загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна,окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ПРОМЫШЛЕННОМ, ЖИЛОМ И НЕ ТОЛЬКО...:
ПОНЯТИЯ:

МОНТАЖ (франц. montage - подъём установка, сборка, от monter - поднимать), сборка и установка сооружений конструкций, технологического оборудования агрегатов, машин (см. Сборка машин, аппаратов, приборов и др. устройств и готовых частей и элементов.
МОНТАЖ в строительстве - основной производственный процесс, выполняемый при возведении зданий и сооружений или и реконструкции, в результате которого устанавливают в проектное положение строительные конструкции, инженерное технологическое оборудование и др. МОНТАЖ технологического оборудования включает также присоединение его к источникам энергоснабжения системам очистки и удаления отходов оснащение приборами, средствами автоматизации и контроля
.


СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ в СССР, организационно обособленные производственно-хозяйственные единицы, основным видом деятельности которых является строительство новых, реконструкция, капитальный ремонт и расширение действующих объектов (предприятий, их отдельных очередей, пусковых комплексов, зданий, сооружений), а также монтаж оборудовани я. К государственным СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ относятся строительные и монтажные тресты (тресты-площадки, тресты гор. типа, территориальные, союзные специализированные тресты); домостроительные, заводостроительные и сельские строительные комбинаты; строительные, (монтажные) управления и приравненные к ним организации (напр., передвижные механизированные колонны, строительно-монтажные поезда и др.).
ПРОЕКТИРОВАНИЕ (от лат. projectus, буквально - брошенный вперёд), процесс создания проекта - прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния. Различают этапы и стадии ПРОЕКТИРОВАНИЯ, характеризующиеся определённой спецификой. Предметная область ПРОЕКТИРОВАНИЯ постоянно расширяется. Наряду с традиционными видами ПРОЕКТИРОВАНИЯ (архитектурно-строительным, машиностроительным, технологическим и др.) начали складываться самостоятельные направления ПРОЕКТИРОВАНИЯ человеко-машинных систем (решающих, познающих, эвристических, прогнозирующих, планирующих, управляющих и т. п.) (см. Система "человек и машина"), трудовых процессов, организаций, экологическое, социальное, инженерно-психологич., генетическое ПРОЕКТИРОВАНИЕ и др. Наряду с дифференциацией ПРОЕКТИРОВАНИЯ идёт процесс его интеграции на основе выявления общих закономерностей и методов проектной деятельности.
ПРОМСТРОЙПРОЕКТ, проектный институт в ведении Госстроя СССР. Находится в Москве. Организован в 1933. В составе института архитектурно-строительные и конструкторские отделы; ПРОМСТРОЙПРОЕКТ возглавляет объединение "Союзхимстройниипроект" с проектными институтами в Киеве, Ростове-на-Дону, Тольятти, Алма-Ате. Разрабатывает проекты (архитектурно-строительные и сан.-технич. части) производственных зданий и сооружений крупнейших промышленных предприятий автомобильной, машиностроит., металлургич., химич. и др. отраслей пром-сти; схемы генеральных планов пром. узлов и упорядочения существующих пром. районов; мероприятия по повышению уровня индустриализации строительтсва за счёт унификации и типизации зданий, сооружений и конструкций и внедрения эффективных строит. материалов; нормативные документы и методич. указания по проектированию пром. зданий и сооружений. Периодически публикует реферативную информацию "Строительное проектирование промышленных предприятий". Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1958)

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

ние в сознании целой ситуации нередко наз. смыслом. Т. о., содержание термина "С." расширяется: у С. появляется новая задача -изучение системы таких "смыслов", или "синтаксич. семантики" (см. Синтаксис).

С. изучает также типичные изменения значений в истории языка, выявляет семантич. законы. Понятийный фонд языка разделяется на общее достояние всех членов данного общества - обиходные, "наивные", или языковые, понятия ("ближайшие" значения слов) - и достояние науки - науч. понятия, термины ("дальнейшие" значения слов), ср. капитал -"большая сумма денег" и капитал - термин политэкономии. Одной из общих семантич. закономерностей является то, что значения обиходных слов, имеющие общие признаки с научными понятиями, постоянно стремятся слиться с последними как со своим содержательным пределом.

Особое место между обиходными и научными понятиями занимают так называемые ключевые термины культуры, отличные для каждой эпохи, такие, как "цивилизация", "революция", "демократия", "наука", "техника", "личность", "любовь", "машина" и т. п. В их семантич. содержании сочетаются значения обиходных слов языка и господствующие в обществе идеи. Задачи С. в изучении развития ключевых терминов культуры, понятий разных типов смыкаются с задачами истории культуры и семиотики.

С. возникла в кон. 19 в. как дисциплина историческая, наука о семантич. законах, одновременно в России (М. М. Покровский) и во Франции (М. Бреаль). Соответственно тому, какой аспект С. языка кладётся в основу построения этой дисциплины, в ней выделяются различные науч. течения: анализ лексико-семантич. варьирования (В. В. Виноградов, А. И. Смирницкий, Н. Н. Амосова, А. А. Уфимцева, Д. Н. Шмелёв и др. в СССР); оппозитивный (или компонентный) анализ, или анализ по семантич. множителям (Л. Ельмслев в Дании; А. Крёбер, У. Гуденаф и др. в США; О. Н. Селиверстова и др. в СССР); метод полей и тезаурусов (Р. Халлинг и В. Вартбург и др. в ФРГ, Ю. Н. Караулов и др. в СССР); дистрибутивный анализ (Р. Лангекер и др. в США; В. А. Звегинцев, Ю. Д. Апресян и др. в СССР); логически-трансформац. анализ на основе категории "лексич. параметра", или функции (И. А. Мельчук, Ю. Д. Апресян и др. в СССР; А. Вежбицкая в Польше и др.); анализ ключевых терминов культуры (Г. Маторе, Э. Бенвенист и др. во Франции; Ю. С. Сорокин, Р. А. Бу-дагов и др. в СССР).

Лит.: Виноградов В. В., О формах слова, "Изв. Отд. лит-ры и языка АН СССР", 1944, т. 3, в. 1; Звегинцев В. А., Семасиология, М., 1957; Покровский М. М., Избранные работы по языкознанию, М., 1959; Ельмслев Л., Можно ли считать, что значения слов образуют структуру?, в кн.: Новое в лингвистике, в. 2, М., 1962; Уфимцева А. А., Слово в лексико-семантической системе языка, М., 1968; БудаговР. А., История слов в истории общества, М., 1971; Шмелёв Д. Н., Проблемы семантического анализа лексики, М., 1973; Щ е р б а Л. В., Опыт общей теории лексикографии, в его кн.: Языковая система и речевая деятельность, Л., 1974; Бенвенист Э., Общая лингвистика, пер. с франц., М., 1974; Апресян Ю. Д., Лексическая семантика. Синонимические средства языка, М., 1974; Селиверстова О. Н., Компонентный анализ многозначных слов..., М., 1975; Степанов Ю. С., Основы общего языкознания, 2 изд., М., 1975; В г ё а 1 М., Essai de semantique, 7 ed., P., 1924; M a t о г ё G., La methode en lexicologie, P., 1953; Good enough W. H., Componential analysis and the study of meaning, "Language", 1956, v. 32, № 1; W i е г z b i c k a A., Semantic primitives, Fr./M., 1972. Ю. С. Степанов.

СЕМАНТИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ в логике, характеристика содержания, к-рая передаётся в нек-ром сообщении. Существуют разные подходы к измерению С. и. В концепции И. Бар-Хиллела (США) и Р. Карнапа (Австрия) сообщение понимается как пропозициональная формула (высказывание), а С. и.измеряется числом состояний универсума, при к-рых эта формула ложна.

Это реализация идеи Г. В. Лейбница о том, что логически истинные предложения, верные во всех возможных мирах, не могут нести фактической информации. А. А. Харкевич предложил измерять ценность информации через изменение вероятности достижения определённой цели, возникающее под воздействием данного сообщения. С. и. сообщения любой природы можно оценивать как степень изменения системы знаний (тезауруса) адресата в результате восприятия данного сообщения. Эта мера одновременно оценивает новизну и доступность сообщения относительно данного адресата, тем самым такая трактовка С. и. является в значительной мере прагматической (см. Прагматика). Отправитель сообщения тоже получает С. и., к-рая характеризуется возникшим у него новым знанием о состояниях тезаурусов адресатов.

Лит.: В а г - Н i 1 1 е 1 Y., С а г n a p R., Semantic information, "The British Journal for the Philosophy Science", 1953, v. 4, № 14; Харкевич А. А., О ценности информации, "Проблемы кибернетики", 1960, в. 4; Ш р е й д е р Ю. А., Об одной модели семантической теории информации, там же, 1965, в. 13; Финн В. К., О семантической информации, в кн.: Джордж Ф., Мозг как вычислительная машина, М., 1963, с. 479-485; Information and inference, ed. by I. Hintikka and P. Suppes, Dordrecht, 1970.

Ю.А. Шрейдер.

CEMAHTOP (Semantor), род ископаемых млекопитающих отр. ластоногих. С. близок к безухим тюленям, но имел черты сходства с выдрами (напр., в строении задних ног). С. - представитель своеобразной вымершей группы ластоногих, приспособившихся к жизни в больших водоёмах озёрно-речного типа и относительно подвижных на суше. Некоторые палеонтологи относят семантора к подсемейству выдр. Остатки семантора I известны из отложений неогена (Казахстан ).


СЕМАР (Semard) Пьер (15.2.1887, Верден-сюр-ле-Ду,-7.3.1942, Эврё), деятель франц. рабочего движения. По профессии рабочий-железнодорожник. В 1916 вступил в Социалистич. партию. Один из создателей Франц. коммунистич. партии (ФКП, осн. в дек. 1920) и её руководителей. В нояб. 1922, будучи делегатом 2-го конгресса Профинтерна, вместе с Г. Монмуссо был принят В. И. Лениным. С 1924 чл. ЦК и Политбюро ЦК ФКП. В 1924-30 ген. секретарь ФКП и чл. Исполкома Коминтерна. С. активно боролся за права трудящихся и единство профдвижения. В 1921-22 ген. секретарь профсоюза железнодорожников, а после раскола профдвижения в 1922-1924, 1933-36 - ген. секретарь унитарного профсоюза железнодорожников. С 1936 ген. секретарь Объединённой федерации железнодорожников Франции и Алжира, член Адм. комиссии Всеобщей конфедерации труда. В окт. 1939 арестован за принадлежность к компартии и в апр. 1940 приговорён к 3 годам тюрьмы. Был выдан властями "Виши" нем.-фаш. оккупантам и после жестоких пыток расстрелян.

Н.А.Семашко. В. И. Семевский.


СЕМАРАНГ (Semarang), город и порт в Индонезии, на сев. побережье о. Ява. Адм. центр пров. Центр. Ява. 647 тыс. жит. (1971). Крупный торг., пром., трансп. узел. Вывоз с.-х. продуктов (сахар, табак, кофе). Пищ., текст., табачная (в С. находится управление табачного предприятия англо-амер. компании "Бритиш-Американ тобакко компани") пром-сть. Ремёсла (в т. ч. изготовление духовых муз. инструментов для нац. оркестра гамелан).

СЕМАСИОЛОГИЯ (от греч. semasia -значение, смысл и ...логия), в русской и европейской традиции - раздел языкознания, занимающийся лексич. семантикой, т. е. значениями тех языковых единиц (слов и словосочетаний), к-рые используются для называния, номинации отд. предметов и явлений действительности. В совр. языкознании задачи "С. решаются в рамках более общей дисциплины - семантики.

СЕМАФОР (франц. semaphore, от греч. sema - знак, сигнал и phoros - несущий), стационарный сигнальный прибор, применяемый на жел. дорогах, оборудованных полуавтоматической блокировкой, жезловой системой и централизацией стрелок и сигналов. На мачте С. размещаются 1, 2 или 3 крыла и сигнальный привод для изменения их положения. То или иное положение крыльев служит сигналом машинистам локомотивов о разрешении, запрещении движения или изменении скорости. В ночное время и при плохой видимости (туман, снег, дождь) показания С. дополняются сигнальными огнями. Положение, при котором верхнее крыло С. установлено горизонтально и горит запрещающий красный огонь, означает сигнал "стой". Расположение нижних крыльев вдоль оси мачты и жёлтый огонь указывают на необходимость снижения скорости поезда. При положении верхнего крыла под углом 135° к оси мачты и зелёном огне путь свободен, разрешено движение поезда с установленной скоростью.

СЕМАФОР ФЛАЖНЫЙ, один из видов зрительной связи, основанный на передаче букв, цифр или служебных сигналов положением или движением рук с флажками с помощью семафорной азбуки (русской, латинской и др.). С. ф. позволяет передавать сообщения со скоростью 60-70 знаков в мин. Дальность действия ок. 2,5 км. В зависимости от окружающего фона применяются флажки разных расцветок. С. ф. используется на флоте (гл. обр. военном) и в сухопутных войсках.

СЕМАШКО Николай Александрович [8(20).9.1874, с. Ливенское Елецкого у. Орловской губ.,- 18.5.1949, Москва], советский парт. и гос. деятель, один из организаторов сов. здравоохранения, акад. АМН СССР (1944) и АПН РСФСР (1945). Чл. Коммунистич. партии с 1893. Род. в семье педагога. В 1891 поступил на мед. ф-т Моск. ун-та; с 1893 чл. марксистского кружка. В 1895 за участие в революц. движении был арестован и сослан на родину под гласный полицейский надзор. В 1901 окончил мед. ф-т Казанского ун-та, работал врачом в Орловской и Самарской губ. С 1904 работал в Нижегородском комитете РСДРП; во время революц. событий 1905 один из организаторов забастовки на Сормовском заводе, за что был вновь арестован. В 1906 эмигрировал в Швейцарию (Женева), где впервые встретился с В. И. Лениным. В авг. 1907 делегат на Штутгартском конгрессе 2-го Интернационала от женевской большевистской орг-ции. В 1908 вместе с большевистским заграничным центром переехал в Париж, где до 1910 работал секретарём Заграничного бюро ЦК РСДРП; активно участвовал в работе Парт. школы в Лонжюмо (1911).

На 6-й (Пражской) Всероссийской конференции РСДРП (1912) С. выступил с докладом по вопросу о страховании рабочих; составленный им проект резолюции был отредактирован В. И. Лениным и принят конференцией. В 1913 участвовал в с.-д. движении в Сербии и Болгарии; в нач. 1-й мировой войны 1914-18 был интернирован. Вернувшись в сент. 1917 в Москву, был избран от фракции большевиков пред. Пятницкой районной управы. Делегат 6-го съезда РСДРП(б). Участвовал в подготовке Окт. вооруж. восстания в Москве, организовал мед. помощь его участникам.

После Окт. социалистич. революции 1917 С.- зав. медико-сан. отделом Моссовета; с июля 1918 до 1930 первый нарком здравоохранения РСФСР. Под руководством С. успешно проводилась работа по борьбе с эпидемиями, заложены основы сов. здравоохранения, созданы системы охраны материнства и младенчества, охраны здоровья детей и подростков, сеть н.-и. мед. ин-тов. В 1921-49 проф., зав. кафедрой социальной гигиены мед. ф-та Моск. ун-та (с 1930 -1-й Моск. мед. ин-т). В 1930-36 на работе во ВЦИК - чл. Президиума, пред. Деткомиссии, к-рой была поручена борьба с беспризорностью, руководство леч.-профилактич. работой в детских оздоровит. учреждениях. В 1945-49 директор Ин-та школьной гигиены АПН РСФСР и одновременно (1947-49) - Ин-та организации здравоохранения и истории медицины АМН СССР (с 1965 ВНИИ социальной гигиены и организации здравоохранения им. С.). Инициатор создания Центр. мед. библиотеки (1918), Дома учёных (1922) в Москве. В 1927-36 гл. ред. Большой мед. энциклопедии. Первый пред. Высшего совета по делам физич. культуры и спорта (с 1923), пред. Всесоюзного гигиенич. об-ва (1940-49). Делегат 10, 12-16-го съездов ВКП(б). Награждён орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями.

Соч.: Избр. произв., 2 изд., М., 1967.

Лит.: Мирский М. Б., Главный доктор республики, М., 1964; Ч а ч к о М. И., Повесть о народном комиссаре, М., 1972; Петров Б. Д., Потулов Б. М., Н. А. Семашко, М., 1974. Б. Д. Петров.

СЕМБЕН (Sembene) Усман (р. 1923, Зигиншор), сенегальский писатель. Пишет на франц. яз. и яз. волоф. В годы 2-й мировой войны 1939-45 сражался против фашизма на фронтах Сев. Африки и Европы. В 1946-58 докер в Марселе. С 1960 живёт в Сенегале. Как теоретик иск-ва С. выступает с марксистских позиций. Он первый в лит-ре Зап. Африки создал образы афр. рабочих и их руководителей, борцов за независимость. Роман "Чёрный докер" (1956) направлен против расизма. Роман "Родина моя, прекрасный мой народ" (1957, рус. пер. 1958, под назв. "Сын Сенегала") поднимает проблему социальных преобразований в афр. деревне. Роман "Тростинки господа бога" (1960, рус. пер. 1962) рассказывает о воспитании во вчерашних крестьянах чувства пролет. солидарности. Борьбе за независимость в Зап. Африке посвящён роман "Харматтан - горячий ветер" (1964, рус. пер. 1966). Две повести, составившие кн. "Вехи-Чиосане..." (1965, рус. пер. второй повести под назв. "Почтовый перевод", 1966), полемизируют с концепцией негритюда (см. Л. С. Сенгор). Киносценарист, режиссёр, С. создал художеств. фильмы "Человек с тележкой" (1963), "Чернокожая из..." (1966), "Почтовый перевод" (1968), "Эмитай" (1971), "Бессилие" (1975).

С о ч. в рус. пер.: Новые страницы. Рассказы и стихи. [Сост. и предисл. Г. И. Потехиной], М., 1964.

Лит.: Потехина Г. И., Очерки современной литературы Западной Африки, М.. 1968; Современные литературы Африки. Северная и Западная Африка, М., 1973; V i e у г а Р. S.,Ousmane Sembene. Cineaste. 1-еге periode. 1962-1971, Р., П972].Г.И.Потехина.

СЁМГА, собственно лосось (Salmo salar), проходная рыба сем. лососей. Дл. до 1,5 м, весит до 39 кг. Населяет сев. часть Атлантич. и юго-зап. часть Сев. Ледовитого ок.; в СССР - бассейны Баренцева, Карского, Белого и Балтийского морей. Половозрелость наступает обычно в 5 лет. Нерест в реках осенью и зимой. Плодовитость 6-26 тыс. икринок. Икра крупная оранжевая; самка закапывает её в гальку. Молодь в реке питается водными личинками и взрослыми насекомыми, мелкой рыбой; через 1-5 лет уходит в море, где питается гл. обр. рыбой. В озёрах С. образует жилую форму. Имеет большое промысловое значение. Объект искусственного разведения. Рис. см. в ст. Лососи.

СЕМЕВСКИЙ Борис Николаевич [р.21.2 (6.3). 1907, с. Верховье, ныне Смоленской обл.], советский экономико-географ, доктор геогр. наук (с 1949). Чл. КПСС с 1942. Окончил экономич. ф-т Моск. с.-х. академии им. К. А. Тимирязева (1931). Проф., зав. кафедрой акономич. географии (с 1959), декан (с 1970) геогр. ф-та Ленингр. ун-та. Осн. труды по экономич. географии зарубежных стран и по общетеоретич. вопросам экономич. географии. Вице-президент Геогр. об-ва СССР (с 1970).

Соч.: Сельскохозяйственное освоение пустынь, Л., 1937; Соединенные Штаты Америки. Экономико-географический очерк, М., 1963; Вопросы теории экономической географин, Л., 1964; Экономическая география зарубежных стран, ч. 1 - 2, М., 1968 - 72 (соавтор и ред.); Экономическая география Кубы, Л., 1970; Введение в экономическую географию, Л., 1972.

СЕМЕВСКИЙ Василий Иванович [25.12. 1848 (6.1.1849), г. Полоцк, ныне Витебской обл.,- 21.9 (4. 10). 1916, Петроград], русский историк. Окончил Петерб. ун-т (1872). В 1882-86 приват-доцент Петерб. ун-та (отстранён от преподавания за "вредное направление"); много лет вёл занятия со студентами на дому. В 1891 совершил поездку по Сибири для работы в архивах. С. активно участвовал в обществ. жизни, в протестах петерб. интеллигенции против репрессивных мер самодержавия. В янв. 1905 подвергся кратковременному аресту. В 1905 пред. К-та помощи освобождённым узникам Шлиссельбурга, чл. К-та по оказанию помощи политссыльным. С 1906 чл. партии народных социалистов. Участвовал в 1913 в создании журн. "Голос минувшего" и был одним из его редакторов. С. был историком либерально-народнич. направления. Изучал историю крестьянства, рабочего класса, освободит. движения в России. Его работы написаны с демократич. позиций, с привлечением огромного фактич. материала. С. не делал широких обобщений, считая, что объективное изложение фактов само приводит к правильным выводам. Труды сохраняют значение как своды большого и достоверного фактич. материала. Чл. Об-ва рус. словесности (с 1880), Вольного экономич. об-ва (с 1895).

Соч.: Крестьяне в царствование императрицы Екатерины II, т. 1-2, СПБ, 1881-1901; Крестьянский вопрос в России в XVI11 и первой половине XIX в., т. 1-2, СПБ, 1838; Рабочие на сибирских золотых промыслах, т. 1 - 2, СПБ, 1898; Политические и общественные идеи декабристов, СПБ, 1909; Кирилло-Мефодиевское общество. 1846-1847 гг., [М., 1918]; М. В. Буташевич-Петрашевский и петрашевцы, ч. 1, М., 1922.

Лит.: Историография истории СССР с древнейших времен до Великой Октябрьской социалистической революции, 2 изд., М., 1971, с. 290-94; Волков С. И., В. И. Семевский. (К научной биографии), "История СССР", 1959, № 5; К р и т с к и й Ю. М., В. И. Семевский и цензура, "История СССР", 1970, № 3; История исторической науки в СССР. Дооктябрьский период. Библиография, М., 1965.

СЕМЕВСКИЙ Михаил Иванович [4(16).1.1837, с. Федорцево Великолукского у. Псковской губ.,- 9(21).3.1892, Кронштадт], русский историк, журналист, обществ. деятель. Брат В. И. Семевского. Окончил Константиновский кадетский корпус (1855). Служил на воен. (до 1861) и гос. (до 1882) службе, участвовал (с 1877) в Петерб. гор. самоуправлении. С 1856 печатал статьи по рус. истории (преим. 18 - 1-й пол. 19 вв.), сотрудничал в изданиях Вольной русской типографии в Лондоне. В 1870-92 издатель ист. журн. "Русская старина", активно разыскивал в провинциальных и семейных архивах документы для публикации, побуждал бывалых людей к писанию мемуаров. Его альбом "Знакомые" (1888) содержит автобиографич. заметки 850 лиц. Им опубликованы записки А. Т. Болотова, Я. П. Шаховского, Э. Миниха, мемуары и письма декабристов.

С о ч.: Очерки и рассказы из русской истории XVIII в., 2 изд., т. 1-3, СПБ, 1883-84. Лит.: Т и м о щ у к В. В., М. И. Семевский, основатель и редактор исторического журнала "Русская старина". Его жизнь и деятельность. 1837 - 1892, СПБ, 1895 (список работ С.).

СЕМЕЙКИНО, посёлок гор. типа в Краснодонском р-не Ворошаловградекой обл. УССР. Ж.-д. ст. на линии Родаково -Лихая. Предприятия по обслуживанию ж.-д. транспорта.

СЕМЕЙКО Николай Илларионович (25.3.1923, г. Славянск, ныне Донецкой области, - 20.4. 1945, Вост. Пруссия), дважды Герой Сов. Союза (19.4. 1945 и 29.6.1945, посмертно), воен. лётчик-штурмовик, капитан (1945).

Н. И. Семейко.

Чл. КПСС с 1943. Окончил Ворошиловград-скую воен.-авиац. школу пилотов(1942) и курсы усовершенствования начсостава (1942). В Великую Отечеств. войну 1941-45 с марта 1943 - пилот 505-го штурмового авиаполка, затем командир звена (1943-44), зам. командира эскадрильи (1944-45), командир эскадрильи (янв.- март 1945) и штурман 75-го гвард. штурмового авиаполка на 4-м Укр. и 3-м Белорус. фронтах. Совершил 227 боевых вылетов. Погиб в бою. Награждён орденом Ленина, 4 орденами Красного Знамени, орденом Богдана Хмельницкого 3-й степени, Александра Невского и Отечественной войны 1-й степени.

СЕМЕЙНАЯ ОБЩИНА, домовая община, одна из основных хоз. и социальных ячеек эпохи разложения первобытнообщинного строя. Состояла из 3-5 или более поколений ближайших родственников. Они совместно владели землёй, орудиями произ-ва, домашним скотом и др. хоз. имуществом. Произ-во и потребление также было совместным. В поздних модифицированных формах С. о. длительное время сохранялась у сел. населения и в нек-рых классовых обществах.

Лит.; Косвен М. О., Семейная община и патронимия, М., 1963.

"СЕМЕЙНАЯ ФЕРМА", см. в ст. Фермерское хозяйство, "Устойчивости семейных хозяйств (ферм)" теория.

СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ, систематическое целенаправленное воздействие на ребёнка взрослых членов семьи и семейного уклада. Главная и общая задача С. в.- подготовка детей к жизни в существующих социальных условиях; более узкая, конкретная - усвоение ими знаний, умений и навыков, необходимых для нормального формирования личности в условиях семьи. Цели и средства С. в. обусловлены общественно-экономич. строем, уровнем развития культуры; С. в. обычно строится на основе идеологии, морали и системы взаимоотношений того социального слоя, к к-рому относится семья. С. в. неразрывно связано с самовоспитанием взрослых, формированием у них качеств и черт характера, обеспечивающих эффективное пед. воздействие на детей.

В классово-антагонистич. формациях С. в. носит классовый (при феодализме-сословный) характер, испытывает значит. влияние религии и консервативных традиций. При капитализме в содержании, средствах и методах С. в. проявляются глубокие противоречия, отражающие антагонизмы бурж. общества и его семейно-бытовых отношений. У осн. массы детей, принадлежащих к господств. классу, в процессе С. в. развиваются эгоизм, материальный расчёт, стремление к наживе, что порождает глубокие конфликты между детьми и взрослыми, зачастую вызывает ненависть детей к родителям. "На высшей ступени своего развития принцип частной собственности противоречит принципу семьи" (Марке К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1, с. 334); это полностью относится и к С. в. В пролетарских семьях по мере осознания рабочими своих классовых интересов и задач С. в. всё более пронизывается революц. идеями. С ростом влияния идей научного социализма ведущее значение приобретает воспитание коллективизма, пролет. интернационализма, ненависти к эксплуататорам, обществ. активности и стремления к борьбе против угнетения и т. п.; оно осуществляется в постоянной борьбе с господств. идеологией, к-рая стремится привить детям трудящихся взгляды, способствующие сохранению эксплуататорского строя и их угнетённого положения в нём.

В социалистич. обществе цель С. в.-заложить основы всестороннего развития личности: умственного, нравств., эстетич., физич., приучить детей к труду, помочь им понять и выполнять правила социалистич. общежития, развить у них интерес к самостоят. творческой деятельности. Успешное С. в., сущность к-рого - установление соответствия формируемых семьёй качеств ребёнка требованиям социалистич. общества, возможно лишь при соблюдении взрослыми членами семьи ряда необходимых условий: строгого руководствования в семейных отношениях принципами коммунистич. морали, создания атмосферы теплоты и внимательности друг к другу, единства требований и выдержанности в отношении к детям, систематич. вовлечения их в сферу трудовых и обществ. интересов старших. Гл. линии С. в.: постоянное (но не навязчивое) направление деятельности ребёнка (игровой, затем - участия в домашних делах и т. д.); помощь ему в расширении идейного, умственного кругозора, серьёзное, вдумчивое объяснение сути явлений, о к-рых ребёнку следует знать и к к-рым он проявляет интерес; формирование у него высоких нравств. качеств: коллективизма, патриотизма, интернационализма, уважения к старшим, честности и правдивости, дисциплинированности и добросовестного отношения к обязанностям в семье, бережного отношения к вещам как результату труда людей, любви к природе и умения воспринимать её красоту; ознакомление ребёнка с произведениями литературы, искусства; поощрение занятий физкультурой и спортом и т. п. (см. также Коммунистическое воспитание, Трудовое воспитание, Физическое воспитание, Эстетическое воспитание). Пед. наука ориентирует родителей на постепенное увеличение масштабов и усложнение содержания информации в С. в., а также на систематич. повышение требований к детям в зависимости от возраста.

Главное направление С. в. в период пребывания ребёнка в детском саду и в школе - постоянная координация усилий родителей с деятельностью детских учреждений. Единство воспитат. воздействия семьи и школы выражает единство общественного и семейного начала в воспитании будущих строителей коммунизма. Взрослые члены семьи помогают школьнику в учёбе и рациональном использовании свободного времени для всестороннего развития.

Вопросы С. в. освещаются в народных университетах пед. знаний, организуемых АПН СССР, органами нар. образования и об-вом "Знание"; издаётся спец. журнал "Семья и школа'', изд-во "Знание" выпускает для нар. ун-тов серию брошюр "Педагогический факультет". Проблемы С. в. включаются в циклы лекций по педагогике, в тематику пед. конференций, пед. чтений, обсуждаются на родит. собраниях в школах. Сов. педагогика успешно сочетает развитие теории С. в. с её практйч. применением.

На основе ленинских положений о коммунистич. воспитании проблематика С. в. была определена Н. К. Крупской; многие её положения развиты и конкретизированы А. С. Макаренко, С. Т. Шацким, П. П. Блонским, В. А. Сухомлинским и др.

Значительное внимание уделяется вопросам С. в. в др. социалистич. странах. Издаются спец. журналы (напр., "Дом и школа", ГДР, "Семейный очаг", Болгария), лит-pa для родителей, проводятся симпозиумы и конференции, используется опыт С. в., накопленный в странах социализма.

Лит.: Маркс К., Энгельс Ф., О воспитании и образовании. [Сб., сост. П. Н. Груздев], М., 1957; Ленин В. И., О воспитании и образовании. [Сб., сост. В. П. Груздев], 3 изд., М., 1973; Калинин М. И., О коммунистическом воспитании. Избр. речи и статьи. [Сб., сост. Л. К. Виноградов], М., 1968; Крупская Н. К., О воспитании в семье. [Сб., сост. Н. И. Стриевская], М., 1962; Макаренко А. С., Соч., т. 4, М., 1957; Сухомлинский В. А., Формирование коммунистических убеждений молодого поколения, М., 1961; Волков К. Н., О времени, детях и о семье, М., 1971; Жуковская Р. И., Воспитание ребёнка в игре, М., 1963; Ковалев А. Г., Самовоспитание школьников, М., 1967; О совместной работе школы, семьи и общественности. [Сб.], М., 1967; О воспитании дошкольников в семье. [Сб.], сост. Т. А. Маркова и Л. Ф. Островская, М., 1963; Панфилова Т. С., Д а р а г а н И. К., Интернациональное воспитание, М., 1971; Печерникова И. А., Величие души. О воспитании в семье Ульяновых, 2 изд., М., 1973; её же, Воспитание в семье Маркса, М., 1974; Семейное воспитание. Словарь, М., 1972; Смолина В. В., Первый ребенок в семье, М., 1966; Физическая культура в семье, 3 изд., М., 1973; Эстетическое воспитание в семье. [Сб., сост. В. А. Разумный], М., 1973. М. А. Печерпикова.

СЕМЕЙНОЕ ПРАВО, отрасль сов. права, регулирующая личные и имуществ. отношения супругов, детей и др. членов семьи. Семейные отношения регулируются отдельно и независимо от иных (не связанных с семьёй) имуществ. и личных отношений, регулируемых гражд. или иными отраслями права. В отличие от гражд. права, в С. п. многие неимуществ. отношения носят определяющий характер, а имущественные - производный.

Задачи С. п.- дальнейшее укрепление семьи, основанной на принципах коммунистич. морали; построение семейных отношений на добровольном брачном союзе мужчины и женщины, на свободных от материальных расчётов чувствах взаимной любви, дружбы и уважения всех членов семьи; воспитание детей в органич. сочетании с обществ. воспитанием в духе преданности Родине, коммунистич. отношения к труду; всемерная охрана интересов и прав матери и детей, обеспечение счастливого детства каждому ребёнку, и т. д.

Система С. п. включает в себя общую и особенную части. В общей определяются предмет и метод семейно-правового регулирования, субъекты и объекты С. п., Права и обязанности членов семьи, семейные правоотношения и т. д. Осн. институты особенной части С. п.- брак, семья, права и обязанности супругов, права и обязанности- родителей и детей, прекращение брака, усыновление, а также опека и попечительство над несовершеннолетними.

Основными принципами сов. С. п., заложенными ещё в первых законодат. актах Советской Республики, являются: полное равенство мужчины и женщины в вопросах брака и семьи; гос. помощь семье; единобрачие, осуществление родительских прав исключительно в интересах детей (см. Родительские права и обязанности) и т. д.

Семейные отношения регулируются Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье, принятыми Верх. Советом СССР 27 июня 1968 (вступили в действие с 1 окт. 1968), а также кодексами о браке и семье союзных республик, принятыми на базе Основ в 1969-70.

В зарубежных социалистич. странах С. п. также развивается как самостоят. правовая отрасль. В бурж. гос-вах семейные отношения регулируются гражд. законодательством и, соответственно, являются частью гражд. права.

Лит.: Рясенцев В. А., Семейное право, М., 1971; Ворожейкин Е. М., Семейные правоотношения в СССР, М., 1972.

СЕМЕЙНЫЙ ДОГОВОР 1761, между франц. и исп. Бурбонами; см. Фамильный пакт 1 761.

СЕМЕЙСКИЕ, этнографич. группа русских в Забайкалье (Бурят. АССР). С.-потомки рус. старообрядцев, к-рые, спасаясь от преследований царского правительства, переселялись в 17 - нач. 18 вв. в пределы Польши (в Стародубье и Ветку). После присоединения этих областей к России (2-я пол. 18 в.) значит. часть старообрядцев с семьями (отсюда и название) была выселена Екатериной II в Сибирь (в Забайкалье). С. сохранили некоторые своеобразные черты в материальной культуре, фольклоре и пр.; в советское время былая замкнутость их быта исчезла.

Лит.: С е л и щ е в А. М., Забайкальские старообрядцы. Семейские, Иркутск, 1920.

СЕМЕЙСТВО (familia), систематическая категория в ботанике и зоологии. С. объединяет близкие роды, имеющие общее происхождение. Напр., С. буковых образуют роды: бук, дуб, каштан и др.; С. беличьих составляют роды: белки, сурки, бурундуки, суслики, тонкопалые суслики и нек-рые др. Наряду с С. с большим числом родов (сложноцветные - ок. 1000 родов, бобовые и мареновые - примерно по 500 родов; хомяки и полорогиепо 50-100 родов) имеются С., включающие очень малое кол-во родов, нек-рые даже 1 род (напр., гранатовые, утконосы, бобры, серые киты). Крупные С. иногда разбивают на подсемейства. Близкие С. объединяют в отряды у животных, в порядки у растений, в нек-рых случаях в промежуточные группы - надсемейства, подотряды.

СЕМЕЙСТВО КОМЕТ Юпитера, группа короткопериодич. комет, у к-рых афелии орбит расположены вблизи орбиты Юпитера. Притяжение Юпитера (обладающего большой массой), с к-рым эти кометы время от времени сближаются, сильно влияет на их движение. Так, вычислено, что комета Лекселя и комета Брукса II раньше двигались по орбитам больших размеров и стали короткопериодическими вследствие сближения с Юпитером. Такое явление наз. захватом комет Юпитером.

Наблюдается также и обратный процесс - выброс комет из С. к. Юпитера под действием его притяжения (это произошло позже с кометой Лекселя). Кометы, входящие в С. к. Юпитера, часто приближаются к Солнцу и потому быстро распадаются; убыль числа комет вследствие распада и выбросов восполняется за счёт новых захватов. За последние два столетия наблюдалось 60 комет с периодами менее 10 лет, принадлежавших к С. к. Юпитера.

У 25 комет с периодами обращения от 10 до 100 лет расстояния афелиев от Солнца близки к расстояниям Сатурна, Урана и Нептуна от Солнца; поэтому нек-рое время считалось, что эти планеты также имеют свои С. к. Однако орбиты этих комет сильно наклонены по отношению к соответствующим планетным орбитам, вследствие чего сближения комет с планетами невозможны. Как показал амер. астроном Г. Ресселл в 1920, в движении этих комет главную роль играет также притяжение Юпитера, хотя они и не принадлежат к С. к. Юпитера. См. Кометы.

СЕМЕЙСТВО ЛИНИЙ, множество линий, непрерывно зависящих от одного или нескольких параметров. С. л. на плоскости может быть задано, напр., уравнением вида

F(x, у, С1 С2, ..., Сn) = 0, (*)

где C1, C2, ..., Сn - параметры. Если параметрам придать какие-нибудь численные значения, то уравнение (*) определит одну линию. Совершенно аналогично может быть определено С. л. на поверхности; в этом случае в предыдущем уравнении вместо декартовых координат х, у следует рассматривать внутренние координаты и, v на поверхности.

Обычно предполагают, что функция F непрерывна по совокупности своих аргументов и допускает непрерывные частные производные по каждому из них. В исследовании однопараметрических семейств на плоскости (или на произвольной поверхности) важную роль играет понятие огибающей.



2320.htm
СЕМИЛЕТКА, посёлок гор. типа в Дюртюлинском р-не Башк. АССР. Расположен в 110 км к С. от ж.-д. ст. Буздяк (на линии Ульяновск - Уфа). Добыча нефти.

СЕМИЛЕТНЯЯ ВОЙНА 1756-63, возникла в результате борьбы Великобритании с Францией за колонии в Сев. Америке и Ост-Индии и столкновения агрессивной политики Пруссии с интересами Австрии и России. Прус. король Фридрих II, опираясь на союз с Францией (с 1741), вёл агрессивную политику, направленную гл. обр. против Австрии, к-рая стремилась вернуть Силезию, захваченную Пруссией в результате войны за Австрийское наследство 1740-48; при этом Австрия опиралась на союз с Россией (с 1746) и Великобританией (с 1750). Между тем в 1754-55 начались англо-франц. вооружённые столкновения в Канаде, а в мае 1756 Великобритания объявила войну Франции. Англо-франц. конфликт вызвал коренные изменения традициенных политич. связей между европ. державами. Великобритания, опасаясь нападения Пруссии на Ганновер (наследств. владение англ. короля), заключила с ней 16(27) янв. союзный Уайтхоллский договор 1756. Это вынудило Австрию пойти на соглашение со своим исконным врагом - Францией и заключить с ней 20 апр. (1 мая) 1756 союзный договор (см. Версальские союзные договоры 1756 и 1758). Англо-прус. сближение заставило Россию пересмотреть свою внешнеполитич. ориентацию на Великобританию и присоединиться к Версальскому договору, заключив 31 дек. 1756 (11 янв. 1757) Петербургский союзный договор с Австрией. В результате образовались две коалиции: с одной стороны - Пруссия, Великобритания (с Ганновером) и нек-рые германские гос-ва (Гессен-Кассель, Брауншвейг, Шаумбург-Липпе и. Саксен-Гота), в жизни к-рых важную роль играли англ. субсидии, с др. стороны - Австрия, Франция, Россия, Швеция, Саксония и большинство герм. гос-в, входивших в т. н. Священную Римскую империю и вступивших в войну по решению имперского сейма в Регенсбурге 6(17) янв. 1757.

Фридрих II ставил своей целью захватить Саксонию и обменять её на Богемию (Чехию), а также поставить Польшу в вассальную зависимость от Пруссии. Австрия хотела вернуть Силезию, Франция - захватить Ганновер, а Швеция -прус. Померанию. Россия стремилась остановить опасную экспансию Пруссии на В. и расширить свои границы на 3., а Польшу компенсировать за счёт терр. Пруссии; при этом Россия оговорила своё неучастие в войне против Великобритании.

Пруссия имела хорошо подготовленную 150-тыс. армию, сев.-герм.гос-ва выставили 47 тыс. чел. Антипрус. коалиция располагала вдвое большими силами, но в 1756 не была готова к войне.

Воспользовавшись этим, Фридрих II с 95-тыс. армией 17(28) авг. 1756 вторгся в Саксонию и окружил саксонскую армию (18 тыс. чел.), к-рая 4(15) окт. капитулировала. Австр. войска были отброшены за р. Эгер. В 1757 Фридрих решил воспользоваться медлительностью в развёртывании сил противников и разгромить австрийцев в Чехии до подхода их союзников. Против России в Вост. Пруссии был оставлен корпус фельдм. X. Леваль-да (30 тыс. чел.). 25 апр. (6 мая) прус. войска нанесли поражение австр. армии фельдм. М. Брауна под Прагой и блокировали её в Праге. Но на выручку ей подошла австр. армия фельдм. Л. Дауна, к-рая нанесла поражение пруссакам при Колине 7(18) июня, и Фридрих II был вынужден оставить Чехию. Весной 1757 в войну вступили союзники Австрии. В апреле 70-тыс. франц. армия маршала Л. Ш. д'Эстре заняла Гессен-Кассель, а после капитуляции ганноверской армии при Клостер-Цевене-и Ганновер. Другая франц. армия принца Ш. Субиза (24 тыс. французов и 33 тыс. имперских войск) в августе подошла к Эйзенаху, угрожая вторжением в Пруссию. Фридрих II был вынужден оставить Саксонию и двинуться против франко-имперских войск, к-рые ему удалось 25 окт. (5 нояб.) разгромить при Росбахе. Затем Фридрих перебросил войска в Силезию, где австрийцы заняли Бреславль и осадили Швейдниц, и разгромил австр. войска при Лейтене, после чего прус. войска заняли всю Силезию.

В мае 1757 70-тыс. рус. армия под команд. фельдм. С. Ф. Апраксина двинулась из Лифляндии в Вост. Пруссию. 24 июня (5 июля) был взят Мемель, а 19(30) авг. прус. корпус Левальда был разбит при Грос-Егерсдорфе. Обстановка требовала наступления на Кенигсберг, но Апраксин отвёл армию обратно в Литву. Причиной этого была болезнь и предполагаемая смерть императрицы Елизаветы Петровны, после чего ожидалось изменение внешней политики России в пользу Пруссии. Однако Елизавета выздоровела, а Апраксин был отдан под суд и заменён ген. В. В. Фермором. Швед. войска в сент. 1757 вторглись в Померанию, но после отступления рус. армии отошли к Штральзунду. Зимой 1757-58 рус. войска вновь вступили в Вост. Пруссию и 11(22) янв. 1758 заняли Кенигсберг. Вост. Пруссия была включена в состав России. Кампания 1757, несмотря на значит. успехи прус. войск, показала превосходство сил и возможностей антипрус. коалиции.

В 1758 Фридрих II направил свои гл. усилия против австр. и рус. войск. Он вступил в Чехию и осадил Ольмюц, но действия австр. войск Дауна на его коммуникациях и наступление рус. армии, к-рая в июле осадила Кюстрин, вынудили его перебросить войска к Франкфурту-на-Одере. 14(25) авг. произошло кровопролитное сражение при Цорндорфе, окончившееся безрезультатно. Прус. войска отошли к Кюстрину, а русские -к Ландсбергу. Фридрих II двинулся на помощь принцу Генриху Прусскому, войска к-рого в Саксонии теснили австрийцы, но при Хохкирхе 3(14) окт. потерпел поражение. Однако дальнейшие действия австро-имперских войск Дауна были неудачны, и они отошли из Саксонии. Действия рус. армии Фермера против крепости Кольберг также не имели успеха, и рус. войска отошли за Вислу.

Боевые действия в Ганновере и Гессене шли с переменным успехом. Герцогу Фердинанду Брауншвейгскому и ганноверцам удалось отбросить франц. войска, но затем усилившаяся франц. Рейнская армия Субиза вновь оттеснила брауншвейгцев за Рейн.

Незначит. результаты кампании 1758 вызвали взаимное недоверие среди членов антипрус. коалиции. Россия и Австрия не без оснований подозревали Францию в намерении заключить сепаратный мир. Под их давлением глава франц. пр-ва кардинал Ф. Берни был заменён герцогом Э. Ф. Шуазёлем и между Австрией и Францией был подписан новый Версальский договор о продолжении войны с Пруссией, к к-рому позже присоединилась и Россия.

К нач. 1759 войска антипрус. коалиции насчитывали 352 тыс. чел., Пруссии и её союзников - 222 тыс. чел. Весной рус. армия начала наступление к Одеру. В июне её возглавил новый главнокомандующий ген. П. С. Салтыков, который 12(23) июля разбил прус. корпус ген. К. Г. Веделя при Палъциге и занял Франкфурт-на-Одере, угрожая Берлину. Фридрих II поспешно выступил против рус. войск, на поддержку которых прибыл австр. корпус ген. Г. Э. Лаудона. 1(12) авг. произошло Кунерсдорфское сражение 1759, в к-ром прус. армия была разгромлена. Победа открыла путь на Берлин, но из-за противодействия австр. командования, задержавшего свои войска, была упущена возможность победоносного окончания войны в 1759. На 3. обе объединившиеся франц. армии потерпели поражение при Миндене 21 июля (1 авг.) и отступили из Гессена.

Кампания 1759 обострила противоречия в антипрус, коалиции. Франция, гл. противником к-рой была Великобритания, склонялась к заключению мира и не соглашалась на присоединение Вост. Пруссии к России. Австрия стремилась использовать рус. армию в своих эгоистич. интересах, на что Россия не соглашалась. Неудача англо-франц. переговоров помешала выходу Франции из войны.

В 1760 Фридрих II едва смог набрать армию в 100-120 тыс. чел. против 220 тыс. в рус., австр. и имперских войсках. Однако несогласованность в действиях рус. и австр. командований и бездеятельность последнего привели к тому, что никаких решительных результатов достигнуть не удалось. Занятие Берлина 28 сент. (9 окт.) корпусом ген. 3. Г. Чернышёва не удалось использовать для дальнейшего наступления из-за отсутствия поддержки со стороны австрийцев, и город был оставлен ввиду приближения 70-тыс. прус. армии Фридриха. Заболевшего фельдм. Салтыкова на посту главнокомандующего сменил фельдм. А. Б. Бутурлин. После ухода рус. войск из Берлина Фридрих двинулся в Саксонию и 23 окт. (3 нояб.) нанёс поражение Дауну при Торгау. Франция предложила созвать мирный конгресс, но встретила сопротивление России, к-рая считала, что Пруссия недостаточно ослаблена. Великобритания не шла на компромиссы, а Фридрих решил продолжать войну, чтобы закрепить за собой Силезию.

В 1761 достичь согласованности в действиях русских и австрийцев не удалось, что позволило Фридриху успешно маневрировать. Крупных сражений не происходило. Единственным результатом кампании явилось взятие Кольберга (Колобжега) рус. корпусом ген. П. А. Румянцева 5(16) дек. В августе Франция заключила династич. пакт 1761 с Испанией, Неаполем и Пармой - гос-вами, где правили Бурбоны. Испания вступила в войну на стороне Франции, а Португалия - на стороне Великобритании. Несмотря на огранич. результаты кампании 1761, к концу года положение Пруссии стало тяжёлым: она потеряла половину Силезии, была отрезана от Польши где закупала продовольствие, а рус. войска после захвата Кольберга утвердились в Померании. Сменившееся в Великобритании пр-во отказало Пруссии в дальнейших субсидиях. 25 дек. 1761 (5 янв. 1762) умерла имп. Елизавета Петровна и на престол вступил ярый поклонник Фридриха II - Пётр III, к-рый прекратил войну и возвратил Пруссии все занятые рус. войсками терр., а 24 апр. (5 мая) 1762 заключил с Пруссией союзный договор. Следствием этого был выход из войны Швеции 11 (22)мая 1762. Хотя Пётр III 28 июня (9 июля) 1762 был свергнут Екатериной II и союзный договор с Пруссией расторгнут, война не была возобновлена. Выход России из войны фактически спас Пруссию. Фридрих II, используя рус. корпус Чернышёва, временно действовавший в составе прус. армии, вытеснил австр. войска из Силезии и Саксонии. Генрих Прусский одержал победу над имперскими войсками при Фрейберге (окт. 1762), 23 окт. (3 нояб.) был подписан прелиминарный мир между Пруссией и Францией, а 13(24) нояб. заключено перемирие между Пруссией и Австрией.

Война на море и в колониях вначале развивалась успешно для Франции (см. Меноркское сражение 1756), но с 1758 франц. флот и войска в колониях начали терпеть поражения, а отвлечение сил Франции на войну с Пруссией не давало возможности направить за море подкрепления. В результате англ. войска захватили Канаду (1760), часть Луизианы, Флориду и б. ч. франц. колоний в Индии. 30 янв. ,(10 февр.) между Великобританией и Францией был заключён Парижский мирный договор 1763, к которому присоединились Испания и Португалия. Завершил С. в. Губертусбургский мир 1763, подписанный 4(15) февр. Пруссией с одной стороны и Австрией и Саксонией - с другой; мир подтвердил прус. владение Силезией и графством Глац.

Хотя С. в. не изменила политич. карты Европы, но существенно повлияла на соотношение сил её участников. Великобритания, значительно расширившая свои колониальные владения за счёт Франции и Испании, стала сильнейшей мор. державой. Укрепила своё положение Пруссия, начавшая в С. в. свою борьбу за гегемонию в Германии. Значительно была ослаблена Франция, экономическое истощение которой усилило внутренний кризис, приведший к Великой французской революции. Ослабленная Австрия стала союзницей России в борьбе против Турции. Для России С. в. создала предпосылки роста её лолитич. влияния, воен. могущества и терр. расширения в последующие десятилетия.

В истории воен. искусства С. в. знаменует классич. период в развитии линейной тактики и т. н. "стратегии измора" с манёвренными действиями на коммуникациях противника.

Война выявила несостоятельность этой стратегии. Рус. армия показала высокие боевые качества и образцы ведения боя в условиях линейной тактики, не придерживаясь слепо её шаблонов. (Карту см. на вклейке к стр. 121)

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 22, с. 23; т. 28, с. 334-35; Ленин В. И., О брошюре Юниуса, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 30; Масловский Д., Русская армия в Семилетнюю войну, в. 1 - 3, М., 1886-91; М е р и н г Ф., Очерки по истории войн и военного искусства, пер. с нем., 6 изд., М., 1956; Дельбрюк Г., История военного искусства в рамках политической истории, пер. с нем., т. 4, М., 1938; Коробков Н. М., Семилетняя война (действия России в 1756-1762), М., 1940; Семилетняя война, М., 1948; Schaefer A., Geschichte des Siebenjahrigen Krieges, Bd1- 2, В., 1867-74; Wadding ton R., La guerre de sept ans, t. 1-5, P., 1899-1914. А. Н. Кочетков.

СЕМИЛЕТНЯЯ ШКОЛА в СССР, в 1920-50-е гг. неполная средняя общеобразовательная школа. Возникла в 1921. В 20-е гг. часть городских С. ш. именовалась фабрично-заводскими семилетками (ФЗС), сельские С. ш.- школами крестьянской молодёжи, затем школами колхозной молодёжи (ШКМ). В 1934 в соответствии с постановлением ЦК ВКП(б) и Совнаркома СССР ''О структуре начальной и средней школы в СССР" были учреждены 3 типа общеобразовательной школы: начальная (1-4-й классы), неполная средняя (1-7-й классы) и средняя (1-10-й классы). Окончившие С. ш. могли продолжать образование в средней общеобразовательной школе, средних специальных и профессионально-технич. уч. заведениях. С введением в 1958 всеобщего обязательного 8-летнего образования С. ш. преобразована в восьмилетнюю школу, являющуюся органической частью средней общеобразовательной школы.

СЕМИЛУКИ, город (с 1954), центр Семилукского р-на Воронежской обл. РСФСР. Расположен на прав. берегу р. Дон. Ж.-д. станция в 11 км к 3. от г. Воронеж. 20,7 тыс. жит. (1975). Производство огнеупорных изделий, стройматериалов, продукции бытовой химии и др.

СЕМИНАР (от лат. seminarium - рассадник, перен.- школа), один из осн. видов учебных практич. занятий, состоящий в обсуждении учащимися сообщений, докладов, рефератов, выполненных ими по результатам учебных исследований под руководством преподавателей. С. используются и как самостоятельная форма тематич. учебных занятий, не связанных с лекционными курсами.

Семинарская форма обучения возникла в др.-греч. и римских школах, где сообщения учащихся сочетались с диспутами, комментариями и заключениями преподавателей. Дальнейшее развитие С. получили в ун-тах Зап. Европы, где с 17 в. они предназначались гл. обр. для работы студентов над источниками (как правило, по гуманитарным наукам). С нач. 19 в. семинарские занятия введены на нек-рых кафедрах в рус. ун-тах. С нач. 20 в. университетские С. стали способствовать расширению общего науч. кругозора студентов, ознакомлению их с важнейшими проблемами и исследованиями в избранной отрасли науки. Существует 3 осн. типа С.: С., способствующие углублённому изучению определённого систематич. курса, С. по изучению отдельных основных или наиболее важных тем курса и С. (или спецсеминар) исследовательского характера с не зависимой от лекций тематикой.

В сов. высшей школе С. предназначается для углублённого изучения студентами той или иной дисциплины. В процессе семинарских занятий студенты овладевают марксистско-ленинской методологией применительно к особенностям изучаемой отрасли науки, приобретают навыки проведения науч. исследований и их оформления, учатся защищать развиваемые науч. положения и выводы. С. широко используются в системе политич. просвещения.

СЕМИНАРИЯ (от лат. seminarium-рассадник, перен.- школа), название нек-рых средних спец. уч. заведений. С. называются ср. духовные учебные заведения христианства (см. также Религиозное обучение и образование). В дореволюц. России и нек-рых др. странах - пед. уч. заведения для подготовки учителей начальной школы (см. Учительские семинарии).

СЕМИНОЛЫ, племя сев.-амер. индейцев, образовавшееся во Флориде к кон. 18 в. из переселившихся сюда с терр. совр. штатов Алабама и Джорджия выходцев из различных поселений конфедерации криков. В 19 в., в ходе трёх т. н. семинольских войн (1817 -18, 1835-1842, 1855-58), несмотря на мужеств. сопротивление С., их земли были захвачены пр-вом США. Большинство С. было истреблено, часть укрылась в болотах на Ю. п-ова, остальные перемещены в Оклахому. Совр. С. живут в трёх резервациях на Ю.-В. Флориды (ок. 1350 чел., 1970, оценка) и в неск. деревнях в Оклахоме (ок. З тыс. чел., из к-рых половина - метисы). Занимаются земледелием, скотоводством, кустарными промыслами, работают по найму. Сохраняют элементы традиц. институтов: матрилинейностъ счёта происхождения, старую религ. обрядность и др.

СЕМИНОМА (от лат. semen, род. падеж seminis - семя и греч. ота - окончание в названиях опухолей), опухоль половых желез, обычно злокачественная. Наблюдается преим. у молодых мужчин, поражает яичко. К развитию С. предрасполагает крипторхизм. С. метастазирует (см. Метастаз) преим. по лимфатич. путям. Лечение хирургическое, лучевое и лекарственное.

СЕМИНСКИЙ ХРЕБЕТ, горный хребет в сев.-зап. Алтае, гл. обр. по левобережью р. Катуни. Дл. ок. 120 км. Выс. до 2506 м (г. Сарлык). Сложен преим. метаморфич. породами. На склонах - лиственничные и пихтово-кедровые леса, на вершинах юж. части - каменистая тундра.

СЕМИОЛОГИЯ, наука об общих свойствах знаковых систем; см. Семиотика.

СЕМИОТИКА (греч. semeiotikon, от semeion - знак, признак), семиология, наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем (естественных и искусственных языков). С. изучает характерные особенности отношения "знак -означаемое", распространённого достаточно широко и несводимого к причинно-следственным отношениям. Термин чзнак" понимается в широком смысле как нек-рый объект (вообще говоря, произвольной природы), которому при определённых условиях (образующих в совокупности знаковую ситуацию) сопоставлено нек-рое значение, могущее быть конкретным физич. предметом (явлением, процессом, ситуацией) или абстрактным понятием.

С. выделяет три осн. аспекта изучения знака и знаковой системы (т. е. совокупности знаков, устроенной определённым образом): 1) синтактика, изучающая внутр. свойства систем знаков безотносительно к интерпретации (правила построения знаков в рамках знаковой системы); 2) семантика, рассматривающая отношение знаков к обозначаемому (содержание знаков) или, что то же, соотношения между знаками и их интерпретациями, независимо от того, кто служит "адресатом" (интерпретатором); 3) прагматика, исследующая связь знаков с "адресатом", т. е. проблемы интерпретации знаков теми, кто их использует, их полезности и ценности для интерпретатора. Т. о., если семантика и особенно синтактика имеют дело лишь с частью семиотич. проблем, то прагматика, нуждающаяся в "помощи" со стороны конкретных наук (напр., психологии, психолингвистики, социальной психологии), изучает всю относящуюся к С. проблематику в целом.

Задачей синтактики является описание запаса правильно построенных текстов (составных знаков) для различных классов знаковых систем. В общем случае задача синтактики состоит в формулировке такой теории (списка синтаксич. отношений и перечня постулатов), что класс текстов данной знаковой системы есть класс всех моделей этой теории. В этом случае постулаты теории исчерпывающим образом описывают запас допустимых текстов. В частности, для языков программирования синтактика разработана настолько хорошо, что имеются способы машинной проверки правильности построения программ. В случае естеств. языка формальное описание синтактики получено лишь фрагментарно.

В семантике знаковых систем различают значение знака (денотат - то, что данный знак обозначает в конкретной знаковой ситуации) и его смысл (десигнат, концепт, информация, к-рую знак несёт об обозначаемом, см. Сшнификат). Так, слово естеств. (напр., русского) языка не просто служит меткой этого предмета, позволяющей выделить его среди др. предметов, но обычно и характеризует этот предмет по каким-то его свойствам. Один и тот же знак способен, как правило, в разных ситуациях обозначать разные предметы, выделяя их на основании общего концепта. Неоднозначность соответствия знака и концепта ведёт к т. н. омонимии, полисемии и синонимии.

Прагматика связана с изучением категории полезности, ценности, понятности знака, а также с исследованием семантич. информации, где существ. роль играет вопрос об оценке информации, извлекаемой данным адресатом из текста. Наиболее содержательные исследования в С. возникают там, где связаны два или три из перечисленных аспектов. Одно из важных достижений С.- установление принципиальной несводимости семантики к синтаксису.

Эвристич. ценность С. состоит не только в возможности с единой точки зрения рассматривать разные знаковые системы, но и в возможности обнаружить знаковый характер различных ситуаций в человеческом обществе и тем самым увидеть ещё один важный аспект этих ситуаций.

Изучение т. н. "вторичных моделирующих систем" позволяет обнаруживать знаковые ситуации в самых различных областях культуры (литература, искусство, ритуалы, игры и т. п.). В этом случае семиотич. аспект никогда не исчерпывает природы изучаемых явлений, но позволяет увидеть существенные структуры в синтактике изучаемых знаковых систем (напр., свойства поэтических размеров, структура композиции художеств. произведения и т. п.).

Поскольку знак есть носитель информации, С. получает большое прикладное значение при исследовании и проектировании знаковых систем, используемых в процессах передачи и обработки информации. Прикладные разработки идут по двум осн. направлениям. Первое - это создание искусств. языков, позволяющих удобно алгоритмизировать процессы обработки информации (напр., языков программирования, языков для индексирования документов, записи научно-технич. фактов и т. п.). В задачах управления сложными системами важную роль играет создание языка, позволяющего описать класс возможных ситуаций (включая принятие решений). Второе направление - это создание алгоритмов, обеспечивающих обработку текстов на естеств. языке (машинный перевод, авто-матич. индексирование и реферирование, перевод с естеств. языка на формальный язык и т. п.).

Впервые развёрнутая программа семиотич. исследований появилась в работах Ч. С. Пирса (у него фигурирует и сам термин "С."); Ч. У. Моррис значительно развил идеи С. и ввёл разделение её на синтактику, семантику и прагматику. Однако оформление С. как целостной самостоят. области науч. исследований с характерным методологич. подходом связано прежде всего с проблематикой, представленной искусств. формальными языками (логико-математич. исчисления, порождающие грамматики в математической лингвистике, информационно-поисковые языки, языки программирования и др. языки, обладающие "регулярным" синтаксисом).

Ю. А. Шрейдер.

Лингвистическая С. изучает естеств. язык - важнейшую из знаковых систем, действующих в сфере культуры,-с точки зрения его общности с др. знаковыми системами. Вместе с тем язык выступает как эталон знаковых систем. Знак в нём чётко выделим, что имеет место только в высокоорганизованных системах, и сохраняет трёхэлементное устройство, характерное для знаковой системы в целом (см. Семантика, Знак языковой, Знаковая теория языка). Лингвистич. С., или лингвосемиотика, представлена работами Э. Бенвениста, Л. Прието во Франции, Е. Куриловича, Е. Пельца в Польше, В. В. Мартынова, Ю. С. Степанова в СССР и др., ориентирующимися гл. обр. на исследование языка в свете общих семиотич. закономерностей.

Нарративная С. (от лат. nаrrо - рассказываю), в той или иной мере представленная в работах всех семиотиков, особенно Ю. М. Лотмана в СССР, У. Эко в Италии, Р. Барта, Ю. Кристевой, Ц. Тодорова во Франции и др., изучает преим. художеств., а также юридич., публицистич., религ. тексты, произв. живописи, кино, архитектуры и т. д., рассматривая их по аналогии с исследованием языка.

Нарративная С. в этом отношении лишь завершает предшествующую науч. традицию: во всех материалистич. эстетич. теориях прошлого, а также в диалектико-материалистической эстетике иск-во характеризуется как неразрывное единство чувственно-материальных и идеально-смысловых моментов, причём первые выступают как выражающее (явление, факт, означающее), а вторые - как выражаемое (означаемое, сущность, смысл, идея) и, следовательно, эти теории имеют дело с глубинными знаковыми отношениями. Однако семиотич. системой, а значит и непосредственным предметом нарративной С. является не иск-во в целом, а всегда отд. произведение иск-ва, т. к. только в пределах отд. произведения (реже их цикла) действуют определённые аналогии с языком и речью - устанавливаются более или менее однозначные правила означивания (семиозиса), единицы "словаря", правила "синтаксиса" и порождения текста. Соответственно тому, какая из названных аналогий с языком признаётся наиболее существенной, выделяются различные подходы. Прежде всего (в работах Б. А. Ларина и Ю. Н. Тынянова 1920-30-х гг.) было обращено внимание на особенности означивания в поэтич. тексте - своеобразную синонимию понятий и пр. (напр., у С. Есенина "синий" - синоним к "милый", "нежный"). С др. стороны (работы А. Белого 20-30-х гг.) были показаны особенности "глубинного" поэтич. словаря и семантики (отношение, напр., А. С. Пушкина к природе обнаруживается в сумме всех его текстов о солнце, воде, воздухе, небе, из к-рых складывается общий образ "небосвод дальний блещет"; поэзия Е. А. Баратынского даёт иной образ-тип - "облачно небо родное"). Т. н. школа рус. формализма (в особенности работы В. Я. Проппа, В. Б. Шкловского, Б. М. Эйхенбаума, Р. Якобсона) вскрыла синтаксич. и формальные аналогии, обобщив их в тезисе "искусство как приём". Этот подход получил крайнее развитие у нек-рых представителей франц. школы с её тезисом "искусство как язык" (Р. Барт, Ю. Кристева и др.). При этом аналогии отд. произведения с языком без достаточных оснований переносятся на иск-во в целом, а у нек-рых авторов (напр., у Ю. Кристевой) возводятся в ранг всеобщего "метода критического преодоления всех других методов" и отождествляются с идеологией. Вместе с тем в той мере, в какой отд. художеств. произв. образуют циклы и далее в совокупности представляют школы, направления и, наконец, художественно-историч. эпохи (напр., итальянское