загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна,окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ПРОМЫШЛЕННОМ, ЖИЛОМ И НЕ ТОЛЬКО...:
ПОНЯТИЯ:

МОНТАЖ (франц. montage - подъём установка, сборка, от monter - поднимать), сборка и установка сооружений конструкций, технологического оборудования агрегатов, машин (см. Сборка машин, аппаратов, приборов и др. устройств и готовых частей и элементов.
МОНТАЖ в строительстве - основной производственный процесс, выполняемый при возведении зданий и сооружений или и реконструкции, в результате которого устанавливают в проектное положение строительные конструкции, инженерное технологическое оборудование и др. МОНТАЖ технологического оборудования включает также присоединение его к источникам энергоснабжения системам очистки и удаления отходов оснащение приборами, средствами автоматизации и контроля
.


СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ в СССР, организационно обособленные производственно-хозяйственные единицы, основным видом деятельности которых является строительство новых, реконструкция, капитальный ремонт и расширение действующих объектов (предприятий, их отдельных очередей, пусковых комплексов, зданий, сооружений), а также монтаж оборудовани я. К государственным СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ относятся строительные и монтажные тресты (тресты-площадки, тресты гор. типа, территориальные, союзные специализированные тресты); домостроительные, заводостроительные и сельские строительные комбинаты; строительные, (монтажные) управления и приравненные к ним организации (напр., передвижные механизированные колонны, строительно-монтажные поезда и др.).
ПРОЕКТИРОВАНИЕ (от лат. projectus, буквально - брошенный вперёд), процесс создания проекта - прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния. Различают этапы и стадии ПРОЕКТИРОВАНИЯ, характеризующиеся определённой спецификой. Предметная область ПРОЕКТИРОВАНИЯ постоянно расширяется. Наряду с традиционными видами ПРОЕКТИРОВАНИЯ (архитектурно-строительным, машиностроительным, технологическим и др.) начали складываться самостоятельные направления ПРОЕКТИРОВАНИЯ человеко-машинных систем (решающих, познающих, эвристических, прогнозирующих, планирующих, управляющих и т. п.) (см. Система "человек и машина"), трудовых процессов, организаций, экологическое, социальное, инженерно-психологич., генетическое ПРОЕКТИРОВАНИЕ и др. Наряду с дифференциацией ПРОЕКТИРОВАНИЯ идёт процесс его интеграции на основе выявления общих закономерностей и методов проектной деятельности.
ПРОМСТРОЙПРОЕКТ, проектный институт в ведении Госстроя СССР. Находится в Москве. Организован в 1933. В составе института архитектурно-строительные и конструкторские отделы; ПРОМСТРОЙПРОЕКТ возглавляет объединение "Союзхимстройниипроект" с проектными институтами в Киеве, Ростове-на-Дону, Тольятти, Алма-Ате. Разрабатывает проекты (архитектурно-строительные и сан.-технич. части) производственных зданий и сооружений крупнейших промышленных предприятий автомобильной, машиностроит., металлургич., химич. и др. отраслей пром-сти; схемы генеральных планов пром. узлов и упорядочения существующих пром. районов; мероприятия по повышению уровня индустриализации строительтсва за счёт унификации и типизации зданий, сооружений и конструкций и внедрения эффективных строит. материалов; нормативные документы и методич. указания по проектированию пром. зданий и сооружений. Периодически публикует реферативную информацию "Строительное проектирование промышленных предприятий". Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1958)

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

уцинов, т. н. Лорета, 1626-1736, св. Микулаша на Мала-Стране, 1704-55, арх. К. Динценхофер, К. И. Динценхофер, А. Лураго, илл. см. т. 3, табл. I, стр. 80-81), дома 17-19 вв. (в т. ч. "У чёрного орла", кон. 19 в., на фасаде - сграффито М. Алеша). На правом берегу Влтавы - р-ны Старе-Место и Нове-Место (регулярный по планировке) с центр, площадями: остатки укреплений 14-15 вв. (Пороховая башня, начата в 1475), жилые дома в стилях готики, ренессанса и барокко (часто с наземными галереями, эркерами и сграффито на фасадах), готич. ратуша Старе-Место (14-17 вв.) с часовой башней (15-19 вв.), Карлов ун-т (Кароли-нум; 14 в.), церкви т. н. Тынская и Марии Снежной (обе 14-17 вв.), монастырь св. Анежки (кон. 13 в.) и др. Барочные постройки - дворцы Кинских (2-я пол. 18 в., арх. К. И. Динценхофер), Клам-Галласов (ок. 1713, арх. И. Б. Фишер фон Эрлах), церковь св. Микула-ша (1732-35, арх. К. И. Динценхофер), иезуитская коллегия (Клементинум; 17 в.) и др.

Национальный памятник Освобождения на горе Витков. Начат в 1929.

Во 2-й пол. 19 в. в р-не Нове-Место сформировался совр. центр П. (Вацлав-ская пл.), были сооружены парадные обществ, постройки в духе эклектики (Нац. музей, 1885-90, арх. И. Шульц; Нац. театр, 1868-81, арх. И. Зитек, на фасаде - скульптура И. В. Мысльбека, в интерьере-росписи, 1880-е гг., М. Алеш), реконструированы набережные. В 1-й трети 20 в. появился ряд зданий в духе совр. архитектуры и функционализма (здание Центр совета профсоюзов т 1929-34, арх. И. Гавличек и К. Гонзикг выставочное здание об-ва "Манес", 1930, арх. О. Новотный). Прав, и лев. берега Влтавы связаны многочисл. мостами, в их числе Карлов (1357-78, Петр Парлерж, завершён в 15 в., скульптура кон. 17 -нач. 18 ъъ.\ Ф. Палацкого (1876-78, скульптура И. В. Мысльбека), Я.Швермы (1951, арх. В. Гофман, инж. О. Ширц). По плану реконструкции (1963) сооружены благоустроенные свободные по планировке жилые р-ны (Панкрац, Петршин, Малешице-Страшнице, Прага-Инвалидовна), водный стадион (нач. 1960-х гг., арх. Р. Подземный), Ин-т макромолеку-лярной химии (1960-65) и здание Нац. собрания (1970-73, оба арх. К. Прагер), Политехнич. ин-т и др. Ведётся стр-во р-нов Сев. и Юж. города.

Важнейшие памятники: Яну Гусу (1915, Л. Шалоун), св. Вацлаву (1912-13, И. В. Мысльбек), Б. Немцовой (1954, К. Покорный), Нац. памятник Освобождения на горе Витков (1929-32. арх. Я. Зазворка) с памятником Яну Жижке (1950, Б. Кафка), мавзолеем К. Готвальда, залом Сов. Армии (1950-е гг.). Мемориальные ансамбли кладбища выдающихся чеш. деятелей на Славине (с 1870-х гг., арх. А. Вихль) и кладбище Сов. воинов на Олыпанах (1950-егг., арх. Бенеш, скульптор Я. Бруга). В окрестностях П.-замки Збраслав (13-18 вв., ныне Музей скульптуры) и Карлштпейн (14 в.).

Учебные заведения, научные и культурные учреждения. В П. находятся Карлов ун-т (Пражский университет), Ун-т им. 17 ноября, Чешское высшее технич. училище, высшие химико-технологич., экономич. и с.-х. школы, Академия муз. иск-в, Академия изобразит. иск-в, Консерватория, Художеств.-пром. институт. В П. - Президиум Чехосл. АН, а также её ин-ты, лаборатории (ма-тематич., физич. ин-ты, ин-ты ядерной физики, геологии, географич. и др.); Йн-т междунар. отношений, Н.-и. ин-г педагогики, Центр, геологич. ин-т и др. Крупнейшие библиотеки: Гос. б-ка Чешской Социалистам. Республики, Б-ка Чехосл. АН, Б-ка Нац. музея, Страгов-ская б-ка, Городская б-ка, Гос. технич. б-ка, Гос. пед. б-ка, Гос. мед. б-ка и др. Музеи: Нац. музей, Нац. галерея, Музей столицы П., Гос. евр. музей, этнографич., с.-х., антропологич. музеи, пед. музей Я. А. Коменского, Нац. технич. музей, музеи В. И. Ленина, К. Готвальда, Б. Сметаны, А. Дворжака и др.

В П. имеется 26 театров, среди них: Нац. театр (три здания: собственно Нац. театр, Театр им. Б. Сметаны, Театр им. И. К. Тыла, где выступают оперная, балетная и драматич. труппы), Театр на Виноградах, Пражские городские сцены (театры "АБЦ", Камерный, Комедии), Театр им. Э. Ф. Буриана (ранее "Д-34"), Театр им. С. К. Неймана, Реалистич. театг) им. 3. Неедлы, молодёжный Театр им. И. Волькера, кукольный "Театр Спей-бла и Гурвинека", "Латерна Магика" и др.; театры малых форм "Чиночерни клуб", "На Забрадли", "Семафор", "Рококо", муз. театр "Карлин", филармония.

Илл. см. на вклейках, табл. XX, XXI (стр. 512-513).

Лит.: Прага. Путеводитель, [пер. с чеш.], Прага, 2 изд., 1960; Георгиевская Е. Б." Прага, М., 1967; Рыбар Ц., Прага. Путеводитель, [пер. с чеш.], Прага, 1972; G u e n n e J., Prague. Ville d'art, P., [1930]; F e h r G., Prag: Geschichte und Kultur, [В., 1967]; Dejiny Prahy, Praha, 1964; M e n с h V., Praha, Praha, 1969.

ПРАГА (Praga), восточная часть Варшавы, столицы Польши, расположенная на правом берегу р. Висла. Состоит из 2 адм. гор. р-нов: Прага - Север и Прага - Юг. С осн. частью Варшавы соединена мостами.

ПРАГЕРИЯ (франц. praguerie, букв.-пражское дело, от Prague - Прага; назв. по сопоставлению с якобы аналогичным движением пражских гуситов), мятеж феод. знати Франции в февр.- июле 1440 против централизаторской политики королев. власти. Толчком к нему явился Орлеанский ордонанс Карла VII 1439, запрещавший феодалам иметь наёмное войско и учреждавший постоянную королев, армию. Возглавляли П. герцоги Бурбонский и Алансонский. Мятежники, действовавшие в Пуату, Оверни, Бурбон-не, хотели отстранить Карла VII от власти, номинально сделать правителем 16-летнего дофина (будущего Людовика XI) и править от его имени. П. была подавлена королём с помощью городов.

ПРАГМАТИЗМ (от греч. pragma, род. падеж pragma tos - дело, действие), субъективно-идеалистическое филос. учение. Возникло в 70-х гг. 19 в. в США и получило наибольшее распространение в 20 в. в период до 2-й мировой войны 1939-45, оказав сильнейшее влияние на всю духовную жизнь страны. Осн. идеи П. высказал Ч. Пирс, затем эту доктрину разрабатывали У. Джемс, Дж. Дьюи, Дж. Г. Мид. П. имел сторонников также в Великобритании (Ф. К. С. Шиллер) и др. странах.

Обвинив всю прежнюю философию, равно как и преобладавший в то время в англо-амер. ун-тах абс. идеализм Ф. Брэдли -Дж. Ройса, в отрыве от жизни, абстрактности и созерцательности, П. выступил с программой "реконструкции в философии": философия должна быть не размышлением о первых началах бытия и познания, чем она считалась со времён Аристотеля, но общим методом решения тех проблем, к-рые встают перед людьми в различных жизненных ("проблематических") ситуациях, в процессе их деятельности, протекающей в непрерывно меняющемся мире. Примыкая к традиции субъективно-идеалистич. эмпиризма, П. отождествляет всю окружающую человека реальность с "опытом", не сводимым, однако, к чувств. восприятиям, а понимаемым как "все, что переживается в опыте" (Дьюи), то есть как любое содержание сознания, как "поток сознания" (Джемс). Субъективно-идеалистич. эмпиризм П. роднит его с махизмом, своей же иррационалистич. тенденцией П. сближается с учением франц. философа А. Бергсона. Согласно П., опыт никогда не дан нам изначально как нечто определённое, но все объекты познания формируются нашими познават. усилиями в ходе решения возникающих жизненных задач. Используя односторонне истолкованные идеи Ч. Дарвина, П. рассматривает мышление лишь как средство для приспособления организма к среде с целью успешного действия. Функция мысли-не в познании как отражении объективной реальности и соответствующей ориентации деятельности, а в преодолении сомнения, являющегося помехой для действия (Пирс), в выборе средств, необходимых для достижения цели (Джемс) или для решения "проблематической ситуации" (Дьюи). Идеи, понятия и теории - это лишь инструменты, орудия или планы действия. Их значение, согласно осн. доктрине П.- т. н. "принципу Пирса", целиком сводится к возможным практич. последствиям. Соответственно "...истина определяется как полезность..." (Dеweу J., Reconstruction in philosophy, Boston, 1957, p. 157) или работоспособность идеи. Такое определение истины является наиболее характерной и наиболее одиозной доктриной П., из к-рой вытекает абсолютизация роли успеха, превращение его не только в единств, критерий истинности идей, но и в само содержание понятия истины.

Прагматистская теория истины непосредственно использовалась Джемсом для оправдания религ. веры: "...гипотеза о боге истинна, если она служит удовлетворительно..." ("Прагматизм", СПБ, 1910, с. 182). "Прагматизм,- писал В. И. Ленин,- высмеивает метафизику и материализма и идеализма, превозносит опыт и только опыт, признает единственным критерием практику... и...преблагополучно выводит изо всего этого бога в целях практических, только для практики, без всякой метафизики, без всякого выхода за пределы опыта..." (Поли, собр. соч., 5 изд., т. 18, с. 363, прим.). Применение П. в социально-политич. области неизменно служило апологетич. целям для оправдания политич. акций, способствующих укреплению существующего строя.

С конца 1930-х гг. влияние П. в амер. философии начинает ослабевать. С иммиграцией ряда европ. философов получают распространение др. филос. течения. Однако, утрачивая значение ведущего филос. направления, П. продолжает оказывать влияние на решение мн. методо-логич. и логич. проблем (У. Куайн, К. И. Льюис, Н. Гудмен, Э. Нагель и др.), в значит. мере определяя и стиль политич. мышления в США. Реставрированная прагматистская концепция практики используется правыми ревизионистами (особенно из югосл. журн. "Прак-сис") для извращения марксистского понимания практики и для борьбы против ленинской теории отражения.

Лит.: Уэллс Г., Прагматизм - философия империализма, пер. с англ., М., 1955; Богомолов А. С., Англо-американская буржуазная философия эпохи империализма, М., 1964; Мельвиль Ю. К., Чарлз Пирс и прагматизм, М., 1968; Хилл Т. И., Современные теории познания, пер. с англ., М., 1965; Современная буржуазная философия, М., 1972; Moore E. С., American pragmatism: Peirce, James and Dewey, N. Y., 1961; Morris Ch. W., The pragmatic movement in American philosophy, N. Y., 1970; Тhауer H. S., Meaning and action. A study of American pragmatism, N. Y., 1973.

Ю. К. Мельвиль.

ПРАГМАТИКА (от греч. pragma, род. падеж pragmatos - дело, действие), раздел (точнее, аспект) семиотики, посвящённый рассмотрению и изучению отношения субъектов, воспринимающих и использующих к.-л. знаковую систему (её "интерпретаторов"), к самой знаковой системе. Основополагающие идеи П. идут от Ч. Пирса, в дальнейшем существ. вклад в неё внесли Ч. Моррис (к-рому принадлежит и сам термин "П.") и др. учёные. В отличие от синтактики, изучающей чисто структурные отношения между правильно построенными выражениями знаковой системы (безотносительно к их возможным интерпретациям, хотя, быть может, и имея их в виду), и семантики, внимание к-рой сосредоточено как раз на этих интерпретациях, П. изучает свойства и отношения к.-л. знаковой системы невыразимыми средствами самой этой знаковой системы; к ним относятся, напр.. стилистич. характеристики языка, обеспечивающие наиболее успешное ("адекватное") восприятие сообщений, характеристики допустимой сжимаемости текста, сохраняющей его понятность, критерии оптимальности структуры такого сжатого текста ("реферата" на исходный текст), индивидуальные "разрешающие" способности интерпретаторов. Т. о., П. предполагает максимальный учёт свойств и возможностей человеческого интеллекта и сама претендует на выявление условий, обеспечивающих успешную работу по моделированию этих свойств и возможностей. Конкретизируя это, можно упомянуть о направлениях и науч. исследованиях, в к-рых приложение прагматич. представлений и идей представляется весьма перспективным, а зачастую приводит и к непосредственным практич. выходам. Это относится к проблемам эвристического программирования, машинного перевода (с очень трудной задачей автоматич. распознавания омонимии), автоматич. реферирования, разработки информационно-поисковых систем и спец. языков для них, разработки языков для космич. коммуникаций (т. н. Lincos - lingua cosmica голл. математика X. Фройденталя) и ко всему разнообразному кругу задач, встающих при проектировании и построении всякого рода "роботов",- задач, для решения к-рых оказывается явно недостаточно привлечения (помимо средств конкретных наук) одних лишь синтаксич. и семантич. соображений. Прагматич. соображения широко привлекаются и в такой типично "умозрительной" области, как разработка оснований математики и ма-тематич. логики (работы голл. математиков Г. Маннури и Д. ван Данцига, а также т. н. ультраинтуиционизм; см. Аксиоматический метод). В то же время П. широко пользуется материалом, почерпнутым из данных психологии (в частности, инж. психологии), этологии (науки о поведении животных), социальной психологии, лингвистики и др. наук (и, в свою очередь, оказывает на них воздействие).

Лит.: Карнап Р., Значение и необходимость, пер. с англ., М., 1959; Логика и методология науки. IV Всес. симпозиум, Киев, июнь 1965, М., 1967, с. 56-67; Вычислительные машины н мышление, пер. с англ., М., 1967; Интегральные роботы. Сб. ст., пер. с англ., М., 1973; Нильсон Н., Искусственный интеллект, пер. с англ., М., 1973; Ajdukiewicz К., Logika pragmatyczna, Warsz., 1965; Morris Ch. W., Foundations of the theory of signs, Chi., 1938; Rusisell В., An inquiry into meaning and truth, N. Y., [1940]; Martin R. M., Toward a systematic pragmatics, Amst., 1959; Peirce Ch. S., Collected papers, 2 ed., v. 5, 6, Camb. (Mass.), 1960.

ПРАГМАТИЧЕСКАЯ САНКЦИЯ 554, законодательный акт, изданный визант. имп. Юстинианом I после завоевания Византией владений остготов в Италии. П. с. определяла внутр. устройство Италии, была направлена на восстановление социально-экономич. отношений Рим. империи - возврат прежним владельцам (из числа рим.-италийской знати) земель, конфискованных ранее остготами, рабов и колонов, освобождённых при Тотиле. В Италии восстанавливалась рим. администрация и рим. налоговая система. Рим. сенаторам возвращались их привилегии. После вторжения в Италию лангобардов (568) П. с. прекратила своё действие.

Лит.: Удальцова 3. В., Прагматическая санкция Юстиниана об устройстве Италии, "Советская археология", 1958, т. 28.

ПРАГМАТИЧЕСКАЯ САНКЦИЯ 1438, акт франц. короля Карла VII, изд. 7 июля в Бурже; определил статус церкви во Франции. П. с. провозгласила главенство церк. соборов над папой, установила выборность епископов и аббатов капитулами, монастырскими общинами (оговаривая право короля и сеньоров рекомендовать кандидатов), отменила аннаты и раздачу папами церк. бенефициев, запрещала апелляцию к суду папы до рассмотрения дела во франц. суд. инстанциях. П. с. юридически оформила определённую независимость галликанской церкви от папства и в известной мере подчинила её королев. власти. Сохраняла силу до Балансного конкордата 1516.

ПРАГМАТИЧЕСКАЯ САНКЦИЯ 1713, закон о престолонаследии, изданный Карлом VI Габсбургом 19 апр.; принят всеми землями австр. монархии в 1720-1723. Устанавливала нераздельность наследств. земель Габсбургов и порядок престолонаследия, по к-рому в случае отсутствия у императора сыновей престол переходил к его дочерям. П. с. была признана большинством европ. гос-в. Однако после смерти Карла VI (1740) наследств. права его дочери Марии Тере-зии стали оспариваться, что послужило поводом к войне за Австрийское наследство. По условиям Ахейского мира 1748 П. с. была гарантирована. Она вошла в состав осн. законов австр. монархии.

Публ.: Die pragmatische Sanktion, hrsg. von G. Turba, W., 1913.

ПРАДО (Prado)Чaвec Хорхе дель (р. 15.8. 1910, Януара, деп. Арекипа), деятель рабочего движения Перу, журналист. Работал шахтёром, художником. В 1929 вступил в Перуанскую коммунистическую партию (ПКП). Был первым секретарём союза Перуанской коммунистич. молодёжи. С 1931 чл. ЦК ПКП, в 1931-34 оргсекретарь к-та ПКП в Лиме. В 1935-1938 ответственный в ЦК за работу к-та компартии в Куско. В 1938-41 в заключении. С 1941 работал в департаментских к-тах ПКП Лимы и Арекипы. С 1942 чл. Политкомиссии и Секретариата ЦК ПКП. В 1946-48 ген. секретарь ЦК ПКП. В 1949 ответств. секретарь к-та ПКП в Арекипе. В 1951-56 в эмиграции. В 1956-58 секретарь ЦК ПКП. В 1958-62 гл. ред. ЦО ПКП - газ. "Унидад" ("Unidad"). В связи с арестом в 1960 ген. секретаря ЦК ПКП П. ряд лет был отвегств. секретарём ЦК ПКП. С нояб. 1966 ген. секретарь ЦК ПКП. Неоднократно подвергался арестам. Является автором трудов по рабочему и профсоюзному движению, в т. ч. учебника по профсоюзной работе.

Соч.: Cursillo-manual de sindicalismo, Lima, 1961; El Partido Comunista у la revo-lucion Peruana, Lima, 1973.

ПРАДО (Prado), Национальный музей живописи и скульптуры Прадо, художественный музей в Мадриде. Занимает специально выстроенное здание - выдающийся образец позднего исп. классицизма (1785-1830, по проекту X. де Вильянуэва; илл. см. т. 15,-табл. VII, стр. 48-49). Музей образован в 1819 на основе исп. королевских коллекций; в собрании особенно широко представлена исп. живопись 15-19 вв. (Эль Греко, X. Рибера, Ф. Сурба-ран, Д. Веласкес, Б. Э. Мурильо, Ф. Гойя). П. богат картинами итал. мастеров 16 в. (Рафаэль, А. дель Сарто, Тициан и др.); здесь хранятся также шедевры нидерл. школы 15-16 вв. (Рогир ван дер Вейден, X. Босх, А. Мор), а также флам. (П. П. Рубенс) и франц. (Н. Пуссен) школ.

Лит.: [Малицкая К.], Музей Прадо. Мадрид. [Альбом], М., 1971; Sanchez А. Р., El museo del Prado, Barcelona, 1971.

ПРАЖСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ РСДРП, см. Шестая (Пражская) Всероссийская конференция РСДРП.

ПРАЖСКАЯ КУЛЬТУРА, древнеславянская археол. культура 6-7 вв. н. э. Названа по характерной лепной керамике т. н. пражского типа (см. рис.), выделенной И. Борковским (1939) из раннесред-невековых памятников, раскопанных близ Праги. Представлена неукреплёнными поселениями с жилищами-полуземлянками, имеющими печи-каменки, и грунтовыми бескурганными могильниками с трупосожжениями в урнах. Первоначально П. к. была распространена на терр. юж. Польши, Чехословакии, сев.-зап. Украины. Позднее ареал её расширился в сев. часть Польши, вост. р-ны ГДР, юж. Белоруссию, ср. часть Правобережной Украины, Молдавию и Румынию. Это привело к смешению П. к. с местными, более ранними культурами и возникновению локальных вариантов. Прослеживается преемств. связь П. к. с более поздними слав, культурами.

Сосуд пражского типа,.

Лит.: Русанова И. П., Славянские древности VI -IX вв. между Днепром и Западным Бугом, М., 1973; Borkovsky I., Staroslo-vanska keramika ve Stredni Evrope, Praha, 1940; Hasegawa J., Z badari nad wczesnosredniowieczna keramika. zachodniostowianska., bodz, 1973. И. П. Русанова.

ПРАЖСКАЯ ОПЕРАЦИЯ 1945, наступательная операция войск 1-го, 2-го и 4-го Укр. фронтов 6-11 мая по уничтожению нем.-фаш. группировки на терр. Чехословакии во время Великой Отечеств. войны 1941-45. В начале мая в Чехословакии и Сев. Австрии продолжали сопротивление нем. группа армий "Центр" (1-я и 4-я танковые и 17-я армии, команд, ген.-фельдм. Ф. Шёрнер) и часть армий группы "Австрия"
(8-я армия и 6-я танковая армия СС, команд. ген.-полк. Л. Рендулич), всего св. 900 тыс. чел., ок. 10 тыс. орудий и миномётов, св. 2200 танков и штурмовых орудий, ок. 1000 самолётов. По замыслу нового пр-ва фаш. Германии во главе с К. Дёницем группа армий "Центр" должна была удерживать р-ны зап. и центр. Чехии с тем, чтобы выиграть время и обеспечить отвод своих войск на 3. для последующей капитуляции перед амер. войсками.

Стратегич. планом сов. Верх. Главнокомандования предусматривалось нанесение нескольких мощных ударов по сходящимся направлениям на Прагу с целью окружения и расчленения осн. сил врага восточнее Праги и недопущения их отхода на 3. Разгром противника возлагался на 1-й, 2-й и 4-й Укр. фронты (команд, соответственно Маршалы Сов. Союза И. С. Конев, Р. Я. Малиновский и ген. армии А. И. Ерёменко). В состав группировки фронтов, кроме сов. войск, входили 2-я армия Войска Польского, 1-й Че-хосл. армейский корпус, 1-я и 4-я рум. армии. Всего св. 1 млн. чел., более 23 тыс. орудий и миномётов, ок. 1800 танков и самоходных арт. орудий и св. 4 тыс. самолётов (без учёта одной армии 1-го Укр. фронта и рум. войск). Гл. удары наносили войска 1-го и 2-го Укр. фронтов по обоим флангам группы армий "Центр". 1-5 мая в различных р-нах Чехословакии началось нар. восстание, 5 мая -в Праге (см. Народное восстание 1945). В ночь на 6 мая пражская радиостанция обратилась к сов. войскам с просьбой о помощи. Войска гл. ударной группировки правого крыла 1-го Укр. фронта: 13-я армия (команд. ген.-полк. Н. П. Пухов), 3-я гвард. армия (ген.-полк. В. Н. Гордов), 5-я гвард. армия (ген.-полк. А. С. Жадов), 3-я гвард. танк. армия (ген.-полк. танк. войск П. С. Рыбалко) и 4-я гвард. танк. армия (ген.-полк. танк. войск Д. Д. Лелюшенко) за сутки до намеченного срока перешли в наступление и к исходу 7 мая вышли к сев. склонам Рудных гор и завязали бои за Дрезден. С утра 7 мая в наступление перешли остальные армии 1-го Укр. фронта и войска 7-й гвард. армии (команд. ген.-полк. М. С. Шумилов) 2-го Укр. фронта. Войска 4-го Укр. фронта 6 и 7 мая продолжали наступление на оломоуцком направлении и во взаимодействии с войсками 2-го Укр. фронта создали угрозу окружения нем.-фаш. войск, действовавших восточнее Оломоуца, вынудив противника начать отвод 1-й танк. армии. В связи с этим развернулось успешное наступление войск 38-й (команд. ген.-полк. К. С. Москаленко) и 1-й гвард. (команд. ген.-полк. А. А. Гречко) армий 4-го Укр. фронта. 8 мая наступление продолжалось на всех направлениях. Наибольший успех имели армии правого крыла 1-го Укр. фронта. Они сломили сопротивление врага на рубеже Рудных гор, полностью заняли Дрезден и вступили на терр. Чехословакии. Во 2-м Укр. фронте 8 мая была введена в сражение 6-я гвард. танк. армия (команд. ген.-полк. танк. войск А. Г. Кравченко), к-рая стремительно развивала наступление на Йиглаву, продвигаясь к Праге с Ю. Войска 4-го Укр. фронта освободили Оломоуц и наступали на Прагу с В. 8 мая герм, командование подписало акт о капитуляции, но группа армий -"Центр" продолжала сопротивление. В Праге восставшие находились в тяжёлом положении. 3-я и 4-я гвард. танк. армии 1-го Укр. фронта в ночь на 9 мая совершили стремительный 80-км бросок, утром 9 мая вступили в Прагу и вскоре очистили город от врага. В тот же день к Праге подошли передовые части 2-го и 4-го Укр. фронтов, гл. силы группы армий "Центр" были окружены. Вне окружения остались лишь дивизии группы армий "Австрия", к-рых громили войска лев. крыла 2-го Укр. фронта. Успеху сов. войск во многом содействовала авиация фронтов. 10-11 мая осн. силы войск противника были пленены; сов. войска вошли в соприкосновение с 3-й амер. армией. Освобождение Чехословакии было завершено. Стремительные действия сов. войск избавили города и сёла Чехословакии от разрушений и злодеяний нем.-фаш. войск, чехосл. народ получил возможность самостоятельно решать судьбу своей Родины. С точки зрения воен. искусства П. о. характерна подготовкой её в короткий срок, проведением сложной оперативной перегруппировки войск. использованием танковых армий для окружения и разгрома крупной группировки в условиях горно-лесистого театра воен. действий и высокими темпами наступления. Лит.: За освобождение Чехословакии, М., 1965. А. С. Жадов.

ПРАЖСКИЕ КОМПАКТАТЫ (чеш. kompaktata, от лат. compaciscor - договариваюсь), соглашение умеренного крыла гуситского революционного движения (т. н. чашников) с феод.-католич. лагерем. Заключено 30 нояб. 1433 в Праге; в июле 1436 утверждено имп. Сигизмундом. Признавало в Чехии причащение "под обоими видами" для мирян, свободу церк. проповеди в духе гусизма, фактически предоставляло духовенству право владеть землями и управлять церк. имениями. П. к. не удовлетворили таборитов и были ими отвергнуты. Отменены папой Пием II в 1462.

ПРАЖСКИЕ СТАТЬИ 1420, Пражские артикулы (от лат. articu-lus - раздел), первоначально программа умеренного и радикального крыла гуситского революционного движения, затем -платформа чашников. П. с. в урезанном виде и с оговорками легли в 1433 в основу Пражских компактатов.

ПРАЖСКИЙ ГРОШ, серебряная монета, выпускавшаяся в Чехии с нач. 14 в. до сер. 16 в. (с небольшими перерывами). Первоначально счёт шёл на пражскую марку, весившую 253,24 г, из к-рой чеканилось 60 грошей. Постепенно монета ухудшалась - снижался её вес и количество содержавшегося в ней чистого серебра. П. г. имели широкое распространение также в Германии, Польше, на территории Великого княжества Литовского и Тверского княжества.

ПРАЖСКИЙ ДОГОВОР 1948, см. Болгаро-чехословацкий договор 1948.

ПРАЖСКИЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ КРУЖОК, центр деятельности одного из трёх осн. направлений структурной лингвистики. Создан в 1926, организационно распался в нач. 50-х гг.; наибольший творч. подъём - 30-е гг.; в кружок входили чехословацкие филологи: В. Матезиус - организатор и глава П. л. к., Б. Гавранек, Б. Трнка, И. Вахек, Я. Мукаржовский, В. Скаличка, И. Коржинек, П. Трост, А. В. Исаченко и др., а также Н. С. Трубецкой, Р. О. Якобсон, С. О. Карцевский. Творчески связанными с П. л. к. были сов. исследователи П. Г. Богатырёв, Г. О. Винокур, Е. Д. Поливанов, Б. В. Томашевский, Ю. Н. Тынянов. Первое систематич. изложение программы П. л. к.- в тезисах, предложенных 1-му Междунар. съезду славистов (Прага, 1929). Их осн. идея -представление о языке как о функциональной системе, т. е. как о системе средств выражения, служащей к.-л. определённой цели. Там же предложено оригинальное решение вопроса о соотношении синхронии и диахронии, указаны новые возможности применения сравнительного метода (не только в отношении родств. языков), выдвинуты новые задачи исследования функциональных стилей и функциональных языков и т. д. С наибольшей полнотой и последовательностью структурно-функциональная концепция П. л. к. была воплощена в исследованиях звукового аспекта языка; фонология пражцев сыграла первостепенную роль в развитии структурной лингвистики. Помимо работ по синхронной фонологии (в первую очередь -труд Трубецкого ч Основы фонологии", 1939), важны исследования по ист. фонологии, опровергавшие тезис Ф. де Соссюра о непреодолимости преград между синхронией и диахронией, а также работы по "фонологической географии", заложившие фундамент совр. типология, исследований. Понятия и методы, разработанные на фонологич. материале, представители П. л. к. пытались использовать также в области грамматики и поэтики. Вклад П. л. к. в морфологию - исследование характера грамматич. оппозиций, в синтаксис -теория актуального членения предложения. Концепции совр. продолжателей традиций П. л. к. в Чехословакии характеризуются представлением о языке как о динамич. структуре, как о системе систем в движении.

Лит.: Звегинцев В. А., Исто-рия языкознания 19-20 вв. в очерках и извлечениях, ч. 2, М., 1960; Реформатский А. А., [Послесловие], в кн.з Трубецкой Н. С., Основы фонологии, М., 1960; Булыгина Т. В., Пражская лингвистическая школа, в кн.: Основные направления структурализма, М., 1964; Якобсон Р., Разработка целевой модели языка в европейской лингвистике в период между двумя войнами, в сб.: Новое в лингвистике, в. 4, М., 1965; Апресян Ю. Д., Идеи и методы современной структурной лингвистики, М., 1966; Пражский лингвистический кружок. Сб. ст., М., 1967; Вахек И., Лингвистический словарь пражской школы, М., 1964; Vасhеk J., The linguistic School of Prague, Bloomington - L., 1966. Т. В. Булыгина.

ПРАЖСКИЙ МИР 1866, мирный договор между Австрией и Пруссией, завершивший австро-прусскую войну 1866. Подписан 23 авг. в Праге, оккупированной прус. войсками. П. м. подтвердил осн. условия Никольсбургского прелиминарного договора от 26 июля 1866. Опасаясь вмешательства в войну Франции и рассчитывая на сближение с Австрией в будущем, О. Бисмарк, несмотря на сопротивление короля и генералитета, стремившихся к полному разгрому последней, добился прекращения воен. действий и сохранения терр. целостности австрийской монархии. Согласно П. м., Австрия признавала роспуск Герм. союза, соглашаясь на "новое устройство Германии" без участия Австрии, и обещала признать новый союз герм. гос-в к С. от р. Майн во главе с Пруссией, а также будущие аннексии Пруссии на С. Германии. Австрия отказывалась в пользу Пруссии от всех прав на Шлезвиг и Гольштейн, признавала передачу Венецианской обл. Италии, выплачивала Пруссии контрибуцию в 20 млн. прус. талеров. Пруссия стала главенствующей державой среди герм, гос-в.

Публ.: Martens G. F. de, Nouveau recueil general de traites..., t. 18, Gottingue, 1873, p. 344-48. А. Б. Герман.

ПРАЖСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ, Карлов университет (Universita Karlova), один из старейших в Европе и первый славянский ун-т. Осн. в 1348 в Праге имп. Карлом IV (именем к-рого назван). Вначале ун-т имел ф-ты: свободных иск-в, права, медицины и теологии. В период гуситского революционного движения П. у.- центр нац.-освободит. и антикатолич. борьбы. Ректором П. у. дважды избирался Ян Гус. В 1562 в Праге с целью ослабления влияния П. у. была создана иезуитская академия, к-рая в 1654 объединена имп. Фердинандом III с П. у. в Ун-т Кароло-Фердинандский. В период нац. возрождения (кон. 18-сер. 19 вв.) студенты и профессора ун-та активно выступали за освобождение Чехии от австр. господства, участвовали в революц. движении 1848-49. В 1882 П. у. был разделён на 2 ун-та - чешский и немецкий. Во время нем.-фаш. оккупации Чехословакии чешский ун-т не работал; возобновил свою деятельность в 1945. В составе П. у. (1975): ф-ты -математики и физики, естеств. наук, общей медицины (с отделением в Пльзене), мед. (в Градец-Кралове), педиатрии, мед. гигиены, философии, юридич., культуры и журналистики, физич. воспитания и спорта, пед.; астрономич. ин-т (осн. в 1887), ин-т усовершенствования учителей (осн. в 1960). Б-ка П. у. (осн. в 1348) является частью Гос. б-ки Чешской Со-циалистич. Республики, насчитывает ок. 2 млн. тт. В 1974/75 уч. г. обучалось св. 21 тыс. студентов, работало ок. 3 тыс. преподавателей. С 1958 издаётся сб. науч. работ.

ПРАЖСКОЕ ВОССТАНИЕ 1848, произошло 12-17 июня, явилось кульминацией революц.-демократич. движения в чеш. землях в период Революции 1848-1849. Сигналом к восстанию послужил расстрел (12 июня) мирной манифестации горожан австр. войсками пражского гарнизона, вызвавший взрыв негодования всех слоев населения. Студенты, ремесленники, фабричные рабочие начали строить на улицах Праги баррикады, вступать в бой с австр. войсками. Но восставшие не имели ни плана, ни руководящего центра. Чеш. радикальные демократы (И. В. Фрич, К. Сладковский, К. Сабина и др.) возглавляли лишь отд. группы повстанцев. Они вместе со сражавшимися на баррикадах делегатами Славянского съезда 1848 Ф. Захом, Л. Штуром, М. А. Бакуниным и др. предприняли меры для создания единого руководящего центра и распространения восстания на все чеш. земли. В провинцию были посланы агитаторы, призывавшие нац. гвардию др. городов и сельское население идти на помощь восставшей Праге. Но в окружённую плотным кольцом австр. войск Прагу смогли пробиться лишь немногие отряды нац. гвардии. В провинции развернулось антифеод. движение. Лидеры чеш. либеральной буржуазии (Ф. Палацкий, П. И. Шафарик, Ф. Л. Ригер и др.), напуганные перспективой общечеш. восстания, 13 июня выступили посредниками между восставшим народом и командующим пражским гарнизоном кн. А. Ф. Виндишгрецем. Повстанцы требовали создания Врем. нац. пр-ва, чеш. главного воен. командования, независимого от Вены, и т. д. Переговоры с посланной в Прагу из Вены правительств. комиссией были сорваны Виндишгрецем, по приказу к-рого 17 июня был начат арт. обстрел города. Вечером 17 июня Прага капитулировала. Участники П. в. 1848 подверглись репрессиям австр. властей.

К. Маркс и Ф. Энгельс, высоко оценивая П. в., подчёркивали его демократич. характер, приветствовали вступление чехов в европ. революц. лагерь.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 5, с. 83-85, 112-14; История Чехословакии, т. 2, М., 1959. К. П. Гогина.

ПРАЖСКОЕ ВОССТАНИЕ 1945, антифашистское нац.-освободит, восстание 5-9 мая в оккупированной нем.-фаш. войсками в 1939-45 Праге. Явилось составной частью Народного восстания 1945 в чешских землях.

ПРАЗДНИК ПОБЕДЫ, всенародный праздник в СССР. Проводится ежегодно 9 мая в ознаменование победы сов. народа над фаш. Германией в Великой Отечеств. войне 1941-45. Установлен Указом Президиума Верх. Совета СССР от 8 мая 1945; Указом Президиума Верх. Совета СССР от 26 апр. 1965 9 мая объявлен праздничным днём. В этот день министр обороны СССР объявляет традиц. приказ, посвящённый П. П.; в столице СССР - городе-герое Москве, столицах союзных республик, в городах-героях и крепости-герое Бресте, а также в городах Мурманске, Новосибирске, Хабаровске, Владивостоке производится арт. салют.

ПРАЗДНИЧНЫЕ ДНИ, дни, посвящённые выдающимся событиям или традиционным датам. В СССР работа на предприятиях, в учреждениях, орг-циях не производится в след. П. д.: 1 янв.-Новый год; 8 марта - Международный женский день; 1 и 2 мая - День международной солидарности трудящихся; 9 мая - День Победы (см. Праздник Победы); 7 и 8 нояб.- годовщина Великой Окт. социалистич. революции; 5 дек.- День Конституции СССР. В П. д. допускаются работы, приостановить к-рые невозможно по производственно-технич. условиям (непрерывно действующие предприятия), работы, вызываемые необходимостью обслуживания населения, а также неотложные ремонтные и погрузочно-раз-грузочные работы. Работа в П. д. оплачивается в двойном размере. По желанию рабочего или служащего, работавшего в П. д., ему может быть предоставлен др. день отдыха. Накануне П. д. продолжительность работы рабочих и служащих (кроме тех, к-рым уже установлена сокращённая продолжительность рабочего времени) сокращается на 1 час, как при 5-, так и при 6-дневной рабочей неделе.

ПРАЗЕОДИМ (лат. Praseodymium), Рг, химич. элемент, ат. н. 59, ат. м. 140,9077; редкоземельный металл, относится к лан-таноидам.

ПРАЙДОВА ЧИСТКА, изгнание в ходе Английской буржуазной революции 17 века из Долгого парламента пресвитериан, осуществлённое 6 дек. 1648 полковником Т. Прайдом (Th. Pride) по приказу индепендентского командования парламентской армии. Всего было удалено из Долгого парламента 143 его члена. П. ч. была по существу политич. переворотом, к-рый покончил с преобладанием пресвитериан; власть перешла в руки индепендентов.

Лит.: Underdown D., Pride's purge, Oxf., 1971.

ПРАКРИТСКАЯ ЛИТЕРАТОРА, наименование совокупности разнотипных лит. общностей древней и ср.-век. Индии на пракритах. В П. л. включают обычно и лит. общности на более поздних языковых формах - апабхранша и авахаттха. Палийская литература представлена преим. памятниками буддийского канона, носит на себе печать проповеднич. задачи, решавшейся на основе широкого использования разнообразных фольклорных жанров. Это особенно сказалось на джатаках, являющихся сводом художест-венно-повествоват. жанров лит-ры на пали, а также на монашеской лирике антологий "Тхерагатха" и "Тхеригатха".

Разнообразнее по и дейно-художеств. содержанию и жанрам лит-pa махараштри, сохранившая богатую, тесно связанную с фольклором лирику ("Гахасаттасаи" Халы, "Вадджалагга" Джайавал-лабхи), фольклорно-повествоват. лит-ру (цикл сказаний о Муладеве), сатиру ("Дхуртакхьяна" Харибхадры), произв. больших эпич. жанров, часто связанных с проповедью джайнизма. В них нашли выражение социальные мотивы (чЯшастилака" Сомадевы) и даже опыт социальной утопии ("Махапурана" Пушпаданты). Особое развитие в лит-ре махараштри приобрели биографич. романы и агиографич. жанры, к к-рым примыкает свод ольклорно-повествоват. произв. "Васудевхинди".

Хотя свидетельства о лит-ре на других пракритах достаточно авторитетны, сохранились лишь отд. памятники. Так, ардха-магадхи представлен гл. обр. канонич. сочинениями джайнизма, на шаурасени и магадхи отсутствует светская лит-ра. Теоретики лит-ры Дандин и Руйяка и мн. авторы (напр., Бана) указывают на исключит, художеств. достоинства написанного на пайшачи эпоса "Брихаткатха" Гунадхьи. Он дошёл до нашего времени лишь в трёх переработках на санскрите, по к-рым можно судить о структуре и характерных чертах лит-ры пайшачи.

Важное место в П. л. занимают памятники на разных апабхранша, из к-рых в дальнейшем развиваются нек-рые из совр. инд. языков. За годы независимости введены в обиход и опубл. мн. памятники на пракритах, апабхранша и авахаттха, в т. ч. поэма чСандешрасак" Аддахмана Мултани (приблизительно 9-10 вв.), отличающаяся народностью, лиричностью, синтезом фольклорных и лит. традиций.

В общеинд. лит.-историч. процессе П. л. длит, время играла роль субстрата, на к-ром вырастала санскритская литература, в свою очередь оказывавшая воздействие на лит-ру на пракритах, апабхранша и авахаттха.

Лит.: Ко char Н., Apabhrams-sahitya, Delhi, 1957; Sankrtyayan R., Pali sahitya ka itihas, Lakhnau, 1963; Кatre S. M., Prakrit languages and their contribution to Indian culture, Poona, 19S4; Sastri N., Prakrt bhasa aur sahitya ka aiocnatmak itihas, Varanasi, 1968; Warder A. K., Indian Kavya literature, Delhi-Patna-Varanasi, 1972.

И. Д. Серебряков.

ПРАКРИТЫ, среднеиндийские языки и диалекты, продолжающие древнеинд. стадию развития индоевропейских диалектов и лёгшие в основу новоинд. языков [см. Индийские (индоарийские) языки]. Первая письменная фиксация П.- 3 в. до н. э., однако они были известны и раньше (пракритизмы в Ведах). Первоначально П. были разговорными диалектами [отсюда противопоставление П.-"пракрта" (prakrta) - "естественный" - санскриту -"самскрта" (samskrta)-"обработанный"], позже получившими литературную форму. В развитии средне-индийских языков различают 3 стадии: раннюю - более архаичный язык буддийского Канона - пали, стоящий изолированно; П. наскальных надписей царя Ашоки (в разных частях Индии), ранний пайшачи, отд. эпиграфич. тексты; среднюю - лит. П.- шаурасени (С.-З. Индии), магадхи (В. Индии), махараштри (Махараштра); сюда же примыкают ард-хамагадхи и джайнские варианты шаурасени и махараштри; надписи 1-4 вв., пайшачи и чулика-пайшачи; позднюю - апабхранша (с 5 в.). Изолиров. место занимает смешанный сев.-зап. П. документов на кхароштхи из Вост. Туркестана. Особое значение приобрели лит. П. В классич. пьесах Калидасы, Бхасы и др. цари и знатные господа говорят на санскрите, знатные дамы на шаурасени, "низкий люд" - на магадхи, женщины поют на махараштри.

П. отличаются и от санскрита и от пали. Фонетич. особенности: отсутствие слоговых сонантов и дифтонгов, последовательное упрощение большинства групп согласных, изменение согласных в интервокальном положении (особенно в махараштри); зависимость гласного в количеств. отношении от закона двух мор; тенденция к открытию слога (напр., слово оканчивается только на гласный). Для морфологии П. характерны утрата двойств. числа; медиального залога (в значит. степени), личных форм прошедшего времени; тенденция к унификации типов основ в имени и глаголе; совпадение ряда падежных форм, усиление влияния местоименной парадигмы на именную. В синтаксисе проявляется тенденция к аналитизму - употребление вспомогат. слов для передачи падежных значений, употребление в прошедшем времени причастий, выражающих вид и род (но не лицо); появление при переходном глаголе в прошедшем времени конструкции пассивной по форме, активной по значению (будущая эргативная конструкция).

Лит.: Вертоградова В. В., Структурная типология среднеиндийских фонологических систем, М., 1967; Jacobi Н., Ausgewahlte Erzahlungen in Maharashtrl. Zur Einfuhrung in das Studium des Prakrit, Lpz., 1886; Pisсhe1 R., Grammatik der Prakrit-Sprachen, Stras., 1900; Wоо1ner A. C., Introduction to Prakrit, 3 ed., Lahore, 1939; Кatre S., Prakrit languages and their contribution to Indian culture, Poona, 1964; M ehendale M. A., Historical grammar of inscriptional Prakrits, Poona, 1948; В1осh I., Les Inscriptions d'Asoka, P., 1950.

Т. Я. Елизаренкова.

ПРАКСИТЕЛЬ (Praxiteles) (ок. 390 до н. э., Афины,- ок. 330 до н. э.), древнегреческий скульптор, представитель поздней классики. Сын и ученик ваятеля Кефисодота. Работал преим. в Афинах. Произв. П. (исполненные гл. обр. в мраморе) известны по антич. копиям и свидетельствам древних авторов; в оригинале сохранилась лишь найденная в Олимпии группа "Гермес с младенцем Дионисом" (ок. 340 до н. э., Музей, Олимпия), однако ряд учёных и её считает более поздней копией. В ранних работах ("Сатир, наливающий вино", ок. 375 до н. э.) П. в основном следует принципам Поликлета. В созданных П. образах богов и богинь преобладает созерцат. настроение; скульптор достигает впечатления идиллически-чувственной одухотворённости с помощью тончайшей обработки мрамора, виртуозного использования светотеневых эффектов (благодаря чему отдельные поверхности плавно перетекают одна в другую, возникает эффект "влажного взгляда"). Среди известнейших произв. П.: "Аполлон Сауроктон" (т. е. "Аполлон, убивающий ящерицу"; ок. 370 до н. э.); "Афродита" для о. Кос (ок. 360-350 до н. э.), любующаяся своим отражением в зеркале; "Афродита Книдская" (ок. 350 до н. э.; илл. см. т. 7, табл. XXIX, стр. 288-289), снявшая одежды перед купанием,- наиболее прославленная в древности работа П.; "Отдыхающий сатир".

Илл. см. на вклейке, табл. XXII (стр. 512-513).

Лит.: Зeeст И. Б., Пракситель, М., 1941; Белов Г. Д., Пракситель, Л., 1973; Rizzо G. E., Prassitele, Mil.- Roma, 1932.

ПРАКТИКА (греч. praktike, от praktikos - деятельный, активный), материальная, чувственно-предметная, целе-полагающая деятельность человека, имеющая своим содержанием освоение и преобразование природных и социальных объектов и составляющая всеобщую основу, движущую силу развития человеческого общества и познания. П. многогранна и имеет различные уровни. В широком смысле под П. подразумевают все виды чувственно-предметной деятельности человека, напр. педагогич., художеств., административную и т. д. Осн. формы практич. деятельности людей - производство материальных благ, труд, а также социально-преобразующая, революц. деятельность масс, направленная на изменение социальных отношений. Практич. деятельность людей охватывает и их участие в общественно-политич. жизни, борьбу классов, социальные революции. Чувственно-предметная науч. деятельность, связанная с использованием приборов, аппаратуры в процессе наблюдения и эксперимента,- это тоже форма П. Под П. прежде всего разумеется не только и не столько чувственно-предметная деятельность отд. человека, сколько совокупная деятельность человечества, опыт всего человечества в его историч. развитии. Как по своему содержанию, так и по способу осуществления практич. деятельность носит обществ. характер. Совр. П. есть результат всемирной истории, выражающий бесконечно многообразные взаимоотношения людей с природой и друг с другом в процессе материального и духовного производства. Будучи основным способом обществ. бытия человека, формой его самоутверждения в мире, П. выступает как целостная система действий. Структура П. включает в себя такие моменты, как потребность, цель, мотив, целесообразная деятельность в виде её отд. актов, предмет, на к-рый направлена эта деятельность, средства, с помощью к-рых достигается цель, и, наконец, результат деятельности.

Обществ. П. находится в единстве с познават. деятельностью человека, с теорией. Она является источником науч. познания, его движущей силой, даёт познанию необходимый фактич. материал, подлежащий обобщению и тео-ретич. обработке. Люди, по словам К. Маркса, никоим образом не начинают с того, что стоят в теоретич. отношении к предметам внешнего мира. Они начинают с того, что активно действуют, овладевают при помощи практич. действий предметами внешнего мира, удовлетворяя свои потребности. При этом они фиксируют значимые для них свойства предметов, их отношения и тем самым познают их (см. К. Маркс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2изд.,т. 19, с. 377). П. формирует самого субъекта познават. деятельности, детерминирует строй, содержание и направление его мышления. "...Существеннейшей и ближайшей основой человеческого мышления является как раз изменение природы человеком, а не одна природа как таковая, и разум человека развивался соответственно тому, как человек научился изменять природу" (Энгельс Ф., там же, т. 20, с. 545). Процесс познания на ранних ступенях развития человека непосредственно воспроизводил приёмы практич. действий, к-рые служили основой возникновения логич. операций. В. И. Ленин писал, что "...практика человека, миллиарды раз повторяясь, закрепляется в сознании человека фигурами логики" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 29, с. 198). Познание возникло и развивается в силу того, что оно обеспечивает жизнедеятельность общества, выступает как практически значимая социальная ценность. Производств. П. людей явилась основой возникновения наук о природе. Так, практич. потребность в мореплавании породила астрономию, а геометрия возникла из нужд земледелия.

П. обосновывает объективность содержания знания, служит критерием, мерилом проверки истинности результатов познания. "Точка зрения жизни, практики должна быть первой и основной точкой зрения теории познания" (там же, т. 18, с. 145). Только те результаты познания, к-рые прошли проверку практикой, могут претендовать на объективное значение. П. может быть критерием истины потому, что она как материальная деятельность людей имеет достоинство непосредств. действительности. Она соединяет и соотносит объект н действие, производимое в соответствии с мыслью о нём. Именно в таком действии и проявляется истинность мысли. Вместе с тем Ленин указывал, что, хотя успешность человеческой П. доказывает согласие наших представлений с объективной природой вещей, "...при этом не надо забывать, что критерий практики никогда не может по самой сути дела подтвердить или опровергнуть полностью какого бы то ни было человеческого представления. Этот критерий тоже настолько „неопределенен", чтобы не позволять знаниям человека превратиться в „абсолют", и в то же время настолько определенен, чтобы вести беспощадную борьбу со всеми разновидностями идеализма и агностицизма" (там же, с. 145-46).

Науч. знания имеют жизненный смысл лишь в том случае, если они воплощаются в жизнь. Конечной целью познания являются не знания сами по себе, а практич. преобразование действительности для удовлетворения материальных и духовных потребностей общества и человека. Практич. воплощение идей, превращение их в предметный мир представляет собой опредмечивание (см. Опредмечивание и распредмечивание). Знания опредмечиваются не только в языковой форме, но и в творениях материальной культуры. "Процесс... познания и действия превращает абстрактные понятия в законченную объективность" (там же, т. 29, с. 177). Знания и идеи дают возможность перестраивать производство, покорять природу, развивать культуру, осуществлять социальные преобразования.

Практич. деятельность людей н её отношение к познанию так или иначе рассматривались в истории философии. В домарксистской философии, когда материализму был свойствен созерцательный подход к миру, деятельное начало в познании развивалось гл. обр. идеализмом; но последний ограничивал деятельность, творческую активность лишь сферой духа (см. К. Маркс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 1). Согласно Г. Гегелю, напр., П. суть "волевая деятельность идеи". Субъективные идеалисты понимают под П. деятельность, обусловленную лишь волей, интуицией, подсознательным началом. Так, прагматист У. Джемс (США) относил к П. "религиозный опыт", т. е. чисто духовную деятельность. Нек-рые представители ревизионизма вслед за идеалистами также сводят П. к свободной творческой самосознающей деятельности, трактуемой как единств. форма реальности.

Правые ревизионисты односторонне трактуют отношение общества и природы, видя в последней лишь воплощение нужд, стремлений и ценностей человечества, что приводит к субъективистскому пониманию П.

В действительности же хотя люди и изменяют природу, но это не означает, что она становится зависимой от духа, что бытие будто бы включает в себя момент субъективного как активного начала. Маркс подчёркивал, что независимо от уровня активности отношения людей к природе в продуктах человеческого труда "...всегда остается известный материальный субстрат, который существует от природы, без всякого содействия человека» (М арке К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 51). Как неочеловеченная, так и очеловеченная природа, общественное бытие развиваются по своим объективным, не зависящим от субъекта закономерностям. С др. стороны, «левые» ревизионисты, сужая сферу обществ. П., утилитарно понимают её как лишь непосредств. физич. участие индивида в производств, или политич. деятельности.

Коренной порок идеалистич. понимания П. состоит в метафизич. абсолютизации идеального, духовного момента чувственно-практич. деятельности. Великая заслуга марксизма в том, что он впервые ввёл П. в теорию познания. Поскольку практич. деятельность носит осознанный характер, то духовное начало составляет её необходимый момент. Диалектич. материализму чужда концепция, обособляющая материальную, практическую и духовную, теоретич. деятельность. Между этими видами деятельности существует нерасторжимое единство. Но это совсем не означает, что духовная деятельность есть форма П. Марксизму также чужда концепция «...мистического тождества практики и теории» (Маркс К. и Энгельс Ф., там же, т. 2, с. 211). Практич. деятельность осуществляется с помощью материальных средств и ведёт к созданию материальных продуктов, тогда как в духовной деятельности оперируют образами, понятиями и создают мысли, идеи.

Теория и П. образуют единство противоположностей, в к-ром П. принадлежит решающая роль. Диалектич. взаимосвязь марксистско-ленинской теории и П. является важнейшим принципом строительства социализма и коммунизма.

Лит.: Основы марксистско-ленинской философии, 3 изд., М., 1974; Практика и познание, М., 1973. См. также лит. при ст. Теория познания. А. Г. Спиркин.
2035.htm
ПРАНСКУС Бронюс (псевд.; 2-й псевд.-Жалёнис; настоящее имя и фам. Вацловас Анскайтис) [28.9 (11.10). 1902, дер. Юодупенай, ныне Вилкавишк-ского р-на, - 7. 5. 1964, Вильнюс], советский литературовед, засл. деят. науки Литов. ССР (1962). Чл. КПСС с 1927. При бурж. власти преследовался за революц. деятельность. В 1923 уехал в СССР. Печатался с 1917. Автор работ о развитии литов. пролет, лит-ры. Один из авторов "Истории литовской литературы" (т. 1-3, 1957-65).

Соч.: Artimieji toliai, Vilnius, 1962; Proletarine lietuviu literature, Vilnius, 1964; Laikas ir literatflra, Vilnius 1973.

Лит.: Tarybu, Lietuvos rasytojai, Vilnius, 1967.

ПРАПАПОРОТНИКИ (Primofilices), подкласс древнейших вымерших папоротников, существовавших с раннего девона до ранней перми. П.- сложная и, по-видимому, неоднородная группа, через примитивных представителей, возможно, связанная с риниофитами или псилофитами. Древнейшие П. обнаруживают близость к ранним прогимноспермам, поэтому разделение этих групп условно. Одни П. внешне напоминали обычные папоротники, так что различить их по отпечаткам невозможно. Другие П. были построены по типу сложно ветвящейся трёхмерной системы осей. Среди П. были как равноспоровые, так и разноспоровые формы. Спорангии с однослойной или многослойной стенкой, иногда со сложным кольцом. Споры с трёхлучевой щелью. Анатомич. строение осей и ли-стоподобных образований очень разнообразно. У нек-рых П. хорошо развита вторичная древесина. Стебли у одних П. имели неск. изолированных стел, у др. П.-одну. Стела в поперечном сечении была разной формы - округлой, эллиптической, крестовидной, Н-образной, звёздчатой и др. Осн. представители: С1а-doxylon, Zygopteris, Botryopteris.

С. В. Мейен.

ПРА-ПАТОМ, комплекс археол. памятников в Таиланде. Расположен на месте совр. города Наконпатом, в 48 км к 3. от Бангкока. Исследовался в 1939-40 франц. учёным П. Дюпоном. П.-П.-остатки одного из древнейших городов монов периода гос-ва Дваравати (1-е тыс. н. э.). Среди развалин храмов Ват-Пра-Меру и Ват-Пра-Патом и в др. местах обнаружены бронз. фигуры стоящего и сидящего Будды, рельефы на камне, орнаменты из штука, кам. декоративные колёса и т. д. Памятники П.-П. освещают раннюю историю Индокитая и доказывают, что там в первых веках н. э. распространился буддизм. Находки свидетельствуют также о тесных экономич. и культурных связях с Юж. Индией и о. Шри-Ланка.

Лит.: Duроnt P., L'archeologie mone de Dvaravati.v. 1-2, P., 1959.

"ПРАПОР" ("Знамя"), ежемесячный литературно-художеств. и общественно-политич. журнал, орган СП УССР. Издаётся в Харькове с 1956 (вместо альманаха "Харьков", 1952-55). Осн. разделы: проза, поэзия, публицистика, критика. В журнале публикуются произв. укр. писателей, переводы из литератур др. народов СССР и зарубежных литератур. Значит. место в "П." уделяется теме рабочего класса, науке, культуре. Тираж (1975) 14 тыс. экз.

ПРАПОРЩИК (от старослав. прапор -знамя), воинское звание в Сов. Вооруж. Силах, введённое с 1 янв. 1972. Имеется также в Чехосл. нар. армии (см. Звания воинские). В дореволюц. рус. армии П.-младший офицерский чин. Первоначально П. были знаменосцами. В России чин П. введён в нач. 18 в., в 1884 упразднён в армии мирного времени и оставлен лишь для воен. времени. В 1886 установлен чин П. запаса.

ПРАСАД Джайшанкар (10.1.1889, Бенарес,- 15.11.1937, там же), индийский писатель. Писал на хинди. П. принадлежит значит. роль в развитии инд. поэзии и драматургии. П.- один из идеологов романтико-символич. направления чхая-вад в поэзии Индии 20-30-х гг. В центре художеств. интересов П.- проблемы добра и зла, человека и природы, разума и страсти, к-рые он рассматривал в ре-лиг.-этич. и филос. плане. Полемизируя с буддизмом, индуизмом и христианством, П. прославлял любовь, к-рую считал единств. религией. Социальное зло казалось П. извечным, отсюда ощущение трагичности бытия, пронизывающее его творчество. В пьесах П. изображена гл. обр. реальная жизнь; он создал психологич. драму, используя в основном тра-диц. инд. историч. сюжеты: "Аджаташатру" (1922), "Скандагупта" (1928), "Чанд-рагупта" (1931) и др.

Соч. в рус. пер.: Жалоба камня, в кн.: Рассказы писателей Востока, Л., 1958; [Рассказы], в кн.: Дети Индии, М., 1959; [Рассказы], в кн.: Рассказы индийских писателей, т. 1, М., 1959; Один глоток, в кн.: Вишневская Н. А., Индийская одноактная драма, М., 1964.

Лит.: Потабенко С., Джайшанкар Прасад, в кн.: Литературы Индии, М., 1958; Вишневская Н. А., Новое поэтическое направление в литературе хинди -чхаявад, в кн.: Проблемы теории литературы и эстетики в странах Востока, М., 1964; Адхикари Махав и р, Прасад ка дживан-даршан аур крититва, Дели, 1955; Гулабрай, Прасад джи ки кала, Агра, 1956. Н. А. Вишневская.

ПРАСАД Раджендра (3.12.1884, Зерадеи, Бихар,-28.2.1963, Патна), политич. и гос. деятель Индии. Род. в семье помещика. Образование получил в Калькуттском ун-те. В 1911 -16 адвокат в Верх. суде Калькутты, а в 1916-20 - Патны. В 1911 вступил в Индийский нац. конгресс (ИНК). Впервые выступил как последователь М. К. Ганди в 1917 во время сатьяграхи в округе Чампаран (Бихар). С этого времени принимал активное участие в нац.-освободит. движении Индии. В 1934, 1939 и 1947-48 пред. ИНК. Неоднократно подвергался тюремному заключению (последний раз в 1942-1945). В 1946 - янв. 1948 находился в составе врем. пр-ва Индии в качестве мин. продовольствия и с. х-ва. В 1946-1950 пред. Учредит. собрания Индии. В 1950 после провозглашения Индии республикой избран её врем, президентом. В 1952-62 президент Индии. В 1960 посетил с официальным визитом СССР. Почётный доктор историч. наук Моск. гос. ун-та.

Соч. в рус. пер.: Автобиография, М., 1961.

ПРАСИНЫ, политич. партия в Византии. См. в ст. Венеты и прасины.

ПРАСНЫШСКИЕ ОПЕРАЦИИ 1915, 1) наступательная операция войск рус. Сев.-Зап. фронта против группировки герм. войск 7(20) февр.- 17(30) марта в р-нег. Прасныш (ныне Пшасныш, Польша) во время 1-й мировой войны 1914-18. Планируя окружение рус. армий в Польше и Галиции, герм. командование поставило перед армейской группой ген. М. Гальвица (8-я и 10-я армии) задачу -ударом на Прасныш нанести поражение 1-й рус. армии, не допустить сосредоточения 12-й рус. армии сев.-восточнее Варшавы и занять выгодное положение для последующего удара с целью окружения рус. войск в Польше. Рус. командование готовило вторжение в Вост. Пруссию из р-на Варшавы и поставило перед 1-й армией задачу, не дожидаясь сосредоточения 12-й армии, начать активные действия на варшавском направлении. 7(20) февр. противник перешёл в наступление и 11(24) февр. после ожесточённых боёв занял Прасныш. 12(25) февраля 1-й и 2-й Сибирские корпуса нанесли сильные контрудары во фланг герм. войскам и 14(27) февр. выбили противника из Прасныша. 17 февр. (2 марта) 1-я, 12-я и 10-я рус. армии перешли в общее наступление и отбросили противника на терр. Вост. Пруссии. В итоге П. о. германский план разгрома русских армий в Польше был сорван, но не состоялось и запланированное вторжение русских армий в Вост. Пруссию. 2) Оборонительная операция войск рус. Сев.-Зап. фронта (1-я и 12-я армии, всего ок. 141 тыс. чел., 377 орудий) против 12-й герм. армии (177 тыс. чел., 1256 орудий) 30 июня (13 июля) - 4(17) июля в р-не г. Прасныш. Герм. командование планировало ударом 12-й армии прорвать фронт 1-й рус. армии в р-не Прасныша и, наступая на Рожаны, Пултуск, Седлец, во взаимодействии с 4-й австр. и 11-й герм, армиями, наступавшими с Ю., окружить рус. войска, находившиеся в Польше. 30 июня (13 июля) после мощной арт. подготовки из 800 орудий противник перешёл в наступление на Прасныш, к исходу дня продвинулся на 5-6 км и овладел главной полосой обороны. К 4(17) июля враг ценой больших потерь оттеснил рус. войска на 30-35 км, но вынужден был прекратить наступление, не достигнув р. Нарев. В результате упорной обороны рус. войск был сорван герм. план окружения рус. армий в Польше.

Лит.: Вержховский Д. В., Ляхов В. Ф., Первая мировая война 1914-1918 гг., М., 1964; Корольков Г. К., Праснышское сражение. Июль 1915 г., М.-Л., 1928. В. П. Глухое.

ПРАСОЛ, в России (до 60-х гг. 19 в.) торговец, скупавший оптом в деревнях рыбу или мясо для розничной продажи и производивший их засол (отсюда, предположительно, название). П. называли также скупщиков скота и различного