загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна,окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ПРОМЫШЛЕННОМ, ЖИЛОМ И НЕ ТОЛЬКО...:
ПОНЯТИЯ:

МОНТАЖ (франц. montage - подъём установка, сборка, от monter - поднимать), сборка и установка сооружений конструкций, технологического оборудования агрегатов, машин (см. Сборка машин, аппаратов, приборов и др. устройств и готовых частей и элементов.
МОНТАЖ в строительстве - основной производственный процесс, выполняемый при возведении зданий и сооружений или и реконструкции, в результате которого устанавливают в проектное положение строительные конструкции, инженерное технологическое оборудование и др. МОНТАЖ технологического оборудования включает также присоединение его к источникам энергоснабжения системам очистки и удаления отходов оснащение приборами, средствами автоматизации и контроля
.


СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ в СССР, организационно обособленные производственно-хозяйственные единицы, основным видом деятельности которых является строительство новых, реконструкция, капитальный ремонт и расширение действующих объектов (предприятий, их отдельных очередей, пусковых комплексов, зданий, сооружений), а также монтаж оборудовани я. К государственным СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ относятся строительные и монтажные тресты (тресты-площадки, тресты гор. типа, территориальные, союзные специализированные тресты); домостроительные, заводостроительные и сельские строительные комбинаты; строительные, (монтажные) управления и приравненные к ним организации (напр., передвижные механизированные колонны, строительно-монтажные поезда и др.).
ПРОЕКТИРОВАНИЕ (от лат. projectus, буквально - брошенный вперёд), процесс создания проекта - прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния. Различают этапы и стадии ПРОЕКТИРОВАНИЯ, характеризующиеся определённой спецификой. Предметная область ПРОЕКТИРОВАНИЯ постоянно расширяется. Наряду с традиционными видами ПРОЕКТИРОВАНИЯ (архитектурно-строительным, машиностроительным, технологическим и др.) начали складываться самостоятельные направления ПРОЕКТИРОВАНИЯ человеко-машинных систем (решающих, познающих, эвристических, прогнозирующих, планирующих, управляющих и т. п.) (см. Система "человек и машина"), трудовых процессов, организаций, экологическое, социальное, инженерно-психологич., генетическое ПРОЕКТИРОВАНИЕ и др. Наряду с дифференциацией ПРОЕКТИРОВАНИЯ идёт процесс его интеграции на основе выявления общих закономерностей и методов проектной деятельности.
ПРОМСТРОЙПРОЕКТ, проектный институт в ведении Госстроя СССР. Находится в Москве. Организован в 1933. В составе института архитектурно-строительные и конструкторские отделы; ПРОМСТРОЙПРОЕКТ возглавляет объединение "Союзхимстройниипроект" с проектными институтами в Киеве, Ростове-на-Дону, Тольятти, Алма-Ате. Разрабатывает проекты (архитектурно-строительные и сан.-технич. части) производственных зданий и сооружений крупнейших промышленных предприятий автомобильной, машиностроит., металлургич., химич. и др. отраслей пром-сти; схемы генеральных планов пром. узлов и упорядочения существующих пром. районов; мероприятия по повышению уровня индустриализации строительтсва за счёт унификации и типизации зданий, сооружений и конструкций и внедрения эффективных строит. материалов; нормативные документы и методич. указания по проектированию пром. зданий и сооружений. Периодически публикует реферативную информацию "Строительное проектирование промышленных предприятий". Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1958)

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

лужайками, геометрические по форме бассейны и каналы - озёрами и речками, строго ритмизованные по композиции посадки - отдельно стоящими или свободно сгруппированными деревьями, прямые аллеи и дорожки - прихотливо вьющимися тропинками. Важное значение обрело последовательно проведённое в общей композиции и размещении отд. растений представление о своеобразии художеств, эффектов, связанных со сменой времён года. Менялся и характер садовой архитектуры: пейзажные парки изобиловали "романтич." руинами, а также постройками, имитировавшими сельское жилище.

Первые сведения о русских садах относятся к 12 в. (княжеские усадьбы в Киеве и Владимире). В 17 в. в Москве существовали т. н. верховые (или красные) сады, располагавшиеся в верх, этажах зданий и отличавшиеся богатым декоративным убранством (сады Кремлёвского дворца), а также регулярные сады в загородных усадьбах, для к-рых была характерна тесная связь с окружающей природой, сочетание декоративных качеств с утилитарными (рыбные пруды, плодовые сады, покосные луга). Традиции европ. С. -п. и. 17 в. творчески развиваются в петерб. дворцово-парковых ансамблях, построенных в нач. 18 в. (арх. Ж. Б. Леблон, Н. Микетти, М. Г. Земцов и др.); этим паркам свойственны строгая симметричность композиции с умелым использованием водных поверхностей и рельефа местности. Более динамичны по пространственным решениям парки сер. 18 в. (арх. В. В. Растрелли и др.): Анненгофский парк в Москве, парки в Царском Селе (ныне г. Пушкин) под Петербургом, в Кускове и Архангельском под Москвой. С кон. 18 в. получили распространение принципы пейзажной планировки (садовод И. Буш, теоретик садоводства А. Т. Болотов, арх. В. И. Неелов, Ч. Камерон, П. Гонзаго и др. ), лучшими образцами к-рой явились парк в Павловске, пейзажная часть Екатерининского парка в Царском Селе, под Москвой - парк в Кузьминках. С сер. 19 в. в европ. странах и США создавались многочисл. общественные (преим. пригородные) парки. Первоначально в них господствовали приёмы свободной, "английской" планировки, но к кон. 19 в. мастера С. -п. и. (напр., Ф. Л. Олмстед и И. Иенсен в США) всё чаще сочетают элементы регулярного и ландшафтного построения. Однако в целом С. -п. и. кон. 19 - нач. 20 вв. переживает упадок, что сказывается в измельчении планировочных структур, вычурности цветочного оформления и малых форм архитектуры. Увлечение микрокомпозициями свойственно многим произведениям С. -п. и. 20 в., чему способствуют достижения в области селекции растений и дендрологии, позволяющие создавать построения типа япон. сада, испано-мавританского патио, альпийской горки и т. д. независимо от конкретных природных условий. Стилистич. эклектизм, свойственный садам такого рода, преодолевается в творчестве мастеров, стремящихся использовать в С. -п. и. нек-рые приёмы совр. изобразит, иск-ва (бразилец Р. Бурле Маркс и др.). С. Н. Палентреер. В 20 в. появляются многочисл. новые объекты С.-п. и. (спортивные и развлекательные парки, луна-парки, парки-выставки, "линейные" парки вдоль автодорог, нац. природные и ист. парки, сады на крышах, большие крытые сады с искусств, микроклиматом). Особенно актуальными становятся, в частности, проблемы создания больших гор. парков для массового отдыха (Центр, парк в Нью-Йорке, т. н. амстердамский лес в Нидерландах и др.), сохранения или воссоздания естественных ландшафтов (успешно решённые, напр., в застройке фин. городов Лахти и Тапиола), восстановления отработанных территорий (осуществлённого, напр., при разбивке парка Олимпийского комплекса в Мюнхене), обогащения пластич. возможностей естеств. пейзажной среды за счёт возведения шумозащитных сооружений и пр.

В СССР и др. странах социализма гл. линией развития С. -п. и. является общественное парковое строительство. Особенно характерны для СССР типы парка культуры и отдыха (первым парком такого типа был Центр, парк культуры и отдыха им. М. Горького в Москве, 1935 - 41, арх. А. В. Власов), к-рые стали важной частью системы озеленения сов. городов и др. населённых пунктов. Такого рода парки, рассчитанные на разнообразные виды активного и тихого отдыха различных демографич. групп населения, все чаще возникают и в др. социалистич. странах [напр., парк в Катовицах (ПНР)]. Эти требования породили новые композиц. приёмы, осн. на функциональном зонировании территории, выявлении пространств, специфики таких объектов, как Зелёный театр в ЦПКиО им. М. Горького в Москве, стадион в Приморском парке Победы в Ленинграде, Певческое поле и эстрада в парке Кадриорг в Таллине, а также менее крупных сооружений типа городков аттракционов, читален, лекториев. Сов. С.-п. и. развивается и в процессе специализации парков и садов различного функционального назначения - детских, спортивных, выставочных, ботанич., зоологич., парков при мемориальных сооружениях и т. д. Напр., торжественность, суровая монументальность отличают мемориальные парки Победы в Ленинграде, "сказочная" тематика, уменьшенные, "детские" масштабы определяют парк "Солнышко" в детском доме отдыха под Ленинградом и т. д. В парках, создаваемых на базе существующих лесных массивов (напр., Голосеевский лес в Киеве, Вингис в Вильнюсе, Измайловский зелёный массив в Москве), мастера С.-п. и. стремятся раскрыть эстетич. возможности лесной среды и включить в неё необходимые элементы благоустройства так, чтобы не разрушить сложившиеся экологич. закономерности и придать ей максимальную художеств, выразительность. В городах, расположенных в степной или полупустынной зоне, сады и парки, создаваемые нередко в неблагоприятных природно-климатич. условиях, способствуют улучшению окружающей среды (такую роль сыграли, в частности, парк им. 20-летия ВЛКСМ в Караганде, гор. парки в Душанбе и Ташкенте, где создана сеть крупных водных бассейнов). Нередко парки занимают терр. с крутыми уклонами, узкие горные долины и каньоны, что придаёт им большую живописность (Нагорный парк им. С. М. Кирова в Баку, парк на горе Мтацминда в Тбилиси и др.). Для большинства этих парков типичны сложные системы террас, лестниц и подпорных стен. В 60-70-х гг. в связи с размахом гидротехнич. стр-ва и осушительных работ мн. новые парки располагаются в ранее затапливавшихся паводками речных долинах, на островах, побережьях естеств. и искусств, морей, а также водохранилищ ("Острова Юности" на Ангаре в Иркутске, Днепровский гидропарк в Киеве, Южно-приморский парк им. В. И. Ленина в Ленинграде). Ряд примечат. образцов сов. С.-п. и. связан и с восстановлением ландшафта на рекультивируемых землях. Это парки, созданные на отработанных карьерах кирпичных з-дов (Моск. парк Победы в Ленинграде) или на карьерах, связанных с добычей полезных ископаемых (напр., Александровский парк в Орджоникидзе, УССР, парк культуры и отдыха в Кохтла-Ярве). Преобладающими в сов. С.-п. и. 60-70-х гг. являются свободные пейзажные построения, осн. на художеств, интерпретации естеств. ландшафтов и включающие отд. регулярно распланированные части. Среди крупнейших сов. паркостроителей - В. И. Долганов, Л.И. Ильин, А. Я. Карр, М. П. Коржев, А. С. Никольский, М. И. Прохорова, Л. И. Рубцов. А. П. Вергунов. Илл. см. на вклейке, табл. XLI, XL1I (стр. 528-529).

Лит.: Курбатов В. Я., Сады и парки, П., 1916; Дубяго Т. Б.. Русские регулярные сады и парки, Л., 1963; Ландшафтная архитектура. [Сб.], М., 1963; 3алеская Л. С., Курс ландшафтной архитектуры, М., 1964; Саймон дс Дж. О., Ландшафт и архитектура, [пер. с англ.], М., 1965; JellicoeG. A., Studies in Landscape design, v. 1 - 3, L., 1960-70; Colvin В., Land and landscape, 2 ed., L., 1970.

САДОВСКИЕ, семья русских актёров, внёсшая большой вклад в развитие рус. сценич. реализма, неразрывно связанная со становлением и развитием его нового этапа, определяемого появлением драматургии А. Н. Островского. Пров Михайлович С. (наст. фам.- Ермилов) [11(23). 10.1818, Ливны,- 16(28).7.1872, Москва]. После смерти отца воспитывался братьями матери, видными провинциальными актёрами - Г. В. и Д. В. Садовскими (отсюда псевд. С.). В 1832 вступил в тульскую труппу. Играл в театрах Калуги, Рязани, Воронежа, Казани и др. городов. В 1839 при поддержке М. С. Щепкина (к-рый видел его на сцене в Казани) дебютировал в моск. Малом театре. Играл характерно-бытовые роли в водевилях (Филатка - "Филатка и Мирошка - соперники" Григорьева 2-го и др.). Сатирич. талант проявился в пьесах Гоголя (Подколёсин, Осип - "Женитьба" и "Ревизор"). Наиболее полно дарование артиста раскрылось в пьесах А. Н. Островского, активным пропагандистом творчества к-рого он был (участвовал в первых постановках всех пьес драматурга). Мастерски играл роли купцов-самодуров: Тит Титыч ("В чужом пиру похмелье", 1856; "Тяжёлые дни", 1863), Дикой ("Гроза", 1859), Курослепов ("Горячее сердце", 1869) и др.; драматич. талант С. проявился в роли Краснова ("Грех да беда на кого не живёт", 1863 и 1867) и особенно Любима Торцова ("Бедность не порок", 1854) - лучшей работе артиста. Крупнейший представитель иск-ва Малого театра, С. раскрывал образ прежде всего через слово. Чёткая дикция, гибкий голос помогали ему находить для каждого персонажа свою мелодию и ритм речи, особенности произношения. С.- первый исполнитель на сцене Малого театра ролей Расплюева ("Свадьба Кречинского" Сухово-Кобылина, 1855), Анания и Митрича ("Горькая судьбина", 1863; "Самоуправцы", 1866, Писемского). Играл в комедиях Мольера, Шекспира, Кальдерона. Выступал в операх (Фаддей - "Мельник - колдун, обманщик и сват" на текст Аблесимова, муз. Фомина). В творчестве С., развивавшего щепкинские традиции, проявилась нац. особенность рус. реализма: простота, естественность, тесная связь с жизнью, тенденция к социально-бытовой обрисовке характера, раскрытию его нац. специфики, внимание к внутр. миру человека, использование слова как осн. средства характеристики образа. Иск-во С. оказало влияние на многих рус. актёров. Был автором юмористич. рассказов и великолепным рассказчиком. Михаил Провович С. [12(24).И. 1847, Москва,- 26.7(8.8).19Ю, там же]. Сын Прова Михайловича С. К сцене был подготовлен отцом и А. Н. Островским. В 1867-69 участвовал в спектаклях "Артистического кружка". В 1869 дебютировал в Малом театре в ролях Подхалюзина, Бородкина ("Свои люди - сочтёмся", "Не в свои сани не садись" Островского) и др. С 1870 в труппе театра. Сыграл в пьесах Островского св. 60 ролей. Среди них: Счастливцев ("Лес"), Мурзавецкий ("Волки и овцы"), Андрей Белугин ("Женитьба Белугина"), Карандышев ("Бесприданница"), Мелузов ("Таланты и поклонники"), Хлынов ("Горячее сердце"). Творческий последователь отца, актёр-демократ, знаток быта старой Москвы, С. в совершенстве владел сценич. речью. Его самобытное, национальное, народное иск-во отличалось глубокой жизненной правдивостью, благородной простотой, светлым юмором, задушевностью и в то же время драматизмом, сатирич. остротой. Ведущая тема творчества С.- судьба его современника, незаметного, простого, обездоленного человека. К числу значит, ролей С. принадлежали также: Хлестаков ("Ревизор" Гоголя), Пётр, 1-й мужик ("Власть тьмы" и "Плоды просвещения" Л. Н. Толстого), Мисаил ("Борис Годунов" Пушкина), Калгуев ("Новое дело" Немировича-Данченко). Автор очерков и рассказов из жизни моск. мещанского и купеческого захолустья (изд. 1899, 2 тт.). Его переводы пьес (Расина, Бомарше, Гольдони, Гоцци и др.) ставились в Малом театре. Преподавал в Муз.-драматич. уч-ще Моск. филармония, об-ва, на драматич. курсах Моск. театрального уч-ща. Ольга Осиповна С. (урожд. Лазарева) [13(25).6.1849, Москва,- 8.12.1919, там же], жена Михаила Прововича С. От отца - певца оперной труппы моск. имп. театров, С. унаследовала муз.-вокальные данные и увлечение нар. песней. Участвовала в спектаклях "Артистического кружка" (Настасья Панкратьевна - "В чужом пиру похмелье" Островского и др.), где наряду с любителями выступали видные актёры. Большое влияние на С. оказал А. Н. Островский, читавший артистам кружка свои пьесы, принимавший участие в их постановках. В 1879 С. дебютировала в Малом театре (Евгения, Варвара, Гущина - "На бойком месте", "Гроза", "Старый друг лучше новых двух" Островского); в труппе с 1881. Создала живые образы купчих, мещанок, крестьянок. Крупнейшая актриса театра Островского, С. гл. внимание уделяла слову. В совершенстве владела рус. речью, её мелодикой, говором, акцентами. Музыкальность, неисчерпаемое богатство интонаций, виртуозность в ведении диалога, смена темпов и разнообразие ритмов сообщали сценич. речи С. исключит, выразительность. С. были свойственны полнейшая безыскусственность исполнения, естественность тона и сценич. поведения и одновременно сочность и яркость игры, тонкий юмор. Среди её лучших ролей в пьесах Островского: Домна Пантелевна ("Таланты и поклонники", 1881), Анфуса Тихоновна ("Волки и овцы", 1893), Глафира Фирсовна ("Последняя жертва", 1895), Мавра Тарасовна ("Правда хорошо, а счастье лучше", 1897), Красавина ("Свои собаки грызутся, чужая не приставай", 1914); в ролях Галчихи ("Без вины виноватые", 1884), Старухи-крестьянки ("Воевода", 1886) раскрылась драматич. сторона дарования актрисы. К лучшим ролям С. принадлежали также: Матрёна ("Власть тьмы" Л. Н. Толстого, 1895), графиня Хрюмина ("Горе от ума" Грибоедова, 1899). Её последняя роль- Захаровна ("Старик" Горького, 1919). Иск-во С. высоко ценили К. С. Станиславский, В. И. Немирович-Данченко, А. П. Ленский. Елизавета Михайловна С. [23.4(5.5). 1872, Москва,- 4.6.1934, там же], дочь Ольги Осиповны и Михаила Прововича С. По сцене (при жизни матери) Садовская 2-я. В 1894, по окончании драматич. курсов при Моск. театральном уч-ще (классы О. А. Правдина и М. П. Садовского), была принята в Малый театр. Игра С. была отмечена искренностью, непосредственностью, теплотой, изяществом. Лучшая роль - Глафира ("Волки и овцы" Островского). Среди др. ролей: Снегурочка, Поликсена, Негина, Юлинька, Верочка, Варвара ("Снегурочка", "Правда - хорошо, а счастье лучше", "Таланты и поклонники", "Доходное место", "Шутники" и "Гроза" Островского), Марья Антоновна ("Ревизор" Гоголя), Лиза ("Горе от ума" Грибоедова), Сюзанна ("Женитьба Фигаро" Бомарше). Пров Михайлович С. [9(21).8.1874, Москва,-4.5.1947, там же], нар. арт. СССР (1937). Сын Ольги Осиповны и Михаила Прововича С. Окончил драматич. курсы Моск. театрального уч-ща (учителя - А. П. Ленский и М. П. Садовский), с 1895 в труппе Малого театра. Уже в первые годы с успехом сыграл роли Глумова, Мизгиря ("На всякого мудреца довольно простоты" и "Снегурочка" Островского), Чацкого ("Горе от ума" Грибоедова), Меркуцио ("Ромео и Джульетта" Шекспира) и др. Особенно удавались актёру образы волевых, целеустремлённых людей, обладающих сильным характером: Гокон ("Борьба за престол" Ибсена), Беркутов ("Волки и овцы" Островского), Дато ("Измена" Сумбатова). В историю сов. театра вошло исполнение С. роли комиссара Кошкина ("Любовь Яровая" Тренёва, 1926) - замечательное сценич. воплощение героич. образа рус. коммуниста. Среди лучших ролей: Расстегни ("На берегу Невы" Тренёва), Таланов ("Нашествие" Леонова), Несчастливцев ("Лес" Островского), Фамусов ("Горе от ума" Грибоедова). Выступал также как режиссёр. Поставил пьесы Островского "Снегурочка" (1922), "На бойком месте" (1934), "На всякого мудреца довольно простоты" (1935), "Волки и овцы" (1944); "Горе от ума" Грибоедова (1938) и др. Гос. пр. СССР (1943). Награждён 2 орденами Ленина, а также медалями.

1. П. М. Садовский (старший) в роли Любима Торцова ("Бедность не порок" А. Н. Островского). 2. М. П. Садовский в ролп Подхалюзина ("Свои люди - сочтёмся" А. Н. Островского). 3. О. О. Садовская в роли Красавиной ("Свои собаки грызутся, чужая не приставай" А. Н. Островского). 4. П. М. Садовский в роли Кошкина ("Любовь Яровая" К. А. Трегенёва.

В Малом театре играют (1975): сын Прова Михайловича С. Пров Провович С. (р. 1926) и племянник Прова Михайловича-засл. арт. РСФСР (1949) Михаил Михайлов ич С. (р. 1909).

Лит.: Коропчевскнй Д., Пров Михайлович Садовский. Из "Воспоминаний о Московском театре", "Ежегодник императорских театров". Сезон 1894 -1895 гг., Приложения, кн. 2, СПБ, 1896, с. 13-59; Эфрос Н. Е., Пров Садовский. (Опыт характеристики), П., 1920; К а р а - М у р з а С. Г.. Малый театр. 1891 - 1921, М., 1924, с. 51 - 64, 168-81; Островский А. Н., Дневники и письма, М.- Л., 1937; Семья Садовских. Сб., под ред. Вл. Филиппова. М.-Л., 1939; Д у р ы л и н С. Н.. П. М. Садовский. М., 1950; К л и н ч и н А. П., К л и н ч и н П. М.. Пров Михайлович Садовский, М., 1968.

САДОВСКИЙ Александр Иванович [24.11(6.12). 1859, Витебск,- 26.12.1923, Прага], русский физик. Окончил Петерб. ун-т (1881). Преподаватель Петерб. ин-та гражд. инженеров, Николаевской мор. академии, Петерб. горного ин-та. С 1894 проф. Юрьевского (ныне Тартуского) ун-та. В 1898 впервые теоретически показал, что электромагнитное поле обладает моментом количества движения (Садовского эффект, обнаружен экспериментально в 1935 Р. Бетом, США).

Соч.: Пондеромоторные действия электромагнитных л световых волн на кристаллы, "Уч. зап. Юрьевского з'н-та", 1898, № 1.

Лит.: История естествознания в России, т. 2, М., 1960.

САДОВСКИЙ Андрей Дмитриевич (1880, Симферополь,- 8.7.1927, Москва), участник революц. движения в России. Чл. Коммунистич. партии с 1901. С 1899 учился в Петерб. ин-те инженеров путей сообщения (окончил в 1911), был чл. студенч. революц. орг-ции. В 1905 участвовал в создании боевых дружин на Путиловском з-де. В 1906-11 представлял студенч. с.-д. группу ин-та в Объединённой студенч. орг-ции РСДРП. В 1914 призван в армию, вёл пропаганду среди солдат. После Февр. революции 1917 чл. Президиума Петрогр. совета и его Исполкома, зам. пред, солдатской секции, пред. воен. отдела Совета. С июня 1917 чл. бюро большевистской фракции Совета. В Октябрьские дни 1917 чл. бюро Петрогр. ВРК, заведовал вооружением, связью и транспортом. С 1918 работал зав. автоотделом ВЦИК, зав. транспортным отделом ЦИК СССР. Был организатором и руководителем профсоюза трансп. рабочих, с окт. 1919 пред. ЦК Союза трансп. рабочих. Делегат 9-11-го съездов РКП(б). Был чл. ВЦИК и ЦИК СССР.

САДОВСКИЙ Виссарион Дмитриевич [р. 24.7(6.8). 1908, Омск], советский металловед, акад. АН СССР (1970). После окончания Казанского ун-та (1930) работал на Златоустовском инструментальном з-де. С 1935 в Уральском филиале АН СССР (Свердловск), с 1958 в Ин-те физики металлов АН СССР (Свердловск). В 1944-59 одновременно преподавал в Уральском политехнич. ин-те им. С. М. Кирова (с 1946 проф.). Осн. труды по кинетике превращений переохлаждённого аустенита, теории фазовой перекристаллизации сталей при нагреве, упрочнению сталей и сплавов (высокотемпературная термомеханич. обработка, фазовый наклёп, термомеханикомагнитная обработка), легированию, отпускной хрупкости сталей. Награждён орденом Красной Звезды.

В. Д. Садовский.

М. А. Садовский.

Соч.: Превращения переохлажденного аустенита, в. 1, Свердловск - М., 1947; Фазовые и структурные превращения при нагреве стали, Свердловск - М., 1954 (совм. с К. А. Малышевым и Б. Г. Сазоновым); Структурная наследственность в стали, М., 1973.

САДОВСКИЙ Иван Михайлович (1855, с. Степановка Сумского уезда Харьковской губ.,- 1911, Петербург), русский ветеринарный анатом, хирург, эпизоотолог; проф. (1890). В 1879 окончил Харьковский вет. ин-т. С 1904 директор Варшавского вет. ин-та, с 1907 зав. лабораторией Вет. управления Мин-ва внутр. дел в Петербурге. Осн. труды посвящены топографич. анатомии домашних животных, бешенству, сапу, сибирской язве, актиномикозу и др. инфекц. болезням животных.

Соч.: Опыты, указывающие на возможность предохранения животных от заболевания сапом с помощью подкожных инъекций, обеспложенных культур bacill malei, [СПБ], 1891.

Лит.: Сборник работ в память проф. Ивана Михайловича Садовского и воспоминаний о нем, под ред. Н. П. Савваитова, СПБ, 1912.

САДОВСКИЙ Михаил Александрович [р. 24.10(6.11).1904, Петербург], советский физик, акад. АН СССР (1966; чл.-корр. 1953), Герой Социалистич. Труда (1949). Чл. КПСС с 1941. Окончил Ленингр. политехнич. ин-т (1930), в 1932-41 работал в Сейсмологич. ин-те АН СССР; в 1941-44- в отделе специальных работ Президиума АН СССР. В 1946-63 зам. директора Ин-та химич. физики АН СССР, с 1963 директор Ин-та физики Земли АН СССР. Осн. труды посвящены вопросам теории взрыва, изучению его разрушающего действия, сейсмич. эффектам крупных взрывов; обосновал закон подобия при взрывах. С участием С. в СССР проведены крупнейшие направленные взрывы. С.- один из основоположников науки о физике взрыва. Гос. пр. СССР (1948, 1949, 1951 и 1953), Ленинская пр. (1962). Награждён 4 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 2 орденами Трудового Красного Знамени, а также медалями.

САДОВСКИЙ (наст, фам.- Тобилевич) Николай Карпович [6(18).3.1856, с. Каменно-Костуватое, ныне Братского р-на Николаевской обл.,- 7.2.1933, Киев], украинский актёр и режиссёр. Брат драматурга И. К. Карпенко-Карого, актёра П. К. Саксаганского. В 1881 начал деятельность в проф. театре; работал в труппах М. Л. Кропивницкого, М. П. Старицкого и др. В 1888 возглавил вместе с М. К. Заньковецкой собств. труппу (в 1898 слилась с труппой Саксаганского, в 1900 - Кропивницкого), к-рая стала одним из лучших укр. театральных коллективов. В 1906 организовал первый укр. стационарный проф. театр (работал в Полтаве, затем Киеве до 1920); основу его репертуара составляли произв. нац. классики, впервые на укр. яз. здесь были поставлены: "Ревизор" Гоголя (1907), "Доходное место" Островского (1909) и др. Ставились также оперы Н. В. Лысенко, Д. В. Сичинского, С. Монюшко, Б. Сметаны и др. На актёрское иск-во С. оказали влияние эстетич. взгляды Н. В. Гоголя, Т. Г. Шевченко, М. С. Щепкина. Его игра характеризовалась нац. самобытностью, искренностью и простотой в сочетании с

Н. К. С а д о в с к и й в роли Карася ("Запорожец за Дунаем" С. С. Гулак-Артемовского).

Соч.: Мох театральнi згадкн, Харкiв -Кшв, 1956.

Лит.: Васи ль ко В. С., Микола Садовський та його театр, Кшв, 1962.

САДОВСКОГО ЭФФЕКТ, появление механич. вращающего момента, действующего на тело, облучаемое поляризованным эллиптически или но кругу светом. Теоретически предсказан в 1898 рус. учёным А. И. Садовским. С. э. обусловлен наличием у эллиптически поляризованной электромагнитной волны отличного от нуля момента импульса (момента, количества движения), к-рый волна передаёт телу, поглощающему её или изменяющему состояние её поляризации. С. з. очень мал. Несмотря на это, он наблюдался на опыте как для видимого света, так и в диапазоне сантиметровых волн (впервые амер. учёным Р. Бетом в 1935). Теоретич. доказательство существования С. э. явилось указанием на то, что к явлениям взаимодействия электромагнитных волн с веществом применим закон сохранения момента количества движения (см. Сохранения законы). Впоследствии это положение стало неотъемлемой частью квантовой теории таких взаимодействий, позволило описать мн. особенности процессов излучения и поглощения света атомами и молекулами, предсказать и открыть др. эффекты (см., напр., Оптическая ориентация). С квантовой точки зрения наличие у потока фотонов (квантового аналога световой волны) момента импульса связано с тем, что при эллиптич. поляризации (см. Поляризация света) вероятности ориентации спина фотона и момента его импульса в направлении движения фотона и в противоположном направлении неодинаковы (при круговой поляризации, являющейся предельным случаем эллиптической, можно с достоверностью указать направление момента импульса фотона; его абс. величина равна h, т. е. Планка постоянной).

Лит.: Соколов А. А., Введение в квантовую электродинамику, М., 1958; Розенберг Г. В., Наблюдение спинового момента сантиметровых волн, "Успехи физических наук", 1950, т. 40, в. 2.

САДОВЯНУ (Sadoveanu) Михаил (5.11. 1880, Пашкани,- 19.10.1961, Бухарест), румынский писатель, гос. и обществ, деятель, чл. Рум. академии (1921), Герой Социалистич. Труда РНР (1955). Отец - адвокат, мать - крестьянка. Печататься начал в гимназия, годы. К жизни трудового крестьянства С. обратился в рассказах сб-ков "Корчма деда Преку" (1904), "Могила ребёнка" (1906), "Жители землянок" (1912), "Подстрекатель" (1912). С. сыграл значительную роль в развитии румынского социального романа ("Улица Лэпушняну. Хроника 1917 года", 1921; "По Серету мельница плыла", 1925). Лучшие качества рум. нар. характера раскрываются в повести "На постоялом дворе Анкуцы" (1928) и романе "Секира" (1930). На 30-е гг. падает расцвет истории, жанра в творчестве С.: трилогия "Братья Ждер" (1935-42) и др. романы повествуют о борьбе рум. народа за нац. независимость и социальную справедливость.

После освобождения страны от фашизма (1944) С. включился в борьбу за становление нового обществ, строя. В 1945 избран пред, парламента, в 1946 зам. пред. Великого нац. собрания. В брошюрах и сб-ках статей "Свет идёт с востока" (1945), "Калейдоскоп" (1946) С. рассказывал об обществ, и гос. устройстве Сов. Союза, о сущности Социалистич. общества. Наиболее значит, произв. последнего периода - повесть "Митря Кокор" (1949) и историч. роман "Никоарэ Подкова" (1952), к-рые подводят итог размышлениям писателя о судьбе рум. народа, об историч. пути крестьянства.

С. был пред. СП РНР (1949), вице-президентом Рум. академии, пред. Нац. комитета сторонников мира, чл. Всемирного Совета Мира. Междунар. Ленинская пр. "За укрепление мира между народами" (1960).

Соч.: Opere, v. 1 - 20, [Вис., 1954 - 67]; в рус. пер.- Избр. произв., М., 1957; Братья Ждер, М., 1971.

Лит.: Кожевников Ю. А., М. Садовяну, М., 1960; Ройзман П. И., Михаил Садовяну. Биобиблиографии, указатель, .М., 1962; Omagiu lui M. Sadoveanu. Си prilejul celei de a 75-a aniversari, [Вис., 1956]; В r a t и S., Mihail Sadoveanu, [Вис.], 1963; CiopragaC., M. Sadoveanu, [Buc., 1966] (лит.); L и с а Е., M. Sadoveanu sau elogiul ratiunii, Вис., 1972.

Ю. Л. Кожевников.

САДОЗАЩИТНЫЕ НАСАЖДЕНИЯ, лесные защитные полосы вокруг плодового сада (или его кварталов) и ветроломные линии внутри него. С. н. ослабляют иссушающее действие ветров, препятствуют сдуванию снега, создают лучшие условия для роста и плодоношения деревьев, защищают плоды от осыпания при сильных ветрах в период созревания. С. н. бывают двух типов: продуваемые (ажурные) и непродуваемые (плотные). Ажурные лесные полосы способствуют более равномерному движению ветра и, следовательно, лучшему накоплению и распределению снега в саду. Непродуваемые полосы задерживают холодный воздух, к-рый особенно вреден во время весенних заморозков в период цветения плодовых деревьев. В садах с естественной защитой С. н. обычно закладывают из 2-3 рядов растений, на открытых участках 3-5, в районах с сильными ветрами 6-8 рядов. В С. н. деревья высаживают на расстоянии 2- 2,5 м между рядами, 1-1,5 м в ряду, кустарники - 0,5-0,75 м. Ветроломные линии в саду размещают поперёк направления господствующих ветров из 1-2 рядов тополей или др. высоких быстрорастущих пород. Плодовые деревья должны располагаться не ближе 12-15 м от защитных полос. С. н. закладывают за 2-3 года до посадки плодовых растений. В сев. районах плодоводства СССР в С. н. вводят ель, сосну, пихту, лиственницу, берёзу, липу, тополь, иву, боярышник и др.; в Центр, р-не Европ. части - сосну, пихту, берёзу, вяз, тополь, клён, акацию, жимолость и др.; в юж. р-нах - тополь, ясень, конский каштан, ильм, явор, гледичию, лох и др.

Лит.: Плодоводство, под ред. В. А. Колес-никова, 2 изд., М., 1966.

Е. В. Колесников.

САДОК, 1) стационарный или плавучий ящик с деревянными или металлич. решетчатыми стенками, устанавливаемый в пруду, реке и предназначенный для содержания рыб перед нерестом, молоди в период зимования, рыбы, выращиваемой интенсивным способом (с применением гранулированных кормов), а также для хранения живой товарной рыбы. В СССР и мн. зарубежных странах (Япония, ФРГ, Венгрия и др.) такие С. получают всё большее распространение для интенсивного выращивания форели, карпа и др. видов рыб. 2) Небольшой пруд (копаный или обвалованный, пл. до 0,05 га, глуб. 1,5 м) для хранения живой рыбы до реализации.

САДОН, посёлок гор. типа в Алагирском р-не Сев.-Осет. АССР, на сев. склоне Б. Кавказа, в ущелье р. Садонка (приток Ардона), на выс. 1250 м. Расположен в 3,5 км от Воен.-Осетинской дороги и в 40 км от ж.-д. ст. Алагир. Добыча свинцово-цинковых руд (с 40-х гг. 19 в.), к-рые поступают на Мизурскую обогатит, ф-ку Садонского свинцово-цинкового комбината, а затем на з-д "Электроцинк" в г. Орджоникидзе.

САДОФЬЕВ Илья Иванович [12(24).7. 1889, Петербург,- 17.7.1965, Ленинград], русский советский поэт. Род. в рабочей семье. Участник подпольного рево-люц. движения, рабкор дооктябрьской "Правды". Выступил со стихами в 1912. Первый поэтич. сб. ч Динамо-стихи" (1918) за короткое время выдержал 6 изд. Автор сб-ков стихов "Простей простого" (1925), "Звонкая кровь. Книга восьмистиший" (1927), "Стихотворения" (1934) и др. Переводил с укр., белорус., литов. языков.

Соч.: Песня о Родине, Л., 1953; Избранное, М.- Л., 1960; Индустриальная свр-рель. [Вступ. ст. И. Аврааменко], Л., 1971

Лит.: Д ы м ш и ц А., "Я - поэт рабоче-коестьянский". К 80-летию И. Садофьева, "Звезда", 1969, №8; Назаренко Я, Певец Октября, "Нева", 1969, Л6 11.

САДРАЗАМ, садр-и-азам (араб.- высший начальник), титул высшего должностного лица (первого министра, главы пр-ва) в Османской империи (с 16 в.; равнозначен титулу великий везир) и в Иране (с 19 в.). Упразднён в 20 в.

САДРИ Мухамед (псевд.; наст, имя и фам.- Мухамед Хабибуллович С а д р е т д и н о в) [р. 7(20).5.1913, Казань], татарский советский поэт. Чл. КПСС с 1938. В 1932-36 учился на драматич. ф-те Гос. театрального ин-та им. А. В. Луначарского. Участник Великой Отечеств, войны 1941-45. Печатается с 1930. Автор сб-ков стихов "Песня продолжается" (1936), "Песня о коммунарах" (1940), "Прекрасная молодость" (1950), "Биение сердца" (1956), "Дочери солнца" (1971) и др. Написал тексты мн. песен. Переводит произв. М. Ф. Рыльского, М. В. Исаковского, С. Б. Капутикян, Г. Л. Леонидзе и др. Награждён 2 орденами, а также медалями.

Соч.: Мин Берлинны алдым, Казан, 1969; Солдат Ьаман юлда, Казан, 1970; Бэхет турында жыр, Казан, 1973; в рус. пер. --Россия, солнце, любовь, Каз., 1968; Песни борьбы и любви, Каз., 1972.

Лит.: ГиниятуллинаА., Писатели Советского Татарстана. Биобиблиографический справочник, Каз., 1970.

САДРИ ЭРТЕМ (Sadri Ertera) (1900, Стамбул,- 12.11.1943, Анкара), турецкий писатель. В 1920 окончил филос. отделение лит. ф-та Стамбульского ун-та. Был журналистом, преподавателем. В 1939-43 деп. меджлиса от вилайета Кютахья. Печатался с 1917. Первый роман "Когда останавливаются прялки" (1931) - о социальных язвах тур. деревни - приобрёл широкую известность. В сб-ке рассказов "Господин Запятая" (1935) изображены космополитич. круги тур. интеллигенции, в романе "Опустившиеся" (1935) - жизнь деклассированных элементов. В сб-ках новелл "Крестьянин в цилиндре" (1933), "Страх" (1934) и др. выражены антиимпериалистич. и антибуржуазные тенденции. В публицистич. статьях С. Э. отстаивал мысль об обществ, назначении лит-ры.

Соч.: Bir vagon penceresinden, 1st., 1934.

Лит.: АйзенштейнН. А., Из истории турецкого реализма, М., 1968; М u t l u а у R., 50 yilm turk edebiyati, 1st., 1973.

САДУ (Sado), река на Ю. Португалии. Дл. 175 км, пл. басс. 7,6 тыс. км2. Берёт начало в отрогах гор Серра-да-Алгарви, впадает в зал. Сетубал Атлантич. ок., образуя эстуарий, отгороженный от открытой части залива песчаным баром. Питание дождевое, наибольшая водность зимой. Ср. расход воды ок. 40л3/сек. Судоходна в ниж. течении во время приливов. В эстуарии - мор. порт Сетубал.

САДУЛЬ (Sadoul) Жак (1881-21.11. 1956, Париж), деятель французского рабочего движения, интернационалист, участник Гражд. войны 1918-20 в России. В 1903 вступил во Франц. социалистич. партию. В сент. 1917 С., работавший в воен. ведомстве, был назначен атташе при франц. воен. миссии в Петрограде. Под влиянием бесед с В. И. Лениным и Окт. революции 1917 отказался служить франц. империалистич. пр-ву. В письмах во Францию объективно информировал о событиях в России, разоблачал интервентов. Активно участвовал в деятельности основанной в 1918 группы франц. коммунистов в России [франц. секция при РКП(б)], был представителем этой группы на 1-м конгрессе Коминтерна и выступал с докладом (1919). В 1918 писал брошюры и листовки ("Пусть живёт пролетарская революция!", "К французским солдатам!" и др.) для распространения среди солдат и матросов франц. интервенционистской армии. В конце ноября 1919 вступил в Красную Армию, за что во Франции был заочно приговорён к смертной казни. После возвращения во Францию (1924) стал деятелем Франц. компартии. В 1927 за активное участие в защите завоеваний Окт. революции был награждён Сов. пр-вом орденом Красного Знамени. В период 2-й мировой войны 1939-45 участник Движения Сопротивления. Я. И. Патлажан.

М. Садовяну.

А. С. Садыков.

САДУЛЬ (Sadoul) Жорж (4.2.1904, Нанси,- 13.10.1967, Париж), французский теоретик и критик кино, коммунист. Участвовал в Движении Сопротивления, сотрудничал в подпольной газ. "Летр франсез" (работал там и после 2-й мировой войны 1939-45). Печатался в "Юманите" и др. Профессор Ин-та высшего кинообразования (ИДЭК) и Ин-та фильмологии. Доктор искусствоведения (диссертацию защищал в Ин-те истории иск-в АН СССР в 1956). Автор исследований по истории кино - "Всеобщая история кино" (рус. пер. т. 1-3, 6, 1958-63), "История киноискусства" (рус. пер. 1957) и др.

Соч.: George Melies, P., 1961; Louis Lumiere, P., 1964; Dictionnaire des films, P., 1965; Dictionnaire des cineastes, P., 1965; Жизнь Чарли, пер. с франц., 2 изд., М., 1965.

САДЫЖОВ Абид Садыкович [р. 2(15).11. 1913, Ташкент], советский химик-органик, акад. АН СССР (1972; чл.-корр. 1966), Герой Социалистич. Труда (1973). Чл. КПСС с 1946. После окончания Среднеазиатского (Ташкентского) ун-та (1937) преподавал в Ташкентском текстильном ин-те (1937-39), Узб. ун-те (1939-41). С 1941 работает в Среднеазиатском (Ташкентском) ун-те (с 1956 заведующий кафедрой, в 1958-66 ректор). Одновременно директор Ин-та химии АН Узб. ССР (1946-50), руководитель отдела биоорганич. химии АН Узб. ССР (с 1973). С 1966 президент АН Узб. ССР. Осн. труды поев, выяснению структуры и механизмов действия биологически активных веществ. Награждён 4 орденами Ленина, 3 др. орденами, а также медалями.

К. П. Сажин.

Т. Т. Сазандарян.

Соч.: Химия алкалоидов, Таш., 1956; Листья хлопчатника - ценное химическое сырье, Таш., 1967 (совм. с А. В. Туруловым); Краткие итоги научных исследований по борьбе с вилтом хлопчатника, Таш., 1971 (совм. с С. Н. Рыжовым); Химия среднеазиатской флоры, М., 1973; Синтезы органических препаратов пиридинового ряда,.Таш., 1974 (совм. с О. С. Отрощенко, Ю. В. Курбатовым ).

САДЫХОВ Абульфас Али оглы (псевд.- А в а з С а д ы к) (1898, Ордубад,- 27.8.1956, Баку), азербайджанский советский писатель. Чл. КПСС с 1945. Окончил Азерб. педагогич. ин-т (1931). Был педагогом и журналистом, редактором сатирического журн. "Кирпи" ("Еж", с 1952). Печатался с 1930. Очерки "Бухта Ильича" (1935), "Локбатан" (1935), "Басти" (1937), "Творцы завтрашнего дня" (1949) и др. посвящены жизни молодых строителей г. Мингечаура, искателей месторождений нефти, хлопкоробов. В романе "Мингечаур" (1951, рус. пер. 1951) документальность сочетается с художеств, вымыслом. Переводил на азерб. яз. произв. Софокла, Эсхила, Л. Н. Толстого, Э. Золя.

Соч.: Jени кун, Бакы, 1938; Сечилмиш эсэрлэри, Бакы, 1958; Сечилмиш эсэрлэри, Бакы, 1971; в рус. пер.- Избранное, Баку, 1958.

Лит.: Б а б a е в Н., Мубариз жанр, Бакы, 1958.

САЖА, дисперсный углеродный продукт неполного сгорания или термич. разложения углеводородов, состоящий из сферич. частиц чёрного цвета. Средний размер сажевых частиц 100-3500 А. Частицы С. образованы из слоев углеродных атомов, подобных слоям в графите. Эти слои состоят из шестиугольников, в вершинах к-рых находятся атомы углерода (расстояния между ними 1,42 А), но, в отличие от графита, слои в С. не плоские, а изогнутые, что и обусловливает сферич. поверхность частиц. Плотность сажевых частиц ок. 2 г/см3. Насыпная плотность С. 0,05-0,5 г/см3, зависит от степени уплотнения С. Поверхность частиц С. может быть шероховатой или гладкой.

Сырьём для произ-ва С. служат природный газ, ацетилен, жидкие углеводороды, а также остатки от перегонки нефти и каменноугольные смолы, содержащие большое кол-во конденсированных ароматич. соединений.

По способу произ-ва С. делят на три группы: канальные, печные и термические.

Канальные (диффузионные) С. получают при неполном сжигании природного газа или его смеси с маслом (напр., антраценовым) в т. н. горелочных камерах, снабжённых щелевыми горелками. Внутри камер расположены охладительные поверхности, на к-рых С. осаждается из диффузионного пламени.

Печные С. получают при неполном сжигании масла, природного газа или их смеси в факеле, создаваемом спец. устройством в реакторах (печах). С. в виде аэрозоля выносится из реактора продуктами сгорания и улавливается спец. фильтрами.

Термические С. получают в спец. реакторах при термич. разложении природного газа без доступа воздуха.

Выход С. зависит от вида сырья и её дисперсности (выход тонкодисперсной С. меньше, чем грубодисперсной). Пром. С. содержат обычно более 98% углерода; 0,2-0,5% водорода; небольшие примеси минеральных веществ и серы; в нек-рые спец. сорта С. входит хемосорбированный кислород (до 10% по массе). С. широко применяется во мн. отраслях техники. Более 90% всей производимой С. потребляет резиновая и прежде всего шинная пром-сть (введение С. в резину значительно повышает её сопротивление разрыву и истиранию). В крупных масштабах С. используется в произ-ве чёрных лаков и эмалей и чёрных печатных красок для полиграфии. С. употребляется также как наполнитель для получения различных изделий из пластмасс, для изготовления копировальной бумаги, лент для пишущих машин, крема для обуви, грима, косметич. красок и др. В произ-ве сухих электрич. элементов применяется т. н. ацетиленовая С. (получается при термич. или взрывном разложении ацетилена); она отличается наиболее развитой вторичной структурой и высокой электропроводностью. В технике для нагрева многих печей, в частности мартеновских (см. Мартеновское производство), принимаются спец. меры для повышения концентрации С. в пламени, т. к. тепловое и световое излучение пламени обусловлено именно наличием в нём С.

С., образующаяся при горении в пром. и бытовых печах, а также при работе двигателей внутр. сгорания (дизелях), выбрасывается вместе с продуктами горения в атмосферу в виде вредных дымов. Сажевые частицы не взаимодействуют с кислородом воздуха и поэтому удаляются только за счёт коагуляции и осаждения, к-рые идут очень медленно. Поэтому для сохранения чистоты окружающей среды необходим жёсткий контроль за полнотой сжигания топлива.

Сажа белая - условное назв. тонкодисперсной аморфной двуокиси кремния SiO2, применяемой в качестве активного наполнителя резин на основе нек-рых каучуков спец. назначения, напр, кремнийорганических, а также для получение белых и цветных резин.

Лит.: Печковская К. А., Сажа, как усилитель каучука, М., 1968; Зуев В. П., М и х а и л о в В. В., Производство сажи, 3 изд., М., 1970; Беленький Е. Ф., Р и с к и н И. В., Химия и технология пигментов, Л., 1960; Блох А. Г., Тепловое излучение в котельных установках, Л., 1967; Т е с н е р П. А., Образование углерода из углеводородов газовой фазы, М., 1972.

П. А. Теснер.

САЖЕНЦЫ, молодые растения, выращенные для посадки в саду, парке и т. д. С. плодовых пород получают в плодовых питомниках обычно из привитых сеянцев (подвоев) в течение 1 года (однолетки) или 2 лет (двулетки). С. ягодных культур (смородины, крыжовника) - однолетние непривитые растения. В качестве С. малины применяют её корневые отпрыски. С. в лесоводстве - молодые деревца, выращенные из семян или черенков.

САЖЕНЬ, старая русская мера длины, впервые упоминающаяся в рус. источниках в нач. 11 в. В 11-17 вв. встречалась С. в 152 и в 176 см. Это была т. н. прямая С., определявшаяся размахом рук человека от конца пальцев одной руки до конца пальцев другой. Т. н. косая С.- размером в 216 и 248 см - определялась расстоянием от пальцев ноги до конца пальцев руки, вытянутой по диагонали. Указом 1835 размер С. был определён в 7 английских футов, или 84 дюйма. Это соответствовало 3 аршинам, или 48 вершкам, что равнялось 213,36 см. Производными от С. были: квадратная С., равная 9 квадратным аршинам, и кубическая С., равная 27 кубическим аршинам. После Окт. революции 1917 с введением в 1918 в РСФСР метрической системы мер С. перестала употребляться.

САЖИН Михаил Петрович [17(29). 10. 1845, Ижевский з-д, ныне Удмуртской АССР,-8.1.1934, Москва], русский революционер-народник. Из мещан. С 1858 учился в Технологич. ин-те в Петербурге. В революц. движении с сер. 60-х гг. В 1868 выслан в Вологодскую губ. В 1869 бежал в Америку, где под именем Армана Росса работал на различных заводах. В 1870 вызван С. Г. Нечаевым в Женеву. Там встретился с М. А. Бакуниным, стал одним из его ближайших сотрудников. В 1871 участвовал в Парижской Коммуне. Летом того же года вошёл в Юрскую федерацию Интернационала, в 1872 вступил в тайный "Альянс" Бакунина. В 1873-74 занимался изданием анархических работ и транспортировкой их в Россию. Участник итал. революц. движения, в авг. 1875 - восстания в Герцеговине. В 1876 при переходе рус. границы арестован. По "процессу 193-х" (1877-78) осуждён на 5 лет каторги. После отбытия срока жил в Сибири, Риге и Н. Новгороде, где в 1905 участвовал в революц. движении. В 1906-16 работал в журн. "Русское богатство" в Петербурге. Был чл. Всесоюзного об-ва политкаторжан. Автобиография С. опубл. в 40-м томе словаря Гранат. С.- автор "Воспоминаний" (1925).

САЖИН Николай Петрович [2(14).3. 1897, Екатеринбург, ныне Свердловск,- 23.2.1969, Москва], советский металлург, акад. АН СССР (1964; чл.-корр. 1953), Герой Социалистич. Труда (1967). В 1931 окончил Моск. химико-технологич. ин-т им. Д. И. Менделеева (МХТИ). С 1933 в ин-те "Гиредмет" (с 1941 науч. руководитель ин-та). Проф. МХТИ (с 1949). Пред, секции химии и технологии полупроводниковых материалов Совета по физике и химии полупроводников АН СССР (1964-69). Осн. труды в области технологии редких металлов, чистых веществ и полупроводниковых материалов. Гос. пр. СССР (1946, 1952), Ленинская пр. (1961). Награждён 2 орденами Ленина, 4 др. орденами, а также медалями.

Соч.: Сурьма, М.- Л., 1941; Развитие в СССР металлургии редких металлов и полупроводниковых материалов, М., 1967; Вещества высокой чистоты в науке и технике, М., 1969.

САЗ, азербайджанский струнный щипковый музыкальный инструмент. Имеет грушевидный корпус с длинной шейкой, обычно 2 тройные и 1 парную струну. Настройка преим. кварто-квинтовая. С. бывают большие (общая длина 1200- 1500 мм), средние (800-1000 мм) и малые (500-700 мм). Играют на С. плектром. Распространён также в Дагестане (сааз), Армении; за рубежом - в Иране, Афганистане и др. странах Востока.

САЗАН (Cyprinus carpio), рыба сем. карповых отряда карпообразных. Дл. до 1 м, весит до 12 кг. Обитает в бассейнах Средиземного, Чёрного, Каспийского и Аральского морей, оз. Иссык-Куль, реках зап. части бассейна Тихого ок. и Вост. Азии. Искусственно разведён в Польше, Дании, Швеции, Великобритании и др. В СССР акклиматизирован в озёрах Барабинских, Балхаш и Алаколь. Различают жилую и полупроходную формы С. Первая живёт постоянно в одном водоёме, вторая - в опреснённых участках моря или озёрах, на нерест мигрирует из предустьевых пространств в реки. Половой зрелости достигает на 2-5-м году жизни. Плодовитость ок. 1,5 млн. икринок. Икрометание порционное, с апреля по июль. Нерест в пресной и в солоноватой воде, в прибрежной зоне среди мягкой растительности, при темп-ре воды 12-20 °С. Икра прилипающая. Питаются С. беспозвоночными животными и растениями. Ценная промысловая рыба. Путём селекции получена культурная форма С.- карп.

3. В. Красюкова.

САЗАНДАРИ (от перс, сазенде - музыкант), народный инструментальный ансамбль, распространённый в Азербайджане, Армении, Грузии, а также в Иране и др. странах Востока. Состоит из тара, кеманчи и бубна (исполнитель на бубне одновременно и певец - ханенде).

САЗАНДАРЯН Татевик Тиграновна [р. 20.8(2.9).1916, с. Хндзореск, ныне Горисского р-на Арм. ССР], армянская советская певица (меццо-сопрано), муз.-обществ. деятель, нар. арт. СССР (1956). Чл. КПСС с 1949. С 1937 солистка Арм. театра оперы и балета им. А. Спендиарова (Ереван). Первая исполнительница партий: Алмаст ("Алмаст" Спендиарова), Парандзем ("Аршак II" Чухаджяна), Тамар ("Давид-Бек" А. Тиграняна), Назели ("Героиня" Степаняна, Гос. пр. СССР, 1951), Анна ("Саят-Нова" Арутюняна). Среди лучших партий также: Любаша ("Царская невеста" Римского-Корсакова), Кончаковна ("Князь Игорь" Бородина), Амнерис ("Аида" Верди), Далила ("Самсон и Да лила" Сен-Сан са). С 1961 преподаёт (с 1970 профессор) в Ереванской консерватории, с 1972 (одновременно) зав. кафедрой сольного пения Ереванского театр, ин-та. Деп. Верх. Совета СССР 5-го созыва. Награждена орденом Трудового Красного Знамени и медалями.

САЗЕРЛЕНД (Sutherland) Эрл Уилбур (19.11.1915, Берлингейм, Канзас,- март 1974, Нашвилл, Теннесси), американский биохимик и фармаколог. Чл. Нац. АН США. В 1942 окончил мед. школу Вашингтонского ун-та в Сент-Луисе, в 1940-52 сотрудник этого ун-та. В 1953-63 проф. и зав. отделом мед. школы Зап. ун-та в Кливленде (Огайо). С 1963 проф. физиологии мед. школы Вандероилтского ун-та в Нашвилле. Исследуя промежуточный углеводный обмен, механизм действия гормональных и лекарств, веществ на организм, в 1957-58 установил, что связь между гормоном и тканевым углеводным обменом осуществляет низкомолекулярное вещество адениннуклеотидной природы. В 1958 была расшифрована химич. структура этого вещества, оказавшегося циклич. аденозинмонофосфорной к-той (цАМФ). Позднее была установлена роль цАМФ и др. циклич. нуклеотидов в качестве посредника между гормонами и различными процессами промежуточного обмена (активация фосфорилирования белков, регуляция клеточных функций, изменение проницаемости биол. мембран, влияние на передачу генетич. информации и т. д.). Нобелевская пр. (1971).

Соч.: Cyclic AMP, N. Y.-L., 1971 (совм. с G. A. Robison, R. W. Butcher); Studies on the mechanism of Hormone action. "Science", 1972, v. 177, № 4047, p. 401-08.

Ю. А. Григорович.

САЗОНОВ Егор Сергеевич (1879-1910), русский революционер, эсер; см. Сазонов Е. С.

САЗОНОВ Николай Иванович [17(29).6. 1815, Рязань,-5(17).11.1862, Женева], русский публицист, обществ, деятель. Из дворян. Окончил физ.-матем. ф-т Моск. ун-та (1834), был чл. кружка А. И. Герцена. С кон. 30-х гг. жил в Париже, где сблизился с революц. эмигрантами из др. стран. Участвовал в Революции 1848, входил в ред. демократич. газет "Трибюн де пёпль" А. Мицкевича, "Вуа дю пёпль" Ж. Прудона и др. В 1850 отказался вернуться по требованию царского пр-ва и был объявлен изгнанным из России навсегда. В годы Крымской войны в 1854 анонимно издал в Париже на франц. яз. политич. памфлет "Правда об императоре Николае" и в Вольной русской типографии в Лондоне брошюру "Родной голос на чужбине", обращённую к рус. военнопленным во Франции, в к-рой выдвигал требования свержения самодержавия, отмены крепостного права, предоставления независимости Польше. В статье "Место России на всемирной выставке" ("Полярная звезда", кн. 2, 1856) С. пытался философски осмыслить историч. судьбы России. С. признавал закономерность смены капитализма социализмом в зап.-европ. странах, но для России считал возможным непосредственный переход к социализму через некапиталистич. путь развития. Переписывался с К. Марксом, испытал его влияние, но остался утопич. социалистом. С сер. 50-х гг. сотрудничал под псевдонимами в петерб. и моск. периодических изданиях. В 1858 получил разрешение вернуться в Россию, но не воспользовался им.

Соч.: Из литературного наследства Н. И. Сазонова, в кн.: Литературное наследство, т. 41 - 42, М., 1941; [Письма Н. И. Сазонова к Карлу Марксу], в кн.: К. Маркс, Ф. Энгельс и революционная Россия, М., 1967, с. 146 - 55.

Лит.: Герцен А. И., Собр. соч., т. 10, М., 1956, с. 315-33; S 1 i w о w-s k a W., W kregu poprzednikdw Hercena, Wroclaw, 1971, c. 202 - 56.

САЗОНОВ Сергей Дмитриевич [29.7 (10.8).1860-25.12.1927], русский гос. деятель, дипломат. Из дворян Рязанской губ. На дипломатич. службе с 1883. С сент. 1910 по июль 1916 - мин. иностр. дел. Продолжал курс на сближение с Великобританией и Японией. Безуспешно пытался сплотить балканские гос-ва и Турцию в "конфедерацию" под эгидой России против Австро-Венгрии. Вёл переговоры с Германией, завершившиеся Потсдамским соглашением 1911, заключил соглашения с Японией в 1912 и 1916 (см. Русско-японские договоры и соглашения). В 1914-16 вёл переговоры с Великобританией и Францией о сотрудничестве в ходе 1-й мировой войны 1914-18 и об условиях будущего мира. В 1918-20 чл. белогвард. пр-в Колчака и Деникина, их представитель на Парижской мирной конференции, где добивался расширения интервенции против Сов. России. Умер в эмиграции, в Ницце.

САЗОНОВО, посёлок гор. типа в Чагодощенском р-не Вологодской обл. РСФСР. Расположен на р. Песь (басс. Волги), в 2 км от ж.-д. станции Огарёве. Стекольный, известковый и маслодельный з-ды.

САЗХАЛОМБАТТА (Szazhalombatta), город в Венгрии, в медье Пешт, на прав, берегу р. Дунай. 6 тыс. жит. (1970). Конечный пункт венг. участка междунар. нефтепровода "Дружба". Нефтеперераб. комбинат и ТЭС (на мазуте; мощность 840 Мвт).

САИБ ТЕБРИЗИ (псевд.; наст, имя- Мирза Мухам мед Али) (1601, Исфахан, -1677, там же), азербайджанский поэт. Писал преим. на перс. яз. Много странствовал, 8 лет провёл в Индии. По возвращении в Иран был удостоен звания малек ош-шоара ("царь поэтов"). Жил при дворе шаха Аббаса II (1642-66), писал стихи о воен. походах, дидактич. стихи, газели филос. содержания. Известна его поэма "Гандахар-наме" о битве при Гандахаре. В азерб. стихах развивал поэтич. традиции Физули. Как поэт С. Т. имел много последователей в лит-pax Востока. Его обширное (ок. 120 тыс. бейтов) поэтич. наследие изучено недостаточно.

САИД Амин (р. ок. 1890), египетский историк и журналист. Автор капитальных трудов по истории араб. нац.-освободит, движения, написанных с патриотич. позиций и отличающихся богатством фактич. материала.

Соч. в рус. пер.: Великое арабское восстание (рус. пер. части кн. "Ас-саура аль-ара-бийя ал-кубра", ч. 1 - 3, Каир, 1933 - 34), М., 1940; Восстания арабов в XX веке, М., 1964.

САИД Махмуд (8.4.1897, Александрия,-8.4.1964), египетский художник. Учился в частных школах в Александрии. Один из пионеров совр. егип. живописи, стремился к возрождению нац. егип. иск-ва. Творч. манеру С. отличают подчёркнуто объёмная моделировка фигур, чёткость и ритмичность композиции, звучность цвета ("Осень", 1929, Музей изящных искусств, Александрия; "Вид Асуана", 1964, частное собрание, Александрия). Илл. см. т. 9, табл. VII (стр. 64-65).

САИД АХМАД-ХАН (7.10.1817, Дели,- 1898), обществ, деятель, религ. реформатор, основатель движения мусульм. просветительства в Индии. Выходец из знатной мусульм. феод, семьи. Важнейшими центрами просветительной деятельности С. А.-х. были основанные им еженедельник "Такзиб ул-ахлак" ("Усовершенствование нравственности") (1870) и мусульм. колледж в Алигархе (1878). Основу идеологии С. А.-х. составляло прогрессивное для того времени учение о "самопомощи" - служении человека во имя обществ, блага и "национальной солидарности". С. А.-х. выступал против реакц. феод, институтов, за приобщение мусульман к европейской культуре. Он призывал к модернизации ислама и к веротерпимости. Критикуя отдельные стороны англ, колон, политики, С. А.-х. в целом, однако, сохранял лояльность англ, властям и разделял иллюзии части интеллигенции Брит. Индии о неизбежности и необходимости в течение определённого времени колон. господства. С. А.-х. заложил основы мусульм. общинного движения, сначала в области просвещения, а затем - политики. Внутр. противоречивость идеологии С. А.-х., сочетавшей прогрессивные просветительские черты с религ.-общинными, отражала противоречивый характер мусульм. общинного движения, двойственное положение мусульм. буржуазии в условиях колон. Индии и связь формировавшейся во 2-й пол. 19 в. мусульм. интеллигенции с классом феодалов.

Лит.: Гордон-Полонская Л. Р., Мусульманские течения в общественной мысли Индии и Пакистана, М., 1963; Ю р е-в и ч Л. И., Сайд Ахмад-хан и зарождение мусульманского общинного движения в Индии, "Уч. зап. Тихоокеанского ин-та АН СССР", 1949, т. 2; Сухочев А. С., От дастана к роману, М., 1971; G r а-h a m G. F., The life and work of sir Syed Ah-med Khan, L., 1885; HafeezMalik, Moslem nationalism in India and Pakistan, Wash,, 1963; N i z a m i K. A., Sayyid Ahmad Khan, [Delhi], 1966; Sir Sayed Ahmad Khan. A selected bibliography. Aligarh, 1971; D a r B. A., Religious thought of Sayyid Ahmad Khan, Lahore, 1957. Л. Р. Полонская.

САИД НУРИ (1888, Багдад,-15.7.1958, там же), иракский политич. и гос. деятель. Получил воен. образование в Стамбуле, служил в тур. армии. В 1913 участвовал в организованном араб, офицерами тур. армии антитур. заговоре, после раскрытия к-рого эмигрировал в Египет. В 1916 присоединился к араб, антитур. восстанию в Хиджазе, занимал высокие посты в армии эмира Фейсала. В 1921 вернулся в Ирак. В 1930-58 (с перерывами) 8 раз возглавлял пр-во; неоднократно был министром иностр. дел и воен. министром. Выступал как наиболее рьяный защитник англ, интересов в Ираке. С именем С. Н. связано подписание анг-ло-ирак. договора 1930, ирако-турецкого и англо-ирак. соглашений 1955, положивших начало созданию агрессивного Багдадского пакта. Внутри страны проводил политику подавления рабочего и национально-освободительного движения. Убит восставшими жителями Багдада во время Иракской революции 1958.

САИД-ГАЛИЕВ Сахиб-Гарей [6(18).3. 1894-29.10.1938], советский гос. и парт, деятель. Чл. Коммунистической партии с марта 1917. Род. в Уфе в семье рабочего. Рабочий. В 1915 призван в армию; в 1916 агитатор к-та РСДРП г. Екатеринбурга (ныне Свердловск). После Февральской революции 1917 чл. полкового к-та и Екатеринбургского совета, пред, гарнизонного к-та воинов-мусульман. С июля 1917 пред. Уральского обл. мусульм. совета. В 1918-19 комиссар по делам национальностей Казанского совета, чл. татаро-башк. бюро Уфимского губкома, преподаватель мусульм. воен.-политич. курсов при Политотделе Центр. мусульм. воен. коллегии. В нояб. 1919 делегат 2-го Всеросс. съезда коммуни-стич. орг-ций народов Востока (КОНВ), избран пред. Центр, бюро КОНВ при ЦК РКП(б). В 1920-21 пред. Ревкома Тат. АССР, чл. Казанского губкома РКП(б), пред. СНК Тат. АССР. В 1921- 1924 пред. СНК Крымской АССР. С 1924 на ответственной парт, и гос. работе. Делегат 9-10-го, 12-13-го съездов партии; на 13-м съезде избирался чл. ЦКК РКП(б). Делегат 2-го и 3-го конгрессов Коминтерна. Избирался чл. ВЦИК и ЦИК СССР.

Лит.: Ленин В. И., Поли. собр. соч., 5 изд. (см. Справочный том, ч. 2, с. 471); Сайдашева М., Саид-Галиев Сахиб-гарей, в кн.: Борцы за счастье народное, Казань. 1967.

САИДОВ Гарун Саидович (8.5.1891, аул Вачи, ныне Кулинского р-на Даг. АССР,- август 1919), лакский писатель, публицист, революционер. Учился в Моск. коммерч. ин-те. В мае 1917 вместе с У. Д. Буинакскцм основал в Темир-Хан-Шуре Дагестанское просветит.-аги-тац. бюро. Ред. газ. "Илчи" ("Вестник") на лакском яз. В острых памфлетах разоблачал политику Временного пр-ва. Автор первой даг. драмы "Лудильщики" (1914-15, пост. 1916), в к-рой показана эксплуатация подмастерьев. Нек-рые стихи С. ("Если ветер подует", "Партизанская песня") стали нар. песнями. Расстрелян деникинским карательным отрядом.

Лит.: ИсрапиловА., Гарун Саидов, Махачкала, 1964.

САИД-ПАША Мухаммед (17.3.1822, Каир,-18.1.1863, Александрия), правитель Египта (с 1854), один из сыновей Мухаммеда Али. Сторонник европеизации Египта. Провёл реформы (введение частной собственности на землю, замена натурального налога денежным, введение свободы торговли и др.), к-рые способствовали развитию капиталистич. отношений в Египте; поощрял создание школ и др. культурных учреждений. В 1857 запретил работорговлю. В то же время содействовал проникновению иностр. капитала: в 1854 предоставил Ф. М. Лес-сепсу концессию на стр-во Суэцкого канала на крайне невыгодных для Египта условиях.

САИДПУР, город на С. Бангладеш. 60,6 тыс. жит. (1961). Ж.-д. узел. Пром. центр: ж.-д. мастерские и др. металлообр. предприятия, пищевкусовая пром-сть.

САИН Жумагали (1912, аул № 7, ныне колхоз "Арык" Арыкбалыкского р-на Кокчетавской обл.,-28.5.1961, Алма-Ата), казахский советский поэт. Чл. КПСС с 1940. Участник Великой Отечеств, войны 1941-45, политрук партиз. отряда. Был учителем. Печатался с 1928. Автор сб-ков стихов и поэм "Песни счастья" (1936), "Походные песни" (1944), "Айгак" (1948), "Самал" (1957) и др., отличающихся высокой гражданственностью. В 1961 опубликовал повесть "В пути". Перевёл "Героя нашего времени" М. Ю. Лермонтова.

Соч.: Шыгармалар, т. 1 - 3, Алматы, 1962 - 65; в рус. пер.- Простор. Стихи, М., 1958; Стихи, А.-А., 1968.

Лит.: Писатели Казахстана, А.-А., 1958; Шарипов А., Творчество Жумагали Саина, А.-А., 1968.
2236.htm
САИС, совр. Са-эль-Хагар, город в Др. Египте, в зап. части Дельты. Центр культа богини-воительницы Нейт. Упоминается уже в древнейших текстах эпохи Др. царства (ок. 2800 - ок. 2250 до н. э.). Столица фараонов XXVI династии (начиная с Псамметиха I); время их правления (663 - 525 до н. э.) получило название саисской эпохи. В С. находилась высшая мед. школа ("Дом жизни"). Лит.: Н a b а с h i L., Sais and its monuments, "Annales du service des Antiquites de 1'Egypte", 1943, t. 42.

САИТ ФАИК АБАСЫЯНЫК (Salt Faik Abasiyamk) (1907, Абапазары, - 11.5. 1954, Стамбул), турецкий писатель. Окончил лит. ф-т Стамбульского ун-та, учился в Швейцарии (1931) и Франции (1931 - 35). Преподавал тур. язык. Печатался с 1936. Автор сб-ков рассказов "Самовар" (19