загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна,окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ПРОМЫШЛЕННОМ, ЖИЛОМ И НЕ ТОЛЬКО...:
ПОНЯТИЯ:

МОНТАЖ (франц. montage - подъём установка, сборка, от monter - поднимать), сборка и установка сооружений конструкций, технологического оборудования агрегатов, машин (см. Сборка машин, аппаратов, приборов и др. устройств и готовых частей и элементов.
МОНТАЖ в строительстве - основной производственный процесс, выполняемый при возведении зданий и сооружений или и реконструкции, в результате которого устанавливают в проектное положение строительные конструкции, инженерное технологическое оборудование и др. МОНТАЖ технологического оборудования включает также присоединение его к источникам энергоснабжения системам очистки и удаления отходов оснащение приборами, средствами автоматизации и контроля
.


СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ в СССР, организационно обособленные производственно-хозяйственные единицы, основным видом деятельности которых является строительство новых, реконструкция, капитальный ремонт и расширение действующих объектов (предприятий, их отдельных очередей, пусковых комплексов, зданий, сооружений), а также монтаж оборудовани я. К государственным СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ относятся строительные и монтажные тресты (тресты-площадки, тресты гор. типа, территориальные, союзные специализированные тресты); домостроительные, заводостроительные и сельские строительные комбинаты; строительные, (монтажные) управления и приравненные к ним организации (напр., передвижные механизированные колонны, строительно-монтажные поезда и др.).
ПРОЕКТИРОВАНИЕ (от лат. projectus, буквально - брошенный вперёд), процесс создания проекта - прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния. Различают этапы и стадии ПРОЕКТИРОВАНИЯ, характеризующиеся определённой спецификой. Предметная область ПРОЕКТИРОВАНИЯ постоянно расширяется. Наряду с традиционными видами ПРОЕКТИРОВАНИЯ (архитектурно-строительным, машиностроительным, технологическим и др.) начали складываться самостоятельные направления ПРОЕКТИРОВАНИЯ человеко-машинных систем (решающих, познающих, эвристических, прогнозирующих, планирующих, управляющих и т. п.) (см. Система "человек и машина"), трудовых процессов, организаций, экологическое, социальное, инженерно-психологич., генетическое ПРОЕКТИРОВАНИЕ и др. Наряду с дифференциацией ПРОЕКТИРОВАНИЯ идёт процесс его интеграции на основе выявления общих закономерностей и методов проектной деятельности.
ПРОМСТРОЙПРОЕКТ, проектный институт в ведении Госстроя СССР. Находится в Москве. Организован в 1933. В составе института архитектурно-строительные и конструкторские отделы; ПРОМСТРОЙПРОЕКТ возглавляет объединение "Союзхимстройниипроект" с проектными институтами в Киеве, Ростове-на-Дону, Тольятти, Алма-Ате. Разрабатывает проекты (архитектурно-строительные и сан.-технич. части) производственных зданий и сооружений крупнейших промышленных предприятий автомобильной, машиностроит., металлургич., химич. и др. отраслей пром-сти; схемы генеральных планов пром. узлов и упорядочения существующих пром. районов; мероприятия по повышению уровня индустриализации строительтсва за счёт унификации и типизации зданий, сооружений и конструкций и внедрения эффективных строит. материалов; нормативные документы и методич. указания по проектированию пром. зданий и сооружений. Периодически публикует реферативную информацию "Строительное проектирование промышленных предприятий". Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1958)

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

х (1860), Бухаресте (1864), Клуже (1872). Организованы физич. лаборатория в Яссах (1840) и др. специализированные исследоват. учреждения по метеорологии (1884), бактериологии (1886), ботанике (1894) и др., со временем превратившиеся в н.-и. ин-ты. Начала работать астрономич. обсерватория (1908). Исследоват. работу вели науч. об-ва: медиков и натуралистов в Яссах (1833), естеств. наук (1865), Рум. литературное (1866, с 1879 - Румынская академия), Рум. географич. (1875), политехнич. (1881), физич. наук (1890) в Бухаресте. В кон. 19 - нач. 20 вв. сформировались нац. науч. школы в области с. х-ва (И. Ионеску де ла Брад), геологии (Г. Кобэлческу, Г. Штефэнеску, С. Штефэнеску, Г. Мунтяну-Мургоч, Л. Мразек), географии (С. Мехединци, Д. Выл сан), метеорологии (Ш. Хепитес), гидробиологии (Г. Антипа), биоспелеологии (Э. Раковицэ). К. Давила и Н. Калиндеру начали исследования по медицине, к-рые благодаря деятельности имевших мировую известность бактериолога В. Бабеша, микробиолога и эпидемиолога И. Кантакузино, основателя рум. школы неврологии Г. Маринеску достигли высокого науч. уровня. Велись работы по суд. медицине (М. Минович), хирургии (Н. Паулеску), эндокринологии (К. Пархон), ветеринарии (Г. Удриски). Ряд достижений имели рум. школы химии (П. Пони, К. Истрати, Н. Теклу и др.), физики (К. Микулеску, Ш. Прокопиу), астрономии (С. Харет, К. Гогу, Н. Кокулеску), математики (Э. Бакалоглу, Д. Эммануэл). Развивались технич. науки, особенно в области стр-ва мостов и крупных сооружений из железобетона (А. Салини, Э. Раду), машиностроения (Д. Константинеску), авиации (Т. Вуя, X. Коандэ, А. Влайку).

В период между двумя мировыми войнами в Бухаресте были созданы н.-и. ин-ты: микробиологич. (1921), зоотехнич. (1926), с.-х. исследований (1927), лесной (1934); при ун-те в Клуже - ин-ты геологии и палеонтологии (1918), минералогии и петрографии (1919), географии (1919), теоретич. и прикладной физики (1920); в Констанце - Мор. зоологич. станция (1926), и др. В 1930 организовано Геологич. об-во в Бухаресте. Развивались математика (Г. Цицейка, Т. Лалеску, Д. Помпею, С. Стоилов, А. Миллер, О. Майер); физика (А. Прока, Э. Бэдэрэу, X. Хулубей); химия (Г. Спаку, Л. Эделяну, П. Богдан, Д. Лонджинеску, К. Неницеску и др.); агробиология (Т. Сэвулеску, Г. Ионеску-Шишешти) и зоотехника (Г. Константинеску); медицина - нейрохирургия (Д. Багдасар), терапия (Н. Лупу, Ю. Хациегану), физиология (Д. Даниелополу), хирургия (Н. Хортоломей, Я. Якобович); геология и география (И. Симионеску, В. Михэилеску, И. Барча и др.); ботаника (А. Борза и др.) и энтомология (А. Караджа, В. Кнехтель). В технич. науках закладывались основы исследований в области электротехники, гидро-и аэродинамики и др. (Н. Василеску-Кар-Пен, Д. Джермань, Э. Карафоли, Г. Константинеску).

После установления нар. власти началось всестороннее развитие естеств. и технич. наук. Восстанавливались старые и организовывались новые н.-и. учреждения. В Бухаресте были созданы ин-ты: географии (1944), математики (1949), метрологии (1951), ядерной физики (1956) с реактором, циклотроном и бетатроном, химии полимеров (1957), эндокринологии (1946), физиологии (1949), вирусологии (1949), онкологии (1949), зерновых и технич. культур (1957, Фундуля), механизации с. х-ва (1952) и др.; науч. центры: механики твёрдого тела (1949), гидравлики (1951), физич. химии (1963) и др.; центры науч. информации и документации: в области медицины (1951), нефт. и хим. пром-сти (1956), строительства и архитектуры (1958), Академии СРР (1965) и др. В 1948 реорганизована Румынская академия. Наряду с продолжением традиционных исследований начались работы в новых перспективных областях науки и техники, усилилось внимание к техническим и прикладным наукам.

В математике сложилась совр. школа (Д. Барбилян, В. Вылкович, О. Оническу, Г. Врынчану, М. Николеску, Г. Михок, Н. Теодореску, Н. Кристеску, Т. Попович, К. Якоб и др.). Разрабатываются вопросы топологич. теории аналитич. функций, функционального анализа, алгебры логики и теории конечных автоматов, математич. статистики, гидромеханики и теории упругости, исследования операций и др. В ф и з и к е развиваются новые области теоретич. физики, изучаются плазма, твёрдое тело, полупроводники и др., развёрнуты исследования по ядерной физике (Ш. Цицейка, X. Хулубей, И. Урсу, Т. Ионеску и др.); в 1962 создан газовый лазер (И. Агырбичану и др.); с 1969 осуществляется нац. программа по внедрению ядерной энергетики в пром-сть. В химии проводятся работы по различным проблемам неорганич., органич., физич. и коллоидной химии, интенсивно развиваются нефтехимия, исследования и синтез полимеров, лекарств, веществ, красителей и др. (И. Мургулеску, К. Неницеску, К. Дрэгулеску, Р. Чернэтеску, Э. Анджелеску, Р. Рипан, К. Симионеску, Е. Чаушеску и др.). В биологии наряду с традиц. исследованиями в области ботаники, зоологии, гидробиологии развиваются работы по цитофизиологии, биохимии, генетике (Т. Сэвулеску, Э. Поп, Э. Сору, В. Мырза, Э. Маковски, Р. Кодряну, Э. Пора, П. Райку и др.). В медицине ведутся исследования по физиологии,кардиологии, эндокринологии, онкологии и др. (К. Пархон, Н. Хортоломей, А.Аслан, А. Мога, Ш. Милку, Т. Бургеле и др.). В сельскохозяйственных науках разрабатываются важнейшие проблемы растениеводства, лесоводства, животноводства, механизации с. х-ва (Г. Ионеску-Шишешти, Н. Джосан, В. Великан, Г. Обрежану и др.). В науках о Земле проводятся исследования по геоморфологии, геологии осадочных пород, месторождений горючих и др. полезных ископаемых (Н. Онческу, Г. Маковей, А. Кодарча, В. Янович, С. Штефэнеску, М. Филипеску, Н. Петрулиан и др.), по физич. и экономич. географии, особенно по определению запасов руд и сырья (В. Михэилеску, Т. Морарю, В. Ту феску и др.). В области технических наук развиваются энергетика и электротехника (М. Беркович, Р. Рэдулец, П. Димо и др.), электроника (Т. Тэнэсеску, Г. Картяну, Э. Николау, А. Спэтару и др.), металлургия (К. Миклоши, А. Домша, А. Рэу), строительство (Н. Профирь, А. Белеш, Ш. Бэлан, К. Аврам, М. Ханган, П. Мазилу), строит, механика (Дж. Бэрэнеску, Г. Буздуган, Э. Ботез, Г. Маня, И. Лэзэреску, К. Арамэ и др.), гидродинамика (Э. Карафоли, Д. Думитреску, Н. Типей, Н. Патрауля), автоматика (К. Пенеску, В. Попов, С. Кэлин, С. Флоря и др.), эксплуатация нефтяных и газовых месторождений (И. Григоре). Ш. Бэлан.

2. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

Философия. Зарождение рум. обществ. мысли связано с идеологией, вдохновлявшей крест, восстания против феод, и нац. гнёта (15-16 вв.). Передовые идеи нар. масс, выраженные в форме религ. ересей, содержали представления о социальном равенстве всех людей. Первые ростки светского мировосприятия обнаруживаются в памятнике рум. лит-ры "Слова назидательные воеводы валашского Иоанна Нягойя к сыну Феодосию" (нач. 16 в.), в к-ром разум признаётся основой человеческого поведения. Мыслители-гуманисты 16-17 вв. (Николае Олахус, Иоанн Хонтерус, Иоанн Зоммерус, летописцы Григоре Уреке, Мирон Костин, Константин Кантакузино) утверждали мировоззрение, содержащее идеи о ценности человеческой личности и культуры, о возможности познания мира посредством разума и др. Наиболее значит, последователем картезианства был трансильванский мыслитель Я. Апацаи-Чере. Гуманистич. тенденции нашли воплощение в творчестве Д. Кантемира.

В сер. 18 - нач. 19 вв. в Р. утвердилась идеология Просвещения. Рум. просветители (С. Мику-Клейн, Г. Шинкай, П. Майор, И. Будай-Деляну, Г. Асаки, Г. Лазэр, Э. Потека и др.) выступали с критикой феод, учреждений, пропагандировали принципы свободы и равенства, идею нац.-освободит, борьбы, способствовали распространению рационализма. Идеи утопич. социализма пропагандировали Т. Диамант, Ч. Боллиак, Я. Больяй.

Развитие философии в кон. 18 - сер. 19 вв. определялось борьбой за социальное и нац. освобождение, вылившейся в бурж.-демократич. революции 1848- 1849. Обосновывая необходимость социальных и культурных преобразований, мыслители, разделявшие принципы рационализма и естеств. права, обращались к проблемам философии истории и философии права (С. Барнуциу, Н. Бэлческу, М. Когэлничану, А. Требониу Лауриан, К. А. Росетти, Г. Барициу). В послереволюц. период усилились материалистич. тенденции. Г. Штефэнеску, Ш. Михайлеску, Ф. Ментович и др., отстаивая дарвинизм, отвергали спиритуализм и утверждали веру в безграничность человеч, познания. Важнейшее значение в борьбе против филос. и религ. идеализма имела материалистич. система В. Конты.

Распространение социалистич. идей в Р. началось в 70-х гг. 19 в., с появлением первых социалистич. кружков (Н. Кодряну, доктор Руссель и др.). Усиление влияния марксизма в 80-90-х гг. было связано с формированием и развитием рабочего движения. Пропагандистами марксистских идей были К. Доброджану-Геря, И. Нэдежде, Р. Ионеску, Ш. Стынкэ, П. Мушою и др. Отстаивая теорию социализма в Р., они выступали против реакц. социологич. концепций (социальный дарвинизм, мальтузианство).

В кон. 19 - нач. 20 вв. учёные (К. Истрати, В. Бабеш, Н. Леон, И. Атанасиу, И. Кантакузино, Д. Воинов и др.), стоявшие на позициях материализма, вели борьбу против идеализма в естествознании. С. Харет пытался создать "социальную механику", используя математику в исследовании обществ, жизни. К. Рэдулеску-Мотру, сочетавший в философии энергетизм с персонализмом, в науч. исследованиях ориентировался на экспериментальную психологию.

В 20-30-х гг. в ряде филос. и социологич. концепций центральными были проблемы т. н. "кризиса культуры", а также вопросы о роли разума и науч. познания. Спиритуалистич. течение в рум. философии представляли И. Петрович и Л. Блага.

Позиции иррационализма и мистицизма занимали Н. Крайник и Н. Ионеску- приверженцы фашистской идеологии. Бухарестская социологич. школа во главе с Д. Густи, проводившая социологич. исследования, находилась в целом под влиянием волюнтаризма. Социолог Ш.Зелетин эклектически соединял положения реформизма с принципами либерализма.

С защитой разума и науч. познания и с критикой фаш. идеологии выступили П. Негулеску, М. Флориан, П. Андрей, М. Раля.

С нач. 20-х гг. в связи с образованием Коммунистич. партии Р. в рабочем движении утверждалось марксистско-ленинское мировоззрение. Коммунистич. партия вела последоват. борьбу против фаш. идеологии, критиковала идеалистич. филос. и социологич. направления, противопоставляя им теорию диалектич. и историч. материализма. Большое влияние на развитие марксистской философии оказали труды В. И. Ленина.

После свержения военно-фашистской диктатуры (1944) начался процесс утверждения марксизма-ленинизма как господствующей философии в борьбе против различных идеалистич., мистич., националистич. концепций. На позиции марксизма перешли рум. мыслители Флориан, Раля, Д. Бэдэрэу, Д. Д. Рошка.

Гл. направление социально-филос. мысли составляет разработка осн. проблем диалектики развития социалистич. общества. В центре теоретич. партийных документов и исследований философов находятся вопросы: возрастание руководящей роли партии рабочего класса в строительстве социализма, диалектика общего и особенного, социальные противоречия в условиях социализма,социалистич. государство и социалистич. демократия, историч. роль наций в совр. эпоху, диалектика социалистич. сознания и др. Разрабатываются осн. проблемы диалектич. материализма: предмет философии, категории диалектики, понятие материи, материалистич. концепция детерминизма, теория отражения и др. Исследуются проблемы этики, эстетики, философии культуры. Изучаются история рум. и всемирной философии. Важное значение имеют исследования логиков. Критически анализируются различные концепции немарксистской философии и социологии. Разрабатывается проблематика философии истории, ведутся социологич. исследования. Большое значение для развития рум. философии и социологии имеют работы Л. Пэтрэшкану, Ат. Жожа, М. Константинеску, К. И. Гулиана, Э. Галла и др.

Гл. филос. и социологич. центры: Академия им. Штефаиа Георгиу при ЦК РКП, Академия социальных и политич. наук, кафедры философии ун-тов и др. вузов. Филос. и социологич. журн.: "Era socialists" (с 1972), "Revista de filozofie" (с 1963), "Acta logica" (с 1968), "Contemporanul" (c 1946), "Viitprul social" (c 1972), "Revue roumaine des sciences sociales (serie de philosophic et logique, serie de sociologie)" (c 1954). Н.Гогонеацэ.

Историческая наука. Ранние этапы развития рум. ист. лит-ры связаны с летописанием. В летописях 16 - нач. 17 вв. (Григоре Уреке, М. Костина, И. Некулче, Н. Костина, Р. Гречану, Р. Попеску), ряде анонимных хроник нашли отражение ист. события до и после образования Дунайских княжеств (Молдавского и Валашского). Переход от летописания к созданию исследований по истории нашёл выражение в ист. трудах Д. Кантемира. В них он выступал как патриот, сторонник союза балканских народов с Россией в их борьбе против османского ига. К сер. 18 - нач. 19 вв. относится деятельность просветителей т. н. трансильванской (ардялской) школы (С. Мику-Клейн, Г.Шинкай, П. Майор, Й. Будай-Деляну). Дальнейшее развитие ист. науки связано с революциями 1848-49 в Валахии и Трансильвании, революц. движением в Молдове, объединением Дунайских княжеств. Представителем революц.-демократич. направления в историографии сер. 19 в. выступает Н. Бэлческу. Его сочинения, к-рым присущи нек-рые элементы материалистич. понимания истории, пронизаны ненавистью к феод, строю, доказывают необходимость его ликвидации. Ряд трудов Бэлческу посвящён истории борьбы Дунайских княжеств против тур. господства. Он положил начало публикации источников по истории Р. Историком бурж.-демократич. направления был М. Когэлничану. Он одним из первых обратился к изучению экономич. и социальной истории народа (гл. обр. на летописном материале). С именами Б. П. Хашдеу и В. А. Урекия связаны публикация источников по истории Р. и исследование славяно-молдаво-валашских связей. Источниковед и славяновед И. Богдан опубликовал источники по истории Молдовы и Валахии на слав. яз. Г. Хурмузаки издал многотомное собрание документов по истории Дунайских княжеств, извлечённых из зарубежных архивов. В 19 в. создаётся и рум. археологич. школа, основателями к-рой были В. Пырван и Г. Точилеску. Истории раннего феодализма посвящены труды Д. Ончула. Важнейшие проблемы истории Р. в ср. века исследовал П. П. Панаитеску. Значит, роль в развитии ист. науки в Р. сыграл А. Ксенопол, создавший многотомную историю румын, в к-рой на основе богатого документального материала дал синтез истории рум. народа. Выступая с идеалистич. позиций, он рассматривал явления социальной и политич. жизни как продукт развития идей. Бурж. историк Н. Йорга, автор большого числа ист. трудов и многочисл. публикаций документов, ввёл в науч. оборот обширный, не использованный ранее документальный материал. Идеалистич. и эклектич. концепция Йор-ги несла на себе яркий отпечаток национализма.

Основы марксистской историографии начали складываться в Р. в 20-30-х гг. 20 в. В 20-е гг. был опубликован ряд исследований П. Константинеску-Яшъ, посвящённых проблемам социально-эко-номич. истории, а также периодизации истории Р. В трудах Л. Пэтрэшкану раскрыты особенности социально-экономич. и политич. процессов в истории Р. 19- 20 вв. Ряд работ по истории рабочего и коммунистич. движения в Р. был опубликован М. Роллером. Однако развитие марксистской ист. науки затруднялось условиями реакц. политич. режимов, господствовавших в бурж. Р. После установления в Р. нар. власти и в период социалистич. строительства марксистская ист. наука получила возможность для свободного развития. Опубликован ряд трудов по истории Р., изданы многочисл. сб-ки документов, в первую очередь многотомное изд. документов по истории РКП. Осн. проблемы, разрабатывающиеся ист. наукой СРР,-археология и древняя история Р., социально-экономич. процессы и нац.-освободит, движение в ср. века и новое время, история создания Рум. гос-ва, история общедемо-кратич., рабочего и крест, движения. Заметное место в исследованиях рум. историков занимают проблемы нар.-демократич. и социалистич. революций, социально-экономических преобразований в годы построения социализма. Подготовлено много монографич. исследований; их авторы и редакторы - П. Константинеску-Яшь, К. Дайковичиу, Д.Продан, М. Константинеску, М. Берза, Шт. Штефэнеску и др.

Гл. центр ист. исследований - Ин-т истории Академии социальных и политич. наук. Ист. исследования осуществляют также Ин-т ист. и социально-политич. исследований при ЦК РКП, Ин-т по исследованию Юго-Вост. Европы Академии социальных и политич. наук, ист. ф-ты ун-тов Бухареста, Ясс и др. В разработку проблем интернац. связей значит, вклад внёс работавший в 50 - 60-х гг. Ру-мыно-сов. науч. ин-т. Кадры историков готовят ист. ф-ты ун-тов Бухареста, Ясс, Клуж-Напоки и др.

Осн. периодич. издания: "Anale de istorie" (в 1955-69-"Annalele Institutu-lui de istorie a Partidului de pe linga С. С. al P. C. R."); "Revue roumaine d'histoire" (c 1962); "Studii si cercetari de istorie veche si arheologie" (c 1950 до 1974 - "Studii si cercetari de istorie veche"); "Revue des etudes sud-est europeenes" (c 1963); "Anuarul Institutului de istorie si arheologie Cluj" (c 1958); "Anuarul Institutului de istorie si arheologie "A. D. Xenopol" в Яссах (в 1950-63 выходил как "Studii si cercetari stiim;ifice"); "Magazin istorie" (c 1967); "Revista de istorie" (c 1948); "Revista arhivelor" (c 1958); "Dacia. Revista de arheologie si istorie veche" (c 1957); "Analele Univer-sitatii Bucuresti. Istorie" (в 1951-68 - "Analele Universita^ii "C. I. Parhon" - Seria stiin^e sociale. Filozofie"); "Analele stiintirice ale Universitatii "Al. I. Cura", lasi. Istorie - filozofie" (c 1961); "Studia Universitatis Babes-Bolyai. Series Historia", Cluj (c 1956); "Studii clasice" (c 1959); "Revista muzeelor" (c 1964).

В. Н. Виноградов, А. А. Язъкова

Экономическая наука возникла в 1-й пол. 19 в. Наиболее видными представителями экономич. мысли этого периода были революционер-демократ Н. Бэлческу и социалист-утопист Т. Диамант. Бэлческу выступал за ликвидацию феод, отношений в рум. деревне, наделение крестьян землёй, изъятой у помещиков, значит, ограничение помещичьего землевладения. Диамант, находившийся под сильным влиянием идей Ш. Фурье, полагал, что решение экономич. проблем, стоявших перед рум. княжествами в совр. ему период, возможно без революции путём организации при финанс. помощи богатых филантропов промышленно-аграрных ассоциаций, основанных на общественной собственности на средства произ-ва.

Для 2-й пол. 19 в. характерно оживле ние развития экономич. науки: были опубликованы многочисл. работы, начали выходить спец. периодич. издания по проблемам экономики. Исследования посвящались в основном вопросам конкретной экономики. Экономисты, выражавшие интересы либеральной буржуазии (Д. Марциан - основатель рум. статистики, П. Аурелиан, И. Ионеску де ла Брад и др.), выступали за развитие нац. пром-сти, проведение протекционистской таможенной политики, повышение продуктивности с. х-ва посредством его механизации. Экономисты, выражавшие интересы торг. буржуазии (И. Гика и др.}, и в особенности интересы помещиков (И. Стратидр.), проповедовали свободу торговли, выступали за сохранение агр. характера рум. экономики, защищали помещичье землевладение. В области политич. экономии экономисты 2-й пол. 19 в. придерживались концепций западноевроп. вульгарной политич. экономии (Т. Мальтуса, Ф. Листа, представителей ист. школы). Рост численности пролетариата, обусловленный ускоренным развитием капитализма в кон. 19 в., создал благоприятную почву для распространения марксистских экономич. идей. Был переведён на рум. язык и опубликован ряд работ К. Маркса и Ф. Энгельса. Заметную роль в распространении марксистских экономич. взглядов в кон. 19 в. сыграл К. Доброджану-Геря. Представителями марксистской экономич. науки нач. 20 в. были Ш. Георгиу, И. Фриму, А. Константинеску, внёсшие вклад в популяризацию марксистской экономич. теории в среде рабочего класса.

В 20-30-е гг., в условиях господства в Р. реакц. бурж.-помещичьего режима, развитие марксистской экономич. науки было затруднено. Экономич. наука в области теоретич. анализа экономич. развития не вышла за рамки концепций вульгарной политич. экономии [мальтузианства, неомальтузианства, новой (молодой) исторической школы]. Кроме того, заметное влияние на взгляды экономистов стали оказывать кейнсианство и неолиберализм. Ряд бурж. экономистов (Ш. Зелетин, В. Слэвеску и др.) выступал с апологетикой монополий и финанс. олигархии, за усиление роли бурж. гос-ва в регулировании развития экономики. Нек-рые экономисты (В. Маджа-ру, К. Гарофлид и др.) продолжали настаивать на сохранении агр. характера экономики Р. Превращение Р. в сателлита фаш. Германии в кон. 30-х гг. и фашизация её внутриполитич. жизни обусловили распространение фаш. эко-номич. теорий тоталитарной экономики и корпоративизма (М. Манойлеску, А. Куза).

Установление нар.-демократич. строя и переход к строительству социализма создали условия для развития марксистской экономии, науки. Актуальным вопросам социалистич. строительства, построения развитого социалистич. общества в Р. посвящены работы Н. Чаушеску. Экономисты работают в области политич. экономии социализма и капитализма (А. Бырлэдяну, Н. Константинеску, И. Рахмут, А. Негучиою и др.), статистики и применения математич. методов в экономике (М. Мэнеску, Р. Молдован и др.), проблем междунар. социалистич. разделения труда и экономич. отношений социалистич. стран с капиталистич. и развивающимися странами (Р. Константинеску, Г. Рэдулеску и др.), истории нар. х-ва Р. и истории экономич. учений (Г. Зане, В. Аксенчук, Н. Иванчу, Г. Добре и др.), экономики с. х-ва (В. Малйнски и др.), экономики пром-сти (Е. Добреску, И. Захиу, Г. Апостол и др.). Экономич. исследования сосредоточены в Центр, ин-те экономич. исследований Высшего совета социально-экономич. развития СРР, в Академии им. Шт. Георгиу, ведомств, н.-и. ин-тах, а также в вузах. Кадры экономистов подготавливаются в Академии экономич. наук в Бухаресте (осн. в 1913), на экономич. ф-тах ун-тов Клуж-Напоки, Тимишоары, Крайовы и Ясс.

Важнейшие экономич. периодич. издания: журналы "Revista de statistical (с 1952), "Revista economica" (с 1974).

И. А. Зудина.

Юридическая наука. Рум. юристы ведут разработку проблем теории гос-ва и права, конституц. права, адм. права, гражд. права и процесса, сравнит, хоз. права, трудового права и социального обеспечения, уголовного права и процесса, междунар. публичного и частного права. Изучается гос.-правовая проблематика, связанная с развитием нац. отношений и идеологич. борьбой. В сфере общей теории гос-ва и права и политич. науки известны труды О. Тресни, И. Четерки, А. Нашиц, И. Выйту и др. В области критич. анализа бурж. государственности работает Л. Лоренц, в области гос. права - Т. Дрэгану, гражд. права - А. Ионашку, Барраш и др. В 70-е гг. большое внимание уделяется вопросам роли и функций права, в том числе разрабатываются проблемы права как средства формирования, охраны и развития личности. Изучается положение общественных организаций в политической системе Р.

Теоретич. работа по проблемам гос-ва и права в Р. ведётся прежде всего в системе Академии социальных и политич. наук, где есть секция юридич. наук. Ведущее науч. учреждение, занимающееся вопросами гос-ва и права,- Ин-т юридич. исследований в Бухаресте (отделения в Яссах и Клуж-Напоке). Имеется также ин-т политич. наук и нац. проблем. Проблемы права исследуются и в отделах законодат. совета при Гос. совете, Мин-ве юстиции, в прокуратуре Р. Подготовка юридич. кадров ведётся на юридич. ф-тах Бухарестского, Клужского и Ясского ун-тов, на правовых кафедрах Тимишоарского ун-та и Академии экономич. наук.

Издаются журналы: "Revista Romana de drept" (с 1946, орган Ассоциации юристов P.), "Studii si cercetari juridice" (с 1970), "Revue roumaine d'etudes internationales" (c 1967).

Языкознание. Начало науч. изучению рум. яз. положили представители т. н. трансильванской (ардялской) школы (сер. 18 - нач. 19 вв.). С. Мику-Клейн, Г. Шинкай, П. Майор, И. Будай-Деляну, П. Йоргович и др. создали первую нормативную грамматику, словари рум. языка, разработали орфографию на базе лат. графики и обосновали лат. происхождение рум. языка. Строго науч. характер рум. языкознание приобрело во 2-й пол. 19 в. под влиянием успехов сравнит.-историч. языкознания, в частности романистики. Б. П. Хашдеу начинает создавать этимологич. словарь рум. яз. ("Etymologicum Magnum Romaniae", т. 1-4, 1886-1898), исследует фрако-дакийский субстрат, слав, и герм, элементы рум. языка. В кон. 19 - нач. 20 вв. появляются мн. работы по истории и описанию рум. яз. (в области фонетики, грамматики, этимологии, семасиологии, диалектологии, лексикографии - А. Ламбриор, X. Тиктин, А. Филиппиде, Л. Шейняну, О. Денсушяну, И. А. Кандря, С. Пушкарю и др.). В 20 в. работа в области румынистики расширяется - труды А. Траура, А. Росетти, И. Иордана, Д. Макри и др. В 50-60-е гг. были опубликованы коллективные труды Академии СРР: "Словарь румынского литературного языка" ("Dictionarul limbii romine literare contemporane", 1955-57), "Грамматика румынского языка" ("Gramatica limbii romane", 1966), диалектологические атласы и др. С начала 20 в. рум. яз. изучается в сравнении с др. балкано-романскими языками, близкородств. ему,- работы С. Пушкарю (истрорумынский язык), Т. Капидана, Т. Папахаджи (мегленорумынский и аромунский языки). Ведутся исследования по общей романистике (И. Иордан, И. Бачинский и др.), балканскому языкознанию (Ч. Погирк) и рум.-алб. связям (Г. Брын-куш), слав, языкам Балкан (Э. Петрович и др.), славистике (И. Бэрбулеску, Г. Михэилэ и др.), языку фрако-даков (И. Руссу), диалектологии (И. Котяну). Широкое развитие получило исследование лат. яз. (А. Траур, X. Михэеску, С. Стати и др.). В 50-60-е гг. ведутся исследования по вопросам общего языкознания, математич. лингвистики (математик С. Маркус, лингвист Э. Василиу), лингвистич. семиотики (Т. Казаку). Осн. языковедч. центры: ун-ты в Бухаресте, Клуж-Напоке и Яссах, Ин-т языкознания Академии СРР (Бухарест; основан в 1949) и Ясский филиал Академии СРР. Осн. журналы: "Studii si cercetari lingvistice" (с 1950), "Limba romana" (с 1952), "Revue roumaine de linguistique" (c 1956), "Cahiers de linguistique theorique et appliquee" (1962-74). А. Б. Долгопольский.

3. НАУЧНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

Организацию, планирование и финансирование н.-и. деятельности осуществляет с 1965 Нац. совет по пауке и технологии (до 1971 - Нац. совет по науч. исследованиям). Н.-и. работа проводится в учреждениях Академии СРР (см. Румынская академия), Академии с.-х. наук и лесоводства (осн. 1969, 6 отделений: растениеводства; садоводства; зоотехнич. и вет. наук; лесоводства; почвоведения, мелиорации, водного х-ва и механизации; с.-х. экономики), Академии мед. наук (1969, 4 отделения: биологии, кли-нич. медицины, профилактич. медицины, фармацевтич. исследований), Академии социальных и политич. наук (1970, 8 отделений: экономич. наук; философии и логики; истории и археологии; юридич. наук; политич. наук; психологии и педагогики; социологии; теории и истории искусства и лит-ры), в более чем 300 н.-и. и проектных ин-тах и центрах, в специализированных н.-и. учреждениях высших уч. заведений. Общее число науч. работников (1972) 40,8 тыс. чел. В 1971- 75 на н.-и. работы выделено ок. 7 млрд. лей. Р. участвует в работе науч. орг-ций стран - членов СЭВ и др. международных орг-ций.

Лит.: История философии, т. 1 - 2, 5, М., 1957 -1961; Передовые румынские мыслители XVIII-XIX вв., М., 1961; Istoria gindirii sosiale si filozofice in Rominia. Buc., 1964; Antologia gindirii romane$ti, Buc., 1967; Curente si orientari in istoria filozofiei romanesti, Buc., 1967; Istoria filozofiei romanesti, v. 1, [Buc.], 1972; Историография нового времени стран Европы и Америки, М., 1967; Историография новой и новейшей истории стран Европы и Америки, М., 1968.

XII. Печать, радиовещание, телевидение

В 1974 издавалось св. 408 периодич. изданий общим тиражом до 9 млн. экземпляров. Важнейшие ежедневные газеты: "Скынтейя" ("Scinteia"), с 1931, тираж 1,1 млн. экз., орган ЦК РКП; "Скынтейя тинеретулуй" ("Scinteia tineretului"), с 1944, тираж 800 тыс. экз., орган ЦК Союза коммунистич. молодёжи; "Ромыния либерэ" ("Romania libera"), c 1943, тираж 400 тыс. экз., орган Нац. совета Фронта социалистич. единства; "Информация Букурештюлуй"("Iпгогта?1а Bucurestiului"), с 1953, тираж 300 тыс. экз., вечерняя газета, орган Бухарестского муниципального к-та РКП и Нар. совета муниципии Бухареста. Еженедельники: "Апэраря патрией" ("Apararea Patriei"), с 1945, центр, орган Мин-ва обороны СРР; "Контемпоранул" ("Contemporanul"), с 1946, тираж 72,6 тыс. экз., орган Совета по культуре и социалистич. воспитанию; "Лумя" ("Lumea"), с 1963, тираж 65 тыс. экз., орган Союза журналистов СРР; "Мунка" ("Munca"), с 1944, тираж 143 тыс. экз., орган Всеобщего объединения профсоюзов Р. Журналы: "Мунка де партид" ("Munca de partid"), c 1956, тираж 100 тыс. экз., орган ЦК РКП; "Эра сочиалистэ" ("Era socialista"), с сент. 1972, тираж 65 тыс. экз., теоретический и общественно-политический журнал ЦК РКП (вместо журнала "Лупта де класэ", основан в 1920), выходит 2 раза в месяц; "Ромыния литерарэ" ("Romania literara"), c 1954, тираж 30 тыс. экз., лит.-художественный журнал, орган Союза писателей СРР (до октября 1968 наз. "Газета литерарэ"); "Фемея" ("Femeia"), с 1948, орган Национального совета женщин СРР. Все названные газеты и журналы издаются в Бухаресте. "Трибуна" ("Tribuna"), с 1884, общественно-политич. и лит. еженедельник, изд. в КлужНапоке; "Кроника" ("Cronica"), с 1966, обществ.-политич. еженедельник, изд. в Яссах; "Ватра" ("Vatra"), с 1894, лит. ежемесячный журнал, изд. в Тыргу-Муреше; "Трансильвания" ("Transilvania"), с 1868, лит. ежемесячный журнал, изд. в Сибиу.

В Бухаресте находится Рум. агентство печати Аджерпрес (осн. в 1949). Радиовещание С 1925, телевидение с 1953. Радиопередачи на зарубежные страны ведутся на 15 яз. Насчитывается 20 телестанций. Радиовещание и телевидение находятся в ведении правительств, орг-ции - Нац. совета рум. радио и телевидения. И. Н. Лобашева.

ХIII. Литература

Обрядовые песни и особый жанр лирич. песни - дойна, гайдуцкие или древние песни, баллады, припевки, к-рыми часто сопровождаются танцы, сказки волшебные, бытовые, сказки про зверей, нар. анекдоты, пословицы и поговорки, - всё это долгое время являлось единств. формой нац. лит-ры и средством совершенствования нац. языка, на к-рый значит. влияние оказали славяне: от них была воспринята православная религия. Старослав, язык, как язык офиц. церкви, принёс с собой и алфавит (кириллица). Самый ранний памятник письменности - письмо боярина Някшу из Кымпулунга (1521). В нач. 16 в. появилось и первое произв. светского содержания - дидактич. книга "Слова назидательные воеводы валашского Иоанна Нягойя к сыну Феодосию". В том же веке сделаны и первые переводы церк. книг на рум. язык ("Псалтырь Шкейяну", "Воронецкая псалтырь", "Палея из Орэштия", 1582, и др.), чему способствовала переводческая и типографская деятельность дьякона Кореей, молд. митрополитов Варлаама (ок. 1590 - 1657) и Досифея (Дософтея) (1624 - 93), боярина Удриште Нэстурела (ок. 1596 - 1657). Значит, роль в становлении языка, а впоследствии и лит-ры - как источники тем и даже стилистич. образцов - сыграли летописи и хроники молдаван Григоре Уреке (1590 - 1647), Мирона Костина (1633-91), Иона Некулче (1672-1745), Константина Кантакузино (ок. 1650 - 1716) и др. Крупнейшим представителем гуманизма был молд. господарь Д. Кемтемир (1673 - 1723). Большую просветит, деятельность развивала т. н. трансильванская (ардялская) школа (С. МикуКлейн, 1745 - 1806, Г. Шинкай, 1754 - 1816, П. Майор, ок. 1761 - 1821).

В кон. 18 - нач. 19 вв. зародилась художеств. лит-pa. Творчество первых поэтов (Ш. Иоанн, И. Копилул, М. Милло и др.), авторов рифмованных хроник и лирич. стихов, подражающих религ. образцам, подготовило поэтич. творчество Енэкицэ, Алеку и Николае Вэкэреску, К. Конаки (1778 - 1849). Трансильванский поэт этого периода - И. Будай-Деляну (ок. 1760 - 1820), автор "героико-комико-сатирической" поэмы "Цыганиада" (1875 - 76).

Попутно с ростом антитур. нац.-освободит. движения в 1-й пол. 19 в. вызревали идеи нац. единства и освобождения, Они стали осн. требованиями революций 1848 - 49. Всё это активизировало просветит. движение, придало лит-ре романтич. направленность. Романтизм периода нац. возрождения характеризуется стремлением сформулировать и выразить прогрессивные социальные идеи, обществ, активностью; к этому времени относится создание учебников, выпуск первых газет (И. Элиаде-Рэдулеску, 1802 - 72, в Валахии; Г. Асаки, 1788 - 1869, в Молдове; Г. Барициу, 1812 - 93, в Трансильвании), организация просветит, лит. об-в, создание нац. театра. Лит-pa вступила в фазу бурного развития. Любовная лирика, сатирич. и даже политич. басня, баллады, новеллы, комедии нравов - такова жанровая широта романтизма нац. возрождения в предреволюц. и послереволюц. эпоху, когда лит-ра часто сохраняла внеш. жанровые формы, выработанные европ., в частности французским, классицизмом и просветительством.

Романтизм утверждался в 30-40-е гг. в творчестве В. Кырловы (1809-31), Г. Александреску (1810-85), Д. Болинтиняну (1819-72), В. Александри (1821-90), К. Негруцци (1808-68), А. Руссо (1819- 1859). Как и все романтики, рум. писатели этого направления уделяли особое внимание фольклору и нац. истории. А. Панн (1796 или 1797-1854) издал "Сборник пословиц, или Сказ слова" (1847), В. Александри - первое собрание нар. песен (1852), М. Когэлничану (1817-91) собирал и публиковал летописи. Рум. романтизм, вдохновлявшийся идеально воспринятыми понятиями свободы и равенства, после 1848 от утверждения бурж. миропорядка перешёл к резкой его критике в творчестве позднего В. Александри (феерия "Синзиана и Пепеля", 1883), в поэзии и публицистике М. Эминеску (1850-89; "Император и пролетарий", "Жизнь", "Наша молодёжь", цикл "Посланий", 1881).

Провозглашение единого нац. гос-ва (1862) и освобождение от тур. господства (1878) заострили общественное внимание на положении крестьянина, оттенили "несовершенства" буржуазной системы, что уже в 50-е гг. способствовало формированию реализма (Н. Филимон, 1819-65), представителями к-рого в 70-80-е гг. стали Й.Л.Караджале(1852-1912), Й. Крянгэ (1837-89), Дж. Кошбук (1866-1918), И. Славич (1848-1925), Б. Делавранча (1858-1918) и др. В русле реализма формировалось творчество М.Садовяну(1880- 1961), И. Агырбичану (1882-1963) и др. Обострение социальных противоречий в последней четверти 19 в. породило в лит. критике, с одной стороны, консервативную позицию Т. Л. Майореску (1840-1917), с другой - требование "тенденциозного", т. е. идейного иск-ва, к-рое в журн. "Контемпоранул" отстаивал К. Доброджану-Геря (1855-1920). Вспышка романтизма уже с социалистич. окраской (К. Милле, 1861-1927, Д. Т. Некулуцэ, 1859-1904) в такой агр. стране, как Р., не могла быть продолжительной и угасла в самом начале 20 в. Эволюция взглядов на крестьянство от попоранизма (рубеж 19-20 вв.; журн. "Вьяца ромыняска" выдвигал принцип моральной ответственности перед крестьянством и требовал от лит-ры правдивого отображения его бедств. положения) через "сэмэнэторизм" (нач. 20 в.; журн. "Сэмэнэторул" рассматривал крестьянство как единственный "позитивный класс") к "гындиризму" (20-30-е гг.; журн. "Гындыря" сделал крест, мироощущение опорой для проповеди мистицизма и национализма) не поколебала гуманистич. основ реалистич. лит-ры, её критич. позиции по отношению к бурж.-помещичьему обществу. После 1-й мировой войны 1914-18 эта критич. позиция упрочилась в творчестве М. Садовяну (роман "Улица Ляпушняну", 1921; сб. новелл "На постоялом дворе Анкуцы", 1928; роман "Секира", 1930, и др.), Л. Ребряну (1885-1944; романы "Ион", 1920; "Лес повешенных", 1922; "Восстание", 1932), К. Петреску (1894-1957; романы "Последняя ночь любви - первая ночь войны", 1930; "Прокрустово ложе", 1935), Ч. Петреску (1892-1961; романы "Затемнение", 1927; "Улица Победы", 1931, и др.), Гортензия ПападатБенджеску (1876-1955; роман "Концерт из произведений Баха", 1927), Дж. Кэлинеску (1899-1965; роман "Загадка Отилии", 1938) и др. писателей. Более отчётливо проявившие себя в поэзии представители символизма и экспрессионизма также противостояли бурж.-помещичьему миропорядку. Их характеризуют антимонархизм (Ал. Мачедонский, 1854-1920), явно выраженная симпатия к рабочему классу (Дж. Баковия, 1881 - 1957), пантеизм (Л. Блага, 1895- 1961), поиски этич. идеала (Т. Аргези, 1880-1967).

В 30-е гг. зародилась пролетарская лит-pa (А. Сахия, 1908-37, "СССР сегодня", 1935; Дж. Богза, р. 1908, "Трагедия народа басков", 1937) и "левая", тяготеющая к пролетарским идеалам поэзия (М. Бенюк, р. 1907; Э. Жебеляну, р. 1911; М. Р. Параскивеску, 1911- 1971). Антибурж. настроенность рум. лит-ры, усиленная антифаш. и антивоен. настроениями, способствовала её переходу на позиции социалистич. реализма. После освобождения страны от фашизма (1944) новые идеи и новая жизнь нашли отражение в творчестве писателей старшего поколения: Садовяну (повесть "Митря Кокор", 1949; роман "Никоарэ Подкова", 1952), К. Петреску (роман "Человек среди людей", т. 1-3, 1953-57), Ч. Петреску (роман "Люди вчерашнего, сегодняшнего и завтрашнего дня", 1955), а также поэтов и прозаиков, начинавших свой путь в 20-30-е гг.: Бенюка, 3. Станку (1902-74), Жебеляну, Параскивеску, В. Теодореску (р. 1909). В атмосфере строительства социалистического общества формируется творчество Э. Камилара (р. 1910), Т. Поповича (р. 1930), М. Преды (р. 1922), Э. Барбу (р. 1924), Л. Фулги (р. 1916), Марии Бануш (р. 1914), М. Драгомира (1919-64), Р. Боуряну (р. 1906), М. Давидоглу (р. 1910), Лучии Деметриус (р. 1910), А. Баранги (р. 1913), X. Ловинеску (р. 1917) и др. прозаиков, поэтов, драматургов. В 1949 основан Союз писателей, призванный объединить творческие силы на марксистской идейно-эстетической платформе. На рубеже 50-60-х гг. выдвинулось новое поколение: прозаики - Д. В. Попеску (р. 1935), Ф. Нягу (р. 1932), Н. Веля (р. 1936); поэты - Н. Стэнеску (р. 1933), М. Сореску (р. 1936), Ана Бландиана (р. 1942) и др. С сер. 60-х гг. в рум. лит-ре обозначается тенденция к постановке разных морально-этич. проблем, к углублённому психологич. анализу на основе раскрытия индивидуального мировосприятия, художеств, символизировання и мифологизирования, лиризации прозы. Эта тенденция в той или иной степени нашла выражение в творчестве Ш. Бэнулеску (р. 1929), Ф. Нягу, А. Ивасюка, М. Преды, 3. Станку, Н. Стэнеску, Ч. Балтага, Н. Каройона, В. Теодореску и др. ВСРР, кроме лит-ры на рум. языке, существуют лит-ры на венг. и нем. языках. Издаются спец. журналы: "Romania literara", "Viata romaneasca" и др.

Литературоведение. Его начало было положено статьёй Когэлничану "Румынский или Валашский язык и литература" (1837). Т. Майореску пропагандировал лозунг "искусство для искусства". В 80-е гг. Доброджану-Геря, полемизируя с Майореску, утверждал эстетич. концепцию, сочетавшую детерминистские положения И. Тэна с идеями рус. революц. демократов об обществ, назначении иск-ва. В дальнейшем эстетику реализма отстаивали Г. Ибрэиляну (1871-1936; "Критицизм в румынской , культуре", 1909) и автор работ по истории рум. лит-ры Н. Йорга (1871-1940), рассматривавший её как важный фактор, объединяющий нацию, что послужило идейной основой сэмэнэторизма. Оппозицию Йорге составлял Э. Ловинеску (1881-1943) - наследник "эстетизма" Майореску и теории подражания Г. Тарда, сторонник активного восприятия опыта других лит-р. Кэлинеску в "Истории румынской литературы с зарождения до наших дней" (1941) рассматривает историю лит-ры как эпопею развития лит. жанров и личных судеб писателей в их взаимосвязи. Проблемами теории лит-ры, эстетики, стилистики и философии иск-ва занимались Т. Виану (1897-1964), М. Раля (1896-1964). Основы марксистской науки о лит-ре заложены в 20-30-х гг. Совр. литературоведение и критика пересматривают с марксистских позиций лит. наследие, анализируют совр. лит. творчество (работы Ш. Чокулеску, р. 1902; А. Пиру, р. 1917; О. Крохмэлничану, р. 1922; И. Яноши, р. 1928; П. Корня, р. 1924; Д. Мику, р. 1928, и др.).

Лит.: Курс лекций по истории зарубежных литератур XX в., [М.], 1956; Кожевников Ю. А., Попоранизм и проблема влияния русской литературы на румынскую, в сб.: Славянские литературы, М., 1963; его же, Становление социалистического реализма в румынской литературе и творчество А. Сахин, в кн.: Национальные традиции и генезис социалистического реализма (в литературах стран народной демократии), М., 1965; его ж е, М. Эминеску и проблема романтизма в румынской литературе XIX в., М., 1967; Румынско-русские литературные связи 1-й половины XIX - начала XX века, М., 1964; Двойченк о-М а р-к о в а Е. М., Русско-румынские литературные связи в 1-й половине XIX в., М., 1966; Гацак В. М., Восточно-романский героический эпос, М., 1967; С а 1 i n е s c u G., Istoria literaturii romane, Buc., 1941; Piru Al., Literatura romana veche, [Buc., 1961]; его же, Literatura romana premodarna, Buc., 1964; Cornea P., Pacurariu D., Curs de istoria literaturii romane moderne, Buc., 1962; Tradifii ale criticii literare marxiste din Romania, 1930-1940; Studii si antologie de Ileana Vrancea, Buc., 1962; Istoria literaturii romane, v. 1 - 3, Buc., 1964 - 73; Crohmalniceanи О v. S., Literatura romana intre cele doua razboaie, v. 1-2, Buc., 1972-74 P о p a M. , Dictionar de literatura romana contemporana, 1971; Adamescu G., Contributiune la bibliografia romanesca, v. 1 - 3, Buc., 1921 - 28; Bibliografia literaturii romane, 1948 - 60, Sub. red. acad. T. Vianu, Buc., 1965. Ю. А. Кожевников.

XIV. Архитектура и изобразительное искусство

К эпохе неолита относятся выразит, статуэтки из глины (т. н. Мыслитель из Чернаводы, культура Хаманджия, 3-е тыс. до н. э.), керамические сосуды с богатыми прочерченными, лепными и расписными узорами, близкие памятникам Эгейского мира, Центр, и Вост. Европы (культуры Боян, Кукутени и др.)^ Сохранились памятники иск-ва фракийцев, скифов, кельтов, остатки антич. городов на побережье Чёрного моря (Каллатия, ныне Мангалия; Ист-рия; Томы, ныне Констанца), руины дакийских крепостей в горах Трансильвании (Грэдиштя-Мунчелулуй и др.), многочисл. произв. греко-рим. и рим. скульптуры (в т. ч. так наз. "Трофей Траяна" из Адамклисси). От эпохи переселения народов остались ювелирные изделия готов (клад золотых вещей из Пьетроассы, 4 в. н. э.), древних славян, поселившихся в 6-7 вв. (предметы из Войнештского клада, кон. 12 - нач. 13 вв.). Ср.-век. иск-во Трансильвании (с 12 в. в составе Венг. королевства) развивалось в контакте с иск-вом католич. стран Центр. Европы. Церкви в романском стиле (трёхнефные базилики в Чиснэдиоаре, до 1223, и Алба-Юлии, между 1250 и 1290) сменились готич. постройками (зальные храмы - св. Михаила в Клуже, "Чёрная" церковь в Брашове, 14-15 вв.) с массивными стенами, монументальной башней у зап. фасада и скупым резным декором. В 14-17 вв. велось гор. стр-во (каменные и кирпичные дома горожан, укрепления с монументальными башнями и воротами - в Сибиу, Сигишоаре, Брашове). Сооружались замки (Бран, 1377, Хунедоара, завершён в 15 в.), свободные по планировке, с помещениями в несколько ярусов вокруг иррегулярного внутр. двора, с округлыми и квадратными башнями, эркерами и т. п. С нач. 16 в. в архитектуру проникли веяния Возрождения. Дома горожан стали украшаться отд. ордерными деталями, пышное скульпт. убранство в ренессанс-ном духе приобрели капеллы, сооружавшиеся в готич. церквах (капелла Лацо в соборе в Алба-Юлии, завершена в 1512). Реконструкцию в духе архитектуры Возрождения претерпевали и замки, приобретшие внутр. дворы с аркадами и лоджии на фасадах (замки Криш, ок. 1559- 1698, Фэгэраш, 16-17 вв.). Однако стиль Возрождения не сложился в законченную художеств, систему. С нач. 18 в. распространились постройки в стиле барокко, к-рым свойственна сдержанность форм и декора (церкви в Клуже, Тимишоаре, Ораде, дворец Брукенталя в Сибиу и др.). В сел. церквах 14-18 вв. часто использовались отд. формы архитектуры Молдовы и Валахии. В 19 в. в Трансильвании стр-во сократилось.

Т. Н. Мыслитель из Чернаводы. Культура Хаманджия. Терракота. 3-е тыс. до н. э. Национальный музей древностей. Бухарест.

Керамический сосуд культуры Кукутени. Конец 3-го тыс. до н. э.

В ср.-век. изобразит, иск-ве Трансильвании переплетались влияния европ. готич. и поздневизант. иск-ва. Настенной живописи 14-15 вв. часто были свойственны грубоватая выразительность и характерность образов. Развивавшаяся с 15 в. станковая живопись близка цент-ральноевроп. кругу. В 17 в. получила распространение надгробная скульптура (плиты с упрощёнными рельефными портретными изображениями в духе Ренессанса), в 18 в.- настенная живопись и алтарная скульптура в стиле барокко. В декоративно-прикладном иск-ве 14- 18 вв. особого расцвета достигла художеств, обработка металла.

Ср.-век. нск-во Валахии и Молдовы развивалось под воздействием близлежащих православных стран - Византии, Сербии, Болгарии. Наряду с крестово-купольными храмами (церковь св. Николая в Куртя-де-Арджеш, 1352) здесь получили распространение одно-нефные триконховые церкви с притвором и с одним или несколькими куполами (церковь монастыря Козия, кон. 14 в.). В декоре построек Молдовы встречаются отд. готич. детали (стрельчатые завершения окон и порталов), к-рые сочетаются с узорными поливными керамич. вставками в верх, части стен и на барабанах куполов (церковь монастыря Нямц, 1497). В кон. 15 - нач. 16 вв. в церквах Молдовы начали применяться оригинальные подкупольные своды в виде ступенчато расположенных арок на консолях.

Замок в Хунедоаре. Завершён в 15 в.

Таким сводам соответствуют высокие, звёздчатые в плане барабаны куполов. В 14-15 вв. велось стр-во крепостей, прямоугольных в плане, с помещениями по периметру, с башнями и бастионами (Нямц, Сучава). Для церк. архитектуры 16- 17 вв. в Молдове и Валахии характерно тяготение к пышному декоративизму. Церкви Валахии нач. 16 в., сложенные из шлифованного камня и мрамора, сплошь покрыты нарядной плоскорельефной резьбой (ложные аркатуры, филёнки, розетты), обычно расчленённой на 2 яруса (церковь монастыря Дялу, 1500-02, епископская церковь в Куртя-де-Арджеш, 1512-17). Непрекращавшиеся войны с Турцией привели к разорению княжеств. Несмотря на установившееся тур. господство (16-19 вв.), традиции нац. культуры бережно сохранялись. Более скромные кирпичные постройки Валахии 16-17 вв. повторяли в упрощённых формах схему декора церквей нач. 16 в. (церкви Михай-Водэ, 1589-91, и Патриаршая, 1654-58,- в Бухаресте). В композицию церквей Молдовы и Валахии, сохранявших традиц. структуру, в 16-17 вв. часто вводился открытый притвор с арками или приземистыми аркадами. Замечательны сел. церкви Молдовы, камерные по размерам, с высокими нависающими крышами. Их стены сплошь покрыты снаружи красочными сюжетными росписями, образующими нарядные "ковровые" композиции (церкви монастырей Хумор, 1530, Молдовица, 1532, с. Воронец, расписана в сер. 16 в.). В архитектуре Валахии в кон. 17-18 вв. распространился т. н. стиль Брынковяну, для к-рого характерно сочетание традиций нар. и ср.-век. нац. зодчества с отд. элементами ренессансной и барочной архитектуры - лоджиями, витыми колоннами, пышными резными растит, капителями (дворец Могошоая близ Бухареста, 1700-02, церковь Ставрополис в Бухаресте, 1724- 1730). Сохранявшие традиц. композицию постройки Молдовы 17-18 вв. часто покрывались богатой плоскорельефной резьбой, в к-рой причудливо сочетались европ., вост. и нац. орнаментальные мотивы (церковь "Трёх святителей" в Яссах, 1639). В 17 в. в церквах часто использовались элементы архитектуры барокко (церковь монастыря Голия, 1660), в кон. 18 - нач. 19 вв.- классицизма (Георгиевская церковь монастыря Нямц, 1795). Выраставшие близ княжеских дворов города Молдовы и Валахии вплоть до 19 в. сохраняли облик сельских поселений с кривыми улицами и домамиусадьбами. Своеобразны распространённые в Валахии дома-крепости ("кула") с массивными стенами и окнами в виде бойниц.

Церковь в с. Воронец. Юго-восточная часть. 1488.

Ср.-век. живопись Валахии и Молдовы исходила из поздневизант. традиций. Гибкость контурного рисунка, спокойный тон повествования и мягкость красочной гаммы сочетались в ней с попытками индивидуальной характеристики персонажей (миниатюры евангелия работы Гаврила Урика, 1429, росписи церквей св. Николая в Куртя-де-Арджеш, 2-я пол. 14 в., в Пэтрэуци, 1487). В 16 в. в росписях, при сохранении ср.-век. схем, усилились светские начала, появились черты парадной репрезентативности и декоративной орнаментальности, гл. обр. в портретах ктиторов (росписи епископской церкви в Куртя-де-Арджеш, ок. 1526). В наружных стенописях церквей Молдовы проявлялись попытки внести в иск-во актуальное содержание (изображение турок среди грешников в сценах "Страшного суда"). В живописи Валахии 17-18 вв., проникнутой наивной жизненной непосредственностью и красочным фольклорным началом (росписи церкви в филипешти-де-Пэдуре, 1692, живописец Пырву Муту), появились пейзажные и архит. фоны с элементами пространственности (росписи монастыря Хурези, 1694-1704). В иконописи Молдовы и Валахии, развивавшейся с кон. 15 в., строгая обобщённость образов сменилась в 17 в. тяготением к декоративности и орнаментальности. Круглая скульптура в Молдове и Валахии в ср.-век. период не получила развития. Переживало расцвет иск-во орнаментальной резьбы по камню и дереву, для к-рой характерно богатство растит, и геометрич. мотивов (деревянные врата, троны и алтари церквей, кам. надгробные плиты и архит. детали). Высокого уровня достигли в 14-18 вв. художеств, вышивка (шитые серебром и золотом предметы церк. обихода, часто с выразит, портретными изображениями и многофигурными композициями) и обработка металла.

Дворец Могошоая близ Бухареста. 1700-02. Деталь балкона северного фасада.

С ростом нац.-освободит, движения, на рубеже 18 и 19 вв. во всех областях Р. формируется светское иск-во. Получает развитие портретная живопись (статичные, наивно-выразит. портреты Н. Полковникула, И. Баломира и др.). Иск-во середины 19 в. откликается на события революционного движения. Возникают тенденции романтизма и реализма (портреты и пейзажи И. Негулича, Б. Исковеску, патриотич. аллегорич. композиция К. Д. Розенталя). Подъёму художеств, культуры способствовало объединение Молдовы и Валахии (1859) и провозглашение независимого Рум. гос-ва (1877). В картинах на темы нац. истории и идиллич. сценах крест, жизни Т. Амана сосуществовали романтич., академич. и реалистич. черты. В 1870-90-е гг. переживало расцвет иск-во демократия, реализма (отличающиеся тонкостью цветовых градаций и свежестью гаммы пейзажи и образы людей из народа Н. Григореску и Й. Андрееску, близкие живописи барбизонской школы). Социально-критич. тенденции проявились в картинах на темы жизни рум. пролетариата О. Бэнчилэ и Ж. А. Стериади, острых политич. карикатурах И. Изера и др. В живописи 1-й трети 20 в. поиски новых выразит, и колористич. возможностей, использование отд. приёмов фовизма, кубизма и экспрессионизма сочетались с интересом к предметному миру, демократич. нац. идеалами (портреты, пейзажи, натюрморты, ист. композиции и жанровые сцены Ш. Лукьяна, Г. Петрашку, Т. Паллади, К. Рессу, Ш. Димитре-ску, Н. Тоницы, Ф. Ширато, Д. Гьяцэ и др.). В 30 - нач. 40-х гг., в период начавшейся фашизации гос. строя, в иск-ве Р. сложилось прогрессивное, антифаш. направление. Переживает расцвет политич. журнальная графика (экспрессивные обличительные рисунки и карикатуры Н. Тоницы, А. Жикиди и др.). В скульптуре кон. 19 - 1-й трети 20 вв. академизм сменился тенденциями романтизма (Ш. Йонеску-Валбудя), стиля "модерн" (Д. Пачуря) и неоклассицизма (И. Жаля, О. Хан, К. Медря). В работах К. Брынкуши поиски символич. звучания образов и выразит, возможностей материала иногда приводили к отвлечённости форм. В ряде произведений скульптор стремился к совр. переосмыслению традиций рум. нар. иск-ва. В архитектуре в нач. 19 в. появились отд. постройки в стиле классицизма. Во 2-й пол. 19 в., в связи с развитием пром-сти и ростом городов, распространились парадные обществ, постройки в духе европ. эклектич. архитектуры (Атенеум, Дворец юстиции и др.- в Бухаресте), часто сооружавшиеся иностр. архитекторами. В 1880-е гг. арх. И. Минку обратился к традициям нар. зодчества и "стиля Брынковяну" (т. н. Буфетул в Бухаресте). В 1930-е гг. тенденции неоклассики (Дворец Республики в Бухаресте) сменяются функционализмом (постройки арх. X. Крянгэ и Д. Марку в Брашове и Бухаресте). После установления нар.-демократич. строя в архитектуру внедряются индустр. методы, сооружены новые (Георге-Георгиу-Деж, Виктория) и реконструируются старые города, на Черноморском побережье созданы благоустроенные курортные комплексы (Мамая, Эфорие, Мангалия). Новые р-ны отличаются гибкостью пространств, организации, выразит, сочетанием горизонтальных и вертикальных объёмов, многообразным ритмич. расположением лоджий, солнцезащитных и вентиляц. устройств, декоративным использованием цвета и фактурной обработки панелей (р-ны Флоряска, Титан - в Бухаресте, Циглина - в Галаце, Стягул Роше - в Брашове). В пром. и обществ, постройках (зал конгрессов Дворца Республики и цирк в Бухаресте, вокзалы в Брашове, Констанце и др.) используются многообразные по конфигурации сборные конструкции. Ведётся реконструкция центров городов (пл. Объединения в Яссах). В новые ансамбли органично включаются старые памятники архитектуры (пл. Республики в Бухаресте). В архитектуре кон. 1960-х гг. усиливается стремление к пластич. выразительности форм, пространств, игре целостных объёмов (Летний театр в Мамае, ансамбль Нац. театра им. И. Л. Караджале в Бухаресте).

"Евхаристия". Фресковая роспись алтарной части церкви в с. Воронец. 1488.

К. Д. Р о з е н т а л ь. "Революционная Румыния". 1850. Музей искусств СPP. Бухарест.

Нагробная пелена с портретом Иеремии Мовилэ. Шитьё серебром и золотом. Начало 17 в. Монастырь Сучевица.

К. Р е с с у. "Отдых косарей". 1925, Музей искусств СРР. Бухарест.

В становлении изобразит, иск-ва социалистич. Р. участвовали мн. мастера старшего поколения (К. Рессу, И. Изер, Н. Тоница, Ф. Ширато, Д. Гьяцэ, А. Жикиди, И. Жаля, О. Хан, К. Медря и др.). В живописи 1950-х гг. важное место занимали выразит, индустр. пейзажи, композиции на темы труда и истории рево-люц. борьбы (работы М. Бунеску, А. Ка-тарджи, Ш. Сёньи, М.Х.Макси). Светлым жизнеутверждением, лёгкостью высветленной гаммы отличаются пейзажи, натюрморты и ист. композиции А. Чукуренку. Глубокий психологизм и демократизм образов, драматич. выразительность цветовых сочетаний присущи сценам крест, жизни и портретам К. Бабы. Со 2-й пол. 1950 гг. в живописи усиливаются черты декоративной стилизации (портреты, жанровые сцены, образы крестьян К. Пилиуцэ, Б. Ковалиу, отличающиеся изощрённостью линейных ритмов, фактуры, цветовых сочетаний). Формально-пластические фактурные и колористические искания преобладают в композициях В. Сакеларие-Владимиреску, И. Цукулеску. В 1960-е гг. экспрессивные абстрактные композиции создают И. Георгиу, В. Алмэшану. Черты сюрреализма проявляются в картинах С. Бэлаша. С кон. 1960-х гг. в работах живописцев возрождается интерес к предметному миру, усиливаются поиски нац. своеобразия (работы Г. Шару, К. Дипше, В. Мэрджинян, И. Сэлиштяну, М. Русу, И. Мусчеляну). В скульптуре социалистич. Р. выделяются портретные статуи и бюсты И. Жали, О. Хана, Г. Ангела, Р. Лади, Б. Караджи, станковые композиции и монументы К. Медри, Г. Виды, Ю. Оницы, символич. образы И. Иримеску, 3. Бэйкояну. К традициям ср.-век. скульптуры и нар. резьбы по дереву обращаются С. Раду, Г. Илиеску, И. Власиу. Высокого уровня достигают станковая графика, иллюстрация, плакат (работы В. Добриана, В. Казара, П. Эрдёша, Ф. Кордеску, Л. Маковей, Ч. Дамадиана, М. Кирноагэ, В. Мунтяну, И. Молнара и др.). В декоративно-прикладном иск-ве поиски совр. форм и выразит, возможностей материала сочетаются с использованием традиций нар. иск-ва (керамика П. Матееску, изделия из стекла 3. Бэйкояну, художеств, ткани А. Гьяцэ, М. Подяну, Г. Стоикицы).

3. Бэйкояну. "Юность". Керамика. 1962.

Курортный комплекс Мамая. Строится с 1958. Фрагмент застройки.

Лит.: О п р е с к у Г., Народное искусство Румынии, [пер. с франц.], М., 1960; Кузьмина М. Т., Искусство Румынии, М., 1966; Румынская живопись в образах, Бухарест, 1971; Светлов И. Е., Современная румынская скульптура, М., 1974; lonescu G., Istoria arhitecturii in Romania, v. 1 - 2, Buc., „1963-65; его же. Architecture in Romania perioada anilor 1944-1969, Buc., 1969; Pictura romineasca contemporana, Buc., 1964; Istoria artelor plastice in Romania, v. 1-2, Buc., 1968-70.

К ст. Рубенс. 1. "Автопортрет с Изабеллой Брант". 1609. Старая пинакотека. Мюнхен. 2. "Водружение креста". Ок. 1610- 1611. Собор Онзе-ливе-Врауэкерк. Антверпен. 3. "Похищение дочерей Левкиппа". Ок. 1619-20. Старая пинакотека. Мюнхен. 4. "Аллегория Мира и Войны". Ок. 1630. Галерея Палатина. Флоренция. Фрагмент. 5. "Крестьянский танец". Ок. 1636- 1640. Прадо. Мадрид. 6. "Шубка" (портрет Елены Фаурмент). Ок. 1638-40. Художественно-исторический музей. Вена. 7. "Статуя Цереры". Ок. 1612-15. 8. "Пейзаж с радугой". Ок. 1632-35. 9. "Старшая дочь Б. Жербье". Мел, сангина. Ок. 1629-30. (7-9- Эрмитаж, Ленинград.)

К ст. Ростов. 1. Центральная часть города. Слева - звонница (конец 17 в.); справа - Успенский собор (ок. 1589). 2. Кремль (митрополичий двор). 17-18 вв. 3. Надвратная церковь Воскресения. 1670. 4. Дворик между Белой палатой и Княжьими теремами. 5. Церковь Иоанна Богослова. 1683. Вид с северо-востока. 6. "Римские воины, разыгрывающие одежды Христа". Фрагмент фрески "Распятие" церкви Воскресения. 1675. Приписывается художникам Д. Григорьеву и Г. Никитину. 7. Церковь Спаса на Сенях. 1675. Интерьер. 8. Красная палата. 1672-80. 9. Церковь Вознесения (Исидора Блаженного). 1566. Архитектор Андрей Малой.

К ст. Румыния. 1. Гребень массива Фэгэраш. 2. Западные Румынские горы. 3. Озеро в Южных Карпатах. 4. В дельте р. Дунай. 5. Сплав леса на р. Бистрица. 6. Долина р. Арджеш. 7. Курорт Мамая на берегу Чёрного моря. 8. Село в Брашовском уезде.

К ст. Румыния. 1. Бухарест. Бульвар Аны Ипэтеску. 2. Панорама т. Георге-Георгиу-Деж. 3. Галац. 4. Сату-Маре.