загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна,окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ПРОМЫШЛЕННОМ, ЖИЛОМ И НЕ ТОЛЬКО...:
ПОНЯТИЯ:

МОНТАЖ (франц. montage - подъём установка, сборка, от monter - поднимать), сборка и установка сооружений конструкций, технологического оборудования агрегатов, машин (см. Сборка машин, аппаратов, приборов и др. устройств и готовых частей и элементов.
МОНТАЖ в строительстве - основной производственный процесс, выполняемый при возведении зданий и сооружений или и реконструкции, в результате которого устанавливают в проектное положение строительные конструкции, инженерное технологическое оборудование и др. МОНТАЖ технологического оборудования включает также присоединение его к источникам энергоснабжения системам очистки и удаления отходов оснащение приборами, средствами автоматизации и контроля
.


СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ в СССР, организационно обособленные производственно-хозяйственные единицы, основным видом деятельности которых является строительство новых, реконструкция, капитальный ремонт и расширение действующих объектов (предприятий, их отдельных очередей, пусковых комплексов, зданий, сооружений), а также монтаж оборудовани я. К государственным СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ относятся строительные и монтажные тресты (тресты-площадки, тресты гор. типа, территориальные, союзные специализированные тресты); домостроительные, заводостроительные и сельские строительные комбинаты; строительные, (монтажные) управления и приравненные к ним организации (напр., передвижные механизированные колонны, строительно-монтажные поезда и др.).
ПРОЕКТИРОВАНИЕ (от лат. projectus, буквально - брошенный вперёд), процесс создания проекта - прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния. Различают этапы и стадии ПРОЕКТИРОВАНИЯ, характеризующиеся определённой спецификой. Предметная область ПРОЕКТИРОВАНИЯ постоянно расширяется. Наряду с традиционными видами ПРОЕКТИРОВАНИЯ (архитектурно-строительным, машиностроительным, технологическим и др.) начали складываться самостоятельные направления ПРОЕКТИРОВАНИЯ человеко-машинных систем (решающих, познающих, эвристических, прогнозирующих, планирующих, управляющих и т. п.) (см. Система "человек и машина"), трудовых процессов, организаций, экологическое, социальное, инженерно-психологич., генетическое ПРОЕКТИРОВАНИЕ и др. Наряду с дифференциацией ПРОЕКТИРОВАНИЯ идёт процесс его интеграции на основе выявления общих закономерностей и методов проектной деятельности.
ПРОМСТРОЙПРОЕКТ, проектный институт в ведении Госстроя СССР. Находится в Москве. Организован в 1933. В составе института архитектурно-строительные и конструкторские отделы; ПРОМСТРОЙПРОЕКТ возглавляет объединение "Союзхимстройниипроект" с проектными институтами в Киеве, Ростове-на-Дону, Тольятти, Алма-Ате. Разрабатывает проекты (архитектурно-строительные и сан.-технич. части) производственных зданий и сооружений крупнейших промышленных предприятий автомобильной, машиностроит., металлургич., химич. и др. отраслей пром-сти; схемы генеральных планов пром. узлов и упорядочения существующих пром. районов; мероприятия по повышению уровня индустриализации строительтсва за счёт унификации и типизации зданий, сооружений и конструкций и внедрения эффективных строит. материалов; нормативные документы и методич. указания по проектированию пром. зданий и сооружений. Периодически публикует реферативную информацию "Строительное проектирование промышленных предприятий". Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1958)

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

ые штудии и иллюстрации Врубеля с их живописной выразительностью и своеобразной "кубистич." штриховой моделировкой. Изощрёнными рисовальщиками являются мастера "Мира искусства", проявившие себя прежде всего в книжной графике, а также в портрете, пейзаже, ист. композиции (А. Н. Бенуа, Л. С. Бакст, М. В. Добужинский, Е. А. Лансере, А. П. Остроумова-Лебедева, К. А. Сомов, И. Я. Билибин, А. Я. Головин, Б. М. Кустодиев, Н. К. Рерих, Г. И. Нарбут, С. В. Чехонин). История и жизнь народов СССР определили новое содержание сов. Р. Опираясь на реалистич. традиции иск-ва, руководствуясь методом социалистич. реализма, сов. художники развивают своеобразные виды станкового Р.- композиционный Р. (часто составляющий серии и циклы) на темы социалистич. строительства, героич. истории сов. народа, борьбы народов за мир (Д. А. Шмаринов, Е. А. Кибрик, В. А. Серов, Б. И. Пророков, К. И. Финогенов, А. М. Лаптев, П. В. Мальков, Н. А. Пономарёв и др.), портретный Р. вождей и деятелей СССР, рабочих, колхозников, интеллигенции, комсомольцев, воинов Сов. Армии (Н. И. Альтман, Н. А. Андреев, И. И. Бродский, Г. С. Верейский, Н. П. Ульянов, Д. Н. Кардовский, Е. А. Кацман, А. И. Лактионов, В. А. Фаворский и др.), пейзаж (В. В. Мешков, А. А. Дейнека и др.), а также жанр художественно-документальной зарисовки, иллюстрации произв. сов. и классич. литературы (Лансере, Кустодиев, Кукрыниксы, Шмаринов, Б. А. Дехтерев, А. Ф. Пахомов, В. М. Конашевич, Д. И. Митрохин, П. В. Митурич, Н. А. Тырса, Е. И. Чарушин, Н. Н. Купреянов, С. В. Герасимов, М. С. Родионов, Н. Н. Жуков, В. В. Лебедев, Д. А. Дубинский, О. Г. Верейский, В. Н. Горяев). В Великую Отечественную войну 1941-45 был создан особый тип фронтового Р., глубоко патриотично запечатлевший подвиг сов. людей и трагич. сцены пережитых ими бедствий. Широко распространён жанр путевых зарисовок, документально точно повествующий о повседневной жизни и быте сов. страны и народов зарубежных стран. Искусство Р. успешно развивается во всех республиках СССР (В. И. Касиян, М. Г. Дерегус на Украине, С. Г. Романов в Белоруссии, А. Азимзаде в Азербайджане, И. М. Тоидзе в Грузии, М. М. Абегян в Армении, А. Н. Волков в Узбекистане, Л. А. Ильина в Казахстане и др.). Важное агитационно-политическое значение приобрели с первых лет Великой Окт. социалистической революции плакат, карикатура, газетно-журнальная графика (В. В. Маяковский, Д. С. Моор, В. Н. Дени, М. М. Черемных, Кукрыниксы, Б. Е. Ефимов, А. М. Каневский, Л. В. Сойфертис и др.).

Лит,: Сидоров А. А., Рисунок старых русских мастеров, М.- Л., 1956; его ж е, Рисунок русских мастеров. (Вторая половина XIX века), М., 1960; Соловьёв А. М., Смирнов Г. Б.,Алексеева Е. С., Учебный рисунок, М., 1953; Гращенков В. Н., Рисунок мастеров итальянского Возрождения, [М., 1963]; Виппер Б. Р., Статьи об искусстве, [М., 1970]; Ф л е к е л ь М. И., Великие мастера рисунка, М., 1974; М е d е г J., Die Handzeichnung. Ihre Technik und Entwicklung, 2 Aufl., W., 1923; G r a s s i L., Storia del disegno, Roma, 1947; Boekhoff H.,Winzer F., Das grosse Buch der Graphik, Braunschweig, 1968; К е n i n R., The art of drawing from the dawn of history to the era of the impressionists, N. Y.-L., 1974. См. также библиографию к ст. Графика. А. А. Сидоров.

РИТАРДАНДО (итал. ritardando, букв.- замедляя, задерживая; сокр. rit.) в музыке, обозначение постепенного замедления темпа; равнозначно раллентандо.

РИТЕНУТО (итал. ritenuto, от ritenere- задерживать; сокр. rit.) в музыке, обозначение замедления темпа; в отличие от ритардандо Р. распространяется лишь на немногие такты.

РИТМ (греч. rhythmos, от rheo - теку), воспринимаемая форма протекания во времени к.-л. процессов, осн. принцип формообразования временных искусств (поэзия, музыка, танец и др.). К пространственным искусствам это понятие применимо постольку, поскольку они предполагают развёртывающийся во времени процесс восприятия. Многообразие проявлений Р. в различных видах и стилях иск-ва, а также за пределами художеств, сферы (Р. речи, трудовых процессов и т. д.) породило множество различных определений Р., в связи с чем слово "Р." не обладает терминологич. чёткостью. Среди определений Р. можно наметить 3 осн. группы.

В самом широком понимании Р.- временная структура любых воспринимаемых процессов, образуемая акцентами, паузами, членением на отрезки, их группировкой, соотношениями по длительности и т. п. Р. речи в этом случае - произносимые и слышимые акцентуация и членение, не всегда совпадающее со смысловым членением, графически выражаемым знаками препинания и пробелами между словами. В музыке Р.- это её распределение во времени или (более узко) - последовательность длительностей звуков, отвлечённая от их высоты (ритмич. рисунок в отличие от мелодического).

Такому описательному подходу противостоят точки зрения, признающие Р. особым качеством, отличающим ритмичные движения от неритмичных; но этому качеству они дают противоположные определения. Одна из них понимает Р. как закономерное чередование или повторение и основанную на нём соразмерность; идеал Р.- точно повторяющиеся колебания маятника или удары метронома. Эстетич. впечатление от таких ритмич. движений объясняется окономией внимания", облегчающей восприятие и способствующей автоматизации мускульной работы (напр., при ходьбе). В речи автоматизация проявляется в тенденции к равной длительности слогов или промежутков между ударениями. Чаще речь признаётся ритмичной лишь в стихах (где имеется определённый порядок чередования слогов, ударных и неударных или долгих и кратких), что приводит к отождествлению Р. с метром (в музыке - с тактом, муз. метром).

Но именно в поэзии (см. Поэзия и проза) и музыке, где роль Р. особенно велика, его чаще противопоставляют метру и связывают не с правильной повторяемостью, а с трудно объяснимым "чувством жизни", захватывающей силой устремления вперёд и т. п. "Ритм - это основная сила, основная энергия стиха. Объяснить его нельзя" (В. В. Маяковский, "Как делать стихи"). В противоположность определениям Р., осн. на соизмеримости (рациональности) и устойчивой повторности (статике), здесь подчёркивается эмоциональная и динамич. природа Р., к-рая может проявляться и без метра (в ритмической прозе и свободном стихе) и отсутствовать в метрически правильных стихах.

Эмоциональная (динамическая) и рациональная (статическая) точки зрения не исключают друг друга. Ритмичными можно назвать те движения, к-рые при восприятии вызывают своего рода резонанс, сопереживание, выражающееся в стремлении воспроизводить эти движения (ритмич. переживания непосредственно связаны с мышечными ощущениями, а из внешних ощущений - со звуками, восприятие к-рых часто сопровождается внутренним воспроизведением). Для этого необходимо, с одной стороны, чтобы движение не было хаотичным, имело бы определённую воспринимаемую структуру, которая может быть повторена, а с другой стороны, чтобы повторение не было механическим. Р. переживается как смена эмоциональных напряжений и разрешений, к-рые при точных, маятникообразных повторениях исчезают. В Р., т. о., объединены статич. и динамич. признаки, но поскольку критерий ритмичности остаётся эмоциональным и, следовательно, в значит, мере субъективным, границы, отделяющие ритмичные движения от хаотичных и механических, не могут быть строго установлены, что делает законным и описательный подход, лежащий в основе многих конкретных исследований речевого и муз. Р.

Чередование напряжений и разрешений (восходящих и нисходящих фаз) придаёт ритмич. структурам характер периодичности, что следует понимать не только как повторение определённой последовательности фаз (ср. понятие период колебаний), но и как её "закруглённость" (дающую повод к повторению) и завершённость, позволяющую воспринимать Р. и без повторений (ср. понятие период в риторике и музыке). Ритмич. впечатление может быть создано композицией в целом (завязка и развязка аналогичны восходящей и нисходящей ритмич. фазам), её делением на части (напр., драмы антрактами). В отличие от этих композиц. членений к собственно ритмич. строению обычно относят более мелкие членения, связанные с такими физиологич. периодичностями, как дыхание и пульс, которые являются прообразами двух типов ритмич. структур. Сравнительно с пульсом дыхание ближе к эмоциональным истокам Р. и дальше от механич. повторяемости; его периоды обладают ясно воспринимаемой структурой и чётко разграничены, но их величина, обычно соответствующая приблизительно 4 ударам пульса, легко отклоняется от атой нормы. В речи и музыке дыхание лежит в основе фразировки, определяя величину фразировочной единицы (колона или, как её иногда называли в музыке, "ритма"), создавая паузы и естеств. форму мелодич. каденции (буквально "падения" - нисходящей фазы ритмич. единицы), обусловленную понижением голоса к концу выдоха (повышение перед паузой выражает вопрос или незаконченность, позволяющую образовать сложные периоды). Чередование мелодич. повышений и понижений (каденций) образует "свободный, несимметричный Р." без постоянной величины ритмич. единиц, характерный для мн. фольклорных форм (начиная с первобытных и кончая рус. протяжной песней), григорианского хорала и др. Размеренность в таком мелодич. (интонационном) Р. возникает благодаря присоединению пульсационной периодичности, что в особенности проявляется в песнях, связанных с телодвижениями (плясовых, игровых, трудовых). В пульсе повторяемость преобладает над оформ-ленностью и разграниченностью периодов, завершение периода есть толчок, импульс, начинающий новый период, удар, по отношению к к-рому остальные моменты как неударные являются второстепенными и могут быть представлены паузой. Пульсационная периодичность свойственна ходьбе, равномерным трудовым движениям, в речи и музыке она определяет темп - величину промежутков между ударениями. Деление пульсацией первичных ритмико-интонационных единиц дыхательного типа на равные доли, порождённое усилением моторного начала, усиливает двигательные реакции при восприятии и тем самым ритмич. переживание. Т. о., уже на ранних стадиях фольклора песням протяжного типа противостоят "скорые" песни, производящие в большей степени ритмич. впечатление. Отсюда известное уже в античности противопоставление Р. и мелодии, причём чистым выражением Р. признаётся танец и музыка, исполняемая на ударных и щипковых короткозвучных инструментах. В новое время ритмич. характер также приписывается преим. маршевой и танц. музыке, а понятие Р. чаще связывается с пульсом, чем с дыханием. Однако одностороннее преувеличение пульсационной периодичности приводит к механическому повторению и подмене чередования напряжений и разрешений равномерными ударами (тогда как для ритмического восприятия ряда ударов необходимы различия между ними, позволяющие объединять их в группы).

На пульсации основана субъективная оценка времени и, следовательно, "рациональная", времяизмеряющая, или квантитативная, ритмика, характерная для эпох синкретического, но не фольклорного, а проф. иск-ва, получившая классич. выражение в античности. Соразмерность здесь обусловлена не физиологич. тенденциями, а эстетич. требованиями. Равенство временных величин становится частным случаем их пропорциональности, наряду с к-рым существуют другие "роды Р." (соотношения "арсиса" и "тезиса" - восходящей и нисходящей частей ритмич. единицы) - 1:2, 2 : 3 и др. Пропорции в квантитативной ритмике достигают большой сложности, создавая как бы архитектуру во времени. Ведущая роль танца обусловлена не столько двигательной, сколько его пластич. природой, обращённой к зрению, к-рое для ритмич. восприятия в силу психо-физиологич. условий требует прерывистости движения, смены картин, длящихся определённое время. Именно таким был антич. танец, Р. к-рого заключался в смене танц. поз ("схем"), разделённых "знаками" или "точками" (греч. "семейон" имеет оба значения). Удары в квантитативной ритмике - не импульсы, а границы сопоставляемых по величине отрезков, на к-рые делится время. Восприятие времени сближается здесь с пространственным, а понятие Р.- с симметрией. Подчинение временных соотношений определённым заданным формулам, отличающее танец от любых др. движений, переносится и на жанры, непосредственно с танцем не связанные (напр., эпос), где словесный текст укладывается в предустановленные стиховые формулы. Благодаря различиям слогов по длительности стиховой текст становится мерой (метром) для Р., но только как последовательность долгих и кратких слогов; собственно Р. ("течение") стиха, деление на арсисы и тезисы и определяемая ими акцентуация, не связанная со словесными ударениями, относится к музыкально-танц. стороне синкретич. иск-ва. На антич. ритмику опираются представления о Р. как о стройности и размеренности и о метре как о проявлении Р. на речевом материале. Последнее неверно уже по отношению к античности, знавшей свободный (неметрический) речевой Р. ораторской прозы. Возникшие в конце античности чисто речевые стихи, основанные на словесных ударениях, также получили название "ритмов" в отличие от квантитативных "метров".

В "ритмическом" стихосложении, достигшем полного развития в новое время, проявляется третий (после интонационного и квантитативного) тип Р.- акцентный, свойственный поэзии и музыке, отделившимся друг от друга и от танца. Развивающиеся на фоне "искусственной" "книжной" прозы (а не устной речи, как метрич. стихосложение) новые стиховые системы подчёркивают динамическую и эмоциональную стороны Р. Стиховые размеры регулируют акцентные импульсы, а не временные соотношения. При этом свобода и разнообразие Р. ценятся выше его "правильности" (подчинения правилам стихосложения). В реальном звучании предписанная правилами схема стиха взаимодействует с разнообразными акцентами и членениями текста, и это допускаемое в рамках схемы разнообразие играет доминирующую роль и в качестве собственно Р. стиха обычно противопоставляется его метру. Так, в силлабо-тонич. стихосложении, метр к-рого устанавливает правильное чередование сильных и слабых слогов, ритмич. разнообразие достигается тем, что в определённых условиях словесные ударения могут быть не на каждом метрич. ударении, а иногда приходятся и на метрически слабый слог. Дальнейшее разнообразие создаётся размещением словоразделов, синтаксич. пауз и фразовых акцентов.

Аналогичное противопоставление Р. и метра возникает и в отделившейся от стиха музыке. Музыкальный метр представляет собой идеальную схему чередования сильных и слабых ударений, с которой реальная акцентуация может расходиться в большей степени, чем в стихах (см. Синкопа). На фоне этой схемы ритмич. разнообразие создают муз.-смысловые акценты и членения. Сюда относятся: фразировка (поскольку музыкальный метр в отличие от стиховых не предписывает деления на строки, музыка в этом отношении ближе к прозе, чем к стихам) и группировка тактов (см. бетховенские указания "Р. из 3 тактов", "Р. из 4 тактов"); заполнение такта нотами различной длительности, ритмич. рисунок (к к-рому сводят понятие Р. многие учебники элементарной теории музыки). В акцентной ритмике нового времени соотношения длительности теряют самостоят, значение и становятся одним из средств акцентуации (более долгие звуки выделяются по сравнению с короткими). При этом нотные обозначения величин, образующих ритмич. рисунок, укаоывают не реальные длительности, а доли такта, к-рые в муз. исполнении растягиваются и сжимаются в весьма широких пределах.

В музыке 20 в. наблюдается тенденция к большей стабильности временных соотношений, что приводит к возрождению нек-рых черт квантитативной ритмики. Эта тенденция подкрепляется кино и звукозаписью, где длительность может быть выражена в пространственном измерении - в метрах киноплёнки или магнитофонной ленты.

Р. в пластических искусствах является важным средством создания композиции художественного произведения и существенным компонентом в формировании образа. С помощью того или иного ритмического строя художественным произведениям можно придать различную эмоциональную окраску. Ритмич. построения достигаются с помощью различных элементов симметрии, а также чередованием или сопоставлением любых элементов композиц. характера - контрастами или соответствиями масс, отд. предметов, линий, зафиксированных движений, светотеневых и цветовых пятен, пространств, членений и пр. Ритмич. организация способствует достижению гармонич. ясности или острой экспрессии художеств, образа, чёткости восприятия произведения зрителем.

Лит.: Серов А. Н., Ритм как спорное слово. Критические статьи, т. 1, СПБ, 1892; Труды Музыкально-этнографической комиссии, т. 3, в. 1 - Материалы по музыкальной ритмике, М., 1907; Б ю х е р К., Работа и ритм, пер. с нем., М., 1923; Пешковский А. М., Стихи и проза с лингвистической точки зрения, в его кн.: Сб. ст., Л.- М., 1925; Томашевский Б., О стихе. Статьи, Л., 1929; Ритм, пространство и время в литературе и искусстве, Л., 1974; L u s sy М., Le rythme musical, P., 1883; Sievers E., Rhythmisch-melodische Studien, Hdlb., 1912; For el O. L., Le Rythme. Etude psychologique, Lpz., 1920; D и m e s n i 1 R., Le rythme musical, 2 ed., P., 1949; Vortrage und Verhandlungen zum Problemkreise Rhythmus. "Zeitschrift fur Asthetik und allgemeine Kunstwissenschaft", Stuttg., 1927, Bd 21, H. 3. См. также лит. при ст. Метр.

М. Г. Харлап (ритм в музыке и стихе).

РИТМИКА (от греч. rhythmikos - относящийся к ритму), 1) теория ритма. 2) Совокупность ритмич. особенностей определённого языка, поэзии, музыки или определённого стиля, художеств, произведений к.-л. автора (индийская Р., Р. барокко, А. С. Пушкина, Л. Бетховена и т. п.). 3) Раздел стиховедения, в к-ром, в отличие от метрики, устанавливающей правила построения стиха, изучается разнообразие конкретных форм стиха в пределах одного и того же правильного размера стихотворного. 4) Система физич. упражнений под музыку для развития чувства ритма.

РИТМИЧЕСКОЕ ДЕЛЕНИЕ, деление муз. длительности (временной доли) на равные части. В основе Р. д.- деление на две части: целой ноты на две половинные, половинной на две четвертные, четвертной на две восьмые и т. д., а также деление трёхдольных длительностей на три части: целой ноты с точкой на три половинные, половинной с точкой на три четвертные, четвертной с точкой на три восьмые и т. д. Помимо этого, применяется произвольное (условное) деление осн. длительностей на различное число равных долей, не отвечающее господствующему в данном произв. принципу деления; т. о. возникают дуоль, триоль, квартоль, квинтоль, секстоль, септоль, октоль, нонемоль, децимоль, а также группы с большим числом дробных длительностей, не имеющие специальных названий.




2213.htm
РИЦИНОЛЕВАЯ КИСЛОТА, рицинолеиновая кислота, одноосновная ненасыщенная оксикислота жирного ряда, СН3(СН2)5СН(ОН)СН2СН=СН(СН2)7СООН, бесцветная вязкая жидкость; tпл 5,5 °С, tкип 226 - 228 °С (1,33 кн/м2), плотность 0,950 г/см3 (15 °С); не растворяется в воде, хорошо растворяется в спирте и эфире. Эфир Р. к. и глицерина - гл. составная часть (до 85%) касторового масла, из к-рого гидролизом выделяют Р. к. в смеси с др. жирными кислотами. Чистую Р. к. можно получить из этой смеси (обычно применяемой в пром-сти под назв. Р. к.) низкотемпературной кристаллизацией из ацетона. Эфиры Р.к. (напр., бутиловый) и соли кислых эфиров Р. к. и серной кислоты применяют в качестве эмульгаторов, диспергирующих веществ и смачивающих средств в текстильной пром-сти; касторовое масло и получаемый из него метиловый эфир Р. к.- сырьё в произ-ве себациновой и ундециленовой кислот, гептилового альдегида, октанола-2 и мн. др. ценных продуктов.

РИЦИНСКИЙ ЗАПОВЕДНИК, расположен на юж. отрогах Главного Кавказского хребта, на вые. 300-2200 м (наибольшая высота 2543 м и 3263 м). Организован в 1957 (под назв. РицаАвадхарский, существовал с 1947) для охраны озёр Большая Рица и Малая Рица и осн. природных ландшафтов. Пл. 16 167 га (1974). Территория расчленена мн. ущельями. На склонах (выс. 300 - 600 м) преобладают граб обыкновенный, липа кавказская, дуб имеретинский, берест, каштан обыкновенный, самшит колхидский; выше (600-1800 м) пихта и сосна кавказские, встречаются бук и ель восточные; ещё выше (1800-2200 м) преобладают пихта кавказская, бук и ель восточные, сосна Сосновского. Эти леса граничат с субальпийским поясом. Обычны кавказский олень, косуля, серна, кабан, лесная куница, кавказский улар и тетерев. В оз. Большая Рица обитает форель, акклиматизирован сиг.

Лит.: Заповедники Советского Союза, М., 1969.

РИЦИНУЛЕЙ (Ricinulei), отряд класса паукообразных. Тело дл. до 1 см, разделено на головогрудь и широкое членистое брюшко, заканчивающееся маленькой сильно суженной частью (заднебрю-шием). Подвижная складка передней части головогруди прикрывает маленькие 2-члениковые хелицеры. Из яйца выходит шестиногая личинка (как у клещей). Ок. 15 видов; распространены в Зап. Африке и Юж. Америке.

РИЦОС (Ritsos) Яннис (р. 1.5.1909, Монемвасия), греческий поэт. В нач. 30-х гг. печатался в коммунистич. прессе (стихи, поев. К. Марксу, СССР, борющемуся пролетариату др. стран). В сб-ках "Тракторы" (1934), "Пирамиды" (1935) утверждал образ современника-революционера.

В условиях фаш. диктатуры в стране (1936-41) Р. печатает поэмы "Песнь моей сестре" (1937), высоко оценённую К. Паламасом, "Весенняя симфония" (1938) и др. Поэтич. язык Р. усложняется. В годы фаш. оккупации Р. опубликовал сб. стихов "Старая мазурка в ритме дождя" (1942); участник Движения Сопротивления, он создаёт образы мужественных борцов за освобождение страны (сб. "Бдение", 1954). Поэзию Р. одухотворяет вера в социалистич. идеалы. Углублённостью филос. лирики отличается кн. стихов "Показания" (1967). С о ч. в рус. пер.: Стихи, М., 1959; Избр. лирика, [М.], 1968; Избранное, М., 1973.

РИЧАРД (Richard). В Англии: Р. I Львиное Сердце (франц. Coeur de Lion, англ. Lion-Hearted) (8.9.1157, Оксфорд,-6.4.1199, Шалю, Франция), король (с 1189) из династии Плантагенетов. Типичный ср.-век. рыцарь-авантюрист, Р. I вёл беспрерывные войны, чуждые интересам Англии и стоившие ей огромных средств. Участвовал в 3-м крестовом походе (1189-92), во время к-рого захватил о. Кипр и крепость Акру (в Палестине). На обратном пути попал в плен к австр. герцогу Леопольду V, к-рый передал его имп. Генриху VI; был выпущен только в 1194 за огромный выкуп. С 1194 вёл войну с франц. королём Филиппом II Августом, стремившимся отвоевать земли, к-рыми владели Плантагенеты во Франции. Во время войны был убит.

Лит.: Chronicles and memorials of the reign of Richard I, ed. by W. Stubbs, v. 1 - 2, L., 1864-65.

P. II (6.1.1367, Бордо,-14.2.1400, замок Понтекрафт), король (1377-99), последний из династии Плантагенетов. Внук короля Эдуарда III, сын Эдуарда Чёрного принца. В малолетство Р. II управление страной осуществлял совет во главе с его дядей Джоном Гонтом, герцогом Ланкастерским. Р. II принял непосредств. участие в подавлении Уота Тайлера восстания 1381. С 1389 правил самостоятельно, опираясь на парламент и часть знати. В 1397 установил строго единоличное правление, что вызвало мятеж крупных феодалов во главе с сыном Дж. Гонта Генрихом Ланкастером (позднее король Генрих IV); 30 сент. 1399 Р. II был низложен и позднее убит (или умер от голода в заточении). Р. II посвящена историч. драма Шекспира.

Лит.: Steel А. В., Richard II, Camb., 1941.

P. III (2.10.1452, замок Фотерингей,- 22.8.1485, Босворт), король с 1483, последний из династии Йорков. Младший брат короля Эдуарда IV. Герцог Глос-терский (с 1461). Стал королём во время Алой и Белой розы войны; назначенный в 1483 протектором королевства при малолетнем Эдуарде V (сыне Эдуарда IV) низложил его и заключил в Тауэр. В битве при Босворте (1485) потерпел поражение и был убит.

В лит-ре 16 в. Р. III обычно изображался как непосредственный участник убийства низложенного англ, короля Генриха VI, а также Эдуарда V и его брата. Р. III приписывали также отравление его жены Анны и убийство брата - герцога Кларенса. Р. III посвящены "История Ричарда III" Т. Мора (неоконч.; рус. пер. 1973) и историч. драма Шекспира "Ричард III".

Лит.: Kendall Р. М., Richard the Tihrd, L., 1955.

РИЧАРДИЯ, ришардия (Richardia), ричардсония (Richardsonia), род травянистых растений сем. мареновых. Листья супротивные, корни чётковидно-утолщённые. Ок. 10 видов, все - в Юж. Америке. Корни Р. бразильской (R. brasiliensis) и нек-рых др. видов, внешне похожие на корни ипекакуаны, использовались для её фальсификации.

РИЧАРДС (Richards) Дикинсон (р. 30.10.1895, Ориндж, Нью-Джерси), американский кардиолог, чл. Нац. академии наук США. В 1922 окончил Колумбийский ун-т; в 1947-61 проф. медицины, в 1945-61 руководитель, мед. отдела госпиталя Белвью (Нью-Йорк). Совм. с А. Курнаном разработал новые методы исследования функций сердца и лёгких (в т. ч. катетеризацию сердца) в норме и патологии; исследовал особенности сердечной деятельности в условиях травматич. шока. Нобелевская пр. (1956, совм. с А. Курнаном и В. Форсманом).

Соч.: Circulation of the blood. Men and ideas, N. Y., 1964 (совм. с А. Р. Fishman).

РИЧАРДС (Richards) Теодор Уильям (31.1.1868, Джермантаун, Пенсильвания,- 2.4.1928, Кембридж, Массачусетс), американский химик. С 1901 проф. Гарвардского ун-та в Кембридже (США). В 1888-1923 на основе разработанной им новой методики произвёл весьма точные определения атомных масс 25 элементов. В 1902 дал экспериментальное подтверждение Фарадея законов. В 1913 нашёл, что атомные массы РЬ, полученного из урановых и из торцевых руд, различны; это было одним из первых доказательств существования изотопов. Нобелевская пр. (1914).

Соч.: Determinations of atomic weights of silver, lithium and chlorine, Wash., 1910 (совм. с H. H. Willard).

Лит. .-Hartley H., Theodore William Richards memorial lecture, "Journal of the chemical society", 1930, pt 2, p. 1937 - 69.

РИЧАРДСОН (Richardson) Генри Хендел (псевд.; наст, имя и фам. Этель Флоренс Линдсей Ричардсон) (3.1.1870, Мельбурн,-20.3.1946, Фэрлайт, Суссекс), австралийская писательница. Окончила колледж в Мельбурне, муз. образование получила в Лейпциге. С 1888 жила в Европе'(с 1895 - в Великобритании). В романах "Морис Гест" (1908), "Молодая Козима" (1934) и др. реалистическое изображение внутреннего мира человека сочетается с идеализацией "сильной" личности в духе ницшеанства. Трилогия Р. "Судьба Ричарда Маэни" (1917-29), в к-рой на широком фоне австрал. и англ, жизни 2-й пол. 19 в. показана трагедия человека, твёрдого в своих моральных принципах и внутренне обособленного, занимает заметное место в истории австрал. романа. Автор мемуаров, "Я в молодости" (опубл. в 1948).

Лит.: Palmer N.. H. H. Richardson. A study, Sydney, 1950; В и с k l e у V., H. H. Richardson, Canberra, 1963; Но we 1 Is G., H. H. Richardson. 1870-1946. A bibliography..., Canberra, 1970: Green D., Ulysses bound: Henry Handel Richardson and her fiction, Canberra, 1973.

РИЧАРДСОН (Richardson) Генри Хобсон (29.9.1838, Сент-Джеймс, Луизиана,- 27.4.1886, Бруклин, близ Бостона, Массачусетс), американский архитектор. В 1859 окончил Гарвардский ун-т в Кембридже (США), в 1865 Школу изящных иск-в в Париже. С 1865 работал в Нью-Йорке, с 1874 в Бруклине. Наиболее влиятельный амер. архитектор 1870 - 1880-х гг., Р. мастерски использовал массивные, внушительные формы романского стиля для создания подчёркнуто солидных, эффектных, иногда как бы навеянных романтич. легендами композиций (церковь Тринити-чёрч в Бостоне, 1873- 1877; суд и тюрьма графства Аллегейни в Питсбурге, 1884-88). Вместе с тем здания Р., заложившие основу специфически амер. архит. традиции, имели чёткую функциональную организацию, а оптовый магазин "Маршалл Филд" в Чикаго (1885-87, не сохранился) строгой простотой своих фасадов предвосхищает чикагские рационалистич. здания 1880- 1890-х гг. Деревянные дома Р. (Брайентхаус в Кохассете, Массачусетс, 1880) положили начало "гонтовому стилю" компактных и удобных жилищ.

Г. X. Ричардсон. Здания суда и тюрьмы в Питсбурге. 1884-88.

Лит.: Hitchcock H. R., The architecture of H. H. Richardson and his times, new ed., Camb. (Mass.), 1966.

РИЧАРДСОН (Richardson) Джеймс (3.11.1806, Бостон,-4.3.1851, Кукава, близ оз. Чад), английский исследователь Африки. В 1845-46 путешествовал по Сахаре, первым из европейцев проник из Триполи через Гадамес в оазис Гат. В 1849-51 возглавлял экспедицию в глубь Африки, в ходе к-рой прошёл из Туниса в Триполи и затем пересек Сахару (через Мурзук, Гат и Агадес). Исследования Р. продолжили его спутники Г. Барт и А. Офервег.

Соч.: Travels in the great Desert of Sahara in 1845 and 1846, v. 1-2, L., 1848; Narrative of a mission to Central Africa, v. 1-2, L., 1853.

Лит. .Горнунг М. Б.,Липец Ю. Г., Олейников И. Н., История открытия и исследования Африки, М., 1973.

РИЧАРДСОН (Richardson) Джон (5.11.1787, Дамфрис, Шотландия,- 5.6.1865, Грасмир, Великобритания), шотландский исследователь Канадской Арктики, врач. В 1819-22 и 1825-27 участвовал в экспедициях Дж. Франклина; в 1826, следуя во главе морского отряда на В. от зал. Макензи, открыл участок сев. берега Сев. Америки (дл. более 1500 км), в частности п-ов Парри и прол. Долфин-энд-Юнион. В 1848 Р. прошёл вдоль берега по суше от устья р. Макензи до п-ова Бутия. Член Королевского об-ва (1825).

Соч.: Arctic searching expedition, a journal of a boat-voyage throught Rupert's land and the Arctic sea, in search of the discovery ships under command of sir John Franklin, L., 1851.

Лит.: Магидович И. П., История открытия и исследования Северной Америки,

РИЧАРДСОН (Richardson) Оуэн Уилланс (26.4.1879, Дьюсбери, Йоркшир,- 15.2.1959, Элтон, Хэмпшир), английский физик, чл. Лондонского королев, об-ва (с 1913). Окончил Кембриджский ун-т (1900). В 1900-06 сотрудник Кавендиш-ской лаборатории, в 1906-13 проф. Прин-стонского ун-та. В 1914-24 проф., в 1924-44 руководитель науч. исследований по физике, с 1944 почётный проф. Лондонского ун-та. Осн. труды по термоэлектронной эмиссии. В 1901 нашёл зависимость плотности тока термоэлектронной эмиссии от темп-ры поверхности металла (см. Ричардсона формула). Р. занимался также изучением фотоэлектрического эффекта, эмиссии электронов под действием химич. агентов, нек-рых вопросов магнетизма, квантовой теории, спектроскопии, физики рентгеновских лучей и т. д. Нобелевская пр. (1928).

Соч.: The electron theory of matter, 2 ed., Camb., 1916; The emission of electricity from hot bodies, 2 ed., L.- N. Y-, 1921; Molecular hydrogen and its spectrum, New-Haven - L., 1934.

Лит.: Wilson W., Owen Willans Richardson (1879-1959), "Biographical Memoirs of Fellows of the Royal Society", 1959, v. 5, p. 207 - 15 (лит.).

РИЧАРДСОН (Richardson) Сэмюэл (1689, Дербишир, - 4.7.1761, Парсонс-Грин), английский писатель. Сын столяра, ученик лондонского типографа, затем хозяин собственной типографии. Выступил с романом "Памела, или Вознаграждённая добродетель" (1740; рус. пер. 1787), в центре которого мастерски разработанный социально-этич. конфликт между служанкой и помещиком, между "щепетильной" моралью буржуа и сословной бесцеремонностью аристократа. Демократич. пафос романа - в утверждении духовных и нравств. возможностей простолюдина. Однако гуманистич. просветит, идеал Р. ограничен пуританскими предрассудками автора. Роман вызвал пародийные переложения и "продолжения" (см. в ст. Г. Филдинг). Вершина творчества Р.- проблемный роман "Кларисса" (т. 1-7, 1747-48; рус. пер. 1791-92). Уравняв Клариссу и её соблазнителя Ловласа в обществ, положении, Р. сосредоточивает внимание на психологич. и нравств. сторонах конфликта героини с пошлым, расчётливым окружением, показывает растлевающую силу денег. Кларисса - один из первых трагич. характеров в прозе нового времени. Завоеванием просветит, реализма стал и образ Ловласа, в к-ром "аристократические" пороки уживаются с гуманными душевными порывами. Попытка создать безупречно положит, героя в "Истории сэра Чарльза Грандисона" (т. 1-7, 1754; рус. пер. 1793-94) успехом не увенчалась. Нек-рыми мотивами последний роман Р. близок лит-ре предромантизма. Творчество Р. высоко ценили Вольтер, Д. Дидро. В 20 в. интерес к Р. возрождается. Встречаются попытки модернистского истолкования его творчества (напр., с точки зрения психоанализа, лит-ры "потока сознания").

С. Ричардсон

С о ч.: Novels, v. 1 - 19, Oxf., 1930; Selected letters, Oxf., 1964.

Лит.: Г е т г н е р Г., История всеобщей литературы, т. 1, СПБ, 1896; Е л и с т р а-т о в а А., Английский роман эпохи Просвещения, М., 1966; Cordasco F., Samuel Richardson, Brooklyn, 1948; В r i s s e n d e n R., Samuel Richardson, Lincoln (Nebr.), 1958; Watt I., The rise of the novel, Berkeley - Los Ang., 1962; Eaves Т. С. D u n k a n and Kimpel Ben D., S. Richardson. A biography, Oxf., 1971. В. А. Харитонов.

РИЧАРДСОН (Richardson) Тони (наст, имя Сесил Антони) (р. 5.6.1928, Шипли, Йоркшир), английский режиссёр театра и кино. Окончил Оксфордский университет. В 1949-51 президент Драматического общества этого ун-та. Творч. деятельность начал на телевидении. В 1955 зам. художественного руководителя "Ройял корт тиэтр" (труппа "Инглиш стейдж компани"), где поставил пьесы совр. драматургов, в к-рых затрагиваются острые социальные вопросы: "Оглянись во гневе" (1956, в 195/спектакль показан в Москве), "Комедиант" (1957) и "Лютер" (1961) Осборна, "Орфей спускается в ад" Теннесси Уильямса (1959). Среди работ в др. театрах: "Перикл" (1958) и "Отелло" (1959, с участием П. Робсона) Шекспира в Шекспировском мемориальном театре (Стратфорд-он-Эйвон), "Вкус мёда" Дилэни, "Св. Иоанна скотобоен" Брехта, "Карьера Артура Уи" Брехта и др. С 1959 работает в кино. Среди фильмов - "Оглянись во гневе" (1958), "Комедиант" (1960), "Вкус мёда" (1961), "Том Джонс" (1963).

Лит.: Современный английский театр, [Сб.], М., 1963.

РИЧАРДСОНА ФОРМУЛА, выражение, определяющее величину плотности j тока насыщения термоэлектронной эмиссии. Первоначально была получена О. У. Ричардсоном на основе классич. электронной теории металлов, затем уточнена им при термодинамич. рассмотрении термоэлектронной эмиссии. Окончательно уточнил Р. ф. амер. учёный С. Дэшман на основе квантовой теории. Полученная им формула обычно наз. формулой Ричардсона - Дэшмана.

Лит. см. при ст. Термоэлектронная эмиссия.

РИЧАРДСОНА ЭФФЕКТ, то же, что термоэлектронная эмиссия.

РИЧАРДСОНИЯ, растение семейства мареновых; то же, что ричардия.

РИЧЕРКАР (итал. ricercar, от ricercarе - искать, разыскивать), в зап.-европ. музыке 16-17 вв. род полифонич. пьесы имитационного склада, родственной фантазии; предшественник фуги. Название связано с тем, что имитация воспринималась как нахождение различными голосами той же темы. Зародился в Италии в лютневой музыке, позднее широкое распространение получил и Р. для органа (К. Меруло, А. Вилларт, А. Габриели, Дж. Фрескобальди и др.). С кон. 16 в. Р. развивали гл. обр. немецкие композиторы (И. Фробергер, Д. Букете-худе, И. С. Бах).

РИЧИ -КРЕТЬЕНА СИСТЕМА РЕФЛЕКТОРА, один из типов рефлекторов. В этой системе параллельные пучки света, идущие от звёзд, падают на главное вогнутое гиперболич. зеркало, отражаются на вторичное выпуклое гиперболич. зеркало, собираются позади него, образуя изображение. В Р.- К. с. р. исправлены сферич. аберрации и кома; поле зрения может достигать 0,5-1°. Для исправления астигматизма и увеличения поля до 2° применяются спец. линзовые корректоры. Р.- К. с. р. предложена франц. оптиком А. Кретьеном (Н. Chretien; 1922) и впервые осуществлена амер. астрономом Дж. Ричи (G. Ritchey; 1928); получила большое распространение во 2-й пол. 20 в.

РИЧМОНД (Richmond), город на Ю.-В. США, адм. ц. шт. Виргиния, 230 тыс. жит. (1970, с пригородами ок. 550 тыс.). Порт в низовьях р. Джеймс. Торг.-распределит, центр с.-х. р-на (выращивание табака, арахиса); в пром-сти 53 тыс. занятых (1973). Один из гл. центров табачной пром-сти США. Хим. пром-сть (произ-во минеральных удобрений), произ-во бумаги, с.-х. машин, металлообработка; автосборочный з-д. Ун-т.

РИЧМОНД (Richmond), город на 3. США, в шт. Калифорния. 77 тыс. жит. (1974). Порт на берегу зал. Сан-Франциско. Крупный центр нефтепереработки и нефтехимии. Судоверфи.

РИЧЧИЯ (Riccia), род печёночных мхов сем. риччиевых. Дихотомически разветвлённый таллом (слоевищс) из основной и ассимиляционной ткани обычно образует розетки диам. до 2 см с линейными или сердцевидными сегментами, с ризоидами и брюшными чешуйками на нижней стороне (рис., 1-2). Ассимиляционная ткань состоит из вертикальных рядов клеток с воздушными каналами между ними или из воздушных камер, часто открытых наверху. Антеридии, архегонии и спорогон в виде округлой коробочки без ножки и стопы погружены в верхнюю часть таллома (рис., 3-5). Ок. 130 наземных (реже водных, плавающих) видов; распространены на всех континентах, чаще в юж. широтах и Юж. полушарии. В СССР ок. 20 видов.


Риччия. 1,2 - талломы разных видов; 3, 4 - поперечные разрезы этих талломов; 5 - часть поперечного разреза таллома; а - ассимиляционная ткань, б - основная ткань, в - спорогоны, г - ар-хегоний, д - ризоиды.

РИЧЧОЛИ (Riccioli) Джованни Баттиста (17.4.1598, Феррара,-25.6.1671, Болонья), итальянский астроном. В 1651 вышел его труд "Новый Альмагест", к-рый был энциклопедией астрономич. знаний того времени. В него, вошли протоколы процесса над Г. Галилеем с текстом отречения, приложена лунная карта, на к-рой обозначены кратеры, названные именами астрономов.

РИШЕ (Richet) Шарль (26.8.1850, Париж,-4.12.1935, там же), французский физиолог и бактериолог, чл. Парижской АН (с 1914; в 1932 вице-президент, в 1933 президент), чл. Нац. академии медицины (1898). С 1887 проф. физиологии Парижского ун-та. Работы в области физиологии пищеварения (установил присутствие в желудочном соке соляной кислоты), дыхания, терморегуляции, чувствительности нервно-мышечного аппарата. В 1888 сформулировал понятие "пассивного иммунитета", в 1902 описал реакцию организма на чужеродный белок, назвав её анафилаксией (Нобелевская пр., 1913). Занимался проблемами иммунитета и серотерапии, лечения эпилепсии и туберкулёза лёгких. Известен также как психолог, специалист в области мед. статистики. Принимал активное участие в борьбе за мир.

Лит.: Albahary, Charles Richet, Munch., 1914, S, 28-29.

РИШЕЛЬЁ (Richelieu) Арман Жан дю П л е с си (duPlessis) (5.9.1585, Париж,- 4.12.1642, там же), французский гос. деятель, кардинал (с 1622). В 1624 возглавил королевский совет, став фактич. правителем Франции. Стремясь к укреплению абсолютизма, Р. отнял у гугенотов (фактически образовавших гос-во в гос-ве) Ла-Рошель (1628) и юж. крепости (1629) и лишил их политич. прав, предоставленных Нантским эдиктом 1598, но сохранил свободу вероисповедания и некоторые привилегии гугенотской буржуазии ("Эдикт милости", 1629). В 1632 подавил феод, мятеж в Лангедоке и казнил губернатора герцога Монморанси. По распоряжению Р. были срыты дворянские замки (кроме пограничных). Усилил контроль над губернаторами провинций и сильно ограничил права провинциальных штатов, парламентов, счётных палат, передав управление интендантам провинций. Во внеш. политике гл. задачей считал борьбу с Габсбургами, с к-рыми сначала вёл "скрытую" войну, поддерживая их врагов (нем. протестантских князей, Голландию, Данию, Швецию). В 1635 вовлек Францию в Тридцатилетнюю войну 1618-1648. Победам Франции способствовали создание при Р. воен. флота и реорганизация армии. В области экономики Р. проводил политику меркантилизма, расширил франц. колонизацию Канады, активизировал деятельность франц. торг, компаний на Антильских о-вах, в Сан-Доминго, Сенегале, на Мадагаскаре. Для укрепления абсолютизма и расширения внеш. политики Р. усилил налоговый гнёт и жестоко подавлял вызванные им нар. движения (многочисленные гор. восстания 20-40-х гг., восстания кроканов 1624, 1636-37, восстание "босоногих" 1639).

Кардинал Ришельё. Портрет работы Ф. де Тампеня (фрагмент). 1622. Лувр. Париж.

В своём "Политическом завещании" Р. изложил осн. принципы политики франц. абсолютизма. Р. способствовал развитию франц. классицизма в области лит-ры и иск-ва. Основал Французскую академию.

Соч.: Maximes d'etat..., P., 1880; Memoires, t. 1 - 10, P., 1908 - 31; Testament politique, [7 ed.], P., 1947.

Лит.: Люблинская А. Д., Франция в нач. XVII в., Л., 1959; её же, Французский абсолютизм в первой трети XVII в., М.- Л., 1965; Hanotaux G., Histoire du cardinal de Richelieu, t. 1 - 6, P., [1932 - 1947]; Ha user H., La pensee et [action economique du cardinal de Richelieu, P., 1944; S a i n t-A u 1 a i r e A. F. d e, Richelieu, [2 ed.]. P., 1960; М ё t h i-v ier H., Le siecle de Louis XIII, P., 1964; Burckhardt C. J., Richelieu, Bern, [1971]. А. И. Коробочка.

РИШЕЛЬЁ (Richelieu) Арман Эмманюэль дю Плесси (du Plessis) (14.9. 1766, Париж,- 17.5.1822, там же), французский и русский гос. деятель, герцог. В 1790 в качестве волонтёра рус. армии участвовал в штурме Измаила. Монархист по убеждениям, Р. в 1791 покинул Францию. С 1795 жил в России. С 1803 градоначальник Одессы, одновременно в 1805-14 ген.-губернатор Новороссийского края. На этом посту содействовал превращению Одессы в крупный торг, город, быстрому заселению и хоз. освоению Сев. Причерноморья. Большое внимание обращал на развитие рус.-франц. торг, связей. После реставрации Бурбонов (1814) возвратился во Францию, участвовал в Венском конгрессе, был первым министром в пр-ве Людовика XVIII (1815-18, 1820-21). В Одессе Р. воздвигнут памятник работы И. Мартоса (1828).

РИШТА (тадж., букв.-нить), гвинейский червь, мединский червь (Dracunculus medinensis), паразитический круглый червь сем. Dracunculidae, вызывающий одноимённое заболевание человека - ришту, или дракункулёз. Дл. тела зрелой самки до 120 см, самца - ок. 4 см. Р. распространена в тропиках и субтропиках. На территории СССР в Ср. Азии (Старая Бухара) была обычна до 30-хгг.; ныне полностью ликвидирована.

Ришта, самка.

РИЯД, город в Саудовской Аравии; см. Эр-Рияд.

РИЯЛ, денежная единица Саудовской Аравии. Введена в 1928. С 1960 Р. равен 20 кершам (курушам) и 100 халалам.

РКАЦИТЕЛИ, Кукура, Тополёк, Королёк, местный грузинский винный сорт винограда среднего периода созревания. Культивируется в Груз. ССР (гл. обр. в Кахетии), Арм. ССР, Казах. ССР, республиках Ср. Азии, Молд. ССР, УССР, Ставропольском крае РСФСР. Гроздь средняя, длинная, цилиндрическая, часто с одним сильно развитым крылом, среднеплотная. Ягода средняя, овальная, зеленовато-белая или желтоватая с коричневым загаром. Урожайность 14-20 т с 1 га. Используется для приготовления высококачественных вин разных типов во всех районах выращивания.



РКП(б), Российская Коммунистическая партия (6ольшевиков), см. Коммунистическая партия Советского Союза.

РКСМ, Российский коммунистический союз молодёжи, см. Всесоюзный Ленинский коммунистический союз молодёжи,

РНК, сокращённое назв. рибонуклеиновых кислот.

РОА БАСТОС (Roa Bastos) Аугусто (р. 1917), парагвайский писатель. Участвовал в движении против диктатуры Мо-риниго (1940-48); с 1947 - в эмиграции. Лит. путь начал как поэт, но наибольшее значение имеет его проза: сб. рассказов "Гром среди листьев" (1953) и роман "Сын человеческий" (1960, рус. пер. 1967)-выдающееся явление лат.-амер. прозы. В романе показана жизнь Парагвая за неск. десятилетий; историзм в нём органически переплетается с мифологизацией. Выступает и как лит. критик.

Соч.: El baldio, В. Aires, [1966]; Los pies sobre el agua, [B. Aires, 1967]; Moriencia, [Caracas], 1969.

Лит.: Мамонтов С. П., Испаноязыч-ная литература стран Латинской Америки в XX веке, М., 1972; КутейщиковаВ., Континент, где встречаются все эпохи, "Вопросы литературы", 1972, №4; Bareiro R., Roa Bastos у la nueva narrativa paraguaya. Actual narrativa latinoamericana, [La Habana, 1970].

POAHH (Roanne), город во Франции, в деп. Луара, в Центр. Франц. массиве. 55 тыс. жит. (1968). Начальный пункт судоходства на р. Луара. Ж.-д. узел. Крупный центр хл.-бум. пром-сти; швейная ф-ка, текст, машиностроение, военные з-ды.

РИАНОК (Roanoke), река на В. США. Дл. 725 км, пл. басс. ок. 25 тыс. км2. Берёт начало на зап. склонах Голубых гор (система Аппалачей), протекает на плато Пидмонт и Приатлантической низм., впадает в зал. Албемарл Атлантического ок. Ср. расход воды 230 м3/сек, максимальный-в конце весны, минимальный- в начале осени. На Р.-ГЭС. В низовьях доступна для небольших судов.

РОАНОК (Roanoke), город на Ю.-В. США, в шт. Виргиния, на р. Роанок. 91 тыс. жит. (1974; 220 тыс. с пригородами). Ж.-д. узел. Произ-во хим. волокна (одна из крупнейших фабрик в стране), электротехнич. оборудования. Мебельная, швейная, пищ. пром-сть. В промышленности 21 тыс. занятых (1973).

РОБА, раба, в Др. Руси рабыня, невольница. Р. могла быть наложницей своего господина, служанкой, кормилицей, ключницей в его доме. По Русской правде, дети Р. от господина после смерти отца становились свободными вместе с матерью.

Р. наз. также жена холопа, представителя самой низшей категории феодально-зависимого населения. Женитьба свободного на Р. без особого соглашения с её владельцем превращала его в холопа. Лит.: Зимин А. А., Холопы на Руси. (С древнейших времен до XV в.), М., 1973.

РОББИА (Robbia), семья итальянских скульпторов эпохи Возрождения, впервые применивших технику цветной майолики к рельефу и круглой пластике. Жили и работали во Флоренции. Главой семьи был Лука деллаР. (1399 или 1400 - 23.2.1482), получивший художеств, образование в ювелирной мастерской. Испытал влияние Л. Гиберти. Первоначально работал в бронзе и Мраморе (мраморные рельефы певческой трибуны в соборе Санта-Мария дель Фьоре, 1431-38), в 1440-х гг. изготовлял окрашенные в ясные тона майоликовые рельефы для украшения зданий и алтарей (13 медальонов в капелле Пацци церкви Санта-Кроче). Среди произведений Луки делла Р., проникнутых земным, жизнеутверждающим духом, особенно многочисленны композиции с изображением мадонны, полные лирической одухотворённости (люнета Палаццо деи Капитани ди Парте Гуэльфа, илл. см. т. 15, табл. X, стр. 49). Племянник, приёмный сын и ученик Луки - Андреаделла Р. (1435-1525), работая уже исключительно в технике майолики, расширил сферу её применения (круглые статуи и т. д.), употреблял более разнообразные тона. Среди произведений: медальоны с изображением спелёнутых младенцев на фасаде Оспедале дельи Инноченти (1463-66), группа "Встреча Марии с Елизаветой" (1491, церковь Сан-Джованни Фуорчивитас, Пистоя). Из сыновей Андреа, продолжавших его традиции, наиболее одарённым был Джованни делла Р. (1469 - после 1529), произведения которого благодаря необычайно богатой полихромии напоминают алтарные живописные образы и несут известный оттенок натурализма.

Лит.: Marquand A., Andrea della Robbia and his atelier, v. 1 - 2, Princeton - L., 1922; P 1 a n i s с i g L., Luca della Robbia, Firenze, [1948]; Brav9 C. del, L'umane-simo di Luca della Robbia, "Paragone", 1973, v. 285, p. 3-34.

РОББИНС (Robbins) Лайонел Чарлз (р. 22.11.1898), английский экономист. Высшее образование получил в Лондонском ун-те и Лондонской школе экономики. В 1924-29 преподаватель ряда англ, высших уч. заведений, в 1929-61 проф. экономики Лондонского ун-та, занимал видные посты в гос. аппарате. В 30-х гг., будучи членом правительственной комиссии по изучению экономич. положения Великобритании, выступил с позиции экономич. либерализма против кейнсианской программы усиления гос. вмешательства в экономич. жизнь капиталистических стран. Теоретич. взгляды Р. складывались под сильным влиянием австрийской школы, к к-рой он был более близок, чем к "английской традиции" А. Маршалла и его последователей. Р. развил субъективистскую трактовку предмета политич. экономии в направлении её крайней формализации. Экономич. теория, лишаемая конкретного социального содержания, рассматривается им в качестве одного из разделов некой всеобщей науки о рациональной деятельности, "исследующей человеческие поступки как отношение между целями и ограниченными средствами, которые могут иметь альтернативное использование" ("An essay on the nature and significance of economic science", L., 1946, p. 16).

В 30-х гг. Р. отстаивал теорию кризисов, упрощённо сводящую их основную причину к недостатку сбережений. После 2-й мировой войны 1939-45 Р. признал целесообразность определённого воздействия бурж. гос-ва на экономику в целях поддержания рыночного механизма, за к-рым, по его убеждению, должны сохраняться функции осн. регулятора капиталистич. хоз. деятельности. Придя к выводу о несостоятельности выдвигавшихся им ранее концепций экономич. циклов и кризисов, Р. произвёл переоценку роли кеинсианства, что вызвало в его адрес резкую критику сторонников традиц. экономич. либерализма.

Соч.: The great depression, L., 1934; Economic planning and international order, L., 1937; The theory of economic policy in English classical political economy, L., 1961; Politics and economics, L., 1963; The evolution of modern economic theory and other papers on the history of economic thought, L., 1970. Л. Г. Суперфин.

РОББИНС (Robbins) Фредерик Чапмен (p. 25.8.1916, Оберн, Алабама), американский вирусолог, чл. Нац. АН США. Окончил ун-т Миссури (1936) и Гарвардскую мед. школу (1940). В 1940-42 и в 1948-50 сотрудник детской больницы в Бостоне. В 1952-66 руководитель отдела педиатрии и инфекц. болезней в Главной, гор. больнице г. Кливленда; с 1952 проф. педиатрии мед. школы при ун-те в Кливленде (Огайо), с 1966 декан. Бостоне в сотрудничестве с Дж. Эндерсом и Т. Уэллером разработал технику культивирования вируса полиомиелита в тканевых культурах (Нобелевская пр., 1954), участвовал в создании вакцины против полиомиелита, а также в разработке методов определения и изоляции ряда др. вирусов. Изучал эпидемиологию инфекционного гепатита, сыпного тифа, Ку-лихорадки.

РОБ-ГРИЙЕ (Robbe-Grillet) Ален (р. 18.8.1922, Брест, Финистер), французский писатель и кинорежиссёр, один из основоположников "нового романа". Инженер-агротехник по образованию. Выступил в печати в 1953. В обезличенно-плоскостных повествованиях Р.Т. навязчивая опись вещей оттесняет и рассказ о событиях, и образы людей (романы "Смотрящий", 1955; "Ревность", 1957, и др.). Со временем эти словесные натюрморты перерастают в галлюцинации мира хаотичного, причудливо-ущербного (роман "В лабиринте", 1959; киносценарий "В прошлом году в Мариенбаде", 1961), к-рый не могут оживить ни полицейское происшествие (роман "Дом свиданий", 1965), ни спекулятивный отклик на политич. злободневность (роман "Проект революции для Нью-Йорка", 1970), ни болезненный эротизм (роман н кинофильм "Постепенно соскальзывая в наслаждение", 1973).

Соч.: Pour un nouveau roman, P., 1963; в рус. пер.- В лабиринте (отрывок), "Иностранная литература", 1961, № 1.

Лит.: Великонек и и С., В лаборатории расчеловечивания искусства, в сб.: О современной буржуазной эстетике, в. 1, М,, 1963; 3 о н и н а Л., "Новый роман": вчера, сегодня. "Вопросы литературы", 1974, №11; Еремеев Л. А.. Французский "новый роман", К., 1974; Morrissette В., Le roman de Robbe-Grillet, [P., 1963]; Ricardou J., Pour une theorie du nouveau roman, P., [1971]; GardiesA., A Robbe-Grillet, [P., 1972].

С. Н. Великовский.

РОБЕНГАУЗЕН, Робенхаузен (Robenhausen), неолитическое свайное поселение (пл. ок. 10 тыс. л2) близ одноимённой деревни у берега оз. Пфеффи-керзе в Сев. Швейцарии. Раскапывалось с 1857. Поселение располагалось на сваях у берега древнего озера, над водой; с берегом соединялось мостом. Найдено много предметов из дерева, кости и рога (дверь хижины, долблёный чёлн, весло, лук, стрелы, кинжалы, топоры, скребки и др.), остатки сетей с грузилами и поплавками, керамика. Находки относятся преим. к археол. культурам Кортайо и михельсбергской. Осн. занятием жителей было животноводство (кр. рог. скот, овцы, козы, свиньи). Скот содержался на терр. поселения.

Робенгаузен. Кинжалы из тисового дерева.

РОБЕР (Robert) Юбер (22.5.1733, Париж,- 15.4.1808, там же), французский живописец. Работал в Париже. В 1754- 1765 жил в Италии. Член Королевской академии живописи и скульптуры (с 1767) и почётный вольный общник АХ в Петербурге (с 1802). Участник реконструкции парка в Версале (1775), хранитель Лувра (с 1784). Испытал влияние Дж. Б. Пиранези. Произв. Р., изображающие преим. антич. руины, парковые виды, а также различные события из парижской жизни, отличаются богатством фантазии, тонкостью свето-воздушной перспективы; живые жанровые сценки, представленные в нарочитом контрасте с грандиозной архитектурой, вносят в пейзажи Р. элементы рококо

Ю. Р о б е р. "Руины". 1779. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Москва.

Лит.: Дьяков Л. А., Гюбер Робер, М., 1971; Leclere Т., Hubert Robert et les paysagistes francais du XVIII siecle, P., 1913.

РОБЕРВАЛЬ (Roberval) [наст, фам.- Персонье (Personier)] Жиль (8.8. 1602, Роберваль, близ Бове,- 27.10. 1675, Париж), французский математик, член Парижской АН (с 1666). Наряду с Б. Кавальеры разработал "неделимых" метод, близкий по идеям к анализу бесконечно малых. Этот метод Р. применил для определения длин дуг многих кривых линий, площадей фигур с криволинейными границами, а также объёмов нек-рых тел. Р. дал способ для проведения касательной к кривой, основанный на рассмотрении кривой как траектории сложного движения. Занимался также исследованиями в области механики, высшей алгебры, астрономии, физики. Изобрёл весы, носящие его имя. Работы Р. были напечатаны в 1693 в "Memoires de I'Academie des sciences", t. 6.

РОБЕРТ БРЮС (Robert Bruce) (1274- 1329), шотландский король с 1306; см. Брюс Р.

РОБЕРТ ГВИСКАР (Robert Guiscard) (ок. 1015 - 17.7.1085, о. Кефалиния), один из предводителей норманнов, вторгшихся в Италию. Участвовал в войнах с византийцами за территории в Юж. Италии, разбил войска папы Льва IX у Чивитате (1053). В 1057 стал графом Апулии. Папа Николай II узаконил завоевания Р. Г. (как осуществлённые, так и будущие), провозгласив его в 1059 герцогом Апулии, Калабрии и Сицилии, а Р. Г. принёс папе вассальную присягу. К 1072 Р. Г. владел Юж. Италией и Сицилией (отвоёванной у арабов), заложив основы Сицилийского королевства. Папа Григорий VII, пытавшийся приостановить дальнейшие завоевания Р. Г., отлучил его в 1074 от церкви, но в 1080 снял отлучение и передал Р. Г. в лен все занятые им земли (в т. ч. Амальфи, Салерно), рассчитывая на его помощь в борьбе с имп. Генрихом IV. Продолжая воевать с Византией, Р. Г. вторгся на Балканский п-ов, нанёс поражение войскам Алексея I Комнина при Диррахии (1081). В 1084 пришёл на помощь папе Григорию VII, осаждённому в Риме имп. Генрихом IV, вытеснил императора из Рима, но при этом разгромил и разграбил город. Умер в разгар возобновившейся войны с Византией.

РОБЕРТИ (точнее Де Роберти де Кастро де ла Серда) Евгений Валентинович (25.12.1843, с. Казацкое Подольской губ.,-8.5.1915, Валентиновка Тверской губ.), русский социолог и философ-позитивист. Учился в Александровском лицее (Петербург), ун-тах Гейдельберга и Йены. С кон. 60-х гг. сотрудничал в рус. либеральных газетах и журналах, в издававшемся в Париже Э. Литтре и Г. Н. Вырубовым журнале "Revue de la philosophic positive". Участник земского движения, конституционалист. С 1887 подолгу жил за границей. В 1894-1907 проф. Нового Брюссельского ун-та. Активный деятель междунар. социологич. конгрессов. В 1908-15 проф. социологии в Психо-неврологич. ин-те в Петербурге. С 1914 вместе с М. М. Ковалевским издавал сб. "Новые идеи в социологии". Примыкал к партии кадетов.

Отталкиваясь от О. Конта, к-рый представлялся ему недостаточно позитивистским, Р. развил концепцию, получившую назв. "гиперпозитивизм" ("неопозитивизм", "робертизм"): гносеология - часть социологии как осн. науки о разуме; этика, основывающаяся на этой социологич. теории познания, должна стать прикладной социологией действия; науч. философия отлична от науки по объекту и методу. Р. отверг контовский феноменализм и агностицизм, сводя непознаваемое к непознанному. В т. н. биосоциальной гипотезе Р. подчёркивалось значение коллективных представлений при анализе социального действия. Выдвинул идею 4 осн. факторов "надорганической" социальной эволюции (наука, философия, иск-во, труд). В нач. 20 в. Р. солидаризировался с энергетич. объяснением обществ, прогресса у В. Оствалъда. Идеи Р. получили отклик во франц. социологии 20 в.

Соч.: Политико-экономические этюды, СПБ, 1869; Наука и метафизика, "Знание", 1875, № 5; Социология..., СПБ, 1880; Прошедшее философии. Опыт социологического исследования общих законов развития философской мысли, т. 1 - 2, М., 1886; Новая постановка основных вопросов социологии, М., 1909; Понятия разума и законы вселенной, СПБ, 1914; L'inconnaisable, sa metaphysique, sa psychologie, P., 1889; Agnosticisme..., P., 1892; La philosophie du siecle. P., 1891; L'ethique, v. 1-4, P., 1896-1900; Sociologie de 1'action, P., 1908.

Лит.: История философии в СССР, т. 3-4, М., 1968 - 71; Verrier R., Roberty. Le positivisme russe et la fondatiou de la sociologie, P.,1934; Walicki A., Rosy-jska filozofia i mysl spoteczna od oswiecenia do marksizmu, Warsz., 1973.

В. Я. Пустарнаков.

РОБЕРТС (Roberts) Ричард (22.4.1789, Каррегова, графство Монтгомеришир,- 16.3.1864, Манчестер), английский изобретатель. Сын сапожника, прошёл путь от рабочего в каменном карьере до создателя станков, работал на различных заводах, в т. ч. у Г. Модели. В 1816-17 на средства компаньона основал маш.-строит. завод. Построил продольно-строгальный станок (1817) и позднее оригинальный товарно-винторезный станок, неск. текстильных машин, усовершенствовав их конструкции по патентам, полученным в 1825 и 1830. Создал машину для сверления отверстий в элементах мостовых конструкций и котельных листах (1848). Работал в области ж.-д. транспорта, в частности впервые предложил ввести единую ширину колеи (1845).

Лит.: Цейтлин Е. А., Очеоки истории текстильной техники, М. - Л., 1940; Загорский Ф. Н., Очерки по истории металлорежущих станков до середины XIX века, М.- Л., 1960.