загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна,окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ПРОМЫШЛЕННОМ, ЖИЛОМ И НЕ ТОЛЬКО...:
ПОНЯТИЯ:

МОНТАЖ (франц. montage - подъём установка, сборка, от monter - поднимать), сборка и установка сооружений конструкций, технологического оборудования агрегатов, машин (см. Сборка машин, аппаратов, приборов и др. устройств и готовых частей и элементов.
МОНТАЖ в строительстве - основной производственный процесс, выполняемый при возведении зданий и сооружений или и реконструкции, в результате которого устанавливают в проектное положение строительные конструкции, инженерное технологическое оборудование и др. МОНТАЖ технологического оборудования включает также присоединение его к источникам энергоснабжения системам очистки и удаления отходов оснащение приборами, средствами автоматизации и контроля
.


СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ в СССР, организационно обособленные производственно-хозяйственные единицы, основным видом деятельности которых является строительство новых, реконструкция, капитальный ремонт и расширение действующих объектов (предприятий, их отдельных очередей, пусковых комплексов, зданий, сооружений), а также монтаж оборудовани я. К государственным СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ относятся строительные и монтажные тресты (тресты-площадки, тресты гор. типа, территориальные, союзные специализированные тресты); домостроительные, заводостроительные и сельские строительные комбинаты; строительные, (монтажные) управления и приравненные к ним организации (напр., передвижные механизированные колонны, строительно-монтажные поезда и др.).
ПРОЕКТИРОВАНИЕ (от лат. projectus, буквально - брошенный вперёд), процесс создания проекта - прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния. Различают этапы и стадии ПРОЕКТИРОВАНИЯ, характеризующиеся определённой спецификой. Предметная область ПРОЕКТИРОВАНИЯ постоянно расширяется. Наряду с традиционными видами ПРОЕКТИРОВАНИЯ (архитектурно-строительным, машиностроительным, технологическим и др.) начали складываться самостоятельные направления ПРОЕКТИРОВАНИЯ человеко-машинных систем (решающих, познающих, эвристических, прогнозирующих, планирующих, управляющих и т. п.) (см. Система "человек и машина"), трудовых процессов, организаций, экологическое, социальное, инженерно-психологич., генетическое ПРОЕКТИРОВАНИЕ и др. Наряду с дифференциацией ПРОЕКТИРОВАНИЯ идёт процесс его интеграции на основе выявления общих закономерностей и методов проектной деятельности.
ПРОМСТРОЙПРОЕКТ, проектный институт в ведении Госстроя СССР. Находится в Москве. Организован в 1933. В составе института архитектурно-строительные и конструкторские отделы; ПРОМСТРОЙПРОЕКТ возглавляет объединение "Союзхимстройниипроект" с проектными институтами в Киеве, Ростове-на-Дону, Тольятти, Алма-Ате. Разрабатывает проекты (архитектурно-строительные и сан.-технич. части) производственных зданий и сооружений крупнейших промышленных предприятий автомобильной, машиностроит., металлургич., химич. и др. отраслей пром-сти; схемы генеральных планов пром. узлов и упорядочения существующих пром. районов; мероприятия по повышению уровня индустриализации строительтсва за счёт унификации и типизации зданий, сооружений и конструкций и внедрения эффективных строит. материалов; нормативные документы и методич. указания по проектированию пром. зданий и сооружений. Периодически публикует реферативную информацию "Строительное проектирование промышленных предприятий". Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1958)

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

лучших из таких авантюрно-плутовских Р. (напр., "Похождения Жиль Блаза" А. Р. Лесажа) писатели по ходу приключений героя давали широкие картины нравов различных социальных слоев.

Оба вида Р. имели нечто общее в построении сюжетов. Приключения рыцарей или "плутов" заключались в их столкновениях с различными, часто случайными опасностями в разных местах; сюжет произв. был лишён "единства действия" и строился как цепочка эпизодов, связанных между собой только единством гл. героя и временной последовательностью. А по своеобразию художеств, мышления тех времён герой обычно выходил невредимым из самых страшных столкновений, и конечная развязка конфликтов обычно была благополучной.

Ещё в нач. 17 в. (закат Возрождения) было создано приключенческое произв., объединившее мотивы плутовского, пасторального и рыцарского Р.,- "Дон Кихот" Сервантеса. Возникнув из стремления пародировать эпигонов рыцарского Р., оно претворилось в великий Р., предваривший историю европ. романистики нового времени, благодаря, в частности, не умирающей и в последующие века "дон-кихотской ситуации" (противостояние субъективно героической человеческой натуры и прозы жизни).

Приключенч. Р. разных видов возникал и развивался в ту историч. эпоху, когда в обществе ещё не созрели социальные силы, к-рые могли бы идеологически противостоять его старым устоям. Когда же-на подступах к бурж. революциям- такие идейные антагонизмы стали возникать, они сказались на дальнейшем развитии жанра. Тогда писатели с разными обществ, идеалами стали интересоваться таким становлением характеров отд. личностей, к-рое возникало и развивалось в их внутренних, идейных противоречиях с обществом. Тогда на смену при-ключенч. Р. постепенно пришёл Р., в сюжете к-рого развивался единый конфликт - или между гл. героями, занимающими разные жизненные позиции, или между героем и окружающей его социальной средой.

Первыми авторами Р. нового типа были англ, и франц. сентименталисты сер. 18 в. Так, в "Юлии, или Новой Элоизе" (1761) Ж. Ж. Руссо весь сюжет построен на одном конфликте: чувствит. любовь аристократки Юлии и бедного учителя Сен-Пре раскрывает не только глубину их переживаний, но и их внутр. протест против бездушных моральных норм и нравов господствующего дворянского сословия. В 19 в. все крупные романисты, одни сразу (О. Бальзак, Стендаль), другие постепенно (В. Скотт, Ч. Диккенс), усвоили эту новую форму Р., соответствующую его новому содержанию, и она стала господствующей.

В России приключенч. Р. возникли в безымянной лит-ре кон. 17 -нач. 18 вв. ("Повесть о Василии Кориотском" и др.), а затем создавались низовыми демократич. писателями вплоть до "пушкинской" эпохи (М. Д. Чулков, А. Е. Измайлов и др.). Первым рус. Р. нового типа был "Евгений Онегин" А. С. Пушкина; на его традицию опирались мн. романисты 19 в. (М. Ю. Лермонтов, И. С. Тургенев, И. А. Гончаров и др.).

Р. нового типа, основанные на более принципиальных идейных позициях авторов, а часто и героев, отличались развитием проблематики и вширь и вглубь. Показывая становление характеров героев в сложных конфликтных взаимодействиях, мн. авторы прослеживали и формирование, и изменение этих характеров в определённых национально-исторических условиях и потому охватывали повествованием очень широкие сферы обществ, жизни изображаемых эпох и стран - их гражданские, духовные, бытовые отношения и нравы ("Евгений Онегин" Пушкина, "Отец Горио" Бальзака, "Тяжёлые времена" Диккенса). Такие Р. нередко бывали разветвлёнными, многолинейными по сюжету и монументальными по объёму ("Утраченные иллюзии" Бальзака, "Холодный дом" Диккенса, "Анна Каренина" Л. Н. Толстого, "Братья Карамазовы" Ф. М. Достоевского), а иногда даже объединялись в циклы (в "Человеческой комедии" Бальзака, "Ругон-Маккарах" Э. Золя). А вместе с тем авторы таких Р. проявляли ту или иную степень историзма художеств, мышления и на этой основе приходили (часто стихийно) к раскрытию обусловленности изображаемых характеров обстоятельствами обществ, жизни. Тем самым они приходили к реализму, вскрывавшему глубокие противоречия социальной жизни, к реализму критическому, обычно приводившему даже тех героев, позициям к-рых сочувствовал автор, к неудачам и поражениям. И Р. эти были по преимуществу драматичными или даже трагичными в своих конфликтах и особенно в развязках ("Герой нашего времени" Лермонтова, "Мадам Бовари" Г. Флобера, "Идиот" Достоевского). Нек-рые романисты, обладавшие очень активными нравств. идеалами (Толстой, Достоевский), глубоко раскрыли духовную и психологическую противоречивость сущности человека. 19 век стал классич. стадией развития жанра.

В 20 в. традицию социально-бытового, нередко вместе с тем и психологич. Р. "критического" реализма продолжают мн. писатели (Дж. Голсуорси, А. Франс, Р. Роллан, Р. Тагор, Т. Манн, А. Моравиа, Г. Грин, Э. Хемингуэй, Г. Бёлль, У.Фолкнер и др.). В то же время в развитии жанра наметились две новые и противоположные тенденции. С одной стороны, кризис идеологич. сознания бурж. общества проявился в утере ориентации на объективные процессы и закономерности обществ, жизни, в резком усилении субъективности и индивидуалистичности миросозерцания. Захваченные им романисты отходили от реализма и сосредоточивались на субъективном "потоке сознания" героев, на анализе их эмоциональных впечатлений от жизни, не пронизанном общей идейной концепцией и часто переходящем в психологич. "натурализм". Так возник в мировой лит-ре 20 в. модернистский Р. (А. Белый, М. Пруст, Дж. Джойс, Ф. Кафка и др.; см. также "Новый роман").

С другой стороны, в России, затем в СССР и позже в др. странах в их социалистических лит-pax, выражающих революционное конкретно-историч. миропонимание, создавались Р., продолжавшие демократич. традиции реализма 19 в. Они изображали процесс усвоения нового мировоззрения граждански-активной частью рабоче-крест. масс и демократич. интеллигенции и вместе с тем процесс их участия в революц. движении, в гражд. борьбе, в строительстве и защите нового общества. В основном это - Р. на темы борьбы и труда, социально-политические по своей проблематике и конфликтам, героические или романтико-героические по своему пафосу, критически-утверждающие жизнь, созданные на основе принципов социалистического реализма. В собственно жанровом плане они заключают в себе новое свойство: в них, как и в Р. 19 в., характеры осознаются в их развитии, но развитие это происходит на основе действенного участия героев в революц. становлении нового общества. Такие Р. бывают и не очень велики по сюжетному объёму ("Мать" М. Горького, "Разгром" А. А. Фадеева, "Как закалялась сталь" Н. А. Островского), но часто в связи с особенностями своего содержания достигают монументальных масштабов сюжетного развития, являются романами-эпопеями нового типа. В многонац. советской лит-ре роман-эпопею представляют такие произв., как "Тихий Дон" М. А. Шолохова, "Хождение по мукам" А. Н. Толстого, "Живые и мёртвые" К. Симонова, "Кровь людская - не водица" М. А. Стельмаха, "Просвет в тучах" А. М. Упита, "Путь Абая" М. Ауэзова и др.; в зарубежных социалистич. лит-pax - " Мёртвые остаются молодыми " А. Зегерс, "Коммунисты" Л. Арагона, "Хвала и слава" Я. Ивашкевича.

Лит.: Веселовский А. Н., История или теория романа?, Избр. статьи, Л., 1939; Г р и ф ц о в Б. А., Теория романа, М., 1927; Фоке Р., Роман и народ, пер. с англ., М., I960; Деке П., Семь веков романа, пер. с франц., М., 1962; Кожинов В. В., Происхождение романа, М., 1963; Мотылёва Т. Л., Зарубежный роман сегодня, М., 1966; Левидова И., Роман - в центре споров, "Вопросы литературы", 1967, № 5; Б а х т и н М. М., Эпос и роман, "Вопросы литературы", 1970, № 1; Поспелов Г. Н., Романические жанры в эпосе, в его кн.: Проблемы исторического развития литературы, М., 1972; Судьбы романа, Сб. ст., М., 1975; Kayser W., Entstehung und Krise des modernen Romans, Darmstadt, 1965; Stevick Ph., The theory of novel, N. Y., 1967; Bourneuf R., Ouellet R., L'univers du roman, P., 1972; H i 1 1 e-brand В., Theorie des Romans, Bd 1 - 2, Munch., 1972 (лит.). Г. Н. Поспелов.

РОМАН (Roman), город на С.-В. Румынии, на р. Молдова, при впадении её в р. Сирет, в уезде Нямц. 46,7 тыс. жит. (1973). 3-д стальных труб, машино-строит., пищ. (сах., маслоб.) пром-сть, произ-во стройматериалов.

РОМАН МСТИСЛАВИЧ (г. рожд. неизв.- ум. 1205), князь новгородский (1168-69), владимиро-волынский (1170- 1205) и одновременно (с 1199) - галицкий, сын вел. князя киевского Мстислава Изяславича и дочери польск. короля Болеслава Кривоустого. Вёл успешную борьбу с боярством и церк. знатью за укрепление княжеской власти. Владея объединённым Галицко-Волынскпм княжеством и распространив свою власть на Киевщину, Р. М. стал одним из сильнейших князей Руси. С ним считались Византия, Польша, Венгрия, а рим. папа Иннокентий III предложил Р. М. королев, корону при условии принятия католичества, но получил отказ. Чтобы укрепить своё влияние на польск. дела и продвинуться в Саксонию, P.M. вмешался в борьбу польск. князей, но в 1205 попал в засаду, организованную поляками у Завихоста на Висле, и был убит.

Лит.: Пашу то В. Т., Очерки по истории Галицко-Волынской Руси, [М.], 1950.

"РОМАН О ЛИСЕ" ("Roman de Renart"), памятник французской гор. лит-ры, сложившийся в основном к сер. 13 в. Прямым источником "Р. о Л." явились нар. басни, бытовавшие в фольклоре европ. народов и оформившиеся в сер. 12 в. на терр. Сев. Франции в циклич. поэму. Др. источник "Р. о Л." - греко-лат. басенная традиция в лит-ре средневековья. "Р. о Л." состоит из 30 частей, "ветвей", объединённых темой борьбы хитрого Лиса-Ренара с грубым и глупым Волком-Изегримом и написанных, подобно фаблио, попарно рифмующимися стихами. В позднейших "ветвях" (13 в.) развлекательный, маскарадный комич. элемент сменяется острой сатирой на королев, власть, феод, знать и духовенство. Памятник переведён на голл., итал., англ., нем. и сканд. языки. К нижненем. версии (1498) восходит поэма И. В. Гёте "Рейнеке Лис" (1793).

Публ.: Le roman de Renart, branches 1 - 17, ed. d'apres le manuscript de Cange par M. Roques, P., 1948 - 60 (изд. продолж.); в рус. пер., в кн.: Хрестоматия по зарубежной литературе. Литература средних веков, сост. Б. И. Пуришев и Р. О. Шор, М., 1953, с. 294-305.

Лит.: История французской литературы, т. 1, М. -Л., 1946, с. 144 - 50; Flinn J., Le Roman de Renart..., [Toronto], 1963; S u d r e L., Les sources du Roman de Renart, Gen., 1974. В. С. Лозовецкий.

"РОМАН О РОЗЕ" ("Roman de la Rose"), памятник французской ср.-век. лит-ры. 1-я часть поэмы написана в 20-е гг. 13 в. Гильомом де Лоррисом. Повествование облечено в форму аллегорич. сна автора, где фигурируют персонифицированные пороки и добродетели, рассказывается в иносказат. форме о любви поэта к Розе, олицетворяющей и идеальную женственность, и божеств, благодать. 2-я часть написана ок. 1260 клириком Жаном де Меном. Пересматривая куртуазные взгляды, ряд филос. воззрений эпохи, он ратует за свободную любовь, разум, равенство людей, показав себя при этом незаурядным сатириком-нравоописателем. "Р. о Р." был популярен в 14-16 вв.

Изд.: Roman de la Rose, t. 1 - 3, P., 1965 - 70; в рус. пер., в кн.: Хрестоматия по зарубежной литературе. Литература средних веков, сост. Б. И. Пурншев н Р. О. Шор, М.. 1953.

Лит.: История французской литературы, т. 1, М.-Л., 1946, с. 150 - 54; J u n g M. R., Etudes sur le роете allegorique en France au Moyen age, Berne, 1971; Hilder G., Der scholastische Wortschatz bei Jean de Meun, Tubingen, 1972. А. Д. Михайлов.

РОМАН СЛАДКОПЕВЕЦ (Romanes Melodos) (кон. 5 в., Эмеса, Сирия,- ок. 560, Константинополь), византийский церковный поэт. Придал лит. совершенство форме кондака (стихотв. проповедь со строфич. делением и рефреном, часто с элементами драматизации). Стихи Р. С. отличаются цельностью нравств. эмоции, простотой и яркостью выражения. Под именем Р. С. дошло 85 текстов, из к-рых 60 подлинны. Нек-рые кондаки Р. С. были усвоены церк. обиходом в слав, странах, в т. ч. на Руси.

Соч.: Romanes le Melode, Hymnes, in-trod., texte critique, trad, et notes de J. Gros-didier de Matons, t. 1 - 3, P., 1964 - 65; в рус. пер., в кн.: Памятники византийской литературы IV -IX вв., М., 1968, с. 209 - 14.

Лит.: История Византии, т. 1, М., 1967, с. 426-28.

"РОМАН-ГАЗЕТА", массовое периодич. издание совр. художеств, литературы, преим. романов и повестей. Возникнув по мысли В. И. Ленина и инициативе М. Горького в июле 1927, "Р.-г." выходила в изд-ве "Московский рабочий", с 1931 - в Гослитиздате (изд-во "Художественная литература"). Периодичность 1 номер, а с 1957-2 номера в месяц. Редактировали "Р.-г." И. М. Беспалов, М. И. Серебрянский, В. Кин, В.Г. Ильинков и др. "Р.-г." призвана популяризировать лучшие произв. совр. советских и зарубежных авторов, ранее уже выходившие на рус. яз. В "Р.-г." печатались "Дело Артамоновых" М. Горького, "Тихий Дон" М. А. Шолохова, поэма "Василий Тёркин" А. Т. Твардовского, "Повести гор и степей" Ч. Айтматова, "Ледовая книга" Ю. Смуула; романы "В огне" А. Барбюса, "На западном фронте без перемен" Э. М. Ремарка, "Слово перед казнью" Ю. Фучика и мн. др. Тираж св. 1,5 млн. экз. (1975).

В. А. Калашников.

РОМАНЕЛЛИ (Romanelli) Пьетро (р. 20.12.1889, Рим), итальянский археолог, чл. Нац. академии деи Линчей (1950). Проф. Римского ун-та (1926-60). Производил раскопки в Анатолии (1913), в Триполитании (1919-23; в частности в Лептис-Магна) и этрусского г. Тарквинии (1930-38). На Палатинском холме в Риме им открыты (1946-60) остатки древнейшего поселения.

Соч.: Leptis Magna, Roma, 1925; La Cirenaica romana, Verbania, 1943; Tarquinia. La necropoli e il museo, Roma, 1951; Storia delle province romane dell'Africa, Roma, 1959; II Foro rpmano, Bologna, 1959; Topografia e archeologia dell'Africa romana, Torino, 1970 (Enciclopedia classica, ser. III).

РОМАНЕНКО Прокофий Каленикович [26.7(8.8). 1906, с. Сосонка, ныне Винницкого р-на Винницкой обл. УССР, -17.7. 1965, там же], новатор колхозного производства, дважды Герой Социалистического Труда (1950, 1958). Чл. КПСС с 1938. В 1930-37 и 1944-50 пред, сельского Совета. В 1950-59 пред, колхоза "Ленинский шлях" Калиновского (ныне Винницкого) р-на Винницкой обл. Под руководством Р. колхоз ежегодно получал высокие урожаи с.-х. культур и добился успехов в развитии животноводства. В 1957 урожай с 1 га составил: зерновых культур 24,4 ц, сах. свёклы 394,6 ц; на 100 га с.-х. угодий было произведено 354 ц молока, 43,6 ц мяса. Надой молока от фуражной коровы 3884 кг. Награждён орденом Ленина. Портрет стр. 188.

РОМАНЕНКО Прокофий Логвинович [13(25).2.1897, хутор Романенки, ныне Роменского р-на Сумской обл.,- 10.3.1949, Москва], советский военачальник, ген.-полковник (1944). Чл. КПСС с 1920. Из крестьян. Окончил школу прапорщиков (1917). Участвовал в 1-й мировой войне 1914-18. С 1918 в Красной Армии. Участвовал в Гражд. войне 1918-20 - командир полка. Окончил Воен. академию им. М. В. Фрунзе (1933) и Высшую воен. академию им. К. Е. Ворошилова (1948). В Великую Отечеств, войну 1941-45 - командующий 17-й армией Забайкальского фронта и 3-й танк, армией Брянского фронта (194Г- сент. 1942), зам. командующего Брянским фронтом (сент.- нояб. 1942), командующий 5-й и 2-й танк. (нояб. 1942 - февр. 1943), 48-й (1943 - дек. 1944) армиями на Зап., Брянском, Юго-Зап. и 1-м Белорус. фронтах. В 1945-47 командовал Вост.-Сиб. воен. округом. Деп. Верх. Совета СССР 2-го созыва. Награждён 2 орденами Ленина, 4 орденами Красного Знамени, 2 орденами Суворова 1-й степени, 2 орденами Кутузова 1-й степени и медалями, а также орденом МНР.

РОМАНИЗМ, направление в нидерландском искусстве 16 в. Представители Р. (живописцы и гравёры: основатель течения Ян Госсарт, Барент ван Орлей, Мартен ван Хемскерк, Ян ван Скорел, Франс Флорис, отчасти Лука Лейденский) под влиянием художеств, культуры итал. Возрождения разрабатывали новые для нидерл. иск-ва проблемы (анатомия, перспектива) и темы (антич. мифология, обнажённая натура). Романисты способствовали упрочению гуманистич. тенденций в иск-ве, но, будучи не в состоянии органически сочетать итал. ренессансную и старонидерл. традиции, нередко склонялись к эклектизму.

Я. Г о с с а р т. "Нептун и Амфитрита". 1516. Картинная галерея. Берлин.

Лит.: Ф е х н е р Е. Ю., Нидерландская живопись XVI в., Л., 1949; Виппер Б. Р., Становление реализма в голландской живописи XVII века, М., 1957; Р и у v e I d e L. van, La peinture flamande au siecle de Bosch et Breughel, P., 1962.

РОМАНИСТИКА, область филологии, изучающая романские языки и литературы, фольклор и культуру романских народов. Р. возникла в ср. века, но получила развитие в эпоху Возрождения. Одним из первых филологов-романистов был Данте. В трактате "О народном красноречии" (1305-08) он выступил в защиту живых нар. языков, к-рые обычно рассматривались как недостаточно "благородные" по сравнению с лат. языком, имевшим богатую лит. традицию. В 16-17 вв. вопросы изучения романских языков и лит-р обсуждались в Италии, Испании и особенно во Франции. В 18 в. романским языкам и лит-рам были посвящены статьи в "Энциклопедии наук, искусств и ремёсел" (1751-80), руководимой Д. Дидро и Ж. Л. Д'Аламбером. Новая эпоха для Р. наступает в 1-й трети 19 в., когда был открыт и обоснован сравнительно-историч. метод изучения родства языков. Романские языки дали обширный материал для подкрепления этого метода: их язык-источник (лат. язык) хорошо сохранился в многочисл. и разнообразных текстах, предоставляя возможность проследить пути историч. формирования одной из родственных групп индоевропейских языков. Большой вклад в становление и развитие Р. внесли нем. языковед Ф. Диц, австр. языковеды В. Мейер-Любке, X. Шухардт, итал. языковед Г. Асколи, франц. языковед Э. Бурсье, рус. филологи А. Н. Веселов-ский, В. Ф. Шишмарёв, М. В. Сергиевский и др.

К нач. 20 в. под влиянием новых идей И. А. Бодуэна де Куртенэ и позднее Ф. де Соссюра учёные "тали обращать внимание не только на историю романских языков и лит-р, но и на их совр. (синхронное) состояние (изучение разговорной речи, языка художеств, лит-ры и др.). Стали успешно развиваться лингвогеография, стилистика, изучаются проблемы связи языка и культуры и др. Однако менее изученными остаются более "редкие" романские языки и лит-ры (в Португалии, Каталонии, Провансе, Лат. Америке), история романских лит. языков (их грамматич. структура, формирование лексики). Возникают новые проблемы, относящиеся к взаимодействию между романскими языками и лит-рами и шире - между культурами народов, говорящих на романских языках.

Центры изучения романских языков и лит-р существуют гл. обр. в романских странах (Франция, Италия, ФРГ, Румыния). В СССР - в ун-тах и ин-тах языкознания в Москве, Ленинграде, Кишинёве. Романское лингвистич. об-во ("Societe de linguistique romane", пред. К. Бальдингер, ФРГ) 1 раз в 3 года созывает междунар. конгрессы по Р. (1-й в 1895, Бордо, 14-й в 1974, Неаполь).

Лит.: Бурсье Э., Основы романского языкознания, пер. с франц., М., 1952; Степанов Г. В., Испанский язык в странах Латинской Америки, М., 1963; Будагов Р. А., Литературные языки и языковые стили, М., 1967; Иордан И., Романское языкознание. Историческое развитие, течения, методы, пер. с рум., М., 1971; Шишмарёв В. Ф., История итальянской литературы и итальянского языка, Л., 1972; Сравнительно-сопоставительная грамматика романских языков. Проблема структурной общности, М., 1972; Е 1 с о с k W., The romance languages, L., I960; Niculescu A., Individualitatea limbii romane intre limbile romanice, Buc., 1965; Wartburg W. v о n. La fragmentation linguistique de la Romania, P., 1967; В a 1 W., Introduction aux etudes de linguistique romane, P., 1966 (есть лит.); М о u r i n L., Pohl J., Bibliographic de linguistique romane, 4ed., Brux., 1971; Baldinger K., La formacion de los dominios linguisticos de la peninsula iberica, Madrid, 1972.

P. А. Будагов.



РОМАНИЦКИЙ Борис Васильевич [р. 18(30).3.1891, с. Чернобай, ныне Черкасской обл.], украинский советский актёр и режиссёр, нар. арт. СССР (1944). Чл. КПСС с 1940. В 1913 начал выступать в труппе П. К. Саксаганского, будучи студентом Киевской муз.-драматич. школы им. Н. В. Лысенко (окончил в 1915). Ученик М. К. Заньковецкой и Саксаганского, оказавших большое влияние на его иск-во. В 1922 - один из основателей и художеств, руководитель (до 1948), актёр и режиссёр Укр. театра им. М. К. Заньковецкой (г. Ль"ов). Остротой характеристики, разнообразием красок отличается интерпретация Р. ролей в пьесах укр. классики и произв. сов. драматургии: Чалый ("Савва Чалый" Карпенко-Карого), Микола Задорожный ("Украденное счастье" Франко), Храпов ("Васса Железнова" Горького), Гайдай ("Гибель эскадры" Корнейчука), Раевич ("Шторм" Билль-Белоцер-ковского) и др. Среди лучших ролей в пьесах рус. и зарубежной классики: Войницкий ("Дядя Ваня" Чехова), Карл ("Разбойники" Шиллера), Отелло ("Отелло" Шекспира, впервые на укр. сцене). Поставил спектакли: "Гибель эскадры" (1933); "На большую землю" Хижняка (1949; Гос. пр. СССР, 1950). Автор книги "Украинский театр в прошлом и настоящем" (1950). Гос. пр. УССР им. Т. Шевченко (1974). Награждён 2 орденами Ленина, 2 др. орденами, а также медалями.

Лит.: tC о р д и а н и Б. Ф., Б. В. Романицкий - народный артист СССР, К., 1960.

РОМАНКОВ Пётр Григорьевич [р. 4(17). 1.1904, г. Ейск, ныне Краснодарского края], советский химик-технолог, чл.-корр. АН СССР (1964). Окончил (1929) Ленингр. технологич. ин-т. В 1929-33 ассистент Моск. высшего технич. уч-ща им. Н. Э. Баумана; в 1933-34 преподавал в Моск. химико-технологич. ин-те им. Д. И. Менделеева и в Моск. ин-те хим. машиностроения. С 1934 работает в Ленингр. технологич. ин-те им. Ленсовета (с 1941 зав. кафедрой процессов и аппаратов). Осн. труды в области кинетики процессов хим. технологии. Награждён 5 орденами, а также медалями.

Соч.: Сушка во взвешенном состоянии, 2 изд., Л., 1968 (совм. с Н. Б. Рашковской); Непрерывная адсорбция паров и газов, Л., 1968 (совм. с В. 'Н. Лепилиным); Примеры и задачи по курсу процессов и аппаратов химической технологии, 7 изд., [Л.], 1969 (совм. с К. Ф. Павловым и А. А. Носковым); Гидромеханические процессы химической технологии, 2 изд., Л., 1974 (совм. с М. И. Курочкиной ).

РОМАН-КОШ, самая высокая вершина Крымского п-ова. Расположена на зап. крае массива Бабуган-Яйла, в Юж. гряде Крымских гор. выс. 1545 м. Сложена известняками; ландшафт каменистого горного луга; у вост. подножия - типичный карстовый ландшафт.

РОМАНО (Romano) Джулио (1492 или 1499-1546), итальянский архитектор и живописец; см. Джулио Романа.

РОМАНОВ Борис Александрович [29.1(10.2). 1889, Петербург,- 18.7.1957, Ленинград], советский историк, доктор ист. наук (1941), проф. (1947). Окончил Петерб. ун-т (1912). В 1918-29 работал в Центрархиве; с сер. 30-х гг.- в ин-тах АН СССР, в 1944-57 - в Ленингр. отделении Ин-та истории АН. Одновременно вёл педагогич. работу в ЛГУ (1919-27 и 1944-51). Осн. труды по древнерус. истории, источниковедению, истории рус. империализма: проблемы дальневост. политики в кон. 19 - нач. 20 вв., дипломатическая история рус.-япон. войны, финансовые отношения со странами Запада и т. д.

Соч.: Люди и нравы древней Руси (Историко-бытовые очерки XI - XIII вв.), 2 изд., М.- Л., 1966; Комментарии к "Русской Правде", в кн.: Правда Русская, т. 2, М. -Л., 1947; Очерки дипломатической истории русско-японской войны, 1895-1907, 2 изд., М.-Л., 1955.

Лит.: Вал к С. Н., Б. А. Романов, в сб.: Исторические записки, т. 62, М., 1958 (приведён список трудов Р.).

РОМАНОВ Григорий Васильевич (р. 7.2.1923, дер. Зихново, ныне Борович-ского р-на Новгородской обл.), советский гос. и парт, деятель. Чл. КПСС с 1944. Род. в крест, семье. В 1953 окончил Ленингр. кораблестроит. ин-т (заочно). Участник Великой Отечеств. войны 1941-45. В 1946-54 конструктор, нач. сектора Центр, конструкторского бюро на з-де им. А. А. Жданова (Ленинград) Мин-ва строит, пром-сти. В 1955-57 секретарь парткома, парторг ЦК КПСС на том же з-де. В 1957-61 секретарь, 1-й секретарь Кировского райкома КПСС в Ленинграде. В 1961-62 секретарь Ленингр. горкома КПСС. В 1962-63 секретарь, в 1963-70 2-й секретарь Ленингр. обкома КПСС (в 1963-64 2-й секретарь Ленингр. пром. обкома КПСС). С сент. 1970 1-й секретарь Ленингр. обкома КПСС. На 23-24-м съездах КПСС избирался чл. ЦК. В 1973 избран канд. в чл. Политбюро ЦК КПСС. Деп. Верх. Совета СССР 7-9-го созывов; с 1971 чл. Президиума Верх. Совета СССР. Награждён 3 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 2 др. орденами, а также медалями.

РОМАНОВ Евдоким Романович [30.8 (11.9).1855, с. Ново-Белица, ныне в черте г. Гомеля,- 20.1.1922, Ставрополь], белорусский этнограф, фольклорист, археолог. Осн. труд - "Белорусский сборник" (в. 1-9, 1885-1912). Опубликовал более 10 тыс. фольклорных произведений, дал описание материальной и духовной культуры, обществ, и семейного быта белорус, крестьянства. В 1886-94 вёл археол. раскопки и разведки в Могилёвской и Витебской губ. Составил археол. карты этих губерний.

Лит.: Бандарык В. К., Еудакiм Раманавiч Раманау, Минск, 1961.

РОМАНОВ Иван Романович (1881, дер. Савельево, ныне Истринского р-на Московской обл.,-6.6.1919, Москва), участник революц. движения в России с 1898. Чл. Коммунистич. партии. Род. в крест, семье. Рабочий. Парт, работу вёл в Москве, Петербурге, Сормове и др. В 1905 деп. Петерб. совета от рабочих Путиловского з-да. В 1907 деп. 2-й Гос. думы от сормовских рабочих. В 1908-17 в эмиграции. После Февр. революции 1917 направлен ЦК РСДРП(б) в Н. Новгород (ныне Горький), один из руководителей борьбы за установление Сов. власти в городе и губернии, пред. ВРК. После Окт. революции 1917 пред. Нижегородского губисполкома. В 1919 чл. Президиума Моссовета. Именем Р. названа улица в Горьком.

Лит.: Песикин Ф. А., И. Р. Романов, [Горький], 1961; Улицы носят их имена, Горький, 1972.

РОМАНОВ Михаил Фёдорович [16(28). 10.1896, Петербург, - 4.9.1963, Киев], русский советский актёр, режиссёр и театр, деятель, нар. арт. СССР (1951). Чл. КПСС с 1950. В 1920 окончил драматич. курсы в Петрограде. Работал в петрогр. театрах, в 1924-36 в Ленингр. театре драмы им. А. С. Пушкина. С 1936 актёр, в 1954-59 гл. режиссёр Киевского театра им. Леси Украинки. В иск-ве Р. простота, непринуждённость сценич. поведения сочетались с психологич. тонкостью, философской глубиной. Крупнейшие работы: Окаёмов ("Машенька" Афиногенова), Фёдор Протасов ("Живой труп" Л. Н. Толстого). Среди др. ролей: Павел Протасов ("Дети солнца" Горького), Войницкий ("Дядя Ваня" Чехова), Гарри Смит ("Русский вопрос" Б. В. Романицкин. М. Ф. Романов. Симонова), Командор ("Каменный властелин" Леси Украинки). Поставил ряд спектаклей, выступал как чтец, снимался в кино. Награждён орденом Ленина и медалями.

М. Ф. Романов в роли Фёдора Протасова ("Живой труп" Л. Н. Толстого).

Лит.: Б е р н а ц к а я Р., М. Ф. Романов -народный артист СССР, К., 1960.

РОМАНОВ Никита Иванович [г. рожд. неизв.-ум.11(21).12.1654], русский политич. деятель сер. 17 в., родственник царей Михаила Фёдоровича и Алексея Михайловича, боярин (1645). Поддерживал оппозиционную правительству Б. И. Морозова боярскую группировку (кн. Я. К. Черкасский, Шереметевы и др.). Участник Смоленского похода 1654. Крупнейший собственник и богатейший человек своего времени (его имущество перешло к царю, т. к. он не имел детей). По списку 1647-48 за Р. числилось более 7000 дворов, в т. ч. 2 вотчинных города: Скопин и Романове городище.

Лит.: Смирнов П. П., Посадские люди и их классовая борьба до середины XVII в., т. 2, М.- Л., 1948.

РОМАНОВ Николай Ильич [15(27).7. 1867, Москва, -17.6.1948, там же], советский искусствовед, проф. (1912). Учился в Моск. ун-те (1885-89), преподавал там же (1900-11) и в Моск. ин-те истории философии и лит-ры (1938-41). Хранитель отдела изящных иск-в Румянцевского музея (1910 - 23), директор Музея изобразит, иск-в им. А. С. Пушкина (1923-28); особенно активное участие принимал в формировании гравюрного кабинета музея. Осн. труды Р. посвящены западноевроп. (преим. итал. ренессансному) иск-ву; они отличаются тонкостью стилистич. анализа, глубиной ист.-художеств, обобщений. Занимался также рус. иск-вом (творчество А. А. Иванова, П. А. Федотова, В. Д. Фалилеева). Как педагог оказал значительное воздействие на формирование сов. школы искусствознания (М. В. Алпатов, Б. Р. Виппер, В. Н. Лазарев).

Соч.: Рембрандт, М., 1904; А. А. Иванов и значение его творчества, М., 1907; История итальянского искусства (первая пол. XV в.), [М.], 1909; Введение в историю искусства, 2 изд., [М., 1917]; Рафаэль, М.- Л., 1946.

РОМАНОВ Пантелеймон Сергеевич [24.7(5.8). 1884, с. Петровское, ныне Одоевского р~на Тульской обл.,-8.4. 1938, Москва], русский советский писатель. Из дворян. Писал лирико-психоло-гич. и сатирич. рассказы (со. "Рассказы", 1925), обличая спекуляцию, бюрократизм, обывательщину, трусость, а также произв., посвящённые вопросам совр. быта и морали (рассказ "Без черёмухи", 1926, вызвавший резкую критику в печати; роман "Новая скрижаль", 1928; повесть "Товарищ Кисляков", 1930). В автобиографич. повести "Детство" (1926) и романе-эпопее "Русь" (ч. 1-5, 1922-36) рисует усадебную Россию перед 1-й мировой войной 1914-18, затем войну вплоть до Февр. революции 1917. Прозе Р. свойственны лиризм и юмор, мастерство диалога, ясный, реалистич. язык. К её недостаткам относятся не всегда чёткая авторская позиция, нек-рая поверхностность наблюдений и выводов.

Соч.: Полн. собр. соч., т. 1 -12, М., 1929 - 30.

Лит.: Пантелеймон Романов. Критическая серия. (Никитинские субботники), М., 1928; Русские советские писатели-прозаики. Биобиблиографический указатель, т. 7, ч. 2, М., 1972. О.П. Воронова.

РОМАНОВКА, посёлок гор. типа, центр Романовского р-на Саратовской обл. РСФСР. Расположен на р. Карай (басс. Дона). Ж.-д. станция на линии Тамбов - Камышин, в 274 км к 3. от Саратова. Крупяной з-д, филиал Балашовского маслосырокомбината, птицефабрика, инкубаторная станция.

РОМАНОВСКАЯ ПОРОДА овец, грубошёрстная порода шубного направления продуктивности. Выведена в 18-19 вв. крестьянами приволжских р-нов Ярославской губ. отбором и подбором лучших по шубным качествам местных сев. короткохвостых овец. Назв. получила от места первоначального распространения - Ро-маново-Борисоглебский уезд (ныне Ту-таевский р-н Ярославской обл.). Овцы Р. п. дают лучшие в мире шубные овчины; наиболее ценные овчины получают от 6 - 8-месячных ягнят. Шерсть содержит много пуха, к-рый по длине перерастает ость и образует косицы с красивыми кольцевидными завитками. Волосяной покров у новорождённых ягнят чёрный (к 5 мес волокна пуха депигментируются), у взрослых овец - серый (ость чёрная, пух белый) с голубоватым оттенком. Шерсть при носке в шубах и тулупах не сваливается, мездра тонкая. Стригут овец 3 раза в год. Годовой настриг шерсти с баранов 2,5-3,5 кг, с маток 1,4-1,7 кг. Бараны весят 65-75 кг, матки 48-55 кг. Овцы отличаются высокой плодовитостью - 230 - 250 ягнят на 100 маток; нек-рые матки дают до 8 ягнят за одно ягнение. Распространена порода в сев. и сев.-вост. областях РСФСР и в БССР. Р. п. используют для улучшения грубошёрстных овец.

РОМАНОВСКИЙ Владимир Захарович [18(30).6.1896, с. Вешаловка, ныне Липецкого р-на Липецкой обл.,-5.9.1967, Москва], советский военачальник, ген.-полковник (1945). Чл. КПСС с 1920. Из крестьян. Участник 1-й мировой войны 1914-18. В Красной Армии с 1918. Участвовал в Гражд. войне 1918-20 - комиссар бронепоезда. Окончил Воен. академию им. М. В. Фрунзе (1935) и Высшие академич. курсы при Воен. академии Генштаба (1948). Во время Великой Отечеств, войны 1941-45 - командующий Архангельским воен. округом (1941-42); зам. командующего и командующий 1-й Ударной (апр. - ноябрь 1942), 2-й Ударной (дек. 1942 - дек. 1943) армиями; зам. командующего войсками 4-го Укр. фронта (янв.- февр. 1944); командующий войсками 67-й (март 1944 - февр. 1945) и 19-й (март - июнь 1945) армий на Сев.-Зап., Волховском, Ленингр., 3-м Прибалт. и 2-м Белорус, фронтах. В 1945-51 командовал рядом воен. округов, затем был нач. Высших академич. курсов (1952-57) и нач. ф-та (1957-59) Воен. академии им. М. В. Фрунзе. С окт. 1959 в отставке по болезни. Деп. Верх. Совета СССР 2-го и 3-го созывов. Награждён орденом Ленина, 6 орденами Красного Знамени, орденами Суворова 1-й и 2-й степени, 2 орденами Кутузова 1-й степени и медалями, а также 2 иностр. орденами.

РОМАНОВСКИЙ Всеволод Иванович [22.11(4.12).1879, Алма-Ата,-6.10.1954, Ташкент], советский математик, акад. АН Узб. ССР (1943). Окончил Петерб. ун-т (1906), в 1911-15 доцент, затем проф. Варшавского ун-та, в 1915-18 проф. Донского (в Ростове), с 1918 Среднеазиатского (в Ташкенте) ун-тов. Осн. труды относятся к математич. статистике и теории вероятностей (им получены существенные результаты по цепям Маркова). Автор работ в области математич. анализа, в частности по интегрированию дифференциальных уравнений с частными производными. Р. имеет большие заслуги в воспитании нац. науч. кадров в Узб. ССР. Именем Р. назван Ин-т математики АН Узб. ССР.

Соч.: Избр. труды, т. 1 - 2, Таш., 1959 - 1964; Математическая статистика, кн. 1 - 2, Таш., 1961-63.

Лит.: Сарымсаков Т. А., Всеволод Иванович Романовский, "Успехи математических наук", 1955, т. 10, в. 1 (63) (имеется лит.).

РОМАНОВСКИЙ Геннадий Данилович [18(30).7.1830, Петербург,- 22.4(5.5).1906, там же], русский геолог и горный инженер. Окончил Ин-т корпуса горных инженеров в Петербурге (1851), проф. там же (1871-75 и 1879-96). Осн. труды по палеонтологии, стратиграфии, тектонике и полезным ископаемым (угольные месторождения и нефтеносность) Европ. части России, Урала и Ср. Азии. Р. предложил ряд усовершенствований в технике бурения и руководил глубоким бурением на подземные воды близ Петербурга и в Крыму.

Лит.: Л и с и ч к и н С. М., Крупнейший геолог и деятель буровой техники Г. Д. Романовский, "Нефтяное хозяйство", 1953, № 9 и 10.

РОМАНОВСКИЙ ХУТОР, прежнее (до 1921) название г. Кропоткина в Краснодарском крае РСФСР.

РОМАНОВЫ, боярский род, с 1613 - царская, а с 1721 - императорская династия в России, правившая по февраль 1917. Документально известным предком Р. был Андрей Иванович Кобыла, боярин московских князей сер. 14 в. Предки Р. до нач. 16 в. именовались Кошкиными (от прозвища 5-го сына Андрея Ивановича - Фёдора Кошки), затем Захарьиными. Возвышение Захарьиных относится ко 2-й трети 16 в. и связано с женитьбой Ивана IV на дочери Романа Юрьевича - Анастасии (ум. в 1560). Родоначальником Р. был 3-й сын Романа- Никита Романович (ум. в 1586) - боярин с 1562, активный участник Ливонской войны и мн. дипломатич. переговоров; после смерти Ивана IV возглавлял регентский совет (до кон. 1584). Из его сыновей наиболее известны Фёдор (см. Филарет) и Иван (ум. в 1640) - боярин с 1605, входил в состав пр-ва т. н. "Семибоярщины"; после воцарения Михаила Фёдоровича Р. - сына Филарета и племянника Ивана, последний и его сын Никита (см. Романов Н. И.) пользовались при дворе очень большим влиянием. В 1598 со смертью царя Фёдора Ивановича пресеклась династия Рюриковичей. При подготовке выборов нового царя Фёдор Никитич Р. назывался в качестве возможного кандидата на царский трон. При Борисе Годунове последовала опала Р. (1600) и их ссылка (1601) в Белоозеро, Пелым, Яренск и др. отдалённые от Москвы места, а Фёдор был пострижен в монахи под именем Филарета. Новое возвышение Р. началось в правление Лжедмитрия I. В Тушинском лагере Лжедмитрия II Филарет был наречён рус. патриархом.

На Земском соборе 1613 Михаил Фёдорович Р., сын Фёдора (Филарета) Р., был избран рус. царём (правил в 1613- 1645). Михаил был человеком небольшого ума, нерешительным и к тому же болезненным. Основную роль в управлении страной играл его отец - патриарх Филарет (до своей смерти в 1633). В правление Алексея Михайловича (1645-76) начались преобразования в социальной и политич. областях. Алексей сам участвовал в гос. управлении, был для своего времени образованным человеком. Ему наследовал болезненный и далёкий от гос. дел Фёдор Алексеевич (правил в 1676- 1682); затем царём стал его брат Пётр I Великий (1682-1725), в правление к-рого были проведены крупнейшие реформы в России, а успешная внешняя политика сделала её одной из сильнейших стран Европы. В 1721 Россия стала империей, а Пётр I - первым императором Всероссийским. По указу Петра от 5 февр. 1722 о престолонаследии (подтверждён в 1731 и в 1761) император назначал себе преемника из числа лиц императорской фамилии. Пётр I не успел назначить преемника и после его смерти на престол вступила его жена Екатерина I Алексеевна (1725-27). Сын Петра I - царевич Алексей Петрович был казнён 26 июня 1718 за активное противодействие реформам. Сын Алексея Петровича - Пётр II Алексеевич занимал трон с 1727 по 1730. С его смертью в 1730 династия Р. в прямом мужском поколении пресеклась. В 1730-40 правила внучка Алексея Михайловича, племянница Петра I - Анна Ивановна, а с 1741 - дочь Петра I Елизавета Петровна, со смертью к-рой в 1761 династия Р. пресеклась и по женской линии. Однако фамилию Р. носили представители Гольштейн-Гот-торпской династии: Пётр III (сын герцога Гольштейнского Фридриха Карла и Анны, дочери Петра I), правивший в 1761-62, его жена Екатерина II, урождённая принцесса Анхальт-Цербст-ская, правившая в 1762-96, их сын Павел I (1796-1801) и его потомки. Екатерина II, Павел I, Александр I (1801-25), Николай I (1825-55) в условиях развития капиталистич. отношений всячески стремились сохранить крепостнич. строй с абсолютной монархией, жестоко подавляли революц.-освободительное движение. Александр II (1855-81), сын Николая I, был вынужден в 1861 отменить крепостное право. Однако в руках дворянства практически сохранялись важнейшие посты в правительстве, гос. аппарате и армии. Желая и далее удерживать власть, Р., особенно Александр III (1881-94) и Николай II (1894-1917), проводили реакционный курс во внутр. и внеш. политике. Среди многочисл. вел. князей из дома Р., занимавших высшие посты в армии и в гос. аппарате, особой реакционностью отличались: Николай Николаевич (Старший) (1831-91), Михаил Николаевич (1832 - 1909), Сергей Александрович (1857 - 1905) и Николай Николаевич (Младший) (1856-1929).

В ходе февральской бурж.-демократич. революции 1917 династия Р. была свергнута [Николай II подписал отречение от престола 2(15) марта 1917]. В июле 1918 в Екатеринбурге, в связи с наступлением белогвардейцев, по постановлению Уральского обл. совета Николай II и его семья были расстреляны. После Окт. революции 1917 мн. Р. оказались в эмиграции. Нек-рые из них считали себя претендентами на русский трон [в частности, Николай Николаевич (Младший) и Кирилл Владимирович].

Лит.: Селифонтов Н. Н., Сб. материалов по истории предков царя Михаила Федоровича Романова, ч. 1 - 2, СПБ, 1898 - 1901; Летописный и лицевой изборник дома Романовых, ч. 1 - 2, М., 1913; Веселевский С. Б., Исследования по истории опричнины, М., 1963; Ерошкин Н. П., Последние Романовы и их судьбы, "Преподавание истории в школе", 1967, № 2.

РОМАНОНЕС (Romanpnes), Фигероа-и-Торрес (Figueroa у Torres) Альваро (9.8.1863, Мадрид,-11.9.1950, там же), испанский гос. деятель и историк; помещик и горнопромышленник, граф (с 1909). Неоднократно входил в состав пр-ва. В 1912-13, 1915-17, 1918-19 премьер-министр. После начала фаш. мятежа (июль 1936) отошёл от политич. деятельности. Автор работ по истории Испании 19-20 вв., написанных с либерально-монархич. позиций. С 1942 чл. Королев, исп. академии.

Соч.: Obras completas, t. 1 - 3, Madrid, [1949].

РОМАНС (исп. romance, от позднелат. romanice, букв.- по-романски, т. е. по-испански), камерное муз.-поэтич. произведение для голоса с инструментальным сопровождением. Термин "Р." возник в Испании ещё в средневековье и первоначально обозначал светскую песню на исп. ("романском", а не на латинском, принятом в церк. песнопениях) языке, вскоре вошёл в обиход и в др. странах. В нек-рых странах Р. и песня обозначаются одним словом: нем. Lied, англ. Song. В России вокальное произв. с текстом на франц. языке (хотя и написанное русским композитором) вначале называлось Р., с текстом на русском языке - российской песней.

В Р. мелодия теснее, чем в песне, связана со стихом, отражает не только общий его характер и поэтич. структуру, но и отд. образы, ритмич. и интонац. частности. Инструментальное сопровождение в Р. имеет важное значение, зачастую являясь равноправным с вокальной партией элементом единого целого. Жанровые разновидности Р.- баллада, элегия, баркарола, романс в танц. ритмах и др. Романсное стихотворение лишено твёрдых жанровых признаков: обычно небольшое лирич. произв., строфич., рифмованное, со стихами средней длины, с напевным типом интонирования (см. Мелодика стиха).

Расцвет Р. как синтетического муз.-поэтич. жанра начался во 2-й пол. 18 в. в Германии, Франции и России. Большое влияние на его развитие оказало творчество крупнейших поэтов: И. В. Гёте, Г. Гейне, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, А. А. Фета и др. В 19 в.складываются яркие национальные школы Р.: немецкая и австрийская (Ф. Шуберт, Р. Шуман, И. Брамс, X. Вольф), французская (Г. Берлиоз, Ш. Гуно, Ж. Визе, Ж. Мае-сне), русская (М. И. Глинка, А. С. Даргомыжский, М. А. Балакирев, Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргский, А. П. Бородин, Н. А. Римский-Корсаков, П. И. Чайковский, С. В. Рахманинов, С. И. Танеев). Наряду с камерно-вокальной классикой развивался бытовой Р., рассчитанный на певцов-любителей, в рус. музыке - и цыганский романс.

Рус. композиторы 19 в. уделяли особое внимание проблеме декламационности (Даргомыжский, Мусоргский). У Чайковского и Рахманинова Р. нередко приближается к арии с широким, симфонизированным развитием. Стремясь углубить выразит, возможности Р., композиторы зачастую объединяют их в вокальный цикл. Один из таких ранних циклов принадлежит Л. Бетховену ("К далёкой возлюбленной", 1816). Первые зрелые образцы вокального цикла созданы Шубертом ("Прекрасная мельничиха" и "Зимний путь"), в дальнейшем к этой форме обращались Шуман, Брамс, Г. Малер, Вольф и мн. др. композиторы, в т. ч. русские: Глинка,Мусоргский, Римский-Корсаков. Во 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. в области Р. выдвигаются представители чешской, польской, финской, норвежской нац. школ.

В 20 в. композиторы, отказываясь от типовых жанров, ищут в жанре Р. гл. обр. новых путей синтеза музыки и слова; зачастую они называют свои произв. не Р., а "стихотворениями для голоса с сопровождением" (Вольф, К. Дебюсси, Танеев, поздний Рахманинов, С. С. Прокофьев и др.).

Сов. Р. характеризуется творческим развитием классич. камерно-вокальных жанров (А. Н. Александров, Н. Я. Мясковский, Ю. А. Шапорин, Ю. В. Кочуров) и обновлением их через усиление песенного (Г. В. Свиридов) или декламационного, характеристического (С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович) начал. Расширяется круг выразит. средств Р., появляются циклы для нескольких исполнителей-певцов или для голоса и ансамбля инструментов.

Р. часто наз. инструментальные пьесы певучего, напевного характера - для скрипки, виолончели и др. инструментов, а также лприч. стихотворения, не имеющие муз. сопровождения, но построенные по той же системе интонац. приёмов, что и характерные романсные тексты (романсами названы: "Желание" В. П. Жуковского, сб-к "Романсы без слов" П. Вердена, "Под вечер, осенью ненастной" А. С. Пушкина).

Лит.: Кюи Ц. А., Русский романс, СПБ, 1896; Левашева О. Е., Романс и песня. А. Д. Жилин, Д. Н. Кашкин, в кн.: Очерки по истории русской музыки. 1790 - 1825, Л., 1956; Васина-Гроссман В. А., Русский классический романс XIX века, М., 1956; е ё ж е, Романтическая песня XIX века, М., 1966; е ё ж е, Мастера советского романса, М., 1968; М о s e r H. J., Das deutsche Lied seit Mozart, Bd 1 - 2, B.-Z., [1937]; Gougelot H., La romance francaise sous la Revolution et l'Empire, Melun, 1943; N о s k e F., La melodie francaise de Berlioz a Dupare, P.- Amst., 1954. В. А. Васина-Гроссман.

РОМАНСЕРО (исп. romancero), совокупность исп. нар. романсов - как отдельных циклов (Р. о Сиде), так и полное их собрание ("Всеобщий романсеро"). Р.- высшее выражение исп. нар. культуры конца средневековья и раннего Возрождения, образное нар. резюме героич. истории Реконкисты, один из источников драматургии т. н. золотого века (связанного с Л. Ф. де Вега Карпьо и его школой) и романтизма. Националистич. критика Испании использовала Р. для доказательства исключительности исп. нации, передовая исп. наука(Р.Менендес Пидаль и др.) отвергла эту концепцию. По аналогии со старинным Р. появлялись и собрания более поздних романсов (напр., "Романсеро гражданской войны"), собрания романсов одного автора (романсеро Л. де Гонгора-и-Арготе). В Лат. Америке, Каталонии и Португалии возникли свои Р. См. также Романсы испанские. Лит.: Смирнов А. А., Испанский народный эпос и "Поэма о Сиде", в кн.: Культура Испании, [М.], 1940; Романсеро. [Сост., послесловие Н. Томашевского, М., 1970]; Romancero espanol, Madrid, 1960; Menendez Pidal R., Romancero hispanico, t. 1 - 2, Madrid, 1953; Simmons М. Е., A bibliography of the romance and related forms in Spanish America, Bloomington, 1963. H. И. Балашов.

РОМАНСКИЕ ЯЗЫКИ (от лат. rоmanus - римский), группа родственных языков, относящихся к индоевропейской семье (см. Индоевропейские языки) и происходящих от латинского языка. Общее число говорящих на Р. я.-св. 400 млн. чел.; гос. языки более 50 стран. Классификация Р. я. вызывает трудности, т. к. они связаны между собой разнообразными и постепенными переходами. Обычно различают подгруппы: иберо-романскую (исп., португ., каталанский, галисийский языки), галло-романскую (франц., прованс. языки), итало-романскую (итал., сардинский языки), ретороманскую (см. Ретороманские языки), балкано-ро майскую (рум., молд., аромунский, мегленорум. и истрорум. языки) и исчезнувший в 19 в. далматинский язык.

Общность Р. я. определяется прежде всего их происхождением из народнолат. речи, распространившейся на терр., завоёванных Римом, и проявляется в наличии мн. слов и грамматич. форм, восходящих к нар. латыни. В течение своей истории Р. я. испытывали также сильное влияние лит. лат. языка, откуда заимствовались лексика, словообразоват. и синтаксич. модели. Это влияние создало вторичную общность Р. я., внесло изменения в их произносит, тенденции, лек-сич. систему; образовались два слоя лексики: слова, восходящие к нар. латыни и фонетически расходящиеся (ср. франц. fait, исп. hecho, рум. fapt из лат. factum), и фонетически близкие слова, взятые из лит. лат. языка (ср. франц. facteur, исп., рум. factor из лат. factor). Для совр. Р. я. характерны два рода у существительных и прилагательных, отсутствие склонения (кроме балкано-романской группы), артикль, особые приглагольные местоимения, сложные формы глагола с причастиями прошедшего времени, формы будущего времени и условного наклонения, образованные от инфинитива, широкое использование предложных конструкций и др.

В развитии Р. я. выделяется неск. этапов. 1) 3 в. до н. э.-5 в.- период романизации (замены местных языков народнолат. языком). Расхождения будущих романских диалектов были предопределены разным временем завоевания областей Римом (Италия - к 3 в. до н. э., Испания - 3 в. до н. э., Галлия - 1 в. до н. э., Реция - 1 в., Дакия - 2 в.), темпами и социальными условиями романизации, диалектными различиями самой латыни, степенью связи провинций с Римом, административным членением империи, влиянием субстрата (языков местного населения - иберов, галлов, ретов, даков и др.)- 2) 5-9 вв.- период становления Р. я. в условиях распада Римской империи и образования варварских гос-в. На романскую речь оказали влияние языки завоевателей (т. н. суперстрат): германцев (вестготов в Испании, франков и бургундов в Галлии, лангобардов в Италии), арабов в Испании и славян на Балканах. К 10 в. определяются границы совр. Романии (области распространения Р. я. в Европе); Р. я. начинают осознаваться как языки, отличные от латыни и друг от друга. 3) 10-16 вв.- развитие письменности на Р. я., расширение их социальных функций. Первые памятники на франц. яз. восходят к 9 в., на итал., исп., сардинском и провансальском- к 10 в., на ретороманских, каталанском, португ.- к 12 в., на рум.- к 16 в. Возникают наддиалектные лит. языки. Структура ряда Р. я. (напр., франц.) претерпевает значит, изменения. 4) 16-19 вв.- формирование нац. языков, их нормализация, дальнейшее обогащение. Проявляется неравномерность в развитии Р. я.: франц. и исп. яз. складываются в нац. языки в 16-17 вв. и в дальнейшем расширяют сферу употребления как международные языки, итал. и рум. становятся нац. языками в 19 в., прованс. (в меньшей степени галисийский) утрачивает свои прежние социальные функции. 20 в. характеризуется дальнейшим развитием лит. Р. я.; в ряде стран идёт движение за упрочение или расширение социальных функций отд. Р. я. (каталанский в Испании, прованс. во Франции, франц. в Канаде и др.).

С 16 в. в связи с колон, экспансией Р. я. распространяются за пределами Европы. "Новая Романия" охватывает Центр, и Юж. Америку, нек-рые терр. в Сев. Америке, Африке и др. Образуются местные варианты Р. я. (франц. язык Канады, португ. язык Бразилии, исп. язык стран Лат. Америки); возникают креольские языки (на основе франц. или португ. языков).

Лит.: Сергиевский М. В., Введение в романское языкознание, М., 1952; Романские языки, М., 1965. См. также лит. к ст. Романистика. В. Г. Гак.

РОМАНСКИЙ СТИЛЬ, художественный стиль, господствовавший в Зап. Европе (а также затронувший нек-рые страны Вост. Европы) в 10-12 вв. (в ряде мест - и в 13 в.), один из важнейших этапов развития ср.-век. европ. иск-ва. Термин "Р. с." был введён в нач. 19 в.

Р. с. впитал многочисл. элементы раннехристианского искусства, меровингского искусства, культуры "каролингского возрождения" (а кроме того, иск-ва античности, эпохи переселения народов, Византии и мусульманского Бл. Востока). В отличие от предшествующих ему тенденций ср.-век. иск-ва, носивших локальный характер, Р. с. явился первой художеств, системой средневековья, охватившей (несмотря на вызванное феод, раздробленностью огромное многообразие местных школ) большинство европ. стран. Основой единства Р. с. была система развитых феод, отношений и интернац. сущность католич. церкви, к-рая была в ту эпоху наиболее значит, идеологич. силой общества и благодаря отсутствию сильной светской централизованной власти имела основополагающее экономии, и политич. влияние. Главными покровителями иск-в в большинстве гос-в были монастырские ордена, а строителями, рабочими, живописцами, переписчиками и декораторами рукописей - монахи; лишь в кон. 11 в. появились бродячие артели каменотёсов-мирян (строителей и скульпторов).


Членение стены среднего нефа в церквах: Санкт-Михаэльскирхе в Хильдесхейме (ФРГ, 1010 - 1250), Нотр-Дам в Жюмьеже (Франция, 1018 - 1067), а также собора в Борисе (ФРГ, основное строительство - 1170-1240).

Отд. романские здания и комплексы (церкви, монастыри, замки) нередко создавались среди сельского ландшафта и, размещаясь на холме или на возвышенном берегу реки, господствовали над округой как земное подобие "града божьего" или наглядное выражение могущества сюзерена. Романские здания прекрасно гармонируют с природным окружением, их компактные формы и ясные силуэты как бы повторяют и обогащают естественный рельеф, а местный камень, чаще всего служивший материалом, органично сочетается с почвой и зеленью. Наружный облик построек Р. с. исполнен спокойной и торжественно-суровой силы; в создании этого впечатления немалую роль играли массивные стены, тяжеловесность и толщина к-рых подчёркивались узкими проёмами окон и ступенчато углублёнными порталами, а также башни, к-рые становятся в Р. с. одним из важнейших элементов архит. композиций. Романское здание представляло собой систему простых стереомет-рич. объёмов (кубов, параллелепипедов, призм, цилиндров), поверхность к-рых расчленялась лопатками, аркатурными фризами и галереями, ритмизирующими массив стены, но не нарушающими его монолитной целостности. Храмы Р. с. развивали унаследованные от ранне-христ. зодчества типы базнликальной и центрич. (чаще всего круглой в плане) церкви; в месте пересечения трансепта с продольными нефами возводились обычно световой фонарь или башня. Каждая из главных частей храма представляла собой отд. пространств, ячейку, как внутри, так и снаружи чётко обособленную от остальных, что во многом было обусловлено требованиями церк. иерархии: напр., хор церкви был недоступен для паствы, занимавшей нефы. В интерьере мерные, медлительные ритмы разделяющих нефы аркад и подпружных арок, на значительном расстоянии друг от друга прорезавших кам. массу свода, рождали ощущение незыблемой устойчивости божественного мироустройства; это впечатление усиливалось самими сводами (преим. цилиндрич., крестовыми, крестово-рёберными, реже - куполами), приходящими в Р. с. на смену плоским деревянным перекрытиям и первоначально появившимися в боковых нефах.


Т. н. 3-я церковь в Клюни (Франция). 11 - 12 вв. План.

Если в раннем Р. с. господствовала настенная живопись, то в кон. 11 - нач. 12 вв., когда своды и стены обрели более сложную конфигурацию, ведущим видом храмового декора стали монументальные рельефы, украшавшие порталы, а часто и всю фасадную стену, а в интерьере сосредоточенные на капителях. В зрелом Р. с. плоский рельеф сменяется всё более выпуклым, насыщенным светотеневыми эффектами, но неизменно сохраняющим органичную связь со стеной, вставленным в неё или как бы вырастающим из её массива. Эпоха Р. с. явилась также периодом расцвета книжной миниатюры, в целом отличавшейся крупными размерами и монументальностью композиций, а также различных отраслей декоративно-прикладного иск-ва: литья, чеканки, резьбы по кости, эмальерного дела, художеств, ткачества, ковроделия, ювелирного иск-ва.

В романской живописи и скульптуре центр, место занимали темы, связанные с представлением о безграничном и грозном могуществе божьем (Христос во славе, -"страшный суд" и т. д.). В строго симметричных композициях безраздельно доминировала фигура Христа, значительно превосходящая по размерам остальные фигуры. Более свободный и динамичный характер принимали повествовательные циклы изображений (на библейские и евангельские, житийные, изредка - ист. сюжеты). Для Р. с. характерны многочисл. отклонения от реальных пропорций (головы непропорционально велики, одежды трактуются орнаментально, тела подчинены абстрактным схемам), благодаря к-рым человеческий образ становится носителем преувеличенно экспрессивного жеста или частью орнамента, нередко не утрачивая при этом напряжённой духовной выразительности. Во всех видах романского иск-ва часто существеннейшую роль играли узоры, геом. или составленные из мотивов флоры и фауны (типологически восходящей к произв. звериного стиля и непосредственно отражающей дух языческого прошлого европ. народов). Общая система образов Р. с., на зрелой стадии тяготевшего к универсальному художеств, воплощению ср.-век. картины мира, подготовила свойственное готике представление о соборе как своеобразной "духовной энциклопедии".

Собор в Ле-Пюи (Франция). 11-12 вв. Сводчатое перекрытие центрального нефа.

Дверь собора в Трое (Италия). Бронза. 1119. Фрагмент.

В зодчестве Франции, где первоначальные формы Р. с. появляются уже в кон. 10 в., наибольшее распространение получили трёхнефные базилики с ци-линдрич. сводами в среднем нефе и крестовыми в боковых, а также т. н. паломнические церкви с хором, окружённым обходной галереей с радиальными капеллами (церковь Сен-Сернен в Тулузе, ок. 1080- 12 в.). В целом франц. романское зодчество отмечено крайним многообразием местных школ: к особой монументальности композиций тяготела бургундская школа (т. н. церковь Клюни-3; илл. см. т. 12, стр. 330), к богатству скульпт. декора - школа Пуату (церковь Нотр-Дам в Пуатье, 12 в.); в Провансе отличительной особенностью церквей являлся обильно украшенный скульптурой главный портал (однопролётный или трехпролётный), развивающий, вероятно, мотив др.-рим. триумфальной арки (церковь Сен-Трофим в Арле, 8- 15 вв.; илл. см. т. 2, стр. 208). Строгие по декору нормандские церкви ясностью своих пространств, членений во многом подготовили готику (церковь Ла Трините в Кане, 1059-66; илл. см. т. 11, стр. 293). В светской архитектуре Р. с. во Франции сложился тип замка-крепости с донжоном. К вершинам романского изобразит, иск-ва Франции принадлежат проникнутая мощной экспрессией скульптура тимпанов бургундских и лангедокских церквей [в Везде, Отене (илл. см. т. 4, стр. 120), Муассаке], многочисл. циклы росписей, памятники миниатюры и декоративно-прикладного иск-ва (в т. ч. лиможские эмали).

В романской архитектуре Германии выделялись саксонская школа [церкви с двумя симметричными хорами на 3. и В., иногда с 2 трансептами, лишённые лицевой фасадной стороны (Санкт-Михаэльскирхе в Хильдесхейме, после 1001-33)], а в зрелый период - церковное зодчество прирейнских городов, где в 11-13 вв. были построены грандиозные соборы [в Шпейере, Майнце (илл. см. т. 15,стр. 221), Вормсе (илл. см. т. 5. стр. 357)]; здесь широко применялась т. н. связанная система перекрытий, при к-рой каждой травее среднего нефа соответствовали 2 травеи боковых нефов. Характерные для нем. романики идеи величия императорской власти нашли яркое выражение в стр-ве императорских дворцов (пфальцев). В чоттоновский период" Р. с. (2-я пол. 10 - 1-я пол. 11 вв.) переживает расцвет нем. книжная миниатюра (важнейшие центры - аббатство Рейхенау и Трир), а также искусство литья (бронзовые двери в соборе в Хильдесхейме; илл. см. т. 4, табл. II, стр. 48- 49). В эпоху зрелого нем. Р. с. всё большее значение приобретает кам. и стукко-вая скульптура.

В Италии элементы Р. с. ранее всего зародились в ломбардской школе, где уже в 9-10 вв. сложился т. н. первый Р. с. (регулярная кладка стен и опор, кам. перекрытия, тектонич. декор внешних поверхностей при отсутствии ещё ясной взаимосвязи элементов объёмно-пространственной композиции). Для итал. Р. с. типичны преим. гор. характер архитектуры, постоянные антич. и (в Юж. Италии и Сицилии) арабские влияния. Теснее связано с