загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна,окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ПРОМЫШЛЕННОМ, ЖИЛОМ И НЕ ТОЛЬКО...:
ПОНЯТИЯ:

МОНТАЖ (франц. montage - подъём установка, сборка, от monter - поднимать), сборка и установка сооружений конструкций, технологического оборудования агрегатов, машин (см. Сборка машин, аппаратов, приборов и др. устройств и готовых частей и элементов.
МОНТАЖ в строительстве - основной производственный процесс, выполняемый при возведении зданий и сооружений или и реконструкции, в результате которого устанавливают в проектное положение строительные конструкции, инженерное технологическое оборудование и др. МОНТАЖ технологического оборудования включает также присоединение его к источникам энергоснабжения системам очистки и удаления отходов оснащение приборами, средствами автоматизации и контроля
.


СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ в СССР, организационно обособленные производственно-хозяйственные единицы, основным видом деятельности которых является строительство новых, реконструкция, капитальный ремонт и расширение действующих объектов (предприятий, их отдельных очередей, пусковых комплексов, зданий, сооружений), а также монтаж оборудовани я. К государственным СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ относятся строительные и монтажные тресты (тресты-площадки, тресты гор. типа, территориальные, союзные специализированные тресты); домостроительные, заводостроительные и сельские строительные комбинаты; строительные, (монтажные) управления и приравненные к ним организации (напр., передвижные механизированные колонны, строительно-монтажные поезда и др.).
ПРОЕКТИРОВАНИЕ (от лат. projectus, буквально - брошенный вперёд), процесс создания проекта - прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния. Различают этапы и стадии ПРОЕКТИРОВАНИЯ, характеризующиеся определённой спецификой. Предметная область ПРОЕКТИРОВАНИЯ постоянно расширяется. Наряду с традиционными видами ПРОЕКТИРОВАНИЯ (архитектурно-строительным, машиностроительным, технологическим и др.) начали складываться самостоятельные направления ПРОЕКТИРОВАНИЯ человеко-машинных систем (решающих, познающих, эвристических, прогнозирующих, планирующих, управляющих и т. п.) (см. Система "человек и машина"), трудовых процессов, организаций, экологическое, социальное, инженерно-психологич., генетическое ПРОЕКТИРОВАНИЕ и др. Наряду с дифференциацией ПРОЕКТИРОВАНИЯ идёт процесс его интеграции на основе выявления общих закономерностей и методов проектной деятельности.
ПРОМСТРОЙПРОЕКТ, проектный институт в ведении Госстроя СССР. Находится в Москве. Организован в 1933. В составе института архитектурно-строительные и конструкторские отделы; ПРОМСТРОЙПРОЕКТ возглавляет объединение "Союзхимстройниипроект" с проектными институтами в Киеве, Ростове-на-Дону, Тольятти, Алма-Ате. Разрабатывает проекты (архитектурно-строительные и сан.-технич. части) производственных зданий и сооружений крупнейших промышленных предприятий автомобильной, машиностроит., металлургич., химич. и др. отраслей пром-сти; схемы генеральных планов пром. узлов и упорядочения существующих пром. районов; мероприятия по повышению уровня индустриализации строительтсва за счёт унификации и типизации зданий, сооружений и конструкций и внедрения эффективных строит. материалов; нормативные документы и методич. указания по проектированию пром. зданий и сооружений. Периодически публикует реферативную информацию "Строительное проектирование промышленных предприятий". Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1958)

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

воспитания народа. В послевоен. годы художники Л., опираясь на демократич. и реалистич. традиции латыш, иск-ва, осваивали опыт сов. иск-ва, отражая современность гл. обр. в портрете, тематич. картине, пейзаже (живопись Э. Калныня, К. Мелбарз- диса, Л. Свемпа, О. Скулме, Я. Тилберга); в скульптуре видное место заняли портрет современника (портреты передовиков труда и представителей творческой интеллигенции, созданные Т. Залькалном, Э. Мелдерисом и др.) и жанровая пластика (работы А. Бриеде и др.). Во 2-й пол. 40-х - нач. 50-х гг. (как и в последующее время) графика отличалась широтой тематики и разнообразием техники исполнения (станковые ксилографии П. Упитиса, А. Юнкера, офорты А. Апиниса, илл. В. Валдманиса, Г. Вилкса). Во 2-й пол. 50-х - 60-х гг. укрепилась связь искусства с жизнью, приобрели глубину и пластич. убедительность образы современности; картины латыш, художников на совр. и историко- революц. (преим. о красных латыш, стрелках) темы заняли видное место в сов. искусстве этих лет (произв. Б. Бер- зиня, Р. Валнере, И. Зариня, Э. Илтне- ра, Г. Митревица, В. Озола, Д. Скулме и др.). Успешно развиваются пейзаж (В. Калнрозе, Л. Мурниек, Р. Пиннис, А. Скриде и др.), натюрморт (Н. Брейкш, У. Скулме, Л. Эндзелина и др.), портрет (У. Земзарис, Л. Кокле и др.), театрально-декорац. живопись (Г. Вилке, Г. Земгал, А. Лапинь, О. Скулме и др.). Важную роль в иск-ве Л. играет акварель, особенно пейзажная (Р. Бем, Н. Петрашкевич, К. Сунинь, К. Фрид- рихсон и др.). Для совр. живописи Л. характерны разнообразие композиц. решений, лапидарность крупных форм, активность (а порой и напряжённость) цвета и фактуры. С кон. 50-х гг. распространяется линогравюра. Её ведущие мастера (Г. Кроллис, Д. Рожкалн и др.) нередко стремятся создать символически обобщённый образ человека и его труда. В станковом рисунке значительное место занимает портрет (Г. Васка, Ф. Паулю- ка). Скульпторы Л. развивают характерные для латыш, пластики 20 в. традиции монументализиров. образа, отмеченного внутренним эмоциональным напряжением, работая преимущественно в камне. Больших успехов добились латыш, скульпторы в монумент, пластике (мемориальный ансамбль памяти жертв фашистского террора в Саласпилсе, бетон, 1961-67, скульпторы Л. Буковский, Я. Заринь, О. Скарайнис, арх. Г. Асарис, О. Н. Закаменный, О. Остенберг, И. Страутманис, Ленинская пр., 1970; пам. латыш, красным стрелкам в Риге, гранит, 1970, скульптор В. Алберг и др.), развит жанр портрета (Л. Давыдова-Медене, М. Ланге).

Р. X е и м р а т. Шпалера "Рыбачки". Шерсть, лён. 1968. Собственность Министерства культуры СССР. Москва.

Л. С в е м п. "Натюрморт. Розы".1955. Художественный музей Латвийской ССР. Рига.

П. У п и т и с. "На ветру". Ксилография. 1959.

С. Озолиня. Предметы из кофейного сервиза Каменная масса. 1963. Художественный музей Латвийской ССР. Рига.

Г. К р о л л и с. "Старая Рига" (из цикла "Моя Рига"). Линогравюра. 1967.

Б. Баумане. "Лодки прибыли". 1972. Собственность Министерства культуры СССР. Москва.

В нар. декоративно-прикладном иск-ве распространены резьба, обточка и выжигание по дереву (мебель, сани, домашняя утварь), керамика (посуда, подсвечники, игрушки), ткачество и вязание, обработка металла. Своеобразна мелкая дерев, пластика. Органич. сочетание старых нар. традиций и совр. эстетич. вкусов и потребностей, энергичность и пластичность форм, сдержанность декора характерны для проф. декоративного иск-ва сов. Л. Наиболее развита керамика, в т. ч. крупных декоративных форм (вазы, декоративные настенные композиции и садовая керамика из каменной массы, шамота, глины работы Г. Г. Круглова, М. Мел- налксне, С. Озолини и др.), и художеств, текстиль (шпалеры И. Баумане, Э. Вагнере, Р. Хеймрата и др.; ворсистые ковры В, Видуки, Э. Ошеле и др. ). Распространены тиснение по коже, резьба по дереву, обработка янтаря, ковка и чеканка по металлу. Художники Л. выполнили много витражей, мозаик и др. художеств, произв. в городах РСФСР, УССР и в др. республиках. Латыш, художники принимают активное участие в совместных выставках сов. прибалт. республик (в т. ч. живописи в Вильнюсе, графики в Таллине, скульптуры, акварели и плаката в Риге) и во всесоюзных выставках. В Риге в 1951 осн. Союз художников Латв. ССР (с 1940 - Оргкомитет Союза художников).

Илл. см. на вклейках, табл. VII, VIII, IX, X (стр. 192-193).

Лит.: Вага В. Я., Проблемы пространственной формы в средневековой архитектуре Латвии и Эстонии, Тарту, I960; Васильев Ю. М., Классицизм в архитектуре Риги, Рига, 1961; Б и р з е н и е к А., Латвия, [архитектура до конца 16 в.],в кн.: Всеобщая история архитектуры, т. 4, Л.- М., 1966; его же, Архитектура .Латвии конца 16 - первой пол. 19 в., там же, т. 7, М., 1969; Архитектура н градостроительство в Латвийской ССР, 1 - 2. Рига, 1969-73 (на рус. и латыш, яз.); Л а ц е Р. [и др.], Искусство Латвийской Советской Социалистической Республики, в кн.: История искусства народов СССР, т. 7, М., 1972; V i р е г s В., Latvijas maksla baroka laikmeta, Riga, 1937 (англ, пер. -Riga, 1939); его же, L'art letton. Essai de ^ynthese historique, Riga, _ 1940; Latviesu telotaja maksla. [Rakstu krajums, 1 - 6], Riga, 1957 - 70; Latviesu padomju gra- fika- [Albums, sakartojis un teksta autors M. lyanovs], Riga, 1960 (резюме на рус. яз.); Latviesu padomju telnieciba. [Albums, sakartojis K. Zemdega, teksta autori K. Baumanis un M. Zaurs], Riga, 1960 (резюме на рус. яз.); Р u j^a t s J., Latviesu padomju HetisKa maksla, Riga, 1960v (резюме на рус., англ., франц. яз.);_ Latviesu padomju gleznieclba. [Albums, sakartojis un teksta autors A. Lapins], Riga, 1961 (резюме на рус., англ., франц. яз.); Latviesu padomju akvarelis. [Albums, sakartojis un teksta autors R. Bems], Riga, 1961 (резюме на рус., англ., франц. яз.); Latvijas PSR maksla. [Albums, ievada teksta autore un sa- stadltaja R. Lace], Leningrada, [1972] (на латыш., рус., англ. яз.).

Ю. М. Васильев (архитектура), С. Я. Циелава (изобразительное искусство до 2-й пол. 19 в.), Р. В. Лаце (изобразительное и декоративное искусство 2-й пол. 19 - 20 вв.).

XVI. Музыка

Муз. творчество латыш, народа очень самобытно и разнообразно. Среди осн. жанров народной музыки - многочисленные циклы трудовых песен, календарные обрядовые (среди них: весенние - рота- шанас с припевом "рота!"; популярнейшие летние - лиго с припевом "лиго!"), семейные обрядовые, лирические и юмористические бытовые, хороводные, танцевальные песни. Старинные трудовые, сиротские, сатирические и др. песни часто выражают протест против феодальных обществ, отношений. Нар. песня в основном одноголосна, мелодика, как правило, либо декламационная, "сказываемая" (в древних обрядовых песнях)., либо "распевная" (в лирич. песнях). В древних песнях встречается нар. бур- донное многоголосие, в песнях более позднего периода - двух- и трёхголосие. Для нар. мелодики весьма характерны несимметричные метры, в особенности 5-дольные и многообразные переменные и смешанные размеры. Метрич. структура текстов латыш, нар. песен (дайн) - хорей и дактиль. Мелодии древних нар. песен основаны, как правило, на узком звукоряде, более поздние - на диатонич. натуральных ладах (часто мажор и натуральный минор). Интонационно н по жанрам латыш, нар. песни родственны русским, белорусским, украинским, а также литовским, отчасти и эстонским нар. песням. Среди народных инструментов: кокле (родствен гуслям), лига (тип монохорда), скрипка (смычковые), стабуле, тауре, ажарагс, дудас (духовые); тридекснис, эглите (ударные) и др.

С 13 в., после вторжения нем. крестоносцев, в Л. проникает католическая, а с периода Реформации (16 в.) - протестантская церковная музыка. В кон. 16 в. вышло первое печатное нотное издание церковных песнопений с латыш, текстом. В период феодализма проф. музыка развивалась преим. в городах., в среде нем. феодалов и бюргерства. В Риге имелся цех гор. музыкантов. В 17 - нач. 18 вв. в Митаве (ныне Елгава) при дворе курляндского герцога существовал оркестр, эпизодически ставились оперные и балетные спектакли. С 18 в. в Риге процветает органное искусство; в 1760 основано Рижское муз. об-во, к-рое давало абонементные симф. концерты. В 1782 был открыт нем. опер- но-драматич. театр (в 1837-39 здесь работал дирижёром Р. Вагнер). С сер. 19 в., под влиянием "младолатышского" движения развивается латыш. проф. музыка, гл. обр. хоровая, создаются певческие об-ва. С 1873 традиционными стали общелатышские певческие праздники. Первые проф. хоровые песни написаны композиторами Я. Цимзе, К. Бау- манисом, Э. Вигнером и др.

С 80-х гг. 19 в. на сценах нац. драматич. театров в Риге ставятся оперы, зингшпили., оперетты на латыш, яз. В начале 20 в. выдвигаются крупные оперные артисты: Р. Берзинь, М. Брехмане-Штенгеле„ А. Кактинь, П. Сакс и др. В 1913 был основан нац. театр "Латышская опера "> С кон. 19 в. в Риге устраиваются постоянные гастроли русских оперных трупп. Большую роль в развитии проф. латыш, музыки сыграли консерватории Петербурга и Москвы, где обучались мн. латыш, композиторы и исполнители.

Э. К а л н ы н ь. "Новые паруса". 1945. Художественный музей Латвийской ССР. Рига, К ст. Латвийская ССР,

Ж. д е Л а т у р. "Магдалина со светильником". Лувр. Париж.

К ст. Латур Ж.

Основоположниками латыш, классич. музыки (хоровая и сольная песня, симф., вокально-инстр. и камерные произв.) были А. Юрьян и Я Витол, создавшие нац. композиторскую школу. В нач. 20 в. развитие муз. культуры в большой мере определили создатель нац. оперы Алф- ред Калнинь, композитор и фольклорист, автор хоровых обработок нар. песен Э. Мелнгайлис, мастер хоровой и сольной песни Э. Дарзинь.

После Великой Окт. социалистич. революции и установления Сов. власти в Л. (1919) важнейшими событиями муз. жизни были образование симф. оркестров латыш, стрелковых частей и их концерты в Риге, Петрограде, Москве и др. городах, а также преобразование театра Латышская опера в гос. театр Опера Советской Латвии (1919). Тогда же создаются первые нац. оперы -"Банюта" Алфреда Калниня, "Огонь и ночь" Яниса Меди- ня. В 1919 осн. Латв. консерватория.

В 20-30-х гг. в условиях бурж. режима в Л. развитие муз. культуры осложнялось влиянием бурж.-националистич. идеологии. Осн. достижения передовой латыш, музыки этого периода определялись деятельностью композиторов Я. Ви- тола, Э. Мелнгайлиса, Алфреда Калниня, Яниса Мединя, Язепа Мединя, Я. Залитиса. Янис Мединь явится одним из основоположников латыш, оперы и создателем нац. балета. С 20-х гг. широко разрабатываются жанры хоровой и сольной песни, камерной инструм. музыки, оперы и балета, создаются обработки нар. песен. Центр, место в муз. жизни Риги занимал оперный театр, продолжавший свою деятельность под назв. Латвийская национальная опера (конец 1919-40), в 1926 был основан симф. оркестр Латв. радио. Начинают творческую деятельность композиторы школы Я. Витола: Е. Граубинь, П. Лиците, Л. Гарута, Я. Калнинь, В. Дарзинь, Я. Кепитис, А. Жилинский, П. Барисон, Я. Иванов, М. Заринь, А. Скулте и др.

Восстановление Сов. власти в Л. положило начало новому этапу развития латыш, муз. культуры. В 1940-41 реорганизуется деятельность муз. театров, в т. ч. Латвийского театра оперы и балета, консерватории, открывается гос. филармония (1941). Тяжкий урон латыш, муз. культуре нанесли годы нем.-фаш. оккупации. Мн. музыкантам удалось избежать оккупации - они эвакуировались в глубь страны. В 1942 в г. Иваново был создан Гос. художеств, ансамбль Латв. ССР, в состав к-рого входили певцы Р. Берзинь, Э. Пакуль, А. Дашков и др. и хор (под упр. Я. Озолиня), ставший основой Гос. хора Латв. ССР. В это время были созданы первые латыш, сов. массовые песни и первая латыш, сов. опера-"Рута" Н. Грюнфельда (1943).

После окончания Великой Отечеств, войны 1941-45 стало широко развиваться творчество многих композиторов, в т. ч. Я. Иванова, М. Зариня, А. Скулте, П. Барисона, Л. Гаруты, А. Жилинского, Я. Кепитиса и др. В 50-60-е гг. выдвигаются композиторы О. Барсков, Э. Голд- штейн, О. Гравитис, Р. Гринблат, А. Гри- нуп, П. Дамбис, Р. Ермак, Алдонис Калнинь, Имант Калнинь, Р. Калсон, В. Каминский, Р. Оре, Г. Раман и др. Симф. жанр становится ведущим в творчестве многих композиторов. В различных жанрах симф. музыки и инструментального концерта создали произв. Я. Иванов, А. Скулте, Л. Гарута, Э. Голд- штейн, Р. Гринблат, А. Гринуп, Р. Ермак, Алдонис Калнинь, Алфред Калнинь, Имант Калнинь, В. Каминский, Я. Кепитис, Яков Мединь, Г. Раман. Получает развитие органное иск-во. Во мн. вокаль- но-инструм. произв. используется орган.

Появляется жанр концерта для органа с камерным оркестром. Авторами этих произв. стали М. Заринь, Р. Ермак и др. Многообразно развивается камерная инструментальная музыка в творчестве О. Барскова, Е. Граубиня, П. Дамбиса, Р. Ермака, Я. Иванова, Р. Калсона, Я. Кепитиса, Я. Лицитиса, А. Скулте, В- Уткина и др. Современная, историческая и сказочная тематика, часто на сюжеты латыш, сов. и классич. лит-ры, определила направление оперного творчества М. Зариня ("К новому берегу", 1955, "Зелёная мельница", 1958, "Опера нищих", 1964, и др.), Ф. Томсоне ("Вей, ветерок!", 1960), А. Жилинского ("Золотой конь", 1965), О. Гравитиса ("Аудри- ни", 1965, "Сквозь метели", 1967), А. Скулте ("Принцесса Гундега", 1971) и др. Значит, успехов достигло балетное искусство (см. раздел Танец. Балет). Создание театра оперетты в Риге (1945) способствовало становлению этого жанра (А. Жилинский, Н. Золотонос, Э. Игенберг, Г. Орделовский, Г. Раман).

Широкое развитие массовой хоровой культуры усилило интерес композиторов к хоровой песне, кантатам и ораториям. Авторы произв. в этом жанре - один из создателей латыш, оратории М. Заринь ("Валмиерские герои", 1950, "Борьба с чёртовым болотом", 1951, "Махагони", поев, памяти П. Лумумбы, 1965, и др.), П. "Барисон, Л. Гарута (кантата'"Он летит!", поев. Ю.Гагарину, оратория "Живое пламя", 1966), Э. Голдштейн, О. Гравитис, Е. Граубинь, П. Дамбис ("Концерт-реквием", 1967), Я. Иванов, Алдонис Калнинь, Алфред Калнинь, Имант Калнинь ("Октябрьская оратория", 1967), В. Каминский, Я. Кепитис, П. Лиците, Я. Ли- цитис, Э. Мелнгайлис, Я. Озолинь, А. Скулте и др. Создано много сольных вокальных произв. и песенных циклов (А. Жилинский, Р. Калсон, Я. Кепитис, М. Заринь, О. Гравитис, П. Дамбис, Н. Грюнфельд, Алдонис Калнинь, П. Лиците и др.). В области эстрадной музыки работают: Р. Паул, Г. Раман, Имант Калнинь и др.

Регулярно издаются исследования по истории латыш, музыки, публикации материалов латыш, муз. фольклора. Секцией муз. критики Союза композиторов Латв. ССР издаётся сборник статей "Латышская музыка" (с 1958 по 1972 9 сб., на латыш, яз.). Среди музыковедов: В. Берзинь, В. Бриеде-Булавинова, Л. Видулея, засл. деят. культуры Латв. ССР Я. Витолинь, засл. деят. иск-в Латв. ССР О. Гравитис, Н. Грюнфельд, Л. Красинская; Л. Карклинь, М. Голь- дин, А. Клотинь, В. Мушке, С. Стумб- ре, А. Вернер, П. Печерский и др.

Крупнейшие исполнители Латвийской ССР: дирижёры - нар. арт. Латв. ССР Л. Вигнер, нар. арт. РСФСР А. Ян- сонс; хоровые дирижёры - нар. арт. Латв. ССР Т. Калнинь, Яков Мединь, Я. Озолинь, засл. арт. Латв. ССР Д. Гайлис, Я. Думинь, Г. Кокар, И. Ко- кар, X. Меднис, Э. Рачевский, И. Цепи- тис и др.; певцы - нар. арт. СССР Ж. Гейне-Вагнер, А. Фринберг, нар. арт. Латв. ССР Р. Берзинь, П. Граве- лис, А. Дашков, К. Заринь, А. Лудинь, Э. Пакуль, М. Фишер, Р. Фринберг, засл. арт. Латв. ССР Л. Андерсоне, Л. Дайне, Я. Забер, Р. Зелмане и др.; пианисты - засл. арт. Латв. ССР В. Ци- руле, И. Граубинь, засл. деят. иск-в Латв. ССР В. Зост; скрипачи-В. Заринь, Я. Шволковский; виолончелисты - нар. арт. Латв. ССР Э. Берзинский, засл. арт. Латв. ССР Э. Бертовский, Е. Тесте- лец, М. Виллеруш; органисты - нар. арт. Латв. ССР Н. Ванадзинь, засл. арт. Латв. ССР П. Сиполниек и др.

Периодически устраиваются певческие праздники, с 1960 "Праздники песни и танца". Певческий праздник 1973 был посвящён 50-летию образования СССР и 100-летию певческих праздников (за этот период состоялось 16 праздников, в т. ч. 7 - в сов. время). Большую роль в развитии нац. муз. культуры играют декады и дни муз. иск ва Латв. ССР, проходящие регулярно в различных республиках Сов. Союза, а также гастроли солистов и муз. коллективов союзных республик в Л.

В Латв. ССР работают (1973): Театр- оперы и балета, Рижский театр оперетты (латыш, и рус. труппы); Филармония Латв. ССР, симф. оркестр Латв. телевидения и радио, Гос. академич. хор Латв. ССР (1942), хор Латв. телевидения и радио им. Т. Калниня (1940), смешанные хоры-засл. коллектив Латв. ССР"Ювен- тус" и"Дайле", женский хор - засл. коллектив Латв. ССР "Дзинтарс", мужской хор "Дзиедонис", камерный оркестр филармонии, Рижский эстрадный оркестр, Эстрадный ансамбль радио, камерные ансамбли и др.; Латв. консерватория им. Я. Витола, 8 муз. уч-щ (в Риге - 2, Елгаве, Лиепае, Вентспилсе, Даугавпил- се, Цесисе, Резекне), 47 детских муз. школ; Союз композиторов (1944).

Лит.: В и тол инь Я., Грюнфельд Н., Латвийская ССР, М., 1957 ("Музыкальная культура союзных республик"); В и т о- л и н ьЯ., Латышская народная песня, М., 1969; Очерки музыкальной культуры_ Советской Латвии. [Сб. ст.]. Л., 1971; J ur j a n s A., Latvju tautas muzikas material;, sej. 1 - 6, Riga, 1894-1926; Melnsailis E., Latviesu muzikas folkloras material;, 1 - 3, Riga, 1951 - 53; Medins K., Latviesu dziesmu svetki± Riga, 1955; Latviesu tautas muzika, [3 krajumi], sastadijis, J. Vitoliijs, Riga, 1958-71; VTtolips J., Tautas dziesma. latviesu muzika, Riga, 1970^ Padomju Latvijas muzikas darbinieki, sastadijis O. Gravitis, Ri_ga, 1965; G о 1 d i n s M., Latviesu tautas. deju melodijas, Riga, 1967; его ж е, Latviesu un cittautu muzikas sakari, Riga, 1972; Vltolins J., Krasinska L., Latviesu muzikas vesture, 1, Riga, 1972. Я. Я. Витолинь.

XVII. Танец. Балет

Латыш, танец в начальной стадии развития (до 13 в.) был тесно связан со старинными поверьями, с желанием защититься от "злых духов" (об этом свидетельствуют нар. песни и описания обрядов). Танцы и хороводные пляски устраивались на семейных и календарных праздниках. Традиционными обрядовыми плясками ряженых (кекаты, будели, коляды и др.) в сопровождении песен отмечались праздники - день зимнего солнцестояния, масленица, день летнего солнцестояния.

В нар. хореографии значит, место занимает хоровод. Для латыш, танца характерна плавная ходьба, равномерный бег на низких полупальцах, тройные и переменные шаги, подскок и др. В 19 в. используются также шаги польки и галопа. Муз. размер обычно - 2/4, 4/4, реже - 3/8 или 5/8. Преобладают массовые парные н групповые танцы с определённым композиц. рисунком. Особенно популярны судмалцняс, ачкупс, тудалинь- тагадынь, руцавиетис и др. На сцене латыш, нар. танец впервые был исполнен в 1888 в постановках пьес А. Алунана.

В годы Сов. власти развитию латыш, танца уделяется большое внимание: в Ин-те языка и лит-ры АН Латв. ССР имеется сектор фольклора, к-рый организует экспедиции для сбора описаний старинных и совр. хороводов и танцев, классифицирует и публикует их. При Госфилармонии в 1945-63 работали Ансамбль песни и танца Латв. ССР (с 1958- "Сакта"), с 1968 - Ансамбль танца Латв. ССР "Дайле". Созданы новые латыш, танцы: "Аудею дея" ("Танец ткачей"), "Стуру стурием" ("Край любимый, край родной"), "Сегодня праздник, станцуем!", "Клипу, клапу" и др.

Первая проф. балетная труппа возникла в 1782 в Риге в нем. театре (танцовщиков приглашали из-за рубежа). Начало формирования латыш, балета связано с организацией П. Юрьяном т-ра Латышской оперы (1913), где балетной труппой руководил балетм. М. Каулинь. После 1-й мировой войны труппу восстановил балетм. В. Комисарс. С 1919 в оперных спектаклях ставились танцевальные сцены. Самостоятельные балеты в репертуаре театра отсутствовали ввиду недостаточной проф. подготовки танцовщиков. Первые балетные спектакли поставил Н. Г. Сергеев (с 1922 руководитель балетной труппы). В его балетной студии танцовщики овладевали основами школы рус. классич. танца. Были осуществлены постановки балетов: "Тщетная предосторожность" П. Гертеля (1922), "Волшебная •флейта" Р. Дриго, "Пахита" Э. Дельде- веза (1923). В 1925-32 труппой и студией (осн. в 1925) руководила А. А. Фёдорова, к-рая поставила: "Лебединое озеро" (1926), "Щелкунчик" (1928) и "Спящая красавица" (1929) П. И. Чайковского, "Конёк-Горбунок" Ч. Пуньи, "Жар-Птица" И. Ф. Стравинского, "Павильон Армиды" Н. Н. Черепнина (1930), "Дон Кихот" Л. Минкуса (1931), "Жизель" А. Адана (1932) и др. Балеты ставили также М. М. Фокин, В. Д. Тихомиров, А. И. Вильзак и др. С 1932 танцовщиков готовила балетная школа при театре. В 1934 труппу возглавил О. Леманис. Он осуществил постановки первых нац. латыш, балетов - "Победа любви" Яниса Мединя (1935), "Илга" Я. Витолиня (1937), "Осень" и "Соловей и роза" Я. Калниня (1938). Леманис инсценировал "Скарамуш" Я. Сибелиуса, "Волшебные куклы" Дж. Россини, "Болеро" М. Равеля (1936), поставил балеты: "Эсмеральда" Пуньи (1939), "Бахчисарайский фонтан" Б. В. Асафьева (1940), "Лауренсия" А. А. Крейна (1941). В 1943 нац. балет "Стабурагс" ("Стабу- радзе") Алфреда Калниня поставил Э. Лещевский. Балетная труппа и студия имелись также в Лиепайском театре (1922-44), там работали балетм. А. Сте- делаубе, А. Экстоне, А. Козловский.

После освобождения Л. от нем. оккупантов балетное иск-во во взаимодействии с хореографич. иск-вом др. союзных республик получило значит, развитие. В Театре оперы и балета в Риге работает балетная труппа, восстановлена студия (1945), на базе к-рой основано Рижское хореографич. уч-ще (1948). В 1947 поставлен первый латыш, сов. балет-"Лайма" А. Ленина о совм. борьбе в 13 в. рус. и латыш, народов против нем. захватчиков. Нар. хореография используется в нац. балетах ("Сакта свободы" А. Скулте, 1950, 1955, по мотивам пьесы Я. Райниса "Играл я, плясал" и др.). Среди постановок: "Ромео и Джульетта" и "Золушка" С. С. Прокофьева (1953), "Ригонда" Р. Гринблата (1959, по мотивам романа "Потерянная родина" В. Лациса), "Спартак" А. И. Хачатуряна (1960), "Лесная песня" М. А. Скоруль- ского (1963), "Пер Гюнт" на музыку Э. Грига (1966), "Собор Парижской богоматери" Пуньи и Р. Дриго (1970). Одноактные балеты -"Радуга" Р. Оре (1963), "Барышня и хулиган" Д. Д. Шостаковича (1965). Латыш, нац. балеты - "Роза Турайды" Я. Кепитиса (1966), "Гроза весной" А. Скулте (1967), "Победа любви" Яниса Мединя (1970, нов. пост.) и др.

Ведущие балетмейстеры - нар. арт. Латв. ССР Е. А. Тангиева-Бирзниек и А. Лемберг, засл. деят. иск-в Латв. ССР Е. Чанга, И. Строд. Солисты балета- нар. арт. СССР В. Вилцинь; нар. арт. Латв. ССР А. Приеде, X. Ритенберг; засл. арт. Латв. ССР А. Озолинь, И. Абеле, Я. Граудс, Я. Панкрате, И. Гинтере, И. Каруле, В. Н. Швецова, М. Г. Била- лова, А. Баумане, В. Гельван и др.; А. Драгоне, Л. В. Туисова, 3. Эрса, Г. Н. Горбанёв, Я. Бивинь, М. Церс и др.

Лит.: Brants G., Latviesu balets, Riga, 1937; Silipa E., Latviesu deja, Riga, 1939; её же, Dazi baleta dramatur- gijas jautajumi, в сб.: Teatris un dzlve, Riga, 1959, № 3; e ё же, Latviesu padomju baleta attistTbas gaitas, там же, 1965, № 9; S u n а Н., Latviesu rotalas un rotaldejas, Riga, 1966. Э. Силинь.

XVIII. Драматический театр

Древние виды латыш, нар. творчества, связанные с трудовыми процессами, календарными обрядами и празднествами, содержали элементы театральности. Особенно богаты ими были игры ряженых и свадебные обряды.

В 1205 в Риге состоялось первое театр, представление. Это представление (на библейский сюжет) было устроено нем. миссионерами в традициях ср.-век. ре- лиг, театра с целью пропаганды христ. веры среди покорённых племён. В последующие столетия во время господства нем. феодалов театр, иск-во коренному населению Л. не было доступно. В 16- 17 вв. в Риге организовывались представления школьной драмы на лат. яз.; в 17-18 вв. выступали труппы иностр., преим. немецких бродячих комедиантов. В 60-х гг. 18 в. в Риге существовала постоянная нем. труппа, для к-рой в 1782 было построено здание. С нач. 19 в. нем. театры имелись также в Елгаве и Лиепае. В 50-е гг. 19 в. был основан рус. театр в Даугавпилсе, в 1883 - в Риге. Отд. театр, представления на латыш, яз. устраивались в 1-й четв. 19 в. в сел. местностях, напр, в Дикли (ок. 1818) был показан спектакль "Разбойники" Ф. Шиллера (пьеса переведена и поставлена крепостным). Развитие латыш, нац. теагр. иск-ва началось в 1868, когда состоялись первые спектакли на латыш, яз. в Риге и был организован любительский коллектив, на основе к-рого возник первый проф. латыш, театр, получивший назв. Рижского латыш, театра (1870-1918). Первый его руководитель, "отец латышского театра" - актёр, режиссёр и драматург А. Алунан. Мн. спектакли этого театра были насыщены песнями, танцами; впоследствии здесь ставились и оперы.

В 90-е гг. 19 в. плодотворное влияние на развитие латыш, театра оказало течение "Яуна страва". Театр стал ареной острой борьбы прогрессивных и реакц. сил. Репертуар обогатился пьесами латыш, драматургов Р. Блауманиса, Аспа- зии, а также У. Шекспира, Ф. Шиллера, Г. Ибсена.

В нач. 20 в. возникли театр, коллективы, ставившие целью служение интересам народа. Большое значение имела тесная связь этих коллективов с рус. театр, иск-вом, с его демократия, традициями. Важным событием театр, жизни стало создание в 1902 прогрессивного Нового латыш, театра (Рига), закрытого в 1905 царскими властями. Расцвету демокра- тич. тенденций способствовала Революция 1905-07. Значит, успехи в развитии латыш, прогрессивного иск-ва были достигнуты в Новом рижском театре (1908- 1915), завоевавшем популярность среди демократич. обществ, кругов, особенно постановками пьес революц. поэта Я. Райниса. Широкое признание получили также постановки произв. Л. Н. Толстого, М. Горького, А. Упита, Аспазии, Р. Блауманиса, Г. Ибсена, Г. Гауптмана и др. Демократич. традиции, заложенные в нач. 20 в., в значит.степени определили дальнейшее развитие латыш, театр, иск-ва. Накануне 1-й мировой войны 1914-18 театр Л. достиг такой высокой степени проф. зрелости, что сценич. иск-во заняло значит, место в обществ, и культурной жизни латыш, народа. Среди актёров нач. 20 в. выделялись Е. Дубур, А. Ми- ерлаук (работал и как режиссёр), Д. Ак- ментинь, Б. Румниеце, Ю. Скайдрите.

События 1-й мировой войны 1914-18, массовая эвакуация населения прервали работу театров; эвакуировавшиеся актёры открыли латыш, театры в Москве и Петрограде. Любительские спектакли устраивались во мн. городах России. Во время Великой Окт. социалистич. революции создавались рабочие театры и театр, коллективы при латыш, стрелк. полках, спектакли к-рых пользовались большой популярностью. Началось формирование латыш, сов. театра. После установления Сов. власти в Л. (1919) в Риге под рук. писателя А. Упита был создан гос. Рабочий театр Сов. Л. (см. Латвийский театр драмы им. А. Упита), поставивший пьесы Упита, Л. Паэгле, М. Горького. Организованы театры в Вал- миере, Смилтене, Елгаве. В Москве давал спектакли Рабочий театр под рук. реж. Т. Амтмана (1918-19). В 1919 в Москве был основан театр-студия "Скатувэ" под рук. О. Ф. Глазунова - актёра студии Е. Б. Вахтангова. В 1932 театр-студия был реорганизован в латыш, гос. театр "Скатувэ", к-рый существовал до 1937.

В бурж. Л. в 20-30-е гг. передовые деятели театра, опираясь на демократич. традиции латыш, театр, иск-ва, боролись против реакции. Однако влияние бурж. эстетики, преобладание в репертуаре развлекательных пьес не давали проявиться большим творческим возможностям театров. Рабочий театр Сов. Л. бурж. властями был преобразован в Нац. театр. В 1921-25 его возглавлял Я. Райнис, затем руководство перешло к бурж. деятелям театра. Режиссёры Нац. театра А. Миерлаук, А. Амтман-Бриедит, Э. Фельдманис, Я. Заринь стремились развивать реалистич. традиции театр, иск-ва; здесь ставились пьесы сов. драматургов - Н. Ф. Погодина, В. П. Катаева, В. М. Киршона, латыш, авторов- Я. Райниса, А. Упита, А. Григулиса, Ю. Ванага, Ф. Рокпелниса, прогрессивных зарубежных драматургов - Э. Тол- лера, Ф. Вольфа. В 1920 в Риге открылся

Художеств, театр (см. Латвийский Художественный театр им. Я. Райниса) под рук. Э. Смильгиса, утверждавшего иск-во яркой формы и глубокой мысли. Деятельность Художеств, театра значительно обогатила латыш, театральное иск'-во. В этих двух ведущих театрах Л. работали видные актёры: Э. Виестуре, Г. Жи- балт, Т. Лацис, Т. Подниек и др. С 1926 в Риге существовал Рабочий театр, к-рый был закрыт в 1934 после фаш. переворота. Несколько ранее (в 1928) власти закрыли самодеятельный драм, коллектив (организован в 1921) при левых профсоюзах Риги, деятельность к-рого имела революц. направленность.

Свержение фаш. пр-ва, восстановление Сов. власти и принятие Л. в Союз ССР (1940) создали благоприятные условия для развития театр, иск-ва. Начались преобразования в театр, жизни республики, к-рые были прерваны Великой Отечеств, войной 1941-45. После освобождения терр. Л. от нем.-фаш. оккупации возрождались прогрессивные традиции латыш, театра, осваивались опыт театров братских народов, метод со- циалистич. реализма. Латыш, сов. театр, сохраняя нац. самобытность, влился в общее русло развития многонац. сов. иск-ва.

Лучшие спектакли послевоен. лет: "Вей, ветерок!" (1945) и "Огонь и ночь" (1947) Я. Райниса, "Егор Булычев и другие" М. Горького (1946), "Глина и фарфор" А. Григулиса (1947), "Кремлёвские куранты" Н. Ф. Погодина (1947), "Сын рыбака" В. Лациса (1949), "Анна Каренина" по Л. Н. Толстому (1949), "Земля зелёная" А. Упита (1950). Среди постановок 50 - нач. 70-х гг. выделяются: "Играл я, плясал" и "Иосиф и его братья" Райниса (обе в 1956), "Гамлет" У. Шекспира (1959), "Близнецы Велнакаулса" по Э. Ливсу (1967), "Мотоцикл" по Зие- донису (1967), "Баю, деточка-топтыжка" X. Гулбиса (1968), "Индраны" Р. Блаума- ниса (1970), дилогия "Пятиэтажный город" (1970) и "Бескрылые птицы" (1971) по В. Лацису, "Волки и овцы" А. Н. Островского (1973). Для деятелей латыш, сов. театра характерно неустанное стремление к глубокому творческому осмыслению современности. В репертуаре значит, место наряду с пьесами совр. латыш. авторов занимают произв. В. В. Вишневского, А. Н. Арбузова, В. С. Розова, М. Ф. Шатрова, А. Е. Корнейчука, К. Крапивы, А. Е. Макаёнка, Ю. Смуула, А. М. Якобсона, А. Э. Лийвеса, Ю. Мар- цинкявичюса, И. П. Друцэ, Ч. Айтматова и др. Ставятся также пьесы драматургов др. социалистич. стран - Б. Брехта, Я. Ивашкевича, Е. Юрандота, М. Себастьяна, зарубежная драматургия - Ж. Ануй, Э. Де Филиппе, М. Фриш, Т. Уильяме и др.

Росту сценич.культуры, обогащению репертуара способствуют выступления театров Л. с творч. отчётами в Москве, участие в смотрах театр, иск-ва и драматургии сов. народов, встречи театр, коллективов Прибалтики, обмен гастролями.

В республике работают (1973): Латв. театр драмы им. А. Упита, Латв. Художеств, театр им. Я. Райниса, Театр рус. драмы (осн. в 1883), Театр юного зрителя им. Ленинского комсомола (латыш, и рус. труппы, осн. в 1941), Театр кукол (осн. в 1944) в Риге, театр в Лиепае (осн. в 1907), Театр им. Л. Паэгле в Вал- миере (осн. в 1919), Драм, театр дважды Краснознамённого Балт. флота (осн. в 1930, Лиепая).

В Риге в 1945 организовано Латв. театр, об-во. В 1948 на базе драматич. отделения театрально-хореографич. школы создан Латв. театр, ин-т, к-рый с 1951 присоединён к Латв. консерватории как ф-т театр, иск-ва.

В развитие латыш, сов. театра большой вклад внесли мастера сценич. иск-ва: нар. артисты СССР А. Амтман-Бриедит, Я. Осис, Э. Смильгис, Ю. И. Юровский, нар. артисты Латв. ССР Э. Баруне, Ж. Катлап, А. Клинт, И. Митревице, Н. Мурниек, Б. Румниеце, М. Шмитхене, Л. Шпильберг, Э. Эзеринь, художники Г. Вшцсс, А. Лапинь. Среди деятелей театра (1973): нар. артисты СССР В. Артмане, Л. Берзинь, Л. Фрейман, А. Яуну- шан, нар. артисты Латв. ССР В. Балюна, Л. Баумане, А. Видениек, В. Я. Глухов, 3. Грисле, Л. Жвигуле, Э. Зиле, М. Клет- ниеце, Я. Кубилис, Д. Купле, О. Ле- яскалне, А. Лиедскалнинь, В. Лине, П. Луцис, А. А. Михайлов, Э. Павул, Э. Радзинь, К. Себрис, В. Сингаевская, Г. П. Тимофеев, Г. Цилинский, Ф. Эрт- нер, засл. деят. иск-в Латв. ССР А. Ли- нинь, засл. арт. Латв. ССР X. Лиепинь, засл. деятели иск-в Латв. ССР режиссёр Т. Херцберг, художники А. Дзенис, Г. Земгал, М. Ф. Китаев, Ю. Н. Феоктистов, П. К. Шенхоф.

Илл. см. на вклейке, табл. XI (стр. 192-193).

Лит.: Театры Советской Латвии, Рига, 1955; Кундзинь К., Латышский театр. Очерк истории, М., 196_3; Kundzips К., Latviesu teatra repertuars hdz 1940 gadam, 2 izd., Riga, 1955; его же, Latviesu teatra vesture, sej. 1-2, Riga,1968-72; Teatris un dzi- ve. [Krajums, 1-16]. Riga, 1956-1972; Frei- mane V., Liepajas teatra 50 gadi, Riga, 1958; Jaunais Rigas teatris, Riga, 1958; H a u s- manis V., Rainis un teatris, Riga, 1965; Grevins M., Dalles teatris, Riga, 1971; S k u d r a A._, Ferbers В., Teatris ar divsirat skatuvem, Riga, 1972. К.Э. Кундзинь.

Цирк. В 1874 в Риге построено временное цирковое здание, где работали и иностр. труппы. Здание стационарного цирка (Рига) существует с 1889, в нём выступали первые латыш, цирковые артисты- участники атлетич. кружка, созданного Т. Мейером (псевд. Мифорт Рейем); популярность получила труппа К. Петерсона. За рубежом гастролировали П. Балодис (псевд. Сансети), Бретини (Р. Циновский), К. Петерсон (псевд. Ват- сон), Э. Приеде, Р. Цимзе и др. В нач. 20 в. выдвинулись клоуны Роланд (К. Плучс) и Коко (А. Лутц), пользующиеся известностью в сов. цирках. В 1955 в Л. организован Латвийский цирковой коллектив. Среди его участников в разные годы: Антонио (А. Маркун), А. Беркис, А. Виркаус, С. Строде, К. Хелманис, А. Шлискевич и др. А. Я. Шнеер.

XIX. Кино

Кинопроизводство в Л. началось в 1910-11. Первоначально создавались хроникальные, документальные и видовые фильмы, репортажи о г. Лиепая снимал оператор Э. К. Тиссэ (1913). Начало игровому кино было положено художеств. фильмом "Где правда?" (1913) при участии актёров Вентспилс- ского драматич. театра. Фильмы 20-х гг., гл. обр. коммерческие, ставили наряду с латышскими и рус. режиссёры. В 1939 игровой кинематограф добился первого значит, успеха: был создан фильм "Сын рыбака" по роману В. Лациса. После восстановления Сов. власти в Л. (1940) была осн. Рижская киностудия. Первый латыш, сов. художеств, фильм-"Каугурское восстание" (1941). Кинодокументалисты под рук. режиссёра Центр, студии документ, фильмов И. П. Копалина создали полнометражный репортаж о новой жизни латыш, народа - "Навстречу солнцу" (1941). После Великой Отечеств, войны развитию латыш, нац. киноискусства способствовала помощь ленингр. и моек, киномастеров. Группа кинорежиссёров и операторов - В. С. Масс, И. В. Масс, М. А. Шнейдеров, Г. В. Шу- лятин, А. И. Евсиков, К. Б. Станкевич и др. остались работать в Риге. Начался регулярный выпуск кинопериодики. В 1948 Рижская киностудия художественных фильмов была объединена со студией документальных фильмов (см. Рижская киностудия). А. Г. Иванов поставил фильм "Возвращение с победой" (1948, по пьесе В. Лациса "Победа"), Ю. Я. Райзман - историко-биографич. фильм "Райнис" (1949). В 50-60-е гг. были созданы фильмы: "Весенние заморозки" (1955, по новеллам Р. Блау- маниса, реж. П. Н. Арманд и Л. Лей- мание), по романам В. Лациса - "К новому берегу" (1955, реж. Л. Д. Луков), "Сын рыбака" (1957, реж. В. Круминь), "Буря" ("На пороге бури", 1961-, реж. В. Круминь, Р. Калнинь). Во 2-й пол. 50-х гг. пост, историко-революц. картины "За лебединой стаей облаков" (1957) и "Повесть о латышском стрелке" (1959, оба реж. П. Н. Арманд) и фильмы "Рита" (1958, реж. А. Неретниек), "Меч и роза" (I960, реж. Л. Лейманис) и др.

С 60-х гг. фильмы Рижской киностудии стали более разнообразными по тематике и жанрам. Экранизировались произв. Р.Блауманиса ("Эдгар и Кристина", 1967, реж. Л. Лейманис, "В тени смерти", 1971, реж. Г. Пиесис), А. Упита ("У богатой госпожи", 1968, реж. Л. Лейманис), Р. и М. Каудзит ("Времена землемеров", 1969, реж. В. Пуце), П. Розитиса ("Цеп- лис", 1972, реж. Р. Калнинь). По новелле Ж. Гривы поставлена кинодрама "Ноктюрн" (1966, реж. Р. Горяев) об анти- фаш. войне в Испании. Событиям, связанным с Великой Отечественной войной, посвящены фильмы "Тройная проверка" (1969), "Город под липами" (1971) - оба реж. А. Бренча. Режиссёр А. Лейманис создал революционно-ро- мантич. дилогию для молодёжи - "Армия Трясогузки" (1964) и "Армия Трясогузки снова в бою" (1968). Экранизации опер осуществил реж. В. М. Горик- кер: "Моцарт и Сальери" (1962, по опере Н. А. Римского-Корсакова), "Иоланта" (1963, по опере П. И. Чайковского), "Царская невеста" (1965, по опере Н. А. Римского-Корсакова) и др. Проблемы современности в латыш, фильмах к кон. 60-х - нач. 70-х гг. получают воплощение в фильмах реж. О. Дункера "За поворотом - поворот" (1968), "Клав, сын Мартина" (1971) и др. На Рижской киностудии была создана также картина М. С. Богина "Двое" (1965). Значит, достижений в 60-х гг. добились латыш, кинодокументалисты. Режиссёры М. А. Шнейдеров ("Где же вы, друзья- однополчане?", 1961, трилогия "Мы шли с Ильичём", 1967-69 и др.) и Г. В. Шу- лятин ("Оборотни", 1963, "Латышские стрелки", 1964 и др.) развивают поли- тич. кинопублицистику. В фильмах режиссёра и оператора У. Брауна ("Начало", "Стройка" и "Рабочий", 1961-63, "235 000 000", 1967) и режиссёра А. Фрей- маниса ("Берег", 1963, "Репортаж года",

1965, "Кулдигские фрески", 1966, "Улов", 1969) поэтично и глубоко национально раскрыт мирсовр.сов. человека. Фильмы-репортажи сняли А. Бренч ("Ты и я", 1963, "Руки и сердце", 1965), И. Брилс ("Дорогая редакция", 1968), Г. Франк ("Четвёртый председатель", 1968, "Твой день зарплаты", 1971, "След души", 1973), И. Селецкис ("Валмиерские девушки", 1971, "Закрома", 1973). Создан ряд биографич. документальных фильмов: "Величие" (1964, реж. И. Краули- тис) о Я. Райнисе, "Петерис Стучка" (1965) и "Екаб Алкснис" (1967) - оба реж. Г. В. Шулятина, "Андрей Упит" (1968, реж. Л. Гайгал) и др. Картины, посвящённые совр. иск-ву ("Святослав Рихтер", 1966, "Молодёжь и музыка", 1967), снял Г. Пиесис. Регулярно выходят киножурналы "Падомью Латвия" ("Советская Латвия"), "Спорта апскатс" ("Спортивное обозрение"), "Пиониерис" ("Пионер"), "Каравирс" ("Воин") и "Максла" ("Искусство"), С 1966 выпускаются кукольные мультипликационные фильмы (режиссёры и художники А. Буров, А. Норинь, А. Ноллен- дорф и др.). В 50-60-е гг. большой вклад в развитие латыш, кино внесли: режиссёры-П. Н. Арманд, У. Браун, А. Фрейманис, Л. Лейманис, И. В. Масс, К. Пиесис, М. А. Пярн, М. А. Шнейдеров, Г. В. Шулятин и др.; актёры - В. Артмане, Я. Грантинь, В. Занд- бергс, X. Лиепинь, Я. Осис, Э. Па- вулс, У. Пуцитис, Э. Радзинь, Д. Ритен- берг, К. Себрис, Г. Цилинский и др.; операторы-М. Звирбулис, М. Рудзитис, И. Селецкий и др.; композиторы-М. За- ринь, Я. Иванов, А. Скулте и др. Мн. латыш, актёры принимают участие в создании фильмов на студиях союзных республик: В. Артмане снималась в картине "Родная кровь", Э. Радзинь -в картинах "Гамлет" и "Король Лир" на студии "Лен фильм", Д. Ритенбергза йен. гл. роли в фильме "Мальва" (Киевская киностудия) получила премию на 18-м Меж- дунар. кинофестивале в Венеции, Г. Цилинский исп. гл. роль в фильме "Сильные духом" (Свердловская студия) и др. В 1962 осн. Союз кинематографистов Л. (оргбюро - в 1958). В 1972 в Л. работали 2094 киноустановки.

Илл. см. на вклейке, табл. XI (стр. 192-193).

Лит.: Сосновский И., Киноискусство Советской Латвии, М., 1965; Runa kinematografisti. [Rakstu kraj], Riga, 1968. В. Кайнайзис.

ЛАТВИЙСКАЯ ССР

ЛАТВИЙСКАЯ ТЕМНОГОЛОВАЯ ПОРОДА овец, порода полутонкорунных скороспелых овец мясо-шёрстного направления продуктивности. Выведена в 20 в. в Латвии скрещиванием местных грубошёрстных овец с баранами шроп- шир и оксфордшир. Конституция крепкая, костяк тонкий. Масса баранов 90- 110 кг, наибольшая до 150 кг, маток 55- 60 кг, наибольшая 95 кг. Молодняк к 4-5 мес весит 28 - 35 кг, иногда до 50 кг. Убойный выход 50-55%. Шерсть однородная, длина её 8-10 см, тонина 48-50-го качества. Настриг с баранов 5-6 кг, с маток 3,5-4,5 кг. Выход чистой шерсти 55-60% . Плодовитость 130- 160 ягнят на 100 маток. Разводят породу в Латв. ССР, Белорус. ССР, Укр. ССР, а также в Псковской, Новгородской, Калининградской и др. обл. РСФСР.

ЛАТВИЙСКАЯ УПРЯЖНАЯ ПОРОДА лошадей, порода упряжных лошадей, выведенная в Латв. ССР путём улучшения местной лошади скрещиванием гл. обр. с ольденбургской породой. Утверждена в 1952. Представляет собой переходный тип от верхово-упряжной к тяжелоупряжной лошади. Масти: гнедая, караковая, вороная, рыжая. Ср. промеры жеребцов (см): высота в холке 162, косая длина туловища 168, обхват груди 194, обхват пясти 23. Максимальная сила тяги 927,5 кг, что соответствует 30 т груза на автополкё. Л. у. п. отличается высокой разносторонней работоспособностью и выносливостью. Тяговая выносливость при силе тяги 300 кг - 1600 м. Плем. работа с породой направлена на укрупнение лошадей и повышение их работоспособности. Лучшее плем. поголовье сосредоточено в Латв. ССР; порода завозится в др. союзные республики.

Жеребец латвийской упряжной породы.

ЛАТВИЙСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ академический им. А. У п и т а, один из ведущих театров Латв. ССР. Осн. в февр. 1919 в Риге под назв. Рабочий театр Сов. Латвии. Организацию труппы возглавил А. Упит, драматургия к-рого имела большое значение для формирования творческого облика театра. Первые постановки, пронизанные рево- люц. идеями, сыграли значит, роль в обществ, жизни Латвии. После установления бурж. власти (в кон. 1919) театр был реорганизован и до 1940 наз. Национальным. Его возглавляли реж. А. Миерлаук (1919-21), поэт Я. Райнис (1921-25). Однако в репертуаре наряду с лучшими произв. мировой классич. драматургии большое место занимали салонные комедии и мелодрамы. В сов. время началось возрождение революц. принципов. Решающую роль в этом процессе сыграли спектакли: "Глина и фарфор" Григулиса (1947; Гос. пр. СССР, 1948), "Сын рыбака" по Лацису (1949; Гос. пр. СССР, 1950), "Земля зелёная" Упита (1950; Гос. пр. СССР, 1951). Самобытные картины прошлого воссозданы в спектаклях: "Цеплис" Розита (1953), "Дни портных в Силмачах" Блауманиса (1955). Сочетание яркой театральной формы с психоло- гич. глубиной характеров отличает спектакли: "Дом Бернарды Альбы" Гарсиа Лорки (1963), "Вей, ветерок!" Райниса (1968), "Лилиом" Мольнара (1971), дилогия "Пятиэтажный город" (1970) и "Бескрылые птицы" (1971) по Лацису. Мн. работы театра характеризуются использованием нац. традиций, высокой проф. культурой, слитностью ансамбля. В 1949 театру присвоено звание академического, в 1971 - имя А. Упита. Здесь работали ведущие мастера реалистич. иск-ва - реж. А. Ф. Амтман-Бриедит, Я. Заринь, Ж. М. Катлап, В. М. Балюна, актёры Я. А. Осис, А. Я. Клинт, Т. Лацис, Т. Подниек, Б. Ф. Румниеце, Ю. Скайдрите, М. К. Шмитхене, Л. Шпильберг, Э. Я. Эзеринь. В труппе (1973): нар. артистка СССР Л. Э. Фрейман, нар. арт. Латв. ССР А. Е. Видениек, 3. А. Грисле, Я. Л. Кубилис, В. М. Лине, А. А. Лиед- скалнинь, К. К. Себрис, Э. Я. Радзинь, Г. А. Цилинский и др. С 1916 гл. режиссёр - нар. арт. СССР А. И. Яунушан. Лит.: Кундзинь К. Э., Латышский театр. Очерк истории, М., 1963. В. В. Хаусман.

ЛАТВИЙСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЁТА академический Латв. ССР, ведущий латышский муз. театр. Осн. в Риге в 1919 на базе Латышской оперы (1913-15, 1918) под назв. Опера Советской Латвии (в конце 1919- 1940-Латвийская нац. опера). В 1940 получил совр. наименование. Первыми латыш, операми, поставленными на сцене театра, были "Банюта" Алфреда Калниня (1920) и "Огонь и ночь" Яниса Мединя (1921); в 1935 пост, первый латыш, балет "Победа любви" Яниса Мединя. Среди лучших пост. нац. сов. опер - "К новому берегу" (1955), "Зелёная мельница" (1958) Зариня, "Золотой конь" Жилин- ского (1965), "Аудрини" Гравитиса (1965), "Принцесса Гундега" Скулте (1971) и балетов - "Стабурадзе" А. Калниня (1943, 2-я ред. 1958), "Лайма" Ленина (1947), "Сакта свободы" Скулте (1950; Гос. пр. СССР, 1951; 2-я ред. 1955), "Ри- гонда" Гринблата (1959), "Роза Турайды" Кепитиса (1966), "Спридитис" Жилин- ского (1968), "Золото инков" Барско- ва (1969) и др. В репертуаре также мировая классика, вт. ч. "Борис Годунов" Мусоргского (Гос. пр. СССР, 1950), "Валькирия" Вагнера и др., и произведения сов. композиторов др. республик - "Огни мщения" Э. Каппа, "Война и мир" Прокофьева, "Катерина Измайлова" Шостаковича, "Укрощение строптивой" Шебалина, "Золушка" Прокофьева, "Спартак" Хачатуряна и др. Ряд рус., итал. и нем. опер пост, на яз. оригинала.

В театре в разное время работали: певцы-М. Брехмане-Штенгеле, В. Крам- пе, А. Лудинь, Э. Пакуль, Р. Бер- зинь, А. Кактинь; солисты балета - М. Лиспа, А. Приеде; дирижёры - Я. Мединь, Э. Купер, Л. Блех, Л. Виг- нер, Э. Тоне, А. Янсонс; режиссёр - П. И. Мельников; балетмейстеры-А. А. Фёдорова, О. Леманис, Е. Тангиева-Бирз- ниек, Е. Чанга. В труппе (1973): певцы - нар. арт. СССР Ж. Гейне-Вагнер, А. Фринберг, нар. арт. Латв. ССР Р. Фринберг, П. Гравелис, А. Дашков, К. Заринь, М. Фишер и др.; солисты балета - нар. арт. СССР В. Вилцинь, нар. арт. .Латв. ССР X. Ритенберг; гл. дирижёр - засл. деят. иск-в Латв. ССР Р. Глазуп, гл. режиссёр - нар. арт. Латв. ССР К. Лиспа, режиссёр - нар. арт. Латв. ССР Я. Заринь, гл. балетмейстер - нар. арт. Латв. ССР А. Лемберг, художник - нар. худ. Латв. ССР А. Ла- пинь. Театр награждён орденом Трудового Красного Знамени (1956).

Лит.: Гос. ордена Трудового Красного Знамени академический театр оперы и балета Латвийской ССР, Рига, 1958; В е г z i n a V., Operas un baleta makslinieku portreti, Riga, 1969. Я. Я. Витолинъ.

ЛАТВИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. П. С т у ч к и, основан декретом правительства Латв. Сов. Социалистич. Республики 8 февр. 1919 в Риге. После восстановления Сов. власти (1940) стал крупнейшим уч. и науч. центром республики. В 1958 Л. у. присвоено имя одного из организаторов компартии Латвии П. И. Стучки. В Л. у. преподавали известные учёные: Я. М. Эндзелин, А. М. Кирхенштейн, П. Я. Страдинь, Ф. Я. Блумбах. В составе Л. у. (1973): ф-ты - физико-математич., биологич., химич., ист.-философский, филологич., иностр. яз., юридич., географич., эконо- мич.; заочное, вечернее, подготовит, отделения; аспирантура; 54 кафедры, 4 проблемные лаборатории, вычислит, центр, ботанич. сад, зоологич. музей, астроно- мич. обсерватория. В б-кё св. 1,5 млн. тт. Издаются "Учёные записки" Л. у. {с 1949) и "Труды" ботанич. сада ун-та (с 1926), оба издания на латыш, и рус. языках.

В 1972/73 уч. г. в Л. у. обучалось св. 9,5 тыс. студентов, работало ок. 920 преподавателей и науч. сотрудников, в т. ч. 27 профессоров и докторов наук, 320 доцентов и кандидатов наук. В 1944-72 Л. у. подготовил св. 17 тыс. специалистов. Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1967). В. О. Миллер.

ЛАТВИЙСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ, Художественный музей Л а т в. С С Р в Риге, крупнейшее в республике собрание национального и русского иск-ва. Образован в 1941 при разделе фондов б. Рижского гор. художеств, и б. Гос. художеств, музеев. Совр. название - с 1964. В отделе латышского иск-ва - живопись и скульптура мастеров 19-1-й пол. 20 вв. (К. Гун, Я. Розе, Ю. Федер, Я. Ро- зент?1Л, Я. Валтер, В. Пурвит, Э. Брен- цен, Т. Залькалн, К. Рончевский), сов. художников (А. Лапинь, Э. Илтнер, И. Заринь, Л. Давыдова-Медене, Я. За- ринь). В отделе рус. дореволюц. иск-ва - живопись Ф. С. Рокотова, В. Л. Боровиковского, К. П. Брюллова, О. А. Кипренского, В. А. Тропинина, М. Н. Воробьёва, И. И. Шишкина, И. К. Айвазовского, И. Н. Крамского, В. Г. Перова, И. Е. Репина, И. И. Левитана, К. А. Коровина, Ф. А. Малявина, скульптура Ф. П. Толстого, М. М. Антокольского, И. Я. Гинцбурга, М. А. Врубеля, С.Т. Конёнкова. Широко представлены работы Н. К. Рериха. Большая коллекция графики и декоративно-прикладного иск-ва. Лит.: Государственный музей латышского и русского искусства. Каталог отдела латышского искусства, Рига, 1961; Государственный музей латышского и русского искусства. Каталог отдела русского дореволюционного искусства, Рига, [б. г.].

ЛАТВИЙСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕАТР ак адемический им. Я. Р а и н и с а, один из ведущих драматич. театров Латв. ССР. Открыт в 1920 в Риге. Инициатор создания и художеств, руководитель в течение мн. лет (до 1964) - Э. Я. Смильгис. Со дня основания театр стал искателем новых театральных форм, боролся против рутины и натурализма, стремясь к художеств, правде. Определяющую роль в формировании его иск-ва играла драматургия Я. Райниса (входил в состав дирекции), произв. У. Шекспира, Ф. Шиллера. В сов. время начался новый этап в творчестве театра, созданы проникнутые романтич. пафосом спектакли, отличающиеся глубоким раскрытием содержания драматургич. произв.: "Огонь и ночь" (1947; Гос. пр. СССР, 1947), чИграл я, плясал" (1956), "Илья Муромец" (1962) Райниса, "Анна Каренина" по Толстому (1949), "Мария Стюарт" Шиллера (1956), "Гамлет" Шекспира (1959) и др. Реалистической направленностью отмечен спектакль "Егор Булычев и другие" М. Горького (1946). Достижения театра 2-й пол. 50 - начала 60-х гг. связаны в значит, степени с постановкой пьес Г. Приеде: "Лето младшего брата" (1955), "Хотя и осень" (1956), "Первый бал Вики" (1960). Событием в творческой жизни театра стал спектакль "Мотоцикл" по Зеедонису (1967). В репертуар включаются произв. нац. и рус., а также иностр. классич. драматургии. Для лучших спектаклей характерны монументальность, героико-романтич. устремлённость, яркая поэтическая театральная форма. В 1954 театру присвоено имя Я. Райниса, в 1966 он удостоен звания академического. В труппе работали: реж. Ф. М. Эртнер, П. Ю. Петерсон, художники О. Е. Скулме, Г. А. Вилке и др. В труппе (1973): нар. артисты СССР В. Ф. Артмане и Л. Д. Берзинь, нар. арт. Латв. ССР Л. П. Жвигуле, Э. Я. Зиле, М. Ю. Клетниеце, Д. А. Купле, Э. К. Па- вуд, засл. арт. Латв. ССР X. Я. Лиепинь и др. С 1971 гл. режиссёр - засл. деят. иск-в Латв. ССР А. А. Лининь.

Лит.: Кундзинь К. Э., Латышский театр. Очерк истории, М., 1963; Grevins М., Dailesteatris, Riga, 1971. В. В. Хаусман.

ЛАТГАЛИЯ (латыш. Latgale), историко- культурная область в Восточной Латвии, к-рую в период раннего феодализма населяли латгалы. Термин "Л." впервые упоминается в 1209 (Letthia, Letthigal- lia). В 10-13 вв. в Л. сложились ранне- феод. княжества (Ерсика, Талава, Кок- несе), находившиеся под политич. и эко- номич. влиянием рус. княжеств. В 13 в. Л. была завоёвана нем. крестоносцами. Совр. термин "Л." появился в 1900 и обозначает вост. часть совр. Латв. ССР между pp. Даугава и Айвиексте, входившую в 19 - нач. 20 вв. в состав быв. Витебской губ.

Лит.: История Латвийской ССР, 2 изд., Рига, 1971; Мугуревич Э. С., Восточная Латвия и соседние земли в X-XIII вв., пер. с латыш., Рига, 1965; Latviesa etnog- rafija, Riga, 1969.

ЛАТГАЛЫ (латыш, latgali, в рус. источниках 11 в. летьгола и лотыгола), древ- нелатышская народность, давшая назв. всему латышскому народу (latviesi, рус. латыши). Л. населяли восточную часть совр. Латвии по правому берегу Даугавы. На 3. граничили с ливами, на Ю.- с селами и земгалами, на В.- с кривичами, на С.- с эстонцами. В 10-12 вв. у Л. выделилась раннефеод. знать. С ранне- феод. периода Л. распространились на терр. ливов.

Лит.: История Латвийской ССР, 2 изд., Рига, 1971; Мугуревич Э. С., Восточная Латвия и соседние земли в X-XIII вв., пер. с латыш., Рига, 1965.

ЛАТГАЛЬСКАЯ ВОЗВЫШЕННОСТЬ, в юго-вост. части Латв. ССР, в басе, pp. Даугава, Дубна, Малта, Резекне. Вые. до 289 м (г. Лиелайс-Лиепукалнс). В основании сложена гл. обр. мергелями и доломитами девона; на поверхности развиты рыхлые моренно-глинистые, древне- озёрные и флювиогляциальные отложения. Рельеф моренно-холмистый (камы, древние долины стока, озёрные котловины). Имеется св. 600 озёр (Рушону, Рез- нас, Сивера, Эжа, Дридза и др.). Л. в. покрыта хвойными (ель, сосна) и смешанными лесами, встречаются дуб, клён и др. Туризм (живописные озёра с островами, ист. и археол. памятники). Л. в.- один из осн. льноводческих р-нов республики.

ЛАТГАЛЬЦЫ (латыш, latgaliesi), население историко-культурной области Латв. ССР - Латгалии, говорящее на верхнелатыш. диалекте латыш, языка. Л.- потомки латгалов. Термин "Л." в лит-ре употребляется с нач. 20 в. С древнейших времён Л. особенно тесно были связаны со слав, народами, что находит отражение во всех сторонах их быта и культуры. В результате особых ист. условий [оторванность от др. терр., населённых латышами (в 1629-1772 под властью Польши), более медленное со- циально-экономич. развитие и др.] в материальной и духовной культуре Л. сохранились своеобразные архаичные элементы, к-рые нередко наблюдаются и в совр. условиях. Большинство верующих Л.- католики. Локальные особенности в культуре Л. быстро исчезают.

Лит.: История Латвийской ССР, 2 изд.. Рига, 1971; Народы Европейской части СССР, т. 2, М., 1964; Latviesu etnografija, Riga, 1969.

ЛАТЕКС (от лат. latex - жидкость, сок), млечный сок растений, жидкое содержимое млечных сосудов (млечников). Может быть прозрачным, молочно-белым, желтовато-коричневым, жёлтым или оранжевым. Много Л. содержит ряд растений из сем. молочайных, тутовых, сложноцветных и др. В Л. растворены или суспендированы углеводы, белки, гликозиды, соли, эфирные масла и т. п. Характерные компоненты Л. гуттаперченосных растений, каучуконосных растений - смолы, гутта, каучук. Л. некоторых растений семейства маковых содержит большое количество алкалоидов, а Л. дынного дерева - фермент папаин.

ЛАТЕКСНЫЕ ИЗДЕЛИЯ, резиновые изделия, к-рые получают из водных дисперсий каучуков (латексов). Технологич. процесс получения Л. и. включает след, осн. стадии: 1) приготовление латекснсй смеси, в состав к-рой, кроме обычных ингредиентов резиновой смеси, входят поверхностно-активные вещества (применяемые для облегчения диспергирова- ния ингредиентов в латексе и придания смеси устойчивости при хранении), а также загустители, антисептики, пеногасители и др.; 2) получение полуфабриката Л. и.- геля\ 3) уплотнение (синерезис) геля, сушка и вулканизация Л. и.

Большинство способов получения геля основано на взаимодействии глобул с т. н. астабилизирующими добавками, напр, электролитами, к-рые снижают устойчивость коллоидной системы и способствуют т. о. ускорению коагуляции латекса. В производстве т. н. м а к а н ы х Л. и. гель может быть получен при погружении формы, моделирующей изделие, сначала в раствор электролита, напр. СаСЬ, а затем в латексную смесь (ионное отложение); при погружении нагретой до 60-100 "С формы в латексную смесь, к-рая содержит добавку, вызывающую астабилизацию системы при повышенной темп-ре, напр, поливинилмети- ловый эфир (термосенсибилизация); при многократном погружении формы в латексную смесь с промежуточным подсуши- ванием каждого слоя геля (многократное макание), и т. д. Способы ионного отложения и термосенсибилизации отличаются высокой производительностью; напр., полуфабрикат с толщиной стенки ~ 1 мм может быть в первом случае получен за несколько минут, во втором - меньше чем за 1 мин. К маканым Л. и. относятся радиозондовые и шаропилотные оболочки для метеорологич. целей, хирургия. и бытовые перчатки, а также др. изделия санитарии и гигиены, детские игрушки, камеры футбольных мячей и т. д.; толщина стенки этих Л. и. не превышает, как правило, 2-3 мм.

Изделия сложной конфигурации и с большой толщиной стенки, напр, рабочие органы ("пальцы") чаесборочных машин, изделия из лёгкой губчатой резины, или пенорезины (напр., автомоб. сиденья), изготовляют способом, основанным на желатинировании (см. Застудне- вание) латексной смеси. В этом случае в форму заливают смесь, содержащую же- латинирующий агент, напр, кремнефто- ристый натрий, к-рый вызывает быструю астабилизацию системы во всём её объёме (при получении пенорезины смесь перед её желатинированием вспенивают). Нек-рые Л. и., напр, резиновые нити, получают продавливанием латексной смеси через фильеру в ванну, заполненную астабилизирующим агентом, напр, раствором уксусной кислоты.

Синерезис, необходимый не только для уплотнения геля, т. е. "отжима" из него водной фазы (серума), но и для ускорения последующей сушки Л. и., происходит при выдержке геля в воде при комнатной темп-ре. Л. и. сушат в возд. камерах (иногда до 15 ч) при 40-80 °С. Продолжительность сушки можно резко уменьшить, применяя комбинированный нагрев токами пром. частоты и инфракрасными лучами. Вулканизуют Л. и. обычно в камерах в среде горячего воздуха (100-140 °С). Широкий ассортимент Л. и. обусловлен сравнительно простой технологией их изготовления, высокой производительностью процесса и возможностью механизации и автоматизации всех его стадий. Наряду с изделиями, к-рые можно изготовлять только из латексов (напр., тонкостенные бесшовные метео- рологич. оболочки, пенорезина), существуют изделия, к-рые могут быть изготовлены как из растворов твёрдых кау- чуков (резиновых клеёв), так и из латексов (например, перчатки, нити); ла- тексная технология исключает применение токсичных и пожароопасных растворителей.

Лит. см. при ст. Латексы. В. В. Чёрная, М. И. Шепелев.

ЛАТЕКСЫ, водные дисперсии полимеров. Наиболее распространены Л. каучуков. Натуральный Л.- млечный сок каучуконосных растений, гл. обр. бразильской гевеи, извлекаемый путём надреза (т. н. "подсочки") наружного слоя коры дерева; содержит 34-37% каучука, 52-60% воды, а также небольшие количества белков, смол, сахара и минеральных веществ. Синтетические Л.- водные дисперсии синтетич. каучуков, образующиеся в результате эмульсионной полимеризации. К синтетич. Л. относят также дисперсии пластиков, напр, поливинилхлорида, поливи- нилацетата. Искусственные Л. (искусственные дисперсии) - продукты, к-рые образуются при диспергировании "готовых" полимеров в воде. Как правило, такие Л. получают из каучуков, синтезируемых полимеризацией в растворе, напр, бутилкаучука, изопреновых каучуков. Образующийся в процессе синтеза раствор каучука в углеводороде эмульги- руют в воде, а затем углеводород отгоняют.

Л.- коллоидные системы, дисперсная фаза к-рых состоит из частиц (глобул) сферической формы. Коллоидно-химические характеристики Л.- размер глобул, вязкость, концентрация, или количество сухого остатка (см. табл.), аг- регативная устойчивость - существенно влияют на технологич. поведение Л. при их переработке. Чем больше глобулы, тем меньше вязкость высококонцентрированных Л.; поэтому при необходимости