загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна,окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ПРОМЫШЛЕННОМ, ЖИЛОМ И НЕ ТОЛЬКО...:
ПОНЯТИЯ:

МОНТАЖ (франц. montage - подъём установка, сборка, от monter - поднимать), сборка и установка сооружений конструкций, технологического оборудования агрегатов, машин (см. Сборка машин, аппаратов, приборов и др. устройств и готовых частей и элементов.
МОНТАЖ в строительстве - основной производственный процесс, выполняемый при возведении зданий и сооружений или и реконструкции, в результате которого устанавливают в проектное положение строительные конструкции, инженерное технологическое оборудование и др. МОНТАЖ технологического оборудования включает также присоединение его к источникам энергоснабжения системам очистки и удаления отходов оснащение приборами, средствами автоматизации и контроля
.


СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ в СССР, организационно обособленные производственно-хозяйственные единицы, основным видом деятельности которых является строительство новых, реконструкция, капитальный ремонт и расширение действующих объектов (предприятий, их отдельных очередей, пусковых комплексов, зданий, сооружений), а также монтаж оборудовани я. К государственным СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ относятся строительные и монтажные тресты (тресты-площадки, тресты гор. типа, территориальные, союзные специализированные тресты); домостроительные, заводостроительные и сельские строительные комбинаты; строительные, (монтажные) управления и приравненные к ним организации (напр., передвижные механизированные колонны, строительно-монтажные поезда и др.).
ПРОЕКТИРОВАНИЕ (от лат. projectus, буквально - брошенный вперёд), процесс создания проекта - прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния. Различают этапы и стадии ПРОЕКТИРОВАНИЯ, характеризующиеся определённой спецификой. Предметная область ПРОЕКТИРОВАНИЯ постоянно расширяется. Наряду с традиционными видами ПРОЕКТИРОВАНИЯ (архитектурно-строительным, машиностроительным, технологическим и др.) начали складываться самостоятельные направления ПРОЕКТИРОВАНИЯ человеко-машинных систем (решающих, познающих, эвристических, прогнозирующих, планирующих, управляющих и т. п.) (см. Система "человек и машина"), трудовых процессов, организаций, экологическое, социальное, инженерно-психологич., генетическое ПРОЕКТИРОВАНИЕ и др. Наряду с дифференциацией ПРОЕКТИРОВАНИЯ идёт процесс его интеграции на основе выявления общих закономерностей и методов проектной деятельности.
ПРОМСТРОЙПРОЕКТ, проектный институт в ведении Госстроя СССР. Находится в Москве. Организован в 1933. В составе института архитектурно-строительные и конструкторские отделы; ПРОМСТРОЙПРОЕКТ возглавляет объединение "Союзхимстройниипроект" с проектными институтами в Киеве, Ростове-на-Дону, Тольятти, Алма-Ате. Разрабатывает проекты (архитектурно-строительные и сан.-технич. части) производственных зданий и сооружений крупнейших промышленных предприятий автомобильной, машиностроит., металлургич., химич. и др. отраслей пром-сти; схемы генеральных планов пром. узлов и упорядочения существующих пром. районов; мероприятия по повышению уровня индустриализации строительтсва за счёт унификации и типизации зданий, сооружений и конструкций и внедрения эффективных строит. материалов; нормативные документы и методич. указания по проектированию пром. зданий и сооружений. Периодически публикует реферативную информацию "Строительное проектирование промышленных предприятий". Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1958)

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

формировалось влиятельное направление естественнонаучного материализма - И. М, Сеченов, К. А. Тимирязев, И. И. Мечников, Д. И. Менделеев, А. Г. Столетов, Н. А. Умов, И. П. Павлов и др. В трудах представителей этого направления содержалась критика идеалистич. концепций и разрабатывались теоретико-познавательные концепции, к-рые, несмотря на известное влияние позитивизма, оставались в основе своей материалистическими.

В пореформенный период к "перерождению общества" посредством "консервативной реакции" стремились в своих филос.-ист. построениях Р. А. Фадеев, В. П. Мещерский и др. Одна из крайних форм этого - идеи К. Н. Леонтьева о перестройке рус. общества на началах "ви-зантизмах Социально-филос. идеи т. н. государственников-националистов пропагандировали М. Н. Катков и К. П. Победоносцев. Гл. идеологом панславизма стал Н. Я. Данилевский, создатель теории "культурно-ист. типов". Продолжали свою деятельность в этот период и славянофилы (Ю. Ф. Самарин, А. И. Кошелев, И. С. Аксаков). В кон. 19 в. появились т. н. славянофилы-националисты (А. А. Киреев).

Своеобразное сочетание консервативно-романтич. и гуманистич. элементов характерно для таких направлений филос. мысли, как "почвенничество", представлявшее собой модификацию славянофильского учения о самобытном пути развития России (гл. идеологи - А. А. Григорьев, Н. Н. Страхов, Ф. М. Достоевский), толстовство, в основу к-рого легли этико-филос. идеи Л. Н. Толстого о "всеобщей любви", непротивлении злу насилием и нравственном совершенствовании.

Утопич. попытка "универсального синтеза" философии, теологии и опытной науки была предпринята Вл. Соловьёвым, к-рый выдвинул концепцию "цельного знания, или свободной теософии", а также социальный идеал универсальной человеческой организации - "цельного общества, или свободной теократии". Идеи Соловьёва, особенно его учение о "всеединстве", оказали значит, влияние на последующее развитие рус. идеалистич. философии. Ведущими философами и социологами дворянско-либеральной ориентации в пореформенный период были Б. Н. Чичерин, близкий философской метафизике гегельянского типа, и Кавелин, сторонник дуалистич. психофизич. параллелизма. Начиная с 60-х гг. гл. органом бурж. либерализма был журн. "Вестник Европы" во главе с М. М. Стасюлевичем. Идейно-филос. установки либерализма - "точная", "положит." наука, философия "реализма", отвергающая суеверия и крайний мистицизм, вместе с тем противостоящая материализму и совместимая со "здоровым идеализмом" и религией. Такие идеи проводились в политич. экономии, юриспруденции, а также литературоведении и историографии; среди философов-позитивистов выделялись Г. Н. Вырубов, представлявший направление О. Конта, и Е. В. Роберти.

Народничество как течение обществ, мысли основывалось в первую очередь на т. н. субъективной социологии, с её неприятием "безличной" эволюции, проповедью нравств. отношения к явлениям обществ, жизни, активного вмешательства личности в ход истории, верой в ист. прогресс и перестройку общества в соответствии с этич. идеалами "передовой", развитой личности [П. Л. Лавров ("Исторические письма", 1870), Н. К. Михайловский и др.]. Известным влиянием среди народников пользовались также идеи "экономич. материализма" (М. А. Бакунин, П. Н. Ткачёв), отчасти противостоящие этич. субъективизму. В целом для народников была типична т. н. идеал-реалистич. философия, построенная путём синтеза элементов разнородных - материалистических и идеалистических - систем.

К пореформенному периоду относится начало широкого распространения в России идей марксизма. Вышла рецензия И. И. Кауфмана на "Капитал" К. Маркса, прошла дискуссия в связи с выходом в свет рус. перевода "Капитала", в кон. 70-х гг. появились публикации Н. И. Зибера о марксистской диалектике в связи с "Анти-Дюрингом" Ф. Энгельса. Наибольшее влияние марксизм оказал на рус. мысль 60 - нач. 80-х гг. 19 в., гл. обр. в области политич. экономии и социологии, что создало благоприятную почву для перехода в 80-е гг. части революц. народников, и прежде всего Г. В. Плеханова него единомышленников, на позиции марксизма. В 90-х гг. 19 в. марксизм стал самостоятельным течением рус. обществ, и философской мысли.

В кон. 19 - нач. 20 вв. в рус. ун-тах наиболее влиятельные идеалистич. филос. течения представляли С. Н. Трубецкой, шедший от метафизики "всеединства" Соловьёва к концепции "конкретного идеализма", Л. М. Лопатин ("пси-хологич. метафизика" с тенденцией к этич. персонализму), Н. О. Лосский ("органический идеал-реализм" в метафизике и интуитивизм в гносеологии), С. Л. Франк (примирявший платонизм с интуитивизмом Бергсона), неокантианцы - А-др И. Введенский, И. И. Лапшин, Г. И. Челпанов, П. И. Новгородцев, Б. В. Яковенко. Менее влиятельными направлениями были неогегельянство (И. А. Ильин), гуссерлианство (Г. Г. Шпет), персонализм (Е. А. Бобров), экзистенциализм (Л. Шестов). Рационалистич. идеализм кон. 19 - нач. 20 вв. уделял довольно много внимания, в частности под влиянием неокантианства, разработке проблем гносеологии и логики; стала заметной тенденция к сведению философии к теории познания. Однако наиболее характерными были эволюция к мистике и иррационализму и тенденция к построению "новых" концепций метафизики. К христ. персонализму тяготела антропологич. концепция В. И. Несмелова; этико-субъективный метод господствовал в неортодоксальной религ. философии М. М. Тареева. Была предпринята пародоксальная попытка построить христ. метафизику, отталкиваясь от платонизма с привлечением новейших естеств.-науч. принципов (П. А. Флоренский).

Экстравагантный пример консервативной философии кон. 19 - нач. 20 вв. представлял В. В. Розанов своими соч. по антропологии, "метафизике пола", семейному вопросу. В нач. 20 в. с проповедью "нового религ. сознания" выступил Д. С. Мережковский, организовавший вместе с Розановым в 1901 религ.-филос. собрания в Петербурге и ставший одним из ведущих деятелей богоискательства.

Бурж. либерализм на рубеже 19-20 вв. эволюционировал в области политики от "легального марксизма" к кадетизму. Для П. Б. Струве и его единомышленников, взгляды к-рых получили наиболее полное выражение в сб. "Проблемы идеализма" (1902), а затем в "Вехах" (1909), подвергнутых резкой критике Лениным и др. рус. марксистами, характерно стремление соединить политич. принципы либерализма либо с рациопалистич. идеализмом неокантианского толка (Струве, Новгородцев и др.), либо с религ. метафизикой и философией истории (Н. А. Бердяев, эволюционировавший к христ. персонализму и экзистенциализму, и С. Н. Булгаков, перешедший затем к православному богословию, С. Л. Франк и др.).

Рационалистически-позитивистская тенденция бурж. либерализма проявлялась особенно в сфере социологии. Идей позитивистской социологии придерживались мн. рус. бурж. юристы, напр, кадет С. А. Муромцев (пытался примирить в социологии биологизм с психологизмом), а также Л. И. Петражицкий и Н. М. Коркунов (представители психо-логич. направления). Одним из крупнейших идеологов бурж. либерализма в нач. 20 в. являлся социолог-позитивист М. М. Ковалевский. Н. И. Кареев мыслил в духе этико-социологич. школы, близкой к народнич. субъективной социологии. Сторонником практически-эмпирической линии выступал П. Н. Милюков, считавший, что на место "метафизики" должна стать "современная научная социология ".

В тесной связи с идеями Сеченова и Павлова развивалось естеств.-науч. направление в психологии - "объективная психология", или "психорефлексология" В. М. Бехтерева, "биопсихология" В. А. Вагнера, "реальная психология" Н. Н. Ланге. Широкую известность получили исследования по логике М. И. Карийского, Л. В. Рутковского, П. С. Порецкого, С. Н. Поварнина, Г. И. Челпанова.

Мелкобурж. идеологию кон. 19 - нач. 20 вв. представляли неонародники (эсеры, энесы и др.) и анархисты. Философ эсеров - В. М. Чернов разрабатывал, опираясь на субъективный метод Михайловского и Лаврова, неокантианство и махизм, антропоцентрич. систему, к-рая была бы одновременно "философией действительности" и "философией действия". Гл. теоретик анархизма 20 в. П. А. Кропоткин стремился к созданию т. н. синтетич. философии, к-рая охватывала бы все явления природы и общества, в его учении переплетались механистический материализм и позитивизм.

Наибольшее влияние в росс. с.-д. движении имела философия диалектич. материализма. Важное значение для её распространения, для защиты теории ист. материализма имели труды Плеханова "К вопросу о развитии монистического взгляда на историю", "К вопросу о роли личности в истории", "Основные вопросы марксизма" и др. Плеханов оригинально решил вопрос о месте философии в марксистском мировоззрении, её задачах, функциях, предмете и её взаимоотношениях с конкретными науками. Плеханов подверг критике субъективно-идеалистич. концепции народничества и филос. ревизионизм в росс, и междунар. рабочем движении, выступил как историк революционно-демократической мысли в России, опиравшийся на её традиции. Филос. единомышленниками Плеханова были Л. И. Аксельрод и А. М. Дебор ин.

В нач. 20 в. определённое распространение в росс. с.-д. движении получили идеи эмпириокритицизма. Влияние их испытали А. А. Богданов, В. А. Базаров, А. В. Луначарский и др., к-рые объявляли центр, категорией марксистской философии не материю, а труд, деятельность, что, по их мнению, охватывало всю человеческую практику. В. И. Ленин охарактеризовал концепцию Богданова и его единомышленников как филос. ревизионизм.

Работы В. И. Ленина открыли качественно новый этап в философии марксизма. Ленин осудил ревизионистские попытки подменить диалектич. и ист. материализм неокантианством, махизмом и др. немарксистскими концепциями, а также попытки нек-рых теоретиков 2-го Интернационала занять нейтральную позицию в филос. вопросах. Приняв за основу идеи К. Маркса и Ф. Энгельса о предмете марксистской философии, Ленин конкретизировал их, развивал диалектич. и ист. материализм в единстве его мировоззренческой, гносеологич. и методоло-гич. функций. В центре его внимания - разработка диалектики как филос. науки, универсальной теории развития, логики и теории познания материализма. Ленин сформулировал идею тождества диалектики, логики и теории познания, закон единства и борьбы противоположностей как осн. закон диалектики, развил теорию отражения, органически связав её с диалектикой, конкретизировал учение об объективной истине, о взаимоотношении истины относительной и абсолютной, раскрыл движение познания от живого созерцания к абстрактному мышлению, обосновал роль практики как основы познания и критерия истины, дал новое определение материи. Ленин обобщил новейшие данные естествознания, обосновал необходимость союза философов и естествоиспытателей.

Ленин развил учение об ист. материализме как органич. составной части философии марксизма, общетеоретич. и методологич. основе науч. социологии, разработал проблемы обществ, бытия и обществ, сознания, обществ.-зкономич. формаций, классов, гос-ва, национальных отношений, субъективного фактора, роли революционной теории, развил теорию социалистич. революции. Ленин подверг критике как полуфаталистические, объективистские, пассивно-созерцат. концепции "философии истории" в духе учений росс, "экономистов" и меньшевиков, теорий автоматич. краха капитализма у идеологов 2-го Интернационала и т. п., так и волюнтаристские, субъективистские учения типа анархо-синдикализма, неонародничества и т. д. Ленинское философское наследие стало основой развития марксистской философии после Великой Окт. социалистической революции.

В первые годы после Окт. революции развернулось широкое наступление марксистско-ленинской филос. науки на чуждые марксизму течения идеалистич. философии, а также против полумахист-ских филос. идей идеологов Пролеткульта. С 1918 марксистские исследования в области философии начались в Социалистической (с 1924 - Коммунистическая) академии ЦИК РСФСР и др. науч. учреждениях. Созданный при Ком-академии ин-т философии наряду с ин-том науч. философии при Росс, ассоциации н.-и. ин-тов обществ, наук (РАНИОН) и филос. отделением Ин-та красной профессуры становится в 20-е гг. центром марксистской филос. мысли страны. В гл. филос. журн. "Под знаменем марксизма" весной 1922 опубликовано филос. завещание В. И. Ленина - ст. "О значении воинствующего материализма". С 20-х гг. начинается интенсивная работа по изданию и переизданию классич. филос. наследия, к-рая продолжается и в 70-е гг. Во 2-й пол. 20-х гг. прошли филос. дискуссии между т. Я. диалектиками (группа философов во главе с Дебориным) и "механистами" (А. К. Тимирязев, И. И. Скворцов-Степанов, Л. И. Аксельрод и др.). В 1929-30 впервые полностью опубликованы "Философские тетради" В. И. Ленина, способствовавшие дальнейшей разработке проблем ленинского этапа философии марксизма. После пост. ЦК ВКП(о)о журн. "Под знаменем марксизма" (1931) активизировалось участие философов в решении задач социалистич. строительства. Марксистско-ленинская философия завоевала господствующее положение не только в общественных, но и в естсств. науках. В 1936 создан Ин-т философии АН СССР. В кон. 30-нач. 40-х гг. возросло число ист.-филос. исследован ий; из дана "История философии" (вышло 3 тт.). Пост. ЦКВКП(б) "О недостатках в научной работе в области философии" (1944) и др. парт.решения по идеологии, вопросам, принятые в 40-х гг., определили характер и направленность филос. исследований в послевоен. годы. С 1947 выходит журн. "Вопросы философии". В ходе дискуссии 1947 по кн. Г. Ф. Александрова "История западно-европейской философии" наметились пути перестройки сов. филос. науки применительно к новым условиям междунар. и внутр. жизни страны. Оживилась н.-и. и популяризаторская работа по диалектич. и ист. материализму, филос. вопросам естествознания; появились первые спец. исследования по этике и эстетике. Предпринятые в 50-х гг. мероприятия партии по очищению идеологич. атмосферы от наслоений культа личности благоприятно отразились на развитии сов. филос. науки. Создан ряд фундаментальных трудов по проблемам диалектики как методологии и логики науч. мышления, по диалектике развития социализма и перехода к коммунизму, "История философии" (т. 1-6), "Философская энциклопедия" (т. 1 - 5), "История философии в СССР" (т. 1-4) и др. С 60-х гг. н.-и. и популяризаторская работа в области философии развёртывается в свете задач, сформулированных в новой Программе КПСС (1961), решениях съездов КПСС, постановлениях ЦК КПСС.

См. также том СССР, раздел Наука. Лит.: П л е х а н о в Г. В., История русской общественной мысли, кн. 1 - 3, М.- Л., 1925; его же, Избр. философские произведения, т. 4, М., 1958; Васецкий Г., И о в ч у к М., Очерки по истории русского материализма XVIII и XIX веков, М., 1942; Ананьев Б. Г., Очерки истории русской психологии XVIII и XIX вв., М., 1947; Из истории русской философии, Сб. ст., М., 1949; Очерки по истории философской и общественно-политической мысли народов СССР. т. 1-2, М., 1955-56; Очерки по истории логики в России, М., 1962; История философии в СССР, т. 1 - 4, М., 1968 - 1971; Галактионов А. А., Н и к а н д р о в П. Ф., Русская философия XI -XIX веков, Л., 1970; Бобров Е. А., Философия в России. Материалы, исследования и заметки, в. 1-6, Каз., 1899-1903; Грузенберг С., Очерки современной русской философии, СПБ, 1911; Филиппов М. М., Судьбы русской философии, ч. 1 - 2, СПБ, 1904; И в а н о в-Р азумникР. В., История русской общественной мысли, т. 1 - 2, СПБ, 1907; Р а д л о в Э., Очерк истории русской философии, 2 изд., П., 1920; Ш п е т Г., Очерк развития русской философии, ч. 1, П., 1922; Яковенко Б., Очерки русской философии, Берлин, 1922; Зеньковский В. В., История русской философии, т. 1 - 2, Париж, 1948 - 50; К о у r е А., Etudes sul'histoire de la pensee philosophique en Russie, P., 1950; L о s s k у Н., History of the Russian philosophie, N. Y. 1951; Walicki A., Rosyjska filozofia i mysl spoleczna od oswiecenia do marksizmu, Warsz., 1973.

В. Е. Евграфов, В. Ф. Пустарнаков.

Историческая наука. В Др. Руси письменные ист. произведения были созданы в кон. 10 - нач. 11 вв. В 11 в. возникли летописные памятники Киева и Новгорода. Их обобщением был общерус. свод 11 - нач. 12 вв.- "Повесть временных .лет", оказавший большое влияние на всю последующую феод, историографию ср.-век. Руси. В 11-13 вв. появились первые рус. ист. произведения, в к-рых фрагментарно излагалась всемирная история ("Еллинский и Римский летописец" и др.). В период феод, раздробленности Руси летописание велось в центрах обособившихся земель и княжеств (тверские, ростовские, новгородские летописи и др.). В ист. повестях, летописных сводах (особенно в общерус. своде 1479-80) обосновывались права моек, князей, объединявших Русь вокруг Москвы, владеть всей Рус. землёй. С образованием Рус. централизов. гос-ва офиц. летописание сосредоточилось при дворе моек. вел. князей и царей и было подчинено осн. политич. задаче - укреплению самодержавной власти ("Степенная книга", Воскресенская летопись и Никоновская летопись). В 16 в. наметился переход от погодной собственно летописной системы изложения к сюжетному ист. повествованию ("История о Казанском царстве", соч. А. М. Курбского "История о великом князе московском" и др.). О расширении кругозора авторов ист. сочинений свидетельствует также появление рус. "Хронографа" (редакции 1512) - обзора всемирной (по тогдашним понятиям) истории с древнейшего времени до 1453 с включением собственно рус. истории. В 30-х гг. 17 в. был составлен т. н. "Новый летописец", подчинённый задаче возвеличения царской династии Романовых. Новые редакции рус. "Хронографа" значительно расширяли его материал. В кон. 16 - нач. 17 вв. создаются сибирские летописи, осн. тема к-рых - походы Ермака и освоение Сибири. Распространяются ист. повести ("Временник" И. Тимофеева, "Сказание" Авраамия Палицына и др.). О приближении рус. историографии к уровню, с к-рого начинается превращение её в ист. науку, свидетельствовали: изданный в 1674 в Киеве "Синопсис" - первое уч. пособие по рус. истории - соч. С. А. Медведева ("Созерцание краткое лет 7190, 7191, 7192...", т. е. 1681 - 1684) и А. И. Лызлова ("Скифская история"). В этих трудах встречаются и нек-рые элементы рационализма.

В 1-й четв. 18 в. появились ист. сочинения, в к-рых идеологически обосновывалась политика дворянского абсолютистского гос-ва. В нач. 20-х гг. была составлена "История Свейской войны" (изд. в 1770), 1-я часть, посвящённая событиям до 1715, отредактирована лично Петром I. По указу Петра I началось систематич. разыскание и собирание ист. источников, в т. ч. и археологич. материалов (указы 1718, 1720, 1722). Одним из первых обобщающих ист. сочинений было "Ядро Российской истории" (написано в 1715) А. И. Ман-киева, в к-ром изложение событий доведено до нач. 18 в. После учреждения в 1724 Академии наук разработка рус. истории оказалась в значительной степени в руках приглашённых в Россию зап.-европ. (преим. немецких) учёных. Эти учёные (особенно Г. 3. Байер) создали основу норманской теории. Г. Ф. Миллер занимался историей с древнейших времён до сер. 18 в. Он собрал богатейший материал по истории Сибири и написал науч. труд "История Сибири" (1750) и др. А. Л. Шлецер изучал историю рус. летописания. Крупные успехи рус. историографии связаны с именем В. Н. Татищева. Его 5-томная "История Российская..." (представлена в АН в 1739, опубл. в 1768-1848) доводила изложение до кон. 16 в. и была посвящена преим. политич. истории. С решит, критикой взглядов "норманистов" выступил М. В. Ломоносов, к-рый в критич. замечаниях на диссертацию Миллера и в труде "Древняя Российская история...", доведённом до 1054, доказывал, что рус. государственность возникла до "призвания" варягов, и рассматривал рус. историю как составную часть всеобщей истории. Дальнейшая разработка рус. истории в дворянской историографии связана с именами М. М. Щербатова и И. Н. Болтина.

Зарождение бурж. отношений в России предопределило появление работ по экономич. истории страны, созданных представителями купечества и ср. чиновничества: "Деяния Петра Великого" и "Дополнения к „Деяниям Петра Великого"" (30 тт., 1788-97) И. И. Голикова, "Историческое описание Российской коммерции" (21 том, 1781-1888) М. Д. Чулкова и др. Стала разрабатываться местная история: В. В. Крестинину принадлежат работы по истории Архангельска, Холмогор; П. И. Рычкову-"Топография Оренбургская..." (2 части, 1762) и др. Принципиально новое понимание ист. прошлого содержалось в работах первого рус. революционера-просветителя А. Н. Радищева. Ист. процесс он представлял как циклически развивающуюся борьбу "свободы" и "деспотизма".

Развитию рус. историографии во 2-й пол. 18 - 1-й пол. 19 вв. способствовала широкая для того времени публикация ист. источников. Видное место среди публикаторов заняли рус. просветитель Н. И. Новиков, Н. Н. Бантыш-Каменский, А. И. Мусин-Пушкин. В 1829 по инициативе выдающегося археографа П. М. Строева была учреждена Археографич. экспедиция, к-рая начала систематически собирать и публиковать др.-рус. акты и Полное собрание русских летописей. Значит, расширение круга источников содействовало развитию вспомогат. ист. дисциплин (источниковедения, палеографии, ист. географии, археографии, геральдики, нумизматики и др.). По Университетскому уставу 1835 в ун-тах создавались спец. кафедры рус. истории, превратившиеся в 19 в. в крупные центры развития ист. науки. Возникли различные науч. учреждения и об-ва (см. Исторические общества). В условиях кризиса феод.-крепостнич. строя в России в 1-й четв. 19 в. сложилась ист. концепция Н. М. Карамзина - идеолога дворянско-аристократич. кругов. В его "Истории государства Российского" (12 тт., 1816-29) движущей силой гос-ва представлено самодержавие, опирающееся на дворянство. Близкие к Карамзину позиции занимал и М. П. Погодин.

В 1-й пол. 19 в. утверждалась и бурж. историография. Разделяя антиреволюц. направленность офиц. дворянской историографии, бурж. историки, однако, не могли признать удовлетворительными её методологич. и источниковедч. основы. Это привело к возникновению "скептической школы" (М. Т. Каченовский, Н. С. Арцыбашев), требовавшей критич. отношения к ист. источникам (изучение их внутр. содержания и сопоставление с др. источниками). Н. А. Полевой, порицая концепцию Карамзина и опираясь на положения передовых бурж. историков Запада (Б.Т. Нибура, Ф. Гизо, О. Тьерри), написал "Историю русского народа" (6 тт., 1829-33), в к-рой пытался показать связь рус. истории с зап.-европейской, а также выдвигал требование раскрыть объективное содержание излагаемых в источниках фактов. Крупнейшее место в рус. бурж. историографии заняли труды С. М. Соловьёва. Выявляя связь между событиями, он подходил к рассмотрению рус. истории как единого и закономерного процесса развития, заключавшегося в переходе от родового строя к торжеству гос. отношений (обобщающий труд - "История России с древнейших времён" в 29 тт.).

Политич. устремления рус. буржуазии выражены в т. н. государственной школе, основоположниками к-рой явились юристы и видные либеральные обществ, деятели К. Д. Кавелин и Б. Н. Чичерин. К гос. школе в ряде вопросов примыкал и С. М. Соловьёв. Признавая идею закономерности, причинной обусловленности ист. процесса, представители гос. школы использовали эту идею для возрождения на новой основе взглядов об исключительности и самобытности рус. ист. процесса.

С обществ.-политич. борьбой сер. 19 в. были связаны ист. взгляды славянофилов (К. С. Аксаков, Д. А. Валуев, И. В. и П. В. Киреевские, А. С. Хомяков, И. Д. Беляев), к-рые рассматривали историю России как самобытный процесс, основанный на общинном быте рус. народа, как мирное сосуществование народа и власти, нарушенное реформами Петра I.

В 1-й пол. 19 в. в России получает развитие и революц. ист. мысль. Дворянские революционеры-декабристы выступили с решительной критикой концепции Н. М. Карамзина. Н. М. Муравьёв в записке об "Истории государства Российского" Карамзина выдвинул в 1818 тезис о том, что "история принадлежит народам". П. И. Пестель, П. Г. Каховский, Н. А. Бестужев и др. рассматривали борьбу народа против угнетения как гл. содержание истории. Подъём революц.-демократия, ист. мысли в России связан с именами революц. демократов - В. Г. Белинского, А. И. Герцена, Н. П. Огарёва, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова. Не будучи профессионалами-историками и не выходя в целом за рамки идеалистич. понимания истории, революц. демократы приблизились к материалистич. пониманию коренных вопросов истории. Они оценили важное значение произ-ва материальных благ и особенно роль нар. масс в истории общества.

С критикой отд. положений гос. школы и призывом изучать историю народа выступил Н. И. Костомаров. В 40- 50-е гг. он занимался изучением быта народа, экономич. развития, истории нар. и нац.-освободит, движений на Украине и в России.

Расширение экономич. связей с европ. странами, рост внешнеполитич. значения России, влияние идей Великой франц. революции обусловили развитие исследований в области всеобщей истории, к-рая к сер. 19 в. выделилась в самостоят, отрасль рус. ист. науки. Основоположником рус. медиевистики был проф. Моск. ун-та Т. Н. Грановский. Подъём нац.-освободит, борьбы слав, народов против тур. ига стимулировал развитие рус. славяноведения. Одним из крупных представителей этой отрасли ист. науки был В. И. Ламанский - автор книг "О славянах в Малой Азии, в Африке и в Испании" (1859), "Об историческом изучении грекославянского мира в Европе" (1871) и др., содержащих большой фактич. материал.

Вхождение в состав Росс, империи народов Закавказья и Ср. Азии и усиление связей с ними, а также освоение Сибири и Аляски стимулировали развитие изучения Востока. В 1855 был открыт вост. ф-т Петерб. ун-та. Крупным центром востоковедения стал Казанский ун-т, проф. к-рого И. Н. Березин изучал историю монголов, опубликовал переводы текстов Шейбани, Рашидаддина и Аб-дулгази. Основоположником рус. китаеведения был Н. Я. Бичурин (Иакинф), к-рый во время пребывания в Китае собрал большой и ценный материал по истории Китая и др. стран Азии и перевёл его на рус. язык.

С 60-х гг. 19 в. расширялась тематика ист. исследований. Усилился интерес к истории пром-сти, торговли и финансов, городов, истории сословий, особенно крестьянства, но подход к решению этих проблем обусловливался идеологич. позицией историков разных направлений. Офиц. дворянская историография обращалась к прошлому с целью обоснования незыблемости монархич. порядков в России (Н. П. Барсуков, Н. Ф. Дубровин, Д. И. Иловайский, Н. К. Шильдер, К. Н. Бестужев-Рюмин) и др. Бурж. историография в пореформенный период заняла господств, положение, расширяя тематику исследований и круг источников и разрабатывая методологию ист. исследований.

Крупным рус. бурж. историком был ученик С. М. Соловьёва В. О. Ключевский, создавший ряд ценных исследований по вопросам социально-экономич. истории и источниковедения (обобщающий труд-"Курс русской истории"). Он ввёл в науч. оборот важный и новый фактич. материал, подверг критике мн. положения гос. школы, показав несостоятельность её взглядов на происхождение крепостного права в России и по др. вопросам, впервые сформулировав в рус. историографии понятие об обществ, классах. Экономич. истории России были посвящены ранние работы С. Б. Веселовского, К). В. Готье, С. В. Бахрушина.

Особое место в бурж. историографии кон. 19 - нач. 20 вв. занимал Н. П. Павлов-Сильванский, отстаивавший идею единства рус. и зап.-европ. ист. процесса и доказавший наличие феодализма в ср.-век. России.

Новой темой стало изучение истории реформ 60-70-х гг. 19 в. (И. И. Иванюков, Г. А. Джаншисв и А. А. Корнилов). Видную роль в развитии источниковедения сыграли труды А. А. Шахматова, разработавшего методику анализа внутр. содержания летописных сводов в связи с данными языкознания и с ист. условиями возникновения летописей. Вопросами дипломатики и др. вспомогат. ист. дисциплин занимались А. С. Лаппо-Дани-левский, Н. П. Лихачёв, А. И. Андреев, С. Н. Валк. Проблемам ист. географии были посвящены труды Н. П. Барсова, С. М. Середонина и М. К. Любавского.

Во 2-й пол. 19 в. оформилось революц.-демократич. направление в рус. историографии, зародившееся в дореформенный период. Историк-демократ А. П. Щапов, испытавший сильное влияние взглядов Н. Г. Чернышевского и Д. И. Писарева, считал историю народа осн. темой ист. исследований. Первым к истории рабочего класса России обратился В. В. Берви-Флеровский, собравший по этой теме большой фактич. материал ("Положение рабочего класса в России", 1869). Его работа получила высокую оценку К. Маркса. Особое внимание истории крестьянства уделяли теоретики народничества П. Л. Лавров и др. Был поставлен вопрос о развитии капитализма в России (Н.Ф. Даниельсон, В. П. Воронцов, В. Е. Постников). Делались попытки доказать, что для России, развивавшейся самобытным путём, капитализм случаен и что она может миновать капиталистич. стадию развития и через крест, общину подойти к социализму. На богатом материале, впервые извлечённом из архивов, изучал историю крестьянства видный народнич. историк В. И. Семевский.

Наиболее важным явлением в рус. историографии пореформенного периода было возникновение в 80-х гг. 19 в. марксистского направления и распространение в России материалистич. взгляда на историю. Большое значение для пропаганды и защиты теории ист. материализма имели труды Г. В. Плеханова, к-рый первым стал разрабатывать историю пролет, революц. движения в России, начал исследовать историю рус. обществ, мысли с марксистских позиций.

Марксистскую концепцию истории России разработал В. И. Ленин. В многочисл. фундаментальных исследованиях и публицистич. выступлениях Ленин осветил коренные вопросы русской и мн. вопросы всемирной истории ("Что такое „друзья народа" и как они воюют против социал-демократов", 1894; "Развитие капитализма в России", 1896-99; "Империализм, как высшая стадия капитализма", 1916; "Доклад о революции 1905 года", 1917, и мн. др.). Ленин внёс крупнейший вклад в учение о взаимоотношении общих, особенных и частных законов развития общества, развитии производит, сил и производств, отношений, классах и классовой борьбе, социальной революции, марксистской партии нового типа, нации и нац.-освободит, движении и др. Он исследовал пореформенное социально-экономич. и политич. развитие России, внутр. и внеш. политику царизма, историю революц. движения и революц. социал-демократии. Существенно дополнив марксистский анализ капитализма, Ленин создал учение об империализме. Он развил марксистскую теорию со-циалистич. революции и сделал вывод о возможности победы социализма первоначально в немногих или даже в одной, отдельно взятой стране. Для утверждения и развития марксистской историографии огромное значение имели разработанные Лениным принципы партийности в ист. науке, классового подхода к оценке событий, критика им методологич. основ дворянской, бурж. и мелкобурж., в т. ч. реформистской, историографии.

Марксистская концепция отечеств. и всемирной истории стала разрабатываться такими марксистами, как А. Г. Шлихтер, А. М. Стопани, А. В. Шестаков, М. П. Милютин, Н. Н. Батурин, В. В. Воровский, М. Н. Лядов, Н. М. Лукин, Ф. А. Ротштейн, И. И. Скворцов-Степанов, А. В. Луначарский. Первый систематич. труд по рус. истории был создан М. Н. Покровским, попытавшимся с марксистских позиций осветить историю России. Им противостояли дворянские и бурж. историки: П. Н. Милюков, ЛаппоДанилевский и др.

В кон. 19 - нач. 20 вв. в бурж. историографии появляются работы т. н. "легальных марксистов" (М. И. Туган-Барановского, П. Б. Струве). Сторонники этого направления разделяли взгляды зап.-европ. бурж. экономистов и социологов, но для обоснования закономерности развития капитализма в России использовали отд. положения учения К. Маркса. Противоречивой была система взглядов Н. А. Рожкова, принадлежавшего к меньшевикам.

Вопросам всеобщей истории посвятили свои труды В. И. Герье, И. В. Лучицкий, Н. И. Кареев, П. Н. Виноградов, Р. Ю. Виппер, Д. М. Петрушевский, В. В. Латышев, В. П. Бузескул, М. М. Хвостов, В. И. Модестов и др. Большой вклад в развитие ист. знаний внёс М. М. Ковалевский, работы которого в области изучения истории первобытнообщинного строя были использованы Ф. Энгельсом. Во 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. бурж. историография достигла значит, успехов в изучении истории славян (работы Ф. И. Леонтовича, Ф. И. Успенского, М. К. Любавского). Крупными византиноведами были В. Г. Василевский, Ф. И. Успенский. В области востоковедения плодотворно работали В. П. Васильев, М. В. Никольский, Б. А. Тураев, В. В. Бартольд и др. Значит, успехов в области открытия и изучения памятников материальной культуры достигла в этот период рус. археология. Важное значение имели работы А. А. Спицына, В. А. Городцова, Б. В. Фармаковского и М. И. Ростовцева, Н. И. Веселовского, Н. Я. Марра, И. Е. Забелина, введшие в науку большой новый материал.

Победа Окт. революции 1917 привела к утверждению марксистско-ленинской методологии в ист. исследованиях. Ленинское идейное наследие определило важнейшие направления и проблематику ист. исследований. Становление сов. ист. науки происходило в обстановке острой борьбы между бурж. и марксистской идеологиями. Проблемы истории изучались в Социалистич. академии обществ, наук (см. Академия коммунистическая), в Росс, академии истории материальной культуры (см. Археологии институт), в комиссиях по истории Коммунистич. партии (Истпарт), профсоюзного (Ист-проф) и молодёжного (Истмол) движений в России, в ин-те К. Маркса и Ф. Энгельса (см. Институт марксизма-ленинизма при ЦК КПСС), в нек-рых уч. заведениях, а также в Обществе бывших политкаторжан и ссыльнопоселенцев, Обществе старых большевиков, Обществе историков-марксистов, с 1929 - в Ин-те истории АН СССР. В 20-е гг. начали выходить журналы, сыгравшие значит, роль в становлении сов. ист. науки ("Пролетарская революция", "Красная летопись", "Красный архив", "Летопись революции", "Каторга и ссылка", "Историк-марксист" и др.). В 20-е гг. в РСФСР были созданы первые работы по истории Февральской и Окт. революций, Гражд. войны, началось изучение истории социалистич. строительства, большое внимание уделялось исследованию истории Коммунистич. партии. Началось изучение росс, капитализма и империализма. Продолжали работу над проблемами всеобщей и отечеств, истории историки старой формации, к-рые начали постепенно переходить на марксистские позиции. Историки РСФСР разрабатывали и вопросы всеобщей истории - историю бурж. революций, рабочего класса и революц. движения, междунар. отношений, нац.-освободит, движений в новейшее время. Пост. ЦК ВКП(б) и СНК СССР 1934-36 об изучении и преподавании истории в школах и вузах содействовали развитию и ист. науки в РСФСР.

Накануне и в период Великой Отечеств, войны 1941-45 значит, внимание было уделено воен.-ист. тематике, истории слав, народов, борьбе против фаш. идеологии и фаш. фальсификаций всемирного ист. процесса.

В послевоен. период историки РСФСР продолжали изучать важнейшие проблемы отечеств, истории: историю крестьянства, развитие феод, гос-ва, историю революц. движения, историю нар. х-ва и др. В области всеобщей истории исследовались вопросы древнейшей истории Востока, античности, медиевистики, византиноведения, массовых движений эпохи капитализма, междунар. отношений и истории войн. Началось изучение нар.-демократич. революций, развития стран нар. демократии и возникновения мировой социалистич. системы.

Решения 20-го съезда КПСС (1956) и пост. ЦК КПСС от 30 июня 1956 "О преодолении культа личности и его последствий" оказали благотворное влияние на развитие ист. науки. В работах по истории феодализма в России значит, место заняли проблемы, связанные со становлением феод, формации: развитие производит, сил и формирование обществ, отношений, феод, рента и смена форм эксплуатации, история крестьянства, классовая борьба, развитие феод, города, эволюция феод, гос-ва, междунар. связи, история феод, идеологии и культуры. Много сделали в исследовании феодализма археологи РСФСР. Резко расширилась тематика работ по истории рус. капитализма. Глубже стали изучаться переход от феодализма к капитализму, развитие капиталистич. пром-сти и формирование рабочего класса, агр. история, проблемы империализма и созревания предпосылок социалистич. революции в России. Разносторонне изучалась история Великой Окт. социалистич. революции 1917. Продолжались исследования по истории Гражд. войны и воен. интервенции 1918-20, по истории нэпа и социалистич. строительства, истории сов. крестьянства и рабочего класса, коллективизации и индустриализации, истории культурной революции и создания сов. социалистич. культуры. В работе историков РСФСР значит, место занимает изучение жизни и деятельности В. И. Ленина и значения его трудов для ист. науки. Важную роль в развитии сов. ист. науки сыграли постановления ЦК КПСС по идеологич. вопросам, особенно пост. 1967 "О мерах по дальнейшему развитию общественных наук и повышению их роли в коммунистическом строительстве", решения съездов и пленумов ЦК КПСС.

Значительным достижением историков РСФСР явилось создание многотомных работ: "История Москвы" (т. 1 - 6), "Очерки истории Ленинграда" (т. 1-6), "История АН СССР" (т. 1-2), "История Сибири с древнейших времён до наших дней" (т. 1-5), истории автономных республик и ряда городов (Волгограда, Свердловска, Тулы и др.). Исследоват. работу по истории КПСС ведут в РСФСР головное ист.-парт, учреждение страны ИМЛ при ЦК КПСС, его Моск. и Ленингр. филиалы, кафедры истории КПСС в вузах. Наряду с общими проблемами истории КПСС, в разработке к-рых они занимают ведущее место, большая работа, совместно с архивами при обкомах и крайкомах КПСС, ведётся по изучению истории местных парт, орг-ций. Изданы очерки истории парт, орг-ций авт. республик и мн. областей (см. библиографию к разделу Исторический очерк). Историки РСФСР работают в тесном контакте с историками всех др. союзных республик СССР.

История дореволюц. России и РСФСР изучается сотрудниками Истории СССР института АН СССР, преподавателями ист. ф-тов вузов РСФСР, работниками НИИ истории, лит-ры и языка авт. республик Росс. Федерации и др. науч. учреждений. Документы по истории РСФСР хранятся в центр, гос. ист. архивах СССР, обл. архивах, в Центр, гос. архиве РСФСР (осн. в 1964).

См. также том СССР, раздел Наука. Лит.: Очерки истории исторической науки в СССР, т. 1 - 4, М., 1955 - 66; Иванова Л. В., У истоков советской исторической науки. (Подготовка кадров историков-марксистов в 1917 - 29 гг.), М., 1968; Алексеева Г. Д., Октябрьская революция и историческая наука в России (1917 - 1923 гг.), М., 1968; Алпатов М. А., Русская историческая мысль и Западная Европа. XII - XVII вв., М., 1973; 50 лет советской исторической науки. Хроника научной жизни, 1917 - 1967, М., 1971.

Экономическая наука. В Др. Руси эко-номич. идеи отражались в церк. трактатах и гос.-правовых актах. Уже в первых документах Киевской Руси экономич. идеи носили классовый характер. Вопросы сохранения и упрочения феод, собственности на землю, организации производства на основе эксплуатации труда крестьян были господствующими в экономич. мысли на протяжении всей эпохи феодализма. Ограничение боярского и вотчинного землевладения, защита поместного землевладения, создание мануфактур, расширение внутр. и внеш. торговли страны - главные проблемы экономич. мысли России кон. 16-17 вв.

Пётр I проводил экономич. политику, способствовавшую укреплению абсолютизма, развитию отечеств, пром-сти, торговли, укреплению гос. финансов за счёт крестьянства. Экономич. мысль 1-й четв. 18 в. получила яркое выражение в соч. И. Т. Посошкова "Книга о скудости и богатстве" (1724, изд. 1842), к-рый рассматривал развитие пром-сти и торговли как важнейшее условие благосостояния гос-ва и народа. Он считал целесообразным оказывать содействие рус. купечеству в торговле с иностранцами и вывозить из России не сырьё, а готовые изделия. Посошков был сторонником взимания умеренных налогов со всех классов и сословий общества, доказывал необходимость регламентации повинностей крестьян, подчёркивал, что благосостояние крест, двора отвечает интересам гос-ва.

В 18 в. прогрессивные экономич. идеи выдвинул М. В. Ломоносов. В своих сочинениях он ратовал за изучение природных богатств страны, стр-во фабрик и заводов, развитие торговли, за мероприятия, способствующие росту народонаселения. Ему принадлежит идея использования Сев. мор. пути для хоз. нужд страны.

В условиях разложения феод.-крепостнич. строя и возникновения капиталистич. уклада экономич. мысль 2-й пол. 18 в. отразила противоречия внутри господств, класса. Представители реакц. дворянства (А. П. Сумароков, М. М. Щербатов и др.) выступали за укрепление крепостнич. порядков, против пром. развития страны, опасаясь роста влияния купечества. Идеологи либерального дворянства (Д. А. Голицын, А. Я. Поленов, И.А. Третьяков, С. Е. Десницкий) критиковали крайности крепостничества, выступали за частичные уступки крестьянству, не посягая, однако, на крепостнич. отношения в целом.

Ярким представителем антикрепостнич. идеологии был А. Н. Радищев, ставивший вопрос об уничтожении крепостного права. Он критиковал финанс. и налоговую политику царизма, призывал к развитию пром-сти, указывал на классовые противоречия между предпринимателями и рабочими мануфактур. В его трудах содержались суждения по проблемам ден. обращения, цены, кредита и прибыли.

Среди идеологов дворянства 1-й пол. 19 в. существовали разногласия по вопросам будущего экономия, развития России. Противоборствовали 3 течения: реакционно-консервативное (Е. Ф. Кан-крин, Н. М. Карамзин и др.), выступавшее за сохранение господствовавших в России социально-политич. условий; либеральное (М. М. Сперанский, Н. С. Мордвинов и др.), предлагавшее ряд реформ в области пром-сти, финансов, таможенной политики, но без существенных изменений крепостнич. отношений; революционное (декабристы). Экономич. взгляды декабристов явились важным этапом развития рус. прогрессивной экономич. мысли. Круг экономич. проблем, занимавших декабристов, был весьма широк - уничтожение крепостного права, агр. вопросы, развитие пром-сти, торговли, перестройка финанс. системы и др. П. И. Пестель выступал за создание особого зем. фонда, из к-рого каждый мог бы получить землю в своё пользование, Н.-И. Тургеневу принадлежит "Опыт теории налогов " (1818), М. Ф. Орлову - труд "О государственном кредите" (1833).

Большое влияние на рус. экономич. мысль сер. 19 в. оказали революц. демократы. В. Г. Белинский выступал за уничтожение крепостного права и связывал будущее России с крест, революцией. Решит, борцами за уничтожение крепостничества были А. И. Герцен, Н. П. Огарёв, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов. Ликвидация помещичьей зем. собственности и сохранение рус. поземельной общины они рассматривали как необходимое и достаточное условие для осуществления идеи "крест, социализма". Они полагали, что, используя рус. общинную форму землевладения, можно миновать капитализм и тем самым избежать присущих ему социальных противоречий. Гл. задачей они считали критику капитализма и пропаганду "крест, социализма". В. И. Ленин, высоко ценя антикрепостнич. направленность экономич. идей революц. демократов, отмечал утопизм их взглядов на социализм, пути перехода к нему. Наиболее выдающимся теоретиком среди революц. демократов был Чернышевский. Он подверг критике бурж. политич. экономию, её предмет и метод и сформулировал задачи и предмет экономич. "теории трудящихся", антикрепостнич. направленность к-рой выразилась в глубоком анализе крепостничества в России и обосновании борьбы крестьянства за его ликвидацию. Чернышевский подверг критике капитализм и его экономич. категории (разделение труда при капитализме, производит, труд, конкуренция, закон стоимости, наёмный труд, закон распределения). Он дал оценку крест, реформы 1861 как грабительской, обеспечившей интересы помещиков. Учение Чернышевского оказало огромное влияние на экономич. взгляды Н. А. Серно-Соловьевича, Д. И. Писарева, В. В. Берви-Флеровского, А. Н. Энгельгардта, Н. В. Шелгунова.

В сер. 19 в. с пропагандой своих экономич. идей выступали дворяне-крепостники (Е. Ладыженский, Г. Бланк, Н. Безобразов и др.), рассматривавшие крест, реформу как политич. ширму, за к-рой реально ничего не должно измениться в экономич. отношениях между крестьянами и помещиками. Защитниками экономич. устоев дворянства были по существу и славянофилы (А. С. Хомяков, Ю. Ф. Самарин, братья И. С. и К. С. Аксаковы, братья И. В. и П. В. Киреевские и др.) и западники (Б. Н. Чичерин, К. Д. Кавелин и др.). Первые выступали за сохранение крест, общины, вторые - за её упразднение. Славянофилы видели в зем. общине резерв дешёвой рабочей силы для помещичьих х-в, западники рассматривали её как помеху развитию такого капитализма, где помещичьему х-ву они отводили главенствующую роль. Идеологи рус. буржуазии (В. А. Кокорев, Д. Н. Струков, И. В. Вернадский и др.) не выдвигали радикальных экономич. требований, надеясь на то, что буржуазия получит от самодержавия полицейскую защиту своих интересов от растущего пролетариата.

В пореформенный период экономич. мысль отражала противоречия между развивающимся в стране капитализмом и остатками крепостничества. Открытые сторонники отживших крепостнич. отношений (В. П. Мещерский, М. Н. Катков, К. П. Победоносцев и др.) стремились сохранить в руках дворянства сильные политич. позиции и предлагали решать экономич. проблемы исключительно в интересах помещичьего класса. Идеологи либерального дворянства (А. И. Васильчиков, В. П. Безобразов и др.) фактически стремились к тому же, однако считали необходимым в какой-то мере учитывать сложившиеся после реформы новые условия. Значительно усилилась критика пережитков крепостничества как со стороны представителей экономич. либерализма (Ф. П. Скалдин и др.), так и со стороны бурж. учёных (Ю. Э. Янсон, А. И. Чупров, И. И. Янжул, М. М. Ковалевский), предпринявших серьёзную попытку экономико-ста-тистич. анализа. Ценность статистич. материала работ последних о фактич. состоянии экономики России и положении крестьянства отмечена К. Марксом, Ф. Энгельсом и В. И. Лениным.

Большое внимание проблеме развития производит, сил России уделил рус. учёный-химик Д. И. Менделеев.

В последней трети 19 в. широкое распространение получили экономич. идеи народничества. В. И. Ленин видел в народничестве две стороны-прогрессивную, антикрепостническую, и реакционную, т. к. народничество отрицало прогрессивность капиталистич. развития страны. Революц. народники 70-80-х гг. необоснованно характеризовали рус. общину как ячейку социализма. Теории 80- 90-х гг. (В. П. Воронцов, И. И. Каблиц, Г. П. Сазонов, С. Н. Южаков и др.) Ленин квалифицировал как либерально-народнические. Либеральные народники отражали интересы мелкого буржуа - товаропроизводителя. В целом народнич. систему социально-экономич. взглядов Ленин характеризовал как мелкобурж. социализм.

Пионером марксистской экономич. мысли в России является Г. В. Плеханов. В его трудах "Социализм и политическая борьба" (1883), "Наши разногласия" (1885) и др. показана несостоятельность утверждений народников об отсутствии предпосылок для развития капитализма в России, о крестьянстве как гл. силе обществ, движения. Плеханов опроверг тезис народников о возможности перехода России к социализму, минуя капитализм. Констатировал, что в России 80-х гг. капитализм являлся реальной действительностью, а пролетариат решающей силой в борьбе за социализм. С марксистских позиций подверг критике положения вульгарной бурж. политич. экономии. Вместе с тем в ряде экономич. вопросов Плеханов допустил серьёзные ошибки, углубление к-рых привело его позже к переходу на позиции меньшевизма.

Борьба российских марксистов с враждебными течениями обществ, мысли обострилась в кон. 19 в., когда на обществ, арену выступили т. н. "легальные марксисты" (П. Б. Струве, М. И. Туган-Барановский, С. Н. Булгаков и др.), которые пытались использовать отдельные положения марксизма о прогрессивности капитализма по сравнению с феодализмом в интересах буржуазии и критику народничества вели в целях апологии бурж. строя.

Выдающийся вклад в развитие марксистской политич. экономии и рус. экономич. мысли внёс В. И. Ленин. Он доказал несостоятельность народннч. экономич. взглядов, проанализировал экономич. природу мелкого товарного произ-ва, его органич. связь с крупным капиталом, раскрыл механизм образования внутр. рынка для капитализма, выяснил роль внеш. рынка, социальную природу рус. сел. общины и перспективы её развития. Ленин дал характеристику помещичьего х-ва, экономич. строя России, классовой структуры общества, определил тенденции экономич. развития страны ("Развитие капитализма в России", 1896-99, и др.). В экономич. работах 90-х гг. В. И. Ленин мастерски применил экономич. теорию Маркса к конкретным условиям России. В дооктябрьских работах Ленин развил учение марксизма о предмете и методе политич. экономии, её партийности, о стадиях развития капитализма в пром-сти, о капиталистич. воспроиз-ве и кризисах. Ленин развил марксистскую теорию агр. вопроса, разработал учение о 2 путях развития капитализма в с. х-ве, вопрос о национализации земли и её роли в перерастании бурж.-демократич. революции в социалистическую, обосновал агр. программу большевиков, дал критику агр. теории оппортунистов 2-го Интернационала, помещичьих, бурж. и мелкобурж. агр. программ в России. Ленину принадлежит разработка теории бурж.-демократич. и социалистич. революций в новых ист. условиях - в эпоху империализма. В работе "Империализм, как высшая стадия капитализма" (1916) он осветил новые явления в развитии капитализма, вскрыл экономич. сущность империализма как монополистич. капитализма, сформулировал гл. экономия, и политпч. признаки империализма. Ленин показал ист. место империализма как высшей, последней стадии развития капитализма, кануна социалистич. революции. Открыв закон неравномерности экономич. и политич. развития капиталистич. стран в эпоху империализма, Ленин обосновал возможность победы социализма первоначально в немногих и даже в одной, отдельно взятой, капиталистич. стране. В работах Ленина дана науч. критика бурж., оппортунистич. и ревизионистских экономич. теорий.

В нач. 20 в. в рус. бурж. экономич. науке чётко выделились 4 методологич. направления (школы) - ист.-этическое, социальное, психологическое и математическое. Бурж. учёные с позиции вульгарной политич. экономии трактовали широкий круг экономич. проблем - вопросы ценности, цены и капитала, зарплаты и прибыли, проблемы денег, кредита и финансов. Они разрабатывали агр. теории и агр. программы бурж. партий, вопросы пром. развития России, конструировали бурж. концепции империализма и социализма. Идеологи мелкой буржуазии, эсеры и др. проповедовали теорию некапиталистич. развития с. х-ва, разрабатывали агр. программы мелко-бурж. партий, формулировали своё отношение к империализму, создавали мелкобурж. теории социализма. Ленин на примере книги П. Б. Струве "Хозяйство и цена" (ч. 1, 1913, ч. 2, 1916) показал апологетич. характер и глубокий кризис бурж. экономич. науки России. Характеризуя мелкобурж. экономич. мысль России 20 в., Ленин указывал на усиливающееся влияние на неё бурж. политич. экономии.

1917 знаменовал собой наступление нового этапа в развитии рус. экономич. мысли. В ленинских работах развивается учение марксизма о неизбежности социалистич. революции, необходимости слома бурж. гос. машины и образования гос-ва нового типа - диктатуры пролетариата, о неизбежности особого переходного периода от капиталистич. общества к социалистическому как периода революц. преобразования первого во второе, о социализме и коммунизме как двух последоват. стадиях, фазах коммунистич. обществ.-экономич. формации. В работах Ленина, написанных между февралём и октябрём 1917, продолжено доказательство неизбежности перерастания бурж,-демократич. революции в социалистическую, разработана экономич. платформа большевиков в социалистич. революции, предусматривавшая конфискацию помещичьей земли, национализацию всей земли, банков, крупной пром-сти, введение рабочего контроля, монополии внеш. торговли и ряда др. мероприятий. В таких работах, как "Очередные задачи Советской власти" (1918), "Экономика и политика в эпоху диктатуры пролетариата" (1919) и др., Ленин научно обосновал экономич. роль и функции гос-ва диктатуры пролетариата, разработал принципы, методы и формы социалистич. хозяйствования. Выдвинул идею и обосновал необходимость перехода от политики "военного коммунизма" к т. н. новой экономич. политике (нэпу). Исследовал вопрос о путях, формах и методах строительства экономики социализма в стране, доказал необходимость скорейшего создания крупной тяжёлой индустрии, возможность и необходимость социалистич. преобразования мелкого раздробленного крест, х-ва путём его кооперирования, определил необходимость и задачи культурной революции. Разработав научно обоснованную программу строительства социализма, Ленин вместе с тем заложил основы политич. экономии социализма как нового раздела марксистско-ленинской политич. экономии в широком смысле слова. В его теоретич. трудах содержатся осн. положения о действии объективных экономич. законов при социализме: осн. экономич. закона социализма, закона планомерного, пропорционального развития нар. х-ва, закона распределения по труду и др., о путях создания материально-технич. базы социализма, формах и методах социалистич. преобразования с. х-ва, о принципах и методах руководства нар. х-вом. Ленин поставил и решил вопросы социалистич. организации труда и его оплаты, о рынке, торговле и товарно-ден. отношениях, о роли денег, кредита и финансов в строительстве социализма. Развил принципиальные положения марксизма об экономике коммунизма и путях её строительства, а также учение Маркса и Энгельса о возможности перехода отсталых стран к социализму, минуя капиталистич. стадию развития,- с помощью пролетариев др. стран, завоевавших власть.

В переходный период от капитализма к социализму осн. проблемами экономич. науки были вопросы новой экономич. политики, планирования нар. х-ва и использования товарно-ден. отношений, создания в стране тяжёлой пром-сти, коллективизации с. х-ва. Марксистско-ленинская экономич. теория социализма формировалась в непримиримой борьбе с бурж., мелкобурж. концепциями, троцкистскими и правооппортунистич. извращениями науки. В 20-х гг. состоялись дискуссии по методологич. вопросам политич. экономии: об ист. границах политич. экономии, о "регуляторе" экономики переходного периода, об абстрактном труде, о предмете и методе политич. экономии и др.

Ленинское учение о возможности, путях и методах построения социализма в СССР, экономич. проблемы переходного периода развивались в документах Коммунистич. партии, в трудах экономистов РСФСР. В документах Коммунистич. партии получило творческое развитие учение Ленина об империализме, о гос.-монополистич. капитализме, об общем кризисе капитализма.

С сер. 30-х гг., когда был завершён переходный период и в основном построено социалистич. общество, стали глубже изучаться производств, отношения при социализме, экономич. законы социалистич. общества. Углублялись исследования в области методологии политич. экономии. В вузах было введено изучение политич. экономии социализма. В 60 - 70-х гг. экономич. наука исследовала комплексные проблемы экономики развитого социализма и строительства коммунизма. Первостепенное значение получили вопросы повышения эффективности обществ, произ-ва и уровня жизни трудящихся. В центре внимания экономистов оказались проблемы планирования, материального стимулирования, практики хозрасчёта, структуры управления пром-стью, эффективности капитальных вложений и новой техники, экономич. вопросов науч.-технич. прогресса и ценообразования, методологич. вопросов прогнозирования экономич. развития и перспективного планирования.

Задачи экономич. науки РСФСР, как и всей сов. экономич. науки, определены пост. ЦК КПСС "О мерах по дальнейшему развитию общественных наук и повышению их роли в коммунистическом строительстве" (1967) и пост. ЦК КПСС "О работе партийной организации Института экономики АН СССР" (1 дек. 1971).

В 60 - нач. 70-х гг. широко применялись экономико-математич. методы в экономической науке и практике руководства нар. х-вом. Вопросы размещения производит, сил по экономич. р-нам страны, их комплексного развития, планирования нар. х-ва, агр. теории, экономики с. х-ва интенсивно разрабатывались в трудах экономистов Росс. Федерации.

Исследовались проблемы закономерностей экономического развития стран социалистич. содружества, вопросы социалистич. экономич. интеграции, проблемы внешнеэкономич. связей социалистических стран со странами капиталистического мира и с развивающимися гос-вами.

На основе ленинской теории империализма исследовались закономерности капиталистич. воспроиз-ва на совр. этапе, экономич. циклы и кризисы, вопросы гос.-монополистич. капитализма, экономич. н политич. положение отд. капиталистич. стран, положение пролетариата и крестьянства в капиталистич. мире, проблемы классовой борьбы и нац.-освободит, движений на совр. этапе, экономич. проблемы развивающихся стран, экономич. аспекты соревнования двух мировых систем.

Большой вклад внесли учёные РСФСР в разработку проблем истории экономич. мысли, критики бурж., оппортунистич. и ревизионистских экономич. теорий, истории развития экономики дореволюц. России и строительства социалистич. экономики, экономики пром-сти, финансов и кредита, статистики.

Центрами экономич. исследований республики являются многочисл. ин-ты общесоюзного значения, важнейшие из них - Ин-т экономики АН СССР (осн. в 1936), Ин-т мировой экономики и междунар. отношений АН СССР (1956), Н.-и. экономич. ин-т при Госплане СССР (1955).

См. также том СССР, раздел Наука.

Лит.: История русской экономической мысли, т. 1-2, М., 1955 - 60; Ц а г о-лов Н. А., Очерки русской экономической мысли периода падения крепостного права, М., 1956. В. В. Орешкин.

Юридическая наука. Возникновение юридич. знаний в России относится к эпохе Киевского гос-ва (договоры Киевской Руси с Византией 911, 944 и 971, в к-рых был сформулирован ряд принципов междунар. частного права). В Русской правде дана систематизиров. детальная разработка важнейших институто