загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна,окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ПРОМЫШЛЕННОМ, ЖИЛОМ И НЕ ТОЛЬКО...:
ПОНЯТИЯ:

МОНТАЖ (франц. montage - подъём установка, сборка, от monter - поднимать), сборка и установка сооружений конструкций, технологического оборудования агрегатов, машин (см. Сборка машин, аппаратов, приборов и др. устройств и готовых частей и элементов.
МОНТАЖ в строительстве - основной производственный процесс, выполняемый при возведении зданий и сооружений или и реконструкции, в результате которого устанавливают в проектное положение строительные конструкции, инженерное технологическое оборудование и др. МОНТАЖ технологического оборудования включает также присоединение его к источникам энергоснабжения системам очистки и удаления отходов оснащение приборами, средствами автоматизации и контроля
.


СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ в СССР, организационно обособленные производственно-хозяйственные единицы, основным видом деятельности которых является строительство новых, реконструкция, капитальный ремонт и расширение действующих объектов (предприятий, их отдельных очередей, пусковых комплексов, зданий, сооружений), а также монтаж оборудовани я. К государственным СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ относятся строительные и монтажные тресты (тресты-площадки, тресты гор. типа, территориальные, союзные специализированные тресты); домостроительные, заводостроительные и сельские строительные комбинаты; строительные, (монтажные) управления и приравненные к ним организации (напр., передвижные механизированные колонны, строительно-монтажные поезда и др.).
ПРОЕКТИРОВАНИЕ (от лат. projectus, буквально - брошенный вперёд), процесс создания проекта - прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния. Различают этапы и стадии ПРОЕКТИРОВАНИЯ, характеризующиеся определённой спецификой. Предметная область ПРОЕКТИРОВАНИЯ постоянно расширяется. Наряду с традиционными видами ПРОЕКТИРОВАНИЯ (архитектурно-строительным, машиностроительным, технологическим и др.) начали складываться самостоятельные направления ПРОЕКТИРОВАНИЯ человеко-машинных систем (решающих, познающих, эвристических, прогнозирующих, планирующих, управляющих и т. п.) (см. Система "человек и машина"), трудовых процессов, организаций, экологическое, социальное, инженерно-психологич., генетическое ПРОЕКТИРОВАНИЕ и др. Наряду с дифференциацией ПРОЕКТИРОВАНИЯ идёт процесс его интеграции на основе выявления общих закономерностей и методов проектной деятельности.
ПРОМСТРОЙПРОЕКТ, проектный институт в ведении Госстроя СССР. Находится в Москве. Организован в 1933. В составе института архитектурно-строительные и конструкторские отделы; ПРОМСТРОЙПРОЕКТ возглавляет объединение "Союзхимстройниипроект" с проектными институтами в Киеве, Ростове-на-Дону, Тольятти, Алма-Ате. Разрабатывает проекты (архитектурно-строительные и сан.-технич. части) производственных зданий и сооружений крупнейших промышленных предприятий автомобильной, машиностроит., металлургич., химич. и др. отраслей пром-сти; схемы генеральных планов пром. узлов и упорядочения существующих пром. районов; мероприятия по повышению уровня индустриализации строительтсва за счёт унификации и типизации зданий, сооружений и конструкций и внедрения эффективных строит. материалов; нормативные документы и методич. указания по проектированию пром. зданий и сооружений. Периодически публикует реферативную информацию "Строительное проектирование промышленных предприятий". Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1958)

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

реализацию художеств. идеи, образ яснополянского "полуидиота" развернулся в значит., внутренне противоположный патриархально-смиренному Каратаеву (из "Войны и мира" Л. Н. Толстого) тип рус. крестьянина, к-рый проснулся от патриархальной спячки и видит мир в ореоле любви и счастья. Образ человека не только воспроизводит отд. особенности П., не только отражает порождённый эпохой тип личности: он - осуществление новой личности, обретающей самостоят. бытие. Этим объясняется его способность становиться "прообразом" особой породы людей в самой жизни ("тургеневские женщины") или П. для произв. др. эпохи (образ грибоедовского Молчалина в произв. М. Е. Салтыкова-Щедрина). Роль П. меняется в зависимости от направления и жанра. Максимальное "равнение" на П.- в "документальной прозе"; однако и здесь остаётся содержательное различие между героем и П., выявляющее "личностную" точку зрения автора (напр., "Как закалялась сталь" Н. Островского или очерковые повести А. Яшина, Е. Дороша и др.).

Лит.: Альтман М. С., Русские писатели и ученые в русской литературе XIX в., в сб.; Н. А. Добролюбов. Статьи и материалы, Горький, 1965; Андроник о-ва М. И., От прототипа к образу, М., 1974. Е. П. Барышников.

ПРОТОТРОФЫ (от прото... и греч. trophe - пища, питание), прототрофные микроорганизмы, не требующие (в отличие от ауксотрофов) для своего развития готовых витаминов, аминокислот или др. факторов роста, а синтезирующие их из минеральных или органич. соединений. Один и тот же микроорганизм может быть прототрофным по одному фактору роста, но ауксотрофным по другому. Термин "П." предложен нем. учёным А. Фишером и сначала использовался как синоним автотрофных организмов для характеристики бактерий, не нуждающихся в органич. веществах и растущих на минеральных средах.

Лит.: Фишер А., Лекции о бактериях, пер. с нем., М., 1901; Роуз Э., Химическая микробиология, пер. с англ., М., 1971; Заварзин Г. А., Литотрофные микроорганизмы, М., 1972.

ПРОТОФИБРИЛЛЫ (от прото... и новолат. fibrilla - волоконце, ниточка), миофиламенты, тончайшие белковые нити, составляющие осн. массу миофибрилл.

ПРОТРАВИТЕЛИ СЕМЯН, химич. вещества для обеззараживания семян, гл. обр. с целью защиты растений от заражения патогенными микроорганизмами в начале роста и развития. Должны обладать дезинфицирующим и защитным действием. Дезинфицирующее действие П. с. (способность уничтожать заразное начало - споры, грибницу, бактерии и т. д.) проявляется в момент протравливания, защитное - в почве, где П. с. создают зону, предохраняющую семена и всходы от плесневения и заражения возбудителями корневой гнили. В качестве П. с. чаще всего используют вещества, обладающие фунгицидными [напр., тетраметилтиурамдисульфид (ТМТД), гексахлорбензол] или бактерицидными (трихлорфенолят меди) свойствами. Имеются протравители, напр. ртутьсодержащие препараты - гранозан (C2H5HgСl), паноген, - к-рые убивают одновременно патогенные грибы и бактерии. Применяют также комбинированные П. с., в состав к-рых, кроме фунгицидов или бактерицидов, могут входить инсектициды, гербициды, микроэлементы и т. п. К ним относят: комбинированный ТМТД (ТМТД 50%, линдан 12-20% или гептахлор 20%), фентиурам (40% ТМТД, 10% трихлорфенолята меди и 20% гамма-изомера гексахлорциклогексана), меркуран (2% этилмеркурхлорида и 12% гамма-изомера гексахлорциклогексана), меркургексан (1% этилмеркурхлорида, 20% гексахлорбензола, 12% гамма-изомера гексахлорциклогексана) и нек-рые др. Для подавления внутр. инфекции семян (пыльная головня пшеницы и ячменя) применяют протравители системного действия (см. Пестициды), например витавакс (C12H13NO2S).

Нек-рые П. с. (родан, ТМТД, пента-хлорнитробензол) наряду с дезинфицирующими обладают и иммунизирующими свойствами, т. е. повышают выносливость с.-х. растений (хлопчатника, огурцов, томатов и др.) к полеганию, фузариозному и вертициллёзному увяданию, фитофторозу, киле (крестоцветные культуры). При протравливании семян препаратами иммунизирующего действия достигаются повышение и сохранение болезнеустойчивости растений. Все протравители, выпускаемые в СССР (кроме формалина и родана),- порошковидные препараты. В большинстве случаев они разлагаются под действием микрофлоры почвы или поглощаются почвенным комплексом. П. с. должны быть безвредными для семян, токсичными для возбудителей болезни, химически стойкими и сохраняющими физич. свойства при хранении, безопасными для человека и с.-х. животных, экономичными при употреблении. Недопустимо использование зерна, обработанного ртутьорганич. протравителями, в пищу и на корм скоту. В СССР для сообщения такому зерну сигнального окрашивания все ртутьорганич. протравители выпускаются с добавкой красителей.

П. с. могут применяться также для обеззараживания посадочного материала.

Лит.: Поляков И. М., Химический метод защиты растений от болезней, 2 изд., Л., 1971; Мельниковы. Н., Современные направления развития производства и применения пестицидов, "Журнал Всесоюзного химического общества им. Д. И. Менделеева", 1973, т. 18, № 5. Е. И. Андреева.

ПРОТРАВЛЕНИЕ в кожевенном и меховом производствах, подготовка полуфабриката к крашению.

Повышает восприимчивость волоса к красителю, изменяет тон и увеличивает устойчивость окраски к действию света и трению. П. в меховом произ-ве состоит в обработке волосяного покрова соединениями хрома, меди, железа и др. тяжёлых металлов. В кожевенном произ-ве применяют П. кожи таннидами (см. Дубящие вещества) перед крашением осн. красителями.

ПРОТРАВЛИВАНИЕ, обеззараживание семян, посадочного материала протравителями для защиты растений в начале роста и развития от грибных, бактериальных или вирусных болезней. Одновременно П. предупреждает проникновение патогенных микроорганизмов в ткани семян в период хранения, повышает их энергию прорастания и всхожесть, профилактирует занос возбудителей заболеваний с семенным материалом.

В зависимости от особенностей строения и степени заражённости семян и посадочного материала, биологии микроорганизмов, свойств протравителей П. бывает влажным, сухим, полусухим. При влажном П. семена обильно смачивают раствором препарата (гл. обр. формалином), затем прикрывают их мешковиной или брезентом и томят 2 ч, после чего просушивают. Этот способ трудоёмок и используется лишь для П. небольших партий семян ценных сортов пшеницы, ячменя, проса и т. д., заражённых возбудителями головни. При сухом П. протравитель наносится на семена или посадочный материал в виде тонкомолотого порошка. Способ применяется для обеззараживания семян зерновых, овощных и технич. культур, семенных луковиц, корнеплодов, клубней. Недостатки сухого П. - относительно невысокая прилипаемость препаратов к поверхности семян, значит. распыление, ухудшающее санитарно-гигиенич. условия труда. Полусухое П.- нанесение порошковидных препаратов на увлажнённые семена или обработка семян суспензией, полученной в результате смешивания порошковидного протравителя с водой. Расход суспензии препарата или воды для смачивания семян 5-10 л на 1 т. Для лучшего удерживания протравителей на поверхности семян в воду добавляют прилипательные добавки: концентрат сульфитно-спиртовой барды, силикатный клей, мучной клейстер, патоку, обрат и др. За рубежом известны разновидности полусухого способа П.: "слурри" - обмазывание семян густой суспензией протравителя; по типу "паноген" - нанесение ртутьорганич. протравителей на семена в виде растворов (из расчёта 200 мл на 100 кг семян). Полусухое П. используется для семян плёнчатых зерновых культур (овёс, ячмень) против головнёвых заболеваний. Оно наиболее перспективно (не требует подсушивания семян, т. к. влажность их увеличивается лишь на 0,5-1%, более выгодно в санитарно-гигиенич. отношении).

Нередко П. наз. термическое обеззараживание семян - уничтожение возбудителей болезней на семенном материале с помощью повышенных темп-р (нагретым воздухом 40-90 оС, горячей водой 50 - 60 °С), к-рое используется главным образом для защиты пшеницы и ячменя от пыльной головни, когда возбудитель находится глубоко в тканях семени и уничтожить его химическим способом без ухудшения посевных качеств семян невозможно.

Для П. применяют спец. машины (см. Протравливатель), аппараты и приспособления. Наименее эффективно П. семян и посадочного материала в день посева или посадки, наиболее эффективно - за 5-8 мес до высева или посадки. П. проводят в спецодежде, на открытой площадке или под навесом, к-рые должны находиться не ближе чем за 200 м от жилых и животноводческих помещений и источников питьевой воды. Продолжительность рабочего дня не более 4 ч, См. также Протравители семян.

Лит.: Калашников К. Я., Протравливание семян сельскохозяйственных культур, Л.- М., 1961. К. Я. Калашников,

ПРОТРАВЛИВАТЕЛЬ, машина для химич. протравливания семян пестицидами в целях уничтожения возбудителей болезней или вредителей зерна. В зависимости от типа осн. рабочего органа выпускаемые в СССР П. разделяют на шнековые (ПСШ-3) и барабанные (ПЗ-10 "Колос").

Шнековыи П. (рис. 1) может обрабатывать семена полусухим или мокрым способом. При работе П. семена непрерывно загружаются погрузчиком в бункер семян, из к-рого они направляются подающим механизмом в кожух смесительного шнека. Одновременно в шнек поступают ядохимикаты из спец. бункера и вода из резервуара для смачивания компонентов. Шнек, перемещая компоненты к выгрузным окнам, перемешивает их и сбрасывает смесь в мешок или кучу. Производительность П. (при обработке пшеницы) 3 т/ч. Машина приводится в действие от электродвигателей мощностью 0,6 квт. Обслуживают П. 2 рабочих. Барабанный П. (рис. 2) обрабатывает семена жидкими мелкодисперсными суспензиями ядохимикатов. Ядохимикаты загружают в резервуар, в к-рый при включении компрессора через эжектор и шланг поступает вода. Образовавшаяся суспензия интенсивно перемешивается мешалкой и в мелкораспылённом виде подаётся форсункой во вращающийся смесительный барабан. Сюда же самотёком поступают из бункера семена, перемешиваются с суспензией и выгружаются шнеком в транспортные средства. Производительность П. 10 - 15 т/ч. Рабочие органы его приводятся в действие от электродвигателя мощностью 7 квт. Обслуживают П. машинист и 2 рабочих. Зарубежные П. имеют аналогичную технологич. схему.

Рис. 1. Шнековый протравливатель. 1 - смесительный шнек; 2 - резервуар для воды; 3 - бункер для семян; 4, 5 и 9 - дозирующие механизмы; 6 - ворошилка; 7 - подающий механизм; 8-бункер ядохимикатов; 10 - приводной механизм; 11 - рама с колёсным ходом; 12 - подставка.

Рис. 2. Барабанный протравливатель: 1 - выгрузной шнек; 2 - смесительный барабан; 3 - бункер семян; 4 - распыливающая форсунка; 5 - воздушный редуктор; 6 - компрессор; 7 - резервуар для суспензии ядохимикатов; 8 - мешалка; 9 - шланг с сетчатым фильтром; 10 - эжектор.

ПРОТРАВНОЕ КРАШЕНИЕ, см. Крашение.
2121.htm
ПРОТРОМБИН (от лат. pro - раньше, перед, вместо и тромбин), белок плазмы крови человека и животных, важнейший компонент системы свёртывания крови. По химич. природе П.- гликопротеид, содержащий ок. 12% углеводов; белковая часть молекулы представлена одной полипептидной цепью; мол. масса ок. 70 000. П. - предшественник фермента тромбина, стимулирующего формирование тромба.

В организме активация П. в тромбин осуществляется протромбиназой, представляющей комплекс фосфолипида и ионов Са2+ с факторами свёртывания V (глобулиновый акцелератор) и Ха (тромбокиназа, аутопротромбин С). Последний является протеолитическим ферментом и активным началом протромбиназы. При превращении в тромбин молекула П. уменьшается примерно вдвое, теряя 3/4 всех углеводов. Биосинтез П. протекает в клетках печени и регулируется витамином К, образуемым кишечной флорой. При его недостатке уровень П. в крови падает (в норме ок. 10 мг% ), что может приводить к кровоточивости (ранняя детская геморрагия, обтурационная желтуха, нек-рые болезни печени). Полагают, что недостаток витамина К приводит к биосинтезу аномальных молекул П. и снижению его способности превращаться в тромбин. В мед. практике для характеристики системы свёртывания крови больного определяют уровень П.- т. н. протромбиновый индекс.

Лит.: Magnusson S., Thrombin and prothrombin, в кн.: The enzymes, 3 ed., v. 3, N. Y. - L., 1971. И. П. Баскова.

ПРОТРОХОФОРА, свободноплавающая личинка морских низших червей. Подобно трохофоре имеет чувствит. теменную пластинку и предротовой венчик ресничек, но, в отличие от неё, не имеет заднепроходного отверстия. К личинкам протрохофорного типа относятся мюллеровская личинка нек-рых многоветвистокишечных ресничных червей и пилидий немертин.

ПРОТУБЕРАНЦ-СПЕКТРОСКОП, спец. спектроскоп, предназначенный для наблюдений протуберанцев, находящихся на краю солнечного диска. К 70-м гг. 20 в. П.-с. потерял науч. значение. См. Солнце.

ПРОТУБЕРАНЦЫ (нем. Protuberanzen, от лат. protubero - вздуваюсь), светящиеся образования из раскалённых газов, наблюдаемые на краю диска Солнца. В проекции на солнечный диск П. заметны в виде тёмных волокон. См. Солнце.

ПРОТЯГИВАНИЕ, процесс обработки металлов резанием на протяжных станках многолезвийным режущим инструментом - протяжкой. Применение П. целесообразно при обработке больших партий деталей, т. е. в крупносерийном и массовом произ-ве (ввиду сложности изготовления и высокой стоимости протяжек).

В зависимости от порядка срезания припуска при П. различают след. виды резания: а) профильное, при к-ром все режущие зубья протяжки снимают припуск, но не участвуют в окончательном формирований поверхности, последний же зуб придаёт ей окончательную форму; б) генераторное, при к-ром каждый режущий зуб протяжки, срезая припуск, одновременно участвует в построении поверхности; в) прогрессивно-групповое, применяемое при снятии относительно больших припусков, когда все зубья, распределённые по группам (2-3 зуба), снимают слой металла не сразу по всей ширине, а частями.

Существуют свободный и координатный методы П. При свободном методе протяжка обеспечивает получение только размеров и формы поверхности; при координатном,- кроме того, точное расположение обработанной поверхности относительно базовой.

Припуск под П. составляет для отверстий в поковках и отливках 2-6 мм; для отверстий, полученных сверлением, зенкерованием или растачиванием, 0,2 - 0,5 мм. Скорость резания при П. сравнительно низка (2-15 м/мин), однако производительность П. высока, т. к. велика суммарная длина одновременно работающих режущих кромок. Точность обработки при П.-3-2-й класс; шероховатость обработанной поверхности - 7 - 9-й класс. Особенность процесса резания при П.- постоянное накопление стружки во впадинах перед каждым зубом. Для лучшего размещения стружки и предотвращения заклинивания протяжки зубья часто снабжаются стружколомающими канавками.

Лит.: Вульф А. М., Резание металлов, 2 изд., Л., 1973. Н. А. Щемелев.

ПРОТЯЖКА, многолезвийный металлорежущий инструмент для обработки сквозных отверстий и наружных поверхностей деталей на протяжных станках. В зависимости от формы обрабатываемой поверхности различают П.: цилиндрические, гранёные (квадратные, шестигранные и др.), шлицевые, шпоночные, наружные плоские, наружные фасонные. У П. для внутр. протягивания (рис., а)зубья, расположенные на режущей части (постепенно возвышающиеся), выполняют осн. работу по срезанию припуска. Калибрующая часть П. имеет от 3 до 8 зубьев; первый из них срезает очень малый слой металла и придаёт отверстию окончательную форму, остальные являются запасными (работают после переточек П.). П. для наружного протягивания (рис., б) изготовляются в виде прямоугольного бруска; имеют режущую и калибрующую части. Кроме режущих, применяют выглаживающие П., к-рые не режут, а выравнивают и уплотняют металл; уплотнённый слой обладает высокой износостойкостью. Зубья выглаживающих П. не имеют углов резания; такие зубья делают иногда на калибрующей части режущей П.

Протяжки: а - для внутреннего протягивания; 6 - для наружного протягивания; 1 - хвостовик; 2 и 5 - передняя и задняя направляющие части; 3 - режущая часть; 4 - калибрующие зубья.

ПРОТЯЖКА в металлообработке, 1) операция, применяемая при обработке металлов давлением (напр., ковке) с целью уменьшения толщины стенки и увеличения длины исходной заготовки, имеющей форму стакана и обычно полученной в результате несквозной прошивки. Под действием пуансона заготовка протягивается через одну или неск. последовательно расположенных матриц. Обычно П. производят на протяжных гидравлических прессах. 2) То же, что вытяжка.

ПРОТЯЖНАЯ ПЕЧЬ, термическая печь для обработки металлич. ленты, непрерывно протягиваемой через рабочее пространство по опорным роликам или на газовой подушке. Одну или неск. разных П. п. включают в состав поточных линий, в к-рых наряду с термич. и термохимии, обработкой ленту очищают, травят, наносят на неё покрытия (цинковое, алюминиевое, пластиковое, электроизоляционное и др.), окрашивают, сушат, правят и т. д. П. п. классифицируют по назначению (напр., для закалки, нормализации, отжига, отпуска) и по конструкции - горизонтальные и вертикальные (рис.). Длина горизонтальных П. п. достигает 300 м, производительность до 75 т/ч. В них обрабатывают ленту шириной до 2,5 м, толщиной 0,2-6 мм со скоростью до 4 м/сек. Для повышения производительности и экономии площади цеха иногда печи делают 2-5-этажными. Высота вертикальных П. п. 15-45 м, число оборотов ленты 1-50. Общая длина ленты в печи достигает 1 км. В многооборотных вертикальных П. п. обрабатывают ленту толщиной 0,05-1,5 мм при скорости до 10 м/сек с производительностью до 100 т/ч, а в однооборотных - ленту толщиной до 3 мм. Опорные ролики изготовляют из жаропрочной стали. Приводы роликов электрические. Большинство П. п. многокамерные: камеры нагрева, выдержки, медленного и быстрого охлаждения, закалки, сушки и др. устанавливают последовательно и соединяют тамбурами или разделяют перегородками. Число, размеры, назначение, температурный и газовый режим камер выбирают в зависимости от технологии обработки. Тепловой режим П. п.- постоянный во времени и переменный по длине печи. Нагревательные и охлаждающие элементы располагают в печи по обе стороны ленты. П. п. без атмосферы контролируемого состава работают с непосредственным пламенным нагревом и охлаждением ленты воздухом или водой. При работе с атмосферой контролируемого состава П. п. обогревают радиационными трубами или электрич. нагревателями сопротивления, а в камерах охлаждения воздух или вода отделены от ленты и передают тепло к ней через стенки стальных труб или муфеля. Для ускорения нагрева и охлаждения ленты в П. п. применяют циркуляцию печной атмосферы. Перспективны П. п. с использованием скоростных способов нагрева и охлаждения (газо-струйного, электроннолучевого, в металлич. и солевых расплавах и др.). Особые возможности открывает метод транспортирования ленты на газовой подушке с применением струйного нагрева и охлаждения ленты.

Лит.: Аптерман В. Н., Тымчак В. М., Протяжные печи, М., 1969; Справочник конструктора печей прокатного производства, под ред. В. М. Тымчака, т. 1-2, М., 1970. В. Н. Аптерман.

Основные схемы протяжных печей: а - горизонтальная; б - горизонтальная 3-этажная; в - вертикальная однооборотная; г - вертикальная многооборотная; 1 - опорный ролик; 2 и 3 - устройства для разматывания и сматывания рулонов; 4 - металлическая лента; 5 - камера нагрева; 6 - камера выдержки; 7 - камера охлаждения; 8 - нагреватели.

ПРОТЯЖНОЙ СТАНОК, металлорежущий станок для обработки поверхностей различного профиля инструментом - протяжкой. П. с. разделяются на станки общего назначения и специальные, служат для обработки (протягивания) внутр. и наружных поверхностей. В П. с. рабочим движением является прямолинейное движение каретки, несущей протяжку, либо заготовки при неподвижной протяжке. Выпускаются модели П. с. с горизонтальным (рис.) и вертикальным расположением кареток (от одной до 6), одно- и многопозиционные (с поворотными столами для установки неск. деталей). Особую группу П. с. составляют т. н. станки непрерывного действия - цепные и ротационные. Осн. параметры П. с.: тяговая сила, развиваемая кареткой, достигающая у нек-рых П. с. 1 Мн (100 тс), и длина хода каретки (до 2 м). Скорости протягивания в станках общего назначения составляют 15 -20 м/мин, в спец. станках - до 90 м/мин, в станках непрерывного действия - 1,5-15 м/мин. Привод станка обычно гидравлический, в высокоскоростных станках - электромеханический. П. с. применяются в массовом и крупносерийном произ-ве, обеспечивают высокую точность (1-2-го класса), малую шероховатость обработанных поверхностей (до 8-10-го класса).

Тенденции развития П. с.: автоматизация операций установки заготовки и снятия готовой детали со станка; автоматизация движений подвода инструмента к заготовке, крепления его в зажимном патроне, возвращения в исходное положение; разработка компоновки станка, при к-рой тяговая сила соосна силе протягивания, что обеспечивает существенное снижение сил трения в направляющих каретки и, как следствие, повышение точности обработки; встраивание П. с. в автоматич. линии.

Лит.: Металлорежущие станки, 2 изд., т. 1, М., 1965. Г. А. Левит.

Горизонтальный протяжной станок для внутреннего протягивания: 1 - станина; 2 - патрон для зажима детали; 3 - протяжка; 4 - каретка; 5 - направляющие; 6 - пульт управления.

ПРОФАГ (от греч. pro - раньше, перед и phagos - пожиратель), латентная (скрытая) неинфекционная форма умеренного бактериофага, присутствующая в лизогенных бактериях (см. Лизогенизация). Представляет собой дезоксирибонуклеиновую кислоту (ДНК) умеренного фага, объединённую с ДНК лизогенизированной бактерии. ДНК П. по размерам составляет примерно 1/50-1/100 от размера ДНК бактериальной хромосомы и содержит ок. 105 пар нуклеотидов. Т. о., П. является целым геномом фага, включающим ок. 100 генов. П. чаще занимает определённое место в хромосоме бактерии и наследуется так же, как обычные бактериальные гены. Так, П. фага л локализован в хромосоме кишечной палочки рядом с геном, контролирующим расщепление углевода галактозы. (Местонахождение П. генетически контролируется спец. его областью, составляющей ок. 1/15 общей длины генома.) П. непатогенен для бактериальной клетки и на протяжении мн. поколений воспроизводится одновременно с бактериальной хромосомой. Однако в части растущих лизогенных бактерий (~1 клетка на миллион) П. переходит в инфекционное состояние - индуцируется. В результате индукции он превращается во внутриклеточный вегетативный фаг, не связанный с бактериальной хромосомой. При его размножении происходит лизис и гибель бактериальной клетки. Отдельные лизогенные бактерии могут нести несколько П. См. также ст. Лизогения и лит. при ней.

А. В. Колобов.

ПРОФАЗА (от греч. pro - раньше, перед и phasis - появление), одна из стадий митотического деления клетки - митоза. В П. происходит спирализация хромосом, состоящих уже из 2 сестринских хроматид, и формирование митотического аппарата. У большинства клеток в П. ядерная оболочка распадается на отд. фрагменты, ядрышко разрушается.

ПРОФАНАЦИЯ (от лат. profanatio - осквернение святыни), искажение, извращение; непочтительное отношение к достойному уважения, опошление (идеи, учения, произв. иск-ва и т. д.).

ПРОФЕРМЕНТЫ, преферменты, зимогены, неактивные предшественники ферментов, образующиеся в процессе их биосинтеза. Превращаются в активные ферменты в результате реакции т. н. ограниченного протеолиза: после расщепления обычно одной пептидной связи в молекуле П. происходит частичное изменение её структуры, к-рое приводит к окончат. формированию активного центра фермента. В виде П. синтезируются мн. протеолитические ферменты животных и бактерий (типичные П.- пепсиноген, трипсиноген, протромбин), а также фосфолипаза. Биол. значение П. заключается в предотвращении преждевременного проявления ферментативной активности внутри клеток и тканей, в к-рых осуществляется биосинтез ферментов.

ПРОФЕССИОНАЛИЗМ, слово, характерное для той или иной профессии, часто сохраняет диалектные черты района бытования. Мн. П. непонятны для людей другой профессии, напр. П. лесосплавщиков: "кошма" - плот леса, "кошель" - до 5 тыс. брёвен; коневоды различают до 35 назв. конской побежки ("ступа", "хода", "нарысь" и т. д.).

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АРМИЯ, армия, в к-рой воен. служба является для всего личного состава осн. профессией и родом деятельности. В истории вооружённых сил П. а. известны в Др. Греции, Др. Риме и др. гос-вах; в 14-18 вв. в странах Зап. Европы - Франции, Италии, Германии, Испании, Нидерландах и др. существовали наёмные армии (вначале непостоянные, а затем постоянные), состоявшие из воинов-профессионалов. В России регулярная армия 18-1-й пол. 19 вв., комплектовавшаяся рекрутами, служившими в армии длительный срок, также фактически являлась П. а. В 19 в. с введением в большинстве европ. стран всеобщей воинской повинности вооруж. силы стали комплектоваться гражданами, призываемыми на сравнительно короткий срок воен. службы. В совр. вооруж. силах П. а. (полностью или частично) существуют в Великобритании, США и нек-рых др. гос-вах.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ, система научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку молодёжи к выбору профессии (с учётом особенностей личности и потребностей нар. х-ва в кадрах), на оказание помощи молодёжи в профессиональном самоопределении и трудоустройстве.

В СССР и др. социалистич. странах П. о.- часть системы коммунистич. воспитания, одно из средств рационального распределения трудовых ресурсов. П. о. способствует всестороннему развитию личности, раскрытию её потенциальных возможностей, интенсификации процесса обучения. В СССР работа по П. о. началась ещё в 20-х гг. В системе Наркомата труда РСФСР были организованы бюро проф. консультации (в Ленинграде, Свердловске, Брянске, Киеве, Ярославле и др.), Межведомственный координационный совет по проф. подбору и проф. консультации, спец. лаборатории и кабинеты П. о. включает ознакомление молодёжи с отраслями народного хозяйства, формами профессиональной подготовки, с потребностями нар. х-ва в кадрах, возможностями трудоустройства, пропаганду наиболее нужных нар. х-ву профессий; формирование определённой проф. направленности, непосредственную помощь в выборе профессии, в трудоустройстве. Важнейшее направление П. о.- формирование у молодёжи интереса к рабочим специальностям. С П. о. тесно связаны проф. отбор, проф. адаптация. П. о. осуществляется с учётом составляемых в масштабе республик и областей планов приёма уч-ся средних школ в профтехучилища, средние спец. и высшие уч. заведения. Ведущая роль в П. о. уч-ся принадлежит ср. общеобразовательной школе, где П. о.- органич. часть учебно-воспитательного процесса (изучение основ наук, политехнич. образование, трудовое обучение и воспитание). П. о. учащихся старших классов, обучение их первоначальным навыкам труда по избранной профессии, ознакомление с трудовыми процессами и содержанием труда рабочих на предприятиях - осн. задачи межшкольных учебно-производств. комбинатов, к-рые создаются исполкомами гор. и районных Советов депутатов трудящихся с участием пром. и с.-х. предприятий, гос. и кооперативных организаций и находятся в ведении органов нар. образования. Для уч-ся проводятся экскурсии на производство и в уч. заведения, индивидуальные и групповые проф. консультации, встречи с представителями разных профессий; осуществляется изучение школьников путём наблюдений, опросов, анкетирования. В работе по П. о. школе помогают предприятия, проф.-технич., средние спец. и высшие учебные заведения (дни открытых дверей, кружки, олимпиады и др.), спец. профориентационные учреждения (создаваемые гл. обр. в системе нар. образования), комиссии по трудоустройству молодёжи и комиссии по делам несовершеннолетних при исполкомах Советов депутатов трудящихся, общественные организации и др., радиовещание, телевидение, периодич. печать. Издаётся лит-ра по вопросам теории и практики П. о. Руководят работой по П. о. органы нар. образования, профтехобразования и по использованию трудовых ресурсов. В республиках, краях и областях, городах и районах функционируют межведомственные советы по П. о.

Широкое развитие практич. и н.-и. работа по П. о. получила и в др. социалистич. странах.

В крупных капиталистических странах П. о. стала одним из направлений деятельности буржуазного гос-ва в области экономич. и социального распределения кадров в интересах развития капиталистич. произ-ва, идеологич. воздействия на молодёжь. Работа по П. о. в общеобразоват. школах включает изучение подростков (применяются различные методы определения проф. пригодности, особенно распространены испытания с помощью тестов), ознакомление учащихся с профессиями, рынком труда, возможностями получения проф. подготовки. Биржи труда и спец. профориентационные учреждения направляют эту работу, осуществляют групповое и индивидуальное консультирование уч-ся. Организована подготовка кадров по П. о. на курсах и в спец. уч. заведениях. Общее руководство работой по П. о. принадлежит, как правило, мин-вам труда. Важное значение придаётся разработке характеристик профессий и их классификации. Регулярно выпускаются справочники (словари), содержащие сведения о профессиях, о текущих и перспективных потребностях в кадрах, путях получения специальности. Ю. П. Аверичев.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА, совокупность спец. знаний, умений и навыков, позволяющих выполнять работу в определённой области деятельности. В зависимости от квалификации различают 4 осн. уровня П. п., требующих соответствующего профессионального образования: высшего, среднего специального, профессионально-технического и элементарного (подготовка работников низшей квалификации на проф. курсах, путём бригадно-индивидуального обучения на производстве и др.). П. п. совершенствуется в процессе трудовой деятельности, в системе повышения квалификации, путём самообразования.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ, см. Преступность профессиональная.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ЗАБОЛЕВАНИЕ, особая категория болезней, вызываемых исключительно или преимущественно влиянием производств. среды или трудового процесса, оказывающих неблагоприятное воздействие на организм работающего. В СССР список П. з. и инструкция по его применению утверждены Мин-вом здравоохранения и ВЦСПС 25-26 февраля 1970. Для лиц, страдающих П. з., установлен ряд льгот в области условий труда, социального страхования и обеспечения. См. также Профессиональные болезни.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, образование, получаемое в процессе обучения в высших, средних спец. и проф.-технич. уч. заведениях, а также на спец. курсах. См. Высшее образование, Среднее специальное образование, Профессионалъно-техническое образование, Курсы; статьи об отд. отраслях образования, напр. Горное образование, Педагогическое образование.

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ, училища и школы различного типа и профиля, осуществляющие подготовку квалифицированных рабочих; осн. звено системы профессионально-технического образования.

До появления крупной машинной индустрии профессиональное обучение рабочих проводилось в основном в процессе ремесленного ученичества на произ-ве, хотя отд. проф. уч. заведения существовали с древности. Первые проф.-технич. школы созданы в Германии в нач. 18 в., во Франции в нач. 19 в., в США в 70-х гг. 19 в.

В России первые П.-т. у. з. (горнозаводские школы и др.) появились в нач. 18 в., однако более широкое развитие они получили с сер. 19 в. в связи со значит. потребностью капиталистич. произ-ва в квалифицированных рабочих. В соответствии с "Основными положениями о промышленных училищах" (1888), имевшими силу закона, устанавливались 2 типа П.-т. у. з.: низшие технич. уч-ща и ремесленные уч-ща, к-рые готовили младший технич. персонал, бригадиров (старших рабочих), фабричных и заводских рабочих. Созданные в 1893 школы ремесленных учеников давали подросткам проф. знания и умения, необходимые для освоения ремесла по окончании школы. В кон. 19 - нач. 20 вв. для подготовки с.-х. рабочих были организованы низшие ремесленные школы и сел. ремесленные уч. мастерские. В школы и училища, как правило, принимались подростки 13-15 лет, окончившие городские, уездные или сел. двухклассные начальные уч-ща (обучались 3-5 лет). В 1913 было ок. 100 профтехшкол и уч-щ (106 тыс. уч-ся).

В первые годы Сов. власти (1917-20) действовали: профтехшколы (срок обучения 3-4 г.), школы-клубы на предприятиях для общеобразоват., проф. и политич. подготовки работающей молодёжи (2 г.), учебно-показательные мастерские по подготовке рабочих для ремонта с.-х. машин и работы в мелкой и кустарной пром-сти (3 г.), школы ученичества для подготовки рабочих начальных разрядов (5-6 мес). В 20-е гг. по инициативе комсомола созданы школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ), положившие начало новому, социалистич. типу П.-т. у. з. Имелись ФЗУ промышленные, ж.-д., речного и морского транспорта, с.-х., торгово-конторские, строительные. Вначале срок обучения был 3 - 4 г., с 30-х гг. - 1 - 2 г. В организованной в 1940 системе Гос. трудовых резервов СССР были приняты 3 типа П.-т. у. з.: ремесленные училища, ж.-д. уч-ща, школы фабрично-заводского обучения (ФЗО). Ремесленные и ж.-д. уч-ща (2 г. обучения) готовили квалифицированных рабочих для пром-сти, транспорта, связи и др., школы ФЗО (6 мес)-рабочих массовых профессий для угольной, горнорудной, металлургич., нефтяной пром-сти и строит. орг-ций. Уч-ща и школы комплектовались по призыву (мобилизации), а также за счёт свободного приёма молодёжи, окончившей 7-летнюю общеобразоват. школу, а школы ФЗО - нач. школу. Уч-ся находились на гос. обеспечении. В 1943 организованы спец. ремесленные уч-ща (4 г. обучения) для детей воинов Сов. Армии и партизан, а также детей, родители к-рых погибли во время войны; в них принимались дети 12-13 лет, окончившие нач. школу. Уч-ща давали общеобразовательную (в объёме 7-летней школы) и проф. подготовку. В 1947 созданы спец. ремесленные уч-ща (3 г. обучения) и с.-х. уч-ща (4 г.) для оставшихся без родителей подростков 13-15 лет, окончивших 3 класса нач. школы. Уч-ся получали рабочую специальность и общее образование за 4-5-й классы. В ряд с.-х. уч-щ принимались подростки, окончившие 5 классов, они получали проф. подготовку и заканчивали 7-летнюю школу. В 1948 для детей кадровых рабочих угольной пром-сти созданы спец. горнотехнич. уч-ща (7 лет обучения), к-рые наряду с проф.-тсхнич. давали общее ср. образование; принимались дети 12-14 лет, окончившие 4- 5 классов. В 1949 они были преобразованы в 2-годичные горнопром. уч-ща. В 1953 учреждены уч-ща механизации с. х-ва для подготовки механиков-комбайнеров, трактористов-машинистов и бригадиров тракторных бригад (принималась молодёжь, окончившая 7-летнюю школу, срок обучения 2 г.). В 1954 для выпускников ср. школы были открыты технические училища (1-2 г.). В 1958-1959 все типы П.-т. у. з. реорганизованы в городские и сельские проф.-технич. уч-ща (ПТУ) и переданы в ведение к-тов по проф.-тсхнич. образованию союзных республик. В ПТУ (1-2 г. обучения) принималась молодёжь, окончившая 8-летнюю школу. Уч-ся обеспечивались питанием, одеждой (или стипендией). В 1966 были восстановлены технич. уч-ща (со сроком обучения 1-1,5 г.). В соответствии с постановлениями ЦК КПСС и Сов. Мин. СССР "О мерах по дальнейшему улучшению подготовки квалифицированных рабочих в учебных заведениях системы профессионально-технического образования" (1969) и "О совершенствовании системы профессионально-технического образования" (1972) создан новый тип П.-т. у. з.- средние ПТУ, к-рые наряду с рабочей специальностью дают уч-ся общее ср. образование (принимаются окончившие 8 классов, срок обучения 3-4 г.). В СССР имеются также уч-ща и школы мин-в и ведомств: торговые и кулинарные уч-ща, мореходные уч-ща, школы ФЗУ и профтехшколы республиканских мин-в лёгкой, пищевой и мясо-молочной пром-сти и др. (принимаются окончившие 8 классов, срок обучения 1-3 г.).

В 1974 в СССР было св. 6 тыс. П.-т. у. з. (в т. ч. 2200 средних ПТУ), в которых обучалось 3 млн. чел. В 1920-74 П.-т. у. з. подготовили для нар. х-ва 36 млн. квалифицированных рабочих; в 1941-73 - 31,5 млн., в т. ч. для работы в пром-сти 10 млн., с. х-ве 7,6 млн., стр-ве 5 млн., др. отраслях 8,9 млн. Средние ПТУ играют значит. роль в осуществлении всеобщего среднего образования в стране.

О подготовке квалифицированных рабочих в профтехшколе в др. странах см. в ст. Профессионально-техническое образование. И. Г. Коваленко,

К ст. Пророков В. И. 1. "Тревога". 2. "Хлеба!". Гуашь, пастель. 3. "За колючей проволокой". 4. "Помнить Сонгми!" (из серии "Борьба", 1969-70). Пастель, гуашь. Воронежский областной музей изобразительных искусств. 5. "Танки Трумэна на дно!" (из серии "За мир", 1950). Тушь. 6. "Свободы!". Гуашь, акварель. 7. "У Бабьего Яра" 8. "Победа будет за нами!" (из серии "Сыну", 1957). Темпера. Владимиро-Суздальский историко-художественный и архитектурный музей-заповедник. 9. "Крест Америки" (из серии "Международная хроника", 1968). Темпера. Дирекция художественных выставок Союза художников СССР. 10. "Отчаяние" (из серии "Рисунки к стихотворению В. Маяковского „Сифилис"", 1954). Тушь, акварель. 11. "Налёт" (1, 3, 7, 11 - из серии "Это не должно повториться!", тушь, акварель, 1958-59, Русский музей, Ленинград; 2,6 - из серии "Канун революции", 1970, Музей-усадьба "Абрамцево"; 5, 10 - Третьяковская галерея, Москва.)

К ст. Промышленные здания. 1-2. Шёлкоткацкая фабрика им. Я. М. Свердлова в Москве. Производственный корпус. Интерьер и внешний вид. 1960-61. Архитектор С. И. Бурдо, инженеры С. Н. Добрынин, А. С. Шевелёв. 3. Ковровый комбинат в Бресте (БССР). Главный корпус. 1960-е гг. Архитекторы И. И. Бовт, Л. Т. Мицкевич, Н. И. Шпигельман. 4. Часовой завод "Луч" в Минске. Интерьер сборочного цеха. 1956-62. Архитекторы И. И. Бовт, Н. И. Шпигельман. 5. Фрунзенское производственное трикотажное объединение в г. Фрунзе. Корпус головного производства. 1964. Архитекторы А. П. Коржемпо, Ю. С. Медведев, 6. Волжский автозавод им. 50-летия СССР в г. Тольятти. Главный корпус. 1967-70. Архитекторы М. М. Меламед, И. О. Куркчи, А. П. Степанец, И. И. Щукин и др., инженер В. А. Успенский. 7. Белорусский автозавод в г. Жодино. Главный конвейер. 1960-е гг. Архитекторы И. И. Бовт, В. Ф. Дудин, Л. Я. Сагалов. 8. Горьковский автозавод. Конвейер окончательной сборки легковых автомобилей. 1934-35. Архитекторы А. С. Фисенко, Л. Б. Великовский и др.

К ст. Промышленные здания. 1. Завод резиновых изделий в Бринмаре (Англия, Южный Уэльс). Главный производственный корпус. 1945-51. Архитекторы О. Аруп, Р. Дженкинс. 2. Машиностроительный завод в Бирре (Швейцария). Главный производственный корпус. 1950-е гг. Архитектор Р. Рон. 3. Машиностроительный завод в Мюнхене (ФРГ). Интерьер цеха сборки прецизионных станков. 1950-е гг. Архитектор В. Хенн. 4. Фабрика высоковольтного оборудования фирмы "АЭГ" в Берлине. 1910. Архитектор П. Беренс. (Фото 1920-х гг.) 5. Автозавод им. И. А. Лихачёва в Москве. Моторный корпус. 1934-37. Архитекторы Е. М. Попов, В. Н. Златолинский и др., инженер М. С. Волчегорский и др. 6. Консервный завод в Дебрецене (Венгерская Народная Республика). Главный производственный корпус. 1960-е гг. Архитектор Л. Фёльдеши. 7. Хлопкопрядильная фабрика в Бухаресте. Интерьер прядильного цеха, 1950-е гг. Архитектор И. Бэлэнеску, инженер А. Таиллер. 8. Металлургический завод близ Исфахана (Иран). Конвертерный цех, 1960-е гг. Советские архитекторы В. С. Пермогенский, Г. В. Вольфензон, Е. Ф. Лунин.

К ст. Псков. 1. Церковь Николы со Усохи. 1536. 2. Вид на Кремль (Кром) в месте слияния рек Великой и Псковы. На первом плане Плоская башня у Нижних решёток (1500), на втором плане - башня Кутекрома (1400). 3. Церковь Георгия со Взвоза. 1494. 4. Церковь Петра и Павла "на брезе>. 16 в. 5. Монумент в честь первых побед Красной Армии под Псковом в 1918 г. Железобетон, кованая медь. Открыт в 1969. Архитектор И. Д. Билибин, скульптор Г. И. Мотовилов. 6. Поганкины палаты (ныне одно из зданий Историко-художественного и архитектурного музея-заповедника). До 1645. 7. Улица Яна Фабрициуса. 8. Площадь имени Ленина. Слева - Кремль с Троицким собором (1682-99), в центре - Дворец культуры профсоюзов и памятник В. И. Ленину (бронза, гранит, 1960, скульптор Г. Е. Арапов, архитектор П. С. Бутенко), справа - здание Педагогического института.

К ст. Псковская школа. 1. Церковь Успения Богородицы в селе Мелётово. 1461. 2. Гремячая (Козьмодемьянская) башня Окольного города в Пскове. 1524. 3. Церковь Николая Чудотворца в г. Остров. Сер. 16 в. 4. Фреска "Положение во гроб" в церкви Успения Богородицы села Мелётово. 1465. S. Церковь Успения с Пароменья. 1521. 6. Фрагмент сцены "Проповедь Христа во храме" фресковых росписей собора Рождества Богородицы Снетогорского монастыря под Псковом. 1313. 7. Церковь Николы Каменоградского. 2-я пол. 15 в. 8. Крыльцо Никольской надвратной церкви (1564) Псково-Печёрского монастыря. 9. Декоративный пояс барабана главы собора Иоанна Богослова (1557) Крыпецкого монастыря. 10. Собор Рождества Богородицы Снетогорского монастыря под Псковом. 1310. 11. Церковь Василия с Горки. 1413. 12. Дом Лапина ("Солодёжня"). 1670-80-е гг. (1, 3, 4, 8, 9 - Псковская область.)

К ст. Пушкин А. С. 1. "Руслан и Людмила". Фронтиспис к 1-му изданию. Гравюра М. А. Иванова. Москва. 1820. 2. Рисунки Пушкина к "Сказке о попе и о работнике его Балде". 1830/3. "Сказка о царе Салтане". Илл. И. Я. Билибина. 1905. 4. Михайловское. Литография Г. Александрова по рисунку И. Иванова. 1837. 5. А. С. Пушкин. Гравюра художника Е. Гейтмана. 1822. 6. "Кавказский пленник". Автограф с портретом Н. Раевского. 1820. 7. "Современник". Обложка издававшегося Пушкиным журнала. 8. "Евгений Онегин". Пушкин и Онегин. Гравюра Е. Гейтмана с рисунка А. Нотбека. 1829. 9. "Медный всадник". Илл. А. Н. Бенуа. 1923. 10. "Евгений Онегин". Илл. М. В. Добужинского. Москва. 1947. 11. "Евгений Онегин". Илл. П. П. Соколова. 1855-60. 12. "Граф Нулин". Илл. Н. В. Кузьмина. 1957.

К ст. Пушкин А. С. 1. "Пир во время чумы". Илл. А. И. Кравченко. 1937. 2. "Скупой рыцарь". Барон в подвале. Гравюра на дереве В. А. Фаворского. 1961. 3. Рисунки Пушкина на рукописи "Евгения Онегина". 4. "Пушкин на прогулке". Рисунок В. Серова. 1899. 5. Автопортрет. 1832. 6. А. С. Пушкин, портрет работы И. Л. Линёва, 1836 (?). 7. "Дубровский". Пожар в усадьбе Дубровского. Рисунок Б. Кустодиева. 1923. 8. Памятник Пушкину в Лицейском саду в г. Пушкине (б. Царское Село). Скульптор Р. Р. Бах. Открыт в 1900. 9. Н. Н. Пушкина. Акварель А. П. Брюллова. 1832. 10. Сцена из спектакля "Борис Годунов". Московский Художественный театр. 1907. 11. Извещение о смерти Пушкина.

К ст. ПУШКИН (город). 1. Грот, 1753-57. 2. Большой (Екатерининский) дворец. 1752-57. Фрагмент фасада. 3. Мраморный мост. 1770-76. 4. Камеронова галерея. Перспектива колоннады. 5. Резное оформление двери Картинного зала Большого (Екатерининского) дворца, в. Парадная лестница Большого (Екатерининского) дворца. 7. Пандус. 8. "Агатовые комнаты". 9. Беседка "Большой каприз". 1770-е гг. 10. Лицей. 1789-91. Архитектор И. В. Неелов. Перестроен архитектором В. П. Стасовым в 1811. (1, 2,5,6 - архитектор В. В. Растрелли; 3, 9 - архитектор В. И. Неелов; 4, 7, 8 - 1780-90-е гг., архитектор Ч. Камерон.)

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, форма проф. образования, имеющая целью подготовку квалифицированных рабочих для отраслей нар. х-ва в проф.-технич. уч. заведениях; совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, позволяющих квалифицированно выполнять работу по определённой рабочей профессии, специальности; в социалистич. странах П.-т. о.- органич. часть системы народного образования.

В рабовладельч. обществе проф. умения и навыки передавались в процессе трудовой деятельности. В феод. обществе, в условиях дифференциации и специализации ремесленного труда, возникла необходимость обучения ремеслу путём специально организованного индивидуального ученичества. Рост крупного машинного производства в эпоху капитализма обусловил создание проф.-технич. школ различного уровня и профиля (при сохранении ученичества), в к-рых дети рабочих не только обучались практич. применению различных орудий производства, но и знакомились с его технологией. Как самостоятельная ступень проф. образования система П.-т. о. начала формироваться в развитых капиталистич. странах Европы во 2-й пол. 19 в., а в США - после 1-й мировой войны 1914-18 (когда резко сократилось поступление квалифицированной рабочей силы из Европы).

В России в 1-й пол. 19 в. в профессионально-технических учебных заведениях применялась предметная, или "вещевая", система обучения (изготовление в процессе обучения заданных предметов). Во мн. уч-щах на преподавание спец. дисциплины отводилось незначит. количество уч. часов; в нек-рых - не изучались общеобразовательные предметы. Прогрессивная общественность выступала за развитие и совершенствование П.-т. о. К. Д. Ушинский в 1868 в ст. "Необходимость ремесленных школ в столицах" (см. Собр. соч., т. 3, 1948, с. 589-97) писал о том, что хорошая подготовка подмастерьев и мастеров избавит Россию от необходимости приглашать иностр. специалистов.

В 60-х гг. 19 в. группа инженеров-механиков под рук. Д. К. Советкина разработала в Московском технич. уч-ще новую систему производственного обучения, назв. операционной (уч-ся овладевают профессией последовательно, изучая все приёмы и операции, из к-рых складывается рабочий процесс по специальности). Эта система демонстрировалась и получила признание на международных выставках в Вене (1873), Филадельфии (1876), Париже (1900) и ряде др. Отмечалось, что у русских обучение ручному труду превратилось в науку. В совершенствование операционной системы внесли вклад инженеры С. А. Владимирский, П. И. Устинов (освоение комбинаций, приёмов и операций работы, обучение уч-ся в процессе изготовления полезных изделий как в уч. мастерских, так и в цехах предприятий).

В лучших низших технич. и ремесленных уч-щах работали квалифицированные мастера и преподаватели, имелось хорошее учебно-производственное оборудование, уч. документация. Однако в большинстве проф.-технич. уч. заведений эксплуатировался труд подростков, в качестве мастеров зачастую использовались малоквалифицированные рабочие, нередко отсутствовали уч. программы, перечень учебных изделий был ограниченным, теоретич. подготовку уч-ся во мн. случаях не получали.

П. - т. о. в СССР. Окт. революция 1917 внесла коренные изменения в систему П.-т. о. В 1918 введено обязательное обучение подростков 15-17 лет, работавших на предприятиях и в учреждениях. На базе ранее существовавших ремесленных уч-щ и школ создана сеть проф.-технич. курсов, школ, клубов с целью проф. и общеобразовательной подготовки молодёжи. В 1919 при Наркомпросе РСФСР учреждена секция П.-т. о., преобразованная в 1920 в Главный комитет проф. образования (Главпрофобр). В 1919 принят декрет Совнаркома РСФСР "О мерах к распространению профессионально-технических знаний", в к-ром указывалось, что "необходимым условием окончательного торжества рабоче-крестьянской революции является поднятие производительности народного труда, а ...наиболее быстрым и верным способом такого поднятия является распространение в широких народных массах профессионально-технических знаний и умений..." (Известия ВЦИК, № 135, 24 июня 1919). В целях ликвидации технич. безграмотности рабочих и удовлетворения острой нужды пром-сти в квалифицированной рабочей силе в соответствии с декретом "Об учебной профессионально-технической повинности" (1920) введено обязательное П.-т. о. всех рабочих в возрасте от 18 до 40 лет (за исключением лиц, имевших подготовку не ниже бывших ремесленных уч-щ или обучавшихся в технич. уч. заведениях) на предприятиях, где не было фабрично-заводских школ, - с 14-летнего возраста. В 1920 утверждено "Положение о профессионально-технических школах", в 1921 - положения о заводском ученичестве в металлообрабатывающей пром-сти, о школах фабрично-заводского ученичества (ФЗУ), в 1924 - новое положение о школах ФЗУ. В 20-е гг. Главпрофобром разработан примерный уч. план: для школ ФЗУ 60-65% уч. времени отводилось на производственное и 35-40% на теоретич. обучение. Объединяя общее, проф. и политич. образование подростков, сочетая обучение с производит. трудом, школы ФЗУ явились новым, социалистич. типом проф. уч. заведения для рабочей молодежи. В 20-30-е гг. в школах ФЗУ и др. проф. уч. заведениях использовались три системы производств. обучения - предметная, операционная и комбинированная (предметно-операционная ). В сер. 30-х гг. на основе лучших элементов операционной и комбинированной систем была разработана операционно-комплексная система, к-рая с 40-х гг. является основной: уч-ся последовательно осваивают отд. приёмы и операции проф. деятельности, затем комплексные работы по возрастающей сложности, обучение проводится в процессе изготовления полезной и сложной продукции; всё это подготавливает уч-ся к самостоятельному выполнению работ, включению в производительный труд.

За годы существования (1920 - 40) школы ФЗУ подготовили для нар. х-ва 2,5 млн. квалифицированных рабочих. В то же время ведомственная разобщённость школ ФЗУ затрудняла централизованное руководство проф. обучением рабочих кадров, разработку единых уч. планов, программ, учебников и др. Для расширения организованной подготовки квалифицированных рабочих, упорядочения руководства П.-т. о. и ликвидации ведомственной разобщённости профшкол в 1940 создана система Государственных трудовых резервов СССР, к-рой переданы школы ФЗУ, реорганизованные в ремесленные, ж.-д. уч-ща и в школы фабрично-заводского обучения (ФЗО).

В годы Великой Отечеств. войны 1941-45 уч-ща и школы трудовых резервов сыграли видную роль в подготовке рабочих кадров для отраслей оборонной пром-сти. На ряде предприятий, особенно в вост. районах, воспитанники трудовых резервов составляли св. 50% всех рабочих. 20 тыс. уч-ся и работников уч-щ и школ за помощь фронту награждены орденами и медалями.

В 50-е гг. система Гос. трудовых резервов развивалась в направлении специализации подготовки рабочих по отраслям пром-сти, транспорта, стр-ва, с. х-ва, повышения уровня спец. и общеобразоват. подготовки уч-ся. В связи с развитием общего среднего образования были созданы технические училища для П.-т. о. молодёжи, окончившей ср. общеобразоват. школу. Для подготовки сел. механизаторов организованы уч-ща (по типу ремесленных) механизации с. х-ва.

Для планомерного обеспечения квалифицированными рабочими кадрами отраслей нар. х-ва в условиях научно-технич. прогресса Гос. трудовые резервы преобразованы в 1958 в Гос. систему П.-т. о. с осн. типом уч. заведений - гор. и сел. профтехучилищами (ПТУ) для подготовки квалифицированных рабочих из молодёжи, окончившей неполную среднюю общеобразовательную школу. С кон. 60-х гг. началось развитие ПТУ, к-рые наряду с рабочей профессией дают общее среднее образование (принимаются выпускники восьмилетней школы). Средние ПТУ становятся одним из перспективных путей осуществления всеобщего ср. образования. В 70-е гг. значительно расширена сеть и укреплена материальная база средних сельских ПТУ. Роль и место П.-т. о. в сов. системе нар. образования определены в постановлениях ЦК КПСС и Сов. Мин. СССР - "О повышении роли Гос. комитета Совета Министров СССР по профессионально-техническому образованию в подготовке квалифицированных рабочих для народного хозяйства" (1966), "О мерах по дальнейшему улучшению подготовки квалифицированных рабочих в учебных заведениях системы профессионально-технического образования" (1969), "О совершенствовании системы профессионально-технического образования" (1972), "О мерах по расширению сети средних сельских профессионально-технических училищ и по улучшению их работы" (1975), в Основах законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании (1973), в постановлении Верх. Совета СССР "О состоянии народного образования и мерах по дальнейшему совершенствованию общего среднего, профессионально-технического, среднего специального и высшего образования в СССР" (1973) и др.

Уч. заведения системы П.-т. о. специализированы по группам родственных профессий (металлисты, химики, строители, металлурги, горняки, нефтяники, работники ж.-д. транспорта, с. х-ва, коммунально-бытовых предприятий и др.- всего ок. 1100 профессий). Специализация уч-щ позволяет повышать качество обучения, оптимально использовать учебно-производств. оборудование, рационально комплектовать уч-ща педагогами-специалистами.

Теоретич. обучение включает цикл спец. и общеобразовательных (в т. ч. общественно-политич.) дисциплин, необходимых для овладения изучаемой профессии. В процессе производственного обучения уч-ся овладевают проф. знаниями, умениями и навыками, необходимыми для выполнения всех операций по специальности, учатся работать, используя совр. технику и передовые методы труда.

Производственное обучение чередуется с теоретическим. Для каждой группы специальностей устанавливается наиболее рациональное соотношение между теоретич. и практич. обучением. В средних ПТУ на изучение общеобразоват. дисциплин отводится ок. 40% уч. времени, специальных- ок. 20%, на производственное обучение - 40%, в технич. уч-щах и обычных ПТУ (для окончивших ср. школу) соответственно-10%, 20%, 70%.

Характерная черта сов. системы П.-т. о.- органич. связь уч. заведений с предприятиями. Базовые предприятия выделяют уч-щам оборудование, материалы и инструменты, предоставляют места для проведения производственной практики в цехах предприятия и др. Окончившие уч-ща направляются, как правило, на предприятия, где они прошли производственную практику.

За годы Сов. власти в уч. заведениях П.-т. о. подготовлено св. 36 млн. квалифицированных рабочих.

Для молодёжи, поступающей на произ-во после окончания общеобразоват. школы, и для лиц, работающих в нар. х-ве и желающих получить новую профессию или повысить квалификацию, организуются вечерние (сменные) ПТУ, курсы, учебно-курсовые комбинаты и др. формы курсового и индивидуально-бригадного обучения непосредственно на произ-ве. В 1973 на предприятиях, в учреждениях и организациях новые профессии и специальности получили 5 млн. рабочих, повысили свою квалификацию 9,6 млн. В колхозах обучены новым профессиям и специальностям и повысили квалификацию 1,7 млн. чел. Кроме того, 231 тыс. квалифицированных работников подготовили школы ФЗУ и др. профшколы и уч-ща при предприятиях.

В воспитании ц проф. обучении рабочей молодёжи активно участвуют высококвалифицированные кадровые рабочие-наставники, в 70-е гг. наставничество стало массовым движением.

В системе П.-т. о. в 1973 было занято св. 360 тыс. работников, в т. ч. 218 тыс. преподавателей и мастеров производственного обучения. В ведении Гос. комитета П.-т. о. 69 индустриально-педагогических техникумов, к-рые готовят техников-мастеров производственного обучения (ежегодный выпуск св. 10 тыс. специалистов). Преподавателей спец. дисциплин готовят инженерно-педагогич. ф-ты 13 политехнич. ин-тов (1974). Повышение квалификации преподавателей осуществляют Всесоюзный ин-т повышения квалификации инженерно-педагогич. работников профтехобразования (осн. в 1966 в Ленинграде) и св. 20 его филиалов в др. городах, а также ин-ты усовершенствования учителей, спец. отделения и курсы при отраслевых вузах. Мастера производств. обучения один раз в 5 лет проходят стажировку на предприятиях. Всесоюзный н.-и. ин-т П.-т. о. (осн. в 1966) совместно с н.-и. ин-тами отраслевых мин-в и Академии пед. наук СССР изучает обусловленные технич. прогрессом изменения характера труда рабочих и в соответствии с этим определяет содержание и формы подготовки рабочих.

Уч. пособия и оборудование для системы П.-т. о. выпускает Всесоюзный трест производственных предприятий Гос. комитета Сов. Мин. СССР по П.-т. о. (осн. в 1947), учебники и др. уч. лит-ру - изд-во\ "Высшая школа" и ряд др. центр. изд-в. Ежегодно выпускается ок. 2 тыс. наименований уч. пособий и оборудования на общую сумму ок. 25 млн. руб., св. 150 названий спец. учебников и др. уч. лит-ры тиражом 5,5 млн. экз.

Получили развитие технич. и художеств. творчество уч-ся профтехучилищ.

Развитие сети учебных заведений и рост численности учащихся в системе профессионально-технического образования





1920


1925


1931


1941


1946


1956


1966


1971


1974
Количество учебных


43


927


3970


1551


2488


3145


4319


5351


6028
в том числе средних ПТУ


_


-


-


-


-


-


-


324


2200
Количество учащихся, тыс. чел.


2


88,6


925


602


603


755


1599


2380


3000
в том числе в средних ПТУ


-


-


-


-


-


-


-


168


900

В 1974 в различных коллективах художеств. самодеятельности и технич. кружках занималось св. 2/3 уч-ся. Физкультурно-спортивную работу в системе П.-т. о. организует Всесоюзное добровольное спортивное об-во "Трудовые резервы". С 1959 на ВДНХ в Москве работает постоянно действующий павильон "Профессионально-техническое образование". Издаётся ежемесячный журн. "Профессионально-техническое образование".

Расширяется и совершенствуется подготовка квалифицированных рабочих в системе П.-т. о. в др. социалистич. странах. Повышается уровень общего и проф. образования уч-ся проф.-технич. уч. заведений, растёт число средних проф. уч-щ разного профиля. Как правило, П.-т. о. осуществляется на базе 8-летней (Болгария, Венгр