загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна,окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ПРОМЫШЛЕННОМ, ЖИЛОМ И НЕ ТОЛЬКО...:
ПОНЯТИЯ:

МОНТАЖ (франц. montage - подъём установка, сборка, от monter - поднимать), сборка и установка сооружений конструкций, технологического оборудования агрегатов, машин (см. Сборка машин, аппаратов, приборов и др. устройств и готовых частей и элементов.
МОНТАЖ в строительстве - основной производственный процесс, выполняемый при возведении зданий и сооружений или и реконструкции, в результате которого устанавливают в проектное положение строительные конструкции, инженерное технологическое оборудование и др. МОНТАЖ технологического оборудования включает также присоединение его к источникам энергоснабжения системам очистки и удаления отходов оснащение приборами, средствами автоматизации и контроля
.


СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ в СССР, организационно обособленные производственно-хозяйственные единицы, основным видом деятельности которых является строительство новых, реконструкция, капитальный ремонт и расширение действующих объектов (предприятий, их отдельных очередей, пусковых комплексов, зданий, сооружений), а также монтаж оборудовани я. К государственным СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ относятся строительные и монтажные тресты (тресты-площадки, тресты гор. типа, территориальные, союзные специализированные тресты); домостроительные, заводостроительные и сельские строительные комбинаты; строительные, (монтажные) управления и приравненные к ним организации (напр., передвижные механизированные колонны, строительно-монтажные поезда и др.).
ПРОЕКТИРОВАНИЕ (от лат. projectus, буквально - брошенный вперёд), процесс создания проекта - прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния. Различают этапы и стадии ПРОЕКТИРОВАНИЯ, характеризующиеся определённой спецификой. Предметная область ПРОЕКТИРОВАНИЯ постоянно расширяется. Наряду с традиционными видами ПРОЕКТИРОВАНИЯ (архитектурно-строительным, машиностроительным, технологическим и др.) начали складываться самостоятельные направления ПРОЕКТИРОВАНИЯ человеко-машинных систем (решающих, познающих, эвристических, прогнозирующих, планирующих, управляющих и т. п.) (см. Система "человек и машина"), трудовых процессов, организаций, экологическое, социальное, инженерно-психологич., генетическое ПРОЕКТИРОВАНИЕ и др. Наряду с дифференциацией ПРОЕКТИРОВАНИЯ идёт процесс его интеграции на основе выявления общих закономерностей и методов проектной деятельности.
ПРОМСТРОЙПРОЕКТ, проектный институт в ведении Госстроя СССР. Находится в Москве. Организован в 1933. В составе института архитектурно-строительные и конструкторские отделы; ПРОМСТРОЙПРОЕКТ возглавляет объединение "Союзхимстройниипроект" с проектными институтами в Киеве, Ростове-на-Дону, Тольятти, Алма-Ате. Разрабатывает проекты (архитектурно-строительные и сан.-технич. части) производственных зданий и сооружений крупнейших промышленных предприятий автомобильной, машиностроит., металлургич., химич. и др. отраслей пром-сти; схемы генеральных планов пром. узлов и упорядочения существующих пром. районов; мероприятия по повышению уровня индустриализации строительтсва за счёт унификации и типизации зданий, сооружений и конструкций и внедрения эффективных строит. материалов; нормативные документы и методич. указания по проектированию пром. зданий и сооружений. Периодически публикует реферативную информацию "Строительное проектирование промышленных предприятий". Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1958)

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

ыла частью Народно-освободительной войны в Югославии 1941-44. Терр. С. была окончательно освобождена в окт. 1944 (см. Белградская операция 1944). В ноябре 1944 в С. был избран верховный законодательный орган - Антифаш. вече нар. освобождения С. (в авг. 1945 преобразовано в Нар. скупщину С.). После провозглашения Федеративной Народной Республики Югославии (ФНРЮ) 29 нояб. 1945 С. стала одной из 6 нар. республик; положение н суверенные права Нар. Республики С. (НРС) как равноправного чл. федерации были закреплены конституцией ФНРЮ и конституцией НРС (1946). В соответствии с конституциями Югославии и С. (1963 и 1974) С.- социалистическая республика в составе СФРЮ. В С., как и во всей Югославии, были проведены глубокие революционные преобразования, осуществляется строительство социализма (см. Югославия, раздел Исторический очерк). Ведущей идейной и политич. силой в строительстве социализма является Союз коммунистов Югославии (СКЮ). В С. действуют: как составная часть СКЮ -Союз коммунистов (СК) Сербии (ц в его составе СК Воеводины и СК Косово) н как составная часть Социалистического союза трудового народа Югославии - Социалистический союз трудового народа (ССТН) Сербии (и в его рамках - ССТН Воеводины и ССТН Косово).

А. Е. Москаленко (до кон. 18 в.), В. Г. Карасёв.

Хозяйство. С. даёт ок. 2/5 нац. дохода и 1/3 пром. продукции (1974) Югославии. В образовании нац. дохода С. доли пром-сти и с. х-ва примерно равны, однако в сельском, лесном х-ве и рыболовстве занято св. 1/2 (51% в 1971, перепись) экономически активного населения, в пром-сти, стр-ве и ремёслах - 24%, на транспорте - 3%, в торговле и др. отраслях обслуживания -5% (всего экономически активного населения -8,9 млн. чел. в 1971). Ведущее место принадлежит отраслям тяжёлой промышленности (энергетической, горнодобывающей, металлургии и машиностроению). Энергетика базируется на использовании местных запасов бурого угля и лигнитов (басс. Колубарский, Костолацкий, Косовский и др.), произ-во электроэнергии также на крупных ГЭС - Джердап, или Железные Ворота, на Дунае (совм. с Румынией), Зворник и др. на pp. Дрина, Вла-сина, Лим и т. д.; в Воеводине - добыча нефти. В С. сосредоточена вся добыча, выплавка и прокат меди (Бор, Майданпек в Вост.-Серб. горах) и сурьмы, 3/4 свинца и цинка (Трепча, Шабац, прокат - Светозарево, Севойно) в Югославии. Новый комбинат чёрной металлургии (в Смедерево). В непосредственной связи с цветной металлургией развивается хим. пром-сть, особенно произ-во серной кислоты и минеральных удобрений (3/4 продукции Югославии: Шабац, Косовска-Митровица, Панчево, Белград и др.). Расширяется выпуск искусств. волокон и нефтехимич. продукции в Панчево. Многоотраслевое машиностроение: электротехника и электроника (Белград, Ниш, Суботица), произ-во с.-х. машин (Нови-Сад, Зренянин, Белград), горного оборудования (Белград, Ниш, Крагуевац), автомобилей - легковых (Крагуе-вац, крупнейший з-д в Югославии) и грузовых (Прибой). В С. имеется значит, текст., кож., обув. произ-во; развита пищ. пром-сть (от 1/2 до 2/3 её продукции в стране). Эти отрасли размещаются в основном в авт. крае Воеводина, а также в Белграде и др. крупных городах.

С., особенно Воеводина и долина Моравы,- гл. с.-х. р-н Югославии, преим. зерново-животноводческого направления: 2/з сбора зерновых (пшеница, кукуруза, рожь), сах. свёклы, конопли, подсолнечника и др. технич. культур, ок. 2/5 картофеля, 3/4 сливы, более 1/2 винограда, 3/5 поголовья свиней, св. 2/5 кр. рог. скота, овец и птицы.

Осн. роль в перевозках играют жел. дороги - длина 3,9 тыс. км. Судоходство по Дунаю и Саве, порты - Белград, Нови-Сад и Смедерево. Крупный аэропорт в Белграде (Сурчин).

С. Н. Раковский.

Культурное строительство и здравоохранение. В 1971 грамотность населения составляла 82,5%. Осн. вид школы -восьмилетка. В 1973/74 уч. г. в школах обучалось св. 1 млн. уч-ся. Полное ср. образование дают гимназии. В 1973/74 уч. г. в 166 гимназиях обучалось св. 85,6 тыс. уч-ся. Работают школы для подготовки квалифицированных рабочих, технич. и другие спец. школы, школы для взрослых (в 1973/74 уч. г. 268,6 тыс. уч-ся). В С.- 4 университета (Белградский университет, Нишский ун-т, осн. в 1965, ун-ты в Нови-Саде, осн. в 1960, и Приштине, осн. в 1970). В 1974/75 уч. г. в вузах обучалось 179,3 тыс. студентов.

Большинство науч. учреждений находится в Белграде: н.-и. ин-ты федерального подчинения - ядерной физики им. Б. Кидрича (осн. в 1947), растениеводства (1945), механизации с. х-ва (1947) и др.; высшее науч. учреждение республики -Сербская академия наук и искусств (1886, реорганизована в 1944, имеет 7 отделений, св. 25 НИИ); исследовательские подразделения Белградского ун-та - геологич. ин-т (1880), ботанич. ин-т и сад и др.; работают также Сейсмологич. ин-т (1906), Ин-т здравоохранения (1924), астрономич. и метеорологич. обсерватории (основаны в 1887), науч. об-ва и ассоциации, федеральные (физико-математич., фи-зич., инженеров и техников и др.) и региональные (педагогич., химич., биологич., геологич. и др.). В г. Нови Сад - Матица сербская; при ун-те имеются н.-и. ин-ты права, биологич., химич., технологич. и др. При ун-те в Нише - также несколько н.-и. ин-тов.

В 1974 в С. насчитывалось 1102 нар. библиотеки, 433 науч. и спец. б-ки, 101 музей.

В 1975 в С. издавалось 9 ежедневных газет общим тиражом св. 90 тыс. экз. и более 600 журналов и др. периодич. изданий. Наряду с выходящими в Белграде центр. газетами "Борба", "Политика", "Комунист" ("Komunist"; еженедельная, орган Союза коммунистов Югославии и Союза коммунистов Сербии) и др. в С. выходят: "Дневник", ежедневная газета на сербо-хорв. яз., издаётся в Нови-Саде, орган краевой орг-ции Социалистич. союза трудового народа Воеводины; "Мадьяр со" ("Magyar Szo"), ежедневная газета на венг. яз., издаётся в Нови-Саде, орган краевой орг-ции Социалистич. союза трудового народа Воеводины; "Единство" ("Jedinstvo"), издаётся в Приштине 2 раза в неделю, орган краевой орг-ции Социалистического союза трудового народа Косово; "Рилиндя" ("Rilindja"), ежедневная газета, издаётся в Приштине на алб. яз., орган краевой орг-ции Социалистич. союза трудового народа Косово, и др.

В С. св. 40 радиостанций, телевизионные центры в Белграде (телевидение с 1958), Приштине и Нови-Саде (телевидение с 1972).

В 1972 было 105 больничных (44,3 тыс. коек) и св. 4 тыс. амбулаторно-поликлинич. учреждений; работали 6,7 тыс. врачей, 1,5 тыс. стоматологов. Бальнеологич. курорты Врнячка-Баня, Нишка-Баня. Туризм.

Литература. Истоки серб, лит-ры восходят ко 2-й пол. 9 в., ко времени деятельности Кирилла и Мефодия и их учеников. Ср.-век. лит-pa имела преим. церк.-дидактич. характер: жития, "похвалы", песни. Первые выдающиеся памятники серб. письменности - Мирославово евангелие (12 в.), соч. Стефана Первовен-чанного (ок. 1165-1227), Саввы (1175-1235), Доментиана (ок. 1210- после 1264) и др. Ценные ист. и географич. сведения о С. периода феод. междоусобиц и наступления турок содержит "Житие деспота Стефана Лазаревича" (1431-35) Константина Философа (Костенческого; кон. 14 в.- после 1439). Серб, лит-ра развивалась во взаимодействии с др. европ. лит-рами; сербо-болг. и сербо-рус. лит. контакты, известные уже с 11 в., были особенно плодотворны в 13-15 вв.

В последнем десятилетии 15 - нач. 16 вв. зародилось книгопечатание на сербском языке.

Тур. иго задержало развитие серб. лит-ры. В 16-17 вв. появлялись немно-гочисл. переработки визант. и рус. хронографов и др. сочинения. Наиболее полно духовная жизнь серб. народа выражалась в фольклоре.

В 18 в. в результате миграции сербов из земель, занятых турками на севере, центр духовной жизни переместился на терр. юж. Венгрии. Усиливается связь сербов с Россией. Под влиянием рус. церк. книг и учебников складывается славяно-серб. яз., сыгравший заметную роль в становлении литературы серб. Просвещения. Процесс культурного возрождения сербов в 18 в. наиболее полно отразил просветитель Доситей Обрадович (около 1742-1811), заложивший основы светской литературы.

Нац.-освободит. и антифеод. движение, становление гос. и культурной самостоятельности сербов определили подъём духовной жизни 1-й пол. 19 в. Возникли культ.-просвет. и научные об-ва (старейшее из них - Матица сербская, осн. 1826), появилась лит. периодика. Лит-ра живо усваивает европейские традиции -классицистические (патриотические поэмы Л. Мушицкого, 1777-1837), сентименталистские (романы М. Видаковича, 1780-1841, драмы И. Вуйича, „1772-1847). Реалистические комедии И. Стерия-Поповича (1806-56) закладывают основы нац. театр. репертуара. Выдающаяся роль в лит-ре этого периода принадлежит филологу, фольклористу и историку В. С. Караджичу (1787-1864)-идеологу нац. возрождения, выступавшему за нац. самобытность лит-ры, её связь с жизнью народа. Идеи Караджича восприняли романтики. Связь с нац.-освооодит. движением определила тяготение романтиков к лит-ре героич., нац.-патриотич. плана. Наиболее ярко серб. романтизм выразился в кон. 40 -70-х гг. в творчестве поэта-черногорца П. Негоша (1813-51; драматич. поэма "Горный венец", 1847), поэтов Б. Радиче-вича (1824-53), Дж. Якшича (1832-78), И. Йовановича-Змая (1833-1904), Л. Кс-стича (1841-1910). Якшич и Костич выступили также с трагедиями на сюжеты из нац. истории. Центром лит. жизни стал Нови-Сад (Воеводина). Ведущие журналы-"Даница" (1860-71), "Явор" (1862-1863), "Матица" (1866-70).

В условиях обострения классовых противоречий (60-е гг.) в лит-ре отмечаемся поворот к реализму, программу к-рсго содержали статьи революционера-демократа С. Марковича (1846-75). В становлении сербского реализма важен опыт русской реалистической литературы. Реалистич. тенденции заметны уже у романтиков (сатира Змая, проза Якшича). Первые реалисты - М. Глишич (1847-1908), Л. Лазаревич (1851-90), Я. Веселинович (1862-1905) - тяготеют к жанрам социально-бытовой прозы. Становление романа связано с творчеством Я. Игнятовича (1824-89). В кон. 19 в. творчество С. Матавуля (1852-1908), С. Сремца (1855-1906), С. Ранковича (1863-99) расширяет сферу художеств. содержания реализма, усложняет его социально-ист. проблематику, обнаруживает тяготение к большим повествоват. жанрам, к роману. Яркую страницу в развитие реализма вписывает сатира -проза Р. Домановича (1873-1908), остросоциальные комедии Б. Нушича (1864-1938), поэзия В. Илича (1860-1894). С кон. 90-х гг. лит. процесс осложняется в результате взаимодействия различных идейно-художеств. тенденций. Принципы реализма отстаивает выдающийся критик и историк лит-ры И. Скерлич (1877-1914). В творчестве писателей-реалистов И. Чипико (1869-1923), Б. Станковича (1876-1927), П. Кочича (1877-1916) идёт дальнейшее нарастание социального критицизма; углубляется психологизм, расширяются жанровые и стилистич. рамки. Модернистское течение представлено творчеством символистов-парнасцев И. Дучича (1871-1943), М. Ракича (1876-1938), В. Петковича-Диса (1880-1917). Традиции демократия, поэзии продолжают А. Шантич (1868-1924), В. Петрович (1884-1967). С творчеством К. Абрашевича (1879-98) и плеяды рабочих поэтов связано становление пролет. лит-ры.

Создание после окончания 1-й мировой войны 1914-18 Югосл. гос-ва (1918) ознаменовало новый период и в развитии серб. лит-ры. Наряду с поэтами старшего поколения (Шантич, Петрович, Дучич, Пандурович), продолжавшими традиции реализма и символизма, появляются поэты-экспрессионисты (И. Андрич, р. 1892, М. Црнянский, р. 1893, С. Винавер, 1891-1955). Видное место в серб. прозе занимала воен. тема. В произв. Чипико, Нушича, Петровича наряду с прославлением героизма серб. народа звучит гуманистич. осуждение войны, несущей народу бедствия и разорение. Писатели младшего поколения (Црнянский, Д. Васич, 1885-1945) воссоздают переживания "потерянного поколения''. Для нек-рых экспрессионистов характерны переход к историч. тематике и усвоение реалистич. принципов (Андрич, Црнянский и др.). Проблематику послевоен. жизни разрабатывали писатели-реалисты. Нушич создал юмористич.-сатирич. повесть "Автобиография" (1924), комедии "Госпожа министерша" (1929), "Мистер доллар" (1932) и др. Новые социальные мотивы внесли в лит-ру Петрович, И. Секулич (1877-1958), Б. Чосич (1903-34; роман "Скошенное поле", 1934).

В кон. 20-х гг. выдвигаются опирающаяся на революц. идеологию "социальная литература" и сюрреализм. В 30-е гг. как течение сюрреализм распался: часть левых сюрреалистов (Дж. Йованович, 1909-43; О. Давичо, р. 1909; А. Вучо, р. 1897; К. Попович, р. 1908) присоединяется к "социальной литературе", приняв осн. принципы марксистской эстетики и поэтики социалистич. реализма. Во 2-й пол. 30-х гг. "социальная литература" освобождается от нек-рых черт схематизма и упрощенчества. Вершиной социальной поэзии этого периода является творчество поэта-черногорца Р. Зоговича (р. 1907; сб-ки "Кулак", 1936, "Огненные голуби", 1939). Заметных успехов добились революц. писатели И. Попович (1905-52), Ч. Миндерович (1912-68). Укреплению реалистич. тенденций способствовала публицистич. и лит.-критич. деятельность Йовановича, В. Глигорича (р. 1899) и др.

В период фаш. оккупации Югославии мн. писатели, включившись в нар.-освободит. войну против захватчиков, продолжали лит. деятельность (Зогович, Попович, Б. Чопич, р. 1915, М. Лалич. р. 1914, Миндерович и др.).

Часть писателей (Д. Максимович, р. 1898, Андрич, Петрович и др.) бойкотировала коллаборационистские издания. Только небольшая группа писателей реакц. толка выступила против нар.-освободит. войны или прямо сотрудничала с оккупантами (Дучич, С. Стефанович, 1874-1944, Васич и др.).

После освобождения С. и победы нар. революции организуется Об-во серб. писателей (1945), объединившее писателей, стоявших на антифаш. позициях и признавших завоевания нар. революции. В 1946 состоялся 1-й съезд писателей Югославии. В нач. 50-х гг. центр. место занимает тема нар.-освободит. войны, революции и новой жизни. Яркой публицистичностью отличаются послевоен. стихи Зоговича; приближается к реализму поэзия Давичо, М. Дединаца (1902-66). Романтич. восприятием действительности отличается творчество поэтов молодого поколения - С. Вукосавлевича (р. 1927), С. Марковича (р. 1928). Крупным событием в серб. прозе стал выход в 1945 романов Андрича "Мост на Дрине", "Травницкая хроника", "Барышня".

В нач. 50-х гг. в серб. лит-ре происходит резкое размежевание между сторонниками реализма (группировались вокруг журн. "Современник") и различных модернистских течений (группировались вокруг журн. "Дело"). В поэзии возникают новые течения. В значит. мере меняются тематика, идейная направленность, эмоциональная окраска, формы выражения. Наряду с революц. оптимизмом, характерным для первых послевоен. лет, появляются настроения пессимизма. Выявляется тенденция "романтического интимизма" (С. Раичкович, р. 1928, Маркович), отрывавшего повзию от мн. животрепещущих проблем обществ. жизни; развивается "абстрактный интеллектуализм" (В. Попа, р. 1922; М. Павлович, р. 1928; И. Христич, р. 1933). Интимную лирику, сатирико-публицистич. стихи, бичующие снобизм и мещанское опошление идеалов коммунизма, создаёт Зогович. Зрелости и высокого мастерства достигает в 50-60-е гг. поэзия Максимович (сб-ки "Говори тихо", 1961, "Прошу помилования", 1964), несущая гуманистич. и обществ. звучание. В эстетике и лит. критике 50-60-х гг. наряду с концепциями сюрреализма и др. модернистских течений имеют место попытки синтеза реализма и модернизма.

Серб. проза 50-60-х гг. представлена различными художеств. тенденциями и творческими методами.

Центр. место занимает проблематика революции: романы писателей-реалистов "Прорыв" (1952) Чопича, "Лелейская гора" (1957, 2 изд. 1962) Лалича, а также романы писателей, стремящихся эклектически соединить реализм с сюрреалистич. приёмами -"Песня" (1952) Давичо, "Солнце далеко" (1951), "Разделы" (1961) Д. Чосича (р. 1921). Важное место в прозе занимает и проблематика послевоен. жизни страны (романы Чопича, сатирич. романы Э. Коша, р. 1913, Давичо). Среди произв., дающих своеобразный синтез реализма, экспрессионизма и натурализма,-романы Црнянского ('' Переселение", книга вторая, 1957); крайний абстракционизм в прозе представляют произв. Р. Константиновича (р. 1928). Совр. серб. драматургия представлена творчеством М. Джурджевича (р. 1920), Дж. Лебовича (р. 1928), Б. Михайловича (р. 1922) и др. Зарождается новый жанр - радиодрама. Для лит. критики и литературоведения характерно существование разнообразных течений эстетич. мысли (Д. Еремич, р. 1925; 3. Гаврилович, р. 1926, и др.). Р. Ф.Доронина, М. В. Богданов. Изобразительное искусство и архитектура. На территории С., расположенной на стыке культурных влияний Средиземноморья, Ближнего Востока, Эгейского мира и Западной Европы, образовались богатейшие напластования древних и ср.-век. культур. К эпохе неолита (5-3-е тыс. до н. э.) относятся углублённые в землю жилища, многообразные по формам керамич. сосуды, украшенные расписными геом. узорами, каннелюрами, гравировкой, инкрустацией, обобщённые по формам статуэтки людей и животных (культуры Старчево, Винча и др.). Культуры эпохи бронзы (2-е тыс. до н. э.) связаны с эгейским миром, но сохраняют и местные традиции (низкие широкогорлые сосуды из глины с инкрустированным геом. узором; глиняные статуэтки с нарядной геом. орнаментацией, в т. ч. "Кличевацкий идол"; колесница из Дупляи с фигурой птицеголового божества, и др.). К 1-му тыс. до н. э. относятся укреплённые поселения, ювелирные изделия и мелкая бронзовая пластика фракийцев, иллирийцев, кельтов. Во 2 в. до н. э.-4 в. н. э. сооружаются рим. воен. лагеря с обществ. зданиями, дворцами, термами - Сингидунум (ныне Белград), Наиссус (ныне Ниш); сохранились др.-рим. статуи, портреты, стелы. В 5-6 вв. строятся визант. города (Царичин-Град) с храмами, дворцами, жилыми и торг.зданиями; замечательны визант. и древнеславянские золотые филигранные украшения и серебряная утварь 6-9 вв.


1. Керамический сосуд из Омолицы. 1-я пол. 2-го тыс. до н. э. 2. Керамическая колесница из Дупляи. Конец 2-го тыс. до н. э. 3. Мраморная голова девушки из Сингидунума. Конец 1 в. (Все - в Народном музее, Белград.)

В 9-10 вв. с образованием сербских феод. гос-в и принятием христианства (православия) началось стр-во крепостей (деревянных и каменных) и кам. купольных центрич. храмов и базилик, расписывавшихся фресками.

Ср.-век. города С. имели торг. площадь в центре, радиальные улицы, жилую 2-3-этажную застройку; деревянные, каменные, саманные дома - с двускаткой крышей, крытой дранкой или кам. плитками. Города и монастыри окружались кам. стенами. На торг. путях строились крепости с массивными зубчатыми стенами, башнями разной высоты и княжескими дворцами. В горах план их следует рельефу (Звечан, 11 -12 вв., Маглич, 14 в.), на равнинах крепости имеют регулярный план (Смедерево, 1428-56).

В едином гос-ве Неманичей (2-я пол. 12-14 вв.) сложилась архит. школа Ра-шки: монастыри ("задужбины"), массивные кам. церкви с притворами в монастырях Сгуденица (церковь Успения богородицы; 1183-96), Жича (1208-15), Милешева (ок. 1234-36), имевшие единое вытянутое пространство и купол над средокрестием; общий византийский характер сочетается с романскими аркатурными поясами и перспективными порталами, с богатой декоративной резьбой по мраморной облицовке (растительный узор со стилизованными фигурками зверей, птиц, фантастических существ, оплетающий порталы и окна). Во 2-й пол. 13 - нач. 14 вв. большую стройность и нарядность приобретают храмы - базилики (в монастыре Сопоча-ни, 1264-65), имеющие подчас купол на высоком барабане (в монастыре Дечани, 1327-35, арх. Вит из Котора). Фрески в храмах следовали канонам визант. иконографии, но имели свои особенности (портреты ктиторов, в том числе групповые). Фрескам 13 в. (в Милешеве, ок. 1235-36, Сопочани, ок. 1265) присущи лиризм, ясность и одухотворённость, спокойный величеств. характер, сдержанная выразительность поз и жестов, певучий ритм линий, гармоничность светлых, чистых красок. В 1-й пол. 14 в. усиливается влияние визант. культуры - в крестово-купольных храмах косово-метохийской школы (церковь св. Димитрия в Пече, 1321-24, пятикупольная церковь в монастыре Грачаница, 1315-21), красиво выложенных из кирпича и камня, во фресках церкви Иоакима и Анны в Студенице(после 1314), в Грачанице (1321-22) с развёрнутыми сюжетными циклами, многофигурными детализированными композициями, выразительными динамичными фигурами. Во 2-й пол. 14 в. с перемещением под натиском турок сербской культуры к северу формируется моравская архит. школа: лаконичные по формам крестово-купольные храмы - четырёхстолпные (в монастыре Манасия, 1407-18) и бесстолпные (в монастыре Каленич, 1405-1413), с апсидами по трём сторонам, с западным притвором и башней над входом - украшались в фольклорном духе, обильно и причудливо, узорной кирпичной кладкой, плоской резьбой по камню, глазурованной керамикой. Фрески кон. 14 - нач. 15 вв. (в Манасии, Калениче, 1-я четв. 15 в.) более декоративны, их рисунок более детален, а светлый колорит утончённее, мягче, чем в ранних росписях. Иконопись 13- сер. 15 вв. отличается суровой выразительностью образов, строгой сдержанностью колорита, обобщённостью рисунка, а затем приобретает черты декоративной орнаментальности.

В миниатюре визант. влияния переплетаются с романскими. Золотая и серебряная утварь, кресты, оклады евангелий украшались чеканкой, филигранью, гравировкой. Развиты были резьба по дереву (иконостасы с растит. узором), шитьё золотом и серебром (плащаницы), гончарство (кувшины и миски с зелено-коричневой и жёлтой поливой). Со 2-й пол. 15 в. тур. завоеватели строили в городах мечети, минареты, караван-сараи, крытые рынки, бани. Распространились 2-3-этажные каркасные дома с глухими стенами и выступающими верхними этажами. С кон. 17 в. в Воеводине (вошедшей в состав Австрии) строились церкви и гор. дома в формах барокко, а позже классицизма, исполнялись патриотич. гравюры (X. Жефарович); живопись 18 в. (иконы, портреты) испытала влияние барокко (Т. Крачун) и рококо (Т. Чешляр). В центр. областях С. в 17 -нач. 19 вв. строились деревянные церкви с высокой двускатной крышей.

В 19 в. в С. появляются элементы регулярного градостроительства, строятся здания в традициях местного ср.-век. зодчества (дом княгини Любицы в Белграде, 1829-36, арх. X. Н. Живкович), в духе европ. эклектики (Нар. театр в Белграде, 1868-69, арх. А. Бугарский), а в нач. 20 в. также в стиле "модерн" (отель "Москва" в Белграде, 1906, арх. И. Илкич) и неовизант. стиле (церковь Александра Невского в Белграде, 1918, арх. Е. Надич). Классицизм начала 19 в. в живописи связан с просветит, и нац.-освободит. движением (картины А. Теодоровича на темы нац. истории, строгие, мужеств. портреты К. Данила). Романтич. настроения, ощутимые в живописи Д. Аврамовича, одухотворяют драматичные картины Дж. Якшича на темы освободит. борьбы. Реалистич. ист., жанровые картины и пейзажи Дж. Крстича динамичны по живописи, полны романтич. волнения. В 70-80-х гг. развивается жанровая живопись (У. Предич, П. Йованович), не чуждая, однако, черт идеализации и поверхностного бытописательства. Реалистич. восприятие нац. жизни сочетается со свободной экспрессией и звучностью цвета в картинах Н. Петрович, с декоративной выразительностью - в портретах М. Пьяде. Влияние импрессионизма и фовизма проявилось в пейзажах М. Миловановича.

После 1-й мировой войны 1914-18 с ростом пром-сти и городов обостряется контраст между благоустроенными гор. центрами и стихийно растущими р-нами трущоб. В 1930-х гг. в работах арх. Д. Брашована и Н. Добровича появляются простые геом. формы, функционально оправданные планы, что сочеталось с изысканностью декора (здание Исполнительного веча в Нови-Саде, 1938, арх. Брашован). В скульптуре выделялись динамичные, обобщённые стилизованные статуи Т. Росандича, пластически цельные и психологичные работы С. Стояновича. В живописи влияния кубизма, фовизма и экспрессионизма сочетались с острым ощущением красочности и материальности мира в портретах и пейзажах П. Добровича, М. Конёвича, И. Биелича; к несклассич. простоте жанровых композиций и пейзажей тяготел С. Шуманович, к интимности и изысканности - "поэтич. реалисты" И. Табакович и М. Челебонович. Сторонники реалистич., социально направленного иск-ва объединились в 1934 в группу "Жизнь"; её основатель Дж. Андреевич-Кун темпераментно запечатлел трагедии жизни пролетариата и гор. бедноты, партиз. борьбу 1941-44.


Дж. Андрееви-К у н. "Похороны". Гравюра на дереве из цикла "Кровавое золото". 1934.


После 1945 в Нар. Республике С. были разработаны ген. планы Белграда (1947-1950, арх. Н. Добрович и др.) и др. городов, предусматривавшие рост и зонирование терр., озеленение, стр-во новых жилых р-нов, развернулось сооружение заводов, фабрик, рабочих посёлков, школ, больниц, спортивных центров. В 1950-х гг. создаётся строит. индустрия, распространяется сборное стр-во, в т. ч. сборные металлич. и железобетонные каркасы. Башенные дома с лоджиями и балконами сочетаются с невысокими протяжёнными домами в застройке новых р-нов Белграда, Нови-Сада и др. Создан свободный по планировке комплекс Нового Белграда. С кон. 1960-х гг. ведутся комплексные работы по районной планировке С.; усилилось стремление к пластичности и декоративной выразительности зданий, использованию синтеза иск-в. Среди крупных сооружений - ансамбль пл. Партизан в Титово-Ужице (1957-61, арх. С. Мандич, М. Пантович), здания Союзного исполнит. веча (1950-е гг., арх. В. Поточняк и др.) и Президиума Союза коммунистов Югославии (1960-е гг., арх. М. Янкович и др.) в Белграде. Романтической символикой проникнуты мемориальные комплексы в память борцов против фашизма (в Сремска-Митровице, 1959-60, арх. Б. Богданович).

События нац.-освободит. борьбы, соци-алистич. стр-во отражены в картинах Андреевича-Куна, М. Челебоновича, Б. Илича. В 1950-60-х гг. в иск-ве С. распространяются формально-пластические искания, модернистские течения - абстракционизм (С. Челич, Л. Сокич), сюрреализм (Л. Шейка, В. Величкович), "оп-арт" (А. Томашевич) и др. Выделяются жизнерадостные картины Л. Вуяклии, близкие к поэтической сказочности фольклора, детские образы К. Дивяк, в скульптуре - монументальные композиции Н. Глида, И. Кратохвила, Р. Станковича в память погибших героев, в декоративном иск-ве - керамич. панно Табаковича, ковры Вуяклии, Конёвича, М. Зорич, керамика, металл, стекло К. Джорджевича и др.

В нар. зодчестве сохраняются деревянные, каменные, саманные дома с высокой черепичной или гонтовой кровлей, часто с открытой галереей; на севере деревянные дома украшаются резьбой и росписью. Среди нар. ремёсел - вышивка (геометризованный растит. узор), ковроделие (оезворсовые ковры с геом., растит., зооморфным орнаментом), резьба по дереву (розетки, сетчатые и спиральные мотивы), керамич. произ-во (фигурные сосуды, узкогорлые кувшины), резьба и роспись по камню (надгробия, придорожные стелы).

Музыка. В нар. быту сербов распространено гл. обр. песенное творчество. Его носителями были странствующие нар. певцы-сказители, т. н. гуслары,- исполнители эпич. "юнацких" песен, аккомпанировавшие себе на нар. смычковом инструменте - гусле. Муз. и поэтич. красотой отличаются лирич. песни (преим. женские), популярны хороводные. Характерные черты серб. муз. фольклора -интервалы увеличенной секунды, широкая распевность, ритмич. разнообразие. Первые композиторы С.- капельмейстер И. Шлезингер, работавший в сер. 19 в. в Белграде и организовавший там воен. оркестр (писал произв. для этого оркестра и музыку к спектаклям драм. театра), и Н. Джуркович (патриотич. хоры, особенно популярные в 1848), к-рый был также певцом, актёром и хормейстером. В 1838 в Панчево возник первый хоровой кружок, в 1853 организовано Белградское певч. об-во. В формирование нац. муз. культуры значит. вклад внёс композитор и пианист К. Станкович -руководитель Белградского певч. об-ва (с 1863) и церк. певч. общества "Корнелие" (с 1881); знаток серб. муз. фольклора, он опубликовал обработки нар. песен для голоса и фп. В дальнейшем выдвинулся Д. Енко, автор театр. музыки и патриотич. песен, осн. на нац. мелодике. Большую роль в развитии музыки С. сыграли И. Маринкович, создатель серб. сольной песни и романса, и композитор С. Мокраняц, собиратель муз. фольклора (хоровые сюиты "Руковети" - обработки серб., макед., черногорских и др. нар. напевов). Мокраняц руководил ок. 30 лет (с 1887) Белградским хоровым об-вом, совершил с его хором поездки в др. страны Европы, в т. ч. в Россию (1896); он организовал Союз хоровых об-в и Ассоциацию серб. музыкантов. Во 2-й пол. 19 в. муз. жизнь в С. определялась гл. обр. работой хоровых об-в, крупнейшее из них - Академич. певч. об-во (осн. в 1884; с 1887 наз. "Обилии"). В 1899 в Белграде открылась первая Серб, школа музыки (ныне Гос. ср. муз. школа "Мокраняц"). В Нац. театре ("Народно позориште") в Белграде шли т. н. пьесы с пением ("комад с певанем"). В 1882 здесь поставлена первая серб. оперетта "Колдунья" Енко, в 1902 Б. Йоксимович написал первую серб. оперу "Женитьба Милоша Обилича", в 1903 поставлена опера С. Бинички "На заре". Среди др. оперных композиторов - И. Баич ("Князь Иван из Сомберии"), П. Крстич. Под рук. Бинички и С. Христича в Нац. театре в 1920 была организована самостоят. оперная труппа, в 1922- балетная, репертуар к-рых составляли гл. обр. соч. П. Конёвича, М. Милоевича, Христича и др. югосл. композиторов, выдвинувшихся после 1-й мировой войны 1914-18. Популяризации их музыки способствовали также Белградское филармонии. об-во (с 1923), имевшее симф. оркестр, Белградский фп. квартет, Белградское трио, камерный оркестр "Коллегиум музикум" при ун-те (рук. Милоевич). В 1937 в Белграде была основана Муз. академия. В кон. 1930-х гг. выдвинулся В. Вучкович (коммунист, убит фашистами в 1942), музыковед, композитор и дирижёр. В Нар. Югославии началось интенсивное развитие сербской муз. культуры.

Получили известность композиторы М. Ристич, С. Райичич, В. Перичич, Любица Марич, А. Обрадович и др. В 1945 возобновила работу оперная труппа Нац. театра (до 1963 рук. О. Данон) в Белграде; среди солистов - М. Чангалович, А. Маринкович, 3. Зикова. С 1957 работает Ин-т музыковедения Сербской АН. В 1967 открылся концертный зал Филармонии (её руководитель в 1952-61 К. Баранович). Выступают симф. и камерный оркестры (рук. Л. Якич, Ж. Здравкович), различные муз. коллективы Белградского радио и Дома Югосл. нар. армии, ансамбль нар. танца "Коло" и др. проф. и самодеятельные оркестры, инструментальные и вокальные ансамбли. Среди музыкантов 1960 - 70-х гг.-композиторы П. Бергамо, П. Озгиян, Э. Иосиф, Д. Радич, В. Мокраняц; дирижёр Ж. Здравкович; пианист 3. Марасович; скрипач Л. Марьянович; певцы Цвеич (семья), певица В. Хейбал; музыковед С. Джурич-Клайн (её труды публикуются с 1950-х гг.).

Н. М. Ямполъский.

Театр. Первые сведения о серб. театре относятся к 13 в., когда в праздничные дни устраивались нар. уличные представления. Тур. иго прервало развитие театра, возобновилось оно на терр. Воеводины (представление в 1736 учениками Лат. школы в Карловце историч. пьесы "Трагедокомедия" Э. Козачинского и др. школьные спектакли, к-рые показывались от случая к случаю). Возникновение светского театра связано с именем И. Вуйича, актёра, драматурга и переводчика, основателя неск. передвижных трупп на терр. С. и Воеводины (1810-е гг.). В 1825 в Нови-Саде любительской труппой под рук. А. Николича была поставлена первая серб. пьеса - трагедия "Смерть царя Уроша V" С. Стефановича. В нач. 40-х гг. 19 в. возникали передвижные труппы ("Передвижное любительское общество" и др.) и первые постоянные театры (Княжеско-серб. театр, театр "В таможне" в Белграде и др.). Основу репертуара составляли романтич. трагедии ("Милош Обилич", "Смерть Стефана Дечанского" и др.) и реалистич. комедии ("Ворона в павлиньих перьях", "Патриоты" и др.) И. Стерии-Поповича, а также переводные пьесы (А. Коцебу, В. Гюго и др.). Новый этап в развитии серб. театра начинается после основания в 1861 в Нови-Саде Серб. нац. театра, а затем в 1868 Нац. театра ("Народно позориште") в Белграде. На сцене утверждается нац. драматургия, идёт процесс выработки единых художеств. принципов, совершенствования актёрского мастерства. Ставятся героич. пьесы на историч. сюжеты, написанные отечеств. авторами (Дж. Якшичем, Л. Костичем и др.), а также драмы У. Шекспира, Ф. Шиллера и др. Складывается иск-во актёров романтич. направления (М. Гргурова, Т. Йованович, Д. Милутинович и др.). В то же время социальная драма и комедия (М. Глишич и др.), а затем сатирич. комедии Б. Нушича, рус. классич. драматургия (Н. В. Гоголь, А. Н. Островский, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, М. Горький), пьесы Г. Ибсена, Г. Гауптмана способствуют утверждению реалистич. стиля игры (В. Нигринова, П. Дрбринович, И. Станоевич, М. Гаврилович, И. Джорджевич и др.). В период между 1-й и 2-й мировыми войнами продолжается процесс творческого развития серб. театра.

Большое значение имела деятельность реж. Б. Гавеллы (в 1926-29 директор драматич. труппы Нац. театра в Белграде). Утверждению прогрессивных обществ. тенденций на серб. сцене способствовали пьесы М. Крлежи. В репертуар включалась также драматургия Б. Шоу, Л. Пиранделло, К. Чапека, произв. сов. авторов. В этот период известность приобретают актёры М. Таборская, П. Павлович, Н. Гошич, Ж. Стокич, Р. Плзович, М. Милошевич, М. Живанович и др., режиссёры М. Исайлович, И. Кулунджич, В. Живойинович и др., художник М. Шербан.

Во время 2-й мировой войны 1939-45 мн. деятели театра приняли участие в нац.-освободит. борьбе. После освобождения от фаш. оккупации и образования ФНРЮ возобновляется деятельность ранее существовавших театров, создаются новые: Белградский драматич., Современный театр и др. С 1948 в Белграде работает Югославский драматич. театр, объединивший ведущих мастеров различных республик Югославии. В 1956 в Белграде создан экспериментальный театр "Ателье 212". Открыты новые театры, в т. ч. детские ("Бошко Буха" в Белграде и др.), кукол, сатирич. (в Белграде, Нови-Саде н др.). Основу репертуара ведущих театров С.- Национального в Белграде и Сербского в Нови-Саде составляет югосл. н зарубежная классика, часто ставятся совр. югосл. пьесы. Ведущие театр. деятели С. в 40 - 70-е гг.: в Нац. театре в Белграде - режиссёры X. Клайн, Б. Борозан, Б. Ступица, актёры С. Северова, Д. Милутииович, Л. Йованович, М. Ступица, К. Йованович, Л. Бобич, И. Миличевич, М. Пузич, М. Алексич; в Серб. нац. театре в Нови-Саде - режиссёры Б. Ханауска, Д. Джуркович, актёры Л. Раваси, Д. Шокица, М. Радакович, В. Животич, С. Ша-лаич и др., художник В. Маренич.

В Белграде в 1950 создана Академия театра, кино, телевидения. В Нови-Саде выходит (с 1965) журн. "Сцена" ("Scena").

Н. М. Вагапова.

Илл. см. на вклейке, табл. X, XI (стр. 272-273).

Лит.: История Югославии, т. 1 - 2, М., 1963; Грачев В. П., Сербская государственность в X-XIV вв., М., 1972; Д о с т я н И. С., Борьба сербского народа против турецкого ига. XV - нач. XIX вв., М., 1958; Писарев Ю. А., Сербия и Черногория в первой мировой войне. 1914-1918, М., 1968; Jиречек К., Исторша Срба, кн. 1 - 2, Београд, 1952; Б о д р и н В. В.. Авдеичев Л. А., Югославия. Экономико-географическая характеристика, М., 1970; Статистически годншгьк СФРУ. Београд, 1954-; Тачковin Т.Б., Географске области Соцjалистичке Федеративне Републике Jyroславще, Београд. 1972;РаковскийС.Н., Б у л а в и н В. И.. По Югославии. М., 1970; П ы п и н А. Н., С п а с о в и ч В. Д., История славянских литератур, 2 изд., т. 1 - 2, СПБ, 1879-81; Эпос сербского народа (изд. подготовил И. Н. Голенищев-Кутузов), М., 1963; Зарубежные славянские литературы. XX век, М., 1970; Срнска кшижевност у кшижевно) критици, 2 изд., кн.. 1 - 12, Београд, 1972 - 73; С к е р л и h J., Сабрана дела, кн.. 1 - 13. Београд, 1964 - 67; Поповиh М., Иcтopnja српске кньижевности. Романтизам, кн. 1 - 3. Београд, 1968 - 72; Г л и г о р и h В., Српски реалиста. 5 изд., Београд, 1968; П а в и h M., Исторша српске кшижевности, Београд, 1970; Погодин А., Руско-српска библиографиjа, 1800 -1925, К№. 1, дио 1-2, Београд, 1932-36; Окунев Н. Л., Сербские средневековые стенописи, Прага, 1923; Алёшина Л. С., Яворская Н. В., Искусство Югославии.

Очерки, М., 1966; Белоусов В. Н., Современная архитектура Югославии, М., 1973: Боиковиh H., Средаевековна уметност у Србjи и Македонjи, Београд, 1948; Д е р о к о А., Сдоменици архитектуре IX-XVIII века у Jугославиjи, Београд, 1964; Радоjчиh С., Старо српско сликарство, Београд, 1966; S г е j о v i с D., Praistorija, [Beograd, 1967]; G о г е п с М., Antika, [Beograd, 1967]; R a d о j с i с S., Geschichte der serbischen Kunst, В., 1969; П р о т и h М. Б., Српско сликарство XX века, кнэ. 1 -2, Београд, 1970; ЯмпольскийИ., Музыка Югославии, М., 1958, с. 9-10, 35-36, 60-77, 83-91, 06-113; D u r i c-K 1 a j n S., Razvoj muzicke umjetnosti u Srbiji, (B кн.: A n d r e i s J., CvetkoD., Duric-K 1 a j n S., Histrrijski razvoj muzicke kulture u Jugoslaviji, Zagreb, 1962, s. 529-709; Вагапова Н. М., Театр народов Югославии, в кн.: История зарубежного театра, ч. 2, М., 1972, с. 312 - 25; Солнцева Д., Театр народов Югославии, в кн.: История западноевропейского театра, т. 6, М., 1974; Српско народно позориште у Новом Саду. Споменица 1861 - 1961, Нови Сад, 1961; Ледан век Народног позоришта у Београду, 1868 - 1968, Београд, 1968; J о в а н о в и h P. В., Драма, Београд, 1973.

СЕРБОЛУЖИЦКАЯ ЛИТЕРАТУРА,литература лужичан, лужицких сербов, серболужичан, зап.-слав. народности в ГДР. Охватывает письменность на двух лит. языках: верхне- и нижнелужицком (см. Лужицкий язык). Развитие С. л. связано с нац. возрождением лужицких сербов (40-70-е гг. 19 в.). Наиболее распространены были стихотворные жанры и рассказы; драматургия появилась позже, роман - только после 2-й мировой войны 1939-45. Более развита С. л. на верхнелужицком лит. яз. (см. Лужичане, раздел Литература). Среди поэтов, пишущих на нижнелужицком лит. яз., выделяются X. Ф. Стемпель (1787-1867) и М. Косык (1853-1940). До освобождения от фашизма С. л. боролась за пробуждение нац. самосознания лужичан. В условиях строительства социализма в ГДР ведущими темами С. л. стали борьба с фашизмом и реакцией, формирование нового человека, дружба народов (см. Германская Демократическая Республика, раздел Литература).

СЕРБО-ЧЕРНОГОРСКО-ТУРЕЦКИЕ ВОЙНЫ 1876-78, войны между Сербией и Черногорией с одной стороны и Османской империей - с другой. Происходили в обстановке подъёма нац.-освободительного движения на Балканах. В войну 1876 (объявлена Сербией и Черногорией в июне) Черногория и Сербия (требовавшая от Османской империи передачи Боснии и Герцеговины под своё управление) вступили неподготовленными. В ходе воен. действий тур. войска заняли ряд населённых пунктов в Сербии. Благодаря ультиматуму России, предъявленному тур. пр-ву в октябре 1876, между воюющими сторонами было заключено перемирие, а в февр. 1877 Сербия заключила с Османской империей мир на условиях довоен. положения (Черногория мирный договор не подписала). С началом рус.-тур. войны 1877-78 Черногория в апр. 1877 возобновила воен. действия. В дек. 1877 Сербия вновь вступила в войну, явившуюся фактически частью рус.-тур. войны 1877-78. В ходе воен. действий сербские и черногорские войска добились значит. успехов. Сербия освободила гг. Ниш, Пирот и ряд других терр. на Ю. и В. страны. Победа России в рус.-тур. войне 1877-78 сыграла решающую роль в завоевании Сербией и Черногорией независимости. Независимость и значит. расширение своих терр. Сербия и Черногория получили по решению Берлинского конгресса 1878 (см. карту к ст. Берлинский конгресс 1878).

СЕРБСКАЯ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ (ССДП), осн. 2 авг. 1903 в Белграде на съезде, принявшем устав и программу ССДП (по образцу Эрфуртской программы герм. с.-д. партии). В 1903-04 в ССДП шла борьба между марксистами (Р. Драгович, Д. Ту-цович) и оппортунистами, настаивавшими на примате экономич. борьбы рабочего класса над политической, на первенствующей роли профсоюзов; в дек. 1904 оппортунисты были исключены из ССДП. В 1909-10 марксистское крыло вело борьбу с анархо-синдикалистами. В 1903, 1905-08, 1912-14 депутаты ССДП входили в скупщину. В янв. 1910 ССДП участвовала в конференции с.-д. партий балканских стран. В начале 1-й мировой войны 1914-18 депутаты с.-д. в скупщине отказались вотировать воен. кредиты. Мобилизация в армию, а затем австро-герм. оккупация Сербии (с окт. 1915) привели к ослаблению деятельности ССДП. В обстановке революц. подъёма в Сербии, начавшегося под влиянием Окт. революции 1917 в России, ССДП в апр. 1919 на 1-м Объединит. съезде Социалистич. рабочей партии Югославии (коммунистов) вошла в её состав.

Лит.: Српска соцщалдемохратска napraja, Београд, 1966. М. А. Бирман.

СЕРБСКИЕ АНТИТУРЕЦКИЕ ВОССТАНИЯ, народные восстания в 1-й четв. 19 в. в Сербии против тур. ига. См. Первое сербсксе восстание 1804-13, Второе сербское восстание 1815.

СЕРБСКИЙ Владимир Петрович [14(26).2.1858, Богородск, ныне Ногинск Моск. обл.,- 5(18).4.1917, Москва], русский психиатр, один из основоположников судебной психиатрии в России. Окончил в 1880 физико-математич., а в 1883 -мед. ф-т Моск. ун-та. Ученик С. С. Корсакова. В 1892-1900 читал курс судебной психиатрии на юридич., а с 1900 -курс психиатрии на мед. ф-те Моск. ун-та. С 1902 проф. и директор психиатрич. клиники Моск. ун-та. В 1911 вышел в отставку в знак протеста против реакционной политики министра Л. А. Кассо; в том же году на съезде рус. психиатров и невропатологов произнёс речь, направленную против самодержавия, что послужило причиной закрытия съезда; выступил в печати с разоблачением экспертизы по Бейлиса делу (1913). Доказал (1890), что кататония - не самостоятельное заболевание. С. принадлежит идея совр. форм патронажа психич. больных. Разработал положение о двух критериях невменяемости, процедуру судебно-психиатрич. освидетельствования. Автор двухтомного руководства "Судебная психопатология'' (1896-1900). Один из основателей "Журнала невропатологии и психиатрии имени С. С. Корсакова" и Рус. союза психиатров и невропатологов. Создал школу психиатров (П. Б. Ганнушкин, Е. К. Краснушкян, Н. Е, Осипов, Л. М. Розен-штейн и др.). С 1921 имя С. носит Центр. ин-т судебной психиатрии в Москве.

Соч.: формы психического расстройства, описываемые под именем кататонии, М.,1890; К вопросу о раннем слабоумии (Dementia praecox). [M., 1902]; Краткая терапия душевных болезней, 2 изд., М., 1911; Психиатрия, 2 изл., М.. 1912.

Л-ст.: Введенский И. Н., В. П. Сербский и его роль в общей и судебной психиатрии, в кн.: Проблемы судебной психиатрии. Сб. 7, М., 1957; Ф р у м к и н Я. П., Завилянский И. Я., В. П. Сербский, "Врачебное дело", 1958, № 4.

В.А.Баэанов, А.М.Сточик.

СЕРБСКОХОРВАТСКИЙ ЯЗЫК, сербохорватский язык, язык сербов, хорватов, черногорцев и боснийцев-мусульман. Распространён гл. обр. в СФРЮ. Число говорящих на С. я.- ок. 15 млн. чел. (1971, оценка). Принадлежит к юж. группе славянских языков. Имеет 3 осн. диалекта: штокавский, чакавский, кайкавский. Каждый гласный (и, е, а, о, у) может быть долгим и кратким; из 25 согласных j, л, н, h, Б - мягкие, остальные твёрдые. Согласный "р" может быть слоговым (прет - "палец"). Существуют "экавская" (на терр. Сербии) и "иекавская" орфоэпич. нормы: на месте древнего е (ъ) произносят или е (рус. "э"), или je (в кратком слоге), иjе (в долгом слоге). Ударение экспираторно-тонич. (музыкальное): восходящее долгое (рука-"рука"), восходящее краткое (нога -"нога"), нисходящее долгое (врат - "шея"), нисходящее краткое (око - "глаз"). Существительные, прилагательные, местоимения и нек-рые числительные склоняются (6 падежей и звательная форма). Глагол имеет 4 формы прошедшего времени (сложные - перфект и плюсквамперфект, простые - аорист и имперфект; в живой речи преобладает перфект) и 2 формы будущего времени (с вспомогат. глаголами, эквивалентными рус. "хотеть" и "быть"). В С. я. 2 алфавита - кириллица, близкая к рус. азбуке, и латиница - видоизменённый лат. алфавит (ц-с, ч-с, h-c, з-z, ж-z, ц-dz, Fj-Ct, Лз-lj, a-nj). Древнейшие памятники датируются 12 в. Совр. лит. яз. сложился в 1-й пол. 19 в. на основе нар. говоров штокавского диалекта; определяющее значение при этом имела деятельность В. Караджича и Л. Гая. Внутри лит. яз. существуют терр., гл. обр. лексич., различия, вызванные неодинаковыми условиями его развития в хорв. и серб. областях.

Лит.: Кульбакин С.М., Сербский язык, 2 изд., Полтава, 1917;Гудко в В.П., Сербохорватский язык, М. 1969; Толстой И. И., Сербско-хорватско-русский словарь, М., 1970; И в и h П.. Диjалектологиjа српскохрватског jeзикa, Нови Сад, 1956;

В га b ее I., Hraste М., Z i v k ovic S., Gramatika hrvatskosrpskoga iezika,

9 izd., Zagreb, 1970; Стевановип М., Савремени српскохрватски jезик. 2 изд., кн>. 1 - 2, Београд, 1969-70. В. П. Гудков.

СЕРБЫ, нация в Югославии. Числ. 8,1 млн. чел. (1971, перепись). Компактно живут в Сербии (6 млн. чел.), а также в ряде р-нов Боснии и Герцеговины, в вост. р-нах Хорватии. Ок. 180 тыс. С. живёт за пределами Югославии - гл. обр. в Румынии и Венгрии, а также в США. С. говорят на сербскохорватском языке. Осн. масса верующих С.- православные, имеются также католики, протестанты, мусульмане. Южнославянские племена - предки совр. С., частично смешавшиеся с местным романизированным иллирийским и фракийским населением, в 6-7 вв. заселили значит. пространства в центре Балканского п-ова. Впервые назв. "С." упоминается в источниках 9 в. Складывание феод. гос-ва у С. в раннем средневековье шло медленно, единого центра политич. жизни не было - он перемещался то во внутр., то в приморские р-ны. Расцвет ср.-век. Сербии приходится на царствование Стефана Душана (1331-55). Вскоре после поражения на Косовом Поле в 1389 серб. земли на несколько веков попали под власть Османской империи. Турецкое иго задержало историч. развитие серб. народа - многие годы сохранялась экономич. и культурная отсталость; в быту долго держались пережитки патриархально-родовых отношений. Нац.-освободит. борьба способствовала росту нац. самосознания серб. народа. Центром серб. освободит. движения стала терр. совр. Воеводины, где в 18 в. у С. началось формирование капиталистич. отношений. Начало освобождения С. от турецкого господства связано с первым (1804-13) и вторым (1815) серб. восстаниями. Часть серб. земель была провозглашена Серб. княжеством. Но лишь в 1878 Сербия получила полную независимость и расширила свои границы. Однако значит. часть С. и после этого продолжала оставаться под иноземным (тур. и австр.) господством. В 3-й четв. 19 в. активизировался процесс консолидации серб. нации; серб. Омладина (1866-1872) фактически призывала к нац. сплочению С. независимо от гос. границ. В 1918 С. и др. югославянские народы объединились в единое гос-во - Королевство сербов, хорватов и словенцев (с 1929 - Югославия), в к-ром господств. положение заняла великосербская буржуазия. В Федеративной Нар. Республике Югославии (с 1945) и затем в СФРЮ С.- один из равноправных народов федерации, участвующих в социалистич. строительстве и развивающих свою нац. культуру. С. представляют собой монолитную нацию, но среди них ещё сохраняются названия отдельных этнографич. групп, выделяемых обычно по гесграфич. признаку (шумадийцы, ужичане, мачване и др.). Об истории, экономике и культуре С. см. в ст. Сербия, Югославия. Лит.: Народы Зарубежной Европы, т. 1, М., 1964. М. С. Кашуба.

СЕРВАЖ (франц. servage, от лат. servus - раб), вид феод. зависимости крестьянства в странах Зап. Европы в средние века, отличавшийся наибольшим ограничением гражд. и хоз. прав крестьян. Не будучи формой крепостного права, в целом неизвестного ср.-век. Зап. Европе, С. включал, однако, отд. его элементы: сервы были в той или иной мере ограничены в правах перехода из сеньории в сеньорию, отчуждения земельных держаний, а также в свободе наследования и при выборе брачной партии; судьёй серва в большинстве случаев был его же сеньор. Получив распространение (как вполне сложившийся институт) в период феод. раздробленности, С. во всех зап.-европ. странах (исключая Англию) представлял не общегосударственный, а частноправовой институт, его конкретные формы отличались локальным многообразием. Сочетаясь с рядом других менее суровых видов феод. зависимости, С. охватывал, как правило, лишь часть феод.-зависимого крестьянства. В большинстве зап.-европ. стран (исключая Англию, см. Вилланы) распространение С. не было связано с к.-л. одной формой земельной ренты: С. был развит не только там, где господствовала барщина, но и там, где наиболее распространены были натуральная и ден. формы ренты; во Франции, Италии, Испании наивысшее развитие С. приходится на время вытеснения барщины оброками. Ранний С. (преобладал в раннее средневековье, сохранившись в Италии до 8 в., во Франции до 10 в., в Германии до 11 в., в Англии до 12 в.) был ещё близок к позднеантичному рабству; часть сервов использовалась в это время в качестве безземельных дворовых работников, часть была посажена на земельные наделы.

В период развитого феодализма С. охватывал держателей земельных наделов и был известен в двух формах: лично-наследственной и поземельной. Лично-наследственный С. предполагал наследственное подчинение крестьянина судебно-адм. власти одного определённого сеньора, в пользу к-рого с сервов взыскивали нек-рые личные поборы: чаще всего поголовную подать, пошлины, ограничивавшие свободу наследования (см. Мёртвой руки право) и свободу брака (Формаръяж), а также произвольную талью. В силу лично-наследственного характера этих поборов сервы платили их независимо от места жительства сверх поборов за земельные держания. При условии продолжения уплаты личных поборов и подчинения судебно-адм. власти наследственного сеньора серв мог переселиться в другую сеньорию. В 12-14 вв. в ходе т. н. освобождения крестьян мн. сервы добились уничтожения личнонаследственной зависимости. Но в ряде стран Зап. Европы складывается в это время новая форма С.- поземельный С., распространявшийся на крестьянина на время владения им особыми "сервильными" держаниями. За пользование ими держатели должны были выполнять почти все обязанности прежних сервов, но с той разницей, что от них можно было освободиться ценою отказа от земли. Охватывая в первую очередь малоземельных крестьян, вынужденных из-за нехватки земли соглашаться на самые тяжёлые условия держаний, новый С. представлял одно из проявлений феод. реакции. Исчезновению его в 15 в. способствовал бурный рост товарно-ден. отношений; сильный удар по С. был нанесён массовыми народными восстаниями в ряде стран Зап. Европы во 2-й пол. 14-15 вв. В 16-18 вв. С. уцелел лишь в отдельных отсталых р-нах (см. в ст. Менмортабли). Лит.: Бессмертный Ю. Л., Северо-французский серваж, в сб.: Средние века, в. 33, М., 1971. Ю. Л. Бессмертный.

СЕРВАЛ (Felis serval), хищное млекопитающее сем. кошачьих. Дл. тела до 1 м, хвоста до 30 см, высота в плечах до 50 см, весит до 16 кг. Тело стройное, ноги длинные, уши очень большие. Окраска желтовато-серая с бурыми или чёрными пятнами и полосами С. широко распространён в Африке, где обитает преим. на травянистых и кустарниковых равнинах.

Охотится гл. обр. ночью на птиц, грызунов, зайцев, молодых антилоп. В юж. областях ареала детёныши (от 1 до 4) появляются в конце зимы, в тропиках - в разное время года. Объект промысла (шкура идёт на меховые изделия); численность резко сокращается.

СЕРВАНТЕС Сааведрa (Cervantes Saavedra) Мигель де (крещён 9.10. 1547, Алькаладе-Энарес, - 23.4. 1616, Мадрид), испанский писатель. Сын хирурга, бедного идальго. В молодости служил солдатом, отличился в морской битве при Лепанто (7 окт. 1571), в к-рой лишился левой руки. Возвращаясь морем на родину, С. был захвачен пиратами и продан в рабство алжирскому паше. В неволе пробыл 5 лет. После 4 неудачных попыток к бегству выкуплен миссионерами (1580). По возвращении в Мадрид написал пасторальный роман "Галатея" (1585), патриотическую трагедию "Нумансия" и ок. 30 других пьес. Скудость литературного заработка вынудила С. переехать в Севилью и стать агентом по закупке провианта для флота, позже - сборщиком недоимок. Гражд. служба (1587-1603) была не более удачна, чем армейская: трижды С. попадал в тюрьму. Соприкосновение по роду занятий с разными обществ. кругами крупнейшего порта мировой империи определило более реалистич. и плодотворный поздний период его творчества, к-рый открылся 1-й ч. романа "Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанч-ский" (1605), начатой ещё в севильской тюрьме в 1602. Роман во многом - итог , личной жизни С., полной героич. дерзаний и катастрофич. неудач. Всенародный и общеевропейский успех романа соблазнил некоего А. Фернандеса де Авельянеду (псевд.) выпустить "подложное" окончание. Задетый огрублением замысла и главных образов, С. опубл. 2-ю ч. "Дон Кихота" (1615). Ранее он издал '' Назидательные новеллы" (1613), "Новые восемь комедий и интермедий" (1615). На смертном одре закончил любовно-приключенч. роман "Странствия Персилеса и Сихизмунды" (опубл. 1617). Преследуемый нищетой и унижениями, С. перед смертью вступил в Орден терциариев и был похоронен за счёт братства. Могила С. затерялась.

Через всё творчество С. проходят контрасты идеальной "поэзии" душевной жизни, "романтики" непреклонных устремлений человека - и убогой "прозы" окружающего мира, иронически или юмористически освещённого. Этим контрастом отмечены два жанра его драм: пьесы о доблестных в борьбе с превратностями судьбы, о любящих, неизменно верных своему чувству ("Алжирские нравы", "Великая султанша" и др.),- и сатирические в плутовском духе интермедии ("Вдовый мошенник", "Бдительный страж", "Судья по бракоразводным делам" и др.), яркий бытовой колорит к-рых не потускнел до наших дней. Те же контрасты в новеллах: любовно-авантюрные истории в духе новорыцарских поэм эпохи Возрождения ("Великодушный поклонник", "Английская испанка" и др.)- и плутовские новеллы, сатирически изображающие повседневный быт ("Беседа двух собак", "Ринконете и Кор-тадильо"). Синтетичны в этом смысле рассказы с идеальными героинями на фоне "низкой" (трактирной, цыганской) среды: "Высокородная судомойка", "Цыганочка", к-рой С. открыл для европ. лит-ры романтику "цыганской" темы, оказавшей впоследствии влияние на В. Гюго, П. Мериме, А. С. Пушкина. Особо стоят новеллы с напряжёнными, до патологического, состояниями души героя, маниакальными персонажами: "Ревнивый эстремадурец", "Лиценциат Видриера", герой к-рой помешан на том, что он стал "стеклянным" (исп. vidriera); в "хрупкой" и безумной, для окружающих всего лишь забавной, "мудрости" героя этой новеллы уже сказывается грустный юмор автора "Дон Кихота".


М. Сервантес.


Реалистич. гений С. и неизменный вкус к героике и романтике органически слились во всей мощи лишь один раз: в субъективно героич. пафосе странствующего "безумно мудрого" рыцаря Дон Кихота, в открытии "донкихотской ситуации". Великий многоплановый роман С. возник из скромного замысла - высмеять модные в его время новорыцарские романы. Этот внешний литературно-пародийный план сюжета более всего ощутим в начальных пяти главах. За ним - в связи с историей "книжного рыцаря", проведённого сквозь все круги реальной жизни,- открывается многообразная панорама исп. общества (в "Дон Кихоте" ок. 670 действующих лиц) на стыке двух веков нац. развития: восходящего и нисходящего. За романтикой "... поры странствующего рыцарства" буржуазии (см. Ф. Энгельс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 83), за эпохой Великих географич. открытий и колон. завоеваний начинает складываться капиталистич. общество - процесс, к к-рому Испания, ослеплённая прошлыми успехами, приспособилась хуже других стран; её политика и экономика отмечены в это время бесплодным авантюризмом, "донкихотским" отсутствием "такта действительности" (см. В. Г. Белинский, Полн. собр. соч., т. 6, 1955, с. 34).

Роман С., художеств. энциклопедия исп. жизни классич. периода её культуры, изображает трагикомически бесплодный энтузиазм благородной личности на фоне жалкого прозябания самодовольных обывателей: мир непрактичного духа и бездуховной практики.

М. Сервантес. "Дон Кихот". 1851. Картина О. Д омье.

Сюжет "Дон Кихота", его осн. ситуация, строится на двояком контрасте: центральная пара странствующих "безумцев" противостоит "трезвому" и пассивному социальному окружению, а рыцарь-"идеалист" - оруженосцу-"реалисту"; в обоих контрастах у каждой из сторон хватает "мудрости" (здравого смысла) лишь на то, чтобы развенчать иллюзии (безумие) другой стороны: специфически испанский нац. -историч. план "донкихотской" ситуации. За нац. "донкихотством", за кризисом исп. культуры С. уловил и нечто большее -всеевроп. кризис гуманизма Возрождения, его представлений о рождающемся новом обществе и о месте, отведённом в нём человеческой личности. Среди великих реалистов нового времени С. первый зафиксировал "прозаический" (обывательский), а не героич. характер рождающегося общества. Грустным смехом над "героическим безумием", над утопич. "романтикой" эпохи (осмеяние-прославление Дон Кихота) С. реалистически завершил эволюцию иск-ва Ренессанса, прославлявшего идеализированную свободную личность, "творца своей судьбы", "сына своих дел". Вместе с тем С. положил начало новоевроп. роману как "личностному эпосу", а в истории комического - юмору "высокого смеха" как смеха над высоким, над лучшим и благороднейшим в человеке, над вечной активностью человеческого сознания, над "истинно рыцарским" (на языке Дон Кихота) воодушевлением, вмешательством в ход жизни, когда одушевлённое лучшим сознание "прекраснодушно" теряет "такт действительности ". В этом непреходящее, вечное значение общечеловеческого плана романа.

На всех своих уровнях смысл романа С. раскрывался перед потомством постепенно. 17 в. воспринял лишь пародийно-сатирич. план. 18 в., особенно в лице мастеров англ. романа (Г. Филдинг, О. Голдсмит, Л. Стерн), открыл благоприятность "донкихотских" положений для комич. энциклопедии совр. общества и для нац. колорита юмористич. характеров. Величайшей славы С. достиг в 19 в., начиная с нем. романтиков, к-рые восторгались в "Дон Кихоте" непревзойдённой поэтизацией разлада между идеальным и реальным, усматривая в Дон Кихоте и Сан-чо Пансо "вечную пару" и "величайшую сатиру на человеческую восторженность" (Гейне Г., Собр. соч., т. 7, [М.], 1958, с. 39), "...мифологические лица для всего