загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна,окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ПРОМЫШЛЕННОМ, ЖИЛОМ И НЕ ТОЛЬКО...:
ПОНЯТИЯ:

МОНТАЖ (франц. montage - подъём установка, сборка, от monter - поднимать), сборка и установка сооружений конструкций, технологического оборудования агрегатов, машин (см. Сборка машин, аппаратов, приборов и др. устройств и готовых частей и элементов.
МОНТАЖ в строительстве - основной производственный процесс, выполняемый при возведении зданий и сооружений или и реконструкции, в результате которого устанавливают в проектное положение строительные конструкции, инженерное технологическое оборудование и др. МОНТАЖ технологического оборудования включает также присоединение его к источникам энергоснабжения системам очистки и удаления отходов оснащение приборами, средствами автоматизации и контроля
.


СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ в СССР, организационно обособленные производственно-хозяйственные единицы, основным видом деятельности которых является строительство новых, реконструкция, капитальный ремонт и расширение действующих объектов (предприятий, их отдельных очередей, пусковых комплексов, зданий, сооружений), а также монтаж оборудовани я. К государственным СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ относятся строительные и монтажные тресты (тресты-площадки, тресты гор. типа, территориальные, союзные специализированные тресты); домостроительные, заводостроительные и сельские строительные комбинаты; строительные, (монтажные) управления и приравненные к ним организации (напр., передвижные механизированные колонны, строительно-монтажные поезда и др.).
ПРОЕКТИРОВАНИЕ (от лат. projectus, буквально - брошенный вперёд), процесс создания проекта - прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния. Различают этапы и стадии ПРОЕКТИРОВАНИЯ, характеризующиеся определённой спецификой. Предметная область ПРОЕКТИРОВАНИЯ постоянно расширяется. Наряду с традиционными видами ПРОЕКТИРОВАНИЯ (архитектурно-строительным, машиностроительным, технологическим и др.) начали складываться самостоятельные направления ПРОЕКТИРОВАНИЯ человеко-машинных систем (решающих, познающих, эвристических, прогнозирующих, планирующих, управляющих и т. п.) (см. Система "человек и машина"), трудовых процессов, организаций, экологическое, социальное, инженерно-психологич., генетическое ПРОЕКТИРОВАНИЕ и др. Наряду с дифференциацией ПРОЕКТИРОВАНИЯ идёт процесс его интеграции на основе выявления общих закономерностей и методов проектной деятельности.
ПРОМСТРОЙПРОЕКТ, проектный институт в ведении Госстроя СССР. Находится в Москве. Организован в 1933. В составе института архитектурно-строительные и конструкторские отделы; ПРОМСТРОЙПРОЕКТ возглавляет объединение "Союзхимстройниипроект" с проектными институтами в Киеве, Ростове-на-Дону, Тольятти, Алма-Ате. Разрабатывает проекты (архитектурно-строительные и сан.-технич. части) производственных зданий и сооружений крупнейших промышленных предприятий автомобильной, машиностроит., металлургич., химич. и др. отраслей пром-сти; схемы генеральных планов пром. узлов и упорядочения существующих пром. районов; мероприятия по повышению уровня индустриализации строительтсва за счёт унификации и типизации зданий, сооружений и конструкций и внедрения эффективных строит. материалов; нормативные документы и методич. указания по проектированию пром. зданий и сооружений. Периодически публикует реферативную информацию "Строительное проектирование промышленных предприятий". Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1958)

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

: 1) Срок полномочий представит, органа (парламента, муниципального совета) или выборного должностного лица (президента, вице-президента, губернатора, мэра). 2) В федеративных гос-вах Л. иногда называют членов федерации (напр., Л. отд. штатов Индии). 3) В юридич. и политич. лит-ре Л.- синоним парламента. В англ, лит-ре парламентами обычно именуют законодат. органы стран, входящих в брит. Содружество; в отношении парламентов др. стран применяется термин "Л.".

ЛЕГИСТЫ (франц., ед. ч. legiste, от лат. lex - закон), 1) ср.-век. юристы, способствовавшие распространению римского права в Зап. Европе. Являясь сторонниками централизации королевской власти, Л. выступали за ограничение компетенции сеньориальных и церковных судов, а также гор. самоуправления. В процессе рецепции римского права во Франции Л. включали отд. его нормы в сборники провинциальных правовых обычаев (кутюмов), что иногда влекло за собой коренную ломку старого права в духе рим. традиции. Напр., под влиянием Л. старое франц. правило раздела наследства между сыновьями было заменено принципом привлечения к наследованию всех детей наследователя, независимо от пола, и равного распределения между ними наследств, массы; один из наиболее известных Л. - французский юрист Бомануар, составитель сборника французского обычного права "Кутюмов Бовуази".

2) Др.-кит. мыслители 5-3 вв. до н. э. Наиболее известный представитель Л.- учёный и политич. деятель Шан Ян (390-338 до н. э.). См. статьи Китай (раздел Общественные науки), Фацзя.

ЛЕГИТИМАЦИЯ (от лат. legitimus - законный, правомерный), 1) в бурж. гос-вах, где не существует паспортной системы, форма удостоверения личности гражданина. Заключается в том, что по требованию компетентных властей гражданин обязан предъявить документы, удостоверяющие его личность. 2) В бурж. гражд. праве доказательство прав гражданина на получение платежа, совершение к.-л. действий и т. п. (напр., лицензия на использование патента).

ЛЕГИТИМИЗМ (франц. legitimisme, от лат. legitimus - законный), политич. принцип, выдвинутый франц. дипломатом Ш. Талейраном на Венском конгрессе 1814-15 в целях обоснования и защиты терр. интересов Франции, состоявших в сохранении границ, существовавших на 1 янв. 1792, и недопущения терр. расширения Пруссии. Принцип Л. предполагал, что ни одной короной, ни одной территорией нельзя распоряжаться до тех пор, пока её законный обладатель формально от неё не отказался; владения, отнятые у "законного" государя, должны быть ему возвращены. По заявлению Та- лейрана, осн. потребностью Европы было изгнание навсегда мысли о возможности приобретения прав одним завоеванием и восстановление священного принципа легитимности, из которого проистекают порядок и устойчивость. Принцип Л. не был принят Венским конгрессом, ибо он противоречил аннексионистским планам царской России и Пруссии.

Термин "Л." применяется также в др. значении: приверженность "законной" (легитимной) династии Бурбонов во Франции. Возник и утвердился после Июльской революции 1830, в результате к-рой на франц. престол вступил Луи Филипп Орлеанский. В более широком смысле легитимистом называют всякого сторонника свергнутых монархий.

ЛЁГКАЯ АРТИЛЛЕРИЯ, устаревшее название артиллерии, предназначенной для непосредственной поддержки пехоты в бою. К Л. а. в рус. армии относились системы орудий, обычно не превышавшие по массе 2 т в походном положении, способные следовать совместно с пехотой по дорогам и без дорог. На короткие расстояния орудия Л. а. могли передвигаться вручную. В совр. армиях Л. а. иногда наз. батальонную и полковую артиллерию.

ЛЁГКАЯ АТЛЕТИКА, один из основных и наиболее массовых видов спорта, объединяющий ходьбу и бег на различные дистанции, прыжки в длину и высоту, метания диска, копья, молота, гранаты (толкание ядра), а также легкоатлетич. многоборья - десятиборье, пятиборье и др. В совр. спортивной классификации насчитывается св. 60 разновидностей легкоатлетич. упражнений. В программе совр. Олимпийских игр Л. а. представлена 24 номерами для мужчин и 14 - для женщин. Легкоатлетич. соревнования входят в программы крупнейших континентальных спортивных состязаний: чемпионатов Европы, Африканских, Азиатских, Балканских, Британских, Панамериканских игр и др.

Основой Л. а. являются естеств. движения человека. Занятия Л. а. способствуют всестороннему физическому развитию, укреплению здоровья людей. Популярность и массовость Л. а. объясняются общедоступностью и большим разнообразием легкоатлетич. упражнений, простотой техники выполнения, возможностью варьировать нагрузку и проводить занятия в любое время года не только на спортивных площадках, но и в естеств. условиях. В СССР и др. социалистических странах Л. а. - часть гос. системы физического воспитания. Легкоатлетич. упражнения входят в программы физич. воспитания школьников, уч-ся всех типов уч. заведений, в планы тренировочной работы во всех видах спорта, в занятия физич. культурой трудящихся старших возрастов, являются одной из основных частей всех ступеней всесоюзного физкультурного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО). Легкоатлетич. секции занимают ведущее место в деятельности коллективов физкультуры, спортивных клубов, добровольных спортивных обществ.

Легкоатлетич. состязания (в беге, затем в прыжках, метаниях и др.) включались в программу Олимпийских игр Др. Греции (776 до н. э.- 394 н. э.), с 708 до н. э. в программу игр входил пентатлон - пятиборье, состоявшее из бега, прыжков в длину, метания копья и диска, борьбы. Развитие совр. Л. а. началось в 30-40-е гг. 19 в. (первые соревнования - в колледже г. Регби в Англии в 1837); в 80-90-е гг. во мн. странах были организованы любительские клубы, лиги и др., в России в 1888- первый спортивный кружок в Тярлеве, близ Петербурга. Широкое развитие совр. Л. а. связано с возрождением Олимпийских игр (1896) как крупнейших между- нар. соревнований; стали разыгрываться нац. чемпионаты по Л. а. (в России в 1908-16 ежегодно). В 1911 основан Всероссийский союз любителей Л. а., объединивший ок. 20 спортивных лиг Петербурга, Москвы, Киева и др.; в 1912 рус. легкоатлеты впервые участвовали в Олимпийских играх. В 1912 создана Междунар. любит, легкоатлетич. федерация (ИААФ) - руководящий орган по развитию Л. а. и проведению междунар. соревнований.

Первые соревнования сов. легкоатлетов состоялись в 1918 в Петрограде, в 1920 - олимпиады, в программе к-рых гл. место занимала Л. а.: Сибирская (Омск), Приуральская (Екатеринбург), Среднеазиатская (Ташкент), Северокавказская (Минеральные Воды), в 1922 - первенство РСФСР по Л. а. (Москва), в 1923 - первая междунар. встреча (с легкоатлетами Финляндии), в 1928 - первая всесоюзная спартакиада. В 30-е гг. начали создаваться научнсьметодич. основы сов. системы подготовки легкоатлетов. С введением в 1931 комплекса "Готов к труду и обороне СССР" (ГТО) Л. а. стала одним из наиболее массовых видов спорта. Становление и развитие сов. Л. а. в 30- 40-е гг. связано с именами С. И. и Г. И. Знаменских, А. А. Пугачевского, Ф. К. Ванина, Е. М. Васильевой, М. И. ГЛамановой, Т. А. Быковой, Р. Д. Люлько (бег), Н. Г. Озолина (прыжки), С. Т. Ляхова (метание) и др., к-рые уже в эти годы показывали результаты междунар. класса.

В 1948 Всесоюзная федерация Л. а. СССР вступила в члены ИААФ (на 1 янв. 1972 ИААФ объединяла нац. федерации 143 стран). С 1946 сов. легкоатлеты участвуют в чемпионатах Европы (проводятся с 1934 в чётные годы между Олимпийскими играми), с 1952 - в Олимпийских играх. С 1958 регулярно проводятся легкоатлетич. матчи между спортсменами СССР и др. стран (США, ГДР, Франции, Великобритании, Италии, Польши, Чехословакии), междунар. соревнования, посвящённые памяти выдающихся легкоатлетов (мемориалы - братьев Знаменских в СССР, Я. Кусо- чинского - в Польше, Е. Рошицкого - в Чехословакии и др.), на призы организаций и газет ("Правды" и "Известий" в СССР, "Юманите" во Франции и др.), с 1964 - чемпионаты Европы по Л. а. для юниоров, с 1965 - соревнования на Кубок Европы, с 1966 - чемпионаты Европы в закрытом помещении. В 1968 основана Европейская ассоциация Л. а.- ЕАА, объединяющая 35 нац. федераций, в т. ч. СССР (1972), в кон. 60 - нач. 70-х гг. организованы федерации Л. а. Азии, Африки, лат.-амер. стран, Новой Зеландии и Океании.

В 1952-72 сов. легкоатлеты завоевали на Олимпийских играх 35 золотых, 31 серебряную и 41 бронзовую медали, на чемпионатах Европы соответственно -61, 46 и 51 медали. Олимпийские чемпионы: Н. В. Авилов, П. Г. Болотников, А. П. Бондарчук, В. Ф. Борзов (дважды), Л. И. Брагина, В. Н. Брумель, В. С. Голубничий (дважды), Р.И.Клим, В. С. Крепкина, В. П. Куц (дважды), Я. В. Лусис, Л. И. Лысенко, Ф. Г. Мельник, Э. А. Озолина, Н. А. Пономарёва (дважды), И. Н. Пресс (дважды), Т. Н. Пресс (трижды), В. В. Руденков, В. Д. Санеев (дважды), Л. В. Спирин, Ю. А. Тармак, Т. А. Тышкевич, В. С. Цыбуленко, Р. М. ' Шавлакадзе, Н. В. Чижова, И. В. Яунзем. Чемпионы Европы: Е. А. Аржанов, В. М. Богданова, В. Н. Буланчик, Н. Я. Думбадзе, А. В. Игнатьев, М. Л. Иткина, Н. 3. Каракулов, К. Я. Лаптева (Маю- гая), Н. Г. Откаленко, С. К. Попов, Т. Н. Севрюкова, Е. И. Сеченова, Н. В. Смирницкая, В. В. Кузнецов, И. А. Тер-Ованесян, И. Р. Турова, А. П. Чудина, Т.С. Щелканова, Л.М. Щербаков и др. Неоднократно улучшали мировые, европейские и всесоюзные рекорды в различных видах Л. а.: Е. Е. Горчакова, Э. В. Гущин, Г. Я. Климов, Г. И. Зыби- на, М. П. Кривоносов, Ю. Н. Литуев, В. И.Трусенев.

Значит, вклад в теорию и практику Л. а. внесли учёные и тренеры В. И. Алексеев, В. М. Дьячков, Д. П. Ионов, Г. В. Коробков, Д. П. Марков, Н. Г. Озо- лин, В. В. Садовский, 3. П. Синицкий, Г. Г. Сулиев, Л. С. Хоменков, О. Я. Гри- галка, Н. Н. Денисов, Г. И. Никифоров, И. П. Сергеев, А. Л. Фруктов, В. М. Ягодин и др. Дальнейшему развитию сов. Л. а. в 60-70-х гг. во многом способствовали Спартакиады народов СССР, регулярное участие сов. спортсменов в крупнейших междунар. соревнованиях. Осуществляется строительство совр. спортивных сооружений, расширяется сеть специализированных детско-юно- шеских спортивных школ, легкоатлетич. секций в спортивных клубах и обществах, совершенствуется научно-методическая подготовка тренеров и преподавателей. В 1972 в СССР Л. а. занималось 6 млн. чел., в т. ч. 1,7 тыс. мастеров спорта, 14,8 тыс. кандидатов в мастера спорта и спортсменов 1-го разряда, 96 мастеров междунар. класса, ок. 200 легкоатлетов удостоено звания засл. мастера спорта, 58 чел.-засл. тренера СССР по Л. а. За рубежом Л. а. наибольшее развитие получила в США, ГДР, ФРГ, Польше, Великобритании, Чехословакии, Новой Зеландии, Австралии, Финляндии, Румынии, Кении и др. Неоднократными победителями Олимпийских игр и др. крупнейших междунар. соревнований были: Э. Катберт, Ш. С. де ла Ханти, X. Эллиот (Австралия), А. Ф. да Силва (Бразилия), Д. Лоу (Великобритания), Д. Жи- воцки (Венгрия), К. Бальцер, Р. Штехер (ГДР), П. О'Кэллеген (Ирландия), А. Памич (Италия), К. Кейно (Кения), Ф. Бланкерс-Кун (Нидерланды), П. Снелл (Новая Зеландия), Ю. Шмидт, И. Киршенштейн (Польша), И. Балаш, В. Вискополяну (Румыния), Р. Бимон, Р. Маттиас, А. Ортер, Д. Оуэне, Б. Ричард, В. Рудольф, В. Тайес (США), X. Колехмайнен, П. Нурми, Р. Ритола, Л. Вирен (Финляндия), А. Хари, X. Ро- зендаль (ФРГ), А. Бакила (Эфиопия) и др. См. также Бег, Метания, Прыжки, Рекорды спортивные, Многоборья.

Лит.: Школа легкой атлетики, под ред. А. В. Коробова, 2 изд., М., 1968; Легкая атлетика для юношей, под ред. П. Л. Лимаря, М., 1969; Легкая атлетика, [Учебник для институтов физической культуры, под ред. Н. Г. Озолина и Д. П. Маркова], 2 изд.,М., 1972. Н. Г. Озолин.

"ЛЁГКАЯ АТЛЕТИКА", ежемесячный спортивно-методич. журнал, орган Комитета по физич. культуре и спорту при Сов. Мин. СССР. Выходит в Москве. Осн. в 1955. В журнале освещаются вопросы техники и методики тренировки лучших атлетов СССР и др. стран, проблемы организации легкоатлетич. спорта, публикуются статистич. материалы по сов. и зарубежной лёгкой атлетике, советы любителям спорта всех возрастов и др. Тираж (1973) 100 тыс. экз.

"ЛЁГКАЯ ИНДУСТРИЯ", советское изд-во, выпускающее литературу по тематике лёгкой, текстильной и местной промышленности, бытового обслуживания населения. Находится в Москве. Осн. в 1932 под назв. "Гизлегпром" при Наркомате лёгкой пром-сти СССР, в 1959 реорганизовано в "Ростехиздат", с февр. 1963- снова "Гизлегпром". В авг. 1963 на базе слив- щихся изд-в "Гизлегпром" и "Госбытиз- дат" образовано изд-во "Л. и." в составе Комитета по печати при Сов. Мин. СССР (с 1972- Гос. комитет Сов. Мин. СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли). В 1973 изданная продукция составила 219 назв., объёмом 60 300 тыс. печатных листов-оттисков, тиражом 8977 тыс. экз. Выпускаются журналы "Текстильная промышленность", "Швейная промышленность ", " Кожевенно-обувная промышленность", "Служба быта".

"ЛЁГКАЯ КАВАЛЕРИЯ", движение сов. молодёжи, возникшее по инициативе комсомольцев в 1926 как форма участия в гос. и обществ, контроле. Группы или бригады "Л. к." создавались низовыми орг-циями ВЛКСМ. Органы ЦКК ВКП(б) и Народный комиссариат РКИ СССР направляли работу групп, привлекая их к участию в обследованиях и проверке работы учреждений и предприятий. Методами работы групп были внезапные проверки -"налёты", "рейды", отсюда название "Л. к.". Движение приняло массовый характер с дек. 1928, когда ЦКК ВКП(б) и ЦК ВЛКСМ издали циркуляр "О группах „лёгкой кавалерии"", определяющий её задачи: борьба с бюрократизмом и бесхозяйственностью в гос., хоз., кооп. и профсоюзном аппарате; внедрение режима экономии, контроль за ходом ударных строек 1-й пятилетки, за хлебозаготовит. кампаниями, за торговлей и снабжением и т. п. Вскрывая и помогая устранять недостатки в работе гос. и хоз. аппарата, "Л. к." способствовала ускорению темпов социалистич. строительства. Деятельность "Л. к." получила высокую оценку в совместном постановлении ЦКК ВКП(б), Народного комиссариата РКИ СССР и ЦК ВЛКСМ "О работе групп лёгкой кавалерии" в 1933 и в решении 17-го съезда ВКП(б) (1934). В последующие годы участие молодёжи в гос. и обществ, контроле приняло др. формы. С 1962 аналогичной деятельностью занимаются отряды "Комсомольский прожектор", наследуя традиции "Л. к.".

Лит.: Наследникам революции. Док-ты партии о комсомоле и молодежи, М., 1969; О комсомоле и молодежи, М., 1970.

ЛЁГКАЯ МУЗЫКА, музыка, легко доступная для восприятия и предназначенная гл. обр. для развлекательных целей. Отличается несложным содержанием, доходчивостью муз. языка, простотой формы. Родственные Л .м. явления представляют эстрадная музыка и салонная музыка. Как правило, произв. Л. м. свойствен весёлый, жизнерадостный характер. Охватывает большой диапазон жанров - от танцев, маршей, песен до инструментальных рапсодий, сюит, попурри, фантазий на популярные темы, а также оперетт. В большей или меньшей степени Л. м. отдали дань многие крупнейшие композиторы прошлого (В. А.Моцарт, Ф. Шуберт и др.). Классич. образцы Л. м. созданы в 19 в. И. Лайнером, отцом и сыном Штраусами, Ж. Оффенбахом и др. Видное место она занимает в совр. муз. жизни. Широкое распространение получила джазовая Л. м. (см. Джаз). Наряду с художественно ценными произведениями Л. м. бытует множество сочинений низкого уровня, пошлых по содержанию, отвечающих вкусам бурж.-мещанской публики. В СССР и др. социалистич. странах придаётся большое значение художеств, качествам Л. м., к-рая занимает значительное место в муз. быту и служит культурно-развлекательным и просветительным задачам. Сов. композиторы стремятся в области Л. м. творчески развивать лучшие традиции этого жанра, а также нар. песенно-танц. иск-ва.

Лит.: С о х о р А., О музыке серьезной и легкой, Л., 1964; Чернов А., Б я- лик М., О легкой музыке. О джазе. О хорошем вкусе, М., 1965.

ЛЁГКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, совокупность специализированных отраслей пром-сти, производящих предметы массового потребления из различных видов сырья. Л. п. СССР занимает одно из важных мест в произ-ве обществ, продукта. В 1971 удельный вес Л. п. в общем объёме пром. произ-ва составил 17%, в товарообороте-25%, среднегодовая численность промышленно-про- изводств. персонала превысила 5 млн. чел. Л. п. осуществляет как первичную обработку сырья, так и выпуск готовой продукции. Осн. отраслями Л. п. являются текст., швейная, кож., меховая и обувная. Продукция Л. п. используется также в мебельной, авиац., автомоб\, пищ. и др. отраслях пром-сти, в с. х-ве, на транспорте и в здравоохранении.

Л. п. как отрасль крупной фабричной индустрии была создана во 2-й пол. 18 в. Технич. прогресс в одной из старейших отраслей Л. п.- в текстильной промышленности ведёт своё начало от крупных изобретений 18 в., создавших базу для перехода текст, пром-сти из стадии капиталистич. мануфактуры в стадию крупной машинной индустрии. Первые предприятия Л. п. в России появились в 17 в.; в нач. 18 в. при помощи гос-ва создавались суконные, полотняные и др. мануфактуры, выполнявшие гл. обр. казённые заказы. Быстрый рост большинства отраслей Л. п. начался со 2-й пол. 19 в., когда помещичьи фабрики, базировавшиеся на крепостном труде, стали вытесняться капиталистическими фабриками, основанными на труде наёмных рабочих. Развитие Л. п. сдерживалось слабым развитием сырьевой базы, а также отсталостью машиностроения. Россия ввозила примерно половину сырья, красители и почти всё оборудование, выделанные хромовые кож. товары и шёлк-сырец. В то же время мелкое кож. сырьё, коконы тутового шелкопряда, сафьян, юфть, меха вывозились за границу. Л. п. занимала большое место в структуре пром. произ-ва и в значит, мере являлась основой индустриального развития. Ряда отраслей Л. п. по существу не было, напр, трикотажной. Размещена Л. п. была крайне неравномерно. Подавляющее большинство предприятий находилось в Московской, Тверской, Владимирской, Петербургской губерниях, бывших центрах кустарных промыслов: ткаческих, портняжных, кружевных и т. п., располагавших дешёвой рабочей силой. Во всех отраслях Л. п. преобладал ручной труд, положение рабочих было чрезвычайно тяжёлым.

Рабочие Л. п. были активными участниками революц. движения. Стачки ткачей ф-ки Морозова в Орехово-Зуеве (1885), ф-ки Торнтона в Петербурге (1895), иваново-вознесенских ткачей (1905), Декабрьское вооружённое восстание 1905 в Москве, большую роль в к-ром сыграли рабочие Прохоровской мануфактуры (ныне комбинат "Трёхгорная мануфактура"), стали вехами в рабочем движении России. Иваново-вознесенские ткачи в 1905 создали Совет уполномоченных, являвшийся фактически одним из первых Советов рабочих депутатов в России. Рабочие Л. п. активно участвовали в Октябрьской революции 1917 и Гражд. войне 1918-20.

Лёгкая промышленность СССР. В результате 1-й мировой войны 1914-18, Гражд. войны и воен. интервенции 1918-20 валовой выпуск продукции Л. п. резко снизился и в 1921 составлял примерно 10-15% уровня 1913. В этих чрезвычайно трудных условиях хоз. разрухи Коммунистич. партия приняла меры к увеличению произ-ва предметов потребления. В восстановит, период (1921-25) начала воссоздаваться фабричная обувная, швейная и трикотажная пром-сть, в Ср. Азии и Закавказье - шёлкомотальная, шёлковая пром-сть и др. Построены новые предприятия: хл.- бум., суконно-камвольные, шёлкоткацкие и шёлкомотальные, трикотажные, швейные, обувные. К 1928 Л. п. СССР превзошла уровень 1913.

За годы довоен. пятилеток (1929-40) были построены хл.-бум. комбинаты в Ташкенте и Барнауле; льняные в Смоленске, Орше и Вологде; шерстяные в Киеве, Семипалатинске и Монино (Моск. обл.); обувные фабрики, кож. заводы, заводы искусств, кожи. Развивалась галантерейная пром-сть.

Опираясь на мощный подъём тяжёлой индустрии, получая от социалистич. с. х-ва и пром-сти необходимое сырьё, Л. п. значительно увеличила произ-во товаров для населения (см. табл. 1).

Табл. 1. - П р о и з в о д с т в о основных видов продукции лёгкой промышленности СССР в 1913-40





















1913

1928

1940





Хл.-бум. ткани, млн. пог. л

2672

2678

3954





Шерстяные ткани, млн. пог. м

107,7

86,8

119,7





Шёлковые ткани , млн. пог. м

42,6

9,6

77,3





Льняные ткани, млн. пог. .М .

121,4

174,4

285,5





Бельевой и верхний трикотаж, млн. шт.



8,3

183





Чулочно-носочные изделия, млн. пар



67,7

485





Обувь кожаная, млн. пар

68

58

211
































В годы Великой Отечеств, войны 1941-45 Л. п. СССР был причинён большой ущерб. Нем.-фаш. оккупанты разрушили мн. предприятия Л. п. Но и в трудных условиях войны Л. п. полностью обеспечивала воинов Сов. Армии обмундированием, обувью и др. предметами вещевого довольствия. В 4-й пятилетке (1946-50) происходило быстрое восстановление и развитие Л. п. В 1950 выпуск продукции превысил объём 1940 на 12%; значительно возрос технич. уровень мн. предприятий на базе механизации и автоматизации произ-ва.

Успехам Л. п. способствовал широкий размах социалистич. соревнования.

Табл. 2. -Производство основных видов продукции лёгкой промышленности СССР в 1950-72



























1950

1960

1965

1970

1972





Хл.-бум. ткани, млн. пог. м

3899

6387

7077

7482

7680





Шерстяные

155,2

341,8

365,0

495,7

516





Шёлковые

129,6

809,7

937,1

1241

1347





Льняные

282,2

559,2

587,3

725,3

776





Бельевой и верхний трикотаж, млн. шт.

197

584

906

1236

1290





Чулочно-носочные изделия, млн. пар

473

964

1350

1338

1336





Обувь кожаная, млн. пар

203

419

486

676

645


























Ещё в 30-е гг. работники Л. п. осваивали новую технику и новые приёмы, переходили на многостаночное обслуживание. Известными новаторами произ-ва в Л. п. были вичугские ткачихи Е. В. и М. И. Виноградовы (1935). В послевоен. годы ткачиха Ореховского хл.-бум. комбината М. М. Волкова (1946), закройщик московской обувной ф-ки "Парижская Коммуна" В. И. Матросов (1946), мастер закройного цеха ленингр. обувной ф-ки "Скороход" О. Я. Муштукова (1948), помощник мастера Краснохолмского камвольного комбината в Москве А. С. Чутких (1949), прядильщица Ку- павинской тонкосуконной ф-ки (Моск. обл.) М. И. Рожнёва и ткачиха той же ф-ки Л. Ф. Кононенко (1949), бригадир Вышневолоцкого хл.-бум. комбината Калининской обл. В. И. Гаганова (1958) и др. выступили с починами, подхваченными трудящимися всей страны.

За послевоен. годы отрасли Л. п. получили дальнейшее развитие. Были построены крупные предприятия хл.-бум. пром-сти в Камышине, Энгельсе, Херсоне, Барнауле (2-й комбинат), Душанбе (2-я очередь комбината), Чебоксарах, Ярцеве, Омске, Гори, Калинине; предприятия шерстяной пром-сти в .Минске, Брянске, Краснодаре, Иванове, Свердловске, Канске, Чернигове; шёлковой пром-сти в Красноярске, Наро-Фоминске, Калинине, Ленинабаде; льняной пром-сти в Житомире, Ровно, Великих Луках, Паневежисе; трикотаж, пром-сти в Чебоксарах, Уфе; кож.-обувной пром-сти в Ульяновске, Улан-Удэ, Великих Луках, Джамбуле, Ворошиловграде, Таллине, Новосибирске, Орле, Воронеже, Камышлове и Баку. Мн. действующие предприятия реконструированы, оснащены высокопроизводит. оборудованием.

Осуществление перестройки управления пром-стью по отраслевому принципу, перевод предприятий на новую систему планирования и экономич. стимулирования способствовали усилению темпов роста произ-ва товаров Л. п. Развитие Л. п. в 1950-72 характеризуется данными табл. 2. Выпуск продукции Л. п. в расчёте на душу населения в СССР и отд. капиталистич. странах показан в табл. 3.

Рост выпуска продукции обеспечивается соответствующим увеличением произ-ва сырья: хлопка, шерсти, льна, кож. сырья, химич. волокон.

Табл. 3,- Производство ос н о в- ных видов продукции лёгкой промышленности на душу населения в СССР и некоторых капиталистических странах в 1 9 7 2
























СССР

США

Великобритания

Франция





Ткани, мг

37,9

55,4

19,5

30,9





Трикотажные изделия, шт.

5,2

8,3

6,0

6,3





Обувь кожаная, пар

2,6

2,5

3,4

3,7























Бесчелночные станки (СТБ) в ткацком цехе Купавинской тонкосуконной фабрики имени И. Н. Акимова (Московская область).

Линия прессов горячей вулканизации (ПГВ-1) (Ленинградское обувное объединение "Скороход").

В 1972 гос. закупки хлопка-сырца в СССР составили 7,3 млн. т против 4,29 млн. т в 1960, льноволокна соответственно 435 тыс. т и 369 тыс. т, шерсти -452 тыс. т и 358 тыс. т. В ресурсах сырья для Л.п. всё большее значение приобретает химич. сырьё. В 1972 было произведено 746 тыс. то химич. волокон против 211,2 тыс. т в 1960.

Улучшается размещение предприятий Л. п. за счёт преимуществ, стр-ва новых предприятий в р-нах Ср. Азии и Казахстана, а также в вост. р-нах РСФСР.

Главное внимание в дальнейшем развитии Л. п. уделяется повышению качества и расширению ассортимента продукции, освоению новых её видов и увеличению выпуска продукции, пользующейся повышенным спросом населения. Среди предусмотренных мер по значит, улучшению качества и расширению ассортимента продукции - внедрение новых структур тканей, совр. моделей и фасонов обуви, швейных и трикотажных изделий, применение прочных и ярких красителей, высоко- качеств. химич. пропиток, тщательная внешняя отделка изделий. Рабочие и служащие Л. п. борются за досрочное выполнение планов, высокую производительность труда и выпуск продукции отличного качества. Для подготовки кадров специалистов-технологов и художников для Л. п. в СССР созданы высшие и средние специальные учебные заведения. Рабочие кадры обучаются в фабрично-заводских школах, проф.-технич. уч-щах, на курсах и в порядке индивидуального обучения. Л. п. обслуживают 34 н.-и. и 10 проектных ин-тов, в которых в 1971 работало ок. 50 тыс. специалистов различного профиля.

Табл. 4.-Производство тканей и обуви в некоторых социалистических странах




















































Хлопчатобумажные ткани, млн. м3

Болгария

Венгрия

ГДР

Польша

Румыния

Чехословакия

Югославия





1960

1972

1960

1972

1960

1972

1960

1972

1960

1972

1960

1972

1960

1972





185

288

247

312

417

466

604

881

248

530

453

556

257

374





Шерстяные ткани, млн. м2

26,2

38,4

30,8

35,7

141

118

109

141

29,8

69,6

74,1

90,0

45,8

59,4





Шёлковые ткани, млн. м2

8,7

22,9

28,4

56,5

68,2

113

103,8

173

25,3

65,0

70,8

101,3

19,4

36,1





Обувь кожаная , млн . пар

9,3

20,5

21,3

37,1

54,1

76,5

58,9

118

22,2

62,3

57,9

99,7

15,0

40,8





















































Табл. 5. - Производство тканей и обуви в некоторых капиталистических странах в 1971



























США

Япония

Великобритания

Франция

ФРГ





Хлопчатобумажные ткани, млн. мг

5571

2298

527

1016

830





Шерстяные ткани, млн. л.2

162,1

424

214

170

128





Шёлковые ткани, млн. м2

5069

3705

382

290

380





Обувь кожаная, млн. пар

534



187

178

160


























Л. п. успешно развивается ив других социалистич. странах. Задачи увеличения произ-ва тканей, одежды, обуви и др. товаров Л.п. решаются на основе использования внутр. возможностей каждой страны и всестороннего сотрудничества социалистич. стран. Координация планов развития Л. п. позволяет обеспечивать её сырьём, технологич. оборудованием и организовывать обмен товарами на взаимно выгодных условиях. Из СССР в др. социалистич. страны вывозится, в частности, значит, количество хлопка-волокна, социалистич. страны совместно разрабатывают научно-технич. проблемы по совершенствованию произ-ва. Большое значение имеет также расширение сырьевой базы за счёт развития произ-ва химич. волокон. В табл. 4 показан объём произ-ва тканей и обуви в нек-рых социалистич. странах.

Выпуск тканей и обуви в нек-рых ка- питалистич. странах характеризуется данными табл. 5.

См. также Кожевенно-обувная промышленность, Текстильная промышленность, Трикотажная промышленность, Фарфоро-фаянЬовая промышленность.

Лит.: Материалы XXIV съезда КПСС, М., 1971; Хромов П. А., Очерки экономики текстильной промышленности СССР, М.- Л., 1946; Владимирский Н. Н., От домашнего ткачества к социалистическому текстильному производству, [Кострома], 1949; Корнеев А. М., Текстильная промышленность СССР и пути ее развития, М., 1957; Кисляков Б. И., Легкая индустрия за 50 лет, М., 1967. А. М. Жоров, И. К. Хмелевский.

ЛЁГКИЕ, органы воз д. дыхания у нек-рых рыб (двоякодышащих, кисте- пёрых, многопёров), наземных позвоночных и у человека. Посредством Л. осуществляется газообмен между воздухом, находящимся в полости Л., и кровью, протекающей по лёгочным капиллярам. Л. двоякодышащих - парные мешки с ячеистыми стенками, к-рые могут нести дыхат. функцию (у цератода вторично непарное Л.). Благодаря образованию перекладин, вдающихся в полость Л. и придающих их стенкам ячеи- стость, увеличивается дыхат. поверхность Л. У многопёров Л. парные, глад- костенные. Л. наземных позвоночных произошли от Л. древних кистепёрых рыб; закладываются, как и у рыб, имеющих Л., в виде парных выпячиваний брюшной стенки глотки и снабжаются кровью из лёгочной артерии, гомологичной VI жаберной артерии рыб. Л. располагаются в переднем отделе полости тела, а у млекопитающих и человека - в грудной полости, отделённой от брюшной полости грудобрюшной преградой, или диафрагмой. Снаружи Л. покрыты серозной оболочкой - плеврой. Обычно Л. парные, но у безногих земноводных, безногих ящериц и у змей одно Л. (чаще левое) редуцировано. У безлёгочных саламандр Л. отсутствуют. Воздух в Л. поступает по дыхат. проводящим путям (см. Гортань, Трахея, Бронхи), выстланным мерцательным эпителием. У земноводных воздух нагнетается в Л. из ротовой полости ритмичными сокращениями её дна при открытой гортанной щели и закрытых ноздрях. У амниот с развитием подвижной грудной клетки воздух всасывается в Л. при её активном расширении. У млекопитающих объём грудной полости увеличивается при вдохе также и за счёт сокращения диафрагмы. У земноводных Л. отходят непосредственно от гортани или от трахеи; это гладкостен- ные (у постоянножаберных) или с ячеистыми стенками мешки. У низших пресмыкающихся (гаттерия) стенки Л. ячеистые. У нек-рых ящериц (варан), черепах, крокодилов Л. имеют губчатое строение, т. е. перекладины, разрастаясь, разделяют полость Л. на камеры и ячеи, внутри к-рых развиваются вторичные перекладины, ограничивающие систему более мелких ячеек, значительно увеличивая дыхат. поверхность Л. Остаётся свободным центр, проход - гл. внутрилёгоч- ный бронх. У ряда пресмыкающихся имеются выросты Л.- лёгочные мешки. Л. птиц приращены к спинной стороне грудной клетки, плотные и малоподвижные. Гл. бронх и нек-рые вторичные бронхи, выходя за пределы Л., образуют воздушные мешки, обеспечивающие двойную вентиляцию Л. с газообменом при вдохе и при выдохе. Вторичные бронхи птиц соединены между собой па- рабронхами, от к-рых отходят радиально бронхиолы, распадающиеся на сеть т. н. воздушных капилляров, плетённых сетью кровеносных капилляров. У млекопитающих многократно ветвящееся внутрилёгочное бронхиальное дерево с постепенно уменьшающимся диаметром бронхов заканчивается тонкостенными бронхиолами, впадающими в альвеолярные ходы с конечными расширениями - альвеолярными мешками и альвеолами, в к-рых происходит газообмен (рис. 1).

Рис. 1. Схемы строения лёгких: 1- саламандры; 2 - ящерицы; 3 - черепахи (а, б, в, г - бронхи с 1-го по 4-й порядок); 4 - птицы (а - места перехода бронхов в воздушные мешки, б - главный бронх, в - вторичные бронхи, •? - пара- бронхи); 5 - млекопитающего (я - бронх, 6 - бронхиола, в - альвеолярный ход, г - альвеолярные мешки с альвеолами).

Альвеолярные ходы и мешки, отходящие от одной конечной бронхиолы, образуют ацинус Л. Группы ацинусов, объединяясь посредством соединит, ткани, образуют дольки Л., а те, в свою очередь, объединяются в доли Л., число к-рых в правом Л. всегда больше (до 6), чем в левом Л. (до 3).

Л. наз. также органы дыхания у нек-рых беспозвоночных животных: у лёгочных моллюсков - богато снабжённую кровеносными сосудами часть мантийной полости, служащую для возд. дыхания; у голотурий водными Л. наз. ветвистые выросты клоаки, несущие дыхат. функцию; у ряда паукообразных Л. наз. мешкообразные, заполненные листовидными выростами полости - производные жаберных ножек. См. также Газообмен, Дыхание.

Лит.: Шмальгаузен И. И., Основы сравнительной анатомии позвоночных животных, 4 изд., М., 1947; Масенов Т. М.,. Биодинамика легких у млекопитающих, А.-А., 1968. Т. М. Масенов.

У человека Л.- парные органы дыхания, расположенные в грудной полости. Имеют форму половины конуса с закруглённой верхушкой и вогнутым по форме диафрагмы основанием (рис. 2).

Рис. 2. Бронхиальная система взрослого человека. Вид сзади: 1- дыхательное горло; 2 - верхушка правого лёгкого; 3 - бронхи верхней доли; 4 - правый бронх; 5 - бронхи средней доли; 6 - основание лёгкого; 7 - бронхи нижней доли; 8 -- левый бронх; 9 - бронхи нижней части нижней доли; 10 - бронхи верхней части нижней доли; 11 - верхушка левого лёгкого; 12 - бронх верхней доли.

Внутренняя, или медиальная, поверхность Л. обращена к сердцу; на ней находятся т. н. ворота Л., где в него вступают гл. бронх, лёгочная артерия, выходят лёгочные вены, располагаются лимфа- тич. узлы, собирающие лимфу из лёгкого, нервное сплетение, бронхиальные артерии и вены.

Кверху и кзади от ворот к левому Л. прилежит аорта. При дыхании наименьшей подвижностью обладает верхушка Л. Нижний край Л. опускается и поднимается на 1-2 см при обычном дыхании и на 6-10 см при форсированном дыхании. Ткань Л. мягкая и вместе с тем упругая, эластичная. Правое Л. короче, но шире левого. Левое Л. состоит из верхней и нижней, а правое из верхней, средней и нижней долей, между к-рыми имеются более или менее глубокие щели. В каждом Л. выделяют по 10 бронхолёгочных сегментов; это - участки лёгочной паренхимы, снабжённые самостоят, бронхом и ветвью лёгочной артерии. На границе сегментов проходят сегментарные вены, здесь нет крупных артерий и бронхов. Сегменты имеют форму неправильных конусов или пирамид с верхушками, направленными к воротам Л. Сегменты подразделяются на дольки (в каждом Л. их ок. 1000) вые. от 9 до 27 мм в зависимости от того, располагаются они на поверхности или в глубине органа. Внутридольковые бронхи разделяются на бронхиолы, к-рые, в свою очередь, продолжают ветвиться вплоть до респираторных бронхиол, переходящих в альвеолярные ходы. Эти ходы сообщаются с 2-4 альвеолярными мешочками. Группы связанных альвеолярных ходов считаются структурными единицами Л.- ацинусами. В дольке примерно 96 ацинусов, а всего в обоих Л. их ок. 800 тыс. и св. 700 млн. альвеол. Площадь дыхат. поверхности изменяется от 30 м2 до 100 м2 (при глубоком вдохе). Каждое Л. покрыто плеврой; в плевральной полости содержится небольшое кол-во жидкости, что обеспечивает скольжение Л. в грудной полости при дыхат. движениях.

Венозная кровь поступает в Л. через лёгочную артерию - ветвь лёгочного ствола, исходящую из правого желудочка сердца. Лёгочная артерия ветвится, как и бронхи. Концевые артериолы распадаются на капилляры, к-рые проходят в межальвеолярных перегородках и оплетают альвеолы. Стенки последних образованы дыхат. эпителием, по поверхности к-рого тянутся эластичные волокна. Здесь кровь обогащается кислородом, отдавая двуокись углерода.

Иннервация осуществляется симпатическими (проводят импульсы, вызывающие расширение бронхов и сужение сосудов) и парасимпатическими (вызывают сужение бронхов, усиливают секрецию бронхиальных желез, расширяют кровеносные сосуды) нервными волокнами. Через Л. также выделяется жидкость и нек-рые газообразные продукты; Л. участвуют в поддержании постоянной темп-ры тела, в регуляции свёртывания крови, в обмене белков, жиров и углеводов, в защите организма от попадающих из воздуха бактерий (вырабатывают иммунные антитела). Наиболее частыми заболеваниями являются воспаление лёгких, опухоли, эмфизема лёгких, туберкулёз. Я- О. Ольшанский.

ЛЁГКИЕ МЕТАЛЛЫ, металлы, обладающие малой плотностью (табл.). Л. м. широко распространены в природе (более 20% по массе). Вследствие высокой хим. активности они встречаются только в виде весьма прочных соединений. Начало развития металлургии Л. м. относится к сер. 19 в. Осн. способы получения Л. м.- электролиз расплавл. солей, металлотермия и электротермия. Л. м. применяются гл. обр. для произ-ва лёгких сплавов. Важнейшие Л. м.- алюминий, магний, титан, бериллий, литий.



















Название

Химический знак

Атомный номер

Плотность при 20 °С,

кг /м3





Литий . .

Li

3

534





Бериллий

Be

4

1847,7





Натрий . .

Na

11

968,4





Магний

Mg

12

1739





Алюминий

Al

13

2698,9





Калий . .

К

19

862





Кальций

Ca

20

1540





Титан . .

Ti

22

4505





Рубидий

Rb

37

1532





Стронций

Sr

38

2630





Цезий . .

Cs

55

1900





Барий . .

Ba

56

3760




















Лит.: Беляев А. И., Металлургия легких металлов, 6 изд., М., 1970.

ЛЁГКИЕ СПЛАВЫ, конструкц. сплавы на основе алюминия, магния, титана, бериллия (см. Алюминиевые сплавы, Магниевые сплавы, Титановые сплавы, Бериллиевые сплавы). Л. с. характеризуются более высокой удельной прочностью (отношение показателей прочности к плотности материала), чем, напр., конструкц. сплавы на основе железа или никеля. Так, при одинаковом пределе прочности (~450 Мн/м2) дуралюмин втрое легче котельной стали, т. е. его удельная прочность примерно в 3 раза выше. Л. с. широко применяются в самолётостроении, ракетостроении, судостроении, транспортном машиностроении, приборостроении, химическом аппаратострое- нии, автомобилестроении, электротехнике, строительстве, ядерной энергетике, а также для производства бытовых изделий.

ЛЁГКИЙ БЕТОН, общее название большой группы бетонов с объёмной массой менее 1800 кг/м3. К ней относятся бетоны на пористых заполнителях и ячеистые бетоны. В совр. строительстве бетоны на пористых заполнителях широко применяются при изготовлении сборных бетонных и железобетонных конструкций и изделий с целью уменьшения веса конструктивных элементов и улучшения теплотехнических свойств ограждающих конструкций. Ячеистые бетоны используются в основном для изготовления ограждающих элементов зданий и теплоизоляции. См. Бетон.

ЛЕГКОВЕСНЫЕ ОГНЕУПОРНЫЕ ИЗДЕЛИЯ, имеют общую пористость 45% и более при кажущейся плотности 150- 1500 кг/м3. Изготовляются шамотные, динасовые, высокоглинозёмистые, корундовые, цирконистые и др. Л. о. и. Осн. способы произ-ва: добавление в шихту веществ, выгорающих при обжиге и образующих поры в изделиях (опилок, лигнина, кокса и др.); получение пористого сырца, подвергаемого затем сушке и обжигу, путём смешивания суспензии из огнеупорных порошков с пеной (пено- легковесные изделия) или добавления к суспензии газообразующих веществ (хим. способ). Теплопроводность Л. о. и. зависит от пористости и обычно в 2-5 раз меньше, чем у изделий обычной плотности. Применяются в нагревательных, обжиговых печах и др. тепловых агрегатах как эффективная теплоизоляция в промежуточных и внешних слоях огнеупорной кладки, а также в качестве рабочего слоя футеровки, если она не подвергается воздействию расплавов и нет опасности механич. повреждений.

Лит.: Мамыкин П. С., Стрелов К. К., Технология огнеупоров, 2 изд., М., 1970.

ЛЕГКОВОЙ АВТОМОБИЛЬ, автомобиль, предназначенный для перевозки пассажиров и багажа, вместимостью от 2 до 8 чел. (включая водителя). Наибольшее распространение получили 4-5-местные Л. а. с закрытыми кузовами.

В СССР Л. а. классифицируются по рабочему объёму цилиндров двигателя: особо малый Л. а. до 1,2 л, малый от 1,2 до 1,8 л, средний от 1,8 до 3,5 л, большой св. 3,5 л. Пром-сть СССР выпускает автомобили всех четырёх классов в соответствии с перспективным типажом на 5-10 лет. За рубежом Л. а. с рабочим объёмом двигателя до 0,85 л наз. микролитражным автомобилем, а от 0,85 до 1,5 л - малолитражным автомобилем.

Каждый класс Л. а. может быть также охарактеризован весовыми параметрами, габаритными размерами, ср. эксплуатационными показателями. Совр. уровень конструкции Л. а. характеризуется данными табл. (стр. 254).

В зависимости от расположения двигателя и привода ведущих колёс различают конструктивные компоновки Л. а.: двигатель в передней части автомобиля, ведущие колёса задние; двигатель в передней части автомобиля, ведущие колёса передние; двигатель в задней части автомобиля, ведущие колёса задние.

Кузова Л. а. в большинстве случаев несущего типа, цельнометаллич., сварные.

Л. а. выпускаются с кузовами различных типов (рис.): седан-четырёхдверный закрытый кузов с2 или 3 рядами сидений; лимузин - то же, но с внутр. перегородкой (между передними и задними

Основные показатели современных легковых автомобилей

(средние данные)






















Показатели

Класс





особо

малый

малый

средний

большой





Рабочий объём цилиндров двигателя, л

до 1,2

1,2-1,8

1,8-3,5

св. 3,5





Мощность двигателя , кет

22,1-36,8

36,8-73,6

73,6-118

132-220





(л. с.)

(30-50)

(50-100)

(100-160)

(180-300)





База (расстояние между осями), мм

2000-2400

2400-2700

2700-2900

2900-3800





Сухая масса автомобиля, кг

600-850

850-1150

1150-1500

св. 1500





Максимальная скорость, км/ч

110-130

120-160

120-170

св. 170





Расход топлива, л/100 км . . .

6,0-8,0

8,5-10,0

11,0-14,0

14,0-20,0























сиденьями); купе - двухдверный закрытый кузов; кабриолет - то же, что и седан, но с открывающейся крышей; фаэтон - четырёхдверный кузов с мягким открывающимся верхом; универсал - закрытый кузов, имеющий, помимо боковых, ещё и заднюю дверь, задние сиденья складывающиеся, что позволяет увеличить ёмкость кузова для размещения багажа. Распространены двухдверные кузова со скошенной задней стенкой и вделанной в неё дополнит. третьей дверью, что позволяет использовать Л. а. и как грузопассажирский. На базе Л. а. выпускаются разнообразные специализированные автомобили: такси, санитарные, почтовые, спортивные и др.

Как правило, Л. а. оснащаются поршневыми карбюраторными двигателями внутр. сгорания. Отд. фирмы устанавливают дизельные двигатели, а также ротор- нс-поршневые (см. Ванкеля двигатель). В ряде стран предполагается завершение разработок и серийный выпуск Л. а. с электрич. двигателем. В трансмиссии гл. обр. используются однодисковые сухие сцепления, четырёх-пятиступенчатые коробки передач, шестерёнчатые главные передачи с гипоидным зацеплением. Нек-рые автомобили выпускаются с авте- матич. коробками передач. Осн. тип передней подвески - независимая ры- чажно-пружинная подвеска, задняя подвеска в большинстве случаев зависимая с упругими элементами в виде рессор или пружин. Тормозные системы - с гидравлич. приводом. Колёсные тормоза колодочные или дисковые - с автоматич. регулировкой.

В новых моделях Л. а. повышаются динамич. и экономич. качества, увеличивается их макс, скорость, сокращается время, затрачиваемое на разгон, повышается эффективность действия тормозов, комфортабельность и облегчается управление. Большое внимание уделено повышению безопасности конструкции, снижению токсичности отработавших газов двигателя, снижению уровня шума, внешним формам и качеству покраски, а также лучшему приспособлению Л. а. для туристских поездок (решётчатые багажники, устанавливаемые на крыше, откидывающиеся спинки переднего сиденья и т. п.). Некоторые Л. а. оборудуются приспособлениями для буксировки лёгких одноосных прицепов (прицепа-дачи, прицепа для перевозки лодки и др.). Л. а. оснащаются различным оборудованием, предотвращающим травмирование водителя и пассажиров в случае дорожно-транспортного происшествия (см. Безопасный автомобиль).

Наибольшая интенсивность эксплуатации у автомобилей-такси. Их годовой пробег в СССР составляет в среднем ок. 80 тыс. км, у Л. а., используемых для служебных целей,- 30-40 тыс. км, у автомобилей личного пользования - ок. 8 тыс. км.

В 1971 в СССР выпущено 529 тыс. Л. а. (5,5 тыс. в 1940; 64,6 тыс. в 1950; 138,8 тыс. в 1960).

Производство Л. а. в СССР увеличится к 1975 по сравнению с 1970 в 3,5- 3,8 раза и достигнет примерно 1300 тыс. Л. а. в год. Резкое увеличение выпуска Л. а. в СССР стало возможным благодаря пуску Волжского автозавода, рассчитанного на производство 660 тыс. Л. а. в год. Мировое производство Л. а. составляет 24 300 тыс. автомобилей в год (1971). См. также статьи Автомобиль, Автомобильная промышленность, Автомобильный двигатель, •"Волга", "Жигули", "Запорожец", "Москвич".

Илл. см. на вклейке, табл. XIII, XIV (стр. 192-193).

Лит.: Фучаджи К. С., Кауфман Ш. М., Автомобиль "Запорожец" ЗАЗ-965А. Устройство, техническое обслуживание и ремонт, М., 1969; Гольд Б- В., Как работает автомобиль, 4 изд., М., 1970 Краткий автомобильный справочник, 6 изд. М., 1971; Родионов В. Ф. и Ф и т терман Б. М., Легковые автомобили М., 1971; Автомобиль "Москвич-412", М. 1971; Автомобиль ГАЗ-24 "Волга", М., 1971 Н. ?. Островский

Легковые автомобили с кузовами: а - седан; б - лимузин; в - купе; г - универсал; д - кабриолет; е - спортивного типа.

ЛЁГКОЙ И ТЕКСТИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ИНСТИТУТЫ, готовят инженеров разного профиля - технологов, механиков, электромехаников, экономистов и др. В 1973 в СССР было 12 таких ин-тов: 3 технологич. лёгкой пром-сти - Витебский (осн. в 1965), Киевский и Московский (оба в 1930); 3 текстильной и лёгкой пром-сти - Всесоюзный заочный (1944, в Москве), Ленинградский им. С. М. Кирова (1930) и Ташкентский (1932); 2 текстильных - Ивановский им. М. В. Фрунзе (1930) и Московский (1919); 4 технологич. бытового обслуживания - Дальневосточный (1967, во Владивостоке), Московский (1961, как ин-т местной пром-сти), Хмельницкий (1967) и Шахтинский (1969). Всесоюзный заочный ин-т имеет филиалы в Барнауле и Омске, Московский ин-т лёгкой пром-сти - в Новосибирске, Московский технологич. бытового обслуживания - в Ленинграде и Уфе. Во всех ин-тах, кроме Дальневосточного, Хмельницкого и Шахтинского, есть аспирантура. Право приёма к защите докторских и кандидатских диссертаций предоставлено Московским текстильному и технологич. лёгкой пром-сти ин-там, Киевскому, Ленинградскому ин-там; кандидатских - Ивановскому, Ташкентскому, Московскому технологическому бытового обслуживания. Срок обучения в ин-тах 5-6 лет. По окончании обучения студенты защищают дипломный проект и получают квалификацию инженера соответствующего профиля. с. С.Гальцов.

ЛЕГКОПЛАВКИЕ СПЛАВЫ, двойные или многокомпонентные металлич. сплавы, темп-pa плавления к-рых не превышает темп-ру плавления олова (ок. 232 °С). В состав Л. с. входят в различных соотношениях Sn, Bi, In, Pb, Cd, Zn, Sb, Ga, Hg и др. элементы (см. табл.). Нек-рые Л. с. плавятся не при постоянной темп-ре, а в интервале темп-р. Большинство Л. с. при затвердевании дают усадку; сплавы, содержащие более 55% Bi, при затвердевании расширяются. Л. с. применяются в качестве припоев, плавких предохранителей в электротех- нич. и тепловой аппаратуре, пресс-форм и моделей для изготовления отливок сложной формы из металлов и пластмасс, в качестве металлич. замазок и материалов для уплотнений. См. также Вуда сплав.

Характеристика некоторых легкоплавких сплавов

























Химический состав, %







Bi

Pb

Sn

In

другие компоненты

Тпл °C





_

_

12,5

20,5

67Ga

10,6





44,7

22,6

8,3

19,1

5,3Cd

46,8





50,0

26,7

13,3

-

10,0Cd

70





52,5

32,0

15,5

-

-

95





58,0

-

42,0

-

-

138,5





-

-

91,0

-

9,0 Zn

199





48,0

28,5

14,5

-

9,0 Sb

103-227





67,0

16,0

17,0

-

-

96-149


























ЛЕГНИЦА (Legnica), город в Польше, во Вроцлавском воеводстве. 75,8 тыс. жит. (1970). Выплавка меди (близ Л.- медные рудники). Произ-во медного провода, горного оборудования. Трикот., швейная, бум., пищ. пром-сть, деревообработка. Изготовление роялей и пианино.

ЛЁГОЧНИЦА, лёгочная трава, народное название неск. видов рода медуница (Pulmonaria; от лат. pulmo - лёгкое), прежде употреблявшихся для лечения лёгочных заболеваний.

ЛЁГОЧНЫЕ МЕШКИ, слепые выросты лёгких у нек-рых пресмыкающихся. Особенно многочисленны и разнообразны по форме Л. м. хамелеонов, у к-рых они, наполняясь воздухом, сильно раздуваются, когда животное принимает угрожающую позу. Стенки Л. м. тонкие, обычно гладкие, реже ячеистые. Л. м. - один из видов воздушных мешков.

ЛЁГОЧНЫЕ МОЛЛЮСКИ (Pulmonata), подкласс брюхоногих моллюсков. У большинства раковина хорошо развита; крышечка отсутствует. Известно 15 тыс. видов (по др. данным, 35 тыс.); в СССР- св. 1000 видов. Большинство Л. м. обитает на суше, меньшая часть - в пресной воде, немногие - в море. Дыхание воздушное с помощью своеобразного лёгкого - полости между мантией и телом; верхняя стенка лёгкого пронизана богатой сетью кровеносных сосудов. У видов, живущих на больших глубинах и в быстротекущей воде, лёгкое заполнено водой, и они дышат кислородом, растворённым в воде. Л. м.- гермафродиты. Развитие без стадии личинки. 2 отряда: сидячеглазые (Basommatophora)- преимущественно пресноводные виды, глаза расположены у основания единств. пары головных щупалец (анцилусы, катушки, прудовики); стебельчато- г л а з ы е (Stylommatophora) -наземные виды с двумя парами щупалец, глаза - на вершине верхней пары (виноградная улитка, слизни). Мн. Л. м.- промежуточные хозяева паразитич. червей, опасных для домашних и промысловых животных. Есть вредители с. х-ва (ахатина, слизни). Нек-рые крупные Л. м. (напр., виноградная улитка) используются человеком в пищу.

Лит.: Жадин В. И., Моллюски пресных и солоноватых вод СССР, М.- Л., 1952; Лихарев И. М. и Рамме