загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна,окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ПРОМЫШЛЕННОМ, ЖИЛОМ И НЕ ТОЛЬКО...:
ПОНЯТИЯ:

МОНТАЖ (франц. montage - подъём установка, сборка, от monter - поднимать), сборка и установка сооружений конструкций, технологического оборудования агрегатов, машин (см. Сборка машин, аппаратов, приборов и др. устройств и готовых частей и элементов.
МОНТАЖ в строительстве - основной производственный процесс, выполняемый при возведении зданий и сооружений или и реконструкции, в результате которого устанавливают в проектное положение строительные конструкции, инженерное технологическое оборудование и др. МОНТАЖ технологического оборудования включает также присоединение его к источникам энергоснабжения системам очистки и удаления отходов оснащение приборами, средствами автоматизации и контроля
.


СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ в СССР, организационно обособленные производственно-хозяйственные единицы, основным видом деятельности которых является строительство новых, реконструкция, капитальный ремонт и расширение действующих объектов (предприятий, их отдельных очередей, пусковых комплексов, зданий, сооружений), а также монтаж оборудовани я. К государственным СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ относятся строительные и монтажные тресты (тресты-площадки, тресты гор. типа, территориальные, союзные специализированные тресты); домостроительные, заводостроительные и сельские строительные комбинаты; строительные, (монтажные) управления и приравненные к ним организации (напр., передвижные механизированные колонны, строительно-монтажные поезда и др.).
ПРОЕКТИРОВАНИЕ (от лат. projectus, буквально - брошенный вперёд), процесс создания проекта - прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния. Различают этапы и стадии ПРОЕКТИРОВАНИЯ, характеризующиеся определённой спецификой. Предметная область ПРОЕКТИРОВАНИЯ постоянно расширяется. Наряду с традиционными видами ПРОЕКТИРОВАНИЯ (архитектурно-строительным, машиностроительным, технологическим и др.) начали складываться самостоятельные направления ПРОЕКТИРОВАНИЯ человеко-машинных систем (решающих, познающих, эвристических, прогнозирующих, планирующих, управляющих и т. п.) (см. Система "человек и машина"), трудовых процессов, организаций, экологическое, социальное, инженерно-психологич., генетическое ПРОЕКТИРОВАНИЕ и др. Наряду с дифференциацией ПРОЕКТИРОВАНИЯ идёт процесс его интеграции на основе выявления общих закономерностей и методов проектной деятельности.
ПРОМСТРОЙПРОЕКТ, проектный институт в ведении Госстроя СССР. Находится в Москве. Организован в 1933. В составе института архитектурно-строительные и конструкторские отделы; ПРОМСТРОЙПРОЕКТ возглавляет объединение "Союзхимстройниипроект" с проектными институтами в Киеве, Ростове-на-Дону, Тольятти, Алма-Ате. Разрабатывает проекты (архитектурно-строительные и сан.-технич. части) производственных зданий и сооружений крупнейших промышленных предприятий автомобильной, машиностроит., металлургич., химич. и др. отраслей пром-сти; схемы генеральных планов пром. узлов и упорядочения существующих пром. районов; мероприятия по повышению уровня индустриализации строительтсва за счёт унификации и типизации зданий, сооружений и конструкций и внедрения эффективных строит. материалов; нормативные документы и методич. указания по проектированию пром. зданий и сооружений. Периодически публикует реферативную информацию "Строительное проектирование промышленных предприятий". Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1958)

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

ом", "Возмездия".

В пору обществ, подъёма нач. 1900-х гг. происходит консолидация в лагере демократич. лит-ры. Ещё в 1899 складывается моек, кружок Н. Д. Телешова (1867- 1957) "Среда". С приходом Горького в петерб. товарищество "Знание" (1900) это изд-во становится центром реалистич. лит-ры; здесь выходят сб-ки "Знание", где появились "Мать", "Лето", "Городок Окуров" Горького, "Вишнёвый сад" Чехова, "Чернозём" Бунина, "Поединок" Куприна, "Жизнь Василия Фивейского", "Красный смех", "К звёздам" Андреева, произв. А. С. Серафимовича (1863- 1949), Скитальца (1869-1941), С.Н. Сергеева-Ценского (1875-1958) и др. В это время даже некоторые писатели, захваченные декадентством, выражают отвращение к обществ, устоям царской России. В книге стихов "Пепел" (1909) А. Белый создал в некрасовских традициях образ притесняемой, задавленной нуждой страны, а в романе "Петербург" (1913-14, отд. изд. 1916) запечатлел в гротескных тонах сановную бюрократию. Сологуб в романе "Мелкий бес" (1905, отд. изд. 1907) сатирически показал плоды реакц. безвременья 80-х гг.

В годы обществ, реакции, наступившей после поражения Революции 1905-07, настроения растерянности охватили часть рус. интеллигенции. Разочаровавшись в революц. идеалах, многие "знаниевцы" уходят от социальной проблематики, обращаются к "тайнам пола", "загадкам смерти", религ. вопросам. В альманахах "Шиповник" и "Земля" соседствуют недавние лит. антиподы - Куприн с А. Белым, С. И. Гусев-Оренбургский (1867- 1963) с М. П. Арцыбашевым (1878- 1927). Возникает также иск-во, развлекающее "новый класс",- оно не отличается глубиной, хотя и не лишено известной художеств. выразительности (пряные романсы А. Н. Вертинского, 1889-1957; миниатюры О. И. Дымова, 1878-1959; изысканные "поэзы" И. Северянина, 1887-1941). В эти годы делается попытка с религ.-идеалистич. позиций ревизовать материалистич. и марксистское мировоззрение; отступники от марксизма устремляются в сторону идеализма и агностицизма (сб. ".Вехи", 1908, со статьями Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова, П. Б. Струве и др.).

Полемику с лит. реакцией ведут талантливые критики-марксисты: Г. В. Плеханов (1856-1918), В. В. Боровский (1871-1923), А. В. Луначарский (1875- 1933) и др. Ещё в кон. 19 в. Плеханов выступил с защитой революционно-демократич. традиций в эстетике и критике, стал одним из основоположников марксистской социологии иск-ва. Плеханов первым в истории марксистской мысли поставил вопрос о методологич. принципах, задачах и путях развития науч. эстетики и литературоведения. В работах Луначарского нач. 20 в. утверждается необходимость связи художников с революц. движением рабочего класса, обосновывается теория пролет, реалистич. иск-ва, с позиций марксизма ставятся проблемы взаимоотношения пролетариата и художеств, интеллигенции, культурного наследия, классовости иск-ва. В 1908 появляются два критич. сб-ка "Литературный распад", где даётся резкая отповедь лит-ре и философии декадентства.

Боевой программой большевистской критики становятся статьи Ленина "Партийная организация и партийная литература", "Памяти Герцена", "О национальной гордости великороссов", статьи о Л. Толстом. Ленинская теория отражения, ленинское учение о классовости и партийности иск-ва, о наследовании демократич. и социалистич. элементов культуры прошлого, о критич. переработке и критич. использовании всех культурных ценностей, накопленных человечеством, имели непреходящее методологич. значение для становления лит-ры социалистич. реализма, для марксистского литературоведения и лит. критики, для парт, руководства иск-вом и лит-рой после Окт. революции 1917.

К 10-м гг. 20 в. относится новый подъём творчества Горького ("Жизнь Матвея Кожемякина", 1910-11; "Детство", 1913; "В людях", 1916; цикл рассказов "По Руси", 1912-16). Подобно Блоку, обращается к теме России Бунин ("Деревня", 1910; "Суходол", 1911; "Крестьянские рассказы" - "Игнат", "Весёлый двор", "Захар Воробьёв" и др.). В своей пейзажной, филос., интимной лирике Бунин продолжает традиции "серебряного века" рус. поэзии (Фет, Полонский, А. Майков).

В новых условиях продолжал развиваться "традиционный" реализм, впрочем, ещё далёкий от последовательно революц. идеологии. В творчестве Куприна ярко звучит протест против уродливой бурж. действительности, калечащей человека ("Молох", "В цирке", "Поединок", "Яма"); писатель воспевает природу, силу и красоту человека, высокую всепоглощающую любовь ("Олеся", "Изумруд", "Листригоны", "Гранатовый браслет"). Ощущение обществ, перемен характерно для рассказов из жизни гор. окраины И. С. Шмелёва (1873-1950) ("Гражданин Уклейкин", "Человек из ресторана"). Вырождение усадебного дворянства запечатлел в острогротескной прозе, продолжавшей гоголевские традиции, А. Н. Толстой(1882-1945): цикл "Заволжье", роман "Хромой барин" и др. Мастером "сказа", реставратором "допетровской речи" выступил А. М. Ремизов (1877-1957; "Крестовые сестры", "Пруд", "Посолонь"). В творчестве М. М. Пришвина (1873-1954) с большой художеств, силой, с использованием фольклора и нар. мифов показан мир нетронутой природы ("В краю непуганых птиц", "Колобок", "Чёрный араб"). В лит-ре 10-х гг. заметно усиление сатирич. начала. На страницах журналов "Сатирикон" и "Новый Сатирикон" выступают талантливые сатирики и юмористы Саша Чёрный (1880-1932), А. Т. Аверченко (1881- 1925), Н. А. Тэффи (1872-1952). В "Новом Сатириконе" публикуются обличит, гимны Маяковского.

Развитие рус. лит-ры в предреволюц. годы характеризовалось большой противоречивостью. Горький, синтезировав черты реалистич. и романтич. мировосприятия, заложил основы метода социалистического реализма.

С ростом революц. движения всё громче заявляют о себе писатели - выходцы из беднейших пролет, и крест, слоев: С. П. Подъячев (1866-1934), И. Е. Вольное (1885-1931), С. Д. Дрожжин (1848-1930), Е. Е. Нечаев (1859-1925), Ф. С. Шкулев (1868-1930). Появляются стихи пролет, поэтов Л. П. Радина (1860-1900), А. Я. Коца (1872-1943) и др. Большую роль в собирании сил новой, пролет, лит-ры сыграли в эти годы большевистские газеты "Звезда" и "Правда", на страницах к-рых печатались Горький и Серафимович; с актуальной политич.сатирой выступал Демьян Бедный (1883-1945); публиковали первые преизв. начинающие поэты, преим. из рабочей среды - А. И. Маширов-Самобытник (1884-1943), А. К. Гастев (1882-1941), И. Г. Филипченко (1887-1939) и др. Выступает в 10-е гг. и группа т. н. крест, поэтов, продолжавших в новых условиях традиции Кольцова и Никитина, - С. А. Клычков (1889-1940), Н. А. Клюев (1887-1937), П. В. Орешин (1887- 1938) и самый выдающийся из них - С. А. Есенин (1895-1925). В то же время ярко проявились кризисные явления культуры бурж. общества. В лит-ру проникли элементы экспрессионизма с его рационалистич. символикой, гиперболизацией, сгущением красок ("Царь Голод", "Жизнь человека" Л. Андреева); и импрессионистская манера с её зыбкостью контуров, пастельностью красок, муз. настроением ("Голубая звезда"Б.К.Зайцева; 1881-1972); и орнаментальная, узорчатая проза с искусной стилизацией (Ремизов; "Уездное" Е. И. Замятина; 1884- 1937); и опыты в области ритмич. прозы (А. Белый). Своеобразие исканий сказалось в творчестве И. Ф. Анненского (1856-1909), М. А. Волошина (1877 - 1932), молодых поэтов - Б. Л. Пастернака (1890-1960), М. И. Цветаевой (1892-1941), В. Ф. Ходасевича (1886- 1939). Поэты-акмеисты (см. Акмеизм) выражали принципиальное приятие действительности, утверждали культ "вещности", требуя от иск-ва ясности, гармонии, в противовес туманному, иррациональному символизму и при этом обходя социальные стороны жизни. Помимо своего теоретика Н. С. Гумилёва (1886- 1921), эта группа включала С. М. Городецкого (1884-1967), А. А. Ахматову (1889-1966), М. А. Кузмина (1875- 1936), О. Э. Мандельштама (1891 - 1938), М. А. Зенкевича (1891-1973), В. И. Нарбута (1888-1944). Представители др. течения, напротив, призывали к мелко-бурж., анархич. бунту против мещанской обыдённости, к ради калькой переделке поэтич. языка, выражая нигилистич. отношение к культуре прошлого: группа кубофутуристов (см. Футуризм) - Д. Д. Бурлюк (1882-1967), В. В. Хлебников (1885-1922), В. В. Каменский (1884-1961), А. Е. Кручёных (1886- 1968), Маяковский. Однако в ранней лирике и в поэмах ("Облако в штанах", "Флейта-позвоночник", "Война ц мир") Маяковского ярко сказались гуманистич. направленность, протест против войны и некоронованного "повелителя всего" - капитала. Творчество Маяковского, самый строй его стиха пронизаны предчувствием революц. ломки.

Рус. предреволюц. лит-ра 20 в. отмечена сложностью и напряжённостью литературной жизни. В её недрах в противоборстве враждующих начал, в полярных методах и направлениях уже зарождались элементы новой лит-ры, широко развернувшиеся в условиях сов. действительности. О. Н. Михайлов.

Русская советская литература как лит-pa социалистического реализма представляет собой принципиально новый этап в развитии мировой лит-ры. Она унаследовала всё лучшее, передовое, что было создано в области духовной культуры рус. народом, др. народами СССР, всем человечеством. Сов. лит-pa творчески развивает традиции рус. классики и нар. творчества: реализм, народность, патриотизм, гуманизм. Проникнутая оптимизмом и жизнеутверждающими коммунистич. идеями, она воспитывает в сов. человеке качества строителя нового мира. Гл. линия в развитии сов. лит-ры - это укрепление связи с жизнью народа, правдивое и высокохудожеств. отображение богатства и многообразия социалистич. действительности, воспроизведение нового, подлинно коммунистического и обличение того, что противодействует поступательному движению общества. Сов. лит-pa отличается многообразием художеств, стилей и творч. манер.

До Великой Окт. социалистич. революции 1917 теоретич. основы социалистич. иск-ва разрабатывались в трудах В. И. Ленина, а также Г. В. Плеханова, В. В. Воровского и др. критиков-марксистов, опиравшихся на основополагающие идеи К. Маркса и Ф. Энгельса, теоретич. наследие рус. революц. демократов. В. И. Ленин уделял постоянное внимание развитию сов. лит-ры, боролся за реализм, партийность и народность лит-ры, против использования иск-ва для пропаганды бурж. идеологии. Особую роль в формировании лит-ры социалистич. реализма сыграло творчество М. Горького, заложившего фундамент социалистич. реализма в романе "Мать" и пьесе "Враги" (оба - 1906). В автобиографич. повестях "Детство", "В людях" (1913-16), "Мои университеты" (1922) запечатлен путь человека из низов к высотам культуры, рассказывается о формировании его революц. сознания. В романе "Дело Артамоновых" (1925), в пьесах "Егор Булычев и другие" (1932), "Достигаев и другие" (1933) показаны разложение и неизбежность гибели эксплуататорских классов в России.

Окт. революция резко разделила рус. литераторов. Восторженно встретили её Горький, Д. Бедный, Серафимович, Маяковский и др. На сторону революции встали Блок, Брюсов, Есенин, Вересаев, Пришвин, К. А. Тренёв (1876-1945), В. Я. Шишков (1873-1945), Сергеев-Ценский и др. Часть писателей эмигрировала, в т. ч. Л. Андреев, Бунин и др. Нек-рые из эмигрировавших впоследствии вернулись на родину: в нач. 20-х гг.- А. Толстой, в 30-е гг.- Скиталец, Куприн, Цветаева.

Художеств, летопись революции открывается преим. поэзией, ещё до 1917 представленной произведениями Д. Бедного, Маяковского, поэтов газет "Звезда" и "Правда". Поэма Блока "Двенадцать" (1918) явилась естеств. завершением классич. рус. поэзии и первым достижением молодой сов. лит-ры; в ёмких и многозначных образах поэмы Блок запечатлел великий революц. перелом, "державный шаг" восставшего народа. Д. Бедный написал стихотворную повесть "Про землю, про волю, про рабочую долю" (1917), в поэме "Главная улица" (1922) создал гиперболически-обобщённый образ революц. масс. Одой революции и беспощадным разоблачением старого мира была первая сов. пьеса "Мистерия-буфф" (1918) Маяковского.

Острая классовая борьба, революц. ломка обществ, отношений ярко отразились на лит. процессе первых послереволюц. лет и 20-х гг., в к-ром драматически сталкивались в идейно-художеств. борьбе многочисл. лит. течения и группы. Сов. лит-pa укрепляла свои позиции, выступая против враждебных идейных тенденций, находила художественно убедительную аргументацию своей идеологич. правоты. Накануне Окт. революции был организован Пролеткульт, проводивший культ.-просвет, работу в среде пролетариата. Он объединял его талантливых представителей, стремившихся к художеств, творчеству и культуре.

Однако теоретики Пролеткульта ошибочно утверждали необходимость создания особой пролет, культуры, отрицали значение культурного наследия прошлого, проводили сепаратистские идеи по отношению к партии и гос-ву. Требование создания "нового" иск-ва, рвущего со всякими культурными традициями,- отличит, черта эстетич. программ различных авангардистских течений, групп. Поэтому столь важным в истории идеологич. жизни общества было письмо ЦК РКП(б) "О Пролеткультах" (1920), вскрывшее эти ошибки. Идейно-эстетич. ориентирами, имеющими принципиальное значение для всего сов. иск-ва, были выступления В. И. Ленина против пролеткультовских вглядов, его высокая оценка творчества Горького, неприятие формалистич. тенденций в поэме Маяковского "150 000 000" и положит, отзыв о стихотворении "Прозаседавшиеся", указания на сильные и слабые стороны таланта Д. Бедного. "...Будет у нас превосходная, первая в мире пролетарская литература",- говорил Ленин Серафимовичу ("О литературе и искусстве", 1969, с. 687).

Лит-pa периода Гражд. войны 1918- 1920 выражала революц. пафос. Новым явлением в истории мировой лирики стала послереволюц. поэзия Маяковского ("Ода революции", "Левый марш" - оба 1918, и др.). К теме нар. восстания обратился Каменский в поэме "Степан Разин" (2 изд.- 1918). Былинный размах революц. событий изобразил Хлебников в поэмах "Ночь в окопе", "Ночь перед Советами" (обе - 1921). Поэты В. Д. Александровский (1897-1934), Гастев, М. П. Герасимов (1889-1939), В. Т. Кириллов (1890-1943) воспевали Пролетария в условно-гипероолич. образах. Простотой, естественностью интонации выделялись стихи о труде В. В. Казина (р. 1898) в сб. "Рабочий май" (1922). Точными чертами передана суровая патетика революц. подвига в балладах Н. С. Тихонова (р. 1896; сб-ки "Орда" и "Брага", оба - 1922).

В периодич. фронтовой печати работали Д. А. Фурманов (1891-1926), Б. А. Лавренёв (1891 - 1959), Л.М.Леонов (р. 1899), К. А. Федин (р. 1892), А. С. Неверов (1886-1923). В условиях становления нового гос-ва, нового сознания формировались идейно-эстетич. принципы, накапливался материал для будущих произведений. Начиная с 1921 открываются "толстые" лит.-художеств, журналы: "Красная новь", "Книга и революция", "Печать и революция", "Сибирские огни", "Молодая гвардия", "Новый мир", "Октябрь". Переход от Гражд. войны к мирной жизни, нэп, сложные проблемы со-циалистич. строительства ставили перед лит-рой новые вопросы.

В 1-й пол. 20-х гг. тема революции, оставаясь центральной, разрабатывается с возрастающей глубиной. При этом абстрактно-схематич. изображение революции и её героев ("Голый год", 1921, Б. А. Пильняка, 1894-1941), натуралистич. излишества и формальное экспериментаторство ("Реки огненные", 1923, Артёма Весёлого, 1899-1939) всё больше уступают место осмыслению нар. характера революции, преим. вниманию к проблемам революц. сознательности, организации, дисциплины ("Два мира", 1921, В. Я. Зазубрина, 1895-1938; "Партизанские повести", 1921-22, Вс. В. Иванова, 1895-1963; "Перегной", 1922, Л. Н. Сейфуллиной, 1889-1954; "Падение Дайра", 1923, А. Г. Малышкина, 1892-1938; "Ветер", 1924, Лавренёва; отчасти "Барсуки", 1924, Леонова).

Большое значение для развития сов. лит-ры имел роман Серафимовича "Железный поток" (1924) - одно из первых классич. произведений лит-ры социалистич. реализма. Основой романа послужило реальное событие из истории Гражд. войны - героич. поход Таманской армии (лето 1918). В центре романа - образ нар. массы, прошедшей через горнило революции, через муки и страдания беспримерной борьбы. Глубокой ист. и психологич. правды добился Фурманов, создавший в романе "Чапаев" (1923) образ легендарного комдива, в к-ром были персонифицированы типич. черты народа, разбуженного революцией к новой жизни, к творчеству. В этих произведениях, как и позднее в романе А. А. Фадеева (1901- 1956) "Разгром" (1927), впервые обрели художеств, конкретность, жизненную достоверность образы большевиков, руководителей революц. масс. Особую важность для поисков героя нового типа имело создание образа В. И. Ленина [очерк Горького "В. И. Ленин" (1924-31), поэма "Владимир Ильич Ленин" (1924) и ряд стих. Маяковского].

Новые формы человеческих взаимоотношений, острота классовой борьбы закономерно приводят лит-ру к решению сложных проблем революц. гуманиза.

Нравств. коллизии, рождённые острой классовой борьбой, в т. ч. верность революц. долгу, получают различное воплощение в повестях Ю. Н. Либединского (1898-1959) "Неделя" (1922), Лавренёва "Сорок первый" (1926), романах "Города и годы" (1924) и "Братья" (1927-28) Федина, "По ту сторону" (1928) В. Кина (1903-37), в "Конармии" (отд. изд. 1926) И. Э. Бабеля (1894-1941), в первой кн. М. А. Шолохова (р. 1905) "Донские рассказы" (1926). Гл. тема творчества Неверова - человек в жестоких испытаниях разрухи, голода, Гражд. войны (повесть "Ташкент - город хлебный", 1923). В романтико-фантастич. повести "Алые паруса" (1923) А. Грин (1880-1932) рассказал о торжестве человеческой мечты о счастье.

Во 2-й пол. 20-х гг. интенсивно развивается новеллистика ("Древний путь", 1927, А. Толстого; "Тайное тайных", 1927, Вс. Иванова; "Трансвааль", 1926, Федина; "Необыкновенные рассказы о мужиках", 1928, Леонова). Рассказами и повестями заявили о себе И. И. Катаев (1902-39; "Сердце", 1927, "Молоко", 1930), А. П. Платонов (1899-1951; "Епифанские шлюзы", 1927).

Значительно растёт число и художеств, уровень крупномасштабных произведений, реалистически отображающих восстановление нар. х-ва ("Цемент", 1925, Ф. В. Гладкова, 1883-1958; "Доменная печь", 1925, Н. Н. Ляшко, 1884-1953; "Лесозавод", 1928, А. А. Караваевой, р. 1893). В ряде произведений исследуются острые классовые противоречия в период нэпа. В романе "Вор" (1927) Леонов развернул перед читателем психологич. драму перерождения бывшего участника Гражд. войны в общественного отщепенца. Высокий мир революц. дел и идей сталкивался с обывательским нэповским мирком в повести А. Толстого "Гадюка" (1928). В гротескно-иронич. романе Ю. К. Олеши (1899-1960) "Зависть" (1927) борьба старого и нового в период нэпа переводилась в план этич. коллизий.

Пережитки капитализма в сознании людей - характерные мишени сатиры 20-х гг., наиболее значит, достижения к-рой связаны с именами Маяковского (стихи "Столп", "Подлиза" и др., пьесы "Клоп", 1928, "Баня", 1929), М. М. Зощенко (1895-1958; сб-ки рассказов "Разнотык", 1923; "Уважаемые граждане", 1926, и др.), И. А. Ильфа (1897- 1937) и Е. П. Петрова (1903-42; роман "Двенадцать стульев", 1928), А. И. Безыменского (1898-1973; пьеса "Выстрел", 1930).

В поэзии 2-й пол. 20-х гг. выделяются поэмы, осмысляющие социально-ист, значение революции: "Хорошо!" (1927) Маяковского - лиро-эпич. произведение, заявившее о рождении нового лирич. героя, творца и хозяина жизни; поэмы Есенина ("Баллада о двадцати шести", 1924, "Анна Снегина", 1925), Э. Г. Багрицкого (1895 - 1934; "Дума про Опанаса", 1926), Н. А. Асеева (1889-1963; "Семен Проскаков", 1928), Пастернака ("Девятьсот пятый год", 1925-26, и "Лейтенант Шмидт", 1926-27), И. Л. Сельвинского (1899- 1968; "Уляляевщина", 1927). Страстная ораторская интонация публицистич. и интимной лирики Маяковского, пафос лирики Есенина, стремящегося "постигнуть в каждом миге коммуной вздыбленную Русь" (Сб. "Русь советская", 1925), ассоциативно-сложный строй поэзии Мандельштама ("Вторая книга", 1923), драматич. мир "Столбцов" (1929) Н. А. Заболоцкого (1903-58), героическая романтика и добрая ирония в стихах М. А. Светлова (1903-64; "Рабфаковке", 1925, "Гренада", 1926), экспериментаторство С. И. Кирсанова (1906-72), комсомольский задор стихов и песен Безыменского, А. А. Жарова (р. 1904), И. П. Уткина (1903-44) - таков диапазон новаторской сов. поэзии этого периода.

Расширяет тематику и художеств, арсенал драматургия, воспроизводя общественно-нравств. коллизии как революц. лет ("Шторм", 1926, В. Н. Билль-Белоцерковского, 1884-1970; героико-рево-люц. драма Тренёва "Любовь Яровая", 1926, "Разлом", 1928, Лавренёва), так и совр. жизни ("Человек с портфелем", 1928, А. М. Файко, р. 1893). М. А. Булгаков (1891 - 1940) в пьесах "Дни Турбиных" (пост. 1926), "Бег" (пост. 1957) показал обречённость белогвардейщины.

Сложность классовой борьбы в переходный период отражалась в лит.-эстетич. борьбе: сталкивались реалистич. и модернистские тенденции, спорили различные лит. орг-ции и группировки. Массовой лит. орг-цией была Росс, ассоциация пролет, писателей (РАПП). В первые годы своей деятельности она играла положит, роль, объединяя большинство пролет, писателей и борясь с проявлениями бурж. идеологии в лит-ре. Но к кон. 20-х - нач. 30-х гг. в её работе стали усиливаться вульгарно-социологич. тенденции. РАПП стала тормозом в развитии сов. лит-ры. Ложные теоретич. предпосылки программ нек-рых др. группировок приводили подчас к ошибочным, идеалистич. концепциям: преувеличению роли интуитивного и подсознательного начал в художеств, творчестве ("Перевал"), утверждению аполитичности "нейтральности", "самоценности" иск-ва ("Серапионовы братьям), пропаганде теории "социального заказа" и "литературы факта", снижающих идеологич. значение лит-ры (ЛЕФ), игнорированию социального смысла индустриализации страны (конструктивисты). Творч. практика лучших писателей - представителей всех этих орг-ций, как правило, выходила далеко за рамки односторонних групповых установок. Резолюция ЦК РКП(б) "О политике партии в области художественной литературы" (1925) подчёркивала, что в классовом обществе нет и не может быть нейтрального иск-ва, осудила кастовую замкнутость нек-рых лит. группировок, призывала создать высокохудожеств. передовую лит-ру, свободную от бурж. влияния. ЦК партии решительно предостерёг пролет, писателей как от капитулянтства перед бурж. идеологией, так и от "комчванства", попыток монополизировать лит.-издат. дело, высказался за "...величайший такт, осторожность, терпимость по отношению ко всем тем литературным прослойкам, которые могут пойти с пролетариатом и пойдут с ним" ("О партийной и советской печати", Сб. документов, 1954, с. 346). Резолюция подготавливала почву для дальнейшей консолидации творч. сил на базе партийности и принципов социалистич. иск-ва. Весьма существенной была и та конкретная помощь, к-рую постоянно оказывали лит-ре деятели партии, в первую очередь Луначарский, разрабатывавший эстетич. принципы сов. лит-ры, творческого отношения к классич. наследию и др., горячо поддерживавший всё талантливое в иск-ве.

Социалистич. индустриализация и коллективизация с. х-ва открыли качественно новый этап в жизни страны. Партия призвала писателей "... гораздо более глубоко и полно отобразить героизм социалистической стройки и классовой борьбы, переделку общественных отношений и рост новых людей - героев социалистической стройки" ("Об издательской работе", Пост. ЦК ВКП(б) от 15 авг. 1931, см. там же, с. 422).

Героика первых пятилеток открывала перед писателями грандиозные творч. перспективы. Отличительная черта книг о социалистич. строительстве, о новых путях и судьбах отд. людей и всей страны - пафос будущего, раскрывающий поэзию настоящего. Наступление на патриархальный уклад старой России, пробуждение человека к сознательной деятельности на благо общества ("Соть", 1930, Леонова), поэзия планового переустройства жизни страны ("Гидроцентраль", 1930-31, М. С. Шагинян, р. 1888), идея темпа, "решающего всё", невиданное ускорение событий, накал героич. дней ("Время, вперёд!", 1932, В. П. Катаева, р. 1897), сжатая "биография" Сталинградского тракторного з-да ("Большой конвейер", 1934, Я. Н. Ильина, 1905-32) - таковы гл. темы "трудовой библиотеки" сов. лит-ры 30-х гг. Жизнь деревни в годы коллективизации, первые шаги колхозов отражены в мно-гочисл. произв. этого периода: повесть "Разбег" (1930) В. П. Ставского (1900- 1943), романы "Лапти" (1929-36) П. И. Замойского (1896-1958), "Ненависть" (1932) И. П. Шухова (р. 1906); роман Ф. И. Панфёрова (1896-1960) "Бруски" (кн. 1-4, 1928-37) рисовал духовный рост людей новой деревни.

Драматич. процесс рождения новых, социалистич. отношений в деревне наиболее полное художеств, воплощение получил в 1-й книге романа Шолохова "Поднятая целина" (1932), где ломка веками складывающегося крест, уклада изображена как великий социально-ист, переворот, осуществлённый нар. массами под руководством Коммунистич. партии. Эпич. осмысление действительности сочетается в романе с глубокими социально-психологич. характеристиками, яркой пейзажной живописью, стихией живого нар. языка.

Укрепление связей между нац. лит-ра-ми СССР - существенная черта лит. развития 30-х гг. Жизнь братских народов стала важной темой в рус. лит-ре ("Стихи о Кахетии", 1935, Тихонова; "Путевой дневник", 1939, В. М. Инбер, 1890- 1972; "Кара-Бугаз", 1932, "Колхида", 1934, К. Г. Паустовского, 1892-1968; "Большевикам пустыни и весны", кн. 1-3, 1931-48, В. А. Луговского, 1902-57; "Человек меняет кожу", ч. 1- 2, 1932-33, Б. Ясенского, 1901-41).

К нач. 30-х гг. большинство сов. писателей активно включились в социалистич. строительство. Создались условия для объединения всех лит. сил страны в единую орг-цию - Союз писателей СССР, что было оформлено пост. ЦК ВКП(б) "О перестройке литературно-художественных организаций" (1932).

Исключит, роль в деле объединения писателей вокруг поставленных партией задач принадлежит Горькому, к-рый постоянно ориентировал молодую сов. лит-ру на пристальное изучение характерных явлений новой жизни. С этой целью по его инициативе и под его руководством был создан журн. "Наши достижения" (1929), альманах-ежегодник "Год XVI", "Год XVII" и "Год XVIII" (1933-35), возникли коллективные труды "Истории фабрик и заводов", "История Гражданской войны", "День мира". Для работы с молодыми писателями Горький возглавил журн. "Литературная учёба" (с 1930). 1-й Всесоюзный съезд сов. писателей (авг. 1934) закрепил единство сов. лит-ры, направил её развитие по пути социалистич. реализма, осн. принцип к-рого - правдивое исторически конкретное изображение действительности в её революц. развитии. Лит-pa предстала на съезде как многонац. единая по социалистич. содержанию лит-pa; вопросы развития и дружбы лит-р братских народов СССР заняли в работе съезда важное место. Сов. лит-ра являет собой пример творч. содружества народов в деле созидания социалистич. культуры, взаимопроникновения и взаимообогащения братских лит-р. Рус. лит-ра играет в этом процессе ведущую роль: воздействие поэзии Маяковского на формирование гражд. лирики в лит-pax многих народов СССР, влияние "Поднятой целины" Шолохова на романы о коллективизации в союзных и авт. республиках (подробнее об этом см. раздел Литература в томе СССР).

В центре внимания сов. лит-ры 30-х гг. находится новый человек, выросший и воспитанный в условиях сов. действительности. Лит-pa изображает процесс формирования этого человека в революц. борьбе, творч. труде, в тесной связи с коллективом, с обществ, жизнью страны. Образ молодого коммуниста, беззаветно отдающего свои силы и жизнь делу революции, был создан в романе Н.А. Островского (1904-36) "Как закалялась сталь" (ч. 1-2, 1932-34) - ярком человеческом документе, обладающем огромной силой воздействия. Павел Корчагин стал образцом поведения для революционеров мн. стран. А. С. Макаренко (1888-1939) в "Педагогической поэме" (1933-36) показал трудовое перевоспитание беспризорных, впервые ощутивших свою ответственность за общее дело.

Роман Малышкина "Люди из захолустья" (1937-38) дал картину глубокой нравств., психологич. перестройки "людей из захолустья", приобщавшихся к индустр. произ-ву. В романе Ю. С. Крымова (1908-41) "Танкер Дербент" (1938) показано, как меняются люди в ходе социалистич. соревнования. Сатира 30-х гг.- роман Ильфа и Петрова "Золотой телёнок" (1931), фельетонный цикл М. Е. Кольцова (1898-1942) "Иван Вадимович, человек на уровне" (1933), пьесы Е. Л. Шварца (1896-1958) и др.- также по-своему участвовала в воспитании человека социалистич. общества.

В 30-е гг. завершается создание ряда крупнейших произв. сов. прозы. В многоплановом, масштабном романе Горького "Жизнь Клима Самгина" (1925-36), широкой панораме предоктябрьского сороколетия жизни рус. общества, даётся глубокий художеств, анализ ист. и идейно-политич. предпосылок Окт. революции, раскрывается крах антисоциалистич. идеологии и бурж.-мещанского индивидуализма. Клим Самгин, воплощение безграничного эгоизма и морально-политич. двуличия, и Степан Кутузов, олицетворение ума, энергии и самоотверженности большевистской партии и рус. рабочего класса,- представители двух непримиримых лагерей, изображённых в романе.

Ист. судьбы донского казачества в революции составляют содержание эпопеи Шолохова "Тихий Дон" (1928-40). На материале жизни и быта казачества писатель раскрыл процессы широкого ист. масштаба, поставил вопросы общенародного значения. "Тихий Дон" - "произведение общерусское, национальное, народное",- писал А. Толстой. Герои, стоящие в центре романа,- Григорий Мелехов, Аксинья, Михаил Кошевой и др. персонажи - написаны с исключительной силой и принадлежат к самым глубоким образам не только русской, но и мировой лит-ры. Неуклонно следовать правде жизни, воплощать действительность в её противоречиях и острых конфликтах, возникающих в сложном и трудном процессе рождения нового, коммунистич. мира - последовательность в художеств, осуществлении этих принципов определила особое значение "Тихого Дона" для лит-ры социалистич. реализма. Многогранное живописное полотно, рисующее пути в Революции и Гражд. войне лучшей части старой рус. интеллигенции, движение нар. масс, руководимых большевиками, развернул в трилогии "Хождение по мукам" (1920-41) А. Толстой.

В поэзии 1930-е гг. начались публикацией исповеди-завещания Маяковского - вступления в поэму "Во весь голос", в к-ром было сформулировано идейно-эстетич. кредо поэта нового типа. Это было время преобладания стихотворной эпики, отразившей драматичность и глубину рождённых революцией социальных и нравств. конфликтов ("Смерть пионерки", 1932, Багрицкого; "Мать", 1933, Н. И. Дементьева, 1907-35; "Триполъе", 1934, Б. П. Корнилова, 1907-38; "Кулаки", 1936, П. Н. Васильева, 1910-37). Стр-ву Днепрогэса посвятил Безыменский поэму "Трагедийная ночь" (1931). Образ великого сов. поэта создал Асеев в поэме "Маяковский начинается" (1940). Трудные думы крестьянина на пороге новой жизни поведал А. Т. Твардовский (1910-71) в поэме "Страна Муравия" (1936). В лирике этого периода выделяются освещённая вечно живой героикой революции романтика повседневности в стихах Светлова, признания в любви к новой жизни, к труду Я. В. Смелякова (1913-72), нар.-песенный лад стихов А. А. Прокофьева (1900-71), разговорная интонация стихов С. П. Щипачёва (р. 1899). К ист. теме обращаются К. М. Симонов (р. 1915; "Ледовое побоище", 1938, "Суворов", 1939), Д. Б. Кедрин (1907-45; "Зодчие", "Пирамида", оба - 1938, и др.). В стихах и песнях М.Голодного (1903-49), А. А. Суркова (р. 1899) звучала патриотич. и оборонная тема. Песни В. И. Лебедева-Кумача (1898- 1949), созданные в содружестве с композиторами И. О. Дунаевским и В. Г. Захаровым, выражали оптимистич. настроения сов. общества. Народными, массовыми песнями стали очень многие стихотворения М. В. Исаковского (1900-73).

Лирич. тенденция выявляется в прозе ("Жень-шень", 1933, Пришвина, "Летние дни", 1937, Паустовского, рассказы и очерки И. С. Соколова-Микитова, 1892- 1975) и в драматургии 30-х гг.: "Машенька" (1940) А. Н. Афиногенова (1904-41), "Таня" (пост. 1939) А. Н. Арбузова (р. 1908). Появляется монументальное эпич. произведение "Оптимистическая трагедия" (1933) В. В. Вишневского (1900-51). Тема революции и Гражд. войны звучит также в пьесе "Интервенция" (1932) Л. И. Славина (р. 1896). В пьесе "Человек с ружьём" (1937) Н. Ф. Погодин (1900-62) воплотил образ В. И. Ленина.

В лит-ре 30-х гг. заметно повышается роль ист. романа. Именно в первые два десятилетия Сов. власти создаются произведения, соединяющие яркость воссоздаваемых картин прошлого с материалистич. осмыслением ист. процесса: "Кюхля" (1925) и "Смерть Вазир-Мухтара" (1927-28) Ю. Н. Тынянова (1894-1943), "Одеты камнем" (1925) и "Радищев" (1932-39) О. Д. Форш (1873-1961), "Разин Степан" (1926-27) А. П. Чапыгина (1870-1937), "Салават Юлаев" (1929) С. П. Злобина (1903-65), "Емельян Пугачёв" (1938-45) Шишкова, "Чингиз-хан" (1939) В. Г. Яна (1875-1950). Об ист. обречённости кулацкого мятежа на Тамбовщине в годы Гражд. войны написал свой первый роман "Одиночество" (1935) Н. Е. Вирта (р. 1906). Выдающимся лит. явлением стал роман А. Толстого "Пётр I" (1929-45).

К кон. 30-х гг. в лит-ре всё отчётливее звучит тема защиты Родины. Наряду с публицистикой Горького, "Испанским дневником" (1938) Кольцова, романом Эренбурга "Падение Парижа" (1940-41) и др. книгами о современности, моральной подготовке к возможным испытаниям войны способствовали ист. произведения: "Цусима" (1932-35) А. С. Новикова-Прибоя (1877-1944), "Капитальный ремонт" (ч. 1, 1932) Л. С. Соболева (1898- 1971), "Кочубей" (1937) А. А. Первенцева (р. 1905), "Севастопольская страда" (1937-39) Сергеева-Ценского.

20-30-е гг.- период расцвета сов. детской литературы. Её большими достижениями стали сказки и стихи К. И. Чуковского (1882-1969) и С. Я. Маршака (1887-1964), овеянные революц. романтикой произв. А. П. Гайдара (1904-41), стихи для детей Маяковского, С. В. Михалкова (р. 1913), А. Л. Барто (р. 1906), "Лесная газета на каждый год" В. В. Би-анки (1894-1959), произв. А. Толстого "Детство Никиты" (1920-22), "Золотой ключик, или Приключения Буратино" (1936), роман-сказка Олеши "Три толстяка" (1924), роман В. А. Каверина (р. 1902) "Два капитана" (кн. 1-2, 1938-44), повести и рассказы Л. А. Кассиля (1905-70), Б. С. Житкова (1882- 1938), повесть В. Катаева "Белеет парус одинокий" (1936). В сб-ке сказов "Малахитовая шкатулка" (1939) П. П. Бажов (1879-1950) творчески обработал колоритные образы и мотивы уральского фольклора.

С первых дней Великой Отечеств, войны 1941-45 сов. лит-pa целиком посвятила себя защите социалистич. Отчизны. Писатели работали во фронтовой печати, сражались с оружием в руках. Многие из них отдали жизнь за Родину (в т. ч. Гайдар, Крымов, Петров, Ставский, Уткин и др.).

Оперативно мобилизовать все силы для борьбы с врагом - эта задача, вставшая перед лит-рой, решалась в начальный период войны газетной публицистикой и стихами. Своего рода гимном Великой Отечеств, войны стала песня Лебедева-Кумача "Священная война" (1941). Всенародный характер войны, поиски максимальной действенности поэтич. слова заставляли поэтов обращаться к вековому опыту нар. творчества. В формах заклинания, проклятья, клятвы, плача создавались стихи "Жди меня", "Убей его!" Симонова, "Песня смелых" Суркова, "Мужество" Ахматовой и мн. др. Стремлением к ист.-филос. и эмпирически-конкретному осмыслению понятия родины, к беспощадному разоблачению идеологии фашизма, его враждебности мировой цивилизации, культуре, отличается публицистика Эренбурга ("Война", кн. 1-3, 1942-44), А. Толстого ("Что мы защищаем", "Русские воины" и др.), Шолохова ("Наука ненависти" и др.), Леонова ("Слава России", "Ярость" и др.). Лит-pa пробуждала в каждом сов. человеке ясное сознание, "что мы защищаем", показывала величие нар. силы, к-рая противостояла врагу. Отсюда наряду с обращениями к революц. традициям народа (поэмы "Киров с нами", 1941, Тихонова, "Домик в Шушенском", 1944, Щипачёва и др.) - возросшее внимание к его ратным подвигам в прошлом (роман "Порт-Артур", кн. 1-2, 1940- 1941, А. Н. Степанова, 1892-1965), к проблеме нац. рус. характера ("Рассказы Ивана Сударева", 1942-44, А. Толстого, поэма Прокофьева "Россия", 1944, пьеса Симонова "Русские люди", 1942). На примерах воинской доблести, стойкости и мужества (пьеса Леонова "Нашествие", 1942; поэма М. И. Алигер, р. 1915, "Зоя", 1942; повесть "Дни и ночи", 1943- 1944, Симонова; "Непокорённые", 1943, Б. Л. Горбатова, 1908-54; цикл рассказов Соболева "Морская душа", 1942) сов. писатели утверждали социалистич. патриотизм, героизм и самоотверженность как норму поведения человека на войне, помогали партии воспитывать во вчерашнем мирном труженике храброго, дисциплинированного и умелого воина ("Алексей Куликов, боец...", 1942, Горбатова; "Волоколамское шоссе", 1943-44, А. А. Бека, 1902-72; пьеса "Фронт", 1942, А. Е. Корнейчука, 1905-72).

Лучшие произв. воен. времени отражали особую духовную атмосферу, сочетавшую идейно-нравств. подъём с реализмом, осознание патриотич. единства народов страны с возросшим вниманием к чувству долга гражданина, к общечеловеческому, личному (дружба, любовь, семья, дом, жизнь, смерть). В таком идейно-эмоциональном ключе написаны, в частности, стихи Симонова ("Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины..."), Суркова ("Бьётся в тесной печурке огонь..."), М. А. Дудина (р. 1916, сб. "Костёр на перекрёстке", 1944), "Февральский дневник", 1942, и др. произв. О. Ф. Берггольц (1910-75), обострённый лиризм к-рых усилен суровой действительностью блокадного быта.

Исследуя характер сов. человека, лит-pa стремилась выявить социально-ист, природу его стойкости, источником к-рой является социалистич. строй (поэмы "Пулковский меридиан", 1943, В. М. Инбер, 1890-1972; "Сын", 1943, П. Г. Антокольского, р. 1896; "Пропал без вести", 1942-46, Е. А. Долматовского, р. 1915; повести В. С. Гроссмана, 1905- 1964, "Народ бессмертен", 1942, и Леонова "Взятие Великошумска", 1944).

Вершинным произведением лит-ры воен. лет явилась поэма Твардовского "Василий Тёркин" (1942-45), где с исключит, глубиной и силой выражен нар. взгляд на войну, широкий круг общенар. чувств воен. времени. Герой поэмы - обобщённый тип рус. сов. солдата Великой Отечеств, войны, средоточие тех качеств, к-рые помогли сов. народу выстоять и победить. Исполненная глубокой правдивости и юмора, классически ясная по своей поэтич. форме, "книга про бойца" стала любимой книгой миллионов людей. В послевоен. время рус. лит-pa продолжала художеств, осмысление войны и победы. На документальной основе создаются роман "Молодая гвардия" (1945, новая редакция 1951) Фадеева и "Повесть о настоящем человеке" (1946) Б. Н. Полевого (р. 1908), в к-рых раскрыта нравств. сущность сов. человека - победителя фашизма, его самозабвенная устремлённость к подвигу. История краснодонской подпольной комсомольской орг-ции позволила Фадееву нарисовать типичные образы героич. представителей сов. молодёжи, создать роман большого воспитат. значения, показать неодолимую силу сов. патриотизма. В произведениях о Великой Отечеств, войне выявляется художеств, многообразие рус. прозы первых послевоен. лет. Так, роман М. С. Бубеннова (р. 1909) "Белая берёза" (кн. 1, 1947) рисует события первых месяцев войны в сугубо реалистич. ключе, а в повести "Звезда" (1947) Э. Г. Казакевича (1913-62), правдиво рассказывающей о подвиге и гибели группы разведчиков, отчётливо звучит героико-романтич. нота. В "Спутниках" (1946) В. Ф. Пановой (1905-73) объектом для художеств, исследования человеческих характеров стали будни санитарного поезда. В романе "Буря" (1947) Эренбурга сделана попытка создать эпич. картину 2-й мировой войны.

Глубина воен. бедствия, пережитого народом, с большой силой выразилась в поэме Твардовского "Дом у дороги" (1946). О своём видении войны и человека на войне заявляют молодые поэты - недавние фронтовики: С. П. Гудзенко (1922-53), А. И. Недогонов (1914-48), С. С. Наровчатов (р. 1919), А. П. Межиров (р. 1923), позднее - К. Я. Ваншенкин (р. 1925), Е. М. Винокуров (р. 1925), С. С. Орлов (р. 1921), М. Д. Львов (р. 1917) и др.

Для развития послевоенной лит-ры большое значение имели постановления ЦК ВКП(б) по идеологич. вопросам ("О журналах „Звезда" и „Ленинград"" и др.), принятые в 1946-48. Эти решения были направлены на то, чтобы поднять на более высокий уровень идеологич. работу в стране, указывали на высокую миссию социалистич. лит-ры и иск-ва. В них было подчёркнуто значение принципа коммунистич. партийности для художеств, творчества, роль марксистско-ленинского мировоззрения в правдивом отображении социалистич. действительности. Решения ЦК КПСС нацеливали на создание произведений, сочетающих высокую идейность и совершенство художеств, формы.

Центральное место в лит-ре кон. 40-х - нач. 50-х гг. заняла тема трудового подвига. Мн. писатели стремились создать образы передовых тружеников города и деревни, коммунистов-организаторов масс, командиров произ-ва. Таковы Воропаев из романа П. А. Павленко (1899- 1951) "Счастье" (1947), инженеры Батманов и Беридзе из романа В. Н. Ажаева (1915-68) "Далеко от Москвы" (1948), персонажи романов "Жатва" (1950) Г. Е. Николаевой (1911-63), "Дни нашей жизни" (1952) В. К. Кетлинской (р. 1906), "Высота" (1952) Е. 3. Воробьёва (р. 1910), поэм "Флаг над сельсоветом" (1947) Недогонова, "Весна в „Победе"" (1948) Н. М. Грибачёва (р. 1910), "Рабочий день" (1948) М. К. Луконина (р. 1918), пьесы А. В. Софронова (р. 1911) "Московский характер" (1948) и др. Таковы три поколения династии рабочих-кораблестроителей в романе В. А. Кочетова (1912-73) "Журбины" (1952) и др.

Сов. писатели активно участвуют в борьбе за мир, разоблачают бурж. образ жизни и идеологию буржуазии, империализм и колониализм, вскрывают противоположность двух социальных систем: книги стихов Симонова "Друзья и враги" (1948), Суркова "Миру - мир" (1950), Тихонова "Два потока" (1951), пьесы "Русский вопрос" (1946) Симонова, "Голос Америки" (1950) Лавренёва, публицистич. очерки Грибачёва и др.

Заметное место в послевоен. рус. лит-ре заняли роман Пановой "Кружилиха" (1948), трилогия Каверина "Открытая книга" (1949-56), рассказы С. П. Антонова (р. 1915), Ю. М. Нагибина (р. 1920). В социально-филос. романе Леонова "Русский лес" (1953) раскрыто гуманистич. содержание подвига народа в войне с фашизмом, воспет труд как творчество, высшее проявление человеческого бытия. Картины предреволюц. и революц. лет воссоздавались в книгах "Первые радости" (1945), "Необыкновенное лето" (1947-48) и "Костёр" (1961 - 1965) Федина, "Строговы" (1939-46) Г. М. Маркова (р. 1911), "Хребты Саянские" (1940-54) С. В. Сартакова (р. 1908), "Сотворение мира" (отд. изд. 1956) В. А. Закруткина (р. 1908), "Повесть о детстве" (1949) и др. произв. Гладкова, "Открытие мира" (1947-67) В. А. Смирнова (р. 1905).

Победа сов. народа в Великой Отечеств, войне 1941-45, создание мировой системы социализма, интенсивный процесс крушения колон, системы изменили облик планеты, определили более глубокое идейно-политич. и художеств, мышление деятелей лит-ры.

В 50-х гг. лит-pa обогатилась новыми произведениями, содержащими глубокий анализ совр. сов. действительности. Они отражали происходящие в жизни перемены и назревающие потребности общественного развития, связанные с появлением в сов. обществе черт зрелого социализма, взятым Коммунистич. партией курсом на дальнейшую демократизацию обществ, жизни, важным звеном к-рого явилось преодоление последствий культа личности. Сов. лит-pa стала более глубоко решать задачи социально-филос. осмысления жизни. Была преодолена имевшая место в кон. 40-х - нач. 50-х гг. в отд. произведениях тенденция к упрощённому изображению сов. действительности, к её "лакировке".

Лирич. дневником поэта-гражданина, напряжённо размышляющего о прошлом и настоящем социалистич. Родины, о глубоком ист. смысле происходящих в ней перемен, об ответственности художника перед народом, стала поэма Твардовского "За далью - даль" (1950-60). Широкая картина жизни сов. общества 50-х гг. дана в романе Николаевой "Битва в пути" (1957). Стремление смело вскрывать жизненные противоречия и конфликты, с парт, позиций искать пути их преодоления звучало в повести В. Ф. Тендрякова (р. 1923) "Не ко двору" (1954), романах Пановой "Времена года" (1953), Д. А. Гранина (р. 1919) "Искатели" (1954), пьесах В. С. Розова (р. 1913) "В добрый час" и А. П. Штейна (р. 1906) "Персональное дело" (обе - 1954). Повести "Жестокость" и "Испытательный срок" (обе - 1956) П. Ф. Нилина (р. 1908). романы Ю. П. Германа (1910- 1967) "Дело, которому ты служишь" (кн. 1 - 1957, кн. 2 -"Дорогой мой человек", 1961, кн. 3 -"Я отвечаю за всё", 1964) содержали художеств, осмысление проблем социалистич. гуманизма, доверия к человеку.

В 50-х гг. начался новый подъём сов. очерка, в к-ром были поставлены мн. актуальные проблемы сов. действительности. С публицистич. страстностью, доскональным знанием материала заговорили о наболевших вопросах села В. В. Овечкин (1904-68; "Районные будни", 1952-56), А. В. Калинин (р. 1916; "На среднем уровне", 1954) и др.

Видное место в лит. процессе заняла документальная лит-pa. Появились книги, исследующие экономич., социальные, психологич. корни фашизма, раскрывающие масштабы преступлений против мира и человечности, предающие гласности имена преступников и их жертв, факты героич. борьбы сов. людей с врагом ("Люди с чистой совестью", 1946, П.П. Верши-горы, 1905-63; "Это было под Ровно", 1948, Д. Н. Медведева, 1898-1954). Большой вклад в создание летописи Великой Отечеств, войны 1941-45 внёс С. С. Смирнов (р. 1915) своими книгами "Брестская крепость" (1957), "Герои Брестской крепости" (1959) и др.

Об оживлении лит. жизни во 2-й пол. 50-х гг. свидетельствует значит, увеличение лит.-художеств, и теоретич. журналов, альманахов ("Юность", "Иностранная литература" - с 1955; "Наш современник", "Молодая гвардия" - с 1956; "Дон", "Москва", "Вопросы литературы" - с 1957; "Русская литература", газ. "Литература и жизнь" - с 1958).

Наряду с Москвой и Ленинградом возникли крупные лит. центры в Вологде, Воронеже, Ростове-на-Дону, Смоленске, Иркутске, Хабаровске и др. городах Росс. Федерации. Был создан Союз писателей РСФСР (1-й съезд в дек. 1958). Широкую известность в Сов. Союзе и за его пределами приобрели произведения татарина М. Джалиля (1906-44), героически погибшего в фаш. плену, аварца Р. Гамзатова (р. 1923), башкира М. Карима (р. 1919), балкарца К. Кулиева (р. 1917), калмыка Д. Кугультинова (р. 1922), чукчи Ю. Рытхэу (р. 1930) и мн. др. писателей. Лит-ры братских народов страны, в т. ч. народов Росс. Федерации, не только испытывают влияние рус. сов. лит-ры, но и сами оказывают на неё благотворное воздействие. Происходит взаимообогащение сов. нац. лит-р (см. разделы Литература в статьях об отд. авт. республиках, РСФСР).

Как в прозе ("Дневные звёзды", 1959, Берггольц; "Владимирские просёлки", 1957, и "Капля росы", 1960, В. А. Солоухина, р. 1924), так и в поэзии 50- 60-х гг. растут удельный вес лирич. начала, стремление к филос. обобщениям. Преемственность ист. эпох, бессмертие революции - лейтмотив обширного цикла филос.-лирич. поэм Луговского "Середина века" (1958). О величии творчества, о сущности красоты и одухотворённости природы размышлял Заболоцкий (сб. "Стихотворения", 1959). Каждый в своей поэтич. манере, со своим кругом мыслей, тем, переживаний создают образцы филос. лирики Антокольский (сб. "Мастерская", 1958), Асеев (сб. "Лад", 1961), Маршак ("Избранная лирика", 1962), Л. Н. Мартынов (р. 1905; "Стихотворения", 1961), Светлов (кн. "Охотничий домик", 1964). Появляется цикл стихов Пастернака ("Когда разгуляется", 1956- 1959), сб. Ахматовой ("Бег времени", 1965). Раскрывается своеобразие творчества поэтов "среднего поколения": Б. А. Слуцкого (р. 1919; сб-ки "Память", 1957, "Работа", 1964), Винокурова (сб. "Признанья", 1958), Д. С. Самойлова (р. 1920; сб-ки "Ближние страны", 1958, "Второй перевал", 1963), А. Я. Яшина (1913-68; сб-ки "Совесть", 1961, "Босиком по земле", 1965), В. С. Шефнера (р. 1914; сб-ки "Знаки Земли", 1961, "Своды", 1967), Межирова (сб-ки "Ветровое стекло", 1961, "Прощание со снегом", 1964), В. Н. Соколова (р. 1928; сб-ки "На солнечной стороне", 1961, "Смена дней", 1965). Раздумья о любви и труде, об ист. роли рабочего класса, о сов. Родине выражены в стихах А. Прокофьева (кн. "Приглашение к путешествию", I960), Н. И. Рыленкова (1909-69; "Стихотворения и поэмы", т. 1-2, 1959), Б. А. Ручьёва (1913-73; сб. "Лирика", 1959), Смелякова (поэма "Строгая любовь", 1956, сб. "Разговор о главном", 1959), В. Д. Фёдорова (р. 1918; поэма "Проданная Венера", 1958), Щипачёва, Дудина, С. В. Смирнова (р. 1913).

В кон. 50-х - нач. 60-х гг. в лит-ру вошла группа молодых писателей, чьи выступления, при всём различии художеств, таланта, отличались гражд. пафосом, активными творческими поисками: Е. А. Евтушенко (р. 1933; сб-ки "Обещание", 1957, "Яблоко", 1960, поэма "Братская ГЭС", 1965), А. А. Вознесенский (р. 1933; сб-ки "Парабола", 1960, "Антимиры", 1964), Р. И. Рождественский (р. 1932; поэмы "Спутник", 1958, "Письмо в тридцатый век", 1965), В. Д. Цыбин (р. 1932; сб-ки "Медовуха", 1960, "Ау!", 1967), В. П. Аксёнов (р. 1932; повесть "Коллеги", 1960), Ю. П. Казаков (р. 1927; сб. рассказов "Голубое и зелёное", 1963). Они ввели в лит-ру молодого героя, преодолевающего в творческом труде отвлечённо романтич. восприятие жизни. Молодой человек во взаимоотношениях с окружающим миром - одна из центр, тем и в драматургии этого времени: "Иркутская история" (1959) Арбузова, "Фабричная девчонка" (1956) А. М. Володина (р. 1919).

В своеобразной элегической, иронич. тональности выдержано творчество выступивших в это же время поэтов: Б. А. Ахмадулиной (р. 1937; сб. "Струна", 1962), Н. Н. Матвеевой (р. 1934; сб-ки "Кораблик", 1963, "Душа вещей", 1966), Б. Ш. Окуджавы (р. 1924; сб-ки "Острова", 1959, "Весёлый барабанщик", 1964).

В лит-ре 60-х гг. отчётливо выявилось неск. осн. тематич. линий. Рассказ Шолохова "Судьба человека" (1957), где показана стойкость рус. солдата, вынесшего неимоверные испытания, положил начало новому подъёму т. н. "воен. прозы": роман "Суровое поле" (1958) Калинина, повести "Пядь земли" (1959) Г. Я. Бакланова (р. 1923), "Последние залпы" (1959) Ю. В. Бондарева (р. 1924), "Танки идут ромбом" (1963) А. Ананьева (р. 1925), "...А зори здесь тихие" (1969) Б. Л. Васильева (р. 1924), "Пастух и пастушка" (1971) В. П. Астафьева (р. 1924), рассказ В. М. Богомолова (р. 1926) "Иван" (1958). Многоплановое изображение Великой Отечеств, войны дали в своих романах П. Л. Проскурин (р. 1928) "Исход" (1966) и "Судьба" (1972), Г. И. Коновалов (р. 1908)"Истоки" (1959-67), Бондарев "Горячий снег" (1969), А. Б. Чаковский (р. 1913) "Блокада" (1968-75). Значит, явлением совр. лит-ры стала трилогия Симонова "Живые и мёртвые" (1959-71) - эпич. произведение о войне, основанное на богатом фактич. материале, размышление о недавней трагич. и героич. истории родины. К новым сторонам истории Великой Отечеств, войны обратились писатели: Богомолов ("В августе сорок четвертого", 1974), Бондарев ("Берег", 1975), И.Ф.Стаднюк(р.1920)"Война"(1970-74).

Крупными событиями 50-60-х гг. явились выход 2-й части романа Шолохова "Поднятая целина" (1955-60) и новых глав его романа "Они сражались за Родину" (1943-69). Лит-pa неоднократно обращалась к различным этапам сов. истории: "Сентиментальный роман" (1958) Пановой - эпоха нэпа; "Солёная Падь" (1967-68) С. П. Залыгина (р. 1913) - Гражд. война; "Память земли" (1961- 1970) В. Д. Фоменко (р. 1911) - первые послевоен. годы. История революц. борьбы и социалистич. строительства в Сибири запечатлена в судьбах героев романов Г. Маркова "Соль земли" (1954-60), "Отец и сын" (1963-64), "Сибирь" (1969-73). Своё место в лит. процессе этих лет заняли мемуарно-художеств. произв. старых мастеров: Эреноурга, Паустовского, Чуковского, Маршака, Исаковского, Каверина, В. Б. Шкловского (р. 1893).

Политич. и духовные процессы современности стимулируют усиление внимания к ленинской теме, решаемой разными писателями с различной степенью ист. и художеств, убедительности: в драматургии - "Третья патетическая" (1959) Погодина, "Шестое июля" (1966) М. Ф. Шатрова (р. 1932); в поэзии - "Лонжюмо" (1963) Вознесенского, "Казанский университет" (1970) Евтушенко; в прозе - роман-хроника Шагинян "Семья Ульяновых" (1957), роман А. Л. Коптелова (р. 1903) "Возгорится пламя" (1965-68), повести Казакевича ("Синяя тетрадь", 1961), Катаева ("Маленькая железная дверь в стене", 1964), М. П. Прилежаевой (р. 1903; "Три недели покоя", 1967).

В прозе 60-х и 70-х гг. продолжает занимать важное место "деревенская тема". Лучшие произв. "деревенской прозы" характеризуются точным знанием языка и быта совр. колх. деревни, содержательным художеств, анализом жизни, характеров и взаимоотношений её людей, тонким пониманием родной природы, поэзии крест, труда и базирующихся на нём нравств. ценностей: трилогия "Прясли-ны" (отд. изд. 1974) Ф. А. Абрамова (р. 1920), "Липяги" (1963-65) С. Крутилина (р. 1921), "Деревенский дневник" (1956-71) Е. Я. Дороша (1908-72), повести "Деньги для Марии" (1967) В. Г. Распутина (р. 1937), "Привычное дело" (1966) В. И. Белова (р. 1932), "В камышах" (1963) Г. Н. Троепольского (р. 1905), рассказы и повести Тендрякова, Ф. А. Искандера (р. 1929), В. М. Шукшина (1929-74), Е. И. Носова (р. 1925), Астафьева. Линию сел. очерка продолжают Л. И. Иванов (р. 1914), Г. Г. Радов (1915-75) и др. К эпич. повествованию о судьбах рус. и сов. деревни тяготеют М. Н. Алексеев (р. 1918; "Вишнёвый омут", 1961, и "Хлеб - имя существительное", 1964, "Ивушка неплакучая", 1970), А. С. Иванов (р. 1928; "Тени исчезают в полдень", 1963, "Вечный зов", 1970) и др.

Тема рабочего класса запечатлена в романе Кочетова "Братья Ершовы" (1958). Образ хозяйственника, умелого руководителя большого коллектива рисует В. М. Кожевников (р. 1909; повесть "Знакомьтесь, Балуев!", 1960). Острые проблемы совр. производства, бытовые грани "рабочей" темы, внутр. отношения в рабочей среде выступают в повестях Г. Н. Владимова (р. 1931) "Большая руда" (1961), Кожевникова "Петр Рябин-кин" (1968), "Особое подразделение" (1969), в романе В. Ф. Попова (р. 1907) "Обретешь в бою" (1968), в пьесах "Человек со стороны" (1972) И. М. Дворецкого (р. 1919), "Сталевары" (1973) Г. К. Бокарева (р. 1934). В поле зрения лит-ры - труд и быт учёных, нравств. проблемы науч. творчества: роман Гранина "Иду на грозу" (1962), очерковая повесть Н. М. Амосова (р. 1913) "Мысли и сердце" (1965). В повестях "Обмен" (1969), "Предварительные итоги" (1970) и др. Ю. В. Трифонов (р. 1925) критически прослеживает процесс омещанивания своего героя - совр. горожанина.

Произв. Н. П. Носова (р. 1908), Н. И. Дубова (р. 1910), Прилежаевой, С. А. Баруздина (р. 1926), А. Н. Рыбакова (р. 1911) знаменуют новые успехи детской лит-ры.

Выражая собой движение жизни, усложнение духовного опыта современника, совр. рус. лит-pa развивается в направлении всё более углублённого постижения мира и освоения новых средств художеств, выразительности: кн. Твардовского "Из лирики этих лет" (1967), повести Катаева ("Святой колодец", 1966, "Трава забвения", 1967, и др.). В произв. ряда молодых писателей растёт удельный вес интеллектуального начала (в прозе - А. Г. Битов, р. 1937; В. И. Лихоносов, р. 1936; О. М. Куваев, 1934-75; в поэзии - А. С. Кушнер, р. 1936; Н. М. Рубцов, 1936-71; в драматургии- А. В. Вампилов, 1937-72). Развиваются жанры научно-социальной фантастики- романы И. А. Ефремова (1907-72) и А. Н. (р. 1925) и Б. Н. (р. 1933) Стругацких, ист.-художеств, прозы (повесть "Нетерпение", 1973, Трифонова, и др.).

Интенсивный процесс строительства социалистич. и коммунистич. общества, вступление сов. страны в эпоху зрелого социализма привели к глубоким, полным ист. смысла сдвигам в сов. действительности, в духовном мире людей, в их взаимоотношениях. Новое в жизни порождает и новые черты лит-ры, отображающей социалистич. действительность во всей её сложности, во всём её величии. Новые произведения и постановки реалистично, с парт, позиций освещают прошлое и настоящее сов. народа, сосредоточивают внимание на важных проблемах коммунистич. воспитания и строительства.

КПСС призывает писателей исходить из ленинских принципов партийности и народности, выступает за разнообразие и богатство форм и стилей, вырабатываемых на основе социалистич. реализма. Партия высоко ценит талант писателей, идейную коммунистич. направленность их творчества, непримиримость ко всему, что мешает движению социалистич. общества вперёд, добивается, чтобы лит.-художеств, критика выступала с большей коммунистич. принципиальностью, соединяя взыскательность с тактом, с бережным отношением к творцам художеств, ценностей. Возрастающая роль художеств, культуры в коммунистич. строительстве отмечалась в пост. ЦК КПСС "О литературно-художественной критике" (1972), к-рое призвало бороться за высокий идейно-эстетич. уровень сов. иск-ва, последовательно выступать против бурж. идеологии, смелее исследовать процессы, происходящие в обществе, особенно в связи с научно-технич. революцией, влияющей на формирование нравств. облика времени и современника. Сов. литературоведч. наука и критика стали глубже анализировать и обобщать опыт сов. лит-ры, перспективы её развития (см. статьи Литературная критика, Литературно-художественные журналы, Литературоведение).

Как лит-pa социалистич. реализма, глашатай дружбы народов, высоких коммунистич. идеалов, рус. сов. лит-pa - вместе с др. братскими лит-рами Сов. Союза - оказала и оказывает влияние на лит-ру др. стран. Произведения М. Горького и Маяковского, А. Толстого и Шолохова, Твардовского, Фадеева, Леонова и мн. др. сов. писателей не только стали сов. классикой, но и получили широкое междунар. признание, прочно вошли в мировой культурный фонд. Рус. сов. лит-pa установила прочные связи с лит-рами др. социалистич. стран и в союзе с ними ведёт борьбу за социалистич. культуру. Она завоевала симпатии читателей во мн. др. странах мира, потому что показывает героизм и величие борьбы за свободу и справедливость, за мир и коммунизм. Правдивое, исторически конкретное изображение жизни в её революц. развитии, защита самых светлых идеалов человечества, реальный гуманизм - в этом заслуга и мировое значение рус. сов. лит-ры.

Лит.: Маркс К. иЭнгельс Ф., Об искусстве, т. 1-2, М., 1967; Л е н и н В. И., О литературе и искусстве, 4 изд., М., 1969; Белинский В. Г., Поли. собр. соч., т. 1-13, М., 1953-59; Герцен А. И., О литературе, М., 1962; Писар