загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна,окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ПРОМЫШЛЕННОМ, ЖИЛОМ И НЕ ТОЛЬКО...:
ПОНЯТИЯ:

МОНТАЖ (франц. montage - подъём установка, сборка, от monter - поднимать), сборка и установка сооружений конструкций, технологического оборудования агрегатов, машин (см. Сборка машин, аппаратов, приборов и др. устройств и готовых частей и элементов.
МОНТАЖ в строительстве - основной производственный процесс, выполняемый при возведении зданий и сооружений или и реконструкции, в результате которого устанавливают в проектное положение строительные конструкции, инженерное технологическое оборудование и др. МОНТАЖ технологического оборудования включает также присоединение его к источникам энергоснабжения системам очистки и удаления отходов оснащение приборами, средствами автоматизации и контроля
.


СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ в СССР, организационно обособленные производственно-хозяйственные единицы, основным видом деятельности которых является строительство новых, реконструкция, капитальный ремонт и расширение действующих объектов (предприятий, их отдельных очередей, пусковых комплексов, зданий, сооружений), а также монтаж оборудовани я. К государственным СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ относятся строительные и монтажные тресты (тресты-площадки, тресты гор. типа, территориальные, союзные специализированные тресты); домостроительные, заводостроительные и сельские строительные комбинаты; строительные, (монтажные) управления и приравненные к ним организации (напр., передвижные механизированные колонны, строительно-монтажные поезда и др.).
ПРОЕКТИРОВАНИЕ (от лат. projectus, буквально - брошенный вперёд), процесс создания проекта - прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния. Различают этапы и стадии ПРОЕКТИРОВАНИЯ, характеризующиеся определённой спецификой. Предметная область ПРОЕКТИРОВАНИЯ постоянно расширяется. Наряду с традиционными видами ПРОЕКТИРОВАНИЯ (архитектурно-строительным, машиностроительным, технологическим и др.) начали складываться самостоятельные направления ПРОЕКТИРОВАНИЯ человеко-машинных систем (решающих, познающих, эвристических, прогнозирующих, планирующих, управляющих и т. п.) (см. Система "человек и машина"), трудовых процессов, организаций, экологическое, социальное, инженерно-психологич., генетическое ПРОЕКТИРОВАНИЕ и др. Наряду с дифференциацией ПРОЕКТИРОВАНИЯ идёт процесс его интеграции на основе выявления общих закономерностей и методов проектной деятельности.
ПРОМСТРОЙПРОЕКТ, проектный институт в ведении Госстроя СССР. Находится в Москве. Организован в 1933. В составе института архитектурно-строительные и конструкторские отделы; ПРОМСТРОЙПРОЕКТ возглавляет объединение "Союзхимстройниипроект" с проектными институтами в Киеве, Ростове-на-Дону, Тольятти, Алма-Ате. Разрабатывает проекты (архитектурно-строительные и сан.-технич. части) производственных зданий и сооружений крупнейших промышленных предприятий автомобильной, машиностроит., металлургич., химич. и др. отраслей пром-сти; схемы генеральных планов пром. узлов и упорядочения существующих пром. районов; мероприятия по повышению уровня индустриализации строительтсва за счёт унификации и типизации зданий, сооружений и конструкций и внедрения эффективных строит. материалов; нормативные документы и методич. указания по проектированию пром. зданий и сооружений. Периодически публикует реферативную информацию "Строительное проектирование промышленных предприятий". Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1958)

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

1950), "Маяковский об Америке" (тушь, гуашь, акварель, уголь, пастель, бронза, 1951 - 1954; за эту серию и рисунки "Танки Трумена на дно" и "Американские жандармы в Японии" из серии "За мир" удостоен Гос. пр. СССР, 1952) - все три в Третьяковской гал.; "Это не должно повториться!" (тушь, темпера, акварель, карандаш, 1958-59, Рус. музей, Ленинград; Ленинская пр., 1961); "Борьба" (масло, пастель, акварель, гуашь, 1969-70, Воронежский обл. музей изобразит. иск-в). Награждён 2 орденами, а также медалями.

Лит.: Кислякова И. В., Борис Пророков, [М., 1967].

Б. И. Пророков.

ПРОРЫВ, важнейший этап наступления, заключающийся во взломе подготовленной обороны и уничтожении осн. группировки противника на определённом участке фронта огнём артиллерии, ударами авиации и другими средствами поражения, атакой танк. и мотострелк. войск с последующим развитием действий в глубину и в стороны флангов. В зависимости от масштаба и целей наступления, привлекаемых сил и средств П. может иметь тактич. или оперативное значение. П. стал применяться в 1-й мировой войне 1914-18 в связи с созданием на сплошном фронте обороны, состоявшей из позиций, оборудованных системой инж. сооружений и заграждений и насыщенных большим количеством огневых средств. Для П. такой обороны сосредоточивались превосходящие силы пехоты, артиллерии, а в нек-рых операциях 1917-18 и танков. П. осуществлялся на одном узком участке фронта (Верденская операция 1916), одновременно на ряде участков фронта (наступление войск рус. Юго-Зап. фронта в 1916), на сплошном широком фронте (наступление англо-франц. войск на р. Сомма в 1916). Перед атакой пехоты обычно проводилась длительная (многодневная, позже многочасовая) арт. подготовка. В этих условиях наступающим войскам удавалось вклиниться в оборону, преодолеть её тактич. зону, а иногда и выйти в оперативную глубину. Однако радиус действия артиллерии, танков и авиации того времени не выходил за пределы тактич. зоны; наступающий не имел подвижных войск для развития успеха и не мог достичь более высоких темпов наступления. Обороняющийся успевал подвести в район П. резервы и создать новый фронт обороны. Проблема развития тактического П. в оперативный в ходе 1-й мировой войны 1914-18 не была решена. В Гражд. войне 1918-20 Красная Армия приобрела нек-рый опыт П. хорошо подготовленной обороны противника, особенно в ходе Перекопско-Чонгарской операции 1920. В 30-х гг. в Сов. Вооруж. Силах на основе опыта 1-й мировой и Гражд. войн была выработана теория ведения наступательной операции с П. подготовленной обороны противника на всю её глубину (см. Оперативное искусство, Глубокая операция). В сов.-финл. войне 1939-40 сов. воен. искусство обогатилось опытом П. укреплённого района (см. "Маннергейма линия"). Методы и способы П. в Сов. Вооруж. Силах получили всестороннее развитие в Великую Отечеств. войну 1941-45. На направлениях гл. ударов создавались мощные ударные группировки и достигалось решительное превосходство над противником в силах и средствах, что позволяло осуществлять П. на всю глубину обороны противника. Развитие П. осуществлялось вводом в сражение подвижных групп фронтов (танк. и механизир. корпусов, а с лета 1943 - танк. армий). Coв. войска успешно прорывали оборону противника на одном, двух и неск. участках с последующим развитием наступления в стороны флангов, окружением и разгромом крупных групировок врага (см. Белорусская операция 1944, Восточно-Прусская операция 1945, Висло-Одерская операция 1945, Берлинская операция 1945 и др.). В послевоен. время способы П. разрабатываются с учётом возможного применения ядерного оружия и дальнейшего совершенствования обычных средств поражения. И. С. Ляпунов.

ПPOPЫBKA ВСХОДОВ, прореживание всходов с.-х. растений, проводящееся вручную.

ПРОСАДОЧНЫЕ ЯВЛЕНИЯ, просадки, уплотнение грунта, находящегося под действием внешней нагрузки или только собственного веса. Происходит при искусственном замачивании (в лёссе и лёссовидных отложениях), оттаивании (термические просадки в мёрзлых грунтах), динамич. воздействиях (вибрационные просадки). Величина проседания поверхности, вызванная просадкой грунтов, колеблется от долей см до 2 м. Просадки могут вызывать образование трещин на поверхности и в массиве грунта. Если фильтрация влаги в просадочных при замачивании грунтах происходит после окончания П. я., то возможна послепросадочная деформация грунта за счёт выщелачивания из него водорастворимых соединений.

Причины П. я. (в лёссе и лёссовидных отложениях) - недоуплотнённое состояние грунта с теряющими прочность при замачивании связями частиц. При данной влажности грунта каждой величине давления отвечает определённая его пористость, уменьшающаяся с возрастанием давления. Междучастичные связи в грунте могут задержать его уплотнение, несмотря на увеличение (под влиянием веса новых отложений или построенных сооружений) давления, благодаря чему создаётся несоответствие пористости давлению - недоуплотнённое состояние. При снижении прочности связей частиц грунта (напр., при замачивании лёсса в результате утечек из водопроводной сети или при повышении уровня грунтовых вод вблизи водохранилищ) возникают П. я. Недоуплотнённое состояние лёсса и лёссовидных отложений характерно для засушливых полупустынных или степных районов (Ср. Азия, Украина, Сев. Кавказ, Китай, юг Центр. Европы, бассейн Миссисипи). Термич. П. я. могут протекать в зоне развития многолетнемёрзлых горных пород.

Просадочные свойства лёсса и лёссовидных грунтов изучаются в компрессионных приборах, путём замачивания котлованов и др. способами. Отношение величины уплотнения грунта при замачивании к первоначальной высоте образца грунта наз. относительной просадочностью (изменяется от 0 до 0,1 и больше). П. я. возможны при возрастании влажности грунта до нек-рой величины (начальная влажность просадки) и при давлении, превышающем нек-рую величину (начальное давление просадки). Условия стр-ва на лёссе и лёссовидных грунтах подразделяются на два типа: просадки поверхности земли под действием собственного веса замоченного грунта менее 5 см; просадки поверхности более 5 см. Разные типы условий требуют различных строит. мероприятий.

Для борьбы с П. я. в стр-ве производится замачивание грунтов, силикатизация, уплотнение, обжиг (см. Закрепление грунтов, Уплотнение грунтов), осуществляются конструктивные мероприятия и устраняются возможности замачивания оснований сооружений.

Лит.: Денисов Н. Я., Строительные свойства лёсса и лёссовидных суглинков, 2 изд., М., 1953; Абелев Ю. М., Абелев М. Ю., Основы проектирования и строительства на просадочных макропористых грунтах, 2 изд., М., 1968; Гильман Я. Д., Ананьев В. П., Строительные свойства лёссовых грунтов и проектирование оснований и фундаментов, Ростов н/Д., 1971.

Н. И. Кригер.

ПРОСВЕТИТЕЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО НЕМЕЦКИХ РАБОЧИХ, основано 7 февр. 1840 в Лондоне К. Шаппером, И. Моллем и др. деятелями "Союза справедливых". После образования Союза коммунистов (1847) руководящая роль в об-ве перешла к местным общинам Союза. Об-во носило интернац. характер. Активно участвовали в его деятельности (в 1847, 1849-50 и с кон. 1850-х гг.) К. Маркс и Ф. Энгельс. В период деятельности 1-го Интернационала об-во стало его нем. секцией в Лондоне. В 1918 общество было закрыто англ. правительством.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7, с. 193; т. 8, с. 435; т. 14, с. 629; т. 19, с. 33-34; т. 30, с. 396, 413; Синельникова И. М., Лондонское коммунистическое просветительное общество немецких рабочих и I Интернационал, "Новая и новейшая история", 1964, № 6.

ПРОСВЕТЛЕНИЕ ОПТИКИ, уменьшение отражения коэффициентов поверхностей оптич. деталей путём нанесения на них одной или неск. непоглощающих плёнок. Без таких (просветляющих) плёнок потери на отражение света могут быть значительными; так в видимой области спектра (дл. волны л = 400-700 нм) даже при нормальном падении лучей на границе воздух - оптич. среда они могут составлять до 10% от интенсивности падающего излучения (рис. 1; см. также Отражение света, Френеля формулы). В системах с большим числом поверхностей, напр. в сложных объективах, потери света могут достигать 70% и более. Многократное отражение от преломляющих поверхностей вызывает появление внутри приборов рассеянного света, что ухудшает качество изображений, формируемых оптич. системами приборов. Эти нежелат. явления устраняются с помощью П. о., к-рое является одним из важнейших применений оптики тонких слоев (см. ниже об осн. классах веществ, используемых в качестве материалов для просветляющих плёнок, и способах нанесения плёнок).

Рис. 1. Рассчитанная по формуле Френеля зависимость коэффициента отражения света R, падающего по нормали на границу раздела воздух - стекло, от показателя преломления стекла пст.

П. о.- результат интерференции света, отражаемого от передних и задних границ просветляющих плёнок; она приводит к взаимному "гашению" отражённых световых волн и, следовательно, к усилению интенсивности проходящего света. При углах падения, близких к нормальному, эффект П. о. максимален, если толщина тонкой плёнки равна нечётному числу четвертей длины световой волны в материале плёнки, а преломления показатель (ПП) плёнки удовлетворяет равенству n22 = n1n3, где n1 и n3 - ПП сред, граничащих с плёнкой (часто первой средой является воздух). Отражённый свет ослабляется тем сильнее, чем больше разность n3 - п2; если же n2 > п3, то интерференция отражённых от границ плёнки лучей, напротив, усилит интенсивность отражённого света (рис. 2).

Рис. 2. Зависимость коэффициента отражения R от выраженной в долях световой волны л толщины тонкого слоя, нанесённого на подложку из стекла, для различных значений показателя преломления слоя n2. Показатель преломления стекла n3= = 1,52; n1 = 1 (воздух).

Изменяя толщину просветляющей плёнки, можно сместить минимум отражения в различные участки спектра. Покрытия с минимальным отражением в жёлтой области (л = 555 нм, область наибольшей чувствительности человеческого глаза) наносят на объективы, применяемые в чёрно-белой фотографии; в отражённом свете их поверхности имеют пурпурный оттенок (т. н. голубая оптика). В просветлённых объективах для цветной фотографии отражение минимально в голубой области спектра; оттенок их поверхностей - янтарный. Для деталей из стекла с низким ПП П. о. однослойными плёнками недостаточно эффективно. Применение двухслойных просветляющих плёнок позволяет почти полностью устранить отражение света от поверхности детали-подложки независимо от её ПП, но лишь в узкой области спектра. Трёхслойные просветляющие плёнки дают возможность получить равномерно низкое (~ 0,5%) отражение в широкой спектральной области, напр. во всём видимом диапазоне (рис. 3). Двух- и трёхслойные покрытия используют для П. о., работающей в ультрафиолетовой области, где из-за низкого значения п3 однослойные покрытия малоэффективны. Теоретически наилучшее П. о. в широкой области спектра может быть достигнуто с помощью неоднородных просветляющих плёнок, значение ПП к-рых плавно меняется от п подложки до п окружающей среды.

Рис. 3. Зависимости в диапазоне видимого света (400- 700 нм) коэффициента отражения R поверхности стекла с n3=1,52 от длины волны света л: 1- для непросветлённой поверхности; 2 - для поверхности с однослойной просветляющей плёнкой, показатель преломления к-рой n2=1,40; 3 - то же при n2=1,23; 4 - для поверхности с трёхслойной просветляющей плёнкой.

В практически получаемых неоднородных плёнках п меняется ступенчато; ширина спектральной области с низким отражением увеличивается с возрастанием числа "ступенек", при этом характер изменения ПП становится более плавным.

Лит. см. при ст. Оптика тонких слоев, Л. Н. Капорский.

ПРОСВЕТНАЯ КАРТА перфорационная, то же, что суперпозиционная карта.

ПРОСВЕЩЕНИЕ, идейное течение эпохи перехода от феодализма к капитализму, связанное с борьбой нарождавшейся буржуазии и народных масс против феодализма. В ряде стран Зап. Европы (где П. распространилось в 18 в., а частично, напр. в Англии, и в 17 в.) движение это было настолько широким и влиятельным, что уже у его современников возникло представление о пришедшей на смену "мрачному средневековью" эпохе Просвещения (франц. siecles des lumieres, нем. Zeit der Aufklarung, англ. Age of Enlightenment). Термин "П." встречается у Вольтера, И. Гердера и др.; он окончательно утвердился после статьи И. Канта "Что такое Просвещение?" (1784). Ист. и филос. наука 19 в. стала характеризовать П. как эпоху безграничной веры в человеческий разум ("век разума", "век философов"), в возможность перестроить общество на разумных основаниях, как эру крушения теологич. догматизма, торжества науки над ср.-век. схоластикой и церк. мракобесием. К. Маркс и Ф. Энгельс показали, что П. является этапом в истории антифеод. идеологии, они различали в П. его идеологич. форму и стоящее за ней социальное, классовое содержание. Исходя из этого, марксистская наука расширила объём понятия П., в к-рое наряду с узко рационалистич. доктринами стали включать и другие антифеод. идейные течения эпохи (напр., руссоизм; движение "Бури и натиска" в Германии). В. И. Ленин в статье "От какого наследства мы отказываемся?" (1897), характеризуя прогрессивное направление домарксистской обществ. мысли, впервые показал, что П. имело место не только в Зап. Европе, но и в России. Совр. сов. исследователи, изучая проблемы П., привлекают материал, касающийся не только П. в зап.-европ. странах и в Сев. Америке, но и аналогичных идейных движений в странах Вост. Европы, Востока, рассматривая, т. о., П. не как локальное, а как всемирно-ист. явление.

Наряду с термином "П." употребляется термин "просветительство" как однозначный ему; иногда эти понятия разграничивают, причём одни учёные считают более широким понятие "просветительство", другие- "П.". Встречается в лит-ре и понимание просветительства как "сниженного", неполного варианта П., а также как идейного течения "вторичного" порядка (т. е. возникшего в некоторых странах под влиянием идей зап.-европ. П.).

Просвещение в странах Западной Европы и в Северной Америке. Идеология П. возникла в условиях кризиса феод. системы, появления в её недрах капиталистич. производств. отношений, порождающих новые обществ. противоречия и формы классовой борьбы.

Западноевропейское П. многими нитями было связано с Возрождением. Это признавали и подчёркивали сами просветители. Они унаследовали от деятелей Ренессанса гуманистич. идеалы, преклонение перед античностью, ист. оптимизм, свободомыслие. Как первые, так и вторые производили переоценку прежних ценностей, ставили под сомнение старые (феод.-церк.) догмы, традиции и авторитеты. Однако идеология П. возникла на более зрелой стадии формирования капиталистич. уклада и антифеод. борьбы. Поэтому просветительская критика феодализма была острее и глубже ренессансной, затрагивала всю структуру общества и государства. "...В XVIII веке буржуазия достаточно окрепла для того, чтобы создать собственную идеологию, соответствующую ее классовому положению..." (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 294). Идеологи П. поставили вопрос о практическом устройстве будущего общества, считая краеугольным его камнем политич. свободу и гражд. равенство, поэтому их критика была направлена не только против деспотизма церкви, но и против деспотизма абсолютной монархии. Они выступали против всего феод. строя с его системой сословных привилегий. В. И. Ленин отмечал одушевление просветителей "...горячей враждой к крепостному праву и всем его порождениям в экономической, социальной и юридической области" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 2, с. 519). Идеология П. становилась активным фактором, помогавшим расшатывать старый, феод. строй, П. (особенно во Франции) было прямой идеологич. подготовкой бурж. революции - деятели П. "...просвещали головы для приближавшейся революции..." (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 16). В эпоху П. передовые антифеод. идеи перестали быть достоянием узкого круга идеологов. Значительно возросло число книг, брошюр, памфлетов, листовок (в т. ч. и запрещённых), пропагандировавших просветительские идеи и обращённых к широкому демократич. читателю.

Эпоху П. в Зап. Европе предваряет широко развернувшийся в 17 в. общий прогресс реальных знаний, необходимых для нужд материального производства, торговли и мореплавания. Науч. деятельность Т. Гоббса, Р. Декарта, Г. В. Лейбница, И. Ньютона, Б. Спинозы и голл. картезианцев (см. Картезианство) знаменовала важный этап в освобождении науки от духовной власти религии, бурный рост точных и естеств. наук - физики, математики, механики, астрономии, становление материализма нового времени (хотя и в его метафизич., механистич. форме и только в объяснении природы). Научно-технич. прогресс сопутствовал и способствовал формированию антифеод. идеологии.

Ею проникнуты были филос. воззрения просветителей, формировавшиеся в соответствии с наукой того времени. Мн. просветители развивали материалистич. учения о материи как единственной реальности, обладающей бесконечным разнообразием свойств. В полемике с теистич. учением (см. Теизм) о сотворении мира богом они рассматривали природу как изначально организованное целое, связанное цепью естественных причинно-следственных связей и законов. В теории познания было развито сенсуалистич. направление (см. Сенсуализм), отрицавшее существование врождённых идей (включая идею бога), а источником человеческого знания считавшее ощущения, восприятия (результат воздействия на человека внеш. мира). Оставаясь в основном в рамках механистич. и метафизич. материализма, материалисты эпохи П. (прежде всего французские) в ряде важных вопросов подошли к диалектич. пониманию природы. Они впервые в истории философии сделали из материализма атеистич. и социально-политич. выводы, направленные против феод. мировоззрения и обществ. строя.

Феод.-религ. догмам о божеств. происхождении монархич. власти и всех феод. установлений просветители противопоставили рационалистич. теории общества и государства, морали и даже самой религии (деизм, идея "естественной религии", религии разума).

С культом разума связано стремление просветителей подчинить идеальному, разумному началу и обществ. строй, гос. учреждения (к-рым надлежало, по их мнению, заботиться об "общем благе"), и жизнь людей (обществ. нравы и обычаи). Феод. строй и его институты расценивались как "неестественные", "неразумные". В вопросах обществ. развития просветители были идеалистами; их теории, базировавшиеся на абстрактных представлениях о неизменной человеческой природе, о "человеке вообще", отличались антиисторизмом и метафизичностью. Но в тех условиях эти теории, в частности теория естественного права, исходившая из представления о прирождённом равенстве людей, идеологически обосновывали требования демократич. свобод. Против феод.-абсолютистского государства была направлена теория общественного договора, согласно к-рой государство представляло собой не божеств. установление, а институт, возникший путём заключения договора между людьми; эта теория давала право народу лишить власти государя, нарушающего условия договора, плохо охраняющего естественные права граждан. Нек-рые из просветителей возлагали надежды на "просвещённого монарха", рассчитывая, что абсолютизм, уже лишивший политич. независимости феод. сеньоров, осуществивший преобразования, направленные на ликвидацию провинциальной обособленности и установление политич. единства нации, в дальнейшем проведёт необходимые бурж. реформы,- возникла идея просвещённого абсолютизма. Однако та часть просветителей, к-рая в большей мере представляла интересы народа, шла значительно дальше, отстаивая идеи нар. суверенитета и демократич. республики.

В области экономики большинство просветителей считали нормальным соревнование частных интересов, требовали введения свободы торговли, правовых гарантий частной собственности от феод. ограничений и произвола (с П. связаны экономич. теории физиократов и др. направлений классической буржуазной политической экономии).

Оружием борьбы с феод. мировоззрением была для деятелей П. и история, к-рую они рассматривали как "школу морали и политики". Для просветительских взглядов на историю наиболее характерны: изгнание теологии из объяснения историч. процесса; резко отрицат. отношение к ср. векам (к-рые объявлялись эпохой невежества, фанатизма, религ. предрассудков, тирании); преклонение перед античностью (здесь просветители искали подтверждения своих идеалов); ист. оптимизм, вера в прогресс, рассматривавшийся как поступательное развитие культуры, торговли, пром-сти, техники; всемирно-ист. подход, представление о человечестве как едином целом, признание закономерного характера ист. развития (подчинённого определённым "естественным законам").

В соответствии со всей системой взглядов просветителей, с верой в великую преобразующую силу разума находилось их особое внимание к проблемам воспитания. Они не только беспощадно критиковали пережитки ср.-век. системы воспитания, но и внесли новые принципы в пед. науку (Дж. Локк, К. А. Гельвеции, Д. Дидро, Ж. Ж. Руссо, позднее швейц. педагог-демократ И. Г. Песталоцци и др.) - идеи решающего влияния среды на воспитание, природного равенства способностей, необходимости соответствия воспитания человеческой природе, естеств. склонностям ребёнка, требование реального образования и др.

Деятели П. противопоставляли христианско-религ. морали с присущей ей идеей отрешения от мирских благ и безусловного подчинения индивида церк.-феод. иерархии идеи эмансипации личности, раскрепощения её от уз феод. морали, религии, сословных и иных ограничений, индивидуалистические теории "разумного эгоизма", мораль, основанную на здравом смысле. Но в эту же эпоху (особенно накануне Великой франц. революции) получили развитие и иные этич. и гуманистич. принципы - возникла идея новой гражданственности, требовавшей самоограничения личности, дисциплинирования индивида в духе революц. морали,- благо гос-ва, республики ставится выше блага отд. человека.

Не только философия П., взгляды на историю, политику, мораль, но и эстетич. воззрения просветителей, их художеств. творчество складывались в единую систему, пронизанную отрицанием феод. идеологии, духом борьбы за раскрепощение личности. Идеология П. находила выражение в разных художеств. направлениях лит-ры, изобразит. иск-ва: просветительском классицизме, просветительском реализме, сентиментализме (к-рый многими гранями соприкасался с просветительским реализмом); ни одно из них не стало направлением, единственно выражавшим эпоху, в большинстве случаев они сосуществовали. Но все эти художеств. направления несли просветительскую идейную нагрузку. Для них было характерно утверждение некой нормы и отрицание всего, что её нарушает или искажает. Просветительский реализм исходил из нормы, устанавливаемой разумом, нарушение её обличалось или высмеивалось в сатирич. жанрах лит-ры, утверждение же нормы (определённого этич. или обществ. идеала) олицетворялось в образах положит. героев семейно-бытового романа, т. н. мещанской драмы. Для сентименталистов нормой человеческого поведения было "естественное", поэтому они признавали приоритет не разума, а чувства, что было своеобразной формой протеста против сословных предрассудков, политич. насилия и иных форм нарушения нормы (естественных прав). Эстетика просветительского классицизма ставила проблему конфликта между идеалом человека и его реальным образом; "добрая природа" человека противопоставлялась человеку "социальному", "продукту среды", нарушающему этич. норму (идеал). Для писателей эпохи П. характерно стремление приблизить лит-ру к жизни, превратить её в действенный фактор, преобразующий обществ. нравы. Лит-ру П. отличало ярко выраженное публицистич., пропагандистское начало; она несла высокие гражд. идеалы, пафос утверждения положит. героя и т. д. В наиболее выдающихся произв. просветительской художеств. лит-ры известная ограниченность просветительского мышления, дидактичность, назидательность преодолевались. Яркие образцы просветительской художеств. лит-ры дали Вольтер, Руссо, Дидро, П. О. К. Бомарше (Франция), Г. Э. Лессинг, молодые И. В. Гёте и Ф. Шиллер (Германия), С. Ричардсон, Г. Филдинг, Т. Дж. Смоллетт, Р. Б. Шеридан (Англия) и мн. др. Ведущую роль среди лит. жанров играли сатирич. и семейно-бытовой роман, "роман воспитания", сатирико-нравоучит. эссе, философская повесть, драма, особенно т. н. мещанская драма.

Осн. направлениями в изобразит. иск-ве этой эпохи были классицизм, обретший отчётливо просветительский оттенок (напр., в творчестве арх. К. Н. Леду и живописца Ж. Л. Давида во Франции), и просветительский реализм, распространившийся преим. в живописи и графике (Ж. Б. Грёз во Франции, У. Хогарт в Англии, Д. Н. Холовецкий в Германии и др.).

Идеи П. оказали существ. влияние и на музыку (особенно во Франции, Германии, Австрии). Просветители (Руссо и Дидро во Франции, И. И. Винкельман и Лессинг в Германии и др.) выработали новую систему эстетических (в т. ч. муз.-эстетич.) взглядов. Их воззрения на задачи муз.-драматич. иск-ва непосредственно подготовили оперную реформу К. В. Глюка, провозгласившего "простоту, правду и естественность" единств. критериями красоты для всех произведений иск-ва. Общественно-политич., этич. и эстетич. идеи просветителей явились духовной основой формирования венской классической школы, ярко проявившись в творчестве её крупнейших представителей - Й. Гайдна, В. А. Моцарта, в музыке к-рых главенствует оптимистич., гармоничное мировосприятие, Л. Бетховена, в творчестве к-рого, проникнутом духом героики, нашли отражение идеи Великой франц. революции.

Острота противоречий между нарождавшимся капитализмом и феодализмом, неразвитость внутр. антагонизмов бурж. общества дали возможность просветителям выступать в качестве представителей интересов всей угнетённой нации, определили смелость бурж. мысли того времени. Это позволяет говорить о едином просветительском лагере, единой антифеод. просветительской идеологии, несмотря на неоднородность П., идейные и политич. расхождения внутри лагеря просветителей по многим политич., идеологич., филос. и др. вопросам. Тяжёлое положение гор. и сел. бедноты, страдавшей от двойного (феод. и капиталистич.) гнёта, создавало условия и для возникновения особой, эгалитаристской (см. Эгалитаризм) и коммунистич. тенденций в просветительской лит-ре.

Различия социально-экономич. условий и нац. традиций обусловили специфику П. в разных странах.

В Англии просветительская мысль имела своим истоком идеологию, рождённую Англ. бурж. революцией 17 в. Однако англ. П. сложилось уже в послереволюц. эпоху, когда "героический период" революции завершился компромиссом между крупной буржуазией и частью зем. аристократии ("Славная революция" 1688-89). Этот классовый компромисс отчётливо проявился в филос. и политич. теориях Дж. Локка. В условиях быстрого технич. прогресса и возраставшего экономич. могущества Англии П. в нач. 18 в. проходило под знаком социального оптимизма. Большой популярностью пользовалось учение о всеобщей гармонии (А. Шефтсбери и др.). Оптимистич. мироощущение окрашивало англ. филос. и художеств. мысль 1-й пол. 18 в. (напр., "Опыт о человеке" А. Попа, 1732-34). Критике подвергались лишь моральные изъяны общества, устранимые просвещением и прогрессом. Просветители прославляли экономич. процветание, пафос покорения природы, предприимчивого человека, не теряющего присутствия духа в самых тяжёлых обстоятельствах. Д. Дефо первый представил совр. ему буржуа как "естественного человека". К "Робинзону Крузо" (1719) восходят все последующие робинзонады бурж. лит-ры, философии и политич. экономии, в к-рых отдельный изолированный (взятый вне обществ.-ист. связей) индивид становился исходным пунктом для построения всей системы обществ. отношений. Однако не все просветители разделяли оптимистич. иллюзии. Нек-рые из них отвергали миф о гармонии и универсальном добре и утверждали, что в основе благосостояния Англии лежат пороки и преступления (Б. Мандевиль, прямо полемизировавший с Шефтсбери). Дж. Свифт, веривший в добрую природу человека, считал, однако, что в реальном исторически сложившемся обществе не существует ни гармонии, ни добродетели; идеальное "естественное состояние", одухотворённое добродетельным разумом, он находит лишь в иронич. утопии - царстве разумных лошадей ("Путешествие Гулливера"), Борьба двух противоположных тенденций - вера в благую природу человека и показ столкновения эгоистич. интересов в реальной жизни - пронизывает романы Г. Филдинга. Идеализированный "естественный человек" с его добродетелями одерживает в романах Филдинга верх над силами эгоизма и своекорыстия. Но в творчестве Филдинга и особенно Т. Дж. Смоллетта, в романах к-рого не доброта, а эгоизм, беспринципность, жадность выступают как главные свойства "человеческой природы", уже назревал кризис просветительского оптимизма. Англ. "вольнодумцы" 18 в.- Дж. Толанд, А. Коллинз, Дж. Пристли и др.- развивали в деистической форме идеи материализма, пропагандировали осн. идеи П.- культ разума, призванного заменить слепую веру, равенство людей от рождения, свободу совести и др. Во Франции П. на первых порах заимствовало многие идеи у англичан, но, в отличие от "послереволюционного" англ. П., французы применяли их в преддверии революции, в условиях острой политич. борьбы. Просветительская критика была здесь более действенной и получила огромный обществ. резонанс, будучи направлена в первую очередь против феодальных учреждений, а не обществ. нравов. П. 18 в. имело здесь таких блестящих предшественников, как П. Гассенди, П. Бейль и выдающийся революционный демократ, материалист, атеист Ж. Мелье. Идейными вождями "старшего поколения" франц. просветителей 18 в. были Вольтер и Ш. Монтескье. Филос. основой их воззрений был деизм. С позиций разума франц. просветители боролись с религ. мировоззрением, решительно выступая против католической церкви, против феодального деспотизма и юстиции, они внесли большой вклад в разработку просветительской философии истории. Веря в историч. прогресс, они обычно не связывали его с политич. развитием масс, возлагая надежды на "просвещённого монарха" (Вольтер) или пропагандируя конституц. монархию по англ. образцу и "разделения властей" теорию (Монтескье). Деятели 2-го этапа франц. П.- Д. Дидро, К. А. Гельвеции, П. А. Гольбах и др.- были в своём большинстве материалистами и атеистами. Центр. событием этого этапа стал выпуск "Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремёсел" (1751-80). В этом издании, распространявшем антифеод. критику на все области идеологии, принимали участие Дидро - гл. организатор "Энциклопедии", Д'Аламбер, Вольтер, Монтескье, Гельвеции, Гольбах, Ф. Кенэ, А. Тюрго, Э. Б. Кондильяк, Ж. А. Кондорсе и мн. др. (см. Энциклопедисты). По мере приближения революции росло влияние произведений, содержавших более радикальную критику феод. строя и воспринимавшихся как прямой призыв к революции (прежде всего трактат Ж. Ж. Руссо "Об общественном договоре...", 1762). Руссо считал, что, избавившись от сословного строя, люди должны добровольно ограничить свою свободу во имя интересов общества. В будущем разумном обществе вместо суммы личных интересов, конкурирующих между собой, установится единая воля, носителем к-рой выступит гос-во. Новая гражданственность ограничит благо каждого во имя блага всех. В этом и был корень аскетич. добродетели якобинцев - последователей Руссо. Учение о новой морали и о царстве разума, несмотря на субъективную убеждённость франц. просветителей в том, что их проекты несут счастье всему человечеству, на самом деле было "...не чем иным, как идеализированным царством буржуазии..." (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 17). Выразителями особых стремлений и чаяний нар. низов, только формирующейся демократической идеологии стали создатели ранних коммунистич. утопич. теорий - Мелье, Морелли, Г. Б. Мабли.

Под сильным воздействием идей англ. и франц. П. (особенно идей Дж. Локка. франц. материалистов, Ж. Ж. Руссо) формировалось просветительское движение в Сев. Америке, где оно стало идейным знаменем первой бурж. революции на Амер. континенте - Войны за независимость в Северной Америке 1775-83. Ведущими деятелями амер. П. были: Б. Франклин - учёный, экономист, писатель, организатор Амер. филос. общества (1743); Т. Джефферсон - революц. демократ, автор Декларации независимости 1776; Т. Пейн - самый радикальный из амер. просветителей. Для амер. П. характерна резко выраженная антиклерикальная позиция, противопоставление христ. религ. культу культа разума. С особенно резкими нападками на христ. церковь выступали Пейн, И. Аллен, К. Колден. Амер. просветители были деистами (не атеистами), ведущим здесь было радикальное, демократич. крыло деистов. Они пропагандировали и другие передовые филос. и обществ. теории своего времени: стояли на позициях рационализма, теории естественного права, развивали положение о врождённом, естественном равенстве людей, были сторонниками республики. Демократизм, непосредственное участие в революции были характерны для большинства амер. просветителей, делавших из своей философии революц. выводы, отстаивавших идеи нар. суверенитета, обосновывавших право народа на революцию. Материалистич. идеи развивали учёные-просветители Т. Купер, Б. Ращ, Дж. Бьюкенен, подчёркивавшие необходимость связи философии с естеств. науками. Помимо науч. трудов и политич. публицистики, П. получило отражение в художеств. лит-ре (поэзия Ф. Френо, сатирич. романы X. Брекенриджа). Революц.-демократич. идеи амер. П. и особенно конституц. документы, принятые в революц. эпоху и воплотившие идеи П.,- виргинская Декларация прав (1776), Декларация независимости 1776-оказали влияние на идеологию и законодательство Великой франц. революции.

В Италии П. ("Illuminismo") было связано с борьбой за нац. объединение. Большое место в трудах просветителей занимал вопрос о едином лит. итал. языке: "Опыт философии языков" (1800) М. Чезаротти, статьи в "Венецианской газете" и "Наблюдателе" (изд. Г. Гоцци), журналах "Литературный бич" (издатель Дж. Беррети) и "Кафе" (издатели братья П. и А. Верри). Особенно отчётливо просветительские идеи сказались в творчестве и деятельности философов, юристов, экономистов П. Верри, Ч. Беккариа, Г. Филанджери. В художеств. лит-ре итал. П. ведущая роль принадлежала К. Гольдони, создателю реалистич., выражавших демократич. идеи бытовых комедий, В. Альфьери, автору классицистич., проникнутых идеями П. трагедий.

В Испании П. развивалось под влиянием идей франц. физиократов и энциклопедистов. Просветители 18 в. подвергли критике ср.-век. схоластику и религ. догмы, проповедовали опытное знание, просветительскую эстетику (Б. Фейхоо), отстаивали принципы атомизма Гассенди (философы А. Эксимено-и-Пухадес, Хуан Андрее, А. Авенданьо, X. Б. Берии и др.), развивали учение физиократов (П. Кампоманес и др.). Одним из крупнейших деятелей П. был Г. Ховельянос. Несмотря на известную слабость и половинчатость П. в Испании, просветители здесь внесли существенный вклад в идейную подготовку 1-й Исп. революции 1808-14.

В Германии на П. наложили отпечаток относительная экономич. и политич. отсталость страны, её раздробленность, политич. незрелость нарождавшейся буржуазии. Просветительская деятельность в Германии отражала протест против феод. раздробленности, абсолютистского произвола, идейной нетерпимости. Творчество ранних нем. просветителей носило умозрительный, теоретич. характер. Первое выражение П. получило в сфере науки и философии. Труды X. Томазия, Г. В. Лейбница, X. Вольфа знаменуют ранний, оптимистич. этап П., связанный с утверждением всемогущества разума, к-рый способен разрешить любые противоречия реального мира. На этом этапе важно было отделить философию от теологии, обосновать свободную от религии светскую мораль, эмансипировать науч. знание (хотя при слабости материалистич. направления в нем. П. борьба с официальной церк. идеологией приобретала здесь чаще всего половинчатый, компромиссный характер). У ранних просветителей социально-обличит. мотивы звучали ещё слабо. С кон. 50-60-х гг. 18 в. усилились критика существующего строя, протесты против феод. произвола. На этом этапе центр. фигурой П. стал Г. Э. Лессинг с его обличением феод. тирании, осуждением религ. нетерпимости. Лессинг обосновывает принципы эстетики просветительского реализма. Ф. Г. Клопшток открывает традицию гражд. лирики, утверждает самобытный путь нем. поэзии. И. И. Винкельман, в противовес нем. условиям жизни, превозносит породившую великое иск-во демократию древних греков. И. Г. Гердер утверждает единство ист. процесса, развивает принципы историзма и нац. своеобразия в искусстве. Эти идеи оказали большое влияние на деятелей нем. П., связанных с движением "Бури и натиска", развившимся в 70-х гг. 18 в. Это движение, проникнутое духом бунтарства, отразило рост антифеод. настроений (творчество молодого И. В. Гёте, ранние драмы Ф. Шиллера, пьесы Ф. М. Клингера и Я. М. Р. Ленца, баллады Г. А. Бюргера, лирика и публицистика К. Ф. Д. Шубарта и др.). Последний этап нем. П. связан с переворотом в умах, порождённым Великой франц. революцией. В этих условиях в рамках нем. П., с одной стороны, формировалась революц.-демократич. идеология (нем. "якобинцы" - Г. Форстер, В. Л. Векрлин, А. Ребман), а с другой - т. н. веймарский классицизм Гёте и Шиллера (веймарского периода их жизни), устремивших свои поиски в сторону гуманистич. морали, эстетич. воспитания как средства разрешения противоречий культуры и истории; наметился выход за рамки просветительской идеологии, развивалась антибурж. тенденция. Выход за пределы рационализма П. обозначился и в философии И. Канта, взгляды к-рого Маркс назвал "...немецкой теорией французской революции..." (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1, с. 88). Нем. П. 2-й пол. 18 в. существенно обогатило развитие общеевроп. просветительской мысли и явилось своего рода итогом всего зап.-европ. П.

В эпоху, наступившую после Великой франц. революции, несоответствие между просветительскими идеалами и устанавливавшимся бурж. строем, обнажение противоречий капиталистич. общества (в условиях начавшегося пром. переворота) влекли за собой возрастающее разочарование прогрессивных мыслителей в результатах революции и бурж. прогресса в целом, осознание того, что "...установленные „победой разума" общественные и политические учреждения оказались злой, вызывающей горькое разочарование карикатурой на блестящие обещания просветителей" (Энгельс Ф., там же, т. 19, с. 193). Кризис просветительской идеологии (в англ. П. он наметился уже в 18 в.), выразившийся в скептич. пересмотре возможностей человеческого разума, сомнении в бурж. прогрессе, разрушении эстетич. просветительского идеала и др., всё более выявлявшиеся слабые стороны и ограниченность системы просветительского мировоззрения (антиисторизм, метафизичность, жёсткая нормативность и др.) привели в 1-й пол. 19 в. к утверждению - в качестве господствующего - нового идейного и художеств. течения - романтизма. Одновременно шло наступление на идеологию П. как со стороны сил феод. реакции, так и - в возрастающей степени - со стороны идеологов самой буржуазии, становившейся всё более консервативной. В направлениях бурж. обществ. мысли взгляды просветителей вульгаризировались, теряли свою революц. направленность (напр., утилитаризм И. Бентама и Дж. С. Милля, позитивизм О. Конта и др.), истолковывались в духе бурж. либерализма, оборачиваясь апологетикой бурж. строя. Генетически сохранял известную связь с идеями П. утопический социализм, представлявший, однако, уже качественно новый этап в развитии обществ. мысли. Неразрешённость задач бурж. революции в ряде стран вызывала оживление идей П. и в 19 в. Напр., в Германии это проявилось в филос. творчестве Л. Фейербаха, в ист. концепциях историков гейдельбергской школы (Ф. К. Шлоссер и др.).

Просвещение в России. В России, как и в Зап. Европе, П. представляло собой процесс духовной подготовки бурж. революции, характерную форму антифеод. идеологии, пока и поскольку она отражала нерасчленённость антифеод. сил. Осн. черты П. в России сформулированы В. И. Лениным: 1) вражда "...к крепостному праву и всем его порождениям в экономической, социальной и юридической области"; 2) "...защита просвещения, самоуправления, свободы, европейских форм жизни и вообще всесторонней европеизации России"; 3) "...отстаивание интересов народных масс, главным образом крестьян, ...искренняя вера в то, что отмена крепостного права и его остатков принесет с собой общее благосостояние и искреннее желание содействовать этому" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 2, с. 519). Наличие родственных черт между зап.-европ. и росс. антифеод. движением обусловило совпадение осн. идей П. в России и Зап. Европе, сходство его проявлений в философии, иск-ве, лит-ре и др. формах духовной жизни (борьба с религиозно-моральным догматизмом, рационализм, теории естественного права, обществ. договора, "разумного эгоизма" и т. п.). Своеобразие ист. процесса (характер самодержавия и крепостного права, позднее развитие капитализма и формирование буржуазии в класс) определило особенности рус. П.: необычайную остроту в постановке крест. вопроса, преобладание в числе просветителей выходцев из дворянства, воздействие на П. противоречий бурж. развития зап. стран, с одной стороны, и реформаторских актов царизма - с другой. Проблема ликвидации крепостничества, бывшая средоточием всей идеологич. и политич. борьбы на протяжении столетия (1760-е гг.- 1861), обусловила длительность и сложность процесса П. в России, к-рое развивалось то сопутствуя стихийным выступлениям крест. масс, то откатываясь назад под давлением феод. реакции, то сопровождая отд. либеральные начинания верхов. Представители рус. П., объединённые общей задачей борьбы с крепостнич. порядками и феод. идеологией, расходились во взглядах при разработке положит. программ и концепций как в сфере социально-политической, так и в различных областях культуры. Нек-рые просветители отстаивали идею т. н. просвещённого абсолютизма, надеялись на реформы сверху, к-рые позволили бы избежать кровопролития, неизбежного при насильств. обществ. переворотах, осуществляемых "тёмными" массами (в совр. лит-ре существует точка зрения, отождествляющая П. только с этим течением). Представители др. направления считали необходимым приобщить к науке, к "свету разума" и активному созидат. творчеству трудовой народ; нек-рые из них приходили к идее общенар. восстания против деспотизма, выдвигали требования демократич. республики и политич. равенства всех граждан. Расхождение в стремлениях "левых" и "правых" в рус. П. было более значительным, чем в зап.-европ. П. Нек-рые просветительские идеи встречались у деятелей "учёной дружины" Петра I (Феофан Прокопович, А. Д. Кантемир, В. Н. Татищев) и в ещё большей степени у М. В. Ломоносова: критика церкви, идея внесословной ценности человека, концепция просвещённого абсолютизма.

Расцвет раннего рус. П. относится к 1760-80-м гг., когда появились произведения Н. И. Новикова, Д. И. Фонвизина, А. Я. Поленова, Я. П. Козельского, С. Е. Десницкого и др. Первые рус. просветители возлагали надежды на "просвещённого монарха", справедливые законы, осн. на естественном праве, смягчение нравов в результате распространения образования и правильного воспитания; выступали за пробуждение нац. самосознания и достоинства личности, за патриотизм, равно чуждый и нац. спеси, и "чужебесию". В сатирич. журналах Новикова, в комедиях Фонвизина осуждались помещичье "жестокосердие", невежество, грубость нравов как результат растлевающего влияния крепостнических отношений. Идеал рус. просветителя 18 в.- гуманный, образованный, внимательный к своим крестьянам дворянин (Стародум, Правдин в "Недоросле"). В пед. трудах Новикова вопреки офиц. педагогике, пронизанной идеей подчинения личности гос-ву, на первом месте стоял человек, его личность, его счастье.

Распространение идей П. вызвало противодействие росс. пр-ва и церкви. Екатерина II, состоявшая в переписке с многими зап.-европ. просветителями и прослывшая среди них "мудрецом на троне", с рус. просветителями вела борьбу в печати и путём репрессий. Цензурным запретам и искажениям подверглась диссертация Д. С. Аничкова о происхождении религии (1769), Фонвизину было запрещено издавать задуманный им журнал (1788), Новикову - продолжать книгоиздат. дело, сам он был заключён в крепость (1792). Вынуждены были прекратить издат. деятельность И. А. Крылов (1793) и И. Г. Рахманинов, предпринявший издание сочинений Вольтера (из 20 томов вышло 4). Выход из тупика, в к-ром оказалась просветительская мысль, был найден А. Н. Радищевым. Он отверг упования на "просвещённого монарха", на благотворную силу просвещения, выдвинул идею нар. революции против самодержавия. Его кн. "Путешествие из Петербурга в Москву" (1790) стала вершиной рус. П. 18 в., а автор её - родоначальником революц. направления в рус. П.

Идеология рус. просветителей нач. 19 в. (В. В. Попугаев, И. П. Пнин, А. П. Куницын и др.), продолжая оставаться умеренной в политич. и теоретич. отношениях, всё более наполняется бурж. содержанием.

Первой попыткой претворения идей П. в жизнь было движение декабристов, деятельность и лит. творчество к-рых (П. И. Пестель, К. Ф. Рылеев, В. К. Кюхельбекер и др.) отличали идеи гражд. служения, активной борьбы за воплощение идеалов общечеловеческой свободы и разумного общества.

Возбуждение обществ. мнения в последекабристский период было в значит. мере обязано художеств. лит-ре, особенно творчеству А. С. Пушкина. Вклад в развитие идей П. внесли Н. В. Станкевич, Н. А. Полевой, Н. И. Надеждин. В 40-е гг. благодаря лит.-критич. выступлениям В. Г. Белинского, филос. трудам и художественным произведениям А. И. Герцена, деятельности петрашевцев рус. П. поднялось на качественно новую ступень. Сильное воздействие идей П. испытали лит-pa и иск-во ("натуральная школа", М. Е. Салтыков-Щедрин). Вершина П. этого периода - письмо Белинского к Гоголю (1847), распространявшееся в списках. Обличая ретроградство существующего режима, утверждая неизбежность социальных преобразований, защищая концепцию обществ. "действования" в пользу народа, рус. просветители 40-х гг. обращались к действительности и науке Зап. Европы. Наиболее радикальные из западников не могли не заметить значит. противоречий, к-рые были присущи развивавшемуся зап.-европ. капитализму.

Различия внутри рус. П., наметившиеся ещё со времени Радищева, к сер. 19 в. стали более резкими: сформировалось 2 направления рус. П.- либерально-реформаторское и революционно-демократическое. Представители первого (К. Д. Кавелин, Б. Н. Чичерин и др.) выступали против привлечения нар. масс к общественно-политическим преобразованиям. Революц. демократы (Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, Герцен, Н. П. Огарёв и др.), напротив, видели осн. задачу в пробуждении революц. инициативы народа. Однако общность антифеод. целей позволяла обоим направлениям П., несмотря на теоретич. разногласия, до нач. 1860-х гг. выступать совместно по мл. вопросам. Революционная ситуация 1859-61 и крестьянская реформа 1861 провели окончат. размежевание: радикальное крыло просветителей, открыто провозгласив революц.-демократич. и социалистич. программу, решительно стало на сторону ограбленного крестьянства. От них отмежевалось либеральное течение, напуганное крест. движением и отчасти удовлетворённое царской реформой. Часть просветителей открыто перешла в лагерь охранителей (М. Н. Катков). В 1860-е гг. всё более расходившиеся течения рус. П. ещё выступали вместе против пережитков крепостничества: М. Е. Салтыков-Щедрин и Д. И. Писарев, с одной стороны, И. С. Тургенев и Ф. П. Еленев (Скалдин) - с другой. Осн. задачи рус. П. после реформ 1860-х гг., направивших Россию на путь капитализма, оказались исчерпанными, и как специфическое явление оно прекратило существование. Радикальное, революц.-демократич. течение рус. П., выражавшее интересы трудового крестьянства, пошло по пути народничества. Либеральное течение защищало интересы молодой рус. буржуазии. Поскольку пережитки феод. системы сохранялись в России до 1917, элементы просветительства присутствовали как в произведениях писателей-народников, так и в либеральной журналистике, но особенно в творчестве Тургенева, Л. Н. Толстого, В. Г. Короленко. Своеобразными просветителями выступали многие мыслители и писатели народов Росс. империи, боровшиеся за рост гражд. и нац. самосознания, против нац., феод. и религ. гнёта (И. Франко и Т. Г. Шевченко на Украине, А. Хыждеу в Молдавии, М. Ф. Ахундов в Азербайджане, X. Абовян в Армении, И. Чавчавадзе в Грузии, Ч. Валиханов и Абай Кунанбаев в Казахстане и др.). Наследницей идей росс. просветителей, их борьбы против феод.-самодержавных порядков выступила революц. социал-демократия.

Просвещение в других странах Восточной, Центральной и Юго-Восточной Европы. В этих странах, хотя не дозревших в 18 - нач. 19 вв. до бурж. революций, но уже вступивших в стадию разложения феод.-крепостнич. строя, объективная потребность в антифеод., бурж. преобразованиях явилась основой распространения просветительской идеологии, усвоения передовыми представителями интеллигенции идей зап.-европ. П. Вместе с тем П. оказывалось здесь нередко выраженным менее отчётливо, признаки его проявлялись часто в сложном сплаве с иными, непросветительскими чертами. С др. стороны, относит. замедленность капиталистич. развития, тормозившегося сохранявшими силу феод. отношениями, порождала живучесть здесь просветительских идей, их возрождение. У мн. народов Центр., Юго-Вост. и Вост. Европы просветительская идеология получала дополнит. импульс в борьбе за нац. освобождение (большинство юж. и зап. славян, венгры, а также греки) - здесь имел место синтез прогрессивных черт отечеств. нац.-патриотич. традиции с идеями зап.-европ. П. Для этих стран П. стало идейной основой 1-й фазы т. н. нац. возрождения (2-я фаза обычно проходила уже под знаменем романтизма). В качестве носителей просветительских идей видную роль здесь (напр., в Польше, Венгрии) играли интеллигенты дворянского происхождения. Очень яркое проявление П. в этих странах находило в филологии (защита нац. языка) и в ист. науке (разработка отечеств. истории, идея ист. общности славян - у слав. народов).

В Польше П. 2-й пол. 18 - нач. 19 вв. было тесно связано с нац.-освободит. движением. Во главе польск. П. стояли находившиеся под влиянием франц. просветителей Г. Коллонтай, С. Сташиц, Я. и Е. Снядецкие - антиклерикалы, материалисты, противники сословного строя и крепостного права, проповедовавшие идеи т. н. польск. якобинства, отстаивавшие принципы равноправия наций, неприкосновенности нац. суверенитета, естеств. права и обществ. договора.

Главной фигурой югославянского П. был серб. философ-рационалист Д. Обрадович, испытавший влияние идей англ. П.; большое значение имело творчество и деятельность словен. поэта-просветителя В. Водника, создателя первой словен. газеты, хорв. писателя-просветителя М. А. Рельковича и др.

В Венгрии развитие просветительских идей связано с именами философа-материалиста, писателя, родоначальника венг. П.- Д. Бешшеньеи, поэта В. Чоконаи-Витеза, с венг. якобинцами И. Мартиновичем, поэтом Я. Бачаньи, критиком Ф. Казинци.

Крупнейшими представителями 1-го этапа П. в Чехии (50-70-е гг. 18 в.) были Г. Добнер, историк Ф. М. Пельцль, А. Фойгт, 2-го этапа (80-90-е гг.)- И. Добровский (см. также "Будители"). В целом чеш. П. отличалось известной умеренностью и не дошло до бурж.-демократич. этапа.

В Болгарии П., развивавшееся в 19 в., первоначально связано с деятельностью И. Селиминского, находившегося под влиянием франц. и нем. просветителей. Деятели революц.-демократич. движения - Г. С. Раковский, Л. Каравелов, X. Ботев придали идеологии болг. П. демократич. характер. Большое воздействие на болг. революц.-демократич. идеологию оказали рус. революц. демократы.

Просвещение в странах Востока. В странах Востока антифеод. движение, обычно переплетавшееся с национально-освободит. борьбой, принимало формы, во многом отличные от европейских. Это обстоятельство, связанное с филос. и лит. традициями этих стран и в значит. степени обусловленное более замедленным (по сравнению с Европой) социально-экономич. их развитием, привело к наличию среди сов. исследователей различных точек зрения на самую возможность выделения просветительского этапа в идеологии стран Востока. Нек-рые исследователи считают, что страны, не достигшие того уровня экономич. развития, на к-ром находилась Зап. Европа в 18 в., не знали особого просветительского этапа, но большинство востоковедов признаёт его наличие (чаще всего относя его - по крайней мере для большинства стран В.- к 19 - нач. 20 вв.). Несмотря на значит. специфику просветительского движения (отсутствие чёткой грани между чертами Позднего Возрождения и раннего П., большая роль религ. идеологии в П. стран Востока и др.), важнейшие черты просветительского мировоззрения (антифеод. борьба передовых людей эпохи, затрагивающая широкие области идеологии и углублённая подъёмом нац. самосознания, критика основ феод. строя и его конкретных проявлений, борьба с сословными и религ. предрассудками, вера в силу разума, воспитания и образования) на Востоке в основном аналогичны западным. Эти общие черты - результат не только типологич. единства, но и взаимосвязей, взаимообогащения нац. культур. Позднее П. в странах Востока (2-я пол. 19 - нач. 20 вв.) развивалось под значит. воздействием идей европ. П.

В Китае антифеодальная борьба, переплетавшаяся с нац.-освободит. борьбой против маньчжурских захватчиков, зарождение бурж. отношений вызвали идеи, близкие к идеям зап.-европ. Возрождения и П. В 17-18 вв. появляется плеяда учёных, философов и писателей, критически и рационалистически мыслящих, к-рые выдвигают принципы науч. исследования, критикуют догмы и традиц. формы воспитания, пропагандируют образование, осн. на реальных знаниях, а не на схоластич. "экзаменационных сочинениях" и комментариях к конфуцианским классикам. Деятели раннего П.- участники вооруж. борьбы с маньчжурскими завоевателями (Хуан Цзун-си, Гу Янь-у, Ван Фу-чжи) критиковали феод. отношения, но стояли на позициях просвещённого абсолютизма. Законы природы они объясняли с материалистич. позиций, утверждали, что общественная жизнь, как и природа, подчинена определённым закономерностям, развивали теории обществ. равенства, внесословной ценности человека, его естественных прав. Одни из них призывали к "возрождению древности", другие (Ван Фу-чжи) выдвигали идею прогрессивного развития человечества. Деятели 2-го этапа кит. П. (сер. 19 в.) требовали "частичных реформ " по образцу стран Зап. Европы, боролись против политики "закрытых дверей", выступая за контакты с др. странами (Вэй Юань, Гун Цзы-чжэнь, Ван Тао). В кон. 19 в. просветители Кан Ю-вэй, Лян Ци-чао, Тань Сы-тун получили возможность реально осуществить нек-рые бурж. реформы (см. "Сто дней реформ"). Установление причинной связи между средой и человеком, обнаружение обусловленности характера человека обстоятельствами его жизни, представление о природном равенстве людей обогатили кит. лит-ру 18-19 вв., оказав большое влияние на сатирич. роман ("Неофициальная история конфуцианцев" У Цзин-цзы), бытовой роман ("Сон в красном тереме" Цао Сюэ-циня), сатирико-фантастич. роман ("Цветы в зеркале" Ли Жу-чжэня) и обличит. романы нач. 20 в.

В Корее раннее просветительство развивалось в рамках идейного течения "за реальные знания" (Сирхакпха). Его представители - Пак Че Га, Лю Хён Вон, Ли Ик и др. настаивали на необходимости развивать практически полезные науки и знакомиться с науч.-технич. достижениями др. стран. Антифеод. направленность выступает в произв. Пак Чи Бона и Чон Як Ена, на взгляды к-рых большое влияние оказали идеи кит. просветителей Гу Янь-у и Хуан Цзун-си. Образцы кор. просветительской сатиры - новеллы Пак Чи Бона, нек-рые анонимные повести и т. н. новая проза нач. 20 в. В целом на 2-м этапе (в кон. 19 - нач. 20 вв.) кор. П. носило менее радикальный характер: вопросы воспитания и просвещения оттесняли в нём социальные и политич. проблемы. Джи Сок Ён, Пак Ын Сик, Чу Си Ген и др. выступали как пропагандисты европ. науч. и технич. достижений, требовали широких реформ нар. образования.

В Японии уже в 18 в. передовые мыслители противопоставляли конфуцианской схоластике опытные знания, призывали к знакомству с зап. наукой (Миура Байэн, Ямагото Банто), развивали материалистич. идеи (Ито Дзинсай, Андо Сёэки, Камада Рюкю). Япон. П. 2-й пол. 19 в. (после "революции Мэйд-зи" 1867-68) отличалось большим радикализмом просветителей, объединившихся вокруг об-ва "Мэйрокуся" (осн. в 1873) и его журн. "Мэйроку-синси". На япон. яз. переводятся "Дух законов" Монтескье и "Общественный договор" Руссо, проникшие затем и в Китай, Корею, Вьетнам. Расцветает публицистика, появляется жанр политич. романа (Комуро Ангайдо, Яно Рюкэй, Дзиппэнся Икку), закладываются основы реалистич. лит-ры (Фтабатэй Симэй).

В странах Б л. и Ср. Востока просветительские идеи развивались во 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. под влиянием как зап.-европ., так и рус. П. (проводниками его идей нередко были представители вост. народов, входивших в состав Росс. империи, напр. М. Ф. Ахундов). Просветительский характер носило конституц. движение в Турции, связанное с именем Намыка Кемаля, Ибрахима Шинаси и др. (см. "Новые османы"). Иран, просветители под руководством Мирзы Мальком-хана вели борьбу за превращение страны в конституц. монархию. Просветителей Сирии, Египта (Бутрус аль-Бустани, Ф. Марраш, Абдаррахман аль-Кавакиби, Рафаа ат-Тахтави), Ирана (Мальком-хан, Абдаррахман Талибов), Турции (И. Шинаси, Н. Кемаль) объединяла вера в силу образования и просвещения (которые представлялись им важнейшим средством преобразования общества и освобождения народа), вера в неогранич. возможности человеческого разума, пропаганда зап.-европ. науки и культуры, призыв к нац. единству, критика феод. строя и колониализма. Идеи просветителей находили выражение в публицистике и художеств. лит-ре; появляются очерки, эссе, памфлеты, назидательно-филос. повести (Селим аль-Бустани, Фарах Антун), ист. роман (Дж. Зейдан), просветительско-бытовой роман (Н. Кемаль, Ахмед Мидхат и др.). Переводы зап.-европ. лит-ры и появление нац. публицистики способствовали становлению прозаич. лит. языка.

В Индии у истоков просветительского движения 1-й пол. 19 в, стоял Ра