История славянских литератур, 2 изд., т. 1 - 2, СПБ, 1879 - 81; Кравцов Н. И., Основные тенденции развития словенской литературы конца XIX - начала XX в., в сб.: Зарубежные славянские литературы. XX век, М., 1970; Р я б о в а Е. И., Основные направления в межвоенной словенской литературе, там же; Slovenska knjizevnost, 1945-1965, t. 1-2, Ljubljana, 1967; Zgodovina slovenskega slovstva, t. 1 - 6, Ljubljana, 1956 - 69; S 1 о d n j a k A., Slovensko slovstvo, Ljubljana, 1968; Prijatelj J., Slovenska kulturnopoliticna in slovstvena zgodovma, t. 1 - 5, Ljubljana, 1955-66; Vidmar J., Literarne kritike, Ljubljana, 1951; В о r s n i k M., Studije in fragment!, Maribor, 1962; Алёшина Л. С., Яворская Н. В., Искусство Югославии. Очерки, М., 1966; Б е л о у с о в В. Н., Современная архитектура Югославии, М., 1973; Stele F., Oris zgodovine umetnosti pri slovencih, 2 izd., Ljubljana, 1966; Вагапова Н., Театр народов Югославии, в кн.: История зарубежного театра, ч. 2, М., 1972; Солнцева Л., Театр народов Югославии, в кн.: История западноевропейского театра, т. 6, М., 1974; Repertoar slovenskih gledalisc, 1867 - 1967, Ljubljana, 1967.

СЛОВЕНСКИЙ ЯЗЫК, язык словенцев, один из официальных языков СФРЮ. Относится к юж. группе славянских языков. Число говорящих на С. я. ок. 2 млн. чел. (из них ок. 1,6 млн. в Словении; 1971, перепись). Распространён также в пограничных с СФРЮ областях Австрии, Италии, Венгрии.

Имеет 7 групп диалектов. Фонетич. особенности лит. С. я.: противопоставление под. ударением долгих и кратких, открытых и закрытых гласных; гласный е [э] на месте праслав. *ъ, *ь; отсутствие противопоставления согласных по твёрдости и мягкости; переход 1, v в u в конце слога. Ударение экспираторное" и тоническое (разноместное, подвижное). Морфологич. особенности: сохранение двойств. числа, плюсквамперфекта и супина; утрата аориста и имперфекта, зват. формы и чередований согласных в именном склонении. Древнейший письм. памятник - Брижинские (Фрейзингенские) отрывки (кон. 10 - нач. 11 вв.). Формирование лит. языка закончилось в кон. 19 в. Совр. лит. язык функционирует наряду с разговорными вариантами, между к-рыми есть значительные фонетич. и лексич. различия. Во 2-й пол. 20 в. складываются нормы общесловенского разговорного языка. Письменность -на основе лат. графики.

Лит.: Флор и некий Т. Д., Лекции по славянскому языкознанию, ч. 1, Киев, 1895; R a m о v s F., Historicna gramatika slovenskega jezika, sv. 2- Konzonantizem, sv. 7-Dialekti, Ljubljana, 1924-35; его же, Kratka Zgodovina slovenskega jezika, 1, Ljubljana, 1936; Toporisic J., Slovenski knjizni jezik, sv. 1-4, Maribor, 1965-1970; Bajec A., Kolaric R., Rupel M., Slovenska slovnica. Ljubljana, 1973; К о t n i k J., Slovenskoruski slovar, 2 izd.. Ljubljana, 1967; Slovar slovenskega knjiznega jezika, knj. 1, Ljubljana, 1970.

О. С. Плотникова.

СЛОВЕНСКОЕ КРЕСТЬЯНСКОЕ ВОССТАНИЕ 1515, антифеодальное восстание крестьян Крайны, Штирии, Ка-ринтии в марте - июле 1515. Вызвано резким ухудшением положения словен. крестьянства в связи с начавшимся со 2-й пол. 15 в. усилением феод. гнёта. Сигналом к открытому выступлению послужило убийство в р-не Кочевья (Ниж. Крайна) барона Ю. фон Турна, пытавшегося ввести новый налог. В течение мая восстание охватило всю Крайну, Штирию и Каринтию. Повстанцы захватывали замки, жгли господские усадьбы, делили имущество. К восставшим присоединились горняки ряда городов Каринтии и Крайны. С. к. в. было подавлено объединёнными силами дворян при поддержке императорских войск.

Лит.: История Югославии, т. 1, М., 1963, гл. 20.

СЛОВЕНЦЫ (хорутане, карантане, винды, в рус. лит-ре 19 в.-словинцы), нация в Югославии. Числ. ок. 1,7 млн. чел. (1971, перепись), из них 1,6 млн. чел. в Социалистич. Республике Словении. Ок. 400 тыс. С. живёт за пределами Югославии, гл. обр. в США, в пограничных с Югославией р-нах Италии и Австрии и в Венгрии. Говорят на словенском языке. Большинство верующих С.- католики, есть протестанты и православные (белокраинцы). Предки совр. С. в 6-7 вв. занимали обширные области в басс. Ср. Дуная, Паннонской низм., Вост. Альпах (Карантания), Приморье (терр., примыкающая к Адриатич. м.). В сер. 8 в. С. Карантании попали под власть баварцев, а в кон. 8 в., как и С. ниж. Паннонии, вошли в состав Франкского гос-ва. Большинства словен. земель почти тысячу лет (с кон.
9 в.) находилось под властью нем. феодалов; нем. и венг. колонисты заселяли эти земли. Вост. словен. земли были заняты венг. магнатами; часть паннонских С. была мадьяризована. С последней трети 13 в. значит. часть словен. земель была подчинена австр. Габсбургам. В 1918 осн. масса С. вместе с др. югослав. народами вошли в единое гос-во (с 1929 наз. Югославия), однако ок. 500 тыс. С. Юлий-ской Крайны попали под власть Италии, а ок. 100 тыс. С. Каринтии и Штирии -под власть Австрии. После 2-й мировой войны 1939-45 б. ч. Юлийской Крайны, заселённой С., вошла в состав Югославии. Ист. прошлое С., в течение многих столетий не имевших гос. единства, их географич. разобщённость способствовали образованию ряда этнографич. групп. С. (краинцы, белокраинцы, прекмурцы, штирийцы, резьяне и др.). С. Словенского Приморья, Истрии и т. н. Венецианской Словении испытали влияние итальянцев, большинство их двуязычно; С. Каринтии подверглись значит. австр. влиянию. После установления в Югославии народно-демократич. строя (1945) С. получили возможность развивать социалистическую экономику и нац. культуру на равных правах с др. народами Югославии. Об истории, экономике и культуре С. см. в ст. Словения, Югославия.

Лит.: Народы зарубежной Европы, т. 1, М., 1964. М. С. Кашуба.

СЛОВЕСНОЕ УДАРЕНИЕ, вид ударения, определяемого в пределах слова и состоящего в выделении одного из его слогов, в отличие от фразового, ритмического (тактового), слогового ударения. С. у. может быть свободным, как в рус. яз., или фиксированным, как в чеш., венг., польск. языках. Свободное С. у. может выполнять как различительные, так и кульминативные (обеспечение единства слова) и делимитативные (разграничительные) функции (напр., "замок -замок", -"руки - руки"; в первом случае С. у. различает разные слова, во втором -разные грамматич. формы слова). Оно соотносится с морфологич. структурой слова (ударение на основе - ударение на флексии) и является важной характеристикой грамматич. парадигм. Фиксированное С. у. играет роль лишь сло-воразграничит. сигнала (в языках, не имеющих сингармонизма, оно несёт также кульминативную функцию), соотносится со слоговой структурой слова и является непарадигматичным. Не все языки обладают С. у.: во франц. яз. ударение в потоке речи соотносится не со словом, а с ритмич. группой (тактом). Нет С. у. (в обычном смысле этого слова) и в ряде тональных языков Зап. Африки. В нек-рых языках С. у. может сочетаться в пределах слова со слоговым (напр., в кит. яз.); при этом оба ударения являются фонетически различными (слоговое - музыкальное, С. у.- силовое).

В. А. Виноградов.

СЛОВЕСНЫЙ ПОРТРЕТ, в криминалистике метод описания наружности человека с целью его идентификации по признакам внешности. Специально разработанная единая терминология С. п. основана на данных анатомии и антропологии. Признаки внешности человека делят на две осн. группы: анатомические (рост, телосложение, черты лица и т. д.) и функциональные (походка, осанка, мимика, жестикуляция и т. п.). Анатомич. признаки характеризуются по их величине, форме, положению, цвету. Учитываются и патологич. формы (аномалии), именуемые в С. п. "особыми приметами" (хромота, родимые пятна, татуировки, шрамы и т. п.).

Метод С. ц. применяют в оперативно-розыскной следственной и экспертной практике (напр., при регистрации и идентификации личности, розыске скрывшихся преступников и лиц, пропавших без вести, опознании живых лиц и трупов).

СЛОВЕЧНА, река в Житомирской обл. УССР и Гомельской обл. БССР, прав. приток р. Припять. Дл. 158 км, пл. басс. 2670 км2. В 1961 при проведении осушит. работ в С. отведены воды р. Желонь, в результате чего площадь бассейна увеличилась до 3600 км2. Питание смешанное, с преобладанием снегового. Средний расход воды в 76 км от устья 3,4 м3/сек. Сплавная.

СЛОВИНЦЫ, 1) западнославянская этнич. группа в Польше, часть кашубов. 2) Неточное название словенцев, употреблявшееся иногда в русской историч. и этнографич. лит-ре 19 в.

"СЛОВНАФТ" (Slovnaft), нефтеперерабатывающий и нефтехимич. комбинат ЧССР по произ-ву бензина, керосина, дизельного топлива, смазочных масел, асфальта, серной к-ты, полиэтилена, полипропилена, фенола и ацетона. Расположен в Братиславе. Осн. в 1895 как акц. об-во "Аполло". Первоначальная переработка нефти 30 тыс. т в год. Во время 2-й мировой войны 1939-45 предприятие полностью разрушено. После освобождения Чехословакии началась работа по восстановлению. В 1946 национализированное предприятие вошло в состав объединения "Словацкие рафинерии минерального масла". В 1949 переименовано в "С.". За 1949-57 сооружён практически новый крупный комбинат. В его составе 3 осн. комплекса, производящих топливо, масла и нефтехимич. продукты. Перерабатывается до 7 млн. m нефти в год, транспортируемой нефтепроводом "Дружба" из СССР (с 1962). Обеспечивает на 70% потребности страны в жидком топливе, машинном и смазочном маслах. Ок. 20% продукции идёт на экспорт.

Награждён орденом Труда (1958), орденом Победоносного февраля 1948 года (1973). Ю. Легень.

СЛОВНИК, 1) в энциклопедич. изданиях - полный перечень названий статей (терминов), как правило с краткой аннотацией и указанием размеров статей (в печатных знаках). С. энциклопедии (универсальной или отраслевой) - своеобразный проспект (оглавление) издания, отражающий его идейно-науч. направленность, структуру и профиль, совр. классификацию наук, возникновение новых науч. направлений. При составлении С. производится отбор терминов, устанавливается соотношение объёмов отраслей знания, науч. дисциплин, отд. статей. С. служит основой для создания систем подачи материала в масштабе всего издания, выделения циклов статей (т. е. статей, связанных общностью тематики), разработки системы ссылок. С работой над С. связано также планирование помещения библиографического, иллюстративного и картографич. материалов. С. являются регламентирующим документом для обеспечения установленных объёмов издания, нормативов размеров статей по группам (крупные, средние и мелкие). Подготовка энциклопедич. издания обычно начинается с составления тематических С. по каждой отрасли знания, имеющих дробную рубрикацию, к-рая отражает соподчинённость терминологии (от общих понятий до частных терминов).

В подготовке тематич. С. обычно участвуют специалисты данных отраслей знания. На основе тематич. С. составляются алфавитные С. в рамках отдельных крупных разделов наук, а затем - общий алфавитный С. всего издания. В процессе выпуска энциклопедии возможно включение новых терминов, поэтому целесообразно планирование резерва количества статей и печатных знаков.

2) В лингвистич. словарях - алфавитный перечень (реестр) словарных единиц (слов, фразеологизмов и т. п.), подлежащих толкованию или переводу. В. В. Табенский.

СЛОВО в математике (алгебре и математич. логике), то же, что выражение, т. е. произвольная конечная (в т. ч. может быть и пустая) последовательность "букв"-символов, составляющих алфавит данного логико-математич. исчисления. Иногда термин чС." употребляют в несколько более узком смысле - как синоним термина "формула", т. е. выражение, составленное лишь из части букв данного алфавита, и притом, быть может, по спец. правилам образования С. Впрочем, такое сужение смысла несущественно - его легко обойти, рассматривая, кроме "основного" алфавита (из букв к-poro строятся С.), ещё нек-рый объемлющий его алфавит, содержащий необходимые "вспомогательные" знаки, а также вводя с самого начала в определение понятия С. др. правила построения, кроме простого сочленения букв.

СЛОВО, важнейшая структурно-семантич. единица языка, служащая для наименования предметов, процессов, свойств. В структурном отношении С. состоит из морфем (в т. ч. и из одной-"там", "вчера"), от к-рых отличается самостоятельностью и свободным воспроизведением в речи, и представляет собой строит. материал для предложения, в отличие от к-рого не выражает сообщения. Осн. тип С. - простые знаменательные С. ("дом", "хлеб", "ходить", "большой")-характеризуется: структурной оформленностью (наличие собственного и единого ударения; пограничные звуковые сигналы; невозможность пауз внутри С. и их возможность между словами; непроницаемость, т. е. невозможность включения др. С. в его состав, и др.); семантич. идиоматичностью (произвольность связи звукового комплекса с определённым значением); автономной номинативной функцией (способность самостоятельно обозначать предметы или явления действительности, с к-рой связаны воспроизводимость С. в речи, их изолируемость и способность выступать в качестве минимума предложения).

Объединяя в себе лексич. и грамматич. значения, С. принадлежит к определённой части речи, выражает в своём составе все предопределяемые системой данного языка грамматич. значения (напр., прилагательные рус. языка выражают значения рода, ч