загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна,окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ПРОМЫШЛЕННОМ, ЖИЛОМ И НЕ ТОЛЬКО...:
ПОНЯТИЯ:

МОНТАЖ (франц. montage - подъём установка, сборка, от monter - поднимать), сборка и установка сооружений конструкций, технологического оборудования агрегатов, машин (см. Сборка машин, аппаратов, приборов и др. устройств и готовых частей и элементов.
МОНТАЖ в строительстве - основной производственный процесс, выполняемый при возведении зданий и сооружений или и реконструкции, в результате которого устанавливают в проектное положение строительные конструкции, инженерное технологическое оборудование и др. МОНТАЖ технологического оборудования включает также присоединение его к источникам энергоснабжения системам очистки и удаления отходов оснащение приборами, средствами автоматизации и контроля
.


СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ в СССР, организационно обособленные производственно-хозяйственные единицы, основным видом деятельности которых является строительство новых, реконструкция, капитальный ремонт и расширение действующих объектов (предприятий, их отдельных очередей, пусковых комплексов, зданий, сооружений), а также монтаж оборудовани я. К государственным СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ относятся строительные и монтажные тресты (тресты-площадки, тресты гор. типа, территориальные, союзные специализированные тресты); домостроительные, заводостроительные и сельские строительные комбинаты; строительные, (монтажные) управления и приравненные к ним организации (напр., передвижные механизированные колонны, строительно-монтажные поезда и др.).
ПРОЕКТИРОВАНИЕ (от лат. projectus, буквально - брошенный вперёд), процесс создания проекта - прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния. Различают этапы и стадии ПРОЕКТИРОВАНИЯ, характеризующиеся определённой спецификой. Предметная область ПРОЕКТИРОВАНИЯ постоянно расширяется. Наряду с традиционными видами ПРОЕКТИРОВАНИЯ (архитектурно-строительным, машиностроительным, технологическим и др.) начали складываться самостоятельные направления ПРОЕКТИРОВАНИЯ человеко-машинных систем (решающих, познающих, эвристических, прогнозирующих, планирующих, управляющих и т. п.) (см. Система "человек и машина"), трудовых процессов, организаций, экологическое, социальное, инженерно-психологич., генетическое ПРОЕКТИРОВАНИЕ и др. Наряду с дифференциацией ПРОЕКТИРОВАНИЯ идёт процесс его интеграции на основе выявления общих закономерностей и методов проектной деятельности.
ПРОМСТРОЙПРОЕКТ, проектный институт в ведении Госстроя СССР. Находится в Москве. Организован в 1933. В составе института архитектурно-строительные и конструкторские отделы; ПРОМСТРОЙПРОЕКТ возглавляет объединение "Союзхимстройниипроект" с проектными институтами в Киеве, Ростове-на-Дону, Тольятти, Алма-Ате. Разрабатывает проекты (архитектурно-строительные и сан.-технич. части) производственных зданий и сооружений крупнейших промышленных предприятий автомобильной, машиностроит., металлургич., химич. и др. отраслей пром-сти; схемы генеральных планов пром. узлов и упорядочения существующих пром. районов; мероприятия по повышению уровня индустриализации строительтсва за счёт унификации и типизации зданий, сооружений и конструкций и внедрения эффективных строит. материалов; нормативные документы и методич. указания по проектированию пром. зданий и сооружений. Периодически публикует реферативную информацию "Строительное проектирование промышленных предприятий". Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1958)

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

юля 22-28 °С. Осадков 1000-1400 мм в год. Преобладающие почвы - краснозёмы, желтозёмы, аллювиальные, дерновые и болотные. Естественная растительность - сосновые и сосново-дубовые леса; на заболоченных участках леса из тисса и болотного кипариса. На Ю. Флориды леса из пальм, фикусов, восковников и др. тро-пич. деревьев. У берегов мангровые заросли. На месте сведённых лесов - посевы хлопчатника, табака, яблоневые и персиковые сады, цитрусовые, ранние овощи. Крупные города: Нью-Йорк, Филадельфия, Вашингтон, Балтимор, Норфолк. Г. М. Игнатьев.
2039.htm
ПРИВЕСКИ, вид подвесных украшений к одежде, сбруе, утвари и т. д. Делались из кости, дерева, раковин, металла. П. служили также амулетами. Древнейшие П. относятся к эпохе палеолита (зубы животных, раковины). В эпоху бронзы распространились П., имевшие магическое значение, связанные с культами Солнца, Луны (круглые П.- солнечные знаки, лунницы) и пережитками тотемизма (зооморфные П.). П. бытовали и на Руси в 10-13 вв. (лунницы, П.-коньки, П. в виде водоплавающей птицы, предметов быта, оружия). Особую группу представляли бубенчики и шумящие П., якобы отпугивавшие злых духов; они были распространены у многих народов.

Металлическая привеска из Харлаповского могильника в Смоленской области. 12-13 вв.

ПРИВИВКИ В РАСТЕНИЕВОДСТВЕ, трансплантация, пересадка веточки (черенка) или почки (глазка) одного растения (привоя) на другое (подвой). Камбий подвоя и привоя тесно соприкасаются один с другим, вследствие чего происходит их полное срастание. Образуется единый, нормально функционирующий растительный организм. Прививка - один из важнейших способов вегетативного размножения сортов плодовых пород. Кроме того, её применяют для сохранения сортовых особенностей многолетних растений; замены подвоя (к-рый не приспособлен к данным почвенно-климатич. условиям) или привоя более хоз.-ценным, зимостойким, устойчивым к болезням и вредителям; ускорения начала плодоношения; лечения растений с повреждённой корой; создания декоративных стелющихся и карликовых форм растений. Известно неск. сотен способов прививок, но в произ-ве применяют всего 10-15. Для прививки плодовых пород используют окулировку, прививку черенком, дудкой (кольцом коры с почкой), сближением, прорастающим семенем за кору подвоя и др.; для травянистых растений - частями плодов, клубней и луковиц, пересадкой зародышей одного семени на др. Зимнюю прививку проводят в период вегетац. покоя, обычно во 2-й пол. зимы, в помещении; весеннюю - с марта по июнь; летнюю -с июня по сентябрь. Все прививки за кору подвоя (в т. ч. и окулировку) проводят в период активной деятельности камбия др. способами-в более ранние сроки.

Окулировка (наиболее распространённый способ), т. е. прививка почкой, или глазком, проще и производительнее др. способов, обеспечивает более высокую приживаемость и хороший рост привоев, требует небольшого кол-ва черенков. Весеннюю окулировку почками с прошлогодних черенков, к-рые прорастают через 15-20 сут (окулировкой "прорастающей почкой"), применяют гл. обр. на юге (где длинный вегетац. период), преим. для быстрорастущих косточковых пород. Для летней окулировки используют черенки текущего года, почки к-рых находятся в покое до след, весны (окулировка "спящей почкой"). Прививку заканчивают за 50-60 сут до наступления постоянных холодов: в сев. зоне -к 5 августа, в Центр. р-неЕвроп. части СССР -к 15 августа, на Юге- к 15 сентября. У подвоев, подготавливаемых к окулировке поливами, окучиванием и др. приёмами, поддерживают высокую камбиальную активность, способствующую хорошему отставанию коры. Вызревшие черенки (дл. 30-40см, толщиной не менее 6 мм) заготавливают с плодоносящих деревьев накануне или в день окулировки. Используют хорошо развитые вызревшие почки, находящиеся в ср. части черенков. Процесс окулировки (рис. 1) слагается из неск. операций: срезки щитка коры с почкой, Г-образного разреза коры на подвое около корневой шейки, на вые. 5-7 см от поверхности почвы, вставки щитка в разрез и обвязки (липовым мочалом, полихлорвиниловой плёнкой, волокном льна и т. п.) места окулировки. Щитки можно срезать с тонким слоем древесины или без неё. Для повышения выхода саженцев сортов с трудно прорастающими почками применяют окулировку двумя глазками. После окулировки почву рыхлят, при необходимости растения окучивают. Через 10-15 сут во время ревизии растения с погибшими глазками перепрививают, а у прижившихся ослабляют обвязку.

Прививку черенком осуществляют след. способами: копулировкой, впри-клад, в боковой зарез, клином, в расщеп, за кору, за кору с шипом, мостиком и др. Копулировка (простая и улучшенная) возможна при одинаковой толщине подвоя и привоя; её применяют в питомниках и для перепрививки 1-2-летних ветвей взрослых деревьев в садах. При простой копулировке на верхнем конце подвоя и нижнем конце привоя делают одинаковой длины косые срезы; при улучшенной (рис. 2) - на косых срезах ещё продольные надрезы, в результате чего образуются "язычки". Затем привой и подвой совмещают и место прививки обвязывают, как при окулировке, и обмазывают садовым варом. Прививку вприклад (рис. 3) применяют в том случае, когда подвой толще привоя. Подвой срезают, оставляя небольшой пенёк, к к-рому прикладывают черенок (привой) срезом, точно совпадающим по длине и ширине с вертикальным срезом на подвое. Прививку в боковой зарез (рис. 4) проводят в нижней части подвоя, срезанного на шип дл. 10-15 см. В нём делают сбоку надрез, в к-рый вставляют черенок, срезанный двугранным клином.

Рис. 1, Окулировка: 1 - срезанный и подготовленный к окулировке черенок: 2 - срезка щитка с почкой; 3 - срезанный щиток на ноже; 4 - срезанный шиток и место среза на черенке; 5 - горизонтальный надрез коры; 6 - вертикальный надрез коры; 7 - вставка щитка с почкой за кору подвоя; 8 - щиток с почкой, вставленный в Т-образный разрез; 9 - завязка окулировки.

Рис. 2. Копулировка улучн шенная.

Рис. 3. Прививка вприклад: а-с язычком; б - с плечиком.

Рис. 4. Прививка в боковой зарез.

Рис. 5. Прививка клином.

Рис. 6. Прививка в расщеп.

Рис. 7. Прививка за кору.

Рис. 8. Прививка за кору с шипом.-

Рис. 9. Прививка мостиком.

При прививке клином (рис. 5) подвой срезают поперёк и сбоку делают клинообразный вырез из древесины, в к-рый вставляют ниж. конец черенка, заострённого с двух сторон клином. Прививку в расщеп (рис. 6) применяют на толстых подвоях, напр. при перепрививке плодовых деревьев. Подвой (в виде пенька) расщепляют продольно и с двух сторон щели вставляют черенки с двумя уступами или заострённые клином. При прививке за кору (рис. 7) подвой срезают на пенёк и сбоку его делают один или неск. надрезов коры до камбия, в к-рые вставляют срезанные косо или с уступом (плечиком, седлом) черенки. Прививка за кору с шипом (рис. 8) -на конце подвоя, срезанного на шип, снимают неширокую полосу коры, иногда со слоем древесины; в нижней части выреза кору продольно разрезают и вставляют черенок с косым срезом. Прививку мостиком (рис. 9) применяют для лечения деревьев при сильном повреждении коры грызунами, ожогами и др. (как бы перекидывают мостик через рану).

Прививку дудкой (трубкой) применяют весной, летом и ранней осенью при размножении грецкого ореха, пекана, каштана, шелковицы и др. На месте прививки в подвое снимают кольцо (дудку) коры, в к-рое вставляют одинакового размера дудку коры привоя с почкой.

Прививка сближением - см. Аблактировка.

Лит.: Ваницек К. Г., Улучшение древесных насаждений прививкой, пер. с нем., М., 1960; Бирюков М. П., Прививка плодовых растений, Свердловск, 1962; Гарнер Р., Руководство по прививке плодовых культур, пер. с англ., М., 1962; Степанов С. Н., Плодовый питомник, М., 1963. М. Д. Кузнецов.

ПРИВИВКИ ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНЫЕ, метод профилактики инфекционных болезней человека и животных, при к-ром введением в организм вакцин, сывороток иммунных или гамма-глобулинов создаётся искусств, иммунитет, один из видов иммунизации. П. п. проводят для предупреждения одной или неск. (до 5-7) инфекц. болезней. П. п. против ряда инфекций (туберкулёз, натуральная оспа, дифтерия, коклюш, корь, полиомиелит; у животных - бруцеллёз, чума свиней и кр. рог. скота, ящур) проводят в плановом порядке; против нек-рых инфекций (брюшной тиф, сибирская язва, туляремия и др.) П. п. проводят по эпидемиологич. показаниям. П. п. используют и как меру индивидуальной профилактики для лиц, общавшихся с инфекционным больным, покусанных клещами, подозрительными на бешенство животными и др. В период иммунизации против нек-рых инфекций обязательно соблюдение спец. режима. См. также Иммунопрофилактика.

Лит.: Практическая иммунология, М., 1969.

ПРИВИВОЧНАЯ МАШИНА, настольная машина для нарезки шипов и пазов на прививаемых виноградных черенках (привое и подвое). Подготовленные черенки соединяют вручную. Производительность П. м. 500 пар черенков за 1 ч. Приводится в действие от электродвигателя мощностью 0,12 квт.

ПРИВИДЕНЬЕВЫЕ, палочники (Phasmoptera), отряд насекомых, родственных прямокрылым. Тело, дл. до 30-35 см, вытянуто или уплощено (у листотелов). Ротовые органы грызущие. Пе-реднегрудь короткая, среднегрудь сильно удлинена, ноги длинные, ходильные. Крылья у большинства палочников отсутствуют. Ок. 2500 видов, распространённых преилг. в тропиках; в СССР - 7 видов палочников, из них 6 (род Ramulus) встречаются в пустынях Закавказья, Ср. Азии, юж. Казахстана и 1 вид (Васulum ussurianum) на Д. Востоке. Из Индии завезён в Европу и разводится в лабораториях Carausius morosus. П. раститель-ноядны, обитают на растениях, где почти незаметны вследствие большого сходства с ветвями, сучками или листьями (см. Мимикрия). Это сходство усиливается благодаря способности П. принимать критические позы и впадать в состояние, подобное каталепсии ("восковой гибкости"). Нек-рые П.- вредители, напр. Graeffea coccophaga объедает листву кокосовых пальм. Ф. Н. Правдин.

ПРИВИЛЕГИРОВАННАЯ АКЦИЯ, акция, по к-рой уплачивается твёрдый фиксированный доход, в отличие от обыкновенной акции, дивиденд по к-рой колеблется в зависимости от прибыли акционерного общества.

ПРИВОД, в сов. уголовно-процессуальном праве принудит. доставление органами милиции в суд, к следователю или лицу, производящему дознание, обвиняемого, подсудимого или подозреваемого в случае их неявки по вызову без уважительной причины. П. обвиняемого допускается без предварит, вызова, если он скрывается от следствия, не имеет постоянного места жительства и т. п. П. осуществляется только на основании определения суда, постановления следователя или лица, производящего дознание. Допускается также П. свидетелей, потерпевших и экспертов.

В гражданско-процессуальном праве П. ответчика возможен только в случаях, указанных в законе (напр., при истребовании содержания неимущему и нетрудоспособному супругу, по делам о взыскании алиментов на содержание детей), а также П. свидетеля, если он не явился по вторичному вызову.

ПРИВОД, энергосиловое устройство, приводящее в движение машину или механизм. П. состоит обычно из источника энергии, передаточного механизма и аппаратуры управления. Источником энергии служит двигатель (тепловой, электрич., пневматич., гидравлич. и др.) или устройство, отдающее заранее накопленную механич. энергию (пружинный, инерционный, гиревой механизм и др.). В нек-рых случаях П. осуществляется за счёт мускульной силы (напр., в ручных лебёдках, в нек-рых счётных, бытовых и др. механизмах и машинах - арифмометрах, швейных машинах, велосипедах ).

По характеру распределения энергии различают групповой, индивидуальный и многодвигательный П. В групповом П. движение от одного двигателя передаётся группе рабочих машин или механизмов через одну или неск. трансмиссий. Вследствие технич. несовершенства групповой П. почти полностью вытеснен индивидуальным П., в к-ром каждая рабочая машина имеет собств. двигатель с передачей. Такой П. позволяет работать при наиболее выгодной частоте вращения, производить быстрый пуск машины и торможение, осуществлять реверсирование. В многодвигательном П. отд. рабочие органы машины приводятся в движение самостоят. двигателем через свою систему передач. Такой П. позволяет получать компактную конструкцию машины, применять автоматич. управление; он используется в сложных металлорежущих станках, прокатных станах, подъёмно-трансп, машинах и др.

По назначению П. машин разделяют на стационарный, т. е. установленный неподвижно на раме или фундаменте; передвижной, используемый на движущихся рабочих машинах; транспортный, применяемый для различных трансп. средств. В качестве стационарного П. наиболее распространён электропривод, в к-ром источником механич. энергии является электродвигатель; на передвижных рабочих и трансп. машинах используются гл. обр. тепловые двигатели с непосредственной механич. или электрич. передачей. В произ-ве применяются также гидропривод магиин и пневматический П., в к-ром энергия вырабатываемого компрессором сжатого воздуха преобразуется в механич. энергию пневмодвигателями.

Развитие различных систем П. связано с созданием и совершенствованием двигателей. Уже первые паровые машины (Дж. Уатта, И. И. Ползунова и др.) потребовали применения передач и механизмов управления, к-рые в комплексе с паровым двигателем позволили получить экономичный, постоянно действующий источник механич. энергии, не зависящий от природных условий. В процессе дальнейшего развития П. были созданы паровые и гидравлич. турбины и двигатели внутреннего сгорания. С кон. 19 - нач. 20 вв. эти двигатели, объединённые с системами механич. передач, стали осн. типом П. трансп. и рабочих машин - автомобилей, самолётов, тракторов, экскаваторов и др. В нач. 20 в. в П. машин производств. назначения широкое применение получили двигатели электрические (сначала постоянного тока, а затем трёхфазные асинхронные двигатели, имеющие высокий кпд, надёжные в эксплуатации, экономичные). Переход к обслуживанию машин (особенно станков, кузнечно-прессового и др. оборудования) индивидуальным и многодвигательным П. дал возможность располагать рабочие машины в необходимой последовательности и подготовить условия для развития в пром-сти массового произ-ва. Объединение электропривода с машиной-орудием позволило создать станки-автоматы, а затем автоматич. системы машин (см. Автоматическая линия) и перейти к управлению произ-вом с помощью средств вычислительной техники. Электропривод получил также широкое применение в коммунальном и бытовом обслуживании (швейные, стиральные, кухонные машины, электробритвы и т. д.). В П. трансп. машин ведущая роль сохраняется за двигателями внутр. сгорания (в автомобилях, тепловозах, теплоходах), газовыми турбинами (в самолётах, газотурбовозах), ядерными силовыми установками (на подводных лодках, ледоколах, воен. кораблях). В нач. 70-х гг. 20 в. ок. 80% суммарной мощности всех существующих двигателей приходилось на долю транспортных. Для обеспечения сложных по режиму условий работы используются комбинированные П., напр. паровые турбины устанавливаются совместно с тепловыми двигателями или газовыми турбииами, гидропривод комбинируется с электроприводом и т. д. (гидроэлектропривод, газотурбогидропривод и др.). Мощность П. определяется возможностями применённого в нём двигателя. Диапазон мощностей П. совр. машин очень широк: от десятков Мвт (П. гребных винтов, мощных насосов, вентиляторов аэрогидродинамич. труб) до долей вт (микропривод электрич. часов).

Использование передаточных механизмов в П. машин обусловлено рядом конструктивно-эксплуатационных факторов: по условиям компоновки, габаритов, техники безопасности двигатель не всегда можно непосредственно соединить с исполнительным механизмом; требуемые скорости машины обычно не совпадают с оптимальной частотой вращения двигателя; в большинстве технологич. и трансп. машин необходимо обеспечить регулирование скоростей и возможность работы с большими моментами при малых скоростях (регулирование же скорости двигателя не всегда возможно и экономично); двигатели предназначены гл. обр. для равномерного вращат. движения, а рабочие органы машин осуществляют часто поступательное, винтовое и др. виды движений, а также движение с заданным законом изменения скоростей и т. д. в П. машин передачи выполняют с постоянным или регулируемым передаточным отношением. Наиболее часто в П. используются: механизмы, сохраняющие постоянное передаточное отношение,- редукторы и мультипликаторы (соответственно понижающие и повышающие частоту вращения); коробки передач (скоростей), позволяющие ступенчато изменять частоту вращения; вариаторы, обеспечивающие бесступенчатое регулирование числа оборотов и оптимальный скоростной режим; различные открытые передачи (ремённые, цепные, зубчатые и др.). П. механизмов дистанц. управления и контроля (в автомобилях, тракторах, мотоциклах) осуществляется с помощью гибких валов. Кроме механич. передач, в П. машин используются электрич., гид-равлич. и др. передачи. Применяется также т. н. встроенный привод, целиком смонтированный в рабочем органе машины (электробарабаны ленточных конвейеров и грузоподъёмных машин, приводные ролики роликовых конвейеров, мотор-колёса мощных автомобилей).

Аппаратура управления П. служит для пуска, остановки, изменения направления вращения, регулирования скорости, торможения, защиты двигателей и механизмов машин от перегрузок и повреждений, блокировки отд. механизмов и т. д.

Системы управления П. могут быть ручными, полуавтоматич. и автоматическими. При ручной системе все операции управления осуществляются аппаратами, непосредственно воздействующими на силовую цепь двигателя (рубильники, контроллеры, реостаты и др.) или на систему его питания, зажигания и т. д. При полуавтоматич. управлении непосредственное воздействие оказывается на спец. коман-доаппараты (кнопки, педали, командо-контроллеры, путевые и конечные выключатели и др.). Контакты командоаппа-ратов включены в маломощные вспомо-гат. цепи реле и контакторов, к-рые, в свою очередь, переключают силовые цепи двигателей без непосредств. участия человека. При автоматич. управлении начальный импульс для включения П. посылается механич. или электрич. реле или иными аппаратами (датчиками). В дальнейшем автоматич. работа системы поддерживается и контролируется электрич., механич., гидравлич. или др. аппаратами (регуляторами, распределителями, фото- и термоэлементами, логическими, программными, телевизионными устройствами и т. д.).

Автоматизация управления П. позволяет осуществлять регулирование скорости при заданной программе в функции пути, времени или нагрузки, регулирование ускорения и замедления, перераспределение нагрузки между П., точную остановку или реверс всех или отд. П., защиту от перегрузки, разноса, неправильного начального положения и т. п. Применение автоматизации (даже частичной) увеличивает надёжность и точность работы П., повышает производительность машин в целом, позволяет управлять П. на расстоянии. В ряде случаев автоматизация П. диктуется условиями безопасности труда (нежелательностью пребывания людей в токсичной или пыльной среде, при работе с радиоактивными материалами и т. п.). Автоматизация управления П. даёт возможность перейти от индивидуального управления рабочими машинами к автоматич. управлению производственными агрегатами участками, цехами (см. Автоматизация производства).

А. А. Пархоменко.

ПРИВОДИНО, посёлок гор. типа в Кот-ласском р-не Архангельской обл. РСФСР. Пристань на протоке Малой Сев. Двины. Расположен в 15 км к Ю. от ж.-д. ст. Ядриха (на линии Коноша - Котлас). Ре-монтно-эксплуатационная база речного флота.

ПРИВОДКА в полиграфии, операция подготовки печатных машин к печатанию тиража, обеспечивающая правильное положение оттиска на бумаге. Цель П.- получить поля заданных размеров, совместить оттиски на лицевой и оборотной сторонах листа, обеспечить точное совпадение отд. красок при многокрасочной печати. П. достигается путём перемещения печатной формы или её частей и изменением положения бумаги по отношению к форме. Совр. машины контролируют П. во время печати автоматически, с помощью устройств автоприводки: фотодатчик следит за спец. метками, электронная часть "анализирует" и осуществляет "команду", а исполнит. механизмы вносят поправку в положение формы или бумаги.

ПРИВОЙ, 1) черенок или щиток (часть коры) с почкой (глазком) культурного сорта, привитые на другом растении (подвое). 2) Культурная (надземная) часть растения, развившаяся из привитого черенка или глазка. В плодоводстве черенки (привои) для прививки срезают в маточном саду, заложенном при плодовом питомнике или в промышленных садах. Качество П. зависит от состояния маточных деревьев (они должны быть здоровыми, урожайными, устойчивыми против неблагоприятных природных условий) и условий хранения черенков.

ПРИВОКЗАЛЬНЫЙ, посёлок гор. типа в Волоколамском р-не Московской обл. РСФСР. Расположен в 6 км к Ю. от Волоколамска. Ж.-д. станция в 125 км к С.-З. от Москвы. Предприятия ж.-д. транспорта и стройматериалов, льнозавод, птицекомбинат.

ПРИВОКЗАЛЬНЫЙ, посёлок гор. типа в Верхотурском р-не Свердловской обл. РСФСР. Расположен на р. Тура (басс. Оби). Ж.-д. ст. (Верхотурье) на линии Гороблагодатская - Серов. Предприятия ж.-д. транспорта и лесной пром-сти.

ПРИВОЛЖСК, город (с 1938) в Фурмановском р-не Ивановской обл. РСФСР. Расположен на р. Шача (приток Волги), в 20 км от г. Фурманова. 20 тыс. жит. (1974). Яковлевский льнокомбинат, ювелирный, асфальтовый з-ды и др. Вечерний текст. техникум.

ПРИВОЛЖСКАЯ ВОЗВЫШЕННОСТЬ, возвышенность вдоль правого берега Волги, от г. Горького до г. Волгограда. Выс. до 375 м (Жигули). Сложена мезозойскими и палеогеновыми песками, глинами, мергелями, мелом, опоками. На С. и в местах тектонич. валов и куполов выходят палеозойские известняки и доломиты. Вост. и сев. склоны П. в. крутые, зап. склон пологий. Преобладает эрозионный рельеф, осложнённый вдоль берега Волги оползнями; в ряде мест развит карст (Жигули и др.); лесостепные и степные ландшафты. Терр. сильно распахана (осн. культуры: пшеница, кукуруза, конопля). Полезные ископаемые: нефть, горючие газы и сланцы, фосфориты, минеральные стройматериалы.

ПРИВОЛЖСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА, объединяет участки железной дороги, расположенные гл. обр. в р-не Ниж. Поволжья. Эксплуатац. длина дороги (1972) 4459 км, или 3,2% от протяжённости всей сети жел. дорог СССР. Управление дороги в Саратове. Организована в 1953 из участков быв. Рязано-Ураль-ской и Сталинградской ж. д. Регулярное движение от Саратова на Москву открыто в 1870. Имеет 5 отделений: Астраханское, Волгоградское, Ртищевское, Саратовское и Ершовское. Граничит с Северо-Кавказской ж. д. по станциям Трусо-во (в р-не Астрахани) и Котельниково; с Казахской ж. д. по станциям Аксарайская (в р-не Астрахани) и Озинки; с Куйбышевской ж. д. по станциям Сенная, Чагра и Пенза; с Юго-Восточной по станциям Тоновка, Обловка, Пово-рино, Филонове, Морозовская.

Обслуживает в основном Астраханскую, Волгоградскую и Саратовскую обл., а также Пензенскую, Воронежскую, Тамбовскую, Ростовскую обл. РСФСР, Уральскую и Гурьевскую обл. Казах. ССР. Дорога тесно взаимодействует с речным транспортом: Астраханский, Волгоградский и Саратовский узлы, Камышин и др. (на Волге); ст. Донская (на Дону), порты и пристани Волго-Донского судоходного канала.

В дореволюц. время в грузообороте дороги преобладали с.-х. грузы. Важную роль играли перевозки рыбы и соли из оз. Баскунчак. За годы Сов. власти на терр., прилегающей к П. ж. д., возникло много пром. предприятий и ряд пром. центров-Саратовский, Волгоградский, Астраханский, Балаковский, Вольский, Камышинский и др. В годы Великой Отечеств. войны 1941-45 П. ж. д. являлась прифронтовой и осуществляла перевозки для обеспечения войск во время Сталинградской битвы 1942-43; была разрушена. За послевоенные годы полностью восстановлена и коренным образом реконструирована. Почти все осн. участки П. ж. д. переведены на тепловозную тягу. Перевозка грузов на наиболее важных направлениях выполняется электровозной тягой. Большая часть дороги оснащена автоблокировкой и диспетчерской централизацией стрелок и сигналов и др. совр. тех-нич. средствами по управлению движением поездов.

Грузооборот П. ж. д. (1973) 103 млрд. т-км, или 3,5% от сетевого. В перевозках значит. удельный вес имеют нефтяные, минеральные грузы, стройматериалы, зерно, мука, лес (перевалка с водного на ж.-д. транспорт). Грузонапряжённость дороги ок. 23 млн. т*км/км. В связи с географич. положением дороги св. 4/2 перевозок совершается транзитом. Развиты пасс, перевозки, из них примерно 4/5 в пригородном сообщении и 1/5 в дальнем. Наиболее интенсивный пассажирообмен дорога осуществляет с Московской, Северо-Кавказской, Юго-Восточной и Куйбышевской ж. д. Удельный вес П. ж. д. в суммарном пассажирообороте сети ж. д. СССР во всех сообщениях составляет неск. менее 3% (в пригородном - ок. 1,5% ).

Награждена орденом Ленина (1970).

Е. Д. Хануков.

ПРИВОЛЖСКИЙ, посёлок гор. типа в Саратовской обл. РСФСР, подчинён Энгельсскому горсовету. Расположен на лев. берегу Волги, в 12 км к Ю. от г. Энгельса. Ж.-д. станция (Анисовка) на линии Саратов - Урбах. 27,2 тыс. жит. (1974). Мясокомбинат.

ПРИВОЛЬЕ, город (с 1963) в Ворошиловградской обл. УССР, подчинён Лисичанскому горсовету. Расположен на р. Северский Донец (правый приток Дона), в 10 км от ж.-д. ст. Рубежное (на линии Камышеваха - Купянск). 12 тыс. жит. (1974). Добыча кам. угля.

ПРИВЫЧКА, сложившийся способ поведения, осуществление к-рого в определённой ситуации приобретает для индивида характер потребности. В основе П. лежит навык выполнения соответствующего действия, однако, в отличие от навыка, решающим моментом в формировании П. оказывается не столько освоение умения, или способа действия, сколько образование новой (функциональной) потребности в его реализации при определённых условиях (напр., потребность мыть руки перед едой). Реализация П. является обычно непроизвольной и в значит, мере бессознат. формой поведения. П. могут быть продуктом направленного воспитания, но часто складываются совершенно стихийно; могут быть узко ситуативными (напр., П., уходя, гасить свет), но могут также представлять собой характерную особенность поведения человека в целом (П. быстро ходить, тихо говорить и т. д.). П. возникают в любых сферах деятельности и захватывают все стороны жизни. С точки зрения социальных норм поведения, а также в отношении к процессу формирования личности одни П. могут расцениваться как полезные, ведущие к формированию положит. черт характера, другие - как вредные, приводящие к дурным наклонностям. Отд. П. (прежде всего нравственные) могут непосредственно перерастать в устойчивые черты характера человека.

А. А. Пузырей.

ПРИВЫЧНЫЙ ВЫВИХ, заболевание суставов, при к-ром вывих возникает при минимальном воздействии на сустав, а иногда и без него (напр., во сне при расслаблении мускулатуры). Чаще всего наблюдается в плечевом суставе. Обычная причина П. в. - травматич. вывих, при к-ром всегда повреждаются капсула сустава и его связки. При недостаточной иммобилизации после первого вывиха капсула сустава и связки растягиваются и теряют свои стабилизирующие сустав функции, создавая предпосылки для развития П. в.; при последующих вывихах атрофируются также и мышцы конечности. Иногда больные могут самостоятельно вызывать и устранять вывих (т. н. произвольный П. в.). П. в. надколенника возникает при врождённых аномалиях мышц бедра. При возникновении П. в. необходимо проведение рентгенографии и неотложное вправление с последующей полноценной иммобилизацией. При упорно повторяющемся П. в. лечение хирургическое.

Профилактика: полноценная иммобилизация при травматич. вывихе на срок не менее 3 недель.

ПРИВЫШНЫЙ ВЫКИДЫШ, повторяющийся самопроизвольный аборт, возникающий без всяких вмешательств. Может развиваться при неполноценности плодного яйца (см. Плод), недоразвитии матки (инфантилизм), опухолях (напр., миоме), изменениях шейки матки (т. н. ист-мико-цервикальная недостаточность), воспалит. заболеваниях матки и т. д. П. в. способствуют общие и хронич. инфекции, интоксикации, гиповитаминозы (особенно С и Е), сердечно-сосудистые и эндокринные заболевания, болезни печени, почек и др. Травма является разрешающим фактором при наличии предрасполагающих моментов (инфантилизм и пр.).

П. в. чаще всего происходит в первые 2 мес беременности; при истмико-цервикальной недостаточности характерен П. в. в более поздние сроки (после 14 мед беременности). Проявляется П. в. схваткообразными болями внизу живота п кровянистыми выделениями из половых путей; плодное яйцо начинает постепенно отслаиваться от стенок матки (угрожающий аборт) и частично или полностью изгоняется из неё (неполный, полный аборт).

Лечение: при угрожающем аборте - срочная госпитализация, т. к. в начальных стадиях П. в. обратим. Лечение неполного аборта - хирургическое. Профилактика: устранение причин П. в. до и во время беременности.

Лит.: Бодяжина В. И., Любимова А. И., Розовский И. С., Привычный выкидыш, М., 1973.

ПРИВЯЗКА ОСНОВЫ, соединение узлами концов нитей доработанной основы с концами нитей вновь подготовленной основы. Осуществляется узловязалъными машинами. Для П. о. применяются узлы различных типов: однопетельные (ткацкие), двухпетельные (портновские), самозатягивающиеся и др.

ПРИВЯЗЬ, приспособление для привязывания животных в определённом месте помещения (стойлах, доильных площадках и др.), иногда на пастбищах, местах стоянок и др. П. не позволяет животным уходить далеко вперёд или назад, влезать ногами в кормушки, навозные канавки, ложиться поперёк стойл. По своему назначению и действию П. подразделяют на индивидуальные и групповые, по конструкции - на вертикальные и горизонтальные. Из индивидуальных наибольшее распространение имеет вертикальная цепная двухконцевая П. (рис. 1), состоящая из 2 отрезков цепей дл. 155 и 50 см, имеющих на концах кольца. Длинную цепь прикрепляют к полу или переднему борту кормушки и подвешивают вертикально на крюк стойловой рамы. Короткую цепь надевают на длинную и охватывают ею шею животного. Применяют также тросовую индивидуальную П. Груп-

Рис. 1. Индивидуальная вертикальная цепная привязь: 1- длинная цепь; 2 - короткая цепь.

Рис. 2. Групповая цепная привязь: я -в раскрытом виде; 6 - в закрытом виде; 1 - длинная цепь; 2 - короткая цепь; 3 - двойная цепь; 4 и 5 - тросы; 6 -приводной барабан.

новые П. бывают цепные и хомутовые. Из цепных наиболее распространена П. (рис. 2), состоящая из 3 цепей, присоединённых к двум тросам, и барабана. Для привязывания животных такой П. поворачивают рукоятку барабана и перемещают тросы, к-рые тянут за собой цепи. Цепь 1 с тросом 5 протягивается внутри цепи 3, образуя ошейник, к-рый свободно перемещается снизу вверх. Для отвязывания барабан поворачивают в обратную сторону, и цепи раздвигаются, освобождая животных. Групповая хомутовая П. (рис. 3) состоит из трубчатых ошейников, прикреплённых к ползунам, перемещающимся по горизонтальному трубопроводу стойловой рамы, и привода. При повороте рычага привода ползуны перемещаются в противоположные направления, ошейники раздвигаются, и животные могут свободно выходить из стойла. Поворотом рычага привода в обратную сторону сближают рамки ошейника, и животные оказываются привязанными в стойлах.


Рис. 3. Групповая хомутовая привязь: 1 - трубчатый ошейник; 2 - ползун; 3 - привод.

ПРИГОВОР, решение, вынесенное судом в результате суд. разбирательства уголовного дела и устанавливающее виновность или невиновность подсудимого, меру наказания виновного, а также другие правовые последствия признания виновности или невиновности подсудимого. В СССР при помощи П. гос-во защищает общество и граждан от преступных посягательств, т. к. именно в П. суд от имени гос-ва даёт общественно-политич. оценку преступлению и лицу, его совершившему. Закон предъявляет высокие требования к П.: он должен быть законным, обоснованным, справедливым, убедительным, мотивированным. Чтобы отвечать этим требованиям, П. должен быть основан на доказательствах, рассмотренных судом в суд. заседании, выражать объективную истину.

Сов. уголовному процессу известны два вида П.: обвинительный и оправдательный. Если к моменту рассмотрения дела в суде деяние потеряло обществ. опасность или лицо, его совершившее, перестало быть общественно опасным, суд выносит обвинит. П. без назначения наказания. Оправдат. П. выносится при неустановлении состава преступления ипри недоказанности участия подсудимого в совершении преступления. Каждый П. состоит из 3 частей: вводной, описательной (описательно-мотивировочной или мотивировочной) и резолютивной. В силу исключит, важности П. уголовно-процессуаль-ный закон предусматривает особый порядок его постановления и провозглашения. П. выносится в совещательной комнате, где могут находиться лишь лица, входящие в состав суда по данному делу (закон охраняет тайну совещания суда). Руководит совещанием председательствующий в судебном заседании. Все вопросы решаются простым большинством голосов, при этом голос нар. заседателя равен голосу председательствующего. Судья, оставшийся в меньшинстве, вправе изложить особое мнение. П. подписывается всеми судьями, в т. ч. и тем судьёй, к-рый остался при особом мнении. После подписания П. провозглашается в суд. заседании (все присутствующие в зале суда выслушивают П. стоя). П. излагается на том языке, на к-ром происходило суд. разбирательство. Если П. изложен на языке, к-рым подсудимый не владеет, то вслед за провозглашением П. должен быть прочитан в переводе на родной язык подсудимого или др. язык, к-рым он владеет. Копия П. вручается осуждённому или оправданному. Гарантией того, что в исполнение будет приведён только законный и обоснованный П., служит возможность его кассационного обжалования и опротестования в порядке суд. надзора.

ПРИГОЖИН (Prigogine) Илья Романович (р. 25.1.1917, Москва), бельгийский физик и физикохимик. Член (1953) и президент (с 1969) Королев. академии Бельгии. Окончил Брюссельский ун-т и с 1942 преподаёт там же (с 1947 проф.). С 1962 директор Междунар. ин-та физики и химии (Сольве, Бельгия). С 1967 директор Н.-и. центра по статистич. механике и термодинамике в Техасском ун-те (США). Осн. труды по термодинамике и статистич. механике неравновесных процессов. Сформулировал одну из осн. теорем теории неравновесных процессов (см. Пригожина теорема). Инициатор применения методов теории неравновесных процессов в биологии. Член мн. академий мира.

С о ч. в рус. пер.: Введение в термодинамику необратимых процессов, М., 1960; Неравновесная статистическая механика, М., 1964; Термодинамическая теория структуры, устойчивости и флуктуации, М., 1973 (совм. с П. Гленсдорфом).

ПРИГОЖИНА ТЕОРЕМА, теорема термодинамики неравновесных процессов; согласно П. т., стационарному состоянию системы (в условиях, препятствующих достижению равновесного состояния) соответствует миним. производство энтропии. Если таких препятствий нет, то производство энтропии достигает своего абс. минимума - нуля. Доказана И. Р. Пригожиным в 1947 из соотношений взаимности Онсагера (см. Онсагера теорема).

П. т. справедлива, если кинетич. коэффициенты в соотношениях Онсагера постоянны; для реальных систем П. т. справедлива лишь приближённо, поэтому минимальность производства энтропии для стационарного состояния не является столь общим принципом, как максимальность энтропии для равновесного состояния (см. Второе начало термодинамики).

Лит.: Гроот С., Мазур П., Нерав-новесная термодинамика, пер. с англ., М., 1964; Пригожий И., Введение в термодинамику необратимых процессов, пер. с англ., М., 1960. Д. Н. Зубарев.

ПРИГОРОВСКИЙ Михаил Михайлович [25.1(6.2).1881, Клинцы, ныне Брянской обл.,-21.7.1949, Москва], советский геолог, специалист по угольным месторождениям, засл. деят. науки и техники РСФСР (1946), доктор геолого-минералогич. наук (1935). Окончил Моск. ун-т (1904). Сотрудник Геол. к-та (1906-19), проф. Моск. горной академии (1920-38) и Моск. областного педагогич. ин-та (1938-49). В 1918 по инициативе П. были организованы разведочные работы в Подмосковном, с 1920 - в Челябинском угольных бассейнах, а в 1925 - на Сев. Сахалине (на уголь и нефть). В 1934-37 возглавлял работы по подсчёту запасов углей СССР. Описал типы и особенности угленосных бассейнов СССР. Занимался также исследованиями и поисками фосфоритов, жел. руд, огнеупорного сырья в центр, р-нах Европ. части СССР. Награждён орденом "Знак Почёта".

Соч.: Геологические исследования и палеогеографический анализ при разведках yгленосных районов СССР, М., 1948; Артезианские воды Русской равнины,, -"Известия Геологического комитета", 1922, т. 41, № 1.

Лит.: Михаил Михайлович Пригоровский, "Уч. зап. Московского областного педагогического ин-та", 1951, т. 17.

ПРИГОРОД, населённый пункт, расположенный за пределами административной городской черты, б. ч. вблизи от неё. В обоих случаях П. носит самостоят. название. Сростом осн. города П., лежащий в непосредственной близости к нему, обычно сливается с ним. П. отличается от города-спутника большей близостью к осн. городу и зависимостью от него, иногда в административном отношении подчинён ему. Входит в пригородную зону.

ПРИГОРОДНАЯ ЗОНА, территория, окружающая город и находящаяся с ним в тесной функциональной экономич., санитарно-гигиенич., архитектурной и др. видах взаимосвязи и взаимозависимости. П. з. имеет разностороннее хоз. значение, выполняет оздоровительные функции для гор. населения. Город является местом работы нек-рой части населения П. з., а также служит гл. культурным центром П. з.

В П. з. размещаются пригороды, города-спутники, отд. производственные предприятия, аэропорты, ж.-д. станции, порты, а также обслуживающие город устройства водоснабжения, очистные сооружения, склады, торг. базы и др. Часть территории П. з. используется в с. х-ве, к-рое специализируется преим. на снабжении города свежими овощами, продуктами животноводства и птицеводства. В П. з. размещаются аграрно-пром. комплексы, тепличные х-ва, питомники, с.-х. опытные станции и мн. др.

В П. з. сохраняются и охраняются естественно-природные богатства - леса, лесопарки, реки, озёра и др. водоёмы, создаются зоны массового отдыха.

Определённые площади отводятся под дачные и садовые посёлки, санатории, дома отдыха, пансионаты, спортивно-оздоровительные и детские лагеря. В процессе урбанизации П. з. является территориальным резервом для развития и роста города. Наиболее рациональное использование терр. П. з. для всех этих функций требует комплексного составления генеральных планов городов и их П. з., что достигается в социалистич. странах осуществлением проектов районной планировки П. з.

Лит.: Xауке М. О., Пригородная зона большого города, М., 1960; Давидович В. Г., Планировка городов и районов, 2 изд., М., 1964; Расселение в пригородных зонах, М., 1971 (Вопросы географии, сб.87); Перцик Е. Н., Районная планировка, М., 1973. С. А. Ковалёв.

ПРИГРАНИЧНЫЕ СРАЖЕНИЯ 1941, боевые действия сов. войск прикрытия и пограничных войск 22-29 июня в приграничных р-нах СССР на терр. Литвы, Зап. Белоруссии и Зап. Украины против войск фаш. Германии во время Великой Отечественной войны Советского Союза 1941-45, на границе с Финляндией вражеские войска перешли в наступление 29 июня, а на границе с Румынией -1 июля.

Готовясь к войне против СССР, фаш. Германия сосредоточила у границ СССР мощные ударные группировки и развернула их: группу армий "Север" - на ленинградском, группу армий "Центр" -на московском, группу армий "Юг" - на киевском направлениях (подробнее см. "Барбаросса план").

Зап. границы СССР с Германией, где в начале войны происходили П. с., прикрывали особые Прибалтийский (команд. ген.-полк. Ф. И. Кузнецов), Западный (команд, ген. армии Д. Г. Павлов), Киевский (команд. ген.-полк. М. П. Кирпонос) воен. округа, преобразованные в первый день войны в Сев.-Зап., Зап. и Юго-Зап. фронты. В 1940-41 Коммунистич. партия и Сов. пр-во провели огромную работу по повышению обороноспособности страны. Однако мн. мероприятия из-за недостатка времени завершить не удалось. Были также допущены просчёты в определении времени возможного нападения фаш. Германии на СССР. Войска зап. приграничных округов к началу нападения противника не были приведены в боевую готовность. Мн. соединения и части находились в местах постоянного расквартирования или в лагерях, их укомплектованность составляла 60-70% от штатов воен. времени, не хватало средств связи, боеприпасов, горючего.

Армии прикрытия Сев.-Зап. фронта (8-я и 11-я, команд, ген.-м. П. П. Собенников и ген.-л. В. И. Морозов) на фронте в 300 км имели 19 дивизий, Зап. фронта (3-я, 10-я и 4-я, команд, ген.-л. В. И. Кузнецов, ген.-майоры К. Д. Голубев и А. А. Коробков) на фронте в 470 км - 27 дивизий и Юго-Зап. фронта (5-я, 6-я и 26-я, команд, ген.-м. М. И. Потапов, ген.-лейтенанты И. Н. Музыченко и Ф. Я. Костенко) на фронте в 480 км - 25 дивизий, но эти соединения занять указанные им рубежи не успели. Дивизии первого эшелона находились в 8-20 км, а второго эшелона в 50-100 км от границы. Непосредственно вблизи границы, в 3-5 км за линией пограничных застав, располагались лишь отд. роты и батальоны.

22 июня ок. 4 часов утра нем.-фаш. войска начали воен. действия против СССР, к-рые для сов. сухопутных войск и авиации оказались внезапными. Сов. авиация понесла тяжёлые потери, и врагу удалось завоевать господство в воздухе. После сильной арт. подготовки в наступление перешли передовые части, а затем и главные силы противника. Первыми вступили в сражения с врагом пограничные войска и батальоны укреплённых р-нов. Напряжённые бои шли за переправы и мосты через пограничные реки, за опорные пункты застав. Величайшую стойкость и самоотверженность проявили бойцы и командиры застав Августовского, Брестского, Владимир-Волынского, Перемышльского, Рава-Русского и др. пограничных отрядов. Нек-рые заставы и гарнизоны укреплённых р-нов успешно отразили все атаки передовых нем.-фаш. частей, но, будучи обойдёнными с флангов, вынуждены были пробиваться на соединение со своими частями или переходить к партиз. действиям. Мн. заставы героически погибли при отражении врага. Несмотря на господство авиации противника и многократное превосходство в пехоте, танках, артиллерии, сов. войска оказывали врагу яростное сопротивление; бои за уцелевшие оборонит. сооружения, населённые пункты, за выгодные рубежи носили очаговый характер. Вступление войск прикрытия в сражения по частям и отсутствие сильных резервов не позволяли создать сплошной фронт обороны. Противник обходил сов. войска с флангов, прорывался в их тылы. Потеряв связь с соседями, части сов. войск вынуждены были оказывать сопротивление в окружении или отступать на тыловые оборонит. рубежи. Командование и штабы фронтов и многих армий вследствие нарушения связи не имели возможности организовать управление войсками. К концу первого дня войны противнику на направлениях главных ударов на Сев.-Зап. и Зап. фронтах удалось продвинуться на 35-50 км; на Юго-Зап. фронте - на 10-20 км.

Мор. границы на 3. обеспечивали: Сев. (команд. контр.-адм. А. Г. Головко), Краснознамённый Балт. (команд, вице-адм. В. Ф. Трибуц), Черноморский (команд. вице-адм. Ф. С. Октябрьский) флоты, Пинская и Дунайская воен. флотилии. С началом войны фаш. авиация нанесла удары по воен.-мор. базам Кронштадт, Либава (Лиепая), Виндава (Вентспилс), Севастополь, но была встречена огнём ПВО и значит. результатов не добилась. Осн. противником сов. ВМФ оказались не ВМС Германии, а её сухопутные войска и ВВС. Первый удар приняла на себя воен.-мор. база Либава (Лиепая), гарнизон к-рой 24-27 июня героически сражался в окружении. На мор. коммуникациях Балт. и Чёрного морей были развёрнуты подводные лодки, ставились минные заграждения. Почти вся авиация Балт. флота действовала против сухопутных войск противника. 23-25 июня авиация Черноморского флота нанесла бомбовые удары по объектам Сулины и Констанцы; 26 июня по Констанце был нанесён удар кораблей Черноморского флота совместно с авиацией.

Гл. Воен. совет вечером 22 июня направил Воен. советам Сев.-Зап. и Юго-Зап. фронтов директивы, требовавшие нанести с утра 23 июня по прорвавшимся группировкам врага решительные контрудары. Однако на подготовку контрударов отводилась только одна ночь, а предназначенные для них войска уже 22 июня были втянуты в бои или находились в 200-400 км от рубежей развёртывания. Несмотря на сложность обстановки, в полосе Сев.-Зап. фронта на шяуляйском направлении 23-25 июня был проведён контрудар по войскам 4-й нем. танк. группы силами 3-го и 12-го механизированных корпусов неполного состава. Бои носили упорный характер. Наступление противника было задержано на два дня, но остановить его продвижение не удалось. К исходу 25 июня моторизованные корпуса 4-й нем. танк. группы продвинулись в сторону Даугавпилса на 120 км. На Зап. фронте войска 4-й армии, прикрывавшие брестско-барановичское направление, к 25 июня вынуждены были отступить на глубину до 200 км. На гродненском направлении против 3-й танк. группы и 9-й армии противника 23-24 июня был проведён контрудар силами 6-го и 11-го механизированных корпусов и частью сил 3-й армии. Все выделенные для контрудара дивизии этих корпусов и 6-го кав. корпуса не успели сосредоточиться в исходные р-ны. Одновременности удара не получилось, поэтому в ходе двухдневных ожесточённых боёв сов. войскам не удалось задержать противника. 3-я нем. танк. группа на вильнюсско-минском направлении к исходу 25 июня продвинулась на 230 км. 25 июня по указанию Ставки Гл. командования войска начали отход из Белостокского выступа на В. На Юго-Зап. фронте к 24 июня на ровенском направлении на стыке 5-й и 6-й армий образовался разрыв шириной ок. 50 км, в к-рый устремились войска 1-й нем. танк. группы и 6-й армии. Создалась угроза охвата осн. сил фронта с С. Для проведения контрудара по прорвавшейся танк, группировке врага фронт привлёк 4-й, 8-й, 9-й, 15-й, 19-й и 22-й механизированные корпуса, 31-й, 36-й и 37-й стрелк. корпуса, но не смог ввести их в сражения одновременно.

С 24 июня в р-не Луцка, Брод, Ровно, Дубно развернулось крупное танк. сражение, длившееся до 29 июня. В нём участвовало с обеих сторон ок. 1,5 тыс. танков. Войска фронта задержали на неделю наступление противника, к-рый понёс большие потери, сорвали его попытку прорваться с ходу к Киеву и замысел командования нем. группы армий "Юг" окружить главные силы Юго-Зап. фронта. П. с. завершились отходом войск Сев.-Зап. фронта к Зап. Двине от Риги до Даугавпилса, Зап. фронта - в Минский укреплённый р-н и к Бобруйску и Юго-Зап. фронта - на линию Дубно, Остров, Кременец, Львов. 30 июня, после того как враг ввёл в сражение дополнительные силы, по указанию Ставки Гл. командования Юго-Зап. фронт начал отвод войск на линию старых укреплённых р-нов вдоль гос. границы 1939. В тылу противника в р-не Волковыска и Налибок-ской пущи вели борьбу в окружении 11 дивизий Зап. фронта, сковав ок. 25 дивизий нем. группы армий "Центр". На границе продолжали героич. борьбу защитники Брестской крепости. Несмотря на то что главная задача армий прикрытия оказалась невыполненной, их героич. борьба с ударными группировками врага в первую неделю войны сорвала его замысел, предусматривавший уничтожение главных сил сов. войск в приграничных р-нах.

Лит.: Вторая мировая война 1939-1945. Военно-исторический очерк, М., 1958; История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941 - 1945, т. 2, М., 1963; История Второй мировой войны, т. 4, М., 1975. К. А. Черёмухин.

ПРИДАНОЕ, имущество в форме денег, вещей, недвижимости и пр., выделяемое невесте родителями или родственниками при вступлении её в брак. Обычай возник в период распада родовой организации, когда происходил переход к моногамному браку (см. Моногамия). Первоначально П. являлось выделом из общего имущества родовой группы и продолжало считаться собственностью рода замужней женщины. По смерти бездетной женщины П. возвращалось в её род. С укреплением патриархата П. первоначально составляло общую собственность супругов, но позднее обычно поступало в единоличную собственность мужа.

П. сохраняется и играет важную роль в бурж. браке. В большинстве капита-листич. стран законодательство предоставляет мужу право единолично управлять имуществом семьи, включая и П. жены. В СССР П. потеряло своё значение. Сохраняется у незначит. части населения, гл. обр. сельского, и не подлежит правовой регламентации.

ПРИДАТОЧНЫЕ ОРГАНЫ у растений (адвентивные органы), почки, корни и др. органы, возникающие в местах, в к-рых они обычно не развиваются. Так, придаточные почки часто возникают не в пазухе листьев и не на верхушке стебля, как обычно, а на междоузлии, корнях или листьях. Придаточные корни могут возникать на стебле, листе. Во всех случаях П. о. образуются из вторичных образовательных тканей (меристем), к-рые возникают в паренхиме зрелого органа (в перицикле, флоэме стебля, корня, в паренхиме листа). П. о. имеют большое биологич. значение. Так, придаточные почки тополя, осины, ивы, белой акации, а также трав и кустарников (осот, бодяк, молочай, щавелёк, хрен, малина, ежевика, барбарис) образуют мощную корневую поросль, обеспечивая их вегетативное размножение (см. также Корнеотпрысковые растения).

Значительно реже придаточные почки образуются на листьях. Так, у бриофил-лума из придаточных почек на зубчиках листа развиваются побеги; на листе укоренённой черенком бегонии придаточные почки возникают на жилках листовой пластинки. Придаточные почки могут развиваться на каллюсе, образующемся при черенковании и прививках на срезанных листьях. Иногда П. о. выполняют необычную для них функцию; таковы корни-прицепки плюща, ванили; придаточные корни ряда фикусов, цепляющиеся за опору; воздушные (придаточные) корни тропич. орхидей, оромелиевых, ароидных, поглощающие воду атм. осадков; у нек-рых эпифитных орхидей придаточные корни зеленеют и ассимилируют. Л. В. Кудряюое.

ПРИДАТОЧНЫЕ ПАЗУХИ НОСА, воздухоносные полости в нек-рых костях лицевого черепа, сообщающиеся с полостью носа посредством узких каналов или щелей. Верхнечелюстная, или гайморова, пазуха расположена в теле верхнечелюстной кости; отверстие, соединяющее её с полостью носа, находится в среднем носовом ходе. Лобная пазуха расположена между пластинками глазничной части и чешуи лобной кости; сообщается с полостью носа через лобно-носовой канал, открывающийся в передней части среднего носового хода. Решётчатый лабиринт состоит из 2-5 и более различных по величине и форме воздухоносных ячеек, передние из к-рых открываются в средний носовой ход, задние - в верхний. Основная, или клиновидная, пазуха расположена в теле основной кости, непосредственно позади решётчатого лабиринта; на передней стенке в каждой половине пазухи находятся отверстия, к-рые соединяют её с полостью носа. Слизистая оболочка П. п. н. похожа по своему строению на слизистую оболочку полости носа, но значительно тоньше её и сравнительно беднее сосудами и железами. Из патологии П. п. н. чаще встречается воспаление их слизистой оболочки - синуиты, а также травмы.

ПРИДВОРНАЯ ПЕВЧЕСКАЯ КАПЕЛЛА, см. Ленинградская академическая капелла им. М. И. Глинки.

ПРИДЕЛ (в православном храме), пристройка со стороны юж. (или сев.) фасада или специально выделенная часть основного здания, имеющая дополнительный алтарь для отдельных богослужений.

ПРИДИ ПАНОМИОНГ (р. 11.5.1900, Аюттхая), политич. и гос. деятель Таиланда (Сиама). Получил юрид. образование. В 20-е гг. жил во Франции. По возвращении на родину (1926) преподавал в юрид. школе в Бангкоке и служил в Департаменте законодат. проектов. Основатель Нар. партии, выступавшей за введение в Сиаме конституции и сыгравшей руководящую роль в революц. перевороте 1932. Составил проект социально-экономич. реформ, проведение к-рых объективно способствовало бы переходу Сиама на нека-питалистич. путь развития. Проект в марте 1933 был провален в парламенте правыми депутатами, а П. П. выслан из страны. Вернулся в 1934. В 1934 мин. внутр. дел, в 1935-38 мин. иностр. дел, в 1938-1942 мин. финансов. Один из организаторов и руководителей антияпон. освободит. движения "Свободное Таи" в период 2-й мировой войны 1939-45. В марте - авг. 1946 премьер-мин, и мин. финансов. После гос. переворота 1947 эмигрировал.

ПРИДНЕПРОВСК, город (с 1956) в Днепропетровской обл. УССР. Подчинён Индустриальному райсовету г. Днепропетровска. Расположен на Днепре, в 12 км от ж.-д. ст. Игрень (на линии Днепропетровск - Синельниково). Пристань. 18 тыс. жит. (1974). Приднепровская ГРЭС им. 50-летия Советской Украины. 3-д железобетонных конструкций, хлебозавод; ремонт энергетич. оборудования. Чаплинский гранитный карьер. Энергостроит. техникум.

ПРИДНЕПРОВСКАЯ ВОЗВЫШЕННОСТЬ, возвышенность между ср. течениями Днепра и Юж. Буга в УССР. Выс. ок. 200 л на С., 150м возвышенности лежит Украинский кристаллич. массив, породы к-рого перекрыты глинами, песками, лёс-сами и лёссовидными суглинками. Для рельефа характерно чередование уплощенных водоразделов с глубокими (до 60-80 м), нередко каньонообразными долинами рек. Большая часть распахана. Развиты зерновое хозяйство (озимая пшеница, кукуруза и др.), интенсивное животноводство, садоводство. Месторождения железных (Криворожский железорудный бассейн), марганцевых руд.

ПРИДНЕПРОВСКАЯ ГРЭС им. 50-летия Советской Украины, находится в г. Приднепровске Днепропетровской обл. УССР. Проектная мощность 2,4 Гвт. Сооружение начато в 1951. В 1966 введён последний агрегат. В машинном зале установлено 6 турбоагрегатов по 100 Мет, 4 по 150 и 4 по 300 Мет. Топливом служат донецкий уголь и природный газ. Водоснабжение прямоточное из р. Днепр. Станция входит в объединённую энергосистему Юга Европ. части СССР. Вырабатываемая электроэнергия передаётся по линиям электропередачи напряжением 330, 154 и 35 кв.

ПРИДНЕПРОВСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА, на Ю. Украины. Организована в 1958. Эксплуатац. длина (1974) 3275,9 км, или 2,4% от протяжённости всей сети жел. дорог СССР. Первый участок дороги от Лозовой до Александров-ска (Запорожье) с ветвью на Нижнедне-провск (у Екатеринослава) в 208 вёрст был сдан в эксплуатацию в 1873.

Управление в г. Днепропетровске. Дорога имеет 4 от деления: Днепропетровское, Криворожское, Запорожское и Крымское. Граничит с Донецкой ж. д. по ст. Красноармейское, Чаплине, Камыш-Заря; с Южной ж. д. по станциям Лозовая и Красноград; с Одесско-Кишинёвской ж. д. по станциям Вадим, Нововесёлая, До-линская и Высокополье. Обслуживает Днепропетровскую, Запорожскую, Крымскую обл., значит, часть Херсонской и нек-рые р-ны Харьковской обл. УССР. П. ж. д. взаимодействует с Черноморско-Азовским мор. пароходством (порты Бердянск, Керчь, Феодосия, Севастополь и Евпатория) и с Днепровским речным пароходством (пристани Запорожье, Днепропетровск, Никополь и Днепродзержинск).

Связывает Донбасс с Криворожским железорудным бассейном двумя широтными магистралями: Чаплино - Синельниково - Нижнеднепровск - Верховце-во - Пятихатки и Камыш-Заря - Пологи - Запорожье - Апостолово - Кривой Рог-Сортировочная - Долинская. Обслуживает ряд крупных пром. центров: Днепропетровск, Запорожье, Днепродзержинск, Кривой Рог, Павлоград, Никополь, Новомосковск и др., а также с.-х. р-ны.

Удельный вес П. ж. д. в общесоюзном отправлении и прибытии грузов по сети ж. д. весьма высок. Несмотря на сравнительно небольшую протяжённость, П. ж. д. превосходит мн. др. дороги по размерам отправления грузов и уступает только Донецкой и Западно-Сибирской ж. д., а по размерам прибытия - Донецкой, Московской и Западно-Сибирской ж. д. Однако в связи с относительно небольшой дальностью перевозок удельный вес П. ж. д. в грузообороте сети сравнительно невелик (82,1 млрд. т-км), т. е. менее 3% (1974). В перевозках грузов преобладают жел. и марганцевая руды, кам. уголь, кокс, чёрные металлы машины, стройматериалы, флюсы, зерно. Грузонапряжённость дороги св. 24 млн. m * км/км.

Велико значение П. ж. д. для пассажирских перевозок. Пассажирооборот (1974) 7,7 млрд. пасс*КМ. Она связывает общесоюзные здравницы Крыма со всей сетью железных дорог СССР, подходящих к П. ж. д. с севера, востока и запада; особенно велик поток пассажиров с северного направления в Крым и обратно по линии Лозовая - Запорожье - Мелитополь - Джанкой и далее до Симферополя, Керчи, Феодосии, Севастополя и Евпатории. Наиболее интенсивный пассажи-рообмен с Московской, Одесско-Кишинёвской, Донецкой, Юго-Западной, Южной, Северо-Кавказской, Октябрьской и Львовской ж. д. Развитию перевозок между Крымом и Кавказом способствовало создание железнодорожно-водной паромной переправы через Керченский прол. между станциями Крым и Кавказ, намного сократившей пробег подвижного состава. На П. ж. д. сильно развито пригородное пасс, движение (св. 4/5 всего отправления пассажиров), но из-за небольшой дальности перевозок его удельный вес в суммарном пассажире-обороте сравнительно невелик и колеблется в пределах 20-22%.

В годы Великой Отечеств, войны 1941-45 П. ж. д. была сильно разрушена, в т. ч. крупные мосты через р. Днепр. За послевоен. годы была не только полностью восстановлена, но и коренным образом реконструирована. Гл. меридианное направление (Лозовая - Запорожье -Симферополь - Севастополь) переведено на электрич. тягу, электрифицированы осн. широтные направления и пригородные участки. В 1973 77,7% грузооборота выполнялось электрич. тягой, 22,3%-тепловозной. Мн. участки дороги оборудованы автоматич. блокировкой и диспетчерской централизацией стрелок и сигналов. Осн. сортировочные станции оснащены совр. оборудованием. Построен ряд новых крупных вокзалов.

Награждена орденом Ленина (1971). Е. Д. Хануков.

ПРИДНЕПРОВСКАЯ НИЗМЕННОСТЬ, Днепровская низменность, низменность по левобережью Днепра в УССР. Представляет собой широкую долину Днепра с системой надпойменных террас. Ограничена Среднерусской и Приднепровской возв. Вые. 50-160 м, наибольшая 200 м, шир. до 120 км. Сложена флювиогляциальными и аллювиально-озёрными песками, суглинками, лёссами и лёссовидными суглинками. Б. ч. распахана. Характеризуется высокой с.-х. освоенностью, развитым животноводством и земледелием.

ПРИДОНСКАЯ ПОРОДА