загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна,окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ПРОМЫШЛЕННОМ, ЖИЛОМ И НЕ ТОЛЬКО...:
ПОНЯТИЯ:

МОНТАЖ (франц. montage - подъём установка, сборка, от monter - поднимать), сборка и установка сооружений конструкций, технологического оборудования агрегатов, машин (см. Сборка машин, аппаратов, приборов и др. устройств и готовых частей и элементов.
МОНТАЖ в строительстве - основной производственный процесс, выполняемый при возведении зданий и сооружений или и реконструкции, в результате которого устанавливают в проектное положение строительные конструкции, инженерное технологическое оборудование и др. МОНТАЖ технологического оборудования включает также присоединение его к источникам энергоснабжения системам очистки и удаления отходов оснащение приборами, средствами автоматизации и контроля
.


СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ в СССР, организационно обособленные производственно-хозяйственные единицы, основным видом деятельности которых является строительство новых, реконструкция, капитальный ремонт и расширение действующих объектов (предприятий, их отдельных очередей, пусковых комплексов, зданий, сооружений), а также монтаж оборудовани я. К государственным СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ относятся строительные и монтажные тресты (тресты-площадки, тресты гор. типа, территориальные, союзные специализированные тресты); домостроительные, заводостроительные и сельские строительные комбинаты; строительные, (монтажные) управления и приравненные к ним организации (напр., передвижные механизированные колонны, строительно-монтажные поезда и др.).
ПРОЕКТИРОВАНИЕ (от лат. projectus, буквально - брошенный вперёд), процесс создания проекта - прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния. Различают этапы и стадии ПРОЕКТИРОВАНИЯ, характеризующиеся определённой спецификой. Предметная область ПРОЕКТИРОВАНИЯ постоянно расширяется. Наряду с традиционными видами ПРОЕКТИРОВАНИЯ (архитектурно-строительным, машиностроительным, технологическим и др.) начали складываться самостоятельные направления ПРОЕКТИРОВАНИЯ человеко-машинных систем (решающих, познающих, эвристических, прогнозирующих, планирующих, управляющих и т. п.) (см. Система "человек и машина"), трудовых процессов, организаций, экологическое, социальное, инженерно-психологич., генетическое ПРОЕКТИРОВАНИЕ и др. Наряду с дифференциацией ПРОЕКТИРОВАНИЯ идёт процесс его интеграции на основе выявления общих закономерностей и методов проектной деятельности.
ПРОМСТРОЙПРОЕКТ, проектный институт в ведении Госстроя СССР. Находится в Москве. Организован в 1933. В составе института архитектурно-строительные и конструкторские отделы; ПРОМСТРОЙПРОЕКТ возглавляет объединение "Союзхимстройниипроект" с проектными институтами в Киеве, Ростове-на-Дону, Тольятти, Алма-Ате. Разрабатывает проекты (архитектурно-строительные и сан.-технич. части) производственных зданий и сооружений крупнейших промышленных предприятий автомобильной, машиностроит., металлургич., химич. и др. отраслей пром-сти; схемы генеральных планов пром. узлов и упорядочения существующих пром. районов; мероприятия по повышению уровня индустриализации строительтсва за счёт унификации и типизации зданий, сооружений и конструкций и внедрения эффективных строит. материалов; нормативные документы и методич. указания по проектированию пром. зданий и сооружений. Периодически публикует реферативную информацию "Строительное проектирование промышленных предприятий". Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1958)

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

вины занята плоской абиссальной равниной, над к-рой поднимаются многочисл. подводные (в т. ч. гайоты) и надводные горы (о-ва Ревилья-Хихедо, Клиппертон, Маркизские и др.). Большая часть котловины занята холмистой абиссальной равниной и горными хребтами и впадинами; последние связаны в большинстве с широтными океа-нич. разломами (Мендосино, Пайонир, Меррей, Кларион, Клиппертон), рассекающими дно котловины. Наиболее распространённый тип осадков - глубоководная красная глина, в сев. части- также терригенные и органогенные диатомовые илы, в южной - органогенные фораминиферовые и радиоляриевые.

СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫЙ ПРОХОД, путь из Атлантич. ок. в Тихий вдоль сев. берегов Европы и Азии. См. Северный морской путь.

СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫЙ ШТАТ (North-Eastern State), штат на С.-В. Нигерии. Пл. 268,4 тыс. км2. Нас. 15,4 млн. человек (1973), гл. обр. народности канури, фульбе. Адм. и осн. пром. центр -г. Майдугури. Большую часть терр. занимают плато (выс. 500-1000л), на Ю. и В.- отроги Камерунского нагорья. Климат экваториально-муссонный. Ср. месячные темп-ры от 22 °С (январь) до 31,5 °С (апрель). Сухой сезон длится от 3 до 6 мес. Осадков от 500 мм в год на крайнем С. до 2000-3000 мм на Ю. На крайнем Ю.- горно-тропич. леса, далее на С.- саванная растительность. Товарное произ-во арахиса (1/3 нигерийского экспорта), хлопка-волокна и хлопковых семян, кунжута, соевых бобов, имбиря. На орошаемых землях - пшеница и рис. Из потребит. культур возделывают просо, сорго, кукурузу, маниок, батат. В С.-В. ш.- св. 45% общенигерийского поголовья скота. Скотобойни. Произ-во арахидного масла, мясных консервов. На 3.- добыча оловянной руды и колумбита.

СЕВЕРО-ГВИНЕЙСКАЯ ВОЗВЫШЕННОСТЬ, в Зап. Африке, протягивающаяся параллельно побережью Атлантич. ок. и Гвинейского зал. от районов истоков pp. Нигер, Сенегал и Гамбия на 3. до ниж. течения Нигера на В. Состоит из гор и плоскогорий, являющихся выступами Африканской платформы. Высоты в вост. части 300-500 м, на 3., в массиве Фута-Джаллон и Леоно-Либерийской возв.,- до 500-1000 м и более (г. Бинтимани, 1948м). Юж. наветренные склоны С.-Г. в. более крутые, сильно расчленены многочисл. реками, покрыты гл. обр. влажными вечнозелёными и листопадно-вечнозелёными лесами. На более засушливых сев. склонах преобладают листопадные саванные леса и высокотравные саванны.

СЕВЕРО-ГЕРМАНСКАЯ НИЗМЕННОСТЬ, низменная равнина на С. ГДР и ФРГ. Протягивается с 3. на В. почти на 600 км, шир. 200-300 км. Является частью Среднеевропейской равнины.

СЕВЕРО-ГЕРМАНСКИЙ СОЮЗ (Nord-deutscher Bund), в 1867-70 федеративное гос-во к С. от реки Майн. Был создан после победы Пруссии в австро-прусской войне 1866 и распада Германского союза, когда представители Пруссии и 17 северогерм. гос-в по инициативе О. Бисмарка подписали (18 авг. 1866) договор об образовании союза; в сент.-окт. к договору присоединились ещё 4 герм. гос-ва (численность нас. С.-Г. С. составила ок. 30 млн.).

По конституции С.-Г. С. (вступила в силу 1 июля 1867) в его компетенцию входили воен. дело, иностр. сношения, монетная система, почта и жел. дороги. Президентом С.-Г. С. был провозглашён прусский король; он был главнокомандующим в воен. время, руководил внешней политикой, возглавлял исполнит. власть, назначал союзного канцлера (бундесканцлера). Пост бундесканцлера занял Бисмарк. Канцлеру, ответственному только перед президентом, помогали статс-секретари, стоявшие во главе отд. ведомств. Рейхстаг С.-Г. С., избиравшийся т. н. всеобщим голосованием (женщины, солдаты, домашняя прислуга были лишены права участвовать в выборах), пользовался правом утверждения бюджета. Право законодательной инициативы и утверждения законов принадлежало Союзному совету (бундесрату), состоявшему из представителей государств. В бундесрате Пруссия, присоединившая территорию 4 гос-в, воевавших на стороне Австрии (Ганновер, Гессен-Кассель, Нассау и вольный город Франкфурт-на-Майне), располагала 17 голосами из 43. С южногерм. гос-вами (Бавария, Вюртемберг, Баден и Гессен-Дармштадт) был заключён договор, поставивший их вооруж. силы под контроль прусского ген. штаба. Создание С.-Г. С. под гегемонией Пруссии явилось важным этапом объединения Германии "сверху". В ходе франко-прусской войны 1870-71 к С.-Г. С. присоединились южногерм. гос-ва. 9 дек. 1870 рейхстаг постановил, что объединённое гос-во должно называться Герм. империей, к-рая и была провозглашена в Версале 18 янв. 1871.

СЕВЕРО-ГУНДОРОВСКИЙ, посёлок гор. типа в Ворошиловградекой обл. УССР. Подчинён Краснодонскому горсовету. Расположен в 11 км от ж.-д. ст. Изварино (на линии Родаково - Лихая). Добыча угля.

СЕВЕРОДВИНСК (в 1938-57 - Молотовск), город (до 1938 - посёлок) областного подчинения в Архангельской обл. РСФСР. Расположен на берегу Белого м., в устье Сев. Двины. Конечный пункт ж.-д. ветки от линии Обозерская -Архангельск, в 50 км от Архангельска. 172 тыс. жит. (1975). 3-д дорожных машин, леспромхоз, произ-во стройматериалов, деревообр. комбинат, швейная и мебельная ф-ки, молочный и мясо-перерабатывающий з-ды, птицефабрика. Политехникум, театр.

СЕВЕРО-ДВИНСКАЯ ВОДНАЯ СИСТЕМА, один из старейших искусственных водных путей СССР, построен в 1825-28 и реконструирован в 1882-85 и в 1914-17. Протягивается от селения Топорня на р. Шексне до шлюза Знаменитого в истоках р. Сухоны. Состоит из участков рек Поздышка, Иткла, Порозовица и Сухона и семи озёр (в т. ч. Ку-бенского, из к-рого вытекает Сухона), соединённых между собой каналами -Топорнинским, Кузьминским, двумя Вазеринскими и Кишемским. Включает 7 шлюзов и 8 плотин. Общая длина -135 км. Соединяет бассейны Сев. Двины и Волги через р. Сухону и Волго-Балтийский водный путь. В грузообороте преобладают лесные грузы.

СЕВЕРО-ДВИНСКАЯ ВОЕННАЯ ФЛОТИЛИЯ, создана 5-14 авг. 1918 после захвата Архангельска интервентами в основном из кораблей и судов, ранее выведенных из Архангельска; база формирования - Красноборск, затем Котлас. Организатором флотилии был П. Ф. Виноградов. В состав флотилии входили в авг. 1918 - 3 вооруж. парохода, дозорный буксир и десантная рота моряков (142 чел.); в сент. 1919 - 9 канонерских лодок, 5 плавучих батарей, 11 тральщиков, 5 сторожевых судов, 8 дозорных катеров, 35 судов различного класса, десантно-разведывательный отряд и гидроавиаотряд (11 самолётов). Командующим С.-Д. в. ф. были: с 30 авг. 1918 - К. И. Пронский, с июня 1919 по февраль 1920 - В. Н. Варваци. Флотилия вела боевые действия против превосходящих сил речных флотилий белогвардейцев и интервентов, поддерживала части 6-й армии, высаживала десанты в тыл противника. После разгрома войск интервентов и белогвардейцев на С. 26 мая 1920 флотилия была расформирована, часть её сил обращена на формирование Морских сил Северного м.

СЕВЕРО-ДВИНСКАЯ ФАУНА, комплекс ископаемых земноводных и пресмыкающихся позднепермской эпохи, обитавших к 3. от Урала. С.-д. ф. была открыта русским палеонтологом В. П. Амалицким в конце 19 века на р. Малая Северная Двина (у г. Котлас). В результате многолетних раскопок было добыто св. 20 скелетов, десятки черепов и тысячи отдельных костей. Сборы составляют одну из лучших коллекций мира по древним наземным позвоночным (хранятся в Музее Палеонтологич. ин-та АН СССР). Изучением С.-д. ф. занимались рус. учёные П. П. Сушкин, А. П. Быстрое, А. П. Гартман-Вейнберг и др. Осн. накопления С.-д. ф. происходили в дельтовой части рек. Скелетные остатки очень часто составляют ядро конкреций плотного песчаника, образовавшихся, возможно, вокруг разлагавшихся трупов животных. Большая часть остатков принадлежит парейазаврам (рода скутозавр) - растительноядным пресмыкающимся; остальные - различным группам зверообразных: из хищных зверозубых - иностранцевия, двиния, из растительноядных - дицгтодонты и др. Из земноводных в составе С.-д. ф. найдены остатки котлассии, по ряду анатомич. особенностей сходной с пресмыкающимися, а также двинозавра - неотенического лабиринтодонта. Изучение С.-д. ф. имеет важное значение для выяснения ранних стадий эволюции пресмыкающихся и млекопитающих, а также для стратиграфич. расчленения континентальных толщ верхнего палеозоя.

Лит.: Северо-Двинские раскопки проф. В. П. Амалицкого, [в.] 1 - 6, Л., 1921-31; Орлов Ю. А., В мире древних животных, М., 1961. А. К. Рождественский.

СЕВЕРОДОНЕЦК, город (с 1958) областного подчинения в Ворошиловградской обл. УССР (Донбасс). Расположен в долине р. Северский Донец, в 6 км от ж.-д. ст. Лисичанск (на линии Купянск -Камышеваха), на шоссе Купянск - Ворошиловград. 112 тыс. жит. в 1975 (5 тыс. жит. в 1939; 33 тыс. в 1959; 90 тыс. в 1970). Комбинаты: Северодонецкий химич. им. Ленинского комсомола, до-мостроит.. деревообр., "Ворошиловград-химстрой"; з-ды: стеклопластиков, при-боростроит., химико-металлургич. и др.; предприятия пищ. пром-сти. Производство стройматериалов. ВС.- Всесоюзный н.-и. ин-т техники безопасности в хим. пром-сти, н.-и. ин-т управляющих вычислительных машин, филиал н.-и. ин-та химич. машиностроения, филиал гос. ин-та азотной пром-сти и др. Химико-механич. техникум, муз. училище.

СЕВЕРО-ЕВРОПЕЙСКОЕ МОРЕ, название водоёма, расположенного между Скандинавским п-овом, о-вами Медвежьим и Шпицберген на В., Гренландия на 3. и Исландия на Ю. Обычно здесь выделяют Гренландское море и Норвежское море.

СЕВЕРО-ЕНИСЕЙСКИИ, поселок гор. типа, центр Северо-Енисейского р-на Красноярского края РСФСР. Расположен на вост. отрогах Енисейского кряжа, в 257 км к С. от ж.-д. станции Маклаково. Добыча золота.

СЕВЕРО-ЗАДОНСК, город (с 1950) в Тульской обл. РСФСР, подчинён Донскому горсовету. Расположен в 16 км от ж.-д. станции Бобрик-Донской. 23 тыс. жит. (1974). Добыча угля (Подмосковный угольный басс.).

СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ КОТЛОВИНА, океанич. котловина в Тихом ок., ограниченная на 3. и С.-З. Курило-Камчатским, Японским и Идзу-Бонинским желобами, на С.-В. и В.- хребтами Императорских гор и Гавайским, на Ю.- валом Маркус-Неккер. Преобладающие глуб. 5000-6000 м, макс. 7374 м. В центр. части С.-З. к. расположена подводная возвышенность Шатского, названная в честь сов. геолога Н. С. Шатского, с глуб. над ней 1962 м; вдоль Курило-Камчатского жёлоба тянется вал Зенкевича, названный в честь сов. биолога Л. А. Зенкевича. Дно котловины - холмистая абиссальная равнина с маломощным осадочным слоем (толщина 200-300 м).

СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ ПОГРАНИЧНАЯ ПРОВИНЦИЯ (СЗПП), провинция на С.-З. Пакистана. Граничит с Афганистаном. Пл. 74,5 тыс. км2. Нас. 8,4 млн. чел. (1972). Адм. ц.- г. Пешавар. Рельеф преим. горный. На С.- хребты Гиндукуша, вые. до 7690 м (г. Тиричмир, высшая точка Пакистана), и зап. отроги Гималаев. На 3.- опустыненные низкогорья и плато. Преобладает с. х-во; пригодных для с.-х. освоения земель мало (обрабатывается 1,4 млн. га, гл. обр. в Пешаварской долине). С.-З. п. п. (на долю к-рой приходится 9,3% территории и 12,9% населения Пакистана) даёт 8% сбора пшеницы, 3% риса, 0,1% хлопка, 51% сбора кукурузы, ок. 30% табака и 18% сах. тростника; возделывают также овощные и садовые культуры. На долю С.-З. п. п. приходится 5% пром. произ-ва страны. Пищевкусовая (особенно сахарная), текст. (хл.-бум.) пром-сть; небольшие механические мастерские, распространены ремёсла (гл. обр. гончарное, произ-во предметов обихода и др.). Добыча кам. соли и известняка.

С.-З. п. п. была образована в 1901 (выделена из провинции Пенджаб Брит. Индии). В 1947 стала частью Пакистана. В 1955 включена в состав единой провинции Зап. Пакистан. Восстановлена в 1970.

СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО БАССЕЙНА РЕЧНЫЕ ПОРТЫ, осн. воднотранспортные узлы сев.-зап. части Европ. территории СССР, через которые осуществляются перевозки грузов и пассажиров по Волга-Балтийскому водному пути имени В. И. Ленина, озёрам Ладожскому, Онежскому, Ильмень с притоками, pp. Свири, Неве, Волхову, Неману (Нямунасу), Преголи, Беломорско-Балтийскому каналу, связывающим пром. р-ны Вологодской, Ленинградской, Новгородской, Калининградской обл. и Карельской АССР.

Ср. продолжительность эксплуатац. периода в басс, для рек Невы, Свири, Ладожского оз. - 229 дней, для Онежского оз.- 183, для pp. Неман и Преголя - 225 дней.

В Сев.-Зап. бассейне (1974) - 257 портов, пристаней и остановочных пунктов Мин-ва речного флота РСФСР (МРФ) и 164 причала пром. предприятий; в 1973 в портах и на пристанях бассейна выполнено ок. 85% общего объёма погрузки-выгрузки на причалах системы МРФ, из них 97,5% - механизированным способом. На погрузочно-разгрузочных работах использовалось 9,5% парка перегрузочных машин всех портов МРФ.

Осн. порты на Волго-Балтийском водном пути - Ленинград, Череповец (см. Волжского бассейна речные порты)', в юго-зап. части бассейна - Калининград, Советск; на Онежском оз.- Медвежьегорск, Петрозаводск.

Ленинградский речной порт (осн. в 1933) находится в черте города. Имеет 3 грузовых р-на: в устье малой Невы на Васильевском острове (с 1965, перерабатывает в основном минерально-строит. грузы, поступающие с Финского залива); Невский (с 1969) на прав. берегу Невы (перерабатывает минерально-строит. грузы, отправляет контейнеры и тарно-штучные грузы); Ивановский (с 1946) на базе пристани на лев. берегу Невы (перерабатывает разные грузы). Поступающие в Ленинград кам. уголь, лес (на судах), хлеб, нефтепродукты выгружаются на причалах пром. предприятий.

Калининградский речной порт (осн. в 1946) находится в черте города на прав. берегу р. Преголя, в 6 км от устья; отправляет минерально-строит. грузы, получает лес (на судах), уголь.

Советск (речная пристань, осн. в 1948) в Калининградской обл., на лев. берегу р. Неман, при пересечении с жел. дорогой; перерабатывает местные грузы, производит их перевалку с воды на жел. дорогу и обратно.

В Прибалтике наиболее развито речное судоходство на терр. Литов. ССР. Каунас (речная пристань, осн. в 1946) на прав. берегу р. Нямунас, при пересечении с жел. дорогой; перерабатывает в основном местные грузы, осуществляет их перевалку с воды на жел. дорогу и обратно.

Медвежьегорский речной порт (осн. в 1933) на сев. берегу Повенецкого залива Онежского оз. Специализированный грузовой р-н Пергуба построен в 1973. Порт связан с жел. дорогой, с к-рой перегружаются на воду апатитовый, железорудный концентраты, строит. материалы, пром. сырьё; с воды на жел. дорогу поступает кам. уголь.

Петрозаводский речной порт (осн. в 1961) расположен в черте города, на зап. берегу Онежского оз. Связан с жел. дорогой, по к-рой поступает пром. сырьё; отправляет лес (на судах), пиломатериалы на экспорт, промышленно-продовольственные товары, строит. материалы, оборудование.

В. Н. Масляков.

СЕВЕРО-ЗАПАДНОЕ БЮРО ЦК РКП(б), орган ЦК партии по руководству парт. орг-циями Петроградской, Новгородской, Псковской, Мурманской, Череповецкой, Олонецкой (упразднённой в 1922) губерний и Карельской трудовой коммуны (с 1923 - Карельской АССР). По решению ЦК РКП(б) в апр. 1921 образовано в Петрограде Сев. бюро ЦК в составе 5 чел., с окт. 1921 оно стало именоваться Сев.-Зап. бюро ЦК РКП(б). Бюро было полномочным представительством ЦК партии и отвечало за постановку работы в губерниях. Все члены Бюро персонально утверждались ЦК РКП(б) из числа членов ЦК или ответственных руководителей местных парт. орг-ций. Бюро помогало парт. орг-циям укреплять свои ряды, устранять недочёты, разрешать противоречия и несогласованность в деятельности хоз., адм. и воен. органов, ведало учётом и распределением кадров, содействовало их росту, направляло воспитательную работу. Бюро регулярно информировало ЦК партии о положении дел на местах, отчитывалось перед ним о своей работе. На 1-й областной Ленингр. парт. конференции (15-19 нояб. 1927) Бюро было упразднено, вместо него избран Ленингр. областной к-т ВКП(б).

Лит.: Очерки истории Ленинградской организации КПСС, ч. 2 - Ноябрь 1917 - 1945, [Л.], 1968.



"СЕВЕРО-ЗАПАДНОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО", контрреволюционное марионеточное "правительство" при главнокомандующем белогвард. Сев.-Зап. армией Н. Н. Юдениче в 1919, одна из попыток прикрыть воен. диктатуру вывеской демократии. Создано 11 авг. 1919 в Ревеле (ныне Таллин) группой представителей бурж. и мелкобурж. партий (кадеты, эсеры, меньшевики). Список чл. "пр-ва" во главе с рус. нефтепромышленником С. Г. Лианозовым был составлен чл. англ. миссии в Прибалтике ген. Ф. Д. Маршем. Англ. оккупанты требовали, чтобы "пр-во" признало независимость Эстонии и объединило бы силы белоэстонцев и белогвардейцев для нового похода на Петроград. "Пр-во" самораспустилось 5 дек. 1919 после провала наступления Юденича (см. Петроградская оборона 1919).

Лит.: Федотов Б. Ф., На дальних подступах к Красному Питеру, "Вопросы истории", 1972, № 9 - 10.

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ (Northwest Territories), адм.-терр. единица Канады. Пл. 3780 тыс. км2. Нас. 39 тыс. чел., в т. ч. 11 тыс. эскимосов и 7 тыс. индейцев (1971). Адм. центр -г. Йеллоунайф. С.-З. т. занимают северную часть материка Сев. Америки (более 4/5 - в пределах Лаврентийской возв.), включая Канадский Арктич. архипелаг. На 3.- горы Макензи выс. до 2164 м. Климат арктический и субарктический. Ср. месячные температуры от 3-16°С до -28,-36 °С. Осадков 150-400 мм в год. Растительность гл. обр. тундровая и лесотундровая; на Ю.-З.-хвойные леса. С.- 3. т.- одна из наименее освоенных частей Канады. Основа экономики - горнодоб. пром-сть; добыча цинка и свинца (в Пайн-Пойнте), золота (в Йеллоунайфе), вольфрама (в Тангстене), нефти (в Норман-Уэлсе). Главное занятие коренного населения - пуш-но-меховой промысел (песец, ондатра) и рыболовство (сиг, форель). Осн. трансп. артерия - р. Макензи.

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ПОЛУОСТРОВ, наиболее крупный п-ов Исландии в её сев.-зап. части. Ограничен зал. Брейдифьорд и Хунафлоуи и Датским прол. Дл. св. 100 км. Расчленён многочисл. фьордами. В рельефе преобладают базальтовые плато и низкогорья (выс. до 998 м) с карами, трогами, моренными грядами, снежниками и ледниковой шапкой Драунгайёкудль (пл. ок. 200 км2). Скудная тундровая растительность. Узкие полосы прибрежных низменностей с редкими населёнными пунктами. Рыболовство.

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ПОХОД 1934-1936, перебазирование осн. сил китайской Красной армии (ККА) из сов. р-нов, находившихся в Центр, и Юж. Китае, на С.-З. страны, в пров. Шэньси и Ганьсу. В сент. 1934 в связи с окружением гоминьдановскими войсками Центр. сов. р-на, расположенного на стыке провинций Цзянси и Фуцзянь, ЦК КПК решил прорвать кольцо окружения главными силами ККА 1-го фронта и продолжать борьбу под лозунгом Советов. С.-з. п. начался 16 окт. 1934. Преследуемые гоминьдановскими войсками части ККА 1-го фронта (вместе с ЦК КПК) в нояб.- дек. 1934 прошли пров. Цзянси, Гуандун, Хунань, Гуанси и вступили в пров. Гуйчжоу. Здесь в январе 1935 в г. Цзуньи состоялось совещание части членов Политбюро и членов ЦК. к-рое привело к усилению позиций МаоЦзэ-дуна и его сторонников в руководстве КПК. Из Гуйчжоу войска 1-го фронта вынуждены были двинуться в пров. Юньнань. Переправившись 8 мая 1935 через р. Цзиньшацзян, они вошли в пров. Сикан, а в нач. июня 1935 вступили в зап. часть пров. Сычуань, где объединились с войсками ККА 4-го фронта, к-рыми командовали Сюй Сян-цянь и Чжан Го-тао. В нач. авг. 1935 на совещании Политбюро ЦК КПК в Мао-эргай было решено продолжать поход объединёнными силами двух колонн (восточной и западной) на С., поближе к р-нам, граничащим с СССР. Однако обострившаяся борьба в руководстве партией между Мао Цзэ-дуном, стремившимся к захвату руководства партией и армией, и Чжан Го-тао и его сторонниками привела к расколу партии и её вооруж. сил. 1-й и 3-й корпуса 1-го фронта (входившие в состав восточной колонны ККА), при к-рых находилась часть членов ЦК КПК и Политбюро ЦК, в т. ч. Мао Цзэ-дун, в окт. 1935 достигли возглавляемого Гао Ганом и Лю Чжи-данем сов. р-на на стыке пров. Шэньси и Ганьсу. Соединения ККА во главе с Чжу Дэ и Чжан Го-тао (зап. колонна ККА), в течение года действовавшие в Сычуань-Сиканском пограничном р-не, прибыли в пограничный р-н Шэньси - Ганьсу в октябре - ноябре 1936 вместе со 2-м и 6-м корпусами (2-м фронтом) ККА, действовавшими до этого на стыке пров. Хунань - Сычуань - Гуйчжоу. С.-з. п. закончился. Несмотря на огромные потери, к-рые понесли ККА и КПК в результате пройденного с боями изнурительного огромного пути, и трудности, созданные для партии фракционной борьбой Мао Цзэ-дуна и др., С.-з. п. завершился укреплением революц. базы в Пограничном районе Шэньси - Ганьсу, ставшей местопребыванием ЦК КПК до лета 1947. Кит. народ вписал яркую страницу в историю своей героической освободительной борьбы.

Лит.: Новейшая история Китая, М., 1972, с. 156 - 70; Браун О., Китайские записки. 1932-1939, [пер. с нем.], М., 1974.

А. С. Титов.

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ПРОХОД, морской путь между Атлантич. и Тихим океанами, проходящий через моря и проливы Канадского Арктич. архипелага.

Поиски С.-З. п. как кратчайшего пути из Зап. Европы в Вост. Азию начали англ., португ. и франц. экспедиции 1497-1542, открывшие вост. побережье Сев. Америки. В 1576-1631 англ. арктич. экспедиции открыли пролив Дейвиса и море Баффина, Гудзонов прол., Гудзонов зал. и бассейн Фокс. Тяжёлые ледовые условия длительное время не давали проникнуть дальше на С. и С.-З.; в 1819-20 У. Парри открыл у 74° с. ш. проливы Ланкастер, Барроу и Вайкаунт-Мелвилл, в 1821-24 - проливы Фьюри-энд-Хекла и Принс-Риджент. Возможность судоходства была установлена в зал. Коронейшен (в 1821) Дж. Франклином, в юж. и юго-вост. частях моря Бофорта (в 1826) Дж. Франклином и Д. Ричардсоном, при этом были открыты зал. Амундсена и прол. Долфин-энд-Юнион. В 1837-39 П. Дис и Т. Симпсон, следуя на лодках на В. от зал. Коронейшен, открыли прол. Дис, зал. Куин-Мод и прол. Симпсон. В 1845-1846 экспедиция Дж. Франклина прошла на двух судах от прол. Барроу через проливы Пил и Франклин к о. Кинг-Уильям. В 1850-52, следуя на В. от Берингова пролива, Р. Мак-Клур открыл пролив Принца Уэльского и пролив Мак-Клур, чем было доказано существование С.-З. п. В 1852 У. Кеннеди открыл пролив Белло. Впервые С.-З. п. прошёл с В. на 3. с тремя зимовками Р. Амундсен в 1903-06 на судне "Йоа", а с 3. на В.- Г. Ларсен в 1940-42 на судне "Сент-Рок" с двумя зимовками. В 1944 С.-З. п. был пройден с В. на 3. в одну навигацию Г. Ларсеном на том же судне.

Лит.: Арктические походы Джона Франклина, Л., 1937; Магидович И. П., История открытия и исследования Северной Америки, М., 1962; Dodge E. S.. Northwest by sea, N. Y., 1961. И. П. Магидович.

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ШТАТ (North-Western State), штат на С.-З. Нигерии. Пл. 168,7 тыс. км2. Нас. 8,5 млн. чел. (1973), гл. обр. народности хауса, нупе, фульбе. Адм. центр - г. Сокото. Большую часть территории занимает плато (выс. 200-500 м). На 3. и Ю.- равнины, дренируемые pp. Сокото и Кадуна (притоки р. Нигер). Климат экватори-ально-муссонный. Ср. месячные темп-ры от 24 °С (декабрь - январь) до 32 °С (апрель). Сухой сезон длится от 6 мес на Ю. до 8 мес на С. Осадков от 600-1000 мм в год на С. до 1000-1400 мм на Ю. Саванная растительность. Потребительское земледелие (просо, сорго, бобовые, корнеплоды). Мелкотоварные х-ва дают гл. обр. арахис, хлопок, рис, сах. тростник, а также табак, соевые бобы, орехи дерева ши, пальмовые ядра. Экстенсивное скотоводство. Текст. ф-ка (Гусау), цем. з-д (Сокото). Развиты кустарное ткачество, крашение. Добыча известняка.

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЙОН, один из крупных экономич. районов СССР. Занимает всю сев. часть Европ. территории Советского Союза. Берега С.-З. э. р. на С. омываются Баренцевым, Белым и Карским морями, на Ю.-З.- Финским зал. Балтийского моря. В состав его входят Ленинградская, Новгородская, Псковская, Вологодская, Архангельская, Мурманская обл., Карельская АССР и Коми АССР. Пл. 1662,8 тыс. км2 (7,4% территории СССР); нас. 12,7 млн. чел. в 1975 (5% населения СССР). Плотность населения 7,7 чел. на 1 км2. Наиболее значительна плотность населения в Ленинградской (включая Ленинград; 67,6 чел. на 1 км2), Новгородской и Псковской областях (13-16 чел. на 1 км2). Повсеместно живут русские. В северных районах расселены карелы, коми, ненцы, саами. Гор. население 77,4% (1975). Насчитывается 115 городов и 235 посёлков гор. типа; среди них выделяется второй по величине и значению город Сов. Союза - Ленинград (4,3 млн. чел., включая городские поселения, подчинённые Ленинградскому горсовету); 9 городов имеют численность населения от 150 до 400 тыс. чел. (Архангельск, Мурманск, Череповец, Вологда, Петрозаводск, Северодвинск, Новгород, Псков, Сыктывкар).

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЙОН

Поверхность района в основном равнинная, на крайнем В.- хребты Северного и Полярного Урала, на Ю.-З.- Валдайская возв., в вост. части - Тиманский кряж, Сев. Увалы, на С.-З.- возвышенности Кольского п-ова (наибольшие-Хибины, Ловозерские Тундры). Климат умеренно континентальный, с тёплым увлажнённым летом и суровой многоснежной зимой. Континентальность климата нарастает в сев.-вост. направлении. В зап. части р-на расположены крупные озёра - Ладожское, Онежское, Белое, Ильмень и др., соединённые между собой реками (Нева, Свирь, Волхов, Вуокса и др.). Эти водные пути связывают центр. р-ны Европ. части СССР не только между собой, но и со странами Зап. Европы. За сов. время они подверглись коренной реконструкции, были построены новые шлюзы и каналы, соединившие их с Белым м. (Беломорско-Балтийский канал) и р. Волгой (Волга-Балтийский водный путь). В вост. части района протекают крупные судоходные pp. Печора, Сев. Двина, Мезень, Онега.

Большая часть территории располагается в лесной зоне, крайний С.-в тундровой зоне.

Из разнообразных ресурсов р-на общесоюзное значение имеют лесные (1/10 общесоюзных запасов древесины и 60% запасов лесов Европ. части СССР), месторождения апатитовых руд и фосфоритов (ок. 40% балансовых запасов фосфатного сырья), кам. угля, нефти и природного газа, никелево-медных и жел. руд, слюды.

Преимущества экономико-географич. положения - выход С.-З. э. р. к трём морям Атлантического ок., соседство с Центральным, Волго-Вятским и Уральским экономич. р-нами. Наличие мор. портов (Ленинград, Мурманск, Архангельск, Выборг, Беломорски др.) способствовало развитию х-ва района, активному освоению ресурсов, особенно идущих на экспорт, формированию центров обрабат. пром-сти на привозном сырье.

В общесоюзном территориальном разделении труда С.-З. э. р. специализируется на высококвалифицированном, сложном и точном машиностроении, судостроении, лесной, целлюлозно-бумажной, деревообрабатывающей пром-сти, цветной металлургии, химич. пром-сти, некоторых отраслях лёгкой, рыбной пром-сти, молочном животноводстве и льноводстве; новой отраслью специализации С.-З. э. р. становится нефтегазодобывающая пром-сть. С.-З. э. р. выделяется как важный район научно-технич. прогресса, подготовки высококвалифицированных кадров. Быстро развивается туристско-экскурсионное х-во, имеющее общесоюзное и междунар. значение (Ленинград, Новгород, Псков, Соловецкие о-ва и др.).

В структуре пром-сти С.-З. э. р. высокий удельный вес занимают машиностроение и металлообработка (30,1%); значителен также удельный вес лесной, целлюлозно-бум. и деревообр. пром-сти (13%), лёгкой (13,2%) и пищ. (18%) пром-сти; важна роль химич., цветной и чёрной металлургии, топливодобывающей пром-сти и электроэнергетики.

Терр. С.-З. э. р. освоена неравномерно. Выделяется юго-зап. часть (Ленинградская, Псковская, Новгородская обл.) - 62% пром. и 61% с.-х. произ-ва, ок. 60% населения р-на. До Окт. революции 1917 здесь исторически сформировался столичный - Петроградский пром., науч. и культурный центр. В сов. время на базе использования местной квалифицированной рабочей силы и научно-технич. кадров сложилась вторая (после Центр. р-на) индустриальная база обра-бат. пром-сти; на неё приходится 8% продукции машиностроения Сов. Союза и ок. 90% С.-З. э. р. Осн. отрасли: судостроение (атомные ледоколы, пасс. теплоходы, танкеры, рефрижераторы, лесовозы, рыболовные и речные суда), энер-гетич. и электротехнич. машиностроение (почти 1/2 паровых и гидравлич. турбин и генераторов, от 10 до 20% различных типов электродвигателей), приборостроение (св. 10% общесоюзного произ-ва), станкостроение, тракторостроение, вагоностроение, произ-во разнообразного технологич. оборудования. Маш.-строит. производств. объединения Ленинграда широко осуществляют кооперацию с предприятиями, размещёнными во многих др. городах (Гатчина, Ломоносов, Выборг, Тихвин, Кировск, Псков, Великие Луки, Новгород, Чудово и др.).

Большая потребность в металле ленинградских предприятий удовлетворяется завозом из др. р-нов и малой металлургией крупных маш.-строит. з-дов. В пос-левоен. период построен крупный Череповецкий металлургический завод.

С.-З. э. р.- крупнейшая лесная база страны: заготовляется 1/4 всей древесины (ок. 100 млн. м3), вырабатывается 16% пиломатериалов, 47% целлюлозы, 35% бумаги, 24% картона, производимых в СССР. Крупнейшие лесоперерабатывающие центры: Архангельск, Котлас, Сыктывкар, Кондопога, Сегежа, Беломорск, Кемь, Сортавала, Сокол, Свето-горск. В Петрозаводске, Архангельске, Вологде размещены з-ды по произ-ву машин и оборудования для лесозаготовит. и деревообр. пром-сти.

По химич. пром-сти С.-З. э. р. занимает 2-е место (после Центрального р-на). Ленингр. предприятия специализированы на произ-ве резины и изделий из неё, пластич. масс, синтетич. материалов, лаков и красок, фармацевтич. изделий. Горно-химич. пром-сть Мурманской обл. производит св. 13 млн. т апатитового концентрата, к-рый вывозится на большинство суперфосфатных з-дов страны и на экспорт (св. 6 млн. т). Центры произ-ва минеральных удобрений: Ленинград, Новгород, Волхов, Кингисепп, Череповец.

Цветная металлургия представлена предприятиями, производящими алюм. сырьё (Североонежский бокситовый рудник, Пикалёвский, Бокситогорский глинозёмные з-ды), алюм. з-дами (Волховским, Надвоицким, Кандалакшским), добычей медно-никелевых руд, произ-вом концентратов и выплавкой никеля (Никель, Заполярный, Мончегорск) и др.

Энергетика р-на развивается как на местных ресурсах - торф, сланцы (часть Прибалтийского сланцевого бассейна), нефть и газ (Тимано-Печорский нефте-гаэоносный бассейн), кам. уголь (Печорский угольный бассейн), гидроресурсы, так и на привозном топливе. В зап. части р-на в связи с недостатком топливно-энергетич. ресурсов построены две атомные электростанции (Мурманская и Ленинградская). В 1974 в р-не было выработано 47,4 млрд. квт х ч электроэнергии, добыто 11,4 млн. m нефти (включая газовый конденсат), св. 18 млрд. т3газа, 23,4 млн. т каменного угля, 1,8 млн. т торфа.

С. х-во С.-З. э. р. специализируется на молочном и молочно-мясном животноводстве, овощеводстве, картофелеводстве и льноводстве. С.-х. угодья составляют 7,8 млн. га (4,7% территории С.-З. э. р.), в т. ч. пашня - 3,3 млн. га, сенокосы - 2,6 млн. га, пастбища -1,8 млн. га. Производство мяса, молока, яиц, овощей осуществляется на пром. основе (крупные животноводческие откормочные комплексы, птицефабрики). В сев. районах С.-З. э. р. (Архангельская и Мурманская обл., Коми АССР) важную роль играет оленеводство. Высокодоходная отрасль - клеточное звероводство.

Протяжённость жел. дорог составляет (1974) 11,8 тыс. км (в т. ч. электрифицированных 1,7 тыс. км), эксплуатируемых водных путей - 21 тыс. км, автомобильных дорог с твёрдым покрытием -32,9 тыс. км, магистральных газопроводов - 3,2 тыс. км, в т. ч. газопровод ''Сияние Севера" (Ухта - Ярославль -Торжок); построен нефтепровод Усинск -Ухта - Ярославль - Москва. Осуществляется большое строительство новых путей сообщения (жел. дороги Архангельск - Карпогоры, Ертом - Кослан-Микунь, Сыня - Усинск, Сосногорск -Троицко-Печорск; автомобильные дороги: Мурманск - Ленинград, Архангельск -Вологда, Вологда - Новая Ладога и др.).

Вывозятся из С.-З. э. р. машины, различные виды оборудования, приборы, древесина и изделия из древесины, апатитовый концентрат, химич. изделия, природный газ, нек-рые изделия лёгкой пром-сти, рыбная продукция. Ввозятся в район каменный уголь, нефть, металлы, а также зерно и др. продовольственные грузы.

Лит.: Российская Федерация. Общий обзор и Европейский Север, М., 1972 (серия "Советский Союз"); Северо-Запад РСФСР. Экономико-географическая характеристика, М., 1964; Альтман Л. П., Экономические районы Северо-Запада СССР и основные проблемы их развития, в сб.: Северо-Запад Европейской части СССР, [Л.], 1963; Развитие и размещение производительных сил СССР. Северо-Западный экономический район, М., 1967. Л. П. Альтман, Н. Н. Казанский.

СЕВЕРО-КАВКАЗСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА, объединяет участки дорог в пределах Краснодарского и Ставропольского краёв, Дагестанской АССР, Чечено-Ингушской АССР, Кабардино-Балкарской АССР, Северо-Осетинской АССР, Ростовской обл. и небольшие участки в пределах Калмыцкой АССР, Астраханской и Волгоградской обл. С.-К. ж. д. связывает Сев. Кавказ и республики Закавказья со всей сетью жел. дорог СССР. Эксплуатац. длина (1974) 5438 км, или 4% протяжённости всей сети ж. д. СССР. Управление дороги - в Ростове-на-Дону. Граничит: с Приволжской ж. д.- станции Трусово (в р-не Астрахани) и Котельниково; с Азербайджанской ж. д.- ст. Самур; с Закавказской ж. д.-ст. Весёлое; с Донецкой ж. д.- станции Марцево, Несветай и Зверево; с Юго-Восточной ж. д.- станции Зверево и Цимлянская.

В 1875-76 была построена линия Ростов-на-Дону - Владикавказ (Орджоникидзе), связавшая Северный Кавказ с р. Дон, а затем с Донбассом и дорогами Центра. В 1893 после прокладки дороги через Грозный на Гудермес - Петровск (Махачкала) - Дербент и далее на Баку (Баладжары) Сев. Кавказ получил связь с дорогами Закавказья. От гл. линии С.-К. ж. д. Ростов-на-Дону - Дербент были построены ответвления: на Краснодар (1887), Новороссийск (1888), Ставрополь (1897), Сальск (1889) и далее на Куберле - Котельниково, что обеспечило прямую связь с Царицыном (Волгоградом), а следовательно, и с Волгой; а также ветки на Кисловодск, Кизляр, Нальчик. За годы Сов. власти построены линии: Черноморская дорога (от Туапсе на Сухуми - 219 км), к-рая сократила путь от Тбилиси в Центр на 659 км, а от Сухуми - почти на 1500 км в сравнении с кружным путём на Баку (Баладжары). Во время Великой Отечеств. войны 1941-45 линия Кизляр - Астрахань (1942) сыграла важную роль в историч. битве на Волге. Сооружается (1976) спрямляющая линия от Краснодара на Туапсе через отроги Кавказского хребта.

В составе дороги 9 отделений: Ростовское, Кавказское, Минераловодское, Ставропольское, Грозненское, Махачкалинское, Краснодарское, Сальское и Туапсинское. Обслуживает с.-х. р-ны (Краснодарский, Ставропольский края и др.), р-ны нефтяной, газовой, кам.-уг. (в вост. Донбассе), машиностроит., цементной (з-ды Новороссийска) пром-сти, а также курорты союзного значения (Кавказские Минеральные Воды, Сочи и др.).

Дорога взаимодействует с водным транспортом: по Чёрному м. (ст. Новороссийск, Туапсе, Сочи); с Волгодонским речным пароходством (ст. Ростов, Азов, Ейск, Усть-Донецкая, Волгодонская); с Азовским пароходством (ст. Таганрог); с Каспийским пароходством (ст. Махачкала 2-й порт), Керченская паромная переправа связывает С.-К. ж. д. (ст. Кавказ) с Крымом.

Наиболее крупные ж.-д. узлы: Ростов (Батайск), Тихорецкая, Кавказская, Армавир, Краснодар, Минеральные Воды, Гудермес. В 1974 общий грузооборот дороги составил 117,5 млрд. т х км, или 3,8% общесетевого. Ок. 3/4 всего отправления грузов составляют нефтяные, кам. уголь, минерально-строит. материалы, хлебные грузы, кроме того, машины и оборудование, пищевые продукты. Ср. грузонапряжённость св. 21 млн. т х км/км. Удельный вес транзитных перевозок невелик. Пассажирооборот дороги составил (1974) 14,3 млрд. пасс.-км. В отправлении преобладают пригородные пассажиры; в дальнем сообщении ежегодно перевозится большое число пассажиров в направлении Минеральные Воды - Сочи.

До Окт. революции 1917 С.-К. ж. д. была слабо технически оснащена, линии почти все однопутные с паровозной тягой и малой пропускной способностью. В совр. условиях на всех гл. направлениях дороги имеются вторые пути, широко применяется автоблокировка, диспетчерская централизация стрелок и сигналов, диспетчерское управление движением поездов. С 1936 началась электрификация С.-К. ж. д. К 1975 были переведены на электротягу все осн. направления дороги: Марцево - Ростов - Армавир - Туапсе - Сочи - Весёлое и Лихая - Ростов - Прохладная - Дербент, а также ряд боковых линий (Минеральные Воды - Кисловодск и др.). В 1974 удельный вес тепловозной тяги в грузообороте дороги составил 51,2%, электрической -48,4%. Награждена орденом Ленина (1971). Е. Д. Хануков.


СЕВЕРОКАВКАЗСКАЯ КУЛЬТУРА, археол. культура эпохи бронзы (2-е тыс. до н. э.), распространённая на Сев. Кавказе. Поселения С. к. не изучены; могильники - курганные (в степях и предгорьях) и грунтовые (в горах). Захоронения в грунтовых ямах, кам. ящиках и склепах. Ранние - скорченные костяки с юж. ориентировкой, засыпанные красной краской; с сер. 2-го тыс. до н. э. -вытянутые, с вост. или зап. ориентировкой. Погребальный инвентарь: керамика (сосуды округлых форм с отпечатками верёвочки, штампов и налепами), бронзовые листовидные ножи, тесла, топоры, булавки, украшения, кам. булавы и топоры. С. к. делится на локальные варианты, отражающие особенности родственных племенных групп. Обществ. строй племён С. к.- патриархально-родовой. Основа х-ва - пастушеское скотоводство и земледелие. С. к. сменилась генетически с нею связанными прнкубанской культурой и кобанской культурой.

Лит.: Mapковин В. И., Культура племен Северного Кавказа в эпоху бронзы (II тыс. до н. э.), М., 1960.

СЕВЕРОКАВКАЗСКАЯ МЯСО-ШЁРСТНАЯ ПОРОДА овец, порода полутонкорунных овец. Выведена в 1943-60 в совхозе "Восток" Ставропольского края скрещиванием маток ставропольской породы с баранами пород линкольн и ромнимарш и последующим разведением помесей первого поколения "в себе". Взрослые бараны весят 90-100 кг, нек-рые до 150 кг, матки 55-60 кг. Руно штапельного и штапельно-косичного строения. Шерсть однородная, уравненная по длине н тонине, извитость крупная, дл. 12-13 см, наибольшая 18 с,ч, тонина 58-50-го качества. Настриг шерсти с баранов 9-13 кг, с маток 5,8-6,5 кг. Выход мытой шерсти 55-58% . Шерсть используется в основном для изготовления трикотажа. Плодовитость овец 130-140 ягнят на 100 маток. Разводят на Сев. Кавказе, в Закавказье, центральных областях РСФСР, Бурятской АССР и Казахской ССР.

Лит.: Семенов С. И.. Кроссбредное овцеводство на Ставрополье, Ставрополь, 1964; Овцеводство, под ред. Г. Р. Лнтовченко и П. А. Есаулова, т. 2, М., 1972.

СЕВЕРО-КАВКАЗСКАЯ ОПЕРАЦИЯ 1920, боевые действия войск Кавказского фронта по разгрому деникинских войск на Дону и Сев. Кавказе 14 февр.-7 апр. во время Гражд. войны 1918-20. Белогвард. войска (команд. ген. А. И. Деникин) к нач.. февр. состояли из Добровольческого корпуса, двух армий - Донской и Кубанской и войск Сев. Кавказа (всего св. 53 тыс. штыков, 60 тыс. сабель, ок. 2 тыс. пулемётов, св. 450 орудий, 18 бронепоездов, 31 бронемашина, 8 танков, 96 самолётов). Кавказский фронт (команд. М. Н. Тухачевский, чл. РВС Г. К. Орджоникидзе) в составе 8-й, 9-й, 10-й, 11-й общевойсковых армий, 1-й Конной армии и Сводного конного корпуса (всего 48,5 тыс. штыков, 20,6 тыс. сабель, 2400 пулемётов, 512 орудий, 10 бронепоездов, 10 самолётов) имел задачу окружить осн. силы деникинской армии в р-не Батайск, Кущевская, Весёлый и уничтожить их. В операции участвовали партизаны Кубани и Причерноморья. По плану операции гл. удар наносила группировка в составе 10 стрелк. и 8 кав. дивизий из р-на Великокняжеская (ныне Пролетарская) в направлении на Тихорецкую, Тимошевскую встык Донской и Кубанской армий. В последующем имелось в виду развивать наступление правым крылом войск фронта на Новороссийск, а центром и левым крылом -на Майкоп, Владикавказ, Грозный. Несмотря на значит. превосходство белогвардейцев в численности, командованию Кавказским фронтом удалось путём перегруппировки добиться значит. перевеса сил на направлении гл. удара. Боевые действия разделяются на два этапа: 1-й (14 февраля - 2 марта), включающий Егорлыкскую операцию 1920, в ходе которой была прорвана оборона противника на реке Маныч и разгромлены осн. кав. соединения Деникина в р-не Егорлыкская. На левом крыле фронта 11-я армия вышла на рубеж Дивное - Кизляр. В тылу врага поднялись на борьбу партизаны, которые 24 февр. овладели г. Туапсе, а 11 марта объединились в партизанскую армию численностью ок. 12 тыс. чел. 2-й этап (10 марта - 7 апр. 1920) - две одновременные операции: Кубано-Новороссийская, проведённая силами правого крыла фронта (8-я и 9-я армии), и Майкопско-Грозненская, проведённая войсками центра и левого крыла фронта (1-я Конная, 10-я и 11-я армии); в операциях участвовали партизаны.

В результате С.-К. о. сов. войска почти полностью уничтожили или взяли в плен войска Донской и Кубанской армий. Только Добровольческому корпусу численностью до 40 тыс. чел. удалось 26-27 марта переправиться из Новороссийска в Крым. На большей части территории Сев. Кавказа была окончательно восстановлена Сов. власть. Операция представляет собой пример умелого ведения боевых действий в условиях весенней распутицы, с преодолением мно-гочисл. рек, степных и горных р-нов, сочетания действий регулярных войск с ударами партизан по тылам врага. Выход войск фронта на побережье Чёрного м., расширение береговой зоны Азовского и Каспийского морей, овладение крупными портами способствовали возрождению сов. Черноморского флота, расширению базы для действий Каспийской и Азовской военных флотилий. Антанта была вынуждена снять блокаду Сов. республики.

Лит.: Директивы командования фронтов Красной Армии (1917 - 1922 гг.). Сб. документов, т. 2, М., 1972, с. 479 - 506; История Гражданской войны в СССР, т. 4, М., 1959, с. 294 - 300j Агуреев К. В., Разгром белогвардейских войск Деникина, М., 1961.

В. Г. Клевцов.

СЕВЕРОКАВКАЗСКАЯ ПОРОДА свиней, порода свиней мясо-сального направления продуктивности. Выведена в СССР в р-нах Сев. Кавказа скрещиванием местных кубанских, крупных белых, беркширских и короткоухих белых свиней. Утверждена в 1955. Свиньи отличаются крепкой конституцией. Масть черно-пёстрая. Хряки весят 300-350 кг, матки 220-240 кг. Плодовитость маток 10-11 поросят за опорос. Животные скороспелы. При мясном откорме молодняк к 6-7-месячному возрасту весит 100-120 кг; затраты корма - 4-4,2 кормовой единицы на 1 кг привеса. Убойный выход 70-75%. Выход мяса в туше 56-58%. Хряков С. п. используют для пром. скрещивания с матками крупной белой и других пород.

Плем. поголовье С. п. находится в х-вах Ростовской обл., Краснодарского и Ставропольского краёв и Узб. ССР.

Лит.: Маркушин А. П., Ладан П. Е., Г о р б е л и к В. И., Животноводство с основами разведения сельскохозяйственных животных, 3 изд., М., 1972; Свиноводство, под ред. Г. Н. Доброхотова, М., 1974.

СЕВЕРО-КАВКАЗСКАЯ СОВЕТСКАЯ РЕСПУБЛИКА, провозглашена 1-м съездом Советов Сев. Кавказа в Екатеринодаре (Краснодар) 7 июля 1918, по докладу Чрезвычайного комиссара Юга России Г. К. Орджоникидзе. Основана для упрочения Сов. власти и сплочения сил трудящихся в годы Гражданской войны и воен. интервенции 1918-20. Объединяла Кубано-Черноморскую советскую республику, Терскую советскую республику, Ставропольскую советскую республику, входила в РСФСР. Съезд Советов Сев. Кавказа принял резолюцию о проведении в жизнь декретов пр-ва РСФСР, создании боеспособной армии, об оказании прод. помощи центр. р-нам страны, усилении борьбы с внутр. контрреволюцией; избрал ЦИК С.-К. с. р. (пред. большевик А. И. Рубин), к-рый создал Реввоенсовет Сев. Кавказа. Наступление белогвард. войск Деникина на Кубань и Ставрополье, кулацкие мятежи на Тереке, сопротивление эсеров и меньшевиков укреплению диктатуры пролетариата ухудшили положение С.-К. с. р. С занятием деникинцами Екатеринодара (17 авг. 1918) ЦИК С.-К. с. р. переехал в Пятигорск. 21 окт. 1918 по приказу авантюриста Сорокина, командовавшего сов. войсками Сев. Кавказа, были расстреляны руководители С.-К. с. р. Рубин, В. Крайний (М. И. Шнейдерман) -пред. Сев.-Кавк. краевого к-та РКП(б) и др. 28 окт. 1918 в станице Невинномысской состоялся 2-й, Чрезвычайный съезд Советов Сев. Кавказа. Он образовал ЦИК С.-К. с. р. С захватом к концу 1918 белогвардейцами значит. части республики С.-К. с. р. прекратила существование. В дек. 1918 Президиум ВЦИК принял постановление об упразднении С.-К. с. р.

Лит.: Борьба за Советскую власть на Кубани в 1917 - 1920 гг. (Сб. документов и материалов), Краснодар, 1957; Разгон И., Орджоникидзе и Киров и борьба за власть Советов на Северном Кавказе. 1917 - 1920 гг., М., 1941; Э т е н к о Л. А., Большевистские организации Дона и Северного Кавказа в борьбе за власть Советов, Ростов н/Д., 1972. К. А. Хмелевский.

СЕВЕРОКАВКАЗСКИЕ ИНДЕЙКИ, порода индеек, выведенная в колхозах и совхозах Ставропольского края (1946-1956) скрещиванием местных индеек с бронзовыми широкогрудыми. Оперение у С. и. чёрное с бронзовым отливом. Взрослые индюки весят 12-14 кг, индейки 6-7 кг. Яйценоскость 80-100 яиц в год, рекордная - св. 170 яиц. Скрещиванием бронзовых индеек с англ. широкогрудыми индюками и отбором потомства с белым оперением выведены линии белых С. и., отличающиеся высокой мясной скороспелостью. Молодняк, полученный при скрещивании линий белых С. и., в возрасте 120 сут весит 4,5-5 кг. Разводят породу во мн. р-нах СССР.

Лит.: С м е т н е в С. И., Птицеводство, 5 изд., М., 1970.

СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ (СКНЦ) мин-в высшего и среднего спец. образования СССР и РСФСР. Первое в СССР региональное объединение науч. учреждений на базе высшей школы, созданное в 1969 пост. ЦК КПСС и Сов. Мин. СССР "О развитии научных учреждений в отдельных экономических районах РСФСР".

Осн. задачи СКНЦ - орг-ция фундаментальных исследований по ес-теств. и обществ. наукам, разработка науч. проблем, связанных с ускоренным развитием экономики и производит. сил Сев. Кавказа, подготовка науч. кадров, координация науч. исследований вузов и науч. учреждений мин-в и ведомств. Принцип работы СКНЦ - единство науч. исследований, уч. процесса и подготовки специалистов. Гл. направления деятельности - горно-геологич. и хими-ко-биологич. исследования; проблемы физики твёрдого тела, механики сплошной среды, кибернетики; комплексное изучение природных ресурсов; вопросы истории и культуры народов Сев. Кавказа. Руководящий орган - совет ректоров вузов и директоров науч. учреждений. Научно-методич. и научно-органи-зац. работа осуществляется через систему отделений по отраслям наук, проблемных комиссий и науч. советов. СКНЦ объединяет (1975) 6 НИИ, 8 проблемных и 20 отраслевых лабораторий, вычислит. центр, конструкторское бюро, в т. ч. при Ростовском ун-те - НИИ физики (1970), физич. и органич. химии (1970), нейрокибернетики (1971), механики и прикладной математики (1972), биологии (1935), при Таганрогском радиотехнич. ин-те - НИИ однородных микроэлектронных вычислит. структур (1973). Имеются патентно-лицензионные службы, бюро экономич. анализа, опытно-производств. подразделения. СКНЦ координирует (1975) науч. деятельность 44 вузов и 63 н.-и. учреждений Ростовской обл., Краснодарского и Ставропольского краёв, Чеч.-Ингуш. АССР, Сев.-Осет. АССР, Каб.-Балк. АССР и Даг. АССР. Среди научных работников НИИ и вузов 1 академик, 4 чл.-корр. АН СССР, 7 чл. отраслевых академий наук СССР, ок. 780 докторов и ок. 9 тыс. кандидатов наук. СКНЦ работает по координац. планам в контакте с АН СССР и др. науч. учреждениями. В 1974 учёными центра получено 278 авторских свидетельств, 20 патентов, экономич. эффект от внедрения исследований в произ-во составил 59 млн. руб. Науч. кадры готовятся в аспирантурах вузов (2,8 тыс. чел. в 1975), а также путём стажировки, исследоват. практики в ведущих вузах и НИИ. Практикуется н.-и. работа студентов; на базе Таганрогского радиотехнич. ин-та создан учебно-научно-производств. комплекс (вуз - НИИ - КБ - опытное производство). СКНЦ издаёт (с 1973) "Известия" в трёх сериях (обществ., естеств., технич. наук).

Лит.: Жданов Ю. А., Региональный научный центр, в сб.: Будущее науки. Международный ежегодник, в. 6, М., 1973; Высокая наука высшей школы, "Знание -сила", 1975, № 4. Ю. С. Колесников.

СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЙОН, один из крупных экономич. р-нов СССР. Включает Ростовскую обл., Краснодарский и Ставропольский края, Каб.-Балк. АССР, Сев.-Осет. АССР, Чеч.-Ингуш. АССР и Даг. АССР. Пл. 355,1 тыс. км2. Нас. 15 млн. чел. (на нач. 1975). Ср. плотность 42,3 чел. на 1 км2. На территории С.-К. э. р. проживает св. 100 национальностей и народностей, среди них самые многочисленные -русские, чеченцы, украинцы, осетины, кабардинцы, армяне, ингуши, аварцы, даргинцы,- кумыки, лезгины. Благодаря высокому естественному приросту и устойчивому притоку населения из других районов страны доля района в общей численности населения СССР постепенно повышается. За 1959-74 доля гор. населения возросла с 43 до 53% при абсолютном росте численности сел. населения с 6,6 до 7 млн. чел. (из 94 городов после Великой Окт. социалистич. революции образованы 65). Имеется 6 крупных городов (Ростов-на-Дону, Краснодар, Грозный, Таганрог, Орджоникидзе, Сочи), быстро обрастающих городами-спутниками.


СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЙОН


В природном и экономич. отношениях на терр. С.-К. э. р. выделяются: равнинная (степная), предгорная и горная части с амплитудами высот ок. 6 тыс. м (Эльбрус, 5642 м, и побережье Каспийского м.,-28л). Для равнинной и предгорной частей, занимающих 4/5 территории, характерен умеренно континентальный климат с жарким летом и неустойчивой мягкой зимой. Весной и осенью господствующие на равнине юго-вост. И вост. ветры приносят засуху и пыльные бури. В горах чётко выражена высотная поясность. (О природе см. также в ст. Кавказ.)

Из природных ресурсов района общесоюзное значение имеют с.-х. угодья, запасы природного газа и нефти (С.-К. э. р.- одна из старейших нефте-газоносных областей, в пределах к-рой расположены Грозненский, Майкопский, Ставропольский и Дагестанский р-ны), кам. угля (часть Донбасса), руд свинца и цинка (месторождения Садонское, Згидское), вольфрама и молибдена (Тырныауз), кам. соли (Шедокское), карбонатного сырья для хим. и цем. промышленности (р-н Новороссийска), стройматериалов.

Разнообразие и богатство минеральных источников, живописная, полная контрастов природа, целебный климат предгорий при выгодном трансп.-геогр. положении способствовали развитию общесоюзной рекреационно-курортной специализации С.-К. э. р.; ежегодно здесь отдыхают 4-5 млн. чел. В районе сложились и продолжают развиваться причерноморская группа городов-курортов (Сочи, Анапа, Геленджик), старейшая в стране группа Кавказских Минеральных Вод (Кисловодск, Пятигорск, Ессентуки, Железноводск), курорты и туризм в р-нах Приэльбрусья, Казбека (Нальчик, Тамиск, Нарткала, Цей, Домбай, Архыз, Теберда). Формируется новый курортный район в приморской части Дагестана (Талги).

На долю района приходится 1,6% терр. страны, 5,9% населения, 4,8% пром. продукции (1974) и 8-11% (в зависимости от погодных условий года) с.-х. продукции СССР.

Общесоюзной терр. специализацией С.-К. э. р. является совокупность перерабатывающих и индустриально-агр. циклов, представленных наиболее полно многоотраслевым с. х-вом, высокоразвитой пищ. пром-стью и разнообразным машиностроением, сложившихся на основе переработки местного и привозного сырья, развитой топливно-энергетич. базы (газ, уголь, нефть, гидроэнергоресурсы), выгод экономико-геогр. положения и высокой обеспеченности трудовыми ресурсами. Дополняют их нефтеэнергохимич. цикл и пирометаллургич. цикл цветной металлургии.

В 1974 на район приходилось 6,9% общесоюзной добычи природного газа, 2,5% нефти, 5% кам. угля, 5% выработки электро- и 3% теплоэнергии. С вводом в эксплуатацию Чиркейской ГЭС (1000 Мвт) будет освоена 1/4 экономически целесообразных гидроэнергоресурсов района. Суммарная мощность ГЭС достигнет примерно 2000 Мвт.

Особенно большое развитие в районе получили отрасли пищ. пром-сти, на долю к-рых в 1974 приходилось ок. 1/3 валовой пром. продукции в сравнении с 1/5 по стране в целом. С.-К. э. р. производит 19% плодоовощных консернов, 21% растительного масла, 9% мясных и рыбных консервов, 10% крупы, 11% этилового спирта, 8% сахара (из сах. свёклы), 6% цельномолочной продукции, 10% виноградных вин в стране.

В лёгкой пром-сти общесоюзное значение имеет переработка шерсти и кожи (более 7% кожаной обуви от произ-ва в СССР).
Доля машиностроения и металлообработки в пром. продукции района ниже показателя по стране в целом (1974, соответственно 22 и 26%). Соседство Донбасса с его развитой металлургией благоприятствует развитию металлоёмкого машиностроения- с.-х., энергетич., трансп., для пищ. пром-сти. Важнейшая отрасль специализации - с.-х. машиностроение (21% произ-ва в СССР). Крупнейшие з-ды: "Ростсельмаш", Таганрогский комбайновый, "Красный Аксай", "Сальсксельмаш", "Морозовсксельмаш", Краснодарский с.-х. запчастей. На район приходится почти 3/4 общесоюзного произ-ва зерноуборочных комбайнов, более 1/2 тракторных культиваторов, 71% магистральных электровозов (Новочеркасск), 46% паровых котлов высокой производительности (Таганрог), 16% нефтеаппаратуры (Грозный, Новочеркасск), 7% технологич. оборудования и запчастей для пищевой (в т. ч. мясо-молочной и консервной) пром-сти. Развиваются трудоёмкие отрасли машиностроения - подшипниковая, произ-во приборов и средств автоматизации (соответственно 5 и 8% произ-ва в СССР).

На основе добычи и переработки нефти и газа создана нефтегазохимич. пром-сть (Грозный, Невинномысск, Волгодонск, Каменск-Шахтинский). Произ-во азотных удобрений достигло 8% от общесоюзного, полизтиленов 6%, химич. волокон и нитей 4%; увеличивается выработка синтетических жиров и моющих средств, лакокрасок.

Естеств. плодородие почв, благоприятные природные условия обеспечивают высокую эффективность произ-ва и низкую себестоимость продукции с. х-ва. С.-К. э. р.- важнейшая продовольств. база страны, специализирующаяся на выращивании зерновых и масличных культур, плодоводстве и овощеводстве, а также животноводстве мясо-шёрстного направления. Соотношение продукции земледелия и животноводства в продукции с. х-ва примерно равное. С.-х. угодья занимают примерно 3/4 терр. района-25,4 млн. га (на нояб. 1974), из них пашня 16,1 млн. га, сенокосы и пастбища 8,7 млн. га. Под зерновыми, в основном озимыми, занято 1/2 пашни. Удельный вес закупок зерна составляет 12-15% от общесоюзных, в т. ч. пшеницы 14-18%, риса ок. 40%, семян подсолнечника примерно 25%, сахарной свёклы и овощей 8-10%, винограда 15-18%. Растёт производство чайного листа, табака, эфироносов.

Поголовье скота (на нач. 1975): кр. рог. скота 7,3 млн., свиней 7,1 млн., овец и коз 16,5 млн. (соответственно 7,2; 9,8 и 10,9% по стране). Доля района в произ-ве мяса по стране 7-9%, шерсти 16-18%. Площадь орошаемых земель 1,5 млн. га (1974). Созданы крупные гидротехнич. сооружения - Донской магистральный, Б. Ставропольский, Невинномысский, Терско-Кумскнй каналы; Кубань-Калаусская оросит. система; Цимлянское, Краснодарское, Чограйское, Пролетарское водохранилища и др.

Дальнейший рост с. х-ва района связан с интенсификацией, особенно с развитием орошаемого земледелия, мелиорацией дельтовых участков Кубани, Терека, Судака и Дона. В условиях быстрого роста потребления воды с. х-вом на нужды орошения, пром-стью и на коммунально-бытовые нужды особенно остро стоит проблема комплексного использования водных ресурсов. Проводятся работы по восстановлению рыбных богатств Азовского и Каспийского морей.

Развитие трансп. сети связано с обслуживанием самого района, обеспечением транзитных трансп.-экономич. связей Закавказья с другими районами страны и внешнеторг. связей СССР через Новороссийск, Туапсе и др. порты. На долю внутрирайонных связей приходится примерно 1/3 перевозок грузов. В межрайонном грузообмене вывоз незначительно превышает ввоз. Вывозятся в основном уголь, нефтегрузы, машины, хлебные грузы. Ввозятся сырая нефть, лесные грузы, прокат чёрных металлов, минеральные удобрения, машины, концентрат руд цветных металлов, цемент.

Ж.-д. транспорт обеспечивает 4/5 грузо-и 3/4 пассажирооборота р-на. Протяжённость сети жел. дорог 5,9 тыс. км (1974), из них 2031 км электрифицированных. Конфигурацию ж.-д. сети определяют две пересекающиеся в Тихорецке магистрали: Миллерово - Ростов-на-Дону - Армавир - Гудермес - Махачкала - Баку и Волгоград - Сальск - Краснодар - Новороссийск, от к-рых отходят многочисл. линии на Украину, в Центр, Поволжье, Закавказье. Ж.-д. сеть р-на связана с ж.-д. сетью Крыма паромной переправой через Керченский прол. Б. Кавказ пересекают ж.-д. линии Армавир - Туапсе и строящаяся (1976) Краснодар - Туапсе. Протяжённость сети трубопроводов примерно вдвое превышает сеть жел. дорог. Добываемая в р-не нефть идёт на местные нефтеперерабат. з-ды; по продуктопро-воду Грозный - Трудовая транспортируются светлые нефтепродукты в р-н Донбасса. Для доставки сиб. и поволжской нефти в район и на экспорт сооружён нефтепровод Куйбышев - Тихорецк - Новороссийск. Сеть магистральных газопроводов связана с газопроводами Центра, Украины, Поволжья и Закавказья. Длина автодорог с твёрдым покрытием 40,3 тыс. км (1974). Главный, или Водораздельный, хребет пересекают Военно-Сухумская дорога (на выс. 2816 м), Военно-Осетинская дорога (на выс. 2829 м) и Военно-Грузинская дорога (на выс. 2388 м). Развит возд. транспорт. Длина судоходных речных путей -1,6 тыс. км. Важнейшее звено единой трансп. сети - Волго-Донской канал, для усиления которого ведутся- работы по шлюзованию нижнего Дона, построен Николаевский комплексный гидроузел.

В естественноисторич. и хоз. отношении С.-К. э. р. неоднороден. Наиболее промышленно развита сев. часть (Ростовская обл.), включающая вост. крыло Донбасса, где концентрируются добыча угля, энергетика, чёрная металлургия, химия, металлоёмкие отрасли машиностроения; дополняют их отрасли лёгкой пром-сти. С. х-во специализируется на произ-ве пшеницы, подсолнечника и животноводстве молочного и мясного направлений.

В причерноморской части наиболее ярко выражены курортная специализация, произ-во винограда, чая, табака, овощей, фруктов, а