загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна,окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ПРОМЫШЛЕННОМ, ЖИЛОМ И НЕ ТОЛЬКО...:
ПОНЯТИЯ:

МОНТАЖ (франц. montage - подъём установка, сборка, от monter - поднимать), сборка и установка сооружений конструкций, технологического оборудования агрегатов, машин (см. Сборка машин, аппаратов, приборов и др. устройств и готовых частей и элементов.
МОНТАЖ в строительстве - основной производственный процесс, выполняемый при возведении зданий и сооружений или и реконструкции, в результате которого устанавливают в проектное положение строительные конструкции, инженерное технологическое оборудование и др. МОНТАЖ технологического оборудования включает также присоединение его к источникам энергоснабжения системам очистки и удаления отходов оснащение приборами, средствами автоматизации и контроля
.


СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ в СССР, организационно обособленные производственно-хозяйственные единицы, основным видом деятельности которых является строительство новых, реконструкция, капитальный ремонт и расширение действующих объектов (предприятий, их отдельных очередей, пусковых комплексов, зданий, сооружений), а также монтаж оборудовани я. К государственным СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ относятся строительные и монтажные тресты (тресты-площадки, тресты гор. типа, территориальные, союзные специализированные тресты); домостроительные, заводостроительные и сельские строительные комбинаты; строительные, (монтажные) управления и приравненные к ним организации (напр., передвижные механизированные колонны, строительно-монтажные поезда и др.).
ПРОЕКТИРОВАНИЕ (от лат. projectus, буквально - брошенный вперёд), процесс создания проекта - прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния. Различают этапы и стадии ПРОЕКТИРОВАНИЯ, характеризующиеся определённой спецификой. Предметная область ПРОЕКТИРОВАНИЯ постоянно расширяется. Наряду с традиционными видами ПРОЕКТИРОВАНИЯ (архитектурно-строительным, машиностроительным, технологическим и др.) начали складываться самостоятельные направления ПРОЕКТИРОВАНИЯ человеко-машинных систем (решающих, познающих, эвристических, прогнозирующих, планирующих, управляющих и т. п.) (см. Система "человек и машина"), трудовых процессов, организаций, экологическое, социальное, инженерно-психологич., генетическое ПРОЕКТИРОВАНИЕ и др. Наряду с дифференциацией ПРОЕКТИРОВАНИЯ идёт процесс его интеграции на основе выявления общих закономерностей и методов проектной деятельности.
ПРОМСТРОЙПРОЕКТ, проектный институт в ведении Госстроя СССР. Находится в Москве. Организован в 1933. В составе института архитектурно-строительные и конструкторские отделы; ПРОМСТРОЙПРОЕКТ возглавляет объединение "Союзхимстройниипроект" с проектными институтами в Киеве, Ростове-на-Дону, Тольятти, Алма-Ате. Разрабатывает проекты (архитектурно-строительные и сан.-технич. части) производственных зданий и сооружений крупнейших промышленных предприятий автомобильной, машиностроит., металлургич., химич. и др. отраслей пром-сти; схемы генеральных планов пром. узлов и упорядочения существующих пром. районов; мероприятия по повышению уровня индустриализации строительтсва за счёт унификации и типизации зданий, сооружений и конструкций и внедрения эффективных строит. материалов; нормативные документы и методич. указания по проектированию пром. зданий и сооружений. Периодически публикует реферативную информацию "Строительное проектирование промышленных предприятий". Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1958)

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

ле смерти Карла XII назначен королевой Ульрикой Элеонорой министром, но на пути в Швецию умер. Оставил мемуары.

ЛЕВЕНГУК (Leeuwenhoek) Антони ван (24.10.1632, Делфт,-26.8.1723, там же), голландский натуралист, основоположник научной микроскопии, чл. Лондонского королев, об-ва (с 1680). Занимался торговлей мануфактурой и галантереей. Используя свой досуг для шлифования оптич. стёкол, Л. достиг в этом большого совершенства. Изготовленные им линзы, к-рые он вставлял в металлич. держатели с прикреплённой к ним иглой для насаживания объекта наблюдения, давали 150- 300-кратное увеличение. При помощи таких "микроскопов" Л. впервые наблюдал и зарисовал сперматозоиды (1677), бактерии (1683), эритроциты, а также простейших, отдельные растит, и животные клетки, яйца и зародыши, мышечную ткань и мн. др. части и органы более чем 200 видов растений и животных. Впервые описал партеногенез у тлей (1695-1700). Л. стоял на позициях преформизма, утверждая, что сформированный зародыш уже содержится в "анималькуле" (сперматозоиде). Отрицал возможность самозарождения. Свои наблюдения он описывал в письмах (всего до 300), к-рые направлял гл. обр. в Лондонское королев, об-во.

Соч.: Opera omnia, Lugduni Batavorum, 1715-22; Alle de brieven, del 1 - 5, Amst., 1939-57.

Лит.: Т а к ж и н Н. В., Левенгук, его жизнь и деятельность. (По его письмам), Л., 1946; Schierbeek A., Measuring the invisible world. The life and works of A. van Leeuwenhoek, L.-N.Y., 1959. А.Е.Гайсинович.

А. Левенгук.

ЛЕВЕНЕ (Levene) Рикардо (7.2.1885, Буэнос-Айрес,-13.3.1959, там же), аргентинский историк и правовед. Проф. нац. ун-та Буэнос-Айреса и нац. ун-та Ла-Платы, чл. Академии права и социальных наук, чл. нац. академии истории, в течение мн. лет её президент. Автор ряда фундаментальных исследований. Л. рассматривал политич. историю страны в отрыве от экономич. и классовой основы. Его концепция в основном совпадает со взглядами родоначальников либерально- позитивистской школы В. Ф. Лопеса и Б. Митре. Л. давал отрицат. оценку диктаторскому режиму X. М.Росаса (1829- 1852), осуждал экспансионистские устремления иностр. держав на Ла-Плате. Труды Л. содержат ценный фактич. материал.

Соч.: Historia de la nacion Argentina, v. 1-10, В. Aires, [1936-50]; Historia del derecho argentine, v. 1-8, B. Aires, 1945 - 54; La anarquia de 1820 у la iniciacion de la vida pub.ica de Rosas, B. Aires, 1954.

ЛЕВЕНТ (Levent) Агях Сырры (р. 26.1. 1894, Родос), турецкий писатель и филолог. Окончил лит. ф-т Стамбульского ун-та (1919). Преподавал лит-ру в вузах Турции (1922-49). Гл. ред. журн. "Турецкий язык", один из организаторов издания турецкой энциклопедии. Автор сентимент. романа "Страдания" (1928) и серии монографий о творчестве тур. и тюркоязычных писателей. Депутат меджлиса (1940-46).

С о ч.: Edebiyat tarihi dersleri, 1st., 1943; Divan edebiyati. 1st., 1941, 2 bs., 1st., 1943; Tarih boyunca tiirk dili. Ankara, 1961; Ummet cagi turk edebiyati, Ankara, 1962; Ali Sir Nevai, cilt 1-4, Ankara, 1965-68.

Лит.: Kutluk I., Agah Sirn Levend. Hayaitveeserleri, 1st., 1963; Necatigil В., Edebiyatimizda isimler sozlugii, 7 bs., 1st., 1972.

ЛЕВЕНТИНА (Leventina), горная долина на Ю. Швейцарии. Протягивается от насел, пункта Айроло (у перевала Сен- Готард) до впадения р. Тичино (приток р. По) в оз. Лаго-Маджоре. По Л. проходит участок ж. д. Милан (Италия) - Цюрих (Швейцария).

ЛЕВЕРКУЗЕН (Leverkusen), город в ФРГ, в земле Сев. Рейн-Вестфалия, близ Кёльна. 107,6 тыс. жит. (1970). Порт на Рейне. Узел ж. д. и авиасообщений. Один из гл. центров хим. пром-сти в стране (з-ды "Фарбенфабрикен Байер АГ" с более чем 30 тыс. занятых). Машиностроение, металлообр., текст, пром-сть; прокатное произ-во.

ЛЕВЕРТИН (Levertin) Оскар Ивар (17.7.1862, Грют, близ Норчёпинга,- 22.9.1906, Стокгольм), шведский писатель, литературовед. Род. в семье антиквара. С 1899 проф. истории лит-ры в Стокгольмском ун-те. Лит. деятельность начал в 1883 в русле натурализма, в 1889 примкнул к неоромантикам и совместно с К. Г. В. Хейденстамом опубл. программный памфлет "Свадьба Пепиты" (1890), направленный против натурализма. Первый сб. "Легенды и песни" (1891), в к-ром Л. обратился к фантастич. образам средневековья, проникнут пессимизмом; автор пытался преодолеть его в сб-ках"Но- вые стихи" (1894) и "Стихи" (1901). Для новелл сб. "Рококо" (1899, рус. пер.- б. г. изд.) и романа "Магистры в Эстеро- се" (1900) характерен интерес к истории. Историко-лит. работы Л. "Театр и драма при Густаве III" (1889), "Из времени Густава III" (1896) и др. сыграли значит, роль в швед. лит. жизни кон. 19- нач. 20 вв.

С о ч.: Samlade skrifter, bd 1-24, Stockh., 1918-20.

Лит.: Soderhjelm W., Oscar Lever- tin, del 1-2, Stockh., 1914-17; F e h r- man C., Levertins kritiska principer, в его кн.: Poesi qch parodi, Stockh., 1957; J u- len В., Hjartats landsflykt. En Levertinstu- die, [Stockh., 1961]. А. А. Мацевич.

ЛЕВЕРЬЕ (Le Verrier) Урбен Жан Жо- зеф (11.3.1811, Сен-Ло,-23.9.1877, Париж), французский астроном, чл. Парижской АН (1846). В 1833 окончил По- литехнич. школу в Париже. С 1846 возглавлял кафедру небесной механики в Парижском ун-те, с 1854 директор Парижской обсерватории. Работы Л. посвящены решению проблем небесной механики. В 1839 провёл исследование вековых изменений планетных орбит и изучил вопрос об устойчивости Солнечной системы. В 1845 Л., по предложению Д. Ф. Араго, занялся изучением неправильностей в движении планеты Уран и показал, что их причина - находящаяся за пределами орбиты Урана неизвестная планета. Независимо от Дж. К. Адамса вычислил (в 1846) положение этой планеты (позже названной Нептуном); она была открыта И. Г. Галле в 1846 в месте, указанном Л. Открытие Нептуна с помощью предвычислений-одно из крупнейших событий в области теоретической астрономии. В 1849 Л. предложил план ревизии теории движения больших планет. Над этим планом и вычислением планетных таблиц Л. работал до конца жизни. Теория планет Л., требовавшая от него колоссального вычислительного труда, отличается большой точностью; долго использовалась для составления астрономич. эфемерид - таблиц положений тел Солнечной системы. На них основаны вычисления астрономич. ежегодника, издаваемого Бюро долгот ъ Париже. Л. принадлежит также открытие векового движения перигелия Меркурия, не объяснимого законом тяготения Ньютона. Главнейшие соч. Л. опубликованы в основанных им "Анналах Парижской обсерватории".

С о ч.: Recherches astronomiques, "Annales de 1'observatoire de Paris", 1855-78, t. 1-6, 10-14.

Лит? Горшков П. М., Замечательный вековой юбилей открытия планеты Нептун, 8Вестник ЛГУ", 1947, N° 1.

У. Ж. Ж. Леверье.

ЛЕВЗЕЯ сафлоровидная, маралий корень, рапонти- к у м сафлоровидный (Rhapon- ticum carthamoides), многолетнее корневищное травянистое растение сем. сложноцветных. Стебли неветвистые, листья очередные, глубокоперисторас- сечённые с зубчатыми долями, паутини- стоопушённые, реже голые; плоды - буроватые эллипсоидальные семянки с хохолком из перистых щетинок. Встречается гл. обр. в Сибири (в Саянах, на Алтае, в Кузнецком Алатау и др.), преим. на вые. 1700-2000 м над ур. моря. Культивируют как лекарственное растение. Корневища и корни Л. содержат инулин, эфирные масла, смолы, соли органич. кислот и др. вещества. Препараты Л. предложены в качестве средств, возбуждающих центр, нервную систему, повышающих работоспособность при умственном и физич. утомлении.

ЛЕВИ (Levi) Карло (р.29.11.1902, Турин), итальянский писатель, живописец, обществ, деятель. Получил мед. образование. В 1935 был сослан за антифаш. деятельность. Участник Движения Сопротивления. В кн. Л. "Христос остановился в Эболи" (1945, рус. пер. 1955) рассказывается о тяжёлой жизни крестьянства при фашизме. Кн. очерков "Слова-камни" (1955, рус. пер. 1957) раскрывает поворот в сознании сицилийских бедняков, поднимающихся на борьбу за свои права. Кн. "У будущего - древняя добрая душа" (1956) - дневник поездки писателя в "страну будущего" - СССР. В кн. очерков "Весь мёд уже кончился" (1964, рус. пер. 1966) Л. показывает сдвиги в нар. жизни Сардинии в послевоен. годы. Как живописец Л. сложился в 20-е гг. под воздействием фовизма и экспрессионизма. В 30-е гг. примкнул к прогрессивному художеств, движению, направленному против офиц. иск-ва. В 50-е гг. стал видным представителем социально- реалистич. направления. Создал обобщ. образы крестьян Лукании ("Дети колдуньи", 1936; "Трое крестьян", 1955) и картины на темы героич. крест, борьбы ("Оплакивание Рокко Скотелларо", 1954). Л.- активный деятель прогрессивного обществ, движения в совр. Италии. В 1963 избран в сенат, как независимый, по спискам Итал. коммунистич. партии.

Соч.: Ladoppia notte dei tigli, Torino, 1959.

Лит.; Джерманетто Д ж., Глазами художника, "Октябрь", 1956, № 10; П о- т а п о в а 3., Неореализм в итальянской литературе, М-, 1961; Scaramucci I., Romanzi del nostro tempo, [Brescia, 1956]; Testaguzza A-, Carlo Levi scrittore, [Firenze, 1969]; Falaschi G., Levi, Firenze, 1971 (имеется библ.). В. В. Горяинов, 3- М. Потапова.

ЛЁВИ (Loewi) Отто (3.6.1873, Франкфурт-на-Майне, - 25. 12. 1961, Нью- Йорк), австрийский физиолог и фармаколог, доктор медицины (1896). В 1909-38 проф. ун-та в Граце, с 1940 проф. мед. колледжа Нью-Йоркского ун-та. Один из создателей теории химич. передачи нервного возбуждения. Показал, что регуляция деятельности сердца осуществляется посредством выделяемых нервными окончаниями физиол. активных веществ - медиаторов. За работы об участии аце- тилхолина в передаче нервных импульсов Л. удостоен в 1936 Нобелевской пр.(совм. с Г. Дейлом).

Лит.: Henry Dale (1875-). Otto Loewi (1873-), в кн.: Stewenson L. G., Nobel prize winners in medicine and physiology. 1901-1950, N. Y., 1953.

ЛЕВИ (Levy) Поль (15.9.1886, Париж,- 15.12.1971, там же), французский математик, чл. Парижской АН (1964). Доктор математики (1911), ученик Ж. Адамара. С 1920 проф. Политехнич. школы в Париже. Осн. работы по теории вероятностей (где он был одним из основоположников общих предельных теорем и теории случайных процессов), функциональному анализу, теории функций, механике.

Соч.: Theorie de 1'addition des variables aleatoires, 2 ed., P., 1954; в рус. пер.-Конкретные проблемы функционального анализа, М., 1968; Стохастические процессы и броуновское движение, М., 1972 (библ. трудов Л.).

ЛЕВИАФАН, 1) в библейской мифологии огромное морское чудовище, напоминающее гигантского крокодила. В переносном смысле - нечто огромное и чудовищное. 2) Назв. сочинения англ, философа Т. Гоббса, посвящённого проблемам гос-ва.

ЛЕВИ-БРЮЛЬ (Levy-Bruhl) Люсьен (10.4.1857, Париж,-13.3.1939, там же), французский философ и психолог-позитивист, близкий к "социологической" школе Э. Дюркгейма. Наиболее известен своей теорией первобытного "дологического" мышления. Выступая против концепции Э. Тайлора и др. эволюционистов, согласно к-рой первобытный человек ("философствующий дикарь") мыслил так же логически, как и совр. человек, Л.-Б. утверждал, что в "низших обществах" преобладают "коллективные представления" (понятие, разработанное школой Дюркгейма), принципиально отличные от "индивидуальных представлений". "Дологическое мышление", связанное с " коллективными представлениями", управляется, по Л.-Б., не логич. законами тождества, противоречия и пр., а "законом сопричастия" (партиципации). Хотя Л.-Б. полагал, что различным обществ, структурам свойственны и разные типы мышления, однако он не считал, что "дологическое мышление" присуще только отсталым народам: в сфере личного опыта "первобытный человек" действует и мыслит, как и современный, а с др. стороны, и в совр. жизни есть явления (религия, мораль), где сказываются действие коллективных представлений и свойственный им принцип партиципации, неприменимость логич. законов. Несмотря на нек-рый схематизм и односторонность, взгляды Л.-Б. представляют интерес как попытка исследовать ист. изменения в психологии мышления.

С о ч.: Les fonctions mentales dans les so- cietes inferieures, 6 ed., P., 1922; в рус. пер.- Первобытное мышление, М., 1930; Сверхъестественное в первобытном мышлении, М., 1937. С.А.Токарев.

ЛЕВИ-ГРАДЕЦ (Levy Hradec), средневековое городище на левом берегу р. Влта- ва, в 14 км к С. от Праги, в Чехословакии. Раскопками 1939-42 и 1947-52 вскрыты система укреплений и жилища, принадлежавшие различным категориям населения. На основном городище, где, как полагают, с нач. 9 в. жили княжеские слуги, открыты срубные дома. На посаде, обнесённом стеной в 10 в., находились усадьбы крестьян. В 9 в. в Л.-Г. была построена первая в Чехии церковь св. Климента.

Лит.: Borkovsky I., Levy Hradec, Praha, 1965.

ЛЕВИН (Lewin) Курт (9.9.1890, Познань,- 12.2.1947, Ньютон, шт. Массачусетс, США), немецкий и американский психолог. Проф. Берлинского ун-та (1926-33). В 1932-44 проф. в ун-тах Станфорда, Корнеллском и шт. Айова (США). Организатор и директор Ис- следоват. центра групповой динамики Массачусетсского технологич. ин-та (1945-47). В 1920-х гг. был представителем берлинской школы гештальтпсихоло- гии, занимался эксперимент, изучением воли и аффекта. В дальнейшем разработал концепцию личности, в основе к-рой лежит заимствованное из физики понятие поля. "Поле" характеризует у Л. психологич. единство личности и её окружения и представляет собой совокупность взаимосвязанных факторов ("поле" возможных для данного индивида событий и "поле" сил, предопределяющих, какая из возможностей реализуется в поведении индивида). Поведение индивида является внеш. выражением событий, происходящих в его психологич. "поле"; события эти представляют собой либо перемещение из одной области "поля" в другую, либо изменение самой структуры "поля", описываемой Л. с помощью понятий топологии. В концепции "поля" сказалось характерное для Л. стремление перестроить психологию по образцу точных наук, прежде всего физики. Так, мотив, становящийся у Л., в отличие от гештальтпсихологии, одним из осн. понятий, рассматривается им в отвлечении от предметно-смыслового (обществ.-исторического в конечном счёте) содержания ситуации, в к-рой реализуется мотива- ционная динамика. Многочисл. эксперимент, работы, выполненные Л. и его учениками (проблемы запоминания и возобновления прерванных действий, психологич. замещения, фрустрации, "уровня притязаний" личности и др.), заложили основы совр. эксперимент, изучения мотивации. Л. явился одним из основоположников эксперимент. исследования психологии групп (т. н. групповой динамики); входил в возглавлявшийся Н. Винером науч. коллектив, разработавший осн. принципы кибернетики.

С о ч.; Vorsatz, Wi.le und Bedurfnis, В., 1926; Gesetz und Experiment in der Psycho- logie, В., 1927; A dynamic theory of personality, N. Y., 1935; Principles of topological psychology, N. Y. -L., 1936; Resolving social conflicts, N. Y., 1948; Field theory in social science, N. Y., 1951; в рус. пер.-Социализация системы Тэйлора, Л.- М., 1925.

Лит.: Анцыферова Л. И., О теории личности в работах К. Левина, "Вопросы психологии", 1960, № 6; М а г г о w A. J., The practical theorist, N. Y., 1969; К a u f- mann P., K. Lewin, P., 1968; M a i 1 h i- ot G. В., Dynamique et genese des groupes. Actualite des decouvertes de K. Lewin, P., 1968.

ЛЕВИН Леонид Менделевия (р.25.7. 1936, Минск), советский архитектор. Учился в Белорус, политехнич. ин-те (1954-60). Работает в Минске. Участвовал в создании парка им. 50-летия Советской власти (1960-67) и выставочного павильона ВДНХ БССР (1968) в Минске, мемориального комплекса Хатынь (1968-69; Ленинская пр., 1970; илл. см. т. 3, табл. XIII, стр. 176-177).

ЛЕВИН Максим Григорьевич [16(29). 10.1904, Слоним, БССР,-18.4.1963, Москва], советский антрополог, этнограф и археолог, доктор ист. наук (1958), проф. (I960). В 1944-63 зам. директора Ин-та этнографии АН СССР. Полевые исследования вёл в Туве (1926, 1952), Сев. Прибайкалье (1927), на Алтае (1929), на побережье Охотского м. (1930-31), на Амуре и Сахалине (1947), на Чукотке (1957-61). Осн. труды по антропологии и этнографии народов Сибири, Ср. Азии, Японии, общим проблемам расоведения, сравнительной анатомии и мн. др. проблемам, объединённым общей идеей исследования эволюции человека в связи с историей первобытного общества. Разрабатывал учение об историко-этнографич. областях и хоз.-культурных типах. Награждён 2 орденами, а также медалями. Лит.: Памяти М. Г. Левина, "Советская этнография", 1963, № 4 (приведен список осн. трудов Л.).

ЛЕВИНЕ (Levine) Эйген (Евгений) (23.5.1883, Петербург,-5,6.1919, Мюнхен), деятель германского рабочего движения. До 1-й мировой войны 1914-18 примыкал к левому крылу с.-д. партии. В годы войны энергично участвовал в деятельности "Союза Спартака". Принимал активное участие в Ноябрьской революции 1918 и в Январском восстании 1919. Был делегатом Учредит, съезда КПГ (30 дек. 1918-1 янв. 1919). После провозглашения Баварской советской республики Л. возглавил её Исполнительный совет (верховный исполнит, орган). После разгрома Баварской советской республики расстрелян по приговору военно-полевого суда.

Соч. в рус. пер.: Речь перед судом, воспоминания, наброски, М., 1927.

Лит.: Застенкер Н., Баварская Советская Республика, М., 1934; Полтавский М. А., Баварская Советская Республика, М., 1959.

ЛЕВИНСКИЙ (Levinsky) Йозеф (20.9. 1835, Вена,-27.2.1907, там же), австрийский актёр. С 1855 работал в австр. провинц. театрах. В 1858 в роли Франца Моора ("Разбойники" Шиллера) дебютировал на сцене венского "Бургтеатра", где прошла вся его творческая жизнь. Играя гл. обр. роли злодеев, лицемеров, олицетворяющих губительную силу зла,- Вурм ("Коварство и любовь" Шиллера), Яго, Ричард III, Полоний, Шейлок ("Отел- ло", "Ричард III", "Гамлет", "Венецианский купец" Шекспира), .Мефистофель ("Фауст" Гёте), епископ Николас ("Борьба за престол" Ибсена) и др., актёр стремился к философским обобщениям. Большое значение Л. придавал гармонич. сочетанию внеш. и внутр. выразительности, речевой характеристике образа, точности индивидуальных портретов. Гастролировал в России в 1895 и 1898 (Петербург, Москва). Высоко ценил реалистич. иск-во Малого театра.

Лит.: Richter H., I. Levinsky, W., 1926.

ЛЕВИНСОН Евгений Адольфович [7(19).10.1894, Одесса,- 21.3.1968, Ленинград], советский архитектор. Окончил ленингр. Вхутеин (1927). Преподавал в Ленингр. инж.-строит, ин-те (1932- 1945) и в Ин-те живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина (1945- 1968, с 1947 проф.). Крупные работы Л., выполненные в 1930-40-х гг. в духе модернизированной классики, отличаются тонкой графичностыо архит. форм и декоративных деталей (жилые кварталы в р-не Щемиловки, 1937-40, дом Невского райсовета, 1937-40,- все совм. с арх. И. И. Фоминым, в Ленинграде; ж.-д. вокзал в г. Пушкине, 1948-50, совм. с арх. А. А. Грушке, Гос. пр. СССР, 1951). В 1950-60-х гг. Л.- соавтор застройки ряда кварталов на Щемиловке (1958- 1964), архит. части мемориального комплекса на Пискарёвском кладбище (1960) и гостиницы "Советская" (1-я очередь - 1968) в Ленинграде. Награждён 2 орденами, а также медалями.

Лит.: Евгений Адольфович Левинсон. Проекты. Постройки. Графика, Л., 1971.

Е. А. Л е в и н с о н, И. И. Фомин. Невский райсовет в Ленинграде. 1937 - 1940.

ЛЕВИНСОН-ЛЕССИНГ Франц Юльевич [25.2(9.3). 1861, Петербург,- 25.10. 1939, Ленинград], советский геолог и петрограф, акад. АН СССР (1925; чл.- корр. 1914). В 1883 окончил физико-ма- тем. ф-т Петерб. ун-та, в к-ром (с 1889) читал лекции, воспитав несколько поколений отечеств, петрографов и геологов. В 1892-1902 проф. Юрьевского (ныне Тартуского) ун-та, а в 1902-30- Петербургского (Ленинградского) политехнич. ин-та, в к-ром организовал первую в России лабораторию экспериментальной петрографии. В 1902-20 проф. Высших женских курсов в Петербурге, а с 1921 зав. кафедрой петрографии в Ленингр. ун-те.

В 1919 Л.-Л. был избран петрографом Геол. комитета. В АН СССР с 1925 до 1939 выполнял большую научно-организационную работу: был организатором и председателем отдела каменных строительных материалов и почвенного отдела Комиссии по изучению естеств. производит, сил, директором Геологического музея и Почвенного ин-та имени В. В. Докучаева (1925-29), организатором и директором Петрографического института (1930-38), организатором и первым директором Вулканологич. станции на Камчатке, председателем Комиссии по комплексному изучению Каспийского м. (1934-39), председателем Азерб. и Арм. филиалов АН СССР, руководил академической комиссией в Закавказье (Армения). Деятельно участвовал в гидрогеологических изысканиях на Свирьстрое (1920-23). Осн. труды по теоретич. петрографии, вопросам петрогенезиса. Л.-Л. полагал, что существуют две родо- начальные магмы - гранитовая и базальтовая. Наряду с кристаллизационной дифференциацией магмы (кристаллизация в процессе застывания) признавал ликвацию магмы, т. е. распад её на две несмешивающиеся жидкости разного хим. состава. Л.-Л. обосновал представление о петрографич. формациях (1888), а также первую рациональную хим. классификацию горных пород (1898). Л.-Л. установил механизм образования экструзивных конусов и их связь с интрузиями. Автор многочисл. трудов по кристаллографии и минералогии, вулканологии и общей геологии, стратиграфии и палеонтологии, почвоведению и истории геологии. Под рук. Л.-Л. были подготовлены к печати "Сборник химических анализов русских изверженных и метаморфических горных пород" 3. Н. Немо- вой (1930) и первое рус. издание "Петрографического словаря" (1932). В честь Л.-Л. в АН СССР учреждена премия его имени, периодически присуждаемая за лучшие работы по петрографии.

Соч.: Петрография, 5 изд., Л.- М., 1940; Избр. труды, т, 1-4, М.- Л., 1949-55.

Лит.: Белянкин Д. С., Отечественная петрография и Ф. Ю. Левинсон-Лессинг, "Изв. АН СССР. Серия геологическая", 1949, № 6; Г и н з б е р г А. С., Значение петрографических работ Ф. Ю. Левинсон- Лессинга для русской и мировой науки, там же, 1952, № 5; Л и ч к о в Б. Л., Идеи Ф. Ю. Левинсон-Лессинга о вековых колебаниях земной коры в свете современных воззрений, в кн.: Очерки по истории геологических знаний, сб. 5, М., 1956.

Ф. Ю. Левинсон-Лессинг.

ЛЕВИ-ПРОВАНСАЛЬ (Levi-Provenpal) Эварист (4.1.1894, г. Алжир,-23.3. 1956, Париж), французский востоковед- арабист, специалист по истории Магриба и мусульм. Испании в ср. века. Окончил Алжирский ун-т. С 1920 проф. Ин-та высших знаний в Рабате, в 1935-40 проф. Алжирского ун-та. В 1940-44 жил во Франции и Египте. С 1944 проф. Сорбонны. Один из инициаторов и редакторов 2-го изд. "Энциклопедии ислама", основатель (1954) журн. "Арабика". Гл. труд-"История мусульманской Испании".

С о ч.: Histoire de 1'Espagne musulmane, 2 ed., t. 1-3, P., 1950 - 55; в рус. пер.- Арабская культура в Испании, М-. 1967. Библ. трудов Л.-П. см. "Arabica", 1956, t. 3, fasc. 2.

ЛЕВИРАТ (от лат. levir - деверь, брат мужа), брачный обычай, по к-рому вдова была обязана или имела право выйти замуж за брата своего умершего мужа. Л. как пережиток группового брака был широко распространён у мн. народов в эпоху родового строя. Долгое время сохранялся у ряда народов (на Кавказе, в Ср. Азии, у евреев и др.) в эпоху распада родового строя и в классовом обществе. На этом этапе сохранению Л. способствовал обычай калыма (женщина, за к-рую уплачен калым, считалась собственностью рода или семьи, купивших её).

Лит.: Косвен М. О., Очерки истории первобытной культуры, М., 1953, с. 111-12; Штернберг Л. Я., Семья и род у народов северо-восточной Азии, Л., 1933.

ЛЕВИ-СТРОС (Levi-Strauss) Клод (р.28.11.1908, Брюссель), французский этнограф и социолог, один из главных представителей структурализма. В 1932 окончил ун-т в Париже. В 1935-38 профессор в Сан-Паулу (Бразилия); в 1942-47 в США в новой школе социальных исследований, культуратташе франц. посольства. С 1950 проф. Высшей нормальной школы в Париже и руководитель лаборатории социальной антропологии, с 1959 проф. Коллеж де Франс.

Л.-С.- воспитанник франц. социоло- гич. школы Э. Дюркгейма, М. Масса, испытал влияние амер. школы культурной антропологии, а также лингвистического структурализма (Р. Якобсон) и теории информации. Разработал принципы структурной антропологии. Малые этнографически-пережиточные общества с устойчивой социальной структурой Л.-С. считает идеальным объектом науч. изучения с помощью структурного анализа. Правила брака и номенклатуру родства, тотемич. обозначения и мифологич. представления интерпретирует как семи- отич. (знаковые) моделирующие системы. Л.-С. создал оригинальную и глубокую теорию первобытного мышления, во многом противостоящую теории Л. Леви- Брюля, и применил её к изучению се- мантич. структуры мифов амер. индейцев. Он показал своеобразие мифологического мышления как мышления на чувственном уровне, конкретного, метафорического. Это мышление способно к обобщениям, классификациям и логич. анализу и составило, по Л.-С., интеллектуальную основу технич. прогресса в эпоху неолита. В оценке первобытного общества Л.-С. свойственна его идеализация в духе Ж. Ж. Руссо. Рассматривая мифологич. мышление в плане порождения им знаковых систем, Л.-С. выявляет роль бинарных оппозиций (напр., верх-низ, мужской - женский, сырое - варёное) и "посредничества" между ними с целью преодоления фундаментальных противоречий, зафиксированных человеческим сознанием (напр., жизни и смерти). Поскольку Л.-С. трактует мифологическое мышление как коллективно-бессознательное и относительно независимое от других форм племенной жизнедеятельности, анализ мифов представляется ему средством выявления первичных структур сознания, исконной человеческой "анатомии ума". Начав с анализа мифа как аналога естеств. языка -идеального средства информации, Л.-С. постепенно сближает миф с музыкой, как идеальным образцом художеств, структуры. Соответственно он делает упор на исследование семантики, а не самого повествовательного сюжета. Подчёркивание метафорич. характера мифа открывает возможность применения метода Л.-С. для анализа иск-ва, хотя пафос самовыявления структур может обеднить его содержательный аспект. Для метода Л.-С., как и структурализма вообще, характерен анализ устойчивых культур, выделение их структуры при отвлечении от динамики развития. При этом остаётся в тени проблема историч. смены одних обществ, структур другими, что справедливо подчёркивалось критиками Л.-С. Хотя Л.-С. неоднократно называет себя последователем К. Маркса и весьма критически отзывается об экзистенциализме и феноменологизме, в его гносеологич. представлениях несомненно влияние феноменологии. Л.-С. решительно отвергает взгляд на структурализм как на особую филос. систему.

С о ч.: La vie familiale et sociale des Indiens Nambikwara, P., 1948; Tristes tropiques, P., 1955; _Anthropologie structurale, P., 1958; Le totemisme aujourd'hui, P., 1962; La pensee sauvage, P., 1962; Mythologiques, v. 1-4, P., 1964-71; Les structures efementaires de la parente, 2 ed., P.- La Haye, 1967; в кн.: Charbonnier G., Les entretiens avec Cl. Levi-Strauss, P., 1969.

Лит.: Мелетинский Е., Клод Леви- Строс и структурная типология мифа, "Вопросы философии", 1970, № 7; его же, Клод Леви-Строс. Только этнология?, "Вопросы литературы", 1971, № 4; Merleau- Р о n t у М., De Mauss u Levi-Strauss, в кн.: Signes, P., 1960; Leach E. [ed.], Structural study of myth and tothemism, L., 1967; S i- m о n i s Y., Claude Levi-Strauss ou "la passion de 1'inceste", P., 1968; L e а с h E., Levi- Strauss, N. Y., 1970; Kirk G. S., Myth, its meaning and functions in ancient and other cultures. Berk.- Los Ang., 1970, p. 42-83; Claude Levi-Strauss; the anthropologist as hero, Camb.- L., [1970]; Cressant P., Levi-Strauss, P., [1970]; Remotti F., Levi-Strauss. Struttura e storia, Torino, 1971; "Esprit", 1963, Novembre; "L'Arc", 1965, № 26; "Aut-Aut", 1965, iuglio.E.M .Мелетинский.

ЛЕВИТ Владимир Семёнович [4(16). 1.1883, с. Талалаевка, ныне Черкасской обл.,-29.6.1961, Москва], советский хирург, засл. деят. науки РСФСР (1936), ген.-майор мед. службы, В 1906 окончил мед. ф-т Харьковского ун-та. В 1926-53 зав. кафедрой госпитальной хирургии 2-го МГУ (с 1930 2-й Моск. мед. ин-т). Во время Великой Отечеств, войны 1941-45 зам. гл, хирурга Сов, Армии.

В 1928 впервые в СССР произвёл резекцию кардиальной части желудка по поводу рака, разработал оригинальные методы лечения огнестрельных ранений конечностей и грудной клетки.

С о ч.: Учебник частной хирургии, т. 1 - 2. М., 1944-47 (совм. с С. С. Гирголавом). Лит.: Жизнь и деятельность В. С. Левита (1883 - 1961), "Хирургия", 1962, № 7.

ЛЁВИТ (Lowith) Карл (р. 9.1.1897, Мюнхен), немецкий философ-идеалист. Проф. Марбургского (1928-36) и Токийского (1936-41) ун-тов; в 1941-52 работал в США, с 1952 в Гейдельбергском ун-те. Филос. воззрения Л. складывались под влиянием "философии жизни" Ф. Ницше, феноменологии позднего 3. Гуссерля и особенно экзистенциальной философии М. Хайдеггера, с к-рым Л. впоследствии разошёлся из-за сближения Хайдеггера с фашизмом в 1-й пол. 1930-х гг. В осн. соч.- "От Гегеля до Ницше" (1941) - Л. пытается выявить филос. истоки марксизма, ницшеанства, экзистенциализма. Согласно идеалистич. концепции Л., Гегель своей системой завершил "эпоху духа" в бурж. духовном развитии и оказал решающее влияние на последующее развитие, к-рое привело к концу "буржуазно-христианский" мир и вылилось, с одной стороны, в марксизм, а с другой - в экзистенциализм. С 1950-х гг. интерес Л. всё больше сосредоточивается на вопросах философии истории.

С о ч.: Kierkegaard und Nietzsche, Fr./M., 1933; Heidegger. Denker in durftiger Zeit, Stuttg., 1953; Weltgeschichte und Heilgesche- hen, 3 Aufl., Z., [1957]; Wissen, Glaube und Skepsis, [2 Aufl.], Gott., 1958; Gesammelte Abhandlungen. Zur Kritik der geschichtlichen Existenz, [Stuttg., I960]; Die Hegelsche Linke, Stuttg., 1962; Gott, Mensch und Welt in der Metaphysik von Descartes bis zu Nietzsche, Gott., 1967. П. П. Гайденко.

ЛЕВИТ Соломон Григорьевич (1894- 1943), советский генетик, один из основоположников генетики медицинской в СССР. Родился в г. Укмерге, ныне Литов. ССР. По окончании мед. ф-та МГУ (1921) работал в клинике МГУ. В 1926-30 в Комакадемии. В 1930-37 директор Медико-генетич. ин-та им. М. Горького (до 1935 - Медико-биол. ин-т). Л. был организатором клинико-ге- нетич. исследований близнецов. Результаты осуществлённых под рук. Л. исследований опубликованы в 4 тт. Трудов ин-та (1929-36).

Соч.: Генетика и патология, "Медико- биологический журнал", 1929, № 5-6; Некоторые итоги и перспективы близнецовых исследований, "Тр. Медико-биологического н.-и. ин-та", 1934, т. 3; Проблема доминант- ности у человека, там же, 1936, т. 4.

Лит.: Гайсинович А. Е., У истоков советской генетики. I. Борьба с ламаркизмом (1922-27), "Генетика", 1968, № 6.

А. Е. Гайсинович.

ЛЕВИТАН Исаак Ильич [18(30).8. I860, Кибартай, ныне Вилкавишкского р-на Литов. ССР,- 22.7(4.8).1900, Москва], русский живописец-пейзажист. Сын мелкого ж.-д. служащего. С начала 1870-х гг. жил в Москве. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ; 1873-85) у А. К. Саврасова и В. Д. Поленова. С 1884 экспонент, с 1891 чл. Товарищества передвижников. С 1897 чл. художеств, объединения "Мюнхенский Сецессион". Участник выставок журнала <Мир искусства* (1898-1900). С 1898 преподаватель МУЖВЗ (ученики - П. И. Петровичев, Н. Н. Сапунов и др.). Работал в Крыму (1886, 1899), на Волге (1887-90), в Финляндии (1896), в Италии, Франции, Швейцарии (1890, 1894, 1897, 1898). Восприняв у Саврасова метод тщательного изучения натуры и поэтизации обыденного, приближаясь к пленэрной живописи на основе опытов Поленова и мастеров барбизонской школы, Л. в нач. 1880-х гг. постепенно переходит от детализации и жанрово-повествовательной трактовки мотива, скупого, порою сумрачного колорита ранних работ к более широкой манере, к раскрытию тончайших состояний природы и атмосферы, к цельности эмоцион. образа ("Осенний день. Сокольники", 1879), а в сериях этюдов этих лет - к тональному, тонко нюансированному колориту ("Мостик. Саввинская слобода", 18134, этюд). Обогатив свою палитру работой в Крыму, Л. открывает для себя величие волжских пространств, изображение к-рых становится одной из его гл. тем ("Вечер на Волге", 1888). В произв. кон. 1880-х гг. Л. добивается ясности, выверенности композиции, чёткости пространств, планов, неразрывно связанных уравновеш. цветовым строем ("Вечер. Золотой Плёс", "После дождя. Плёс"; оба -1889). В его творчестве рождается т. н. пейзаж настроения, в к-ром состояние природы осмысляется как выражение движений человеч. души. Природа предстаёт у Л. поэтически преображённой, одухотворённой незримым присутствием человека; её образ внушается зрителю вместе с гаммой общепонятных ассоциаций и переживаний - тревожных или интимно-лирических. В дальнейшем передача конкретных ландшафтов постепенно сменяется воплощением самого характера рус. природы, типич. её черт. Овеянные традиционными нар. представлениями, эти произв. во многом отражают понятные современникам мысли, чувства и настроения; своим интонационным строем они особенно близки лирич. прозе А. П. Чехова ("Вечерний звон", "У омута"; оба -1892). Картиной "Владимирка" (1892), где впервые возникает ставшая затем одной из центр, для Л. тема дороги, её влекущей вдаль силы, художник заявил также о своей обществ, позиции, изобразив тракт, по к-рому шли сосланные в Сибирь на каторгу. Светонасыщенность, прозрачность чистых цветов, внутр. динамика живописи ряда работ 1880-90-х гг. ("Берёзовая роща", 1885-89; "Март", илл. см. т. 9, табл. XIX, стр. 192-193) в известной мере созвучны стилистике импрессионизма. В больших композициях Л. эти качества служат средством достижения мажорной звонкости цвета, сочетающейся с устойчивой определённостью форм ("Свежий ветер. Волга", 1891-95; "Золотая осень", 1895). Творчество Л. 1890-х гг., связанное с общими стили- стич. исканиями рус. иск-ва этого времени, отмечено также тяготением к большей обобщённости письма, к плоскостно- декоративному, остросилуэтному разрешению композиции, к нек-рой драматизации пейзажного мотива ("Над вечным покоем", 1894; "Сумерки. Стога", 1899; "Летний вечер", 1900; как и все названные произв.- в Третьяковской гал.). Стремлением к синтезу образных и живописных поисков последних лет явилась незаконч. картина "Озеро. Русь" (1900, Рус. музей, Ленинград) - монументаль- но-эпич. символ родной страны. Иск-во Л. составило эпоху в развитии рус. пейзажной живописи, оказав значит, влияние на следующее поколение художников- пейзажистов.

Илл. см. на вклейке к стр. 240.

Лит,: И. И. Левитан. Письма. Документы. Воспоминания, М., 1956; Исаак Ильич Левитан. Каталог выставки..., М., I960; Фёдоров -~Д а в ы д о в А. А., Исаак Ильич Левитан. Жизнь и творчество, т. 1-2, М., 1966. В.А. Калмыков.

И. И. Левитан. Портрет работы В.А. Серова. 1892. Третьяковская галерея. Москва> Фрагмент.

И. И. Левитан. "Вечерний звон". 1892. Третьяковская галерея. Москва. К ст. Левитан И. И.

ЛЕВИТАН Юрий Борисович [р. 19.9 (2.10).1914, г. Владимир], диктор Гос. комитета Сов. Мин. СССР по телевидению и радиовещанию, нар. арт. РСФСР (1973). Чл. КПСС с 1941. Работает диктором Всесоюзного радио с 1931. Обладает редким по тембру и выразительности голосом. В годы Великой Отечественной войны 1941-45 чтение Л. сводок Сов информбюро, приказов Верховного Главнокомандующего и др. сообщений имело большое агитац. и пропагандистское значение, оказывало сильное эмоциональное воздействие. Л. читает важнейшие политич. документы, ведёт репортажи с Красной площади, из Кремлёвского Дворца съездов, участвует в озвучивании фильмов и т. д. Награждён 2 орденами, а также медалями.

Ю. Б. Левитан.

ЛЕВИТОВ Александр Иванович [20. 7(1.8). 1835, с. Доброе, ныне Липецкой обл.,-4(16). 1. 1877, Москва], русский писатель. Род. в семье сел. дьячка. В 1855 поступил в Петерб. медико-хи- рургич. академию, однако вскоре (в 1856) был арестован за участие в студенч. кружке и сослан на 3 года на Север. Первое произв. Л.- "Ярмарочные сцены. (Очерки из простонародного быта)" - было опубл. в журн. "Время" (1861). Тяготел к традициям "натуральной школы". В 1866 совм. с М. А. Вороновым издал сб. "Московские норы и трущобы". В 1874 появился сб. Л. под характерным заглавием "Горе сёл, дорог и городов". Три темы доминируют в его творчестве: пореформенная деревня с засильем кулаков, темнотой и покорством мужиков, распадением общины под напором капитала; жизнь гор. тружеников и людей "дна"; трагич. судьба разночинной интеллигенции. Писатель-демократ, мастер лаконичного лиро-эпического очерка, Л. часто прибегал к средствам социальной сатиры, к острому языковому гротеску. Умер от туберкулёза, в нищете.

С о ч.: Собр. соч., т. 1-2, М., 1884; Собр. соч. [Критико-биографич. очерк А. А. Измайлова], т. 1-8, СПБ, 1911; Соч., т. 1-2, М.- Л., 1932-33; Соч., М., 1956.

Лит.: Левитов, в кн/f История русской литературы, т. 8, ч. 1, М.- Л., 1956; Струков А., А. И. Левитов, Липецк, 1960; Силаев А., Лиры звон кандальный. Очерки жизни и творчества А. И. Левитова, Липецк, 1963. Г. М. Миронов.

ЛЕВИТСКИЙ Григорий Андреевич [7(19).11.1878- 20.5.1942], советский ботаник и цитолог, чл.-корр. АН СССР (1932). Род. в с. Белки, ныне Житомирской обл. УССР. Окончил Киевский ун-т (1902), ученик С. Г. Навашина. Преподаватель Киевского политехнич. ин-та (1904-08 и 1911-22), проф. Киевского ин-та нар. х-ва (1920-25), зав. лабораторией Киевского ин-та селекции (1922- 1925). В 1925-41 руководил лабораторией цитологии Всесоюзного ин-та растениеводства в Ленинграде. Проф. Пушкинского с.-х. ин-та (1930-32, 1938-41) и ЛГУ (1933-41). Осн. работы по изучению строения и развития хондриосом в растит, клетках, морфологии хромосом и их эволюционных изменений, по кариоси- стематике растений и применению цито- логич. метода в селекции. Награждён орденом Трудового Красного Знамени.

Соч.: Материальные основы наследственности, К., 1924; Морфология хромосом. История. Методика. Факты. Теория, в кн.: Классики советской генетики. 1920-1940, М., 1968, с. 171 - 226; Цитологический метод в селекции,там же, с. 227 - 244. Д. В. Лебедев.

ЛЕВИТЫ (др.-евр.), служители религ. культа у древних евреев; происхождение Л. не вполне выяснено: по преданию, Л.- потомки "колена" Леви (одного из племён иудейско-израильского плем. союза, 2-1-е тыс. до н. э.). В 1-й пол. 1-го тыс. до н. э. Л. были жрецами древ- неевр. периферийных святилищ, а в культе центр, храма Яхве в Иерусалиме играли второстепенную роль. Во 2-й пол. 1-го тыс. до н. э. образовали замкнутую корпорацию, имели в собственности земли, получали десятину. В 6 в. до н. э.-1 в. н. э. значение Л. в культе Иерусалимского храма Яхве и жизни иудейского общества заметно возросло, хотя они оставались в подчинении у ведущей категории жрецов-священников (коханим).

Лит.: V a u x R. de, Les institutions de 1'ancien testament, v. 2, P., 1960, p. 213-31 (Le Levitisme); Gunneweg A. H. Y., Leviten und Priester, Gott., 1965.

ЛЕВИХА, посёлок гор. типа в Свердловской обл. РСФСР. Расположен в 12 км к 3. от ж.-д. ст. Быньговский (на линии Нижний Тагил - Свердловск). Добыча медной руды, поступающей на Кировградский медеплавильный комбинат.

ЛЕВИЦКИЙ Александр Андреевич (23. 11.1885, Москва,- 4.7.1965, там же), сов. кинооператор, основоположник отечеств, школы операторского иск-ва, засл. деят. иск-в РСФСР (1946). В кино с 1910. В дореволюц. годы снял ок. 100 фильмов художественных (гл. обр. экранизаций рус. классич. лит-ры), документальных, хроникальных и научно-популярных. Л. снимал хронику Гражданской войны 1918-20, ему принадлежат уникальные съёмки В. И. Ленина. Участвовал в создании первых советских художеств, фильмов-"Восстание" (1918), "Мать" (1920), "Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков" (1924) и др. В годы Великой Отечественной войны 1941-45 работал на киностудии "Воентехфильм". Гос. пр. СССР (1949) за съёмки документальных кадров В. И. Ленина, вошедших в фильм "Владимир Ильич Ленин" (1949). С 1924 преподавал во ВГИКе (с 1939- профессор). Награждён орденом Трудового Красного Знамени и медалями.

С о ч.: Рассказы о кинематографе, М., 1965. ,

ЛЕВИЦКИЙ Григорий Васильевич (27.10.1852, Харьков,-1918), русский астроном. Окончил Петерб. ун-т (1874), работал на Пулковской обсерватории, сначала сверхштатным астрономом, а с 1876 - вычислителем. С 1879 доцент Харьковского ун-та, способствовал созданию Харьковской обсерватории; с 1894 проф. Юрьевского ун-та, директор Юрьевской обсерватории (1898-1908). Написал историю этих двух обсерваторий. Л. исследовал микроколебания земной коры и пытался найти критерий для прогноза землетрясений. В 1915-18 пред.^ Рус. астрономич. об-ва.

ЛЕВИЦКИЙ Дмитрий Григорьевич [ок. 1735, Киев (?), - 4 (16).4.1822, Петербург], русский живописец-портретист. Учился у отца, укр. гравёра Г. К. Левицкого (Носа), и А. П. Антропова (с 1758). Возможно, участвовал вместе с отцом в росписи Андреевского собора в Киеве (1752-55). Ок. 1758 переехал в Петербург. 1770-е - нач. 1780-х гг.- период расцвета творчества Л. Уже в портрете А.ц Ф. Кокоринова (1769-70, Рус. музей, Ленинград), за к-рый художник получил звание академика, Л. выступает мастером парадного портрета, добивающимся эффектности композиции, интенсивности и тонального единства цветовых оттенков, выразительности позы и жестов. В этом и др. произв. (портреты: Н. А. Сеземова, 1770; П. А. Демидова, 1773; оба - в Третьяковской гал.) общая торжественность в традициях позднего барокко часто сочетается с неожиданными чертами естественности и обыденности; трезвая зоркость во взгляде на модель, идущая от мастеров укр. портрета 17-18 вв. и Антропова, соотносится с острым восприятием материальности аксессуаров. В серии парадных портретов воспитанниц Смольного ин-та (ок. 1773-76, Рус. музей) Л. создал галерею образов изящных, кокетливых девушек, музицирующих, танцующих и разыгрывающих пасторальные сцены. За театр, маскарадом он сумел увидеть свежесть чувств и живость характеров. Эту серию отличает изысканная декоративность колорита (с богатством взаимопроникающих золотисто-палевых, оливково-зелёных, розовых, чёрных и серебристо-серых оттенков) и известная плоскостность пространств, решения, не нарушающая, однако, рельефности фигур. Углублённостью и многообразием индивидуальных характеристик, сдержанностью художеств, средств отмечены интимные портреты Л.; они лишены внеш. атрибутов и исполнены в свободной пастозной манере, создающей ощущение живой плоти (Д. Дидро, 1773-74, Музей иск-ва и истории, Женева; Н. А. Львова, 1773-1774, Лит. музей, Москва; М. А. Дьяковой, 1778; священника, возможно отца, 1779; Я. Е. Сиверса, 1779; все три - в Третьяковской гал.; И. М. Долгорукого, 1782, Киевский музей рус. иск-ва). С нач. 1780-х гг. в творчестве Л. сказывается влияние классицизма: в портретах Урсулы Мнишек (1782, Третьяковская гал.), Екатерины II (1783, Рус. музей; варианты 1780-х гг. и 1790) тонкая нюансировка сменяется локальностью цвета, возрастает чёткая определённость объёмов, появляется заглаженность письма. В последнем портрете (его программа была разработана Н. А. Львовым) воплощено отвлечённое представление о "мудрой монархии", господствовавшее в круге Г. Р. Державина, к к-рому Л. был близок. Со 2-й пол. 1780-х гг., в период нарастающей неудовлетворённости Л. рационалистич. идеалами просветителей, его работы утрачивают прежнюю целостность и гармоничность, характеристики моделей становятся несколько внешними (портреты: дочери Агаши в рус. нар. костюме, 1785, Третьяковская гал.; В. И. и М. А. Митрофановых, 1790-е гг., Рус. музей). Однако и в поздние годы Л. создаёт ряд высокохудожеств. произв. (портреты: дочерей А. И. Воронцова, ок. 1790, Рус. музей; неизвестного со сфинксом, 1790-е гг., собр. Гиршман, Париж). После 1800 из-за болезни глаз Л. почти не работал. Творчество Л.-одно из лучших проявлений рус. художеств. культуры 2-й пол. 18 в., его преподават. деятельность (в 1771-87 он возглавлял портретный класс АХ) оказали значит, влияние на формирование целого поколения рус. портретистов (В. Л. Боровиковского; учеников Л.-П. С. Дрож- дина, Е. Д. Камеженкова, Л. С. Миро- польского и др.).

Илл. см. на вклейке к стр. 241, а также т. 9, табл. XIX (стр. 192-193).

Лит.: [Дягилев С. П.], Русская живопись в XVIII веке, т. 1. Д. Г. Левицкий, СПБ, 1902; Гершензон-Чегод а е- в а Н. М., Д. Г. Левицкий, М., 1964. Т. В.Алексеева.

Д. Г. Левицкий. Портрет работы художника И. Е. Яковлева. 1812. Русский музей. Ленинград. Фрагмент.

Д. Г. Левицкий. Портрет Я. Е. Сиверса. 1779. Третьяковская галерея. Москва. К ст. Левицкий Д. Г.

ЛЕВИЦКИЙ Иван Семёнович (1838- 1918), настоящая фамилия и имя украинского писателя И. С. Нечуя-Левицкого.

ЛЕВИЦКИЙ Олег Дмитриевич [6(19). 3.1909, Петербург,-24.1.1961, Москва], советский геолог, чл.-корр. АН СССР (1953). Окончил Ленингр. горный ин-т (1930). Проводил геолого-разведочные работы в Забайкалье, на С.-В. СССР и Д. Востоке. С 1938 работал в Ин-те геол. наук СССР, с 1956- в Ин-те геологии рудных месторождений, петрографии, минералогии и геохимии АН СССР. Осн. исследования посвящены вольфрамовым и оловянным месторождениям. Гос. пр. СССР (1946). Награждён 2 орденами, а также медалями.

Соч.: Вольфрамовые месторождения Восточного Забайкалья, М.- Л., 1939 (Месторождение редких и малых металлов СССР, т. 2); Месторождения касситеритово-кварцевой формации, в кн.: Труды ин-та геологических наук АН СССР, в. 82, М., 1947; К вопросу о значении коллоидных растворов при рудоот- ложении, в сб.: Основные проблемы в учении о магматогенных рудных месторождениях, М., 1953.

Лит.: Б е т е х т и и А. Г. [и др.], Олег Дмитриевич Левицкий, "Геология рудных месторождений", 1961, № 2; Годлевский М. Н., Олег Дмитриевич Левицкий, "Записки Всесоюзного Минералогического общества", 1961, т. 90, в. 3.

ЛЕВИЦКИЙ Сергей Львович (1819, Петербург,-1898, там же), русский мастер фотоискусства, один из пионеров фотографии в России. Увлёкся дагеротипией с момента её появления (1839). В 1840-е гг. изучал в Париже под рук. Л. Ж. М. Дагера основы фотографии. В 1849 основал в Петербурге "дагеро- типное заведение" "Светопись" и вскоре получил широкую известность как фотопортретист. В нач. 1860-х гг. работал в Париже, неоднократно удостаивался наград на междунар. выставках. В 1867 вернулся в Петербург. Наследие Л. велико и составляет целую галерею портретов выдающихся деятелей рус. лит-ры и иск-ва. Манере Л. свойственно глубокое проникновение в характер портретируемого при точной фиксации его индивидуальных черт. Илл. см. на вклейке при ст. Фотоискусство.

ЛЕВИЦКИЙ (Lewicki) Тадеуш (р.29. 1.1906, Львов), польский востоковед. Окончил в 1931 Львовский ун-т. С 1954 проф. Ягеллонского ун-та в Кракове. Ему принадлежат публикация и разработка араб, источников по истории ибади- тов (абадитов), слав, народов, издание кладов араб, монет 8-9 вв. на терр. Польши, а также исследования о сложении гос-ва в Сев. Польше, об экономич. жизни и торг, связях славян со странами Востока.

Соч.: Etudes ibadites nord-africaines, p. 1, Warsz., 1955; Polska i kraje sqsiednie w swietle "Ksiegi Rogera" geografa arabskiego z XII w al-Idrisi'ego, cz. 1 - 2, Warsz., 1945 - 54; Zrodta arabskie do dziejow stowiarisczyzny, 1.1-2, Wroclaw- [i.i.] 1956-69; Arabic external sources for the history of Africa to the south of Sahara, Wroclaw - [i.i.] 1969. ' Лит.: Сообщения польских ориенталистов, М., 1961, с. 107-109 (библ.).

ЛЕВИЦКИЙ Фёдор Васильевич [2(14). 5.1858, Новоукраинка, ныне Кировоградской обл.,-19.2.1933, Чернигов], украинский советский актёр, засл. арт. УССР (1926). С 1888 выступал на проф. сцене в труппах М. Л. Кропивницкого, О. 3. Суслова, в созданной им труппе (1905-08), в театре Н. К. Садовского, в Первом укр. драм, театре им. Т. Г. Шевченко, и др. Сценич. образы Л. (преим. комедийные) отличались яркой выразительностью, жизненной достоверностью. Роли: Писарь ("Бурлака" Карпенко- Карого), Возный ("Наталка-Полтавка" Котляревского), Каленик ("Майская ночь" Старицкого), Старшина ("На ревизию" Кропивницкого), Копыстка ("97" Кулиша), Пикалов ("Любовь Яровая" Тренёва) и др.

Лит.: Васильке В. С., Ф. В. Левнць- кий, Ки1в, 1958.

ЛЕВИЧ Вениамин Григорьевич [р. 17(30). 3.1917, Харьков], советский физик-теоретик, работающий в области физ. химии, чл.-корр. АН СССР (1958). Окончил Харьковский ун-т (1937). В 1940-58 сотрудник Ин-та физ. химии АН СССР. С 1958 в Ин-те электрохимии АН СССР. Осн. работы посвящены приложению методов теоретич. физики к исследованию физико-хим. процессов, в частности вопросам физико-хим. гидродинамики.

Соч.: Физико-химическая гидродинамика, 2 изд., М., 1959; Курс теоретической физики, т. 1-2, 2 изд., М., 1969-71 (т. 2. совм. с Ю.А. Вдовиным и В. А. Мямлиным).

ЛЕВИ-ЧИВИТА (Levi-Civita) Туллио (29.3.1873, Падуя,-29.12.1941, Рим), итальянский математик и механик. Профессор ун-тов в Падуе (1898-1918) и Риме (1918-38). Привёл в систему тензорный анализ (1901; вместе с итал. математиком Г. Риччи-Курбастро). Впервые поставил и решил вопрос о "регуляризации" ограниченной проблемы трёх тел. Автор ряда работ по небесной механике, гидродинамике, теории дифференциальных ур-ний. Математически обосновал теорию адиабатических инвариантов, введённых А. Эйнштейном.

Лит.: Hodge W. V. D., Tullio Levi- Civita, "The Journal of the London Mathematical Society", 1943, v. 18, Ma 70, p. 107.

ЛЕВКАС (от греч. leukos - белый), название грунта в русской средневековой живописи. После 17 в. назв. <Л.> сохранилось в иконописи за традиционным для рус. иконы грунтом в виде порошкообразного мела, размешанного на животном или рыбьем клею. Л. называют также грунт под окраску или позолоту на деревянных изделиях.

ЛЕВКИПП (Leukippos) (5 в. до н. э.), древнегреческий философ-материалист, один из создателей древней атомистики. О жизни Л. известно очень мало. Он был современником Зенона Элейского, Эмпе- докла и Анаксагора. Родиной его называли Милет, Элею, Абдеру. Вероятно, он учил в Абдере, где жил его ученик Демокрит, фигура к-рого как создателя завершённой системы атомистики полностью заслонила его учителя. Соч. Л. не сохранились. Одновременно с Эмпе- доклом и Анаксагором Л. выдвинул идею множественности элементов существующего. Придерживаясь идеи Парменида о неизменяемости и качественной однородности сущего, Л. для объяснения разнообразия предметов утверждает существование относительного небытия, т. е. наличие пустоты, разделяющей всё сущее на множество элементов. Свойства этих элементов зависят от ограничивающего их пустого пространства, различаются они по величине, фигуре, движению, но все элементы мыслятся как однородные, непрерывные и потому неделимые (atomoi). Вслед за философами ионийской школы Л. считает движение внутренне присущим атомам. По-видимому, к Л. можно отнести и отд. черты разработанной впоследствии Демокритом атомистич. космологии.

Лит.: Маковельский А. О., Древнегреческие атомисты, Баку, 1946. В. П. Гайденко.

ЛЕВКОЕВ Игорь Иванович [р. 19.11 (2.12).1909, с. Епанчино, ныне Мичуринского р-на Тамбовской обл.], советский химик-органик, чл.-корр. АН СССР (1968). По окончании (1931) Моск. хими- ко-технологич. ин-та им. Д. И. Менделеева работал во Всесоюзном н.-и. кино- фотоинституте (до 1966). С 1966 зав. отделом Гос. н.-и. и проектного ин-та хими- ко-фотографич. пром-сти. Осн. направление работ - развитие синтетич. и прикладных разделов органич. химии для фотографических средств регистрации информации. Синтезировал и внедрил большое число полиметиновых сенсибилизирующих красителей и др. веществ для фотографич. процессов. Изучил светочувствительность многих диазосоедине- ний и применил их для производства светокопировальных бумаг. Гос. пр. СССР (1946). Награждён 5 орденами, а также медалями.

Лит.: И. И. Левкоев, "Журнал научной и прикладной фотографии и кинематографии", 1970, т. 15, в. 1, с. 75 - 76.

ЛЕВКОЙ, маттиола седая (Matthiola incana), одно- или двулетнее декоративное растение сем. крестоцветных. Стебель травянистый, вые. 20-80 см. Листья ланцетные или узкообрат- но-яйцевидные. Цветки простые и махровые, различной окраски, душистые, собраны в густые или рыхлые кистевидные соцветия. Л. в диком виде встречается в Средиземноморье. В культуре известен с 16 в. В зависимости от продолжительности цикла развития различают: Л. однолетний, или летний (var. annua), Л. зимний (var. hiberna) и Л. осенний (var. autumnalis), являющийся гибридом между летним и зимним Л. Каждый из них представлен многочисл. сортами, объединяемыми в сортогруппы по высоте и форме куста, длине и компактности соцветия и различающимися по окраске цветков. Л. летний - однолетнее растение, используется гл. обр. для посадки на клумбах, летней горшечной культуры и на срезку. Для раннего цветения семена высевают во 2-й пол. марта в ящики в теплицах. В грунт рассаду пересаживают в мае. Можно высевать в грунт в апреле - мае и под зиму. Л. зимний - двулетнее (в культуре) растение, на Ю. зимует в открытом грунте и весной цветёт. Используют как горшечное растение для внутр. озеленения помещений. Семена высевают в апреле - мае в ящики в теплицах или в холодные парники. В 1-й пол. июля рассаду высаживают в грунт. В кон. сентября растения сажают в горшки, устанавливают в парники, накрывают рамами и притеняют. В ноябре и позже растения переносят в теплицу или комнаты, где они зацветают с марта по май.

Лит.: Киселев Г. Е., Цветоводство, 3 изд., М., 1964. О. В. Селезнёва.

ЛЕВКОН I (Leukon), архонт, царь Бос- порского государства в 389/388-349/348 до н. э. При нём осуществлена широкая экспансия: к Боспорскому государству присоединены Феодосия (ок. 380 до н. э.), весь Вост. Крым, племена Прикубанья (синды, тореты и др.). Захват обширных плодородных земель способствовал росту боспорского экспорта хлеба, особенно в Афины, что благоприятно влияло на состояние всей экономики и культуры Боспора. При Л. I ок. 375 до н. э. в г. Пантикапей впервые начался выпуск золотых монет.

ЛЕВКТРЫ (Leuktra), город в Беотии (Центр. Греция), в 11 км от Фив, ок. к-рого 5 авг.. 371 до н. э. произошло сражение между спартанцами под команд, царя Клеомброта (10 тыс. гоплитов и 1 тыс. всадников) и фиванцами под команд. Эпаминонда (ок. 6 тыс. гоплитов и 1,5 тыс. всадников). Эпами- нонд расположил свои войска т. н. косым боевым порядком, сосредоточив на лев. фланге ударную группу глубиной в 50 шеренг и резерв из 300 отборных воинов, а в центре и на прав, фланге поставил фалангу глубиной в 8 шеренг против 12-шереножной (по всему фронту) фаланги спартанцев. Удар превосходящими силами по отборной части войска спартанцев, к-рая находилась на их прав, фланге, решил исход сражения, окончившегося разгромом непобедимых до тех пор на суше спартанцев и гибелью Клеомброта. В сражении при Л. был, по словам Ф. Энгельса, впервые применён "великий тактический принцип...: неравномерное распределение войск по фронту в целях сосредоточения сил для главного удара на решающем пункте" (Избр. воен. произведения, 1956, с. 181). В результате поражения Спарта утратила гегемонию в Греции. Пелопоннесский союз распался, и было положено начало кратковрем. гегемонии Фив.

СРАЖЕНИЕ при ЛЕВКТРАХ в 371 г. до н.э.

ЛЁВЛИЕН (Lоvlien), Эмиль (22.9.1899, Летен, Хедмарк,-4.6.1973, Осло), деятель норв. рабочего движения. Родился в семье крестьянина-бедняка. Трудовую жизнь начал лесорубом. Один из организаторов профсоюзного движения лесорубов в фюльке Хедмарк. В 1918-23 чл. Норв. рабочей партии. Чл. компартии Норвегии (КПН) с её основания (1923). В 1933-34 редактор ЦО КПН газ. "Арбейдерен" ("Arbeideren"). В 1934-71 член Руководства КПН. В 1934-40 политич. секретарь её ЦК. В 1946-65 пред. КПН. Депутат стортинга в 1945-49 и 1953-61.

ЛЕВО, Ле Во (Leveau, Le Vau), Луи (ок. 1612, Париж,-11.10.1670, там же), французский архитектор. Один из ведущих мастеров классицизма, с 1654 "первый архитектор короля". Сооружения Л. [отель Ламбер, с 1640, обстройка квадратного двора Лувра, 1654-63, Коллеж четырёх наций, с 1661,- в Париже; дворец в Версале, 1661-68, илл. см. т. 4, табл. L, стр. 553; замок-дворец Во-ле-Виконт (Иль-де-Франс), 1656-61] отличаются строгой элегантностью, разнообразием планировки и пышностью отделки внутр. помещений. Работая в сотрудничестве с Ш. Лебреном и А. Ленотром, способствовал превращению традиц. типа ари- стократич. замка в дворцово-парковый ансамбль.

Лит.: Hautecoeur L., Histoire de .'architecture classique en France, t. 2, P., 1965 (библ.).

Л. Лево. Замок-дворец Во-ле-Виконт (Иль-де-Франс).1656 - 61.

ЛЕВОБЕРЕЖНАЯ УКРАИНА, историч. наим. части Украины на лев. берегу Днепра в составе России во 2-й пол. 17- 18 вв. после Андрусовского перемирия 1667 между Россией и Польшей; наз. также Гетманщиной. В Л. У. входили терр. Черниговской, Полтавской, левобережной части Киевской и Черкасской обл., Киев с небольшим р-ном вокруг него на Правобережье и сев. часть Днепропетровской обл. На Л. У. существовало автономное управление, основы к-рого сложились во время Освободит, войны укр. народа 1648-54. Главой управления был гетман, к-рый формально выбирался на генеральной войсковой раде. В адм. отношении Л. У. делилась на полки (10) и сотни, во главе к-рых стояли полковники и сотники. Формально эти должности также были выборными, но фактически их занимали представители казацкой старшины, назначавшиеся гетманом с последующим утверждением царским указом. В 1722- 1734 временно, а в 1764 окончательно гетманское управление было ликвидировано и его функции переданы Малороссийской коллегии. Огранич. автономия Л. У. сохранялась до 1781, когда Л. У. была разделена на Черниговское, Нов- город-Северское и Киевское наместничества; в 1796 стала наз. Малороссийской губ., разделённой в 1802 на Черниговскую и Полтавскую губ. В 1783 казацкие полки были преобразованы в регулярные полки рус. армии (см. Украинские казаки).

Включение Л. У. в состав России привело к более быстрому, чем на Правобережной Украине, развитию пром-сти, торговли, ремёсел, городов, товарно-денежных отношений. В нач. 18 в. появились мануфактуры, экономика Л. У. вошла в систему всеросс. рын