загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна,окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ПРОМЫШЛЕННОМ, ЖИЛОМ И НЕ ТОЛЬКО...:
ПОНЯТИЯ:

МОНТАЖ (франц. montage - подъём установка, сборка, от monter - поднимать), сборка и установка сооружений конструкций, технологического оборудования агрегатов, машин (см. Сборка машин, аппаратов, приборов и др. устройств и готовых частей и элементов.
МОНТАЖ в строительстве - основной производственный процесс, выполняемый при возведении зданий и сооружений или и реконструкции, в результате которого устанавливают в проектное положение строительные конструкции, инженерное технологическое оборудование и др. МОНТАЖ технологического оборудования включает также присоединение его к источникам энергоснабжения системам очистки и удаления отходов оснащение приборами, средствами автоматизации и контроля
.


СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ в СССР, организационно обособленные производственно-хозяйственные единицы, основным видом деятельности которых является строительство новых, реконструкция, капитальный ремонт и расширение действующих объектов (предприятий, их отдельных очередей, пусковых комплексов, зданий, сооружений), а также монтаж оборудовани я. К государственным СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ относятся строительные и монтажные тресты (тресты-площадки, тресты гор. типа, территориальные, союзные специализированные тресты); домостроительные, заводостроительные и сельские строительные комбинаты; строительные, (монтажные) управления и приравненные к ним организации (напр., передвижные механизированные колонны, строительно-монтажные поезда и др.).
ПРОЕКТИРОВАНИЕ (от лат. projectus, буквально - брошенный вперёд), процесс создания проекта - прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния. Различают этапы и стадии ПРОЕКТИРОВАНИЯ, характеризующиеся определённой спецификой. Предметная область ПРОЕКТИРОВАНИЯ постоянно расширяется. Наряду с традиционными видами ПРОЕКТИРОВАНИЯ (архитектурно-строительным, машиностроительным, технологическим и др.) начали складываться самостоятельные направления ПРОЕКТИРОВАНИЯ человеко-машинных систем (решающих, познающих, эвристических, прогнозирующих, планирующих, управляющих и т. п.) (см. Система "человек и машина"), трудовых процессов, организаций, экологическое, социальное, инженерно-психологич., генетическое ПРОЕКТИРОВАНИЕ и др. Наряду с дифференциацией ПРОЕКТИРОВАНИЯ идёт процесс его интеграции на основе выявления общих закономерностей и методов проектной деятельности.
ПРОМСТРОЙПРОЕКТ, проектный институт в ведении Госстроя СССР. Находится в Москве. Организован в 1933. В составе института архитектурно-строительные и конструкторские отделы; ПРОМСТРОЙПРОЕКТ возглавляет объединение "Союзхимстройниипроект" с проектными институтами в Киеве, Ростове-на-Дону, Тольятти, Алма-Ате. Разрабатывает проекты (архитектурно-строительные и сан.-технич. части) производственных зданий и сооружений крупнейших промышленных предприятий автомобильной, машиностроит., металлургич., химич. и др. отраслей пром-сти; схемы генеральных планов пром. узлов и упорядочения существующих пром. районов; мероприятия по повышению уровня индустриализации строительтсва за счёт унификации и типизации зданий, сооружений и конструкций и внедрения эффективных строит. материалов; нормативные документы и методич. указания по проектированию пром. зданий и сооружений. Периодически публикует реферативную информацию "Строительное проектирование промышленных предприятий". Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1958)

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

ником существования коренного приморского населения севера Гренландии, Канады и Аляски.

Велико и постоянно увеличивается трансп. значение С. Л. о. Перевозки осуществляются в основном СССР по Северному морскому пути и США и Канадой по Северо-Западному проходу. Судоходные линии на Гренландию, Исландию, север Скандинавии и Шпицберген, как правило, в летний период не зависят от ледовых условий.

Важнейшие порты СССР - незамерзающий порт Мурманск (Баренцево м.), Кандалакша, Беломорск, Архангельск (Белое м.), Диксон (Карское м.), Тикси (м. Лаптевых), Певек (Восточно-Сибирское м.); крупнейшие зарубежные порты Тромсё и Тронхейм (Норвежское м.), Черчилл (Гудзонов зал.).

Воздушное пространство над С. Л. о. пересекают трассы из Зап. Европы к зап. берегам США (через Гренландию и Канаду) и Японию (через Аляску).

Историю исследования С. Л. о. см. в ст. Арктика.

Лит.: Советская Арктика. Моря и острова Северного Ледовитого океана, М., 1970; Белов Н. А., Д и б н е р В. Д., Результаты геолого-геоморфологических исследований Арктического бассейна, "Проблемы Арктики и Антарктики", 1968, в. 28; К о р о т к е-вич Е. С., Полярные пустыни, Я., 1972; Горбацкий Г. В., физико-географическое районирование Арктики, ч. 3 - Арктический бассейн, [Л.], 1973; Гордиенко П. А., Северный Ледовитый океан ..., Л., 1973; Б у д ы к о М. И., Полярные льды и климат, "Изв. АН СССР. Сер. географическая", 1962, №6; Смирнов В. И., Ледовые условия плавания судов в водах Канадско-Аляскинской Арктики, Л., 1974; Мировой водный баланс и водные ресурсы Земли, Л., 1974; Агранат Г. А., Зарубежный север: опыт освоения, М., 1970.

Е. Г. Никифоров, А. О. Шпайхер.

СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ КАНАЛ, Нордзе-канал (Noordzee Kanaal), судоходный канал в Нидерландах. Соединяет Амстердам с аванпортом Эймёйден на берегу Северного м. Дл. 27 км. Построен в 1865-76; реконструирован. Доступен для судов вместимостью до 90 тыс. т.

СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ (С М П), судоходная магистраль, проходящая вдоль сев. берегов СССР по морям Сев. Ледовитого океана (Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское и Берингово), соединяющая европейские и дальневосточные советские порты, а также устья судоходных сибирских рек в единую общесоюзную трансп. систему; главная сов. морская коммуникация в Арктике. СМП почти в 2 раза короче др. морских путей из Европы на Д. Восток -от Ленинграда до Владивостока по СМП 14 280 км, от Ленинграда до Владивостока через Суэцкий канал 23 200 км, а вокруг мыса Доброй Надежды 29 400 км.

Длина осн. ледовой трассы СМП от новоземельских проливов до порта Провидения 5610 км; протяжённость судоходных речных путей, примыкающих к СМП, составляет ок. 37 000 км. Однако продолжительная и суровая зима при коротком и холодном лете обусловливают большую ледовитость арктич. морей, являются главным препятствием для прохода судов на значит. отрезках трассы; наиболее трудные условия плавания складываются в р-нах больших скоплений тяжёлых льдов, к-рые до конца не разрушаются даже в самые тёплые месяцы (Таймырский и Айонский ледовые массивы). Проводка транспортов через эти массивы возможна только с помощью ледоколов. Для эксплуатации трассы созданы спец. службы: пароходства и морские, речные и авиационные порты, гидрографич. и ромышленно-трансп. предприятия, научные ин-ты и сеть полярных гидрометеостанций (см. Полярные станции).

Совр. СМП - результат разносторонней деятельности государства, и в то же время итог многовекового освоения сев. окраин России.

История СМП начинается с первых плаваний поморов в 11-13 вв., но идея практич. использования СМП (до нач. 20 в. называвшегося Северо-Восточным морским проходом) была высказана рус. дипломатом Д. Герасимовым в 1525. Освоение мор. побережья и арктич. мореплавание велись также сибирскими казаками и "промышленными людьми", ходившими вдоль всего мор. побережья Сибири на парусных мор. судах (кочах). Плавание летом 1648 из устья Колымы к р. Анадырь якут. казака Семёна Дежнёва с товарищами доказало раздельность Евразии и Америки и наличие мор. прохода из Сев. Ледовитого ок. в Тихий. Большой вклад в изучение полярных морей внёс М. В. Ломоносов, к-рый высказал догадку о существовании генерального дрейфа льдов в Арктич. бассейне с В. на 3., разработал классификацию льдов (к-рая во многом сходна с современной), а также занимался проблемами, связанными с изучением Сев. Ледовитого ок. Видное место в этом изучении заняли две Камчатские экспедиции под начальством В. Беринга, высокоширотная во главе с В. Чичаговым, Северо-восточная И. Биллингса - Г. Сарычева, Усть-Янская и Колымская под рук. П. Анжу и Ф. Врангеля, новоземельские Ф. Литке, П. Пахтусова и А. Циволько. Результаты их исследований предрешили вопрос о возможности судоходства по СМП.

С 1877 начались эпизодич. Карские экспедиции с целью вывоза через Карское м. на мировой рынок сибирской с.-х. продукции и минеральных богатств. До 1919 из 122 карских рейсов только 75 прошли успешно; ими перевезено всего 55 тыс. m различных грузов. Неудачи Карских экспедиций объясняются отсутствием в сев. морях должного навигационного оборудования, портов, ледоколов, а также противодействием со стороны царского правительства и торг. капитала. В 1878-79 швед. экспедиция Н. А. Э. Норденшелъда на шхуне "Вега" совершила первое сквозное плавание по СМП с зимовкой у побережья Чукотского п-ова. Однако успех "Веги" не был поддержан и закреплён капиталистами Европы и царским правительством России, отказавшимися вкладывать крупные средства в освоение сев. мореплавания. С 1911 из Владивостока на Колыму ежегодно совершались рейсы одного парохода. Колымские рейсы также не получили развития из-за необорудованности мор. пути. Среди науч. экспедиций этого периода выделяются: русские - на первом линейном ледоколе "Ермак" под командованием С. О. Макарова, полярная на шхуне "Заря" Э. В. Толля, по СМП Г. Л. Брусилова на шхуне "Св. Анна" и В. А. Русанова на судне "Геркулес", полюсная экспедиция Г. Я. Седова на шхуне "Св. Фока", гидрографич. на ледокольных транспортах "Таймыр" и "Вайгач" под начальством Б. А. Виль-кицкого, открывшая в 1913 Северную Землю и совершившая сквозное плавание с В. на 3. с зимовкой в 1914-15; иностранные - американская Де-Лонга на шхуне "Жаннетта", норвежская в Арктич. басс. на судне "Фрам" во главе с Ф. Нансеном, норвежская на судне "Мод" во главе с Р. Амундсеном с 3. на В. по всему СМП с зимовками у побережий Таймырского и Чукотского п-овов. С появлением парового флота, изобретением радио, постройкой ледоколов освоение СМП вступило в новую фазу, ознаменовавшуюся более высоким уровнем исследований.

После Окт. революции 1917 началось планомерное освоение СМП, ставшее неотложной нар.-хоз. задачей. Развитию арктич. мореплавания и науч. исследований на Сов. Севере большое внимание уделял В. И. Ленин. С 1921 успешно осуществляются сов. Карские экспедиции, а с 1923 - Колымские рейсы, подготовившие почву для открытия мореплавания по всей трассе СМП. В 1932 экспедиция на ледокольном пароходе "А. Сибиряков" во главе с О. Ю. Шмидтом впервые прошла из Архангельска до Берингова пролива без зимовки, доказав тем самым реальную возможность эксплуатации СМП. Плавание "Челюскина" (1933) и "Литке" (1934) ещё раз подтвердило готовность СМП к совершению по нему грузовых рейсов, к-рые начались с 1935. В 1932 было создано Гл. управление Сев. морского пути (Главсевморпути), к-рому поручалось проложить окончательно СМП от Белого м. до Берингова прол., оборудовать этот путь, держать его в исправном состоянии и обеспечить безопасность плавания по этому пути. В последующие годы Главсевморпути проводило работы по созданию спец. ледокольного и трансп. флота, по гидрографич. и авиац. обеспечению арктич. навигаций, геологич., гидрологич., метеорологич. и географич. исследованиям, созданию на Сов. Севере очагов социалистич. индустрии. В 30-е и 40-е гг. были построены арктич. порты Игарка, Диксон, Певек, Провидения и др. Для освоения СМП имели значение: экспедиции гидрографические по изучению обстановки трассы и для составления навигационных карт и лоций, высокоширотная на "Садко" (1935), дрейф "Георгия Седова" (1937-40), первая науч. станция "Северный полюс" (1937-38) во главе с И. Д. Папаниным, трансарктические полёты из Москвы в США(1937), ледовые патрули (с 1938), воздушная экспедиция на полюс относительной недоступности (1941), послевоенные экспедиции - на ледоколе "Северный полюс" в сев.-вост. моря (1946), на "Литке" в Карское м. (1948), на том же судне (1955) и дизель-электроходе "Обь" (1956) в Гренландское м. С 1948 проводятся высокоширотные воздушные экспедиции под названием "Север".

Высаженные на дрейфующие льды станции были базами долговременных научных наблюдений. В 1950-51 во льдах Арктики дрейфовала вторая науч. станция "Северный полюс" ("СП"). С 1954 в Арктич. бассейне ежегодно работают по 2 советские дрейфующие станции; в 1974 во льдах Арктического бассейна работала "СП-22"; с кон. 1975 действует "СП-23".

Из наиболее выдающихся плаваний по СМП после 1935 были: проводка воен. кораблей Балтийского флота на Д. Восток (1936), двойной рейс ледокола "И. Сталин" (1939), снабжение прод. и пром. товарами из басс. Тихого ок. Якутии и вост. части Сов. Арктики, перегон дальневосточных воен. кораблей в Баренцево м. в годы Великой Отечеств. войны 1941-45, систематич. переходы речных судов из европ. портов на реки Сибири (с 1948), рыболовецких судов на Д. Восток (с 1951), двойные грузовые рейсы дизель-электроходов "Лена", "Енисей" (с 1954), осенние походы атомохода "Ленин" (1970-71). Вступление в строй новых мощных судов ледового класса: атомоходов "Ленин" и "Арктика", ледоколов "Москва", "Ленинград" и др. однотипных ледокольных судов, современное оборудование арктических портов, расширение сети полярных станций (св. 100) и обсерваторий, достижения науки - всё это создало реальные возможности для выполнения поставленных в 1957 ЦК КПСС и Сов. правительством задач превращения СМП в магистраль массовой перевозки народнохозяйственных грузов.

С 1954 Главсевморпути находится в составе Мин-ва морского флота. В период 1954-64 специализированные подразделения Главсевморпути переданы в ведение Мин-ва гражд. авиации, Мин-ва геологии, главгидрометслужбы и др. ведомств. В 1970 учреждена Администрация Сев. мор. пути при Мин-ве мор. флота; её осн. за-дани: осуществление гос. надзора за рациональным использованием СМП, организация арктич. судоходства, принятие мер к обеспечению безопасности мореплавания и предотвращению загрязнения мор. среды.

Лит.: В и з е В. Ю., Моря Советской Арктики, М.- Л., 1948; История открытия и освоения Северного морского пути, т. 1, 3, М.-Л., 1956-59; Белов М. И., Путь через Ледовитый океан, М., 1963. М. И. Белов.

СЕВЕРНЫЙ ОЛЕНЬ (Rangifer taran-dus), парнокопытное млекопитающее сем. оленей. Дл. тела самцов до 220 см, выс. в холке до 140 см, весят до 220 кг; самки мельче. Волосяной покров зимой густой и длинный, с сильно развитым подшёрстком, летом - более короткий и редкий. Окраска летом однотонная, коричневато- или серовато-бурая, зимой - более светлая, иногда почти белая. Рога развиты у самцов и у самок; у самцов они больше. Голова небольшая; носовая часть покрыта волосами. Уши короткие, с округлой вершиной. Пальцы на ногах способны широко раздвигаться; средние копыта широкие и плоские, боковые -длинные (у стоящего животного касаются земли); вследствие этого копыта С. о. имеют сравнительно большую площадь опоры, что облегчает передвижение по глубокому снегу и топким местам.

Распространён С. о. в Европе, Азии и Сев. Америке; населяет полярные острова, тундру, равнинную и горную тайгу.
Стадное полигамное животное. Зимой осн. корм - лишайники (гл. обр. ягель), ветки, почки деревьев и кустарников; летом - листья и побеги травянистых и кустарниковых растений, ягоды, грибы. С. о. совершает сезонные миграции, перемещаясь на зимние месяцы в места, обильные ягельными пастбищами, расположенными иногда за мн. сотни километров от летних местообнтаний (из тундры - в лесотундру и сев. часть тайги). Течка и спаривание в сентябре -октябре. Продолжительность беременности в среднем 225 суток. В мае - июне самки рождают 1 оленёнка, реже 2; кормят их молоком 4-5 мес. Половая зрелость на 2-м году жизни. Вскоре после гона самцы сбрасывают рога. Новые рога развиваются с апреля по август. Самки сбрасывают рога после отёла; развитие новых заканчивается в сентябре. Линька раз в год. С. о. - осторожное, чуткое животное с хорошо развитым обонянием. Свободно переплывает через реки и озёра.

Северный олень (самец).

Имеет промысловое значение (используются мясо и шкура, последняя-для изготовления меховой одежды и замши).
Дикий С. о.- родоначальник домашних С. о., имеющих большое значение в х-ве народов Крайнего Севера. См. Оленеводство.

Лит. см. при ст. Олени. Ю. П. Язан,

СЕВЕРНЫЙ ОСТРОВ (North Island), остров в Тихом ок., самый северный из трёх островов Н. Зеландии. Отделён от Южного острова прол. Кука. Пл. 115 тыс. км2. Нас. ок. 2,2 млн. чел. (1973). Вдоль зап. и вост. побережий поднимаются горные хребты (выс. до 1700 м), в центр. части - вулканич. плато Тау-по с конусами вулканов (Руапеху, 2796 м - самая высокая вершина С. р.), горячими источниками, гейзерами и тёплыми озёрами. Низм. равнины обрамляют морские побережья. Климат субтропический, морской. На С. о. находятся самая длинная река (Уайкато, 354 км) и наиболее крупное озеро (Таупо, 612 км2) Н. Зеландии. Значит. часть территории острова распахана или занята пастбищами; леса из буков, сосны каури, подокарпуса сохранились в горных районах и нац. парках (Тонгариро, Уревера, Эгмонт). С. о.- осн. животноводческий р-н Н. Зеландии (мясо-молочное направление). Важнейшие города: Уэллингтон (столица Н. Зеландии), Окленд, Нью-Плимут, Нейпир. Открыт А. Тасманом в 1642.

СЕВЕРНЫЙ ПОЛЮС, точка, в к-рой воображаемая ось вращения Земли пересекает её поверхность в Сев. полушарии. Любая другая точка поверхности емли находится по отношению к С. п. всегда в юж. направлении. Располагается в центр. части Сев. Ледовитого ок., где глубины достигают более 4 тыс. м. Круглый год в р-не С. п. дрейфуют мощные многолетние паковые льды. Ср. темп-pa воздуха зимой ок. -40 °С, в летние месяцы ок. О °С и лишь в отд. дни повышается до 1-2 °С. Полярный день длится 186 сут и 10 ч (фактически, вследствие рефракции света, ок. 193 сут), полярная ночь - 178 сут и 14 ч (фактически, вследствие рефракции света, ок. 172 сут). См. также Полюсы географические.

"СЕВЕРНЫЙ ПОЛЮС" ("СП"), дрейфующие н.- и. станции "Северный полюс", советские науч. обсерватории, организуемые на дрейфующих льдах в глубоководной части Сев. Ледовитого ок. Станции "СП" выполняют программу комплексных круглогодичных исследований в области океанологии, ледоведения (физики и динамики льдов), метеорологии, аэрологии, геофизики (наблюдения в ионосферном и магнитном полях), гидрохимии, гидрофизики, а также в области биологии моря. В среднем за год на станции "СП" выполняются: 600-650 измерений глубин океана; 3500-3900 метеонаблюдений за комплексом элементов погоды, 600-650 выпусков шаров-пилотов, несущих радиозонды, 1200-1300 измерений темп-ры и взятий проб морской воды на хим. анализ. Производятся также магнитные, ионосферные, ледовые и другие наблюдения. Регулярное определение координат льдины астрономич. способом позволяет получать данные о направлении и скорости её дрейфа.

Информация о результатах наблюдений регулярно по радио передаётся в науч. центры.

В 1956-59 программы наблюдений станций "СП" координировались с программами Международного геофизического года. С 1973 они направлены на решение задач междунар. программы ПОЛЭКС ("Полярный эксперимент") по проблеме взаимодействия океана и атмосферы в полярных областях Земли.

Результаты наблюдений станций "СП" используются для прогнозирования погоды и ледовых условий плавания по Сев. морскому пути, обслуживания различных отраслей нар. х-ва (морского, речного, воздушного транспорта, пром-сти, строительства и др.).

Идея использования дрейфа льдов (перемещения их под воздействием ветра и течений) для исследования природы высокоширотных районов Сев. Ледовитого ок. принадлежит Ф. Нансену, осуществившему её на "Фраме" в 1893-96.

Необходимость организации дрейфующих станций "СП" вызвана отсутствием суши в центр. части Сев. Ледовитого ок., пригодной для устройства постоянных наблюдательных пунктов.

Первая станция "СП" ("СП-1") была организована в мае 1937 высокоширотной возд. экспедицией "Север-1", руководимой акад. О. Ю. Шмидтом. Созданная в районе географического Сев. полюса станция "СП-1" (в составе И. Д. Папанина, П. П. Ширшова, Е. К. Фёдорова и Э. Т. Кренкеля) за 9 мес дрейфа на Ю. была вынесена в Гренландское море.

С 1954 сов. полярники ведут исследования в центр. Арктике непрерывно; ежегодно в дрейфе находится 1-3 станции "СП". Науч. работой станции "СП" руководит Н.-и. Арктический и Антарктич. институт. Если станция дрейфует через район полюса к проливу между Шпицбергеном и Гренландией (через 2-3 года после начала дрейфа), то она эвакуируется и вместо неё организуется новая в исходном районе. Если станция вовлекается в т. н. антициклональный круговой дрейф (циркуляция льдов против часовой стрелки в секторе океана, прилегающем к сев. Гренландии, Канадскому Арктич. архипелагу и Аляске), то она существует до тех пор, пока остаётся достижимой для снабжения её полярной авиацией. Обычно эти станции удаляются от берегов Сов. Союза на 1500-1800 км и действуют 3-4 г., после чего эвакуируются. Суммарная протяжённость дрейфа станций "СП" в генеральном направлении за 1937-73 составила ок. 35 тыс. км, а по извилистым траекториям -св. 80 тыс. км.

Станции "СП" организуются с помощью самолётов обычно в апреле - мае с помощью ледоколов - в октябре - ноябре.

Средняя продолжительность работы станций "СП" - 26-27 мес (минимальная - 9 мес, максимальная - 48 мес). С 1937 до 1974 на 22 станциях "СП" проработали 54 годичные смены персонала, при общей численности ок. 1400 чел.

Персонал станций "СП" обычно состоит из 2-5 океанологов и гляциологов, 2-6 аэрологов, метеорологов и актинометристов, 3-5 геофизиков, а также врача, 1-2 механиков, 1-2 радистов, повара. Кроме этого, для выполнения кратковременных наблюдений (на несколько месяцев), обычно весной, на "СП" прибывает временный науч. персонал (до 10-20 чел.).

Иногда станции "СП" используются как базы для развёртывания работ подвижных научных отрядов экспедиций "Север", которые своими полётами на небольших самолётах и кратковременными наблюдениями охватывают пространство в радиусе до 300-500 км от станции.

Лагери "СП" состоят из комплекса портативных жилых домиков и науч. помещений (в домиках и спец. полусферич. палатках), кают-компании, электро- и радиостанций, метеорадиолокатора, основных и аварийных складов. На ровном участке льда оборудуется взлётно-посадочная полоса.

Работа коллективов на станциях "СП" проходит в суровых условиях: длительная (до 5 мес) полярная ночь, при сильных (до -50 °С) морозах и частых метелях зимой, когда скорость ветра превышает 15-20 м/сек, преобладание туманной и влажной погоды летом. Особенно опасны разломы ледяных полей, их торошения и разрежения. Вес средней по размерам льдины (пл. 1 км2, толщина 2-3 м) составляет ок. 2-3 млн. т, при неравномерном дрейфе или его поворотах в ледяном покрове возникают огромные напряжения, вызывающие при столкновении льдин их разломы и торошения.

С 1937 по 1973 льдины станций "СП" более 500 раз подвергались разломам. В янв. 1970 ледяной остров станции "СП-19" толщиной св. 30 м был раздроблен, коллектив станции и её оборудование оказались на небольших обломках. С помощью авиации станция "СП-19" была восстановлена на уцелевшей части острова.

В результате многолетней работы станций "СП" был сделан ряд важных физико-географических открытий, получены ценные выводы о закономерностях н взаимосвязи процессов в водной оболочке и атмосфере Земли, в её полярной области.

К наиболее важным относятся открытие глубоководного хр. Ломоносова, пересекающего Сев. Ледовитый ок., и др. поднятий и впадин дна океана, открытие двух основных систем дрейфа льдов (выносной и круговой), установление факта активного проникновения циклонов в центр. Арктику.

Большое значение имеют оперативные данные о циркуляции атмосферы в высоких широтах Арктики, влияющей на формирование погоды в более юж. широтах. С развитием исследований в Арктике и особенно с применением станций "СП" связаны значит. достижения сов. науки в познании природы одного из самых суровых и труднодоступных р-нов Земли (см. табл.).

Лагерь станции "Северный полюс-22".

Характеристика дрейфа научно-и сследовательских станций в Арктическом бассейне

Название станции

Руководители станции

Даты дрейфа

Продолжительность дрейфа, сут

Координаты дрейфа

Длина дрейфа,

км

Скорость дрейфа, км/сут



начало

конец



начало

конец

широта северная

долгота

широта северная

долгота

по извилистой траектории

по генеральному курсу

по извилистой траектории

по генеральному кур-' су



"Северный полюс-1"

И. Д. Папанин

21.5. 1937

19.2. 1938

274

89°25'

78°40'

3. Д.

70°40'

19°16'

3. Д.

2850

2200

10,0

8,0



"Северный полюс- 2"

М. М. Сомов

2.4. 1950

11.4. 1951

374

76°03'

166°36'

3. Д.

81°44'

163°48'

3. Д.

2600

640

6,9

1,4



"Северный полюс-3"

А. Ф. Трёшников

9.4. 1954

20.4. 1955

376

85°58'

175°00' з. д.

86°00'

24°00'

3. Д.

1865

825

4,9

2,2



"Северный полюс-4"

Е. И. Толстиков П. А. Гордиенко А. Г. Дралкин

8.4. 1954

19.4. 1957

1108

75°48'

178°25'

3. Д.

85°52'

00°00'

6970

2110

6,3

1,9



"Северный полюс-5"

Н. А. Волков А. Л. Соколов

21.4. 1955

8.10. 1956

536

82°10'

156°51' в. д.

84°18'

63°20' в. д.

3630

1080

6,7

2,0



"Северный

ПОЛЮС-6"

К. А. Сычёв В. М. Дриацкий С. Т. Серлапов В. С. Антонов

19.4. 1956

14.9. 1959

1245

74°24'

177°04'

3. Д.

82°06'

03°56'

в. д.

8650

2920

7,0

2,5



"Северный полюс-7"

В. А. Ведерников Н. А. Белов

23.4. 1957

11.4. 1959

721

82°06'

164°11'

3. Д.

85°14'

33°03'

3. Д.

3520

1240

4,9

1,7



"Северный полюс- 8''

В. М. Рогачёв Н. И. Блинов И. П. Романов

27.4. 1959

19.3. 1962

1058

76°11'

164°24'

3. Д.

83°15'

132°30'

3. Д.

6090

1665

5,3

1,6



"Северный полюс-9''

В. А. Шамонтьев

26.4. 1960

28.3. 1961

335

77°2о'

163°00' в. д.

86°36'

76°00'

3. Д.

2660

1340

8,0

4,0



"Северный полюс- 10"

Н. А. Корнилов Ю. Б. Константинов В. Ф. Захаров

17.10. 1961

29.4. 1964

914

75°27'

177°10' в. д.

88°32'

90°30' в. д.

3960

1795

4,3

1,6



"Северный

ПОЛЮС-11''

Н. Н. Брязгин

16.4. 1962

20.4. 1963

373

77°10'

165°58' з. д.

81°10'

139°34'

3. Д.

2400

675

6,5

1,8



"Северный полюс- 12"

Л. Н. Беляков Н. Ф. Кудрявцев

30.4. 1963

25.4. 1965

725

76°50'

165°34'

3. Д.

81°06'

145°47'

3. Д.

1595

1200

2,2

1,6



"Северный полюс- 13''

А. Я. Бузу ев В. Ф. Дубовцев Ю. Л. Назинцев

22.4. 1964

20.4. 1967

1099

73°55'

161°19'

3. Д.

87°55'

03°32' в. д.

3545

2670

3,2

2,4



"Северный полюс- 14''

Ю. Б, Константинов

1.5. 1965

12.2. 1966

288

72°42'

175°25'

3. Д.

76°59'

154°49' в. д.

1040

880

4,0

3,4



"Северный полюс-15"

В. В. Панов Л. В. Булатов

15.4. 1966

25.3. 1968

710

78°49'

168*08' в. д.

85°45'

10°30'

3. Д.

2330

1880

3,3

2,6



"Северный полюс- 16"

Ю.Б. Константинов П. Т. Морозов А. Я. Бузуев П. Т. Морозов

10.4. 1968

22.3. 1972

1442

75°31'

172°00'

3. Д.

86°00'

85°27'

3. Д.

5850

2485

4,0

1 ,7



"Северный полюс- 17"

Н. И. Блинов Н. Н. Овчинников

18.4. 1968

16.10. 1969

546

80°30'

165°26' в. д.

86°48'

25°20' в. д.

1750

1500

3,2

2,9



"Северный полюс- I8"

Н. Н. Овчинников И. П. Романов В. Ф. Дубовцев Ю. В. Колосов

9.10. 1964

24.10. 1971

1110

75°10'

165°02'

3. Д.

86°06'

153°51' в. д.

5240

2160

4,7

1,9



"Северный полюс- 19" '

А. Н. Чилингаров Н. П. Ерёмин Ю. Б. Константинов

7.11. 1969

16.4. 1973

1256

74°54'

160°13' в. д.

83°08'

16°17'

в. д.

6705

3055

5,3

2,4



"Северный полюс-20''

Ю. П. Тихонов Э. Майхровский И. Бойко

22.4. 1970

17.5. 1972

755

75°56'

175°22' в. д.

81°44'

166°47'

3. Д.

3780

1230

5,0

1,6



"Северный полюс-21"

Г. И. Кизино Н. В. Макурин

30.4. 1972

17.5. 1974

748

74°06'

178°15' в. д.

86°16'

143°35' в. д.

3605

1580

4,8

2,1



"Северный полюс-22"

В. Г. Мороз П. Т. Морозов

13.9. 1973

дрейф продолжается





76°16'

168°31'

3. Д.


























Лит.: 3 у б о в Н. Н., В центре Арктики, М.- Л., 1948; Визе В. Ю., Моря Советской Арктики, М.- Л., 1948; Лактионов А. Ф., Северный полюс, М., 1960; Гордиенко П. А., Раскрытие тайн Центральной Арктики, Л., 1964; его же, Советские исследования в высоких широтах Арктики, М., 1974. П. А. Гордиенко.

СЕВЕРНЫЙ ПОЛЮС ГАЛАКТИКИ, одна из двух точек пересечения небесной сферы перпендикуляром к плоскости галактического экватора, проходящим через центр сферы; находится в Сев. полушарии неба, в созвездии Волос Вероники. Приближённые экваториальные координаты С. п. Г.: прямое восхождение а = 12 ч 49 м, склонение б(дельта) = +27,4°.

СЕВЕРНЫЙ ПОЛЮС МИРА, одна из двух точек пересечения небесной сферы осью мира, т. е. прямой, параллельной оси вращения Земли и проходящей через центр сферы. В 20 в. на расстоянии ок. 1° от С. п. м., перемещающегося вследствие прецессии, расположена Полярная звезда.

СЕВЕРНЫЙ ПОЛЮС ЭКЛИПТИКИ, одна из двух точек пересечения небесной сферы перпендикуляром к плоскости эклиптики (т. е. к большому кругу небесной сферы, по к-рому происходит видимое годичное движение центра Солнца), проходящим через центр сферы. Расположен в Сев. полушарии неба. С. п. э. находится в созвездии Дракона и имеет экваториальные координаты: прямое восхождение а = 18 ч 00 м, склонение б(дельта) = + 66° 33'.

СЕВЕРНЫЙ ПОЛЯРНЫЙ РЯД, совокупность 96 звёзд в области Северного полюса мира с точно измеренными фотография, и фотовизуальными звёздными величинами. В 1922 Международный астрономич. союз принял С. п. р. в качестве осн. стандарта при астрофотометрии. С сер. 50-х гг., в связи с развитием фотоэлектрич. фотометрии и обнаружением ряда недостатков С, п. р., его прежнее значение утрачено.

СЕВЕРНЫЙ ПОХОД 1926-27, поход Нац.-революц. армии Китая (НРА) из пров. Гуандун на С. против бэйянских милитаристов; составная часть Революции 1925-27 в Китае. Гл. силы НРА вышли из Гуандуна на С. 9 июля 1926, но ещё в мае в пров. Хунань вступил полк под команд. коммуниста Е Тина. В авг. 1926 войска НРА закончили освобождение Хунани, в сент.- окт. была освобождена пров. Хубэй. Остатки войск милитариста англо-амер. ориентации У Пэй-фу отступили на С. В сент. 1926 НРА начала воен. действия в Вост. Китае против др. милитариста англо-амер. ориентации Сунь Чуань-фана. В нояб.-дек. 1926 были освобождены пров. Цзян-си и Фуцзянь, а в февр.- марте 1927 -пров. Чжэцзян и часть пров. Аньхой. Успехи С. п. объяснялись поддержкой нар. масс; важным фактором была мо-рально-политич. и материальная поддержка сов. народа. Наступление НРА сопровождалось усилением рабоче-крест. движения в стране. 21 марта шанхайские рабочие под рук. компартии Китая подняли восстание и освободили Шанхай от милитаристской власти. 22 марта в Шанхай вступили войска НРА. 24 марта был освобождён Нанкин.

Однако победы революц. сил не были прочными. Главкомом НРА был правый гоминьдановец Чан Кай-ши. Многие милитаристы перешли на сторону НРА, что ухудшало её качеств. состав. Установив контакт с империалистами, правые го-миньдановцы во главе с Чан Кай-ши совершили в апр. 1927 контрреволюц. перевороты в Шанхае, Нанкине, Гуанчжоу и др. городах Вост. и Юж. Китая. Войска НРА, сохранившие верность нац. пр-ву, находившемуся в Ухане, продолжали в мае - нач. июня С. п. и, одержав победу над войсками прояпон-ского милитариста Чжан Цзо-линя, освободили пров. Хэнань. Но 15 июля 1927 в Ухане также произошёл контрреволюц. переворот. Кит. революция потерпела временное поражение.

Лит.: Черепанов А. И., Северный поход Национально-революционной армии Китая (Записки военного советника), М., 1968; К о н ч и ц Н. И., Китайские дневники 1925 - 1926 гг., М., 1969; Картунова А. И., В. К. Блюхер в Китае 1924-1927 гг., М., 1970. См. также лит. к ст. Революция 1925-27 в Китае. М. Ф. Юрьев.

СЕВЕРНЫЙ ПРОЛИВ (North Channel), пролив между о. Великобритания и сев.-вост. берегом о. Ирландия, соединяет Ирландское м. с Атлантич. ок. Дл. 170 км, шир. 20-40 км, глуб. до 272 м. Сильные приливные течения, их скорость 7-12 км/час. Крупный порт - Белфаст.

СЕВЕРНЫЙ РЕЙН-ВЕСТФАЛИЯ (Nordrhein-Westfalen), земля в составе ФРГ, в басс. Рейна. Пл. 34 тыс. км2. Нас. 17,1 млн. чел. (1972). Адм. ц.- г. Дюссельдорф. В пределах земли находится столица ФРГ - г. Бонн. Земля расположена в пределах Северо-Германской низм. (на С. и 3.) и Рейнских Сланцевых гор (на Ю. и В.).

С.Р.-В.- самая населённая (св. 500 чел. на 1 км2) и урбанизированная из земель ФРГ, более 90% населения живёт в городах (1973). 24 города насчитывают св. 100 тыс. чел.; из них Кёльн, Эссен, Дюссельдорф, Дортмунд, Дуйсбург, Вупперталь образуют крупнейшую в стране Рейнско-Рурскую агломерацию с нас. 10 млн. чел.

Значение района в экономике ФРГ (30% валового нац. продукта и продукции обрабатывающей промышленности) и формирование на территории земли индустриального комплекса Рура обусловлено наличием Рурского кам.-уг. бассейна и положением на одной из главных европейских речных магистралей -на Рейне. В Рурском и Ахенском бассейнах добывается св. 88 млн. т кам. угля (85% добычи в ФРГ), в Нижнерейнском (Кёльнском) бассейне - св. 101 млн. от бурого угля (90% добычи в ФРГ). На электростанциях производится ок. 1/3 всей электроэнергии в стране (151 млрд. квт х ч в 1973), часть её передаётся в др. районы. По двум нефтепроводам (от Вильгельмсхафена и Роттердама) к Кёльну поступает импортная нефть. На нефте-перераб. заводы (в Кёльне, Гельзенкирхене и др.) приходится 40% всей нефтепереработки ФРГ. В Руре и его окружении сосредоточено 70% чёрной металлургии страны (Дуйсбург, Дортмунд, Дюссельдорф и др.), значительна цветная металлургия.

Развиты тяжёлое машиностроение (85% оборудования для горнодобывающей пром-сти, 90% доменного и прокатного оборудования, более 1/2 вагонов, ок. 1/2 станков, речные суда, автомобили). Развиты энергомашиностроение и электроника. С нефтепереработкой и коксовым произ-вом связана крупная хим. пром-сть (произ-во пластмасс, син-тетич. волокон, каучука и осн. химия). В Мюнстерланде и по левобережью Рейна - текст/ пром-сть (хл.-бум., шёлковая), пищевая промышленность - особенно пивоварение. Крупнейшее в стране производство цемента и стекла. Преобладание старых отраслей в общем объёме производства и кризис угледобычи обусловливают относительно низкие темпы развития промышленности в целом.

С. х-во играет самостоятельную роль лишь на периферии Рейнско-Рурской агломерации, его доля в валовом нац. продукте земли всего 2,5%. Овощеводство, молочное животноводство; в Кёльнской "бухте" - произ-во зерна, сахарной свёклы. В С. Р.-В.- густая сеть жел. дорог, автострад, водных путей, связывающих её с морем (Рейн и канал Дортмунд - Эмс), нефте-, газо- и продукто-проводов, линий электропередач. Аэропорт Кёльн - Бонн (второй в ФРГ, после Франкфурта-на-Майне).

С. Б. Лавров.

СЕВЕРНЫЙ СОВЕТ (Nordisk Rad), орган парламентов стран Северной Европы - Дании, Исландии, Норвегии, Швеции, Финляндии,- в работе которого принимают участие (с совещательным голосом) и представители правительств. Круг вопросов, рассматриваемых С. с., не ограничен, однако в своей практической деятельности страны - участницы С. с. йоздерживаются от обсуждения военно-политических проблем. Учреждён в 1952. В 1955 в С. с. вступила Финляндия. Линия сотрудничества стран - участниц С. с. в основном определена ''Конвенцией Хельсинки" (подписана в 1962, пересмотрена в 1971). Состоит из депутатов парламентов стран-участниц, принимает рекомендации для правительств. С. с. разрешал вопросы, связанные с унификацией социальных и правовых норм сев. стран, способствовал созданию общесеверного "рынка рабочей силы", расширению экономич. и культурного сотрудничества. Нек-рые вопросы - создание безатомной зоны на С. Европы, определение рыболовной зоны для Исландии, просившей у С. с. защиты от посягательств Великобритании,- С. с. отклоняет как не входящие в его компетенцию. В 1971 в рамках С. с. создан координационный Совет Министров сев. стран, в 1972- Постоянный секретариат. Печатный орган С. с.- ежемесячник "Нордиск контакт" ("Nordisk Kontakt", изд. в Стокгольме с 1955).

"СЕВЕРНЫЙ COЮЗ РСДРП", "Северный рабочий союз", областное объединение с.-д. орг-ций Владимирской, Костромской, Ярославской (с февр. по авг. 1903 и Тверской) губерний. "С. с. РСДРП" возник в 1900-01 в Воронеже по инициативе высланных сюда из Ярославля и Иваново-Вознесен-ска О. А. Баренцевой, В. А. Носкова и др. социал-демократов. "Союз" руководил рабочим движением в крупнейшем текст. районе России (ок. 300 тыс.). Его деятельность значительно оживилась после состоявшегося в Кинешме (Костромская губ.) в авг. 1901 совещания представителей с.-д. к-тов и групп Иваново-Возне-сенска, Ярославля, Костромы и Владимира. На съезде "Союза" в Воронеже 1-5 (14-18) янв. 1902 было завершено его оформление: избран ЦК (М. А. Багаев, Баренцева, Н. Н. Панин и др.) и принята программа, к-рую В. И. Ленин подверг критике в письме "Северному союзу" за сохранение в ней следов оппортунистич. течения "экономизма''. С первых дней существования "Союз" был связан с "Искрой" и разделял её политич. линию и организац. план. В открытом письме, напечатанном в № 34 "Искры" (фезр. 1903), "Союз", заявив о полной солидарности с программой "Искры" и "Зари" и книгой Ленина "Что делать?", признал "Искру" и "Зарю" руководящими органами РСДРП. Его представители (Носков, Ф. И. Щеколдин, А. М. Стопани, А. И. Любимов) участвовали в подготовке 2-го съезда РСДРП (1903). Делегаты "Союза" на съезде партии примкнули к ленинскому большинству (Л. М. Книпо-вич, Стопани).

После 2-го съезда РСДРП "Союз" был преобразован в Сев. к-т РСДРП, а местные к-ты - в группы Сев. к-та. В июле 1905 на конференции сев. орг-ций РСДРП в Костроме Сев. к-т РСДРП был ликвидирован и образованы самостоят. к-ты -Иваново-Вознесенский, Ярославский и Костромской. "Союз" и Сев. к-т РСДРП сыграли большую роль в распространении идей революц. марксизма среди рабочих текст. района, воспитали десятки пропагандистов, агитаторов, руководителей рабочего движения.

Лит.: Ленин В. И., Письмо "Северному союзу РСДРП", Полн. собр. соч., 5 изд., т. 6; Второй съезд РСДРП. Протоколы, М., 1959; Баренцева О А., "Северный рабочий союз" и Северный комитет РСДРП, 3 изд., [Иваново], 1948; Очерки истории Ярославской организации КПСС, Ярославль, 1967; Переписка В. И. Ленина и редакции газеты "Искра" с социал-демократическими организациями в России. 1900 -1903, т. 1 - 3, М., 1969 - 70. А. И. Середа.

"СЕВЕРНЫЙ СОЮЗ РУССКИХ РАБОЧИХ", одна из первых революц. рабочих организаций России. Осн. в Петербурге рабочими-революционерами С. Н. Халтуриным и В. П. Обнорским из существовавших зимой 1876-77 рабочих кружков. Организационно оформился в кон. 1878. Насчитывал ок. 200 чел. и примерно столько же сочувствующих. Действовал подпольно. В чл. "Союза" принимались только рабочие. Имел отделения в рабочих р-нах Петербурга; во главе каждого из них стоял местный к-т, представитель к-рого входил в состав центр. кружка, руководившего всей деятельностью "Союза". Центр. кружок ведал библиотекой и кассой. Активными чл. "Союза" были: Л. И. Абраменков, И. А. Бачин, С. И. Виноградов, А. Е. Городничий, К. А. Иванайнен, П. А. Мои-сеенко, С. К. Волков, Д. Н. Смирнов, А. Н. Петерсон и др. На учредит. собрании 23 и 30 дек. 1878 "Союз" принял программу под заголовком "К русским рабочим!" (опубликована 12 янв. 1879 в листовке). Ряд положений её перекликался с требованиями Эйзенахской программы герм. с.-д-тии 1869 и идеями 1-го Интернационала. В программе впервые был поставлен вопрос о создании общерусской организации рабочих. Только от рабочих, считали авторы программы, зависит успех социальной революции. Они утверждали, что именно в рабочих "заключается сила и значение страны", что на них "лежит великое дело - дело обновления себя и своих братьев...", "...лежит обязанность обновления мира...". Ряд положений программы отличался от взглядов народнич. интеллигенции (см. Народничество), рассматривавшей предстоящую революцию как крестьянскую социалистич. революцию. Программа провозглашала братскую солидарность пролетариата всех стран. Гл. целью "Союз" считал ниспровержение существующего политич. и экономич. строя. Новым в ней было утверждение связи между требованиями политич. свободы и жизненными интересами пролетариата. Однако она содержала и утопич., народнич. требования учреждения свободной нар. федерации общин; в ней отсутствовали понятие "капитализм" и характеристика классовой природы пролетариата. Члены "Союза" вели революц. пропаганду на предприятиях Петербурга, участвовали в стачках и руководили ими, поддерживали стачечников денежными средствами, выпускали прокламации. Его руководители установили связи с рабочими Москвы, Коломны, Сормова, Ростова-на-Дону. В 1879 в рабочих кружках Варшавы и Кракова изучалась программа "Союза". В февр. 1880 в Петербурге "Союз" издал первую нелегальную рабочую газ. "Рабочая заря". После выхода 1-го номера типография была разгромлена в марте того же года.

Вскоре из-за ареста виднейших членов "Союза" он прекратил деятельность.

Лит.: Ленин В. И., Попятное направление в русской социал-демократии, Полн, собр. соч., 5 изд., т. 4; его же, Протест российских социал-демократов, там же; Плеханов Г. В., Русский рабочий в революционном движении (По личным воспоминаниям), Соч., 3 изд., т. 3, М.- Л., 1928; Корольчук Э. А., "Северный союз русских рабочих" и рабочее движение 70-х гг. XIX в. в Петербурге, М., 1971.

СЕВЕРНЫЙ УРАЛ, часть Урала от широтного участка р. Шугор на С. до г. Ос-лянка на Ю. Дл. ок. 550 км, шир. 150-200 км, вые. 800-1200л (макс. 1617 м -г. Тельпосиз). Осевая наиболее высокая часть сложена кристаллич. сланцами, кварцитами, кварцевыми песчаниками с интрузиями габбро и перидотитов, на зап. склоне преобладают осадочные породы, на восточном - осадочные и вулкано-генные. Многие хребты имеют уплощенные вершины (со скалистыми останцами). На склонах леса из ели, пихты, лиственницы, реже - из сосны, кедра; выше 700-800 м - горные тундры, каменные россыпи. См. также Урал.

СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ, составная часть Военно-Морского Флота СССР; создан в 1933 для обороны Сов. Заполярья. В России во время 1-й мировой войны 1914-18 в связи с необходимостью защищать морские перевозки, осуществлявшиеся на Баренцевом м. рус. и англ, судами, от нападения нем. надводных сил и подводных лодок 19 июня 1916 была основана флотилия Сев. Ледовитого ок. (см. Северного Ледовитого океана флотилия). В марте 1920 в Архангельске была сформирована Беломорская воен. флотилия, в апр. 1920 переименованная в Морские силы Северного м. (расформированы в янв. 1923).

Для формирования С. ф. с Балтики был переведён на С. отряд кораблей (2 эсминца, 2 сторожевых корабля, 2 подводные лодки), к-рый 18 мая 1933 вышел из Кронштадта и 5 авг. прибыл в Мурманск, где 1 июня была сформирована Северная воен. флотилия (командующие: 3. А. Закупнев, с марта 1935 -К. И. Душенов). В сент. 1933 в Сороку (Белое м.) пришёл 2-й отряд кораблей (1 эсминец, 1 сторожевой корабль, 1 подводная лодка, 2 тральщика). В 1935 гл. базой флотилии стало Полярное. В сент. 1935 в Мурманск прибыл первый отряд самолётов для флота. 11 мая 1937 Северная воен. флотилия была переименована в С. ф. К этому времени были укомплектованы первоочередные батареи береговой и противовозд. обороны, построены аэродромы, для пополнения флота прибыли новые корабли. Во время сов.-финл. войны 1939-40 корабли С. ф. блокировали фин. базу Петсамо. К июню 1941 в состав С. ф. входили: 8 эсминцев, 15 подводных лодок, 2 торпедных катера, 7 сторожевых кораблей, 2 тральщика и 116 самолётов. Для обороны побережья, баз, портов и выполнения др. задач в авг. 1940 была сформирована Беломорская воен.-мор. база, переформированная в авг. 1941 в Беломорскую воен. флотилию (командующие с авг. 1941 - контр-адм. М. М. Долинин, с окт. 1941 - вице-адм. Г. А. Степанов, в дальнейшем командующими были контр-адм. С. Г. Кучеров и вице-адм. Ю. А. Пантелеев). Во время Великой Отечеств. войны 1941 -1945 С. ф. оборонял побережье, п-ова Средний и Рыбачий, обеспечивал внутренние и внешние мор. перевозки, действовал на мор. коммуникациях противника, оказывал поддержку приморскому флангу 14-й армии, высаживал тактич. десанты, участвовал в Петсамо-Киркенесской операции 1944', часть личного состава (до 10 тыс. чел.) участвовала в боях на сухопутном фронте. В ходе войны С. ф. пополнился авиацией и кораблями с Тихого ок. и Каспийского м., а также за счёт англ. кораблей, временно переданных СССР взамен кораблей фаш. Италии, захваченных во время войны и подлежавших разделу между союзниками. Беломорская воен. флотилия 15 апр. 1945 была реорганизована в Беломорский морской оборонительный район. За время войны С. ф. обеспечил проход 1463 судам в составе внешних и 2568 судам внутренних конвоев. Подводные лодки, торпедные катера и авиация флота потопили 192 транспорта общим тоннажем 530 569 т и 70 боевых кораблей противника. Кроме того, 118 транспортов, боевых кораблей и вспомогат. судов были повреждены. За умелые боевые действия 2 авиац. полка, дивизион охотников за подводными лодками, 8 подводных лодок и эсминец "Гремящий" получили звания гвардейских. Многие соединения, части и корабли награждены орденами. 85 североморцев были удостоены звания Героя Сов. Союза, из них Б. Ф. Сафонов, В. Н. Леонов и А. О. Шабалин - дважды. Св. 48 тыс. чел. награждены орденами и медалями. После войны С. ф. получил новые совр. боевые корабли различных классов, в т. ч. атомные подводные лодки, вооружённые стратегич. ракетами, надводные корабли с ракетным оружием и др. Авиация флота оснащена новыми типами самолётов дальнего действия с мощным ракетным и противолодочным оружием. 7 мая 1965 С. ф. был награждён орденом Красного Знамени. Командующими С. ф. были: с мая 1937 - флагман 1-го ранга К. И. Душе-нов, с мая 1938 - флагман 2-го ранга В. П. Дрозд, с сент. 1940 - адм. А. Г. Головко, с авг. 1946 - адм. В. И. Платонов, с апр. 1952 - адм. А. Т. Чабаненко, с февр. 1962 - адм. В. А. Касатонов, с 1964 - адм. С. М. Лобов. С марта 1972 С. ф. командует адм. флота Г. М. Егоров.

Лит.: Г о л о в к о А. Г., Вместе с флотом, М., 1960; Пономарев И., Подвиг североморцев, Мурманск, 1960; Вайнер Б. А., Северный флот в Великой Отечественной войне, М., 1964; К о з л о в И. А., Шломин В. С., Северный флот, М., 1966.

Г. М. Егоров.

СЕВЕРНЫЙ-КОСПАШСКИЙ, посёлок гор. типа в Пермской обл. РСФСР, подчинён Кизеловскому горсовету. Расположен в 13 км от ж.-д. ст. Кизел (на линии Чусовская - Соликамск). Добыча угля (Кизеловский угольный басс.). Лесозаготовки. Цех Кизеловской швейной ф-ки.

СЕВЕРО-АЛБАНСКИЕ АЛЬПЫ (Alpet e Shqipnis se Veriut), Проклетие, горы на Балканском полуострове. Дл. ок. 100 км, выс. до 2692 м (г. Езерца). Сложены известняками, доломитами, сланцами. Карстовые формы рельефа. С.-А. А. сильно расчленены притоками р. Дрин. Дубовые, буковые, еловые, сосновые леса; с выс. 1700-1800 м - горные луга. Снежники.

СЕВЕРО-АЛИЧУРСКИЙ ХРЕБЕТ, Базардара, горный хребет на Памире в Горно-Бадахшанской АО Тадж. ССР, между р. Аличур и оз. Яшилькуль на Ю. и р. Мургаб и оз. Сарезским на С. Служит непосредственным продолжением Рушанского хр. на В. Дл. ок. 130 км. Выс. до 5929 м (г. Кулин).

Сложен гранитоидами, метаморфич. и глинистыми сланцами, песчаниками, известняками. Имеются ледники (общая пл. оледенения 316 км2). Господствует ландшафт каменистого высокогорья со скалами и осыпями, в нижних частях склонов разрежённая растительность (преим. из подушковидных растений) холодной высокогорной пустыни.

СЕВЕРО-АМЕРИКАНСКАЯ (КАНАДСКАЯ) ПЛАТФОРМА (геол.), древняя платформа в центр. части одноим. материка. См. Северная Америка, раздел Геологическое строение и полезные ископаемые.

СЕВЕРО-АМЕРИКАНСКАЯ КОТЛОВИНА, понижение дна Атлантич. ок. между подводным Северо-Атдантич. хр., материковым склоном Сев. Америки и подводным возвышением дуги Вест-Индских о-вов. Преобладающие глубины свыше 5000 м. В центр. части - Бермудское подводное плато, на к-ром расположены Бермудские о-ва. Дно котловины покрыто в основном глубоководной Красной глиной и илами терригенного происхождения. На Ю.-З. С.-А. к. находится глубоководный жёлоб Пуэрто-Рико (с наибольшей глубиной Атлантич. ок. 8742 м).

СЕВЕРОАТЛАНТИЧЕСКИЙ ПАКТ 1949, Североатлантический договор, см. в ст. Организация Североатлантического договора.

СЕВЕРО-АТЛАНТИЧЕСКИЙ ХРЕБЕТ, часть Срединно- Атлантического хребта в Атлантич. ок., между разломами Рейкьянес (ок. 52 ° с. ш.) и Чейн (близ экватора). Протяжённость в указанных пределах до 7,5 тыс. км, макс. шир. до 1500 км. Макс. расчленённость (по вертикали до 5,5 км) характеризует рифтовую зону, представляющую собой совокупность кулисообразных, довольно коротких и резко очерченных хребтов и разделяющих их понижений - рифто-вых долин. С.-А. х. рассечён многочисл. поперечными разломами, выраженными в рельефе узкими горстовыми хребтами и резко переуглублёнными депрессиями. С одной из них - Романш - связана наиб. глубина этой зоны дна океана (7758 м).

СЕВЕРО-АТЛАНТИЧЕСКОЕ ТЕЧЕНИЕ, тёплое течение в сев. части Атлантич. океана, являющееся продолжением Гольфстрима. Начинается от Большой Ньюфаундлендской банки, приблизительно у 40° с. ш. и 50° з. д., и направлено на С.-В.; при подходе к порогам Фареро-Исландскому и Уайвилла Томсона разветвляется на Зап.-Исландское течение и Норвежское течение. Образует границу суб-тропич. и полярных вод, поэтому его сев. окраина часто носит назв. Северо-Атлантич. полярного фронта. Скорость С.-А. т. на Ю. достигает 1-2 м/сек, по мере продвижения на С.-В. уменьшается до 10-20 см/сек. Охватывает толщу воды до 1500 м, где его скорость 1-3 см/сек. Расход течения (20-40 млн. м31сек) подвержен значительным изменениям в зависимости от интенсивности Гольфстрима. С.-А. т. сильно меандрирует, что связано с образованием на его сев. границе вихрей диаметром несколько сотен километров, существующих значит. время. Колебания положения и расхода С.-А. Т. оказывают значит. влияние на погоду и климат Зап. и Сев. Европы.

Лит.: Стоммел Г., Гольфстрим, пер. с англ., М., 1963. А. С. Полосин.

СЕВЕРО-АФРИКАНСКАЯ КОТЛОВИНА, Канарская котловина, понижение дна Атлантич. ок. к Ю. от Азорских о-вов, между материковым склоном Африки и Северо-Атлантич. подводным хр. Преобладающие глуб. 5000-5500 м, наиб. глуб. 6501 м (по др. данным, 6549 м). Дно котловины покрыто главным образом глубоководной красной глиной.

СЕВЕРО-АФРИКАНСКИЕ КАМПАНИИ 1940-43, боевые действия между англо-амер. и итало-нем. войсками в Сев. Африке во время 2-й мировой войны 1939-45. 10 июня 1940 Италия объявила войну Великобритании и Франции с целью захватить часть терр. Франции, установить своё господство на Средиземном м. и овладеть англ. и франц. колониями в Африке. Однако св. 2 мес Италия занимала выжидательную позицию, рассчитывая начать наступление в направлении Суэцкого канала одновременно с высадкой нем.-фаш. войск в Великобритании. Когда выяснилось, что высадка нем. войск откладывается на неопределённый срок, 10-я итал. армия под командованием ген. И. Берти (6 дивизий) 13 сент. 1940 начала наступление из вост. части Киренаики (Ливия) на Египет против англ. армии "Нил" (команд. ген. А. П. Уэйвелл; 2 дивизии и 2 бригады). Общее руководство итальянскими войсками в Ливии осуществлял маршал Р. Грациани. Заняв 16 сент. Сиди-Баррани, итальянцы остановились, а англичане отошли до Мерса-Матрух. 9 дек. 1940 англ. войска, пополнившиеся 2 дивизиями, в т. ч. одной бронетанковой, перешли в наступление, заняли всю Киренаику и в нач. февр. 1941 вышли в р-н Эль-Агейла. Большая часть итал. войск капитулировала, а оставшиеся были небоеспособны. В сер. января Италия обратилась за помощью к фаш. Германии. В февр, 1941 в Сев. Африку был переброшен нем. Африканский корпус (1 танк, и 1 легкопех. дивизии) под командованием ген. Э. Роммеля. Командующий итал. войсками маршал Грациани был заменён ген. И. Гарибольди. В связи с угрозой, наступления нем.-фаш. войск на Балканах англичане 10 февр. прекратили наступление и начали переброску войск в Грецию. В период с 31 марта по 15 апр. 1941 итало-нем. войска (4 дивизии) вновь заняли Киренаику и вышли к границам Египта. 18 нояб. 1941 8-я англ. армия (команд. ген. А. Г. Каннингем; 7 дивизий, 5 бригад, св. 900 танков, ок. 1300 самолётов) начала наступление против итало-нем. войск (10 дивизий, св. 500 танков, ок. 500 самолётов) и вновь овладела Киренаикой. 21 янв. 1942 войска Роммеля нанесли внезапный ответный удар, разгромили англичан и 7 февр. вышли на рубеж Эль-Газала, Бир-Хакейм. 27 мая 1942 они возобновили наступление, вступили в Египет и к концу июня вышли на подступы к Эль-Аламейну в непосредственной близости от Суэцкого канала и Александрии. Однако сил для дальнейшего наступления было недостаточно, а возможности переброски войск из резерва ограничены. Стратегическая обстановка для англ. войск к осени 1942 улучшилась, была усилена их группировка в Египте и завоёвано господство в воздухе. 23 окт. 1942 8-я англ. армия под командованием ген. Б. Л. Монтгомери (11 дивизий, 4 бригады, ок. 1100 танков, до 1200 самолётов) перешла в наступление против итало-нем. войск (4 нем. и 8 итал. дивизий, ок. 500 танков, св. 600 самолётов) и в нач. ноября прорвала оборону противника в р-не Эль-Аламейна. В ходе преследования англ. войска 13 нояб. заняли город Тобрук, 27 нояб.- Эль-Агейлу, 23 янв. 1943 - Триполи и в 1-й пол. февр. подошли к "линии Марет" западнее границы Туниса с Ливией. 8 нояб. 1942 6 амер. и 1 англ. дивизии под команд. ген. Д. Эйзенхауэра начали высадку в Алжире, Оране и Касабланке. 11 нояб. зам. главы пр-ва "Виши" и главнокомандующий вооруж. силами адм. Ж. Дар-лан, находившийся в Алжире, отдал приказ франц. войскам о прекращении сопротивления союзникам.

К кон. ноября англо-амер. войска заняли Марокко и Алжир, вступили в Тунис и подошли к гг. Бизерта и Тунис. В нач. декабря 1942 итало-нем. войска в Тунисе были объединены в 5-ю танк. армию под командованием ген. X. Ю. фон Арнима. В сер. февраля 1943 части 2 нем. танк. дивизий, отошедших из Ливии, под командованием Роммеля нанесли удар по амер. войскам, продвинулись на С.-З. на 150 км, но затем под давлением превосходящих сил отошли на исходные позиции.

21 марта 1943 англо-амер. войска, объединённые в 18-ю группу армий под команд. ген. X. Александера, начали наступление с Ю. на "линию Марет" и с 3. в р-не Мак-наси и прорвали оборону итало-нем. войск, которые в нач. апреля отошли к г. Тунис. 13 мая 1943 итало-немецкие войска, окружённые на п-ове Бон (250 тыс. чел.), капитулировали. Занятие союзниками Северной Африки резко ухудшило стратегическое положение стран фашистского блока на Средиземноморском театре военных действий.

И, Е. Зайцев.

CEBEPО-БАЙКАЛЬСКОЕ НАГОРЬЕ, нагорье на С.-В. от оз. Байкал в Бурят. АССР и Иркутской обл. РСФСР. С Ю. ограничено Верхнеангарским хр., на С.-З. уступом выс. 1000-1200 м обрывается к Среднесибирскому плоскогорью, на С.-В. долиной р. Витим отделено от Патомского нагорья. Состоит из системы плосковершинных хребтов (выс. 1100-1600 м; наиб. выс. 2578 м - г. Иняптук), разобщённых узкими долинами, заложенными по тектонич. разломам. Сложено метаморфич. докембрийскими и нижнепалеозойскими породами, прорванными гранитами. Наиболее высокие хребты несут следы оледенения. Днища долин и ниж. части склонов хребтов покрыты хвойными, лиственничными лесами на маломощных щебнистых почвах; выше -горная тундра. Месторождения слюды. С. С. Воскресенский.

СЕВЕРОВ Николай Павлович [18.2(2.3). 1887, Тбилиси,-21.2.1957, Киев], советский архитектор. Чл. КПСС с 1954. Окончил Петерб. ин-т гражд. инженеров (1915). В 1918-48 работал в Тбилиси (в 1935-1948- пред. Союза архитекторов Груз. ССР), с 1948 в Киеве.

Н. П. Северов. Музей Грузии им. С. Джанашиа в Тбилиси. 1927 - 29. Центральная часть фасада.

Преподавал в Тбилисской АХ (проф., 1922-48). Работы: реконструкция здания Музея Грузии им. С. Джанашиа (1927-29), здание ЦК Коммунистич. партии Грузии (1929-30), мост им. Челюскинцев (1935), кинотеатр им. Руставели (1939) в Тбилиси, дом отдыха Совета Министров Груз. ССР в Гаграх (1935). Награждён орденом Трудового Красного Знамени.

Соч.: Пути грузинской архитектуры, Тб., 1936; Мцхета, М., 1946; Кумурдо и Ни-корцминда, М., 1947 (все три совм. с Г. Н. Чубинашвили); Памятники грузинского зодчества, М., 1947.

СЕВЕРО-ВОСТОЧНАЯ ЗЕМЛЯ (Nordaustlandet), остров в Сев. Ледовитом ок., в архипелаге Шпицберген (Норвегия). Пл. 14,5 тыс. км2. Сев. берега сильно изрезаны фьордами. Поверхность -плоскогорье (выс. до 637 м). 11 135 км2 занято ледниковым покровом, состоящим из ряда куполов (наиб. измеренная мощность льда 564 м). На свободных ото льда участках - мхи и лишайники. Постоянного населения нет.

СЕВЕРО-ВОСТОЧНАЯ КОТЛОВИНА, океаническая котловина, занимающая сев.-вост. часть Тихого ок. Пл. ок. 32,5 млн. км2. На С. граничит с Алеутским жёлобом, на Ю.-В. обрамляется поднятиями Альбатрос и Восточно-Тихоокеанским, на Ю.-З.- валом Туамоту, на 3.- горной грядой Лайн, Гавайским и Императорским подводными хребтами. Преобладающие глубины 5000-5500 м (макс. 6528 м в ложбине-разломе Чинук).

Сев. часть котло