загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна,окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ПРОМЫШЛЕННОМ, ЖИЛОМ И НЕ ТОЛЬКО...:
ПОНЯТИЯ:

МОНТАЖ (франц. montage - подъём установка, сборка, от monter - поднимать), сборка и установка сооружений конструкций, технологического оборудования агрегатов, машин (см. Сборка машин, аппаратов, приборов и др. устройств и готовых частей и элементов.
МОНТАЖ в строительстве - основной производственный процесс, выполняемый при возведении зданий и сооружений или и реконструкции, в результате которого устанавливают в проектное положение строительные конструкции, инженерное технологическое оборудование и др. МОНТАЖ технологического оборудования включает также присоединение его к источникам энергоснабжения системам очистки и удаления отходов оснащение приборами, средствами автоматизации и контроля
.


СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ в СССР, организационно обособленные производственно-хозяйственные единицы, основным видом деятельности которых является строительство новых, реконструкция, капитальный ремонт и расширение действующих объектов (предприятий, их отдельных очередей, пусковых комплексов, зданий, сооружений), а также монтаж оборудовани я. К государственным СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ относятся строительные и монтажные тресты (тресты-площадки, тресты гор. типа, территориальные, союзные специализированные тресты); домостроительные, заводостроительные и сельские строительные комбинаты; строительные, (монтажные) управления и приравненные к ним организации (напр., передвижные механизированные колонны, строительно-монтажные поезда и др.).
ПРОЕКТИРОВАНИЕ (от лат. projectus, буквально - брошенный вперёд), процесс создания проекта - прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния. Различают этапы и стадии ПРОЕКТИРОВАНИЯ, характеризующиеся определённой спецификой. Предметная область ПРОЕКТИРОВАНИЯ постоянно расширяется. Наряду с традиционными видами ПРОЕКТИРОВАНИЯ (архитектурно-строительным, машиностроительным, технологическим и др.) начали складываться самостоятельные направления ПРОЕКТИРОВАНИЯ человеко-машинных систем (решающих, познающих, эвристических, прогнозирующих, планирующих, управляющих и т. п.) (см. Система "человек и машина"), трудовых процессов, организаций, экологическое, социальное, инженерно-психологич., генетическое ПРОЕКТИРОВАНИЕ и др. Наряду с дифференциацией ПРОЕКТИРОВАНИЯ идёт процесс его интеграции на основе выявления общих закономерностей и методов проектной деятельности.
ПРОМСТРОЙПРОЕКТ, проектный институт в ведении Госстроя СССР. Находится в Москве. Организован в 1933. В составе института архитектурно-строительные и конструкторские отделы; ПРОМСТРОЙПРОЕКТ возглавляет объединение "Союзхимстройниипроект" с проектными институтами в Киеве, Ростове-на-Дону, Тольятти, Алма-Ате. Разрабатывает проекты (архитектурно-строительные и сан.-технич. части) производственных зданий и сооружений крупнейших промышленных предприятий автомобильной, машиностроит., металлургич., химич. и др. отраслей пром-сти; схемы генеральных планов пром. узлов и упорядочения существующих пром. районов; мероприятия по повышению уровня индустриализации строительтсва за счёт унификации и типизации зданий, сооружений и конструкций и внедрения эффективных строит. материалов; нормативные документы и методич. указания по проектированию пром. зданий и сооружений. Периодически публикует реферативную информацию "Строительное проектирование промышленных предприятий". Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1958)

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

, обличавшие политику порабощения, эксплуатации и насилия, проводившуюся США на Кубе, способствовали становлению прогрессивной нац. историч. науки. Соч.: Cuba no debe su independencia a los Estados .Unidos, 4 ed., La Habana, 1961: Introduccion a la historia de Cuba republicana Los Estados Unidos contra Cuba Libre, t. 1-4, La Habana, 1959; Los Estados Unidos contra Cuba republicana, t. 1-2, La Habana, 1960- 1964; в рус. пер. -X. Марти - антиимпериан лист, М., 1962; Кубинский народ в борьбе против империализма США, М., 1968.

РОЙЗЕНМАН Борис Анисимович (Исаак Аншелевич) (1878-1938), советский парт, деятель. Чл. Коммунистич. партии с 1902. Род. в семье рабочего. Был рабочим. В революц. движении с 1899. Участник Революции 1905-07 на Украине. Парт, работу вёл в Черкассах, Екатеринославе (ныне Днепропетровск) и др. Неоднократно подвергался арестам и ссылкам. В 1916 мобилизован в армию, вёл революц. агитацию среди солдат. После Февральской революции 1917 чл. Екатерннославского совета и губкома РСДРП(б). Делегат 6-го съезда и съезда воен. орг-ций РСДРП(б). Участник борьбы за установление Сов. власти в Екатеринославе в дек. 1917 (янв. 1918). В 1918-19 уполномоченный СНК по снабжению 8-й и 9-й армий Юж. фронта, уполномоченный СТО на Урале. В 1921- 1923 на ответственной хоз. работе. С 1923 работал в органах парт, и сов. контроля. Делегат 12-17-го съездов партии; с 1923 кандидат в чл. ЦКК, в 1924-34 чл. Президиума ЦКК и коллегии НК РКИ СССР, с 1934 зам. пред. Комиссии сов. контроля. Награждён орденом Ленина.

Лит.: Борщ за Жовтень на Катеринославщит, Дншропетровськ, 1958.

РОЙС (Royce) Джосайя (20.11.1855, Грасс-Валли, Калифорния, -14.9.1916, Кембридж, Массачусетс), американский философ-идеалист. С 1892 проф. истории и философии Гарвардского ун-та. Находился под сильным воздействием идей нем. классич. идеализма, гл. обр. философии И. Канта и Г. Гегеля, а также англ, философа-неогегельянца Т. Грина. Р. развивал концепцию "абс. волюнтаризма", согласно к-рой отд. личности в совокупности составляют "универсальное сообщество", выполняющее волю "абс. личности", влекущей нас в потусторонний мир "божественной" гармонии. Индивиды, объединяясь в политич., эко-номич. и религ. сообщества, образуют "совершенный порядок". Амер. бурж. гос-во Р. считал воплощением воли "абсолюта", а высшей добродетелью - "лояльность" по отношению к существующему строю. Р. принадлежат также работы по математич. логике и основаниям математики. Философия Р. оказала влияние на амер. неопрагматизм и персонализм.

Соч.: The religious aspect of philosophy, Boston -N. Y., 1885; The world and the individual, N. Y.-L., 1901; The hope of the great community, N.Y., 1916; Lectures of modern idealism, New Haven, 1919; Logical essays, Duboque, 1951.

Лит.: Яковенко Б., Философская система Ж. Ройса, в сб.: Новые идеи в философии, сб. 17, СПБ, 1914; Богомолов А. С., Буржуазная философия США XX века, М., 1974, с. 24-35; В u r a n e l l i V., Josiah Royce, N. Y., 1964; Fuss P., The moral philosophy of Josiah Royce, Camb. (Mass.), 1965. А. Ф. Грязное.

РОЙТБАК Александр Ильич (р. 17.2. 1919, Одесса), советский физиолог, чл.-корр. АН СССР (1968). Окончил Киевский мед. ин-т (1941). Ученик И. С. Бе-риташвили. С 1944 в Ин-те физиологии АН Груз. ССР, с 1960 зав. Лабораторией общей физиологии коры мозга. Осн. труды в области нейрофизиологии. Р. открыл, что ритмич. электрич. раздражением коры больших полушарий можно создать в ней очаг возбуждения - доминанту. Автор гипотезы о роли нейроглии в образовании временных связей, лежащих в основе условных рефлексов.

Соч.: Биоэлектрические явления в коре больших полушарий, ч. 1, Тб., 1955; Нейроглия и образование новых нервных связей в коре мозга, в кн.: Механизмы формирования и торможения условных рефлексов, М., 1973.

"РОЙЯЛ БАНК ОФ КАНАДА" (Royal Bank of Canada), см. Королевский банк Канады.

"РОЙЯЛ БАНК ОФ СКОТЛЕНД" (Royal Bank of Scotland), см. Королевский банк Шотландии.

"РОЙЯЛ ДАТЧ-ШЕЛЛ ГРУП" (Royal Dutch-Shell Group, Великобритания, Нидерланды), см. в ст. Нефтяные монополии.

РОКА (Roca) Хулио Архентино (17.7. 1843, Тукуман, -19.10.1914, Буэнос-Айрес), гос. и политич. деятель Аргентины, генерал. В 1878-79 руководил карательной экспедицией против индейцев Патагонии. В 1880-86 и 1898-1904 президент страны. В эти годы был в основном завершён захват индейских земель аргент. помещиками и иностр. капиталистами, проводилась милитаризация страны. Р. содействовал укреплению в стране позиций иностранного, гл. обр. английского, капитала. В 1913-14 посол в Бразилии .

РОКА (Roca), мыс на Пиренейском п-ове, в Португалии, самый западный в материковой Европе (9° 34' з. д. и 38° 47' с. ш.).

РОКАДА, рокадные пути (от франц. rocade), железные, шоссейные или грунтовые дороги в прифронтовой полосе, проходящие параллельно линии фронта. Р. служат для маневрирования войсками и материальными средствами.

РОК-АЙЛЕНД (Rock Island), город в США, в шт. Иллинойс. 50 тыс. жит. (1974, вместе с соседними городами Молин и Давенпорт и общей пригородной зоной 365 тыс. жит.). Порт на р. Миссисипи. Важный трансп. узел. В пром-сти 44 тыс. занятых (1973). С.-х. машиностроение, произ-во дорожных машин, отопит. приборов. Металлообработка. Пищ., воен. пром-сть.

РОКАЙЛЬ (франц. rocaille, букв.- мелкий дроблёный камень, раковины), 1) характерный для рококо мотив орнамента - стилизованная раковина. 2) Термин, иногда применяемый для обозначения стиля рококо.

Рокайлъ. Характерный мотив орнамента.

РОКАМБОЛЬ (франц. rocambole), лук причесночный (Allium scorodoprasum), многолетнее травянистое растение сем. лилейных из рода лук. Луковица яйцевидная, одетая плотными коричневыми чешуями, с многочисленными тёмно-фиолетовыми луковичками. Стебель выс. 40-80 см, с короткими линейными листьями шир. 4-10 мм, почти вдвое короче стебля. Цветки пурпуровые, в зонтиковидном соцветии, в к-ром, кроме цветков, развиваются луковички. Встречается в Зап. Европе и в Европ. части СССР, растёт по лугам, травянистым склонам и кустарникам. Иногда культивируется: луковицы и листья используются в пищу подобно чесноку.

РОКАН (Rokan), река на о. Суматра, в Индонезии. Дл. ок. 600 км, площадь бассейна ок. 19 тыс. км2. Берёт начало на сев. склонах г. Такламау, далее течёт по заболоченной равнине, покрытой экваториальными лесами. Впадает в Ма-лаккский прол., образуя эстуарий дл. ок. 30 км. Ср. расход воды ок. 1100 мэ/сек. Полноводна в течение всего года. Судоходна, в эстуарии - порт Багансиапиапи.

РОКВЕЛЛА МЕТОД, один из методов определения твёрдости металлов.

РОКИТАНСКИЙ (Rokitansky) Карл (19.2.1804, Кёниггрец, Богемия, ныне Градец-Кралове, ЧССР,-23.7.1878, Вена), австрийский врач. Чех по национальности. Член (1848) и президент (с 1869) Венской АН, чл. Парижской АН (1870). Образование получил в Пражском и Венском ун-тах. В 1834-75 проф. патологической анатомии Венского ун-та и одновременно - прозектор гор. больницы. В 1844 организовал в Вене первую самостоят, кафедру патологич. анатомии с музеем препаратов. Крупнейший представитель описательной патологич. анатомии, тесно связанной с клинич. практикой. Дал морфологич. описание прободения язвы желудка, ущемления кишок, спонтанных разрывов аорты, врождённых дефектов перегородок сердца и др. Как теоретик-патолог Р. исходил из концепции гуморальной патологии, считая, что в основе ряда заболеваний лежит т. н. дискразия - неправильное смешение и нарушение химич. состава жидкостей организма.

Соч.: Die Defecte der Scheidewande des Herzens, W., 1875; в рус. пер.-Руководство к патологической анатомии, ч. 1-3, М., 1844-49.

Лит.: В а и л ь С. С., Гуморальная патология Рокита некого. (К 100-летию его "Руководства патологической анатомии"), в кн.: Советский врачебный сборник, в. 1, М.-Л., 1946; его же, Р. Вирхов и К. Рокитанский, "Архив патологии", 1971, т. 33, № 9. Ю. А. Шилинис.

РОКИТНОЕ, посёлок гор. типа, центр Рокитновского р-на Ровенской обл. УССР. Ж.-д. станция (Рокитно-Волын-ское) на линии Сарны - Коростень. Деревообр. комбинат, стекольный, камнедробильный з-ды. Мед. уч-ще.

РОКИШКИС, город, центр Рокишкского р-на Литов. ССР. Ж.-д. станция на линии Паневежис - Даугавпилс, в 241 км к С. от Вильнюса. Опытно-экспериментальный з-д с.-х. машин; з-ды: сыродельный, консервный, комбинированных кормов; швейная ф-ка. Училище культуры, краеведч. музей.

РОК-Н-РОЛЛ, рок-энд-ролл (англ, rock'n'roll, rock and roll, букв.- качайся и крутись), стиль популярной джазовой музыки (см. Джаз), возникший в США в начале 1950-х гг. Происходит от соединения "ритм энд блюза"-вида негритянского музыкального иск-ва и чхиллбилли" - сельского амер. фольклора. Оригинальный ритмико-интонацион-ный комплекс Р.-н.-Р., заимствованный из англо-саксонского и негритянского фольклора, оказал большое влияние на вокально-танцевальную музыку, явившись одной из основ т. н. поп-музыки.

РОКОКО (франц. rococo), рокайль (от орнаментального мотива рокайль), стиль, получивший развитие в европейских пластич. иск-вах 1-й пол. 18 в. и европ. лит-ре 18 в.; возник во Франции в период кризиса абсолютизма, отразил свойственные аристократии гедонистич. настроения, тяготение к бегству от действительности в мир театрализованной игры. В пластич. иск-вах стиль Р. повлиял прежде всего на характер декора, к-рый принял в эту эпоху подчёркнуто прихотливый и усложнённый вид. В ранний этап развития франц. Р. (примерно до 1725, т. н. стиль регентства) формы барокко утрачивают свою монументальность, в отделку помещений вводится дробный орнамент, предметам обстановки придаются прихотливо изогнутые поверхности. Развитое Р. (примерно 1725-50, т. н. стиль Людовика XV) культивирует сложнейшие резные и лепные узоры, завитки, разорванные картуши, рокайли, маски-головки амуров и т. д.; в убранстве помещений большую роль играют рельефы и живописные панно в изысканных обрамлениях (в т. ч. десюдепорты), а также многочисл. зеркала, усиливающие эффект лёгкого движения, как бы пронизывающего поверхности стен. Преим. орнаментальная направленность стиля Р. не позволила ему оказать значит, влияния на тектонику и наружный облик сооружений; напр., в архитектуре франц. отелей (арх. Ж. М. Оппенор, Ж. О. Мейсонье, Ж. Бофран и др.) пышное оформление рокайльных интерьеров сочетается с относит, строгостью внешнего облика. Распространяясь в зодчестве стран Европы [Германии (Г. В. Кнобельсдорф, И. Б. Нейман, отчасти М. Д. Пёппельман), Австрии, Польши, Чехословакии], стиль Р. нередко являлся не столько отражением франц. влияний, сколько своеобразным местным вариантом позднего барокко.

Для живописи, скульптуры и графики Р. характерны эротич., эротико-мифологич. и пасторальные сюжеты, камерные по духу, асимметрично построенные композиции. В скульптуре Р. преобладают рельефы и статуи, предназначенные для убранства интерьера, небольшие статуэтки, группы, бюсты, в т. ч. из терракоты, расписного или неглазурованного фарфора (Ж. Б. Лемуан во Франции, И. И. Кендлер в Германии). Переливчатая и несколько блёклая по колориту рокайльная живопись также имеет преим. декоративную направленность (франц. мастера Н. Ланк-ре, Ф. Лемуан, Ж. М. Натье, Ф. Буше). Нерасчленённость несущих и" несомых частей, крайняя изысканность отделки, нередко сочетающаяся с заимствованием нарочито экзотич. мотивов кит. иск-ва, свойственны произв. декоративно прикладного иск-ва Р., мастера к-рого умели особенно тонко выявить выразит, возможности материала. С 1760-х гг. стиль Р. повсеместно вытесняется классицизмом.

В России веяния Р., особенно сильные в сер. 18 в., проявились гл. обр. в отделке дворцовых интерьеров, созданных В. В. Растрелли, лепном декоре зданий Растрелли, С. И. Чевакинского и др., а также в ряде отраслей декоративно-прикладного иск-ва (резьба по дереву, художеств, серебро и фарфор, мебель, ювелирное иск-во).

Литература Р.- утончённое, изящное, но лишённое глубины и гражд. идеалов иск-во; в нём нет места героизму и долгу; царят галантная игривость, фривольная беззаботность. Гедонизм становится высшей "мудростью" Р. Поэты воспевают праздность, сладострастие, дары Вакха и Цереры, сел. уединение. Из жизни изгнаны все "низкие" и тревожные истины; мир дышит негой и беззаботностью, но есть в нём что-то эфемерное, хрупкое, словно он сделан из фарфора. Р. тяготеет к камерности, миниатюрности.

Высокую трагедию и комедию классицистов заменяют пастораль, балет-феерия (Ф. О. Монкриф), забавные причуды комедии масок (П. Мариво). Место героич. поэмы занимают эротические либо игривые стихотворные новеллы (Ж. Б. Грекур, Ж. Б. Грессе). В проэе утверждаются галантный роман, игривые "сказочки" и фацетии (Луве де Кувре, К. П. Ж. Кребийон). В лирике преобладает "лёгкая поэзия" или "поэзия мимолётностей" (К. Ж. Дора, Э. Д. Парни). Приверженцы Р. были в Италии (П. Ролли, К. Фругони, П. Метастазио), Германии (Ф. Хагедорн, И. Уц и др.); в России иск-ву Р. родственна "лёгкая поэзия" школы А. П. Сумарокова и Ю. А. Нелединского-Мелецкого. К мотивам и сюжетам Р. обращались Вольтер, Д. Дидро, К. М. Виланд, К. Н. Батюшков, А. С. Пушкин.

Лит.: Всеобщая история искусств, т. 4, М., 1963; Всеобщая история архитектуры, т. 7, М., 1969; Кожина Е. И., Искусство Франции 18 века, Л., 1971; Anger A., Literarisches Rokoko, Stuttg., 1962; Manierismo. Barocco. Rococo. Concetti e termini. Roma, 1962; Rokoko, Warsz., 1970; Кe1ler M., Die Kunst des 18. Jahrhunderts, В., 1971.

РОКОССОВСКИЙ Константин Константинович [9(21).12.1896, г. Великие Луки, ныне Псковской обл.,-3.8.1968, Москва], советский военачальник, Маршал Сов. Союза (1944), дважды Герой Сов. Союза (29.7.1944 и 1.6.1945). Чл. КПСС с 1919. Род. в семье железнодорожного машиниста. В армии с 1914. Участник 1-й мировой войны 1914-18 - младший унтер-офицер. В окт. 1917 вступил в Красную Гвардию, затем в Красную Армию. Участник Гражд. войны 1918- 1920 - командир эскадрона, отд. дивизиона и отд. кав. полка. Окончил кав. курсы усовершенствования комсостава (1925) и курсы усовершенствования высшего нач. состава при Академии им. М. В. Фрунзе (1929). Участвовал в боях на КВЖД (командир и комиссар 5-й отдельной Кубанской кав. бригады). В Великую Отечеств, войну 1941-45 командовал 9-м механизир. корпусом (до 11 июля 1941), 16-й армией на Зап. фронте (авг. 1941 - июль 1942); Брянским (июль - сент. 1942), Донским (сент. 1942 - февр. 1943), Центральным (февраль - окт. 1943), Белорусским (окт. 1943 - февр. 1944), 1-м ским (февр.- ноябрь 1944) и 2-м Белорусским (с ноября 1944 и до конца войны) фронтами. Войска под командованием Р. участвовали в Московской, Сталинградской, Курской битвах, в Белорусской, Восточно- Прусской, Восточно - Померанской, Берлинской операциях. 24 июня 1945 командовал

Парадом Победы в Москве. В 1945-49 главнокомандующий Сев. группой войск. В окт. 1949 по просьбе пр-ва Польской Народной Республики и с разрешения Сов. пр-ва Р. выехал в ПНР и был назначен министром Национальной обороны и зам. пред. Сов. Мин. ПНР; ему было присвоено воинское звание Маршал Польши. Р. избирался чл. Политбюро ЦК ПОРП и депутатом Сейма. В 1956 Р. возвратился в СССР и был зам. мин. обороны СССР (нояб. 1956 - июнь 1957); Гл. инспектором - зам. мин. обороны СССР (июль - окт. 1957); командующим войсками Закавказского воен. округа (1957-58); зам. мин. и Гл. инспектором Мин-ва обороны СССР (янв. 1958 - апр. 1962); Ген. инспектором Группы ген. инспекторов Мин-ва обороны СССР (с апр. 1962). Кандидат в чл. ЦК КПСС (1956-68). Деп. Верх. Совета СССР 2-го, 5-7-го созывов. Награждён 7 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, орденом "Победа", 6 орденами Красного Знамени, орденами Суворова и Кутузова 1-й степени и медалями, а также многими иностр. орденами и медалями. Похоронен на Красной площади у Кремлёвской стены.

Соч.: Солдатский долг, М., 1968.

Лит.: Кардашов В., Рокоссовский, 2 изд., М., 1973.

РОКОТОВ Фёдор Степанович [1735(?), с. Воронцово, ныне в черте Москвы,- 12(24). 12.1808, Москва], русский живописец-портретист. Сын крепостного. Учился в петерб. АХ (с 1760). С 1762 адъюнкт АХ, с 1765 академик. Изучая исполненные в России произв. Л. Токке и П. Ротари, Р. одним из первых рус. живописцев уверенно овладел приёмами зап.-европ. парадного портрета сер. 18 в. (портрет Екатерины И, 1763, Третьяков, гал. и Рус. музей, Ленинград). Вместе с тем безыскусственность, непосредственность образов, свойственные ранним погрудным портретам Р. (портрет И. Л. Голенищева-Кутузова, 1-я пол. 1760-х гг., Рус. музей), характеризуют его как продолжателя традиций рус. портрета 1-й пол. 18 в. В 1765 Р. переселился в Москву, где положил начало своеобразной "московской" ветви рус. портретного иск-ва. Сблизившись с наиболее просвещёнными моск. семьями (Воронцовы, Струйские и др.), с представителями интеллигенции той поры, Р. нашёл круг людей с созвучным ему образом мыслей, проникся показательным для моск. дворянства духом оппозиционности по отношению к петерб. укладу жизни, с его показным блеском и суетностью. В интимных портретах Р. 60-70-х гг. неприятие всего показного, внешне эффектного выступает в приглушённости общего настроения, в искренности, внутр. одухотворённости и в то же время затаённости чувств героев. Единый круг персонажей предстаёт в портретах поэта В. И. Майкова (ок. 1765), А. И. Воронцова (кон. 1760-х гг.), А. П. Струйской (1772), неизвестной в розовом платье (1770-е гг.), неизвестного в треуголке (1-я пол. 1770-х гг.; все - в Третьяков, гал.). Особенно привлекали Р. серьёзные юношеские лица. Они выступают на свет словно из глубокого мрака, исполненные поэтичности и проникнутые обаянием молодости, сквозящем в нежном цвете губ и румянце щёк, во влажном блеске глаз из-под тёмных полукружий бровей. Эмоциональное воздействие живописи Р. во многом зависит от всё преображающей силы света. Поток неяркого, но интенсивного света как бы утончает фигуры, часто не охватывая модель в целом, но лишь вызывая из темноты освещённую сторону лица и шеи, выдвинутое вперёд плечо; жидкие мазки белилами или розовой краской создают впечатление мерцания в полутьме кружев, драгоценностей или муаровых лент. В 1780-е гг. в портретах Р. среда, атмосфера словно проясняются. На смену манящей полумгле приходят более отчётливые красочные тона, объёмы становятся более определёнными (портреты: В. Е. Новосильцевой, 1780, Третьяков, гал.; супругов Суровцевых, 2-я пол. 1780-х гг., Е. В. Санти, 1785; все три - в Рус. музее). Портреты, чаще всего овальные по формату, становятся наряднее и импозантнее, а всегда увлекавший Р. идеал человеческого достоинства и красоты осознаётся теперь как свойственное модели чувство высокого, нередко чуть высокомерного, духовного превосходства над окружающим. В позднем творчестве Р. сказывается общий для рус. иск-ва переход от утончённости рококо к ясности и строгости классицизма. Последние известные работы Р. относятся к 1790-м гг.

Лит.: Лебедев А. В., Ф. С. Рокотов, М. -Л., 1945; Лапшина Н., Ф. С. Рокотов, М., 1959. Г. Г. Поспелов.

РОКОШ (польск. rokosz, букв.- бунт, мятеж), в Речи Посполитой шляхетская конфедерация, направленная против короля. Юридич. основой права шляхты на Р. было зафиксированное в т. н. "Генриковых артикулах" 1573 и pacta conventa право на отказ в послушании королю (поп praestanda oboedientia). Одним из наиболее крупных был Р. под рук. М. Зебжидовского против Сигизмунда III в 1606-07.

РОКПЕЛНИС Фрицис [23.9(6.10). 1909, Гробиня, ныне Лиепайский р-н,- 15.9. 1969, Юрмала], латышский советский писатель, засл. деят. иск-в Латв. ССР (1959). Чл. КПСС с 1947. В 1931-33 учился в Рижском нар. ун-те. Печатался с 1929. Участник Великой Отечеств, войны 1941-45. Автор (совм. с Ю. Ванагом) гос. гимна Латв. ССР. Опубл. сб-ки стихов "Ткёт сестра звезду на знамени" (1950), "Ржаной хлеб" (1959; Гос. пр. Латв. ССР, 1960, рус. пер. 1962). Написал пьесы "Свет" (1945), "Юность Райниса" (1948), "Вспомни зелёные ели..." (1966) и др., сценарий фильма "Райнис" (совм. с В. Крепсом, 1949; Гос. пр. СССР, 1950), либретто первой латыш, сов. оперы "Рута" (совм. с Ю. Ванагом, 1942), оперы "К новому берегу" (1954) и др. В 1962-65 секретарь Правления Союза кинематографистов Латвии. Деп. Верх. Совета СССР 2-го созыва. Награждён 5 орденами.

Лит.: Очерк истории латышской советской литературы, Рига, 1957; Latviesu literaturas vesture, 6 sej., Riga, 1962. И.В.Киршентале.

РОКРУА (Rocroi), город во Франции (деп. Арденны), в 16-19 вв. крепость, около к-рой 19 мая 1643 во время Тридцатилетней войны 1618-48 произошло сражение между франц. армией (22 - 23 тыс. чел.) под командованием герцога Л. Ангиенского (с 1646 принц Конде) и исп. войсками (26-28 тыс. чел.) под командованием наместника Исп. Нидерландов Ф. де Мело, осаждавшими крепость Р. Решительные манёвренные действия франц. кавалерии, нанёсшей удар в тыл противнику, привели к разгрому считавшейся ранее непобедимой исп. наёмной пехоты. Испанцы потеряли 14 тыс. чел., 24 орудия. Победа при Р. открыла франц. войскам путь в Исп. Нидерланды и позволила занять Эльзас.

РОКСОЛАНЫ (лат. Roxolani), название одного из скотоводч. сарматских племён, создавшего крупный военно-политич. союз кочевых племён с центром в Сев. Приазовье. В кон. 2 в. до н. э. Р. в союзе со скифами воевали в Крыму против понтийского полководца Диофанта. Во 2-1 вв. до н. э. отвоевали у скифов степи между Доном и Днепром. В 1 в. в. э. Р. занимали степи и к 3. от Днепра. Ок. 70 они совершили набег на Мёзию. Во 2-3 вв. Р. вели войны с Римом на Дунае, но, вероятно, значит, их масса продолжала обитать в причерноморских степях вплоть до нашествия гуннов (в 4 в. н. э.), уничтоживших сарматский союз и вовлекших часть Р. в свои походы.

РОКФЕЛЛЕР (Rockefeller) Нелсон Олдрич (р.8.7.1908, Бар-Харбор, шт. Мэн), политич. и гос. деятель США, республиканец. Род. в семье Джона Д. Рокфеллера, сына основателя династии финанс. магнатов Рокфеллеров. Окончил Дартмутский колледж. В 30-40-х гг. активно участвовал в деятельности рокфеллеровских нефт. компаний и банков. Занимал ряд ответственных правительств, постов, в т. ч. в сфере внеш. политики США: в 1940-44 руководитель управления координации по межамер. делам, в 1944-45 зам. гос. секретаря по делам Лат. Америки, в 1951-52 пред, консультативного совета по вопросам междунар. развития, в 1954-55 спец. помощник президента Эйзенхауэра по внешнеполитич. вопросам. В 1959-73 губернатор шт. Нью-Йорк. Р. считается в США представителем т. н. умеренно либерального крыла Республиканской партии. С дек. 1974 вице-президент США.

РОКФЕЛЛЕР ПЛАТО (Rockefeller Plateau), ледниковое плато в зап. части Земли Мэри Бэрд (Зап. Антарктида). Заснеженная поверхность Р. п., совершенно лишённая выходов коренных пород, плавно понижается от 1500 м на В. до 200-400 м на 3. (на границе с шельфовым ледником Росса). Толщина ледникового покрова 500-2000 м. Открыто в 1934 экспедицией США под начальством Р. Бэрда, названо именем Джона Д. Рокфеллера, финансировавшего экспедицию.

РОКФЕЛЛЕРЫ (Rockefeller), одна из крупнейших финанс.-пром. групп США. Основой её могущества послужил нефт. бизнес. В 1870 Джоном Д. Рокфеллером старшим (1839-1937) была создана компания "Стандард ойл", к-рая в кон. 19 в. монополизировала перегонку, переработку и продажу нефти и нефтепродуктов в США. В 20-х гг. группа заняла 2-е место среди восьми крупнейших монопо-листич. групп США, уступив 1-е место Морганам. После 2-й мировой войны 1939-45 Р. значительно расширили сферу влияния. К началу 70-х гг. общая сумма контролируемых активов достигла 124,6 млрд. долл. Ядром современной пром.-финанс. империи Р. является по-прежнему нефтяная монополия "Стандард ойл компани (Нью-Джерси)", переименованная в 1972 в "Эксон", а также крупный коммерч. банк "Чейз Манхаттан банк", активы к-рого в 1973 достигли 36,8 млрд. долл. Банк занимает 3-е место по сумме активов среди 50 крупнейших коммерч. банков США. Группа Р. обладает разветвлённой сетью кредитно-финанс. учреждений (банков, страховых компаний и др. финанс. учреждений). В сферу контроля Р. входит также коммерч. банк "Кемикал Нью-Йорк корпорейшен" (активы в 1973 - 18,6 млрд. долл.) и две компании страхования жизни -"Метрополитен лайф" (активы в 1973 - 32,0 млрд. долл.) и "Эквитебл лайф" (активы в 1973 - 17,2 млрд. долл.). В структуре группы Р. под влиянием развития гос.-монопо-листич. капитализма и научно-технич. революции произошли значит, изменения. Интересы Р. в наст, время сосредоточиваются не только в нефт. пром-сти и банковской сфере, но и в др. отраслях пром-сти. В нач. 70-х гг. Р. контролировали многочисленные компании машиностроительной, электротехнич. и пищ. отраслей пром-сти. Однако основой финанс. могущества группы продолжает оставаться нефт. компания "Эксон". Её прибыли в 1972 составили (за вычетом налогов) 1,5 млрд. долл. В нач. 70-х гг. компания занимала по сумме активов 2-е место после "Дженерал моторе" среди 500 крупнейших корпораций США. Группа Р. контролирует совместно с др. финанс. группами США ряд крупнейших амер. пром. корпораций ("Американ телефон энд телеграф", "Интернэшонал бизнес мэшинс", "Вестингауз электрик", "Мак-Доннелл - Дуглас эркрафт") и ведущих инвестиц. банков ("Стоун энд Уэбстер" и "Фёрст Бостон корпорейшен").

В нач. 70-х гг. группой руководили пять сыновей Джона Рокфеллера младшего. По амер. оценкам, личное состояние семьи Р. колеблется в пределах от 4 млрд. до 10 млрд. долл. Роль органи-зац. центра семейных капиталов выполняет компания "Рокфеллер бразерс инкорпорейтед", созданная в 1946. Она участвует в спекулятивных операциях и скупает акции небольших перспективных фирм.

Финанс.-пром. интересы Р. представлены во мн. районах мира. Р. оказывают заметное влияние на политич. жизнь США, и прежде всего на выборы президента и членов конгресса.

Лит.: Меньшиков С. М., Миллионеры и менеджеры, М., 1965, с. 57 - 58, 371, 373-74, 378; Фурсенко А., Династия Рокфеллеров, 2 изд., М., 1970; Жуков Е. Ф., Страховые монополии в экономике США, М., 1971; Беглов И., США: собственность и власть, М., 1971; Капиталистические и развивающиеся страны. Социально-экономический справочник, М., 1973, с. 217. Е. Ф. Жаков.

РОКФОРД (Rockford), город на севере США, в шт. Иллинойс, на р. Рок (левый приток Миссисипи). 140 тыс. жит. (1974), а с пригородами 268 тыс. жит. Трансп. узел. В пром-сти 55 тыс. занятых (1973). Произ-во станков, текст., швейных, с.-х. машин. Цем., мебельная, кож., бумажная пром-сть.

РОКХЕМПТОН (Rockhampton), город на В. Австралии, в шт. Квинсленд. 49,8 тыс. жит. (1972). Порт на Тихом ок., в устье р. Фицрой; вывоз золота, кам. угля, концентратов медной руды, с.-х. продукции. Ж.-д. узел. Мясохладобойная, хлопкоочистит., хим. пром-сть. Произ-во оборудования для горной и пищ. пром-сти. Центр с.-х. р-на (кр. рог. скот, хлопчатник, сах. тростник). Близ Р.- добыча кам. угля, медной руды.

РОЛАН, Ролан де Л а Платье р (Roland de La Platiere) Жан Мари (18. 2. 1734, Тизи, Божоле,- 10.11.1793, Бур-Бодуэн, близ г. Руан), деятель Великой франц. революции. Накануне революции был инспектором мануфактур в Амьене, затем в Лионе. Автор неск. экономич. работ. В 1790 стал чл. Лионской коммуны. Будучи в 1791 в Париже, сблизился с жирондистами. В жирондистских пр-вах Р. занимал пост мин. внутренних дел (март - июнь 1792, авг. 1792 - янв. 1793). После падения жирондистов (июнь 1793) бежал в Нормандию, где, узнав о казни жены (Ж. М. Ролан), покончил с собой.

РОЛАН, Ролан де Ла Платье р (Roland de La Platiere) Жанна Мари (или Манон) (17.3.1754, Париж,- 8.11.1793, там же), деятель Великой французской революции; жена Ж. М. Ролана. Обладая незаурядным умом и широким кругозором, оказывала влияние на своего мужа, принимала участие в политич. делах жирондистов (составляя отд. документы и т. д.). В её салоне встречались вожди жирондистов (М. Ж. Кондорсе, Ж. Петион и др.), высоко ценившие Р. и считавшиеся с её мнением. После установления якобинской диктатуры (1793) была арестована. В тюрьме написала воспоминания. Гильотинирована.

Соч.: Memoires, v. 1-2, P., 1905; Lett* res, v. 1-2, P., 1913-15.

РОЛАНД (Roland) (г. рожд. неизв.- ум. 778), маркграф Бретонской марки, в 778 командовавший в исп. походе Карла Великого отрядом бретонцев. Отличился в бою с басками в Ронсевальском ущелье; погиб, прикрывая отступление франков через Пиренеи. Стал героем эпоса (см. "Песнь о Роланде"), а затем - поэм итал. поэтов кон. 15 - нач. 16 вв. (М. Боярдо "Влюблённый Роланд", Л. Ариосто "Неистовый Роланд").

РОЛАНД-ХОЛСТ, Роланд Гольст-ван дер Схалк (Roland Hoist-van der Schalk) Хенриетта (24.12.1869, Нордвейк,-28.11.1952, Амстердам), деятель нидерл. социалистического движения, писательница. В 1897 вступила в С.-д. рабочую партию Нидерландов (СДРПН), вошла в редакцию теоретич. ежемесячника "Ньиве тейд" ("De Nieuwe Tijd"). В 1907-09 редактировала газету голл. левых "Трибюн" ("De Tribune"), затем отошла от трибунистов. В 1912 вышла из СДРПН и в 1915 возглавила Революц. социалистич. союз. Участвовала в Циммервалъдской конференции 1915; позже примкнула к "Циммервальдской левой", сотрудничала в её органе "Форботе" ("Vorbote"). Приветствовала Окт. революцию 1917. С 1918 чл. Коммунистич. партии Нидерландов (КПН). Участница 3-го конгресса Коминтерна (1921). В 1927 порвала с КПН, перешла на позиции христ. социализма. В годы нем.-фаш. оккупации Нидерландов (май 1940 - нач. мая 1945) участвовала в Движении Сопротивления. После освобождения страны нек-рое время сотрудничала в троцкистском органе "Влам" ("De Vlam").

Первый сб-к стихов Р.-Х.- "Сонеты и стихи в терцинах" (1895). Поэзия Р.-Х., в к-рой заметно влияние П. Б. Шелли, пронизана революц. пафосом: сб-ки "Дорога вверх" (1907), "Женщина в лесу" (1912), "Потерянные границы" (1918) и др. В стихотворных лирич. драмах "Восставшие" (1910), "Жертва" (1921), "Дети" (1922) воспевается Революция 1905-07 в России. Лирико-эпич. поэма "Героическая сага" (1927) поев. СССР. В нек-рых произв. 20-х, а затем и 30-х гг. возникают идеи жертвенности, гандизма (сб-ки стихов "Между двумя мирами", 1923, "Между Временем и Вечностью", 1934). Автор драмы "Томас Мор" (1912), очерков "Герой и толпа" (1920), "Толстой" (1930). В сб-к "Из самой глубины" (1946) вошли антифаш. стихи Р.-Х. В 1949 опубл. автобиографич. кн. "Огонь продолжает гореть". Р.-Х.-автор исследований "Социализм и литература" (1899), "Коммунизм и мораль" (1925), "Поэзия и обновление общества" (1935).

Соч.: Bloemlezing uit de gedichten, Rotterdam, 1951; в рус. пер.- Всеобщая стачка и социал-демократия, СПБ, 1906; Этюды о социалистической эстетике, М., 1907; Лирические драмы, П., 1922; Жан Жак Руссо. Его жизнь и сочинения, М., 1923.

Лит.: Ленин В. И., Поли. собр. соч., 5 изд., т. 19, с. 150; Verhoeven B.,De zielegang van H. Roland Hoist, Utrecht, 1939; Proost K. F., H. Roland Hoist en haar strijd om gemeenschap, Aarnhem, [1937]; Weevers Th., Beeldspraak, klank en bouw van "De nieuwe geboort", Amst., 1957. Г. Г. Бауман, И. В. Волевич.

РОЛЕВАЯ БУМАГА, рулонная бумага, основной печатный материал в виде длинной (до 7000 м) бум. ленты, намотанной на картонную втулку. Ширина Р. б. для книг и журналов от 60 до 120 см, для газет - от 42 до 168 см (СССР).

РОЛИ (Raleigh), город на Ю.-В. США, адм. центр шт. Сев. Каролина. 144 тыс. жит. (1974), а с соседним г. Дарем и общей пригородной зоной 470 тыс. жит. Транспортный узел. Текст., табачная, хим., бум. пром-сть. С.-х. машиностроение. Электроника. Торговля хлопком и табаком. 2 ун-та. Р. осн. в 1792.

РОЛИКОБЕЖНЫЙ СПОРТ (англ, roller-skating, от roller - ролик и skating - катание, скольжение), включает хоккей, фигурное катание и скоростной бег на роликовых коньках.

Наибольшее развитие получил хоккей, или ринк-хоккей (rink-hockey). В каждой команде 4 полевых игрока и вратарь. Размеры площадки 34-40 м X X 17-18 м, покрытие деревянное, асфальтовое, синтетич. или каменное, высота бортика не менее 20 см. Клюшка деревянная, с изогнутым крюком, длина 90-115 см, масса не св. 500 г; окружность мяча 23 см, масса 155 г. Конёк состоит из четырёх роликов (диаметром не менее 3 см). Спортивная экипировка аналогична принятой в хоккее с шайбой. Продолжительность игры - 2 периода по 20 мин т. н. чистого времени. Положение вне игры не фиксируется, применение силовых приёмов запрещено, что делает игру динамичной. Зародился в 1903 в Англии; в нач. 20 в. получил распространение в ряде европ. стран (Германия, Швейцария, Бельгия, Франция). С 1926 проводятся чемпионаты Европы, с 1936 - мира (каждые два года). В 20-30-х гг. бессменным чемпионом Европы (12 раз) и мира (2 раза) была команда Англии. В 1947-72 11 раз чемпионом мира была команда Португалии и 6 раз Испании. С 1926 проводятся соревнования на Кубок наций, с 1962 - чемпионат Европы среди юниоров, с 1966 - на Кубок чемпионов европ. стран. В 1974 нац. соревнования проводились в 40 странах. Среди сильнейших в мире - сборные команды Италии, Аргентины, ФРГ, Нидерландов, Бельгии, Австралии, США, Японии.

Фигурное катание (artistic skating). Соревнования проводятся по той же программе, что и в фигурном катании на льду - одиночные для мужчин и женщин, спортивных пар и по танцам. Фигуры и движения подобны принятым в катании на льду. Фигуристы выступают обычно на площадке для ринк-хоккея и на таких же коньках. Как вид спорта начало развиваться с 1910 в Англии. С 1937 проводятся чемпионаты Европы, с 1947 - мира, с 1971 - чемпионаты Юж. Америки, в международных соревнованиях участвует ок. 30 стран всех континентов (1974). Сильнейшие фигуристы - спортсмены США (мужчины и танцевальные пары) и ФРГ (женщины и спортивные пары).

Скоростной бег (speed) - старейший вид Р. с., его появление связано с изобретением в 1815 франц. инженером Гарсином роликовых коньков. В течение 19 в. катание на таких коньках стало популярным во мн. странах. В 1910 в Остенде (Бельгия) состоялись первые соревнования по скоростному бегу. Совр. соревнования проводятся на спец. дорожках (часто используются основания конькобежных дорожек с искусств, льдом) и на шоссе (чемпионаты мира на шоссе не проводятся). Для бега применяются коньки облегчённого типа. Дистанции: 500, 1000, 5000, 10000 и 20 000 м - для мужчин, 500, 1000, 3000 и 5000 м - для женщин. Рекордные результаты (1974) у мужчин: на 500 м - 45,8 сек; на 1000 м - 1 мин 29,7 сек; на 5000 м - 7 мин 55,0 сек; на 10 000 м - 15 мин 49,7 сек; на 20000 м - 31 мин 59,2 сек; у женщин: на 500 м - 1 мин 1,5 сек; на 1000 м - 2 мин 35,5 сек; на 3000 м - 6 мин 51,6 сек; на 5000 м - 12 мин 10,8 сек.

Проводятся чемпионаты мира (с 1910, раз в 2 года) и континентов. Сильнейшие роликобежцы - спортсмены Италии и Англии (мужчины), Бельгии, Италии и Испании (женщины).

Междунар. федерация Р. с. (ФИРС) осн. в 1924, объединяет 40 нац. федераций (1974). В 1949 ФИРС признана Междунар. олимпийским к-том как федерация, руководящая неолимпийским видом спорта.

В СССР Р. с. не культивируется, катание на роликовых коньках используется для предсезонной подготовки конькобежцев, хоккеистов и лыжников.

А. Л. Лейкин.

РОЛИКОПОДШИПНИК, подшипник качения, у к-рого телами качения являются цилиндрич. или конич. ролики.

РОЛЛ (от нем. Rolle - каток, валик), аппарат периодич. действия для размола волокнистых материалов в произ-ве бумаги. Впервые был применён в Голландии на рубеже 17-18 вв. Представляет собой ванну объёмом 3-18 м3, разделённую на две части (канала). В одном из каналов установлен ножевой размалывающий барабан, под к-рым закреплены ножи, собранные в т. н. планки. При прохождении водной суспензии, содержащей 3-7% (по массе) волокнистого материала, между ножами планки и вращающегося барабана материал размалывается и перебрасывается ножами барабана через перегородку (горку) в другой (оборотный) канал, по к-рому самотёком направляется снова к барабану. Р. применяют при получении нек-рых видов тонкой бумаги. В целлюлозно-бумажной промышленности заменяется более производит, аппаратами непрерывного действия: конич. и дисковыми мельницами.

РОЛЛАН (Holland) Ромен (29.1.1866, Кламси,-30.12.1944, Везде), французский писатель, обществ, деятель, учёный - музыковед. Род. в семье нотариуса. Получил гуманитарное образование в Высшей нормальной школе в Париже.

В 1895 защитил в Сорбонне диссертацию "Происхождение современного оперного театра. История оперы в Европе до Люлли и Скарлатти". С 1897 проф. (курс истории музыки) Нормальной школы, в 1902-12- Сорбонны, по заданию к-рой организовал и возглавил муз. секцию Школы высших социальных наук. Совместно с Ж. Комбарьё, П. Обри и др. основал журн. "Ревю д'истуар э критик мюзикаль" ("Revue d'histoire et critique musicale", 1901). Автор исследований по истории музыки, монографий, статей. Уже в ранних драмах "Святой Людовик" (1897), "Аэрт" (1898) сказалось своеобразие Р.-художника: острота нравств. проблематики, тяготение к деятельным героич. характерам. Его идейно-эстетич. позиция обоснована в кн. "Народный театр" (1903). В кон. 90-х гг. Р. начал работу над циклом драм о Великой французской революции: "Волки", "Торжество разума", "Дантон", "Четырнадцатое июля" (1898-1902).

Р. Роллан

Очерк Р. о Л. Бетховене (1903) открыл серию биографий великих людей - творцов иск-ва. В 1907 появилась "Жизнь Микеланджело", в 1911-"Жизнь Толстого". Р. ещё в студенч. годы писал Л. Н. Толстому и получил от него ответ; рус. писатель, по признанию самого Р., оказал на него серьёзное влияние. Поиски широкой эпич. формы в духе "Войны и мира", отзвуки мыслей Толстого о художеств, творчестве как подвижнич. деятельности на благо людям - всё это сказалось в 10-томном романе-эпопее Р., принёсшем ему мировую славу,- "Жан-Кристоф" (1904-12). В образе нем. музыканта - новатора и бунтаря-нашли отражение черты личности Бетховена. Р. воплотил здесь свою мечту о творч. гении, формирующемся в борьбе с деспотизмом властей, продажным миром буржуазии и его болезненно рафинированным иск-вом. Произв. насыщено-страстной публицистикой. В эпопее раскрывается духовная биография героя, прослеженная с большим богатством психологич. анализа, проникновением в тайны творч. процесса; фоном является панорама Европы. Предсказывая близкую мировую войну, Р. противопоставляет ей идею братства народов.

Проблемы, живо занимавшие Р.,- судьбы культуры, иск-ва в исторически переломную эпоху, взаимоотношения "мысли и действия", творч. личности и народа - ставятся снова и на новый лад в повести "Кола Брюньон" (закончена в 1914, опубл. 1918), написанной в манере фольклорной стилизации красочной и живой ритмич. прозой. Действие происходит в Бургундии в нач. 17 в. Герой, непокорный и насмешливый Кола Брюньон,- живое воплощение нар. духа.

1-я мировая война 1914-18 застала Р. в Швейцарии. С августа 1914 он стал систематически выступать в печати как антивоен. публицист. Его статьи объединены в сб-ках "Над схваткой" (1915) и "Предтечи" (1919). Р. апеллировал к разуму и совести "убиваемых народов", обличал капиталистич. магнатов как виновников всемирного побоища, не призывая, однако, к революц. действию. Антивоен. воззрения Р. по-разному преломились в драматич. сатире "Лилюли" (1919) и в лирич. повести "Пьер и Люс" (1920). В романе "Клерамбо" (1920) отразились искания зап.-европ. интеллигенции, возмущённой империалистич. варварством и трагически оторванной от народа.

Р. приветствовал Февр. революцию 1917 в России. Великую Окт. социалистич. революцию он воспринял как событие громадного междунар. значения, но долгое время отвергал диктатуру пролетариата и революц. методы борьбы с эксплуататорами. Такой позиции придерживался Р. и в 20-е гг. Его драмы о Франц. революции - "Игра любви и смерти" (1925), "Вербное воскресенье" (1926), "Леониды" (1927), утверждая величие революции, выдвигали на первый план человеческие трагедии и жертвы. В поисках ненасильств. форм обществ, действия Р. обратился к опыту инд. народа и его религ.-нравств. учениям (книги о Махатме Ганди, Рамакришне, Вивека-ванде). Вместе с тем он продолжал внимательно следить за ходом развития СССР, дружески переписывался с М. Горьким, выступал против антисов. кампаний и воен. приготовлений империалистич. буржуазии. Постепенно, не без трудностей и колебаний, осуществлялся лерелом во взглядах Р., выразившийся в его статьях "Прощание с прошлым" (1931), "Ленин. Искусство и действие" {1934), сб-ках публицистич. статей "Пятнадцать лет борьбы" и "Мир через революцию" (оба 1935). Вместе с А. Барбю-сом Р. участвовал в подготовке конгрессов против войны и фашизма, стал одним из идейных вдохновителей междунар. анти-фаш. фронта. В 1935 Р. побывал в СССР по приглашению М. Горького.

Осн. художеств, произв. Р. после 1-й мировой войны - роман "Очарованная душа" (1922-33). В истории идейного развития героини романа Анкеты Ривьер и её сына Марка отражены типические процессы духовной жизни передовой европ. интеллигенции, путь от индивидуалистич. бунта или единичных актов гуманности к участию в организованной борьбе масс против сил старого мира. Роман предостерегает человечество об опасности фашизма. Смерть Марка, погибшего в уличной схватке с итал. фашистом, вызывает в Аннете резкий душевный перелом и приводит её в ряды борцов. Герои романа не раз обращаются в своих спорах и мыслях к опыту Советского Союза. В 1939 Р. закончил монументальную трагедию "Робеспьер", т. о. завершив работу над циклом драм о Франц. революции.

Р. Р о л л а н. "Кола Брюньон". Худ. Е. А. Кибрик. 1935-36.

Р. Р о л л а н. "Жан-Кристоф" (Ленинград, 1936). Илл. Ф. Мазереля.

Картины гибели Робеспьера и его сподвижников освещены идеей величия, неистребимой силы освободит, движения человечества.

Годы 2-й мировой войны 1939-45 Р. провёл в Везде, в зоне оккупации, больной, оторванный от друзей. Законченные в это время автобиографич. мемуарные произв. порой несут отпечаток тяжёлой подавленности. Однако Р. напряжённо работал, рассматривая свой лит. труд как форму сопротивления оккупантам. Во время войны он завершил многотомный труд о Бетховене (цикл книг под общим назв. "Бетховен. Великие творческие эпохи", опубл. 1928-45), потом - биографию Ш. Пеги (вышедшую после освобождения Франции, в дек. 1944).

Р. оставил значит, след в истории французской и мировой лит-ры. Рано осознав историч. своеобразие эпохи, он положил в основу своего творчества принцип героич. деяния. В поисках и сомнениях Р. отразились объективные противоречия развития значит, части зап. интеллигенции в эпоху перехода от капитализма к социализму. Встав на сторону Окт. революции, Р. дал поучит, пример зап.-европ. деятелям культуры, помог им найти своё место в обществ, жизни и борьбе. Новаторство Р. как художника тесно связано с идейной природой его творчества. Оригинальные черты художеств. манеры Р. помогали ему поставить острые проблемы эпохи и передать драматич. характер движения человечества к будущему. Нобелевская пр. (1915).

С о ч.: Cahiers Romain Holland, v. 1-23, P., [1948-751; Romain Holland. Journal des annees de guerre, P., 1952; Textes politiques, sociaux et philosophiques choisis. P., 1970; в рус. пер.-Собр. соч., т. 1-20, Л., [1930]- 1936; Собр. соч., т. 1-14, М., 1954-58; Соч., т. 1-9, М., 1974; Воспоминания, М., 1966.

Лит.: Горький М., [Статьи], Собр. соч. в тридцати томах, т. 24, М., 1953; Луначарский А. В., [Статьи], Собр. соч., т. 4 - 5, М., 1964-65; Б а л а х о н о в В. Е., Р. Роллан в 1914 - 1924 годы, Л., 1958; его же, Р. Роллан и его время ("Жан-Кристоф"), Л., 1968; его ж е, Р. Роллан и его время. Ранние годы, Л., 1972; М о т ы л ё в а Т., Творчество Р. Роллана, М., 1959; её же, Р. Роллан, М., 1969; Дюшен И., "Жан-Кристоф" Р. Роллана, М., 1966; "Europe", 1926, № 38; 1955, № 109 - 110; 1965, J* 439 - 40; Cheval R., R. Rolland, 1'Allemagne et la guerre, P., 1963; В а г г ё г е J. - В., R. Rolland par luimeme, [P., 1968]; Per us J., R. Rolland et M. Gorki, P., 1968. Т. Л. Мотылёва.

РОЛЛЕР (Roller) Михаил (6.5.1908- 21.6.1958), румынский историк, акад. Рум. академии. Чл. Румынской коммунистич. партии (РКП) с 1926. Сотрудничал в коммунистич. изданиях. Неоднократно арестовывался за революц. деятельность. В 1948-55 директор Ин-та истории Рум. академии. В 1955-58 зам. директора Ин-та истории партии при ЦК компартии. Под редакцией Р. выпущен первый марксистский учебник по истории Румынии, ряд изданий документов, посвящённых Революции 1848-49, истории рабочего движения, крест, восстаниям в Румынии 1888 и 1907. Р. исследовал вопросы истории рабочего и социалистич. движения и РКП.

РОЛЛЕР (англ, roller, от roll - вертеть, скручивать; первоисточник лат. rotula, уменьшит, от rota - колесо), машина для скручивания чайного листа при произ-ве чая. Осн. частями Р. являются стол с пирамидообразным углублением (кюветом) и расположенный над ним цилиндр без дна (приёмник), в к-рый засыпается лист. Стол или цилиндр (в машинах одинарного действия) или то и другое вместе (в машинах двойного действия) вращаются в противоположных направлениях, отчего листья скручиваются, мнутся, при этом выделяется сок. Р. бывают закрытого типа (с прессом внутри цилиндра для прижатия листа к столу) и открытого типа (без пресса).

РОЛЛЬ (Rolle) Мишель (21.4.1652, Амбер,-8.11.1719, Париж), французский математик, чл. Парижской АН (с 1685). В "Трактате по алгебре" (1690) развил метод отделения действит. корней алгебраич. ур-ний, основанный на частном случае т. н. Ролля теоремы. Автор исследований, относящихся к решению в целых числах неопределённых линейных ур-ний с двумя неизвестными. В нач. 18 в. выступил с критикой исчисления бесконечно малых Г. Лейбница, вызвавшей оживлённую дискуссию.

Лит.: Яновская С. А., Мишель Ролль как критик анализа бесконечно малых, в кн.: Тр. Ин-та истории естествознания, т. 1, М.-Л., 1947.


РОЛЬ (франц
РОЛЬ (франц. role), 1) литературный персонаж в драме (киносценарии) и соответственный сценический (кинематографический) образ, воплощённый актёром в спектакле (фильме, радиопьесе). Р. бывают комедийные, трагедийные, драматические, трагикомические и т. п. Различают также первые (главные, основные) и вторые (второстепенные) Р., выходные Р.- без слов или с минимальным (2 - 3 фразы) количеством текста, эпизодич. Р.- в одном из эпизодов спектакля (напр., Трубач - "Егор Булычев и другие" Горького). В муз. театре Р. то же, что партия. 2) Совокупность текста действующего лица в пьесе (фильме).

РОЛЬ СОЦИАЛЬНАЯ, совокупность норм, определяющих поведение действующих в социальной системе лиц в зависимости от их статуса или позиции, и само поведение, реализующее эти нормы. В ролевом описании общество или любая социальная группа предстаёт в виде набора определённых социальных позиций (рабочий, учёный, школьник, муж, солдат и т. д.), находясь в к-рых человек обязан повиноваться "социальному заказу" или ожиданиям (экспектациям) др. людей, связанных с данной позицией. Выполняя этот "социальный заказ", человек осуществляет один из неск. возможных вариантов исполнения Р. с. (скажем, ленивого или старательного ученика и т. д.).

Понятие Р. с. было предложено независимо друг от друга амер. социологами Р. Линтоном и Дж. Мидом в 1930-х гг., причём первый трактовал Р. с. как единицу обществ, структуры, описываемой в виде заданной человеку системы норм, второй - в плане непосредств. взаимодействия людей, "ролевой игры", в ходе к-рой, благодаря тому что человек представляет себя в роли другого, происходит усвоение социальных норм и формируется социальное в личности. Линтоновское определение Р. с. как "динамического аспекта статуса" закрепилось в структурном функционализме и разрабатывалось Т. Парсонсом, А. Радклифф-Брауном, Р. Мертоном. Идеи Мида получили развитие в интеракционистской социологии и психологии. При всех различиях оба этих подхода объединяет представление о Р. с. как об узловой точке, в к-рой смыкаются индивид и общество, индивидуальное поведение превращается в социальное, а индивидуальные свойства и наклонности людей сопоставляются с бытующими в обществе нормативными установками, в зависимости от чего происходит отбор людей на те или иные Р. с. Разумеется, в действительности ролевые ожидания никогда не бывают однозначными. Кроме того, человек часто попадает в ситуацию ролевого конфликта, когда его разные Р. с. оказываются плохо совместимыми.

В новейших западных социологич. и психологич. теориях заметно стремление преодолеть присущее концепции Р. с. "роботоообразное" представление о человеке как культурно и социально запрограммированном существе. Отсюда - призывы вернуться к исследованию субъективных детерминант поведения человека, его "внутренней сущности" (К. Роджерс, А. Маслов - США).

Появление понятия Р. с. отражало прогрессивную тенденцию перехода от индивидуалистич. интерпретации личности к пониманию её как социального феномена. Оно употребляется и в марксистской социологии и психологии. Маркс ещё в 19 в. подчёркивал безлично-ролевой характер обществ, отношений и одновременно возражал против индивидуали-стич. теорий личности и самосознания. Однако марксистское понимание Р. с. отличается от функционалистского или интеракционистского. При анализе социальной структуры общества марксизм придаёт решающее значение классовой структуре, по отношению к к-рой др. Р. с. выступают как производные или второстепенные. Имея в своей основе статич. модель общества, ролевой подход недостаточен для описания обществ, развития и лежащей в его основе творческой преобразоват. деятельности людей. Человеческая деятельность не исчерпывается ролевым, т. е. шаблонным, поведением; за пределами Р. с. остаются разнообразные виды отклоняющегося (девиантного) и спонтанного поведения, в т. ч. новаторская деятельность человека, создающая новые нормы и новые Р. с. Точно так же и структура личности не сводится к совокупности Р. с.: их ин-териоризация (усвоение) и соподчинение всегда предполагают конкретную индивидуальность, складывающуюся на протяжении жизненного пути индивида и отличающуюся большой устойчивостью.

Лит.: К о н И. С., Социология личности, М., 1967; Neimann L. I., Hughes J. W., The problem of the concept of role. A re-survey of the literature, "Social Forces", 1951, v. 30; Parsons Т., The social system, New Delhi, [1972]; Dahrendorf R., Homo Sociologicus, 5 Aufl., Koln, 1965.

Л. А. Седов.

РОЛЬГАНГ (нем. Rollgang), то же, что роликовый конвейер.

РОЛЬФС (Rohlfs) Герхард (14.4.1831, Фегезак, близ г. Бремен,- 2.6.1896, Рюнгсдорф, близ г. Бад-Годесберг), немецкий исследователь Африки. В 1855-60 в составе франц. иностр. легиона в Алжире участвовал во многих воен. походах. Хорошо изучил араб, язык и ислам. В 1861, выдав себя за мусульманина, поступил на службу к султану Марокко, назначен им гл. воен. врачом. Р., разъезжая три года по стране, дважды переходил Высокий Атлас и обследовал пустынную обл. Тафилалет, откуда в 1864 перешёл через оазисы Алжирской Сахары в г. Триполи. В 1865-67 впервые пересек Сев. Африку, следуя от Триполи на Ю. до оз. Чад и на Ю.-З. через Нигерию до г. Лагос. В 1873-74 возглавил нем. экспедицию в зап. оазисы Египта, в 1878-79 исследовал оазис Куфра в Ливийской пустыне. В 1884-85 был герм, имперским комиссаром на о. Занзибар.

Соч.: Reise durch Marokko, Bremen, 1868 ;Querdurch Africa, Bd 1 - 2, Lpz., 1874 - 1875; Kufra, Lpz., 1881. И. П. Магидоеич.

POM (от англ, rum), крепкий спиртной напиток, приготовляемый из ромового спирта, к-рый получают сбраживанием и перегонкой сока или отходов (патоки) при произ-ве сахара из сах. тростника. Ромовый спирт разбавляют дистиллированной водой (в СССР до крепости 45 объёмных %), добавляют в раствор до 1% сахара, подкрашивают полученную смесь (купаж) жжёным сахаром и заливают в дубовые бочки, в к-рых выдерживают не менее 4 лет при темп-ре 18-23 °С и относит, влажности воздуха 70-80%. Р. вырабатывают во всех странах, где культивируется сах. тростник. Произ-во Р. началось в 17 в. в брит, колониях Вест-Индии. Особой известностью пользуется ямайский Р., приготовляемый на о. Ямайка (экспортируется с 18 в.), а также на др. островах Вест-Индского архипелага (Куба, Гваделупа, Мартиника). В СССР ромовый спирт получают из сока сах. тростника, выращиваемого в республиках Ср. Азии.

РОМА, в др.-рим. религии богиня, олицетворение г. Рима.

РОМАДИН Николай Михайлович [р. 6(19).5.1903, Самара, ныне Куйбышев], советский живописец, нар. художник СССР (1971), действит. чл. АХ СССР (1967). Учился в моск. Вхутемасе-Вхутеине (1923-30). Выступал с произв. на историко-революц. тему ("Прифронтовой ревком", 1934-35, Свердловская картинная гал.), интерьерами ("Белая ночь", 1947, Третьяков, гал.), однако наибольшую известность приобрёл как мастер небольших пейзажей, с проникновенным лиризмом воссоздающих виды рус. природы (серия "Волга-русская река", 1944-45, Третьяков, гал. и др. музеи; Гос. пр. СССР, 1946); для мн. работ Р. характерна тонкая передача вечернего и ночного освещения. Награждён орденом Ленина и орденом Трудового Красного Знаменита также медалями.

Н. М. Р ом а д и н. "Последний луч" (из серии "Волга-русская река"). 1945. Третьяковская галерея.

Н. М. Ромадин.

П. К. Романенко.

Лит.: Недошивин Г., Николай Михайлович Ромадин, М., 1961; Земля родная. Пейзажи Ромадина. [Альбом, текст К. Паустовского, М., 1971].

РОМАН (Romanes). В Византии. Наиболее значительны: Р. I Л а к а п и н (ум. 15.6.948, о. Проти), император в 920-944. Из арм. крестьян. Дослужился до начальника императорского флота. С 919 регент при несовершеннолетнем имп. Константине VII, за к-рого в том же году выдал замуж свою дочь. В 920 стал соправителем императора, фактически узурпировав всю власть. Представлял интересы столичной чиновной знати. Стремился помешать обезземеливанию свободных крестьян, к-рые являлись осн. налогоплательщиками и несли воен. службу гос-ву (новеллы 934, 943). Вёл войны с Болгарией; после смерти болг. царя Симеона (927) распространил визант. влияние на Болгарию и поставил в зависимость серб, земли. Р. I укрепил армию, что способствовало победам Византии в войнах с арабами (в 924 разбит араб, флот и восстановлено визант. господство в Эгейском м., в 934 отвоёвана у арабов Мелитена, в нач. 40-х гг.- Мартирополь, Дара, Амида, Нисибис). В 941 отразил нападение киевского князя Игоря на Византию, в 944 заключил мирный договор с Русью. В кон. 944 Р. I был низложен сыновьями. Умер в ссылке.

Лит.: Runciman S., The emperor Romanus Lecapenus and his reign, Camb., 1963.

P. IV Диоген (ум. летом 1072), император в 1068-71. Из каппадокийской знати. После смерти имп. Константина X Дуки (1067) организовал заговор против вдовы Константина X Евдокии, был схвачен, привезён в Константинополь, приговорён к смертной казни. Помилованный Евдокией, получил должность главнокомандующего. Женившись на вдовствующей императрице, стал императором. Представлял интересы воен. феод, знати. Ему противостояла сильная оппозиция чиновной знати, возглавлявшаяся сыном Константина X Михаилом Дукой. Р. IV успешно воевал с наступавшими сельджуками, но 19 авг. 1071 потерпел поражение от войск султана Алп-Арслана под Манцикертом, сам попал в плен, из к-рого был отпущен на условиях выплаты ежегодной дани. В окт. 1071 низложен. Р. IV пытался вернуть престол, но Дуки его схватили и ослепили.

Г. Г. Литаврин.

РОМАН (франц. roman, нем. Roman), разновидность эпоса как рода лит-ры, один из больших по объёму эпич. жанров, к-рый имеет содержат, отличия от другого такого же жанра - национально-исторической (героической) эпопеи, активно развивается в зап.-европ. лит-pax с эпохи Возрождения, а в новое время получает господств, значение в мировой лит-ре. Сначала Р. называли повествоват. произведения, созданные на к.-л. романском яз., в отличие от других, написанных на латыни - лит. яз. средневековья. Позднее, когда появились англ, и нем. Р., старое значение термина забылось, и он получил совр. значение, но в разных странах неодинаковое. Так, в Англии Р. (romances) называют только те из них, в к-рых изображаются необычайные приключения, а социально-бытовые Р. наз. novels. Преобладающая форма Р.- прозаическая, но издавна создаются и Р. в стихах.

В отличие от эпопеи с её интересом к становлению общества - к событиям и положит, героям национально-историч. значения, Р. проявляет интерес к становлению социального характера отдельной личности в её собственной жизни и в её внешних и внутр. столкновениях со средой. Как новый жанр Р. исторически возникает и развивается тогда, когда в феод, обществе с его строгой системой авторитарных норм - религ., сословных, корпоративных - начинают складываться условия для моральной свободы отд. личности, для развития её самосознания и самоутверждения, для идейно-нравственного отрицания ею старых общезначимых норм. Процесс быстрого развития личного начала, происходивший в сознании разных слоев общества, был важен не только для появления в самой жизни новых типов людей, действующих в своих интересах, но и для формирования нового, "гуманистического" миросозерцания.

В Европе неск. Р. было создано ещё в позднюю пору (1-4 вв.) жизни антич. общества (т. н. антич. любовный Р., напр. "Эфиопика" Гелиодора), но настоящее развитие Р. началось только на подступах к зап.-европ. Возрождению, прежде всего - во франц. лит-ре 12 в., откликавшейся на возникновение нового, "куртуазного" идеала - устремлённости рыцаря к утончённым нравственно-эстетич. переживаниям, к-рые особенно сильно проявлялись в любви к "прекрасной даме", избраннице сердца, и были ярким выражением "личностного начала", дотоле ещё не развитого в жизни рыцарства (см. Куртуазная литература). Это привело к созданию многочисл. рыцарских романов (стихотворных и прозаических), в к-рых герой-рыцарь совершал невероятные, подчас фантастические подвиги не во имя родины, родового или вассального долга, как в героич. эпосе, а ради собственной славы и преданности своей возлюбленной.

Позднее, с 16-17 вв., "романические" интересы стали возникать у писателей из демократич. слоев общества; сначала в испанской, а затем в др. зап.-европ. лит-pax появились приключенческие Р., гл. героями к-рых были активные выходцы из социальных низов; благодаря напористости, изворотливости, плутовству, испытывая то удачи, то поражения, они втирались в высшие слои уже клонившегося к упадку феод, общества, добиваясь там высокого положения. В