загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна,окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ПРОМЫШЛЕННОМ, ЖИЛОМ И НЕ ТОЛЬКО...:
ПОНЯТИЯ:

МОНТАЖ (франц. montage - подъём установка, сборка, от monter - поднимать), сборка и установка сооружений конструкций, технологического оборудования агрегатов, машин (см. Сборка машин, аппаратов, приборов и др. устройств и готовых частей и элементов.
МОНТАЖ в строительстве - основной производственный процесс, выполняемый при возведении зданий и сооружений или и реконструкции, в результате которого устанавливают в проектное положение строительные конструкции, инженерное технологическое оборудование и др. МОНТАЖ технологического оборудования включает также присоединение его к источникам энергоснабжения системам очистки и удаления отходов оснащение приборами, средствами автоматизации и контроля
.


СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ в СССР, организационно обособленные производственно-хозяйственные единицы, основным видом деятельности которых является строительство новых, реконструкция, капитальный ремонт и расширение действующих объектов (предприятий, их отдельных очередей, пусковых комплексов, зданий, сооружений), а также монтаж оборудовани я. К государственным СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ относятся строительные и монтажные тресты (тресты-площадки, тресты гор. типа, территориальные, союзные специализированные тресты); домостроительные, заводостроительные и сельские строительные комбинаты; строительные, (монтажные) управления и приравненные к ним организации (напр., передвижные механизированные колонны, строительно-монтажные поезда и др.).
ПРОЕКТИРОВАНИЕ (от лат. projectus, буквально - брошенный вперёд), процесс создания проекта - прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния. Различают этапы и стадии ПРОЕКТИРОВАНИЯ, характеризующиеся определённой спецификой. Предметная область ПРОЕКТИРОВАНИЯ постоянно расширяется. Наряду с традиционными видами ПРОЕКТИРОВАНИЯ (архитектурно-строительным, машиностроительным, технологическим и др.) начали складываться самостоятельные направления ПРОЕКТИРОВАНИЯ человеко-машинных систем (решающих, познающих, эвристических, прогнозирующих, планирующих, управляющих и т. п.) (см. Система "человек и машина"), трудовых процессов, организаций, экологическое, социальное, инженерно-психологич., генетическое ПРОЕКТИРОВАНИЕ и др. Наряду с дифференциацией ПРОЕКТИРОВАНИЯ идёт процесс его интеграции на основе выявления общих закономерностей и методов проектной деятельности.
ПРОМСТРОЙПРОЕКТ, проектный институт в ведении Госстроя СССР. Находится в Москве. Организован в 1933. В составе института архитектурно-строительные и конструкторские отделы; ПРОМСТРОЙПРОЕКТ возглавляет объединение "Союзхимстройниипроект" с проектными институтами в Киеве, Ростове-на-Дону, Тольятти, Алма-Ате. Разрабатывает проекты (архитектурно-строительные и сан.-технич. части) производственных зданий и сооружений крупнейших промышленных предприятий автомобильной, машиностроит., металлургич., химич. и др. отраслей пром-сти; схемы генеральных планов пром. узлов и упорядочения существующих пром. районов; мероприятия по повышению уровня индустриализации строительтсва за счёт унификации и типизации зданий, сооружений и конструкций и внедрения эффективных строит. материалов; нормативные документы и методич. указания по проектированию пром. зданий и сооружений. Периодически публикует реферативную информацию "Строительное проектирование промышленных предприятий". Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1958)

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

ие и форму в архитектуре, роль техники для зодчества и его функциональные задачи. Ведущее положение заняли течения, представители к-рых решали преимущественно функционально-конструктивные вопросы архитектуры (сооружения бр. Весниных, И. А. и П. А. Голосовых; проекты И. И. Леонидова). Одновременно развивалось направление, интерпретировавшее в совр. духе принципы классич. ордерной архитектуры (Фомин) или же буквально следовавшее её образцам (Жолтовский).

Монументальная пропаганда. 1. Архитектор С. Е. Чернышёв, скульптор В. К о л ь ц о в. Мемориальная доска, которая была установлена в 1918 на здании Исторического музея в Москве. Дерево. 2. Г. Д. Алексеев. Горельеф "Союз рабочих и крестьян" на фронтоне здания Центрального музея В. И. Ленина в Москве. Железобетон. 1918.

В творчестве совместно работавших В. А. Щуко и В. Г. Гельфрейха сосуществовал интерес к классич. мотивам (Библиотека СССР имени В. И. Ленина в Москве) и к формам "новой архитектуры" (театр в Ростове-на-Дону).

В сер. 30-х гг. наступила новая фаза в развитии архитектуры. Значительно возросло пром. стр-во (реконструкция автозавода в Горьком, арх. А. С. Фисенко и др., тракторного з-да в Волгограде, арх. Николаев), где нашли широкое применение металлич. конструкции и сборный железобетон. Архитекторы стремятся придать утилитарным постройкам художеств, выразительность, привлекая средства изобразит, иск-ва (сооружения метрополитена в Москве, Москвы имени канала, моск. мосты; арх. Щусев, Фомин, А. Н. Душкин, А. В. Власов, Д. Н. Чечулин, А. М. Рухлядев и др.). Гл. принципы социалистич. переустройства городов определило пост. ЦК ВКП(б) и СНК СССР "О Генеральном плане реконструкции Москвы" (1935). В соответствии с ген. планом (арх. Семёнов, С. Е. Чернышёв и др.), сохранившим исторически сложившуюся планировочную структуру города, был реконструирован центр Москвы, созданы новые, широкие магистрали, преобразившие облик столицы (арх. А. Г. Мордвинов, Г. П. Гольц и др.). Ген. планы Ленинграда (1932-34 и 1935-36, Л. А. Ильин и др.; 1938-40, Н. В. Баранов и др.) предусматривали сохранение ист. центра города и создание новых жилых р-нов на свободных территориях (М. Охта, Автово, Моск. проспект и др., арх. А. А. Оль, Б. Р. Рубаненко, И. И. Фомин и др.). Были разработаны ген. планы для сотен городов СССР.

Для творч. деятельности архитекторов, объединившихся в 1932 в единый Союз сов. архитекторов (см. Союз архитекторов СССР), определяющими становятся поиски идейно значимых образов, претворяющих наследие мирового и нац. зодчества. Заметную роль в формировании такой направленности архит. процесса сыграл конкурс на проект Дворца Советов в Москве (1932). Наиболее наглядно новое движение выразилось в архитектуре крупных адм. и обществ, сооружений (Воен. академия им. М. В. Фрунзе, арх. Л. В. Руднев и В. О. Мунц, и Театр Сов. Армии, арх. К. С. Алабян и В. Н. Симбирцев,- в Москве; адм. здание на Моск. проспекте в Ленинграде, арх. Н. А. Троцкий). Лучшим постройкам были присущи монументальность и романтическая приподнятость образа. Однако в архитектуре того времени имелись элементы подражательности, неоправданного стремления придать зданиям парадный характер. Эти тенденции проявились и в архитектуре прогрессивных в конструктивном отношении первых крупноблочных жилых домов (А. К. Буров), и в сооружениях ВСХВ в Москве (1939). Но в лучших выставочных зданиях были достигнуты яркая выразительность, высокий уровень синтеза пластич. иск-в (павильон СССР на Междунар. выставке 1937 в Париже, арх. Б. М. Иофан, скульптор В. И. Мухина; илл. см. т. 2, табл. XXX, стр. 256-257).

В годы Великой Отечеств, войны 1941-45 архитектура и стр-во решали неотложные задачи, связанные с перемещением пром. предприятий в вост. р-ны. Восстановление разрушенных фаш. захватчиками сотен сов. городов стало героич. страницей в истории сов. градостроительства. Города возрождались в соответствии с ген. планами восстановления и дальнейшего развития, коренным образом улучшались их планировка и застройка: так, в Волгограде (арх. Алабян, Н. X. Поляков, Симбирцев и др.) была создана новая композиция гор. центра и город получил выход к берегу Волги, ранее застроенному производств, сооружениями. Исключительное по сложности восстановление разрушенных и повреждённых памятников архитектуры было проведено в Ленинграде и его пригородах, в Новгороде, Пскове. При восстановлении и реконструкции городов создавались новые ансамбли, сады, парки, объединённые общим композиц. замыслом. По этим принципам был разработан и осуществлён проект восстановления и развития Ленинграда (арх. Баранов, А. И. Наумов, В. А. Каменский и др.). В нач. 50-х гг. в Москве сооружена группа высотных зданий, местоположение к-рых органично увязано с радиально-кольцевой планировкой столицы. Наиболее крупное из них - ансамбль ун-та на Ленинских горах (арх. Руднев и др.; илл. см. т. 17, стр. 44), выигрышно вписанный в рельеф местности и обладающий большим градоформирующим значением. Рост городов был связан с огромной работой по восстановлению пром. предприятий и со стр-вом новых з-дов и крупных гидротехнич. сооружений (Волжский каскад; Волго-Донской судоходный канал им. В. И. Ленина, арх. Л. М. Поляков и др.).

Несмотря на успехи стр-ва во 2-й пол. 40-х- 1-й пол. 50-х гг., в целом его темпы и характер не отвечали возросшим требованиям жизни; причиной этого были устаревшая практика строит, произ-ва, отсталость его материально-технич. базы и т. п. Решит, перестройка архит.-строит, деятельности (к-рая началась после Всесоюзного совещания строителей и архитекторов в дек. 1954) привела к широкой индустриализации стр-ва. Переход к ме-ханизиров. монтажу сооружений из элементов заводского изготовления (крупные блоки, панели), создание сети домостроит. з-дов и комбинатов позволили резко увеличить объём стр-ва, прежде всего в целях удовлетворения потребности населения в благоустроенном жилье. Изменился и эстетич. характер архитектуры, освободившейся от подражания "историческим стилям". В жил. стр-ве широкое применение получил принцип микрорайонной застройки, включая комплекс учреждений повседневного обслуживания (магазины, школы и т. д.). В целях экономии и повышения темпов стр-ва новые жилые р-ны, как правило, возводились на свободных территориях.

С сер. 50-х гг. крупные жилые массивы создавались в Москве, Ленинграде, Ярославле, Свердловске, Горьком, Волгограде, Куйбышеве, Владивостоке, Красноярске, Омске, Новосибирске и др. городах. В 60-х гг. по новым ген. планам реконструировались и завтраивались мн. города РСФСР, в т. ч. столицы (Якутск, Ижевск, Элиста, Нальчик) и индустр. центры (Салават, Октябрьский, Норильск) авт. республик, областей, нац. округов. В процессе этой созидат. работы, проводившейся силами архитекторов разных поколений и национальностей, были достигнуты успехи в создании выразит, архит. ансамблей (проспект Калинина в Москве со зданием СЭВ, арх. М. В. Посохин, А. А. Мндоянц и др., илл. см. т. 7, табл. XV, стр. 208-209, и т. 17, табл. III, VI, стр. 16-17; Ленинский мемориал в Ульяновске, арх. Б. С. Мезенцев и др.). В 60-70-х гг. ведутся поиски синтеза архитектуры и изобразит, иск-ва, что способствует усилению идейно-воспитат. роли архитектуры и возникновению в городах целостной идейно-эстетич. среды, служащей целям формирования наиболее благоприятных условий жизни и труда народа. Эти задачи решаются при создании новых городов (Набережные Челны, арх. Б. Р. Рубаненко и др.) и реконструкции старых, где формируются новые архит. ансамбли (Мурманск, Архангельск, Пермь, Свердловск, Кострома, Коломна, Владимир и др.).

В 60-70-х гг. типология крупнопанельного домостроения приобретает большее разнообразие, смешанная застройка жилых р-нов зданиями разной этажности позволяет преодолеть однообразие массовой жилой архитектуры и усилить выразительность архит. комплексов. Плодотворные архит. поиски ведутся в области пром. строительства и гидростроительства (Братская ГЭС, арх. Г. М. Орлов и др.); улучшается функциональное и эстетич. решение производств, интерьеров, трансп. зданий и сооружений. Совершенствуется архитектура больниц, санаториев (в р-нах Сочи, Минеральных Вод и др.), гостиниц, уч. зданий, детских учреждений (Дворец пионеров и школьников в Москве, арх. И. А. Покровский и др., илл. см. т. 7, табл. LII, стр. 545), спортивных сооружений (комплекс стадиона имени В. И. Ленина в Москве, арх. Власов и др., илл. см.: т. 2, табл. IX, стр. 128; т. 5, стр. 150; т. 17, табл. IV-V, стр. 16-17). Новую архит. выразительность приобретают традиц. типы учреждений культуры (кинотеатр "Россия" в Москве, 1961, арх. Ю. Н. Шевердяев и др., илл. см. т. 12, табл. IX, стр. 176; Музей истории космонавтики им. К. Э. Циолковского в Калуге, 1967, арх. Б. Г. Бархин и др., илл. см. т. 11, табл. XXVII, стр. 224-225; театр в Туле, 1970, арх. С. X. Галаджева, В. Д. Красильников и др.; цирк в Казани, 1967, арх. Г. М. Пичуев), разрабатываются типы зрелищно-спортивного универсального зала, кино- и телецентров (телецентр в Москве, 1968, арх. Л. И. Баталов и др.; башня - 1967, инж. Н. В. Никитин, Б. А. Злобин, арх. Д. И. Бурдин и др., илл. см. т. 17, табл. VI, стр. 16-17). В архитектуре обществ, зданий воплощаются передовые идеи эпохи (Кремлёвский Дворец съездов в Москве, арх. Посохин, Мндоянц и др.)- В 60-70-х гг. развернулось стр-во в колхозах и совхозах, имеющее целью обеспечить сел. населённые пункты необходимыми видами гор. благоустройства и культурного обслуживания (совхоз "Заря коммунизма" в Моск. обл. и др.).

Архитекторы Л. Н. П о п о в, А. Ф.Фокина, инженер Н. М. Силина. Станция метро "Полежаевская " о Москве. 1972.

В. В. Маяковский. "Товарищи, не поддавайтесь панике!". "Окно сатиры РОСТА" № 70. 1920.

К. Ф. Юон. "Купола и ласточки". 1921. Третьяковская галерея. Москва.

В. В. Лебедев. Обложка книги С. Я.Маршака "Цирк". Издана в 1925.

Неуклонно крепнут творч. контакты архитекторов РСФСР с зодчими др. республик СССР. Многочисл. работы росс, архитекторов за рубежом способствуют повышению авторитета сов. архитектуры, решающей передовые социальные и эстетич. задачи.

Окт. революция 1917, сделав изобразит, иск-во достоянием всех трудящихся, привлекла его к решению больших соцкально-политич. задач, создала условия для всестороннего и свободного развития творчества, служащего созиданию нового строя. Выдвинутый партией призыв поставить иск-во на службу революции позволил художникам молодой Сов. республики яснее определить свои политич. и творч. позиции, развить традиции реалистич. демократич. творчества, преодолеть бурж. консервативные и эстетские взгляды, а также анархически-бунтарские представления о революц. иск-ве как творчестве, совершающем разрушит, переворот в области формы; партия отвергла и претензии футуристов и деятелей Пролеткульта на монополию в сфере новой культуры. В условиях ожесточённой классовой борьбы пережили расцвет иск-во агитац. призывного плаката, газетно-журнальная сатирич. графика (Д. С. Моор, В. Н. Дени), родился своеобразный, рисованный от руки и размножавшийся с помощью трафарета плакат "Окон РОСТА" (М. М. Черемных, В. В. Маяковский и др.). Важную роль в деле революц. воспитания творч. интеллигенции и формирования принципов идейного реалистич. иск-ва сыграл ленинский план монументальной пропаганды. В его осуществлении участвовали крупнейшие скульпторы - Андреев, Конёнков, Матвеев, М. Г. Манизер, С. Д. Меркуров, Мухина, В. А. Синайский, Л. В. Шервуд, С. Д. Эрьзя. Иск-во книжной графики получило возможности для широкого развития в связи с массовым изданием произв. классич. лит-ры. Кустодиев, Лансере, Д. И. Митрохин, С. В. Чехонин и др. закладывают реалистич. основы сов. иск-ва книги. События революции нашли в станковой живописи и графике первых послереволюц. лет разнообразное отражение - от конкретно-исторического (картины Бродского, И. А. Владимирова; рисунки Малявина) до романтико-символического (картины Кустодиева, Петрова-Водкина, Рылова, Юона; гравюры Н. Н. Купреянова). На протяжении 20-х - нач. 30-х гг. художники активно стремятся осознать своё место в обществе, строящем социализм, откликнуться на растущую заинтересованность нар. масс в художеств, культуре; они обогащают новыми впечатлениями традиц. крест, тему, осваивают индустр. мотивы; их иск-во проникается пафосом преображения действительности, жизнеутверждающим началом. В творч. работе этих лет, к-рая велась в организац. рамках многочисл. объединений (АХРР, ОСТ, ОМХ, "Четыре искусства" и др.), различимы разные тенденции - документалистского наблюдения, духовно-филос. обобщения, аналитич. проникновения в закономерности реальной жизни и др. Усилившиеся к нач. 30-х гг. объединит, устремления были связаны с утверждением метода социалистического реализма как основополагающего творч. метода сов. иск-ва, к-рый складывался в борьбе с тенденциями эстетства, натурализма и формализма, консервативности и псевдоноваторства. В живописи 20-х - нач. 30-х гг. на первый план выдвигается сюжетно-тема-тич. картина, в к-рой выражено обобщающее суждение об ист.-революц. событиях и о явлениях совр. действительности (произв. Ф. С. Богородского, Бродского, А. М. Герасимова, М. Б. Грекова, А. А. Дейнеки, Б. В. Иогансона, Е. А. Кацмана, А. В. Моравова, Петрова-Водкина, Ю. И. Пименова, Е. М. Чепцова, Д. П. Штеренберга, П. М. Шухмина и др.). И в живописи (Малютин, Г. Г. Ряжский), и в скульптуре (Голубкина, С. Д. Лебедева) важное место занимает портрет, запечатлевший тип нового человека, раскрывший содержательность и яркость его личности. На основе рисунков и скульпт. этюдов, выполненных с натуры, Андреев создаёт "Лениниану" Высокое представление о героике революции воплотилось в отличающихся богатством пространственно-пластич. решения работах скульпторов Б. Д. Королёва, Матвеева, Мухиной, И. Д. Шадра. Во всех видах и жанрах иск-ва отчётливо прослеживаются новые веяния, порождённые сов. эпохой. В пейзаж, в основном ещё сохраняющий приверженность к традиц. лирич. образам (Бакшеев, Грабарь, Н. П. Крымов, Юон), всё чаще проникают связанные с современностью индустр. мотивы (Богаевский, П. И. Котов, Куприн, Б. Н. Яковлев). Жизнелюбивое начало ярко проявляется в иск-ве натюрморта (Кончаловский, Лентулов, Машков, А. А. Осмёркин). В книжной и станковой графике формируется новый образный мир, отражающий сов. действительность. В разработку выразит, возможностей ксилографии вносят вклад В. А. Фаворский и А. И. Кравченко, линогравюры- И. Н. Павлов, П. Н. Ста-роносов, офорта - И. И. Нивинский, рисунка - В. М. Конашевич, В. В. Лебедев, Н. А. Тырса и др. В агитационном и рекламном плакате наряду с традиционными формами получает развитие фотомонтаж (А. М. Родченко, Г. Г. Клуцис).

Л. М. Л и с и ц к и й. Обложка журнала.

М. Б. Греков. "В отряд к Будённому". 1923. Третьяковская галерея. Москва.

В театрально-декорац. иск-ве нашли продолжение традиции нач. 20 в. (Юон, Головин, В. А. Симов), но в то же время проявились остро экспрессивные и конструктивистские тенденции (И. М. Рабинович, Н. И. Альтман, бр. Стенберги и др..). На рубеже 10-20-х гг. выступили первые художники сов. кино - В. Е. Егоров, Е. Е. Еней и др.

Сложение идейно-ху дожеств. общности иск-ва, сплочённой принципами социалистич. реализма, явилось основой для роспуска изживших себя объединений и группировок, к-рый и был осуществлён согласно пост. ЦК ВКП(б) "О перестройке литературно-художественных организаций" (1932); началась подготовит, работа по созданию единого Союза художников. Иск-во 30-х гг. проникнуто ярким оптимизмом, тяготеет к открытой эмоциональной выразительности, хотя в ряде работ этим качествам не доставало подлинной глубины.

Мастерски раскрыт ист. конфликт через столкновения человеческих характеров в картинах Иогансона "Допрос коммунистов" (илл. см. т. 10, вклейка к стр. 569) и "На старом уральском заводе", духом революц. романтики овеяно полотно С. В. Герасимова " Клятва сибирских партизан" (илл. см. т. 6, вклейка к стр. 344). Жизнеутверждающие образы совр. действительности были созданы в жанровых картинах Т. Г. Гапоненко, Дейнеки, К. Н. Истомина, Пименова, С. В. Рянгиной, А. Н. Самохвалова. Характер сов. человека, творческое начало, формирующее его личность, нашли отражение в портретах А. Герасимова, Грабаря, В. П. Ефанова, Кончаловского, П. Д. Корина, Нестерова.

Стр-во новых обществ, зданий явилось стимулом к возрождению иск-ва росписи, мозаики, сграффито (Л. А. Бруни, Дейнека, Лансере, Б. Ф. Уитц, Фаворский). Развивалась и связанная с архитектурой монументально-декоративная скульптура (произв. И. С. Ефимова, Г. И. Мотовилова, И. М. Чайкова и др.; группа "Рабочий и колхозница" Мухиной, илл. см. т. 17, табл. XIII, стр. 144, ставшая символом сов. общества, его порыва в будущее). Важное место в гор. ансамблях заняли крупные памятники работы Манизера, Меркурова, Н. В. Томского. В станковой скульптуре яркие образы современников создали В. Я. Боголюбов, В. И. Ингал, Синайский.

Е. А. К и б р и к. "Тиль Уленшпигель", Иллюстрация к роману Ш. Де Костера "Тиль Уленшпигель". Автолитография., 1938.

В графике 30-х гг. получает развитие книжная иллюстрация, дающая развёрнутое истолкование лит. образов и опирающаяся на опыт станкового рисунка (произв. А. М. Каневского, Е. А. Кибрика, Н. В. Кузьмина, К. И. Рудакова, Е. И. Чарушина, Д. А. Шмаринова); одновременно работает группа художников-конструкторов книги (С. М. Пожарский, С. Б. Телингатер). В станковой графике заметное место занимают линогравюры И. А. Соколова, акварели А. В. Фонвизина. Политич. сатира, мн. мастера к-рой группируются вокруг журн. "Крокодил", обращается к антифаш. теме (Л. Г. Бродаты, Б. Е. Ефимов, Кукрыниксы и др.).

Героизм сов. народа, его страдания и мужество стали в воен. годы темой живописи С. Герасимова, Дейнеки, Кукрыниксов, А. А. Пластова. Патриотич. содержанием наполнены ист. живопись М. И. Авилова, Н. П. Ульянова, Корина, пейзажи Пименова, Н. М. Ромадина, Я. Д. Ромаса, портреты Ф. А. Модорова, И. А. Серебряного, В. Н. Яковлева в живописи и Г. С. Верейского в графике. В скульптуре яркие образы борющихся сов. людей создали Е. Ф. Белашова, Манизер, Мухина.

События войны, торжество победы отразились во мн. произведениях, созданных в послевоен. годы, и прежде всего в монументах, сооружённых в СССР и в странах, освобождённых от фашизма. Выдающийся мемориальный ансамбль, воплотивший идею гуманизма Сов. Армии-освободительницы, создал в Берлине Е. В. Вучетич с соавторами. Над памятниками и скульпт. портретами героев войны работали Томский, Л. Е. Кербель, Вл. Е. Цигаль и др. В картинах А. И. Лактионова, Б. М. Неменского, Ю. М. Непринцева, Г. М. Шегаля воен. тема получает лирич. и жанрово-драматич. истолкование. Пережитая народом борьба за независимость Родины стимулирует интерес художников к революц. истории (Иогансон, Вл. А. Серов, В. Г. Цыплаков), к героич. прошлому рус. народа (А. П. Бубнов), к великим деятелям нац. культуры (нам. Н. Г. Чернышевскому в Саратове, скульптор А. П. Кибальников). Вместе с тем в послевоен. годы всё большее значение приобретает тема труда и мирной жизни сов. людей. К ней обращаются Пластов, глубокий знаток рус. деревни, запечатлевший яркие крест, характеры и поэзию родной природы, С. А. Чуйков, воссоздающий красоту человека и пейзажа, Ф. П. Решетников, мастер увлекат. жанровых картин, и др. жанристы (живописцы А. П. Левитин, А. А. Мыльников, Д. К. Свешников, Ю. Н. Тулин, Ф. С. Шурпин; скульптор В. Н. Соколов). Личностные и социально-типологич. черты совр. сов. человека запечатлены в произведениях портретной живописи (Г. Н. Горелов, С. И. Дудник, Корин, Котов, К. М. Максимов, Д. А. Налбандян, В. М. Орешников) и скульптуры (3. М. Виленский, Конёнков, Лебедева, Д. П. Шварц). Большим диапазоном образных решений - от проникновенно-лирических до героико-романтических - отличалась пейзажная живопись 2-й пол. 40-х - 1-й пол. 50-х гг. (С. Герасимов, А. М. Грицай, Г. Т. Нисский, Ромадин, Ромас, Б. Я. Ряузов). Для гюслевоен. станковой графики, широко использующей возможности оъёмно-пространств. выразительности изображения, характерны серии, посвящённые ист.-революционной либо совр. тематике (Кибрик, Н. А. Пономарёв, Б. И. Пророков, В. Е. Цигаль). Книжная илл. преим. развивает традиции 30-х гг. (работы О. Г. Верейского, С. Герасимова, А. Д. Гончарова, Д. А. Дубинского, Кукрыниксов, Е. М. Рачёва, Фаворского, Шмаринова и др.).

В. А. Фаворский Фронгисгшс (гравюра на дереве, 1937) к изданию 1938 "Слова о полку Игореве".

Д. А. Ш м а р и н о в. "Двор". Иллюстрация к роману Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание". Уголь, чёрная акварель. 1935 - 1936. Третьяковская галерея. Москва.

В театр.-декорац. иск-ве 30-х гг. реали-стич. принципы объединяют разных по складу дарования Н. П. Акимова, П. В. Вильямса, В. В. Дмитриева, В. Ф. Рындина, А. Г. Тышлера, Ф. Ф. Федоровского, Н. А. Шифрина.

В годы Великой Отечеств, войны 1941- 1945 творчество художников РСФСР, проникнутое идеями сов. патриотизма, было отдано общенар. делу борьбы против фаш. захватчиков. Особо важное значение приобрели политич. плакат, исполненный призывной силы, гневно изобличавший врага (В. С. Иванов, А. А. Кокорекин, В. Б. Корецкий и др.), журнально-газетный сатирич. рисунок (Ефимов, Кукрыниксы и др.). Традицию времён Гражд. войны возродили "Окна ТАСС" в Москве, -"Боевой карандаш" в Ленинграде. Художники активно работали во фронтовой печати, делали фронтовые зарисовки (Н. Н. Жуков и др. мастера Студии военных художников им. М. Б. Грекова), создавали проникнутые глубокой правдой обобщающие графич. серии (А. Ф. Пахомов, Л. В. Сойфертис, Шмаринов).

Кукрыниксы (стихи С. Я. Маршака). "Окно ТАСС". 1941.

Н. Н. Жуков. Плакат, 1942.

А. Ф. П а х о м о в. "На Неву за водой". Из серии "Ленинград в дни блокады". Литография. 1942.

Вступление страны в период развёрнутого строительства коммунистич. общества, совершенствование социалистич. обществ, отношений, а также парт, руководства художеств, процессами, усиление инициативы и ответственности творч. орг-ций (Союз художников РСФСР осн. в 1960) способствовали новому подъёму иск-ва. Для художественной культуры РСФСР 60-х - нач. 70-х гг. характерны многообразие манер и стилей, интенсивное развитие нац. школ, возникновение новых творч. коллективов в авт. республиках, краях и областях, выдвижение новых ярких имён. М. Ш. Брусиловский, Г. М. Коржев, Е. Е. Моисеенко, Г. С. Мосин, бр. Ткачёвы привносят в ист. живопись драматич. выразительность образа, романтич. или эмоционально углублённую трактовку темы. Стремление уловить героич. начало в буднях современности, акцентировать лирич. качества образа характеризует жанровую живопись этого времени (произв. В. Н. Гаврилова, Д. Д. Жилинского, В. Ф. Загонека, В. И. Иванова, Ю. П. Кугача, Д. К. Мочальского, В. К. Нечитайло, П. Ф. Никонова, П. П. Оссовского, Пименова, В. Е. Попкова, И. А. Попова, И. И. Симонова и др.). В нач. 70-х гг. в живописи, укрепляющей связь с современностью, наметился переход от романтич. восприятия мира к углублённо предметной трактовке его явлений. Для пейзажа и натюрморта 60-70-х гг. характерны, с одной стороны, ощущение устойчивого нац. своеобразия окружающей человека природной и предметной среды, с другой - острое восприятие обретаемых ею новых качеств (произв. Л. И. Бродской, Б. Ф. Домашникова, А. Ю. Никича, Нисского, В. Ф. Стожарова, Б. В. Щербакова и др.). К созданию духовно насыщенного образа Ф. Ф. Федоровский. "Въезд Ивана Грозного во Псков". Эскиз декорации к опере Н. А. Римского-Корсакова "Псковитянка". 1948. Музей музыкальной культуры им. М. И. Глинки. Москва.

И. И. Голиков. "Три музыканта". Лаковая миниатюра. Палех. 1926.

Г. Г. Нисский. "Ночь. 1941". 1956

В графике в 60-е гг. на первый план выдвинулся эстамп, предназначенный для выставок и распространения в быту (работы В. А. Ветрогонского, И. В. Голицына, Г. Ф. Захарова, А. П. Мунхалова, И. П. Обросова, А. А. Ушина и др.). В книжной графике (Д. С. Бисти, Ю. А. Васнецов, В. Н. Горяев, М. И. Пиков) усилилась тенденция к органич. соединению конструирования книги, её оформления и иллюстрирования. Более острый, лаконичный, плоскостно-строгий характер приобрёл плакат (О. М. Савостюк, Б. А. Успенский и др.).

Театр.-декорац. иск-во 60-70-х гг. характеризуется разнообразием живописных и пространственно-конструктивных решений (работы А. П. Васильева, Б. И. Волкова, Н. Н. Золотарёва, С. М. Юнович и др.). В области кино успешно работают М. А. Богданов, Г. А. Мясников, А. И. Пархоменко и др.

Результатом упрочения связей иск-ва с жизнью народа, усиления в период коммунистич. строительства его идейно-воспитат. роли явилось активное развитие монументально-декоративных форм, связанных с архитектурой. Мозаика, роспись, витраж, скульпт. убранство всё шире используются в целях эстетич. преобразования среды, в к-рой протекает повседневная жизнь сов. людей. Эта область творчества привлекает многих художников (А. В. Васнецов, Ю. К. Королёв, Б. А. Тальберг и др.). Сов. действительность породила новые виды декоративного иск-ва, решающие агитац.-массовые задачи (оформление революц. праздников, убранство агитпоездов и т. п.), преобразила ряд традиционных его видов (т. н. агитационный, фарфор и т. п.). В 20-е гг. движение производственного искусства (В. Е. Татлин, Л. М. Лисицкий, Л. С. Попова, В. Ф. Степанова и др.), несмотря на свои вульгаризаторские тенденции, предприняло первые опыты в области художеств, конструирования. Для 20-30-х гг. стало характерным развитие традиц. нар. промыслов, вырабатывавших новые формы и осваивавших новые идеи и темы, связанные с современностью (см. Палехская миниатюра, Федоскинская миниатюра, Мстёрская миниатюра, Холуйская миниатюра, Городецкая роспись, Дымковская игрушка, Жостовская роспись). К сер. 30-х гг. всё более активным становится участие проф. художников в работе текст., фарфоро-фаянсовых, стек, предприятий. В 60-70-х гг. эстетич. принципы внедряются в самые различные отрасли пром. произ-ва, формируется новая область творчества - дизайн. Одновременно создаются условия для улучшения деятельности нар. художеств, промыслов. Широкое участие СССР в между нар. выставках последних десятилетий способствовало подъёму оформит, иск-ва (К. И. Рождественский, Р. Р. Клике и др.). Подъём иск-ва происходил у всех народов РСФСР. У одних - сразу после Окт. революции, у др. в 1920-30-е гг. начался процесс формирования нац. школ; к 1960-м гг. он охватил все авт. республики. Огромную роль в этом процессе играет воздействие рус. иск-ва, в частности пед. работа рус. художников (в т. ч. Е. Е. Лансере в Даг. АССР, П. А. Радимова в Map. АССР, К. А. Макарова и Ф. В. Сычкова в Морд. АССР, П. П. Бенькова в Тат. АССР). В каждой авт. республике имеются национальные кадры профессионально подготовленных мастеров (в большинстве республик созданы отделения Союза художников РСФСР и Союза архитекторов СССР), развиваются не только традиц. виды нар. декоративно-прикладного иск-ва, но и станковая живопись, скульптура, монументальное и театр.-декорац. иск-во, графика. Получившие всесоюзное признание живопись Башкирии и Татарии, скульптура Карелии, пластика малых форм Тувы, графика Якутии, работы художников др. авт. республик - неотъемлемая часть иск-ва РСФСР и сов. культуры в целом (см. соответствующие разделы в статьях об авт. республиках РСФСР).

Н. А. Пономарёв. "На переправе" (из серии "Северный Вьетнам", 1956- 1957). Гуашь, пастель. Tpeтьяковская галерея. Москва.

С. А. Чуйков. " Песнь кули ". Центральная часть триптиха "О простых людях Индии". 1959. Русский музей. Ленинград.

П. В. Леонов. Сервиз "Розовая птица". Фарфор, надглазурная роспись. 1959.

О. П. Л у ш и н а. Чашка. Дерево, хохломская роспись. 1954. Музей народного искусства. Москва.

Вклад рус. школы в многонац. художеств, культуру СССР огромен: рус. школа наиболее полно раскрыла возможности сов. иск-ва, решая задачу, сформулированную в Программе КПСС: "Художественное начало ещё более одухотворит труд, украсит быт и облагородит человека" (Программа Коммунистической партии Советского Союза, М., 1974, с. 130).

Лит.: Общие работы: Грабарь И. Э., История русского искусства, т. 1 - 6, М., [1909 - 17]; Ф ё д о р о в-Д а в ы д о в А. А., Русское искусство промышленного капитализма, [М.], 1929; Советское искусство за 15 лет. Материалы и документация, М.- Л., 1933; Коваленская Н. Н., История русского искусства первой половины XIX века, М., 1951; её же, История русского искусства XVIII века, М., 1962; История русского искусства, под ред. Н. Г. Машковцева, т. 1 - 2, М., 1957 - 60; О литературе и искусстве. Сб. документов, 2 изд., М., 1960; Мнёва Н. Е., Искусство Московской Руси. Вторая половина XV - XVII вв., М., 1965; Алпатов М. В., Этюды по истории русского искусства, т. 1 - 2, М., 1967; История русского искусства, под ред. И. Э. Грабаря, т 1 - 13, М., 1953 - 1969; Русская художественная культура конца XIX - начала XX века. (1895 - 1907), кн. 2, М., 1969; Алёшина Л. С., Ракова М. М., Горина Т. Н., Русское искусство XIX - начала XX века, [М., 1972] (Памятники мирового искусства); История искусства народов СССР, т. 1-2, 7, М., 1971-73.

Архитектура: Воронин Н. Н., Древнерусские города, М.- Л., 1945; Тверской Л. М., Русское градостроительство до конца XVII века, Л.- М., 1953; История русской архитектуры, 2 изд., М., 1956; Б а р а н о в Н. В., Современное градостроительство. Главные проблемы, [М., 1962]; История советской архитектуры. 1917-1958, М., 1962; Маковецкий И. В., Архитектура русского народного жилища. Север и Верхнее Поволжье, М., 1962; Из истории советской архитектуры. 1917 - 1925 гг. Документы и материалы, М., 1963; Русское деревянное зодчество. [Альбом. Сост. и авт. вступ. ст. Г. И. Мехова], М., [1966]; Градостроительство СССР [1917-1967], М., 1967; Журавлёв А. М., Хан-Магомедов С. О., Советская архитектура, М., 1968; Советская архитектура за 50 лет, М., 1968; Из истории советской архитектуры. 1926- 1932 гг. Документы и материалы, М., 1970; Хазанова В. Э., Советская архитектура первых лет Октября. 1917 - 1925 гг., М., 1970; Борисова Е. А., К а ж-д а н Т. П., Русская архитектура конца XIX - начала XX века, М., 1971; Всеобщая история архитектуры, т. 1 - 3, 6, 10, М., 1966-73.

Изобразительное искусство: Ровинский Д. А., Русские народные картинки, кн. 1 - 5-[текст], т. 1 - 3 -атлас, СПБ, 1881-93; Тугендхольд Я. А., Искусство октябрьской эпохи, Л., 1930; Лебедев П., Советское искусство в период иностранной военной интервенции и гражданской войны, М.-Л., 1949; его же. Русская советская живопись. Краткая история, М , 1963; Бродский В., Советская батальная живопись, М. - Л., 1950; Свирин А. Н., Древнерусская миниатюра, М., 1950; Корнилов П. Е., Офорт в России XVII - XX вв. Краткий очерк, М., 1953; Корост и н А. Ф., Русская литография XIX века, М., 1953; Фёдоров-Давыдов А., Русский пейзаж XVIII - начала XIX века, М., 1953; его же, Советский пейзаж, М., 1958; его ж е, Русский пейзаж конца XIX - начала XX века. Очерки, М., 1974; Очерки по истории русского искусства, [М.], 1954; Сарабьянов Д., Народно-освободительные идеи русской живописи второй половины XIX века, М., 1955; его жe Русская живопись конца 1900-х - начала 1910-х годов. Очерки, [М., 1971]; его же. Русские живописцы начала XX века (новые направления), Л., [1973] (на рус. и англ, яз.); Чегодаев А., Пути развития русской советской книжной графики, М., 1955; Сидоров А., История русского рисунка, т. 1 - 2, М., 1951 - 56; Изобразительное искусство РСФСР. 1917-1957. [Альбом, т.] 1 - 2, [М.], 1957; Т о л с т о и В. П., Советская монументальная живопись, М., 1958; Становление социалистического реализма в советском изобразительном искусстве. Сб. ст., М., 1960; Никифоров Б. М., Жанровая живопись, М., 1961; Русская жанровая живопись XIX века. [Альбом], М., [1961]; Борьба за реализм в изобразительном искусстве 20-х годов. Материалы, документы, воспоминания, ГМ., 1962]; Демосфено-ва Г., Нурок А.. Шантыко Н., Советский политический плакат, М., 1962; Очерки по истории русского портрета второй половины XIX века, под ред. Н. Г. Машковцева, М., 1963; Куратова И. А., Советская скульптура. Краткий очерк, [М., 1964]; Очерки по истории русского портрета конца XIX - начала XX века, под ред. Н. Г. Машковцева и Н. И. Соколовой, М., 1964; Русская жанровая живопись XIX - начала XX века, М., 1964; С т е р н и н Г., Очерки русской сатирической графики, М., 1964; его же, Художественная жизнь России на рубеже XIX - XX веков, М., 1970; С у з д а л е в П. К., Советское искусство периода Великой Отечественной войны, М., [1965]; Зингер Л., Портрет в русской советской живописи, [Л., 1966]; Очерки по истории русского портрета первой половины XIX века, М., 1966; Искусство, рождённое Октябрём, М., 1967; 50 лет советского искусства. Графика. [Альбом], М., [1966]; 50 лет советского искусства. [Живопись. Альбом], М., [1967]; 50 лет советского искусства. Скульптура. [Альбом], М., [1967]; История советского искусства. Живопись, скульптура, графика, [т.] 1-2, М., 1965-68; К р ю к о в а И. А., Русская скульптура малых форм, М., 1969; 50 лет советского искусства. Художники театра. [Альбом, М., 1969]; Лазарев В. Н., Русская средневековая живопись, М., 1970; Пожарская М. Н., Русское театрально-декоративное искусство конца XIX - начала XX века, М., 1970; Агитационно-массовое искусство первых лет Октября. Материалы и исследования, М., 1971; Искусство РСФСР. [Альбом. Авт. вступ. ст. Л. И. Акинова, Л., 1972] (на рус. и англ, яз.); Пути развития русского искусства конца XIX - начала XX века. Живопись, графика, скульптура, театрально-декорационное искусство. Под ред. Н. И. Соколовой и В. В. Ванслова, М., 1972; Лебедева В., Советское монументальное искусство шестидесятых годов, М., 1973; Давыдова М. В., Очерки истории русского театрально-декорационного искусства XVIII - начала XX в., М., 1974.

Декоративно-прикладное искусство, дизайн: Б о б р и н с к и и А. А., Народные русские деревянные изделия. Предметы домашнего, хозяйственного и отчасти церковного обихода. [Альбом], в. 1 - 12, 2 изд., М., 1911 - 14; Темерин С. М., Русское прикладное искусство. Советские годы. Очерки, [М., 1960]; Салтыков А. Б., Избр. труды, М., 1962; Русское декоративное искусство, под ред. и с предисл. А. И. Леонова, т. 1 - 3, М., 1962- 1965; Русские художественные промыслы. Вторая половина XIX - XX вв., М., 1965; Искусство и промышленность. Сб. ст. под ред. В. П. Толстого и К. М. Кантора, М., 1967; Воронов В. С., О крестьянском искусстве. Избр. труды, М., [1972]; Василенко В. М., Народное искусство, М., 1974.

XIII. Музыка

Истоки рус. музыки восходят к культуре и быту вост.-слав, племён. Следы древних языч. верований сохранились в обрядовых песнях, многие из к-рых продолжали жить до недавнего времени, утратив магически-культовое значение и став элементом нар. игры. Эти песни группируются в 2 цикла: календарно-обрядовый, связанный с с.-х. работами, и семейно-обрядовый, в к-рый входят плачи-причитания по умершим, песни свадебного обряда, принявшего театра-лизов. характер. Напевы этих песен большей частью основываются на примитивных пентатонных или диатонических звукорядах небольшого диапазона. Позже родилась лирическая нар. песня как самостоятельный жанр, формы бытования к-рого не ограничиваются никакими ритуальными правилами. Мелодика лирич. песен более индивидуализирована, отличается распевностью, гибкостью, широтой дыхания. К периоду Киевской Руси относится расцвет героич. эпоса, сложившегося в обширные циклы былин, или старин. Текст былин неразрывно связан с напевом, к-рый организует поэтич. форму и способствует более впечатляющему воздействию на слушателей. Наряду с сольной традицией исполнения былинного сказа (в 19-20 вв. сохранилась только в сев.-рус. областях) существовала хоровая, юж.-рус. традиция (по мнению большинства исследователей, она возникла в более позднее время).

С образованием др.-рус. феод, гос-ва (см. Киевская Русь) складываются новые формы придворного и общественного музицирования. К ним относятся княжеские "славы", исполнявшиеся при восшествии на престол, возвращении князя из похода, во время торжественных приёмов. В "Слове о полку Игореве" поэтически воссоздан образ знаменитого песнотворца 11 в. Бояна. Памятники др.-рус. письменности и изобразит, иск-ва, а также данные археологич. раскопок свидетельствуют о широком распространении инструм. музыки. Наряду с гуслями были известны гудок, сопель, или дудка (одинарная продольная флейта), свирель (парная флейта), цевница, или кувиклы (многоствольная флейта), ряд ударных инструментов, объединявшихся под общим назв. - бубны. В военном строю и при торжеств, гос. церемониях применялись длинные прямые трубы, рога и накры (ударный инструмент типа литавр). Осн. носителями светской муз. культуры были скоморохи. Несмотря на преследования церкви, они пользовались популярностью во всех слоях общества. Большая часть их вела бродячий образ жизни, но были и "служилые" скоморохи, входившие в состав княж. и боярской челяди.

С принятием христианства как гос. религии в кон. 10 в. начало развиваться церк. пение - единств, вид письменного проф. муз. иск-ва Др. Руси. Богослужебные напевы записывались с помощью условных певческих знаков - невм, указывавших только общее направление мелодич. движения и соотношение ритмич. длительностей, а не точную высоту отд. звуков. Этот род рус. невм получил назв. знаменного (от знамя - знак), или крюкового (от наименования одного из осн. знаков - крюк), письма, отсюда и определение самого певческого стиля - знаменное пение, или знаменный распев. Система муз. письма и напевы были заимствованы из Византии. В дальнейшем мелодич. строй знаменного пения приобретал всё более ясно выраженные рус. черты, подвергаясь воздействию нар. песни. Развитие его шло от преобладания речитативного склада к увеличению распевности, росту протяжённости напевов и расширению их мелодич. диапазона. Знаменный распев в своих национально-своеобразных формах окончательно сложился к 16 в. В 17 в. были подведены итоги его многовекового развития, разработаны теоретич. основы, реформирована и усовершенствована система крюкового письма. Благодаря этому знаменные рукописи начиная с сер. 17 в. могут быть полностью прочитаны и расшифрованы.

В 17 в. в связи с изменениями в мировоззрении и идеологии зарождаются новые муз. формы. Одноголосный знаменный распев постепенно вытесняется более красочным и полнозвучным многоголосным пением гармонического склада - партесным пением. Эта смена стилевых формаций сопровождалась острой полемикой. Одним из наиболее энергичных защитников нового стиля был московский дьякон И. Т. Коренев, автор трактата "О пении божественном по чину мусикийских согласий", в к-ром проявляется понимание самоценного значения музыки и преодолевается узкодогматич. ср.-век. взгляд на неё как на "служанку религии". Теоретич. основы партесного пения были закреплены в труде укр. композитора и педагога Н. П. Дилецкого-"Мусикий-ская грамматика" (написан в 1675 на польском яз. под назв. "Букварь-грамматика пения мусикийского...", в 1677 переведён на церк.-слав, и в 1679-на рус. яз.). В 70-х гг. 17 в. Дилецкий создал в Москве школу мастеров многоголосного хорового письма. Наиболее развитая форма пар-тесного многоголосия - хоровой концерт а капелла (произв. крупного масштаба, состоящее из неск. контрастирующих разделов). Партесные концерты писались на тексты, не входившие в осн. состав богослужений, а иногда и на чисто светские, внецерковные. Пышный, изобилующий колористич. эффектами стиль партесного концерта перекликался с рус. барокко в архитектуре и изобразит, нск-ве. Виднейшие его мастера кон. 17 - сер. 18 вв.- В. П. Титов, Н. Калашников, Н. Бавыкин, Ф. Редриков.

Из "Букваря" Карнона Истомина. 1692.

Во 2-й пол. 17 в. возник также жанр бытовой многоголосной песни - кант, вначале создававшийся на свободно трактованные религ. сюжеты, а затем также на светские тексты любовного или шуточно-сатирич. содержания. Особую разновидность представляют торжественные панегирич. канты, получившие распространение в годы правления Петра I. Музыка занимала важное место в ранних формах рус. театра кон. 17 - нач. 18 вв. При дворе и в домах столичного боярства организовывались домашние оркестры из инструментов европ. типа.

В 18 в. музыка приобретает разнообразные функции в обществ, и культурной жизни, освобождаясь от религ. зависимости. Развивается домашнее любительское музицирование, создаётся оперный театр, в конце века устраиваются публичные концерты. Сначала эти новые формы были достоянием узкого круга феод, аристократии, но затем они распространились и в более широких слоях населения. В 30-х гг. была создана придворная итал. опера, в 50-х гг. в Москве и Петербурге появились иностр. оперные антрепризы. В России работали крупнейшие итал. композиторы: Б. Галуппи, Т. Траэтта, Дж. Паизиелло, Дж. Сарти, Д. Чимароза. В 1780 в Москве открылся Петровский театр, в к-ром шли драматич., оперные и балетные спектакли, но ещё не было разделения трупп (см. Большой театр СССР). В Петербурге муз. спектакли проходили с 1783 в здании Каменного (Большого) театра (см. Ленинградский театр оперы и балета). Оперы ставились в ряде провинц. городов, а также в крепостных театрах Шереметевых, Воронцовых и др.

В последней трети 18 в. сложилась рус. композиторская школа, виднейшими представителями к-рой были М. С. Березовский, Д. С. Бортнянский, В. А. Пашкевич, Е. И. Фомин, И. Е. Хандощкин. Она формировалась под непосредств. воздействием идей рус. просветительства. Характерные её черты - демократизм и нац. самобытность образов, интерес к темам и сюжетам из нар. жизни. Одним из важнейших источников творчества композиторов этой школы была русская народная песня, привлекавшая внимание широких обществ, кругов. Появились первые печатные сб-ки - В. Ф. Трутовского ("Собрание русских простых песен с нотами", 1776-95), Н. А. Львова и И. Прача ("Сборник народных русских песен с их голосами. На музыку положил Иван Прач", 1790).

В центре внимания рус. композиторов 18 в. находилась опера, осн. на чередовании вокальных номеров с разговорными сценами. Образец такой песенной бытовой комич. оперы - "Мельник - колдун, обманщик и сват" М. М. Соколовского на текст А. О. Аблесимова (1779), в музыке к-рой использованы подлинные нар. мелодии. Яркой нац. характерностью отличаются оперы "Как поживёшь, так и прослывёшь" ("Санктпетербургский гостиный двор") М. А. Матинского и Пашкевича (1782), "Ямщики на подставе" ("Игрище невзначай") Фомина на текст Н. А. Львова (1787). Авторами оперных либретто были Н. П. Николев, И. А. Крылов, Я. Б. Княжнин и др. рус. писатели 18 в. В лучших их произведениях реалистичность образов и бытового колорита сочетается с социально-обличительной антикрепостнической направленностью. В смежном с оперой жанре мелодрамы Фомин создал произведение высокого трагедийного плана - "Орфей" на текст Княжнина (1792). Зачатки нац. симфонизма содержат оперные увертюры 18 в. В области камерной инструм. музыки наиболее значительны произведения скрипача-виртуоза Хандошкина - автора сонат для скрипки (соло) и вариаций на темы рус. нар. песен. М. Ф. Дубянский и О. А. Козловский пользовались популярностью как авторы сенти-ментально-лирич. песен романсового типа (т. н. российских песен).

С ростом романтич. тенденций в нач. 19 в. связано тяготение к сказочным ("Леста, днепровская русалка" С. И. Давыдова, 1805) и нар.-эпическим ("Илья-богатырь" К. А. Кавоса на либретто Крылова, 1806) сюжетам в оперном творчестве. Взволнованный романтич. пафос отличает музыку Козловского к трагедиям В. А. Озерова, А А. Шаховского, П. А. Катенина. Патриотич. подъём начала века нашёл отражение в оратории "Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы" С. А. Дегтярёва (1811), опере "Иван Сусанин" Кавоса (на текст Шаховского, 1815), в возрастающем интересе к рус. нар. песне, пропагандистами к-рой были Д. Н. Кашин (сб. "Русские народные песни", 3 кн., 1833-34) и И. А. Рупин. Крупнейший представитель рус. оперного романтизма в доглинкинский период - А. Н. Верстовский. В его сочинениях нац.-легендарные и ист. сюжеты, мрачно-таинственный романтич. колорит сочетаются с нар.-бытовыми элементами. Из его опер наиболее популярна "Аскольдова могила" (по роману М. Н. Загоскина, 1835). В камерной вокальной лирике романтич. тенденции способствовали расширению эмоционального диапазона, обогащению выразит, средств. Творчеству А. Д. Жилина, Н. А. и Н. С. Титовых свойственны нек-рые черты прекраснодушного сентиментализма, в лирике А. А. Алябьева звучат новые мотивы, связанные с настроениями передовой дворянской интеллигенции в последекабристскую пору: тоска одиночества, недовольство действительностью, мечта о лучшем будущем. Характерный для романтизма жанр баллады наиболее ярко представлен в творчестве Верстовского. Простотой, близостью к бытовым формам отличается вокальное творчество А. Е. Варламова и А. Л. Гурилёва.

В 30-40-х гг. творчество М. И. Глинки открывает эпоху высокого классич. расцвета рус. музыки. Глубина и богатство реалистич. постижения мира соединяются в его произв. с идеальным совершенством формы, гармонич. ясностью и законченностью художеств, воплощения. Благодаря Глинке рус. муз. школа стала одной из ведущих нац. школ европ. музыки. Глинка отразил разнообразные стороны отечеств, действительности в различных муз. жанрах. Центр, место в его наследии занимают 2 оперы: "Иван Сусанин" (1836) и "Руслан и Людмила" (1842), отличающиеся яркой нац. типичностью образов, величием и монументальностью замысла. Глинка был также замечат. мастером симф. жанра, его "Камаринская" (1848), "Испанские увертюры" ("Арагонская хота", 1845, и "Ночь в Мадриде", 1851) и др. оркестровые сочинения явились основой рус. нац. симфонизма. Многообразный мир душевных переживаний человека получил отражение в романсах Глинки. Среди них особенно выделяются глубокой поэтич. проникновенностью и тонкостью отделки романсы на стихи А. С. Пушкина.

Творчество младшего современника Глинки А. С. Даргомыжского сближается с критич. реализмом в рус. лит-ре (опера "Русалка" по драме Пушкина, 1855; романсы на тексты социально-обличительного, сатирич. характера). Основы реалистич. муз. выразительности Даргомыжский искал в правдивом воспроизведении живой человеческой речи. Опираясь на речевые интонации, он создавал меткие, острые характеристики, отличающиеся большим жизненным правдоподобием и социальной типичностью. Творческие принципы Даргомыжского наиболее радикально претворены в опере "Каменный гость" (на полный текст одной из "маленьких трагедий" Пушкина; завершена Ц. А. Кюи и Н. А. Римским-Корсаковым, 1872).

В кон. 50-60-х гг. 19 в. замкнутые феод.-сословные формы музицирования подверглись решительной ломке, более широкие масштабы приняла концертная жизнь, стало развиваться проф. муз. образование. Важную роль в этом сыграло Русское музыкальное общество, осн. в Петербурге в 1859 по инициативе пианиста, композитора и муз.-обществ, деятеля А. Г. Рубинштейна. В 1860 возникло отделение об-ва в Москве, к-рое возглавил его брат Н. Г. Рубинштейн. Об-во проводило регулярные циклы симфонических, а затем и камерных концертов, открыло Муз. классы, на основе к-рых возникли Петербургская (1862) и Московская (1866) консерватории. В 1862 в Петербурге открылась Бесплатная музыкальная школа, ставившая задачу общего муз. просвещения. Школа вела также концертную деятельность, пропагандируя гл. обр. произв. рус. композиторов.

Революционно-демократические идеи 60-х гг. нашли отражение в творчестве группы молодых композиторов, получившей наименование "Могучая кучка". В эту группу, возглавлявшуюся М. А. Балакиревым, входили А. П. Бородин, Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков. Члены "Могучей кучки", считавшие себя наследниками Глинки и Даргомыжского, отстаивали принципы народности, реализма и активного служения передовым обществ, идеалам. Во многом был близок к ней П. И. Чайковский. Новаторским устремлениям "Могучей кучки" противостояло умеренно академич. направление, центром к-рого являлась Петерб. консерватория во главе с А. Г. Рубинштейном.

В борьбе за утверждение прогрессивных нац. основ рус. музыки большую роль играла муз. критика. Один из первых её выдающихся представителей - В. Ф. Одоевский, друг и единомышленник Глинки, в 60-х гг. поддержавший композиторов нового молодого поколения. В. В. Стасов, разделявший взгляды рус. революц. демократов, являлся виднейшим поборником и пропагандистом " Могучей кучки". Соединение высокой научности и публицистичности характерно для критич. деятельности А. Н. Серова, к-рый внёс также вклад в развитие рус. оперы как композитор. Г. А. Ларош явился одним из лучших истолкователей и пропагандистов творчества Глинки и Чайковского.

1. Эскиз декорации к опере "Иван Сусанин" М. И. Глинки. Художник А. А. Роллер. Петербург. 1836. 2. Эскиз декорации к опере "Борис Годунов" М. П. Мусоргского. Художник М. А. Шишков. Мариинский театр. Петербург. 1874.

Рус. музыка 2-й пол. 19 в.- одна из самых ярких страниц в истории мирового муз. иск-ва. Создавались выдающиеся произв., отличавшиеся глубиной и богатством реалистич. содержания, своеобразием языка и средств художеств, выразительности. Образы отечеств, истории, лит-ры, нар. эпоса нашли отражение в ряде монументальных оперных полотен. Нац. историческая тематика по-разному преломляется в патриотической эпопее Бородина "Князь Игорь" (1890) и нар. музыкальных драмах Мусоргского "Борис Годунов" (1869, 2-я ред. 1872), "Хованщина" (1872-80, завершена Римским-Корсаковым, 1883). Римский-Корсаков обращался гл. обр. к темам и сюжетам сказочного и легендарного характера ("весенняя сказка"-"Снегурочка", 1881; "опера-былина" - "Садко", 1896). В "лирических сценах" "Евгений Онегин" (1878) и психологич. муз. драме "Пиковая дама" (1890) Чайковского проявился глубокий интерес композитора к внутр. душевному миру человека. Образцами бытового комедийного жанра являются оперы "Майская ночь" Римского-Корсакова (1878), "Сорочинская ярмарка" Мусоргского (1874-80, окончена Ц. А. Кюи, 1915), "Черевички" Чайковского (1885; 1-я ред.- "Кузнец Вакула", 1874).

Чайковский и Бородин создали национально своеобразный тип рус. симфонии. В симфониях Чайковского яркая драматич. напряжённость, острота конфликтных сопоставлений соединяются с использованием жанрово-бытовых элементов. Ему принадлежит также большое количество произв. др. симф. жанров, в т. ч. программные симф. увертюры и фантазии на сюжеты высокого трагедийного звучания ("Ромео и Джульетта" по Шекспиру, 1869; "Франческа да Римини" по Данте, 1876). Для симфоний Бородина (особенно 2-й-"Богатырской", 1876) характерны эпич. монументальность образов, широта и плавность развития. Римский-Корсаков - мастер красочной оркестровой звукописи; его муз. картины природы, быта и сказочной фантастики покоряют блеском и образностью ("Испанское каприччио", 1887; "Шехеразада", 1888). Один из видных представителей отечеств, симфонизма-М. А. Балакирев, развивавший в своих оркестровых сочинениях русские народные и восточные элементы ("Увертюра на темы трёх русских народных песен", 1858; "Тамара", 1882).

В камерном вокальном творчестве рус. композиторов получили отражение образы классич. отечеств, поэзии. Лирика Чайковского завоевала популярность благодаря своей эмоциональной правдивости, силе и яркости выражения непо-средств. чувства. У Мусоргского романс превращается часто в драматич. сценку, рисующую живой, реально очерченный социальный тип. Образы эпического, пейзажного, нар.-жанрового характера представлены в романсах Бородина, Балакирева, Римского-Корсакова. Совершенные образцы камерной инструм. музыки создали Чайковский (3 струнных квартета; фп. трио "Памяти великого художника", 1882) и Бородин (2 струнных квартета, 1879, 1881; фп. квинтет, 1862). Значительным вкладом в концертную фп. лит-ру являются 1-й концерт для фп. с оркестром Чайковского (1875), "Исламей" Балакирева (1869), "Картинки с выставки" Мусоргского (1874).

Новый этап в развитии муз. иск-ва- балеты Чайковского ("Лебединое озеро", 1876; "Спящая красавица", 1889; "Щелкунчик", 1892), в которых музыка становится ведущим компонентом драматургии.

На рубеже 19-20 вв. выдвигаются: А. К. Глазунов - мастер крупной инструм. формы, написавший 8 симфоний и множество др. симф. и камерных сочинений, а также балеты (в т. ч. "Раймонда", 1897); С. И. Танеев - музыкант-мыслитель, стремившийся к воплощению глубоких филос. замыслов (кантаты "Иоанн Дамаскин", 1884, и "По прочтении псалма", 1915; опера "Орестея", 1894; симфония до минор, 1898, и др.); А. К. Лядов - тонкий художник-миниатюрист, автор разнообразных фп. пьес (прелюдии, этюды и др.) и оркестровых сочинений на нар. темы и сюжеты ("Восемь русских народных песен для оркестра", 1906; "Баба-Яга", 1904; "Кикимора", 1910). К ним примыкают А. С. Аренский, Вас. С. Калинников, М. М. Ипполитов-Иванов, А. Т. Гречанинов, С. М. Ляпунов.

В рус. музыке нач. 20 в. проявляются новые черты, находит прямое или косвенное отражение рост революц. движения. Римский-Корсаков в аллегорич., зашиф-ров. форме воплотил чаяния рус. общества об освобождении в операх "Кашей Бессмертный" (1902) и"3олотой петушок" (1907). С. В. Рахманинов и А. Н. Скрябин - наиболее крупные и характерные выразители этой эпохи в музыке. Творчество обоих композиторов отличается бурным, беспокойным пафосом. Вместе с тем оно во многом различно. В произв. Рахманинова, тесно связанных с наследием Чайковского, Римского-Корсакова, Бородина, с реалистич. рус. лит-рой и живописью, большое место занимают образы родной природы и быта. Скрябин более субъективен и изыскан. Отталкиваясь от романтич. традиций, он сближается с символизмом. Под влиянием идеалистич. философии мечты о светлом будущем человечества приобретают в его поздних произв. мистико-утопич. окраску. На первый план и у Рахманинова, и у Скрябина выдвигается фп. музыка. Свойственная Рахманинову широкая, порой декоративно-фресковая манера письма особенно ярко проявилась в его концертах для фп. с оркестром (4 концерта, 1891-1926), "Этюдах-картинах" (1911, 1917). Для Скрябина более характерны камерные жанры: сонаты, прелюдии, программные миниатюры с симво-лич. названиями. Оба композитора были также глубоко оригинальными симфонистами. Значит, место в наследии Рахманинова занимают романсы и опера. Высоким этич. пафосом, культурой и мастерством отличается творчество Н. К. Метнера, работавшего почти исключительно в фп. и камерном вокальном жанрах. На рубеже 2-го десятилетия 20 в. появляются сочинения И. Ф. Стравинского и С. С. Прокофьева, стремившихся противопоставить гипертрофированному эмоционализму позднеромантич. иск-ва и хрупкой утончённости модернистских течений здоровую простоту, силу, энергию ритма. В дальнейшем их творч. пути сложились по-разному: Стравинский уже в ранние годы связал свою деятельность с зарубежной муз. жизнью и почти полностью отошёл от нац. традиций, Прокофьев стал одним из виднейших представителей сов. музыки.

В нач. 20 в. достигла расцвета муз.-исполнительская культура. Рус. вокальная школа, основы к-рой были заложены в 19 в. певцами О. А. Петровым, Ф. И. Стравинским и др., выдвигает таких артистов, как Ф. И. Шаляпин, А. В. Нежданова, Л. В. Собинов, И. В. Ершов. Величайшим пианистом 20 в. был Рахманинов. Деятельность выдающихся отечеств, исполнителей способствовала популяризации лучших образцов рус. музыки, её растущему мировому признанию. Многие крупнейшие зарубежные композиторы 20 в. (К. Дебюсси, М. Равель, Л. Яначек и др.) подчёркивали новаторское значение рус. музыки и обращались к ней как к источнику свежих, оригинальных образов и средств муз. выразительности.

Победа Окт. революции 1917 определила новый этап в развитии музыки. Партией и пр-вом принимались меры по созданию наиболее благоприятных условий для поднятия муз. культуры народных масс и превращения музыки в действенное средство коммунистич. воспитания. В период, когда закладывались основы сов. художеств, культуры, важную роль сыграла деятельность музыкантов старшего поколения, осуществлявших живую связь между дореволюц. прошлым рус. музыки и новым, сов. её этапом: композиторов А. К. Глазунова, М. М. Ипполитова-Иванова, А. Д. Кастальского, Р. М. Глиэра, С. Н. Василенко, А. Ф. Гедике, М. Ф. Гнесина, исполнителей и педагогов К. Н. Игумнова, А. Б. Гольденвейзера, Л. В. Николаева, критиков и музыковедов В. Г. Каратыгина, А. В. Оссовского, Б. В. Асафьева, Б. Л. Яворского, М. В. Иванова-Борецкого.

Рус. музыка послеоктябрьского периода является частью многонац. муз. культуры СССР (см. том СССР, раздел Музыка). Развиваясь в тесной связи и творч. взаимодействии с иск-вом всех народов страны, она занимает ведущее положение в этом содружестве. Мн. рус. музыканты, работая в различных союзных и авт. республиках, способствовали росту нац. муз. культур этих народов и освоению ими новых совр. форм проф. иск-ва. В свою очередь рус. композиторы обогащали собств. творчество, вдохновляясь образами из жизни братских народов, своеобразными красками, мелодиями и ритмами их муз. фольклора.

Осн. черты сов. музыки как боевого, гражданственного иск-ва, мобилизующего нар. массы на борьбу за коммунистич. идеалы, складывались уже в песнях Гражд. войны, затем в первых опытах воплощения совр. революционной темы в операх, симфониях, кантатах 20-х гг. Решение новых задач было связано с борьбой против схематизма, упрощенчества и чуждых сов. иск-ву левацко-формалистич. тенденций. Под руководством партии эти недостатки успешно преодолевались, сов. музыка утвердилась на позициях социалистич. реализма и заняла важное место в культурной жизни народа.

Мировое признание получили выдающиеся достижения симф. музыки, лучшие произв. этого жанра проникнуты высоким гуманистич. пафосом, силой выражения, глубиной филос. мысли. Основоположник рус. сов. симфонизма - Н. Я. Мясковский, автор 27 симфоний, творчество к-рого сочетает следование классич. нац. традициям с живым откликом на явления совр. действительности. Острейшие конфликты современности запечатлены в творчестве крупнейшего симфониста Д. Д. Шостаковича. Симфонии С. С. Прокофьева отличаются эпичностью склада и ярко выраженным рус. нац. характером. Существ, вклад в развитие сов. симфонизма внесли В. В. Щербачёв, Л. К. Книппер, В. Я. Шебалин, Г. Н. Попов, М. С. Вайнберг, Н. И. Пейко.

В 30-х гг. были достигнуты первые удачи в создании сов. оперы: "Тихий Дон" И. И. Дзержинского (1935), "В бурю" Т. Н. Хренникова (1939, 2-я ред. 1952), "Семён Котко" Прокофьева (1939). Одной из наиболее выдающихся сов.