загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна,окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ПРОМЫШЛЕННОМ, ЖИЛОМ И НЕ ТОЛЬКО...:
ПОНЯТИЯ:

МОНТАЖ (франц. montage - подъём установка, сборка, от monter - поднимать), сборка и установка сооружений конструкций, технологического оборудования агрегатов, машин (см. Сборка машин, аппаратов, приборов и др. устройств и готовых частей и элементов.
МОНТАЖ в строительстве - основной производственный процесс, выполняемый при возведении зданий и сооружений или и реконструкции, в результате которого устанавливают в проектное положение строительные конструкции, инженерное технологическое оборудование и др. МОНТАЖ технологического оборудования включает также присоединение его к источникам энергоснабжения системам очистки и удаления отходов оснащение приборами, средствами автоматизации и контроля
.


СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ в СССР, организационно обособленные производственно-хозяйственные единицы, основным видом деятельности которых является строительство новых, реконструкция, капитальный ремонт и расширение действующих объектов (предприятий, их отдельных очередей, пусковых комплексов, зданий, сооружений), а также монтаж оборудовани я. К государственным СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ относятся строительные и монтажные тресты (тресты-площадки, тресты гор. типа, территориальные, союзные специализированные тресты); домостроительные, заводостроительные и сельские строительные комбинаты; строительные, (монтажные) управления и приравненные к ним организации (напр., передвижные механизированные колонны, строительно-монтажные поезда и др.).
ПРОЕКТИРОВАНИЕ (от лат. projectus, буквально - брошенный вперёд), процесс создания проекта - прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния. Различают этапы и стадии ПРОЕКТИРОВАНИЯ, характеризующиеся определённой спецификой. Предметная область ПРОЕКТИРОВАНИЯ постоянно расширяется. Наряду с традиционными видами ПРОЕКТИРОВАНИЯ (архитектурно-строительным, машиностроительным, технологическим и др.) начали складываться самостоятельные направления ПРОЕКТИРОВАНИЯ человеко-машинных систем (решающих, познающих, эвристических, прогнозирующих, планирующих, управляющих и т. п.) (см. Система "человек и машина"), трудовых процессов, организаций, экологическое, социальное, инженерно-психологич., генетическое ПРОЕКТИРОВАНИЕ и др. Наряду с дифференциацией ПРОЕКТИРОВАНИЯ идёт процесс его интеграции на основе выявления общих закономерностей и методов проектной деятельности.
ПРОМСТРОЙПРОЕКТ, проектный институт в ведении Госстроя СССР. Находится в Москве. Организован в 1933. В составе института архитектурно-строительные и конструкторские отделы; ПРОМСТРОЙПРОЕКТ возглавляет объединение "Союзхимстройниипроект" с проектными институтами в Киеве, Ростове-на-Дону, Тольятти, Алма-Ате. Разрабатывает проекты (архитектурно-строительные и сан.-технич. части) производственных зданий и сооружений крупнейших промышленных предприятий автомобильной, машиностроит., металлургич., химич. и др. отраслей пром-сти; схемы генеральных планов пром. узлов и упорядочения существующих пром. районов; мероприятия по повышению уровня индустриализации строительтсва за счёт унификации и типизации зданий, сооружений и конструкций и внедрения эффективных строит. материалов; нормативные документы и методич. указания по проектированию пром. зданий и сооружений. Периодически публикует реферативную информацию "Строительное проектирование промышленных предприятий". Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1958)

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

С.- относительный: в одних позициях единицы различаются, в других - частично или полностью совпадают (см. Нейтрализация). В С. рассматриваются единицы не только плана выражения, но и плана содержания. В отличие от позиц. упорядоченности формальных единиц, семантич. единицы контекстно упорядочены. Понятия позиции и контекста - осн. в теории С. Иногда С. понимается и более узко - как раздел синтаксиса, изучающий словосочетания (синтагмы в узком смысле). В, А, Виноградов.

СИНТАГМАТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ, связи и зависимости между языковыми элементами (единицами любой сложности), одновременно сосуществующими в линейном ряду (тескте, речи), напр. между соседними звуками (откуда явления сингармонизма, ассимиляции), морфами (откуда явления наложения или усечения смежных морфем) и т. п. Термин введён Ф. де Соссюром. Часто употребляется как эквивалент понятию функций у последовательно соединяемых языковых элементов в процессе речи. С. о. выделяются в языке в противоположность парадигматическим отношениям, или ассоциативным связям, образуя область исследования синтагматики. Рассмотрение языковых явлений только по их С. о. было характерно для дескриптивной лингвистики и лежало в основе дистрибутивного анализа. Изучение С. о.- важный аспект проблемы сочетаемости языковых элементов, их валентности, закономерностей объединения в речи.

СИНТАКСИС (от греч. syntaxis - построение, порядок) в логике, описание и изучение чисто формальной части формализованного языка, т. е. неинтерпретированного исчисления (в отличие от логич. семантики, интересующейся как раз интерпретациями исчислений). С. в узком смысле рассматривает только выразительные средства исчисления: алфавит ц правила образот вания формул; логический С. интересуется, сверх того, дедуктивным аппаратом исчисления, т. е. его аксиомами и правилами вывода теорем. (Термин "С." в любом из этих смыслов применяют часто не к описаниям структуры исчисления, а к самой этой описываемой структуре.) Различают также элементарный С., относящийся к к.-л. конкретному исчислению, и теоретический С.- общую теорию исчислений (формальных систем). Вся эта терминология введена австр. логиком Р. Карнапом (1934).

См. Исчисление, Металогика, Метаязык и лит. при этих статьях.

СИНТАКСИС, раздел грамматики, изучающий внутреннюю структуру и общие свойства предложения. Основоположником С. принято считать греч. грамматика А. Дискола (2 в.). В ходе развития лингвистич. мысли содержание и удельный вес С. в описании языка менялись. В ранней лингвистич. традиции под С. подразумевалось учение о предложении и его частях. Анализ предложения осуществлялся во всеобщих понятиях логики (учение о членах предложения). Категории С., в отличие от морфологич. форм, считались универсальными. С., т. о., изучал содержащиеся в предложении мысли, т. е. смысловую сторону речи, и противопоставлялся фонетике и морфологии, изучающим сторону выражения. Позднее эта линия развития привела к пониманию С. как раздела грамматики, в к-ром явления языка рассматриваются в направлении от значения (функции) к форме (И. О. Есперсен). Поскольку предметом С. считалось актуальное содержание предложения, С. иногда отождествлялся с методом синхронного (см. Синхрония) анализа и противопоставлялся диахроническому (см. Диахрония) подходу к языку (А. А. Потебня). Во 2-й пол. 19 в. в связи с пробуждением интереса к нац. специфике языков и переносом центра тяжести на морфологию С. стал определяться как учение о функциях в предложении классов слов или частей речи. С. частей речи был продолжением морфологии. За его пределами, однако, оставались все явления, характеризующие предложение как целостную единицу. Они рассматривались как своего рода приложение к С. частей речи, органически с ним не связанное. Стремясь преодолеть непоследовательность в членении грамматики, нем. учёный И. Рис определял С. как учение о сочетаниях слов, описываемых со стороны формы и содержания. Рис противопоставлял С. учению о слове. Направление, начатое Рисом, было продолжено В. Матезиусом, определившим С. как учение о средствах и способах комбинации номинативных единиц (см. Номинация). В этом же духе представляли себе предмет С. и мн. другие лингвистич. школы 1-й пол. 20 в. Так, сторонники формальной и структурной грамматики понимают С. как учение о сочетательных (комбинаторных, валентностных, реляционных) способностях слова -синтагматический С. Дескриптивисты (см. Дескриптивная лингвистика) видели задачу С. в изучении аранжировки слов (или морфем) в высказывании -дистрибутивный С. Представители логич. и психологич. направлений в грамматике (шире - сторонники содержат. подхода к языку) разрабатывают С. как учение о предложении (высказывании). Невозможность ни исключить из описания языка один из этих двух аспектов, ни привести их к общему знаменателю имела своим следствием помещение в С. двух самостоятельных, внутренне не объединённых разделов: учения о сочетат. потенциях слова и учения о предложении. С. трактуется как "учение о слове в предложении и о предложении в целом" (И. И. Мещанинов). Различие между этими частями С. обнаруживает себя через оппозицию двух видов изучаемых в них единиц: словосочетания - номинативной единицы, функционально эквивалентной слову, и предложения - предикативной, коммуникативной единицы. В синтагматич. С. описываются типы синтаксич. отношений. Принято различать сочинит. (см. Сочинение) и подчинит. (см. Подчинение) связи между словами и частями сложного предложения. Подчинение имеет две осн. разновидности: атрибутивные отношения, часто выражаемые формами согласования (ср. "большое окно"), и ком-плетивные отношения, обычно реализуемые в формах управления (ср. "открыть окно"). Показателями синтаксич. отношений могут быть аффиксы, предлоги, послелоги, флексия, предложно-падежные формы, союзы, порядок слов, примыкание и пр. Присутствие в предложении названных элементов обеспечивает переход от линейной последовательности слов к "дереву зависимостей" (т. е. системе смысловых связей), представляющему собой синтаксич. модель предложения. Показатели синтаксич. связей бывают двух типов: формально-синтаксические и семантико-синтаксические. Первые лишены семантич. содержания; они указывают лишь на то, с каким элементом предложения следует связать данное слово (согласование, примыкание); вторые значимы. Они сигнализируют о функциях, выполняемых в ситуации объектами, обозначенными соответствующими словами (ср. ''Мать любит сына" и "Сын любит мать").

В ведение этого раздела С. вошло изучение принципов построения сверхфразовых единств и, шире, связного текста. ВС. предложения рассматриваются: типы предикативных отношений, соединяющих главные члены предложения-подлежащее и сказуемое, а также общие свойства предложения - модальность, синтаксич. время, коммуникативная цель предложения и пр. В эту часть С. входит также учение о членах предложения. Применительно к языкам, в к-рых подлежащее и сказуемое не всегда совпадают с темой и ремой (логич. субъектом и предикатом), в С. предложения выделяется раздел, посвящённый способам выражения актуального членения предложения, в т. ч. порядку слов. Удельный вес С. в разных по своему характеру грамматиках неодинаков. С. то составляет дополнение к морфологии (С. частей речи), то занимает в грамматике центр, место, причём морфология определяется как техника для С. (Н. Я. Марр). Особенно велико место С. в т. н. "порождающих грамматиках" (см. Грамматика формальная), теория к-рых разрабатывается с кон. 50-х гг. 20 в. В этой концепции, положившей в основу грамматич. исследований семантику, задачей С. считается разработка правил порождения (деривации) предложений из их "глубинных структур", т. е. структур, приближающихся к семантич. репрезентации предложения. Большое внимание уделяется значению синтаксических категорий, проблемам си-нонимич. преобразований предложений, их семантич. интерпретации и логич. характеристикам, исследованию свойств речевых высказываний в их связи с ситуацией коммуникации.

Лит.: Шахматов А. А., Синтаксис русского языка, 2 изд., М.- Л.,1941; Мещанинов И. И., Члены предложения и части речи, М.-Л., 1945; Грамматика русского языка, т. 2, М., 1954; Пеш конский А. М., Русский синтаксис в научном освещении, М., 1956; Потебня А. А., Из записок по русской грамматике, т. 1-2, М., 1958; Виноградов В. В., Из истории изучения русского синтаксиса, М.. 1958; его же, Исследования по русской грамматике, М., 1975; Есперсен О., Философия грамматики, пер. с англ., М., 1958; X о м с к и и Н., Синтаксические структуры, пер. с англ., в кн.: Новое в лингвистике, в. 2, М., 1962; Грамматика современного русского литературного языка, М., 1970; Панфилов В. 3., Взаимоотношение языка и мышления, М., 1971; Общее языкознание. Внутренняя структура языка, М., 1972; П а д у ч е в а Е. В., О семантике синтаксиса, М., 1974; Delbruck В., Vergleichende Syntax der indogermanischen Sprachen, t. 1 - 3, Strass., 1893-1900; Ries J., Was ist Syntax?, Prag, 1927; Т е s n i ё г е L., Elements de syntaxe structurale, P., 1959.

Н. Д. Арутюнова.

СИНТАКТИКА (от греч. syntaktikos -строящий по порядку, приводящий в порядок), часть семиотики, посвящённая изучению т. н. синтаксических, т. е. чисто структурных (см. Синтаксис в логике) свойств знаковых систем, безотносительно к к.-л. их интерпретациям (составляющим предмет интересов семантики) и возможным интерпретаторам (рассматриваемым прагматикой). (Поскольку имеются серьёзные основания характеризовать семиотику не как "науку" в общепринятом значении этого слова, а как определённый подход к описанию различного рода "знаковых ситуаций" и решению связанных с ними задач, о С. имеет смысл говорить как о чисто "формальном", структурном аспекте такого семиотич. подхода.) Примером синтаксич. характеристики исчисления могут служить правила образования формул в этом исчислении, дающие критерии отличения формул от выражений, составленных из символов алфавита данного исчисления, но не являющихся его формулами. Синтаксис и морфология грамматик естественных языков также интересуются преим. синтаксич. (в рассматриваемом здесь смысле) вопросами. Особенно велик удельный вес синтаксич. закономерностей в формализованных языках математич. логики и математики; именно в рамках логико-математич. исследований возникли идеи, методы и результаты, про к-рые можно было бы сказать, что они составляют "предмет С.". Но синтаксич. аспект исследования оказался весьма плодотворным и в применении к естественным языкам - как к "мёртвым" (в вопросах дешифровки древних письменностей), так и к ныне существующим (напр., применительно к проблемам машинного перевода; см. также Модели в языкознании).

Лит. см. при статьях Исчисление, Семиотика.

СИНТАНЫ, синтетические дубящие вещества .

СИНТЕЗ (от греч. synthesis - соединение, сочетание, составление), соединение различных элементов, сторон объекта в единое целое (систему), к-рое осуществляется как в практич. деятельности, так и в процессе познания. В этом значении термин "С." противопоставляется анализу, с к-рым он неразрывно связан; С. и анализ дополняют друг друга, каждый из них осуществляется с помощью и посредством другого. В совр. науке термин "С." применяется также в нек-рых спец. значениях. Так, под С. понимают процесс рассуждения, последоват. получения того, что должно быть доказано, из ранее доказанных утверждений (в противоположность анализу как процессу рассуждения от доказываемого к уже доказанному). Подобного понимания анализа и С., восходящего ещё к антич. геометрии (Платон, Евклид, Папп Александрийский), придерживается, напр., Я. Хинтикка (Финляндия). Другое значение термина "С." связано с т. н. "синтетическими суждениями" (см. Логическая семантика).

Анализ и С. лежат не только в основе всех видов человеческой деятельности, но в своих элементарных формах определяют поведение высших животных, а в различных технич. реализациях используются в программах ЭВМ, искусств. самоорганизующихся систем и т. д. Физиологич. основой поведения человека является аналитикосинтетич. деятельность головного мозга. С. как мыслительная операция произволен от предметного соединения частей объектов в целое н исторически формируется в процессе общественно-производств. деятельности людей. Законы превращения (интериоризации) предметных синтетич. действий в психич. операции С. исследуются в психологии (Ж. Пиаже, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев).

С. как познават. операция имеет множество различных форм. Любой процесс образования понятия основан на единстве процессов анализа и С. Эмпирич. данные исследования того или иного объекта синтезируются при их теоретич. обобщении. В теоретич. науч. знании С. выступает в форме взаимосвязи теорий, относящихся к одной предметной области (на основе соответствия принципа), как объединение конкурирующих, в определённых аспектах противоположных теорий (напр., С. корпускулярных и волновых представлений в совр. физике), в форме построения дедуктивных (аксиоматич., гипотетико-дедуктивных и т. д.) теорий и др. Диалектич. метод восхождения от абстрактного к конкретному как способ построения теоретич. знания о сложных, развивающихся объектах также представляет собой одну из форм С.: получаемое в результате конкретное знание об исследуемом объекте есть С., единство его многообразных абстрактных определений.

Для совр. науки характерны не только процессы С. внутри отд. науч. дисциплин, но и между разными дисциплинами - междисциплинарный С. (процессы С. сыграли важную роль в формировании биофизики, биохимии, эконометрики и др.), а также между осн. сферами научно-технич. знания - естествознания, обществ. и технич. наук. В 20 в. возник ряд т. н. интегративных наук (напр., кибернетика), в к-рых синтезируются данные о структурных свойствах объектов различных дисциплин. Исследование процедур С. науч. знания играет существ. роль при решении проблемы единства науки, в трактовке к-рой диалектич. материализм исходит из многообразия форм научно-технич. знания, объединяемых в процессе познания на основе С. методологич. средств, понятий и принципов различных областей знания.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20; Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 18, 29; Мамардашвили М. К., Процессы анализа и синтеза, "Вопросы философии", 1958, № 2; И л ь е н к о в Э. В., Диалектика абстрактного и конкретного в "Капитале" Маркса, М., 1960; Кедров Б. М., Классификация наук, т. 1-2, М., 1961-65; Г о р с к и и Д. П., Проблемы общей методологии наук и диалектической логики, М., 1966; Синтез современного научного знания, М., 1973; В u n g е М., Scientific research, v. 1 - 2, В., 1967.

В. Н. Садовский.
СИНТЕЗ АВТОМАТИЧЕСКИЙ систем управления, раздел автоматики, рассматривающий методы автоматического (автоматизированного) проектирования различных систем управления с заданными свойствами при ограниченных исходных данных; собственно реализация таких методов. С. а. отличается от обычного проектирования тем, что нек-рые, наиболее трудоёмкие его этапы (напр., расчёт вариантов) выполняются при помощи ЭВМ. Теоретич. основой С. а. является теория оптимальных систем.

С. а. включает в себя 3 осн. этапа. На первом этапе разрабатывается математич. модель (ММ) проектируемой (синтезируемой) системы, представленная, напр., системой дифференц. уравнений. ММ отображает связи между показателями состояния, напр. быстродействием и надёжностью системы, её точностью, качеством выпускаемой продукции и т. п., и параметрами управления, с помощью к-рых осуществляется воздействие на проектируемую систему, в результате чего меняются её показатели состояния. Совместно с заданными ограничениями на показатели состояния и параметры управления ММ определяет область допустимых вариантов проектирования. На втором этапе на основе ММ составляется целевая функция (ЦФ), или критерий оптимальности,- математически сформулированная цель С. а.

В ЦФ могут быть одновременно отражены неск. показателей состояния с добавлением экономических показателей (напр., прибыли, себестоимости и т. п.). В ЦФ также входят параметры управления, набор к-рых определяет различные варианты проектируемых систем. В нек-рых вариантах ЦФ достигает экстремума. Этот экстремум определяет оптимальную область, из к-рой выбирается один из вариантов для реализации. Второй этап часто объединяется с первым. На третьем этапе разрабатываются способы технич. реализации выбранного варианта системы, полученного в виде общих математич. зависимостей (рекомендаций), т. е. составляются функциональные, структурные, динамич., электрич., сборочные и т. п. схемы.

Лит.: Ландау И. Я., Применение ЦВМ для проектирования ЦВМ, М., 1974.

А. В. Кочеров.

СИНТЕЗ ИСКУССТВ, органичное соединение разных искусств. или видов искусства в художественное целое, к-рое эстетически организует материальную и духовную среду бытия человека. Понятие "С. и." подразумевает создание качественно нового художественного явления, не сводимого к сумме составляющих его компонентов. Их идейно-мировоззренческое, образное и композиционное единство, общность участия в художеств. организации пространства и времени, согласованность масштабов, пропорций, ритма порождают в иск-ве качества, способные активизировать его восприятие, сообщать ему многоплановость, многогранность развития идеи, оказывать на человека многостороннее эмоционально насыщенное воздействие, обращаясь ко всей полноте его чувств. Этим определяются большие социально-воспитат. возможности С.и.

В истории иск-ва известны разнообразные формы синтеза. Архитектура и монументальное искусство постоянно тяготеют к объединению, создавая архитектурно-художеств. синтез, в к-ром живопись и скульптура, выполняя собств. задачи, также расширяют и истолковывают архит. образ. В этом пространств.-пластич. синтезе обычно участвуют декоративно-прикладное искусство (средствами к-рого создаётся предметная среда, окружающая человека), а также нередко произв. станкового иск-ва. Синтез временных иск-в (поэзия, музыка) осуществляется во всех жанрах вокальной и вокально-театр. музыки (песня, романс, кантата, оратория, опера и др); своеобразной формой синтеза музыки и поэзии являются мн. произведения программной инструментальной музыки. Театр, кино и родственные им временно-пространственные иск-ва по своей природе синтетичны, они объединяют творчество драматурга (сценариста), актёра, режиссёра, художника, а в кино также оператора; в муз. театре драматич. иск-во выступает в единстве с вокальной и инструментальной музыкой, хореографией и т. д. Иск-во режиссёра эстетически объединяет компоненты художеств. театр. или кинематография, произведения в новое целое.

Синтез может осуществляться на разных уровнях: внутри вида иск-ва (напр., использование методов документального кино - хроники, репортажа и т. д. - в игровом фильме) и между иск-вами (напр., введение кинематография, изображения в театр. действие). Обществ. потребность в более широком и целостном отражении действительности рождает объединение видов иск-ва в новый синтетич. вид.

Часто С. и. делает более активной роль публики, напр. в нар. празднествах, шествиях, триумфах, карнавалах, в различных ритуальных действах (антич. дионисии), участники к-рых являются одновременно зрителями и авторами. Различным может быть соотношение между участвующими в синтезе искусствами. Один вид может полностью доминировать, подчиняя себе другие (напр., др.-егип. архитектура подчиняет себе скульптуру и живопись); всеобщее значение может приобрести качество, присущее одному из иск-в (напр.,"архитектоничность" пластич. иск-в в классицизме, "пластичность" в др.-греч. иск-ве, "живописность" в барокко). Как в отд. ист. эпохи, так и в соответствии с конкретным замыслом художника виды иск-ва могут тесно срастаться между собой (архитектура и скульптура готики), гармонично дополнять друг друга (в эпоху Возрождения) и находиться в контрастном сопоставлении (во мн. сооружениях 20 в.).

Для эпохи первобытнообщинного строя характерен синкретизм - первонач. нерасчленённость видов иск-ва, к-рые были непосредственно вплетены в деятельность человека и его ритуалы. Когда иск-ва начинают дифференцироваться, выявляя своё взаимодополняющее своеобразие, возникает и обратное стремление -к их синтезу. Храмовый ритуал, подчиняющий единому замыслу элементы изобразит. иск-ва, словесного творчества, музыки, а также обрядовые действия, выступает как организующее начало С. и. начиная с культур Др. Востока. Подавляющей сверхчеловеч. массе егип. сооружений, изобразит. символике архитектуры (колонны наподобие цветов лотоса или Связок папируса ) греч. культура противопоставила гармонич. соотношение архитектуры и скульптуры, внушающее мысль о победе человеч. начала. В ср.-век. храмах внутр. пространство насыщается одухотворённостью образов живописи (мозаика, фреска, в готич. церквах витраж), становящейся неотъемлемой частью архитектуры: художеств. и реальное пространство сливаются в одно символич. целое, дополняемое литургич. поэзией и музыкой.

В культуре поздней готики и особенно Возрождения, с усилением светских начал иск-ва и всё большей индивидуализацией творчества, происходит распад органич. "соборной" универсальности ср.-век. С. и. Складываются новые нормы синтеза, осн. на осознании самостоят. роли каждого из иск-в. В творчестве великих мастеров С. и. (Браманте, Рафаэль, Микеланджело, Л. Бернини) в 16 - 17 вв. были с особой полнотой разработаны общие принципы соединения иск-в в едином ансамбле. В живописи, создающей иллюзорное пространство, и в скульптуре, существующей в архит. пространстве, изобразит. форма, не утрачивая своего реального содержания и относительно независимого бытия, приобретает определ. черты условности, связанные с монументальным и декоративным назначением произведения. С. и. связывается не столько с церк. ритуалами, сколько с особыми формами светского быта (триумфы, придворные феерии, оперные и балетные спектакли, дворцовые ансамбли). В иск-ве рококо и просветительского классицизма 18 в. важной целью С. и. становится создание художеств. жилой среды, утверждающее высокое значение повседневного бытия.

В условиях бурж. общества разрушаются мн. формы С. и., прежде всего архит.-художеств. синтез. Но интерес к проблемам С. и. получает новый смысл, будучи связан с представлениями о проникновении в жизнь художеств. начала, о гармония, развитии человека, а в социалистич. учениях - и с представлениями о совершенном обществе. Задачи формирования цельного, гармонически развитого человека, выдвинутые И. В. Гёте, Ф. Шиллером, ранними романтиками, преломились в романтич. теориях 19 в. в проблему создания синтетич. произведений иск-ва (нем. Gesamtkunstwerk), к-рые образуют "оазисы красоты", противостоящие бурж. практицизму и бездуховности. С этими представлениями был связан интерес к муз. драме как совр. основе С. и., способной заменить религ. ритуал (Р. Вагнер). Романтич. утопии духовного обновления общества с помощью синтетич. "соборного" художеств. творчества были позже развиты символистами (Вяч. И. Иванов). Большое значение придавалось и синестезии, зрительно-слуховым соответствиям (цветомузыка А. Н. Скрябина). Стиль "модерн" на рубеже 19-20 вв. предпринял попытки практического возрождения синтеза в быту на основе архитектуры. Развивая идеи синтетической культуры (У. Моррис, X. ван де Велде), рационалисты 1920-х гг. (представители конструктивизма, "Баухауз'') стремились к созданию целостной художеств . среды, активно направляющей жизненные процессы; при этом часто анали-тич., образно-познават. функции иск-ва отрицались, а художеств. творчество утопически рассматривалось как гл. фактор "жизнестроения". Значит. работы в области С. и. связаны в 20 в. с созданием крупных мемориальных сооружений, выставочных комплексов (в т. ч. выставок всемирных), а также с оформлением празднеств, нар. шествий, фестивалей и т. д. В театре I960-70-х гг. утвердилось стремление к созданию синтетич. спектаклей (соединяющих в общем ритмико-пластич. и пространственном целом драму, музыку, поэзию, хореографию), к более полному воплощению духовного мира совр. человека, к яркой идейной целенаправленности массового зрелища.

Идеи С. и. в сов. культуре возникли с первых её шагов: они содержались в ленинском плане монументальной пропаганды, нашли своё выражение в агитац. иск-ве периода Окт. революции и Гражд. войны, в деятельности архитекторов и художников, создававших обществ. здания новых типов. Особо актуальными они стали в 1930-х гг. в связи со стр-вом моск. метрополитена, ВСХВ (ныне ВДНХ). С сер. 20 в. в социалистич. странах в связи с созданием новых городов, крупных обществ. зданий и комплексов, мемориальных ансамблей С. и. получает широкое практич. воплощение (см. Монументальное искусство, Мемориальные сооружения). С. и. является одним из важных средств создания среды, отвечающей идейно-эстетич. запросам развитого социалистич. общества.

Илл. см. на вклейках, табл. XX, XXI (стр. 432-433).

Лит.: Вагнер Р., Избр. статьи, М., 1935; Вопросы синтеза искусств. [Сб., М.], 1936; Эйзенштейн С., Избр. статьи, М., 1956; Синтез искусств в архитектуре. [Сб.],.М., 1963; ГромовЕ. С., Современный кинематограф и проблема синтеза искусств, в кн.: Кинематограф сегодня. [Сб.], М., 1967; Синтез искусств и архитектура общественных зданий. [Сб.], М., 1974; Damaz P. F., Art in European architecture, N.Y.,[1956]; его же, Art in Latin American architecture, N. Y., 1963; S e d 1m а у г Н., Epochen und Werke, Bd 2, W.- Munch., 1960; Bildkunst und Baukun st, В., 1970. К. А. Макаров.

СИНТЕЗ ЛИНЕЙНОЙ ЦЕПИ элек трической, определение структуры линейной электрич. цепи и параметров элементов, из к-рых она должна быть собрана, по заданным её свойствам или характеристикам. В общем случае задача синтеза разбивается на 3 этапа: выяснение необходимых и достаточных условий, к-рым удовлетворяют функции, выражающие характеристики реальных цепей (т. е. условий их физической реализуемости); аппроксимация заданной функции (с требуемой точностью) функцией физически реализуемой цепи или проверка физ. реализуемости заданной функции; реализация функции в виде одной или нескольких возможных цепей.

Различают синтез пассивных и активных цепей, цепей с потерями и без потерь (реактивных), двухполюсников, четырёхполюсников и многополюсников, синтез по частотным (заданным графически либо аналитически) и временным характеристикам, а также по передаточным функциям. К С. л. ц. прибегают при расчёте сложных фильтров, корректирующих контуров и других устройств в электротехнике, радиотехнике, автоматике и т. д. См. также Линейные системы.

Лит.: Кочанов Н. С., Основы синтеза линейных электрических цепей во временной области, М., 1967; Г и л л е м и н Э. А., Синтез пассивных цепей, пер. с англ., М., 1970; К а р н и Ш., Теория цепей. Анализ и синтез, пер. с англ., М., 1973.

Б. Я. Жуховицкий.

СИНТЕЗ МЕХАНИЗМОВ, раздел машин и механизмов теории, в к-ром рассматриваются методы проектирования кинематич. схем механизмов по заданным кинематич. и динамич. свойствам. Наиболее полно разработаны методы С. м. по заданным кинематич. свойствам, т. е. кинематич. С. м., к-рый состоит в определении кинематич. схемы механизма и параметров этой схемы, обеспечивающих требуемые движения. Проще всего кинематич. синтез кулачковых механизмов, для к-рых можно задать почти любой закон движения ведомого звена и путём несложных построений или вычислений найти профиль кулачка, обеспечивающий заданный закон движения. Значительно сложнее синтез рычажных механизмов, к-рый может быть выполнен лишь приближённо. Методы синтеза шарнирных механизмов основаны на применении теории приближения функций. Эти методы впервые предложены в 1853 П. Л. Чебышевым. Общим недостатком большинства методов С. м. является то, что, как правило, они не дают возможности выбирать схему механизма, а размеры звеньев часто получаются конструктивно непригодными. Однако эти недостатки в значит. мере устраняют применением ЭВМ, к-рые позволяют оптимизировать различные критерии и учитывать большое кол-во кинематич., динамич. и конструктивных ограничений. Лит. см. при ст. Машин и механизмов теория. Н. И. Левитский.

СИНТЕЗ ХИМИЧЕСКИЙ, целенаправленное получение сложных веществ из более простых, основывающееся на знании молекулярного строения и реакционной способности последних. Обычно под синтезом подразумевается последовательность нескольких хим. процессов (стадий).

В раннем периоде развития химии С. х. осуществлялся гл. обр. для неорганич. соединений и носил случайный характер. Синтетич. получение сложных веществ стало возможным лишь после того, как были накоплены сведения об их составе и свойствах с развитием методов органич. и физико-химич. анализа. Принципиальное значение имели первые синтезы органич. веществ - щавелевой к-ты и мочевины, осуществлённые Ф. Вёлером в 1824 и 1828 (см. Органическая химия). Попытки синтеза аналогов сложных природных соединений, предпринятые в сер. 19 в., когда стройной теории строения органич. соединений не существовало, показали лишь принципиальную возможность синтеза таких веществ, как жиры (П. Э. М. Бертло) и углеводы (А. М. Бутлеров). Позднее уже на теоретич. основе (см. Химического строения теория) были синтезированы индиго, камфора и другие сравнительно простые соединения, а также более сложные -нек-рые углеводы, аминокислоты и пеп-тиды. Начиная с 20-х гг. 20 в. плодотворное влияние на методологию С. х. оказали работы Р. Робинсона по получению ряда сложных молекул путями, имитирующими пути их образования в природе. С кон. 30-х гг. наблюдается бурное развитие С. х. вначале в области стероидов, алкалоидов и витаминов, а затем в области изопреноидов, антибиотиков, полисахаридов, пептидов и нуклеиновых кислот. В 40-60-х гг. существенный вклад в развитие тонкого органич. синтеза внёс Р. Б. Вудворд, осуществивший синтез ряда важных природных соединений (хинин, кортизон, хлорофилл, тетрациклин, витамин B12 и др.). Примером больших успехов С. х. может служить также первый полный синтез гена аланиновой транспортной рибонуклеиновой кислоты (из дрожжей), осуществлённый в 1970 X. Г. Кораной с сотрудниками.

Развитие органич. синтеза происходит по след. принципиальным направлениям: произ-во важнейших пром. продуктов (полимеров, синтетич. топлива, красителей и пр.); получение различных физиологически активных веществ для медицины, с. х-ва, пищ. пром-сти, парфюмерии; подтверждение строения сложных природных соединений и получение молекул с "необычным" строением для проверки и совершенствования теории органич. химии; расширение арсенала реакций и методов С. х., включая использование катализаторов, высоких энергий (см. Плазмохимия, Радиационная химия), а также более широкое использование (в строго контролируемых условиях) микроорганизмов и очищенных ферментов. В 70-е гг. появились работы по применению ЭВМ для целей оптимизации многостадийного С. х.

Разработка и совершенствование синтетич. методов позволили получать мн. важные хим. продукты в пром. масштабах. В неорганической химии - это синтезы азотной кислоты, аммиака, серной кислоты, соды, различных комплексных и других соединений. Налажено многотоннажное произ-во органич. веществ, используемых в различных отраслях хим. пром-сти (см. Основной органический синтез), а также продуктов тонкого органич. синтеза (гормонов, витаминов).

Лит.: Реутов О. А., Органический синтез, 3 изд., М., 1954; Перспективы развития органической химии, пер. с англ. и нем., под ред. А. Тодда, М., 1959; К р а м Д., Хеммонд Д ж., Органическая химия, пер. с англ., М., 1964. См. также лит. при статьях, ссылки на к-рые даны в тексте. С. А. Погодин, Э. П. Серебряков.

СИНТЕЗАТОР частот, устройство для получения электрических гармонических колебаний с требуемыми частотами линейным преобразованием (умножением или делением на постоянные коэффициенты, сложением, вычитанием) постоянных частот исходных колебаний, создаваемых одним или несколькими опорными генераторами. С. служат источниками стабильных (по частоте) колебаний в радиопередатчиках, супергетеродинных радиоприёмниках, измерителях частот и других устройствах, требующих настройки на разные частоты в пределах частотных диапазонов, соответствующих назначению устройства. Синтез частот обеспечивает их более высокую точность и стабильность, чем перестройка частоты изменением индуктивности и ёмкости колебательного контура.

Применяемые в С. опорные генераторы с термостатированными кварцевыми резонаторами (см. Кварцевый генератор) обладают очень высокой стабильностью частоты (10-8 и выше), что предопределяет столь же высокую стабильность частот синтезируемых колебаний. Действие С. обычно основывается либо на выделении (при помощи электрических фильтров) отд. гармоннч. колебаний опорного генератора (номера выбираемых гармоник определяются цифрами в разных порядках числового значения синтезируемой частоты), либо (преимущественный способ) на синхронизации двух колебаний: полученных в результате деления осн. частоты опорного генератора делителем частоты с постоянным коэфф. деления и полученных в результате деления частоты др. генератора - с фазовой автоматич. подстройкой частоты - цифровым делителем с переменным коэфф. деления. В С. можно устанавливать дискретные значения частоты (в пределах рабочего диапазона) через определённые, достаточно малые интервалы, напр. через 1 кгц, 100 гц, 10 гц или менее. Установку частоты осуществляют, как правило, декадным набором цифр её числового значения при помощи дисков, ручек или кнопок (поэтому такой С. наз. декадным). В ряде случаев значение синтезированной частоты отображается на цифровом электронном индикаторе.

Лит.: Чистяковы. И., Декадные синтезаторы частот, М., 1969. Н. И. Чистяков.

СИНТЕТАЗЫ, тривиальное (не систематическое) название ферментов класса лигаз. В отличие от синтаз (см. Лиазы), осуществляют реакции конденсации, сопровождающиеся расщеплением богатых энергией связей в нуклеозидтрифосфатах (АТФ и др.).

СИНТЕТИЧЕСКИЕ ВОЛОКНА, см.Волокна синтетические.

СИНТЕТИЧЕСКИЕ И ИСКУССТВЕННЫЕ ПИЩЕВЫЕ ПРОДУКТЫ, пищ. продукты, как правило, высокой белковой ценности, создаваемые новыми технологич. методами на основе отдельных пищ. веществ (белков или составляющих их аминокислот, углеводов, жиров, витаминов, микроэлементов и др.); по внешнему виду, вкусу и запаху обычно имитируют натуральные пищ. продукты.

Синтетические пищевые продукты (СПП) - продукты, получаемые из химически синтезированных пищ. веществ. Совр. синтетич. органическая химия в принципе позволяет синтезировать любые пищ. вещества из отдельных химич. элементов, однако сложность синтеза высокомолекулярных соединений, к к-рым относятся биополимеры пищи, особенно белков и полисахаридов (крахмал, клетчатка), делает произ-во СПП на совр. этапе экономически нецелесообразным. Поэтому пока из продуктов хим. синтеза в питании используются низкомолекулярные витамины и аминокислоты. Синтетич. аминокислоты и их смеси применяются как добавки к натуральным пищ. продуктам для повышения их белковой полноценности, а также в лечебном питании (в т. ч. для внутривенного введения больным, нормальное питание к-рых затруднено или невозможно).

Мировой дефицит полноценного пищ. белка (содержащего все незаменимые, т. е. не синтезируемые организмом, аминокислоты), затрагивающий 3/4 населения земного шара, ставит перед человечеством неотложную задачу поиска богатых, доступных и дешёвых источников полноценного белка для обогащения натуральных и создания новых, т. н. искусственных, белковых продуктов. Искусственные пищевые продукты (ИПП) - продукты, богатые полноценным белком, получаемые на основе натуральных пищ. веществ путём приготовления смеси растворов или дисперсий этих веществ с пищ. студнеобразователями и придания им определённой структуры (структурирование) и формы конкретных пищ. продуктов. Ныне для произ-ва ИПП используются белки из двух осн. источников: белки, выделяемые из нетрадиционного натурального пищ. сырья, запасы к-рого в мире достаточно велики,-растительного (бобы сои, арахиса, семена подсолнечника, хлопчатника, кунжута, рапса, а также жмыхи и шроты из семян этих культур, горох, клейковина пшеницы, зелёные листья и другие зелёные части растений) и животного (казеин молока, малоценные сорта рыбы, криль и другие организмы моря); белки, синтезируемые микроорганизмами, в частности различными видами дрожжей. Исключит. скорость синтеза белка дрожжами (см. Микробиологический синтез) и их способность расти как на пищевых (сахара, пивное сусло, жмых), так и на непищевых (углеводороды нефти) средах делают дрожжи перспективным и практически неисчерпаемым источником белка для произ-ва ИПП заводскими методами. Однако широкое применение микробиологич. сырья для произ-ва пищ. продуктов требует создания эффективных методов получения и переработки высокоочищенных белков и тщательных медико-биологич. исследований. В связи с этим белок дрожжей, выращиваемых на отходах с. х-ва и углеводородах нефти, используется в основном в виде дрожжей кормовых, для подкормки с.-х. животных.

Идеи о получении СПП из отдельных химич. элементов и ИПП из низших организмов высказывались ещё в кон. 19 в. Д. И. Менделеевым и одним из основателей синтетич. химии П. Э. М. Бертло. Однако практическая их реализация стала возможной лишь в нач. 2-й пол. 20 в. в результате достижений молекулярной биологии, биохимии, физич. и коллоидной химии, физики, а также технологии переработки волокнообразующих и плёнкообразующих полимеров и развития высокоточных физико-химич. методов анализа многокомпонентных смесей органич. соединений (газо-жидкостная и другие виды хроматографии, спектроскопия и т. п.).

В СССР широкие исследования по проблеме белковых ИПП начались в 60-70-х гг. по инициативе акад. А. Н. Несмеянова в Ин-те элементоорганич. соединений (ИНЭОС)АН СССР и развивались в трёх осн. направлениях: разработка экономически целесообразных методов получения изолированных белков, а также отдельных аминокислот и их смесей из растит., животного и микробного сырья; создание методов структурирования из белков и их комплексов с полисахаридами ИПП, имитирующих структуру и вид традиционных пищ. продуктов; исследование натуральных пищ. запахов и искусств. воссоздание их композиций.

Разработанные методы получения очищенных белков и смесей аминокислот оказались универсальными для всех видов сырья: механич. или химич. разрушение оболочки клетки и извлечение фракционным растворением и осаждением соответствующими осадителями всего белка и других клеточных компонентов (полисахаридов, нуклеиновых к-т, липидов вместе с витаминами); расщепление белков ферментативным или кислотным гидролизом и получение в гидролизате смеси аминокислот, очищаемой с помощью ионообменной хроматографии, и др. Исследования по структурированию позволили получить искусственно на основе белков и их комплексов с полисахаридами все осн. структурные элементы естеств. пищ. продуктов (волокна, мембраны и пространственные набухающие сетки из макромолекул) и разработать способы получения многих ИПП (зернистой икры, мясоподобных продуктов, искусств. кар-тофелепродуктов, макаронных и крупяных изделий). Так, белковая зернистая икра готовится на основе высокоценного молочного белка казеина, водный раствор к-рого вводят вместе со структурообразователем (напр., желатиной) в охлаждённое растит. масле, в результате чего образуются "икринки". Отделив от масла, икринки промывают, дубят экстрактом чая для получения эластичной оболочки, окрашивают, затем обрабатывают в растворах кислых полисахаридов для образования второй оболочки, добавляют соль, композицию веществ, обеспечивающих вкус и запах, и получают деликатесный белковый продукт, практически неотличимый от натуральной зернистой икры. Искусств. мясо, пригодное для любых видов кулинарной обработки, получают методом экструзии (продавливания через формующие устройства) и мокрого прядения белка для превращения его в волокна, к-рые затем собирают в жгуты, промывают, пропитывают склеивающей массой (студнеобразователем), прессуют и режут на куски. Жареный картофель, вермишель, рис, ядрицу и другие немясные продукты получают из смесей белков с натуральными пищ. веществами и студнеобразователями (альгинатами, пектинами, крахмалом). Не уступая по органолептич. свойствам соответствующим натуральным продуктам, эти ИПП в 5-10 раз превосходят их по содержанию белка и обладают улучшенными технологич. качествами. Запахи при совр. технике исследуются методами газожидкостной хроматографи и воссоздаются искусственно из тех же компонентов, что и в натуральных пищ. продуктах.

Исследования в области проблем, связанных с созданием СПП и ИПП, в СССР ведутся в ИНЭОС АН СССР совместно с Ин-том питания АМН СССР, Моск. ин-том нар. х-ва им. Г. В. Плеханова, Н.-и. ин-том общественного питания Мин-ва торговли СССР, Всесоюзным н.-и. и экспериментально-конструкторским ин-том продовольственного машиностроения, Всесоюзным н.-и. ин-том морского рыбного х-ва и океанографии и др. Разрабатываются методы заводской технологии ИПП для внедрения лабораторных образцов в промышленное производство.

За рубежом первые патенты на произ-во искусств. мяса и мясоподобных продуктов из изолированных белков сои, арахиса и казеина были получены в США Ансоном, Педером и Боэром в 1956-63. В последующие годы в США, Японии, Великобритании возникла новая пром-сть, производящая самые разнообразные ИПП (жареное, заливное, молотое и другое мясо разных видов, мясные бульоны, котлеты, колбасы, сосиски и другие мясопродукты, хлеб, макаронные и крупяные изделия, молоко, сливки, сыры, конфеты, ягоды, напитки, мороженое и др.). В США, на долю к-рых приходится почти 75% мирового произ-ва сои, выпуск ИПП на основе соевых белков достигает сотен тыс. т. В Японии и Великобритании для производства ИПП используются в основном растит. белки (в Великобритании в экспериментах начато изготовление искусств. молока и сыров из зелёных листьев растений). Осваивается промышленное производство ИПП другими странами. По зарубежным статистическим данным, к 1980-90 производство ИПП в экономически развитых странах составит 10-25% произ-ва традиционных пищ. продуктов.

Лит.: Менделеев Д. И., Работы по сельскому хозяйству и лесоводству, М., 1954; Несмеянов А. Н. [и др.]. Искусственная и синтетическая пища, "Вестник АН СССР", 1969, № 1; Питание увеличивающегося населения земного шара: рекомендации, касающиеся международных мероприятий, имеющих целью предупредить угрозу недостатка белка, Нью-Йорк, 1968 (ООН. Экономический и социальный Совет. Е 4343); Food: readings from scientific American, S. F., 1973; World protein resources, Wash., 1966. С. В. Рогожин.



К ст. Символизм. 1. Ф. Ходлер (Швейцария). 4Взгляд в бесконечность". 1916. Кунстхауз. Цюрих. 2. Ф. Штук (Германия). "Война". 1894. Баварские государственные собрания картин. Мюнхен. 3. Г. К л им т (Австрия). "Поцелуй" (картон для мозаики во Дворце столетия в Брюсселе). Акварель, гуашь. 1905-06. Австрийский музей художественных ремёсел. Вена. 4. О. Бёрдсли (Великобритания). "Павлинья юбка" (иллюстрация к "Саломее" О. Уайльда). Рисунок тушью. 1894. 5. Э. Мунк (Норвегия). "Танец жизни". 1899. Национальная галерея. Осло. 6. О. Ре дон (Франция). "Глаз как шар". Рисунок углём. Около 1890. 7. М. Дени (Франция). "Музы". 1893. Музей современного искусства. Париж. 8. П. В. Кузнецов (Россия). "Голубой фонтан". Темпера. 1905. Третьяковская галерея. Москва. 9. Ж. Минне (Бельгия). "Фонтан коленопреклонённых". Мрамор. 1898. фолькванг-музей. Хаген.

К ст. Сингапур. 1. Река Сингапур. 2. Жилой комплекс Тенглин-холт. 1969-70. 3. Отель "Мин-корт". 1960-е гг. 4. Большая мечеть. 18-19 вв. S. Китайский храм. 19 в. 6. Индуистский храм. 19 - нач. 20 вв. 7. Площадь Эмпресс-плейс. Застройка 19 в. (архитектор Т. Рафлс и др.). 8. Собор Сент-Андру. 1862.

К ст. Синтез искусств. 1. Комната дома Веттиев в Помпеях с росписью IV помпейского стиля и мифологическими сценами. Древний Рим. 63-79 гг. 2. Портал храма Боробудур с мифологической фигурой ''кала-макара''. Индонезия. Около 800. 3. Центральный портал готического собора в Амьене. Франция. 1225-36. 4. Ф. К ю в и л ь е. "Зеркальный зал" во дворце Амалиенбург близ Мюнхена. 1734-39. 5. Микеланджело. Гробница Лоренцо Медичи в Новой сакристии церкви Сан-Лоренцо во Флоренции. 1520-34. в. Благовещенский собор в Московском Кремле. 1484-89. Роспись работы Феодосия, 1508. 7. Лестничная пристройка Теремного дворца в Московском Кремле. 1637.

К ст. Синтез искусств. 1. А. Н. Воронихи н. ''Фонарик'' во дворце в Павловске. 1807. Кариатида работы В. И. Демут-Малиновского, 1803-05. 2. А. Н. Б е н у а и Е. Е. Л а н с е р е. Столовая на выставке "Современное искусство" в Петербурге. 1903. 3. А. В. В а с н е ц о в. Мозаика "Космос" в Музее истории космонавтики им. К. Э. Циолковского в Калуге. 1967. 4. Я. Жилите, А. Степонавичюс. Роспись детского кафе "Никштукаc'' в Вильнюсе. Темпера. 19ЬЗ.

К ст. Сирия. 1. Храм Бела в Пальмире. 1 в. 2. Цитадель в Халебе. 12-13 вв. 3. Галерея замка Крак-де-Шевалье. 12 в. 4. Базилика св. Симеона Столпника в монастыре Калъат-Семан. 3-я четв. 5 в. 5. Минарет мечети в Рамле. 12 в. 6. Мелеть Такия Сулеймания в Дамаске. 1554. 7. Двор мечети Омейядов в Дамаске. 705-715. 8. С. М у д а р р и с и др. Университет в Халебе. 1968-69.

К ст. Сирия. 1. Надгробие из Пальмиры. Известняк. Первые века н. э. Лувр. Париж. 2. Мозаика мечети Омейядов в Дамаске. 70S- 715. 3. Фрагмент росписей замка Каср аль-Хейр аль-Гарби. 8 в. Национальный музей. Дамаск. 4. Глазурованное блюдо. 12 в. Метрополитен-музей. Нью-Йорк. 5. Миниатюра из рукописи "Калила и Димна''. 1200-20. Национальная библиотека. Париж, 6. Миниатюра из "Евангелия Рабулы>. 586. Библиотека Лауренциана. Флоренция. 7. Шёлковая ткань. 13 в. Эрмитаж. Ленинград. 8. Бурхан Коркотли. "Защитим Сирию!". Ксилография. 1971. 9. Л у а и К а я л и. "На базаре". 1960-е гг.

К ст. Скифы. 1. Обивка сосуда с изображением орла. 2. Обкладка топора. 3. Напершие в виде головы быка. Бронза. 4. Бляшка с изображением скифа, охотящегося на зайца. 5. Конский налобник с изображением богини. 6. Бляшка с изображением скифов, охотящихся с луками. 7. Бляшка с изображением волка. 8. Бляшка с изображением животных. 9. Бляшка с изображением богини. (1, 2, 4-9 - золото; все - 7-2 вв. до н. э., Эрмитаж, Ленинград.)



СИНТЕТИЧЕСКИЕ КРИСТАЛЛЫ, кристаллы, выращенные искусственно в лабораторных или заводских условиях. Из общего числа С. к. ок. 104 относятся к неорганич. веществам. Нек-рые из них не встречаются в природе. Однако первое место занимают органич. С. к., насчитывающие сотни тысяч разнообразных составов и вообще не встречающиеся в природе. С другой стороны, из 3000 кристаллов, составляющих многообразие природных минералов, искусственно удаётся выращивать только неск. сотен, из к-рых для практич. применения существенное значение имеют только 20 -30 (см. табл.). Объясняется это сложностью процессов кристаллизации и технич. трудностями, связанными с необходимостью точного соблюдения режима выращивания монокристаллов.

Первые попытки синтеза кристаллов, относящиеся к 16-17 вв., состояли в перекристаллизации воднорастворимых кристаллич. веществ, встречающихся в виде кристаллов в природе (сульфаты, галогениды).

После расшифровки состава природных минералов появились попытки синтеза минералов из порошков с использованием техники обжига. Этим методом были получены мелкие С. к. В нач. 20 в. синтезом кристаллов занимались Е. С. Фёдоров и Г. В. Вулъф, к-рые исследовали условия кристаллизации воднорастворимых соединений и усовершенствовали аппаратуру. В дальнейшем А. В. Шубников разработал общие принципы образования кристаллов из водных растворов [сегнетова соль, дигидрофосфат калия и др., см. рис. 1, а также рис. 1, 2 на вклейке, табл. XVII (стр. 432-433)] и из расплавов (однокомпонентных и многокомпонентных систем), под его руководством была создана первая фабрика С. к.

Рис. 1. Синтетические водорастворимые кристаллы.

С. к. кварца получают в гидротермальных условиях. Маленькие "затравочные" кристаллы различных кристаллографич. направлений вырезаются из природных кристаллов кварца. Хотя кварц широко распространён в природе, однако его природные запасы не покрывают нужд техники, кроме того, природный кварц содержит много примесей. С. к. кварца массой до 15 кг выращивают в автоклавах в течение многих месяцев, а особо чистые кристаллы (оптический кварц) растут неск. лет (рис. 3, 4 на вклейке).


Наиболее распространённые синтетические кристаллы

Название

Химическая формула

Методы выращивания

Средняя величина кристаллов

Области применения



Кварц

SiO2

Гидротермальныц

От 1 до 15 кг, 300X200X150 мм

Пьезоэлектрич. преобразователи, ювелирные изделия, оптич. приборы



Корунд

А120з

Методы Вернейля и Чохральского, зонная плавка

Стержни диам. 20-40 мм, дл. до 2 м, пластинки 200X300X30 мм

Приборостроение, часовая пром-сть, ювелирные изделия



Германий

Ge

Метод Чохральч ского

От 100 г до 10 кг, цилиндры 200 мм х 500 мм

Полупроводниковые приборы



Кремний

Si

То же

"

То же



Галогениды

КС1, NaCl

"

От 1 до 25 кг, 100X100X600 мм

Сцинтилляторы



Сегнетова соль

KNaC4H4O6 х 4H2O

Кристаллизация из растворов

От 1 до 40 кг, 500X500X300 мм

Пьезоэлементы



Дигидрофосфат калия

KH2PO4

То же

От 1 до 40 кг, 500X500X300 мм

"



Алюмоиттриевый гранат

Y3Al5O12

Метод Чохральского, зонная плавка

40X40X150 мм 30X200X150 мм

Лазеры, ювелирные изделия



Иттриево-железистый гранат

Y3Fe5012

Кристаллизация из растворов-расплавов

30X30X30 мм

Радиоакустическая пром-сть, электроника



Гадолиний-галлиевый гранат

Gd3Ga5O12

Метод Чохральского

20X30X100 мм

Подложки для магнитных плёнок



Алмаз

С

Кристаллизация при сверхвысоких давлениях

От 0,1 до 3 мм

Абразивная пром-сть



Ниобат лития

LiNbO3

Метод Чохральского

10X10X100 мм

Пьезо- и сегнетоэлементы



Нафталин

C10H8

Метод Киропулоса

Блоки в неск. кг

Сцинтнлляционные приборы



Би фталат

калия

C8H5O4K

Кристаллизация из водных растворов

40X100X100 мм

Рентгеновские анализаторы, нелинейная оптика



Кальцит

СаСОз

Гидротермальный

10X30X30 мм

Оптич. приборы



Сульфид кадмия

CdS

Рост из газовой фазы

Стержни 20X20X100 мм

Полупроводниковые приборы



Сульфид цинка

ZnS

То же

Стержни 20X20X100 мм

То же



Арсенид галлия

GaAs

Газотранспортные реакции

Стержни 20X20X100 мм

"



Фосфид галлия

GaP

То же

"

"



Молибдаты редкоземельных элементов

Y2 (MoO4)3

Комбинированный метод Чохральского

10X10X100 мм

Лазеры



Двуокись циркония

ZrO2

Высокочастотный нагрев в холодном контейнере

Блоки ок. 2 кг, столбчатые кристаллы 100X10X50 мм

Ювелирные изделия



Двуокись гафния

Hf02

То же

"

"



Вольфрамат кальция

CaWO2

''

10X10X100 мм

Лазеры



Алюминатиттрия

IA103

Метод Чохральского

10X10X100 мм

>



Алюминий (трубы разных сечений)

Al

Метод Степанова

дл. 103 мм, диам. 3-200 мм

Металлургия




Мир геометрически правильных кристаллов связан в сознании людей с миром драгоценных и поделочных камней. Поэтому усилия многих учёных были направлены на синтез алмаза, рубина, аквамарина, сапфира и др. В начале века были получены С. к. рубина из растворов в расплавах поташа и соды в виде кристалликов тёмно-малинового цвета. Позже (в кон. 19 в.) франц. учёный Вернейль изобрёл спец. аппарат для получения С. к. рубина, к-рый в дальнейшем был усовершенствован. Порошок А12Оз с добавкой неск. % Сr2Оз непрерывно поступает в зону печи, где происходит горение водорода в кислороде. Капли расплавленной массы попадают затем на более холодный участок затравки и тотчас же кристаллизуются. В СССР работают аппараты системы С. К. Попова, к-рые позволяют получать С. к. рубина в виде стержней диаметром от 20 до 40 мм и дл. до 2 м - для лазеров, нитеводителей, а также для стёкол космич. приборов. Большую долю С. к. рубина потребляет часовая пром-сть, но основным потребителем синтетич. рубина является ювелирная пром-еть. Добавка к А12О3 примесей солей Ti, Co, Ni и др. позволяет получить С. к. различной окраски, имитирующие окраску сапфиров, топазов, аквамаринов (рис. 5, 6 на вклейке) и др. природных драгоценных камней.

С. к. алмаза были получены в 50-х гг. из порошка графита, смешанного с Ni. Смесь прессуется в виде небольших (2 -3 см) дисков, к-рые затем нагреваются до темп-ры 2000-3000 0С при давлении в 100-200 тыс. am. В этих условиях графит превращается в алмаз. Величина С. к. алмаза порядка десятых долей мм. В особых условиях удаётся получить С. к. алмаза до 2-3 мм. В СССР создана алмазная пром-сть для нужд гл. обр. буровой техники. С. к. алмазов, конкурирующие с природными ювелирными образцами, пока получены в небольших количествах.

Начиная с 50-х гг. развивается пром-сть органич. С. к.- нафталина, стильбена, толана, антрацена и др., применяющихся в сцинтилляционных устройствах (см., напр., Сцинтилляционный счётчик). Синтез этих кристаллов осуществляется в основном методом Чохральского. По размерам эти С. к. соперничают с крупными неорганическими (воднорастворимыми) кристаллами. Наиболее применяемые полупроводниковые кристаллы (Ge, Si, Ga, As и др.) в природе не встречаются. Все они выращиваются из расплавов в виде цилиндров диаметром от 10 до 20 см и дл. 30 - 50 см.

В лабораторных условиях из растворов расплавов выращивают С. к. феррогранатов и изумрудов. Однако пром. развития эти методы ещё не получили. Развиваются исследования, связанные с пром. выпуском синтетич. драгоценных камней на основе алюмоиттриевых гранатов (гранатиты) (рис. 2) и двуокисей циркония и гафния (ф и а н и т ы). Это - С. к. с широкой гаммой окраски, имитирующие изумруды, топазы и алмазы за счёт большого преломления света.

Рис. 2. Вверху - синтетические кристаллы феррогранатов; внизу - изделия из алюмогранатов.

Лит.: Федоров Е. С., Процесс кристаллизации, "Природа", 1915, декабрь; В у л ь ф Г. В., Кристаллы, их образование, вид и строение, М., 1917; Шубников А. В., Как растут кристаллы, М.- Л., 1935; Аншелес О. М., Татарский В. Б., Штернберг А. А., Скоростное выращивание однородных кристаллов из растворов, [Л.], 1945; Попов С. К.. Новый производственный метод выращивания кристаллов корунда, "Изв. АН СССР. Серия физическая", 1946, т. 10. № 5-6; Штернберг А. А., Кристаллы в природе и технике, М., 1961; Условия роста и реальная структура кварца, в кн.: IV Всесоюзное совещание по росту кристаллов, Ер., 1972, ч. 2, с. 186; МильвидскийМ. Г., Освенский В. Б., Получение совершенных монокристаллов полупроводников при кристаллизации из расплава, там же, ч. 2, с. 50; Б а г д а с а р о в X. С., Проблемы синтеза крупных тугоплавких оптических монокристаллов, там же, ч. 2, с. 6; Т и м о ф е е в а В. А., Дохновский И. Б., Выращивание иттриево-железистых гранатов из растворов -расплавов на точечных затравках в динамическом режиме, "Кристаллография!", 1971, т. 16, в. 3, с. 616; Яковлев Ю. М., Г е н-делев С. III., Монокристаллы ферритов в радиоэлектронике, М., 1975.

В. А. Тимофеева.

СИНТЕТИЧЕСКИЕ МАСЛА, жидкости, применяемые гл. обр. в качестве смазочных материалов, теплоносителей, гидравлических жидкостей. На основе С. м. готовят нек-рые пластичные смазки. В качестве С. м. используют синтетич. углеводороды, эфиры (в частности, эфиры фосфорной кислоты), полиорганосилоксаны (см. Кремнийорганические полимеры), галогениды углерода (см. Углерода галогениды), полиалкиленгликоли и др.

Синтетич. углеводороды получают полимеризацией олефинов (этилена, пропилена и др.) или алкилированием ароматич. углеводородов (бензола, ксилола и др.). Область применения в основном та же, что и масел нефтяных.

Эфиры получают гл. обр. взаимодействием одно- и двухосновных к-т с одно- и многоатомными спиртами. Наиболее часто используют эфиры сложные типа диоктилсебацината или пентаэритритовые эфиры одноосновных к-т. Они имеют хорошие вязкостно-температурные характеристики, низкую испаряемость, повышенную, по сравнению с маслами нефтяными, термич. и химич. стабильность. Применяются в авиационных двигателях, в качестве трансмиссионных масел и гидравлич. жидкостей. Особо устойчивы к высоким температурам (до 300 -400 °С) и радиации полифениловые эфиры и эфиры а-дигидроперфторспиртов. В качестве негорючих гидравлич. жидкостей используют эфиры фосфорной к-ты. Все эфиры имеют хорошие проти-воизносные свойства.

Полиорганосилоксаны -разновидность кремнийорганических полимеров - отличаются малой испаряемостью и достаточно в