загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна,окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ПРОМЫШЛЕННОМ, ЖИЛОМ И НЕ ТОЛЬКО...:
ПОНЯТИЯ:

МОНТАЖ (франц. montage - подъём установка, сборка, от monter - поднимать), сборка и установка сооружений конструкций, технологического оборудования агрегатов, машин (см. Сборка машин, аппаратов, приборов и др. устройств и готовых частей и элементов.
МОНТАЖ в строительстве - основной производственный процесс, выполняемый при возведении зданий и сооружений или и реконструкции, в результате которого устанавливают в проектное положение строительные конструкции, инженерное технологическое оборудование и др. МОНТАЖ технологического оборудования включает также присоединение его к источникам энергоснабжения системам очистки и удаления отходов оснащение приборами, средствами автоматизации и контроля
.


СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ в СССР, организационно обособленные производственно-хозяйственные единицы, основным видом деятельности которых является строительство новых, реконструкция, капитальный ремонт и расширение действующих объектов (предприятий, их отдельных очередей, пусковых комплексов, зданий, сооружений), а также монтаж оборудовани я. К государственным СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ относятся строительные и монтажные тресты (тресты-площадки, тресты гор. типа, территориальные, союзные специализированные тресты); домостроительные, заводостроительные и сельские строительные комбинаты; строительные, (монтажные) управления и приравненные к ним организации (напр., передвижные механизированные колонны, строительно-монтажные поезда и др.).
ПРОЕКТИРОВАНИЕ (от лат. projectus, буквально - брошенный вперёд), процесс создания проекта - прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния. Различают этапы и стадии ПРОЕКТИРОВАНИЯ, характеризующиеся определённой спецификой. Предметная область ПРОЕКТИРОВАНИЯ постоянно расширяется. Наряду с традиционными видами ПРОЕКТИРОВАНИЯ (архитектурно-строительным, машиностроительным, технологическим и др.) начали складываться самостоятельные направления ПРОЕКТИРОВАНИЯ человеко-машинных систем (решающих, познающих, эвристических, прогнозирующих, планирующих, управляющих и т. п.) (см. Система "человек и машина"), трудовых процессов, организаций, экологическое, социальное, инженерно-психологич., генетическое ПРОЕКТИРОВАНИЕ и др. Наряду с дифференциацией ПРОЕКТИРОВАНИЯ идёт процесс его интеграции на основе выявления общих закономерностей и методов проектной деятельности.
ПРОМСТРОЙПРОЕКТ, проектный институт в ведении Госстроя СССР. Находится в Москве. Организован в 1933. В составе института архитектурно-строительные и конструкторские отделы; ПРОМСТРОЙПРОЕКТ возглавляет объединение "Союзхимстройниипроект" с проектными институтами в Киеве, Ростове-на-Дону, Тольятти, Алма-Ате. Разрабатывает проекты (архитектурно-строительные и сан.-технич. части) производственных зданий и сооружений крупнейших промышленных предприятий автомобильной, машиностроит., металлургич., химич. и др. отраслей пром-сти; схемы генеральных планов пром. узлов и упорядочения существующих пром. районов; мероприятия по повышению уровня индустриализации строительтсва за счёт унификации и типизации зданий, сооружений и конструкций и внедрения эффективных строит. материалов; нормативные документы и методич. указания по проектированию пром. зданий и сооружений. Периодически публикует реферативную информацию "Строительное проектирование промышленных предприятий". Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1958)

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

хом или президентом). В ФРГ, Ирландии и Японии глава гос-ва назначает премьером (канцлером) лицо, избранное парламентом. Во многих странах юридически П. ответственно перед парламентом, фактически же, как правило, вся полнота власти находится в руках П. и его главы (т. н. система "министериализма", пришедшая на смену парламентаризму). Большое значение в гос. практике капиталистич. стран имеет нормотворческая деятельность П.- делегированное законодательство. Бурж. П. находится в сфере постоянного воздействия со стороны крупнейших капиталистич. объединений, к-рые в основном и определяют его состав и политич. курс. Это означает, что П. фактически превратилось в политическое орудие небольшой группы ведущих монополистов, использующих его ради контроля над остальным обществом.

В социалистич. гос-вах П. образуется высшим органом нар. представительства, перед к-рым оно несёт ответственность и к-рому подотчётно. П. социалистич. стран выступают как высшие исполнит, и распорядит. органы гос. власти, порядок их образования, состав и компетенция определены конституциями или кон-ституц. законами. См. также Совет Министров СССР.

"ПРАВИТЕЛЬСТВО ЮГА РОССИИ", белогвард. правительство на терр. Крыма в 1920. Создано в июне в составе: А. В. Кривошеий (глава пр-ва и пом. главнокомандующего ген. П. Н. Врангеля по гражд. части), П. Б. Струве (мин. иностр. дел), М. В. Бернацкий (мин. финансов), С. Д. Тверской (нач. гражд. управления), Н. В. Савич (гос. контролёр), В. С. Налбандов (мин. торговли и пром-сти), Г. В. Глинка (мин. земледелия), Н. Н. Таганцев (мин. юстиции). Получая помощь от союзников (преим. от Франции) и используя трудности Сов. гос-ва в связи с войной с Польшей, пр-во надеялось "отсидеться" на полуострове и добиться от Сов. правительства гарантии неприкосновенности Крыма и казачьих терр. (Дона, Кубани и Терека), а при неблагоприятных обстоятельствах - окончить Гражд. войну эвакуацией с Крымского п-ова."П.Ю.Р." в своей деятельности пыталось учесть ошибки предшествовавших белогвард. пр-в на терр. России, но по существу проводило ту же контрреволюц. политику (см. Врангелевщина). 10 авг. "П. Ю. Р." было признано Францией (до этого белогвард. пр-ва западноевроп. державами не признавались). После разгрома врангелевских войск "П. Ю. Р." 17 нояб. прекратило своё существование, а члены правительства эвакуировались за границу.

ПРАВКА в металлообработке, устранение или уменьшение ненужной кривизны металлич. изделий приложением внешних сил; применяется при произ-ве листов, труб, рельсов, балок и др. прокатных изделий, реже - при их потреблении (в цехах металлич. конструкций, кузнечных и др.). Различают однократную (периодическую) П. на правильных прессах, многократную (непрерывную) П. на правильных машинах, П. раскручиванием и растяжением на раскруточных и растяжных машинах. При однократной П. выправляемое изделие лежит на 2 опорах, а усилие, прилагаемое к выпуклой образующей поверхности, упругопластически изгибает изделие. Осн. недостатки этого метода -низкая точность П. и значит. остаточные напряжения. В процессе многократной П. изделия, передвигаясь в осевом направлении, подвергаются многократному упругопластич. изгибу (тела вращения имеют и винтовое движение, при к-ром устраняется также овальность сечения). П. растяжением применяется для тонких листов и полос, удлинение к-рых при П. достигает 1,5-2,5%. Скрученные трубы некруглого сечения исправляют упругопластич. раскручиванием, иногда совмещая его с растяжением. Р. м. Голубчик.

ПРАВКА НАБОРА, исправление в наборе ошибок, помеченных на пробном (корректурном) оттиске. При ручном или буквоотливном наборе заключается в замене ошибочных литер или переборке строк; при строкоотливном наборе строки с ошибками заменяются правильными. Большая П. н. приводит к перевёрстке, т. е. переброске строк или др. частей набора из одной полосы в другую. Правка в фотонаборе заключается в удалении из диапозитива (негатива) неверных строк с заменой их правильными или в смене всего диапозитива (негатива).

ПРАВО, совокупность установленных или санкционированных государством об-щеобязат. правил поведения (норм), соблюдение к-рых обеспечивается мерами гос. воздействия. С помощью П. класс или классы, держащие в руках гос. власть, определённым образом регулируют поведение людей и их коллективов, закрепляют и развивают в качестве обязательных, охраняемых законом те обществ. отношения, к-рые отвечают их интересам. Помимо того, что господств. классы должны конституировать свою силу в виде государства, они придают своей воле всеобщее выражение, возводя её в закон, содержание к-рого всегда даётся отношениями этого класса (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 3, с. 322). П., таким образом, является регулятором обществ. отношений. В развитом roc-ве сфера действия П. охватывает прежде всего область произ-ва, распределения, обмена и потребления, т. е. процесса воспроизводства; оно закрепляет существующие отношения собственности и регулирует меру и формы распределения труда и его продуктов между членами общества; П. закрепляет также формы правления, гос. устройства, организацию и порядок деятельности гос. механизма, правовое положение граждан, меры наказания за посягательства на гос. строй и существующие обществ. отношения.

П. неразрывно связано с гос-вом. В жизни общества оно выступает в виде правил поведения, к-рые либо непосредственно созданы и установлены гос-вом, либо санкционированы им. В обоих случаях за этими правилами поведения стоит гос. принуждение. П."...есть ничто без аппарата, способного принуждать к соблюдению норм права" (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 33, с. 99). П. не может иметь иную классовую сущность, чем гос-во, существующее в данном обществе. Неразрывная связь с гос-вом - один из специфич. признаков, отличающих П. от правил поведения в бесклассовом обществе, а также от всех иных социальных норм (моральных и т. д.) классового общества. В свою очередь, гос-во немыслимо без П. Сама орг-ция гос. механизма должна получить правовое оформление, без чего невозможны разделение и координация труда его органов и должностных лиц. Вне правовых форм невозможен процесс гос. управленческой деятельности. Наконец, отношения гос-ва и гражданина также требуют регламентации прав и обязанностей обеих сторон.

П. - возведённая в закон гос. воля, но оно не волюнтаристское порождение гос-ва. Как один из важнейших элементов надстройки над экономич. базисом классового общества (см. Базис и надстройка) П. обусловлено экономич. строем общества, характером существующих производств. и классовых отношений. На формирование и развитие П. существ. воздействие оказывают также политич. факторы, господствующая идеология, религия (в нек-рые эпохи), историч. особенности и нац. традиции данной страны. Кроме того, в развитом обществе гос-во вынуждено в определ. мере считаться с уже сложившейся системой П. Известна формула К. Маркса о том, что
П. не может быть выше, чем культурное развитие общества. В силу всех этих факторов П. отражает экономия, условия в сильно опосредствованном виде.

Будучи порождением социально-эконо-мич. строя, П., в свою очередь, оказывает существ. воздействие на ход обществ. развития, содействуя или препятствуя ему (напр., феод. П. по отношению к развивающимся капиталистич. отношениям). Исторически, однако, рамки действия П., тормозящего социальное развитие или же, наоборот, стремящегося обойти необходимые этапы развития, оказываются довольно ограниченными, т. к. II. не может упразднить действие объективных закономерностей обществ. развития.

Наличие в обществе П. означает, что значит. круг обществ. отношений принимает характер правоотношений, т. е. отношений, участники к-рых выступают как носители юрид. прав и обязанностей. Совокупность этих правоотношений образует обществ. правопорядок. Как система законодат. и иных нормативных актов П. находится в неразрывной связи с движением многообразных правоотношений, складывающихся в обществе.

Важным аспектом П. являются права, свободы и обязанности граждан (в этой связи говорят о субъективном П. в отличие от объективного П.- системы правовых норм). В конечном счёте наличие, характер к объём этих прав и свобод (напр., право на труд, право на образование, свобода совести и т. д.) определяются социально-экономич. строем общества, положением человека в процессе обществ. производства. Однако для реального осуществления они должны быть закреплены законом и обеспечены юри-дич. гарантиями.

В целом роль П. как нормативного регулятора обществ. жизни весьма значительна: развитое общество не знает другой системы социальных норм, к-рая могла бы обеспечить столь активное и всестороннее регулирование экономич., политич., нац. и др. отношений. Такие свойства П., как его общеобязательность, точность и формальная определённость, системность в процессе воздействия П. на обществ. отношения придаёт последним упорядоченность, стабильность, сочетающуюся с динамизмом. Весьма значительна и идеологич. роль П., его воздействие на сознание и психологию людей (см. Правосознание).

Марксизм подчёркивает классовый характер П. Это выражается прежде всего в том, что с помощью П. господствующий экономически и политически класс закрепляет в качестве общеобязательных нормативов свои требования и привилегии, вводит в действие запреты и предупредительные меры, направленные на защиту его интересов и подавление его противников. Классовый характер П. выражается также в том, что в нём находят отражение соотношение социальных сил, уровень и результаты классовой борьбы в обществе; чем выше уровень этой борьбы, тем больше законодательные уступки, на к-рые вынуждены идти господствующие классы.

В домарксистской социальной мысли господствовала идеалистич, трактовка П., видевшая его первоисточник и основу либо в свойствах человеческого духа и мышления ("идея права"), либо в "божественной воле". Для господствующих бурж. школ П. 19-20 вв. характерен откровенно идеалистический либо позитивный подход к пониманию сущности П. Даже в тех случаях, когда бурж. авторы говорят о воздействии экономики (в числе др. факторов) на П., это отнюдь не равнозначно признанию первичности социально-экономич. строя по отношению к П. Бурж. правовая мысль ушла и от взаимосвязи П. с классовой структурой общества, ибо подобный подход объективно вёл к признанию классового характера бурж. П., традиционно изображаемого как продукт "общей воли". С приходом буржуазии к власти утратили своё значение доктрина естественного права, а также историческая школа права. Ведущим направлением стал юри-дич. позитивизм, объявивший бурж. П. высшим началом, не нуждающимся в экономич., политич. или ином обосновании и сводивший задачи науки о П. лишь к формально-логич. обработке действующего П. (см. Догма права). Влиятельной разновидностью позитивизма в 20 в. стала чистая теория права - нормативизм (см. также Келъзен). Наряду с учениями, выводящими П. из идеального начала (напр., неокантианство в П., феноменологическая школа права и др.) или объявляющими его порождением человеческой психики (см. Психологическая школа права), широкое распространение в 20 в. получили различные течения т. н. социологической юриспруденции (см. Социологическая школа права), а также экзистенциализм в П. Все эти концепции основаны на гипертрофировании того или иного элемента правовой надстройки (норм П., суд. деятельности, правовых чувств и т. д.), вырванного из реальной взаимосвязи явлений. Если юридическое мировоззрение восходящей буржуазии выступало как отрицание теологич. мировоззрения, то в бурж. правовой идеологии 20 в. весьма заметно влияние клерикализма и особенно неотомизма, с распространением к-рого связано в значит, мере и т. н. возрождение естественного П. В арсенале совр. бурж. юриспруденции видное место занимает идея "примата права", "господства права" или "правового государства" (см. Правового государства теория).

Длительный путь историч. развития П. подтверждает правильность его марксистской классово-материалистической трактовки. До разделения общества на классы существовали нормы обществ. поведения, обычаи, однако, в отличие от П., они выражали волю всех членов общества, основывались на обществ. собственности, а не на различиях в обладании собственностью; отсутствовал специальный, стоящий над обществом аппарат, призванный силой принуждать к исполнению этих норм.

Необходимость в таком принуждении (а именно это отличает нормы П. от др. социальных норм) возникает лишь тогда, когда появляются нормы, отвечающие только интересам определённых классов и слоев, а не всего населения. Другая важная причина возникновения П.-разделение труда и усложнение процесса обществ. производства и обмена. "На известной, весьма ранней ступени развития общества возникает потребность охватить общим правилом повторяющиеся изо дня в день акты производства, распределения и обмена продуктов и позаботиться о том, чтобы отдельный человек подчинялся общим условиям производства и обмена. Это правило, вначале выражающееся в
обычае, становится затем законом. Вместе с законом необходимо возникают и органы, которым поручается его соблюдение..." (Энгельс Ф., в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 18, с. 272). Таким образом, первой формой П. явилось обычное П., к-рое первоначально не фиксировалось в письменной форме. Но уже в глубокой древности появляется писаное П. (Судебник Ур-Намму в Двуречье, 21 в. до н. э., Хаммурапи законы в Вавилонии, 18 в. до н. э., Хеттские законы, 14 в. до н. э., Драконта законы в Афинах, 7 в. дон. э., Двенадцати таблиц законы в Др. Риме, сер. 5 в. до н. э., и др.). В древнейшем писаном П. наряду с обычным П. важное место занимали записи решений судов. В историч. генезисе П. большую роль играла религия, поэтому, как правило, древнейшее П. имело религ. окраску. П. было одним из орудий нарождавшейся государственности в борьбе с родовым строем (напр., реформы Солона в Афинах, Сервия Туллия в Риме). П. фиксировало появление института рабства, закрепляло возникавшее неравенство между свободными, наличие наряду с полноправными неполноправных свободных (мушкену в Вавилонии, периэки в Спарте, плебеи в Риме), ограничивало в правах пришлое население и иностранцев.

Рабовладельческое П.-первый историч. тип П.; его характерные черты - превращение рабов в собственность рабовладельца (раб - объект, а не субъект П.), охрана с помощью самых жестоких санкций частной собственности, политич. всевластие рабовладельцев в roc-ве, власть отца в семье. Наиболее развитой системой рабовладельч. П. было римское право, к-рое Ф. Энгельс называл "...классическим юридическим выражением жизненных условий и конфликтов общества, в котором господствует чистая частная собственность..." (там же, т. 21, с. 412; см. там же, т. 20, с. 105). Оно оказало огромное влияние на феод. и особенно бурж. П.

Процесс формирования феодального П. в различных странах шёл по-разному. В нек-рых странах П. ран-нефеод. общества складывалось в ходе разложения первобытнообщинного строя, не испытывая значит. влияния П. рабо-владельч. общества (англо-саксонские правды, Русская правда и др.). В тех частях Рим. империи, где феодализм складывался в результате синтеза разлагавшихся рабовладельч. и первобытнообщинных отношений, существовал дуализм правовых систем. Так, для галло-рим. населения действовало с определёнными модификациями римское П., а для завоевателей - обычное П., к-рое было зафиксировано в т. н. варварских правдах. В ряде случаев образование феод. П. происходило путём трансформации римского П. Это характерно, напр., для Византии, где уже Корпус Юрис Цивилис (Свод Юстиниана) был попыткой приспособить рабовладельч. П. к новым обществ. потребностям. В период феод. раздробленности в Европе господств, формой П. было обычное П., отличавшееся крайним партикуляризмом. В феод. П. открыто закреплялось юрид. неравенство, различие прав сословий, оно выступает как П.-привилегия. Важнейшее место в системе феод. П. занимали нормы, регулировавшие феод. собственность на землю и закреплявшие зависимое положение крестьянства. Как неотъемлемый атрибут крупной феод. зем. собственности и средство внеэкономич. принуждения развиваются иммунитет-ные П. феодалов (см. Иммунитет). Оформляется система феод, иерархии, тщательно регулируются отношения вассалитета. При этом на практике нередко господствовало право сильного, т. н. кулачное право. С развитием товарно-ден. отношений в Зап. Европе возникло особое городское право, отражавшее спе-цифич. положение города в ср.-век. обществе (широкое распространение получило, напр., магдебургское право). Происходит рецепция рим. П. с его детальной регламентацией отношений товарного произ-ва. Параллельно с рецепцией рим. П. складывается развитая система канонического права, регулировавшего внутрицерк. дела, брачно-семей-ные отношения, отдельные гражд. сделки.

С ликвидацией феод. раздробленности и образованием сословных, а затем абс. монархий происходит усиление роли централизованной власти в формировании П., постепенно ослабляется его партикуляризм. В процессе развития П. в каждом гос-ве складывалась собств. система П., отразившая его историч. и нац. особенности и традиции. По типу правовые системы, сложившиеся в 17-19 вв. и сохранившиеся в целом в совр. бурж. гос-вах, делят на романскую (континентальную европейскую), основой для к-рой служило рим. П., и англо-саксонскую, т. н. систему прецедентного П., характерную для Великобритании и частично воспринятую в США и ряде др. стран, прежде всего в быв. англ. колониях (см. также Общее право, Право справедливости, Прецедент). Особую систему П. представляет мусульманское право, основой к-рого является ислам.

Последним эксплуататорским типом П. является бурж. П. Буржуазия, идя к власти, противопоставила господствовавшему в ср. века теологич. мировоззрению юридическое мировоззрение и в борьбе против феодализма широко использовала лозунги П. и законности. С победой бурж. строя роль и значение П. существенно возрастают. Развитие товарных капиталистич. отношений повлекло за собой быстрое развитие т. н. частного П., т. е. отраслей П. (гражданское, торговое и др.), определяющих положение и отношения участников капиталистич. оборота, а также процессуального П., регулирующего порядок разрешения многочисл. конфликтов, возникающих в этой сфере. Возрастает роль П. в процессе политич. власти и управления (гос. и адм. П.). Складываются специализи-ров. нац. системы права. По своей классовой сущности бурж. П. выступало как средство закрепления экономич. и политич. условий системы господства буржуазии и эксплуатации рабочего класса. К. Маркс и Ф. Энгельс точно определили их как возведённую в закон волю буржуазии (см. Соч., 2 изд., т. 4, с. 443). Сравнительно невысокий уровень сознательности и организованности трудящихся масс в период пром. капитализма позволил эксплуататорским классам в максимальной мере, без сколько-нибудь значительных уступок выразить в П. свои корыстные частнособственнические интересы, защищаемые с помощью жестоких репрессивных санкций. При этом бурж. П. в идеализированном виде представляло действительные социально-экономические отношения (т. н.
"правовой фетишизм"), скрывая за формальным равноправием экономич. неравенство, за свободой договора - внеэкономич. принуждение и т. д. В период империализма происходит дальнейшее развитие систем бурж. П., отражающее процесс его приспособления к условиям и потребностям монополистич., а затем и гос.-монополистич. капитализма. Под давлением трудящихся масс и в связи с изменением обстановки в мире бурж. гос-во вынуждено было пойти на ряд правовых уступок трудящимся, в т. ч. в сфере трудового права, избирательного права, социального законодательства и т. д. Однако эти уступки не означают коренной трансформации бурж. П., как это утверждают многие бурж. и особенно реформистские идеологи. В качестве контрбаланса правовым завоеваниям трудящихся монополистическая буржуазия широко использует реакционное (в т. ч. антирабочее) законодательство, к-рое зачастую в силу его несоответствия конституционным принципам и достигнутому уровню демократии выступает как "правонарушающее законодательство". В условиях общего кризиса капитализма правящая буржуазия перестаёт видеть в П. основное и достаточное средство защиты своих социальных позиций и в случае угрозы этим позициям идёт либо на свёртывание правовых начал в жизни общества, либо даже на полный отказ от них (фашистский режим в Германии и Италии в межвоенный период; режим, установленный военной хунтой в Чили в 1973, и др.). Этот процесс в марксистской лит-ре называют кризисом бурж. законности. Т. о., в совр. капиталистич. обществе П.- один из основных объектов острой социально-экономич. и политич. борьбы между монополистич. капиталом и трудящимися, между силами демократии и реакции.

Вопрос о путях развития П. весьма существен для стран, освободившихся от колониальной зависимости. Неоколониализм заинтересован в сохранении в этих странах правовых систем, перенесённых из бывших метрополий, в то время как потребности экономич., политич. и культурного развития этих стран требуют существ. модификаций в правовой надстройке. По пути создания новых правовых систем идут молодые гос-ва социалистической ориентации.

Высший историч. тип П.- социалистическое П. Впервые социалистическое П. возникло в Сов. гос-ве в результате Великой Окт. социалистич. революции. Социалистич. П. первоначально выражает волю трудящегося большинства населения, а затем и всего народа. Его осн. исходные положения: ликвидация частной собственности на средства произ-ва, эксплуатации человека человеком и др. форм нетрудового обогащения; последоват. охрана обществ, социалистич. собственности как основы социалистич. системы х-ва; закрепление полновластия трудящихся и демократич. принципов гос. управления; полное равноправие граждан вне зависимости от расы, национальности или пола; развитие социально-экономич., политич. и иных прав и свобод граждан (права на труд, на отдых, да образование, на материальное обеспечение в старости и т. д.); обязательность принципа законности для деятельности всех гос. и обществ, организаций, должностных лиц и граждан; решительная борьба со всеми посягательствами на социалистич. строй; гуманность и справедливость. Поскольку по своему содержанию социалистич. П. отвечает воле и интересам всего народа, ему несвойствен "правовой фетишизм", оно адекватно отражает реальные отношения, открыто говорит о своём классовом характере.

В силу своего принципиально нового содержания и целей социалистич. П. не может возникнуть как результат эволюции или даже трансформации старого бурж. права. Отказ от старой правовой системы путём немедленного отказа (как это было в ходе социалистич. революции в России) или постепенным путём (в нек-рых др. социалистич. странах) - это объективная закономерность возникновения нового социалистич. типа П. во всех его формах. В течение многих лет идеологи антикоммунизма изображали отмену старого царского П. в ходе Октябрьской революции как якобы принципиальный отказ новой политич. власти от всякого П. и переход к неправовым методам управления. В бурж. лит-ре широко распространено утверждение, будто для марксизма характерно пренебрежит. отношение к П. как к бурж. социальному институту. На этом основании делается вывод о якобы незначительной роли П. при социализме. В действительности необходимость существования П. при социализме вплоть до полной победы коммунизма К. Маркс и В. И. Ленин рассматривали как объективную закономерность развития социалистич. общества. В работе "Государство и революция" В. И. Ленин, подчёркивая роль правовой формы обществ, регулирования, писал: "...Не впадая в утопизм, нельзя думать, что, свергнув капитализм, люди сразу научатся работать на общество без всяких норм права, да и экономических предпосылок такой перемены отмена капитализма не дает сразу" (Ленин В. И., Поли. собр. соч., 5 изд., т. 33, с. 95). Экономич. предпосылки необходимости П. при социализме - это прежде всего существующий уровень развития производит, сил, к-рый требует гос. нормирования меры труда и вознаграждения, т. е. использования правового масштаба. Вне правовых форм невозможны товарно-денежные отношения - реализация принципа материальной заинтересованности. Хоз.-организаторская функция социалистического гос-ва предполагает наличие нар.-хоз. плана, утверждённого как обязат. закон, выполнение к-рого требует правовой регламентации деятельности социалистич. предприятий и организаций. Т. о., в ходе социалистич. строительства П. рассматривается не только как средство решения различного рода конфликтов; на него также возлагаются важные организац. и созидательные функции, в частности в сфере обществ. произ-ва. Впервые в истории в СССР были разработаны правовые формы гос. руководства экономикой и планового хозяйствования. П. при социализме необходимо также для борьбы с имеющимися пережитками капитализма, преступностью и др. формами правонарушений. П. выступает и как один из факторов формирования коммунистич. сознательности, способствует укреплению и развитию социалистич. отношений.

Осн. принципы сов. П. сохраняются на всех этапах развития Сов. гос-ва. Вместе с тем его социальное содержание менялось, отражая особенности того или иного историч. периода. Первоначально сов. П. выступало как пролетарское П.- орудие диктатуры пролетариата. В этот период оно выражало гос. волю рабочего класса, выступавшего в союзе со всеми трудящимися, было направлено против свергнутого эксплуататорского меньшинства (напр., ограничение или лишение избират. прав представителей эксплуататорских классов). В этот период П. сыграло значит. роль в осуществлении социалистич. преобразований в пром-сти и с. х-ве, т. е. в формировании социалистич. системы х-ва, оформлении и закреплении принципов социалистич. демократии, структуры и форм деятельности гос. органов и т. д. Уже в этот период сложилась развитая система сов. П., основу к-рой составила первая сов. кодификация, проведённая в нач. 20-х гг. под непосредств. руководством В. И. Ленина.

В развитом социалистическом обществе П. выступает как общенародное П. Это означает, во-первых, что П. является гос. выражением интересов и воли всего сов. народа; во-вторых, что развитие П. подчиняется задачам непосредственного формирования коммунистич. обществ. отношений и сознания; в-третьих, что все основные черты и принципы П. получают дальнейшее качественное развитие.

Превращение пролетарского П. в общенародное, т. е. в более высокую ступень социалистич. типа П., означает, что социальная база этого П. ещё более расширяется. Однако общенар. П. продолжает оставаться классовым социальным явлением. Оно направлено на достижение классовых целей рабочего класса, и его развитие происходит при руководящей роли этого класса. Общенар. П. сохраняет антиэксплуататорскую направленность, выступает как антипод эксплуататорских типов П. Огромна его классовая роль в условиях борьбы и мирного сосуществования различных общественно-политич. систем.

Развитое социалистич. общество характеризуется последовательным дальнейшим развитием и совершенствованием П., возрастанием его роли в жизни общества. В 1960-70-х гг. в СССР проведена новая развёрнутая кодификация П. Приняты Основы законодательства по всем основным отраслям П., на базе основ в союзных республиках введены в действие соответствующие кодексы. Расширяется круг прав, закрепляемых законом за гражданами и их орг-циями. Ещё более демократическим становится правотворческий процесс. Возрастающая эффективность сов. П. обусловливается всё большим соответствием П. объективным законам обществ. и экономич. развития; усилением направляющей роли КПСС в правовой деятельности Сов. гос-ва; постоянным укреплением социалистич. законности, т. е. неуклонным и обязательным соблюдением законов всеми гос. и обществ. организациями, должностными лицами и гражданами.

Нек-рые совр. идеологи ультралевых движений видят в последоват. развитии социалистич. П. отказ от революционных традиций, свидетельство некоего "обуржуазивают" социалистич. общества. Сходным образом представители бурж. конвергенции теории утверждают, что развитие социалистич. П. означает его приближение к бурж. модели П. как наиболее совершенной.

В действительности высшим ист. типом П. является социалистич. П., к-рое выступает в качестве одного из эффективных и необходимых средств построения коммунистич. общества. КПСС в своей деятельности исходит из необходимости постоянного совершенствования сов. законодательства, укрепления законности и правопорядка, последоват. повышения правовой культуры в стране. 24-м съездом КПСС поставлена задача добиться того, чтобы уважение к П., к закону стало личным убеждением каждого человека, а тем более должностных лиц.

В историч. перспективе с победой коммунизма вместе с гос-вом отомрёт и П. Коммунизм невозможен без обязательных для всех его членов правил коммунистич. общежития. Однако в развитом коммунистич. обществе, где будет полностью преодолено противоречие между личными и обществ. интересами, не будет надобности в политич. средствах регулирования обществ. отношений, в т. ч. и в юридич. санкциях; соблюдение социальных норм станет естеств. привычкой. Процесс отмирания П. представляет собой, с одной стороны, отпадение части его норм, становящихся ненужными по мере утверждения коммунистич. отношений, а с другой - перерастание ряда норм в преобразованном виде в составную часть правил поведения в коммунистич. обществе.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Манифест Коммунистической партии, Соч., 2 изд., т. 4, с. 443; Маркс К., Критика Готской программы, там же, т. 19, с. 18 - 20; Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, там же, т. 21; его же, Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии, гл. IV, там же; его же, Юридический социализм, там же, с. 495-516; его же, К жилищному вопросу, там же, т. 18, с. 272 - 74; Ленин В. И., Государство и революция, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 33; его ж е, "О двойном" подчинении и законности, там же, т. 45; Материалы XXIV съезда КПСС, М., 1974; Теория государства и права, М., 1962; Алексеев С. С., Проблемы теории права, т. 1-2, Свердловск, 1972-73; его же, Социальная ценность права в советском обществе, М., 1971; Керимов Д. А., философские проблемы права, М., 1972; Общая теория государства и права, под ред. В. С. Петрова и Л. Ф. Явича, т. 2, Л., 1974; Марксистско-ленинская общая теория государства и права, т. 1-4, М., 1970-73; Недбайло П. Е., Введение в общую теорию государства и права, К., 1971; Сабо И., Социалистическое право, пер. с венг., М., 1964; Туманов В. А., Буржуазная правовая идеология. К критике учений о праве, М., 1971; История государства и права СССР, ч. 1 - 2, М., 1961-62; Черниловский 3. М., Всеобщая история государства и права, М., 1973; Шебанов А. Ф., Форма советского права, М., 1968. В. А. Туманов.

ПРАВО АССОЦИАЦИЙ, коалиций, объединений, право трудящихся на создание профессиональных союзов, вступление в них, а также свобода деятельности самих профсоюзов. Основной смысл П. а.- обеспечение за организациями трудящихся капиталистич. гос-в возможности отстаивать интересы рабочих и др. эксплуатируемых масс без вмешательства со стороны гос. властей и предпринимательских объединений.

Благодаря усилиям СССР и др. социалистич. гос-в, а также рабочих орг-ций всех стран П. а. получило ме-ждунар. признание. Оно закреплено в таких актах ООН, как Всеобщая декларация прав человека 1948, Пакт о социальных и культурных правах человека (см. Пакты о правах человека), в ряде конвенций Международной организации труда (Относительно свободы ассоциаций и защиты права на организацию; Относительно применения принципов права на организацию и заключение коллективных договоров и др.). В этих актах провозглашено право трудящихся создавать св-ои орг-ции без предварит, разрешения, свободно избирать своих представителей, формулировать программу действий, создавать федерации, конфедерации и т. п.

На практике в капиталистич. странах право трудящихся на ассоциации нередко ограничивается и нарушается. В то же время имеющиеся законы о П. а. буржуазия стремится использовать для усиления влияния союзов предпринимателей, утверждая, что любые гарантии, завоёванные орг-циями трудящихся, должны автоматически распространяться и на предпринимательские ассоциации. Требования профсоюзов, связанные с П. а., сформулированы в Хартии прав профсоюзов и социально-экономич. требований трудящихся капиталистич. стран на совр. этапе, принятой на 8-м Всемирном конгрессе профсоюзов (октябрь 1973).

ПРАВО ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ, см. Оперативного управления право.

ПРАВО ПУБЛИЧНОЕ, см. Публичное право.

ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ, основной институт любой системы права; совокупность правовых норм, закрепляющих состояние присвоенности (принадлежности) вещей - средств производства и результатов труда - за отдельными лицами или коллективами и основанные на этом правомочия владения, пользования и распоряжения ими указанными вещами. Закреплённая законом мера возможного поведения собственника - это П. с. как субъективное право. Собственник добровольно или в принудительном порядке, предусмотренном законом, может быть временно ограничен в осуществлении правомочий владения, пользования и распоряжения вещью. Напр., лицо, сдавшее внаём вещь другому, лишает себя на срок действия договора имущественного найма правомочий владения и пользования вещью.

В СССР гос. орг-ции, за которыми как за юридич. лицами закреплено в оперативное управление гос. имущество, также осуществляют в пределах, установленных законом, правомочия владения, пользования и распоряжения этим имуществом, однако они не являются его собственниками (см. Оперативного управления право, Собственность).

Приобретение П. с. на основе договора подчинено по сов. праву для всех собственников общему правилу, согласно к-рому П. с. у приобретателя (а у гос. орг-ций - право оперативного управления имуществом) возникает с момента передачи вещи, если иное не предусмотрено законом или договором. Передачей признаётся не только вручение вещи приобретателю, но и сдача её трансп. орг-ции для отправления приобретателю, равно как и сдача вещи на почту для пересылки ему. Риск случайной гибели или случайной порчи отчуждённой вещи переходит на приобретателя одновременно с возникновением у него П. с., если иное не установлено договором.

Плоды, приплод животных, доходы, приносимые вещью, принадлежат собственнику, поскольку иное не установлено законом или договором, заключённым собственником с др. лицом. Допускается общая собственность нескольких лиц на одно и то же имущество.

П. с. прекращается в силу договора об отчуждении вещи и по иным, установленным законом основаниям. Так, П. с. прекращается: если имущество не имеет собственника или собственник его неизвестен (бесхозяйное имущество), вследствие бесхозяйств. содержания дома личным собственником или бесхозяйств. содержания культурных ценностей их собственником-гражданином; по истечении определённого срока со дня потери вещи собственником, если в течение этого срока он не был обнаружен (см. Находка); при обнаружении клада; в силу реквизиции или конфискации, национализации. Во всех указанных случаях П. с. на имущество переходит гос-ву.

П. с. охраняется в адм.-правовом, уголовно-правовом и гражд.-правовом порядке. Гражд.-правовая защита П. с. осуществляется путём виндикации, а также путём предъявления собственником иска в суд об устранении всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения (т. н. негаторный иск). С. Н. Братусъ.

ПРАВО СПРАВЕДЛИВОСТИ (англ. Equity), правовая система, действовавшая в Англии с 14 в. параллельно с системой т. н. общего права. П. с. как система складывалось постепенно в связи с тем, что из-за крайнего формализма общего права граждане часто не имели возможности обратиться с иском в королев. суды. В этих случаях или при недовольстве принятым решением они могли обратиться к королю с просьбой "о милости и справедливости". Т. к. число жалоб росло, при лорде-канцлере создавался целый аппарат с собств. порядком разрешения дел, к-рый постепенно стал рассматриваться как Канцлерский суд (Chancery). Поскольку этот суд не был связан нормами общего права, считалось, что он руководствуется принципами справедливости (отсюда назв. -"суд справедливости"). В ходе деятельности Канцлерского суда сложились особые нормы, основанные на прецедентах, совокупность к-рых и образовала П. с. Наиболее широкие полномочия суд справедливости имел в области гражд. правоотношений, т. к. громоздкая, формализованная система общего права не поспевала за потребностями экономич. развития.

Суд лорда-канцлера был не вправе отменить решение суда общего права, на к-рое была принесена жалоба, но он мог вынести своё решение, к-рое, в конечном счёте, парализовало решение суда общего права либо существенно его изменяло. В П. с. сложились такие специфические институты англо-саксонского права, как доверительная собственность ("трест"), исполнение договоров в натуре (общее право признавало только ден. компенсацию за неисполнение договора). Дуализм общего права и П. с. усложнял и без того громоздкую и запутанную систему англ. права и в 1873 П. с. было включено в систему общего права. Однако правовые институты, сложившиеся в П. с., чётко отграничиваются от институтов общего права. В теории и практике притязания, основанные на П.с. (equitable rights), отделяются от субъективных прав, основанных на общем праве.

Лит.; Xалфина P.O., Договор в английском гражданском праве, М., 1959; Давид Р., Основные правовые системы современности, пер. с франц., М., 1967, с. 268-274.

ПРАВО УБЕЖИЩА, предоставление гос-вом права безопасного проживания на его терр. лицам, к-рые преследуются на своей родине или в др. странах за поли-тич., науч., религ. взгляды и деятельность. П. у. известно с глубокой древности. Оно существовало в 3 формах: территориальная (предоставление защиты преследуемому на терр. др. страны); религиозная (укрытие преследуемого в местах религ. культа - храмах, часовнях, у придорожных крестов и т. д.); дипломатическая (оказание покровительства в зданиях посольств и консульств).

В совр. междунар. праве общепризнанным является лишь территориальное П. у. Религ. форма П. у. (бест), к-рая носит в основном характер внутригос. нормы, сохранилась только в Иране. Предоставление П. у. в дипломатич. и консульских представительствах наиболее распространено в лат.-амер. гос-вах, к-рые заключили между собой ряд соот-ветств. соглашений, предусматривающих условия предоставления такого убежища (напр., Гаванская конвенция 1928).

Каждое гос-во само определяет в за-конодат. порядке круг лиц, к-рые могут пользоваться терр. П. у. в данной стране. В СССР П. у. предоставляется иностр. гражданам, преследуемым за защиту интересов трудящихся, за науч. деятельность или нац.-освободит, борьбу (Конституция СССР, ст. 129). Эмигрантам, получившим политич. убежище, обычно предоставляются определённые права (гражданские, трудовые и т. п.), предусматриваются их невыдача и невысылка.

Междунар. право запрещает предоставлять П. у. лицам, обвиняемым в совершении междунар. преступлений (преступления против мира, воен. преступления, преступления против человечности, геноцид и др.), а также обвиняемым в совершении уголовных преступлений, выдача (экстрадиция) к-рых предусмотрена многосторонними соглашениями о борьбе с рабством, работорговлей, незаконным распространением наркотиков, фальшивомонетничеством и пр., а также двусторонними соглашениями отдельных гос-в (см. также Выдача преступников).

Бурж. гос-ва часто используют институт П. у. для покровительства воен. и уголовным преступникам.

ПРАВОБЕРЕЖНАЯ УКРАИНА, историч. наименование терр. по правому берегу Днепра, в 1667-1793. По Андрусов-скому перемирию 1667 П. У. была подчинена Польше, в это время появился и сам термин "П. У.". Бучачский мир 1672 разделил П. У. на 3 части: Подо-лией (область по Бугу и Левобережью Днестра) овладела Турция; Брацлавщина (часть нынешней Винницкой и части Хмельницкой обл.) и Юж. Киевщина попали под власть правобережного казацкого гетмана-вассала Турции - П. Д. Дорошенко; остальная территория П. У. принадлежала Польше. В 1683 тур. господство на П. У. было ликвидировано. В результате войны против Турции Польша по условиям Карловицкого конгресса 1698-99 восстановила своё господство над частью П. У., где насаждался тяжкий нац., религ. и социальный гнёт. Нар. массы П. У. вели борьбу против польско-шляхетского режима (восстания 1702-04, 1734, 1750, 1768 и др.). В 1793 в результате 2-го раздела Польши П. У. воссоединилась с Левобережной Украиной и вошла в состав Российской империи.

Понятия "П. У.", "Правобережье" употребляются в совр. лит-ре применительно к территории, охватывающей совр. Киевскую, Черкасскую, Кировоградскую, Житомирскую, Винницкую, Хмельницкую, Ровенскую и Волынскую области (см. также Украинская ССР). Во время Великой Отечеств. войны 1941-45 на П. У. происходила битва за освобождение её терр. от нем.-фаш. захватчиков. Оно осуществлялось в ходе Днепровско-Кар-патской стратегич. наступательной операции (24 дек. 1943-17 апр. 1944), включающей ряд фронтовых операций, объединённых общим стратегич. замыслом.

В результате освобождения сов. войсками Левобережной Украины и захвата стратегич. плацдармов на прав. берегу Днепра (см. ст. Днепр, раздел Битва за Днепр) к концу 1943 создались благоприятные условия для освобождения П. У. К этому времени на П. У. оборонялись: группа нем. армий "Юг" (1-я и 4-я танк., 6-я и 8-я полевые армии, команд, ген.-фельдмаршал Э. Манштейн), часть сил группы армий "А" (3-я рум. армия и 44-й отдельный армейский корпус, команд, ген.-фельдмаршал Э. Клейст) при поддержке 4-го возд. флота и ВВС королевской Румынии. Всего насчитывалось ок. 1,8 млн. чел., 2200 танков и штурмовых орудий, 21 820 орудий и миномётов, 1560 боевых самолётов. Нем.-фаш. командование полагало, что в связи с наступившей распутицей до лета крупные наступат. операции Красной Армии исключены и это позволит ему сосредоточить необходимые силы и восстановить оборону по Днепру.

Замысел Сов. Верх. Главнокомандования заключался в нанесении мощных ударов на всём фронте от Овруча до устья Днепра с целью расчленить вражескую оборону, окружить и уничтожить группировки противника по частям, освободить П. У. ц выйти к юго-зап. границам СССР. Осуществление этого замысла возлагалось на 1-й, 2-й, 3-й и 4-й Укр. фронты при содействии части сил Черноморского флота и укр. партизан. В составе 4 фронтов всего насчитывалось 21 общевойсковая, 3 танк., 4 возд. армии (всего 2086 млн. чел., 31530 орудий и миномётов, 1908 танков и самоходно-арт. установок, ок. 2370 боевых самолётов). Координацию действий фронтов осуществляли представители Ставки: 1-го и 2-го -Маршал Сов. Союза Г. К. Жуков, 3-го и 4-го - Маршал Сов. Союза А. М. Василевский.

24 дек. 1943 войска 1-го Укр. фронта (команд. ген. армии Н. Ф. Ватутин) начали Житомирско-Бердичевскую операцию. Мощными ударами они разгромили противостоящие силы 4-й и 1-й танк, армий, освободили Радомышль, Ново-град-Волынский, Житомир, Бердичев, Белую Церковь и к 14 янв. продвинулись от 80 до 120 км на 3. и Ю.-З., охватив с С.-З. корсунь-шевченковскую группировку противника. В р-не Белой Церкви вместе с сов. войсками сражалась 1-я чехосл. бригада под командованием Л. Свободы. Нем.-фаш. командование для закрытия образовавшихся брешей в обороне было вынуждено подтянуть на это направление 12 дивизий из резерва и с др. участков сов.-герм, фронта. В период с 5 по 16 янв. 1944 войска 2-го Укр. фронта (команд. ген. армии И. С. Конев) провели Кировоградскую операцию, в результате к-рой враг был отброшен на 40-50 км. Войска фронта освободили обл. центр и крупный узел дорог Кировоград и охватили с Ю.-В. группировку противника в р-не Корсунь-Шевченковского. В результате проведённой войсками 1-го и 2-го Укр. фронтов 24 янв.-17 февр. Корсунъ-Шевченковской операции 1944 были окружены и уничтожены 10 дивизий и 1 бригада противника. Одновременно с этим войска правого крыла 1-го Укр. фронта (13-я и 60-я армии) 27 янв.-11 февр. провели Луцко-Ровенскую операцию и во взаимодействии с партизанами нанесли поражение 4-й танк. армии, освободили от врага обширный р-н Полесья с городами Луцк, Ровно, Шепетовка и нависли над проску-рово-черновицкой группировкой противника. Войска 3-го (команд. ген. армии Р. Я. Малиновский) и 4-го (команд. ген. армии В. И. Толбухин) Укр. фронтов 30 янв.- 29 февр. осуществили Нико-польско-Криворожскую операцию, в ходе к-рой нанесли поражение 6-й нем. армии, освободили города Кривой Рог, Никополь, Марганец и отбросили противника к р. Ингулец, захватив плацдармы на её зап. берегу. В начале марта 1944 войска 1-го, 2-го и 3-го Укр., а также вновь созданного 24 февр. 2-го Белорус, (команд. ген.-полк. П. А. Курочкин) фронтов возобновили наступление на фронте от Припяти до устья Днепра. С 4 марта по 17 апр. 1-й Укр. фронт (команд. с 1 марта Маршал Сов. Союза Г. К. Жуков) провёл Проскурово-Черновицкую операцию. Войска фронта продвинулись от 80 до 350 км, нанесли тяжёлое поражение 4-й и 1-й танк. армиям противника, освободили Тернополь, Проскуров (ныне Хмельницкий), Черновцы, Каменец-Подольский и вышли в предгорье Карпат. 5 марта - 6 апр. войска 2-го Укр. фронта осуществили Уманско-Бо-тошанскую операцию, в ходе к-рой разгромили 8-ю нем. армию, форсировали pp. Юж. Буг, Днестр, Прут, Сирет, вышли на гос. границу СССР и перенесли боевые действия на терр. Румынии. Войска 3-го Укр. фронта при содействии части сил Черноморского флота 6 марта -14 апр. последовательно провели Березнеговато-Снигирёвскую операцию 1944 и Одесскую операцию 1944, нанесли тяжёлое поражение 6-й нем. и 3-й рум. армиям, освободили юг П. У. с городами Николаев, Херсон, Очаков, Одесса и выдвинулись на р. Днестр в её нижнем течении, захватив ряд важных плацдармов на зап. берегу. 15 марта - 5 апр. войска 2-го Белорус. фронта провели Полесскую операцию, в ходе к-рой в исключительно сложных условиях распутицы продвинулись на 30-40 км, форсировали pp. Стоход, Турья и вышли на подступы к городам Ратно, Ковель, Турийск.

В результате проведённых операций сов. войска освободили П. У. и отбросили врага на 250-450 км. Были полностью разгромлены 10 вражеских дивизий и 1 бригада; 5 дивизий, ввиду больших потерь, были расформированы; 60 дивизий (в т. ч. 12 танк., 3 моторизов.) потеряли до 50% и 10 дивизий до 70% своего личного состава. Гитлеровское командование вынуждено было в янв.- апр. перебросить на П. У. 34 дивизии и 4 бригады из Румынии, Венгрии, Франции, Югославии, Дании и из самой Германии, а также 9 дивизий из резерва и с др. участков сов.-герм. фронта. Выход сов. войск на подступы к границам Польши, Чехословакии и в пределы Румынии коренным образом изменил военно-политич. обстановку в Европе и на Балканах.

Лит.: История Украинской ССР, т. 1, К., 1969; История Великой Отечественной войны Советского Союза. 1941 - 1945, т. 4, М., 1962; Василевский А. М., Дело всей жизни, М., 1973; Грылёв А. Н., Днепр -Карпаты - Крым, М., 1970. А. Н. Грылёв.

ПРАВОВАЯ ПОМОЩЬ (договоры о правовой помощи), договоры, заключаемые гос-вами по вопросам сотрудничества учреждений юстиции (судов, органов нотариата, прокуратуры), по оказанию П. п. по гражд., семейным и уголовным делам. СССР имеет такие договоры с Албанией (1958), Болгарией (1957), Венгрией (1958, в 1971 заключено соглашение о дополнениях к этому договору), ГДР (1957), КНДР (1957), Монголией (1958), Польшей (1957), Румынией (1958), Чехословакией (1957), Югославией (1962), Ираком (1973). Цель договоров - обеспечение взаимного признания и соблюдения имуществ. и личных прав граждан одного гос-ва на терр. другого. Договоры регулируют вопросы сотрудничества между учреждениями юстиции, правовой защиты, определения компетенции судов и применения права, процессуальных прав иностранцев, исполнения поручений о П. п., признания и исполнения решений по гражд., семейным делам, признания и пересылки документов, выдачи преступников и т. д. По договору •о П. п. граждане одного гос-ва пользуются на территории др. гос-ва такой же защитой их личных и имуществ. прав, как и собственные граждане (т. н. национальный режим); они могут свободно и беспрепятственно обращаться в суды, прокуратуру, нотариальные конторы и иные учреждения юстиции др. гос-ва, возбуждать ходатайства и предъявлять иски. Им предоставляются такие же процессуальные права, как и собственным гражданам.

Договоры 6 П. п. содержат пост. 6 взаимном исполнении судебных поручений и поручений др. учреждений юстиции, а также устанавливают взаимное признание суд. решений по гражд. и семейным делам, вступивших в законную силу. Это означает признание за решением иностр. суда такой же юрид. силы, какую имеют решения собств. судов данной страны.

Кроме того, предусматривается, что решения, вынесенные в одном гос-ве, могут быть принудительно исполнены на территории др. гос-ва (ходатайство о принудит, исполнении подаётся в суд, вынесший решение). Пересмотр решения по существу на основании законодательства страны, где исполняется это решение, не допускается. В СССР порядок исполнения решений судов гос-в, с к-рыми СССР заключены договоры об оказании П. п., урегулирован Указами Президиума Верх. Совета СССР от 12 сент. и от 20 дек. 1958 и от 9 июля 1965.

ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА ТЕОРИЯ (Recbtsstaat, в англо-саксонской терминологии -"господство права" - Rule of Law), бурж. политико-юрид. теория, согласно к-рой гос-во в своей деятельности связано правом и не должно выходить за установленные им рамки. Термин "правовое государство" введён в науч. оборот И. Кантом. Широкое распространение П. г. т. получила к сер. 19 в. с утверждением капиталистич. отношений и являлась в значит. мере переводом на язык правовой идеологии требований экономич. либерализма. Наиболее значит. представителями П. г. т. были нем. юристы Г. Еллинек и Л. Штейн. П. г. т. носила антифеод. характер, ибо требование о связанности гос-ва правом обращалось к гос. механизму, в к-ром даже после утверждения капиталистич. отношений были весьма сильны феод. наслоения. По своим теоретико-гносео-логич. источникам П. г. т. была тесно связана с юрид. мировоззрением - классич. мировоззрением восходящей буржуазии. Осуждая абсолютистско-полицей-ское гос-во, П. г. т. имела либерально-демократич. звучание, нередко выступала как идеология, обоснование компромисса буржуазии с дворянством (в Германии, России).

С переходом капитализма в стадию империализма в результате ряда социаль-но-политич. факторов значение П. г. т. в бурж. правовой идеологии уменьшилось. Однако после 2-й мировой войны 1939-45 лозунг П. г. т. в трансформированном виде занял видное место в бурж. идеологии, особенно в антикомму-нистич. пропаганде, изображающей капиталистич. гос-ва как правовые, а социалистич.- как не связанные с правом и стоящие над ним. В действительности практика бурж. гос-ва показывает, что бурж. политич. власть всякий раз изменяла право, когда того требовали политич. и экономич. интересы капитала, а в особо острых социальных ситуациях практически действовала как не ограниченная и не стеснённая законом. Марксистская теория, исходя из тесной взаимосвязи гос-ва и права, не противопоставляет их друг другу. Как суверенная власть гос-во наделено широкими правотворческими возможностями, а все без исключения органы гос-ва в соответствии с принципом законности должны действовать в рамках действующего права. Социалистич. теория и практика исходят из необходимости постоянного совершенствования принципа законности в гос. управлении и всей обществ. жизни.

ПРАВОВОГО ПОРЯДКА ПАРТИЯ, контрреволюц. партия крупной торг.-пром. буржуазии и помещиков в России. Образовалась в окт. 1905. Учредители и руководители партии - А. В. Боб-рищев-Пушкин, Н. А. Демчинский и др. Программа партии (опубл. 20 окт. 1905), прикрываясь лозунгом "правового порядка" (конституции), требовала "единства и неделимости России", "сильной гос. власти", "укрепления авторитета монархии". П. п. п. обещала "всемерное содействие" ликвидации общинного землевладения крестьян и переходу к личному владению, выступала резко против забастовок, в то же время демагогически высказывалась за "возможное сокращение рабочего дня". В нояб. 1905 П. п. п. совм. с "Союзом 17 октября" (см. Октябристы) и др. партиями крупной буржуазии образовала Объединённый к-т конститу-ционно-монархич. партий и выставила с ними общие списки на выборах в 1-ю Гос. думу, но успеха не имела; на выборах во 2-ю Гос. думу блокировалась с "Союзом русских людей". В это время завершается процесс распада П. п. п., часть к-рой полностью сомкнулась с октябристами, а др. часть перешла в лагерь черносотенцев.

Лит.: Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд. (см. Справочный том, ч. 1, с. 457); Ч е р-менский Е. Д., Буржуазия и царизм в первой русской революции, 2 изд., М., 1970.

Н. Ф. Славин.

ПРАВОЙ РУКИ ПРАВИЛО, удобное для запоминания правило для определения направления индукционного тока в проводнике, движущемся в магнитном поле. Согласно этому правилу, если расположить правую ладонь так, чтобы отставленный большой палец совпадал с направлением движения проводника, а силовые линии магнитного поля входили в ладонь, то направление индукционного тока в проводнике совпадёт с направлением вытянутых пальцев. П. р. п. является следствием Ленца правила.

ПРАВОМОЧИЕ, предусмотренная законом возможность участника правоотношения осуществлять определённые действия или требовать известных действий от другого участника этого правоотношения. Реальность П. гарантируется гос-вом: при невыполнении к.-л. лицом своих обязанностей, управомоченная сторона может обратиться в суд, арбитраж или иной гос. орган для защиты своего права. См. также Субъективное право.

ПРАВОНАРУШЕНИЕ, виновные противоправные деяния, совершённые достигшими установленного законом возраста и вменяемыми людьми.

П. делятся на преступления и проступки (гражданские, административные, дисциплинарные). За П. устанавливается соответственно уголовная, гражд., адм. или дисциплинарная ответственность.

ПРАВООТНОШЕНИЕ, урегулированное нормами права обществ. отношение, участники к-рого (лица или орг-цин) выступают как носители юрид. прав и обязанностей (см. Субъект права). Возникновение П., их изменение или прекращение происходит при наличии условий, предусмотренных нормами права,-юрид. фактов. П. характеризуется наличием у его участников охраняемых гос-вом возможностей поведения (субъективных прав) и соответствующих им юрид. обязанностей. Напр., в пенсионном П. пенсионер имеет право на периодич. получение пенсии, а органы пенсионного обеспечения обязаны её выплачивать. По обязательству должник обязан совершить определённое действие в пользу кредитора, к-рый вправе требовать исполнения обязанности должника.

П. относятся к числу надстроечных (идеологических) обществ. отношений, т. е. таких, к-рые "...прежде чем им сложиться, проходят через сознание людей..." (Ленин В. И., Поли. собр. соч., 5 изд., т. 1, с. 137); они носят государственно-волевой характер, поскольку предусмотрены нормами права. Содержание и характер П. обусловлены в конечном счёте материальными потребностями и условиями жизни общества. Так, в социалистич. обществе, основанном на обществ. собственности на средства производства и свободном от эксплуатации труде, не существует права частной собственности, не возникают П. по найму чужого труда в частном х-ве или П. с целью извлечения нетрудовых доходов. Подобные П., характерные для капита-листич. общества, советскими законами не допускаются.

В социалистич. обществе складываются разнообразные гос.-правовые, адм., гражд., трудовые и иные П., через к-рые право оказывает воздействие на развитие общества.

ПРАВОПИСАНИЕ, правила, устанавливающие единообразные способы передачи речи на письме; см. Орфография.

ПРАВОПОРЯДОК, система обществ. отношений, складывающаяся на основе действующего права. П. всегда олицетворяет наиболее важные стороны и черты определённого социально-экономич. строя. Классики марксизма-ленинизма указывали, что гос. власть всегда была властью, охраняющей порядок, т. е. существующий общественный строй, они трактовали П. как нормальный, упорядоченный подзаконный порядок обществ, жизни, рассматривали П. в тесной связи с правом, с политич. строем данного общества, гос-ва. В любом бурж. гос-ве П. характеризуется политич. господством буржуазии, господством частной собственности на орудия и средства производства, эксплуатацией человека человеком и т. д.

В социалистич. гос-ве П.- строй обществ. отношений. соответствующий интересам большинства населения или всего народа. Осн. черты сов. общественно-по-питич. строя, сложившегося в результате победы социализма в СССР, - осуществление политич. власти всем сов. народом, социалистич. система х-ва и социалистич. собственность на орудия и средства производства, демократизм гос. строя, равенство всех наций и народов, руководство обществом и гос-вом со стороны КПСС, социалистич. равенство и свобода людей - являются одновременно и осн. чертами сов. социалистич. П. См. также Право.

ПРАВОПРЕЕМСТВО, переход прав и обязанностей от одного лица к другому (напр., от умершего гражданина к его наследникам, от объединившихся орг-ций к вновь возникшей в результате объединения). П. означает изменение субъекта существующих прав и обязанностей, содержание их не меняется - к правопреемнику переходят те же права и обязанности, к-рые были у его предшественника. П.- производное приобретение прав и обязанностей (в отличие от первоначального, при к-ром право данного лица не основывается на праве предшественника).

П. может быть универсальным или частным (сингулярным). В первом случае к одному правопреемнику (или нескольким) переходят все права и обязанности (напр., при наследовании по закону к наследникам переходит всё имущество умершего, в чём бы оно ни выражалось и где бы ни находилось). Частное П. заключается в переходе отд. прав или обязанностей (напр., кредитор, имеющий право на получение с должника ден. суммы, может уступить это право третьему лицу, к-рое станет сингулярным преемником данного права).

По отношению к нек-рым правам, имеющим строго личный характер, П. не допускается (напр., нельзя передать право на получение алиментов, обязанность создать литерат