загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна,окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ПРОМЫШЛЕННОМ, ЖИЛОМ И НЕ ТОЛЬКО...:
ПОНЯТИЯ:

МОНТАЖ (франц. montage - подъём установка, сборка, от monter - поднимать), сборка и установка сооружений конструкций, технологического оборудования агрегатов, машин (см. Сборка машин, аппаратов, приборов и др. устройств и готовых частей и элементов.
МОНТАЖ в строительстве - основной производственный процесс, выполняемый при возведении зданий и сооружений или и реконструкции, в результате которого устанавливают в проектное положение строительные конструкции, инженерное технологическое оборудование и др. МОНТАЖ технологического оборудования включает также присоединение его к источникам энергоснабжения системам очистки и удаления отходов оснащение приборами, средствами автоматизации и контроля
.


СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ в СССР, организационно обособленные производственно-хозяйственные единицы, основным видом деятельности которых является строительство новых, реконструкция, капитальный ремонт и расширение действующих объектов (предприятий, их отдельных очередей, пусковых комплексов, зданий, сооружений), а также монтаж оборудовани я. К государственным СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ относятся строительные и монтажные тресты (тресты-площадки, тресты гор. типа, территориальные, союзные специализированные тресты); домостроительные, заводостроительные и сельские строительные комбинаты; строительные, (монтажные) управления и приравненные к ним организации (напр., передвижные механизированные колонны, строительно-монтажные поезда и др.).
ПРОЕКТИРОВАНИЕ (от лат. projectus, буквально - брошенный вперёд), процесс создания проекта - прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния. Различают этапы и стадии ПРОЕКТИРОВАНИЯ, характеризующиеся определённой спецификой. Предметная область ПРОЕКТИРОВАНИЯ постоянно расширяется. Наряду с традиционными видами ПРОЕКТИРОВАНИЯ (архитектурно-строительным, машиностроительным, технологическим и др.) начали складываться самостоятельные направления ПРОЕКТИРОВАНИЯ человеко-машинных систем (решающих, познающих, эвристических, прогнозирующих, планирующих, управляющих и т. п.) (см. Система "человек и машина"), трудовых процессов, организаций, экологическое, социальное, инженерно-психологич., генетическое ПРОЕКТИРОВАНИЕ и др. Наряду с дифференциацией ПРОЕКТИРОВАНИЯ идёт процесс его интеграции на основе выявления общих закономерностей и методов проектной деятельности.
ПРОМСТРОЙПРОЕКТ, проектный институт в ведении Госстроя СССР. Находится в Москве. Организован в 1933. В составе института архитектурно-строительные и конструкторские отделы; ПРОМСТРОЙПРОЕКТ возглавляет объединение "Союзхимстройниипроект" с проектными институтами в Киеве, Ростове-на-Дону, Тольятти, Алма-Ате. Разрабатывает проекты (архитектурно-строительные и сан.-технич. части) производственных зданий и сооружений крупнейших промышленных предприятий автомобильной, машиностроит., металлургич., химич. и др. отраслей пром-сти; схемы генеральных планов пром. узлов и упорядочения существующих пром. районов; мероприятия по повышению уровня индустриализации строительтсва за счёт унификации и типизации зданий, сооружений и конструкций и внедрения эффективных строит. материалов; нормативные документы и методич. указания по проектированию пром. зданий и сооружений. Периодически публикует реферативную информацию "Строительное проектирование промышленных предприятий". Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1958)

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

ммохан Рай, один из основателей инд. прессы, пропагандист идей Ф. Бэкона, франц. просветителей и англ. утопич. социалистов. После Инд. нар. восстания 1857 - 59 возникают просветительско-реформаторские общества и группы, к-рые переводят на инд. языки европ. лит-ру, ведут борьбу за открытие уч. заведений зап. типа, требуют свободы слова и печати. Ведущей фигурой инд. П. кон. 19 - нач. 20 вв. был Свами Вивекананда. Идеи инд. П. нашли яркое выражение в творчестве романистов Н. Ахмада, Ф. Сепапти, П. Митро, а также в драме (М. М. Дотто) и сатирич. повестях.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Святое семейство, Соч., 2 изд., т. 2; их же, Немецкая идеология, там же, т. 3; Энгельс Ф., Анти-Дюринг, там же, т. 20, с. 16-17; Ленин В. И., От какого наследства мы отказываемся?, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 2; Плеханов Г. В., К вопросу о развитии монистического взгляда на историю, Избр. философские произведения, т. 1, М., 1956, гл. 2; его же, История русской общественной мысли, т. 2-3, М., 1918; Меринг Ф., Легенда о Лессинге, в его кн.: Литературно-критические статьи, т. 1, М.- Л., 1934; История философии, т. 1, М., 1957; Деборин А. М., Социально-политические учения нового и новейшего времени, т. 1 - 2, М., 1958-67; Политцер Ж., "Философия просвещения" и современная мысль, в сб.: Французские коммунисты в борьбе за прогрессивную идеологию, М., 1953; Конрад Н. И., Запад и Восток, [2 изд.], М., 1972; Западный сборник, [т.] 1, М.- Л., 1937; Проблемы Просвещения в мировой литературе, М., 1970; Тураев С. В., Введение в западноевропейскую литературу XVIII в., М., 1962; Музыкальная эстетика Западной Европы XVII - XVIII вв., М., 1971; История английской литературы, т. 1. в. 2, М.- Л., 1945; Алексеев М. П., Из истории английской литературы, М.- Л., 1960; Ел истратова А. А., Английский роман эпохи Просвещения, М., 1966; История французской литературы, т. 1, М.- Л,, 1946; Волгин В. П., Развитие общественной мысли во Франции в XVIII в., М., 1958; История немецкой литературы, т. 2, М., 1963; Жирмунский В. М., Очерки по истории классической немецкой литературы, Л., 1972; Неустроев В. П., Немецкая литература эпохи Просвещения, М., 1958; Тройская М. Л., Немецкая сатира эпохи Просвещения, Л., 1952; её же, Немецкий сентиментально-юмористический роман эпохи Просвещения, Л., 1965; Реизов Б. Г., Итальянская литература XVIII в., Л., 1966; Американские просветители, [пер. с англ.], т. 1-2, М., 1968-69; Гольдберг Н. М., Свободомыслие и атеизм в США, М.- Л., 1965; Паррингтон В. Л., Основные течения американской мысли, пер. с англ., т. 1, М., 1962; Макагоненко Г., Н. Новиков и русское просвещение XVIII в., М.- Л., 1951; Избранные произведения русских мыслителей второй половины XVIII в., т. 1-2, М., 1952; Орлов В., Русские просветители 1790-1800-х гг., 2 изд., М., 1953; Проблемы русского просвещения в литературе XVIII в., М.- Л., 1961; Русские просветители. (От Радищева до декабристов), т. 1 - 2, М., 1966; Эпоха просвещения. Из истории международных связей русской литературы, Л., 1967; История философии в СССР, т. 1 - 2, М., 1968; Виленская Э. С., К истории статьи В. И. Ленина "От какого наследства мы отказываемся?", в кн.: Источниковедение, М., 1969; Уткина Н. Ф., Естественнонаучный материализм в России XVIII в., М., 1971; Каменский 3. А., Философские идеи русского Просвещения, М., 1971; Краснобаев Б. И., Очерки истории русской культуры 18 в., М., 1972; Славянское возрождение. Сб. ст. и материалов, М., 1966; Осипова Е. В., Философия польского просвещения, М., 1961; Просветительство в литературах Востока, М., 1973; Зарождение идеологии национально-освободительного движения (XIX - начало XX в.), М., 1973; Тихвинский С. Л., Движение за реформы в Китае в конце XIX в. и Кан Ю-вэй, М., 1959; Фишман О. Л., Китайский сатирический роман. (Эпоха Просвещения), М., 1966; Тягай Г. Д., Общественная мысль Кореи в эпоху позднего феодализма, М., 1971; Конрад Н. И., Очерки японской литературы, М., 1973; Долинина А. А., Очерки истории арабской литературы нового времени. Египет и Сирия. Публицистика 1870 - 1914 гг., М., 1968; Брагинский И., Комиссаров Д., Персидская литература, М., 1963; Алькаева Л. О., Бабаев А. А., Турецкая литература, М., 1967; Кямилев X., У истоков современной турецкой литературы. (Турецкие писатели-просветители второй половины XIX в.), М., 1967; Cassirer E., Die Philosophic der Aufklarung, Tubingen, 1932; Anchor R., The Enlightenment tradition N. Y., [1967]; Hazard P., La pensee europeenne au XVIII siecle. De Montesquieu a Lessing, t. 1, P., 1946; The enlightenment. The culture of the XVIII century, ed. by Schneider, N. Y., 1965; Gay P., Age of enlightenment, N. Y., [1966]; The enlightenment, ed. by J. Lively, N. Y., [1966]; Utopieet institutions au XVIII siecle. Le Pragmatisme des lumieres, P., 1963; Hampson N., The enlightenment, Harmondsworth, 1968; Chaunu P., La civilisation de l'Europe des lumieres, Grenoble-P., 1971; Plongeron В., Theologie et politique au siecle des lumieres (1770-1820), Gen., 1973; The influence of the enlightenment on the French revolution, ed. by W. F. Church, Boston, [1964]; Fra nkel Сh., The faith of reason: the idea of progress in the French enlightenment, N. Y., 1948; Hearnschaw F. J. C., (ed.), Social and political ideas of same great French thinkers of the age of reason, N. Y., 1950; Моrnet D., Les orig ines intellectuelles de la revolution francaise (1715 -1787). 2 ed., P., 1934; Krauss W., Studien zur deutschen und franzosischen Aufklarung, В., [1963]; Wоlff H., Die Weltanschauung der deutschen Aufklarung in geschichtlicher Entwicklung, 2 Aufl., Bern, [1963]; Lin Моu-sheng, Men and Ideas, N. Y., [1942]. А. Г. Левинтон, О. Л. Фишман (Просвещение в странах Зап. Европы и в Сев. Америке, Просвещение в странах Востока); А. И. Володин, Б. И. Краснобаев (Просвещение в России).

ПРОСВЕЩЕНИЕ, распространение знаний, образования; система воспитательно-образовательных мероприятий и учреждений в к.-л. roc-ве. См. ст. Народное образование и разделы о нар. образовании (просвещении) в статьях о странах, республиках СССР.

"ПРОСВЕЩЕНИЕ", крупнейшее сов. учебно-педагогич. издательство в системе Гос. комитета Сов. Мин. РСФСР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли. Осн. в Москве в 1931 (до 1964 называлось Учпедгиз). Выпускает на русском языке учебники и учебные пособия для всех типов общеобразоват. школы и пед. учебных заведений, методич. лит-ру для учителей, лит-ру по внеклассному чтению для учащихся, методич. журналы, различного рода программно-методич. издания, печатные наглядные пособия. Изд-во и его непосредств. предшественники - лит.-издат. отдел Наркомпроса (с нояб. 1917) и пед. отдел Госиздата РСФСР (с 1919) сыграли большую роль в ликвидации неграмотности, в осуществлении всеобщего начального, а затем восьмилетнего образования, коммунистич. воспитания детей и подростков. Особенно широкий размах деятельность изд-ва приобрела в 60 - нач. 70-х гг., когда стало осуществляться всеобщее среднее образование; для этого периода характерно привлечение к подготовке учебной и др. лит-ры крупных учёных (академики Б. Е. Быховский, В. В. Парин, Л. А. Зенкевич, А. Н. Колмогоров, И. К. Кикоин, М. В. Нечкина, В. М. Хвостов и др.). "П." выпускает журналы "Начальная школа", "Дошкольное воспитание", "Русский язык в школе", "Литература в школе", "Иностранные языки в школе". Объём работы изд-ва в 1973: 1257 названий, 3,7 млрд. печатных листов-оттисков, тираж 279 млн. экз. Награждено орденом Трудового Красного Знамени (1974).

"ПРОСВЕЩЕНИЕ", большевистский легальный ежемесячный обществ.-политич. и литературный журнал; издавался в Петербурге с дек. 1911 по июнь 1914. Вышло 27 номеров. Тираж отд. номеров до 5 тыс. экз. Создан по инициативе В. И. Ленина вместо закрытого царским пр-вом журн. "Мысль". Руководство осуществляла заграничная редколлегия во главе с Лениным. Практическую работу по изданию "П." вела редколлегия в России, в неё в разное время входили А. И. Ульянова-Елизарова, Л. М. Михайлов, М. С. Ольминский, А. А. Рябинин, М. А. Савельев, Н. А. Скрыпник и др. С 1913 беллетристич. отделом "П." руководил М. Горький. Как теоретич. орган большевиков журнал вёл борьбу с ликвидаторами, отзовистами, троцкистами, бурж. националистами. В "П." было опубликовано 28 статей Ленина, в т. ч. "Критические заметки по национальному вопросу", "О праве наций на самоопределение". Журнал подвергался постоянным репрессиям и был закрыт пр-вом. Осенью 1917 издание возобновилось, но был выпущен только один (двойной) номер, в к-ром напечатаны работы Ленина "Удержат ли большевики государственную власть?" и "К пересмотру партийной программы".

Лит.: Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд. (см. Справочный том, ч. 2, с. 513); Никитин Л. Н., Большевистский журнал "Просвещение", М., 1955.

ПРОСВЕЩЁННЫЙ АБСОЛЮТИЗМ, политика ряда европ. абсолютистских гос-в (см. Абсолютизм) во 2-й пол. 18 в., принимавшая форму следования идеям Просвещения; выражалась в проведении реформ, уничтожавших некоторые, наиболее устаревшие феод. институты (а иногда делавших шаг в сторону бурж. развития).

Мысль о гос-ве во главе с "просвещённым монархом", способным преобразовать обществ. жизнь на новых, разумных началах, получила в 18 в. широкое распространение среди части просветителей (Вольтер и др.). С др. стороны, и сами европ. монархи в условиях разложения феодализма, вызревания капиталистич. уклада, распространения идей Просвещения вынуждены были встать на путь реформ. В ряде стран были уничтожены нек-рые сословные привилегии и феод. монополии, проведены крест. реформы, реформы церкви (подчинение церкви гос-ву, секуляризация церк. земель, изгнание иезуитов, закрытие монашеских орденов), школьного обучения, суда и судопроизводства, сделаны шаги в сторону веротерпимости, смягчения цензуры и др.; иногда в государственной практике отражались идеи физиократов. Реформы в духе П. а. проводились в Пруссии - в первые годы правления Фридриха II, в Австр. монархии - отчасти уже при Марии Терезии и особенно при Иосифе II, в Испании - при Карле III (просветители и гос. деятели - П. Аранда, П. Кампоманес, X. Флоридабланка), в Португалии - при министре С. Помбале, в Дании - при министрах Ю. X. Э. Бернсторфе, И. Ф. Струэнсе, при регенте принце Фредерике, в Швеции - при короле Густаве III, в России - при Екатерине II (в 60-е гг. 18 в.). Хотя объективно нек-рые реформы П. а. способствовали развитию капиталистич. уклада, в практич. деятельности "просвещённых государей" превалировали феод.-деспотич. черты. Несовместимость принципов Просвещения с абсолютистским режимом наиболее отчётливо проявилась в Пруссии при Фридрихе II. В тех же случаях, когда феод.-абсолютистское гос-во шло на реформы, ущемлявшие дворянство, особенно когда реформы приобретали уже отчётливо бурж. характер (напр., реформы А. Р. Ж. Тюрго в 1774-76 во Франции), они вызывали решит. противодействие феод. кругов и в конечном счёте не проводились в жизнь. Вообще политика П. а. имела успех только в тех странах, где буржуазия достигла сравнительно слабой степени развития. Но и там период П. а. оказался весьма кратковременным: в условиях революц. ломки феод.-абсолютистского строя, проведённой Великой франц. революцией, европ. монархи покончили с "либеральными" начинаниями в духе П. а., сменившегося почти повсеместно политикой открытой феод. реакции [в России такой поворот был связан с подавлением Крестьянской войны под предводительством Е. И. Пугачёва (1773 - 1775)].

Лит.: Mittenzwei J., Ober das Problem des aufgeklarten Absolutismus, "Zeitschrift fur Geschichtswissenschaft", 1970, H. 9; Дpужинин Н. М., Просвещенный абсолютизм в России, в сб.: Абсолютизм в России (XVII - XVIII вв.), М., 1964.

ПРОСВИРНИК, просвирки, нек-рые распространённые дикорастущие виды рода мальва. Наиболее известны П. лесной, или мальва лесная (Malva sylvestris), П. пренебрежённый (М. neglecta), П. курчавый (М. crispa), а также декоративные - П. мавританский (М. mauritiana), П. мускусный (М. moschata).

ПРОСВИРНИКОВЫЕ, семейство двудольных растений; то же, что мальвовые.

ПРОСЕК, горизонтальная горная выработка в толще полезного ископаемого для проветривания шахты или соединения выработок.

ПРОСЕКА в лесу, узкая полоса, прорубаемая в лесном массиве. В лесном х-ве П. прокладывают для обозначения границ кварталов (см. Квартал лесной), для строит. целей, линий электропередач, трубопроводов. П. делят лес на хоз. части для его эксплуатации, проведения учёта, планирования и организации х-ва, для борьбы с пожарами, транспортировки древесины. Ширина П. обычно 4 - 8 м, в противопожарных целях её доводят до 20 м.

ПРОСЕЧКА в металлообработке, заключительная операция получения сквозного отверстия в заготовке при ковке и штамповке. С целью сокращения отходов металла перед П. производят намётку отверстия прошивкой. П. оставшейся после этого перемычки производят прошивнями (при ковке) или с использованием пуансона и матрицы, имеющих острые кромки (при штамповке).

ПРОСКЕНИЙ (от греч. proskenion - место перед сценой), 1) в др.-греч. театре классич. эпохи (5 - 4 вв. до н. э.) деревянный фасад скены или особая декоративная стена, сооружавшаяся перед ней. В трагедии, где действие часто происходило перед дворцом или храмом, П. представлял собой обычно их переднюю часть, крытую колоннаду и др., в комедии - фасад жилого дома. 2) В театре эпохи эллинизма (4-1 вв. до н. э.) каменная пристройка к скене (в виде колоннады или портика) с плоской деревянной крышей. На крышу было перенесено представление спектакля, и слово "П." (или логейон) стало обозначать не только пристройку, но и саму сценич. площадку,

ПРОСКРИПЦИИ (от лат. proscriptio, букв. - письменное обнародование), в Др. Риме списки лиц, объявленных вне закона. За выдачу или убийство включённого в списки назначалась награда (даже рабу), за укрывательство - казнь. Имущество проскрибинированного подвергалось конфискации, потомки лишались почётных прав и состояния. Изобретённые Суллой как орудие массового политич. террора (82-81 до н. э.), П. использовались им и его приближёнными также для сведения личных счётов и как средство обогащения. П. ознаменовал свой приход к власти в 43 до н. э. 2-й триумвират (Октавиан, Лепид и Антоний).

ПРОСКУРА Георгий Фёдорович [16(28).4.1876, Смела, ныне Черкасской обл.,-30.10.1958, Харьков], советский учёный, специалист в области гидромашиностроения и гидроаэродинамики, акад. АН УССР (1929), засл. деят. науки и техники УССР (1944). В 1901 окончил Моск. высшее технич. уч-ще. С 1911 проф. Харьковского технологич. ин-та (ныне Харьковский политехнич. ин-т). В 1944-54 директор лаборатории проблем быстроходных машин и механизмов АН УССР. Осн. труды по теории пропеллерных водяных турбин и насосов, кавитации в гидромашинах, применению гидравлич. муфт для транспортных машин, теории воздушных винтов. Гос. пр. СССР (1943). Награждён 2 орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями.

Соч.: Центробежные и пропеллерные насосы, 2 изд., М., 1932; Гидродинамика турбомашин, 2 изд., К., 1954.

ПРОСКУРИН Пётр Лукич (р. 22.1.1978, пос. Косицы Севского р-на Брянской обл.), русский советский писатель. Чл. КПСС с 1971. Род. в крест. семье. Работал шофёром, лесорубом. Окончил Высшие лит. курсы при Лит. ин-те им. М. Горького (1964). Печатается с 1958. Автор сб-ков повестей и рассказов ("Цена хлеба", 1961; "Любовь человеческая", 1965, и др.), романов ("Глубокие раны", 1960; "Горькие травы", 1964; "Исход", 1966, и др.). Роман "Судьба" (1972; Гос. пр. РСФСР, 1974), раскрывающий в судьбах своих героев судьбы народные, динамику историч. событий эпохи строительства социализма и Великой Отечеств. войны 1941-45, стал одним из заметных произв. 70-х гг. Творчество П. отличают стремление раскрыть нравств. жизнь народа, особенно в годы испытаний, проникнуть в духовный мир современника, острота и драматизм ситуаций.

Соч.: Шестая ночь. Рассказы и повесть, М., 1970; Камень сердолик, М., 1968.

Лит.: Золотусский И., О романах Петра Проскурина, "Дальний Восток", 1960, № 5; Гринберг И., Дела человеческие, "Знамя", 1967, № 7; Бровман Г., Судьбы людские, "Новый мир", 1973, № 5; Русские советские писатели-прозаики. Биобиблиографический указатель, т. 7, ч. 2, М., 1972. И. И. Подольская.

ПРОСКУРОВ, до 1954 назв. города Хмельницкий, центра Хмельницкой обл. УССР.

ПРОСКУРЯКОВ Лавр (Лаврентий) Дмитриевич [18(30 ).8.1858 - 14.9.1926], советский учёный в области мостостроения и строит. механики. По окончании в 1884 Петерб. ин-та инженеров путей сообщения работал мостовиком-проектировщиком. С 1887 преподаватель Петерб. ин-та инженеров путей сообщения. С 1896 проф. Моск. инж. уч-ща (ныне Моск. ин-т инженеров ж.-д. транспорта). По проектам П. построены крупные мосты через pp. Нарву, Западный Буг, Волхов, Оку, Амур, Енисей и др. За проект моста через Енисей П. была присуждена золотая медаль на Всемирной выставке в Париже (1900).

П. впервые была предложена т. н. статически определимая треугольная решётка, а затем разработаны параболические и полигональные статически определимые мостовые фермы со шпренгельной решёткой. П. предложил также консольные и арочные фермы для ж.-д. мостов. Методы преподавания строит. механики, введённые П., используются в совр. высшей школе.

Соч.: Строительная механика, ч. 1 - 2, 6 изд., М.- Л., 1925 - 26.

Лит.: Прокофьев И. П., Лавр Дмитриевич Проскуряков, "Строительная промышленность", 1953, № 2.

ПРОСО (Panicum), род однолетних травянистых растений сем. злаков. Более 400 видов, распространённых в тропиках, субтропиках и умеренных зонах Азии, Америки и Африки; в СССР 4 вида. Для получения зерна возделывают в основном 1 вид - П. обыкновенное (P. miliaceum), подразделяемое по типу метёлки на 5 подвидов (рис.) - раскидистое (patentissimum), развесистое (effusum), пониклое, или сжатое (contractum), овальное, или полукомовое (ovatum), комовое (compactum); в Индии и Шри-Ланка выращивают также П. мелкое, или просяное (P. miliare); как засоритель в посевах культурного П. встречается П. сорное (P. spontaneum).

П. обыкновенное - яровое растение с мочковатой корневой системой. Образует куст из 3-7 стеблей (плодоносящих обычно 3-4). Стебель (соломина) простой или ветвистый, слабо опушённый, Выс. 45-150 см. Листья линейно-ланцетные, опушённые или голые, зелёные или красноватые (антоциановая окраска), дл. 18-65 см. Соцветие - метёлка, на концах веточек к-рой сидят 2-цветковые колоски (плодоносит обычно только верхний цветок). Плод - округлая, овальная или удлинённая зерновка (зерно) белой, жёлтой, красной и др. окраски. В нормально развитой метёлке 600-1200 зёрен, 1000 их весит 4-9 г. Вегетац. период П. 60-120 сут. Растение теплолюбиво, засухоустойчиво, жаростойко, солеустойчиво, не выносит кислых почв. Наибольшие урожаи даёт на целинных землях в год распашки, на структурных, незасорённых почвах.

Метёлки подвидов проса обыкновенного: 1 - раскидистого; 2 - развесистого; 3 - пониклого; 4 - комового; 5 - овального.

П.-одна из важнейших крупяных культур. Зерно используют также для приготовления муки и как концентрированный корм для птицы и свиней. Отходы переработки на крупу (лузга и мучель) и солому скармливают с.-х. животным. П. посевное - древнейшее культурное растение (в диком состоянии не встречается). В Азии, Европе и Сев. Африке известно за 3 тыс. лет до н. э. На Руси его выращивали с незапамятных времён. Мировая площадь П. в 1948-72 - от 102 до 112 млн. га (в основном в Индии, Китае, Нигерии), валовой сбор зерна от 80,2 до 92,5 млн. т, ср. урожай не превышал 9 ц с 1 га. В СССР посевы П. (млн. га): 5,97 в 1940, 3,78 в 1960 и 2,85 в 1973; валовые сборы (млн. т) соответственно: 4,39; 3,23; 4,42; ср. урожай (ц с 1 га): 7,4; 8,4 и 15,4. Осн. р-ны выращивания- Поволжье, Казахстан, Украина. Лучшие сорта: Саратовское 853, Подолянское 24/273, Долинское 86. На 1974 районировано 35 сортов П.

В севообороте П. сеют после пропашных (сах. свёкла, картофель), озимых, идущих по удобренным парам, зернобобовых культур. Применяют органич. (20-40 т/га навоза или компоста) и минеральные удобрения (30-40 кг/га N, 45-60 кг/га Р2О3 и 45 кг /га К2О). Осн. способ посева - широкорядный (междурядья 45 см), норма высева семян 10-30 кг/га, глубина заделки 3-4 см. Лучший способ уборки - раздельный. Болезни П.: головня, бактериоз; вредители - просяной комарик, стеблевой мотылёк и др.

Под назв. "П" возделывают также растения др. родов сем. злаков, напр. африканское просо, головчатое П. (чумиза и могар), японское П. (пайза), жемчужное П.

Лит.: Корнилов А. А., Просо, М., 1960; Производство проса в передовых хозяйствах, М., 1969; Жуковский П. М., Культурные растения и их сородичи, 3 изд., Л., 1971. А. А. Корнилов.

ПРОСОДЕМА, 1) минимальная значащая единица акустич. компонентов, составляющих интонацию фразы: мелодики (П. в этом случае наз. тонемой или мелодемой), интенсивности (наз. акцентемой), временных характеристик (наз. хронемой). В составе более сложной единицы - интонемы (в реальном высказывании) - разные виды П. выполняют различные коммуникативные функции, напр. мелодемы передают синтаксич. значения, темповые хронемы - противопоставление информативно важного/неважного для собеседников, паузальные хронемы - в основном отношения между вычлененными единицами речи (пояснение, противопоставление, следствие и т. д.). Состав П. не уточнён окончательно. 2) Кратчайшая просодическая единица языка - слог или мора. 3) Определённые акустич. характеристики слова или группы звуков, напр. назальность (наз. также просодическими характеристиками).

Лит.: Зиндер Л. Р., Общая фонетика, Л., 1960; Либерман А. С., Исландская просодика, Л., 1971; Потапова Р. К., Основные современные способы анализа и синтеза речи, М., 1971.

ПРОСОДИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ, ритмико-интонационные элементы речи (мелодика, относит. сила произнесения слов и их частей, соотношение отрезков речи по длительности, общий темп речи, паузы, общая тембральная окраска и пр.), обязательные для звуков речи и относительно независимые от их качества, организующие речь путём противопоставления одних сегментов речевого потока другим. П. э. соотносятся с единицами, большими, чем звук,- слогами, словами, синтагмами и предложениями; они организованы в автономные системы, важнейшие из к-рых тон, ударение и интонация.

ПРОСОДИЯ (греч. prosоdia - ударение, припев), 1) раздел стиховедения, содержащий классификацию метрически значимых звуковых элементов языка (см. Метр). В метрическом стихосложении П. определяет, какие слоги считаются долгими и краткими ("по природе", "по положению" и пр.), в силлабическом стихосложении - какие гласные являются слогообразующими и неслогообразующими (в дифтонгах, на стыке слов и пр.), в силлабо-тоническом стихосложении - какие слова считаются ударными и безударными (напр., среди односложных слов, знаменательных и служебных). 2) В широком смысле слова П. иногда употребляется как синоним стиховедения или метрики в целом.

Лит. см. при ст. Стихосложение.



2119.htm
ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ИСКУССТВА, то же, что пластические искусства. См. Искусства пластические.

ПРОСТРАНСТВЕННЫЙ ЗАРЯД, объёмный заряд, электрич. заряд, рассредоточенный по нек-рому объёму. П. з. определяет пространств. распределение электрич. потенциала и напряжённости электрического поля. Для возникновения П. з. концентрации положит. и отрицат. носителей заряда (напр., ионов и электронов в плазме) должны быть не равны. Плотность П. з. р = e сумма из Zi ni (ni - концентрация, Zi - заряд носителей сорта i, е - заряд электрона). Т. к. образование объёмной статически равновесной системы из свободных зарядов невозможно (см. Ирншоу теорема), появление П. з. обычно связано с прохождением электрич. тока. П. з. возникают вблизи электродов при протекании тока через электролиты, на границе двух полупроводников с различной (электронной или дырочной) проводимостью, в вакууме в процессах электронной эмиссии и ионной эмиссии, в электрическом разряде в газах. Образованию П. з. способствует различие коэфф. диффузии D носителей заряда разных знаков. При движении электронов в вакууме с нулевой начальной скоростью на катоде плотность тока вследствие влияния П. з. меняется по т. н. закону трёх вторых (см. Ленгмюра формула). Решение аналогичной задачи для положит. ионов в газе зависит от характера движения ионов. Поля, создаваемые П. з., определяют мн. важные свойства газового разряда (развитие разряда во времени, образование стримеров и пр.), явлений в плазме (плазменные колебания и волны) и в полупроводниках. Т. к. р есть алгебраич. сумма зарядов разных знаков, они могут частично или полностью компенсировать П. з. Примеры: плазма с почти равными концентрациями электронов и ионов и прикатодная область в дуговом разряде, где в результате такой компенсации катодное падение потенциала невелико и почти не зависит от тока.

Лит. см. при статьях Плазма, Полупроводники, Электрический разряд в газах.

ПРОСТРАНСТВЕННЫЙ МЕХАНИЗМ, механизм, точки звеньев к-poro описывают неплоские траектории или траектории, лежащие в пересекающихся плоскостях. Широкое распространение в технике имеют сферические механизмы, в к-рых траектории точек звеньев располагаются на концентрич. сферах. Такие механизмы применяются для передачи вращения между пересекающимися осями (зубчатые передачи, конич. карданная передача автомобиля, механизм радиолокатора и др.). Для передачи вращения между скрещивающимися осями используются пространств. зубчатые механизмы (червячная передача, механизм с винтовыми колёсами, гипоидная передача и др.). В машинах-автоматах лёгкой и пищ. промышленности П. м. служат не только для передачи вращения, но и для воспроизведения пространств. траектории (напр., нитеводитель швейной машины). В с.-х. машинах рабочие органы вследствие неровностей почвы совершают, как правило, пространств. движения и, соответственно, многие механизмы выполняются как П. м. Рычажные П. м. находят применение в манипуляторах и пром. роботах для воспроизведения движений, имитирующих движения руки человека, а также в нек-рых устройствах космич. техники (механизмы пространств. ориентации космич. кораблей и механизмы планетоходов ). Н. И. Левитский.

ПРОСТРАНСТВО в математике, логически мыслимая форма (или структура), служащая средой, в к-рой осуществляются другие формы и те или иные конструкции. Напр., в элементарной геометрии плоскость или пространство служат средой, где строятся разнообразные фигуры. В большинстве случаев в П. фиксируются отношения, сходные по формальным свойствам с обычными пространственными отношениями (расстояние между точками, равенство фигур и др.), так что о таких П. можно сказать, что они представляют логически мыслимые пространственно-подобные формы. Исторически первым и важнейшим математич. П. является евклидово трёхмерное П., представляющее приближённый абстрактный образ реального П. Общее понятие "П." в математике сложилось в результате постепенного, всё более широкого обобщения и видоизменения понятий геометрии евклидова П. Первые П., отличные от трёхмерного евклидова, были введены в 1-й пол. 19 в. Это были пространство Лобачевского и евклидово П. любого числа измерений. Общее понятие о математич. П. было выдвинуто в 1854 Б. Риманом; оно обобщалось, уточнялось и конкретизировалось в разных направлениях: таковы, напр., векторное пространство, гильбертово пространство, риманово пространство, функциональное пространство, топологическое пространство. В совр. математике П. определяют как множество каких-либо объектов, к-рые наз. его точками; ими могут быть геометрич. фигуры, функции, состояния физич. системы и т. д. Рассматривая их множество как П., отвлекаются от всяких их свойств и учитывают только те свойства их совокупности, к-рые определяются принятыми во внимание или введёнными по определению отношениями. Эти отношения между точками и теми или иными фигурами, т. е. множествами точек, определяют "геометрию" П. При аксиоматич. её построении основные свойства этих отношений выражаются в соответствующих аксиомах.

Примерами П. могут служить: 1) метрич. П., в к-рых определено расстояние между точками; напр., П. непрерывных функций на к.-л. отрезке [а, b], где точками служат функции f(x), непрерывные на [а, b], а расстояние между f1(x) и f2(x) определяется как максимум модуля их разности: r - max|f1(x) - f2(x)|. 2) "П. событий", играющее важную роль в геометрич. интерпретации теории относительности. Каждое событие характеризуется положением - координатами х, у, z и временем t, поэтому множество всевозможных событий оказывается четырёхмерным П., где "точка" - событие определяется 4 координатами х, у, z, t. 3) Фазовые П., рассматриваемые в теоретич. физике и механике. Фазовое П. физич. системы - это совокупность всех её возможных состояний, к-рые рассматриваются при этом как точки этого П. Понятие об указанных П. имеет вполне реальный смысл, поскольку совокупность возможных состояний физич. системы или множество событий с их координацией в П. и во времени вполне реальны. Речь идёт, стало быть, о реальных формах действительности, к-рые, не являясь пространственными в обычном смысле, оказываются пространственно-подобными по своей структуре. Вопрос о том, какое математич. П. точнее отражает общие свойства реального П., решается опытом. Так, было установлено, что при описании реального П. евклидова геометрия не всегда является достаточно точной и в совр. теории реального П. применяется риманова геометрия (см. Относительности теория, Тяготение). По поводу П. в математике см. также статьи Геометрия, Математика, Многомерное пространство. А. Д. Александров.

ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ, всеобщие формы существования материи. П. и в. не существуют вне материи и независимо от неё.

Пространственными характеристиками являются положения относительно др. тел (координаты тел), расстояния между ними, углы между различными пространств. направлениями (отд. объекты характеризуются протяжённостью и формой, к-рые определяются расстояниями между частями объекта и их ориентацией). Временные характеристики-"моменты", в к-рые происходят явления, продолжительности (длительности) процессов. Отношения между этими пространств. и временными величинами наз. метрическими. Существуют также и топологич. характеристики П. и в. -"соприкосновение" различных объектов, число направлений. С чисто пространственными отношениями имеют дело лишь в том случае, когда можно отвлечься от свойств и движения тел и их частей; с чисто временными - в случае, когда можно отвлечься от многообразия сосуществующих объектов.

Однако в реальной действительности пространственные и временные отношения связаны друг с другом. Их непосредств. единство выступает в движении материи; простейшая форма движения - перемещение - характеризуется величинами, к-рые представляют собой различные отношения П. и в. (скорость, ускорение) и изучаются кинематикой. Совр. физика обнаружила более глубокое единство П. и в. (см. Относительности теория), выражающееся в совместном закономерном изменении пространственно-временных характеристик систем в зависимости от движения последних, а также в зависимости этих характеристик от концентрации масс в окружающей среде.

Для измерения пространств. и врем. величин пользуются системами отсчёта.

По мере углубления знаний о материи и движении углубляются и изменяются науч. представления о П. и в. Поэтому понять физич. смысл и значение вновь открываемых закономерностей П. и в. можно только путём установления их связей с общими закономерностями взаимодействия и движения материи.

Понятия П. и в. являются необходимой составной частью картины мира в целом, поэтому входят в предмет философии. Учение о П. и в. углубляется и развивается вместе с развитием естествознания и прежде всего физики. Из остальных наук о природе значит. роль в прогрессе учения о П. и в. сыграла астрономия и в особенности космология.

Развитие физики, геометрии и астрономии в 20 в. подтвердило правильность положений диалектич. материализма о П. и в. В свою очередь диалектико-материалистич. концепция П. и в. позволяет дать правильную интерпретацию совр. физ. теории П. и в., вскрыть неудовлетворительность как субъективистского её понимания, так и попыток "развить" её, отрывая П. и в. от материи.

Пространственно-временные отношения подчиняются не только общим закономерностям, но и специфическим, характерным для объектов того или иного класса, поскольку эти отношения определяются структурой материального объекта и его внутр. взаимодействиями. Поэтому такие характеристики, как размеры объекта и его форма, время жизни, ритмы процессов, типы симметрии, являются существ. параметрами объекта данного типа, зависящими также от условий, в к-рых он существует. Особенно специфичны пространственные и временные отношения в таких сложных развивающихся объектах, как организм или общество. В этом смысле можно говорить об индивидуальных П. и в. таких объектов (напр., о биологич. или социальном времени).

Основные концепции пространства и времени. Важнейшие филос. проблемы, относящиеся к П. и в.,- это вопросы о сущности П. и в., об отношении этих форм бытия к материи, об объективности пространственно-временных отношений и закономерностей.

На протяжении почти всей истории естествознания и философии существовали 2 осн. концепции П. и в. Одна из них идёт от древних атомистов - Демокрита, Эпикура, Лукреция, к-рые ввели понятие пустого пространства и рассматривали его как однородное (одинаковое во всех точках) и бесконечное (Эпикур полагал, что оно не изотропно, т. е. неодинаково по всем направлениям); понятие времени тогда было разработано крайне слабо и рассматривалось как субъективное ощущение действительности. В новое время в связи с разработкой основ динамики эту концепцию развил И. Ньютон, к-рый очистил её от антропоморфизма. По Ньютону, П. и в. суть особые начала, существующие независимо от материи и друг от друга. Пространство само по себе (абсолютное пространство) есть пустое "вместилище тел", абсолютно неподвижное, непрерывное, однородное и изотропное, проницаемое - не воздействующее на материю и не подвергающееся её воздействиям, бесконечное; оно обладает 3 измерениями. От абсолютного пространства Ньютон отличал протяжённость тел - их осн. свойство, благодаря к-рому они занимают определённые места в абс. пространстве, совпадают с этими местами. Протяжённость, по Ньютону, если говорить о простейших частицах (атомах), есть начальное, первичное свойство, не требующее объяснения. Абс. пространство вследствие неразличимости своих частей неизмеримо и непознаваемо. Положения тел и расстояния между ними можно определять только по отношению к др. телам. Др. словами, наука и практика имеют дело только с относительным пространством. Время в концепции Ньютона само по себе есть нечто абсолютное и ни от чего не зависящее, чистая длительность, как таковая, равномерно текущая от прошлого к будущему. Оно является пустым "вместилищем событий", к-рые могут его заполнять, но могут и не заполнять; ход событий не влияет на течение времени. Время универсально, одномерно, непрерывно, бесконечно, однородно (везде одинаково). От абс. времени, также неизмеримого, Ньютон отличал относит. время. Измерение времени осуществляется с помощью часов, т. е. движений, к-рые являются периодическими. П. и в. в концепции Ньютона независимы друг от друга. Независимость П. и в. проявляется прежде всего в том, что расстояние между 2 данными точками пространства и промежуток времени между 2 событиями сохраняют свои значения независимо друг от друга в любой системе отсчёта, а отношения этих величин (скорости тел) могут быть любыми.

Ньютон подверг критике идею Р. Декарта о заполненном мировом пространстве, т. е. о тождестве протяжённой материи и пространства.

Концепция П. и в., разработанная Ньютоном, была господствующей в естествознании на протяжении 17-19 вв., т. к. она соответствовала науке того времени - евклидовой геометрии, классич. механике и классич. теории тяготения. Законы ньютоновой механики справедливы только в инерциалъных системах отсчёта. Эта выделенность инерциальных систем объяснялась тем, что они движутся поступательно, равномерно и прямолинейно именно по отношению к абс. П. и в. и наилучшим образом соответствуют последним.

Согласно ньютоновой теории тяготения, действия от одних частиц вещества к другим передаются мгновенно через разделяющее их пустое пространство. Ньютонова концепция П. и в., т. о., соответствовала всей физич. картине мира той эпохи, в частности представлению о материи как изначально протяжённой и по природе своей неизменной. Существ. противоречием концепции Ньютона было то, что абс. П. и в. оставались в ней непознаваемыми путём опыта. Согласно принципу относительности классич. механики, все инерциальные системы отсчёта равноправны и невозможно отличить, движется ли система по отношению к абс. П. и в. или покоится. Это противоречие служило доводом для сторонников противоположной концепции П. и в., исходные положения к-рой восходят ещё к Аристотелю; это представление о П. и в. было разработано Г. Лейбницем, опиравшимся также на некоторые идеи Декарта. Особенность лейбницевой концепции П. и в. состоит в том, что в ней отвергается представление о П. и в. как о самостоят. началах бытия, существующих наряду с материей и независимо от неё. По Лейбницу, пространство - это порядок взаимного расположения множества тел, существующих вне друг друга, время - порядок сменяющих друг друга явлений или состояний тел. При этом Лейбниц в дальнейшем включал в понятие порядка также и понятие относит. величины. Представление о протяжённости отд. тела, рассматриваемого безотносительно к другим, по концепции Лейбница, не имеет смысла. Пространство есть отношение ("порядок"), применимое лишь ко многим телам, к "ряду" тел. Можно говорить только об относит. размере данного тела в сравнении с размерами других тел. То же можно сказать и о длительности: понятие длительности применимо к отд. явлению постольку, поскольку оно рассматривается как звено в единой цепи событий. Протяжённость любого объекта, по Лейбницу, не есть первичное свойство, а обусловлено силами, действующими внутри объекта; внутр. и внеш. взаимодействия определяют и длительность состояния; что же касается самой природы времени как порядка сменяющихся явлений, то оно отражает их причинно-следственную связь. Логически концепция Лейбница связана со всей его филос. системой в целом.

Однако лейбницева концепция П. и в. не играла существ. роли в естествознании 17-19 вв., т. к. она не могла дать ответа на вопросы, поставленные наукой той эпохи. Прежде всего воззрения Лейбница на пространство казались противоречащими существованию вакуума (только после открытия физич. поля в 19 в. проблема вакуума предстала в новом свете); кроме того, они явно противоречили всеобщему убеждению в единственности и универсальности евклидовой геометрии; наконец, концепция Лейбница представлялась непримиримой с классич. механикой, поскольку казалось, что признание чистой относительности движения не даёт объяснения преимущественной роли инерциальных систем отсчёта. Т. о., современное Лейбницу естествознание оказалось в противоречии с его концепцией П. и в., к-рая строилась на гораздо более широкой филос. основе. Только два века спустя началось накопление науч. фактов, показавших ограниченность господствовавших в то время представлений о П. и в.

Понятия пространства и времени в философии и естествознании 18 - 19 вв. Философы-материалисты 18-19 вв. решали проблему П. и в. в основном в духе концепции Ньютона или Лейбница, хотя, как правило, полностью не принимали к.-л. из них. Большинство философов-материалистов выступало против ньютоновского пустого пространства. Ещё Дж. Толанд указывал, что представление о пустоте связано со взглядом на материю как на инертную, бездеятельную. Таких же воззрений придерживался и Д. Дидро. Ближе к концепции Лейбница стоял Г. Гегель. В концепциях субъективных идеалистов и агностиков проблемы П. и в. сводились гл. обр. к вопросу об отношении П. и в. к сознанию, восприятию. Дж. Беркли отвергал ньютоновское абс. П. и в., но рассматривал пространственные и временные отношения субъективистски, как порядок восприятий; у него не было и речи об объективных геометрич. и механич. законах. Поэтому берклианская точка зрения не сыграла существ. роли в развитии науч. представлений о П. и в. Иначе обстояло дело с воззрениями И. Канта, к-рый сначала примыкал к концепции Лейбница. Противоречие этих представлений и естественно-науч. взглядов того времени привело Канта к принятию ньютоновой концепции и к стремлению философски обосновать её. Главным здесь было объявление П. и в. априорными формами человеческого созерцания, т. е. обоснование их абсолютизации. Взгляды Канта на П. и в. нашли немало сторонников в кон. 18-1-й пол. 19 вв. Их несостоятельность была доказана лишь после создания и принятия неевклидовой геометрии, к-рая по существу противоречила ньютоновому пониманию пространства. Отвергнув его, Н. И. Лобачевский и Б. Риман утверждали, что геометрич. свойства пространства, будучи наиболее общими физич. свойствами, определяются общей природой сил, формирующих тела.

Воззрения диалектич. материализма на П. и в. были сформулированы Ф. Энгельсом. По Энгельсу, находиться в пространстве - значит быть в форме расположения одного возле другого, существовать во времени - значит быть в форме последовательности одного после другого. Энгельс подчёркивал, что "...обе эти формы существования материи без материи суть ничто, пустые представления, абстракции, существующие только в нашей голове" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 550).

Кризис механистич. естествознания на рубеже 19-20 вв. привёл к возрождению на новой основе субъективистских взглядов на П. и в. Критикуя концепцию Ньютона и правильно подмечая её слабые стороны, Э. Мах снова развил взгляд на П. и в. как на "порядок восприятий", подчёркивая опытное происхождение аксиом геометрии. Но опыт понимался Махом субъективистски, поэтому и геометрия Евклида, и геометрии Лобачевского и Римана рассматривались им как различные способы описания одних и тех же пространств. соотношений. Критика субъективистских взглядов Маха на П. и в. была дана В. И. Лениным в кн. "Материализм и эмпириокритицизм".

Развитие представлений о пространстве и времени в 20 в. В кон. 19 - нач. 20 вв. произошло глубокое изменение научных представлений о материи и, соответственно, радикальное изменение понятий П. и в. В физич. картину мира вошла концепция поля (см. Поля физические) как формы материальной связи между частицами вещества, как особой формы материи. Все тела, т. о., представляют собой системы заряженных частиц, связанных полем, передающим действия от одних частиц к другим с конечной скоростью - скоростью света. Полагали, что поле - это состояние эфира, абсолютно неподвижной среды, заполняющей мировое абс. пространство. Позже было установлено (X. Лоренц и др.), что при движении тел с очень большими скоростями, близкими к скорости света, происходит изменение поля, приводящее к изменению пространственных и временных свойств тел; при этом Лоренц считал, что длина тел в направлении их движения сокращается, а ритм происходящих в них физич. процессов замедляется, причём пространственные и временные величины изменяются согласованно.

Вначале казалось, что таким путём можно будет определить абс. скорость тела по отношению к эфиру, а следовательно, по отношению к абс. пространству. Однако вся совокупность опытов опровергла этот взгляд. Было установлено, что в любой инерциальной системе отсчёта все физические законы, включая законы электромагнитных (и вообще полевых) взаимодействий, одинаковы. Спец. теория относительности (см. Относительности теория) А. Эйнштейна, основанная на двух фундаментальных положениях - о предельности скорости света и равноправности инерциальных систем отсчёта, явилась новой физич. теорией П. и в. Из неё следует, что пространственные и временные отношения - длина тела (вообще расстояние между двумя материальными точками) и длительность (а также ритм) происходящих в нём процессов - являются не абс. величинами, как утверждала ньютонова механика, а относительными. Частица (напр., нуклон) может проявлять себя по отношению к медленно движущейся относительно неё частице как сферическая, а по отношению к налетающей на неё с очень большой скоростью частице - как сплющенный в направлении движения диск. Соответственно, время жизни медленно движущегося заряженного Пи-мезона составляет ~ 10-8 сек, а быстродвижущегося (с околосветовой скоростью) - во много раз больше. Относительность пространственно-временных характеристик тел полностью подтверждена опытом. Отсюда следует, что представления об абс. П. и в. несостоятельны. П. и в. являются именно общими формами координации материальных явлений, а не самостоятельно существующими (независимо от материи) началами бытия. Теория относительности исключает представление о пустых П. и в., имеющих собств. размеры. Представление о пустом пространстве было отвергнуто в дальнейшем и в квантовой теории поля с его новым понятием вакуума (см. Вакуум физический). Дальнейшее развитие теории относительности (см. Тяготение) показало, что пространственно-временные отношения зависят также от концентрации масс. При переходе к космич. масштабам геометрия П.-в. не является евклидовой (или "плоской", т. е. не зависящей от размеров области П.-в.), а изменяется от одной области космоса к другой в зависимости от плотности масс в этих областях и их движения (см. Космология, где изложен также вопрос о конечности или бесконечности П. и в.). В масштабах метагалактики геометрия пространства изменяется со временем вследствие расширения метагалактики. Т. о., развитие физики и астрономии доказало несостоятельность как априоризма Канта, т. е. понимания П. и в. как априорных форм человеч. восприятия, природа к-рых неизменна и независима от материи, так и ньютоновой догматич. концепции П. и в.

Связь П. и в. с материей выражается не только в зависимости законов П. и в. от общих закономерностей, определяющих взаимодействия материальных объектов. Она проявляется и в наличии характерного ритма существования материальных объектов и процессов - типичных для каждого класса объектов средних времён жизни и средних пространств. размеров.

Из изложенного следует, что П. и в. присущи весьма общие физич. закономерности, относящиеся ко всем объектам и процессам. Это касается и проблем, связанных с топологич. свойствами П. и в. Проблема границы (соприкосновения) отд. объектов и процессов непосредственно связана с поднимавшимся ещё в древности вопросом о конечной или бесконечной делимости П. и в., их дискретности или непрерывности. В античной философии этот вопрос решался чисто умозрительно. Высказывались, напр., предположения о существовании "атомов" времени (Зенон). В науке 17-19 вв. идея атомизма П. и в. потеряла к.-л. значение. Ньютон считал, что П. и в. реально разделены до бесконечности. Этот вывод следовал из его концепции пустых П. и в., наименьшими элементами к-рых являются геометрич. точка и момент времени ("мгновения" в букв. смысле слова). Лейбниц полагал, что хотя П. и в. делимы неограниченно, но реально не разделены на точки - в природе нет объектов и явлений, лишённых размера и длительности. Из представления о неограниченной делимости П. и в. следует, что и границы тел и явлений абсолютны. Представление о непрерывности П. и в. более укрепилось в 19 в. с открытием поля; в классич. понимании поле есть абсолютно непрерывный объект.

Проблема реальной делимости П. и в. была поставлена только в 20 в. в связи с открытием в квантовой механике неопределённостей соотношения, согласно к-рому для абсолютно точной локализации микрочастицы необходимы бесконечно большие импульсы, что физически не может быть осуществлено. Более того, совр. физика элементарных частиц показывает, что при очень сильных воздействиях на частицу она вообще не сохраняется, а происходит даже множественное рождение частиц. В действительности не существует реальных физич. условий, при к-рых можно было бы измерить точное значение напряжённостей поля в каждой точке. Т. о., в совр. физике установлено, что невозможна не только реальная разделённость П. и в. на точки, но принципиально невозможно осуществить процесс их реального бесконечного разделения. Следовательно, геометрич. понятия точки, кривой, поверхности являются абстракциями, отражающими пространств. свойства материальных объектов лишь приближённо. В действительности объекты отделены друг от друга не абсолютно, а лишь относительно. То же справедливо и по отношению к моментам времени. Именно такой взгляд на "точечность" событий вытекает из т. н. теории нелокального поля (см. Нелокальная квантовая теория поля). Одновременно с идеей нелокальности взаимодействия разрабатывается гипотеза о квантовании П. и в., т. е. о существовании наименьших длины и длительности (см. Квантование пространства-времени). Сначала предполагали, что "квант" длины - 10-13 см (порядка классич. радиуса электрона или порядка "длины" сильного взаимодействия). Однако с помощью совр. ускорителей заряженных частиц исследуются явления, связанные с длинами 10-14-10-15 см; поэтому значения кванта длины стали отодвигать ко всё меньшим значениям (10-17, "длина" слабого взаимодействия, и даже 10-33 см).

Решение вопроса о квантовании П. и в. тесно связано с проблемами структуры элементарных частиц. Появились исследования, в к-рых вообще отрицается применимость к субмикроскопич. миру понятий П. и в. Однако понятия П. и в. не должны сводиться ни к метрич., ни к топологич. отношениям известных типов.

Тесная взаимосвязь пространственно-временных свойств и природы взаимодействия объектов обнаруживается также и при анализе симметрии П. и в. Ещё в 1918 (Э. Петер) было доказано, что однородности пространства соответствует закон сохранения импульса, однородности времени - закон сохранения энергии, изотропности пространства - закон сохранения момента количества движения. Т. о., типы симметрии П. и в. как общих форм координации объектов и процессов взаимосвязаны с важнейшими сохранения законами. Симметрия пространства при зеркальном отражении оказалась связанной с существенной характеристикой микрочастиц - с их чётностью.

Одной из важных проблем П. и в. является вопрос о направленности течения времени. В ньютоновой концепции это свойство времени считалось само собой разумеющимся и не нуждающимся в обосновании. У Лейбница необратимость течения времени связывалась с однозначной направленностью цепей причин и следствий. Совр. физика конкретизировала и развила это обоснование, связав его с совр. пониманием причинности. По-видимому, направленность времени связана с такой интегральной характеристикой материальных процессов, как развитие, являющееся принципиально необратимым.

К проблемам П. и в., также обсуждавшимся ещё в древности, относится и вопрос о числе измерений П. и в. В ньютоновой концепции это число считалось изначальным. Однако ещё Аристотель обосновывал трёхмерность пространства числом возможных сечений (делений) тела. Интерес к этой проблеме возрос в 20 в. с развитием топологии. Л. Брауэр установил, что размерность

пространства есть топологии, инвариант - число, не изменяющееся при непрерывных и взаимно однозначных преобразованиях пространства. В ряде исследований была показана связь между числом измерений пространства и структурой электромагнитного поля (Г. Вейль), между трёхмерностью пространства и спиральностью элементарных частиц. Всё это показало, что число измерений П. и в. неразрывно связано с материальной структурой окружающего нас мира.

Лит.: Энгельс Ф., Диалектика природы, Маркс К., Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20; его же, Анти-Дюринг, там же; Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 18; Эйнштейн А., Основы теории относительности, 2 изд., М.- Л., 1935; Ньютон И., Математические начала натуральной философии, М.- Л., 1936; Марков М. А., Гипероны и К-мезоны, М., 1958, § 34; Свидерский В. И., Пространство и время, М., 1958; Полемика Г. Лейбница и С. Кларка по вопросам философии и естествознания (1715 - 1716 гг.), [Л.], 1960; Фок В. А., Теория пространства, времени и тяготения, 2 изд., М., 1961; Штейнман Р. Я., Пространство и время, М., 1962; Грюнбаум А., Философские проблемы пространства и времени, пер. с англ., М., 1969; Мостепаненко А. М., Пространство и время в макро-, мега- и микромире, М., 1974; Jammеr М., Concepts of space, Camb., 1954. P. Я. Штейнман.

ПРОСТРАНСТВО ИЗОБРАЖЕНИЙ в оптике, см. Изображение оптическое.

ПРОСТРАНСТВО ПРЕДМЕТОВ в оптике, см. Изображение оптическое.

ПРОСТРАЦИЯ (позднелат. prostratio, от лат. prosterno - опрокидываю, разрушаю), устаревшее, недостаточно чёткое мед. понятие, обозначающее крайнюю степень изнеможения, расслабленности, упадка психич. активности. Возникает при тяжёлых инфекц. заболеваниях, отравлениях, чрезмерном истощении, после внезапных нервных потрясений.

ПРОСТРЕЛ (Pulsatilla), род многолетних трав сем. лютиковых. Прикорневые листья черешчатые, перисто- или пальчаторассечённые, стеблевые - обычно сидячие, при основании сросшиеся, более или менее сильно рассечённые. Цветки одиночные, довольно крупные, б. ч. фиолетоВыс. Плод - многоорешек; плодики с длинными перистоволосистыми столбиками. Ок. 35 видов, в умеренном, субтропич. и отчасти в холодном поясах Сев. полушария. В СССР ок. 30 видов. П. раскрытый, или сон-трава (P. patens), произрастающий в Европ. части и Зап. Сибири, и П. луговой (P. pratensis), встречающийся на З. Европ. части, растут по сухим склонам, песчаным холмам, светлым сосновым борам. Это ядовитые растения, содержащие в траве (как и др. виды П.) гликозид ранункулин. Экстракт из их листьев обладает сильными бактерицидными и фунгицидными свойствами. П. раскрытый, П. весенний (P. vernalis), П. албанский (P. albana) и др. разводят как декоративные.

Прострел раскрытый; а - плодик; б - цветок в разрезе.

ПРОСТУПОК, вид правонарушения. Общественно вредное деяние, не предусмотренное уголовным законом или не обладающее всеми указанными в нём признаками. В отличие от преступления, П. обычно лишён общественно опасного характера (малозначителен в смысле уголовного права). Различают гражд., адм. и дисциплинарные П. и соответственно привлечение к гражд., адм. или дисциплинарной ответственности.

ПРОСТУПОК АДМИНИСТРАТИВНЫЙ, см. Административное правонарушение.

ПРОСЦЕНИУМ (лат. proscaenium, от греч. proskenion), передняя, ближайшая к зрителям часть сцены, расположенная перед порталом сцены. В др.-рим. театре П. наз. площадка для игры актёров (другое её назв.- пульпитум), находившаяся перед сценой (греч. схема). Дальнейшее развитие П. получил в Италии в 16 в. ("Театро Олимпико" в Виченце с П. шир. 25,72 м и глуб. 6 м). В Англии 16 в. существовал П., отделённый от сцены раздвижным занавесом или колоннами; просторный, глубоко вдающийся в зрительный зал П. перешёл в англ. театр 17-18 вв. Постоянные П. имеются в Ленингр. ТЮЗе, Королев. шекспировском театре (Стратфорд-он-Эйвон).

ПРОСЯНАЯ, посёлок гор. типа в Покровском р-не Днепропетровской обл. УССР. Ж.-д. ст. на линии Чаплине - Донецк. Комбинаты: каолиновый, хлебопродуктов.

ПРОСЯНКА (Emberiza calandra), птица семейства овсянковых отр. воробьиных. Дл. тела 18-20 см, весит ок. 50 г. Спинная сторона буроватая, брюшная - беловатая с продольными тёмными пестринами. Распространена в Европе, Сев. Африке и на юге Зап. Азии, в СССР - от юга Белоруссии до юго-вост. Казахстана. Населяет поля, луга и горные степи с высоким бурьяном и кустами. Гнёзда на земле, в кладке 4-6 яиц. Насиживает только самка, 12-13 суток. В лето возможны 2 кладки: Питается семенами, насекомыми.

ПРОСЯНОЙ КОМАРИК (Stenodiplosis panici), насекомое (1,6-2,0 мм) семейства галлиц', опасный вредитель проса. Окраска жёлто-бурая, глаза и отд. части груди и спинки чёрные, брюшко красноватое. П. к. вылетают во время вымётывания куриного проса и образования метёлок у проса посевного; при этом не питаются. Самки откладывают яйца в нераспустившиеся цветки. Отродившиеся личинки питаются завязью и др. частями цветка. Повреждённые цветки остаются бесплодными. Урожай проса снижается. Развитие одного поколения 15-45 суток. В разных зонах П. к. имеет 1-5 поколений в год. Меры борьбы: зяблевая вспашка с предплужником просянищ и др. полей, засорённых растениями, к-рыми питается П. к.; сжигание хозяйственно негодных отходов после уборки проса; отдалённое размещение посевов проса от мест зимовки П. к.; посев проса в ранние сроки; обработка посевов в период первого лёта П. к. (при массовом размножении) инсектицидами.

ПРОТАГОР (Protagoras) и з Абдеры (ок. 480 - ок. 410 до н. э.), др.-греч. философ, основатель школы софистов. Разъезжал по Греции с пропагандой своего учения, много раз бывал в Афинах, одно время был близок к Периклу и Еврипиду, во время олигархии, переворота в 411 обвинялся в атеизме; его книга о богах была сожжена в Афинах. Особенно поражало современников П. то, что он устраивал публичные диспуты, брал плату за обучение, ввёл в оборот софизмы. Трактаты П. до нас не дошли. П. прославился своим тезисом: "Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют". Содержащийся здесь субъективизм понимался П. как вывод из учения Гераклита (вернее, его последователей) о всеобщей текучести вещей: если всё меняется каждое мгновение, то всё существует лишь постольку, поскольку может быть схвачено индивидом в тот или иной момент; обо всём можно сказать как что-то одно, так одновременно и нечто иное, ему противоречащее. Этот релятивизм проводился у П. и в религ. области: "О богах я не могу знать ни того, что они существуют, ни того, что их нет, ни того, каковы они по виду". По-видимому, П. признавал существование и богов, и мира в целом, но в противоположность древней натурфилософии отрицал возможность достоверного познания объективного мира и признавал только текучесть чувств. явлений. В этике и политике П., по-видимому, был не склонен к последоват. проведению своего релятивизма: если мы не знаем истины, то можем знать, что полезно, об этом нам говорят естеств. право и гос. законы; так, законодательство необходимо, поскольку в нас с самого начала вложены богами "справедливость" и "стыд",- здесь П. являлся сторонником как бы нек-рого прагматизма.