загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна,окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ПРОМЫШЛЕННОМ, ЖИЛОМ И НЕ ТОЛЬКО...:
ПОНЯТИЯ:

МОНТАЖ (франц. montage - подъём установка, сборка, от monter - поднимать), сборка и установка сооружений конструкций, технологического оборудования агрегатов, машин (см. Сборка машин, аппаратов, приборов и др. устройств и готовых частей и элементов.
МОНТАЖ в строительстве - основной производственный процесс, выполняемый при возведении зданий и сооружений или и реконструкции, в результате которого устанавливают в проектное положение строительные конструкции, инженерное технологическое оборудование и др. МОНТАЖ технологического оборудования включает также присоединение его к источникам энергоснабжения системам очистки и удаления отходов оснащение приборами, средствами автоматизации и контроля
.


СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ в СССР, организационно обособленные производственно-хозяйственные единицы, основным видом деятельности которых является строительство новых, реконструкция, капитальный ремонт и расширение действующих объектов (предприятий, их отдельных очередей, пусковых комплексов, зданий, сооружений), а также монтаж оборудовани я. К государственным СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ относятся строительные и монтажные тресты (тресты-площадки, тресты гор. типа, территориальные, союзные специализированные тресты); домостроительные, заводостроительные и сельские строительные комбинаты; строительные, (монтажные) управления и приравненные к ним организации (напр., передвижные механизированные колонны, строительно-монтажные поезда и др.).
ПРОЕКТИРОВАНИЕ (от лат. projectus, буквально - брошенный вперёд), процесс создания проекта - прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния. Различают этапы и стадии ПРОЕКТИРОВАНИЯ, характеризующиеся определённой спецификой. Предметная область ПРОЕКТИРОВАНИЯ постоянно расширяется. Наряду с традиционными видами ПРОЕКТИРОВАНИЯ (архитектурно-строительным, машиностроительным, технологическим и др.) начали складываться самостоятельные направления ПРОЕКТИРОВАНИЯ человеко-машинных систем (решающих, познающих, эвристических, прогнозирующих, планирующих, управляющих и т. п.) (см. Система "человек и машина"), трудовых процессов, организаций, экологическое, социальное, инженерно-психологич., генетическое ПРОЕКТИРОВАНИЕ и др. Наряду с дифференциацией ПРОЕКТИРОВАНИЯ идёт процесс его интеграции на основе выявления общих закономерностей и методов проектной деятельности.
ПРОМСТРОЙПРОЕКТ, проектный институт в ведении Госстроя СССР. Находится в Москве. Организован в 1933. В составе института архитектурно-строительные и конструкторские отделы; ПРОМСТРОЙПРОЕКТ возглавляет объединение "Союзхимстройниипроект" с проектными институтами в Киеве, Ростове-на-Дону, Тольятти, Алма-Ате. Разрабатывает проекты (архитектурно-строительные и сан.-технич. части) производственных зданий и сооружений крупнейших промышленных предприятий автомобильной, машиностроит., металлургич., химич. и др. отраслей пром-сти; схемы генеральных планов пром. узлов и упорядочения существующих пром. районов; мероприятия по повышению уровня индустриализации строительтсва за счёт унификации и типизации зданий, сооружений и конструкций и внедрения эффективных строит. материалов; нормативные документы и методич. указания по проектированию пром. зданий и сооружений. Периодически публикует реферативную информацию "Строительное проектирование промышленных предприятий". Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1958)

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

рирэкрана, что не мешает актёрам действовать в непосредственной близости от последнего; это позволяет получать комбинированное изображение достаточно резким при небольшой глубине резкости объектива киносъёмочного аппарата. P.M. даёт возможность совмещать изображения действий и различных объектов, разделённых в пространстве и во времени, а также (в отл"чие от нек-рых других методов комбинированной киносъёмки) позволяет актёру видеть изображение фона в процессе съёмки, что очень важно для согласования речи и действий актёра с событиями, изображаемыми на рирэкране.

Рирэкран может заполнять либо всё поле кинокадра, либо только часть его (напр., при изображении пейзажа за окном или открытой дверью). Изображение фона на рирэкране может быть статическим или динамическим. Для получения статических изображений используют диапроекторы с мощными источниками света и водяной системой охлаждения. Динамич. изображения получают при помощи малошумных кинопроекторов с большим световым потоком. Обычно проекция производится со стандартной частотой. Для того чтобы время экспонирования комбинированного изображения совпадало со временем проецирования изображения фона, привод механизма киносъёмочного аппарата должен работать синхронно и синфазно с приводом механизма рирпроектора.

Киносъёмка Р. м. может осуществляться также в покадровом режиме (с нерегулярными временными интервалами между экспонированием последовательных кадров) - при мультипликац. съёмках, при съёмке с последующим повторным проекц. совмещением (см. Проекционных совмещений метод), а также в сочетании с др. методами комбинированной киносъёмки.

Лит.: Горбачёв Б. К., Техника комбинированных съёмок, 2 изд., М., 1961; Комбинированные киносъёмки, М., 1972.

А. А. Сахаров.

РИРПРОЕКЦИЯ ЭЛЕКТРОННАЯ, способ получения при помощи электронной аппаратуры комбинированного телевизионного изображения, составленного из двух (или более) отд. изображений, образующих в совокупности законченную в смысловом отношении сцену. Одно из них служит задним планом сцены (обычно это рисунок или изображение, полученное с диапозитива, кинокадра и т. д.), а второе - её передним планом (обычно это изображение актёров и др. объектов на однородном контрастном фоне, создаваемом гладкой однотонной поверхностью; при этом макс, различие отражающих свойств объекта и фона обеспечивается в случае цветного фона). Р. э. осуществляется быстродействующим электронным переключателем видеосигналов обоих изображений под действием т. н. силуэтного сигнала, сформировать к-рый позволяет достаточное изменение уровня видеосигнала при переходе от фона к объекту. Переключение происходит в соответствии с силуэтом объекта т. о., что внутри силуэта оказывается изображение объекта, а вне его - задний план сцены (в связи с этим для обозначения Р. э. иногда применяют термин "инкрустация").

Р. э. используют в передачах любых жанров. При частой смене задних планов применение Р. э. ускоряет и удешевляет подготовку телевизионной передачи. Совр. (1975) аппаратура для Р. э. позволяет получать телевизионные изображения высокого качества.

Лит.: Самарин М. С. Котельников А. В., Способы построения систем электронной рирпроекции, "Техника кино и телевидения", 1966, № 10. Е. Э. Брудно.

РИС (Riesz) Марсель (р. 16.11.1886, Дьёр), математик. Венгр по национальности, брат Ф. Риса, с 1911 живёт в Швеции. Учился в Будапеште, Гёттингене и Париже (1904-10). В 1911-27 доцент Стокгольмского ун-та, с 1927 проф. Лундского ун-та. Работы посвящены рядам Фурье, рядам Дирихле, расходящимся рядам, неравенствам, математической физике.

Соч.: The general theory of Dirichlet's series, Camb., 1915 (совм. с G. H. Hardy); в рус. пер. - О некоторых основных понятиях релятивистской квантовой механики, "Успехи математических наук", 1950, т. 5, в. 5(39).

РИС (Riesz) Фридьеш (22.1.1880, Дьёр,- 28.2.1956, Будапешт), венгерский математик, чл. Венгерской АН (1916). Брат М. Риса. Учился в Цюрихе (1897- 1899), Будапеште (1899-1901), Гёттингене и Париже (1903-04). Проф. ун-тов в Клуже (1912-19), Сегеде (1920-45), Будапеште (с 1946). Осн. работы посвящены функциональному анализу. Изучил линейные пространства (интегрируемых функций), исследовал системы линейных уравнений с бесконечным числом неизвестных, построил теорию функций от операторов и др. Является одним из основателей теории топологич. пространств. Основал журнал "Acta scientiarum mathematicarum" (1922).

С о ч. в рус. пер.: Лекции по функциональному анализу, М., 1954 (соавтор); О линейных функциональных уравнениях, "Успехи математических наук", 1936, в. 1; Линейные операторы в комплексном гильбертовом пространстве, там же, 1941, в. 9; О функциях от эрмитовых операторов в гильбертовом пространстве, там же, с. 182 - 90.

РИС (Oryza), род однолетних и многолетних растений сем. злаков. В роде 19 видов. Произрастают в тропиках. Культурный вид - Р. посевной (О. sativa), подразделяемый на подвиды ssp. brevis и ssp. communis (индийская и японская ветви), распространён также в субтропиках и более тёплых р-нах умеренного пояса. В Зап. Африке выращивают Р. голый (О. glaberrima). Остальные виды дикорастущие, размножаются самосевом. Нек-рые из них, напр. Р. точечный (О. punctata), Р. короткоязычковый (О. breviligulata), произрастающие в Африке, имеют большое значение в питании местного населения.

Р. посевной - однолетнее растение. Корневая система его мочковатая, дл. 30-40 см (до 1л), отличается от корней др. злаков наличием воздухоносных полостей и малым кол-вом корневых волосков, к-рые у взрослого растения при постоянном затоплении почти полностью отмирают. Стебель - соломина, выс. от 50 см. до 2 и даже 3-5 м (у глубоководных форм). Обычно Р. формирует 3-5 продуктивных стеблей, а при редком посеве и обильном питании - 50 и более. У неполегающих сортов стебель очень прочный. Лист состоит из влагалища и линейно-ланцетной узкой пластинки зелёного, красноватого или фиолетового цвета. Соцветие - метёлка (рис. 1), дл. 10-30 см. Одноцветковые колоски расположены преим. на веточках 2-го порядка. Цветок состоит из 2 широких цветковых чешуи с остью у остистых форм, окрашенных в красный, жёлтый или бурый цвета, 2 околоцветковых плёнок - лодикулей, односемянной завязи и 6 тычинок. Плод Р.- плёнчатая зерновка (рис. 2), округлая и широкая у японского, длинная и узкая у индийского, на изломе белая, стекловидная, полустекловидная или мучнистая; 1000 зерновок весит 26-45 г.

Рис. 1. Метёлки и колоски риса: 1 - остистые; 2 - безостые.

Рис. 2. Зерновки риса (в плёнках и без них): 1 - индийского; 2 - японского.

Р. посевной - яровое растение. Вегетац. период от 90 до 165 сут. Культура требовательна к теплу. Семена начинают прорастать при температуре почвы 10-12 "С; наиболее благоприятная темп-pa для роста и развития 22-27 °С. Выращивают Р. при орошении или в условиях очень большого количества осадков (не менее 1800-2000 мм в год). В отдельные периоды вегетации потребность в воде неодинакова. Для прорастания семян верхний слой почвы только увлажняют. В фазы кущения, выхода в трубку и вымётывания метёлки создают слой воды переменной глубины (от 5 до 25 см), в период восковой спелости зерна воду сбрасывают с чеков (обвалованные участки полей). Р. произрастает на чернозёмных, каштановых, болотных и других почвах с небольшой водопроницаемостью. Особенно благоприятны пойменные почвы.

Р.- основная зерновая культура для большей части населения земного шара. Из его крупы приготовляют разнообразные блюда, к-рые у многих народов заменяют хлеб. Зерно Р. перерабатывают на спирт, крахмал, пиво. Из рисовой соломы делают ценные сорта бумага, верёвки, шляпы, циновки и др. Отруби скармливают скоту; из них получают высококачественное масло. Р.- одна из древнейших с.-х. культур. Место происхождения её точно не установлено, однако, по мнению Н. И. Вавилова и др. учёных, рисосеяние возникло в Индии неск. тысячелетий назад, о чём свидетельствует произрастание здесь диких видов рода, а также промежуточных форм между диким и культурным Р. Древнейшим очагом культуры Р. является Китай, где его выращивали ещё в 5-м тыс. до н. э. В Африке это растение начали возделывать за 2 тыс. лет до н. э., в Европе только с 8 в. н. э. (на Пиренейском п-ове), хотя Р. был известен европейцам значительно раньше. На Амер. континент Р. завезли в 15-16 вв., в США его стали культивировать в 17 в. На терр. СССР - в Закавказье и Ср. Азию - рисосеяние проникло во 2-3 вв. до н. э. В Австралии пром. культура Р. появилась в 20 в. Мировая посевная площадь Р. (млн. га): 102,6 в 1948-52, 123,5 в 1961-65, 134.S в 1970, 134 в 1973. Основные поставщики его - страны Азии, где сосредоточено более 90% посевов. Особенно велики площади Р. в Индии (более 36 млн. га), Китае (более 33 млн. га); в США эта культура занимает 0,7 млн. га, в европ. странах - ок. 0,5 млн. га (1973). Мировой валовой сбор зерна 321,3 млн. т; ср. урожай 24 ц с 1 га; наиболее высокие урожаи получают в Австралии, Испании - до 70 ц с 1 га, Японии, Греции, АРЕ, США - более 50 ц с 1 га, в Индии значительно ниже - 16-18 ц с 1 га (1973).

Посевы Р. в СССР (тыс. га): 95 в 1960, 217 в 1965, 350 в 1970, 462 в 1973. Валовой сбор зерна 1,76 млн. га, ср. урожай 38,2 (в Таджикистане 42,5, в Казахстане 40,1) ч с 1 га, в передовых хозяйствах 60-65 ц с 1 га (1973). Лучшие сорта: Краснодарский 424, Дубовский 129, Кубань 3, Донской 163, Приморский 10, УзРОС 263, Узбекский 5 и др. На 1974 районировано 89 сортов Р. (советской селекции и местных). Общее направление селекции Р. в СССР - выведение высокопродуктивных (не менее 80-90 и, с 1 га зерна) раннеспелых низкорослых сортов, обладающих групповой устойчивостью к болезням и вредителям, с зерном, технологические качества которого соответствуют мировым стандартам.

Р. выращивают на рисовых оросительных системах в рисовых севооборотах. Перед посевом и в подкормку вносят минеральные удобрения; 60- 150 кг/га N, 90 кг 1га Р2О5, 60 кг /га К2О. Основной способ посева - рядовой, норма высева семян - 5,5-7 млн. всхожих зёрен на 1 га, глубина заделки 1,5-2 см. В нек-рых странах (Индия, Китай и др.) распространена пересадочная культура Р. При уходе за посевами осн. внимание уделяют правильному орошения режиму (наиболее рациональный - укороченное затопление), уничтожению сорняков гербицидами (группы 2,4-Д), водорослей - 10%-ным раствором медного купороса, соблюдению пищевого режима (подкормки). Убирают Р. раздельным способом и прямым комбайнированием (см. Зерноуборочный комбайн) с предварительной обработкой десикантами. Вредители: рисовый комарик, минер ячменный, мушка прибрежная, пьявица рисовая, трипсы и др.; болезни: пирикуляриоз, гниль всходов, гельминтоспориоз, нема-тодные болезни.

Лит.: Г р и с т Д., Рис, пер. с англ., М., 1959; Е р ы г и н П. С., физиологические ' основы орошения риса, М.-Л., 1950; Дао Т х е Т у а н, Происхождение, систематика и экология риса, Таш., 1960; Алешин Е. П., С м е т а н и н А. П., Минеральное питание риса, [Краснодар], 1965; Теория и практика выращивания риса, пер. с англ., М., 1965; Рис, под ред. П. С. Ерыгина и Н. Б. Натальина, М., 1968; В о esc h M. J., The world of rice, N. Y., [1967].

Г. А. Романенко, Е. П. Алешин.

РИСА ИНСТИТУТ Всесоюзный научно -исследовательский ВАСХНИЛ. Разрабатывает вопросы размещения посевов риса в СССР, конструкции рисовых оросительных систем, селекции, семеноводства, технологии возделывания и совершенствования системы машин для его выращивания. Организован в 1966 на базе Кубанской рисовой опытной станции. Отделы ин-та (1975): селекции, семеноводства; орошаемого земледелия; механизации, гидротехники и мелиорации; физиологии и биохимии; технология, оценки зерна; защиты риса; агрохимии; экономики; научно-технич. информации; патентоведения. Опорные пункты - Астраханский (Астраханская обл.), Килийский (Одесская обл.); элитно-семеноводч. х-во (Краснодарский край). На 1974 районированы сорта ин-та: Дубовский 129, Кубань 3, Краснодарский 424, Врос 3716. Издаёт "Научные труды" (с 1970).

РИСАЛЬ, Рисаль-и-Алонсо (Rizal у Alonso) Xoce (19.6.1861, Каламба, пров. Лагуна,-30.12.1896, Манила), филиппинский просветитель. Учился в Манильском ун-те, в Испании и Германии. Известен как врач, зоолог, этнограф, лингвист и историк, поэт и прозаик, скульптор и живописец. Обличительная антиколониальная и антиклерикальная дилогия - романы "Не прикасайся ко мне" (1887, русский перевод 1963), "Флибустьеры" (1891, рус. пер. 1937, 1965) и политич. памфлеты Р. сыграли большую роль в пробуждении свободомыслия и нац. самосознания филиппинской интеллигенции. В науч. трудах Р. выступал как гуманист, борец против расизма и обскурантизма; он был деистом и порвал с офиц. церковью. Р. призывал к развитию нар. просвещения и требовал демократия, реформ, рассчитывая при этом на поддержку исп. либералов. После 10-летнего пребывания в Европе, где он возглавлял патриотич. деятельность филиппинских эмигрантов, Р. в 1892 вернулся на родину и создал первую в стране политич. орг-цию Филиппинскую лигу, но был тотчас сослан на о. Минданао. Добиваясь освобождения своего народа от нищеты и бесправия, Р. стремился избежать насилия и кровопролития, но объективно его деятельность способствовала идеология, подготовке нац.-освободит, революции. В 1896 руководители Катипунана предложили Р. возглавить вооруж. восстание, но он отказался. Тем не менее, когда восстание началось, исп. власти казнили Р. по обвинению в подстрекательстве к мятежу. Р. стал на Филиппинах самым почитаемым в народе нац. героем.

X. Рисаль.

С о ч. в рус. пер.: Избранное, М., 1961.

Лит.: Губер А. и Рыковская О., Хосе Рисаль, М., 1937; Q u i r i n о С., The great Malayan, Manila, 1940; Palma R., Biografia de Rizal, Manila, 1949.

Г. И. Левинсон.

РИСБЕРМА (голл. rijsberm, от rijs - прут, ветка и berm - вал, насыпь), водопроницаемая часть крепления русла в нижнем бьефе водосбросного гидротехнич. сооружения, предназначенная обычно для сопряжения водобоя с руслом н предохранения русла от размыва, а иногда и для гашения пульсаций, выравнивания и снижения скоростей водного потока и т. д. Часть Р., примыкающую к водобою, устраивают в виде мощного покрытия из отд. бетонных плит и массивов, бетонных и железобетонных тюфяков (плит, соединённых гибкой арматурой) или ряжей, загруженных камнем, а концевую часть выполняют из более податливых элементов {габионов, фашин, каменной наброски и др.).

РИСВИКСКИЙ МИР 1697, завершил войну 1688-97 (см. Пфалъцское наследство) между Францией и Аугсбургской лигой; состоял из серии договоров, заключённых в Рисвике (Рейсвейк, Rijswijk, близ Гааги): между Францией и Великобританией (20 сент.) Францией и Голландией (20 сент.); Францией и Испанией (20 сент.); Францией и императором "Священной Рим. империи", а также отд. герм, князьями (30 окт.). По Р. м. 1697 Франция отказывалась от большинства терр., захваченных ею после Нимвегенских мирных договоров 1678-79, возвращала Испании почти всю терр., захваяенную в Каталонии и Исп. Нидерландах, империи - Фрейбург в Брейсгау, Филипсбург и др. (но Страсбург и др. эльзасские земли оставались за Францией). Мир был прерван в 1701 войной за Испанское наследство.

РИСЕР-ЛАРСЕН (Riiser-Larsen) Яльмар (р. 7. 6. 1890, Осло), норвежский полярный исследователь, военный лётяик. В 1926 пилотировал дирижабль Р. Амундсена "Норвегия", который, следуя яерез полюс, впервые пересек Сев. Ледовитый океан. Будуяи начальником двух антарктических экспедиций на корабле "Норвегия", Р.-Л. вместе с лётчиком Ф. Лютцов-Хольмом в 1929-30 произвёл аэросъёмку Земли Эндерби, открыл Берег Принца Улафа и исследовал Берег Принцессы Марты, в 1930-31 совершил плавание вокруг Антарктиды; во время полёта к Ю. открыл Берег Принцессы Рагнхилль. Именем Р.-Л. названы море, шельфовый ледник и полуостров в Антарктиде.

Лит.: Трешников А. Ф., История открытия и исследования Антарктиды, М., 1963.

РИСЕР-ЛАРСЕНА МОРЕ (Riiser-Larsen Sea), окраинное море Индийского ок. у берега Антарктиды. Простирается к С. до 65° ю. ш. На 3. (по меридиану 14° в. д.) граничит с морем Лазарева, на В.- с морем Космонавтов. Пл. 1138,3 тыс. км2. На большей части моря глубины превышают 3000 м. Почти круглый год покрыто дрейфующими льдами. Много айсбергов. Первые сведения о море Р.-Л. получены рус. экспедицией Ф. Ф. Беллинсгаузена (1819-21). Исследовано и выделено в самостоятельное море участниками советской антарктической экспедиции 1962. Названо в честь Я. Рисер -Ларсена.

РИСКУПОРИД, имя нескольких боспорских царей, правивших с 1 до сер. 4 вв. н. э.

РИСЛИНГ (нем. Riesling), P. рейнский, Рислинок, винный сорт винограда среднего периода созревания. Происходит из долины р. Рейн. Культивируют в ФРГ, где из него готовят известные рейнские и мозельские лёгкие столовые вина; в СССР - в Краснодарском и Ставропольском краях РСФСР, УССР, Молд. ССР, Казах. ССР, Азербайджанской ССР, среднеазиатских республиках. Гроздь небольшая и средняя, цилиндрическая и цилиндро-коническая, плотная и рыхлая. Ягода мелкая или средняя (диам. 11-15 мм), округлая, зеленовато-белая, с характерными для сорта рассеянными по поверхности коричневыми тояками. Используют для изготовления столовых вин, а в Ср. Азии - для крепких и десертных вин. Известны также сорта Р.: банатский - румынский винный сорт, Р. итальянский (Коломбар) - итальянский винный сорт, районированный в УССР и Молд. ССР.

РИСМЕН (Riesman) Дейвид (р. 22.9. 1909, Филадельфия), американский социолог. По образованию юрист, в 1937- 1941 проф. ун-та г. Буффало, с 1949 - Чикагского, с 1958 - Гарвардского ун-тов. Приобрёл известность исследованием социальной психологии и культуры в США в 20 в. ("Одинокая толпа", 1950, "Лица в толпе", 1952). По Р., произошёл переход от типа личности, "ориентированной изнутри", т. е. от активного субъекта конкурентной борьбы эпохи свободного предпринимательства, к личности, "ориентированной извне", т. е. полностью подчинённой бюрократич. организации. Эта эволюция "социального характера", по Р., сопровождается возникновением апатии, пессимизма, цинизма, ощущения духовной опустошённости. Р. описывает кризис "американской деловитости" и распространение "потребительской психологии", поклонения идолам потребления и развлечения. Резко критикуя гос.-монополистич. бюрократию, Р. пытается представить происходящие процессы как всеобщие, будто бы связанные с усложнением пром. произ-ва и урбанизацией. Он не видит их обусловленности социально-классовой структурой США, идеализирует амер. капитализм 19 в. Р.- автор мн. работ, в к-рых с позиций бурж. демократизма и абстрактного гуманизма подвергает критике милитаризм и антикоммунизм.

Соч.: The lonely crowd, N. Y., 1950 (совм. с N. Glazer и R. Denney); Faces in the crowd, New Haven, 1952; Thorstein Veblen, N. Y., 1953; Individualism reconsidered, Glencoe, 1954; Constraint and variety in American education, [Lincoln, 1956]; Abundance for what?, Garden City, 1965; Conversations in Japan: modernization, politics and culture, L., 1967; The academic revolution, Garden City, 1968 (совм. с С. Jencks).

Лит.: Андреева Г. М., Современная буржуазная эмпирическая социология, М., 1965; ЗамошкинЮ. А., Кризис буржуазного индивидуализма и личность, М., 1966. Ю. А. Замошкин.

РИСОВАННЫЙ ФИЛЬМ, см. Мультипликационное кино.

К ст. Рига. 1. Панорама города со стороны р. Даугавы. 2. Улица Миесниеку. Амбары 17-18 вв. и жилая застройка 18-20 вв. 3. Академия художеств Латвийской ССР. 1904. Архитектор В. Л. Н. Бокслафф. 4. Дом Данненштерна. 1694-98. 5. Вид от Шведских ворот в Старом городе. Застройка 17-начала 20 вв. 6. Т. н. Конвент Эка (слева; конец 16 - начало 17 вв.) и церковь Яня (справа; впервые упоминается в 1297, перестраивалась в конце 15 - начале 16 вв.). 7. Парк вдоль Городского канала.

К ст. Рига. 1. Латвийский университет им. П. И. Стучки. 1866. Архитектор Г. Ф. Хильбиг. 2. бывшие доходные жилые дома на улице Фрича Гайля. 1903-06. Архитектор М. Эйзенштейн. 3. Филиал проектного института "Латгипроторг". 1973. Архитекторы О. Остенберг, И. Шноре. 4. Театр оперы и балета Латвийской ССР. 1863. Архитектор Л. Ф. К. Бонштедт. 5. Дом быта "Ригас модес". 1973. Архитектор В. Римша. 6. Ясли-сад в жилом районе Кенгарагс-2 . 1970. Типовой проект. 7. Фрагмент жилого района Югла. Застройка 1967-70-х гг. Архитекторы Э. Урниек, О. Крауклис и др.

К ст. Рим (Древний). 1. Мавзолей Еврисака. Сер. 1 в. до н. э. 2. Театр Марцелла. 2-я пол. 1 в. до н. э. 3. Мавзолей Юлиев в Сен-Реми (Франция). Конец 1 в. до н. э.- начало 1 в. 4. Арка Септимия Севера. 203. 5. Рынок Траяна. Начало 2 в. в. Вилла Адриана близ Тиволи. 125-135. 4Морской театр". 7. Храмы Весты (справа; 1 в.) и Антонина и Фаустины (слева; 141) на Римском форуме. 8. Стена Аврелиана. 272. (1, 2, 4, 5, 7, 8 - в Риме.)

К ст. Рим (Древний). 1. "Фавн". Бронза. 2-1 вв. до н. э. "Дом Фавна". Помпеи. 2. "Процессия жрецов и членов семьи Августа". 3. "Цецилий Юкунд". Бронза. 1 в. 4. "Богиня земли Теллус". 5. Фрагмент рельефа колонны Траяна в Риме. Ок. 111-114. 6. "Антиной в образе Диониса". 2 в. Ватиканские музеи. 7. "Максимин Даза". Красный порфир. 4 в. Египетский музей. Каир. 8. "Весна". Фреска из Стабий. 1 в. 9. "Дионисийская сцена". Стекло. 1 в. 10. Декоративная фреска 4-го помпеянского стиля из Геркуланума. 2-я пол. 1 в. (2, 4 - рельефы алтаря Мира в Риме, 13-9 гг. до н. э.) (2, 4, 5, 6- мрамор) (3, 8-10- Национальный музей, Неаполь.)

К ст. Рим. 1. Вид части города. В центре - замок Сант-Анджело (135-140) и мост Сант-Анджело (136) через р. Тибр. 2. Вид на город со стороны Капитолийского холма. В центре, на втором плане,- Колизей (75-80). 3. Пьяцца ди Спанья. 4. Пьяцца Навона. 17 в. 5. Улица Витторио Венето. 6. Пьяцца дель Пополо. 16-17 вв. Архитектор К. Раинальди и др. 7. Городская автострада X. Колумба. 8. Комплекс Олимпийского стадиона у г. Марио. 9. Панорама района Всемирной римской выставки (ЭУР). Начата в 1937. Архитекторы Дж. Пагано, М. Пьячентини и др.

К ст. Рим. 1. Арка Тита. 81. 2. Римский форум. Начат в 6 в. до н. э. 3. Фрагмент стены форума Нервы. 1 в. 4. Парк виллы Боргезе. 17 в. 5. Фасад базилики Санти-Джованни ин Латерано. 1735. Архитектор А. Галилеи, в. Церковь Санта-Мария ин Козмедин. Перестроена в 772-795 и в 12 в. 7. Площадь Капитолия. Начата в 1546. Архитектор Микеланджело. 8. Аппиева дорога (Виа Аппиа). 312 до н. э. 9. Дворец цивилизации на территории Всемирной римской выставки (ЭУР). 1950. Архитекторы Д. Гуэррини, Э. Ла Падула, М. Романо.

К ст. Рио-де-Жанейро. 1. Общий вид города. 2. Здания Военного министерства и вокзала. 20 в. 3. Собор Ла Канделария. 1775. Архитектор Ф. Ж. Рошио и др. 4. Авенида Бейра Map. 5. Стадион Мараканья. 1950. Архитекторы П. П. Б. Бастус, А. А. Диас Карнейру и др. в. Площадь Парижа. 7. Деловое здание. 1961. Архитектор Э. Э. Миндлин. 8. Набережная Копанабана. 9. Район фавел.

К ст. Роден О. 1. "Бронзовый век". 1876. 2. "Три тени" (из композиции "Врата ада"). 1880. 3. Статуя О. де Бальзака. 1897. 4. Портрет П. Ж. Эймара. 1863. 5. Этюд для группы "Граждане Кале". 1884. б. "Вечная весна". 1897. Эрмитаж. Ленинград. 7. "Уголино". 1882. 8. "Мыслитель". 1880-1900. (3 - гипс, 6 - мрамор, все другие - бронза; 1-5, 7, 8- Музей О. Родена, Париж.)

К ст. Рисунок. 1. "Фараон на военной колеснице" (Древний Египет). Рисунок на терракоте. 12 в. до н. э. Египетский музей. Каир. 2. Т. н. мастер Ахиллеса (Древняя Греция). Рисунок на аттическом лекифе из Эретрии. Ок. 450 до н. э. Национальный археологический музей. Афины, фрагмент. 3. Виллар де Оннекур (Франция). "План апсиды и фигура Христа". Чернила, перо. 13 в. Национальная библиотека. Париж. 4. "Придворный карлик Мурада III в образе планеты Марс" (Персия). Тушь, золотая краска, перо. Конец 16 в. Музей Фогга. Кембридж, США. 5. Т. н. м а с т е р У. Д. С. (Франция). "Габриель д'Эстре". Итальянский карандаш, сангина. Ок. 1597. Национальная библиотека. Париж, 6. Леонардо да Винчи (Италия), "фигура, иллюстрирующая пропорции человеческого тела согласно Витрувик". Бистр, перо. Ок. 1492. Галерея Академии. Венеция. 7. В. X у б е р (Австрия). "Ущелье в Преттигау". Перо, акварель. 1552. Юниверсити-колледж. Лондон. 8. Тициан (Италия). "Группа деревьев". Перо. Ок. 1516-18. Метрополитен-музей. Нью-Йорк.

К ст. Рисунок. 1. Рембрандт (Голландия). "Стоящий натурщик". Бистр, белила, перо, кисть. Ок. 1646. Альбертина. Вена. 2. П. П. Рубенс (Бельгия). "Геркулес душит немейского льва". Сангина, мел, чернила, белила, кисть. После 1630. Художественный институт Кларка. Уильямстаун. 3. Ж. О. Д. Э н г р. "Семья Гийон-Летьер". Карандаш. 1819. Бостонский музей изящных искусств. 4. Ф. Гойя (Испания). "Щеголь" (из серии "Нескромное зеркало", 1792-97). Тушь, перо. Прадо. Мадрид. 5. Ж. Сера. "Мост Курбевуа". Графитный стержень. 1880-е гг. Собрание Ф. Кеттанех. Нью-Йорк, в. А. Матисс. "Женский портрет". Тушь, перо. 1944. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Москва. 7. О. Домье. "Дон Кихот и Санчо Панса". Уголь, тушь, кисть. Ок. 1870. Метрополитен-музей. Нью-Йорк. 8. Т. Кулисевич (Польша). "Белые животные" (из серии "Индия"). Тушь, перо. 1956. (3, 5-7- Франция.)

К ст. Рисунок. 1. 1. И. Скородумов. Автопортрет. Бистр, перо. 2-я пол. 18 в. Местонахождение неизвестно. 2. А. А. Иванов. "Мальчик, играющий на свирели". Этюд к картине "Аполлон, Гиацинт и Кипарис". Итальянский карандаш. Ок. 1831-34. 3. К. А. Сомов. "Профиль". 1896. Третьяковская галерея. Москва. 4. П. А. Федотов. "Квартальный и извозчик". 1848-49. 5. И. Е. Репин. "Л. Н. Толстой, пишущий за круглым столом в Ясной Поляне". 1891. в. М. А. Врубель. "После концерта. Портрет Н. И. Забелы-Врубель". Пастель, уголь. 1905. 7. Д. А. Ш м а ри-н о в. "Возвращение" (из серии "Не забудем, не простим!"). Чёрная акварель, уголь. 1942. 8. В. Н. Г о р я е в. Фронтиспис к "Петербургским повестям" Н. б. Гоголя. Карандаш. 1966. 9. Г. С. Верейский. "В саду Русского музея. Ленинград". Тушь, кисть, камышовое перо. 1925. (3 - 5 - графитный карандаш) (2, 6, 7, 9-Третьяковская галерея, Москва; 3-5, 8 - Русский музей, Ленинград.)

К ст. Рококо. 1. Ж. О б е р. Конюшни в Шантийи. 1719-35. 2. Ж. Л а м у р. Решётка ограды площади Станислас в Нанси. 1750-е гг. 3. И. А. Наль Старший. Библиотека дворца в Сан-Суси (Потсдам, ГДР). 1746. 4. Г. Ж. Б о ф р а н. Овальный зал отеля Субиз в Париже. Ок. 1735. 5. И. М. Ф и ш е р (архитектор), И. М. Фейхтмайр II (автор стукового декора). Паломническая церковь в Цвифальтене (ФРГ). 1741-65. 6. Ф. Буше. "Ринальдо и Армида". 1734. Лувр. Париж. 7. "Арлекин и Коломбина". Фарфоровая группа, изготовленная на Мейсенском заводе по эскизу И. И. Кендлера. 1744. Рейксмюсеум. Амстердам. 8. Т. Ж е р м е н. Миска и поднос. Позолоченное серебро. 1733-34. Лувр. Париж. 9. Ж. Ф. Эбен. Секретер. Ок. 1760. Резиденция баварских герцогов. Мюнхен.

К ст. Романский стиль. 1. Церковь монастыря Мария Лах (ФРГ). 1093-1156. 2. Замок в Лоше (Франция). Основное строительство- 11-12 вв. 3. Церковь Сен-Сернен в Тулузе. 1096-1250. 4. Баптистерий в Парме. Начат в 1196. 5. Собор св. Петра и св. Павла в Крушвице (Польша). 12 в. 6. Церковь Сент-Этьенн в Невере (Франция). 1063-97. Интерьер. 7. Палаццо Ла Дзиза в Палермо. 12 в. 8. Церковь в Сантьяго-де-Компостела (Испания). Ок. 1080-1211. Интерьер.

К ст. Романский стиль. 1. "Царь Давиду. Деталь убранства собора в Сантьяго-де-Компостела (Испания). Начало 12 в. 2. "Пятидесятница". Тимпан церкви Ла Мадлен в Везле (Франция). Ок. 1130. 3. Аналой с фигурами 4 евангелистов из монастыря в Альпирсбахе (ФРГ). Дерево. Сер. 12 в. Городская церковь. Фрёйденштадт. 4. "Ева". Фрагмент рельефа дверей церкви Санкт-Михаэльскирхе в Хильдесхейме (ФРГ). Бронза. 1008-15. Собор. Хильдесхейм. 5. "Осада Памплоны". Фрагмент реликвария Карла Великого. Серебро и медь. 1215. Сокровищница собора. Ахен. 6. "Лев, терзающий человека". Деталь убранства окна собора в Вормсе (ФРГ). Конец 12 в. 7. "Св. Григорий Великий". Лицевая миниатюра из манускрипта "Письма св. Григория" (из Сент-Аманд-ан-Певле, Франция). 2-я пол. 12 в. Национальная библиотека. Париж. 8. "Христос Пантократор и сцены из Ветхого Завета". Фреска на своде крипты собора в Ананьи (Италия). 2-я четв. 13 в. 9. "Благовещение пастухам", фреска на своде "Пантеона королей" в церкви Сан-Исидоро (Леон, Испания). 12 в. фрагмент. (1, 2, 6 - камень.)

К ст. Романтизм. 1. Э. Делах р у а. "Ладья Данте". 1822. 2. А. Л. Жироде-Триозон. "Погребение Аталы". 1808. 3. Т. Щ а с с е р и о. "Туалет Эсфири". 1842. Фрагмент. 4. А. Г р о. "Наполеон в госпитале чумных в Яффе". 1803- 1804. 5, Ф. Г о й я (Испания). "Два монаха". Деталь росписей "Дома Глухого" близ Мадрида. 1820-23. Ныне в Прадо, Мадрид, в. К. Ф. Шинке ль (Германия). "Просвет в скале". 1818. Музей Шинкеля. Берлин. 7. М. Н. Воробьёв (Россия). "Осенняя ночь в Петербурге". 1835. Третьяковская галерея. Москва. Фрагмент. 8. Ф. Рюд "Выступление добровольцев в 1792" ("Марсельеза"). Рельеф на Триумфальной арке на площади де Голля в Париже. Камень. 1833-36. (1-4, 8 - Франция) (1-4- Лувр, Париж.)

К ст. Романтизм. 1. Дж. М. У. Тёрнер (Англия). 4 Кораблекрушение". 1805. 2. Д ж. Крон (Англия). "Сланцевые карьеры". Ок. 1805-06. 3. А. В и р ц (Бельгия). "Битва греков с троянцами за тело Патрокла". 1835-36. Музей изящных искусств. Льеж. 4. П. Михаловский (Польша). "Конная ярмарка". 1840-е гг. Художественно-исторический музей. Вена. 5. О. А. Кипренский. "В. А. Жуковский". 1816. Третьяковская галерея. Москва, в. К. Д. Фридрих (Германия). "Монастырское кладбище под снегом". 1819. Картина не сохранилась. Фрагмент. 7. Ф. Айес (Италия). "А. Мандзони". 1841. Пинакотека Брера. Милан. (1, 2 - Галерея Тейт, Лондон.)

РИСОВАЯ ЛЕБЕДА, однолетнее растение сем. маревых; то же, что квиноа.

РИСОВИДКА (Oryzopsis), род многолетних трав сем. злаков. Включает 1 вид - Р. шершаволистную (О. asperifolia)-рыхлодерновинное растение с широкими, снизу опушёнными листьями. Соцветие кистевидное, узкое. Колоски одноцветковые, на ножках; ниж. цветковая чешуя с заходящими друг на друга краями, на верхушке с остью. Завязь со сросшимися почти по всей длине столбиками. Произрастает в Сев. Америке, в горных лесах. Часто в род Р. включают род пиптатерум.

РИСОВКА (Padda oryzivora), птица семейства ткачиковых отряда воробьиных. Дл. тела 14 см. Оперение сизо-серое, бока головы белые, верх головы и хвост чёрные, клюв красный. С островов Ява и Бали завезена в ряд стран Юж. Азии- от Шри-Ланка до Филиппин и Фиджи, на Гавайи, о. Св. Елены, в Танзанию и др. Живёт оседло. Гнёзда на деревьях (в кронах, дуплах и на стволах, обросших эпифитами) и под крышами. В кладке 6-8 белых яиц, насиживают 13 сут. Питается семенами, мелкими плодами, насекомыми; в период созревания риса стаи Р. наносят большой ущерб (отсюда назв.). В Китае и Японии содержат в клетках; выведена белая форма.

РИСОВОЕ ПРОСО, ежовник рисовый (Echinochloa phyllopogon, прежде Е. oryzicola), однолетнее растение сем. злаков. Стебли вые. до 120 см; листья острошероховатые, шир. до 1 см. Соцветие - метёлка; колоски одноцветковые, расположены группами по 2-4. Сорняк рисовых полей, созревающий одновременно с рисом. Зерновки Р. п. засоряют почву и семена риса. Всходы Р. п. похожи на всходы риса, что затрудняет борьбу с сорняком на ранних стадиях. В СССР встречается в рисосеющих районах преимущественно на Кавказе, в Средней Азии и на Дальнем Востоке. Р. п. часто объединяют с ежовником рисовидным (Е. oryzoides) или рассматривают как его подвид.

"РИСОВЫЕ БУНТЫ" (авг.-сент. 1918), крупнейшие в истории Японии стихийные нар. восстания, явившиеся результатом обострения внутр. капита-листич. противоречий и происходившие под влиянием Окт. революции 1917 в России. Непосредств. поводом к выступлениям послужило спекулятивное повышение властями в интересах помещиков и торговцев цен на рис - гл. продукт питания япон. трудящихся, вызвавшее про-довольств. кризис, инфляцию, дороговизну в стране.

"Р. б." начались 3 авг. 1918 с манифестации жён рыбаков небольшого посёлка Нисихасамати в сев. части префектуры Тояма, потребовавших прекращения вывоза риса на экспорт и продажи его по удешевлённым ценам внутри страны. Вскоре движение охватило 33 префектуры. Участники "Р. б." (гл. обр. городские низы) сжигали и разрушали склады и дома торговцев, отказывавшихся продавать рис по удешевлённой цене, помещения полицейских участков, дома крупных фабрикантов. "Р. б." произошли в 37 крупных и 104 средних и мелких городах, в 97 деревнях и рыбацких посёлках, на 29 рудниках и шахтах. В 60 местах на подавление "Р. б." пр-во направило войска, учинив жестокую расправу над участниками движения. Было арестовано 8185 чел., из к-рых 7708 были преданы суду, В то же время пр-во было вынуждено ассигновать 10 млн. иен для обеспечения продажи риса по удешевлённым ценам.

Несмотря на стихийный характер, "Р. б." сыграли важную роль в революц. борьбе япон. народа. Они способствовали росту классового самосознания япон. пролетариата. "Р. б." привели к падению воен.-бюрократич. кабинета ген. Тэраути и образованию первого в истории Японии т. н. партийного кабинета (кабинет Хара).

Лит.: Катаяма Сэн, К 15-летшо рисовых бунтов 1918 г. в Японии, в его кн.: Статьи и мемуары, М., 1959; Георгиев Ю. В., "Рисовые бунты" и пробуждение японского пролетариата, "Вопросы истории КПСС", 1968, № 8; е г о же, Новые материалы о "рисовых бунтах", "Народы Азии и Африки", 1970, № 5. П. П. Топеха.

РИСОВЫЕ НЕМАТОДЫ, паразитич. круглые черви сем. Tylenchidae, вызывающие болезни риса. Р. н. Ditylenchus angustus вызывает т. н. уфру. Дл. тела самки 0,7-1,2 мм, самца 0,6-1,1 мм (рис. 1). Распространена в Индии (Бенгалия и другие провинции), Египте, странах полуострова Малакка и др. В СССР отсутствует (карантинный объект). Обитает в пазухах листьев, под чешуйками колоска, в точке роста (рис. 2); питается молодыми тканями и соками растения, прокалывая клетки ротовым копьём. За лето даёт не менее трёх поколений. При сильном заражении Р. н. (рис. 3) многие растения погибают, урожай резко снижается, местами гибнет полностью. Поражаются в основном поздние сорта риса, высеваемые семенами. Ранние сорта, высаживаемые рассадой, страдают значительно меньше. Болезнь афеленхоидоз, или "беловершинность", риса вызывает другая Р. н.- Aphelenchoides besseyi (A. oryzae).

Рис. 1. Рисовая нематода Ditylenchus angustus: a - самец; б - самка; в - личинка; г - яйцо.



Рис. 2. Скопление червей под колосковыми чешуйками вокруг цветка, где происхон дит их размножение.


Рис. 3. Метёлки риса, сильно поражённые рисовой нематодой

О мерах борьбы, а также лит. см. в ст. Нематодные болезни растений.

РИСОВЫЙ ДОЛГОНОСИК [Calandra (sitophilus) oryzae], жук сем. долгоносиков; опасный вредитель зерна, гл. обр. риса и зернопродуктов. Дл. тела 2- 3,5 мм, окраска коричневая. Родина - Индия, откуда распространился с рисом по всему земному шару. В СССР наибольший вред приносит на Кавказе, Украине и в республиках Средней Азии. Обитает обычно в тёплых зернохранилищах, встречается и в поле (Кавказ). Вредят жуки и личинки, питающиеся зёрнами риса, ржи, пшеницы, ячменя, кукурузы, гречихи, пшена, овса и продуктами из них. Зерно, повреждённое Р. д., уменьшается в весе, снижаются его пищевые и семенные качества. В год Р. д. даёт до 7 поколений.

О мерах борьбы см. в ст. Вредители зерна и зернопродуктов.

РИСОРДЖИМЕНТО (итал. Risorgimento, букв.- возрождение), нац.-освободит, движение итал. народа против иноземного (австр.) гнёта, за объединение раздробленной на мелкие гос-ва Италии в единое нац. гос-во; Р. обозначает также период, в пределах к-рого это движение происходило,- кон. 18 в.- 1861; окончательно Р. завершилось в 1870 присоединением Рима к Итал. королевству.

Движение Р. отражало назревшую в итал. гос-вах объективно-историч. необходимость уничтожения отживших феодально-абсолютистских порядков и утверждения бурж. строя. Широкий антифеод, фронт классовых сил возглавляла буржуазия. Неоднородная по своему социальному составу, она была представлена двумя осн. политич. течениями- умеренно либеральным, выражавшим интересы крупной земельной, торгово-ростовщической и пром. буржуазии, выступавшей в союзе с обуржуазившимся дворянством, и демократическим, выражавшим интересы мелкой и средней буржуазии. Эти полнтич. течения выдвигали принципиально расходящиеся программы общественного преобразования страны: либералы в основном стремились к созданию единой Италии во главе с римским папой или с монархом из Савойской династии, демократы боролись за единую Италию в форме демократической республики.

Принимая в ходе развития всё больший размах, движение Р. в моменты наивысшего подъёма переходило в бурж. и бурж.-демократич. революции (Неаполитанская революция 1820-21, Пьемонтская революция 1821, Революция 1831 в Центр. Италии, Революция 1848-49 в Италии, Революция 1859-60). Значительными и на определённых этапах решающими являлись революц. выступления широких нар. масс (в Римской республике 1848- 1849, в революц. событиях 1859-60, особенно на Юге). Италия, как отмечал Ф. Энгельс, была объединена (в отличие от Германии) не "сверху", династия, войнами и дипломатич. маневрами, а революцией (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 21, с. 430). Однако в ходе сложного процесса Р. демократич., республиканское течение вследствие классовой ограниченности бурж. демократов оказалось неспособным осуществить бурж.-демократич. преобразования в стране. Бурж. демократы не только не решились развязать широкое крестьянское движение с целью радикальной ломки феод, аграрных отношений, но отчасти парализовали и революц. действие городских низов. Политич. руководством движения завладело либеральное течение. В результате созданное в 1861 объединённое итал. гос-во было конституционно-монархическим, а утвердившаяся в нём капиталистич. социально-экономич. структура унаследовала ряд феод, пережитков.

Вторым Р. в Италии называют освободит, антифаш. борьбу итал. народа в 1943-45, развернувшуюся во время 2-й мировой войны 1939-45.

К. Ф. Мизиано.

РИСО-РЫБНОЕ ХОЗЯЙСТВО, комбинированное прудовое рыбоводное хозяйство, в к-ром залитое водой рисовое поле одновременно используется для выращивания риса и рыбы. Рисовые поля (чеки) в период вегетации растений представляют собой мелководные (глубина 10-30 см) водоёмы, в к-рых могут обитать теплолюбивые рыбы: карп, сазан и др. Карпы в поисках пищи разрыхляют почву, поедают личинок рисового комара и др. вредителей риса, семена сорняков, удобряют почву своими экскрементами; в результате повышается урожай риса. При кормлении карпа и удобрении чеков возрастает также рыбопродуктивность с 1 га водной площади. При совр. агротехнике метод совместного выращивания риса и рыбы в СССР стал уступать более эффективному методу раздельного выращивания, при к-ром зарыбляют рисовые поля, находящиеся под водным паром. В СССР на таких полях выращивают обычно рис совместно с карпом, белым амуром, толстолобиком. Рисовые чеки удобряют, заливают водой на глубину 60-70 см. Выход рыбы возрастает, снижается засорённость рисовых полей. В последующий год на чеках, где предшественником был зарыбленный водный пар, урожай риса увеличивается. Комплексный метод использования земли с древнейших времён применяется в Китае, Японии, Индии, Индонезии, Вьетнаме, на о. Тайвань, в странах Юж. Америки. В j>0 в., в связи с расширением площадей под посевами риса, этот метод получил распространение в Италии, Испании, Венгрии и др. странах Европы. Большинство зарубежных стран для зарыбления рисовых чеков использует карпа и сазана. В странах Юго-Восточной Азии выращивают также серебряного карася, ханос, теляпию, Мозамбика, гурами, сома, змееголова, в Южной Америке - большеротого буффало, сома и большеротого окуня. Используются методы совместного и раздельного выращивания риса и рыбы.

Лит.: Мейен В. А., Разведение рыбы на рисовых полях, М., 1940; Рекомендации по выращиванию рыбы на рисовых чеках, Краснодар, 1970. Н. И. Чижов.

РИССЕР (Riesser) Якоб (17.11.1853, Франкфурт-на-Майне,- 6.5.1932, Берлин), немецкий экономист и банковский деятель. Был директором Дармштадтского банка (1888-1905), основателем и президентом "Союза Ганзы" (1909) и Центр, объединения нем. банков и банковского дела (1901). Наиболее значит, работа Р.- книга "Германские крупные банки и их концентрация" (1905), в к-рой приводятся данные об изменении роли биржи, укрупнении банков, образовании междунар. монополий. В целях апологии империализма Р. затушёвывал и приукрашивал "механику" образования финанс. олигархии, методы её деятельности, размеры доходов, связи с парламентами, гос. аппаратом и пр.

Лит.: Ленин В. И., Тетради по империализму, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 28, с. 318 - 48.

РИССКИЙ ВЕК, рисское оледенение, рисе (от нем. Rip - Рис, назв. одного из притоков Дуная), максимальное по размерам за антропогеновый (четвертичный) период оледенение Альп. Подразделяется на две стадии наступания ледников (рисе I и рисе II), к-рые разделялись временем существенного потепления климата. Рисе I сопоставляют обычно с днепровским оледенением, а рисс II с московским оледенением Восточно-Европейской равнины. См. Антропогеновая система (период).

РИСТИЧ (РистиЬ) Йован (13.2.1831, Крагуевац,-5.9.1899, Белград), сербский гос. и политич. деятель, историк. Получил ист. образование во Франции и Германии, с 1852 доктор философии. В 1861-67 серб, посланник в Турции. В 1867 преемник И. Гарашанина на посту мин. иностр. дел. В 1868-72 - один из регентов при князе Милане Обреновиче. В 1869 по настоянию Р. была принята конституция, несколько сдерживавшая единоличную власть князя. В 1873, 1878- 1880, 1887 премьер-министр. В 1872- 1873, 1875, 1876-78 мин. иностр. дел. Выступал противником проавстр. ориентации Милана Обреновича. В 1889- 1893-один из регентов при кн. Александре Обреновиче. Был представителем Сербии на Берлинском конгрессе 1878. Р.- автор работ по серб, дипломатич. истории 19 в.

Лит.: Popovic-Petkovic R., Bibliografia radowa Jovana Ristica i radova о njemu, "Arhivist", 1962, jNfe 2, s. 217 - 39.

РИСТОРИ (Ristori) Аделаида (29.1. 1822, Чивидале-дель-Фриули,-8.10. 1906, Турин), итальянская актриса. Род. в актёрской семье, с раннего детства выступала на сцене. Проф. сценич. деятельность начала в 1837. Играла преим. в комедиях; лучшие роли - Мирандолина и Памела ("Хозяйка гостиницы", "Памела" Гольдони). Работа над образом Марии Стюарт ("Мария Стюарт" Шиллера) ознаменовала начало расцвета искусства Р. Она создавала образы сильных, мятежных женщин, погибающих, но не сломленных: Франческа ("Франческа да Римини" Пеллико), Юдифь ("Юдифь" Джакометти), Медея ("Медея" Лсгуве), леди Макбет ("Макбет" Шекспира) и др. Утвердила на итал. сцене традиции героич. стиля исполнения, первая добилась мирового признания итал. театра. Гастролировала в 1856-85 в странах Америки и Европы (в 1860 и 1861 - в России). Автор книги "Этюды и воспоминания" (1887, рус. пер. 1904).

А. Ристори в роли Медеи ("Медея" Э. Легуве)

Лит.: История западноевропейского театра, т. 3, М., 1963.

РИСУНОК, какое-либо изображение, выполняемое от руки с помощью графических средств - контурной линии, штриха, пятна. Различными сочетаниями этих средств (комбинации штрихов, сочетание пятна и линии и т. д.) в Р. достигаются пластич. моделировка, тональные и светотеневые эффекты. Р., как правило, выполняется одним цветом либо с более или менее органич. использованием разных цветов. Сфера применения Р. чрезвычайно обширна и включает как многообразные виды Р. научно-вспомогательного, прикладного, технич. характера, так и художественный - одну из важнейших и широко развитых областей изобразительного искусства. Р. лежит в основе всех видов художеств, изображения на плоскости (живопись, графика, рельеф). Он составляет обычно начальную стадию выполнения произв. живописи и играет важнейшую роль в определении очертаний, формы, объёма предметов и расположения их в пространстве. Поэтому термином "Р." обозначается вообще совокупность линейно-пластич. элементов живописи, определяющая структуру и пространств, соотношение форм. Р. как самостоят, область художеств, творчества является осн. разделом графики. На основе иск-ва Р. развиваются и другие виды графики - гравюра и литография. Имеющий исключительное значение как средство познания и изучения художником действительности, Р. (прежде всего рисование с натуры, учебное рисование) составляет основу художественного образования.

Существуют многочисленные разновидности Р., различающиеся по методам рисования, по темам и жанрам, по назначению, по технике и характеру исполнения. Р. может выполняться как самостоят, по значению (станковое) произв. графики или служить вспомогат. материалом для создания живописных, гра-фич., реже скульпт. произведений. Подсобные Р. (наброски, эскизы, этюды) часто имеют выдающуюся художеств. ценность. Особое место занимают Р., фиксирующие архит. замысел.

В технологич. отношении различаются Р. сухими и жидкими красящими веществами. К числу древнейших сухих красящих веществ относится уголь. Известные ещё со времён античности, в 12-16 вв. получили широкое распространение ме-таллич. (свинцовые, серебряные) штифты. В эпоху Возрождения входят в употребление сланцевый, т. н. итальянский, карандаш ("чёрный мел") и сангина ("красный мел"). С 16 в. применяется графит, с кон. 18 в.- современного типа карандаши в деревянной оправе. В качестве жидких красящих средств, наносимых пером (тростниковым, птичьим, метал-лич.) или кистью, употребляются гл. обр. тушь, бистр, сепия, чернила. Основой, на к-рую наносится Р., служат самые разнообразные материалы. В древнем мире широко употреблялся папирус, в средние века - пергамент, иногда покрывавшийся спец. грунтом. С эпохи Возрождения осн. материалом для Р. служит бумага, изобретённая в Китае и известная в Европе с 10-12 вв. Бумага также нередко грунтуется и окрашивается в разные цвета (на цветной бумаге рисуют итал. карандашом, углём, выделяя светлые места мелом или белилами). Разнообразие применяемых в Р. материалов и способов их использования, возможность комбинирования тех и других способствуют необычайному богатству изобразит, приёмов и художеств, разновидностей Р.- от беглых, быстро исполненных набросков (т. н. кроки) до тщательно законченных, проработанных в деталях; от чётких линеарных Р. карандашом или пером (в к-рые элементы светотени и тона вводятся штриховкой, растушёвкой или размывкой) до чисто тоновых Р. кистью, приближающихся по характеру к живописи. Условность грани, разделяющей Р. и живопись, определяется и тем, что наряду с монохромными и подцвеченными Р. существуют многоцветные. Акварель, гуашь, пастель, соус, тушь могут служить средством для создания как Р., так и собственно живописных произведений.

Лян Кай (Китай). "Поэт Ли Бо". Тушь. 12 - нач. 13 вв. Национальный музей. Токио.

Р.- один из древнейших видов иск-ва. В первобытном искусстве Р., неотделимый от наскальной и пещерной живописи, от примитивной гравировки (процарапывание на кости, камне, глине), является вполне жизненным в эпоху палеолита (изображения животных и сцен охоты), а затем схематизируется в эпоху неолита, часто переходя в орнамент. Синкретизм первоначальных форм изобразит, и орнаментально-декоративного творчества сохраняется в Р., входящем в иск-во ранних рабовладельческих культур. Вместе с тем организующая роль Р. как основы изображения на плоскости яснее выступает в настенных росписях и рельефах Др. Египта и др.-вост. цивилизаций; Р. уже становится чистой графикой на др.-егип. папирусах периода Нового царства (16-11 вв. до н. э.). Особой пластичностью отличается Р. в др.-греч. вазописи классического периода (например, Р. в росписи "белых" лекифов, 3-я четверть 5 в. до н. э.). Тонкость наблюдения реальной жизни присуща Р. тушью на шёлке и бумаге, создававшимся с 4 в. до н.э. в Китае, а впоследствии также в Японии и др. странах Д. Востока (пейзажи, изображения людей, животных, цветов).

В эпоху средневековья линейный Р. развивается как архитектурный чертёж и графический образец для создания деталей архитектурного декора, в монументальных росписях служит начальным контуром изображения (наносимым к.-л. твёрдым инструментом или кистью на сырую штукатурку), является"прорисью", подлинником лицевым (иконографическим образцом) при выполнении сложных композиций (напр., в иконописи) и в целом носит схематичный и орнамент, характер. Специфика Р. как вида графики полнее определяется в оформлении ср.-век. манускриптов (см. Книга, Миниатюра). В эпоху Возрождения закладываются теоретич. и практич. основы всей последующей творч. и учебной методики европ. Р. (изучение законов перспективы, светотени, пластич. анатомии). Большое развитие получает рисование с натуры. Наряду с этюдами, эскизами, набросками, анатомич. и естественно-науч. штудиями возникает станковый Р. и намечаются его осн. жанры (ист. и жанровая композиция, портрет, пейзаж). В Италии точность и пластич. ясность Р., характерная вместе с нек-рой суховатостью и подробной детализацией для мастеров 15 в. (Пизанелло, А. Поллайоло, А. Мантенья, В. Карпаччо), приобретает особую насыщенность и живую выразительность у художников Высокого Возрождения (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, А. дель Сарто). В противоположность строгой линейно-пластич. манере большинства итал. рисевальщиков римско-флорентинского круга, венецианские художники 16 в. (Тициан, П. Веронезе, Я. Тинторетто) создают свободный живописный, неск. эскизный стиль. В нем. Р. 16 в., на фоне к-рого выделяются универсальная широта, линейно-штриховая чёткость работ А. Дюрера и живописность штудий М. Нитхардта (Грюневальда), в целом преобладает линейное начало. Линия - лаконичная, иногда усиленная штриховкой, нередко становится почти каллиграфической [В. Хубер, А. Альтдорфер, X. Бальдунг(Грин), У. Граф]. Блестящее развитие в 15-16 вв. получает карандашный портрет, тонко фиксирующий физио-номич. особенности модели (Я. ван Эйк в Нидерландах, X. Хольбейн Младший в Германии, Ж. и Ф. Клуэ во Франции). Обострённую выразительность, своеобразную хрупкость линии приобретает Р. у представителей маньеризма (Понтормо, Пармиджанино, Л. Камбиазо в Италии и др.). Именно с 16 в. начинается собирание Р. выдающихся мастеров - как образцов для штудий молодых художников и как произв., имеющих самостоят, эстетич. значение (одна из первых коллекций такого рода была создана историографом и биографом итал. Возрождения Дж. Вазари). С конца 16 в. вырабатывается (итальянцем Аннибале Кар-раччи и др.) "академический" рисоваль-но-учебный процесс, продержавшийся в АХ многих стран вплоть до кон. 19 в.: на первом этапе ученик копировал "оригиналы" - Р. признанных мастеров, затем учился передавать объёмную форму, рисуя с гипсовых слепков античных статуй, и лишь на третьем этапе допускался к рисованию с живой натуры. Этот метод, дававший твёрдые систематические навыки Р., уводил в то же время от живого, непосредств. восприятия действительности. В противовес ясному, отчётливому, но отвлечённому академич. Р. в 17 в. создаются необычайно глубокие по замыслу, смелые и свободные по манере рисунки Рембрандта, верные натуре Р. пейзажистов Я. ван Гойена и Я. ван Рёйсдала, жанристов А. ван Остаде, Г. Терборха, Г. Метсю в Голландии, полные жизни, энергичные рисунки П. П. Рубенса во Фландрии, произв. крупнейших франц. рисовальщиков - острые, гротескные наброски Ж. Калло, проникнутые глубоким внутр. чувством, свободные и живописные рисунки Н. Пуссена и К. Лоррена. В Италии 17 в. академия. Р. противостоят беспокойные динамичные Р. мастеров барокко Л. Бернини и Гверчи-но. В 18 в. выдвигается ряд блестящих мастеров виртуозного, богатого тонкими наблюдениями и живописными эффектами Р.- натурного, жанрового, пейзажного и т. д. (А. Ватто, Ф. Буше, Г. де Сент-Обен, Ю. Робер, О. Фрагонар во Франции, Дж. Б. Тьеполо, Ф. Гварди в Италии, Т. Гейнсборо в Англии). Выступая против изысканности Р. рококо, представители классицизма 18 в. во Франции во главе с Ж. Л. Давидом возрождают строгий, мужественный стиль Р., чёткость линий и отточенную пластичность моделировки. В 19 в. традиции классицистич. Р. с его культом контурной линии развивает франц. рисовальщик Ж. О. Д. Энгр, но в целом это направление быстро вырождается в холодный безжизненный академизм. Изучение Р. старых мастеров зачастую уточняет их творч. манеру, более известную по живописным произв., раскрывает оттенки предварит, замысла того или иного художника, помогает проследить эволюцию художеств, принципов определённых направлений, школ, стилей.

Таддео Гадди (Италия). "Введение Марии во храм". Темпера, белила, кисть, 1330-е гг. Лувр. Париж.

Микеланджело (Италия). Этюды к фигуре Ливийской сивиллы (фреска Сикстинской капеллы в Ватикане), Сангина. 1511.Метрополитен-музей. Нью-Йорк.

А. Дюрер (Германия). "Смерть-всадник (Помни обо мне)". Уголь. 1505. Британский музей. Лондон.

Н. Пуссен (Франция). "Анжелика и Медор". Бистр. Сер. 17 в. Лувр. Париж.

Начиная с 19 в. стилистика Р. у его ведущих мастеров всё более непосредственно соотносится с общим развитием изобразит, иск-ва, с распространением передовых художеств, идей. На рубеже 18 и 19 вв. испанец Ф. Гойя посвящает свои страстные, темпераментные, острые по исполнению Р. нар. жизни и освободит, борьбе. Принципы свободного, проникнутого дыханием жизни, выразительного Р. утверждают франц. романтики Т. Жерико и Э. Делакруа и особенно крупнейший франц. рисовальщик 19 в. О. Домье, в творчестве к-рого острогротескные Р., разоблачающие буржуазно-дворянскую реакцию, сочетаются с мощными нар. образами (Домье-карикатуристу следуют Поль Гаварни и ряд др. франц. мастеров Р.). Франц. Р. 19 в. представлен также тонкими пейзажными зарисовками К. Коро и художников барбизонской школы, реалистическими и вместе с тем широко обобщёнными набросками Ж. Ф. Мил-ле, чутко передающими момент движения, живую пластику человеческого тела листами Э. Мане, импрессионистов Э. Дега, О. Ренуара и др. Среди крупных европ. рисовальщиков 19 в. - К. Д. Фридрих, А. Менцель, В. Буш в Германии, У. Тёрнер, Э. Берн-Джонс, У. Моррис в Великобритании, И. Исраэлс и Я. Б. Йонгкинд в Голландии, И. Манес и М. Алеш в Чехии, А. Орловский, Я. Матейко, А. Гротгер в Польше. В кон. 19 - нач. 20 вв. вырабатывается специфич. Р., отличающийся подчёркнутой графичностью и рассчитанный на воспроизведение в новой для той поры фотоме-ханич. технике на страницах книг, журналов, газет. Мастерами такого Р., как правило, испытавшего влияние стиля "модерн", явились О. Диц, Т. Т. Хейне и др. в Германии, О. Бёрдсли и др. в Великобритании, Ф. Ропс в Бельгии. Своеобразный вклад в Р. "модерна" вносят архитекторы, обратившиеся к книжной и журнальной графике и придавшие ей особый конструктивный характер (П. Беренс в Германии, И. Ольбрих в Австрии). Наряду с этим типом в искусстве постимпрессионизма развивается Р., графически адекватный содержанию и манере живописи того или иного художника (во Франции - П. Сезанн, А. де Тулуз-Лотрек и голландец В. ван Гог, в Норвегии - Э. Мунк). С кон. 19 - нач. 20 вв. получает распространение политич. Р., направленный против социального угнетения и нередко проникнутый революц. пафосом (Т. Стейнлен во Франции, Г. Цилле, X. Балушек, К. Кольвиц в Германии, Ф. Мазерель в Бельгии). С нач. 20 в. Р. развивается под отчётливым воздействием сменяющих друг друга направлений. В Р. многих художников 20 в.- представителей авангардистских направлений в искусстве (экспрессионизма, кубизма, футуризма, абстрактного искусства, сюрреализма и др.) профессиональное мастерство рисовальщиков, острая выразительность форм часто входят в противоречие с нарочитой деформацией предметного мира, самодовлеющим экспериментом. Таковы рисунки Э. Л. Кирхнера, Э. Нольде, Ж. Гроса и О. Дикса (Германия), А. Кубина и О. Кокошки (Австрия), А. Матисса, Р. Дюфи, Ж. Брака, X. Гриса, Ф. Леже (Франция). В 20 в. традиции реализма продолжаются в рисунках А. Фужерона, Б. Таслицкого во Франции, П. Хогарта в Великобритании, Л. Мендеса, X. К. Ороско, Д. А. Сикейроса в Мексике, К. Портинари в Бразилии, Р. Гуттузо, Д. Пурификато, А. Сальваторе в Италии, В. Зитте и В. Клемке в ГДР, Т. Кулисевича в Польше, М. Швабинского в Чехословакии, Ш. Эка в Венгрии. Мастерами острого сатирич. Р. являются Р. Майнор, Ф. Эллис, У. Гроппер в США, Ж. Эффель во Франции, X. Бидструп в Дании. Особое место в истории Р. 20 в. принадлежит П. Пикассо во Франции, создававшего свои Р. в широкой амплитуде манер (от тонко линеарной, антикизирующей до обобщённо лапидарной). Острое чувство пластич. начала отличает Р. скульпторов кон. 19-20 вв.- О. Родена, А. Майоля во Франции, Э. Барлаха, Г. Кольбе в Германии, Г. Мура в Великобритании, М. Марини в Италии, Г. Маркса в ФРГ, Ф. Кремера в ГДР.

Ф. М. Матвеев. "Пейзаж с пиниями". Сепия, тушь, итальянский карандаш. 1810-е гг. Третьяковская галерея. Москва.

В России натурный и композиц. Р. уже во 2-й пол. 18 - нач. 19 вв. благодаря усилиям рисовальщиков-педагогов петерб. АХ - А. П. Лосенко, Г. И. Угрюмова, А. И. Иванова, К. П. Брюллова занял важное место в художеств, культуре. Классич. совершенство формы и жизненная убедительность, глубокое изучение натуры присущи рисункам О. А. Кипренского, М. И. Козловского, А. Е. Егорова, В. К. Шебуева, Ф. П. Толстого, Брюллова. Синтетизм, сочетание строгого академич. начала с трепетной жизненностью, лаконич. линии с живописностью тона, характерен для рисунков А. А. Иванова. Большое место в развитии иск-ва Р. в России занимают работы жанристов, сатириков, иллюстраторов - в 18 в. И. А. Ерменёва, в 19 в. поляка А. О. Орловского, А. Г. Венецианова, П. А. Федотова, украинца Т. Г. Шевченко, А. А. Агина, П. М. Шмелькова, П. П. Соколова. Подъёму иск-ва Р. в 19 в. во многом способствовала борьба за реалистическую методику его преподавания, за приближение Р. к действительности, к-рую вели Венецианов, И. Н. Крамской и особенно П. П. Чистяков (учениками последнего были И. Е. Репин, В. И. Суриков, В. М. Васнецов, В. Д. Поленов, В. А. Серов, М. А. Врубель, Д. Н. Кардовский). Р. играет существенную роль в творчестве передвижников (жанровые рисунки К. А. Савицкого, В. Е. Маковского, Н. А. Касаткина, портреты работы Крамского, Н. А. Ярошенко, пейзажи А. К. Саврасова, И. И. Шишкина, Ф. А. Васильева). Точностью наблюдений, блестящим мастерством отличаются рисунки Репина, лаконичные, виртуозные рисунки Серова, натурн