загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна,окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ПРОМЫШЛЕННОМ, ЖИЛОМ И НЕ ТОЛЬКО...:
ПОНЯТИЯ:

МОНТАЖ (франц. montage - подъём установка, сборка, от monter - поднимать), сборка и установка сооружений конструкций, технологического оборудования агрегатов, машин (см. Сборка машин, аппаратов, приборов и др. устройств и готовых частей и элементов.
МОНТАЖ в строительстве - основной производственный процесс, выполняемый при возведении зданий и сооружений или и реконструкции, в результате которого устанавливают в проектное положение строительные конструкции, инженерное технологическое оборудование и др. МОНТАЖ технологического оборудования включает также присоединение его к источникам энергоснабжения системам очистки и удаления отходов оснащение приборами, средствами автоматизации и контроля
.


СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ в СССР, организационно обособленные производственно-хозяйственные единицы, основным видом деятельности которых является строительство новых, реконструкция, капитальный ремонт и расширение действующих объектов (предприятий, их отдельных очередей, пусковых комплексов, зданий, сооружений), а также монтаж оборудовани я. К государственным СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ относятся строительные и монтажные тресты (тресты-площадки, тресты гор. типа, территориальные, союзные специализированные тресты); домостроительные, заводостроительные и сельские строительные комбинаты; строительные, (монтажные) управления и приравненные к ним организации (напр., передвижные механизированные колонны, строительно-монтажные поезда и др.).
ПРОЕКТИРОВАНИЕ (от лат. projectus, буквально - брошенный вперёд), процесс создания проекта - прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния. Различают этапы и стадии ПРОЕКТИРОВАНИЯ, характеризующиеся определённой спецификой. Предметная область ПРОЕКТИРОВАНИЯ постоянно расширяется. Наряду с традиционными видами ПРОЕКТИРОВАНИЯ (архитектурно-строительным, машиностроительным, технологическим и др.) начали складываться самостоятельные направления ПРОЕКТИРОВАНИЯ человеко-машинных систем (решающих, познающих, эвристических, прогнозирующих, планирующих, управляющих и т. п.) (см. Система "человек и машина"), трудовых процессов, организаций, экологическое, социальное, инженерно-психологич., генетическое ПРОЕКТИРОВАНИЕ и др. Наряду с дифференциацией ПРОЕКТИРОВАНИЯ идёт процесс его интеграции на основе выявления общих закономерностей и методов проектной деятельности.
ПРОМСТРОЙПРОЕКТ, проектный институт в ведении Госстроя СССР. Находится в Москве. Организован в 1933. В составе института архитектурно-строительные и конструкторские отделы; ПРОМСТРОЙПРОЕКТ возглавляет объединение "Союзхимстройниипроект" с проектными институтами в Киеве, Ростове-на-Дону, Тольятти, Алма-Ате. Разрабатывает проекты (архитектурно-строительные и сан.-технич. части) производственных зданий и сооружений крупнейших промышленных предприятий автомобильной, машиностроит., металлургич., химич. и др. отраслей пром-сти; схемы генеральных планов пром. узлов и упорядочения существующих пром. районов; мероприятия по повышению уровня индустриализации строительтсва за счёт унификации и типизации зданий, сооружений и конструкций и внедрения эффективных строит. материалов; нормативные документы и методич. указания по проектированию пром. зданий и сооружений. Периодически публикует реферативную информацию "Строительное проектирование промышленных предприятий". Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1958)

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

т инстинкт подражания. Наиболее глубоким и оригинальным представителем П. ш. п. был рус. юрист Л. И. Петражицкий. В нем. лит-ре под влиянием фрейдизма и бергсонианства сложилась концепция "правового чувства" (Рюмелин, Рицлер, Изай и др.), согласно к-рой главным в праве являются не нормы, а судебные решения, в основе к-рых лежат интуиция, подсознательные переживания, глубинные психологич. установки судьи. В 30-х гг. эта концепция, безгранично расширяющая в нарушение принципа законности т. н. "свободное судейское усмотрение", была воспринята в США реалистической школой права. После 2-й мировой войны 1939-45 в бурж. лит-ре сохраняли значение такие разновидности П. ш. п., как т. н. скандинавская школа права Хагерстрёма-Росса, концепции Р. Веста, П. А. Сорокина и Н. С. Тимашева, к-рые, модернизируя отд. положения Петражицкого, основой права считали психологию социальной группы, а не отд. индивида.

Марксизм не отрицает важной роли индивидуальной и социальной психологии в процессе функционирования права. Однако с точки зрения материалистич. понимания права как продукта социально-экономич. и классово-политич. отношений теоретико-методологические позиции П. ш. п. ошибочны. Они ведут к идеалистич. трактовке социальных корней права и его генезиса, к оправданию субъективно-волюнтаристских тенденций в процессе правотворчества и применения права, к принципиальной недооценке гарантий правопорядка и законности.

Лит.: Резунов М. Д., Марксизм и психологическая школа права, [М.], 1931; Пешка В., Психологические концепции в современной буржуазной теории права, пер. с венг., в сб.: Критика современной буржуазной теории права, М., 1969.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЖУРНАЛЫ, Периодич. издания по проблемам психологии стали выходить в различных странах в последней четв. 19 в., отражая процесс становления психологии как самостоят. науки. Среди первых П. ж. были: "Mind" (L., с 1876) в Великобритании, "Philosophische Studien" (Lpz., 1881-1903), "Zeitschrift fur Psychologie und Physiologie der Sinnesorgane" (Hamb.- Lpz., 1890-1906) в Германии. В 20 в. в Германии выходили "Psychologische Studien" (Lpz., 1905-18), "Psychologische Forschung" (В., 1921-39). В России в кон. 19 - нач. 20 вв. издавались "Вопросы философии и психологии" (1889-1918), "Обозрение психиатрии, неврологии и экспериментальной психологии" (СПБ, 1896-1918), "Вестник психологии, криминальной антропологии и педологии" (СПБ, 1904-17).

В 20 в. в связи с дифференциацией психологии, превращением её в систему различных дисциплин, а также в связи с развитием междисциплинарных исследований на стыке психологии с биологич., социальными, технич. и др. науками появляются многочисл. специализированные П. ж. (в нач. 70-х гг. ок. 1 тыс.). Наряду с П. ж., публикующими исследования, проводимые в отд. стране и на языке этой страны, издаются международные, а также региональные П. ж.

В СССР в 1928-32 выходил журн. "Психология". С 1955 издаётся журн. "Вопросы психологии". Статьи по проблемам психологии публикуются также в журн. "Советская педагогика", "Вопросы философии", "Журнал невропатологии и психиатрии им. Корсакова", "Журнал высшей нервной деятельности им. И. П. Павлова" и др.

П. ж. за рубежом. Австралия: "Australian Journal of Psychology" (Melbourne, с 1949); "Australian Psychologist" (Melbourne, с 1966); Австрия: "Wiener Zeitschrift fur Philosophie, Psychologie, Padagogik" (W., с 1947); APE: "Egyptian Journal of Psychology" (Cairo, с 1945); Аргентина: "Anales del institute de psicologia" (Buenos Aires, с 1935); Бельгия: "Psychologica Belgica. Annales de la societe beige de psychologie" (Louvain, с 1954); Бразилия: "Arquivos brasileiros de Psychologia aplicada" (Rio de Janeiro, с 1949); Великобритания: "British Journal of Psychology" (L., с 1904); "British Journal of Social and Clinical Psychology" (L.- N. Y., с 1962); Венгрия: "Magyar psychologiai szemle" (Bdpst, с 1928); ГДР: "Zeitschrift fur Psychologie" (Lpz., с 1890); Индия: "Indian Journal of Psychology" (Calcutta, с 1926); "Indian Journal of Applied Psychology" (Madras, с 1964); "Indian Journal of Experimental Psychology" (Madras, с 1967); "Indian Psychological Review" (Varanasi, с 1964); Испания: "Revista de psicologia general у aplicada" (Madrid, с 1946); Италия: "Rivista di psicologia normale, patologica e applicata" (Firenze, с 1905); "Rivista de psicologia social" (Torino, с 1954); Канадa: "Canadian Journal of Psychology" (Toronto, с 1947); "Canadian Journal of Behavioural Science" (Toronto, с 1969); "Canadian Psychologist" (Ottawa, с 1960); Нидepланды: "Algemeen Nederlands tijdschrift voor wijsbegeerte en psychologie" (Amst., с 1907); Перу: "Boletin del Institute psicopedagogico nacional" (Lima, с 1942); Польша: "Studia psychologiczne" (Wroclaw, с 1956); "Przeglad psychologiczny"(Poznan, с 1952); Португалия: "Boletin de Psychologia" (Lisboa, с 1950); Pумыния: "Rcvista de Psihologie" (Buc., с 1955); С Ш A: "American Journal of Psychology" (Ithaca, с 1887); "Psychological Review" (Lancaster - Princeton, с 1894); "Psychological Bulletin" (Princeton, с 1904); "American Psychologist" (Lancaster, с 1946); "Contemporary Psychology" (Lancaster - Wasch., с 1956); "Behavioral Science in Progress" (Wasch., с 1971); ФРГ: "Psychologische Rundschau" (Gott., с 1949); "Zeitschrift fur experimentelle und angewandte Psychologie" (Gott., с 1953); Франция: "Annee psychologique" (P., с 1894); "Journal de psychologie normale et pathologique" (P., с 1904); "Bulletin de psychologie" (P., с 1948); Швейцария: "Archives de psychologie" (Gen., с 1902); Япония: "Japanese Journal of Psychology" (Tokyo, с 1923); "Japanese Journal of Experimental Psychology" (Kyoto, с 1934).

Международные и региональные П. ж. "International Review of Applied Psychology" (Liverpool, с 1952); "International Journal of Psychology" (P., с 1966); "Cognition" (N. Y.-В., с 1971); "Acta Psychologica" (Amst., с 1935); "Psychologische Rundschau" (Gott., с 1949); "Psychologia" (Kyoto, с 1957); "European Journal of Social Psychology" (The Hague, с 1971). М. Г. Ярошевский.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КОНГРЕССЫ международные. Идея организации П. к. принадлежала польск. учёному Ю. Охоровичу (1881). На 1-м конгрессе, посвящённом физиологич. психологии (Париж, 1889), рус. делегация была самой многочисленной из иностранных; одним из почётных председателей был избран И. М. Сеченов. Гл. темы - проблемы гипнотизма и внушения, роль наследственности в психич. развитии, зависимость познания от мышечного чувства. 2-й конгресс (Лондон, 1892), проходивший под знаком экспериментальной психологии, имел 2 осн. секции: физиологии и психофизики, гипнотизма. В центре дискуссий находилась проблема причинной обусловленности волевых действий (рус. психолог Н. Н. Ланге, амер. психолог Дж. Болдуин, нем. психолог Г. Мюнстерберг и др.). На 3-м конгрессе (Мюнхен, 1896) обсуждались вопросы психофизиологии, психологии нормального индивида, патопсихологии. От России участвовали Н. Е. Введенский, С. С. Корсаков и др. Развернулась острая полемика между сторонниками естественнонауч. и идеалистич. объяснения психич. явлений. Она продолжалась на 4-м конгрессе (Париж, 1900), где идеалистич. линию отстаивали А. Бергсон (Франция), П. Карус (США) и др., естественнонаучную - Т. Рибо (Франция) и Г. Эббингауз (Германия). 5-й конгресс (Рим, 1905) отразил кризисную ситуацию в психологии, связанную с методологич. трудностями. Наиболее острым являлся вопрос о самонаблюдении (интроспекции) как гл. методе изучения сознания; в противовес интроспекции выдвигалась на первый план бессознательная психич. деятельность (П. Жане, Франция). У. Джемс (США) вообще отрицал существование сознания. 6-й конгресс (Женева, 1909) свидетельствовал о дальнейшем развитии объективных и точных методов в психологии. Значит. внимание уделялось вопросам зоопсихологии. Нек-рые учёные (преим. из США - Р. Йеркс, М. Прайсл и др.) отмечали значение созданного И. П. Павловым метода условных рефлексов. В работе 7-го конгресса (Оксфорд, 1923) участвовало небольшое число учёных; рассматривались вопросы психотехники, психологии труда, разработки тестов для обследования больших контингентов рабочих с целью профотбора и др. На 8-м конгрессе (Гронинген, Нидерланды, 1926) доминировали гештальтпсихология и идеалистич. школа "психологии жизни", требовавшая отказаться от союза с естествознанием и описывать личность в её ориентации на культурные ценности. Существ. место заняли проблемы психологии мышления. Сов. психолог Д. Н. Узнадзе выдвинул понятие об установке как факторе, направляющем деятельность сознания. 9-й конгресс (Нью-Хейвен, США, 1929) отличался необычайным многообразием секций. И. П. Павлов в прочитанной им вечерней лекции представил общий очерк учения о высшей нервной деятельности. Возникла дискуссия между Павловым и представителями бихевиоризма (К. Лсшли), отрицавшими роль физиологич. механизмов в регуляции поведения. Сов. учёные защищали естественнонауч. ориентацию и марксистское учение о познании. На 10-м конгрессе (Копенгаген, 1932) подчёркивалась необходимость преодолеть односторонность противоборствующих школ. В докладе Павлова обосновывалась концепция "динамического стереотипа" в деятельности больших полушарий мозга как основы системной организации поведения. На 11-м конгрессе (Париж, 1937) гл. темой была проблема психич. развития в животном мире (Ф. Бёйтендейк, Нидерланды, выдвинувший идеи нового направления - этологии) и у ребёнка (швейц. психолог Ж. Пиаже). Отмечалось значение открытия колебания электрич. потенциалов головного мозга для анализа умственной деятельности (Э. Эдриан, Великобритания). 12-й конгресс (Эдинбург, 1948) выдвинул на первый план проблемы социальной и инж. психологии. Был поставлен вопрос об использовании кибернетики в исследованиях поведения. На 13-м конгрессе (Стокгольм, 1951) дискутировался вопрос о применении матем., теоретико-информационных и др. количеств. методов; обсуждалось отношение науч. психологии к психоанализу. Было принято решение создать интернац. союз науч. психологии, к-рый с тех пор выступает организатором междунар. конгрессов. На 14-м конгрессе (Монреаль, 1954) господствовало естественнонауч. направление, успехи к-рого определил союз психологии с нейрофизиологией. Обсуждались новые методы изучения электрич. активности мозга [У. Пенфилд и Д. Хебб (Канада), Р. Гранит (Швеция) и др.]. Осн. доклады сов. учёных были объединены темой "Современные успехи в изучении условных рефлексов"; рассматривалась роль ориентировочных реакций в построении образов, регулирующих поведение. Проблемы психофизиологии явились центральными и на 15-м конгрессе (Брюссель, 1957). На 16-м конгрессе (Бонн, 1960) внимание учёных привлекли доклады К. Бюлера (США) о целостности и структурности психической деятельности, А. Н. Леонтьева (СССР) о соотношении биологических и социальных факторов в развитии личности, Ж. Пиаже о формировании чувственного восприятия у ребёнка и др. 17-й конгресс (Вашингтон, 1963) отразил становление новых направлений, обусловленное связью психологии с технич. науками и кибернетикой. Обсуждались использование в психологии ЭВМ, технизация процесса обучения и др. 18-й конгресс (Москва, 1966) продемонстрировал крупные успехи сов. психология, науки, базирующейся на ленинской теории отражения. Осн. темы конгресса - проблемы психич. развития, психологии личности и социальная психология. 19-й конгресс (Лондон, 1969) наряду с анализом новых направлений и концепций уделил большое внимание вкладу психологии в улучшение методов обучения и организации социального поведения с целью помочь человеку приспособиться к изменениям, связанным с совр. науч.-технич. революцией. 20-й конгресс (Токио, 1972) в числе главных обсуждал вопрос о развитии психологии в странах Азии, об участии этой науки в разработке актуальных проблем совр. общества.

Лит.: Ярошевский М. Г., Прогресс психологии и международные психологические конгрессы, "Вопросы философии", 1966, №7; Воронова Р. А., О работе XX международного психологического конгресса, "Вопросы психологии", 1973, № 1.

М. Г. Ярошевский.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОБЩЕСТВА И ОРГАНИЗАЦИИ. Первые психологич. лаборатории появились в кон. 19 в. в Германии - В. Вундта в Лейпциге (1879), в США - С. Холла при ун-те Джона Хопкинса (1883), в Великобритании - Ф. Гальтона в Лондоне (1884), во Франции - А. Бонн и А. Бине в Сорбонне (1889) и в др. странах. Первая в России лаборатория экспериментальной психологии была основана В. М. Бехтеревым в Казани (1886); психологич. лаборатории были созданы вскоре также в Одессе (Н. Н. Ланге), Киеве (Г. И. Челпанов), Юрьеве (В. Ф. Чиж), Петербурге (А. Ф. Лазурский и А. П. Нечаев), Москве (С. С. Корсаков и А. А. Токарский), Харькове (П. И. Ковалевский) и др. городах. Первый в России ин-т психологии был основан Г. И. Челпановым в Москве (1912) при историко-филологич. ф-те Моск. ун-та.

Первые психологич. об-ва: Моск. психологич. об-во (1885), Брит. психологич. об-во, Амер. психологич. ассоциация (1892), Франц. психологич. об-во (1901), Нем. психологич. об-во (1903). Исходной формой междунар. союза науч. психологии были организационный и патронажный комитеты 1-го Междунар. психологич. конгресса в Париже (1889), в состав к-рых входили и рус. психологи: М. М. Троицкий, И. М. Сеченов и Н. Я. Грот, а также польский учёный Ю. Охорович.

Осн. совр. междунар. орг-ция науч. Психологии - Междупар. союз психологич. науки (объединяет 40 нац. об-в). Кроме того, существуют: Междунар. ассоциация прикладной психологии (Стокгольм, Швеция); Межамериканское психологич. об-во (Бруклин, США); Ассоциация науч. психологии стран франц. языка; Междунар. ассоциация психоанализа; Междунар. ассоциация аналитич. психологии (Цюрих, Швейцария). Под руководством Ж. Пиаже работает Междунар. центр. генетич. эпистемологии (Женева). Кроме того, в отд. странах существуют след, психологич. орг-ции.

Болгария: Болгарское психологич. об-во, исследоват. центры при Софийском ун-те и др. Венгрия: Венг. психологич. об-во, Ин-т психологии (Будапешт). ГДР: Об-во психологии ГДР, психологич. центры при ун-тах Дрездена, Лейпцига, Йены, им. Гумбольдта в Берлине. Польша: Польское психологич. об-во, исследоват. центры при ун-тах Варшавы, Люблина, Кракова, Познани. Румыния: Психологич. ассоциация СРР, Ин-т психологии (Бухарест). СССР: Об-во психологов СССР при АПН СССР, Ин-т общей и пед. психологии АПН СССР (Москва), Ин-т психологии АН СССР (Москва), Н.-и. ин-т психологии Мин-ва просвещения УССР (Киев), Н.-и. ин-т психологии им. Д. Н. Узнадзе АН Груз. ССР (Тбилиси), Ин-т дошкольного воспитания АПН РСФСР (Москва), ф-ты психологии в ун-тах Москвы, Ленинграда, отделения и кафедры психологии др. ун-тов и пед. ин-тов. Чехословакия: Чехословацкая психологич. ассоциация, Словацкая психологич. ассоциация, Ин-т психологии (Прага), Ин-т экспериментальной психологии (Братислава), исследоват. центры при ун-тах Праги, Братиславы, Брно. Югославия: Психологич. ассоциация СФРЮ, Сербская психологич. орг-ция, психологич. ин-ты в Белграде и Загребе.

Австрия: Проф. союз австр. психологов, Австр. психологич. об-во, Психотехнич. ин-т (Вена), психологич. центры при ун-тах Вены, Инсбрука и Граца. Аргентина: Аргентинское психологич. об-во, Ин-т конкретной психологии (Буэнос-Айрес), исследоват. центры при ун-тах Буэнос-Айреса, Кордовы, Ла-Платы. Бельгия: Бельг. психологич. об-во, Центр экспериментальной и сравнит. психологии (Лёвен), Ин-т психологии (Лёвен), исследоват. центры при ун-тах Лёвена, Брюсселя, Льежа. Великобритания: Брит. психологич. об-во, Нац. ин-т индустриальной психологии (Лондон), Ин-т экспериментальной психологии (Оксфорд), исследоват. центры при ун-тах Лондона, Кембриджа и др. Италия: Итал. психологич. об-во, Нац. ин-т психологии (Рим), психологич. центры при ун-тах Рима, Милана и др. Канада: Канадская психологич. ассоциация, Нац. ин-т индустриальной психологии, исследоват. центры при ун-тах Монреаля, Торонто и др. Нидерланды: Ин-т психологии конфликта в Лейдене, психологич. центры в Амстердаме, Неймегене и др. США: Амер. психологич. ассоциация (Вашингтон), Нац. психологич. ассоциация психоанализа (Нью-Йорк), Амер. академия психоанализа (Нью-Йорк), Амер. ин-т исследований в области наук о поведении (Питсбург), Центр исследований в области наук о поведении (Станфорд), Ин-т изучения поведения и развития детей (ун-т Айовы), Ин-т изучения развития детей (ун-т Миннесоты, Миннеаполис), Центр исследования личности (Техасский ун-т); исследоват. центры при ун-тах Гарвардском, Колумбийском, Корнеллском, Сиракьюсском, Калифорнийском, шт. Небраски, г. Буффало, Массачусетсском и Калифорнийском технологич. ин-тах, Свотморском колледже и др. Франция: Франц. психологич. об-во, исследоват. центр социальной психологии (Париж), Ин-т психологич. и социально-психологич. исследований (ун-т Бордо), исследоват. центры при ун-тах Парижа, Марселя и др. ФРГ: Нем. психологич. об-во, исследоват. ин-т психологии труда (Брауншвейг), Ин-т социальной психологии (Кёльн), психологич. центры при ун-тах Берлина (2), Бонна, Вюрцбурга (2), Гейдельберга, Гёттингена, Кёльна (2), Марбурга, Мюнстера (3), Мюнхена и др. Швейцария: Швейцарский проф. союз прикладной психологии, Швейцарское психологич. об-во, Ин-т им. Ж. Ж. Руссо в Женеве, психологич. центры при ун-тах Цюриха, Берна, Невшателя. Швеция: Шведский союз психологов, Ин-т психологии и педагогики в Стокгольме, психологич. центры при ун-тах Стокгольма, Гётеборга и др. Япония: Япон. психологич. ассоциация, Япон. ассоциация прикладной психологии и др., исследоват. центры при ун-тах Токио (4), Нагасаки и др. А. А. Пузырей.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, система подготовки психологов широкого профиля со специализацией в области общей психологии и психофизиологии, возрастной и пед. психологии, психологии труда, социальной психологии, мед. психологии. Планомерная и систематич. подготовка психологов началась в первом десятилетии 20 в., когда психология стала приобретать широкое прикладное значение. В России центром П. о. стал Моск. ун-т, при к-ром в 1912 был организован Ин-т психологии (ныне Н.-и. ин-т общей и пед. психологии АПН СССР). Становление и развитие П. о. в СССР связано с деятельностью таких учёных, как К. Н. Корнилов, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев, Б. М. Теплов, Д. Н. Узнадзе, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, А. А. Смирнов, Н. Ф. Добрынин, Г. С. Костюк, Р. Г. Натадзе и др.

До сер. 60-х гг. подготовка психологов (в основном преподавателей для ср. и высшей школы) осуществлялась в небольших масштабах на кафедрах и отделениях психологии ряда ун-тов и пед. ин-тов. В 1966 при Моск. и Ленингр. ун-тах были открыты ф-ты психологии, в ряде ун-тов -отделения. В 1974/75 уч. г. психологов готовили 11 ун-тов: Московский, Ленинградский (ф-ты), Киевский, Тбилисский, Тартуский, Вильнюсский, Ростовский, Саратовский, Ярославский, Ташкентский, Харьковский (отделения); на ф-тах и отделениях психологии обучалось ок. 2,5 тыс. студентов. П. о. осуществляется по дневной и вечерней формам обучения, срок обучения 5-6 лет. П. о. складывается из общенаучной (общественные, биологич., математич. дисциплины, иностр. языки) и спец. психологической подготовки. Специализация включает спец. курсы, семинары, практикум, курсовые и дипломную работы, производственную практику. Независимо от специализации студенты изучают общую психологию, нейропсихологию, патопсихологию, возрастную, пед., социальную, ииж. психологию, психофизиологию, психологию труда. В соответствии с пост. ЦК КПСС и Сов. Мин. СССР (1972) "О мерах по дальнейшему совершенствованию высшей школы" особое развитие получает подготовка специалистов в области инж. психологии.

Науч. кадры в области психологии готовятся в системе аспирантуры в ун-тах, ряде пед. ин-тов, в Ин-те психологии АН СССР, Н.-и. ин-тс общей и пед. психологии АПН СССР, Н.-и. ин-те психологии УССР, Н.-и. ин-те психологии им. Д. Н. Узнадзе АН Груз. ССР.

Наиболее известные центры П. о. за рубежом - ун-ты Гарвардский, Колумбийский, Станфордский (США), Кембриджский, Оксфордский, Лондонский (Великобритания), Монреальский (Канада), Парижский (Франция), Берлинский (ГДР), Карлов (Чехословакия), Варшавский (Польша). В. А. Иванников.

ПСИХОЛОГИЯ (от психо... и ...логия), наука о законах порождения и функционирования психич. отражения индивидом объективной реальности в процессе деятельности человека и поведения животных.

Предмет, основные проблемы и методы. В своей непосредственности явления психич. отражения выступают для человека в форме внутр. переживаний, недоступных объективному наблюдению: ощущений и образов восприятия, мыслей и чувств. Этот особый характер психич. явлений служил основанием для их противопоставления как явлениям внеш. мира, так и явлениям телесной жизни субъекта, что приводило к обособлению П. от др. наук, изучающих природу и общество.

Формирование знаний о психич. явлениях протекало в условиях борьбы между двумя осн. филос. линиями - материализмом и идеализмом, что, в конечном счёте, определяло собой то или иное решение фундаментальных теоретич. проблем П., от к-рых зависело направление конкретных исследований. Испытывая на себе влияние различных форм идеализма и механицизма, домарксистская П. оказалась ареной столкновений противоположных подходов к изучению психики. Так возникло противопоставление субъективно-эмпирической, описательной, П. и естественнонаучной, объяснительной, П.; П. "целостной" и П. "атомистической", разлагающей сложные психологич. образования на отд. элементы. Всё это создавало почву для эклектич. взглядов, тенденций к прагматизму и голому эмпиризму. Однако конкретные науч. достижения П. не соответствовали сложившимся теоретич. представлениям, что побуждало искать новые методологич. подходы. Принципиально новые позиции утвердились в сов. П. на основе марксистско-ленинского учения о психике и сознании.

Марксистско-ленинская философия вносит коренные изменения в понимание предмета П., её метода и осн. проблем. Вводя в П. понятие об отражении, она требует подходить к психич. явлениям как к особой форме отражения субъектом объективной реальности - того, что существует первично и независимо от него.

П. изучает психику в её филогенетич. и онтогенетич. развитии как на уровне животных, так и на уровне человека. Однако важнейший предмет П.- изучение психики человека и её высшей, специфически человеческой формы - сознания. Развитие трудовой деятельности и основанных на труде общения людей и языка необходимо породило новую форму психич. отражения - сознание. Особенность сознания состоит в том, что отражаемое содержание словесно означается и открывается перед субъектом как являющаяся ему картина мира, включающая в себя его собств. действия.

Сознание - высшая, хотя и не единственная форма психич. отражения у человека. Одна из фундаментальных проблем П. заключается в изучении условий и "механизмов" осознания, связи между несознаваемыми формами психич. отражения и сознанием. Недоступная для самонаблюдения, эта связь, как показывают совр. исследования восприятия, памяти, словесных обобщений и др., успешно решается с помощью объективных методов. Др. фундаментальную проблему П. составляет раскрытие природы тех процессов, к-рые субъективно переживаются как происходящие во внутр. мире. Изучение сложной (интеллектуальной) деятельности высших животных, т. п. наглядно-действенного мышления у человека и особенно онтогенетич. формирования умственных процессов привело к необходимости устранения в П. противопоставления внутр. деятельности (как якобы единственно входящей в её предмет) и деятельности внешней и практической, анализ к-рой прежде изымался из психологич. исследования. Были показаны генетич. связь между этими формами деятельности, общность их принципиального строения, а также существование взаимопереходов между ними; особо исследовался самый процесс преобразования внеш. действий и операций во внутренние, умственные; вместе с тем перед П. открылся и противоположно направленный процесс - развёртывание внутр. деятельности во внеш. формах.

Введение в П. категории деятельности создало возможность и для адекватного подхода к проблеме биологического и социального в развитии психики человека. Решение этой проблемы в домарксистской и немарксистской П. сводилось к утверждению того, что психика имеет у человека двойную детерминацию - биологическую и социальную, что вопрос заключается лишь в относит. значении каждой из этих детерминант; при этом упускалось то, что в процессе усвоения человеческим индивидом опыта общественно-историч. практики человечества необходимо преобразуются его исходные биологич. потребности и влечения, врождённые способы поведения и познания. Поэтому проблема биологического и социального в П. не сводится к соотношению двух разных сил или факторов, движущих развитием психики,- наследственности и социальной среды, а выступает как проблема снятия законов биологич. развития психики законами её обществ.- историч. формирования.

Наиболее изученными в П. являются познават. процессы - ощущение, восприятие, память и мышление, к-рые всё более рассматриваются как различные моменты, виды и формы предметной деятельности субъекта, функционально или генетически связанные с внеш. деятельностью, с практикой. Это выразилось в развитии исследований мышечных движений, входящих в состав процессов непосредственно чувственного отражения, в подходе к процессам воспринимания, запоминания и припоминания как к особым действиям и операциям и в понимании мыслит. деятельности как происходящей из деятельности практической. Благодаря этому психологич. исследования распространились также на внешнедвигат. активность, к-рая в субъективно-эмпирич. П. выступала гл. обр. в качестве выражающей внутр. психич. явления. Вместе с тем преодолевался взгляд на психику как на совокупность отд. "психических функций": было обнаружено их сложное системное строение, реализуемое целым ансамблем элементарных сенсорных, моторных, мнестических и тонич. процессов. Изменилось и понимание соотношения мышления и восприятия; сохранив идею относит. самостоятельности мышления, к-рое способно далеко выходить за пределы чувственного познания, совр. П. раскрыла важную роль образов как в протекании мыслит. процессов, так и в отнесении мысли к познаваемой реальности.

Гораздо более сложными являются проблемы внутр. регуляции деятельности - проблемы потребностей, мотивов, аффективно-волевых процессов. Хотя их изучению посвящено большое число исследований, однако понимание их у разных авторов остаётся далеко не однозначным. Гл. причина этого лежит в смешении разных уровней анализа - физиологического и психологического, требующего рассматривать эти проблемы в общей системе психич. регуляции предметной деятельности, и прежде всего со стороны тех специфич. особенностей, к-рые приобретают потребности, мотивы и чувства человека в зависимости от обществ. отношений, в к-рые он вступает, и от того места, к-рое он в них занимает. В результате человеческие побуждения описываются большинством зарубежных авторов как состояния и процессы двоякого ряда, биологические и социальные, к-рые объявляются сосуществующими и взаимно конкурирующими. В сов. П. указанные проблемы освещаются с позиций учения об изначально историч. природе всех человеческих потребностей, об определяющей мотивацию и чувства человека деятельности в конкретных обществ. условиях, в к-рых формируются направленность сознания и шкала субъективных ценностей.

Крупнейшую проблему представляет собой изучение личности, к-рое развивается в П. по трём направлениям: дифференциально-психологическому (изучение индивидуальных особенностей), онтогенетическому (формирование личности в детском, подростковом и юношеском возрасте) и общепсихологическому (характеристика целостности личности в отличие от целостности человека как биологич. индивида). Наибольшее число исследований относится к дифференциальной П. личности; они имеют важное практич. значение для проф. ориентации, отбора и расстановки кадров. В большинстве случаев эти исследования носят комплексный характер, включая в себя изучение черт соматической конституции человека, типов высшей нервной деятельности и др. индивидуальных особенностей. Продуктивны также возрастные исследования, прослеживающие формирование личности в онтогенезе; они составляют основу теории и практики воспитания и часто сочетаются с педагогич. проблемами, в первую очередь с вопросами нравств. воспитания. В общепсихологич. плане важно изучение становления человеческой личности в процессе обществ.-историч. и онтогенетич. развития, природы самосознания и переживания "Я".

В проблеме методов П. принципиальное значение имеет вопрос о применении интроспекции (самонаблюдения). Отказ от интроспекции как осн. метода психологич. познания и переход к объективному изучению природы психич. явлений не исключает использования субъективных показаний. Объективный характер психологической науки заключается не в игнорировании внутр. субъективных явлений, а в раскрытии порождающих их объективных отношений и управляющих ими законов, которые скрыты от интроспекции.

П. является экспериментальной наукой. Важная роль принадлежит в ней лабораторному эксперименту, позволяющему получать точную квалификацию и измерения изучаемых процессов. В П. применяются и др. конкретные методы, в т. ч. наблюдение в обычных или специально создаваемых условиях, анализ продуктов деятельности, сравнительно-генетич. метод и г. н. формирующий эксперимент; применяются также методы собирания массового материала - психологич. тесты, методы интервьюирования и анкетирования. Большое влияние на развитие экспериментальной П. оказала разработка тонких физиологич. индикаторов исследуемых процессов и состояний (электроэнцефалографических, миографических, плетизмографических и др.), а также электронных устройств для экспозиции предъявления воздействующих сигналов, их комплексов и динамич. ситуаций. Расширилось применение в П. ЭВМ, используемых как для обработки данных, так и для управления экспериментом. Попытки делаются в направлении математич. моделирования психич. процессов, применения теории игр и др. логико-математич. методов.

Психологические науки. Широкое развитие совр. П. привело к её дифференциации. Наряду с общей П. возник ряд спец. отраслей, в т. ч. пограничных, связывающих П. с др. науками. Уже во 2-й пол. 19 в. сложилась психофизиология, к-рая исследует физиологич. механизмы, реализующие психич. явления и процессы. Развиваются исследования в области зоопсихологии. К сер. 20 в., опираясь на успехи в изучении высшей нервной деятельности, исследования рецепторов (органов чувств) и функций нейронов (нервных клеток), психофизиология достигла высокого уровня развития как в СССР, так и во мн. зарубежных странах.

Другая ветвь П.- медицинская психология, к-рая первоначально была ориентирована на практику психотерапии. Впоследствии она дифференцировалась на собственно мед. П., охватывающую вопросы психотерапии, психогигиены и мед. деонтологии, патопсихологию, изучающую психику душевнобольных как в теоретич. целях, так и в интересах лечебной психиатрич. практики, и, наконец, нейропсихологию, решающую задачи локализации дефекта при очаговых поражениях мозга и восстановления нарушенных функций.

Широкое развитие получили детская психология и педагогическая психология, тесно связанные между собой, поскольку психич. развитие ребёнка происходит в условиях усвоения им исторически выработанных знаний, умений и норм поведения, а процесс обучения и воспитания должен учитывать возрастные психологические особенности учащихся и достигнутый уровень развития их личности. Педагогич. психология изучает также процесс обучения взрослых. Помимо этого, выделилась также возрастная психология, охватывающая изменения психики во все периоды жизни индивида, включая период старения (см. Геронтология).

Развитие пром. произ-ва поставило перед П. задачу изучения трудовых процессов в целях повышения их эффективности путём рационализации двигат. операций, приспособления орудий и машин к возможностям человека, улучшения экологич. условий (внеш. среды) на произ-ве и проф. отбора. В связи с этим выделилась психология труда, к-рая в условиях капиталистич. произ-ва направлена прежде всего на усиление эксплуатации трудящихся. В условиях автоматизации производства на первый план выступили восприятие и переработка информации, принятие решений и др. сложные психич. процессы; спец. исследований потребовали вопросы распределения функций между человеком-оператором и машиной и их согласования. В этой связи выделилась инженерная психология, имеющая важное значение не только для рационализации автоматизированных систем управления, но и для их проектирования. С нач. 60-х гг. складывается космическая психология, изучающая особенности деятельности человека в условиях космич. полётов.

П. труда и дифференцировавшиеся в ней спец. дисциплины образуют вместе с физиологией, экологией, гигиеной и технич. эстетикой комплексную область знания о труде - эргономику. Гл. чертой, характеризующей сов. исследования в области П. труда и пограничных с ней дисциплин, является подход к человеку как активному субъекту трудовой деятельности, в к-рой раскрываются его творч. силы и способности,- подход, противоположный чисто потребит. отношению к человеку, к-рое присуще капиталистич. обществу.

Изучение психологич. особенностей спортивной деятельности составляет предмет психологии спорта.

Одной из важнейших областей П. является социальная психология, исследующая деятельность человека в коллективах - трудовых, учебных и др., имеющих разный характер (т. н. формальные и неформальные коллективы) и различную внутр. структуру. В предмет социальной П. входят также вопросы формирования межличностных отношений в коллективе, дифференциации в нём функций (ролей), вопросы психологич. совместимости участников коллективной деятельности и управления ею. Социальная П. тесно связана с проблемами воздействия на человека средств массовой информации и с П. речевого общения, изучаемой психолингвистикой. В отличие от мн. направлений зарубежной социальной П., психологизирующих обществ. явления, сов. социальная П. рассматривает изучаемые ею процессы как детерминируемые объективными отношениями в обществе, к-рые управляются законами историч. развития (см. Исторический материализм). С социально-психологич. проблемами тесно связаны нек-рые вопросы П. воспитания, а также вопросы криминалистической и судебной П.

Ещё в 19 в. наряду с исследованиями в области физиологич. П. было начато изучение психики народов, стоящих на различных историч. ступенях культурного развития (этнопсихология). Вслед за систематизацией этногр. фактов широкое распространение в зарубежной П. получили т. н. сопоставительные экспериментальные исследования восприятия, памяти, мышления и др. процессов у детей и взрослых, живущих в условиях различных культур. Результаты этих исследований чаще всего интерпретируются с абстрактно-социологич. "культурологических" позиций, использующих в качестве эталона психологич. характеристики представителей европ. и амер. цивилизации.

В общей П. выделился также спец. раздел, посвящённый П. технич., науч. и художеств. творчества, что связало П. с науковедением и эстетикой.

Исторический очерк. Предпосылки науч. воззрений на психику возникли в древнем мире (Индия, Китай, Египет, Вавилон, Греция, Грузия) Б противовес религ.-мифологич. представлению о душе как особой сущности, внешним и случайным образом связанной с телом. Др.-греч. врачами Алкмеоном, Гиппократом, Эрасистратом и др. было открыто, что органом психики является мозг, и развито учение о темпераменте, согласно к-рому психич. свойства человека зависят от различных форм смешения материальных процессов ("соков") в организме. Это естеств.-науч. направление было связано с воззрением на душу человека как на вещественную (огненную, воздушную и т. п.) частицу космоса (Анаксимен, Гераклит, Демокрит и др.). Трудности объяснения с этих позиций проблем теории познания и этики, в частности происхождения абстрактных понятий и нравств. норм, явились одной из предпосылок развития идеалистич. концепций в П. Телу, изменчивой природе была противопоставлена бессмертная душа, способная к созерцанию идей и следованию идеалам (пифагореизм, Платон, неоплатонизм).

Вершиной П. в период античности явилось учение Аристотеля (трактаты "О душе", "Происхождение животных" и др.), в к-ром душа трактуется как форма организации способного к жизни тела. Аристотель дал первую систему психологич. понятий, выработанных на основе объективного и генетич. методов. Однако при объяснении высших форм умственной активности (в учении о разуме) он покидал естеств.-науч. почву и склонялся к дуализму.

В феод. эпоху развитие конкретно-науч. знаний о психике резко замедлилось, но не прекратилось. Врачи и мыслители арабоязычного мира (Ибн Сина, Ибн аль-Хайсам, Ибн Рушд и др.) подготовили своими идеями последующий расцвет естеств.-науч. П. в Зап. Европе, где с развитием бурж. отношений укрепляется тенденция к опытному исследованию человека как природного существа, поведение к-рого подчиняется естеств. законам (Леонардо да Винчи, X. Вивес, X. Уарте и др.). В 17 -18 вв. складывается принципиально новый подход к психич. деятельности с позиций строгого детерминизма. Психологич. мышление обогащается рядом фундаментальных категорий. Р. Декарт открывает рефлекторную природу поведения (см. Рефлексы), а понятие о душе преобразует в понятие о сознании как непосредств. знании субъекта о собств. психич. актах. Складывается ряд важнейших психологич. учений: об ассоциации как закономерной связи психич. явлений, определяемой связью телесных явлений (Декарт, Т. Гоббс), об аффектах (Б. Спиноза), об апперцепции и бессознательном (Г. Лейбниц), о происхождении знания из индивидуального чувственного опыта (Дж. Локк). Конкретно-науч. разработка в 18 в. принципа ассоциации англ. врачом Д. Гартли сделала этот принцип на полтора столетия гл. понятием П. Несмотря на попытки Дж. Беркли и Д. Юма трактовать ассоциацию как чисто духовную связь, господствующим в ту эпоху являлось представление об её неотделимости от телесного механизма. Учению об ассоциациях противостояло учение о способностях (шотландская школа, школа нем. философа X. Вольфа) как первичных функциях души. Франц. материализм 18 в. поставил проблему различных уровней нервно-психич. организации (Д. Дидро, П. Ж. Кабапис) и проблему развития интересов и способностей личности под воздействием социальной среды (Дидро, К. Гельвеции).

В 19 в. в недрах физиологии зародились экспериментальные методы исследования психич. функций, а также первые попытки ввести в анализ этих функций количеств. оценки. В Германии Г. Фехнер, исходя из работ Э. Вебера, разработал методы психофизич. измерений и установил закон, гласивший, что интенсивность ощущения равна логарифму силы раздражения (1858) (см. Вебера - Фехнера закон). Скорость реакции исследовалась Г. Гельмгольцем (Германия) и Д. Дондерсом (Дания). В психофизиологии органов чувств классич. труды Гельмгольца показали недостаточность анатомо-физиологич. понятий для науч. объяснения формирования чувственных образов, поскольку здесь участвует психич. фактор ("бессознательные умозаключения"). В учении о рефлексе также выявилась роль психич. (сенсорных) моментов в адекватном реагировании организма на раздражитель (Э. Ифлюгер, Германия; И. М. Сеченов, Россия). Ч. Дарвин подчеркнул специфич. роль психич. функций, что нанесло удар по концепциям, считавшим психику лишь тенью нервных процессов и потому отрицавшим её в качестве объекта особой конкретной науки - П.

Практика науч. исследования показывала, что закономерности, к-рым подчинена психика, не совпадают с анатомо-физиологическими. Начиная с 1870-1880-х гг. складывается система специфич. понятий, методов, категорий П. как самостоят. дисциплины, отличной от философии и физиологии. Выдвигается неск. программ разработки этой дисциплины (В. Вундт, Германия; Сеченов; Ф. Брентано, Австрия; Г. Спенсер, Великобритания, и др.). Гл. центрами разработки П. становятся спец. экспериментальные лаборатории, первая из к-рых была организована Вундтом (Лейпциг, 1879). По её образцу возникают аналогич. учреждения в России, Великобритании, США, Франции и др. странах. Последоват. программу построения П. на основе объективного метода выдвинул Сеченов, идеи к-рого оплодотворили экспериментально-психологич. исследования в России (В. М. Бехтерев, А. А. Токарский, Н. Н. Ланге и др.), а в дальнейшем через труды Бехтерева и И. П. Павлова оказали влияние на разработку объективных методов в мировой П. Осн. темами экспериментальной П. являлись первоначально ощущения, время реакции, ассоциации. Благодаря классич. экспериментам нем. психолога Г. Эббингауза (1885) были установлены общие закономерности зависимости ассоциаций от частоты повторений и их распределения во времени. Большое значение имели также работы по изучению объёма внимания (Дж. Кеттел, США), навыков (У. Брайан и Н. Хардер, США) и др. Параллельно развивались сравнит. П. (Дарвин, К. Ллойд-Морган, Великобритания; В. Вагнер, Россия), а также исследования эмоций (У. Джемс, США; Г. Ланге, Дания; Т. Рибо, Франция), восприятия и внимания (Н. Н. Ланге), двигат. ощущений (А. Бастиан, Г. Мюнстерберг, Германия, и др.). Наряду с поиском общих закономерностей протекания психологич. процессов складывается дифференциальная П., изучающая с помощью измерит. методов индивидуальные различия между людьми (Ф. Гальтон, Великобритания; А. Бине, Франция; А. Ф. Лазурский, Россия; В. Штерн, Германия, и др.). Запросы практики - педагогической, медицинской, криминалистической, а затем во всё возрастающих масштабах практики капиталистич. произ-ва - придали этому направлению большую актуальность и популярность. С целью измерения умственных способностей и свойств личности широко применяются тесты.

На рубеже 19-20 вв. в П. назревает кризис, к-рый означал ломку старых понятий. Терпит крах представление о сознании как совокупности непосредственно переживаемых субъектом явлений. Акцент переносится на ориентацию человека в окружающей среде, па скрытые от сознания факторы его поведения. Хотя ещё пользовался влиянием взгляд, согласно к-рому область П. ограничена "внутренним зрением" индивида (Э. Титченер, США; Т. Липпс, Германия; Дж. Стоут, Великобритания; Г. И. Челпанов, Россия, и др.), складывались новые концепции и подходы. Учение Павлова о высшей нервной деятельности способствовало разработке кардинальных проблем П. поведения. Гл. течением амер. П. становится бихевиоризм, согласно к-рому П. должна изучать только внешние, телесные реакции на стимулы. Динамика этих реакций живого организма мыслилась как слепой поиск, случайно ведущий к успешному действию, закрепляемому повторением (метод "проб и ошибок"). Этой схемой руководствовался уже один из пионеров экспериментального психологич. изучения поведения животных - Э. Торндайк (1898). В дальнейшем она легла в основу бихевиоризма, программные установки к-рого выразил Дж. Уотсон (1913). Дав мощный импульс экспериментальным исследованиям по проблеме научения и укрепив объективный подход к поведению, бихевиоризм стал одним из факторов прогресса П. Но в борьбе с субъективной П. он сам находился под влиянием выдвинутых ею воззрений на сознание и поэтому потребовал исключить из науч. П. все понятия о психич. явлениях, с тем чтобы найти для них поведенческие эквиваленты (логич. мышление - реакции речевого аппарата, чувство - реакции внутр. органов и т. д.). Отрицая отражат. природу психики и игнорируя её нейрофизиологич. механизмы, бихевиоризм оказался в методологич. тупике, что в дальнейшем привело к его распаду.

Другой влиятельной школой выступила гештальтпсихология (М. Вертхеймер, В. Кёлер, К. Левин, К. Коффка, Германия), экспериментальным объектом к-рой явился целостный и структурный характер психич. деятельности, несовместимый с "атомистич." взглядом на сознание и поведение. Открыв важные психологич. феномены и зависимости, эта школа не смогла, однако, дать им адекватную теоретич. интерпретацию.

На рубеже 19-20 вв. сложился и основанный австр. врачом 3. Фрейдом психоанализ. Его предпосылками служили достижения патопсихологии (А. Льебо, И. Бернхейм, Ж. Шарко, Франция), вскрывшие на клиническом материале несостоятельность традиц. трактовки мотивов поведения, выявившие роль неосознаваемой мотивации. Нек-рые клинические материалы дали Фрейду повод к ложному выводу о предопределённости всех психич. актов энергией сексуальных влечений, в связи с чем движущие силы человеческой деятельности предстали в ложном свете. Психоанализ выступил с претензией на объяснение не только индивидуально-психологич. фактов, но и обществ. явлений, истории цивилизации в целом. Попытки понять с идеалистич. позиций зависимость психики человека от мира истории и культуры, от обществ. жизни неотвратимо вели к дуализму, к концепции "двух психологии" (Вундт, В. Дильтей, Г. Риккерт, Германия), согласно к-рой П. не может быть единой наукой, поскольку будто бы естеств.-научный экспериментальный подход к психике в принципе несовместим с культурно-историческим. Психологи, выдвигавшие на первый план роль социальных факторов в регуляции человеческого поведения (М. Болдуин, Дж. Дьюи, Дж. Мид, США, и др.), также не смогли выработать продуктивный подход к социогенезу человеческой личности и её психич. функций, поскольку саму социальность рассматривали как "чистое" общение вне предметной деятельности людей.

Методологич. основой конкретно-психологич. исследований в СССР после победы Окт. революции 1917 стал марксизм. Перестройка П. на базе марксизма происходила в острых дискуссиях со сторонниками различных, несовместимых с ним концепций. Идею этой перестройки активно отстаивали К. Н. Корнилов, П.П. Блонский, М. Я. Басов. Марксистский принцип историзма стал определяющим для исследований Л. С. Выготского и его учеников. Строительство сов. П. шло в тесном содружестве с развитием психофизиология, исследований в трудах Павлова, Бехтерева, А. А. Ухтомского, Л. А. Орбели, С. В. Кравкова, Н. А. Бернштейна и др. Преодолевая идеалистич. и механистич. (реактология, рефлексология) влияния, сов. исследователи утверждали в П. марксистское учение о деятельности и её социально-историч. детерминации, идеи ленинской теории отражения. Они активно включились в решение актуальных задач в области воспитания, обучения, профотбора, науч. организации труда и др. Теоретич. и экспериментальное изучение осн. проблем П. нашло отражение в работах Б. Г. Ананьева, Н. Ф. Добрынина, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейна, А. А. Смирнова, Б. М. Теплова, Л. М. Шварца и др.

Состояние П. в капиталистич. странах в 1930-40-х гг. характеризуется распадом гл. школ. В бихевиористских теориях на первый план выдвигается понятие т. н. промежуточных переменных, т. е. фактов, опосредствующих двигат. реакцию (зависимая переменная) на раздражитель (независимая переменная). Логика развития науки и требования практики направили П. на изучение "центр. процессов", развёртывающихся между сенсорным "входом" и моторным "выходом" системы организма. Эта тенденция окончательно побеждает в 50-60-х гг. (в частности, под влиянием опыта программирования на электронных машинах). Важную роль сыграли также работы швейц. психолога Ж. Пиаже, изучившего преобразование внутр. структуры умств. деятельности в ходе онтогенеза. Изменяется и взгляд на роль нейрофизиологич. механизмов, к-рые рассматриваются теперь как неотъемлемый компонент общей структуры поведения (Д. Хебб, К. Прибрам, США). Предпринимаются попытки распространить объективный метод на изучение чувственно-образного аспекта жизнедеятельности, не сводя его к моторным функциям (Э. Брунсвик, Дж. Гибсон, США).

В недрах психоанализа возникает неофрейдизм - течение, связавшее бессознат. психич. механику с действием социально-культурных факторов (К. Хорни, X. Салливан, Э. Фромм, США) и использовавшее психотерапию не только для лечения неврозов, но и с целью помочь нормальным людям избавиться от чувства беспомощности, страха, неудовлетворённости. Резко возрастает число проф. психологов-консультантов, в функции к-рых входит содействие индивиду в "оптимальной адаптации" к неблагоприятным социальным условиям. Наряду с новыми вариантами бихевиоризма и фрейдизма на роль третьей силы в П. в капиталистич. странах начинает претендовать т. н. "экзистенциальная" ("гуманистическая") П. (К. Роджерс, А. Маслоу, Г. Олпорт, США, и др.), утверждающая, что использование науч. понятий и объективных методов исследования личности ведёт к её "дегуманизации" и дезинтеграции, препятствует её стремлению к саморазвитию. Это направление приходит к откровенному иррационализму. Неудовлетворённость биологизаторскими и идеалистич. концепциями способствовала пробуждению у передовых психологов капиталистич. стран (напр., во Франции Ж. Лолитцер, А. Валлон, Л. Сев, в ФРГ К. Хольцкамп и др.) интереса к диалектико-материалистич. пониманию психич. деятельности.

В рамках марксистской методологии сов. психологи и психологи др. социалистич. стран успешно разрабатывают актуальные проблемы П. в тесной связи с задачами социалистич. и коммунистич. строительства.

Лит.: Маркс К., Экономическо-философские рукописи 1844 года, Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произведений, М., 1956; Энгельс Ф., Диалектика природы, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20; Ленин В. И., Философские тетради, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 29; Выготский Л. С., Развитие высших психических функций, М., 1960; Рубинштейн С. Л., Основы общей психологии, 2 изд., М., 1946; Ярошевский М. Г., История психологии, М., 1966; его же, Психология в XX столетии, М., 1971; Петровский А. В., История советской психологии, М., 1967; Психологическая наука в СССР, т. 1 - 2, М., 1959 - 60; Экспериментальная психология, под ред. С. Стивенса, пер. с англ., т. 1 - 2, М., 1960-1963; Экспериментальная психология, ред.-сост. П. Фресс и Ж. Пиаже, пер. с франц., в. 1 - 5, М., 1966-75; Леонтьев А. Н., Проблемы развития психики, 3 изд., М., 1972; Murphy G., Historical introduction to modern psychology, N. Y., 1949; Воring E., A history of the experimental psychology, 2 ed., N. Y., 1950; Psychology: a study of a science, ed. S. Koch, v. 1 - 6, N. Y., 1959 - 63; Miller G. A., Psychology: The science of mental life, [reprint], N. Y., 1967; Misiak H., Sexton V., History of psychology, 2 ed., N. Y.- L., 1968.

Л. Н. Леонтьев, М. Г. Ярошевский.

ПСИХОЛОГИЯ РЕБЁНКА, см. Детская психология.

ПСИХОЛОГИЯ СПОРТА, отрасль психологии, изучающая и разрабатывающая психологич. основы физич. воспитания и спортивного мастерства. Психологич. подготовка спортсмена наряду с его физич., технич. и тактической подготовкой во многом определяют успех его выступления на соревнованиях. В связи с этим возникают задачи изучения особенностей спорта по сравнению с др. видами деятельности, выделения осн. психологич. функций и качеств личности, к-рые играют решающую роль в различных видах спорта, а также выяснения психологич. структуры знаний, к-рые должны быть усвоены в ходе обучения и тренировки. Решение мн. проблем П. с., таких, напр., как проблемы оперативно-тактич. мышления и групповой динамики в спортивных коллективах, указание эффективных способов управления психич. состояниями человека в экстремальных и стрессовых (см. Стресс) ситуациях, имеет и общепсихологич. значение.

Лит.: Вопросы психологии спорта, М., 1955; Пуни А. Ц., Психологическая подготовка к соревнованию в спорте, М., 1969; Проблемы психологии спорта, в. 1 - 2, 4 - 6, М., 1960 -68; Рудик П. А., Психология спорта в СССР за 50 лет, "Вопросы психологии", 1967, № 6. А. А. Пузырей.

ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА, отрасль прикладной психологии, изучающая психологич. аспекты и закономерности трудовой деятельности человека. П. т. начала формироваться на рубеже 19-20 вв. в связи с ростом производств. сферы, появлением новых видов трудовой деятельности и массовых профессий, усложнением требований к человеку (см. также Психотехника).

Возникновение П. т. связано с началом научной организации труда. На первом этапе развития важнейшей проблемой П. т. была проблема проф. отбора. Анализ различий в производительности труда у работников, получивших примерно одинаковую подготовку, привёл к мысли о существовании более или менее стойких индивидуальных различий в сфере т. н. проф. способностей. Были созданы спец. методы - тесты, с помощью к-рых стало возможным количественно оценивать эти способности и на этой основе производить проф. отбор. Возникла необходимость тщательного изучения психологии профессий. Были вскрыты различия в проф. склонностях, интересах и мотивах, побуждающих людей предпочитать одни профессии другим, организованы спец. консультационные бюро по оказанию помощи подросткам, выбирающим профессию. Возникла спец. ветвь П. т.- профессиональная ориентация и проф. консультация. Появились спец. исследования законов развития проф. навыков и качеств, важных для различных видов труда. Задача этого раздела П. т.- разработка рекомендаций по усовершенствованию методов обучения и применению спец. методов упражнения и тренировки.

Важную область П. т. составило изучение колебаний работоспособности, связанных с утомлением, суточным ритмом, обоснование оптимального режима труда, при к-ром производительность и качество работы испытывали бы наименьшие изменения на протяжении рабочего дня, рабочей недели и т. д. Совр. П. т. разрабатывает спец. методики, позволяющие измерять утомляемость и степень снижения работоспособности. В этой области П. т. тесно связана с физиологией труда. П. т. накопила огромный материал по проблемам работоспособности и утомляемости, влияния па человека условий труда, характера выполняемых операций, монотонности и опасности труда, необычных и экстремальных условий работы, трудовой мотивации, развития потребностей и способностей человека в процессе коллективного труда и т. д. Одна из задач П. т.- рациональное реконструирование профессий, выяснение психологически оптимального сочетания входящих в их состав операций, науч. обоснование их целесообразной автоматизации, что имеет важное значение для повышения производительности труда. П. т. координирует свои усилия со специалистами в области механизации и автоматизации. Изучение психологических причин возникновения аварийных ситуаций привело к разработке спец. средств для проф. отбора и предотвращения ошибочных действий с помощью особых методов упражнения и тренировки.

Исследование психологич. особенностей конкретных видов трудовой деятельности, составление профессиограмм (содержательного описания профессий и проф. деятельности с точки зрения включения и использования психич. свойств и способностей человека), определение набора профессионально значимых свойств личности способствовали формированию спец. направлений психологии профессий (напр., психологии авиационной, космической, водительских профессий, конвейерного труда, с.-х. профессий и т. д.).

Наряду с экспериментальным методом большое место в П. т. занимают аналитич. методы. Применяется метод спец. упражнений, связанных с использованием различных устройств, моделирующих основные особенности проф. работы. Важную роль играют методы вариационной статистики.

В условиях совр. науч.-технич. революции П. т. призвана изучать новые условия, формы и возможные стимуляции трудовой деятельности, новые профессии и требования к технически оснащённому труду. П. т. имеет тесные контакты с социологией труда, социальной психологией, инженерной психологией, организационной и экономической психологией, конкретной экономикой, производств. этикой, эргономикой, физиологией и гигиеной труда, кибернетикой, с комплексом управленческих дисциплин, прикладной математикой, квалиметрией, технической эстетикой и т. д.

Лит.: Липман О , Психология профессий, пер. с нем., П., 1923; Трудовой метод изучения профессий. Сб., под ред. И. Н. Шпильрейна, М., 1925; Смирнов А. А., Психология профессий, М., 1927; Геллерштейн С. Г., Вопросы психологии труда, в сб.; Психологическая наука в СССР, т. 2, М., 1960; Психология промышленного труда, М., 1962; Левитов Н. Д., Психология труда, М., 1963; Личность и труд, М., 1965; Психология труда, ч. 1 - 2, М., 1969; Платонов К. К., Вопросы психологии труда, 2 изд., М., 1970; Psihologia muncii industriale, sub. red. Al. Rosca, Buc., 1967; Tomekovic Т., Psihologija rada. Kadrovi i rad, Bepgrad, 1965; Tiffin I. and Me Cormick E. J., Industrial psychology, 3 ed., L., 1966; Okoii J., Paluszkiewicz.. L., Psychologia w zakladzie pracy, Warsz., 1967; Ruziсka J., Clovek a prace, Praha, 1972. С. Г. Геллерштейн, М. И. Бобнева.

ПСИХОПАТИЯ (от психо... и греч. pathos - болезнь, страдание), патологические характеры, психопатические конституции, группа психических болезней, относящихся к т. н. малой, или пограничной, психиатрии, проявляющихся дисгармоничным складом личности, от к-рого страдают или сами больные, или общество. Чёткая грань между П. и вариантами "нормальных" характеров отсутствует. Отнесение П. к психич. заболеваниям условно, т. к., в отличие от болезней, имеющих закономерное развитие (возникновение, течение, исход), П. стабильны, присущи человеку в течение всей жизни (хотя степень выраженности патологич. черт характера может колебаться) и обычно не сопровождаются симптомами резких нарушений психич. деятельности (бред, галлюцинации и др.). Причины П.- наследств. факторы, внутриутробные повреждения плода, родовые травмы, инфекции и интоксикации в младенчестве, неправильное воспитание, отрицательные социальные влияния.

Проявления П. разнообразны. По преобладанию определённых черт психич. склада различают клинич. типы П. Так, асте личные (немощные) психопаты отличаются большой впечатлительностью, психич. возбудимостью в сочетании с быстрой истощаемостью; они плохо переносят физич. и психич. нагрузки, нерешительны, малодушны. Психастеничные психопаты необычайно мнительны, полны вечных сомнений в правильности своих суждений и действий, неспособны принять решение (см. Психастения). Возбудимые (взрывчатые) психопаты характеризуются чрезмерной силой эмоциональных реакций, несдержанны, склонны к агрессивным действиям, повышенному влечению (в частности, нередко пристрастны к алкоголю, употребление к-рого резко усиливает проявление патологич. черт характера). Паранойяльные психопаты склонны к продуцированию т. ц. сверхценных идей, к-рые доминируют над всеми впечатлениями и переживаниями; всё, что не соответствует и