загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна,окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ПРОМЫШЛЕННОМ, ЖИЛОМ И НЕ ТОЛЬКО...:
ПОНЯТИЯ:

МОНТАЖ (франц. montage - подъём установка, сборка, от monter - поднимать), сборка и установка сооружений конструкций, технологического оборудования агрегатов, машин (см. Сборка машин, аппаратов, приборов и др. устройств и готовых частей и элементов.
МОНТАЖ в строительстве - основной производственный процесс, выполняемый при возведении зданий и сооружений или и реконструкции, в результате которого устанавливают в проектное положение строительные конструкции, инженерное технологическое оборудование и др. МОНТАЖ технологического оборудования включает также присоединение его к источникам энергоснабжения системам очистки и удаления отходов оснащение приборами, средствами автоматизации и контроля
.


СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ в СССР, организационно обособленные производственно-хозяйственные единицы, основным видом деятельности которых является строительство новых, реконструкция, капитальный ремонт и расширение действующих объектов (предприятий, их отдельных очередей, пусковых комплексов, зданий, сооружений), а также монтаж оборудовани я. К государственным СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ относятся строительные и монтажные тресты (тресты-площадки, тресты гор. типа, территориальные, союзные специализированные тресты); домостроительные, заводостроительные и сельские строительные комбинаты; строительные, (монтажные) управления и приравненные к ним организации (напр., передвижные механизированные колонны, строительно-монтажные поезда и др.).
ПРОЕКТИРОВАНИЕ (от лат. projectus, буквально - брошенный вперёд), процесс создания проекта - прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния. Различают этапы и стадии ПРОЕКТИРОВАНИЯ, характеризующиеся определённой спецификой. Предметная область ПРОЕКТИРОВАНИЯ постоянно расширяется. Наряду с традиционными видами ПРОЕКТИРОВАНИЯ (архитектурно-строительным, машиностроительным, технологическим и др.) начали складываться самостоятельные направления ПРОЕКТИРОВАНИЯ человеко-машинных систем (решающих, познающих, эвристических, прогнозирующих, планирующих, управляющих и т. п.) (см. Система "человек и машина"), трудовых процессов, организаций, экологическое, социальное, инженерно-психологич., генетическое ПРОЕКТИРОВАНИЕ и др. Наряду с дифференциацией ПРОЕКТИРОВАНИЯ идёт процесс его интеграции на основе выявления общих закономерностей и методов проектной деятельности.
ПРОМСТРОЙПРОЕКТ, проектный институт в ведении Госстроя СССР. Находится в Москве. Организован в 1933. В составе института архитектурно-строительные и конструкторские отделы; ПРОМСТРОЙПРОЕКТ возглавляет объединение "Союзхимстройниипроект" с проектными институтами в Киеве, Ростове-на-Дону, Тольятти, Алма-Ате. Разрабатывает проекты (архитектурно-строительные и сан.-технич. части) производственных зданий и сооружений крупнейших промышленных предприятий автомобильной, машиностроит., металлургич., химич. и др. отраслей пром-сти; схемы генеральных планов пром. узлов и упорядочения существующих пром. районов; мероприятия по повышению уровня индустриализации строительтсва за счёт унификации и типизации зданий, сооружений и конструкций и внедрения эффективных строит. материалов; нормативные документы и методич. указания по проектированию пром. зданий и сооружений. Периодически публикует реферативную информацию "Строительное проектирование промышленных предприятий". Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1958)

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

никум.

СВИРСКИЙ Алексей Иванович [26.9 (8.10).1865, Петербург или Житомир(?),-6.2.1942, Москва], русский советский писатель. Чл. КПСС с 1919. Род. в семье рабочего. Был беспризорником, подёнщиком, скитался по России. Печатался с 1892. Автор сб-ков рассказов и очерков "Ростовские трущобы" (1893), "В стенах тюрьмы" (1894), "Погибшие люди" (1898), "На родине" (1902), "Вечные странники" (1905), "Еврейские рассказы", "Дети улицы" (оба 1909). В повестях "Преступник" (1900), "Рыжик. Приключения маленького бродяги" (1901, переведена на мн. языки, в 1960 экранизирована) с демократич. позиций изображён мир "отверженных" - беспризорников, заключённых, евр. бедноты. В повестях "Записки рабочего" (1906), "Чёрные люди" (1908), в рассказе "Стальное сердце" (1925) нашла отражение тема рабочего класса. В автобиографич. книге "История моей жизни" (ч. 1-5, 1929-34, отд. изд. 1940) воплотились богатые жизненные впечатления писателя.

Соч.: Поли. собр. соч. (с автобиографией и всгуп. ст. И. Кубикова), т. 1 - 10, М., 1928 - 30; История моей жизни. Вступ. ст. О. Резника, М., 1947.

Лит.: Н. Г. [Гусев], Книга о погибших людях, "Жизнь", 1899, № 4; Либединский Ю., Незабвенный создатель "Рыжика", в его кн.: Современники. Воспоминания, М., 1961; Русские советские писатели-прозаики, Биобиблиография, указатель, т. 4, М., 1966. А. А. Морозов.

СВИРСКО-ПЕТРОЗАВОДСКАЯ ОПЕРАЦИЯ 1944, наступательная операция войск левого крыла Карельского фронта 21 июня - 9 авг. в Юж. Карелии во время Великой Отечеств, войны 1941-45.

Перед Карельским фронтом оборонялись финские войска оперативных групп "Олонец" и "Массельская" (всего св. 11 дивизий), имевшие 4 сильно развитые в инж. отношении полосы обороны на глубину до 180 км. Войска левого крыла Карельского фронта (командующий ген. армии К. А. Мерецков) - 32-я и 7-я армии при поддержке Онежской, Ладожской воен. флотилий и 7-й возд. армии имели задачу разгромить противника на Онежско-Ладожском перешейке и севернее Онежского оз. Гл. удар наносила 7-я армия вдоль побережья Ладожского оз. в общем направлении Лодейное Поле - Олонец - Сортавала. В её полосе были сосредоточены осн. силы стрелк. войск, артиллерии, танков и авиации. Наступление войск 32-й армии в р-не Медвежьегорска планировалось начать после того, как обозначится успех на гл. направлении. В связи с успешным наступлением войск Ленинградского фронта 10-20 июня противник снял часть сил из Юж. Карелии и перебросил их на Карельский перешеек. На фронте 32-й армии у противника остались 2 пех. дивизии и бригада, а в полосе 7-й армии -3 пех. дивизии, 3 бригады и арт. средства усиления. 21 июня войска гл. группировки фронта перешли в наступление, в первый день форсировали р. Свирь, прорвали гл. полосу обороны противника и продвинулись до 6 км. В конце второго дня плацдарм был увеличен до 60 км по фронту и до 12 км в глубину. Ладожская воен. флотилия, проведя Тулоксинскую операцию 1944, высадкой десанта содействовала наступлению войск фронта на Питкяранту. Успешно развивалось наступление и на петрозаводском направлении. 28 июня Онежская воен. флотилия высадила десант в р-не Петрозаводска, 29 июня в город вступили стрелк. части. Наступавшие войска 7-й и 32-й армий вышли на рубеж Кудамагуба, Куолисма, Лоймола, Питкяранта, где после ожесточённых боёв к 10 авг. линия фронта стабилизировалась. С.-П. о. сыграла важную роль в выводе Финляндии из войны на стороне фаш. Германии и снятии угрозы Ленинграду с севера.

СВИРЬ, река в Ленинградской обл. РСФСР. Вытекает из Онежского оз., впадает в Ладожское оз. Дл. 224 км, пл. басс. 84 400 км2. Общее падение ок. 28 м. Сток С. зарегулирован Онежским оз., Верхнесвирскои ГЭС [образует Ивин-ский разлив (116 км2)] и Нижнесвирской ГЭС. Ср. расход воды ок. 790 м3/сек. Замерзает в ноябре - декабре (иногда январе), вскрывается во 2-й пол. апреля - 1-й пол. мая. С.- часть Волго-Балтийского водного пути. Осн. пристани: Вознесенье, Подпорожье, Лодейное Поле, Свирица.

СВИРЬСТРОЙ, посёлок гор. типа в Лодейнопольском р-не Ленинградской обл. РСФСР. Расположен на левом берегу р. Свирь, в 16 км выше г. Лодейное Поле. Ж.-д. станция (Янега) на линии Волхов-Петрозаводск. Нижнесвирская ГЭС, рыбный з-д.

СВИСЛОЧЬ, река в БССР, прав. приток р. Березины (басс. Днепра). Дл. 327 км, пл. басс. 5160 км2. Берёт начало на Минской возв., течёт по Центрально-березинской равнине. Питание смешанное, с преобладанием снегового. Ср. расход воды в 88 км от устья 24,3 м3/сек. Сток зарегулирован водохранилищами Гонолес (пл. 31 км2) и Осиповичским (11,9 км2).

Замерзает обычно в декабре, иногда в ноябре или феврале, вскрывается в марте - начале апреля. На С.-г. Минск; Осиповичская ГЭС.

СВИСЛОЧЬ, река в БССР, частично по границе с Польшей, лев. приток Немана. Дл. 137 км, пл. басс. 1750 км2. Берёт начало на Волковысской возв. Питание смешанное, с преобладанием снегового. Ср. расход в 12 км от устья 7,6 м31сек. Половодье с февраля по апрель, осенью дождевые паводки. В низовьях ГЭС.

СВИСЛОЧЬ, посёлок гор. типа, центр Свислочского р-на Гродненской обл. БССР. Расположен в 2,5 км от ж.-д. ст. Свислочь (конечная ст. ж.-д. ветки от линии Барановичи - Берестовица). Комбинат стройматериалов, молокозавод.

СВИСТКИ, акустические излучатели, преобразующие энергию струи в энергию акустич. колебаний. В отличие от сирены, в С. нет движущихся частей, поэтому они более просты в изготовлении и удобны в эксплуатации. По типу рабочего тела и среды, для к-рой они предназначены, С. делятся на газоструйные и жидкостные. Газоструйные С., в свою очередь, подразделяются на С. низкого и высокого давления. С. низкого давления, как правило, обладают сравнительно высоким кпд, но излучают малую мощность, поэтому до последнего времени ими пользовались лишь для сигнализации; однако найдены методы повышения их мощности, и они начинают применяться для пром. целей (коагуляции аэрозолей, ускорения процессов тепло- и массообмена и др.). Наиболее простой С. низкого давления - губной (рис. 1), состоящий из щелевого сопла / и резонансной камеры 2 (чаще всего цилиндрич. типа).

Рис. 1. Схема губного свистка: / - сопло; 2 -резонансная камера; 3 -острый край резонатора.

Воздух, подаваемый в сопло, разбивается острым краем 3 резонатора на 2 потока: один выходит в окружающую среду, другой попадает в камеру, повышая в ней давление. Через определённые промежутки времени, зависящие от размеров камеры, второй поток прерывает осн. струю, вследствие чего возникают периодич. сжатия и разрежения воздуха, распространяющиеся в виде акустич. волн. Обычно губные С. работают при давлениях воздуха, не превышающих 1,4 am, с акустич. мощностью порядка 1 вm. Существуют конструкции, позволяющие получить мощности до неск. квт. К С. низкого давления относятся также ультразвуковой Гальтона свисток и вихревые С. Вихревой С. представляет собой цилиндрич. камеру, в к-рую газ (или жидкость) вводится тангенциально; по оси камеры расположена узкая трубка, через к-рую выходит отработанный газ и излучается звуковая энергия.

Рис. 2. Схема жидкостного свистка: / -металлическая пластина; 2 - сопло.

Упругие колебания образуются вследствие понижения давления на оси С. при вихревом движении газа и его периодич. выравнивания в результате проскока газа из атмосферы в выходную трубку. На частотах до 30 кгц мощность вихревых С. составляет обычно неск. em. К С. высокого давления относится Гартмана генератор, обладающий мощностью до 0,5 квт. Принцип действия и конструкция жидкостных С. аналогичны газоструйным. Наиболее распространён тип пластинчатых жидкостных С., действие к-рого основано на возбуждении резонансных колебаний вибратора - пластины или стержня (рис. 2) струёй жидкости, вытекающей под большим давлением.

Лит.: Школьникова Р. Ш., Воздухоструйные генераторы акустических колебаний для коагуляции аэрозолей, "Акустический журнал", 1963, т. 9, № 3, с. 368-75; Бергман Л., Ультразвук и его применение в науке и технике, пер. с нем., 2 изд., М., 1957. Ю. Я. Борисов.

"СВИСТОК", сатирический отдел журнала "Современник". В 1859-63 всего вышло 9 номеров. Создателем и осн. автором "С." был Н. А. Добролюбов (см. его Собр. соч., т. 7, 1963). В "С." сотрудничали Н. А. Некрасов, Н. Г. Чернышевский, М. Е. Салтыков-Щедрин, печатались пародии Козьмы Пруткова. В соответствии с лит.-политич. программой "Современника'' "С." обличал мракобесов и крепостников, высмеивал "прогрессистов"-либералов, бичевал "чистое искусство". Среди сатирич. жанров "С." преобладали стихотворная пародия и лит. фельетон.

Лит.: Л е о н т ь е в Н. Г., Добролюбов-пародист, "Уч. зап. ЛГУ. Серия филологич. наук", 1957, в. 30; Боград В. Э., Журнал ""Современник". 1847 -1866. Указатель содержания, М.- Л., 1959.

СВИСТУНЫ (Leptodactylus), род бесхвостых земноводных. Внешне похожи на настоящих лягушек рода Rana, но в отличие от них у С. между пальцами нет плавательной перепонки. Дл. тела до 20 см. Ок. 60 видов; распространены в тропич. р-нах Америки. Нек-рым С. присуща забота о потомстве. Напр., глазчатый С. (L. ocellatus) делает из ила кольцеобразный валик, выступающий над водой, и в образованный внутри кольца бассейн диаметром до 30 см самка мечет икру. Усатый С. (L. mystacinus) откладывает икру на суше под камнями, упавшими стволами деревьев и т. п.; икринки заключены в пенистую массу, предохраняющую их от высыхания; в период дождей места, где отложена икра, покрывает вода, и в ней происходит развитие головастиков. Звук, издаваемый С., похож на свист (отсюда назв.).

"СВИТ" (Svit), предприятие кожевенно-обувной пром-сти ЧССР (производит кожи и обувь всех видов). Расположено в г. Готвальдов (б. Злин). Осн. в 1894 как товарищество Батя по произ-ву войлочных домашних туфель. Рабочие предприятия активно участвовали в революц. борьбе. В 1945 предприятие национализировано, в 1949 переименовано в "Свит". В 1974 годовой выпуск обуви на предприятии составил 43 млн. пар. "С."-ведущее предприятие чехосл. обувной пром-сти, занимает 1-е место в Европе по произ-ву обуви. Продукция экспортируется более чем в 90 стран. Имеется музей истории обуви.

Награждено орденом Труда (1955), орденом Республики (1969), орденом Победоносного февраля (1973).

СВИТА, свитка, верхняя народная мужская и женская одежда украинцев, русских и белорусов. Покрой старинной С.- прямой, более поздней (со 2-й пол. 19 в.) - в талию; длина обычно ниже колен.

С. делали однобортной или двубортной с застёжкой на левой стороне. Иногда её носили внакидку. С. обычно шили из домотканого сукна естеств. цвета овечьей шерсти, иногда (напр., праздничную С. украинцев) - из красного, нередко украшали вышивкой, отделкой шнуром, кожей.

СВИТА ГЕОЛОГИЧЕСКАЯ, осн. единица региональных стратиграфических подразделений, сложенная пластами осадочных, вулканогенных или метаморфич. горных пород, в одних случаях однородных по составу, в других представленных чередованием пород различного типа (см. Стратиграфия). С. г. имеют собств. гео-графич. названия и объединяются в серии; подразделяются на подсвиты и пачки. Ведущий признак при выделении С. г.- особенности литологич. состава (для нек-рых С. г.- наличие ископаемых остатков животных и растений), характер к-рых остаётся постоянным для всей С. г., возраст С. г. на площади её распространения приблизительно одинаков, хотя границы могут несколько смещаться во времени. Значительно больший разброс во времени допускается для формации в понимании амер. геологов, к-рая по существу является синонимом С. г.

Лит.: Стратиграфическая классификация, терминология и номенклатура, Л., 1965; Данбар К., Роджерс Дж., Основы стратиграфии, пер. с англ., М., 1962.

СВИТОК, рукопись в виде ленты, свёртываемой в трубку, один из древнейших видов книги, характерный для культур Др. Египта, а также Др. Греции и Рима. С. обычно изготовлялись из папируса и иногда украшались миниатюрами. С 4-6 вв. в Европе С. вытесняются кодексами из пергамена (тогда как в странах Д. Востока С. бытуют вплоть до нового времени). В ср. века форму С. сохраняют лишь не очень большие по объёму документы и отд. литургич. тексты. Илл. см. т. 12, табл. XXIX (стр. 336-337).

СВИФТ (Swift) Джонатан (30.11.1667, Дублин, -19.10.1745, там же), английский писатель. Род. в семье стряпчего. В 1682-88 учился в Тринити-коллед-же Дублинского ун-та. В 1689-99 сек ретарь и библиотекарь отставного дипломата и видного эссеиста У. Темпла. С 1695 священник; доктор богословия (1701). В нач. 1690-х гг. пробовал силы в поэтических жанрах; сгущённо-пародийный стиль обрёл в прозе. Первое произв. С.- памфлет "Битва книг" (1697) - жестокое осмеяние поборников идейной и культурной новизны самоутверждавшейся бурж. цивилизации. Жанровый поиск "Битвы книг" успешно завершился в "Сказке о бочке" (1704), написанной от лица продажного писаки, составляющего нечто вроде энциклопедии грядущего помешательства. Устами "Автора" С. формулирует религ., гуманистич., утопич. претензии бурж. прогресса и обнажает их глубинную фальшь. Сказочка о трёх братьях (каждый из к-рых олицетворяет одну ветвь христианства-католическую, англиканскую или кальвинистскую церковь) становится поводом для бесконечных пародийных отступлений, где уже средствами собственно языка разоблачаются новейшие идейные извращения.

В 1701 С. получил место викария в Ларакоре (Ирландия) и в Лондоне бывал наездами. С. уже приобрёл славу политич. памфлетиста, и виги считали его своим сторонником, но памфлетами "Соображения английского церковника" (1708) и "Рассуждение об отмене христианства" (1709)С. подтвердил свою идейно-политич. независимость.

Дж. Свифт.

В те же годы С. создал цикл нашумевших памфлетов, в к-рых под маской "учёного" предсказателя патриота Бикерстаффа на жизненных примерах продемонстрировал силу печатной пропаганды, способной произвольно измышлять и отменять факты.

В 1710-14 С. сблизился с руководителями пр-ва тори, стремившегося вывести Великобританию из затянувшейся войны за Испанское наследство и стабилизировать положение внутри страны. С. активно поддерживал и направлял правительств. политику в статьях журн. "Экза-минер" (1710-11), в памфлетах "Поведение союзников" (1711), "Общественный дух вигов" (1714) и др. Его каждодневные письма-отчёты 1710-13 в Ларакор бывшей воспитаннице Эстер Джонсон составили посмертно изданный "Дневник для Стеллы". В 1713 получил должность декана (настоятеля) собора Сент-Патрик в Дублине. Живя почти безвыездно в Ирландии на положении политич. изгнанника, С. включился в борьбу за попранные права ирл. народа (памфлеты "Предложение о всеобщем употреблении ирландской мануфактуры", 1720; "Скромное предложение относительно детей ирландских бедняков", 1729). В 1723-24 в серии "Писем суконщика", воспроизводя логику и язык рядового обывателя, С. так умело связал широкую политич. агитацию с конкретным событием, что англ, пр-во едва предотвратило нар. восстание в Ирландии.

Вершина творчества С.- "Путешествия Гулливера" (1726). Пародируя и одновременно совершенствуя литературу путешествий, С. "открывает" фанта -стич. страны, сатирически комментируя реальные перспективы и идеалы европейского общественного устройства. Его комичным, снижающим отражением предстаёт мирок лилипутов; здравый и свободный рассудок выносит приговор новейшим свершениям истории ("Путешествие в Бробдингнег"); в "Путешествии в Лапуту" осмеяно безумие "чистого" науч. прогресса; несостоятельность бурж. просветит, гуманизма демонстрируется в "Путешествии в страну гуигнгнмов", где выдвинута иронич. дилемма: "разумная" лошадиная утопия либо обезьянье жизнеустройство, схожее с социально извращённым человеческим существованием. Книга С.- не проповедь безысходного пессимизма, а дальновидный пересмотр со-циально-идеологич. установок бурж. прогресса. "Вперёдсмотрящим" назвал его А. В. Луначарский. Среди последних произв. С., в основном повторяющих прежние темы и мотивы, выделяются памфлеты "Наставления слугам" и "Серьёзный и полезный проект устройства приюта для неизлечимых" (1733).


Дж. С в и ф т. "Путешествия Гулливера" (М., 1935). Илл. Ж. Гранвиля.


Осн. приёмом сатиры С. была реали-стич. пародия: нелепость и чудовищность предстают у него как социальная норма, как действительная и перспективная характеристика изображаемых явлений. Драматич. сатира С. запечатлела идейную панораму раннего англ. Просвещения.

Соч.: The prose works, v. 1 -14, Oxf., 1939 - 68; The poems, v. 1 - 3, Oxf., 1958; в рус. пер.- Памфлеты, М., 1955; Сказка о бочке, М., 1930; Путешествия в некоторые отдаленные страны Лемюэля Гулливера, М., 1967.

Лит.: ЗаблудовскпйМ. Д., Сатира и реализм Свифта, в сб.: Реализм XVIII в. на Западе, М., 1936; Левидов М. Ю., Путешествие в некоторые отдаленные страны. Мысли и чувства Джонатана Свифта, М., 1964; Муравьев В., Джонатан Свифт, М., 1968; С г a i k H., The life of Jonathan Swift, v. 1 - 2, L., 1894; Quintana R., The mind and art of Jonathan Swift, L.-N. Y., 1936; Williams K., Jonathan Swift and the age of compromise, Lawrence, 1958; Ehrenpreis I., Swift..., v. 1 - 2, L., 1964 - 1967; Swift. Ed. by C. J. Rawson, L., [1971]. В. С. Муравьёв.

"СВИФТ ЭНД K°"(Swift and Co., с 1973 "Эсмарк", США), крупнейший в мире трест мясохладобойной пром-сти; см. Пищевые монополии.

СВИШТОВ (Свищов), город и порт на С. Болгарии, на Дунае, в Великотырнов-ском округе. 25 тыс. жит. (1972). Комбинат искусств. волокон; пищевкус. пром-сть (консервная, мясная, винодельческая). Высший финансово-экономич. ин-т.

СВИЩ, фистула (от лат. fistula -трубка), канал, патологич. сообщение между полыми органами либо органа, полости тела, очага заболевания с поверхностью тела. Обычно имеет вид узкого канала, выстланного эпителием или грануляциями, с постоянным отделяемым (гной, слизь, жёлчь, моча, каловые массы). Врождённые С. (напр., пупочные) - пороки развития, приобретённые - следствие хронич. воспалительных процессов (напр., остеомиелита), опухолей, травм. Лечение, как правило, оперативное. Искусственные С.- результат операции. Они могут соединять полые органы и тогда наз. внутренними С. или анастомозами, соустьями (напр., гастроэнтероанастомоз при руб-цовом сужении выходного отдела желудка). Наружные С.- с т о м ы - создают для искусств, кормления больного (га-стростома) или для отведения мочи, кала (напр., цистостома - С. мочевого пузыря - при сдавлении мочеиспускательного канала опухолью). При наружных С. важен уход, предупреждающий раздражение и инфицирование кожи вокруг С.

Лит.: Стручков В. И., Гнойная хирургия, 2 изд., М., 1967.

СВИЩЁВ Георгий Петрович [р. 11(24).12. 1912, Ленинград], советский учёный в области авиации и механики, чл.-корр. АН СССР (1966), Герой Социалистич. Труда (1957). Чл. КПСС с 1945. По окончании в 1935 Моск. дирижаблестроит. ин-та работал в КБ дирижаблестроения, в 1940-54 в Центр, аэрогидродинамич. ин-те им. Н. Е. Жуковского (ЦАГИ), с 1950 зам. нач. ЦАГЙ. В 1954-67 нач. Центр, ин-та авиац. моторостроения им. П. И. Баранова (ЦИАМ), с 1967 нач. ЦАГИ. Осн. труды по аэродинамике самолёта и двигательных установок. Гос. пр. СССР (1946, 1952). Награждён 2 орденами Ленина, 4 др. орденами, а также медалями.

Соч.: Исследование профиля сопротивления с различными деформациями носика, М., 1946; Эффективность руля и шарнирные моменты, М., 1948; Сверхзвуковые течения газа в перфорированных границах, М., 1967 (совм. с др.).

СВИЯГА, река в Ульяновской обл. и Тат. АССР, правю приток р. Волги. Дл. 375 км, пл. басс. 16 700 км2. Берёт начало на вост. склоне Приволжской возв., течёт на С. в широкой долине параллельно Волге, впадает в Свияжский зал. Куйбышевского водохранилища. Питание преим. снеговое. Ср. расход воды в 26 км от устья 34 м3/сек. Замерзает в ноябре -начале декабря, вскрывается в апреле -начале мая. На С.- г. Ульяновск.

СВИЯЖСК, село в Верхнеуслонском р-не Татарской АССР, при впадении р. Свияги в Волгу. После создания Куйбышевского водохранилища располагается на острове. Основан в 1551 как крепость, к-рая была собрана за 4 недели из сплавленных по Волге деталей, заготовленных в р-не Углича. С. являлся базой рус. войск в период осады Казани (1552).Со 2-й пол. 16 в.- уездный город; с 18 в. в Казанской губ. С 1932 - сел. населённый пункт.

Памятники архитектуры: церковь Константина и Елены (1704), монастыри -Успенский [собор (1560, в формах псковской архитектуры, реконструирован в 17-18 вв. в формах барокко, фрески 16 в.), Никольская церковь (перестроена в 17-18 вв. из одностолпной, квадратной в плане трапезной с церковью 1556)], Иоанно-Предтеченский [б. Троице-Сергиевский; деревянная Троицкая церковь (1551, перестроена), Сергиевская церковь (перестроена в 17-18 вв. из одностолпной, квадратной в плане трапезной с церковью 2-й пол. 16 в.)].

СВИЯЗЬ, свияга, свистун (Anas-penelope), птица сем. утиных. Дл. тела ок. 55 см; весит обычно 650-800 г, иногда до 1 кг. С. широко распространена в Европе и Азии, преим. в лесной зоне, иногда в тундре; кроме того, гнездится по степным озёрам Казахстана, в Крыму и Закавказье.

Свиязь:1 -самец; 2 -самка.

Питается гл. обр. зелёными частями растений и корневищами. Объект промысла.

СВОБОДА (Svoboda) Людвик (р. 25.11. 1895, Грознетин, Чехия), гос., политич. и воен. деятель ЧССР, генерал армии (ноябрь 1945), трижды Герой ЧССР (1965, 1970, 1975), Герой Сов. Союза (1965).

Л. Свобода.

Род. в крест. семье. Получил аг-рономич. образование. В 1915 был призван в австро-венг. армию и направлен на рус. фронт. Возглавив группу чеш. патриотов, перешёл линию фронта и в 1916 вступил в чехословацкий легион. В 1920 вернулся на родину, стал кадровым офицером чехосл. армии. В 1931-34 преподавал в Воен. академии в Границе (Моравия), затем был командиром пехотного батальона. После оккупации Чехословакии нем.-фаш. войсками был одним из организаторов подпольной антифаш. воен. орг-ции. Летом 1939 выехал в Польшу, сформировал чехосл. воинскую часть, с к-рой в сент. 1939 перешёл в Сов. Союз. С. - инициатор создания в февр. 1942 в Бузулуке 1-го Чехосл. отд. пехотного батальона, впервые вступившего в бой с нем.-фаш. войсками в марте 1943 под Соколова. В 1943 возглавил 1-ю Чехословацкую отдельную бригаду, сражавшуюся под Киевом, Белой Церковью, Жашковом. В 1944 во главе 1-го Чехословацкого армейского корпуса участвовал в Дукельской операции, в боях в Словакии. В 1945-50 мин. нац. обороны. Вместе с др. чехосл. деятелями подписал Кошицкую программу. В 1948 вступил в компартию Чехословакии (КПЧ), был избран депутатом Нац. собрания. В 1950-1951 зам. пред. пр-ва Чехословакии и пред. Гос. к-та по делам физкультуры и спорта. В 1955-59 нач. Воен. академии им. К. Готвальда. В марте 1968 - мае 1975 президент ЧССР, Верховный главнокомандующий вооруж. силами ЧССР. Чл. ЦК КПЧ в 1948-49 и с авг. 1968; чл. Президиума ЦК КПЧ с авг. 1968. Награждён орденами К. Готвальда (1959, 1970), Ленина (1943, 1965), Октябрьской Революции (1970), Суворова 2-й степени (1943) и 1-й степени (1945). Чехословацкая премия мира (1968), Междунар. Ленинская премия "За укрепление мира между народами" (1970).

СВОБОДА, способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости.

В истории обществ. мысли проблема С. традиционно сводилась к вопросу: обладает ли человек свободой воли, иначе говоря, обусловлены или нет его намерения и поступки внешними обстоятельствами. Материалистич. понимание истории отвергает идеалистич. представление о С. личности как независимости её сознания от объективных условий. Марксизм выступает также против метафизич. противопоставления С. и необходимости, распространённого среди философов и естествоиспытателей 17-19 вв. (Т. Гоббс, П. Гольбах, Ж. Ламетри, П. Лаплас, Е. Дюринг и др.). Марксистское понимание С. в её диалектич. взаимодействии с необходимостью противостоит как волюнтаризму, проповедующему произвольность человеческих поступков, так и фатализму, рассматривающему их как предопределённые. В отличие от идеалистов, ограничивающих проблему С. сферой сознания (Г. Гегель, экзистенциализм), марксизм считает, что одно сознание С., без возможности её практич. воплощения в деятельности,- это лишь иллюзия реальной С.

В повседневной практич. деятельности люди сталкиваются не с абстрактной необходимостью как таковой, а с её конкретно-Историч. воплощением в виде реально существующих социальных и экономич. отношений, к-рые обусловливают круг их интересов, а также в виде материальных средств для достижения поставленных целей. Люди не вольны в выборе объективных условий своей деятельности, однако они обладают известной С. в выборе целей, поскольку в каждый данный момент обычно существует не одна, а неск. реальных возможностей, хотя и с разной долей вероятности; даже тогда, когда нет альтернативы, они в состоянии замедлить наступление не желаемых для них явлений либо ускорить приближение желаемых. Наконец, они более или менее свободны и в выборе средств достижения цели. С., следовательно, не абсолютна, а относительна и претворяется в жизнь путём выбора определённого плана действия. Она тем больше, чем лучше люди сознают свои реальные возможности, чем больше средств для достижения поставленных целей находится в их распоряжении, чем в большей мере совпадают их интересы со стремлениями больших масс людей, обществ. классов и с объективными тенденциями общественного прогресса .

Отсюда вытекает марксистское определение С. как "познанной необходимости", согласно к-рому С. личности, коллектива, класса, общества в целом заключается "не в воображаемой независимости" от объективных законов, а в способности выбирать, "... принимать решения со знанием дела" (Э н-г е л ь с Ф., Анти-Дюринг, 1966, с. 112). Это относительная исторически, но вместе с тем реальная практически С. личности выбирать свою линию поведения в различных обстоятельствах возлагает на неё моральную и социальную ответственность за свои поступки. Т. н. "отрицательная свобода" (от лишений, эксплуатации, социального и национального гнета) является условием "положительной свободы" (для творческого труда, самоуправления, всестороннего развития личности и т. д.).

С. отнюдь не равнозначна произволу. Человек свободен в своих мыслях и поступках вовсе не потому, что они причинно ничем не обусловлены. Причинная обусловленность человеческих мыслей, интересов, намерений и поступков не отменяет С., т. к. они не детерминированы однозначно. Независимо от происхождения своих целей и намерений люди обладают С. постольку, поскольку они сохраняют реальную возможность выбора и предпочтения, к-рая объективно соответствует их интересам, поскольку внешние обстоятельства не вынуждают их поступать вопреки их личным интересам и потребностям. Абстрактной С. вообще не существует. С. всегда конкретна и относительна. В зависимости от объективных условий и конкретных обстоятельств люди могут обладать С. или же быть лишены её; они могут обладать С. в одних сферах деятельности и быть лишены её в других; наконец, и степень их С. может быть весьма различной - от С. в выборе целей через С. в выборе средств до С. приспособления к действительности.

В реальной действительности С. присутствует в необходимости в виде непрерывной цепи С. выбора, к-рая была осуществлена людьми в прошлом и привела общество к его данному состоянию, в свою очередь, и необходимость присутствует в С. в виде объективных обстоятельств и не может претвориться в жизнь иначе как благодаря свободной деятельности людей. Историч. детерминизм, следовательно, не отрицает С. выбора в обществ. деятельности людей, но предполагает её и включает в себя как её результат.

Свободная сознательная деятельность, по определению Маркса, составляет родовой признак человека, выделяющий его среди животных, а сама С., к-рой обладают люди в каждую данную эпоху, является необходимым продуктом история, развития; "Первые выделившиеся из животного царства люди были во всем существенном так же несвободны, как и сами животные; но каждый шаг вперед по пути культуры был шагом к свободе" (Энгельс Ф., там же). Несмотря на все противоречия и антагонистич. характер обществ. развития, оно сопровождается в общем и целом расширением рамок С. личности и в итоге ведёт к освобождению человечества от социальных ограничений его С. в бесклассовом, коммуни-стич. обществе, где "... свободное развитие каждого является условием свободного развития всех" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 4, с. 447). Если объём человеческой С. может служить мерой обществ. прогресса, то, в свою очередь, его темпы непосредственно зависят от степени С., к-рой располагают люди в процессе своей деятельности.

Мера С., к-рой в каждую конкретную историч. эпоху обладают люди, в общем и целом определяется уровнем развития производит, сил, степенью познания ими объективных процессов в природе и обществе, наконец, социальным и политич. строем данного общества. С. личности всегда представляет собой лишь часть С., к-рой располагает данное общество в целом. И в этом смысле, как отмечал Ленин, опровергая анархич. индивидуалистич. концепции С. личности, "жить в обществе и быть свободным от общества нельзя" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 12, с. 104).

В антагонистич. обществе разделение труда, частная собственность на средства произ-ва и раскол общества на антагонистич. классы обусловливают господство партикулярных интересов и стихийно действующих процессов, выходящих из-под контроля людей и сопровождающихся социальными бедствиями. В таких условиях С. господствующего класса распоряжаться собственностью, материальными богатствами и знаниями оборачивается для эксплуатируемого класса необходимостью трудиться ради обогащения других и выполнять чужую волю; во взаимоотношениях между отд. личностями индивидуальная С. одних подрывается произволом других поступать по своему усмотрению. Мерой индивидуальной С. становятся размеры частной собственности, обусловливающие в значит. степени возможность распоряжаться материальными и духовными благами. При этом ущемляется не только С. подавляющей массы людей, одновременно происходит колоссальная растрата материальных и людских ресурсов данного общества. Стремясь экспроприировать в свою пользу по возможности всю С., к-рой потенциально обладало общество в целом, правящий класс в антагонистич. обществе всегда максимально регламентировал поведение остальных людей различными кастовыми, сословными, иерархич., правовыми и др. социальными нормами.

Такие возведённые в закон ограничения в поведении большинства людей становятся условием С. и произвола привилегированного меньшинства.

На протяжении всей истории человечества борьба людей против социальных ограничений своей С., в какие бы идеологич. формы она ни облекалась, была могучей движущей силой обществ, прогресса. Требования С. и равенства были взаимно обусловлены, хотя обосновывались идеологами различных классов по-разному. Накануне бурж. революций в Зап. Европе и Сев. Америке они были провозглашены как естественное право всех людей в равной мере пользоваться достижениями цивилизации и распоряжаться плодами своего труда и своей судьбой. Под лозунгом "Свобода, равенство, братство!" прогрессивная буржуазия повела за собой нар. массы на борьбу против феодализма. Однако эти принципы оказались неосуществимыми в условиях капиталистич. общества.

История капиталистич. общества опровергла бурж. доктрины С., в частности популярную в 19 в. либеральную концепцию А. Смита, И. Бентама и Дж. С. Милля, к-рые полагали, будто макс. ограничение сферы деятельности гос-ва, свободное распоряжение людьми своей частной собственностью и преследование каждым своих разумных интересов будут сопровождаться всеобщим благосостоянием и расцветом индивидуальной С. всех членов общества. Даже в самых развитых капиталистич. странах С. личности в значит. мере остаётся формальной, а те реальные права, к-рых нар. массы добились в ходе упорной борьбы (С. слова, совести, организаций, собраний и др.), подвергаются постоянным посягательствам со стороны реакции (см. Свободы демократические).

Лозунг "С." широко используется идеологами буржуазии в пропагандистских целях, поскольку он обладает неотразимой привлекательностью в глазах широких нар. масс. Именно этим объясняется, напр., применение лозунга "свободный мир" для обозначения капиталистич. Запада, слова "С." в самых различных сочетаниях наиболее реакц. орг-циями в целях саморекламы. Многие бурж. идеологи, напр. М. Фридман, Г. Уоллич, Ч. Уайтейкер и др., ныне открыто противопоставляют С. равенству. Наряду с этим на Западе широкое распространение получают различные технократич. и бихевиористские концепции (см. Технократия, Бихевиоризм), умаляющие и даже откровенно отрицающие всякую С. личности, напр. амер. социальный психолог Б. Ф. Скиннер и его последователи, оправдывающие манипуляцию сознанием и поведением людей. В условиях кризиса бурж. индивидуализма, когда гос.-монополистич. бюрократия ущемляет С. личности и попирает её достоинство, такие концепции импонируют, с одной стороны, тем представителям правящего класса, к-рые стремятся к подавлению демократич. прав и усилению бюрократич. контроля над массами, а с другой -разделяются представителями либеральной интеллигенции и радикально настроенной молодёжи, к-рые настолько изверились в Традиционных ценностях бурж. цивилизации, что склонны считать фикцией всякую С. личности. В историч. перспективе, однако, расширение С.-это диалектич. и необратимый процесс, развивающийся в направлении последовательного социального и нац. освобождения человечества.

Объективные условия подлинной С. реализуются только в результате ликвидации антагонистич. отношений между людьми, порождённых частной собственностью. Когда на смену стихийным процессам в обществе приходит планомерное развитие, в значит. мере исключающее непредвиденные экономич. и социальные последствия, обществ. деятельность людей становится подлинно свободным и сознательным историч. творчеством. В ком-мунистич. обществе, писал Энгельс, "объективные, чуждые силы, господствовавшие до сих пор над историей, поступают под контроль самих людей. И только с этого момента люди начнут вполне сознательно сами творить свою историю, только тогда приводимые ими в движение общественные причины будут иметь в преобладающей и все возрастающей мере и те следствия, которых они желают. Это есть скачок человечества из царства необходимости в царство свободы" ("Анти-Дюринг", 1966, с. 288). Вместе с тем для того чтобы в полной мере была достигнута индивидуальная С., цели, к-рые ставит перед собой каждая отд. личность, должны согласовываться с интересами остальных составляющих общество людей. Одновременно с этим каждый член общества приобретает реальные возможности для всестороннего и полного развития заложенных в нём способностей и талантов, для свободного доступа к накопленному человечеством опыту, знаниям и остальным духовным ценностям, обладая при этом свободным временем для овладения ими.

Социалистич. революция положила начало этому процессу освобождения людей во всех сферах жизни общества. Он протекает ускоряющимися темпами вместе с бурным ростом производит. сил, развитием научно-техннч. революции, совершенствованием обществ. отношений, всеобщим культурным подъёмом. В ком-мунистич. обществе С. воплотится в создании всех необходимых условий для всестороннего гармонич. развития личности. Как отмечал Маркс, при коммунизме, по ту сторону царства необходимости (т. е. за пределами собственно материального произ-ва), "... начинается развитие человеческих сил, которое является самоцелью, истинное царство свободы, которое, однако, может расцвести лишь на этом царстве необходимости, как на своем базисе" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 25, ч. 2, с. 387).

Лит.: Маркс К. иЭнгельс Ф., Немецкая идеология, Соч., 2 изд., т. 3; Э н-ге л ь с Ф., Анти-Дюринг, там же, т. 20, отд. 1, гл. 2, отд. 2, гл. 2, отд. 3; е г о же, Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии, там же, т. 21, гл. 4; его же, Происхождение семьи, частной собственности и государства, там же, гл. 5; Ленин В. И., Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов?. Поли. собр. соч., 5 изд., т. 1; его же, Материализм и эмпириокритицизм, там же, т. 18, гл. 3; его же, Государство и революция, там же, т. 23; Программа КПСС (Принята XXII съездом КПСС), М., 1974; Материалы XXIV съезда КПСС, М., 1971; Милль Дж. Ст., О свободе, пер.
с англ., СПБ, 1901; Г е г е л ь Г. В. Ф., Соч., т. 8, М.- Л., 1935; Л а м о н т К., Свобода должна быть свободой на деле, пер. с англ., М., 1958; Янагида К., Философия свободы, пер. с япон., М., 1958; А п т е-к е р Г., О сущности свободы, пер. с англ., М., 1961; Д а в ы д о в Ю. Н., Труд и свобода, М., 1962; Г о б б с Т., О свободе и необходимости, Избр. произв., т. 1, М., 1964; Коммунисты и демократия. (Материалы обмена мнениями), Прага, 1964; Николаева Л. В., Свобода - необходимый продукт исторического развития, М., 1964; Н и-р и н г С., Свобода: обещание и угроза, пер. с англ., М., 1966; Ойзерман Т. И., Марксистско-ленинское понимание свободы, М., 1967; Давидович В., Грани свободы, М., 1969; Б а л л е р Э., Человек и свобода, М., 1972; F г о m m E., Escape from freedom, N. Y.- Toronto, 1941; Sartre J.-P., L'existentialisme est un humanisme, P., 1946; Dobzhansky Th. G., Biological basis of human freedom, N. Y., 1956; Adler M. J., Idea of freedom, v. 1 - 2, N. Y., 1958; G u r v i t с h G., Determinis-mes sociaux et liberte humaine, 2 ed., P., 1963; Skinner B. F., Beyond freedom and dignity, 7 ed., N. Y., 1972; Beyond the punitive society, S. F., 1973. Э. А. Араб-оглы.

СВОБОДА ВОЛИ, филос. категория, обозначающая филос.-этич. проблему -самоопределяем или детерминирован человек в своих действиях, т. е. вопрос об обусловленности человеческой воли. Ожесточённые споры, ведущиеся вокруг С. в. со времён Сократа, вызваны особой жизненной значимостью этой проблемы, ибо от её решения зависит признание ответственности человека за свои поступки. Если каждое действие строго предопределено и не может быть иным, чем оно есть, то его нельзя вменить в вину или поставить в заслугу. Но, с другой стороны, представление о воле как ничем заранее не обусловленной "конечной причине" действия предполагает разрыв причинного ряда явлений, что противоречит потребности науч. объяснения.

В соответствии с двумя сторонами этой антиномии в истолковании С. в. выявились гл. обр. две филос. позиции: детерминизм, отстаивающий причинную обусловленность воли, и индетерминизм, отвергающий причинную зависимость воли. Сообразно факторам (физич., психич. и др.), признаваемым причиной волевых актов, среди филос. детерминистич. концепций принято различать механич. детерминизм (Б. Спиноза, Т. Гоббс) и менее строгий, детерминизм психический, или психологический (Т. Липпс). Примером наиболее последовательного индетерминизма могут служить учения И. Фихте и М. Ф. Мен де Бирана.

Однако в истории философии более распространены смешанные, эклектич. доктрины С. в., сочетающие противоположные позиции. Таков дуализм И. Канта. Как разумное существо, принадлежащее интеллигибельному (умопостигаемому) миру, человек, по мысли Канта, обладает С. в. Но в эмпирич. мире, где господствует естеств. необходимость, он несвободен в своём выборе, а воля его причинно обусловлена. Следы подобной непоследовательности носит и концепция Ф. Шеллинга: с одной стороны, он определяет свободу как внутр. необходимость, с другой стороны - признаёт самополагающий характер первоначального акта выбора. Г. Гегель, провозглашая С. в., по существу наделяет ею не человека, а "мировой дух", воплощающий "чистое" понятие С. в.

В бурж. философии кон. 19-20 вв. среди тенденций в истолковании С. в. преобладает волюнтаристский и персо-налистич. индетерминизм, а также распространена позитивистская установка обходить эту проблему.

У А. Бергсона, напр., обе эти тенденции переплетаются. Отстаивая С. в., он ссылается на органич. цельность душевных состояний, не поддающихся разложению на отд. элементы и, согласно Бергсону, причинно не обусловленных. В. Винделъбанд рассматривает волевые акты в одних случаях как причинно обусловленные, в других - как свободные. Проблема С. в. стоит в центре внимания атеистич. экзистенциализма (Ж. П. Сартр, М. Хайдеггер), к-рый усматривает в человеке носителя абс. свободы, противостоящего внешнему миру, сводя по существу С. в. к своеволию.

В теистич. религ. учениях проблема С. в. ставится в плане самоопределения человека по отношению к богу, причём само понятие С. в., без к-рого невозможна религ. этика, сталкивается с понятием "благодати" и непреложного божеств. предопределения. Попытки разрешить возникающие здесь противоречия порождали различные, часто противоположные течения религ. философии [напр., то-мизм и молинизм в католицизме, кальвинизм и арминианство (см. Арминиане и гомаристы)в протестантизме]. Крайние религ.-детерминистскиеварианты учений о предопределении, ставящие человеческую личность в абс. зависимость от сверхъ-естеств. силы, божеств. воли, составляют совместно с натуралистич. детерминизмом и с языческой верой в судьбу осн. набор концепций фатализма.

В марксистской философии основой для оценки проблемы С. в. является диалектика свободы и необходимости. См. Свобода.

Лит.: Энгельс Ф., Анти-Дюринг, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20; Ленин В. И., Философские тетради, Поли. собр. соч.. 5 изд., т. 29; Спиноза Б., Избр. произв., т. 1, М., 1957; Кант И., Соч., т. 4, М., 1965; Гегель Г., Соч., т. 7, М. - Л., 1934; Шопенгауэр А., О свободе воли, Поли, собр. соч., т. 4, М., 1910; Виндельбанд В., Прелюдии, философские статьи и речи, пер. с нем., СПБ, 1904; Г у т б е р-л е т К., Свобода воли и ее противники, пер. с нем., М., 1906; Соловьев В. С., Собр. соч.. т. 10, СПБ, 1914; Лосекий Н. О., Свобода воли, Париж, [1927]; Дробницкий О. Г., Понятие морали, М., 1974; W е n z I A., Philosophic der Freiheit, Bd 1 -2, Munch., 1947 - 49; Ricoeur P., Le volontaire et 1'involontaire, P., 1949 (Philosophie de la volonte, t. 1); Spakqvskу A. von, Freedom, determinism, inde-terminism, The Hague, 1963. P. А. Гальцева.

СВОБОДА ПЕЧАТИ, см. в ст. Свободы демократические.

СВОБОДА СЛОВА, см. в ст. Свободы демократические.

СВОБОДА СОБРАНИЙ, МИТИНГОВ, УЛИЧНЫХ ШЕСТВИЙ И ДЕМОНСТРАЦИЙ, см. в ст. Свободы демократические.

СВОБОДА СОЮЗОВ, см. Право ассоциаций.

СВОБОДА ТОРГОВЛИ, см. Фритредерство.

СВОБОДНАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ (СвДП) в ФРГ (Freie Demokratische Partei, FDP), либерально-буржуазная партия. Создана в 1948. Выражает интересы либеральных кругов крупной буржуазии, средних и мелких предпринимателей, служащих, чиновников, зажиточного крестьянства и ремесленников. СвДП активно участвовала в конституировании ФРГ; её лидер Т. Хейс был первым президентом ФРГ (1949-59). Неоднократно создавала правительственные коалиции совместно с ХДС/ХСС. В 1956-61 и 1966-69 находилась в оппозиции. С 1969 в коалиции с СДПГ; имеет в пр-ве 4 министерских поста, в т. ч. пост мин. иностр. дел. Представитель СвДП занимает также пост вице-канцлера (в 1969-74 В. Шеель, с 1974 X. Д. Геншер). Вместе с СДПГ предприняла шаги к разрядке напряжённости в Европе, улучшению отношений с СССР и др. социалистич. странами на основе заключённых в 1970-73 договоров между ФРГ и СССР, ПНР, ЧССР и ГДР. В 1974 Шеель (пред. партии в 1968-74) избран президентом ФРГ. Числ. СвДП 70 тыс. чл. (авг. 1974). Пред. СвДП (с окт. 1974)-X. Д. Геншер.

СВОБОДНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ, см. Конкуренция.

"СВОБОДНАЯ ФРАНЦИЯ" ("La France libre"), официальное наименование (до июля 1942) сложившегося во время 2-й мировой войны 1939-45 по призыву ген. Ш. де Голля движения, ставившего целью борьбу за освобождение Франции от нем.-фаш. захватчиков и их ставленников. В июле 1942 в связи с активизацией антигитлеровской борьбы приняло название "Сражающаяся Франция". Руководящий центр движения "С. Ф." был в Лондоне.

СВОБОДНАЯ ЭНЕРГИЯ, один из потенциалов термодинамических; то же, что изохорно-изотермический потенциал, или Гельмгольцева энергия. С. э. определяется как разность между внутренней энергией термодинамич. системы (U) и произведением её энтропии (S) на темп-ру (Т). Величину ST, вычитаемую при нахождении С. э. из значения внутр. энергии, иногда наз. связанной энергией.

СВОБОДНОГО ХОДА МЕХАНИЗМ, механизм, в к-ром передача вращения от ведущего звена к ведомому возможна лишь при определённом направлении их относительного вращения. Принцип действия С. х. м. аналогичен принципу действия обгонной муфты, в качестве к-рой он часто используется. Лит, см. при ст. Муфта.

СВОБОДНОЕ ВОСПИТАНИЕ, концепция в бурж. педагогике 2-й пол. 19 -нач. 20 вв., для к-рой характерны крайняя индивидуализация воспитания, категорическое отрицание воспитания и систематического обучения, основанных на подавлении личности ребёнка, регламентации всех сторон его жизни и поведения. Идеал сторонников С. в.- не стесняемое никакими ограничениями развитие всех сил и способностей ребёнка. Идеи С. в. неразрывно связаны с пед. взглядами Ж. Ж., Руссо. Одним из первых пропагандистов С. в. была шведская писательница Э. Кей, к-рая в книге "Век ребёнка" (1900) выступила за предоставление детям права на свободное развитие, избавление их от гнёта взрослых, обучение только тому, что необходимо в повседневной жизни. Нем. педагоги Г. Шаррельман, Ф. Гансберг, Л. Гурлитт и нек-рые др. требовали предоставить учителю и уч-ся права на свободное творчество и свободное выражение своей индивидуальности. По их мнению, не должно существовать никаких пед. систем, поскольку они отучают учителя от творческой работы, превращают его в ремесленника.

В конце 19 - нач. 20 вв. идеи С. в. нашли отражение в педагогических взглядах и деятельности сторонников анархизма - П. А. Кропоткин, С. Фор и П. Робен (Франция) и др. Развивая мысль об интегральном (всестороннем, целостном) образовании, вооружающем молодое поколение знанием основ наук и трудовой подготовкой, Кропоткин ставил вопрос и о С. в., к-рое превращает ребёнка в гармонически развитую личность, самостоятельно мыслящую, готовую к активной деятельности в обществе. В отличие от нем. педагогов-индивидуалистов, педагоги-анархисты ставили акцент на социально-трудовой аспект С. в., придавали особенно большое значение добровольному сотрудничеству детей, развитию у них стремления к взаимопомощи. К сторонникам С. в. принадлежала М. Монтессори (Италия). Под влиянием идей С. в. в бурж. педагогике конца 19 - нач. 20 вв. сложилась педоцентрич. концепция, сущность к-рой состоит в том, что за основу воспитания и обучения детей принимаются их спонтанные интересы и потребности. В практике работы нач. школы, где идеи педоцентризма получили наибольшее распространение, эта точка зрения находила выражение в недооценке организации систематич. обучения, в увлечении различными видами детской самодеятельности.

В России идеи С. в. развивал Л. Н. Толстой, к-рый в 1859 организовал школу, работавшую на основе принципов С. в.

В период Революции 1905-07 в России и особенно после её подавления сторонниками С. в. были С. Т. Шацкий, И. И. Горбунов-Посадов, А. У. Зеленко, Н. В. Чехов, К. Н. Вентцелъ. Сторонники С. в. считали, что в основу практики школьного дела должны быть положены следующие принципы: школы организуются при участии уч-ся и их родителей; уч. занятия строятся в зависимости от интересов детей и полностью индивидуализированы; все отношения учителей и уч-ся следует строить на взаимном доверии и симпатии; учителям надо иметь полную свободу в выборе и применении методов и приёмов обучения. Эти идеи были частично реализованы в "Доме свободного ребёнка" (в виде самоуправляющейся общины детей 5-10 лет, родителей и учителей), открытом сторонниками Вентцеля в Москве в 1906 и просуществовавшем до 1909. Идеи С. в. находили отражение на страницах журн. "Свободное воспитание" (1907-18).

Идеи С. в. в педагогике явились одной из форм выражения недовольства демократически настроенной мелкой буржуазии и части бурж. интеллигенции существующим положением в обществе. Педагогам-анархистам С. в. представлялось средством переустройства общества на новых началах, обеспечивающим всестороннее развитие духовных и физических сил детей, их творческую активность, учителям - свободу пед. творчества и др.

Отрицая идеи как авторитарного, так и С. в., марксистско-ленинская педагогика рассматривает воспитание как процесс целенаправленного и систематич. формирования всесторонне развитой личности.

Лит.: К е й Э., Век ребёнка, 2 изд., [М.], 1910; Вентцель К. Н., Теория свободного воспитания и идеальный детский сад, 4 изд., П.- М., 1923; его же, Дом свободного ребенка, 3 изд., М., 1923; Руссо Ж. Ж., Эмиль, или О воспитании, СПБ, 1913; Шаррельман Г., В лаборатории народного учителя, 2 изд., П., 1921; Свободное трудовое воспитание. Сб. статей.

Под ред. Н. К. Лебедева, П.- М., 1921; Дьюи Д., Школа и ребёнок, 2 изд., М. -П., 1923; Толстой Л. Н., Пед. соч., М.- Л., 1948; Крупская Н. К., К вопросу о свободной школе, Пед. соч., т. 1, М., 1957. А. И. Пискунов.

СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ, часть внерабочего времени (в границах суток, недели, года), остающаяся у человека (группы, общества) за вычетом разного рода непреложных, необходимых затрат. Границы С. в. определяются на основе различения в составе общего времени жизнедеятельности людей собственно рабочего (включая дополнит. труд с целью заработка) и внерабочего времени и выделения в составе последнего различных элементов занятого (несвободного) времени.

В жизни совр. общества явление С. в. отличается исключит. сложностью, отражает существ. характеристики того или иного типа общества, наполняется различным, подчас весьма противоречивым, содержанием. В развитых капиталистич. странах наряду с положит. тенденцией увеличения С. в. неизменно присутствуют негативные тенденции заполнения сферы досуга "массовой культурой", явлениями антикультуры (алкоголизм, преступность и т. п.), др. занятиями, свойственными идеалам "потребительского общества". Применительно к условиям социализма можно говорить прежде всего о двух осн. функциях С. в.: функции восстановления сил человека, поглощаемых сферой труда и иных непреложных занятий, и функции духовного (идейного, культурного, эстетического и т. п.) и физич. развития человека, приобретающей всё большее значение. Именно её имея в виду, К. Маркс говорил, что время "... остается свободным для удовольствий, для досуга, в результате чего открывается простор для свободной деятельности и развития. Время - это простор для развития способностей..." (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 26, ч. 3, с. 264). Как социально-историч. категория С. в. характеризуется тремя осн. параметрами: объёмом (величиной), структурой и содержанием. Величина С. в. зависит в первую очередь от продолжительности времени труда, характерной для того или иного общества, т. е. от общей величины внерабочего времени. Социалистич. общество последовательно стремится сократить величину рабочего дня. Вместе с тем на совр. этапе развития объём С. в. в значит. степени определяется временем, затрачиваемым на нек-рые непреложные затраты в рамках внерабочего времени, в первую очередь на бытовые нужды и транспорт. Поэтому гл. путями увеличения объёма С. в. являются развитие и совершенствование служб быта, внедрение в практику более рациональных принципов гор. и пром. строительства, расселения и т. д.

В зависимости от аспекта рассмотрения и задач анализа в структуре С. в. обычно выделяют неодинаковое (до неск. десятков) количество элементов. Приняв за основание классификации характер осуществляемой человеком в С. в. деятельности с точки зрения её влияния на развитие человеческой личности, можно получить ряд наиболее широких категорий, образующих структуру С. в. Это -активная творческая (в т. ч. общественная) деятельность; учёба, самообразование; культурное (духовное) потребление, имеющее индивидуальный (чтение газет, книг и т. п.) и публично-зрелищный (посещение кино, театров, музеев и т. д.) характер; физич. занятия (спорт и т. п.); любительские занятия типа хобби; занятия, игры с детьми; товарищеские встречи, общение с др. людьми; пассивный отдых; затраты времени, совпадающие с явлениями антикультуры (напр., злоупотребление алкоголем). Т. о., при одном и том же объёме С. в. его структура может быть более или менее прогрессивной. Гл. пути совершенствования структуры С. в. в условиях социализма - увеличение объёма С. в., создание мощной материально-технич. базы досуга, повышение эффективности организаторской и идеоло-гич. работы с трудящимися и т. п.

Конкретные занятия человека и их качество в рамках той или иной деятельности в С. в. составляют его содержание. Обеспечение содержания С. в., соответствующего целям коммунистич. строительства,- длительный процесс, связанный с дальнейшим изменением положения личности в сфере экономич., по-литич., духовной жизни общества, в частности с более широким привлечением трудящихся к политич. творчеству, управлению социальными процессами, с расцветом общей культуры масс и т. п. См. также Досуг.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 25, ч. 2; Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 33, с. 117; Струмилин С. Г., Рабочий день и коммунизм, М., 1959; Пруденский Г. А., Время и труд, М., 1964; его же, Проблемы рабочего и внерабочего времени, М., 1972; Г р у ш и н Б. А., Свободное время. Актуальные проблемы, М., 1967; Г о р-дон Л. А., Клопов Э. В., Человек после работы, М., 1972; Орлов Г. П., Свобод" ное время как социологическая категория, Свердловск, 1973; Anderson N., Work and leisure, L., 1961; De Grazia S., Of time, work and leisure, N. Y., 1962; D u-mazedier , Vers une civilisation du loi-sir?, P., 1967; его же, Sociologie empirique du loisir, P., 1974. Б, А. Грушин.

СВОБОДНОПОРШНЕВОЙ ГЕНЕРАТОР ГАЗА, безвальный мотогенератор, агрегат, обеспечивающий газовую турбину рабочим телом необходимых параметров; состоит из двигателя внутреннего сгорания со свободно движущимися поршнями и поршневого компрессора. Рабочее тело - горячая сжатая смесь продуктов сгорания топлива в двигателе и продувочного воздуха из компрессора. Двигатель приводит компрессор в действие и является генератором газа. Компрессор подаёт сжатый воздух в цилиндры двигателя для их продувки и наддува. С. г. г. с газовой турбиной образуют силовую установку. Идея такой установки (состоящей из генератора газа и расширительной машины) впервые была предложена и осуществлена В. И. Гриневецким. Первая конструкция С. г. г. была разработана в 1922-23 сов. инж. Е. Е. Лонткевичем для газотурбинной установки трансп. типа. В 1951 во Франции был выпущен первый пром. образец С. г. г. по схеме Пескара. В С. г. г. обычно используют двухтактный дизель с прямоточно-щелевой продувкой и высоким наддувом. Продукты сгорания или их смесь с избытком продувочного воздуха поступают в ресивер, а затем в турбину. Газы на выходе из С. г. г. имеют темп-ру 400-550 °С и давление 0,4 -0,5 Мн/м2(4-5 кгс/см2). Эти сравнительно низкие параметры рабочего тела позволили создать дешёвую и экономичную газовую турбину мощностью 10-50 Мвт.

Силовая газотурбинная установка с С. г. г. сочетает в себе положительные свойства дизеля и газовой турбины, и её кпд достигает 40%. На одну газовую турбину могут работать неск. С. г. г. Силовые газотурбинные установки с С. г. г. применяют в различных отраслях пром-сти, на транспорте и в энергетике.

Схема силовой газотурбинной установки со свободнопоршневым генератором газа: / - форсунка; 2-камера сгорания; 3 - поршень дизеля; 4 - нагнетательный клапан компрессора; 5 - впускной клапан компрессора; 6 - поршень компрессора; 7 - буферная полость генератора; 8 -ресивер; 9 - газовая турбина; 10 - выпускные окна; 11 - продувочные окна.

Недостатки С. г. г.: нерациональное использование энергии на холостом ходу и малых нагрузках, громоздкие газопроводы, сложность синхронизации работы поршней.

Лит.: Двигатели внутреннего сгорания, под ред. А. С. Орлина, 2 изд., [т. 1 - 4], М., 1970 - 73; Жуков В. С., Газотурбинные установки со свободно-поршневыми генераторами газа в энергетике, М., 1971.

Н. Ф. Кайдаш.

СВОБОДНОСТРУЙНАЯ ГИДРОТУРБИНА, гидротурбина, у к-рой давление в потоке воды при входе в рабочее колесо и на выходе из него равно атмосферному, т. е. она является активной турбиной. Поток воды в С. г. направляется в рабочее колесо в виде свободной струи. Если в С. г. из подводящего устройства выходит одна кольцевая струя, к-рая попадает сразу на все лопасти, то такая С. г. наз. непарциальной. У парциальной С. г. вода на лопасти поступает только при прохождении ими зоны действия струи. Все С. г. (за исключением гидротурбины "Сфиндекс", предложенной в 1963 швейцарской фирмой "Эшер-Вис") являются парциальными, причём самая распространённая из них - ковшовая гидротурбина.

СВОБОДНЫЕ КОЛЕБАНИЯ, колебания в любой колебательной системе, происходящие в отсутствие внешнего воздействия; то же, что собственные колебания.

СВОБОДНЫЕ РАДИКАЛЫ, см. Радикалы свободные.

СВОБОДНЫЕ ХЛЕБОПАШЦЫ, вольные хлебопашцы, в России 19 в. бывшие помещичьи крестьяне, освобождённые от крепостной зависимости на основании указа имп. Александра I от 20 февр. 1803. По этому указу помещики получили право освобождать как отдельных крестьян, так и целые селения с обязательным наделением их землёй. Крестьяне за получение воли и земли должны были платить помещикам выкуп или выполнять различные повинности. При невыполнении этих условий крестьяне могли быть возвращены помещику. Широкого применения указ не получил.

За время царствования Александра I в С. х. было превращено только 47 тыс. чел. муж. пола (ок. 0,5% от всех крепостных крестьян). В разряд С. х. входили также дворовые люди и крестьяне, лично отпущенные на волю, если они приобретали землю. Юридически С. х. близки к государственным крестьянам, в состав к-рых они и были включены в 1848.

Лит.: С е м е в с к и й В. И.. Кресты янский вопрос в России в XVIII н первой пол. XIX в., т. 1, СПБ, 1888.

СВОБОДНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ МАСТЕРСКИЕ, Государственные свободные художественные мастерские, советские художественные учебные заведения (1918 - нач. 1920-х гг.). Были созданы на базе местных художеств. училищ (в