загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна,окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ПРОМЫШЛЕННОМ, ЖИЛОМ И НЕ ТОЛЬКО...:
ПОНЯТИЯ:

МОНТАЖ (франц. montage - подъём установка, сборка, от monter - поднимать), сборка и установка сооружений конструкций, технологического оборудования агрегатов, машин (см. Сборка машин, аппаратов, приборов и др. устройств и готовых частей и элементов.
МОНТАЖ в строительстве - основной производственный процесс, выполняемый при возведении зданий и сооружений или и реконструкции, в результате которого устанавливают в проектное положение строительные конструкции, инженерное технологическое оборудование и др. МОНТАЖ технологического оборудования включает также присоединение его к источникам энергоснабжения системам очистки и удаления отходов оснащение приборами, средствами автоматизации и контроля
.


СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ в СССР, организационно обособленные производственно-хозяйственные единицы, основным видом деятельности которых является строительство новых, реконструкция, капитальный ремонт и расширение действующих объектов (предприятий, их отдельных очередей, пусковых комплексов, зданий, сооружений), а также монтаж оборудовани я. К государственным СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ относятся строительные и монтажные тресты (тресты-площадки, тресты гор. типа, территориальные, союзные специализированные тресты); домостроительные, заводостроительные и сельские строительные комбинаты; строительные, (монтажные) управления и приравненные к ним организации (напр., передвижные механизированные колонны, строительно-монтажные поезда и др.).
ПРОЕКТИРОВАНИЕ (от лат. projectus, буквально - брошенный вперёд), процесс создания проекта - прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния. Различают этапы и стадии ПРОЕКТИРОВАНИЯ, характеризующиеся определённой спецификой. Предметная область ПРОЕКТИРОВАНИЯ постоянно расширяется. Наряду с традиционными видами ПРОЕКТИРОВАНИЯ (архитектурно-строительным, машиностроительным, технологическим и др.) начали складываться самостоятельные направления ПРОЕКТИРОВАНИЯ человеко-машинных систем (решающих, познающих, эвристических, прогнозирующих, планирующих, управляющих и т. п.) (см. Система "человек и машина"), трудовых процессов, организаций, экологическое, социальное, инженерно-психологич., генетическое ПРОЕКТИРОВАНИЕ и др. Наряду с дифференциацией ПРОЕКТИРОВАНИЯ идёт процесс его интеграции на основе выявления общих закономерностей и методов проектной деятельности.
ПРОМСТРОЙПРОЕКТ, проектный институт в ведении Госстроя СССР. Находится в Москве. Организован в 1933. В составе института архитектурно-строительные и конструкторские отделы; ПРОМСТРОЙПРОЕКТ возглавляет объединение "Союзхимстройниипроект" с проектными институтами в Киеве, Ростове-на-Дону, Тольятти, Алма-Ате. Разрабатывает проекты (архитектурно-строительные и сан.-технич. части) производственных зданий и сооружений крупнейших промышленных предприятий автомобильной, машиностроит., металлургич., химич. и др. отраслей пром-сти; схемы генеральных планов пром. узлов и упорядочения существующих пром. районов; мероприятия по повышению уровня индустриализации строительтсва за счёт унификации и типизации зданий, сооружений и конструкций и внедрения эффективных строит. материалов; нормативные документы и методич. указания по проектированию пром. зданий и сооружений. Периодически публикует реферативную информацию "Строительное проектирование промышленных предприятий". Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1958)

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

сты для повседневного чтения, одобренные церковью; "Лицевой летописный свод", "Степенная книга", "Стоглав", "Домострой"). В 16 в. расцветает публицистика. В соч. публицистов 1-й пол. 16 в. (Фёдор Карпов, Иван Пересветов, Ермолай-Еразм) отразились нек-рые идеи Возрождения (вера в разум, в силу убеждения и слова, стремление к преобразованию общества, идея служения гос-ва интересам народа). Именно в публицистике 16 в. появляется личная точка зрения писателя на описываемое и возникают индивидуальные особенности стиля (наиболее ярко - в "Посланиях" Ивана Грозного). Публицистичность, сюжетность, лит. вымысел вторгаются и в летописание, и в ист. повествование ("Казанская история", "История о великом князе московском" А. М. Курбского, 1528-83).

В 17 в. лит-pa ср.-век. типа постепенно преобразуется в лит-ру нового времени. Возникают новые, чисто лит. жанры, идёт процесс демократизации лит-ры, значительно расширяется её тематика. События "смутного времени" и Крест, войны (кон. 16 - нач. 17 вв.) изменяют взгляд на историю и роль в ней отд. личности, что приводит к освобождению ист. лит-ры от церк. влияния: писатели этого времени (Авраамий Палицын, Катырев-Ростовский, Иван Тимофеев и др.) пытаются объяснить деяния Ивана Грозного, Бориса Годунова, Лжедмитрия, Василия Шуйского с точки зрения свойств их индивидуального человеческого характера. В лит-ре возникает представление о формировании, изменении и развитии личности под влиянием внешних обстоятельств. В 17 в. расширяется социальная сфера лит-ры. Возникает т. н. лит-ра посада, а также демократич. сатира, к-рая осмеивает гос. и церк. ин-ты, пародируя судопроизводство ("Повесть о Шемякином суде"), церк. службу ("Служба кабаку"), священное писание ("Повесть о крестьянском сыне"), канцелярскую практику ("Повесть о Ерше Ершовиче", "Калязинская челобитная"). Претерпевает изменения и такой консервативный жанр, как агиография. Житийная "Повесть об Ульянии Осоргиной", написанная её сыном Дружиной Осоргиным, становится реальным жизнеописанием с обилием бытовых зарисовок. Дальнейшее преобразование житийного жанра в биографич. повествование происходит в "Житии" (1672-75) протопопа Аввакума (1620 или 1621-82). В этой "исповеди-проповеди" проповеднич. пафос и агиографич. приподнятость сочетаются с личным, автобиографич. началом и глубоким психологизмом.

Сближение лит-ры с бытом, появление в повествовании любовной интриги, психологич. мотивировок поведения героя присущи мн. повестям 17 в. ("Повесть о Марфе и Марии", "Повесть о Тверском Отроче монастыре", "Повесть о Горе-Злочастии", "Повесть о Савве Грудцыне", "Повесть о Фроле Скобееве" и др.). Появляются переводные сб-ки новеллистич. характера ("Великое Зерцало", "Римские деяния", сб-ки фацеций), переводные рыцарские романы, получившие новую жизнь на рус. почве ("Повесть о Бове королевиче", "Повесть о Брунцви-ке", "Повесть о Еруслане Лазаревиче" и др.). Развивается стихотворство ("Приказная школа" 1-й пол. 17 в., Симеон Полоцкий, Сильвестр Медведев, Карион Истомин). В 17 в. завершилась история др.-рус. лит-ры как некоего единого явления, лит-ры, к-рая в значит, мере подготовила рус. лит-ру нового времени. Л. А. Дмитриев.

Литература 18 в. Возникновению новой рус. лит-ры в 18 в. предшествовал переходный период (1690-1720-е гг.), когда ещё продолжали развиваться традиц. лит. жанры (церк. проповедь, школьная драма, панегирич. стихи). Напряжённая общественная борьба отражалась преимущественно в публицистике и официальных программных документах, написанных Петром I, а также П. П. Шафировым (1669-1739) и Феофаном Прокоповичем (1681-1736). Впервые в истории рус. обществ, жизни была создана внерелиг. политич. идеология, ставшая содержанием офиц. политич. пропаганды, включавшая представление о правовом гос-ве и просвещённом абсолютизме.

На идеологич. почве, уже подготовленной реформами Петра I, возникает осн. направление обществ, мысли 18 в.- рус. просветительство (см. Просвещение в России). Унаследовав положит, элементы культурно-политич. программы предшеств. эпохи (идеи науч.-пром. прогресса, просвещения в собств. смысле, независимости науки и мысли от церкви), рус. просветительство выступило против идеи "страха", как единств, средства обуздания и приневоливания человека, противопоставив ему понятия гражд. долга и общего блага нации. Осн. темой лит-ры стал конфликт между сознат. выполнением обществ.-этич. долга и эгоистич. потаканием страстям. С 1730-х гг. до кон. 18 в. рус. лит-pa проделала огромный путь. Поэтому лит. направления в рус. лит-ре 18 в. (барокко, классицизм, сентиментализм) отличались особыми идейно-эстетич. свойствами, обрели определённые, исторически обусловленные, нац.-культурные задачи.

Классицизм в рус. лит-ре формировался в борьбе с барокко и всем наследием ср.-век. лит-ры. В теоретич. высказываниях создателей поэзии классицизма А. Д. Кантемира (1708-44), В. К. Тредиаковского (1703-68), М. В. Ломоносова (1711-65) разрыв с допетровским культурным прошлым формулировался как идея создания общенац. литературы, а необходимость лит. реформ представлялась распространением "дела" Петра и на орласть культуры. Кантемир ещё считал возможным новое содержание выражать средствами стиховой системы школы Симеона Полоцкого, т. н. силлабич. стихом. Тредиаковский, а затем Ломоносов в 30-40-е гг. 18 в. разработали взамен силлабич. стиха силлабо-тонический, более соответствующий природе рус. языка, его акцентной системе.

Создание единой нац. лит-ры требовало решения двух основных (кроме проблем стиха) практических, собственно лит.-эстетич. задач: выработки строгой жанровой системы и соответствующей ей языково-стилистич. иерархии. В творч. практике Кантемира, в трактате Тредиаковского "Новый и краткий способ к сложению российских стихов" (1735), "Эпистоле о стихотворстве" (1747) А. П. Сумарокова (1717-77) и "Риторике" (1748) Ломоносова были определены и охарактеризованы все осн. виды лит. жанров и соответствующие им стилистич. нормы. Наибольшее значение теория классицизма придавала "высоким" жанрам: эпич. поэме, трагедии и торжественной или похвальной оде. Создание рус. трагедии Сумароковым и рус. оды Ломоносовым воспринималось современниками как истинное начало новой рус. лит-ры. Рус. классицистич. трагедия в форме этич. конфликта выразила и гл. проблемы политич. самосознания эпохи. Торжеств, ода Ломоносова и его последователей стала одним из осн. лит. жанров этого времени. Как правило, в одах разрабатывались актуальные обществ.-политич. проблемы, а комплиментарность стиля и восхваление царствующих особ были условной формой программного характера этого жанра. Наряду с одой похвальной, оды духовные или стихотворные переложения псалмов Ломоносова, Тредиаковского, Сумарокова, Г. Р. Державина (1743-1816) превратились в особый жанр преим. гражд.-обличительного или этйко-филос. содержания. В 50-60-е гг. возникает особый жанр филос.-дидактич. поэмы: "Письмо о пользе стекла" (1752) Ломоносова, "Феоптия" (1755) Тредиаковского, "Плоды наук" (1761) М. М. Хераскова (1733- 1807), "Сугубое блаженство" (1765) И. Ф. Богдановича (1743-1803).

Интенсивно развиваются сатирич. жанры лит-ры классицизма. Стихотворные сатиры Кантемира, распространявшиеся в 30-50-х гг. только в списках, подготовили появление в 50-е гг. стихотворной басни (Сумароков, Ломоносов), в кон. 50-х гг.- комедии, в кон. 60-х гг.- прозаич. журнальной нравоописат. сатиры. На основе разработанных в баснях приёмов комич. диалога я речевой характеристики создаётся стилистика рус. комедии, в к-рой отчётливо прослеживаются два направления: одно, связанное с воздействием т. н. серьёзной комедии и "слёзной драмы", разрабатывает преим. нравоучит. проблематику (В. И. Лукин, 1737-94), другое осуществляет сатирич. разоблачение средствами драматургич. комизма, не пренебрегая и нар.-фарсовыми традициями,- Сумароков в комедиях 60-х гг., Д. И. Фонвизин (ок. 1744-92), Я. Б. Княжнин (1742-91), А. И. Клушин (1763-1804).

Опыт басенной сатиры 50-60-х гг. восприняли и сатирич. журналы 1769-72, особенно журналы Н. И. Новикова (1744-1818) и Ф. А. Эмина (1735-70), в к-рых происходит всё более интенсивное вовлечение бытового, социально-значительного материала действительности в систему условных комич. типов, социальных масок; осн. приёмом сатиры остаётся комич. саморазоблачение отрицат. персонажей. После вынужденного прекращения издания сатирических журналов в 1772 эта традиция воскресает позднее, в журналах И. А. Крылова (17б8- 1844). Опыт малых стихотворных сатирич. жанров 60-х гг. и нравоописат. журнальной прозы синтезировал В. И. Майков (1728-78) в ироикомической, шуточной поэме "Елисей, или Раздражённый Вакх" (1771); поэтика стихотворной сказки получила развитие в поэме Богдановича "Душенька" (1778, полное изд. 1783).

Для 60-х гг. характерен также переход повествоват. прозы от рукописного существования к печати (Эмин; М. Д. Чулков, 1734, по др. данным, 1733-92; М. И. Попов, 1742-90). В последней четв. 18 в. после "Недоросля" (пост. 1782, опубл. 1783) Фонвизина новое развитие получает комедия; на то же время приходится подъём и серьёзное обновление жанра трагедии. В трагедиях наиболее видных последователей Сумарокова - Княжнина и Н. П. Николева (1758-1815) - произошло перемещение интереса от этич. проблем к социально-политическим, а в стиле трагедии получила преобладание "рупорность" речи персонажей, обращённой непосредственно к зрит. залу. Одическая военно-политич. тематика послужила материалом для создания больших поэм Хераскова "Чесменский бой" (1771) и "Россияда" (1779); "Россияда", созданная с учётом опыта европ. эпич. поэзии нового времени ("Освобождённый Иерусалим" Т. Тассо, "Генриада" Вольтера), была первой законченной рус. эпопеей и рассматривалась современниками как вершина поэтич. достижений рус. классицизма. В кон. 70-х гг. появляются первые оды Державина, к-рый соединил в них сатиру нравов и гражд. пафос, допустил смешение высокого и низкого "штилей" и сделал оду живым и плодотворным поэтическим жанром.

С сер. 70-х гг. рус. лит-pa испытывает воздействие предромантич. и сентименталистских художеств, идей и принципов, воспринимаемых преим. из англ, лит-ры и нем. критич. мысли. Не менее значительным было влияние на рус. сентиментализм идей Ж. Ж. Руссо. Формирование новых жанров стало осн. путём лит. эволюции с кон. 70-х и до 1800-х гг. Начинается усиленная разработка жанров баллады, песни, дружеского послания. В творчестве И. И. Дмитриева (1760-1837), наиболее видного поэта сентиментализма, стилистич. переработке подвергается и такой устойчивый жанр, как басня; песни и дружеские послания Дмитриева отличаются приятностью и интимностью тона. Стиль у сентименталистов становится понятием индивидуально-авторским, а не общелитературным, как утверждали теоретики классицизма.

Новыми для рус. лит-ры жанрами, введёнными сентиментализмом, были путешествия и чувствит. повесть. Первым рус. оригинальным лит. путешествием была книга А. Н. Радищева (1749-1802) "Путешествие из Петербурга в Москву" (1790), в к-ром чувствительность, т. е. способность мыслящего человека воспринимать жизненные впечатления и обществ, противоречия как внутр. душевное дело, явилась источником непримиримой революц. вражды к крепостнич. строю в целом. "Путешествие..." Радищева не оказало непосредств. влияния на лит-ру 18 в., его воздействие ощутилось позже, в эпоху декабристского движения. Пути развития сентименталистской прозы определили повести и "Письма русского путешественника" (опубл. 1791-92) Н. М. Карамзина (1766-1826). В его прозе была создана новая для рус. лит-ры эмоционально-психологич. структура повествования и анализа душевной жизни: именно у него повествоват. жанры стали "зеркалом души" совр. человека и средством выражения личности в её многообразии и индивидуальной неповторимости, что оказало влияние на дальнейшее развитие рус. прозы. И. 3. Серман.

Литература 1-й пол. 19 в. Литературная жизнь нач. 19 в. определялась обострением кризиса крепостнич. системы, нац. подъёмом 1812, созреванием идей дворянской революционности, предвещавших начало первого этапа освободит, движения в России. Совершался процесс постепенного перехода от идейно-эстетич. концепций классицизма, "просветит, реализма" и сентиментализма к иным типам художеств, творчества, прежде всего к романтизму и реализму. Одной из центр, фигур лит. движения первых десятилетий 19 в. оставался Карамзин - преобразователь рус. лит. языка, автор "Истории государства Российского", издатель "Вестника Европы" (1802-03), где он в критич. статьях излагал свою эстетич. программу, способствовавшую формированию самобытности рус. лит-ры. Черты классицизма и сентиментализма сочетались в стихотворных трагедиях В. А. Озерова (1769-1816). Развивалась полемика между "архаистами" и карам-зинистами вокруг проблемы "старого" и "нового" слога; она нашла острое выражение в борьбе лит. об-ва "Беседа любителей русского слова" и "Арзамас". Традиции "просветит, реализма" своеобразно преломились в творчестве В. Т. Нарежного (1780-1825). Центр, место занимала поэзия, где выделялись 2 течения, условно называемые элегическим и гражданским (впрочем, грань между ними порой стиралась).

Родоначальниками элегич. поэзии явились В. А. Жуковский (1783-1852) и К. Н. Батюшков (1787-1855). В 20-е гг. её традиции были сильны в творчестве А. А. Дельвига (1798-1831), Н. М. Языкова (1803-46), Е. А. Баратынского (1800-44). Творчество этих поэтов было проникнуто глубокой неудовлетворённостью существующим. Не веруя в переустройство общества, они ориентировали своё творчество на создание гармонии во внутреннем мире человека. Жуковский видел высшие ценности в духовных переживаниях идеального порядка, Батюшков и его последователи - в одухотворённых нравств. пафосом "земных" радостях, в дружбе, любви, чувственном наслаждении. Элегики обновили поэтич. язык, разработали утончённые формы поэтической выразительности, создали многообразие метрич., строфич. и ритмико-интонац. структур. В элегич. поэзии постепенно проступали романтич. тенденции (см. Романтизм). У Жуковского они выражались в своеобразном мистико-романтич. тяготении к поэтич. фантастике. Намечалась характерная для романтич. эстетики разработка фольклорных мотивов и форм разных времён и народов (баллады Жуковского, новаторская трактовка антологич. жанра у Батюшкова, идиллии и рус. песни Дельвига).

Другое течение образовала поэзия гражданская. Нек-рые существенные для неё принципы наметились в начале века - в творчестве поэтов, группировавшихся вокруг Вольного общества любителей словесности, наук и художеств (И. П. Пнин, 1773-1805, В. В. Попугаев, 1778-1816, И. М. Борн, г. рожд. неизв.- 1851, и др.). Наиболее ярко она была представлена творчеством поэтов-декабристов: В. Ф. Раевского (1795-1872), К. Ф. Рылеева (1795-1826), В. К. Кюхельбекера (1797-1846) и А. А. Бестужева-Марлинского (1797-1837). Декабристы видели в лит-ре прежде всего средство пропаганды и борьбы, в их программах проявлялось стремление придать поэзии политич. характер, сосредоточить усилия на утверждении идеальной нормы гражд. морали и поведения человека. Самодержавно-крепостнич. порядок декабристы отвергали как несогласуемый с законами разума и "естественными правами человека". Отсюда их тяготение к традициям "просветит, классицизма". Другим основополагающим началом эстетич. системы декабристов была предромантич. идея нац. самобытности лит-ры.

С нач. 20-х гг. в поэзии декабристов появились тенденции, отразившие усложнение идейно-психологич. природы дворянской революционности. Новым потребностям отвечал своеобразно переосмысленный эстетич. кодекс байронизма (см. Байрон Дж. Н. Г.). Возникал романтически трактуемый образ совр. героя, в к-ром черты гражданина-тираноборца соединялись с ореолом трагич. избранничества, катастрофичностью судьбы и напряжённостью индивидуального самосознания. Наряду с последовательно революц. линией в рамках гражд. поэзии развивались и др. .тенденции, определившие своеобразие творчества Н. И. Гнедича (1784-1833), Д. В. Давыдова (1784- 1839), П. А. Катенина (1792-1853), П. А. Вяземского (1792-1878), выступивших в поэзии в 1800-е гг. Предвосхитив мн. мотивы декабристской лит-ры, их поэзия в 1810-е гг. развивалась в прямой связи с художеств, исканиями будущих декабристов. Однако оппозиционность и свободолюбие этих поэтов не совпадали с идеологией декабризма. Самобытность их творч. исканий позволила им обогатить рус. поэзию, расширить круг её стилевых и жанровых форм. Поэзия Д. В. Веневитинова (1805-27) впитала мотивы, родственные декабристскому вольнолюбию, но окрашенные шеллингианским пониманием иск-ва. Вместе с ранней лирикой Баратынского и Ф. И. Тютчева (1803-73) она принадлежала к значит, явлениям рус. филос. поэзии.

Особую линию лит. развития образовало в 1-й четверти 19 в. творчество Крылова и А. С. Грибоедова (1795-1829). Обращаясь к эпич. и драматич. жанрам, они разрабатывали тот подход к действительности, к-рый составил в дальнейшем эстетич. основу критич. реализма (см. Реализм), Сатирич. направленность творчества этих писателей выражалась в обострённом интересе к реальности, в стремлении выявить и обличить те отклонения от норм разума, к-рыми она изобилует. Принимая различные формы, этот процесс приближал к объективному пониманию жизни. Основой басенного стиля Крылова стала стилистика разговорного нар. просторечия. Он создал басню, свгбодную от условностей классицизма, идущую от жизни, выражающую своеобразие нар. мышления и "здравый смысл" народа. В комедии Грибоедова "Горе от ума" (1824), сочетающей завоевания классицизма и реализма, психологич. и бытовая конкретность, характерность языка, житейская колоритность сюжетного материала приобрели решающее значение. Исходную "посылку" комедии составлял типичный для просветит, сатиры обличит, приём - столкновение нормы разумного миропонимания с реальностью обществ, нравов, основанных на предрассудках. Это сближало "Горе от ума" с идеологией декабризма. Вместе с тем открывались противоречивость движения истории, многозначность жизненных явлений, происходило усложнение характеров и жанровой природы пьесы, в ней сливались черты сатирич. комедии и лирико-психологич. драмы ("сценич. поэмы", по определению Грибоедова).

Очевидно, что в 1-й четв. 19 в. все стороны и явления лит. процесса обнаруживали черты переходности и характеризовались скрещением разнородных элементов. Тенденции романтич. и реалистич. мышления сосуществовали с традициями рационалистич. культуры 18 в.

В центре лит. движения 1-й трети 19 в. находилось творчество А. С. Пушкина (1799-1837), однако оно не укладывалось в рамки к.-л. направления. Его лицейская, послелицейская и "южная" лирика вбирала в себя гл. эстетич. завоевания всех поэтич. школ. Но Пушкин преображал усвоенные традиции, сплавляя их в целостном единстве индивидуального миропонимания. Молодой поэт был близок к романтизму, однако эволюция от "Руслана и Людмилы" (1820) к "Цыганам" (1824) свидетельствует, что романтизм не стал основой его мировосприятия: Пушкин шёл самостоят, путём. В его творчестве преображались идеи гражд. радикализма. В ранних стихах вольнолюбивые мотивы, близкие к декабристской поэзии, были проникнуты ярко выраженным личностным пафосом. В нач. 20-х гг. этот пафос сближался с байронич. бунтарством, но вскоре наметилось преодоление морально-филос. кодекса байронизма. Пушкин пришёл к пониманию всемогущества объективных законов истории и начал поиски предпосылок обществ, справедливости в самом ходе ист. процесса. В "Борисе Годунове" (1825) эти поиски обнаружили драматич. взаимосвязь "судьбы человеческой" и "судьбы народной".

Специфич. особенности пушкинского реализма приобрели всеобъемлющий характер в романе "Евгений Онегин" (1823-30); в течение 30-х гг. они утвердились в пушкинской лирике, драматургии и прозе. Оформилось художеств, мышление, способное находить в обыкновенных вещах источники красоты и поэзии. Совершалось обновление лит. языка; пушкинское слово преодолевало замкнутость традиц. "устойчивых стилей", вбирало существ, элементы нар. речи, обретало прямую связь с жизненной реальностью. Пушкин включал в свою художеств, систему целые культуры, весь духовный опыт человечества становился внутр. достоянием этой системы; создавались своеобразнейшие формы лирики, драмы ("маленькие трагедии", сцены), эпич. поэмы ("Полтава", 1828; "Медный всадник", 1833), прозаич. повести ("Повести Белкина", 1830; "Пиковая дама", 1833; "Капитанская дочка", 1836).

Реализм Пушкина основан на всеобъемлющей многосторонности миропонимания, он соединял конкретный историзм с универсализмом, детерминизм - с признанием духовной свободы человека. Совр. состояние мира представлялось Пушкину дисгармоническим. Ему открывались разобщённость людей и народов, трагич. противоречия истории, сталкивающие в неразрешимых конфликтах гос-во и личность, нар. стихию и деспотизм власти. Но сознание всего этого не отделялось в пушкинском мышлении от утверждения идеала иной жизни - единой, целостной, для всех справедливой и гармонически слаженной. Этот идеал опирался на сознание единства всемирной истории и всемирной культуры, на веру в безграничность духовного потенциала личности, на открытие в нар. сознании нравств. ценностей, способных стать основой будущей социальной гармонии. Плодотворный синтез действительного и возможного, осуществившийся в пушкинском реализме, сделал его основой высочайших традиций рус. лит-ры.

Во 2-й четв. 19 в. развитие рус. лит-ры протекало в исключительно трудных условиях. Одним из принципов правительств, политики стало подавление передовой культуры. Приобрела заметное влияние реакционно-охранит. лит-ра: нравоописат. романы Ф. В. Булгарина (1789-1859), вульгарно-романтич. драматургия и проза Н. В. Кукольника (1809-68), авантюрный роман Н. И. Греча (1787-1867). Влияние консервативных идей сказалось в ист. романах М. Н. Загоскина (1789-1852). Получила распространение во многом эпигонская поэзия В. Г. Бенедиктова (1807-73). Однако в эти годы, в условиях политич. "безвременья", лит-pa оказалась осн. формой обществ, сознания, средоточием сил протеста. Напряжённый характер приобретали филос. искания, создавалась опора для новой эстетики. В это время и оформились как целостные художеств, системы рус. романтизм и рус. реализм.

Влиятельной силой стала романтич. поэзия, развитие к-рой шло по неск. путям. В поздней филос. лирике Баратынского складывалась романтич. концепция личности: индивидуальное сознание дерзало осмыслить всю глубину противоречий бытия и духа, не ища примирения с ними и не пытаясь от них уйти. Универсальное осмысление этих противоречий характерно для лирики Тютчева. В 30-40-е гг. его поэзия проникнута сознанием обособленности и внутр. раздвоенности человеческого "я". Однако поэт находил возможность преодолеть индивидуализм. Пантеистич. концепции "мировой души", "космоса" и "хаоса", "дневного" и "ночного" бытия стягивались у Тютчева к проблеме личности и служили романтическому её решению. Драма раздвоения личности получала вселенский смысл, вся внутр. жизнь человека представала ареной борьбы мировых сил. Тем самым личность возвышалась до уровня "божеско-всемирного". Поэт отправлялся от традиц. одической стилистики, индивидуализируя её неожиданными сдвигами. В то же время в его лирике складывался всецело индивидуальный смысловой строй, основанный на единстве авторской мысли.

Другим направлением развития романтизма являлось филос. и эстетич. переосмысление традиций гражданской поэзии. Контуры его обозначились уже в лирике А. И. Полежаева (1804-38), соединившей пафос бунтарского протеста и безысходно трагическое мироощущение, в позднем творчестве поэтов-декабристов, прежде всего А. И. Одоевского (1892-39). Наиболее принципиальное выражение получило это направление в лирике М. Ю. Лермонтова (1814-41). В его ранних стихах (1828-35) осуществлялся романтический апофеоз личности, формировались внежанровая структура лирического стихотворения и единый поэтич. язык, экспрессивный и метафоричный, строился образ лирич. героя, организующий всю поэтич. систему. Новая концепция личности порождала новые требования к ней и к миру. Рождался безграничный максимализм, к-рый не раз приводил поэта к "мировой скорби", одновременно оборачиваясь жаждой абсолютной гармонии и полного преобразования существующего миропорядка. В нём - источник новой, романтич. революционности и гражданственности. Сознание фатальной неосуществимости идеала и вместе с тем принципиальная невозможность отступиться от него - вот основы этой разновидности романтич. протеста. Неустранимая разорванность сознания проявляет себя в небывалой интенсивности лирич. эмоций и напряжённом самоанализе. Именно у Лермонтова лирика проникается пристальным вниманием к самому процессу внутр. жизни человека во всей её сложности.

В зрелом творчестве Лермонтова развивались тенденции реалистической поэзии, начало которой положено Пушкиным. Лермонтов начинает "отделять" от себя трагические противоречия своей лирики, превращая их в предмет объективного изображения. Эта тенденция получает высшее выражение в прозе - в романе "Герой нашего времени" (1840), где наиболее полно объективируется образ "лермонтовского" человека, родственный лирич. герою стихотворений. Драма Печорина обнаруживает, что для него невозможно удовлетворение любым ограниченным нравств. решением. Ни традиц. сословная мораль, ни жертвенный альтруизм, ни "демонич." эгоцентризм, принципам к-рого Печорин фактически следует, не могут стать для него основой счастья и веры в достоинство человека. Вместе с тем роман открывает объективно-ист, предопределённость и плодотворность этой драмы: она приобретает смысл необходимого духовного кризиса, в к-ром рождается новая - нерационалистическая - нравственность и новый - неметафизический - гуманизм.

Особую, во многом противоположную пушкинской и лермонтовской линию развития рус. реализма образовало творчество Н. В. Гоголя (1809-52). Гоголь начал утверждением романтич. мечты о прекрасном и справедливом мире, противопоставляя её "скудости" и "земности" крепостнич. действительности ("Вечера на хуторе близ Диканьки", 1831-32). В прозе и драматургии 1832-41 Гоголь столкнул провозглашённую им мечту с реальностью совр. обществ, жизни. Наметился сатирич. подход к этой реальности, подход, в основе к-рого - принцип разоблачит, "остранения", варьируемый в различных жанрах и стилевых формах (сатирич. повести сб-ков "Миргород" и "Арабески", 1835, "Нос" и "Ревизор", 1836). Сатира Гоголя выявила полнейшую бездуховность офиц. рус. общества. Реалистич. понимание уродств совр. жизни в корне изменило характер гоголевского идеала, противопоставленного реальности уже не как мечта, а как обязат. жизненная норма, подлежащая осуществлению ("Тарас Бульба", 1835-42). Не ограничиваясь этим, Гоголь обнаружил черты высокого и прекрасного в глубинах души пошлого "существователя" ("Старосветские помещики", 1835). Такими художеств, открытиями определялось тяготение к эпопейной поэтике и прежде всего к собират. образам.

Эти тенденции слились в стройную систему в романе-поэме "Мёртвые души" (т. 1, 1842). Художеств, цель поэмы - утверждение всеобъемлющего идеала жизнеустройства, выдвигаемого как идеал нац. возрождения. Идеальные критерии найденной нормы дали возможность обнажить противоестественность господствующих в России обществ, форм. В то же время с высоты всенар. идеала становилась видимой перспектива духовного обновления рус. людей, прозреваемая Гоголем в самой природе рус. нац. характера. Гоголю была ясна пагубность неограниченных сословных привилегий, отделения гос-ва от народа, власти денег. И всё же вера в нравств. преображение "существователей" оборачивалась идеей немедленного "исправления" общества. Определяя проповедническую тенденциозность гоголевской поэмы, эта вера оказалась в дальнейшем источником реакц. утопии.

Промежуточным звеном между романтизмом и реализмом явилась поэзия А. В. Кольцова (1809-42), отвечавшая потребности обоих направлений в лирич. воплощении нар. жизни и нар. мировосприятия. Опираясь на фольклорные традиции, Кольцов поэтизировал труд и быт крестьян, впервые воссоздал их вполне конкретно. При этом поэт открыл рус. лирике новую для неё сторону действительности - мир внутр. переживаний сел. труженика.

Многообразны взаимоотношения романтизма и реализма в развитии прозы. Явным преобладанием романтич. черт характеризовалась проза Н. А. Полевого (1796-1846), А. А. Бестужева-Марлинского. Сплетение романтич. и реалистич. тенденций отличало прозу А. Ф. Вельтмана (1800-70), повести М. П. Погодина (1800-75), ист. романы И. И. Лажечникова (1792-1869) и Загоскина, укрепившие позиции исторического жанра мастерским воссозданием бытового колорита минувших эпох. В повестях Н. Ф. Павлова (1803-64) и В. А. Соллогуба (1813-82) преобладали реалистические тенденции.

В 1842-55 рус. лит-pa развивалась в атмосфере обострившейся обществ, борьбы, напряжённых идеологич. споров между славянофилами и западниками, быстрого созревания революц. демократич. мысли, питаемой идеями антропологич. материализма и утопич. социализма, а также диалектикой Гегеля. Эти идеи находят выражение в публицистике А. И. Герцена (1812-70), в критике В. Г. Белинского (1811-48), в эстетике и философии петрашевцев. Значительна была роль прогрессивных журналов: в 1839-46 -"Отечественных записок", позднее - "Современника". В 40-е гг. усиливается социальный пафос лит-ры. Романтизм ещё остаётся влият. направлением, способным активно откликаться на потребности эпохи и совершать художеств, открытия (повести В. Ф. Одоевского, 1803-69, его "Русские ночи", 1844). И всё же магистральную линию художеств, прогресса составляет развитие реализма.

В эти годы приобрела значит, влияние критико-эстетич. мысль. В кон. 20-х и в 30-е гг. существенна роль критич. деятельности романтика Полевого, выступавшего в журн. "Московский телеграф", и "филос. критики": В. Ф. Одоевский, И. В. Киреевский (1806-56), Н. И. Надеждин (1804-56); в 40-е гг.- выступлений К. С. Аксакова (1817-60) и близкого к петрашевцам В. Н. Майкова (1823-47). Но своего расцвета рус. критич. мысль достигла в творчестве Белинского, выдвинувшего новые принципы критич. оценки лит. деятельности писателя: он требовал проникновения в художеств, мир автора, понимания внутр. единства его идей и образов, рассмотрения его творчества в отношении к обществ, жизни и развитию культуры. Белинский обосновал реалистич. понимание сущности иск-ва, усматривая её в особом восприятии действительности - в специфич. форме образного мышления. Эстетика Белинского проникнута историзмом, стремлением к определению общих закономерностей лит. процесса, связанных с условиями обществ, развития. В статьях и обзорах критика развёртывалась стройная концепция реализма и народности лит-ры, поставленных в связь с её демократизацией.

Воздействие эстетики Белинского сказалось в творч. практике писателей натуральной школы. В 40-е гг. прозаич. произв. В. И. Даля (1801-72), Д. В. Григоровича (1822-99), И. А. Гончарова (1812-91), И. С. Тургенева (1818-83), Ф. М. Достоевского (1821-81), А. Ф.Писемского (1821-81), М.Е.Салтыкова-Щедрина (1826-89), Герцена при всём несходстве их творческих манер были объединены отрицанием крепостнич. порядков, защитой прав и достоинства личности, интересом к окружающей человека обществ, среде, впервые понятой как всецело объективная сила. В первичном для натуральной школы жанре физиологич. очерка среда ограничена сословными, бытовыми, проф. рамками. В новеллистич. циклах, повестях и романах - "Бедные люди" (1846) Достоевского, "Кто виноват?" (1846-47) Герцена, "Обыкновенная история" (1847) Гончарова, "Записки охотника" (1847-52) Тургенева и др.- среда мыслилась как строй обществ, жизни в целом. Среде противопоставлялась человеческая природа персонажей, в исконной сущности своей здоровая и непорочная. Этот акцент был наиболее силён в романе Герцена "Кто виноват?", где анализ личных драм приводил к философски обоснованной и политически заострённой форме социальной критики.

Дальнейшее углубление рус. реализма ощущалось не только в прозе, его особенности проявлялись и в новом типе бытовой комедии - прежде всего в раннем творчестве А. Н. Островского (1823-86). Принципиально новая стадия развития реалистич. лирики была намечена ранней поэзией Н. А. Некрасова (1821-77). Она вовлекала в сферу эстетически значительного новый круг фольклорных мотивов и стихию гор. просторечия, открывала трагич. потенциал в жизни совр. города в духе натуральной школы, смело использовала драматич. и фабульные элементы. Многообразие реалистич. исканий подготавливало грандиозные синтетич. построения рус. реализма 2-й пол. 19 в. В. М. Маркович.

Литература 2-й пол. 19 в. не только принесла с собой новые темы и идеи, но и значительно раздвинула границы реализма, создав новые художеств, формы в прозе, драматургии и поэзии. Второй этап революц.-освободит. движения определил своеобразие развития лит-ры начиная с 60-х гг. Лит-pa оказалась тесно связанной с конкретными обществ.-политич. проблемами, с борьбой направлений и попытками создания разнообразных социально-политич., филос. и социально-этич. концепций, нередко органически входящих в художеств, ткань произведений.

Вопрос о перспективах развития страны приобрёл особую остроту, что непосредственно отразилось прежде всего в журнальной полемике. Идейной трибуной революц. демократов стал журн. "Современник", на страницах к-рого Н. Г. Чернышевский (1828-89) и Н. А. Добролюбов (1836-61) последовательно обосновывали революц.-материалистич. эстетику, вели борьбу за демократизацию лит-ры, против идеологов "чистого иск-ва" и "охранительных" теорий, против "тёмного царства" крепостничества. Выразителем демократич. идеологии был и журн. "Русское слово", фактически возглавляемый Д. И. Писаревым (1840-68), к-рый, не порывая с основами революц.-демократич. мировоззрения, полемизировал с "Современником" по вопросам о положит, герое, народе, иск-ве и философии, проявляя при этом узкоутилитарный взгляд на природу и назначение иск-ва и лит-ры. Революц. демократам противостоял широкий фронт публицистики - от реакционных "Русского вестника" и "Московских ведомостей" до либеральных "Отечественных записок".

Памятником идейных исканий 30- 60-х гг. стали художеств, мемуары Герцена "Былое и думы" (1852-68).

Гл. объектом художеств, исследования в 60-е гг. становится жизнь народа, а одним из осн. лит. жанров - очерк, призванный рассказать трезвую правду о народе. Особое развитие очерк получил в творчестве писателей-разночинцев Н. В. Успенского (1837-89), Ф. М. Решетникова (1841-71), В. А. Слепцова (1836-78), Н. Г. Помяловского (1835- 1863), А. И. Левитова (1835-77) и др. Знамением времени стал цикл Салтыкова-Щедрина "Губернские очерки" (1856- 1857), в которых отдельные эпизоды сложились в широкую социальную картину рус. жизни, свидетельствовавшую о неизбежности близких перемен. Очерки Щедрина противостояли либерально-"обличительной" литературе, представленной произв. А. А. Потехина (1829- 1908), В. А. Соллогуба, М. П. Розен-гейма (1820-87), П. И. Мельникова-Пе-черского (1818-83), позднее ставшего талантливым бытописателем русского раскола.

2-я пол. 19 в.- эпоха расцвета рус. критич. реализма, особенно ярко проявившегося в жанре романа. Конфликт личности и общества, противоречия действительности, определяющие этот конфликт, становятся основой романа; тщательный анализ жизни во всей совокупности её связей и противоречий приводит к расширению сферы изображаемого и увеличению его масштабности. В "Записках из мёртвого дома" (1861-62) Достоевского и романе Писемского "Тысяча душ" (1858) представлена картина крепостнич. России, её нищеты, бесправия и угнетения. Развивается и пушкинская традиция "персонального романа", к-рый ставит перед собой цель психологич. и социально-политич. анализа поведения героя в связи с открывавшимися ист. возможностями. Объективно оценивая значение идейных поисков передового дворянства в истории рус. самосознания, Тургенев в романах "Рудин" (1856) и "Дворянское гнездо" (1859) обнаруживал трагич. разлад между мыслью и действием людей этого круга. Социальные и психологич. предпосылки возникновения "лишних людей" исследовал Гончаров в романе "Обломов" (1859). Показав ист. бесперспективность "людей 40-х годов", рус. лит-pa и критика поставили вопрос о новом типе героя-деятеля. В образе Инсарова (роман "Накануне", 1860) Тургенев первым воплотил свои представления о деятеле, лишённом трагич. раздвоенности. В романе "Отцы и дети" (1862) он показал "русского Инсарова" - демократа-"нигилиста" Базарова, становящегося реальной силой рус. жизни. Образец романа о "новых людях" - "Что делать?" (1863) Чернышевского, где писатель, решая труднейшую задачу лит. воплощения социалистич. идеала, впервые создал образ проф. революционера.

Почти одновременно с романами о "новых людях" (среди них-"Мещанское счастье" и "Молотов", оба - 1861, Помяловского) появились и т. н. антинигилистич. романы: "Некуда" (1864) и "На ножах" (1870-71) Н. С. Лескова (1831-95), "Взбаламученное море" (1863) Писемского, "Марево" (1861) В. П. Клюшникова (1841-92), "Кровавый пуф" (1869-74) В. В. Крестовского (1840-95) и др. Цель такого рода произв. была в дискредитации революционеров, чьи идеи якобы враждебны народу и чужды рус. сознанию.

Борьба двух направлений развернулась и в поэзии. С одной стороны, её вели поэты-демократы Некрасов, Д. Д. Минаев (1835-89), В. С. Курочкин (1831 - 1875), И. С. Никитин (1824-61), М. Л. Михайлов (1829-65) и др., с другой - сторонники "чистого иск-ва": А. А. Фет (1820-92), Я. П. Полонский (1819-98), А. Н. Майков (1821-97) и др. Особое значение приобрёл сатирич. журн. "Искра" и сатирич. отдел в "Современнике"- "Свисток". Решит, реформу рус. поэзии и рус. стиха осуществил Некрасов. Он поднял до высот иск-ва то, что считалось прозой жизни, услышал поэтич. звучание непоэтич. тем и слов, расширил жанровые и тематич. границы лирики. Однако и сторонники "чистого иск-ва" оказались важным звеном в истории рус. поэзии. Фет дал высокие образцы пейзажной и любовной лирики, открыл новые муз. возможности стиха. За рамки "чистого иск-ва" выходит многими своими мотивами поэзия Полонского, как и творчество А. К. Толстого (1817-75), тонкого лирика, сатирика и юмориста, автора ист. романа "Князь Серебряный" (1862) и драматич. трилогии "Смерть Иоанна Грозного", "Царь Фёдор Иоаннович", "Царь Борис" (1866-70).

Подъём обществ, сознания и предвестие перемен коснулись и драматургии. Остро злободневная трилогия А. В. Сухово-Кобылина (1817-1903) объединила социально-бытовую комедию "Свадьба Кречинского" (1855), сатирич. драму "Дело" (1861) и трагич. фарс "Смерть Тарелкина" (1868). С первой антикре-постнич. трагедией "Горькая судьбина" (1859) выступил Писемский. Нравственно-обличительные пьесы Островского о "тёмном царстве" ("В чужом пиру похмелье", 1856; "Доходное место", 1857; "Воспитанница", 1859; трилогия о Баль-заминове, 1857-61) и его драму "Гроза" (1859) Добролюбов расценил как предзнаменование близкого крушения феод, устоев старой России.

Годы, следующие за революц. ситуацией (2-я пол. 60-х гг.), носили переходный характер. Тургенев выступил с романом "Дым" (1867), в к-ром переживаемый Россией момент характеризовал как эпоху безвременья. Гончаров в романе "Обрыв" (1869) стремился отыскать положит, начало в рус. жизни и возлагал надежды на благонамеренных и трезвых дельцов. Меняется и роман о "новых людях". В "зашифрованном" романе Слепцова "Трудное время" (1865) показан герой, не сломленный поражениями; он не имеет возможности прямо говорить и действовать, но стоически переживает трудности.

2-я пол. 60-х гг. выдвинула новые имена, среди к-рых особое место занимает Г. И. Успенский (1843-1902). В его цикле очерков "Нравы Растеряевой улицы" (1866) отразились пореформенное время, обнищание мастерового люда; в цикле "Разорение" (1869-71) появился один из первых в рус. лит-ре образ героя обличителя и правдоискателя из рабочей среды. Новые циклы ("Признаки времени", 1863-71; "Помпадуры и помпадурши", 1863-74) создал Салтыков-Щедрин. Наблюдения писателя над рус. жизнью вылились в обобщение огромной силы - "Историю одного города" (1869-70); город Глупов - символ государственности, основанной на угнетении, произволе и деспотизме. Сатира Щедрина приобрела гротескные и фантастич. формы, выражая идею "призрачности" реальной жизни совр. общества.

В кон. 60-х гг. появилось одно из величайших произведений рус. и мировой лит-ры - роман "Война и мир" (1866- 1869) Л. Н. Толстого (1828-1910). Он начал лит. деятельность в 50-х гг. ("Детство", "Отрочество", "Юность", 1852-57; "Севастопольские рассказы", 1855-56; "Утро помещика", 1856). Тогда же Чернышевский определил его художественный метод как "диалектику души". Гениальное проникновение в психологию человека, тончайший анализ его душевных движений и эволюции характера, искусство передачи "внутр. монолога" - все эти черты метода Толстого, обогатившие впоследствии всё мировое иск-во, проявились в повести "Казаки" (1863) и в полной мере в романе "Война и мир". Толстой создал новаторскую художественную форму романа. "Война и мир"- нац. нар. эпопея, в к-рой охвачены судьбы народов и частная жизнь людей; реальные ист. события, ист. деятели органически связаны с нравств. и филос. исканиями вымышленных героев. "Сцепление всех со всем", по выражению Толстого, составляет гл. композиц. принцип романа.

В 60-е гг. определился новый этап в творчестве Достоевского как создателя идеологич. романа. В "Преступлении и наказании" (1866) он утверждает необходимость борьбы с миропорядком, основанным на страданиях и унижении человека человеком. В то же время Достоевский отрицает насильств. способы переустройства мира. Споря со своими идейными противниками, он вместе с тем признаёт, что возникновение революц. идей неизбежно, что они являются естеств. реакцией на бесчеловечные условия жизни. Но, начиная свой бунт во имя обездоленных, бунтари и отрицатели, по мысли писателя, кончают презрением к ним и обнаруживают тем самым свой эгоистич. индивидуализм. В романе "Идиот" (1868) Достоевский воплотил свой идеал "положительно-прекрасного человека", идеал христ. морали и единения людей на основе всеобщей любви. Роман "Бесы" (1871-72) был воспринят демократическим лагерем как злободневный памфлет, направленный против русских революционеров. Но в нём содержалась и критика либерализма, а также мелкобурж. извращений социалистических идей и революц. практики, характерной для "нечаевщины" (см. С. Г. Нечаев).

В кон. 60-х гг. возникает революц. народничество, движение, нашедшее отражение в лит-ре. Начальный его этап показан Тургеневым в романе "Новь" (1877). Писатель критиковал революционеров с либеральных позиций, но видел, что "хождение в народ" возникло как естеств. реакция на условия пореформенной жизни крестьянства. Народничество вызвало к жизни лит. школу бытописателей крест, жизни: Н. Н. Златовратский (1845-1911), П. В. Засодимский (1843-1912), Н. И. Наумов (1838- 1901) и др. Их осн. жанром был социальный очерк, а центр, темой - социальное расслоение крестьянства. Большое место у беллетристов-народников занимал вопрос о роли интеллигенции и её попытках найти пути к слиянию с народом (роман А. О. Осиповича-Новодворского, 1853-82, "Эпизод из жизни ни павы, ни вороны", 1877). Наиболее полно ломка старых устоев отразилась в творчестве Г. И. Успенского 70 - 80-х гг. В циклах очерков "Из деревенского дневника" (1877-80), "Крестьянин и крестьянский труд" (1880), "Власть земли" (1882) сказались народнич. идеализация патриарх, деревни, неприятие капитализма. Но Успенский отличался трезвостью в анализе действительности. Его художеств, метод - изложение "процесса своей мысли" в соединении со всесторонним исследованием жизни - был вызван стремлением найти объективные ответы на вопрос о будущем страны, что привело его к убеждению, что в России наступила "власть капитала".

К аналогичному выводу пришёл и Салтыков-Щедрин (циклы очерков "Господа ташкентцы", 1869-72; "Дневник провинциала в Петербурге", 1872; "Благонамеренные речи", 1872-76; "В среде умеренности и аккуратности", 1874-77; "Убежище Монрепо", 1878-79; "Круглый год", 1879), показавший историч. неизбежность появления в России Колупаевых, Разуваевых и Деруновых. Под пером сатирика пореформенная Россия предстаёт как мир реакции, эксплуатации, лицемерия и беспринципности. В "Господах Головлёвых" (1875-80), по жанру своему представляющих семейный роман, частная жизнь и судьбы героев стали воплощением пороков всей системы бурж.-помещичьей России. "Анна Каренина" (1875-77) Л. Толстого - роман о вине и ответственности каждого человека за жизнь личную и общую. Он пронизан нравств. исканиями и отвергает эгоистич. представления о счастье. Это одновременно и роман о всей рус. жизни с её вопиющими противоречиями. Соединение в "Анне Карениной" насущных проблем обществ, бытия, вопросов философии, иск-ва с проблемами семейной, нравств. жизни делает этот роман уникальным явлением в рус. и мировой лит-ре. После его опубликования наступает идейный кризис Толстого, приведший его к отрицанию всех основ существующего порядка и к противоречивому соединению суровой критики общества с теорией непротивления злу насилием.

На рубеже 70-80-х гг. создан ещё один из величайших социально-фи-лос. романов - "Братья Карамазовы" (1879-81). Рассказывая историю "одной семейки", Достоевский показывает пореформенную Россию, её социальные противоречия и напряжённую борьбу идей - философских и нравственных. По-прежнему отрицая способы революц. переустройства мира, уповая на извечные христ. начала, писатель вскрывает неизбежность идеи бунта против мира страданий, бунта, доходящего до отрицания всех моральных и социальных устоев, совр. общества. Романы Салтыкова-Щедрина, Л. Толстого и Достоевского стали важной вехой на пути развития духовной культуры человечества.

После поэм 60-х гг.- "Коробейники" (1861) и "Мороз, Красный нос" (1864), в к-рых главными были вопросы нар. жизни, Некрасов в 70-е гг. создал поэмы о декабристах ("Дедушка", 1870, и "Русские женщины", 1872-73). В социально-нравств. отношении герои этих поэм близки к революционерам-народникам; революционное подвижничество декабристов, их жертвенность выражали идею преемственности революц. поколений. В поэме "Современники" (1875) поэт сатирически запечатлел образы бурж. России. Подлинной "энциклопедией рус. жизни" 70-х гг. явилась поэма "Кому на Руси жить хорошо?" (1866-76), в к-рой отразились закат помещичьей власти, крест, реформа и её последствия, вековое терпение и нарастающий протест народа. Поэма Некрасова стала новаторским художеств, явлением в истории рус. реалистич. эпоса: не отдельное лицо, а народ - её гл. герой. В творчестве Островского пореформенная действительность предстала тем же "тёмным царством", постоянно порождающим стремление вырваться из него. В пьесах Островского 70-х гг. были поставлены и новые проблемы. О неизбежности ухода дворянства с ист. арены и нравств. чистоте людей, не желающих принять мир наживы и лжи, говорилось в драме "Лес" (1871); о власти денег, определяющей всю жизнь человека и калечащей его душу,- в пьесах "На всякого мудреца довольно простоты" (1868), "Бешеные деньги"(1870), "Волки и овцы" (1875), "Бесприданница" (1879), "Таланты и поклонники" (1882), "Без вины виноватые" (1884). Драматургия Островского оказала влияние на становление сценич. реализма в России и реалистич. школы актёрского мастерства.

В 70-е гг. развернулось творчество Н. С. Лескова. До этого он выступал как автор артистически тонких и глубоко правдивых произв. из нар. жизни ("Житие одной бабы", 1863; "Леди Макбет Мценского уезда", 1865, и др.) и в то же время как автор антинигилистич. романов. Эти две линии причудливо переплелись в романе "Соборяне" (1872), где есть и карикатурное изображение нигилистов, и понимание силы и величия рус. характера. "Соборяне" положили начало серии произв. Лескова о рус. "праведниках". Художественная палитра его чрезвычайно многогранна (сказания, повести, рассказы, легенды, памфлеты).

В нач. 80-х гг. народничество утратило революц. характер. Разорение деревни, нищета и бесправие, разрушение общины - осн. темы писателей-народников, пришедших в лит-ру в этот период. Среди них выделяется Н. Е. Каронин-Петропавловский (1853-92; циклы очерков "Рассказы о парашкинцах", 1879-80; "Рассказы о пустяках", 1881-83; повесть "Снизу вверх", 1886). О капитализме как тяжкой реальности, определяющей жизнь и деревни и города, говорилось в очерках из жизни горнорабочих и горнопромышленников Урала Д. Н. Мамина-Сибиряка (1852-1912), в его романах "Приваловские миллионы", "Горное гнездо", "Дикое счастье" (все - 1884), "Золото" (1892) и др. Объективно творчество этих писателей, обратившихся к беспристрастному изучению нар. жизни, противостояло либерально-народнич. лит-ре. В сочинениях К. С. Баранцевича (1851 - 1927) и В. Л. Кигна (1856- 1908) содержался призыв учиться у народа, но он сочетался с проповедью "теории малых дел" и с отказом от наследия революц. демократов. Близкими к ним оказались и повести публициста-народника А. И. Эртеля (1855-1908), и романы плодовитого беллетриста П. Д. Боборыкина (1836-1921) - представителя рус. натурализма, и творчество др. писателей-восьмидесятников (И. Н. Потапенко, 1856-1929; А. А. Луговой, 1853- 1914, и др.).

Ренегатство и гражд. трусость, вызванные политич. реакцией 80-х гг., явились гл. объектом сатиры Салтыкова-Щедрина последнего периода (циклы очерков "За рубежом", 1880-81; "Письма к тётеньке", 1881-82; "Современная идиллия", 1877-83). Критика разнообразных видов реакции и форм приспособления к ней составляет центр, тему очерков "Пёстрые письма" (1884-86) и "Сказок" (1882-86), в к-рых фольклорные мотивы осложнены острой политич. и идеологич. проблематикой.

Отрицание совр. уклада, его социальных и нравств. основ стало содержанием деятельности Л. Толстого 80-90-х гг. В. И. Ленин писал: "Толстой смешон, как пророк, открывший новые рецепты спасения человечества... Толстой велик, как выразитель тех идей и тех настроений, которые сложились у миллионов русского крестьянства ко времени наступления буржуазной революции в России" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 17, с. 210). В "Смерти Ивана Ильича" (1886) и "Крейцеровой сонате" (1889) Толстой обнажает несостоятельность и лицемерие нравств. основ жизни господств, класса. В драме "Власть тьмы" (1887) он выступил как новатор, создатель нового жанра нар. драмы. В последнем романе "Воскресение" (1899) писатель, срывая все и всяческие маски (см. В. И. Ленин, там же, с. 209), выносит суровый приговор миру, погрязшему в пороках, лжи и преступлениях, и призывает к нравств. возрождению. Переход на позиции патриарх, крестьянства, желание говорить с его позиций и его голосом становятся определяющими для творчества Толстого. "Эпоха подготовки революции в одной из стран, придавленных крепостниками, выступила, благодаря гениальному освещению Толстого, как шаг вперед в художественном развитии всего человечества" (см. В. И. Ленин, там же, т. 20, с. 19).

В творчестве младшего поколения демократов-восьмидесятников начинают звучать трагич. мотивы. Они сказались в негодующей, полной жалоб и сомнений поэзии С. Я. Надсона (1862-87) и в творчестве В. М. Гаршина (1855-88), герои к-рого страдают, кончают жизнь самоубийством или сходят с ума, сознавая, что они бессильны перед социальным злом. К 80-90-м гг. относится творчество А. Н. Апухтина (1840-93), К. К. Случевского (1837-1904), К. М. Фофанова (1862-1911), В. С. Соловьёва (1853- 1900), Н. М. Минского (1856-1937), в той или иной мере предварявших появление декадентского направления в лит-ре.

Иной характер носило творчество В. Г. Короленко (1853-1921), к-рый и в условиях реакции 80-х гг. стремился возбуждать оптимистич. надежды, звал к борьбе за свободу и справедливость, высказывая веру в духовные силы народа (рассказы "Сон Макара", "Соколинец", -"Сказание о Флоре", "Слепой музыкант"). Творчество Гаршина и Короленко пронизано стремлением к обновлению реализма, к слиянию реалистич. изображения жизни с романтикой, к привнесению в лит-ру героич. начала.

Ожидание перемен в рус. жизни обусловило и особый характер творчества А. П. Чехова (1860-1904), выступившего в 80-х гг. с юмористич. рассказами о быте и нравах мещанства. В повестях, рассказах и пьесах 90-х гг. Чехов показал гибель человека, задавленного тусклой обыдёнщиной. Говоря о "трагизме мелочей", определяющих жизнь совр. человека, Чехов понимал, что "больше так жить невозможно" ("Человек в футляре", 1900), он верил, что готовится "здоровая, сильная буря, которая идет, уже близка" ("Три сестры", 1900). Эта уверенность в скором обновлении жизни вылилась в последних произв. писателя в мечту о наступлении лучшего будущего ("Крыжовник", "Невеста"). Чехов создал особую форму рассказа, отмеченного художеств, лаконизмом и идейной насыщенностью, и новаторскую драму ("Чайка", 1896, "Дядя Ваня", 1897, "Вишнёвый сад", 1903-04). Отд. факты становились огромным обобщением, "мелкие" темы из частной жизни давали повод для суждения о строе жизни совр. общества. Разработанные Чеховым новые лит. формы оказали большое влияние на развитие рус. и мировой новеллистики и драматургии.

Вступление России в третий, пролет, этап освободит, движения отразилось в публицистике 90-х гг.: на страницах журналов "Новое слово", "Жизнь" и др. развернулась полемика марксистов с народниками, группировавшимися вокруг журн. "Русское богатство". Ярким выражением обществ, подъёма 90-х гг. явилось творчество М. Горького (1868- 1936), принёсшего в лит-ру стихийный протест нар. масс против бурж. миропорядка, нар. мечту о социальной справедливости. Связанный с традициями рус. демократия, лит-ры, Горький изображал обездоленные, отверженные низы общества - "бывших Людей", "босяков", "дно" жизни, где уродство капиталистич. действительности проявлялось с особой ясностью. Однако в "маленьком человеке" Горький сумел раскрыть сложный духовный мир, глубокую неудовлетворённость, поиски путей к осмысленной, свободной жизни ("Супруги Орловы", "Дед Архип и Лёнька", "Коновалов", "Челкаш" и др.). Ещё не видя в нар. массе нового героя - революц. рабочего, Горький воплощал свой идеал вольнолюбивой героич. личности в легендарно-фольклорных и аллегорич. образах ("Макар Чудра", "Старуха Изергиль", "Песня о Соколе"). В творч. исканиях Горького зарождались черты революц. иск-ва, к-рому суждено было занять ведущее место в иск-ве нового столетия.

В рус. лит-ре 2-й пол. 19 в. отразились резкие противоречия пореформенной дореволюц. эпохи и ощущение неизбежности изменения мира. Рус. реализм выработал новые, соответствующие этим идеям художеств, формы и методы, значительно раздвинув границы словесного иск-ва.

Рус. классич. лит-pa развивалась в тесном взаимодействии с лит-рами др. народов России и оказывала на них благотворное воздействие (см. раздел Литература в томе СССР). Велико было влияние рус. лит-ры 19 в. на мировой лит. процесс, особенно влияние корифеев критич. реализма Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова, произв. к-рых начиная с последней трети 19 в. регулярно переводились на осн. иностр. языки и завоевали широкую междунар. популярность, л. Б, Муратов.

Литература начала 20 в. (до 1917). Переломный характер предреволюц. эпохи наложил отпечаток на развитие лит-ры этой поры. Обозначился кризис бурж. идеологии, отчётливо сказалось воздействие декадентства на многие явления иск-ва. Одновременно зарождалась лит-pa, связанная с развёртывающейся борьбой рабочего класса и его партии. В расцвете таланта находилась целая плеяда художников, по праву называемых гордостью рус. лит-ры: М. Горький, А. А. Блок (1880-1921), И. А. Бунин (1870-1953), В. В. Маяковский (1893- 1930), В. Я. Брюсов (1873-1924). В 20 в. продолжали работать Л. Толстой, Чехов, Короленко - классики рус. реализма. Плодотворной была деятельность В. В. Вересаева (1867-1945), А. И. Куприна (1870-1938), Л. Н. Андреева (1871-1919). Со стороны разных литературных лагерей раздавались требования более активного вторжения в жизнь и воздействия на неё. Эту критич. работу начал Л. Толстой, в последние годы жизни призывавший к резкому усилению "учительного", проповеднич. начала в лит-ре. Молодой Горький в письме к Чехову писал: "Настало время нужды в героическом". В кон. 1890-х и нач. 1900-х гг. автор романа "Фома Гордеев", повести "Трое", пьес "Мещане", "На дне", "Враги", романа "Мать" проявил себя как художник принципиально нового, пролет, типа, принёсший, по словам В. И. Ленина, "...рабочему движению России - да и не одной России... громадную пользу..." (Поли. собр. соч., 5 изд., т. 47, с. 220).

Ещё в 90-е гг., с появлением сборников стихов К. Д. Бальмонта (1867-1942) "В безбрежности" и "Тишина", с выходом изданных Брюсовым сб-ков "Русские символисты" (в. 1-3, 1894-95), а также стихов Ф. Сологуба (1863-1927), Д. С. Мережковского (1866-1941), Минского, 3. Н. Гиппиус (1869-1945) в лит-ре оформилось новое направление - символизм. Восстав против критич. реализма и "удушающего мертвенного позитивизма", символисты провозгласили "...три главных элемента нового

искусства: мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности" (Мережковский Д. С., Поли. собр. соч., т. 18, М., 1914, с. 218); они порывали с демократич. и гражданственно-социальными традициями рус. лит-ры, проповедовали крайний индивидуализм. Символисты объединялись вокруг печатных органов - "Северный вестник", "Мир искусства", "Новый путь", позднее - "Весы" и "Золотое руно". В нач. 1900-х гг. внутри символизма произошли изменения, связанные с появлением "младших" символистов: Блок, А. Белый (1880-1934), В. И. Иванов (1866-1949), С. М. Соловьёв (1885-1942). В отличие от "старших" символистов, эта группа во многом ориентировалась на нац. традиции; отсюда их интерес к рус. лит-ре и истории, религиозно преломлённая идея народности, вера в особую миссию России. Сильное влияние на них оказал религ. философ и поэт В. Соловьёв. Блок перерос рамки символизма: начав с мистич. стихов о Прекрасной Даме, он уже в 1903-04 ищет новых путей (цикл "Распутья"), а в первой лирич. пьесе "Балаганчик" в тонах романтич. иронии переосмысляет соловьёвскую мистику. Трагедия совр. человека одновременно с напряжённым осмыслением "вечных" тем любви, смерти (циклы "Страшный мир" и поэма "Возмездие"), чувство гражданственности и обществ, ответственности, сатирич. обличение уродливого капиталистич. мира, обращение к ист. прошлому и судьбам Родины - осн. мотивы "Родины", "На поле Куликов